Что такое литературный жанр? "Война и мир": жанровое своеобразие произведения. Жанровое и сюжетное своеобразие Жанровое своеобразие произведения война и мир

Доклад

Жанровые особенности романа «Война и мир» Л.Н.Толстого

Ива Зюзина

III курс, ф.н. 4636

Русская филология

Роман "Война и мир" – произведение большого объема. Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и более пятисот различных героев. Среди них есть реальные действующие лица описываемых исторических событий, вымышленные герои и множество людей, которым Толстой даже не дает имен, например «генерал, который приказал», «офицер, который не доехал». Таким образом писатель хотел показать, что движение истории происходит не под влиянием каких-либо конкретных личностей, а благодаря всем участникам событий. Чтобы объединить такой огромный материал в одно произведение, автор создал не использованный до этого ни одним из писателей жанр, названный им романом-эпопеей.Это одно из немногих в мировой литературе 19 века произведений, к которому по праву предлагается наименование романа-эпопеи. События большого исторического масштаба, жизнь общая, а не частная составляют основу ее содержания, в ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех ее слоях, и вследствие этого так велико число действующих лиц, в частности персонажей из народной среды.

В романе описываются реальные исторические события: Аустерлицкое, Шенграбенское, Бородинское сражения, заключение Тильзитского мира, взятие Смоленска, сдача Москвы, партизанская война и другие, в которых проявляют себя реальные исторические личности. Исторические события в романе выполняют и композиционную роль. Так как Бородинское сражение во многом определило исход войны 1812 года, описанию его посвящено 20 глав, оно является кульминационным центром романа. Произведение вместило картины битвы, сменяющиеся изображением мира как полной противоположности войны, мира, как существования сообщества многих и многих людей, а также природы, то есть всего того, что окружает человека в пространстве и во времени. Споры, непонимание, скрытые и откровенные конфликты, страх, неприязнь, любовь... Все это настоящее, живое, искреннее, как и сами герои литературного произведения.

Поразительна широта охвата русской нации в произведении: дворянские усадьбы, аристократические столичные салоны, деревенские праздники и дипломатические приемы, величайшие сражения и картины мирной жизни, императоры, крестьяне, сановники, помещики, купцы, солдаты, генералы. Более чем с 500 действующих лиц встречаемся мы на страницах романа. Все они, особенно положительные герои, находятся в постоянном поиске. Любимые герои Толстого не безупречны, но они стремятся к совершенствованию, ищут смысл жизни, успокоенность для них равнозначна духовной смерти. Но путь к истине и правде труден и тернист. Герои, созданные Толстым, отражают нравственно-философские изыскания самого автора романа. В романе рассказывается о событиях происходящих на трех этапах борьбы России с бонапартистской Францией. В 1-м томе описываются события 1805 года, когда Россия вела в союзе с Австрией войну на ее территории с Францией. Во 2- м томе 1806-1807 года, когда русские войска находились в Пруссии. 3-ий и 4-ый тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 года, которую Россия вела на родной земле. В эпилоге действие происходит в 1820 году.

Сложнейшая художественно-историко-философская ткань романа сплетается из бытописания и исторических картин, из изображения эпохальных событий в жизни народа и кульминационных минут жизни частных лиц - великих и неизвестных, реальных и вымышленных; из речи повествователя и страстных монологов самого автора, как бы вышедшего на авансцену и отстранившего своих героев, остановившего действие романа, чтобы о чем-то наиважнейшем поговорить с читателем, резко оспорить общепринятую точку зрения профессиональных историков, обосновать свои принципы.

Самая первая и общая тема всякого эпоса – война и мир. Заглавие в высшей степени отвечающее тому «духу эпоса», которого, как признанно всеми, исполнена книга Толстого. То, о чем рассказывает тема и основное событие книги: это война и мир, так и в композиции основное деление осуществляется на главы на «мирные» и «военные», сменяющие друг друга. В тоже время смысл заголовка как будто двоится – а именно значение второго понятия: мир. Здесъ оно уже не так однозначно и просто – появляется вопрос в каком смысле дается слово «мир», ибо текст книги дает основание для этого. Ведь слово это не только стоит в заголовке, но и проникает весь текст романа, охватывает широкий круг содержания и образует целую сетку значений. «Мир» в тексте романа Толстого, по своей сущности, непереводим. Это не толъко тот «мир», который противоположен войне, признак тишины, покоя и согласия, но и «мир», который является в смысле значения космического - «весь свет» или «все люди».

В «миру» у автора дано специфическое значение мирской жизни, вся безграничность связей в человеческой жизни с ее пестротой отношений, мнений, событий, постижимых или нет целей, в которых необходимо ориентироваться и принимать решения. Эта жизнь «в миру», являющаяся образом «безурядицы вольного света», противопоставлена другому значению «мира» в романе Толстого. В контексте романа, другое значение «мира» является антиподом слова «земли», которое доближается уже по смыслу к слову «небо» и ресемблирует с понятиями о Боге, вере и смерти. Мир - не просто общая связь человеческой жизни, которая не раз представлялась персонажам книгам Толстого хаосом, игрой случая, но это и особая целесообразная связь, гармоническое целое, «царство правды». В границах оригинального текста эта разница передана и различным написанием конкретного слова – «миръ» и «мiръ», где понятие «миръ» возникает в местах, где явно противопоставлено войне, а «мiръ» используется в знчение «весь мир / все люди».

