Эстетические основы творчества А.П. Бородина, жанры и тематика произведений

Среди композиторов XIX века А.П. Бородин (1833-1887) выделяется своим универсализмом . Светлая, цельная и широкая натура, он был одарен необыкновенно. Великий композитор, представитель «Могучей кучки», европейски известный ученый-химик , талантливый врач-практик, общественный деятель , Бородин играл на флейте, виолончели, скрипке, рояле, дирижировал, знал несколько иностранных языков. Остроумный рассказчик, талантливый лектор, он блистательно владел литературным словом (о чем говорят его письма , рецензии в газете «Петербургские ведомости», тексты романсов и либретто «Князя Игоря»). Исключительная одаренность и энциклопедическая образованностьсближает Бородина с великими титанами эпохи Возрождения, а также с просветителями XVIII века (такими, например, как М. В. Ломоносов).

Композиторское творчество Бородина, в связи с острейшим дефицитом у него свободного времени, невелико по объему. Оно представлено оперой«Князь Игорь» (над которой композитор работал 18 лет, так и не завершив),тремясимфониями,симфоническойпоэмой«В Средней Азии»,двумя струнными квартетами,двумятрио, 16 романсами, несколькими фортепианными пьесами .Тем не менее, в XX веке слава Бородина-композитора превзошла его научную известность.

В музыкальном стиле Бородина выделил несколько компонентов: «Глинка + Бетховен + Шуман + свое». Эта внешне простая формулировка выдержала испытание временем. Действительно, Бородин был продолжателем «руслановской» традиции русской музыки, наиболее близким М.И. Глинке в отражении гармонии и устойчивости мира. Глинку он боготворил, сам постоянно отмечал единение с ним душ (даже жена Бородина подчас обращалась к нему: «мой маленький Глинка»). Его мировосприятие, как и у Глинки, было позитивным, оптимистическим, отмеченным верой в богатырскую мощь русского народа. Именно богатырство - коренная черта русского народа в понимании Бородина (тогда как у Мусоргского - скорбное терпение и стихийный протест, а у Римского-Корсакова - богатство художественной фантазии). Показ богатырского началасоставляет самую суть «бородинского» в музыке. При этом сила народа у Бородина почти всегда одухотворенная и добрая: она созидает и защищает, а не разрушает. Композиторапривлекали цельные, ясные характеры, мир чистый, здоровый, высоконравственный.

Истоки богатырских сюжетов Бородина - в русской истории и героическом эпосе. В отличие от Мусоргского, его привлекали не «смутные времена», а такие, в которые народ противостоял внешнему врагу, проявляя мощь и патриотизм. Одной из настольных книг Бородина была «История России с древнейших времен» русского философа и историка С.М. Соловьева.

С именем Бородина неразрывно связан русский музыкальный эпос .Эпос является ведущей доминантой его творчества.В созданной Бородиным художественной картине мира доминирует настроение эпического сказа, повествующего о «вечном».Отсюда - характерные для негопринципы драматургии : длительное развертывание одного образа, внутренне цельного изавершенного,долгое пребывание в одном эмоциональном состоянии, постепенная смена музыкальных планов. Развитие осуществляется путем сближения контрастных тем, итогом которого является их единство. Естественно, что эпическое начало с наибольшей полнотой проявилось в крупных сочинениях Бородина - опере «Князь Игорь» и симфониях, особенно во Второй («Богатырской»), которая сталавершиной русского эпического симфонизма.

Камерно-инструментальная музыка Бородина больше тяготеет к лирике. Ярким примером является прекрасная музыка «Ноктюрна» (III часть) из Второго квартета, посвященного жене композитора. Лирика, так и драматизм Бородина несут на себе сильнейший отпечаток эпического начала.

На почве эпоса, через объективизм, уравновешенность, стремление к целостному охвату явлений,возникли классические черты мышления Бородина. Он высоко ценил стройность и цельность музыкальной формы как таковой, тяготел к камерно-инструментальной музыке, к непрограммному симфонизму. Мышление в рамках классических форм, прежде всего сонатной, стало законом его инструментального творчества. В пристрастии к соразмерности частей, закругленности форм, возможно, проявилось мышление ученого.

