Мажоритарная избирательная система принята. Вопросы к экзамену

Вопросы к экзамену

Суть мажоритарной системы заключается в разделении территории на несколько избирательных округов (как правило, одномандатных, от каждого округа избирается один кандидат; встречаются и многомандатные округа, от которых избирается от 2 до 5 депутатов). Мажоритарная система имеет разновидности: относительного большинства, абсолютного большинства и квалифицированного большинства.

Мажоритарная избирательная система относительного большинства допускает избрание кандидата, набравшего наибольшее количество голосов по отношению к другим кандидатам. Применяется при выборах депутатов законодательных органов власти субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления, а также глав муниципальных образований.

Мажоритарная избирательная систем абсолютного большинства применяется при выборах Президента РФ. Избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, т. е. более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Мажоритарная избирательная система квалифицированного большинства в РФ не применяется. При данной системе избранным считается кандидат, набравший установленное число голосов, которое больше, чем при мажоритарной системе абсолютного большинства,например, 60%, 70%, 2/3, 3/4 и т. п.

Очевидные преимущества такой системы - традиционность применения, относительная простота процедур, прозрачность избирательного процесса. Депутат, избранный по такой системе, ответственен перед конкретными избирателями, не связан партийной дисциплиной и более свободен в представлении народных интересов в парламенте.

  1. Пропорциональная избирательная система.

Пропорциональная система применяется на выборах в Государственную Думу РФ, Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области. Пропорциональная система предполагает, что депутатские места распределяются между партийными списками, а не отдельными кандидатами, в зависимости от числа избирателей, проголосовавших за тот или иной список кандидатов.



Среди ее достоинств можно отметить демократичный характер, позволяющий максимально учесть волю избирателей, высокую структурированность избираемых органов, меньшую зависимость депутатов от внешних источников воздействия. Вместе с тем ее явными недостатками являются слабая связь депутатов с избирателями, неравномерно представленные в округе территории, "протаскивание" в избирательных списках малоизвестных и не всегда квалифицированных кандидатов и пр.

  1. Смешанная избирательная система.

Смешанная избирательная система (мажоритарно-пропорциональная) предусматривает две самостоятельные системы получения и распределения депутатских мандатов – пропорциональную и мажоритарную с заранее установленным числом депутатских мандатов по той и по другой. Ранее применялась на выборах депутатов Государственной

Думы (225 депутатов избирались по партийным спискам по пропорциональной системе, 225 – по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства). В настоящее время не менее половины депутатов законодательных органов власти субъектов Федерации должны избираться по пропорциональной системе (например, в Московскую Городскую Думу 20 депутатов избираются по партийным

спискам, а 15 – по одномандатным округам).

  1. Принципы избирательного права, их гарантии.

Принципы избирательного права воплощают наиболее важные основополагающие правовые требования, предопределяющие демократизм избирательной системы в России, реальные возможности граждан участвовать в выборах на основе свободного волеизъявления.

Принципы избирательного права есть основополагающие начала, которые выстраивают содержание избирательного права и определяют организацию проведения выборов.

Избирательное право в Российской Федерации является всеобщим, равным и прямым, свободным при тайном голосовании.

Всеобщность означает принадлежность права участия в выборах всем совершеннолетним гражданам государства и отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям, т.е. исключена возможность отстранения от выборов каких-либо граждан и групп населения: все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.

Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. В юридической литературе выделяются множество разновидностей избирательных цензов.

Российскому избирательному праву свойственны пять основных цензов: ценз гражданства, возрастной ценз, ценз дееспособности, ценз судимости и ценз оседлости. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов, референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ или органы местного самоуправления, в референдуме субъекта РФ, местном референдуме. Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане РФ, проживающие за ее пределами.

Что же касается пассивного избирательного права, оно основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Пассивное избирательное право ограничивается рядом федеральных законов и законов субъектов РФ. Так, депутатами законодательных органов не могут быть судьи, прокуроры, должностные лица органов исполнительной власти. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, работники прокуратуры могут быть избраны депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных органов субъектов РФ, должностными лицами местного самоуправления, но при этом их служба приостанавливается со дня их избрания на срок полномочий.

Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации: гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, хотя в нормативном порядке предусмотрены ограничения в части возможности осуществления избирательных прав для определенной категории лиц - граждан, признанных судом недееспособными, и граждан, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Однако после отбытия наказания по приговору суда гражданину возвращаются избирательные права в полном объеме.

Равное избирательное право означает равное количество голосов у каждого избирателя, равные основания и возможности участия в выборах всех избирателей и кандидатов, а также равенство избирательных округов.

Равное избирательное право трактуется в Федеральном законе как участие граждан в выборах "на равных основаниях". Эта скупая формулировка означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели.

Участие в выборах на равных основаниях обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими избирателями (напр., организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства: допускаются отклонения 10%, 15%, 30%, а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом). Таким образом, равенство предусматривает, что каждый гражданин обладает одним голосом и общими со всеми другими гражданами возможностями выбирать и быть выбранным.

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют. Этим прямые выборы отличаются от косвенных или многостепенных, когда избиратели путем выборов образуют некую коллегию выборщиков, которые, в свою очередь, избирают какого-либо депутата или должностное лицо.

Таким образом, прямое избирательное право дает возможность гражданину сразу избирать конкретного кандидата на конкретный пост, исключая многоступенчатость избрания.

