Портретная характеристика наташи. Характеристика наташи ростовой в произведении "война и мир"


Наташа Ростова является центральным женским персонажем романа-эпопеи "Война и мир" Л.Н. Толстого и его любимой героиней. Действие романа охватывает период времени с 1805 по 1820 год, и в течение этого времени мы следим за тем, как развивается образ Наташи.

Впервые мы видим Наташу тринадцатилетним подростком. Она еще нескладна и некрасива, ее волосы сбиты сзади черными кудрями, но она искренна и одновременно прекрасна в своей непосредственности. Героиня еще является гадким утенком, но который уже готов превратиться в прекрасного лебедя. У нее есть необыкновенные музыкальные способности, она наделена удивительным голосом, непосредственна и отзывчива. При этом героиня имеет сильный характер, с несгибаемым нравственным стержнем.

Наташа растет в атмосфере счастья, любви и веселости, которая свойственна семье Ростовых.

Дом Ростовых в Москве всегда полон жизни, но не меньшую идиллию представляет и жизнь семейства в Отрадном, где героиню окружают великолепные пейзажи, она участвует в святочных играх, гаданиях. А ведь известно, что классики всегда изображали своих любимых героев в единении с природой и в непосредственной связи с национальными традициями.

По мере того, как развивается сюжет, героиня превращается в привлекательную, живую, умеющую чувствовать девушку. Наташа способна на самопожертвование, ей не чужды высокие душевные порывы. Так, она решительно обжигает руку, доказывая Соне свою дружбу и любовь, принимает участие в судьбе раненых, когда отдает подводы для вывоза их из горящей Москвы. Во время Отечественной войны 1812 года Наташа занимает ответственную позицию. Она уверенна и мужественна. Она не дает оценки происходящему, а повинуется своим жизненным принципам, которые диктует ей ее искренний и чистый характер. Именно героиня спасает мать от умственного помешательства после смерти Пети, она ухаживает за тяжело раненным князем Андреем. Однако Толстой не идеализирует свою героиню, в ее поведении нередко прослеживаются эгоистичные мотивы, ее поступки не всегда диктуются разумом, по словам автора, она «не удостаивает быть умной». Однако эта нелестная в современном понимании характеристика говорит о главной отличительной черте образа Наташи - эмоциональности и интуитивной чуткости. Она стремится жить полной жизнью, хочет любить и быть любимой. Но ее эмоциональность, влюбчивость сыграли с ней плохую шутку: будучи помолвленной с Андреем Болконским, она увлекается Анатолем Курагиным, явно недостойным объектом ее внимания. Лишь когда она просыпается от этого наваждения и встречает в Мытищах раненого князя Андрея, она осознает свою вину и хватается за возможность искупить ее. Уход за князем Андреем возрождает ее к жизни.

Роль жены и матери, которую выполняет Наташа Ростова в эпилоге романа, неслучайна. Героиня становится женой Пьера Безухова, который близок ей по духу, ведь именно он еще вначале романа в тринадцатилетней девочке увидел прекрасную и возвышенную душу с богатым внутренним миром.

В эпилоге романа Наташа полностью погружена в семейные заботы, она разделяет интересы мужа и понимает его. Автор рисует Наташу такой, какой, по его мнению, должна быть идеальная женщина. "Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила", - пишет Толстой, называя свою героиню "сильной, красивой и плодовитой самкой". Но в этом видит смысл своей жизни Наташа Ростова. Эта характеристика героини, данная в эпилоге, еще раз свидетельствует о том, что Наташа будто является частью природы, она даже мыслит не разумом, "а всем существом своим, т. е. плотью". Наташа принимает роль добровольной и счастливой рабы: "Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа". Героиня любит и любима. А это и есть для нее истинное содержание полноценной и счастливой жизни.

Обновлено: 2012-03-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Меню статьи:

Наташа Ростова! На протяжении повести «Война и мир» Льва Николаевича Толстого эта удивительная героиня, дочь богатого графа Ростова, проживает целую жизнь. Она страдает и плачет, смеется и радуется, переживает, временами тоскует, из наивного ребенка превращаясь во взрослую красивую девушку, а затем и в женщину.