Сам характер музыкального образования Бородина, полученногов рамках любительского музицирования, был чисто классическим, западным. Считая себя дилетантом, он переиграл все квартеты венских классиков, Шуберта, Шумана, Мендельсона. Будучи руководителем оркестра и хора Петербургского кружка любителей музыки, Бородин публично дирижировал бетховенскими симфониями, увертюрами, мессой До-мажор. Музыку Бетховена он знал досконально.

Многочисленны примеры бетховенского влияния на творчество Бородина. Это и утверждение героической темы, и особый тип мужественной лирики, и многие принципы формообразования (именно у Бородина как устойчивая традиция закрепляется бетховенская идея использования сонатной формы в качестве раздела более крупной конструкции). Вместе с тем, эпико-повествовательная направленность драматургического развития в произведениях Бородина резко отливается от острой бетховенской конфликтности.

С миром русских образов в музыке Бородина соседствует столь же яркая и полнокровная сфера Востока .Идея равноценности культур (Восток-Русь), их единства была близка композитору, и в этом мало усматривать только спонтанноепроявление голоса крови .Бородин серьезно занимался восточной музыкальной фольклористикой, причем в поле его интереса входила не только музыка Северного Кавказа и Закавказья, но и Поволжья, Средней Азии. Не удивительно, что Восток, как и Древняя Русь, в музыке Бородина лишен момента условности и сказочности, присущего многим сочинениям XIX века, в том числе Глинки и Римского-Корсакова.

И в «Князе Игоре», и в симфонической картине «В Средней Азии» восточные образы удивительно разнообразны. В них нашли отражение страсть и нега, прохладный оазис и испепеляющий зной, суровая воинственность и томная грация.

Мелодии Бородина по своему строению и ладовой природе родственны русским крестьянским песням. Их излюбленный мелодический оборот - трихорд, состоящий из кварты (терции) и большой секунды - прямо заимствован композитором из образцов русского народного творчества.

Ладовое мышление Бородина характеризуется опорой на свежие слои фольклора. Помимо натуральных ладов он нередко использует их смешение, а также искусственные лады.

Смелым новаторством отличается гармония Бородина, отмеченная, с одной стороны, мелодической насыщенностью (идущей от народной полифонии), а с другой - вниманием к фонизму созвучий, их красочности, необычным строением (по квартам и секундам), ослаблением внутрифункциональных отношений.Исследователи отмечают у Бородина частое отсутствие классического 4-х голосия, «школьного» голосоведения. Так, например, он вводит в обиход пустые кварты и квинты, не принятые в европейской гармонии XIX века.

В этой статье представлена биография Бородина - композитора и ученого. Он с успехом реализовал себя в противоположных сферах деятельности. Подобное бывает очень редко. Жизнь его - пример трудолюбия и любви к любым видам творчества.

Биография

Александр Бородин появился на свет в Санкт-Петербурге, 1833 г., 12 ноября. Его отцом был князь Лука Степанович Гедианов. Матерью является простолюдинка Авдотья Константиновна Антонова. Отцу было 62 года, когда на свет появился сын, матери - 25. Пожениться из-за сословных различий родители не могли. Князь не мог признать малыша. Поэтому он был записан как сын крепостных Гедианова. До восьми лет наш герой числился собственностью своего отца. К счастью, он успел дать сыну вольную, незадолго до собственной смерти. Также князь купил каменный дом для своего ребенка и его матери. Девушка была выдана замуж за врача Клейнеке. В 1840 г. Гедианов ушел из жизни, но на благополучии сына это не отразилось. Неясное происхождение нашего героя не позволяло нашему герою учиться в гимназии. Однако он получил домашнее образование. Его мать этому уделяла особое внимание. Его посещали превосходные учителя.

Путь в музыке

Русский композитор Бородин еще в период студенчества создал ряд выдающихся произведений. Кроме того, он музицировал как виолончелист. Наш герой продолжил заниматься музыкой в период заграничной стажировки. Композитор А.П. Бородин после возвращения в Россию, влился в круг интеллигенции. В доме Боткина - своего соратника, он знакомится с Балакиревым. Этот человек, наряду со Стасовым, повлиял на формирование эстетического мировоззрения нашего героя. Он ввел композитора в группу, которую возглавлял Мусоргский. Данное объединение с приходом нашего героя приобрело завершенную форму, после чего его начали именовать «Могучей кучкой».