Принцип свободы выборов означает, что участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается тем, что проведение агитации за день до выборов не допускается.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 июня 2002 г. применительно к пассивному избирательному праву подтвержден принцип возможности снять свою кандидатуру. Причины отказа от участия в выборах могут быть разные, и это не всегда связано с негативной оценкой деятельности кандидатов.

Тайное голосование предполагает исключение контроля над волеизъявлением избирателей, создание условий для свободы выбора. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе идентифицировать использованный бюллетень, т.е. установить личность избирателя.

Тайное голосование предполагает создание условий гражданину выразить свою волю конфиденциально, без опасения каких-либо преследований за свой выбор. Это реализуется в специальной кабине, где не допускается присутствие посторонних лиц и установление технических средств фиксации. Однако голосование в кабине есть право, а не обязанность избирателя, который может проголосовать и при получении бюллетеня.

Нельзя не сказать о новых принципах, появившихся в литературе и сформулированных Конституционным Судом РФ.

Принцип периодической сменяемости состава выборных органов публичной власти (обязательности выборов) означает, что публичная власть не вправе отказаться от демократических процедур формирования органов власти и лишить гражданина возможности определять субъектный состав публичных органов власти.

Демократический характер государства предполагает периодическую сменяемость состава выборных органов, что и подтвердил Конституционный Суд РФ, подчеркнув, что Конституция РФ закрепляет периодичность выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы.

Принцип альтернативности выборов исключает превращение выборов в плебисцит, что подтверждено Конституционным Судом РФ, который отметил альтернативность выборов как важнейшее условие подлинно свободных и равных выборов <1>.

Светский характер избирательного процесса отделяет государство и церковь, не допускает создание партий по религиозному принципу.

Принцип транспарентности выборов означает открытость и прозрачность избирательных процедур, что обеспечит не только возможность избирателям принять осознанное решение, но и реализацию эффективного контроля гражданского общества за порядком формирования выборных органов публичной власти.

В литературе выделяют и другие принципы избирательного права (напр., состязательности, независимости избирательных комиссий, сочетания государственного и негосударственного финансирования избирательной кампании).

Таким образом, принципы избирательного права во многом предопределяют и задают основные правила проведения избирательной кампании, образуют фундамент избирательного права в целом.

  1. Избирательные комиссии, избирательные округа и избиратель­ные участки.

Образование избирательных округов и избирательных участков .

Избирательный округ - это образованная в соответствии с законодательством РФ территория, от которой непосредственно гражданами РФ избираются депутат(ы), выборное должностное лицо (лица).

Избирательные округа (одномандатные и многомандатные) образуются для проведения выборов на основании данных о численности избирателей, представляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов. При образовании избирательных округов должны соблюдаться следующие требования:

а) равенство - допускается отклонение 10%, в отдаленных и труднодоступных районах - не более 15% в многомандатных округах; в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30% в одномандатных округах. На территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40%;

б) территория должна быть единой с учетом административно-территориального деления субъекта России.

Избирательные комиссии - это формируемые установленные федеральным законом, законом субъекта РФ коллегиальные органы, которые обеспечивают подготовку и проведение выборов.

Формирование избирательных комиссий .

В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии:

○ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

○ избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

○ избирательные комиссии муниципальных образований;

○ окружные избирательные комиссии;

○ территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

○ участковые комиссии.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации составляет четыре года. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов: пять членов назначаются Государственной Думой, пять членов назначаются Советом Федерации, пять – Президентом РФ.

Срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации составляет четыре года. Число членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее 10 и более 14. Формирование изби-

рательной комиссии субъекта РФ осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет четыре года. Избирательная комиссия муниципального образования формируется в количестве 5–11 членов с правом решающего голоса. Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом му-

ниципального образования.

Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов. Формирование окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляется вышестоящей комиссией.

Территориальные комиссии действуют на постоянной основе. Срок полномочий территориальных комиссий составляет четыре года. Территориальные комиссии формируются в количестве 5–14 членов с правом решающего голоса. Формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.

Участковые комиссии формируются в период избирательной кампании. Срок полномочий участковой комиссии истекает через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума. Формирование участковой комиссии осуществляется

вышестоящей комиссией (окружной, территориальной).

  1. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты. Правовой статус кандидата в депутаты.

Выдвижение кандидатов .

Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством

в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код ор-

гана, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении

должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за 1 год до дня голосования, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта

или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении указываются сведения о судимости кандидата. Вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках

доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.

Выдвижение может быть осуществлено в порядке самовыдвижения либо выдвижения избирательным объединением.

Регистрация кандидатов .

Для регистрации требуется осуществить сбор подписей. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.

Ранее сбор подписей избирателей в поддержку списка кандидатов мог быть заменен избирательным залогом – денежными средствами, внесенными на специальный счет Центризбиркома РФ. С 2009 г. избирательный залог отменен.

Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет.

Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратели ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования – дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заме-

няющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставят собственноручно.

Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии предусмотренных законом документов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, либо при наличии решения политической партии, допущенной к распределению мандатов в Государственной Думе.

Регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов предыдущих выборов депутатов Государственной Думы допущен к распределению депутатских мандатов (федеральному списку кандидатов которой передан депутатский мандат в соответствии со ст. 82.1 Федерального закона О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации), а также регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это

предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей при условии, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов. Регистрация такого кандидата, списка кандидатов

осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.

  1. Порядок организации и проведения выборов.