Так образ Наташи, на долю которой выпало много испытаний, постепенно раскрывается перед читателем.

Подросток Наташа: «уже не ребенок, но еще не девушка»

В первый раз мы видим Наташу тринадцатилетней девочкой-подростком, радующейся своему дню рождения, большому празднику, который отмечали в честь её именин.

«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка» – так характеризует её автор.

Она по-детски непосредственна, весела и это замечают окружающие. Хотя девочку немного балует мать, это не мешает ей оставаться открытой и честной.

Юность Наташи

Внешняя некрасивость Наташи сглаживается её добрым и милым характером. Живя по законам, которые диктует ей сердце, героиня романа остается верной своим принципам, невзирая на мнение людей. Зачастую девушка подчиняется внутренним инстинктам, не задумываясь над тем, что делает. В пору юности Наташа соприкасается с лживым и притворным светским миром, и он – хорошо, что только на время – заглушает в ней чистые и светлые порывы души, заставляя руководствоваться чужим, навязанным ей мнением. Так, следуя советам лживой и подлой Элен, Наташа поначалу принимает ухаживания Анатоля Курагина и не может понять, кого любит больше: князя Андрея Болконского (первая встреча с которым произошла в имении Ростовых) или все-таки его.



Крайне трудно разобраться в чувствах молодой девушке, которая только начинает жизнь, и она совершает ошибку, вследствие которой мучится угрызениями совести и корит себя.

Да, Наташа изменила Андрею, но это было в некоторой степени спровоцировано его поведением. В эту пору единственным утешением для нее стал не кто иной, как Пьер Безухов, человек с детской душой.
После пережитого душевного кризиса Наташа вновь полна надежд на будущее.



На протяжении всего романа «Война и мир» читатель может заметить, насколько склонной к жалости и состраданию является Наташа. Однажды, увидев плачущей близкую подругу Соню, девушка зарыдала тоже, даже не зная причины её слез.

На пути к зрелости

1812 год стал переломным в судьбе Наташи Ростовой. Приближающееся наступление Франции на Россию всколыхнуло в девушке новые чувствования.

Она понимает, что может спасти её Отечество: «Миром, - все вместе, без различий сословий, без вражды, а соединенные братской любовью - будем молиться» – размышляла Наташа Ростова. «Только на молитве она чувствовала себя в силах ясно и спокойно вспоминать и о князе Андрее и об Анатоле, как об людях, к которым чувства ее уничтожались в сравнении с ее чувством страха и благоговения к Богу…»

В это очень тяжелое время некоторые эпизоды подчеркивают жертвенность Наташи Ростовой, её желание помочь пострадавшим. В сложной ситуации девушка не видит иного выхода, как попросить родителей использовать их подводы для транспортировки раненых солдат, и ни в коем случае не оставлять их в Москве на произвол судьбы.

«…Раненые, вот кто! – восклицает Наташа, возмущаясь намерениями родителей. – Маменька, ну что нам-то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе! Маменька! Это не может быть!»

Позже девушка обнаружила, что среди пострадавших находится Андрей Болконский.


Девушка ухаживала за любимым с присущей ей самоотверженностью, но, к сожалению, это не помогло ему: Андрей скончался. За этим страшным горем последовало другое – смерть на поле боя младшего брата Пети Ростова. Но это побудило девушку еще к большему самоотречению: Наташа день и ночь ухаживает за больной матерью, которая от ужасного известия слегла в постель. «Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней.

Проснулась любовь, и проснулась жизнь» – описывает автор душевное состояние девушки.

Она мало-помалу взрослеет, и все более в характере заметны такие качества, как усердие, оптимизм, отзывчивость, которые, несомненно, помогут ей при создании собственной семьи.

Наташа Ростова – мать и жена

Разительные перемены, произошедшие в Наташе Ростовой после брака с графом Пьером Безуховым (который, к великой радости Наташи возвратился живым из плена), заметили все окружающие. Она заметно пополнела, но теперь в женщине привлекало другое: её удивительная любовь к семье, забота о Пьере, уважение его как мужа и отца детей. «Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно» – так описывает автор свою любимую героиню Наташу, ставшую женщиной.