Композитор - последовательный продолжатель традиций русской школы М. Глинки. Нашему герою принадлежит 4 масштабных оперных произведения. Его творения стали плодом многолетней работы. «Богатыри» были написаны в 1868 г. Позже в содружестве с прочими авторами возникла «Млада». На протяжении 18 лет наш герой работал над наиболее грандиозным собственным творением - оперой под названием «Князь Игорь». В основу этого произведения положено «Слово о полку Игореве». Данную работу наш герой так и не успел завершить. После смерти композитора, произведение из набросков собрали его друзья. Опера композитора Бородина «Царская невеста» тоже завершена не была. Автор сделал лишь ее наброски.

Камерная музыка

Творчество нашего героя преимущественно представлено камерными произведениями. Композитор Бородин создавал квартеты, концерты и сонаты. Эксперты ставят его в один ряд с Чайковским. Эти композиторы признаны основоположниками русского квартета. Музыка, которую создал композитор Бородин отличается сочетанием эпичности и лиричности. Он показывает размах, активно применяет традиционные русские мотивы. При этом его произведения вписываются в мировые тенденции. Композитора называют прародителем европейского импрессионизма.

Выдающиеся сочинения

Композитор Бородин знаменит благодаря ряду своих творений. Первая симфония, написанная нашим героем в 1866 г., потрясла современников яркостью, оригинальностью и мощью. Благодаря этому произведению композитор обрел европейскую славу. Все 3 законченных симфонии нашего героя - это жемчужины русской музыки. Оперы «Царская невеста» и «Князь Игорь» обрели мировую известность. В них автор воплощает лучшее из того, что присутствует в русской песне. Перед слушателем возникают широкие картины истории России. Творчество композитора немногочисленно, однако каждое его произведение является настоящим шедевром. Музыка нашего героя исполняется нередко и современными оркестрами. Произведение «Князь Игорь» присутствует в репертуаре всех оперных театров России.

Общество

Имя нашего героя тесно связано и с педагогической деятельностью. Студенты ценили профессора, который был страстно влюблен в химию. Он отличался деликатностью и доброжелательностью, был готов помочь неимущим ученикам. Он защищал студентов от разного рода политических преследований. Композитор оказал поддержку людям, которые участвовали в покушении на императора Александра Второго. Кроме педагогики наш герой занимается организацией особой бесплатной музыкальной школы. Он помогал молодым талантам отыскать свой путь. Немало сил наш герой потратил на обеспечение возможностей для получения высшего образования женщинами. Он организовал врачебные курсы для слабого пола. На них наш герой преподавал бесплатно. Кроме того, он успевал редактировать научно-популярный журнал под названием «Знание» и руководить студенческим хором.

Частная жизнь

Композитор Бородин прожил насыщенную творческую и научную жизнь. В семейной сфере полного счастья не обрел. С женой наш герой познакомился в период заграничной командировки. Они поженились в 1863 г. Супруга страдала астмой и климат Санкт-Петербурга переносила плохо. Ей приходилось часто уезжать в различные теплые края. Такое положение подрывало бюджет семьи. У пары детей не было. Однако семья приняла нескольких воспитанниц, которых наш герой считал дочерьми. Интенсивная и трудная жизнь подрывала здоровье нашего героя. Он разрывался между службой, наукой и творчеством. Сердце его такой нагрузки не выдержало. 1887 г., 27 февраля, Александр Бородин скоропостижно скончался. После ухода из жизни нашего героя его друзья под началом Римского-Корсакова завершили «Князя Игоря» и собирали творческое наследие композитора.

Биография

Медицина и химия

Музыкальное творчество

Общественный деятель

Адреса в Санкт-Петербурге

Семейная жизнь

Основные произведения

Произведения для фортепиано

Произведения для оркестра

Концерты

Камерная музыка

Романсы и песни

Александр Порфирьевич Бородин (31 октября (12 ноября) 1833 - 15 (27) февраля 1887) - русский учёный-химик и композитор.

Биография

Юность

Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября (12 ноября) 1833 года от внебрачной связи 62-летнего князя Луки Степановича Гедеванишвили (1772-1840) и 25-летней Евдокии Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя - Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.

До 7 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому имена родителей скрывались и незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Евдокии Константиновны.

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение - польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах - вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет - на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение - концерт для флейты с фортепиано.

В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Однако, занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество.

В 1850 году семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина.

Медицина и химия

В марте 1857 года молодой медик был назначен ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя, где познакомился с находившимся на лечении офицером Модестом Мусоргским.

