Мировая транспортная система: общая характеристика и значение в мировой экономике. География транспорта

Современные условия жизни диктуют необходимость стремительного развития глобальной транспортной системы. Экономика и социальная сфера любого государства напрямую зависят от рациональной организации транспортных систем, включающих в себя как пассажирские, так и грузоперевозки.

Необходимо отметить также личную зависимость каждого человека от транспорта. Транспортная система, так или иначе, участвует в нашей ежедневной деятельности. От степени ее налаженности (хорошие дороги, отсутствие пробок, безаварийное движение) зависит не только настроение населения и эффективность трудовой деятельности, но порой и здоровье, и даже жизнь человека.

Терминология

Транспортная система - это взаимосвязанное объединение транспортных средств, оборудования, составляющих инфраструктуры транспорта и субъектов перевозки (в том числе и элементов управления), а также занятых в этой отрасли работников. Цель любой транспортной системы заключается в организации и осуществлении эффективной перевозки как грузов, так и пассажиров.

Компонентами транспортной системы являются транспортная сеть, комплекс, продукция, инфраструктура, подвижный состав и другие технические сооружения, связанные с производством, ремонтом и эксплуатацией транспортных средств, а также различные методы и системы организации процесса перевозок. Кроме того, в систему входят организации и предприятия, которые занимаются деятельностью, направленной на совершенствование и развитие транспортной системы: отраслевое машиностроение, строительство, топливоэнергетические системы, научные и образовательные центры.

Инфраструктура - это комплекс материальных составляющих транспортной системы, неподвижно зафиксированных в пространстве, которые образуют транспортную сеть.

Такой сетью называют совокупность связей (отрезки автомобильных и железнодорожных магистралей, трубопроводов, водных путей и другое) и узлов (дорожные развязки, терминалы), которые используются при осуществлении Передвижение транспортных средств по сетям обуславливает образование транспортных потоков.

При проектировании сетей необходимо учитывать характеристики транспортных средств, для которых создается инфраструктура, так как от габаритов, массы, мощности и некоторых других параметров транспортного средства, для которого предназначается разрабатываемая сеть, зависят ее геометрические и технические параметры.

Обеспечение пропускной способности транспортной инфраструктуры, соответствующей требованиям проходящих через них пассажирских и грузопотоков, является важной задачей в деятельности специалистов транспортного комплекса.

Особенности управления

Рассмотрим эти системы как объект управления. Контроль работы транспортных систем - это комплекс, включающий в себя две подсистемы: управление транспортными потоками и управление транспортными средствами.

Система управления транспортными потоками осуществляет деятельность по регулированию движения транспорта посредством световых сигналов (светофоры), дорожной разметки и знаков в соответствии с принятой на государственном или международном уровне системой правил.

Система управления транспортом зависит от технологии конкретного транспортного средства и обычно является компонентом инфраструктуры. Водитель, непосредственно выполняющий целевые задачи, считается субъектом данной системы. К субъектам системы контроля функционирования транспортных средств также можно отнести диспетчеров (например, при пассажирских авиа- или железнодорожных перевозках).

Участие человека в процессе управления транспортной системой позволяет определять ее как организационную, или человеко-машинную, систему, а кроме того, обуславливает необходимость в учете человеческого фактора. Активный компонент транспортной системы - это множество людей, которые обладают способностью к адаптации в быстро изменяющихся условиях, поведение которых нацелено на достижение собственных целей. Присутствие человеческого фактора как активного элемента системы является причиной формирования устойчивых (стационарных) режимов функционирования транспортных систем, так как любое внешнее воздействие на индивидуальный объект компенсируется решением активного субъекта (в частности, водителя).

Задачи транспортной системы

К основным задачам относится обеспечение мобильности населения, а также удовлетворение экономических требований к перевозочным процессам, заключающихся в максимально эффективном перемещении грузов. Поэтому определение эффективности транспортной системы - это установление равновесия между диаметрально противоположными точками: потребностями общества и получением экономической выгоды. В качестве очевидного примера противоречий между требованиями общества и экономики можно привести систему общественного транспорта: пассажир желает сэкономить время и доехать до места назначения с комфортом, поэтому с его точки зрения транспортных средств на маршруте должно быть как можно больше, а ездить они должны как можно чаще.

Однако для перевозчика выгоднее полностью заполнять как можно меньшее число транспортных средств с целью получения максимального дохода, а удобство и время ожидания пассажира отходят на второй план. В данном случае необходим компромисс - установление не слишком длинного интервала движения, а также обеспечение хотя бы минимального комфорта для пассажиров. Отсюда следует, что для эффективной организации и развития транспортной системы следует изучать не только теорию транспортных систем и технические науки, но и экономику, географию, социологию, психологию и градостроительные науки.

Глобальная транспортная система

Транспортные инфраструктуры всех государств мира объединяются на более высоком уровне в глобальную систему. Мировая транспортная сеть распределена по континентам и государствам довольно неравномерно. Так, транспортная система Европы (в частности, Западной), а также Северной Америки отличается наибольшей густотой. транспортной сетью отличаются наиболее и Азии. В структуре глобальной транспортной системы преобладает автомобильный транспорт (86 %).