Не удивительно, что даже через семь лет супружества он чувствует твердую почву под ногами, ведь видит себя отраженным в жене.

Три дочери, один сын, семейное счастье и благополучие – вот награда за стойкость и мужественность в перенесенных Наташей испытаниях. Теперь она твердо знает, что вместе с мужем они смогут преодолеть все невзгоды, и поэтому счастлива, даже наотрез отказавшись от светских утех.

«Со времени своего замужества Наташа жила с мужем в Москве, в Петербурге, и в подмосковной деревне, и у матери, то есть у Николая. В обществе молодую графиню Безухову видели мало, и те, которые видели, остались ею недовольны…»

Что ж. Всем не угодишь. Главное, что Наташа нашла свое призвание – служить мужу и детям. И делала это так же самоотверженно.

На мой взгляд, изучать все же необходимо. Только не так, как «проходят» в школе объемные классические произведения сейчас. При подготовке к ЕГЭ для ребенка главное - знать общую мысль произведения. Или скорее наоборот - теперь задания ЕГЭ требуют под одну мысль подвести пару-тройку литературных примеров. Поэтому перед ЕГЭ форумы выпускников пестрят примерно такими всполошенными вопросами: «Ребята, тема «Любовь к матери» - где она приводится?» - «Наташа Ростова и мать», «Мать» Горького». - «А в «Карениной» есть любовь к матери?» - «Да нет вроде. Не, там про права женщин».
Учителя литературы жалуются на резкое сокращение часов на свой предмет в 10-11-х классах. «Многотомную» классику в школе не успевают разобрать. А дома дети ее не читают - незачем! Лично я убедилась в этом, второй год по собственному почину проводя накануне ЕГЭ опрос среди выпускников Великого Новгорода. Задаю всем, кто хорошо учится по литературе, один и тот же вопрос: «Читаете ли вы книги, о которых рассказываете потом на ЕГЭ?» Отличники отвечают: «Мы краткое содержание знаем из Интернета. Все прочитать, честное слово, времени нет. Но мы на «пять» сдадим, не беспокойтесь!»
Вход на выставку Бориса Непомнящего был бесплатным. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник широко оповестил о событии через местные СМИ. И все-таки нельзя сказать, что народ массово посетил это уникальное мероприятие. Очень жаль, потому что эта выставка помимо своего художественного значения могла бы привлечь к Достоевскому новых читателей, особенно из тонко чувствующей молодежи. Я в этом абсолютно уверена.
Настоящий художник пишет не на потребу толпе и не ради звонкой монеты. Для Бориса Непомнящего, это чувствуется по его произведениям, главное в творчестве - передача эмоций, возникших, например, при его личном прочтении классики. Почти пять лет художник кропотливо работал над иллюстрациями к «Запискам из Мертвого дома». Создан цикл из 50 крупноформатных рисунков. Часть этих работ и офорты к другим произведениям Достоевского и были представлены на выставке в Великом Новгороде.
Борис Непомнящий признается, что последние два года читает только Достоевского. «Записки из Мертвого дома» вобрали в себя впечатления увиденного и пережитого Достоевским в сибирском остроге, где он провел четыре года, осужденный по делу петрашевцев. Характеры и судьбы заключенных, которых писатель встречал на каторге, описаны в этой книге. Борис Непомнящий изобразил эти персонажи так, как он их чувствует.
Боль и сострадание - в каждом штрихе этих зарисовок. Они чудным образом проявляются даже на гротескных, интуитивно отталкивающих рисунках, таких как изображение «наигрязнейшей девицы в мире» - Чекунды и Двугрошовой, которая «уже была вне всякого описания». Мы не видим исполосованной ударами спины каторжника на рисунке, изображающем проведение сквозь строй палок, но становится жутко от выражения его лица и многократно повторяющихся бесстрастных фигур солдат, наказывающих несчастного...
Невозможно не прочитать «Записки из Мертвого дома», увидев такую выставку. И это логично наводит в свою очередь на мысль: почему бы современным учителям не взять на вооружение такое замечательное средство и увлечь литературой через изобразительное искусство?
