Самый смелый народ в мире. Даргинцы — благочестивый и мужественный народ Мужественные люди кто

Русские становятся всё менее и менее мужественным народом. Этому способствует буквально всё. Телевидение и шоу-бизнес усиленно создают моду на женоподобных существ. Дети воспитываются и образовываются исключительно женщинами, причём далеко не лучшими из них. Последние поколения русских “мужчин” начисто лишены мужского воспитания.

Не случайно почти любой по-настоящему мужской поступок попадает под ту или иную статью уголовного кодекса. Чтобы получить ярлык фашиста, часто достаточно быть просто мужчиной.

Стоит ли удивляться тому, что страна, где мужское начало всячески подавляется, находится на грани вымирания и исчезновения?

По мнению выдающегося русского педагога Владимира Базарного всё это вещи более чем взаимосвязанные:

“Спросите благополучных, здоровых, добропорядочных, живущих в стабильной Германии молодых людей лет 30-35: почему они не заводят детей? Вряд ли вы услышите в ответ что-то вразумительное: нельзя же всерьёз принимать рассуждения о карьере, об удовольствиях свободной жизни, о том, что надо посмотреть мир, накопить денег… А в это самое время в лагере чеченских беженцев справляют свадьбу. У молодых нет жилья — только закуток в палатке, смутное представление о том, где и когда они смогут стабильно работать, но то, что дети у них появятся в положенное природой время, можно не сомневаться.

Если бы семьи сегодня распадались из-за материальных трудностей! Но всё дело в том, что всегда беда, лишения только сплачивали и закаляли семейные коллективы. А сегодня стонут и плачут от брачных мук и бедные, и богатые. Растёт насилие. У нас сотни тысяч (!) социальных сирот, беспризорников. Пьянство. Наркомания. А мы при объяснении этой семейной беды все перебираем и перебираем факторы материальной жизни. А фактор жизни духовной не учитываем. Тем временем духовная пропасть от поколения к поколению растёт всё больше .

К сожалению, нам, воспитанным на жёстком материализме, тонкая вуаль межчеловеческих отношений порой уже недоступна. Да, причин современной трагедии семьи, а в итоге — народа и государства — очень много. Но среди них есть одна самая важная, корневая. Это генетическое угасание факторов мужества у мальчиков, юношей, мужчин и приобретение ими сугубо женских характеристик.

Народы ещё в древности осознали: мужское в мальчике изначально закрепощено и само по себе не раскроется. Раскрепощение мужских начал возможно только в испытаниях, направленных на преодоление в себе страха, на развитие силы, ловкости, смелости, выносливости и т.д.

Посмотрите, у нас с каждым годом юноши становятся всё более и более женственными, а девушки всё более и более “мужчинистыми”. И процессы эти давно уже развернулись на гормонально-генетическом уровне. Согласно зарубежным исследованиям, уровень гормона, определяющего мужскую принадлежность и мужскую зрелость — тестостерона — в крови молодых мужчин к концу ХХ века составил 24-50 %. В то время как для обеспечения нормальных детородных функций он должен быть не ниже 80 %! Вот вам и благополучный Запад — и питаются они хорошо, и с экологией у них всё в порядке…”.

Душа человека и народа содержит мужскую и женскую природы. Мужское начало является носителем активности, деятельности самих по себе. Вечная женственность – это потенция бытия, материя, начало пассивное, охранительное. Подлинно творческий акт гармонично соединяет оба начала: материя и безграничные возможности вечной женственности выявляются и оформляются активным действием вечномужественного . Душа, обладающая одним началом, – нежизнеспособна, при сверхдоминировании одного из них – душа ущербна. Предельно женственное существо обречено на пассивность, непроявленность, неоформленность. Гипертрофированно мужественное существо тяготеет к разрушению, вплоть до самоистребления. Степень выраженности мужского и женского начал, а также их баланс и гармоничность отношений друг с другом во многом определяют природу и характер человека и народа. В богатых душах сильно выражены оба начала, в наиболее цельных – одно из них преобладает, не подавляя другого. Творческая душа является амбивалентной, с некоторым преобладанием мужского, ибо женское открывает глубины бытия, а мужское призвано в творческом акте объять и оформить материю. Сильное проявление обоих полюсов чревато внутренними противоречиями и неустойчивостью общего состояния, их доминирование может меняться – отчего душа склонна к перманентной двойственности.

Можно определить душу, например, греческого народа как явно амбивалентную, в которой мужская и женская природы предельно выражены и развиты, при этом доминирование одной из них меняется. Поэтому греческий творческий гений проявил себя во многих областях культуры, философии, литературы, а также в общественном и государственном строительстве. Излишняя женственность греческой души сказывалась в культе мужской любви, с одной стороны, и института гетер – с другой. Греческая женственность не позволила создать сильную государственность, способную защитить независимость народа. Понадобилась реакция на женскую расслабленность греческой души мужественной македонской составляющей, чтобы греческая культура не только сохранилась, но и была волевым образом распространена Александром Македонским почти на всю ойкумену.

В сравнении с амбивалентными греками характер римлян был монистичен, в нем преобладала мужественная составляющая. Это позволило им завоевать огромные территории, создать величайшую империю. Но гипертрофия мужского начала перекрыла возможности для культурного творчества, отчего римляне остались эпигонами греков во всем, кроме права, которое выражало стремление мужского начала оформить достижения римской цивилизации.

В немецком народе сильно выражена женственная стихия, что способствовало созданию великой и многогранной германской культуры. Но преобладало в германском духе мужское начало, которое способствовало, с одной стороны, многим завоеваниям, с другой, наделяло немецкий характер и образ жизни рационализмом, упорядоченностью и стабильностью (немецким порядком ), позволявшим народу сохраниться вопреки внутренним противоречиям и внешним угрозам. Нередко мужское начало чрезмерно доминировало в немецкой душе, и немецкая воля к наведению порядка обращалась во вне.

«Перед немецким сознанием стоит категорический императив, чтобы все было приведено в порядок. Мировой беспорядок должен быть прекращен самим немцем, а немцу все и вся представляется беспорядком. Мировой хаос должен быть упорядочен немцем, все в жизни должно быть им дисциплинировано изнутри. Отсюда рождаются непомерные притязания, которые переживаются немцем как долг, как формальный, категорический императив» (Н.А. Бердяев). Это писалось в годы Первой мировой войны, за два десятилетия до апогея немецкого расизма.