Имеют место немало попыток изучения основной композиции романа, принципиально различные по своему подходу. Сначала исследователи видели свою задачу в том, чтобы найти в романе главнейшие этапы развития действия, какими они должны быть по общепринятым понятиям о композиции – завзязка, кульминация, развязка. Из авторских работ на эту тему можно отметить Т.Л Мотылеву, которая уточняет в своих исследованиях, что несмотря на отсутсвие завязки в общепринятом смысле этого слова – исходного события, которое бы определяло в дальнейшем развитие действия, еще с первых страниц произведения имеет место назревающий конфликт, который лежит в основе эпопеи. А именно: противоречие и назревающая война между русским государством и наполеоновской армии. Основной пружиной действия является конкретное углубление и развитие этой сюжетной линии, кульминацией повествования можно считать Бородинское сражение, а развязкой – изгнание Наполеона из России. В таком случае место самой развязки довольно необычное – так как действие романа не прекращается после нее. Этот традиционный взгляд на композицию романа, по мнениям других исследователей, представляет собой слишком общую схему, которая не охватывает полноту и логику сюжетных линий романа, как и не подчиняет себе многих процессов жизни, изображенных в книге.

Другую попытку толкования композиции романа можно отметить в работах Б.Бурсова, который решает отойти от традиционной теоретико-литературной схемы. Он придерживается теории об отдельных композиционных центрах «Войны и мира», какими являются в ней наиболее значителъные моменты исторического события, но взятые по отдельности. В первом томе таким центро, по мнению Бурсова, является Аустерлицкое сражение, а в третьем – Бородинское. При чем здесь значимость Бородинского сражения рассматривается, не только как композиционный центр третьего тома, но и всего произведения в целом.

Совершенно иной принцип рассмотрения особенностей композиции романа выведен в монографии А. Сабурова. Кульминацией произведения признан эпизод Бородинского сражения, но ведущую роль в этой разработке занимает его так называемая «внешняя структура»я. В этой разработке рассматриваются соотношение в романе фактической стороны и вымысла, войны и мира, рассуждений автора и повествовательной части, элемента сценического и описательного. В результате, данный труд рассматривает особенности жанровой композиции романа отдельно от конкретных взглядов писателя на жизнь, от особенностей его мировозения. Метод, который не был принят другой частью исследователями, которые делали акцент в своих разработках именно на нравственно-философских идей автора и рива. азработке был принят ния. вает особенности жановой композиции романа отдельно от конкретных взглядов писателя на жизнь, конкретного романа (В. Селинов, С. Леушев).

Конечно, без учета философской основы романа нельзя понять и приемов его построения. Здесь все определяется стремлением писателя художестенно обосновыввать свой взгляд на людей, на жизнь, на общество. Авторский вымысел занимает не меньшее место в романе, чем достоверный материал по значимости, и содержит также немало философских посылок в осмыслении не только военных действий, но и в повседневной гражданской и бытовой жизни людей. Особенное внимание уделено роли народных масс в истории, этических представлений лучших и мыслящих людей из передовых семей дворянства, материальным и карьеристким побуждениям правящего сословия, проблем любви, брака и семьи.

Вымысел в романе расширяется и от намерений писателя, помимо исторического события, показать и во всей полноте жизнь людей, прямым образом не всегда связанной с происходившей войной. По словам самого писателя, отраженным в черновом варианте предисловия, свою задачу он отличает от задачи историка: «Историк и художник, опиисывая историческую эпоху, имеют два совершенно различные предмета. Как историк будет не прав, ежели он будет пытаться представить историческое лицо во всей его цельности, во всей сложности отношений ко всем сторонам жизни и тем невольно упуская и заслоняя главную свою задачу – указать на участие лица в историческом событии, так художник не исполнит своего дела, понимая лицо так, как историк, представляя всегда его в значении историческом» (13,57). Точно эти слова самого автора показывают, что он считает своей обязанностью коснуться всех сторон жизни и, конечно, осветить их с философской точки зрения. Писателем поставлена задача создать эпопею, т.е. как ему кажется, полную картину жизни общества начала века со всеми видами быта и нравов крепостной Росии. Главным образом ютим намерением объясняется исключительная полнота описания бытовых явлений жизни – рождения и смерти человека, переживаний влюбленных, охоты, картежной игры, дуэли, болезни, неповиновения крестьян барыне, переживаний матери солдата, отравления влюбленной, религиозных чувств человека – одним словом, всего, чем жил тогда человек. На протяжении чтения всего романа можно увидеть как писатель старается во всей полноте охватить жизнь эпохи, описать жизнь челеовечества на определенном историческом этапе, показать черед событий и как именно жили тогда люди.

Двум равным половинам автор отводит место в романе как военным действиям, так и событиям гражданской жизни. В этом отношении чередование военных и бытовых сцен дается примерно одинаковыми частями, оно находится в развновесии по отношению целого объема романа. Прерывая описания военных действий, повествование описывает развитие почти всех линий семейной хроники – жизни Курагиных, Болконских, Безуховых, Ростовых. В работе над первой половине романа описание всех семей проходит как правило – например, после Шенграбенского сражения в связи с развитием сюжета показаны Курагины, Пьер Безухов и Болконские. О каких-либо событий семейной жизни Ростовых здесь не говорится, но автор упоминает их, соблюдая принятый ин порядок держать их в поле зрения повествования.