Массово приводить детей на подобные выставки - первый способ. Только не нужно потом поголовно заставлять всех описывать в тетрадке увиденное! Пусть это будет задание по желанию. Большинство детей очень не любят уроки, на которых их заставляют описывать какую-нибудь из иллюстраций в конце учебника. Все мы помним, как в своем школьном детстве однообразно подбирали слова для картины «Грачи прилетели» или «Опять двойка». Такие сочинения хороши при одном условии - если ребенка действительно затронула картина.
Второй способ - предлагать детям рисовать собственные иллюстрации к литературным произведениям. К сожалению, эта деятельность начинается и благополучно заканчивается в начальных классах. Безусловно, хорошо рисовать могут не все. Но всем вменять в обязанность это и не нужно! Нужно было бы ввести в практику и массово разрешить учителям вплоть до 11-го класса ставить пятерки по литературе за продуманный рисунок ученика, доказывающий, что тот прочел и почувствовал текст! Я уверена, что тогда увеличится число подростков, которые сядут вечером и прочтут хотя бы несколько глав из «Войны и мира», ведь без этого невозможно нарисовать Наташу Ростову, танцующую свой первый танец на балу, горящую Москву 1812-го, а может быть, и огромное бесстрастное небо Андрея Болконского...
Есть и третий способ - привлекать лучших художников России, таких, как, например, Борис Непомнящий, к широкому иллюстрированию книг, предназначенных для чтения в школе, и к пресловутому «списку 100 книг» для внеклассного чтения тоже.
Что видят сейчас дети и родители в книжных магазинах страны? Книжки для школьной программы и для взрослой аудитории не иллюстрируются вовсе - чтобы уменьшить цену. Для малышей выбираются иллюстраторы без имен, подешевле. В результате прилавки книжных магазинов наводняют аляповатые обложки, сделанные с помощью компьютерной графики.
Этой ситуацией, кстати, очень недовольны мамы, заботящиеся о чтении своих детей. Сегодня обложки и иллюстрации активно обсуждаются на родительских интернет-форумах. Вот наиболее распространенные мнения: «Самые талантливые художники почему-то не могут найти работу в издательской сфере», «Рынок рассчитан на то, что художник не будет предлагать свой стиль, а будет подстраиваться под заказчика. Главное сейчас, чтобы ярко - аж глаза выжигало - и быстро. Эта безбашенная краска рассчитана, чтобы быстрее продавался «продукт», «Не нравится, что все больше книжек напоминает анимэшный мир или картинки из компьютерных игр». В такие моменты я понимаю, что мое детство было куда интереснее и прекраснее.
Участники форумов вспоминают таких детских художников-иллюстраторов, как Владимир Сутеев, Владимир Конашевич, Владимир Лебедев, Николай Устинов, Борис Дехтерев. Из детских иллюстраторов прошлого кумиры начитанных пап и мам - Митрохин, Нарбут, Добужинский, Бенуа. Дошло до того, что мамы и папы взяли на себя то, что должны бы делать издатели! Участники форумов пропагандируют лучшие книги, сканируют их обложки, рисунки. Делятся информацией, где можно купить сокровище - хорошую книгу с хорошими рисунками. Каждая из таких купленных книг сканируется и выставляется в Интернете. Ее сразу же просматривают не меньше 200 человек на форуме!
Книга, созданная союзом двух творцов - писателя и художника, - сокровище вдвойне! Такие книги могут вернуть российским детям любовь к чтению. Чтобы это произошло, должна быть, в частности, организована система государственных заказов, хорошо оплачиваемых художникам-современникам. А чтобы исключить создание очередной кормушки для художников-халтурщиков, готовых купить выгодный заказ, нужно, чтобы голосовали за лучших иллюстраторов родители, дети и учителя. Лично я голосую за Бориса Непомнящего. Кстати, в 2014 году Россия будет отмечать 200 лет со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Борис Непомнящий собирается делать иллюстрации к «Герою нашего времени»...