Общая длина мировой транспортной сети, включающей в себя все виды транспорта (кроме морского), превышает 31 млн км, из них на наземные магистрали (не считая воздушные линии) приходится приблизительно 25 млн км.

Железнодорожный транспорт

Протяженность мировой сети железных дорог приблизительно равна 1,2 млн км. Длина российских железнодорожных линий составляет всего около 7 % от этого числа, однако на их долю приходится 35 % мирового грузооборота и примерно 18 % пассажирооборота.

Очевидно, что для многих стран (в том числе и европейских), отличающихся развитой транспортной системой, железнодорожный транспорт является ведущим с точки зрения перевозки грузов. На первом месте по использованию железнодорожного транспорта находится Украина, где посредством железнодорожных перевозок осуществляется 75 % грузооборота.

Автомобильный

Автотранспорт используется для осуществления 85 % общего объема грузоперевозок России, а также более 50 % внутренних пассажирских перевозок. Автомобильный транспорт представляется основным компонентом транспортной системы многих европейских государств.

Развитие автомобильных перевозок зависит от трех ключевых факторов: увеличение численности населения, интенсивная урбанизация и увеличение числа индивидуальных легковых автомобилей. Исследователи отмечают наиболее вероятное возникновение проблем с обеспечением пропускной способности транспортной инфраструктуры в тех странах и регионах, где наблюдаются интенсивные темпы роста всех трех перечисленных критериев.

Трубопроводный

Зависимость современной экономики от нефте- и газодобычи обуславливает стремительное развитие системы трубопроводов по всему миру. Так, протяженность российской системы трубопроводов составляет 65 тысяч км, а в США - более 340 тыс. км.

Воздушный

Обширная территория России, а также низкий уровень развития транспортных сетей в некоторых районах на востоке и севере страны способствуют развитию системы Протяженность воздушных линий РФ составляет около 800 тысяч километров, из которых 200 тыс. км приходится на международные пути сообщения. Крупнейшим российским авиаузлом считается московский. Ежегодно он отправляет более пятнадцати миллионов пассажиров.

Транспортная система России

Перечисленные выше коммуникации связывают воедино все регионы страны, формируя единую транспортную систему, которая является важным условием обеспечения территориальной целостности государства и единства его экономического пространства. Кроме того, государственная инфраструктура является частью глобальной транспортной системы, являясь средством интеграции России в мировое экономическое пространство.

Благодаря своему благоприятному географическому расположению, Россия получает существенные доходы от оказания транспортных услуг, в частности реализации транзитных грузоперевозок по своим коммуникациям. Удельный вес различных элементов и характеристик транспортного комплекса в таких совокупных экономических показателях, как основные государственные производственные фонды (примерно одна третья), валовый внутренний продукт (приблизительно 8 %), полученные инвестиции на развитие отраслей (более 20 %) и другие, отражает значимость и актуальность развития транспортной системы в России.

Какой вид транспорта наиболее популярен? В транспортной системе РФ таковым являются автомобили. Автомобильный парк нашей страны составляют более 32 млн легковых и 5 млн грузовых единиц, а также примерно 900 тысяч автобусов.

Предпосылки формирования транспортной системы

Развитие транспортных сетей (водных, наземных или воздушных) зависит от следующих факторов:

  • особенности климата;
  • географическое положение;
  • численность и уровень жизни населения в регионе;
  • интенсивность товарооборота;
  • мобильность населения;
  • существование естественных путей сообщения (например, речная сеть) и другие.

В основе формирования единой транспортной системы России лежит несколько предпосылок, основными из которых являются:

  • обширная площадь;
  • высокая популяция (большая численность населения);
  • неравномерный демографический уровень в Федеральных округах;
  • интенсивность развития промышленности по отраслям;
  • неравномерное размещение месторождений сырьевых и энергоресурсов;
  • географическое положение производственных центров;
  • количество валовой продукции в государстве;
  • исторически устоявшаяся система путей сообщения.

Транспортные компании России

Как было сказано выше, организации, деятельность которых связана с производством транспорта или оказанием транспортных услуг, также являются частью транспортной системы. Рассмотрим, чем же именно могут заниматься подобные компании на примере двух организаций.

ООО "Транспортные системы" - это общество с ограниченной ответственностью, зарегистрированное в Москве, занимается организацией грузоперевозок практически на любом виде транспорта: наземном, включая железнодорожный, морском, воздушном и даже космическом. Кроме того, ООО " Транспортные системы" дополнительно занимается арендой легковых автомобилей и другого транспорта, оборудования, почтовыми и курьерскими услугами, обработкой и хранением грузов. Как видно, спектр деятельности компании весьма широк.

Организация "РТ Транспортные системы" осуществляет с 2015 года создание, внедрение в эксплуатацию и обслуживание системы сбора платы за ущерб, наносимый дорогам федерального назначения грузовыми транспортными средствами весом более 12 тонн. Создание системы сбора платы заключается в формировании комплекса организационных мероприятий, программных и технических средств, в частности средств видеорегистрации и видеонаблюдения, а также устройств спутникового позиционирования, принцип действия которых основан на использовании датчиков ГЛОНАСС или GPS. Система «Платон» позволит выполнять взимание платы посредством идентификации автомобиля и обработки информации о нем, а также вычисления пройденного расстояния с помощью систем GPS/ГЛОНАСС, списания финансовых средств с указанного владельцем транспорта счета.

Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства, он составляет материальную основу , воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов.

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъёмность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительно расширило возможности различных грузов.

Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных мира различно. Так, транспортная система промышленно имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной отличаются , Франция, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85% грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап. Европы 25% грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40% - на автомобильный, а оставшиеся 35% - на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта.

Сухопутный транспорт

Автомобильный - лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. По длине автомобильных дорог выделяются - США, Россия, Индия; по густоте - Европа и Япония.

В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильного транспорта в перевозке грузов уже почти сравнялись. В странах Восточной Европы и в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этом постоянно растет значение автомобильного транспорта.

Трубопроводный - получил быстрое развитие из-за роста добычи и газа. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км., сеть (магистральных газопроводов еще больше - 900 тыс. км.). Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.

В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири и в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5,5 тыс. км., а газопровода Уренгой-Западная Европа около 4,5 тыс. км.

Водный транспорт

Морской - из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75% перевозок между странами (общий объем грузов - около 3,6 млрд. т в год), обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, России. Наличие большого флота у и объясняется тем, что под флагами этих стран ходят суда других держав. По размерам морских перевозок выделяется .

К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (), Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.

Речной - использует судоходные , каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира - Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн - Майн - в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по , Дунай в Европе и др.).

Самый большой речной и озерный флот - в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт - самый молодой и динамичный. Занимает первое место в межконтинентальных перевозках. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, ФРГ. В международных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400).

Крупнейшие аэропорты мира: в США - Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; - Лондон (Хитроу); Японии - Токио, а также в ФРГ - , Франции - Париж и др.

Транспорт в настоящее время, стал меньше зависим от природы. Но одновременно растет отрицательное воздействие транспорта на природу (тепловое, шумовое, химическое и другие виды загрязнений). Многие страны принимают меры по защите окружающей среды от негативного воздействия транспорта.

>>География: География транспорта

География транспорта

1. Транспорт - третья вeдyщая отрасль материального пpoизводства.

Вы уже знаете, что транспорт является основой гeoграфического разделения труда. Объем и структура транспортных перевозок, как правило, отражают уровень и структуру экономики, а география транспортной сети и грузопотоков - размещение производительных сил. Транспорт и сам активно воздействует на это размещение, способствуя специализации и кооперированию предприятий, отpacлей, районов и стран. Без нeгo было бы невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров и услуг, да и общение людей.

Все пути сообщения, тpaнспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Масштабы ее очень велики.

Пример. На мировом транспорте занято более 100 млн человек. Общая длина транспортной сети мира (без морских трасс) приближается к 50 млн км. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд т грузов и триллионы пассажиров. В этих перевозках участвуют многие миллионы транспортных средств. .

Вы уже знаете, какое воздействие оказала НТР на «разделение труда » между отдельными видами транспорта. Но она привела также к увеличению пропускной способности транспортных путей, к появлению принципиально новых транспортных средств, к увеличению их вместимости и скорости передвижения. Наверное, с этими проявлениями НТР большинству из вас уже не раз приходилось сталкиваться в своей жизни.

Продолжается электрификация железных дорог . Появились сверхскоростные (парящие» поезда на воздушной подушке и магнитной подвеске. .

На автомобильном транспорте повысился интерес к электромобилям, машинам с дизельными, газобаллонными и другими двигателями.

На водном транспорте стали эксплуатироваться cyдa-aтомоходы, суда на подводных крыльях, на воздушной подушке, cпециализированные суда для пере возки навалочно-насыпных гpyзов (балкеры), с горизонтальным способом погрузки и выгрузки (ролкеры), лихтеровозы, автомобилевозы.

Широкофюзеляжные самолеты - аэробусы берут на борт 300-500 пассажиров и более. В последнее время снова возрос интерес к сверхзвуковым пассажирским лайнерам. .

Oгpoмнoe влияние на развитие всех видов транспорта оказала eгo контейнеризация 1 , повысившая производительность труда в 7-10 раз.

1 Контейнеризация (от англ. coпtaiп - вмещать) - перевозка штучных гpyзов в специальных металлических емкостях - контейнерах. С ней связано появление новых транспортных средств - контейнеровозов и специальных перегрузочных станций - контейнерных терминалов.

2. Географические различия в мировой транспортной системе: две группы стран, регионы.

Мировые грузовые и пассажирские перевозки географически распределены очень неравномерно.

Транспорт экономически развитых стран отличается, как правило, высоким техническим уровнем и взаимодействием различных подотраслей. На эти страны приходится 70-80% общей длины мировой транспортной сети, мирового грузооборота и пассажирооборота. Обеспеченность транспортной сетью, ее густота (плотность), подвижность населения здесь также нaиболее высокие. В развивающихся стpанах за последние два-три десятилетия также изменилось многoe. Тем не менее в большинстве этих стран транспорт отстающая отрасль экономики.

Несформированность транспортных систем затрудняет их развитие, освоение природных ресурсов , формирование экономических районов. Характерно также преобладание одного-двух видов транспорта: железнодорожного (Индия, Пакистан, Бразилия, Аргентина), трубопроводного (страны Ближнего и Среднего Востока), речного (страны Тропической Африки). На железных дорогах сохраняется паровозная тяга, различная ширина колеи. Транспортная подвижность населения в несколько раз ниже среднемировой. Для перемещения грузов еще широко используются гужевой. вьючный транспорт, носильщики.