В авторском сознании две половины романа – военно-историческая и гражданская – соответствуют смыслу заглавия - «Война и мир» и служат его уточнением, т.е. мир здесь опять мыслится не только как состояние, противоположное войне, но и как повседневная гражданская, невоенная жизнь людей. В сопоставлении одного и другого однако присутствуют и смысловые оттенки, говорящие о влиянии войны на мир, людей, их взгляды, чувства и поведение.

Соединение семейной хроники с событиями народной войны предтсавляет собой основной стержень развития действия в романе. В искусном переплетении двухстороннего действия автор с жизненной наблюдательностью прослеживает частные судьбы людей, выясняя, как выдерживали великое испытание и вели себя люди разных положений, взглядов и характеров, какое влияние оказывал на них ответственный исторический момент.

В соответствии с этом роман начинается с показа мира, а потом уже переходит к картинам войны. Таким образом читатель знакомится с основными героями до того, как они становятся участниками войны. А это уже влияет и на само восприятие описания войны как явление – это уже не просто война, а война с участием знакомых лиц, у которых есть своя жизнь, помыслы и стремления.

Эпопея – древний жанр, где жизнь изображается в национально-исторических масштабах. Роман – новоевропейский жанр, связанный с интересом к судьбе отдельной личности.

Черты эпопеи в “Войне и мире “: в центре – историческая судьба русского народа в Отечественной

Войне 1812 года, значение его героической роли и изображение “целостного” бытия.

Черты романа: “Война и мир” повествует о частной жизни людей, показываются конкретные личности в их духовном становлении.

Жанр романа-эпопеи – создание Толстого. Идейный и художественный смысл каждой сцены и каждого характера становится ясен лишь в их сцеплениях с многообъемлющим содержанием эпопеи. В романе-эпопее сочетаются детально нарисованные картины русской жизни, батальные сцены, авторское художественное повествование и философские отступления. Основу содержания романа-эпо-пеи составляют события большого

Исторического масштаба, “жизнь общая, а не частная”, отраженная в судьбах отдельных людей. Толстым достигнут необычайно широкий охват всех слоев русской жизни – отсюда огромное число действующих лиц.

Идейно-художественный стержень произведения – история народа и путь лучших представителей дворянства к народу. Произведение писалось не для воссоздания истории, это не хроника. Автор создал книгу о жизни нации, создал художественную, а не исторически-достоверную правду (многое из собственно истории того времени не вошло в книгу; кроме того, реальные исторические факты искажаются с целью подтверждения основной мысли романа – гиперболизация старости и пассивности Кутузова, портрет и ряд поступков Наполеона).

Историко-философские отступления, авторские размышления о прошлом, настоящем и будущем – необходимая составная часть жанровой структуры “Войны и мира”. В 1873 году Толстым была предпринята попытка облегчить структуру произведения, очистить книгу от рассуждений, что, по мнению большинства исследователей, нанесло его творению серьезный ущерб.

Считается, что громоздскость, тяжеловесность периодов (предложений), многоплановая композиция, множество сюжетных линий, обилие авторских отступлений – неотъемлимые и необходимые черты “Войны и мира”. Сама художественная задача – эпического охвата громадных пластов исторической жизни – требовала именно сложности, а не легкости и простоты формы. Осложненный синтаксический строй прозы Толстого – инструмент социального и психологического анализа, существенная составная часть стиля именно романа-эпопеи.

Требованиям жанра подчинена и композиция “Войны и мира”. В основе сюжета лежат исторические события. Во вторую очередь раскрывается значение судеб семей и отдельных людей (проанализировать все противопоставления, смотри выше).

Психологизм (показ характеров в развитии) позволяет не только объективно изобразить картину душевной жизни героев, но и выразить авторскую нравственную оценку изображаемого.

Психологический анализ от лица автора-повествователя. Раскрытие невольной неискренности, подсознательного стремления видеть себя лучше и интуитивно искать самооправдания (напр. размышления Пьера о том, ехать или нет к Анатолю Курагину, после того, как он дает Болконскому слово этого не делать). Внутренний монолог, создающий впечатление “подслушанных мыслей” (напр. поток сознания Николая Ростова во время охоты и погони за французом; князь Андрей под небом Аустерлица). Сны, раскрытие подсознательных процессов (напр. сны Пьера). Впечатления героев от внешнего мира. Внимание сосредоточивается не на самом предмете и явлении, а на том, как воспринимает их персонаж (напр. первый бал Наташи). Внешние детали (напр. дуб по дороге в Отрадное, небо Аустерлица). Расхождение между тем временем, в которое реально происходило действие, и временем рассказа о нем (напр. внутренний монолог Марьи Болконской о том, за что она полюбила Николая Ростова).

