Что важнее: мыслить или чувствовать? Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства Аргументы из маленьких рассказов для сочинения.

Существуют вопросы, на которые человечество не может ответить в течение многих столетий. Философские споры о том, что же должно быть в приоритете: мысль или чувство – не утихают и сегодня.

На первый взгляд, ответ прост. Если наличие сознания и способности мыслить – главное отличие человека от животных, то рациональное начало должно быть приоритетным. А вот возможностью чувствовать наделены даже растения.

С другой стороны, противники этого мнения справедливо отметят, что человеческие чувства гораздо сложнее, чем чувства других живых существ. Невозможно себе представить животное, испытывающее муки совести или жгучую зависть. Никто, кроме человека, не может ощутить трепет от созерцания красоты природы или произведения искусства.

Так, может быть, нет никакого приоритета? Может быть, и мысль, и чувство одинаково важны? Чтобы попробовать ответить на этот вопрос, обратимся к русской литературе, тем более, что данная тема неоднократно поднималась классиками.

Знакомясь с первыми страницами комедии А.С. Грибоедова, читатель сразу обращает внимание на слепоту разума Софьи, полностью отдавшейся чувству к беспринципному карьеристу Молчалину. «Ослеплена» влюблённостью в подлеца Анатоля Курагина и Наташа Ростова из эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Обе героини не смогли разглядеть недостойных молодых людей, потому что временно потеряли способность трезво мыслить.

А в пушкинском романе в стихах пылкий Ленский, уязвлённый тем, что Онегин весь вечер танцует с Ольгой, безрассудно вызывает на дуэль вчерашнего приятеля и в результате гибнет.

Но опора только на разум тоже приводит к трагическим последствиям. Пример тотального отрицания чувств мы видим в главном герое романа И.С. Тургенева. Базаров считает, что любви не существует, поэтому оказывается в ловушке собственных нигилистических идей, когда страстно влюбляется в Ольгу Одинцову. Писатель показывает, что подобное противоречие неразрешимо, поэтому Евгений умирает. Нельзя отказаться от чувств, потому что это равносильно смерти.

В Маше Мироновой из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, напротив, мы видим пример счастливого сочетания разума и чувства. Девушка любит Гринёва, но отказывается стать его женой без благословения родителей Петра. Маша понимает, что их брак не будет счастлив против воли отца и матери жениха. Как мы помним из дальнейшего развития событий в романе, решение девушки оказалось верным.

На мой взгляд, мысль и чувство должны гармонично сочетаться в личности. Чем точнее баланс между рациональным и чувственным в человеке, тем счастливее и полнее его жизнь. Именно к гармонии ума и сердца стоит стремиться каждому из нас.

Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель online школы «САМАРУС».

рянице, идущий на муки с восторгом, один против всех, как мятежник и безумец. В мире разлит «ослепительный пурпур огня», «пожаром закат златомирный пылает» и золотые трубы аргонавта зовут его на «солнечный пир». «Золото в лазури» - это книга ожиданий и предвестий будущих «золотых зорь».

Важно также, что в стихотворениях Шаламова цвет кардинально неразрывен со светом. «Цвет есть свет, в том или другом отношении ограниченный тьмою. Отсюда феноменальность цвета», констатировал А. Белый .

В стихотворении Шаламова «Свет» данный феномен становится условием гармоничного выявления цвета: вся цветовая коннотация в стихотворении пластично реализуется между полюсами света. Столь явная градация встречается и в стихотворении А.Белого «Гроза», где цветоигра зиждется между полюсами: светом излучаемым, с одной стороны, молниями, зарницами уходящей грозы, с другой заходящим солнцем.

О том, что цвет рождается на границе света и тьмы, писал в свое время И.В.Гё-те, опиравшийся не столько на византийскую эстетику, сколько на естественнонаучные представления его эпохи: «Цвета деяния света, деяния и страдания. В этом смысле мы можем ожидать от них раскрытия природы света. Цвета и свет стоят в самом точном взаимоотношении друг с другом, однако мы должны представлять их себе как свойственные всей природе, ибо посредством них вся она готова целиком открыться чувству зрения» .