В 1868 году Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».

В 1858 году Военно-медицинский учёный Совет направил Бородина в Солигалич для изучения состава минеральных вод основанной в 1841 году купцом В. А. Кокоревым водолечебницы. Отчёт о работе, опубликованный в газете «Московские ведомости» в 1859 году, стал настоящим научным трудом по бальнеологии, который принёс автору широкую известность.

В 1859-1862 годах Бородин совершенствовал свои познания в области медицины и химии за границей - в Германии (Гейдельбергский университет), Италии и Франции, по возвращении получив должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии.

С 1863 года - профессор кафедры химии Лесной академии.

С 1864 года - ординарный профессор, с 1874 года - руководитель химической лаборатории, а с 1877 года - академик Медико-хирургической академии.

А. П. Бородин - ученик и ближайший сотрудник выдающегося химика Николая Зинина, вместе с которым в 1868 году стал членом-учредителем Русского химического общества.

Автор более 40 работ по химии. Именно А. П. Бородин открыл способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот, известный как реакция Бородина - Хунсдикера, первым в мире (в 1862 году) получил фторорганическое соединение - фтористый бензоил, провёл исследование ацетальдегида, описал альдоль и химическую реакцию альдольной конденсации.

Музыкальное творчество

Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.

По возвращении в Россию в 1862 он познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок - «Могучую кучку». Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя Михаила Глинки. А. П. Бородин был активным членом Беляевского кружка.

В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре, опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила», имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.

А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.

Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора.

К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.

Бородин - не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина. Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними - освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).

Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (Сергей Прокофьев, Юрий Шапорин, Георгий Свиридов, Арам Хачатурян и др.).

Общественный деятель

Заслугой Бородина перед обществом является активное участие в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России: он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 по 1887 год.

Значительное время Бородин уделял работе со студентами и, пользуясь своим авторитетом, защищал их от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II.

Огромное значение для международного признания российской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил большую часть своей жизни.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1850-1856 - доходный дом, Бочарная улица, 49;

Семейная жизнь

Летом 1861 года в Гейдельберге Бородин познакомился с приехавшей на лечение талантливой пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой, в исполнении которой впервые услышал произведения Шопена и Шумана. Осенью здоровье Протопоповой ухудшилось, и она продолжила лечение в Италии. Бородин нашёл возможность последовать за ней в Пизу, не прерывая своих химических исследований, и именно там были впервые получены фторорганические соединения и проведены другие работы, которые принесли учёному мировую славу. Тогда же Бородин и Протопопова решили вступить в брак, однако по возвращении в Россию из-за отсутствия денег на свадьбу пришлось отложить и венчание состоялось в 1863 году. Материальные проблемы преследовали семью всю оставшуюся жизнь, вынуждая Бородина много трудиться - преподавать в Лесной академии и заниматься переводами иностранной литературы.

В связи с тяжёлым хроническим заболеванием (астмой), супруга Александра Порфирьевича не переносила климата Санкт-Петербурга и подолгу жила у родственников в Москве. Детей в семье не было.

А. П. Бородин, проживавший в Санкт-Петербурге, скоропостижно скончался от разрыва сердца 15 (27) февраля 1887 в возрасте 53 лет.

Память

В память о выдающемся учёном и композиторе были названы:

  • Государственный квартет имени А. П. Бородина
  • Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств
  • Санаторий имени А. П. Бородина в Солигаличе Костромской области
  • Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге.
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве.
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске

Основные произведения

Произведения для фортепиано

  • Hélène-Polka (1843)
  • Реквием
  • Маленькая сюита (1885; оркестрована А. Глазуновым)
  1. В монастыре
  2. Интермеццо
  3. Мазурка
  4. Мазурка
  5. Грёзы
  6. Серенада
  7. Ноктюрн
  • Скерцо ля бемоль мажор (1885; оркестровано А. Глазуновым)
  • Произведения для оркестра

    • Симфония № 1 ми бемоль мажор
    1. Adagio. Allegro
    2. Scherzo. Prestissimo
    3. Andante
    4. Allegro molto vivo
  • Симфония № 2 си минор «Богатырская» (1869-1876; отредактирована Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)
    1. Allegro
    2. Скерцо. Prestissimo
    3. Andante
    4. Финал. Allegro
  • Симфония № 3 ля минор (написаны только две части; оркестрована А. Глазуновым)
    1. Moderato assai. Poco piu mosso
    2. Scherzo. Vivo
  • В Средней Азии (В степях Центральной Азии ), симфонический эскиз
  • Концерты