Организация и проведение выборов именуется избирательным процессом. Проведение выборов состоит из нескольких стадий, последовательно сменяющих одна другую от момента назначения даты выборов до объявления результатов голосования. В этом и заключается суть избирательного процесса, представляющего собой сложную систему правоотношений, в которых участвуют избиратели, средства массовой информации, политические партии, общественные организации и государственные органы по проведению выборов.

Под избирательным процессом понимается регламентированная законодательством и осуществляемая в определенной последовательности деятельность специально уполномоченных органов и лиц, направленная на организацию и проведение выборов органов публичной власти.

Избирательный процесс - это технологическая инфраструктура и форма реализации конституционных принципов организации периодических и свободных выборов и обеспечения прав граждан избирать и быть избранными.

Избирательный процесс подчинен законодательно установленным срокам и предполагает последовательное прохождение ряда стадий, которые следует рассмотреть подробно.

Применяемая сегодня в таких странах как США, Канада, Австралия, Индия, Франция, мажоритарная система является исторически первой избирательной системой, при которой избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают. Именно с нее начали проводиться выборы в парламенты.

Основанная на принципе большинства мажоритарная система действует преимущественно в одномандатных (униноминальных) избирательных округах, но возможно их применение и во много мандатных (полиномиальных), тогда голосование идет по партийным спискам в целом.

В странах, имеющих длительные демократические традиции, политическая жизнь давно монополизирована политическими партиями, представители которых в основном только и баллотируются на выборах и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, действующие организованно. В тех же странах, где партийная система еще находится в стадии становления, а возникающие политические партии большого авторитета в обществе не имеют, выборы по мажоритарной системе создают слабо организованную палату. Больше шансов для избрания имеют люди, умеющие хорошо говорить, зажигать массы привлекательными лозунгами, но далеко не всегда способные к тщательной, хотя и рутинной, законодательной работе, в которой демонстрация собственной личности совершенно не требуется. Ранее в нашей стране это наблюдалось на примерах съездов народных депутатов, которые подчас принимали решения, продиктованные эмоциями от истерических выступлений отдельных депутатов.

Законодательство конкретного государства определяет, в зависимости от вида выборов (президентские, парламентские или местные), какое именно большинство голосов необходимо набрать - относительное или абсолютное. В соответствии с этим различают мажоритарную систему относительного большинства и мажоритарную систему абсолютного большинства.

Самая простая разновидность - это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и частично, как известно, у нас в России. Очень часто она применяется при местных выборах.

Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10 процентов голосов или даже меньше. К тому же в законодательстве ряда стран, где применяется данная система, не предусмотрены ни обязательность участия избирателей в голосовании, ни минимальная доля их участия, необходимая для признания выборов действительными.1 В Великобритании, например, если в избирательном округе выдвинут один кандидат, он считается избранным без голосования, ибо ему достаточно проголосовать самому за себя. А поскольку при данной системе значительная часть голосов, а именно голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадает, то порой оказывается, что партия, кандидатов которой по стране поддержало большинство избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест. Во Франции партии большинства, собиравшие менее 50% всех голосов избирателей, имели почти 75% мест в парламенте.

Следует, правда, отметить, что избирательные законы некоторых стран устанавливают минимальное число голосов избирателей, которое необходимо набрать для победы: кандидат считается избранным, если он набрал в своем округе большее число голосов, чем его конкуренты, но при условии, что за него подано более 20% всех действительных голосов.

Единственным, пожалуй, преимуществом мажоритарной системы относительного большинства является то, что голосование проводится в один тур, т. к. победитель определяется сразу же. Это значительно удешевляет выборы.

Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства. При этой системе выборы, как правило, проходят в несколько туров. Чтобы быть избранным, кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т. е. 50%+1 голос. Если никто из кандидатов не наберет этого большинства (а чаще всего именно так и происходит), проводится второй тур (как правило, через две недели после первого), где вновь применяется то же требование абсолютного большинства голосов избирателей. Но законодательством может быть установлено для второго тура и требование относительного большинства. Участвовать во втором туре могут уже не все зарегистрированные кандидаты. Проводится так называемая перебаллотировка: ко второму туру допускаются лишь двое кандидатов, набравшие в первом туре наибольшее число голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами.

При данной системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании; если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Он может составлять половину зарегистрированных избирателей, но не редко и меньше. В случае, когда он равен половине зарегистрированных избирателей, абсолютное большинство от общего числа поданных голосов может теоретически составить 25% + 1 юридического избирательного корпуса. Если же для избрания требуется абсолютное большинство действительных голосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей может быть еще меньше. Французский Избирательный кодекс применительно к выборам депутатов Национального собрания устанавливает упомянутый нижний порог не прямо в качестве такового, не как условие действительности выборов, а несколько иначе:

Никто не может быть избран в первом туре, если не получил

  • 1) абсолютного большинства поданных голосов;
  • 2) числа голосов, равного четвертой части от числа всех внесенных в списке избирателей. В случае равенства голосов считается избранным старший по возрасту кандидат”.

Достоинство данной системы по сравнению с системой относительного большинства заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составляло один голос. Но сохраняется тот же дефект, который является главным у системы относительного большинства: пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов. Когда, например, избирается президент, для которого избирательным округом является вся страна, это не имеет значения. Но когда страна, как это имеет место на парламентских выборах, разбита на множество избирательных округов, в каждом из которых выбирается отдельный депутат и результаты выборов устанавливаются отдельно, опять-таки может оказаться, что партия, получившая по стране большинство голосов, получает меньшинство мест. Разительный в этом отношении пример дали французские выборы 1958 года, когда Французская коммунистическая партия, собрав в первом туре наибольшее число голосов (18,9 %), получила в конце концов в Национальном собрании всего 10 мест, тогда как Союз за новую республику, собрав в первом туре меньше голосов - 17,6 %, получил 1888 мест, то есть в 19 раз больше!