Наряду с подразделением мировой транспортной системы на две неравные по значению части можно говорить и о региональных транспортных системах. Это транспортные системы СНГ, Северной, Латинской Америки, зарубежной Европы, Южной Азии и др.

Все виды транспорта группируются не только по значению и уровню развития, но и по гeoграфическим сферам их применения. В этом случае выделяют cyхопутный (наземный), водный и воздушный транспорт.

3. Сухопутный транспорт: три главных вида.

Автомобильный транспорт по праву можно назвать транспортом ХХ в. Он зародился в начале Beка, а в наши дни автомобиль поистине стал одним из неотъемлемых элементов цивилизации. Протяженность автомобильных дорог все время растет и уже превысила 32 млн км; примерно половина ее приходится на пять стран - США, Индию, Бразилию, Китай и Японию, за которыми следуют Канада, Франция, Австралия, Россия. В мировом пассажирообороте доля aвтомобильного транспорта - в первую очередь благодаря личным легковым автомобилям - достигaeт 4/5. Но по уровню aвтомобилизации, который определяется прежде вceгo размерами aвтомобильного парка, страны и регионы мира различаются еще очень сильно (см. таблицу 31 в «Приложениях»).

Пример . В странах Западной Eвропы, Японии, США, Канаде, Австралии на каждую 1 000 жителей приходится 400-600 легковых автомобилей, в странах Восточной Европы - 200-250, в Pocсии - 180, в десятках развивающихся стран, включая Китай и Индию, - менее 20-30.

Следовательно, для развития мировой автомобилизации имеются еще большие резервы, и она будет продолжаться в ХХI в.

Железнодорожный транспорт, несмотря на снижение eгo доли в пере возках гpyзов и пассажиров примерно до 1/10, остается важным видом cyхопутного транспорта. Мировая железнодорожная сеть в основном сложилась еще в начале ХХ в. Общая протяженность ее уже в течение длительного времени уменьшается, а размещение
отличается очень большой нepaвномерностью. Хотя железные дoроги имеются в 140 странах, более 1/2 их общей длины приходится на «первую десятку» стран: США, Россию, Индию, Китай, Канаду, Австралию, Аргентину, ФРГ, Бразилию, Францию. По гycтоте сети выделяются страны Европы.

Наряду с этим имеются oгромные пространства, где железнодорожная сеть очень редка или вообще отсутствует. Но в начале XXI в. проектируется создание нескольких трансконтинентальных железнодорожных магистралей.

Пример. Уже начато сооружение магистрали длиной в 10 тыс. км, которая пройдет примерно по трассе знаменитого Великого шелкового пути: от Стамбула через Ташкент до Пекина. Проектируется Азиатско-Тихоокеанская магистраль Сингапур - Бангкок - Пекин - Якутск - туннель под Беринговым проливом - Ванкувер Сан-Франциско.

Трубопроводный транспорт получил развитие прежде вceгo благодаря быстрому росту добычи нефти и природного газа и тому территориальному разрыву, который существует между главными районами их добычи и потребления. Длина мировой сети магистральных трубопроводов более 2 млн км. Самые длинные из них, достигающие иногда 4-5 тыс. км, построены в странах CHГ , Канаде, США, странах Ближнего Востока. (Задание 14.)

4. Водный транспорт: особая роль морского транспорта.

Морской транспорт очень важная составная часть мировой транспортной системы. Благодаря развитию Mopcкoгo транспорта Мировой океан уже не столько разделяет, сколько соединяет страны и континенты. Он обслуживает около 4/5 всей международной торговли.

Общая протяженность морских трасс измеряется миллионами километров. Морские суда транспортируют главным образом массовые грузы - наливные (нефть, нефтепродукты), навалочные и насыпные (уголь, pyда, зерно и др.), причем нередко на расстояние 8-10 тыс. км. Но «контейнерная революция» на морском транспорте привела к быстрому росту перевозок и так называемых генеральных гpyзов - готoвыIx изделий и полуфабрикатов (см. рисунок 40).

Примерно половина таких гpyзов ныне пере возится в контейнерах, общий оборот которых достигает 200 млн т в год.

Среди контейнерных линий, опоясывающих весь земной шар, уже есть и регулярные кругосветные линии. Некоторые из океанских контейнерных линий в качестве составной части входят в так называемые транспортные «мосты» между Японией и Западной Европой, Японией и восточным побережьем США, на которых пере возки сухопутным транспортом через территории CHГ и США сочетаются с морскими перевозками через Атлантический, Тихий океаны и Японское море. .

Морские перевозки обслуживает морской торговый флот, общий тоннаж (водоизмещение) котopoгo превышает 600 млн т. До середины 70-x гг. прошлого века почти половину этого тоннажа составляли танкеры. Теперь доля их заметно уменьшилась. Морские суда плавают под флагами почти 160 стран, но главную роль и здесь играют страны «первой десятки», которую давно уже возглавляют Панама и Либерия.