По мысли Н. Г. Чернышевского, Толстого интересовал “всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразительным, определительным термином” непосредственно изображать психический процесс. Чернышевский отмечал, что художественным открытием Толстого стало изображение внутреннего монолога в форме потока сознания. Чернышевский выделяет общие принципы “диалектики души “: а) Изображение внутреннего мира человека в постоянном движении, противоречии и развитии (Толстой: “человек – текучее вещество “); б) Интерес Толстого к переломным, кризисным моментам в жизни человека; в) Событийность (влияние событий внешнего мира на внутренний мир героя).

Сочинения по темам:

  1. “Война и мир”, как роман-эпопея. Жанр “Войны и мира” необычен. Сам Толстой отказывался от жанрового определения своего величественного произведения, предпочитая...

Негосударственное образовательное учреждение

Церковно-приходская школа «Косинская»

г. Москвы

Статья
«Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, проблематика, жанровое своеобразие»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Ганеева Виктория Николаевна

г. Москва 2014

Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, проблематика, жанровое своеобразие

Представить себе русскую литературу, в которой нет «Войны и мира», попросту невозможно. Это одно из центральных ее произведений. «Русская литература и до Толстого знала высокие образцы реалистического искусства. Но впервые у Толстого само исследование скрытых пружин движений человеческой души, исторической жизнедеятельности народа, связь, «сопряжение» частного и общего вынесены на страницы повествования».

Огромным было воздействие романа-эпопеи на писателей поздних времен, особенно в двадцатом веке: в духе традиций Толстого предстают произведения Ю. Бондарева, В. Быкова, М. Бубеннова, И. Эренбурга, К. Воробьева. Художественные законы, открытые в «Войне и мире» Л.Н. Толстым, составляли и составляют непререкаемый образец и для зарубежной литературы.

Огромным было и остается художественное воздействие эпопеи на каждого, кто прикоснулся к ее поэтической вселенной. Трудно представить без «Войны и мира» и русское патриотическое сознание. «Нет сомнения, здесь воплотился опыт целого народа, столь явно и широко выразил писатель незыблемые ценности своей земли. Русскому человеку нельзя не любить эту книгу, как нельзя не любить живую часть собственной судьбы».

Роман «Война и мир» уже долгое время остается одной из главных книг школьной программы. Несмотря на все «противоречия и парадоксы» этой книги, великая эпопея несет в себе огромное воспитательное начало, утверждая непреходящие идеалы патриотизма, долга, семьи, материнства.

История создания

Сам Л.Н. Толстой в одном из черновых набросков предисловия рассказывает о начале работы над романом: «В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которой должен был быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам, но которое теперь уже настолько отдалено от нас, что мы можем думать о нем спокойно. Но и в третий раз я оставил начатое, но уже не потому, чтобы мне нужно было описывать первую молодость моего героя, напротив: между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерными лицами великой эпохи личность моего героя отступила на задний план, а на первый план стали, с равным интересом для, и молодые и старые люди, и мужчины и женщины того времени. В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным большинству читателей, но которое, надеюсь, поймут именно те, мнением которых я дорожу; я сделал это по чувству, похожему на застенчивость и которое я не могу определить одним словом. Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего сраму. Кто не испытывал скрытого, но неприятного чувства застенчивости и недоверия при чтении патриотических сочинений о 12-м годе. Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений.

Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 года».

Перед нами грандиозный исторический замысел. К сожалению, осуществился он не сразу и не полностью, меняясь по ходу работы.

Роман о декабристе не продвинулся дальше первых глав. Из рассказа о судьбе одного героя- декабриста он трансформировался в повествование о целом поколении людей, живших в период исторических событий, предопределивших появление декабристов. Предполагалось проследить судьбу этого поколения до возвращения декабристов из ссылки. Менялось название: «Три поры. Часть 1-я. 1812-й год», «С 1805 по 1814 год. Роман графа Л.Н. Толстого. 1805-й год. Часть 1-я». В ноябре 1864 года часть рукописи была отдана для печати в журнал «Русский вестник» под названием «Тысяча восемьсот пятый год». В 1865 году в журнале появляются главы книги с подзаголовками: «В Петербурге», «В Москве», «В деревне». Следующая группа глав названа «Война» (1866) и посвящена заграничному походу русских, заканчивая Аустерлицким сражением.

Первая редакция романа создавалась в течение всего 1866 и начала 1867 года, роман должен был называться «Все хорошо, что хорошо кончается». Данный вариант романа (в шести томах) был напечатан в 1867-1869 годах. Иначе складывались судьбы героев: Андрей Болконский и Петя Ростов не погибают, а Наташу Болконский «уступает» своему другу Пьеру. Но главное отличие от окончательной редакции в следующем: «историко-романтическое повествование еще не стало эпопеей, оно еще не проникнуто, как это станет в окончательном тексте, «мыслию народной» и не является «историей народа». Об этом варианте будущего «Войны и мира» сам Толстой писал: «В сочинении моем действуют только князья, говорящие, пишущие по-французски, графы и т.п., как будто вся русская жизнь того времени сосредотачивалась в этих людях. Я согласен, что это неверно и нелиберально, и могу сказать один, но неопровержимый ответ. Жизнь чиновников, купцов, семинаристов и мужиков мне неинтересна и наполовину непонятна, жизнь аристократов того времени, благодаря памятникам того времени и другим причинам, мне понятна, интересна и мила».