Пропорциональная система.

Смешанные системы.

Теперь рассмотрим термин «избирательная система» в узком смысле. Это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Таких способов существует несколько и, что важно, применение каждого из них к одним и тем же итогам голосования может дать различный результат.

17 ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

В науке конституционного права и избирательной практике различают следующие способы определения результатов выборов:

    мажоритарную систему;

    пропорциональную систему;

    смешанную систему.

Наиболее распространенным способом определения результатов выборов является мажоритарная система . Сущность ее заключается в том, что депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное законодательством большинство голосов, а все остальные партии, кандидаты которых оказались в меньшинстве, остаются непредставленными. Мажоритарная система может быть различных видов в зависимости от того, какого большинства требует закон для избрания депутатов - относительного, абсолютного или квалифицированного.

17 а

Мажоритарная система

Мажоритарная система является наиболее распространенным способом определения результатов выборов . Сущность ее заключается в том, что депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное законодательством большинство голосов.

В свою очередь мажоритарная система подразделяется на следующие виды:

17 б

Виды мажоритарной системы

    мажоритарная система относительного большинства;

    мажоритарная система абсолютного большинства;

    мажоритарная система квалифицированного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства - это система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов, т. е. больше голосов, чем любой из его соперников (например, из 100 тыс. избирателей за первого кандидата проголосовало 40 тыс., за второго – 35, за третьего – 25).Избранным считается тот, кто набрал наибольшее количество голосов.

Мажоритарная система абсолютного большинства требует для избрания абсолютное большинство голосов, т. е. более половины (50% + 1). При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. И если он не достигнут, то выборы считаются несостоявшимися.

Вместе с тем эта система обладает двумя недостатками: во-первых, эта система выгодна лишь крупным партиям; во-вторых, она зачастую не результативна (если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов, то вопрос о том, какой депутат получит мандат, останется нерешенным и используется метод перебаллотировки, который означает, что из всех ранее баллотировавшихся кандидатов во второй тур голосования проходят двое из тех, которые набрали большинство голосов. Избранным будет считаться тот кандидат, который при перебаллотировке набрал абсолютное или простое большинство голосов.

В соответствии с избирательным законодательством Республики Беларусь:

    выборы депутатов Палаты представителей считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины (50% + 1 человек) избирателей округа, включенных в списки граждан, имеющих право на участие в выборах (ст. 82 ИК, часть 3). Избранным в первом туре выборов по избирательному округу считается кандидат, получивший более половины (50% + 1 голос) голосов избирателей.

    выборы Президента Республики Беларусь считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины (50% + 1 человек) включенных в списки избирателей. Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины (50% + 1 голос) принявших участие в голосовании (ст. 82 Конституции Республики Беларусь).

    Заседание депутатов местных Советов базового территориального уровня считается правомочными, если в нем приняли участие более половины (50% + 1 депутат) от общего числа депутатов, избранных в местные советы депутатов базового территориального уровня области (ст. 101 ИК).

    Избранным членом Совета Республики Национального собрания республики Беларусь считается кандидат, получивший по результатам голосования более половины голосов (ст. 106 ИК).

Согласно мажоритарной системе квалифицированного большинства избранным считается кандидат, получивший квалифицированное (т. е. установленное законом) большинство голосов. Квалифицированное большинство всегда больше абсолютного большинства. На практике эта система встречается реже, так как менее результативная, чем система абсолютного большинства.

Пропорциональная система является наиболее демократичным способом определения результатов выборов. По данной системе мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией. Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах.

18 МЕТОД ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КВОТЫ

Пример: в округе 5 мандатов.

Количество избирателей – 120 тыс.

Участвуют в избирательном процессе представители 20 партий.

Минимум для получения депутатского мандата (100.000: 5 мандатов) 20 тысяч голосов.

Для пропорционального распределения мандатов используется метод избирательной квоты и метод делителей. Квота - это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Она может определяться как для округа в отдельности, так и для всей страны в целом. Наиболее простой способ определения квоты состоит в делении общего числа поданных по данному округу голосов на количество подлежащих распределению мандатов. Этот способ был предложен в 1855 г. английским ученым Т. Хэром. Распределение мандатов между партиями производится делением полученных ими голосов на квоту. По этой системе избираются парламенты Австрии, Великобритании, Швеции, Швейцарии.

Пропорциональная система может применяться наряду с мажоритарными системами. В таких случаях она называется смешанной. Например, половина народных депутатов Украины (225) избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина (тоже 225) - по пропорциональной. Такая же практика существует и в Российской Федерации. Половина депутатов бундестага ФРГ избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая половина – по пропорциональной системе.

Если сравнивать все вышеназванные системы, то можно сделать вывод, что в целом пропорциональная система дает относительно объективное соотношение раскладки политических сил в стране.