Конечно, мужественный германский дух видел в безбрежных просторах России только «вечно бабье в русской душе», что было причиной войн и сложных отношений Германии с русским Востоком. «Немцы давно уже построили теорию, что русский народ – женственный и душевный в противоположность мужественному и духовному немецкому народу. Мужественный дух немецкого народа должен овладеть женственной душой русского народа. Вся теория построена для оправдания германского империализма и германской воли к могуществу. В действительности русский народ всегда был способен к проявлению большой мужественности, и он это докажет и доказал уже германскому народу. В нем было богатырское начало. Русские искания носят не душевный, а духовный характер. Всякий народ должен быть мужественным, в нем должно быть соединение двух начал» (Н.А. Бердяев).

По этим же причинам очень разнятся немецкая и русская религиозность, причем русское религиозное мироощущение гораздо ближе к христианскому, чем немецкое. «Это чисто арийская, антисемитическая религия, религия гладкого и пресного монизма, без безумной антиномичности, без апокалипсиса. В этой германской религии нет покаяния и нет жертвы. Германец менее всего способен к покаянию. И он может быть добродетельным, нравственным, совершенным, честным, но почти не может быть святым. Покаяние подменяется пессимизмом. Германская религия относит источник зла к бессознательному божеству, к изначальному хаосу, но никогда не к человеку, не к самому германцу. Германская религия есть чистейшее монофизитство, признание лишь одной и единой природы – Божественной, а не двух природ – Божественной и человеческой, как в христианской религии… Немецкая монистическая организация, немецкий порядок не допускают апокалиптических переживаний, не терпят ощущений наступления конца старого мира, они закрепляют этот мир в плохой бесконечности. Апокалипсис германцы целиком предоставляют русскому хаосу, столь ими презираемому. Мы же презираем этот вечный немецкий порядок» (Н.А. Бердяев).

Драма русского народа в том, что он наделен явно творческой душой со всеми сложностями и противоречиями амбивалентного характера . Мужское начало по большей части преобладало в русской душе, ибо без этого невозможно было бы защититься от бесконечных нашествий, освоить безбрежные просторы, создать огромное государство и великую культуру. Но доминирование не было чрезмерным, поэтому русский народ не стремился к завоеваниям и не угнетал присоединенные народы. Возвышение мужского начала было нестабильным, иногда женская стихия перехлестывала, и русская жизнь погружалась в состояние безвольности, рассредоточенности, неупорядоченности, что заканчивалось распадом и русским бунтом . Сверхнапряженная судьба требовала от народа напряжения мужского характера, но угнетала мужскую составляющую и провоцировала разлив женственной стихии. Если душе не хватает сил мужественно сопротивляться невзгодам, она склонна защититься от них в женственной демобилизации, расслабленности, слабохарактерности, в истерическом вытеснении реальности в фантазмы.

Женственная доминанта выражается в том, как русский человек именовал свою Родину – матушка Русь , или главную свою реку – Волга-матушка . Иван Ильин отмечал, что женственная стихия в русском народе усиливалась влиянием безграничных и разнообразных пространств, настраивающих на ощущение беспредельного многообразия, оттачивающих душевную чуткость. Вместе с тем, борьба за существование в суровом, резко меняющемся климате культивировала мужественную активность, закаленность. «Беспредельное... стремится к вам в душу отовсюду, заставляя ее изведать, стать причастной к этой безграничности, бесформенности, неисчислимости богатства. Нервная система в таком случае напряжена и как бы заряжена, становится предельно чувствительной и вынуждена, именно вынуждена, к поиску и обретению равновесия. Жизнь становится интенсивной и цепкой, протекая, тем не менее, в эпическом спокойствии. Человеку приходится постоянно зреть, вникая во все, что происходит вокруг. В результате он становится интуитивно богаче, приспособленнее, изобретательнее, напористее. К этому надо присовокупить еще и славянский темперамент , особенно склонный к интенсификации» (И.А. Ильин). К тому же «славянская, неброско-гармоничная, благожелательно настроенная душа» прошла грозную школу татаро-монгольского ига, способствующую стремлению к христианскому очищению и самоуглублению. В результате судьба народа способствовала тому, что русская душа «в избытке вобрала в себя и целиком поглотила лучи вечно-женственного, подвергнувшись лучам вечно-мужественного в гораздо меньшей, более ограниченной мере» (И.А. Ильин).

О чрезмерной женственности русской души писал и Н.А. Бердяев: «Великая беда русской души в... женственной пассивности, переходящей в “бабье”, в недостатке мужественности, в склонности к браку с чужим и чуждым мужем. Русский народ слишком живет в национально-стихийном коллективизме, и в нем не окрепло еще сознание личности, ее достоинства и ее прав. Этим объясняется то, что русская государственность была так пропитана неметчиной и часто предавалась инородным владычествам». Эта характеристика верна по отношению к ослабленным и болезненным состояниям национальной души. Суровые условия не допускали женственной изнеженности, безвольной неперсонифицированности. Что касается пропитанности неметчиной, то женственная открытость русской души в гармоничном сочетании с мужественностью позволяла принимать влияния и вливания, сохраняя самоидентификацию. Из инородных владычеств, которые готовы были бы принимались народом, было только одно – польское в Смутное время XVII века, в силу патологии мужского и болезненной гипертрофии женского. В остальных случаях владычества заканчивались волево-мужественным прекращением.

Женственная природа в национальной душе раскрывалась и утончалась в истории. «Внутренний жизненный акт становился в структуре своей все чувствительнее и созерцательнее, все восприимчивее и мечтательнее, все мелодичнее и поэтичнее, все глубже верующим и молящимся, все более экстенсивным и пассивным; во всех аспектах жизни – созерцательно-спокойным, не склонным к соблюдению жестких правил обихода, способным к долготерпению, ярко проявляющим свою волю в делах службы и исполнительства, чувствующим себя счастливым только в откровенном, нараспашку, излиянии своего сердца другому, а также взыскующим, из глубочайших внутренних побуждений, вокруг себя красоты – в слове, линии, строении, краске, напеве» (И.А. Ильин). При этом характер народа не коснеет, но «оказывается предельно гибким, податливым ковке, разнообразным. Вечно-женственное, собственно, и делает его гибким, многосторонним и ковким, – молот судьбы имеет в его лице благодарный, довольно стойкий материал духа» (И.А. Ильин).