В сентябре 1867 года Толстой решил осмотреть поле Бородинского сражения. Он пробыл в Бородине два дня, делая записи, рисуя план местности, чтобы понять действительное расположение войск. Автор был очень доволен своей поездкой и надеялся так описать Бородинское сражение, как никто до него. В последнем томе появились развернутые рассуждения автора о народном характере партизанской войны.

17 декабря 1867 года газета «Московские ведомости» известила о выходе первых трех томов «Войны и мира» и печатающемся четвертом. Объявление о шестом томе появилось в той же газете 12 декабря 1869 года. Грандиозный замысел не был осуществлен до конца. Эпоха 1825 и 1856 годов не была включена в повествование. Эпопея была закончена.

Смысл заглавия

6 января 1867 года Астраханская газета «Восток» поместила следующую заметку:

«Литературные новости. Граф Л.Н. Толстой окончил половину своего романа, появлявшегося в «Русском вестнике» под именем «1805 год». В настоящее время автор довел свой рассказ до 1807 года и закончил Тильзитским миром. Первая часть, уже известная читателям «Русского вестника», значительно переделана автором, и весь роман под заглавием «Война и мир» в четырех больших томах с превосходными рисунками в тексте выйдет отдельным изданием».

В русском языке эпохи Толстого существовало два слова: мир в значении «не война» и м i р как общность людей, народ. Толстой, видимо, не придавал большого значения разнице в написании этого слова. В самом тексте встречаются оба варианта, в печати роман появился как «Война и мир» с и восьмеричным.

В литературоведении известна точка зрения Э.Е Зайденшнур, согласно которой, название « Война и мiр», то есть « Война и народ», больше соответствует основной идее романа, так как задачей Толстого было показать великую роль народа в освободительной войне, а вовсе не сопоставить военную и мирную жизнь». Однако не все исследователи с этим согласны. С.Г. Бочаров пишет о множестве смыслов, о всеохватности значения слова мир. «Мир оказывается не только темой, но он разворачивается как многозначная художественная идея такой полноты и емкости, какая не может быть передана на другом языке».

Л.Д. Опульская добавляет: «… и понятие «война» означает в толстовском повествовании не одни военные столкновения враждующих армий. Война – это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчет, разъединение.

Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделенных социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения».

Историческая основа и проблематика романа

В романе «Война и мир» рассказывается о событиях, происходивших на трех этапах борьбы России с бонапартистской Францией. В первом томе описываются события 1805 года, когда Россия воевала в союзе с Австрией на ее территории; во втором томе – 1806-1811 гг., когда русские войска находились в Пруссии; третий том – 1812 г., четвертый том – 1812-1813 гг., оба посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую вела Россия на родной земле. В эпилоге действия происходят в 1820 году. Таким образом, действие в романе охватывает пятнадцать лет.

Основу романа составляют исторические военные события, художественно претворенные писателем. Мы узнаем о войне 1805 года против Наполеона, которую русская армия вела в союзе с Австрией, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, о войне в союзе с Пруссией в 1806 году и Тильзитском мире. Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года: переход французской армии через Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы. Писатель рисует события, свидетельствующие о несокрушимой мощи национального духа русского народа, подавившего французское нашествие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны.

Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины военных неудач 1805-1806 гг., с необыкновенной художественной выразительностью нарисованы картины партизанской войны; отражена великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 года, показаны картины семейного быта и нравов дворян, как лучших представителей дворянской среды, так и типичной ее части.

Одновременно с историческими проблемами эпохи отечественной войны 1812 года в романе раскрыты и актуальные вопросы 60-х годов девятнадцатого века о роли дворянства в государстве, о личности истинного гражданина Родины, о положении женщин и др. Поэтому в романе отражены наиболее значительные явления политической и общественной жизни страны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятельность Сперанского, зарождение в стране декабристского движения). Толстой изображает великосветские приемы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых. Картины преобразований в деревне Пьера Безухова, сцены бунта богучаровских крестьян, эпизоды возмущения городских ремесленников раскрывают характер социальных отношений в деревенской жизни и в жизни городских низов.

«Мысль народная» и «мысль семейная»

Известные слова Л. Толстого о том, что в «Войне и мире» он любил «мысль народную», а в «Анне Карениной» – «мысль семейную», не стоит толковать слишком буквально и категорически. Мотивы семьи в романе занимают отнюдь не последнее место. Но эпопеей «Войну и мир» делает именно «мысль народная».

Л.Д. Опульская пишет о том, что композицию задуманного монументального произведения на раннем этапе определяла декабристская тема. Историческая подготовка движения декабристов нашла отражение и в завершенном романе, хотя эта тема не заняла в нем главного места. «Пафос «Войны и мира» – в утверждении «мысли народной».

«Исследовать характер целого народа, характер, с одинаковой силой проявляющийся в мирной, повседневной жизни и в больших, этапных исторических событиях, во время военных неудач и поражений и в момент наивысшей славы, – такова важнейшая художественная задача «Войны и мира». Путь идейного и нравственного роста ведет положительных героев «Войны и мира», как всегда у Толстого, к сближению с народом. В соответствии с основами своего мировоззрения 60-х годов Толстой в «Войне и мире» еще не требует от дворянских героев разрыва с тем классом, которому они принадлежат по рождению и воспитанию; но полное нравственное единение с народом уже становится нормой подлинно человеческого поведения. Все герои как бы испытываются Отечественной войной».