Для того, чтобы понять, как избирательная система влияет на результаты выборов, приведем такой пример. Возьмем 2 избирательных округа, в одном из которых, согласно установлению государственных органов, 10 тыс. избирателей, а в другом 12 тыс. Данное обстоятельство означает, что голос избирателя в первом округе имеет больший вес, чем во втором, поскольку неравное количество избирателей выбирает равное количество депутатов. Далее предположим, что в первом округе по мажоритарной системе относительного большинства избирается один депутат и выставлено три кандидата, один из которых получил 4 тыс. голосов, а два других - по 3 тыс. Таким образом, победивший депутат избирается вопреки воле большинства избирателей (6 тыс. человек голосует против него). Однако дело не только в этом. Ведь 6 тыс. голосов не оказывают никакого влияния на распределение мест в выборном органе. Если применить в другом округе мажоритарную систему абсолютного большинства, то кандидат может быть избран в первом туре, получив не просто больше голосов, чем другие кандидаты, но как минимум 50% голосов +1. Однако и в таком случае может пропасть почти 50% голосов. Более того, если никто из кандидатов не избран в первом туре, перебаллотировка во втором туре происходит на основании системы относительного большинства во всеми вытекающими отсюда обстоятельствами.

Таким образом, мажоритарная система относительного большинства - это система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов, т. е. больше голосов, чем любой из его соперников.

При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Мажоритарная система относительного большинства всегда результативна, так как кто-нибудь всегда набирает относительное большинство голосов. Однако такая система лишает представительства политические партии малой численности, а следовательно, нередко искажает действительное соотношение сил. Приведем такой пример. В трех избирательных округах, каждый по 10 тыс. избирателей, баллотируются по 3 кандидата от партий А, Б, В. В первом из округов победу одержал кандидат партии А. При этом голоса распределились так: А - 9 тыс.; Б - 100; В - 900. Однако во втором и третьем округах победил кандидат партии Б. В каждом из этих округов он получил 3,5 тыс. голосов. В результате применения мажоритарной системы относительного большинства партия А, собрав в трех округах 15,5 тыс. голосов, провела лишь одного кандидата, партия Б, собрав 7,1 тыс. голосов, получила два депутатских мандата, а партия В, получив 7,4 тыс. голосов, представительства в парламенте вообще не имеет.

При такой несправедливости эта система имеет своих сторонников, так как обычно обеспечивает партии - победителю значительное большинство в парламенте, что позволяет при парламентарных формах правления сформировать устойчивое правительство. Такая система имеет место в Великобритании, США, Индии и др.

Мажоритарная система абсолютного большинства требует для избрания абсолютное большинство голосов, т. е. более половины (50% + 1). К примеру, в избирательном округе на выборах в парламент баллотируются 4 кандидата (А, В, С, Д). 10.000 поданных за них голосов распределились так: А - 1.700 голосов, В - 5.900, С - 2.000, Д - 400 голосов. Следовательно, избранным будет кандидат В, набравший 5.900 голосов, т. е. абсолютное большинство.

При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Если он не достигнут, то выборы считаются несостоявшимися.

Эта система обладает двумя недостатками: во-первых, голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают; во-вторых, эта система выгодна лишь крупным партиям; в-третьих, она зачастую не результативна (если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов, то вопрос о том, какой депутат получит мандат, останется нерешенным). Для того, чтобы сделать систему более результативной, используется метод перебаллотировки. Это означает, что из всех ранее баллотировавшихся кандидатов во второй тур голосования проходят двое из тех, которые набрали большинство голосов. Избранным будет считаться тот кандидат, который при перебаллотировке набрал абсолютное большинство голосов. Однако, например, во Франции результаты выборов во втором туре определяются по мажоритарной системе относительного большинства.

Мажоритарная система квалифицированного большинства. Согласно этой системе избранным считается кандидат, получивший квалифицированное (т. е. установленное законом) большинство голосов. Квалифицированное большинство всегда больше абсолютного большинства. Эта система встречается реже, так как менее результативная, чем система абсолютного большинства.

Наиболее демократичным способом определения результатов выборов является пропорциональная система , при которой мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией. Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий. Однако этот факт может негативно отразиться на формировании правительства в парламентских республиках при условии, что ни одна партия не имеет абсолютного большинства в парламенте. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем чем больше округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута.

Для пропорционального распределения мандатов часто используется метод избирательной квоты и метод делителей 1 . Квота - это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Квота может определяться как для округа в отдельности, так и для всей страны в целом. Определение квоты в ряде случаев состоит в сложных математических расчетах. Наиболее простой способ определения квоты состоит в делении общего числа поданных по данному округу голосов на количество подлежащих распределению мандатов. Этот способ был предложен в 1855 г. английским ученым Т. Хэром. Распределение мандатов между партиями производится делением полученных ими голосов на квоту. Парламенты Австрии, Великобритании, Швеции, Швейцарии избираются по этой системе.

Пропорциональная система представительства может применяться наряду с мажоритарными системами. Например, половина депутатов бундестага ФРГ избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая половина - по пропорциональной.

В целом можно отметить, что пропорциональная система дает относительно верное отражение в парламенте действительного соотношения политических сил.

Назва­ние этой системы происходит от французского слова majorite (боль­шинство). Сущность мажоритарной избирательной системы заключается в том, что по­бедившим на выборах считается кандидат, набравший определенное большинст­во голосов избирателей. Законодательство конкретного государ­ства определяет, в зависимости от вида выборов (президентские, парламентские или местные), какое именно большинство голосов необходимо набрать - относительное или абсолютное. В соответ­ствии с этим различают мажоритарную систему квалифицированного большинст­ва, относительного большинства и мажоритарную систему абсолютного большинства . 3

Мажоритарные избирательные системы действуют преиму­щественно в одномандатных (униноминальных) избирательных округах, но возмож­но их применение и в многомандатных (полиноминальных), тогда голосование идет по партийным спискам в целом.