Диалектика мужского–женского многое выстраивает в русской жизни: «Русская душа пронизана и оплодотворена лучом вечно-женственного, но везде, во всех сферах жизни ищет она норму вечно-мужественного... Вечно-женственное ей дано, а вечно-мужественное – задано» (И.А. Ильин). В этом измерении русская душа отличается от европейской, «которой постепенно угрожает декаданс вечно-мужественного: формализм, заорганизованность, чрезмерная трезвость, жесткая интенсивность, рационалистская проза, эмпиристский релятивизм, безверие, революционный и воинственный дух» (И.А. Ильин). Особым образом сказывается женская стихия в русском мужчине и мужественная стихия в русской женщине: «Русский мужик носит в себе задатки вечно-женственного по-мужски и мужским образом. Да, он склонен к соблюдению статус-кво, к пассивному и спокойному восприятию вещей как они есть, к спасительной хитроватости; он необычайно динамичен, быстр, наступателен; подумает, прежде чем что-либо сказать; семь раз отмерит, прежде чем раз отрезать... Добродушная, пассивная дрема – его слабость даже тогда, когда он необычайно деятелен... Только очень часто его мужеская интенсивность дремлет в нем в экстенсивной форме; центростремительное в нем ценит свой собственный гармонический покой и далеко не всегда принимает центробежный размах, но если случится такое – держись!» (И.А. Ильин).

Русскому человеку больше свойственно гармоничное сочетание мужского и женского, что придает характеру необычайную цельность: «Русский, чтобы хотеть, должен любить; чтобы верить, должен созерцать; чтобы бороться, должен любить и созерцать. Но в борьбу с ним лучше не вступать» (И.А. Ильин). Несмотря на богатство женской природы, «русский мужик не женственен, он мужественен и живет по всем нормам мужского естества... Но все жизненно-мужские проявления проистекают из недр сердечного созерцания, согреты лучами вечно-женственного, умерены ими, смягчены, облагорожены; вечно-женственные жизненные содержания цветут и светятся; вечно искомая мужская форма найдена, получила свое наполнение, достигла своего предназначения» (И.А. Ильин).

Русская женщина наделена богатой и трепетной женской природой. «С незапамятных времен русскую женщину изображают как существо чувствительное, сострадательное, сердечное, целомудренное, робкое, с глубокими религиозными убеждениями, упорным терпением и в известной мере подчиненной мужчине. Она любит, она служит, она страдает, она уступает» (И.А. Ильин). Жестокая судьба требовала от русской женщины проявлений и мужеской природы. «Судьба от нежного, как цветок, женского существа требует по-новому приспосабливаться к жизни, преобразовываться, требует мужской формы, воли, твердости характера, интенсивности. В дальнейшем все эти качества характера наследуются, постепенно совершенствуются, закрепляются – и проявляются. Буквально во всех сферах» (И.А. Ильин). Русская жизнь и русская литература переполнены образами волевых, решительных, деятельных женщин, «впитавших в себя вечно-мужественное, чтобы излучать его в более активной и творческой форме». Вместе с тем, «русская женщина умеет подать и реализовать свой ставший мужественным характер в форме вечно-женственного. Она пребывает цветком, она остается центростремительной, чувствительной и нежной, порой столь трогательно-нежной, что диву даешься, откуда в таком хрупком теле такая душевно-духовная мощь. Она скромна, естественна, дружелюбна, честна, легко возбудима, порою вспыльчива как порох, но никогда не впадает в состояние аффекта» (И.А. Ильин).

Внешние трагедии и внутренние драмы не могли не искажать душевный облик русского человека, в том числе и в области соотношения мужского и женского. Бунты и социальные смуты происходили в России из-за распада органичного соотношения этих начал в национальной душе. В такие периоды национальное «я» – центр самоидентификации народа – лишалось зиждительной кристаллизации и безвольно впадало то в тотально мужественные состояния – разнузданно разрушающие, то в беспросветно женственные – пассивно отдающиеся агрессивным посягательствам извне. Эти начала восставали друг на друга и в слепом самоистреблении сталкивали различные слои, классы и группы народа. Гражданская война зачинается в национальной душе и затем разливается по просторам страны.

Стихия маниакальной тирании Ивана Грозного – это болезненное проявление беспредельного самолюбия мужской природы, истребляющей не только своих жен, но и насилующей женственную природу народа. Опричники ограждались в «ордене-монастыре» от благотворного воздействия женственности. Раскол андрогинной природы национальной души привел, с одной стороны, к разнузданию зарвавшейся мужской стихии в опричнине, с другой – к женственному безволию правящего клана Шуйских. Роковое раскачивание разрушительного маятника в национальной душе не остановило мудрое правление Бориса Годунова. В Смуте XVII века можно увидеть разнузданную мужскую стихию казачества, разбойников и грабителей в своей стране, и женственную безвольность в противостоянии иноземцам. Мужская природа в народе деградировала в ту эпоху, не была способна к самозащите, а женская природа пала, для обретения какого-то порядка готова была отдаваться владычеству иноземной мужественности в лице самозваных «принцев». Только нижегородское ополчение явило примирение женственной жертвенности и мужской мудрости, воли, с чего начинается оздоровление национального тела – государства.

Тирания Петра I выразила уродливую гипертрофию мужского начала, насилующего женскую природу нации и ревниво истребляющего рядом с собой проявления здоровой мужской природы. Пример тому – убийство Петром I своего сына, царевича Алексея.

В последующую эпоху маятник качнулся в другую крайность: XVIII век оказался «бабьим веком», когда в хорошем и в плохом, в созидании и в разрушении первые роли играли женщины на троне. Мужчинам отводилась роль фаворитов или слуг венценосных дам.

В революциях 1917 года февралисты проявили аморфность, сменяющуюся истерической импульсивностью женственности характера, безответственные судороги которого ввергли страну в хаос. В ответ явился уродливо гипертрофированный мужской характер большевизма, с невиданно железной, безжалостной, тотально маниакальной волей.

Выход из новой смуты возможен через кристаллизацию и гармоничное воссоединение мужской и женской природы в национальной душе. Можно констатировать, что «проблема русского характера оставалась пока нерешенной: ему недоставало формы, активности, дисциплины. Вечно-женственное одаривало нас своими дарами; вечно-мужественному приходилось наверстывать: слабым оставался характер, слабой – организация, слабым – государство. И революция начала с превращения упадка в хаос, чтобы затем отдать бразды правления сверхмужескому волевому клубку безрелигиозного тоталитаризма. Моим твердым убеждением всегда было то, что есть только один верный способ санации существующего – изнутри, через вечно-женственное, через любовь, верность, терпение, молитву и чистоту помыслов… Революцию в России со всей ее чудовищностью, разнузданностью и низменностью одолеет и санирует русская женщина. Ведь революция в России произошла потому, что сверхмужеская доктрина свернулась в сверхмужеской Европе в яростный волевой клубок и избрала Россию – растерянную с парализованной вследствие войны волей – в качестве полигона для своих экспериментов» (И.А. Ильин). Женственная расслабленность в национальном характере была усилена до войны творческой элитой – в разлагающем мужественность культе декаданса.