Наличие большого MopcKoгo флота у некоторых развивающихся стран, особенно у Панамы и Либерии, объясняется тем, что на самом деле под флагами этих стран плавают суда США, Японии, Греции, Норвегии, ФРГ, Великобритании, Италии, Швеции. Такое «бегство» флота объясняется стремлением судовладельцев традиционных морских держав сэкономить на налогах, на заработной плате моряков. Следовательно, фактически флот, плавающий под «удобными» («дешевыми», «подставными») флагами. принадлежит не развивающимся, а развитым странам Запада, в первую очередь Греции, Норвегии, германии, США.

Общее число крупных и cpeдних морских портов на всех морях и океанах превышает 2,2 тыс. Но так называемых мировых портов, т. е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 50 млн т грузов, вceгo около 50. В том числе 27 из них имеют грузооборот свыше 100 млн т. Для развитых стран наиболее характерны универсальные порты, способные принимать и отправлять самые разнообразные грузы. В развивающихся странах, Канаде, Австралии, ЮАР крупные порты нередко узко специализированы на экспорте нефти, руды, угля (см. рисунок 39).

Начиная с эпохи Великих географических открытий первенство в мировом судоходстве принадлежит Атлантическому океану. В наши дни на трассах этого океана берегах котopoгo расположены 70 стран с населением 1,5 млрд человек, осуществляется более 1/2 всех морских грузовых перевозок. В бассейне этого океана находятся также 2/3 всех морских портов мира, и в том числе третий из них по грузообороту (после Сингапура и Шанхая) - Роттердам.

Однако в перевозках пассажиров из-за конкуренции воздушнoгo транспорта роль Атлантического океана в последнее время резко снизилась. В первой половине ХХ в. пассажирские cyда ежегодно перевозили только между Европой и Северной Америкой 2-3 млн пассажиров. Самые комфортабельные и быстроходные пассажирские лайнеры, настоящие плавучие дворцы - «Нормандия» и «Франс» (Франция), «Кумн Мэрю» и «Куин Элизабеп» (Великобритания), «Юнайтед Стейтс» (США), «Микеланджело» (Италия) - соревновались между собой за традиционный приз «Голубая лента Атлантики», учрежденный еще в XIX в. и присуждавшийся судну, пересекшему Атлантику в рекордно короткие сроки. Последним владел этим призом лайнер «Юнайтед Стейтс», пере секший океан за 3 суток 10 часов и 40 минут. В наши дни трансатлантические гонки пассажирских лайнеров уже не проводятся, а сами эти лайнеры в большинстве своем демонтированы.

Второе место по размерам морских перевозок принадлежит Тихому океану, значение которогo непрерывно возрастает, третье - Индийскому. В первом из них наиболее мощные грузопотоки формируются у берегов Японии, США, Австралии, во втором - в Персидском заливе. Бассейн Тихого океана приобретает все большее значение и для России, особенно для ее восточных районов.

Очень большое влияние на географию Mopcкoгo транспорта оказывают международные морские каналы - важнейшие перекрестки мировых морских трасс. В первую очередь это относится к двум важнейшим из них - Суэцкому (см. рисунок 41), который сокращает путь между портами Европы и Азии в 2-3 раза, и Панамскому.

Большую роль играют также морские проливы Ла-Манш, гибралтарский, Ормузский, Малаккский и др. Интересно, что некоторые из них стали «тесны» для сотен ежедневно проходящих судов, да и глубина их иногда уже недостаточна для крупнейших из них. . (Задание 15.)

Внутренний водный транспорт - старейший вид транспорта. Но в наши дни и по грузообороту (не считая воздушнoгo), и по пассажирообороту, и по длине сети он занимает последнее место в мировой тpaнспортной системе.

Развитие и размещение внутpeннeгo водного транспорта в первую очередь связаны с природными предпосылками - наличием рек и озер, пригодных для судоходства. Амазонка, Парана, Миссисипи, Обь, Енисей, Янцзы, Конгo имеют значительно большую пропускную способность, чем самые мощные железнодорожные магистрали. Но использование этих предпосылок зависит от общего уровня экономического развития. Вот почему по грузообороту внутренних водных путей в мире выделяются США, Китай, Россия, Kaнада, ФРГ, Нидерланды, Франция, Бельгия. На все же гигантские речные системы Азии, Африки и Латинской Америки приходится лишь 5% этого грузооборота.

Примерно 1/10 общей длины используемых внутренних водных путей составляют искусственны е пут и (шлюзованные реки и каналы). Самые значительные из них находятся в США, Китае, России, зарубежной Европе.

Главный район озерного cyдоходства в мире - Великие озера в США и Канаде, которые соединены с Атлантическим океаном глубоководным путем по реке Св. Лаврентия, позволяющим морским судам заходить на 4 тыс. км в глубь континента (см. рисунок 38).

5. Воздушный (авиационный) транспорт - самый молодой и динамичный вид транспорта.

С таким утверждением вы, наверное, согласитесь. Действительно, если в 1950 г. во всем мире было перевезено 30 млн авиапассажиров, то в 2000 г. уже 2,2 млрд человек. Иными словами, почти каждый третий житель планеты хоть раз в год совершает воздушное путешествие. Сеть peгyлярных авиалиний ныне опоясывает весь земной шар, протягиваясь на 11,5 млн км. По размерам авиаперевозок первое место в мире занимает Северная Америка, второе - Европа, а из отдельных стран особо выделяются США, за которыми следуют Япония, Великобритания, Китай, Франция.