Досье «УГ»

Борис Львович Непомнящий родился в 1945 году в Киеве. Учился в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.И.Мухиной. Член Союза художников СССР с 1975 года. Постоянно живет и работает в Великом Новгороде с 1971 года. В 2006 году ему присуждена золотая медаль Российской академии художеств.
Состоялось более 30 персональных выставок художника в Италии, Германии, Швеции, Финляндии, Чехии, Великобритании, Норвегии, Австрии, Эстонии, США, России.
Художником созданы такие значительные графические циклы, как «Портреты русских писателей», «Библейские сюжеты», иллюстрации к произведениям Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Н.Рубцова, Шарля де Костера, Пабло Неруды, Свифта. В формировании его индивидуального стиля огромную роль сыграло увлечение творчеством Альбрехта Дюрера, Босха, Рембрандта.

Великий Новгород

« Сейчас я ее понимаю…»

(Психологический портрет Наташи Ростовой)

Наташа Ростова - самовлюбленная, непостоянная девушка, требующая к себе особого внимания, - вот какое первоначальное мнение сложилось у меня об этой героине. Когда мы начали изучать роман, я с твердой уверенностью сказала учителю: «Буду рассказывать о ком угодно, но только не о Наташе. Она предала Андрея Болконского, ей нет прощения». Друзья со мной спорили, а в учебнике было сказано, что Наташа – любимая героиня

Л. Н.Толстого. Накопилось слишком много вопросов, которые требовали ответа, ведь я должна была отстаивать свою точку зрения.

Сейчас я понимаю, насколько была неправа. Мой проект «Психологический портрет Наташи Ростовой» позволил мне познакомиться с историей развития психологического портрета в русской литературе 19 века, открыть тайну имени героини, изучить биографию Татьяны Берс-Кузьминской, прототипа Наташи Ростовой, и самого писателя.

Я убедилась, что в романе «Война и мир» Л.Н.Толстой использовал первую разновидность психологического портрета: подчеркнул соответствие внешности героини ее внутреннему миру, показал нам, что внешность человека - это зеркало его души, особенно если этот человек открытый, искренний, не умеющий и не желающий притворяться. Но для того чтобы верно, в соответствии с жизненной правдой изобразить переживания других людей, необходимо изучить собственные. Толстой применил этот способ, не уставая в течение всей жизни наблюдать за движениями своей души и фиксировать их в дневниках.

Продолжая традиции А.С.Пушкина, который первый уходит от живописного портрета к психологическому, писатель обращает наше внимание на те детали внешнего облика героини, которые несут информацию о мыслях, чувствах, переживаниях и настроениях. В свое время М.Горький отметил этот удивительный дар Толстого, его умение создавать точные психологические портреты, а Н.Г.Чернышевский с необыкновенной проницательностью подчеркнул при этом огромную роль авторского самонаблюдения в психологическом анализе.

Чтобы создать психологический портрет Наташи, я обратилась и к творчеству М.Ю.Лермонтова, который наряду с Л.Толстым, Ф.М.Достоевским, А.П.Чеховым является последователем пушкинской традиции. На мой взгляд, глава «Максим Максимыч» из романа «Герой нашего времени» дает нам образец психологического портрета Григория Александровича Печорина, где внутренние качества персонажа можно увидеть через его внешний облик.

Психологический портрет Наташи Ростовой

Изначально тяжело понять, что происходит в душе героини после совершенного ею поступка. Действительно ли Наташа хотела причинить боль любимому человеку? Казалось, что она не осознавала свою вину и получала удовольствие от того, что все близкие люди ее жалели и успокаивали. Но, на самом деле, Наташа понимала, что своим необдуманным поступком причинила боль близкому человеку. Искреннее чувство раскаяния, которое не покидало ее до самого примирения с князем Андреем, раскрыло мне все тайны ее образа: тонкую душу и ранимое сердце, которое никому и никогда не желало зла.