Подлинное и всецелое национальное возрождение возможно через восстановление хрупкой андрогинной гармонии в народной душе. На пути к этому мы предшествующей историей приговорены к новым судорогам. Рецидивом патологических проявлений мужского начала был феномен Ельцина, который сыграл роль бульдозера-рушителя прежнего режима – вместе со страной. С другой стороны, истерическую, не способную к рефлексии и самоконтролю женственность проявляла творческая интеллигенция, с энтузиазмом отдающаяся волевому напору безальтернативного президента.

Эта сторона жизни в народной душе преисполнена драматизма и противоречий, что неизбежно при взаимоотношении ярко выраженных противоположных начал.

Добавить в избранное

Мужество — это особое качество личности человека и способность проявлять Волю, твердость, действовать решительно и уверенно в экстремальных ситуациях

Проявление и свойства Мужества

Само по себе Мужество это характеристика объединяющая достаточно большое количество положительных качеств характера.
Человек с таким ярко проявленным качеством личности Мужество, имеет в составе этого качества следующие неотъемлемые свойства — Самообладание, Стойкость, Выдержка, Самоотверженность и зрелое чувство собственного Достоинства.

Формула мужества выглядит следующим образом:

Мужество = Самообладание+ Выдержка+ Стойкость+ Самоотверженность + Достоинство+ Ответственность — Трусость(минус)

Мужество основано на жизненном опыте, устоявшихся ценностях в обществе. Мужество необходимо всегда, везде и во всем. Первое о чем вспоминают при слове Мужество это, выполнение своих прямых обязанностей защиты Родины и государства, однако это не всегда так. Понятие Мужество распространяется и на другие, более простые жизненные ситуации. К Мужеству относится способность преодолевать собственный Страх, переносить Страдания, включая и физическую боль.

Мужественным может быть только разумный, волевой, зрелый и целостный человек

Истинное мужество выражается в спокойном самообладании и в невозмутимом выполнении своего долга, невзирая ни на какие бедствия и опасности.

Мужество считает: «Предотвращенный бой – выигранный бой»
Однажды полководец спросил воина: - Что нужнее всего в бою? Тот ответил: - Нужней всего мужество! - А сила, а оружие? Или ты о них забыл? - спросил полководец. - Если в сердце воина нет мужества, не помогут ему ни сила его, ни оружие, - ответил тот.

Отличие Мужества от Смелости

Мужественный человек не только смел, но и благоразумен. В отличие от смелости, мужество предполагает ответственность и разумность. Мужество идет от разума и осознанности, а не от чувств. В отличии от импульсивной Смелости, Мужество отключает свои собственные чувства.

Смелость импульсивна

Мужественный человек на уровне подсознания, приучил себя качественно выполнять свои обязанности в любых экстремальных условиях, он не оставил чувствам ни единого шанса бояться, переживать, сомневаться и спокойно делает то, что необходимо.

Смелость может быть импульсивной, может происходить из страха. Как пример, смелым может быть и ребенок, а в упрямстве ребенка тоже есть воля, но каково ее качество? Такую смелость называют защитной реакцией. Эту запись о ложной Смелости — сделали наши предыдущие поколения, для самозащиты детей.

В Мужестве проявляется качество накопленной воли

Развив в себе ответственный, позитивный и конструктивный взгляд на мир, мужество уверенно утверждает: «Я отвечаю за все, что происходит в моей жизни»
Мужественный человек берет ответственность за свои действия на себя. Перекладывать вину на других людей, обстоятельства, злой рок, карму, наследственность или невезение, он не будет.

Благодаря непреклонной Воле, настойчивости, Мужественный человек способен преодолеть все трудности, усвоить все уроки, которые предлагает мне жизнь, и принимать любой вызов судьбы.

Мужественность воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям. Мужественный человек знает, что у любой задачи есть решение. Мужеству важны только два критерия, плохой вариант развития событий и хороший вариант. Мужество делает анализ, принимает решение, делает шаги.
Мужество и антагонист Трусость, тесно соседствуют друг с другом. Их разделяет их Решительность, находящаяся в пространстве между страхом перед опасностью и реакцией на него.

И мужеству и трусости бывает страшно, первое перед лицом опасной неизвестности. Мужество принуждает себя само делать, что должно и поэтому называется мужеством.

Трусость либо не успела, либо не смогла или не захотела сделать сама. Спустя секунды все то, что должна была сделать Трусость, принудят это сделать другие люди. Поэтому это состояние, нерешительности и страха — называется Трусостью.

Именно эти мгновения, короткие мгновения жизни, расставляют все по местам, именно эти мгновения раздают кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие.

Мужеству присущи качества характера — Мягкость, Милосердие, Великодушие.

Мужество это не каменная бесчувственная глыба, обыкновенно оно идет рядом с мягкостью характера, особой чуткостью к трудностям и бедам других людей и великодушием.

Даргинцы являются одной из самых крупных народностей Республики Дагестан и относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. Самоназвание народа дарган . Первые упоминания этнонима «даргинцы» относятся к 15 веку. В 16 веке даргинцев делили на 3 типа, которые различались по месту жительства и занятиям:

  1. высокогорный
  2. среднегорный
  3. нижнепредгорный

В 1921 году даргинцы с другими народами Северного Кавказа вошли в состав Дагестанской АССР. Часть народа после этого переселилась на равнину. Даргинцы воплощают в себе добродетель, мужество, трудолюбие, благочестие и честность. Эти качества они с ранних лет воспитывают в своих детях.

Где живут

Основная часть даргинцев живет на территории Российской Федерации и составляет 16,5% от всего населения Дагестана. В Ставропольском крае расположена самая крупная община этой народности. Есть крупные диаспоры в Калмыкии, Москве, Ростовской и Астраханской областях.

Малый процент даргинцев живет в Красноярском крае. Появились они в этих местностях в 1930-х годах. В Киргизии и Туркмении тоже проживают представители этого народа.