Сопоставление в «Войне и мире» народной жизни с судьбами центральных персонажей имеет глубокий смысл. «Нерефлективная приобщенность людей из народа к коллективному опыту и «самостояние» человека в сложном, уже не патриархальном мире предстают у Толстого как разные, во многом не похожие друг на друга, но взаимодополняющие и равноценные начала национального бытия. Они составляют грани единой, нерасщепимой русской жизни и отмечены глубоким внутренним родством: главным героям романа и изображенным в нем людям из народа присуща одна и та же склонность к свободному, непринудительному единению».

Л.Д. Опульская считает, что «жизнеспособность каждого из персонажей «Войны и мира» проверяется мыслью народной». Действительно, лучшие качества Пьера Безухова – необыкновенная физическая сила, простота, отсутствие гордости, эгоизма – оказываются нужными именно в народной среде. Князя Андрея не считают человеком совершенно другого мира солдаты, называя его «наш князь». Наташа Ростова, «графинечка», проявляет всю силу заключенного в ней национального духа в русском танце. Необычность образа Наташи с особенной яркостью раскрывается в тот момент, когда она, спасая раненых, освобождает подводы, оставляя семейное добро в почти занятой французами Москве. Робкая княжна Марья преображается, услышав предложение своей компаньонки Бурьен искать покровительства у французов, и с гневом отвергает его.

Истина автора «Войны и мира» – «сопряжение» ценностей, воплощенных в образах главных героев романа, с обычаями народной жизни, сохранение вопреки резко усложнившимся, личностным формам сознания и бытия изначальной приобщенности человека к народу как целому. «В центре внимания Толстого-художника – то непререкаемо ценное и поэтическое, что таит в себе русская нация: как народное бытие с его многовековыми традициями, так и жизнь сравнительно неширокого слоя образованных дворян, сформировавшегося в послепетровское столетие».

«В художественном кругозоре автора «Войны и мира» парадоксальным образом соединились личностное начало, имеющее в нашей культуре по преимуществу западноевропейское происхождение и традиции Востока, самое же главное – начала исконно-русского бытия, по преимуществу сельского, патриархального, далекого от государственности. В недрах национальной жизни России XIX века Толстой усмотрел нечто, сближающее ее с лучшими проявлениями как западноевропейской, так и восточной культуры. На почве этого жизненного синтеза и сформировалась в сознании и творчестве писателя 60-х годов «мысль народная», ставшая смысловым центром «Войны и мира».

(Под определением «Восток» понимается восточнославянская культура).

Как уже было сказано выше, «традиционно романная проблематика: семья, быт, проза жизни и история, народ как ее творец» в романе «Война и мир» неразрывно связаны, постоянно проявляясь друг в друге, образуя своеобразную сюжетно-композиционную структуру.

Для Толстого взгляды и судьба человека, склад его психологии во многом определяются семейным окружением и родовыми традициями. Поэтому многие главы эпопеи посвящены домашней жизни героев, ее бытовому укладу, внутрисемейным отношениям, где главное – неподдельно-живое общение между дорогими и близкими друг другу людьми. «Семейный мир на протяжении всего романа противостоит как некая активная сила внесемейному разладу и отчуждению. Это и суровая гармония упорядоченно-строгого уклада лысогорского дома, и поэзия теплоты, царящая в доме Ростовых с его буднями и праздниками (вспомним охоту и святки, составляющие центр четвертой части второго тома). Семейные отношения Ростовых отнюдь не патриархальны. Здесь все равны, все имеют возможность выражать себя, вмешиваться в происходящее, действовать инициативно».

Ростовскую традицию семьи как свободно-личностного единения людей наследуют и вновь сложившиеся семьи, предстающие пред нами в эпилоге романа. Здесь взаимоотношения между мужем и женой ничем не регламентированы, они устанавливаются каждый раз по-новому.

«Семья, по Толстому, – это не замкнутый в себе, не отъединенный от всего окружающего клан, патриархально упорядоченный и существующий на протяжении ряда поколений (ей более всего чужда монастырская изолированность), а неповторимо-индивидуальные «ячейки», обновляемые по мере смены поколений, всегда имеющие свой возраст. В «Войне и мире» семьи подвержены качественным переменам, порой весьма значительным».

Атмосфера семейного мира в эпопее непреходяща, но наиболее ярко она представлена в эпилоге, где «ростовская» стихия единения заметно упрочивается: семьи Николая и Пьера здесь гармонично соединяют «болконско-безуховскую» духовность и «ростовскую» безыскусственную доброту. Это единение мыслится автором как жизнестойкий союз двух семейно-родовых традиций.

Жанровая природа романа «Война и мир»

В современном литературоведении прочно установилось жанровое обозначение «Войны и мира» – роман-эпопея (зарубежная наука этот термин не приняла). Это жанр, созданный именно Толстым. Впервые данный вопрос затронул А.В. Чичерин в книге «Возникновение романа-эпопеи» (1958). В другой своей работе исследователь предлагает следующее определение: «Роман-эпопея – это роман, который внутренне и внешне выходит из своих рамок, в котором частная жизнь людей пропитана историей и философией истории, в котором человек представлен как живая частица своего народа. Роман-эпопея захватывает смену исторических периодов, смену поколений, он обращен к будущим судьбам народа или класса».