Разумеется, иконописная стилистика не исчерпывает богатства поэзии Шаламова, но является ее важнейшей составляющей.

Литература

1. Шаламов, В. Новая книга: Воспоминания. Записные книжки. Переписка. Следственные дела / В.Шаламов. М.: Эксмо, 2004. 1072 с.

2. Алпатов, М. Андрей Рублев / М. Алпатов. М.: Изобр. искусство, 1972. 205 с.

3. Безансон, А. Запретный образ / А. Бе-зансон. М.: МИК, 1999. 423 с.

4. Тынянов, Ю.Н. Проблемы стихотворного языка: статьи / Ю.Н. Тынянов. М.: Сов. писатель, 1965. 301 с.

5. Кандинский, В. О духовном в искусстве / В.Кандинский. М.: Архимед, 1992. 109 с.

6. Трубецкой, Е.Н. Избранные произведения / Е.Н. Трубецкой. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 512 с. (Сер. «Выдающиеся мыслители»).

7. Шаламов, В. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3/ В. Шаламов. М.: Худ. лит.: Вагриус, 1998. 526 с.

8. Барская, Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н.А. Барская. М.: Просвещение, 1993. 223 с.

9. Белый, А. Символизм как миропонимание / А.Белый. М.: Просвещение, 1974. 325 с.

10. Гёте, И.В. Избранные сочинения по естествознанию / И.В. Гёте. М.: Акад. наук СССР, 1957. 553 с.

Е. Ф. МАНАЕНКОВА (Волгоград)

ТОРЖЕСТВО СЕРДЕЧНОСТИ В РОМАНЕ «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

Рассматривается понятие сердечности, которое для автора «Капитанской дочки» является главной мерой значимости человека. С этой точки зрения с привлечением работ современных психологов анализируются персонажи исторического романа Пушкина.

Роман «Капитанская дочка» является итогом идейных и эстетических исканий

А.С. Пушкина 1830-х годов. В нем показан воистину выстраданный писателем идеал жизни.

Запись воспоминаний о прожитом и увиденном Петром Андреевичем Гриневым с необыкновенной выразительностью и безыскусственностью передавала самосознание пишущего, его размышления о своей личной жизни, ее связях с историей. Вспоминая былое, правдиво рассказывая о прошлом, Пушкин снабжает нарисованные картины сентенциями. Гринев скорее свидетель, чем участник истории: он интуитивно чувствует значительность происходящего и внутреннюю силу Пугачева, хотя не совсем понимает своего отношения к нему и к событиям в целом.

Писатель в «Капитанской дочке» не прятался за рассказчика. Чтобы определить

Манаенкова Е. Ф., 2006

соотношение взглядов двух «авторов» Пушкина и Гринева, полезно вспомнить плодотворную мысль М. Бахтина: «Автор осуществляет себя и свою точку зрения не только на рассказчика, на его речь и его язык..., но и на предмет рассказа, точку зрения, отличную от точки зрения рассказчика. За рассказом рассказчика мы читаем второй рассказ рассказ автора о том же, о чем рассказывает рассказчик, и, кроме того, о самом рассказчике. Каждый момент рассказа мы отчетливо ощущаем в двух планах: в плане рассказчика, в его предметно-смысловом и экспрессивном кругозоре, и в плане автора, преломленно говорящего этим рассказом и через этот рассказ. В этот авторский кругозор вместе со всем рассказываемым входит и сам рассказчик со своим словом. Мы угадываем акценты автора, лежащие как на предмете рассказа, так и на самом рассказе и на раскрывающемся в его процессе образе рассказчика. Не ощущать этого второго ин-тенционально-акцентного авторского плана значит не понимать произведения»1. «Капитанская дочка» представляет историю с точки зрения частного человека, пишущего «семейственные предания»2, и потому интенционально-акцентный автор -ский план сконцентрирован на нравственном анализе происходящего.