Название

Этноним «даргинцы» является производным от слова «дарг», что переводится как «группа, народ». Этнонимы «дарган» и «даргинцы» имеют позднее происхождение, по мнению филолога Р. Аргеевой. В дореволюционный период эта народность была известна как хюркилинцы и акушинцы.

Язык

Разговаривают даргинцы на даргинском языке, который относится к нахско-дагестанской ветви северокавказской семьи языков. Даргинский состоит из множества диалектов, некоторые из них:

  • урахинский
  • акушинский
  • кайтагский
  • цудахарский
  • кубачинский
  • мегебский
  • сиргинский
  • чирагский

Даргинский литературный язык используется на основе акушинского диалекта. Распространен среди народа и русский язык. В течение 20 века письменность языка два раза менялась. Сперва традиционную для даргинцев арабицу в 1928 году заменили латинским алфавитом, потом в 1938 году на русскую графику. В 1960 годах в алфавит даргинского была добавлена буква Пl пI. Сегодня в алфавите 46 букв.

В школах образование ведется на даргинском языке по общероссийской программе. Все учебники, кроме книг по литературе, русскому языку, иностранным языкам, переведены на даргинский. Есть русскоязычные даргинские детские сады.

Религия

Даргинцы являются мусульманами-суннитами, эту религию они приняли в 14 веке. До этого даргинцы являлись язычниками, поклонялись мифическим персонажам пантеона богов, которые олицетворяли силы и явления природы. Сохранились многие из них в жизни народа по сей день:

  • Куне, мифический персонаж, который представляет собой добрый, невидимый человеку дух. Является покровителем семейного очага и рода, приносит в дом достаток. Люди представляют его в виде высокой женщины с большим бюстом и длинными волосами красного цвета. Дух является в дома по пятницам, обитает в центральном столбе жилища. Чтобы задобрить его, хозяйки в этот день недели смазывают горячую печь маслом или куском жирного мяса. Если Куне уходит и не возвращается, это к несчастью.
  • Моиу, это духи, которые ведают рождением детей и являются покровительницами рожениц. Распространены у даргинцев-акушинцев. Люди их представляют в виде старух, одетых в черные и белые одежды. Они могут насылать на детей болезни и смерть;
  • Берхи, божество, олицетворяющее Солнце, в облике прекрасного юноши, который излучает ослепительный и яркий свет. Берхи обитает в море, заходит в него и выходит из него. Его заглатывает морское чудовище Куртма. Спасает и возвращает на землю бог Зал;
  • Бадз, божество, которое олицетворяет Луну. Представлено в виде прекрасной девушки. Существует сказание о пятнах на Луне: Базд и Берхи любили друг друга, но Бадз начала хвастаться, что она красивее Берхи и смотрят на нее больше, чем на него. Тогда Солнце бросило на Луну комки грязи, которая не смывается, от чего на ней образовались пятна. Луна обиделась и убежала от Солнца, которое позже признало свою вину и теперь пытается всегда догнать Бадз;
  • Абдал, или Авдал, покровитель оленей, туров, диких коз и бог охоты. Он заботится о диких животных, доит и пасет их, ограничивает их отстрел. Для удачи люди приносили ему жертву в виде печени или сердца убитого животного. Кости не выбрасывали и не сжигали, чтобы Абдал по ним оживил зверя.

Вся жизнь представителей этого народа с рождения до смерти сопровождается религиозными обрядами. Даргинцы верят, что мораль и религия - это две неразделимые вещи.

В жизни даргинцев особое место занимают мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. Каждая семья по обычаю празднует Мавлид ан-Наби - день рождения пророка Мухаммеда. Важной частью обрядности является Зикр.

Еда

В кухне даргинцев, проживающих на равнине, преобладала растительная пища. В высокогорье предпочитали в основном пищу из молока и мяса. Самые распространенные мучные изделия - это хинкал и около 50 вариантов пирогов чуду с различными начинками. Муку использовали ржаную, просяную, кукурузную, ячменную и пшеничную. Из говяжьего и бараньего мяса производят колбасы, мясо сушат и коптят. Из молока делают несколько видов сыра. Супы у народа очень популярны, их готовят с фасолью, овощами, молотой пшеницей. Очень популярен шашлык, плов, соусы и курзе (аналог пельменей и вареников). Из сладостей даргинцы часто делают яблочные карамели - яблоки, сваренные в карамели целиком. Дополнением в рационе являются зелень, овощи, фрукты, ягоды.

В даргинской кухне распространены общекавказские блюда. Давно научились представители этой народности консервировать фрукты и овощи. Пища подается к столу на общем большом блюде, из которого едят все. Раньше у даргинцев дома были ручные мельницы, в которых они сами мололи муку из зерновых. В домах была специальная комната очага, где готовили еду. Существовали целые квартальные пекарни, где выпекали пироги и хлеб чурек. Любимый напиток даргинцев - квас буза.


Жизнь

Издавна даргинцы занимаются скотоводством, земледелием, обработкой дерева, камня, кожи и шерсти, вышивают золотыми нитями и шелком. В селе Сулевкент занимаются гончарным делом. Даргинцы обрабатывают металлы, распространено у них гончарное, медночеканное, бронзолитейное и кузнечное дело. Производят ювелирные украшения и оружие. Каждый в Кубачах, от мала до велика, владеет ювелирным делом. Это передается из поколения в поколение. Издают они парадную посуду, подсвечники, потрясающие украшения для женщин, работают с костью, медью, эмалью и серебром. Парадное оружие, рукоятки для кинжалов и ножны мастера украшали серебром и позолотой, узорчатыми пластинами из кости. Распространено это искусство и сегодня. Кубачинские ювелиры известны во всем мире.

Славятся и Кубачинские мастера, которые изготавливали шлемы, кольчуги, пистолеты и ружья. Кожаные мужские ремни всегда богато украшены подвесными бляхами, звеньями из серебра и металла.

Значительной была роль женщины в хозяйстве. В ее обязанности входил уход за крупным рогатым скотом, убор урожая, приготовление пищи, заготовка продуктов, изготовление предметов домашнего обихода и одежды. Мужчина пахал, сеял, занимался овцеводством.

Девочек начинали обучать пошиву национальных костюмов, производству головных уборов, плетению нагрудных украшений, различных ожерелий, которые состояли из монет и бусин. Даргинские женщины искусно ткут ковры, валяют войлок и вяжут.