    • Концерт для флейты и фортепиано с оркестром (1847), утрачен

    Камерная музыка

    • Соната для виолончели и фортепиано си минор (1860)
    • Фортепианный квинтет до минор (1862)
    • Фортепианное трио ре мажор (1860-61)
    • Струнное трио (1847), утрачено
    • Струнное трио (1852-1856)
    • Струнное трио (1855; неокончено)
      • Andantino
    • Струнное трио (1850-1860)
    • Струнный квартет № 1 ля мажор
      • Moderato. Allegro
      • Andante con moto
      • Scherzo. Prestissimo
      • Andante. Allegro risoluto
    • Струнный квартет № 2 ре мажор
      • Allegro moderato
      • Scherzo. Allegro
      • Notturno. Andante
      • Finale. Andante. Vivace
    • Скерцо для струнного квартета (1882)
    • Serenata alla spagnola для струнного квартета (1886)
    • Квартет для флейты, гобоя, альта и виолончели (1852-1856)
    • Струнный квинтет фа мажор (1853-1854)
    • Секстет ре минор (1860-1861; сохранились только две части)

    Оперы

    • Богатыри (1878)
    • Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачены)
    • Млада (1872, IV действие; Остальные действия написаны Ц. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым, М. Мусоргским и Л. Минкусом)
    • Князь Игорь (отредактирована и окончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)

    Наиболее известный номер - Половецкие пляски .

    Романсы и песни

    • Арабская мелодия. Слова А. Бородина
    • Для берегов отчизны дальной. Слова А. Пушкина
    • Из слез моих. Слова Г. Гейне
    • Красавица-рыбачка. Слова Г. Гейне (для голоса, виолончели и фортепиано)
    • Море. Баллада. Слова А. Бородина
    • Морская царевна. Слова А. Бородина
    • Отравой полны мои песни. Слова Г. Гейне
    • Песня темного леса (Старая песня). Слова А. Бородина
    • Разлюбила красна девица… (для голоса, виолончели и фортепиано)
    • Слушайте, подруженьки, песенку мою (для голоса, виолончели и фортепиано)
    • Спесь. Слова А. К. Толстого
    • Спящая княжна. Сказка. Слова А. Бородина
    • У людей-то в дому. Песня. Слова Н. Некрасова
    • Фальшивая нота. Романс. Слова А. Бородина
    • Что ты рано, зоренька… Песня
    • Чудный сад. Романс. Слова C. G.

    Потапова Ольга Николаевна
    Должность: преподаватель теоретических дисциплин
    Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств"
    Населённый пункт: с.Инзер, Белорецкий район, Республика Башкортостан
    Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
    Тема: "Вокальное творчество русского композитора А.Бородина"
    Дата публикации: 06.03.2017
    Раздел: дополнительное образование

    Муниципальное автономное учреждение

    дополнительного образования

    «Детская школа искусств»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    ОТКРЫТОГО УРОКА

    НАПРАВЛЕНИЕ:

    Теория и методика дополнительного образования детей

    «Вокальное творчество русского композитора А.Бородина»

    Выполнила: Потапова О.Н.

    преподаватель

    теоретических дисциплин

    МАУ ДО «ДШИ»

    с.Инзер 2017 г.

    1. Введение.

    2. Вокальное творчество русского композитора А.Бородина (беседа).

    3. Задание для учащихся -стилистическое направление в музыке.

    4. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина.

    5. Заключение.

    6. Список литературы.

    7. Приложение.

    1. ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования:

    Учебный предмет «Музыкальная литература» является одной из

    обязательных

    дисциплин

    искусств.

    направлен

    духовно-нравственное

    развитие

    овладение

    духовными и культурными ценностями народов мира.

    На учебных занятиях учащиеся опираясь на собственные впечатления

    соотносить

    прослушанное

    произведение

    знакомым

    стилистическим направлением в музыке. Учащиеся должны научиться логично

    и последовательно излагать свои мысли в устном и письменном виде.