В.Н. Соболенко, основываясь на работах П. Бекедина, А. Чичерина, Л. Ершова, В. Пискунова дает следующее определение: «Эпопея – произведение, повествующее о жизни народа в переломные моменты истории. В романе-эпопее частная жизнь связана с историей народа, при изображении смены поколений семья приобретает социальный и исторический смысл, для романа-эпопеи не случайно изображение народа именно в роли творца истории. Задача эпопеи – показать судьбы целого народа, воссоздавая его прошлое и настоящее, проецируя будущее. Жизнь новой эпопее дают мысль народная, народно-героическое начало, восстановление эпического состояния мира».

Большая советская энциклопедия дает следующее определение: «В новое время эпопеей называют наиболее сложные формы эпического повествования, в которых процесс общественной жизни отражается с наибольшей широтой и разносторонностью, ставятся проблемы общенародного значения, отражаются значительные исторические события; в связи с этими событиями определяются и судьбы героев эпопеи.

Полнота охвата различных сторон действительности в эпопее определяет сложность ее композиции, многолинейность сюжета, большое количество действующих лиц, разнообразие языковых особенностей, широкое развитие событий во времени».

Краткая литературная энциклопедия приводит следующую трактовку: «… когда в мировой литературе ведущим жанром эпоса стал роман, иногда появлялись произведения, в которых становление характера главных героев осуществлялось на широком национально-историческом фоне и в связи с решающими событиями общественной жизни. В советском литературоведении они получили название «романов-эпопей». Крупнейшее из них – «Война и мир» Л.Н. Толстого. В нем равное значение имеют и раскрытие становления характеров главных героев – Андрея, Пьера, Наташи, – и изображение грандиозных национально-исторических событий 1805-1812 гг., в которых эти герои не принимают активного – воздействующего на ход событий – участия, но в которых завершается эволюция их характеров.

Такие произведения являют собой как бы внешнее единство двух разных жанров – романического и национально-исторического, осуществленное в монументальной эпической форме».

Сам Толстой сравнивал свое произведение с великим созданием древнегреческого эпоса: «Без ложной скромности, это – как «Илиада».

Т.Л. Мотылева определяет новаторство Л.Н. Толстого как создателя романа-эпопеи и художественные открытия, сделанные им, следующим образом:

«1. Первое… это – критерий количества. Роман-эпопея, как правило, произведение значительного размера с многочисленными персонажами, с большой пространственной и временной протяженностью. Толстой раздвинул рамки романа и в этом, самом прямом смысле. И все же, несравненно важнее, и в «Войне и мире», и в типологически близких ему произведениях зарубежных писателей, не внешние параметры, а глубина тех сдвигов, значимость тех народных движений, которые отражены художником.

2. … Главное, что делает «Войну и мир» романом-эпопеей и что было плодотворно воспринято многими писателями XX века, это именно «мысль народная». И притом – в разных аспектах: мысль о народе , утверждение его роли в истории, его судьба, будущность, как проблема, стоящая перед автором и центральными персонажами, – и мысль самого народа , его точка зрения на вещи, разделяемая автором, определяющая его способ видения.

В «Войне и мире» народная масса – не основной предмет изображения (не забудем, центральные персонажи – «князья и графы»!), но именно она, эта масса, направляет и развитие действия, и внутреннее развитие героев. Толстой как автор «Войны и мира» ввел судьбы главных своих персонажей в широкий поток народной, национальной жизни, – и его примеру в литературе нашего века последовали многие другие.

3. В «Войне и мире», как и в «Илиаде», центр действия – всенародная война. Подъем сил нации, их сплочение во имя общей задачи создает атмосферу героики, придает повествованию особый поэтический тон.

Существенно при этом, что в романе-эпопее возникает новое качество историзма.

4. Отсюда – то особое, новое значение, которое приобретает в романе-эпопее психологический анализ… Роман-эпопея приносит с собой повышенное развитие личностного начала. Он не поднимает человека и не растворяет человека в массе, а соотносит его с движением масс. В романе-эпопее душевная жизнь человека приобретает новые измерения оттого, что он включен в события общенародного масштаба, должен уяснить, найти свою роль и место в этих событиях, определить свое отношение к ним.

Многомерность психологического анализа… в «Войне и мире» сказывается особенно отчетливо – именно потому, что там отношение человека к миру в самом широком смысле, к миру природы и «миру» людскому, социальной среде, семье, обществу, государству, – особенно богаты и многообразны.

5. С этим связана и интеллектуальная, проблемная природа романа-эпопеи, столь заметно отличающая этот жанр от эпопеи гомеровского типа. Движущаяся картина исторических событий включает в себя осмысление событий, философскую и нравственную их интерпретацию – и от лица автора, и от лица персонажей, духовно близких автору».

Список использованной литературы

    Большая советская энциклопедия. – 1957. – Т.49.

    Бочаров С.Г. Мир в «Войне и мире» // Толстой в наше время. – М.: Наука, 1978.