Современные даргинцы занимаются виноградарством и садоводством. Во многих местах построены консервные заводы, где перерабатывают ягоды, овощи и фрукты. Крупные фруктово-консервные заводы и промышленные комбинаты расположены в селениях Маджалис, Серкжала, Ходжа-Махи и Цудахар. Построены заводы по переработке животноводческой продукции и предприятия по производству сыров и сливочного масла.


Жилище

Традиционно даргинцы проживали сельскими общинами, которые назывались джамаат. Общины были объединены в союзы сельских обществ, часть их входила в Аку-шимскую конфедерацию. Сегодня у народа распространены малые семьи, которые в прошлом были большими и неразделенными. Распространены на территории Дагестана и тухумы - группы семей, которые вели происхождение от одного предка. После Октябрьской революции в селениях открылись школы, больницы, клубы, сельсоветы и избы-читальни.

Селения в горах террасообразные, скученные. Основные типы жилища в предгорьях и горах - многоэтажные дома с плоской кровлей. В советское время были построены более современные селения из многоэтажных домов.

Современные дома даргинцы строят из камня, песчаника, известняка и глинистого сланца. В некоторых селениях используют саман. Стоят дома на фундаменте или скалистом основании. Кладка камня осуществляется в основном на растворе из глины. У более старых зданий кладка сухая. Полы в жилищах шиферные, глинобитные или деревянные. Потолок мастерят из досок, шиферных плит, хвороста или жердей. В селениях, расположенных в предгорных зонах, чаще начали использовать двускатные черепичные или железные крыши. Фасады в жилищах обычно имеют открытую галерею или веранду.

Если дом состоит из нескольких этажей, нижний отводится под хлев, конюшню, сеновал, место для склада дров и кладовые. На верхних этажах жилые комнаты. В селениях, расположенных в более высоких горных местностях, жилища зачастую неправильной конфигурации и подстраиваются в строительстве под склон, на котором они стоят. Из-за этого у комнат неправильные формы, иногда с пятью углами или закругленными углами. Все дома у даргинцев благоустроены, содержатся в чистоте и достаточно оснащены удобствами.


Внешность

Национальная одежда даргинских мужчин состояла из туникообразной рубахи «хевы» и штанов «шарбар» простого кроя. Использовали эти вещи не только как нательную, но и как часть верхней одежды. Шили ее из плотной хлопчатобумажной или шерстяной ткани темного цвета: синего, черного или серого. Мужчины в Нижнем Кайтаге носили белую рубаху и белые штаны.

Поверх рубахи надевали бешмет (каптал) на подкладке, сшитый из темного плотного материала. Для пошива нарядного бешмета, покупали шелковую или шерстяную ткань черного, темно зеленого или синего цвета. Шили каптал в талию, по фигуре. Спереди, сверху донизу был прямой разрез. Длина одежды была чуть ниже или выше колен, по желанию мужчины. Ниже талии, в основном сзади и по бокам, вшивали несколько клиньев, узких и расширяющихся к низу, они образовывали фалды. Таких клиньев было до 10.

У бешмета стоячий невысокий воротник, по бокам, ниже талии, располагались внутренние карманы. На груди карманы были нашивные. Бешмет спереди застегивался на мелкие пуговицы и петли, от воротника до пояса. Петли изготавливали из самодельной тонкой тесьмы. Этой же тесьмой обшивался воротник, рукава, вырезы на боковых карманах и верх на нагрудных карманах. Зимний бешмет шили на вате. В каптале мужчина ходил в поле, мог выходить в нем на улицу и ходить дома. Когда было прохладно, поверх него надевали черкеску.

Важной частью верхней одежды была шуба из овчины, ее надевали зимой поверх бешмета и черкески. На одну шубу уходило от 6 до 9 овчин молодого барашка. В ненастную погоду надевали бурку. Обязательный атрибут даргинского мужчины - длинный и широкий кинжал.


На голове носили папахи и войлочные шляпы. Зажиточные шили себе шапки из среднеазиатского каракуля. Обувь у даргинцев была достаточно разнообразной. Многие даргинцы, особенно жители селений Цудахарской области, были прекрасными мастерами кожевенно-обувного дела. Дома носили шерстяные носки, которые умела вязать каждая женщина. Для прочности к ним пришивали сафьян, холст или сукно. Поверх носков надевали сафьяновые мягкие сапоги. Носили галоши, сапоги и башмаки.

Женская одежда состояла из нательной рубахи, широких или узких штанов, верхнего туникообразного или цельнокроенного платья. На голове носили в основном платки, черное или белое покрывало «каз», которое оборачивалось вокруг головы, свисало низко на шее, плечах и груди. Во многих местностях такие покрывала украшали каймой и вышивкой. На ноги надевали вязаные чулки и чувяки. Обязательный элемент женского костюма - кушак белого цвета или в тон штанов. Длина кушака от 2 до 5 метров, его оборачивали вокруг талии и бедер. Можно было заменять его металлическим или кожаным поясом.

Обязательно носили передник. Верили, что он защищает женщину от дурного глаза. На него нашивали обереги: украшения, монеты и подвески из металла, делали вышивку в виде трезубца или руки с растопыренными и направленными вниз пальцами. Обувь носили из войлока или кожи.

Сегодня даргинцы носят в основном одежду и обувь городского типа. И по сей день существует правило, в соответствии с которым одежду ярких цветов могут носить только молодые девушки. Замужние носят спокойные тона и материи одного цвета. Пожилые женщины надевают одежду коричневого, синего и черного оттенка.

Культура

Даргинская литература до 20 века была основана только на устной словесности. В начале 20 века был выпущены первые сборники стихов. После Октябрьской революции даргинская литература начала развиваться. Поначалу удалось собрать и перевести в письменный вид памятники устного творчества, начиная с мая 1925 года начала выходить первая газета «Дарган», которая выпускалась на даргинском языке. В 1961 году был открыт первый драматический даргинский театр.