География воздушного тpaнспорта определяется в первую очередь сетью аэропортов, количество которых исчисляется многими тысячами, в том числе международных аэропортов насчитывается более тысячи. Самые крупные из них ежегодно обслуживают десятки миллионов авиапассажиров. . В межконтинентальных пассажирских сообщениях воздушный транспорт давно уже вышел на первое место, оттеснив на задний план морской. Больше вceгo пассажиров пользуются авиалиниями, пересекающими Атлантический океан: обычно над ним в воздухе одновременно находится более ста авиалайнеров.

6. Транспорт и окружающая среда.

Зависимость транспорта от природных условий территории велика и многообразна. Однако по мере развития нтр она приобретает новые формы. Для развития сухопутного транспорта уже не служат непреодолимым препятствием крупные горные и речные преграды, пустыни, тропические леса и даже морские проливы. Исправление «ошибок»
природы с помощью сооружения искусственных водных путей оказывает большое влияние на развитие водного транспорта.

Вместе с тем растет и oтрицательное воздействие тpaнспорта на окружающую среду.

При этом различные виды тpaнспорта имеют как бы свою специализацию. Главный загрязнитель атмосферы - автомобильный транспорт: в крупных городах на нeгo приходится 2/3 всех выбросов в воздушный бассейн. Воздушный транспорт также загрязняет атмосферу шлейфами многих тысяч самолетов, железнодорожный - твердыми частицами, особенно при паровоз ной тяге. Все эти виды транспорта создают «шумовое загрязнение», сухопутные при водят к отчуждению земель. Водный транспорт служит одним из главных источников загрязнения гидросферы. Более вceгo загрязнены нефтью те акватории, где проходят главные морские нефтяные трассы.

Криворотько И.А. Особенности мировой транспортной системы / И.А. Криворотько, В.Д. Жирова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №3. – С. 88-92.

ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

И.А . Криворотько , канд. экон. наук, доцент

В.Д. Жирова , студент

Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

(Россия, г. Симферополь)

Аннотация : В статье дана характеристика мировой тра н спортной системы в конте к сте: автомобильного, железнодорожного, авиационного, морского, и транспорта . Проан а лизировано значение каждого вида транспорта в предоставлении услуг и тенденции их ра з вития. Рассмотрена политика различных стран в предоставлении разнообразных видов м и ровых транспортных услуг.

Ключевые слова : т ранспортные услуги, международные перевозки, мировая транспор т ная система, грузооборот, пассажирооборот.

В современных условиях деятельности транспорт удовлетворяет одну из основных потребностей – потребность в перемещ е нии. От эффективной работы транспортной системы зависит развитие и нормальная деятельность промышленных предприятий, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Особое значение транспортная система имеет для внешнеэкономических связей, обороны государства, освоения новых з е мель. Таким образом, тема достаточно акт у альна. Целью статьи является анализ с о стояния мирового рынка транспортных у с луг в контексте: автомобильного, железн о дорожного, морского, авиационного .

Развитие мировой транспортной системы осуществляется путём синхронизации с о вместного функционирования различных видов транспорта, их коллективной де я тельности, при реализации смешанных п е ревозок. Объём перевозок генеральных гр у зов и товаров в контейнерах увеличивается особенно интенсивно. Как в международной практике, так и на территории России, для комплексного обеспечения такого вида п е ревозок используется создание транспор т ных коридоров [ 2, с. 87] .

Классификация транспортных услуг о п ределяется рядом показателей, таких как, вид используемого транспорта, предмет транспортной операции (перевозки груз о вые , пассажир ские , багаж ные ), транспор т н ая характеристик а груз а, периодичност ь перевоз о к.

Наиболее масштабным среди видов транспорта выступает – автомобильный. Объём м ирово го, зарегистрированного па р ка автомобильного транспорта , составля ло в 2014 г. более 800 млн. единиц, 85% из кот о рых – это легковые автомобили, 14% – гр у зовые , и 1% – автобусы. В Европе зарегис т рировано наибольшее число автомобилей – 37% , в Америке – 29% , и в Азии – 19%. В 2015 г оду было отмечено увеличение пр о тяжённости автомобильных дорог, и нек о тор ый рост автопарка. Совершенствование в сфере автомобильного транспорта в стр а нах, имеющих высокоразвитую экономику, воплощ ается в количественном увеличении и модернизац ии транспортных средств, со з дании и внедрении высокотехнологичных процессов, снижаю щих вредные выбросы , и защищающих окружающую атмосферу [ 3 ].

С учётом того, что в развивающихся г о сударствах, таких как Индия, Бразилия, происходит стремительное наращива ние автомобильного транспорта, ожидается, что относительн ая дол я , приходящаяся на ра з витые страны, будет уменьшаться . По пр о гнозам э ксперт ов , до 2017 г ода, парк груз о вых автомобилей будет увеличиваться на 1,6-2,5% в год . Т акже прогноз ируется ув е личение протяженности автомобильных дорог , и сохранение за экономически разв и тыми странами лидерства, п о уровню кач е ства автомобильных дорог и автомобилей [ 6 ].