О психологической природе исторического романа Пушкина существует богатая литература3. Ученые пришли к выводу, что своеобразие психологизма автора позволяет оставить «за кадром» больше, чем сказано. За действиями персонажей прочитывается истинная природа их характеров. Читателю «передоверена» разгадка «сердечных» тайн пушкинских героев. Такой прием Г. П. Макогоненко метко назвал «приемом угадывания»4.

Изображая внутреннюю жизнь действующих в романе лиц, писатель не толь-

1 Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. М., 1975. С. 127 128.

2 Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений:

в 16 т. М. Л., 1937 1949. Т. VIII (1). С. 374.

3 См., напр., перечень литературы о «Капи-

танской дочке» в кн.: Гиллельсон, М.И. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий / М.И. Гиллельсон, И.Б. Мушина. Л., 1977. С. 186 191; «Капитанская дочка» в критике и ли-

тературоведении // Капитанская дочка / А.С. Пушкин. Л., 1984. С. 233 280.

4 Макогоненко, Г.П. Творчество А. С. Пуш-

кина в 1830-е годы (1833 1836) / Г.П. Макого-

ненко. Л., 1982. С. 415.

ко отдает должное их мыслям, но и обращается к чувствам, дающим импульс мыслительным процессам. По мнению Фромма, разум, будучи благословением человека, является одновременно и его проклятием, поэтому «человеку надлежит культивировать в себе не только рассудок, но взращивать также чувства, через которые и раскрывается как раз личностное богатство и универсальность»5. Неповторимая индивидуальность в характере пушкинских персонажей проявляется, на наш взгляд, в развитой культуре чувствований, в способности к высокому накалу эмоциональных реакций и переживаний.

Психологическое исследование писателя во многом базируется на рационально-эмоциональных проявлениях героев в определенных ситуациях, которые бесконечно богаче протокольных записей Гри-нева-рассказчика. Так, вчитываясь в сцену «помилования», нельзя не обнаружить эмоциональной мотивации в поведении Пугачева. Он, мужик, умно и тонко выходит из создавшейся ситуации, проявляя чуткость к переживаниям дворянина Гринева.

Скажем, в эпизоде обнаружения обмана Гринева, скрывшего, что Маша дочь капитана Миронова, нам не сообщается, что чувствовал Пугачев, обманутый человеком, которому всем сердцем он делал добро. Диалог, интонации говорящих, внешние признаки переживания Пугачева так выразительны, что мы догадываемся о душевной буре самозванца. Пушкин обозначает лишь отдельные моменты психологического состояния героя: «огненные глаза» (VIII (1): 356)6 он гневен и ждет объяснения. Когда Гринев подтверждает факт лжи, у Пугачева «лицо омрачилось» (Там же). Но Гринев объясняет свой обман страхом за бедную девушку, и Пугачев понимает справедливость его поступ-

5 Проблема человека в западной философии: Переводы / сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. М., 1988. С. 507 508.

кин, А.С. Полное собрание сочинений: в 16 т. / А.С. Пушкин. М. Л., 1937 1939. В круглых

скобках указаны номера тома и страницы или только страницы вышеназванного тома. Сохранена орфография и пунктуация автора.

ка он засмеялся. Пугачев понимает и больше он чувствует, что от него зависит счастье двух людей.

То, что Пугачевым руководит непосредственное чувство, подсказывают многочисленные паузы в тексте значимое средство психологических характеристик пушкинских персонажей. Истинные чувства немногословны и всегда больше сказанного. Как правило, герои Пушкина молчат « от полноты сердца» (УШ(1): 375).

Перечитаем знаменитую сцену «поединка» Пугачева и Гринева. «Несколько минут продолжалось обоюдное наше молчание. Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. Наконец он засмеялся, и с такою непритворною веселостию, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему» (331). Далее следует прямое предложение Гриневу служить «великому го-сударю»:«Я колебался. Пугачев мрачно ждал моего ответа. Наконец чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою» (332). В душе офицера Гринева идет мучительная борьба между чувством страха за свою жизнь и рационально понимаемым долгом. Пугачев, услышавший отказ, осознавая, что перед ним враг, на какое-то время «задумался» (332), а затем принял решение отпустить молодого дворянина с миром.