Мажоритарная система квалифицированного большинст­ва

При мажоритарной системе квалифицированного большинст­ва закон устанавливает определенную долю голосов, которую должен получить кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным. Эта доля больше абсолютного большинства, т.е. больше 50% плюс один голос (2/3, 3/5, 65% и т.д.). Так, Президент Азербайджана, для того чтобы быть избранным в первом туре, должен получить не менее 2/3 голосов лиц, участвовавших в голосовании. В Чили для избрания в первом туре депутат должен также получить 2/3 голосов. В Италии до реформы 1993 г. было установлено, что кандидат в сенаторы, чтобы быть избранным в первом туре, должен получить не менее 65% всех поданных голосов избирателей. На деле получить такое большинство очень трудно, поскольку голоса разбиваются между разными кандида­тами. Поэтому в Италии в первом туре избирали в лучшем случае семь сенаторов из 315, иногда одного, а то и никого.

Если при мажоритарной системе квалифицированного большинст­ва в первом туре никто не побеждает, следует второй тур, который обычно проводится через одну-две недели. Во втором туре на новое голосование избирателей при данной системе обычно выносятся две кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов по сравнению с другими. 4

Мажоритарная система относительного большинства

При мажоритарной системе относительного большинства для победы на выборах кандидату необходимо набрать больше голо­сов избирателей, чем каждый из остальных кандидатов, пусть даже за него проголосовало менее половины избирателей.

Предположим, по одному округу баллотируются 4 кандидата, и голоса избирателей распределились между ними следующим образом:

А-11%; Б-23%; В-34%; Г-32%.

Победившим на выборах будет признан кандидат В, набравший 34% голосов избирателей, несмотря на то, что фактически против него проголосовало 66% избирателей. Таким образом, голоса 2/3 избирателей остаются неучтенными, «выброшенными», а депутат в выборном органе представляет лишь 1/3 избирателей своего округа.

Следует, правда, отметить, что избирательные законы некото­рых стран устанавливают минимальное число го­лосов избирателей, которое необходимо набрать для победы: кан­дидат считается избранным, если он набрал в своем округе боль­шее число голосов, чем его конкуренты, но при условии, что за него подано более 20% всех действительных голосов.

В Великобритании практика применения униноминальной мажоритарной системы относительного большинства приводила к парадоксальным ситуациям: абсолютное большинство мандатов в нижней палате парламента, а, следовательно, право формировать однопартийное правительство, получала партия, собравшая в це­лом меньше голосов избирателей, чем проигравшая партия. Про­иллюстрируем это следующим примером:

в пяти избирательных округах с равной численностью изби­рателей в 30 тыс. борьбу за мандаты вели кандидаты партий А и Б, и голоса избирателей распределились между ними следую­щим образом:

Партия, хотя бы с минимальным перевесом голосов победившая в большем числе избирательных округов, получит и большее чис­ло мандатов. В нашем примере партия А получит 4 мандата при общем числе избирателей, проголосовавших за ее кандидатов,- 73 тыс., а партия Б получит 1 мандат, в то время как за ее кандидатов проголосовало 77 тыс. избирателей. Значит, правящей бу­дет партия, пользующаяся поддержкой меньшинства избирателей.

Во Франции партии большинства, собиравшие менее 50% всех голосов избирателей, имели почти 75% мест в парламенте.

Схожая ситуация на протяжении многих лет существовала в Индии. Партия ИНК на выборах в Народную палату за весь пе­риод независимого развития страны (кроме проигрыша в 1977 г. и в 1989 г.) получала абсолютное большинство мест, набирая око­ло 1/4 голосов всего избирательного корпуса.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что мажо­ритарная система относительного большинства является одной из наименее демократичных избирательных систем, основными пороками которой являются:

2) искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая меньшинство голосов избира­телей, получает большинство депутатских мест.

Потенциальная несправедливость, заложенная в данную избирательную систему, более ярко проявляется в совокупности с особыми способами нарезки избирательных округов, получившими название «избирательная геометрия» и «избирательная геогра­фия».

Сущность «избирательной геометрии» состоит в том, что нуж­но так нарезать избирательные округа, чтобы при сохранении их формального равенства заранее обеспечить в них преимущество сторонников одной из партий, рассредоточив сторонников других партий в небольших количествах по разным округам, а макси­мальное их число сосредоточить в 1-2 округах. Иными словами, партия, осуществляющая нарезку избирательных округов, поста­рается раскроить их таким образом, чтобы «загнать» максималь­ное число избирателей, голосующих за партию-соперника, в один-два округа, сознательно идя на то, чтобы «потерять» их, обеспе­чивая тем самым победу себе в других округах. Формально ра­венство округов не нарушается, а фактически заранее предопре­деляются результаты выборов. Предоставив возмож­ность образования избирательных округов другой партии, мы получим противоположный результат.

Законодательство ряда зарубежных стран (США, Франции, ФРГ, Великобритании, Японии), как и российский законодатель, также исходит из того, что практически невозможно образовывать абсолютно равные избирательные округа, а потому устанавливает максимальный процент (как правило 25% или 33%) отклонения округов по численности избирателей от среднего округа в ту или другую сторону. Это является основой для применения «избирательной географии», именуемой в США как «джерримэн-деринг» (от собственного имени одного американского губернатора, который использовал нарезку округов в интересах своей партии, и анг­лийского слова, переводимого, в частности, как «мастерить») 5

Цель «избирательной географии» заключается в том, чтобы сделать голос более консервативного сельского избирателя более весомым, чем голос городского избирателя, создав в сельской местности больше избирательных округов с меньшим количест­вом избирателей, чем в городах. В результате, при равном коли­честве избирателей, проживающих в городской и сельской мест­ности, в последней может быть образовано в 2-3 раза больше округов.