Фольклор

В фольклоре народности основными направлениями являются:

  • сказки
  • героические песни
  • легенды
  • предания
  • поговорки
  • пословицы

Агач-кумуз является основным музыкальным инструментов даргинского народа. Струны инструмента музыканты настраивали разными способами и получали в результате различные созвучия и мелодии. Есть у народа и другие инструменты для музыки:

  • чунгур
  • кеманча
  • гармоника
  • мандолина
  • бубен
  • зурна

Традиции

Раньше мужчины и женщины в семье принимали пищу по отдельности. Сегодня все члены семьи садятся за стол совместно. В большей части даргинского общества и сегодня есть обычай женских собраний, которые для мужчин являются запретом. В селе Кубачи даже были специальные помещения, которые называли домом женщин или домом девушек. Там собиралась вся часть женского населения. Существуют у народа и праздники только для женщин. Но, несмотря на это, положение даргинских женщин раньше было очень тяжелым. Они не имели права принимать участие в общественных делах селения, ходить на общественные сельские праздники, разговаривать с мужчинами и общаться при посторонних с мужем. Мужчина был в доме главным, и без его согласия жена не могла ничего продать, приобрести и дарить. Все что принадлежало ей в доме мужа, это только ее приданое.

Женщина не имела права принимать раньше мужа пищу, ложиться спать, пока он не пришел домой. Не принято было мужчине заниматься воспитанием детей, это делала только жена. Принимали участие и старшие члены семьи. На людях отец не имел права проявлять чувств к своему ребенку, приласкать его и успокоить, если он заплакал. Но когда дети вырастали и вставал вопрос о каком-либо важном решении, связанном с ними, участие принимал только отец. Мать не имела никакого слова. Очень значительной была роль женщины в хозяйстве.


Браки у даргинцев заключались в пределах тохума - определенной социальной группы или категории. Вопросы о браке решали только отцы, без детей. Предпочтения и интересы детей не учитывались. Важность имело социальное положение и приданое невесты. Из-за того, что требовалось большое приданое, часто девушки не могли выйти замуж. Подобные проблемы были и у юношей, от которых требовались дорогие подарки для невесты и ее родственников. У зажиточных мужчин нередко было несколько жен, что делало жизнь женщин еще сложнее. У второй и третьей жены не было права на самостоятельность, так как хозяйкой была первая жена.

В дом мужа женщина входила с покрытой головой, семья мужчины проводила ритуал, который защищал молодых от несчастий. Приносили в жертву барана, считалось, что его кровь отгоняет злых духов.

Даргинцы очень гостеприимны, для них гость - самый важный в доме человек. Все ему подается самое лучшее: еда, место за столом и постель. Гостеприимство для этого народа является великой добродетелью. Принимать гостей и быть гостеприимным считается большой обязанностью, которую любой даргинец выполнит с удовольствием.

Очень уважают даргинцы старших, для них это основа этики. Родители и другие старшие в семье всегда занимают почетные места за столом, первыми начинают речь. Молодые в их присутствии должны стоять, всегда уступать при необходимости место.

Детям обычно дают имена пророков или умерших родственников. Все даргинцы чтят родственные связи, для них важно не осрамить семью, не опозорится. Мальчиков с детства учат стоять за себя и своих близких. Они должны хорошо учиться, уважать старших, быть для других примером. Девочек воспитывают как будущих хранительниц очага и ценностей семьи.

Мужественные люди - наиболее определение героев нашей сегодняшней подборки. Они жили и едва не умирали в таких обстоятельствах, о которых нам страшно даже подумать. Они сражались в войнах, танцевали со смертью, совершали акты чудесного героизма и выживали, чтобы рассказать об этом.

Хью Гласс (Hugh Glass)

В 1823 году во время охоты на дичь, вдоль берега Гранд-Ривер (Grand River) вместе со своими друзьями звероловами, Гласс столкнулся лицом к лицу с медведицей гризли и её медвежатами. Оказавшись без своей винтовки под рукой, он не смог помешать медведице чуть ли не разодрать его на куски. Она оставила глубокие рваные раны на его лице, груди, руках и спине. Удивительно, но Гласс смог её отпугнуть при помощи одного только охотничьего ножа. К сожалению, они были на враждебной индейской территории, и Гласс был настолько ранен, что его товарищам охотникам, не оставалось ничего кроме как накрыть его умирающее тело и оставить его позади. Но Гласс не умер. Он пришёл в сознание, вправил свою сломанную ногу, завернулся в шкуру медведя и пополз вдоль берега реки. У Гласса были свои заминки. В какой-то момент ему пришлось собрать личинки с гниющего бревна, чтобы они объели его омертвевшую плоть на ноге, чтобы избежать гангрены. Ему приходилось убивать и кушать змей для того, чтобы поддержать себя. Тем не менее, спустя шесть недель (шесть недель!) он достиг цивилизации, живым и в добром здравии.

Симо Хяюхя (Simo Hayha)

Его прозвали «Белая Смерть» (The White Death). Симо был финским снайпером, который, по сути, превратил жизнь советских солдат в ад во время Второй мировой войны. Во время Советско-финской войны 1939-40-ых годов Симо помогал отбивать советских захватчиков единственным способом, который он знал, стреляя в них с большого расстояния. В течение всего лишь 100 дней Симо совершил 505 убийств, причём все они были подтверждены. Русские, будучи сбитыми с толку, послали снайперов в контратаку и стреляли в Симо артиллерией, но они не смогли его остановить. В конце концов, русский солдат выстрелил в лицо Симо. Когда они нашли его, Симо был в коме, и половина его щеки отсутствовала, но он отказался умирать. Он пришёл в себя и стал дальше жить полноценной жизнью, разводя собак и охотясь на лосей. Когда его спросили, каким образом он научился так хорошо стрелять, Симо сказал то, что является самой недооценённой вещью в истории человечества: «практика».

Самуэль Виттемор (Samuel Whittemore)

Виттемор был истинным патриотом, и, как многие другие, он с радостью сражался за свою свободу против англичан во время Войны за независимость США. Единственная разница между остальными мужчинами и Самуэлем заключалась в том, что Виттемору было на тот момент 78 лет. До этого Виттемор служил рядовым на Войне короля Георга (King George’s War) и помогал при захвате Крепости Луисбург (Fort Louisburg) в 1745 году. Некоторые полагают, что он также участвовал в Франко-индейской войне (French and Indian War), когда ему было 64 года.Он также в одиночку убил трёх британских солдат на своих полях с помощью винтовки и своего дуэльного пистолета. За его старания ему выстрелили в лицо, нанесли ранение штыком, и оставили умирать. Он отказался умирать, и на самом деле, полностью выздоровел и прожил до зрелого возраста 98 лет, когда, по-видимому, Бог решил, что ему не хочется видеть, как 150-летний мужчина сражается в Гражданской войне (Civil War).