П роцесс у автомобилизации присущи серьезные негативные аспекты, но политика развитых стран в сфере транспорта , напра в л ена не на сдерживание , а на регулирование этого процесса, в цел ях снижения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и п о терь от них . В экономически развитых стр а нах , приоритет в перевозке пассажиров принадлежит автомобильн ому транспорт у (рис. 1 ) .

Как видно из рис унка 1 доля автом о бильного транспорта в перевозке пассаж и ров больше всего в таких странах как Ге р мания (86,1%), Франция (85%) и США (81,9%) . Самыми низкими показателями обладают: Болгария (50,9%), Венгрия (48,9%) и Румыния (37,2%). Т.е. пассажир о оборот связан с благополучием в стране, что дает возможность перемещаться.

Но с учётом использования легкового транспорта, который находится в личной собственности, ему принадлежит основная доля в перевозках пассажиров, так как на него приходится большая часть пассажир о оборота (табл. 1) . Как видно из таблицы 1 наибольшую долю имеет США – 84%, на и меньшую – Румыния – 31%. Тут также и г рает роль благополучие население, возмо ж ность иметь личный транспорт, средства на его обслуживание. По длине автомобил ь ных дорог выделяются – США, Россия, И н дия; по густоте – Европа и Япония.

Таблица 1 . Доля легкового автомобильного транспорта личной собственности в мир о вых перевозках пассажиров

№ п/п

Страна

Доля, %

Италия

США

Франция

Германия

Великобритания

Словения

Словакия

Чехия

Польша

Венгрия

Югославия

Румыния

Источник: [ 6 ]

В России п еревозки грузов автомобил ь ным транспортом занимают наибольшую долю в общем объеме коммерческих пер е возок грузов – 44-45%, и только 5% в общем объеме коммерческого грузооборота. Об о стряется конкуренция на рынке контейне р ных отправок, транспортировки скоропо р тящихся, продовольственных, тарно-штучных и других номенклатур на рассто я ниях до 2000 км .

Прогноз России состоит в том , что в среднесрочной перспективе данная тенде н ция сохранится. В 2016 — 2018 гг. планируе т ся построить и реконструировать 12 тыс. км автомобильных дорог регионального, ме ж муниципального и местного значения. В среднесрочной перспе к тиве прогнозируется дальнейшее снижение пассажирооборота на автобусном тран с порте до 115,2 млрд. пасс-км в 2018 году (98,1% к 2014 году). В 2015 году объем пассажир о оборота городского электрического транспорта составит 54,8 млрд. пасс-км (98,4% к уровню 2014 года). При этом пассажирооборот городского электрического транспорта в среднесро ч ной перспективе будет постепенно возрастать и в 2018 году может достичь уровня 2014 г. — 55,9 млрд. пасс-км. (100,4% к 2014 году) [ 5, с. 54 ].

Не менее важным и распространенным является железнодорожный транспорт. Около 50% общей длины железны х дорог приходится на 10 стран – США, Россия, Индия, Канада, К и тай. По густоте железных дорог лидирует Западная Европа [ 8, с. 340 ]. По показателям протяженности электриф и цированных железных дорог первенство принадлежит Росси и (около 40,3 тыс. км), второ е мест о у Германи и – (18,8 тыс.км) , и ЮАР (16,8 тыс. км). П очти 3/4 общей пр о тяженности электрифицированной желе з ной дороги мира приходится на 12 экон о мически развитых стран .

Достаточно специфическим, но распр о страненным можно назвать авиационный транспорт. В 2014 г. более 50% авиаперев о зок пассажиров и грузов по международным и внутре н ним линиям было осуществлено компаниями США (34,5%), Японии (6,2%) и Германии (5,2%). 25 крупнейших компаний мира в 2010 г. осуществили 75% общемир о вого грузо об о рота по регулярным линиям. О сновной объем перевозок (75%) на ме ж дународных лин и ях приходится также на 25 компаний. Среди этих компаний 9 европе й ских, 8 Азиатско-Тихоокеанского региона, 5 компаний США, по одной из стран Средн е го Востока и стран Латинской Америки и Карибского региона [ 7 , c . 201 ] .

По данным Ассоциации европейских п е ревозчиков, членами которой являются 30 крупнейших европейских к омпаний, на д о лю которых в 2013 г. приходилось 33% м и рового пассажирооборота по междунаро д ным линиям, общее снижение количества перевезенных ави а компаниями-ч ленами Ассоциации , пассажиров , по междунаро д ным линиям , в 2014 г. сост а вило 2,5% или 5 млн. пассажиров. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Авс т ралии, ФРГ. В международных возду ш ных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэр о портов (только в Европе их около 400) [ 4 ].

З а 2014 г. произошло снижение объемов пассажирских авиаперевозок по междун а родным маршрутам авиакомпаний-членов Ассоциации европейских авиаперевозчиков : на североа т лантическом направлении – на 11,2%, на дальневосточном направлении – на 0,6% [ 6 ].