По словам М. И. Цветаевой, «эта сцена поединок великодуший, соревнование в величии. Очная ставка, внутри Пугачева, самовластья с собственным влечением сердца. Очная ставка, внутри Гринева, влечения человеческого с долгом воинским» 1. Почему герои чувствуют обоюдное «влечение»? Видимо, потому, что они интуитивно уловили главное друг в друге - сердечность, проявившуюся в удивительной открытости, отсутствии какого-либо лукавства. Именно предельная искренность Гринева в смертельно опасной для него ситуации могла «поразить» (333) Пугачева, поскольку он сам человек искренний, способный смело отказаться от игры в государя, признать свое самозванство. Силы ума и сердца ведут в душе героев безмолвный спор, в котором сердце одерживает безусловную победу. В сце-

1 Цветаева, М. Сочинения: в 2 т. Т.2 / М. Цветаева. М., 1984. С. 345.

не «поединка» нет проигравших: испытание на благородство души оба выдержали с честью.

Гринев и Пугачев предстают в романе людьми сильного характера, обладающими незаурядной волей. «Воля потому так важна в жизни человека, пишет современный философ, что смысл и цель человеческой жизни имеет моральное, а вовсе не интеллектуальное значение. Синоним воли сердце, синоним интеллекта голова (ср. в латыни: интеллект mens, воля animus от anima душа, жизнь)» 2.

При этом волевые, благородные, по-человечески красивые герои Пушкина не всегда способны понять друг друга. Так происходит, например, в эпизоде, когда Пугачев, желая увлечь Гринева, с «диким вдохновением» (VIII(1): 353) рассказывает калмыцкую сказку. Сказка обнаруживает глубину духовного видения Пугачева. Не может этот человек орлиной натуры жить по законам ворона. Главное для него ощущение свободы. Рассказанная Пугачевым сказка народно-поэтический аналог гимну Вальсингама, где раскрыта вера в человека, в его способность обрести «неизъяснимы наслажденья» упоения боем:

Есть упоение в бою

Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья - Бессмертья, может быть, залог,

И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и ведать мог

В статье «Взгляд на русскую литературу 1846 года» В.Г. Белинский разворачивает положение о единстве личности, в основе которого - духовность: «Что составляет в человеке его высшую, его благороднейшую действительность? - Конечно, то, что мы называем его духовностью, то есть чувство, разум, воля...»4.

2 Автономова, Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность / Н.С. Автономова. М., 1988. С. 140.

3 Чуткая к художественному слову А.С. Пушкина, М.И. Цветаева заметила эту близость и справедливо пишет, что разговор героев проходит под эпиграфом: «Есть упоение в бою». «В “Пире во время чумы” Пушкин нам это - сказал, в “Капитанской дочке” Пушкин нам это - сделал» // Мой Пушкин / М. Цветаева. М., 1967. С. 118.

4 Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 10 / В.Г. Белинский. М., 1955. С. 317.

Существует классическая традиция рассмотрения воли как волевого действия: суть волевого акта в том, что решение о действии встречает внутреннее сопротивление, которое преодолевается «волевым усилием» 1. В современной психологии выделяют два принципиально разных подхода к анализу воли на уровне действия (волевого действия) и на уровне личности (волевой личности), что приводит к разным исходным представлениям о мотивационных аспектах воли. Именно во втором случае речь идет о духовном человеке, проявляющем «мотивационную конгруэнтность», под которой подразумевается гармоничное согласование решения, желания и исполнения 2.

Безусловно, и Гринев, и Пугачев демонстрируют завидную волю. Но, так скажем, критерии их волевых усилий принципиально разнятся. Гринев, проявляя волевые действия, ограничивается пределами своей судьбы и собственных чувств. Пугачев человек исторический, волевая личность; он наделен активной волей и завоевывает, дарует волю другим людям.