    Бражник Н.И. Изучение романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в средней школе. – М.: Учпедгиз, 1959.

    Гулин А.В. На Поклонной горе. Наполеон и Москва в романе «Война и мир» // Литература в школе. – 2002. – №9.

    Гулин А. Узел русской жизни // Толстой Л.Н. Война и мир: Роман в четырех томах. – М.: Издательский Дом Синергия, 2002.

    Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1828 по 1855 год. – М.: Изд-во АН СССР, 1954.

    Краткая литературная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1975.

    Мотылева Т.Л. «Война и мир» за рубежом: Переводы. Критика. Влияние. – М.: Советский писатель, 1978.

    Мотылева Т.Л. О мировом значении Л.Н. Толстого. – М.: Советский писатель, 1957.

    Мотылева Т.Л. Эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» и ее мировое значение // Литература в школе. – 1953. – №4.

    Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

    Соболенко В.Н. Жанр романа-эпопеи: Опыт сравнительного анализа «Войны и мира» Л. Толстого и «Тихого Дона» М. Шолохова. – М.: Художественная литература, 1986.

    Толстой Л.Н. Война и мир: Роман в четырех частях. – М.: Издательский Дом Синергия, 2002.

    Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Высш. школа, 1983.

    Чичерин А.В. Идеи и стиль. – М.: Советский писатель, 1968.

Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.– С.7. Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Высш. школа, 1983. – с.53. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». – М.: Просвещение, 1987. – С.96. Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Высш. школа, 1983. – С.59. Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Высш. школа, 1983. – С.61. Соболенко В.Н. Жанр романа-эпопеи: Опыт сравнительного анализа «Войны и мира» Л. Толстого и «Тихого Дона» М. Шолохова. – М.: Художественная литература, 1986. – С.9. Краткая литературная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – С.926. Цит. по кн.: Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». – М.: Просвещение, 1987. – С.3. Мотылева Т. Л. «Война и мир» за рубежом: Переводы. Критика. Влияние. – М.: Советский писатель, 1978. – С.400-405.

Художественные особенности романа «Война и мир»

1. Мастерство композиции. Композиция романа поражает своей сложностью и стройностью. В романе развивается множество сюжетных линий. Эти сюжетные линии нередко пересекаются, сплетаются. Толстой прослеживает судьбы отдельных героев (Долохова, Денисова, Жюли Карагиной) и целых семейств (Ростовых, Болконских, Курагиных).

Сложные сплетения человеческих отношений, сложные чувства людей, их личная, семейная, общественная жизнь раскрываются на страницах романа наряду с изображением великих исторических событий. Человек так или иначе захвачен этими событиями.

Отличительная черта композиции «Войны и мира» заключается в том, что писатель постоянно переносит действие из одного места в другое, переходит от событий, связанных с одной линией, к событиям, связанным с другой линией, от частных судеб к историческим картинам. То мы в имении Болконских, то в Москве, в доме Ростовых, то в петербургском светском салоне, то на театре военных действий.

Этот перенос действий далеко не случаен и определяется замыслом автора. Благодаря тому, что читатель видит разные события, совершающиеся одновременно на разных участках, он их сравнивает, сопоставляет и таким образом глубже понимает их истинный смысл. Жизнь предстает перед нами во всей ее полноте и многообразии.

Чтобы резче оттенить особенности тех или иных событий и характеров, писатель часто прибегает к методу контраста. Это выражено и в самом заглавии романа «Война и мир», и в системе образов, и в расположении глав.

Растленную жизнь петербургской аристократии Толстой противопоставляет народной жизни. Контраст содержится и в изображении и отдельных героев (Наташа Ростова и Элен Безухова, Андрей Болконский и Анатоль Курагин, Кутузов и Наполеон), и в описании исторических событий (Аустерлицкое сражение -- Бородинская битва).

2. Психологический анализ. В романе мы находим глубочайший психологический анализ, проявляющийся в повествовании автора, в передаче внутренних монологов героев, в «подслушивании мыслей». Сказывается психологизм и в снах как форме воспроизведения душевных переживаний, подсознательных процессов. Один из психологов обнаружил в романе 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков человеческой улыбки, которые помогли писателю раскрывать многообразие эмоциональных состояний персонажей. Такое внимание к малейшим оттенкам движения человеческой души стало настоящим открытием Л.Н. Толстого и получило название метод раскрытия «диалектики души».

3. Портреты героев. Психологической характеристике служат портреты героев, функция которых -- дать зримый образ человека. Своеобразием портретной характеристики персонажей в романе является то, что она обычно соткана из деталей, одна из которых настойчиво повторяется (лучистые глаза княжны Марьи, одинаковая для всех улыбка Элен, короткая с усиками губа Лизы Болконской и т. д.)

4. Пейзажные описания. Не менее важную роль играют пейзажные описания, помогающие уяснить обстановку, в которой живет и действует герой (сцена охоты у Ростовых), его состояние и ход мыслей (небо Аустерлица), характер его переживаний (двукратная встреча князя Андрея с дубом), эмоциональный мир героя (лунная ночь в Отрадном). Картины природы даны у Толстого не сами по себе, а в восприятии его персонажей.

Невозможно переоценить значение романа -- эпопеи «Война и мир», который на все времена остается великим произведением русской классической литературы.