    К этому периоду (третий год обучения музыкальной литературе) у

    учащихся

    формируются

    музыкально-исторические

    представления,

    художественном образе и содержании музыкального произведения. Учащиеся

    могут определить жанр, стиль, эпоху, в которой создавалось произведение,

    провести сравнительный анализ прослушанных произведений.

    На данном уроке учащиеся знакомятся с вокальным творчеством русского

    композитора 19 века Александра Порфирьевича Бородина. Предыдущий урок

    был посвящён образу жизни и творчества композитора, его достижений в науке.

    А.П. Бородин работал в эпоху романтизма, его привлекали богатырские образы.

    «Талант Бородина ровно могуч и поразителен как в симфонии, так и в

    опере и романсе. Главные качества его- великая сила и ширина, колоссальный

    стремительность

    порывистость,

    соединённая

    изумительной

    страстностью, нежностью и красотой» В.В. Стасов.

    Объект исследования: музыкальное обучение и воспитание учащихся ДШИ.

    Предмет исследования: вокальное творчество русского композитора

    А.Бородина.

    Цель:

    познакомить учащихся с вокальным творчеством А.Бородина;

    развивать навыки аналитического и творческого воображения детей;

    совершенствовать

    музыкальное

    восприятие,

    анализировать,

    сравнивать, выделять главное.

    Задачи

    Образовательные: опираясь на музыкальный опыт учащихся формировать их

    вокальной

    частности

    композитора

    А.Бородина);

    организовать процесс анализа музыкального произведения.

    Развивающие: развивать

    импровизации

    различных

    композиторов; развивать творческие способности учащихся.

    Воспитательные: на

    эмоционального

    восприятия

    вокального

    творчества

    композитора

    А.Бородина

    воспитывать

    уважение

    музыкальной

    культуре

    воспитывать

    уважение

    доброжелательное

    отношение

    мнению других; обогащать духовный мир учащихся.

    Оборудование: портрет

    А.Бородина,

    М.Мусоргского,

    репродукции

    русских художников, ноутбук.

    Методы обучения и формы организации учебной деятельности:

    практические, словесные;

    активизация

    музыкального

    учащихся

    индивидуальной

    групповой деятельности.

    Форма урока: урок-диалог.

    План урока

    1. Знакомство с вокальным творчеством А.Бородина.

    2. Задание-тест «Стилистическое направление в музыке».

    3. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина.

    4. Итог урока.

    2. ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА А.БОРОДИНА

    Жанр романса был любим русскими композиторами 19 столетия, отдал ему

    Александр

    Порфирьевич

    творческое

    наследие выглядит более чем скромным- всего шестнадцать произведений. В

    то время как у трёх его товарищей по «Могучей кучке» количество романсов

    исчисляется десятками и даже сотнями. Но это тот самый случай, когда по

    количеству нельзя судить о качестве. Пусть их и немного, зато каждый -шедевр.

    Романсы А.Бородина можно разделить на три группы:

    Образы народного эпоса, сказки.

    Лирические и психологические зарисовки.

    Бытовые, юмористические.

    Особенный интерес вызывают сказочные романсы, например «Спящая

    княжна». В нём сочетаются образы спящей девушки, злых фантастических

    существ и образ богатыря-освободителя. Образ княжны сравнивался с образом

    скованной

    враждебными

    когда «час

    пробужденья». В романсе заметны черты романтизма- нового стиля в искусстве

    того времени. Композитор использует форму рондо, которая хорошо выражает

    образы произведения. Рефрен- спящая княжна, эпизоды- фантастические силы

    и богатырь-освободитель (просмотр видео).

    «Песня тёмного леса» содержит более конкретный богатырский образ.

    Композитор сам сочинил слова в духе старинных народных песен-вольницы

    (недаром своему романсу композитор дал подзаголовок- Старая песня). В этом

    романсе Бородин показал народные образы прошлого и подчеркнул в них то,

    что было близко современности- стихийную силу и неудержимость, стремление

    к свободе (просмотр видео).

    Среди лирических романсов особое место занимает элегия «Для берегов

    дальной». Произведение написано в 1881 году под впечатлением

    смерти Модеста Мусоргского. Музыка романса сливается с текстом

    выражает

    настроение

    сдержанной

    мужественной

    скорби, боль переживаний. (Ученик делает краткое сообщение: «Лирика-это

    духовный мир человека, выражение разнообразных душевных переживаний,

    чувств и настроения») Именно в этом романсе раскрывается глубина и сила

    чувств в сочетании с сдержанностью и благородством (просмотр видео).