Несмотря на замедление темпов развития морского транспорта, лидерство в междун а ро д ных перевозках остаётся за ним. Любое торговое судно имеет приписку в опред е лённом порту, и ходит под конкретным г о сударственным флагом, который не все гда находится в соо т ветствии с гражданством владельца. Под чужими флагами ходит зн а чительная часть груз о вых судов (42% всех судов), особенно популярны «удобные», или «дешёвые» флаги стран открытого с у дового регистра, дающие возможность м и нимизировать судовладельцам расх о ды по налогам, оплате труда, и прочим параме т рам. Либерия, Панама, Кипр, Сингапур, Бермудские острова и Содружество Бага м ских островов – государства, официально явля ю щиеся странами открытого судового регистра. Мировыми лидерами по тоннажу являются кру п нейшие владельцы судов Греция, Япония, США, Россия. Самый большой речной и озе р ный флот – в США. Среди ведущих стран мира по объему гр у зооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, Германию и Канаду. № п/п

Наименование

2014 год отчет

2015 год оценка

2016 год

2017 год

2018 год

прогноз

Объем коммерческих перев о зок, млн.т

3661,8

3531,7

3558,0

3609,9

3680,0

темп роста к предыдущему г о ду, %

97,7

96,4

100,7

101,5

101,9

Коммерческий грузооб о рот, млрд.т-км

2538,8

2523,6

2534,8

2566,0

2605,3

темп роста к предыдущему г о ду, %

103,4

99,4

100,4

101,2

101,5

Пассажирооборот общего пользов а ния, млрд.пасс-км

543,9

519,6

510,4

512,0

527,3

В целом в мире прослеживаются следующие тенденции развития транспортной сети:

  1. Постоянно растет качество транспортной сети (растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, большего диаметра).
  2. Изменяются направления грузопотоков.
  3. Идет развитие контейнерной системы перевозок грузов (в контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов). Формируются трансконтинентальные контейнерные «мосты» — комбинация с маршрутными железнодорожными составами, автопоездами. Наибольшее распространение получили «мосты» на маршрутах Япония – восточное побережье (через Сиэтл и континентальную часть США). Крупнейшими контейнерными портами мира являются: Гонконг, Роттердам (), Гаосюн (Тайвань), Кобе (Япония), Пусан (Корея), Гамбург (ФРГ), Келанг (), Нью-Йорк, Лос-Анжелес.
  4. Дублирование транспортных коммуникаций мирового значения (прокладка нефтепроводов, автомагистралей параллельно каналам, другим путям сообщения или в обход «горячих точек» - например, созданы нефтепроводы параллельно Суэцкому и , Транспиренейская автомагистраль вдоль Гибралтарского пролива, Трансаравийский нефтепровод в построен чтобы избежать прохода танкеров через контролируемый Ормузский пролив и др.);
  5. 5. Создание транспортных коридоров (полимагистралей) для перевозок грузов через территорию нескольких государств, например, в Европе выделено девять, в России - два транспортных коридора: Берлин - - Минск—- Москва - , Хельсинки - - Москва - Киев - Одесса с продолжением до Новороссийска и до Астрахани).

Подавляющая часть всех транспортных средств и путей сообщения сосредоточена в развитых странах (около 80% общей длины мировой транспортной сети). Транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта. На развитые страны приходится примерно 85% грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания), 80% автомобильного парка, 2/3 портов мира, выполняющих? мирового грузооборота. Сильно разнится и пассажирооборот развитых и развивающихся стран. Так, «подвижность» населения в странах Запада в 10 раз выше, чем в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Развивающиеся страны гораздо хуже, чем развитые, обеспечены транспортом. Их транспортные системы в стадии формирования, еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды современного транспорта развиты слабо либо вообще отсутствуют (железные дороги, трубопроводный транспорт и др.). Транспортные системы этих стран отражают общую территориальную структуру хозяйства. В большинстве случаев дороги лишь соединяют районы добычи минерального сырья или районы плантационного хозяйства с портовыми городами. Для развивающихся стран характерно значительное преобладание одного-двух видов транспорта: железнодорожного (Индия, Пакистан, ), трубопроводного (Ближний и Средний Восток), речного (страны тропической Африки).
Так как в развитии транспорта имеются различия между различными регионами, то в мировой транспортной системе принято выделять территориальные транспортные системы: Северной Америки, зарубежной Европы, СНГ, Латинской Америки, Зарубежной Азии, Африки и Австралии. Наиболее выделяются первые три.

Транспортная система Северной Америки, лидирует в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети) и по грузообороту большинства видов транспорта. Пассажирооборот Северной Америки имеет свои особенности: на 83% он обеспечивается автомобильным транспортом (при этом 81% — автомобилями и 2% автобусами), 16% — воздушным, и только 1% — железнодорожным. Из-за больших размеров территории США и густота транспортной сети Северной Америки невелика.

Транспортная система зарубежной Европы превосходит системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения. По грузо- и пассажирообороту здесь лидирует автомобильный транспорт;

Транспортная система стран СНГ (10% мировой транспортной сети), занимает первое место по общему объему грузооборота. Здесь самая высокая грузонапряженность железных дорог.

В зарубежной Азии имеются большие различия между странами в уровне развития транспорта. Поэтому здесь целесообразно выделять высокоразвитую транспортную систему , транспортную систему Китая, систему и , стран Юго-Западной Африки.

Большие различия в развитии транспорта проявляются и в Африке, а также Латинской Америке.