В первый раз мы встречаем Наташу «в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». «Большой рот», «сияющие черные глаза», «сбившиеся назад черные кудри» и постоянная улыбка на лице открывают нам внутренний мир главной героини романа. Она полна жизни, чувств, готова радоваться каждому мгновению и верить в счастливое будущее. Разрумянившаяся, «именинно-сиявшая» Наташа поразила меня своей искренностью: лучезарные глаза, полные света, добра, детской невинности, освещали все вокруг. Она была еще далека от светского общества, не знала, что такое ложь и лицемерие, и каждой частичкой своего сердца любила всех, кто окружал ее. Точную характеристику тринадцатилетней девочке дает Марья Дмитриевна, называя ее «казак» и «зелье-девка». А Наташа как будто старается все время соответствовать этим определениям: она бегает, громко кричит, обнимает своих «мам`а и пап`а», привлекает всеобщее внимание. По определению Толстого, она была некрасива. Здесь автор совершенно не уделяет внимания деталям одежды (мы вскользь читаем о маленьких ножках в кружевных панталончиках), его интересует лишь то, как ведет себя героиня. Кажется, уже сейчас, на первых страницах романа, он любуется ей. Ведь Наташа нисколько не боялась выглядеть дурно или оттого, что считала себя довольно-таки милой, или оттого, что ее возрасту были свойственны необдуманные поступки.

Во втором томе автор проводит героиню через множество испытаний, которые в дальнейшем кардинально изменят ее жизнь. Мы видим повзрослевшую Наташу, ей 15 лет, но в глазах автора она остается такой же милой и простой девушкой, неким ангелом-хранителем для окружающих. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как она вдохновляет людей, делает их лучшее, добрее, возвращает им любовь к жизни. Именно «отчаянно-оживленные» глаза Наташи помогли Николаю Ростову, приехавшему в отпуск домой в 1806 году, забыть хотя бы на время о войне и впервые за полтора года ощутить себя счастливым. Мне кажется, что выбор имени героини продиктован его значением. Дело в том, что имя «Наташа» в современном варианте перевода означает «рождественская, рожденная в Рождество» (от лат. Natalis Domini ). На протяжении всего романа мы находим подтверждение тому, что героиня живет не умом, а сердцем. Она по-прежнему не умеет и не хочет скрывать своих чувств: не стесняясь, обнимает Денисова, визжит от радости и громко смеется. В этом и заключалась, на мой взгляд, главная особенность любимой героини Толстого: она умела ощущать сполна каждое мгновение своей жизни, любить жизнь и дарить эту любовь другим. Когда князь Андрей впервые видит Наташу в Отрадном, он искренне не понимает, чему она может так радоваться. Но эта встреча дарит ему право на любовь к жизни.

На своем первом балу Наташа выглядела сдержанно; величественные манеры, осанка будто бы говорили о том, что она готова к такому торжественному событию. Но, на самом деле, ее переполняли чувства, глаза выдавали смятение девушки, она, конечно же, боялась выглядеть хуже других. На ней было белое дымковое платье, подчеркивающее молодую грудь. Наташа чувствовала на себе внимание окружающих, но все же ожидала нечто большего.

Она хотела весь вечер веселиться и танцевать, ведь в этом ей не было равных. Испуганный взгляд, опущенные тоненькие руки подчеркивали волнение героини, все указывало на то, что она ждет кавалера. Наконец, отчаянное лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею Болконскому. Погрузившись в легкий танец, она вдруг ожила, и ее лицо осветилось благодарной улыбкой. Наблюдательный князь сразу же отметил, что глаза и улыбка девушки выражали ее внутреннее счастье.

Чувства, возникшие между князем Андреем и Наташей, сделали юную героиню очень настороженной. Для нее это был особый мир, новый и неизведанный, переживания сказывались на ее манерах и поведении: сцепленные руки прижаты к сердцу, голос дрожит, взгляд отстранен. Услышав от Болконского долгожданные слова любви, Наташа заплакала. Внутренее она не могла смириться с этой новостью, не верила в происходящее, была счастлива, но недолго.

Долгая разлука молодых людей давала о себе знать. Нахмуренные брови, сжатые губы, несдерживаемые слезы – все говорило о том, что девушка тяжело переносит разлуку. Наташа и так знала Андрея очень мало, а спустя полгода она начала бояться его и того неизведанного, что ждет ее впереди. Она становилась неуверенной в себе, тосковала, боялась забыть Андрея, не находила себе места. В это трудное время ей нужна была поддержка любимого человека, его присутствие рядом. Но судьба распорядилась иначе.