    Ярким примером сатирических романсов является «Спесь»

    А.Толстого.

    Бородину были несвойственны насмешка и ирония. Его музыку

    отличает

    добродушный

    приблизился

    социальной

    сатире-жанру,

    популярному

    творчестве

    А.Даргомыжского

    М.Мусоргского.

    титулярный

    советник-это

    человеческий

    конкретный

    представитель

    которого

    соседству,

    персонаж-спесь -обобщённо-аллегорический (просмотр видео).

    Задание для учащихся

    В некоторых романсах А.Бородина заметны черты нового стиля в искусстве

    времени- романтизм.

    русского

    романтизма

    началась

    образцы национального творчества, в том числе и народного.

    Становление русского романтизма тесно связано с важнейшим

    историческим

    событием-победой

    Отечественной

    национального самосознания, вера в великое назначение России и её народа

    стимулируют интерес к фольклору. Русским романтикам казалось, что, постигая

    дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. Народный характер

    проявляется

    как не просто положительный, но героический, национально-

    самобытный,

    коренится

    исторических

    традициях

    исторических, разбойничьих песнях, былинах, богатырских сказках.

    Характерными чертами романтизма являются- бесконечное движение к

    ускользает,

    фантастические

    сказочная

    мечтательность, глубокая духовная тематика.

    Описание задания:

    на доске нарисовано дерево, на стволе написано -романтизм, учащиеся

    прикрепить

    написаны

    композиторов- романтиков. (листья-П.Чайковский, Ф.Лист, Г.Свиридов, И.Бах,

    Н.Римский-Корсаков,

    В.Верстовский,

    В.Моцарт,

    А.Бородин,

    Д.Шостакович, Ф.Шуберт, Ц.Кюи, Р.Шуман, М.Мусоргский-учащиеся должны

    выбрать русских композиторов-романтиков).

    4. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина

    Бородин в своём творчестве обращался к стихам разных поэтов- и не только

    руских. Им положены на музыку стихи Александра Пушкина, Генриха Гейне,

    Алексея Толстого. Подобно Мусоргскому, он иногда сочинял тексты для своих

    вокальных миниатюр, что помогало добиваться большей слитности музыки и

    текста. Сам композитор говорил, что его «тянет к пению, кантилене, а не

    речетативу». Отсюда напевность и мелодичность его романсов. А.Бородин

    старался как можно тоньше выражать душевные переживания, глубину чувств,

    поэтические образы.

    В работе с текстами других поэтов композитор учитывал замысел автора,

    использовал близкие к поэтическим жанрам романсов: балладу, элегию, сказку,

    добивался

    выразительно сти

    аккомпанемента в сочетании с мелодией и текстом.

    ИТОГ УРОКА :

    Учащиеся познакомились с вокальным творчеством А.Бородина;

    Определили стилистическое направление в творчестве композитора

    романтизм и его характерные черты;

    Закрепили знание жанров романсов.

    5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Учебный предмет «музыкальная литература» является важным предметом в

    обучении учащихся детской школы искусств. На занятиях учащиеся опираются

    собственные

    впечатления,

    музыкально-историческое

    представление

    услышанного и формируют собственное мнение о музыкальном произведении.

    Опираясь на полученный собственный опыт учащиеся совершенствуют

    музыкальное восприятие, умение анализировать, выделять главное. Формируют

    знания о вокальной музыке А.Бородина, развивают навыки импровизации в

    стилях различных композиторов. Учащиеся познакомились с краткой историей

    развития русского романтизма, его характерные черты.

    На примере романсов А.Бородина учащиеся проследили тесную связь

    музыки и текста, сочинённого самим композитором, а также текстами других

    В ходе проведения урока был сделан вывод:

    вокальное творчество А.Бородина является шедевром мировой культуры.

    6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1 М.Шорникова «Русская музыкальная классика», Ростов на Дону, издательство

    «Феникс», 2007г.

    2 А.П. Бородин романсы \\ musisseasons\borodin-romansy\

    3 Научно-методический журнал «Музыка в школе» 1-2004г. Москва.

    4 А.Бородин «Романсы», Москва, «Музыка» 1987г.

    5 Музыкальный клуб В-20, Москва, «Музыка», 1986г.

    6 А.В. Фёдоров «Введение в литературоведение», Москва, Оникс, 2007