Мажоритарная система относительного большинства, получившая достаточно широкое распространение в развивающихся стра­нах, в некоторых из них (Индия, Египет и др.) приобрела своеоб­разные формы, фактически лишив граждан в определенных слу­чаях права на выбор: когда количество кандидатов равно числу избираемых по округу депутатов, они считаются избранными без голосования.

Единственным, пожалуй, преимуществом мажоритарной систе­мы относительного большинства является то, что голосование про­водится в один тур, т. к. победитель определяется сразу же. Это значительно удешевляет выборы.

На основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства избираются, в частности, половина депутатов Государственной Думы РФ по одномандатным округам - избранным считается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (при равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше). Другой разновидностью мажоритарных избирательных систем является мажоритарная система абсолютного большинства.

Мажоритарная система абсолютного большинства

При этой системе выборы, как правило, проходят в несколько туров. Чтобы быть избранным, кандидат должен набрать абсо­лютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т. е.. 50%+1 голос. Если никто из кандидатов не наберет этого большинства (а чаще всего именно так и происходит), проводится второй тур (как правило, через две недели после пер­вого), где вновь применяется то же требование абсолютного боль­шинства голосов избирателей. Но законодательством может быть установлено для второго тура и требование относительного боль­шинства.

Участвовать во втором туре могут уже не все зарегистрирован­ные кандидаты. Проводится так называемая перебаллотировка: ко второму туру допускаются лишь двое кандидатов, набравшие в первом туре наибольшее число голосов избирателей по сравне­нию с другими кандидатами.

По мажоритарной системе абсолютного большинства избира­лись все президенты Франции в V Республике, и лишь в 1958 г. Шарлю де Голлю удалось в первом же туре собрать 78,5% голо­сов избирателей, все остальные президентские выборы проводи­лись в два тура. По данной избирательной системе проводятся выборы Президента Узбекистана. При выборах в Национальное собрание Франции нередкой бы­ла ситуация, когда в результате действий нескольких политиче­ских партий во второй тур выходили кандидаты, не попавшие в число первых двух по числу полученных голосов избирателей. Та­кую возможность предоставляет ст. 7 Конституции Франции, в соответствии с которой во втором туре могут участвовать только два кандидата, которые соберут наибольшее число голосов в первом туре или которые следуют после кандидатов, набравших наибольшее число голосов и снявших свои кандидатуры (если это будет иметь место).

Это означает, что, если до полуночи четверга, следующего за днем первого тура, один из двух кандидатов, занявших первые два места в первом туре, подаст письменное заявление в Кон­ституционный Совет о снятии своей кандидатуры, то вместе него во втором туре будет участвовать кандидат, занявший третье место. Это правило используется партиями, схожими по своим политическим позициям, с целью не допустить победы кандидата левой партии.

Предположим, в первом туре победили кандидат А от левой партии и кандидат Б от правой партии, именно они претендуют на выход во второй тур. Однако правые партии, поддерживающие кандидата В, занявшего третье место, могут предложить партиям кандидата Б объединиться, но с условием снятия кандидатуры Б. Если это предложение будет принято, то во втором туре будут участвовать левый кандидат А и кандидат В, которого поддержи­вают объединившиеся правые партии, что существенно повыша­ет его шансы на победу.

При избрании Президента Узбекистана повторное голосование проводится не ранее чем через 15 дней со дня первого голосования, но в пределах одного месяца. 6 Если ко дню повторного голосования остался лишь один кандидат, то кандидатура второго для включения в бюллетени для голосования определяется таким же способом, что и при описанной выше французской практике. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат на должность Президента Узбекистана, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата (иными словами, по мажоритарной системе относительного большинства).

Мажоритарная избирательная система, как относительного, так и абсолютного большинства, не предполагают проведение вы­боров на чисто партийной основе. Наряду с кандидатами, выдви­нутыми от политических партий, борьбу за мандаты ведут и неза­висимые кандидаты. И избиратели, голосуя на выборах, зачастую отдают предпочтение тому или иному кандидату не как предста­вителю определенной партии, а как заслуживающему доверия политику.

Мажоритарные системы единственного непереходящего голоса и кумулятивного вотума

Очень редко используются наряду с названными тремя еще две частные разновидности мажоритарной системы: единственного непереходящего голоса и кумулятивного вотума. При системе единствен­ного непереходящего голоса, которую иногда называют полупропорцио­нальной, создаются многомандатные округа, как всегда бывает при пропорционалыюй системе, но каждый избиратель может голосовать только за одного кандидата из того или иного партийного списка, со­держащегося в бюллетене. Избранными считаются кандидаты, собрав­шие больше голосов, чем другие, т.е. действует принцип мажоритарной системы относительного большинства (число избранных соответству­ет числу мандатов по округу). Поскольку результат выборов определя­ется все же по мажоритарному принципу, эту систему считают разно­видностью мажоритарной, хотя и с некоторыми отклонениями.