«Сумасшедший Джек» Черчилль (“Mad Jack” Churchill)

У Джона Черчилля был девиз, и это само по себе является довольно крутым потому что, у кого в наши дни есть свой собственный девиз? Во всяком случае, Черчилль говорил: «Любой офицер, который начинает сражение без своего меча - неправильно одет». И «Безумный Джек» поддерживал свои слова делом. В то время как менее храбрые люди использовали оружие, «Безумный Джек» использовал лук со стрелами и меч, чтобы убивать нацистов. Именно так, он считал, что огнестрельное оружие придумано для трусов. «Безумный Джек» является единственным солдатом во Второй мировой войне, который убивал врагов луком и стрелами. Чего только стоит тот факт, что этот парень взял свою волынку в бой, и однажды повёл отряд на вражескую позицию, играя на ней, более того, он был единственным, кто пережил это сражение! Он также проник в Сицилию и взял в плен 42 солдата и минометную команду. В то время как большинство хотели, чтобы война закончилась, Черчилль этого не желал, говоря: «Если бы не было этих проклятых янки, мы могли бы вести войну ещё с десяток лет».

Бханбхагта Гурунг (Bhanbhagta Gurung)

Англичане наградили Бханбхагту Крестом Виктории (Victorian Cross) за его усилия во Второй мировой войне. Что же такого особенного он сделал? Ну, начнём с того, что он спас всю свою бригаду от вражеского снайпера, спокойно встав и выстрелив в него, в то время как его подразделение было в осаде. На этом он не остановился, бросился во вражеский окоп, чтобы подорвать врагов гранатой (без приказа, и в одиночку), затем он прыгнул в следующий окоп (где, как мы предполагаем, два японских солдата были в полном недоумении) и заколол их штыком до смерти. Окрылённый своим успехом, он очистил ещё два окопа, убивая врагов гранатами и штыками. Ах да, мы забыли упомянуть, что всё это происходило под пулемётным обстрелом, который обрушивался на него и его товарищей из пулеметного бункера. Бханбхагта решил и эту проблему, он отправился из окопа в бункер, прыгнув на крышу и забросив гранату в бункер. Затем он влетел в бункер и взял в плен последнего японского солдата.

Августина Арагонская (Agustina of Aragon)

Августина находилась на пути к форту, чтобы доставить яблоки испанским солдатам во время Испанской войны за независимость (Spanish War of Independence), когда она обнаружила их отступающими на фоне французской атаки. Она побежала вперед и начала заряжать пушки, пристыдив солдат настолько сильно, что они, должно быть, почувствовали себя обязанными вернуться к бою. С её помощью они отбились от французов. Она была, в конечном счете, взята в плен, но бежала и стала лидером отряда партизан. Она даже служила в качестве командира батареи в Битве при Витории (Battle of Vitoria). Люди называли её испанской Жанной д"Арк (Joan of Arc), и это было заслуженной честью.

Джон Фэрфакс (John Fairfax)

Когда ему было 9 лет, Джон Фэрфакс решил спор с помощью пистолета. Он был исключён из бойскаутов за стрельбу в другую группу из огнестрельного оружия. В 13 лет он убежал из дома, чтобы жить как Тарзан в джунглях Амазонки. Когда ему было 20 лет, он решил покончить жизнь самоубийством - посредством съедения ягуаром! Он взял с собой пистолет на случай, если он передумает, что он и сделал, и он впоследствии застрелил и освежевал животное. Он провёл три года в качестве пирата, после попытки путешествовать на велосипеде и автостопом по всей Южной Америке. Затем, в конечном счёте, он в одиночку переплыл в лодке Атлантический океан, а затем Тихий океан в тандеме с другом.

Миямото Мусаси (Miyamoto Musashi)

Миямото был святым с мечом, воином Кэнсай (kensai) в Японии в конце 16 и начале 17 века. Он провёл свой первый поединок, когда ему было 13 лет. Очевидно, ему понравилось сражаться, потому что он провёл свою жизнь, блуждая по сельской местности и сражаясь с людьми. Под конец жизни он принял участие и победил более чем в 60 поединках. Он тренировался в школе Ёсиока-рю (Yoshioka ryu), а затем вернулся и уничтожил её, видимо, потому что он мог это сделать. Однажды он сражался в довольно знаменитом поединке против Сасаки Кодзиро (Sasaki Kojiro), известного мастера меча, который использовал двуручный меч. Это по-видимому, не запугало Миямото, потому что он победил Сасаки при помощи маленького деревянного посоха, который он вырезал по дороге на поединок. В конце концов, Миямото заболел и удалился в пещеру, где и умер. Он был найден, преклонившим колени с мечом на руках.

Доктор Леонид Рогозов

Доктор Леонид Рогозов служил в Антарктике в 1961 году, когда у него развился перитонит. Ближайший хирург, который мог удалить аппендикс был на расстоянии более чем тысячи километров, и огромная метель должна была вот-вот начаться. Если бы аппендикс не был бы вскоре удалён, он бы умер. Не имея другого выбора, он решил, что лучше всего будет удалить его самостоятельно. Рогозов использовал зеркало, немного новокаина, скальпель, а также двух необученных ассистентов и сделал себе разрез. Ему потребовалось два часа и железная воля, но аппендэктомия прошла успешно. Рогозов был, в конечном счете, награжден Орденом Трудового Красного Знамени Советским Союзом, потому что вы обязаны чем-то наградить парня, который разрезал самого себя и достал из себя орган.

Адриан Картон ди Виарт (Adrian Carton de Wiart)

Вы можете думать, что вы крепкий орешек, но по сравнению с Адрианом Картоном ди Виарт любой человек будет казаться лужей липкой человеческой плоти. Адриан сражался в трёх войнах, в том числе в Англо-бурской войне (Boer War), Первой мировой войне, и, конечно, во Второй мировой войне. Он пережил две авиакатастрофы и получал огнестрельные ранения в голову, лицо, живот, лодыжки, бедра, ноги и ухо. Он был взят в плен во время Второй мировой войны и сумел совершить пять попыток побега из лагеря для военнопленных. В конечном итоге ему это удалось, когда он прорыл туннель из тюрьмы и избегал поимки в течение восьми дней, выдавая себя за итальянского крестьянина. Мы уже говорили, что ему на тот момент был 61 год, он не говорил по-итальянски, у него не было одной руки, и он носил повязку на глазу? Ах да, есть ещё история о врачах, которые отказывались ампутировать Адриану пальцы, поэтому он сделал самую логичную вещь, и откусил их. После Первой мировой войны ди Виарт написал: «Откровенно говоря, я наслаждался войной». Не может быть.