Я считаю, что именно приезд к Болконским подтолкнул Наташу к дальнейшему поступку. Однообразные обязательные письма раздражали девушку, она устала ждать. И этот « теплый» прием отца возлюбленного более насторожил ее, отдалил от Андрея, как и не пыталась она в этом себя переубедить. В своем лучшем платье она достойно, но со слезами в горле вынесла унижения.

В театре Наташа явно чувствует себя некомфортно: комкает афишу, безучастно наблюдает за сценой. Внимание Анатоля Курагина, кажется, возвращает ее к жизни. После общения с ним она пытается бороться с возникшим чувством. Героиня растерянна, стыдлива, но в то же время ей приятно присутствие Анатоля. Он кажется человеком, которому можно довериться. Она еще не понимает, что Анатоль относился к ней несерьезно, весь спектакль, разыгранный им, был просто игрой.

Почему же она так быстро решила, что любит Анатоля? Конечно, на первый взгляд кажется, что ей нет оправдания, и, если ей не хватало поддержки, она могла обратиться к Пьеру за советом. Но мы говорим о юной неопытной девушке, которой просто хочется быть любимой не на словах, а наяву. Испытание разлукой в год оказалось не под силу этой хрупкой девушке. Анатоль просто оказался рядом, одурманил ее тем, чего ей не хватало - красивыми словами о любви, и Наташа в трудную минуту поддалась соблазну.

После расставания с Болконским девушка очень изменилась: она полностью отказалась от пения и все время проводила в церкви. То, как она корила себя за совершенное, просила прощение у Бога, чувствовала себя виновной за любую радость, оправдало ее. Но она не могла полностью отпустить свой поступок. Для этого ей был необходим разговор с князем Андреем.

После известия о том, что князь Андрей ранен и находится в подвозах Ростовых, Наташа стала сама не своя. Она думала только о нем, жаждала встречи. Машинальные движения, неподвижный взгляд, молчание героини говорили о том, что она уже приняла решение. Трогательная встреча, слезы счастья и раскаяния, два любящих сердца… и вновь «сияющие глаза» Наташи.

Настоящая любовь все-таки победила, героиня поняла, что все это время Андрей жил в ее сердце. Именно это чувство не давало ей отпустить его, простить себя, забыть все, что было. Девушка нежно заботилась о любимом, искупив свою вину перед ним и перед самой собой. Это помогло ей счастливо жить дальше…

За эти годы она изменилась, стала полной противоположностью той молоденькой девушке, которая жаждала светских вечеров и внимания к себе. Она полностью посвятила себя семье, став любящей матерью и женой. Глаза ее были наполнены спокойной мягкостью и ясностью, а сама она была "ни мила, ни любезна". Плавность движений, неспешность, размеренная речь говорили о том, что она наконец-то нашла свое место в жизни, где ей комфортно и уютно.

Грибова Елена, ученица 10 класса

Учитель: Комова О.Н.

М. Башилову, в 1866 году проиллюстрировавшему роман, Толстой писал насчет изображения сцены между Наташей и Борисом Друбецким в цветочной: "В поцелуе — нельзя ли Наташе придать тип Танечки Берс... а Бориса сделать не так raide ("raide" - упрямый, непреклонный)..."

Впрочем, Танечка Берс - свояченица Льва Николаевича, сестра его жены Софьи, порывистая, увлекающаяся, иногда легкомысленная - не единственный прототип Наташи Ростовой. Как признавался сам писатель, он "взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа".

"Наташа полу-барышня, полу-девочка, то детски смешная, то девически обворожительная".

."Когда он очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему более всего хотелось любить той новой, чистой божеской любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на коленях. Он понял, что это была живая, настоящая Наташа, и не удивился, но тихо обрадовался. Наташа, стоя на коленях, испуганно, но прикованно (она не могла двинуться) глядела на него, удерживая рыдания. Лицо ее было бледно и неподвижно. Только в нижней части его трепетало что-то".


Л. Пастернак, 1893 год

Кросспост в комьюнити, посвященном всему, связанному с книгами,