При кумулятивном вотуме (кумулятивный означает совокупный;

дат. cumulo - складываю) избиратель имеет не один, а несколько голо­сов (три, четыре и т.д.). Он может отдать все голоса одному кандидату, а может распределить их между различными кандидатами одной и той же партии (например, три голоса из имеющихся четырех отдать канди­дату, стоящему в партийном списке под № 1, а один голос - кандидату под № 4). Избиратель может также, если это разрешает закон, приме­нить панашаж (или панаширование; от фр. panachage - смешивание, пестрота): проголосовать за кандидатов из разных партийных списков, ориентируясь не на партийную принадлежность, а на личные качества того или иного кандидата. О панашаже подробнее говорится ниже, поскольку он обычно разрешается очень редко и при пропорциональ­ной избирательной системе. Если используется система кумулятивно­го вотума, то результаты определяются опять-таки по принципу отно­сительного большинства: подсчитываются голоса по всем кандидатам, баллотирующимся по округу; избранными считаются лица, собравшие больше других голосов избирателей (в соответствии с числом депутат­ских мест по данному округу). Поэтому данная система тоже является разновидностью мажоритарной.

Голосование при системе единственного непреходящего голоса и при кумулятивном вотуме основано на принципе предпочтения: изби­ратель выбирает наиболее подходящие для него кандидатуры, но из списка одной партии. 7

Наиболее широкие возможности для участия политических партий в выборах, непосредственного их влияния на распределе­ние депутатских мандатов предоставляет пропорциональная из­бирательная система, которая предполагает проведение выборов на строго партийной основе.

В науке конституционного права в понятие "избирательная система" вкладывается двоякое содержание: 1) в широком смысле она рассматривается как важнейший элемент политической системы государства. Это весь организм формирования выборных органов государственный власти и органов местного самоуправления. Избирательная система регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. Она охватывает: а) принципы и условия участия в формировании избираемых органов (см. Активное избирательное право, Пассивное избирательное право); б) организацию и порядок выборов (избирательный процесс); в) в некоторых странах отзыв выборных лиц; 2) в узком смысле - это лишь определенный способ подведения итогов голосования и распределения на этой основе депутатских мандатов.

Мажоритарная избирательная система (от фр. "majorite" - большинство) означает, что в соответствии с принципом большинства избранным считается только тот кандидат (при одномандатном округе) или ряд кандидатов (при многомандатном округе), которые представляли избирательный список, получивший большинство голосов в данном округе. Согласно данной системе вся страна делится на примерно равные по числу избирателей округа. Причем от каждого округа обычно избирается один депутат (т. е. один округ - один депутат). Иногда от одного округа избирается большее число депутатов. Действует в США, Великобритании, Франции, Австралии и еше в нескольких десятках стран. Практика применения этой избирательной системы показывает, что подобная система способна обеспечить более успешное формирование парламента с устойчивым (однопартийным) большинством и меньшим числом разнородных партийных фракций, что немаловажно для стабильности правительства.

Недостатком мажоритарной избирательной системы является то, что она заметно сужает возможности на парламентском уровне отражать широкий спектр интересов меньшинства, особенно мелких и даже средних партий, часть из которых вообще остается без парламентского представительства, хотя в совокупности они могут вести за собой очень значительную, а то и большую часть населения.

Типы мажоритарной избирательной системы большинство может быть относительным, абсолютным и квалифицированным, в рамках мажоритарной системы различают три ее разновидности. 1) Мажоритарная система относительного большинства - самый распространенный вид мажоритарной системы. При ее применении избранным считается тот кандидат, который набрал больше голосов, чем его соперники.

Преимущества данной избирательной системы: она всегда результативна - каждое депутатское место замещается сразу, в результате только одного голосования; парламент формируется полностью; нет необходимости проводить второй тур голосования или новые выборы в округах, где отсутствовал необходимый кворум; понятна избирателям; экономна; позволяет крупным партиям получить "твердое" большинство и сформировать устойчивое правительство. Недостатки системы: 1. Часто депутат избирается меньшинством избирателей 2. "Теряются" голоса, поданные за других кандидатов 3. Искажаются результаты голосования в масштабах всей страны. В условиях мажоритарной системы относительного большинства при наличии большого числа кандидатов (списков) победу на выборах может одерживать кандидат, набравший лишь 1/10 голосов избирателей. Рассматриваемый тип мажоритарной избирательной системы более приемлем для стран с двухпартийной системой (США, Великобритания и др.).

2) Мажоритарная система абсолютного большинства отличается тем, что: во-первых, для избрания от округа необходимо набрать не простое большинство, а обязательно абсолютное (т. е. 50 % плюс один голос) большинство голосов от принявших участие в голосовании избирателей; во-вторых, если никто из кандидатов не наберет необходимого абсолютного большинства, проводится второй тур, в котором, как правило, участвуют лишь два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре; в-третьих, победителем (из двух оставшихся кандидатов) во втором туре считается тот, кто наберет больше голосов, чем соперник; в-четвертых, как правило, предусматривается обязательный кворум: чтобы выборы считались состоявшимися, необходимо участие более половины (т. е. 50 %) избирателей от числа зарегистрированных (реже - 25 % или иное количество). Достоинством указанной избирательной системы является то, что она дает меньше искажений.

3) Мажоритарная система квалифицированного большинства предъявляет крайне высокие требования к количеству голосов, необходимых для избрания. Например, до 1993 г. в Италии, чтобы быть избранным итальянским сенатором, необходимо было получить 65 % (почти 2/3 голосов). Как правило, в демократических странах подобное большинство с 1-го раза получить практически невозможно. Поэтому данная система применяется крайне редко.