Пушкин сталкивает два характера, два сознания. На сказку Гринев реагирует, выдавая ограниченность мышления. Невпопад высказанное им нравоучение «Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину» (VIII (1): 353) выдает прозаизм представлений о жизни, неспособность постичь подлинный смысл сказанного. Пугачев замер, пораженный услышанным. Гринев записал его реакцию: «Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал» (353). За вновь возникшей паузой уже не угадывающийся человеческий контакт, а, напротив, пропасть непонимания. Не понять дворянину Гриневу вдохновенной и трагичной судьбы крестьянского вождя.

Характеры пушкинских персонажей строятся от «наружного» портрета к портрету глубоко психологическому, в нарастающем открытии новых фактов их деятельности и нравственной жизни. В сюжете романа «изверг, злодей» (358) Пугачев предстает как великодушный спаси-

1 См.: Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М., 1977. С. 209.

2 См.: Гиппенрейтер, Ю.Б. О природе человеческой воли / Ю.Б. Гиппенрейтер // Пси-

хол. журн. 2005. Т. 26. №3. С. 18.

тель Гринева и Маши. «Суровая душа» (V111(1): 356) самозванца тронута бесстрашием молодого дворянина, его неизменной благодарностью за добро, сочувствием судьбе бунтовщика. Государева привилегия миловать не противоречит широте натуры Пугачева и искренней доброте его побуждений. Участие в судьбе Гринева подсказано не только человеческой симпатией, но и чувством справедливости и в известной степени противостоит жестокости, к которой душа Пугачева не лежит.

Когда губернатор Оренбурга отказался помочь Гриневу в помощи, тот решается ехать за помощью, за справедливостью к Пугачеву в Бердскую слободу. Такова была первоначальная редакция 11-й главы («Мятежная слобода»). Лишь по цензурным соображениям Пушкин отказался от этого плана и в новом варианте главы указал, что в ставку Пугачева Гринев попал случайно 3. Но так или иначе Гринев решается просить Пугачева не столько от безысходности, сколько потому, что знает его нравственную позицию.

Наперекор внешним обстоятельствам, представшим оппонентами милосердия, Пугачев трижды спасает Гринева от смерти. Он властно отодвигает все силы, противящиеся велению его сердца.

Вчитываясь в текст романа, мы вместе с гениальной изобразительной пластикой воспринимаем и пушкинский мир ценностей. Сердечность есть та высшая мера, которой автор «Капитанской дочки» судит о значимости человека, тем более, когда перед ним человек истории. Исторический деятель измеряется Пушкиным степенью его человечности. Обаяние личности пушкинского Пугачева очевидно.

Екатерина II в романе также не лишена обаяния, но оно иного рода. Даже в облике частной дамы в собственном садике она не перестает быть государыней: настойчиво расспрашивает незнакомую девушку о цели приезда, прекрасно помнит людей, отдавших за нее жизнь, «внимательна и благосклонна» (VIII (1): 372). Ее строгость, холодность при чтении письма о Гриневе, которого ей представляли «безнравственным и вредным негодяем», ее гнев при непочтительном возгласе Маши: «Ах, неправда!» (Там же), все это

3 Об этом см. подробнее: Макогоненко, Г.П. Указ. соч. С. 389.

выдает властную императрицу, не терпящую чьего-либо свободного мнения, не допускающую возражений.

Разумеется, горячий рассказ Маши об истинных причинах действий Гринева поколебал резкий приговор Екатерины II и вызвал симпатию к сироте. Обещание скорого ответа завершает разговор. Однако императрица вступилась не сразу. Нужно было проверить, произвести эффект? Государыня здесь справедлива, любезна, снисходительна, но не сердечна, хотя автор замечает: «Все в незнакомой даме невольно привлекало сердце» (УИД!): 372). Никаких порывов чувства, как в Пугачеве, в Екатерине нет. Обдуманное величие, заботящееся о разумности и впечатлении, которое производит.

Разум вмешивается в сферу чувств и, безусловно, помогает человеку овладевать душевными движениями. Но подобная «канализация» первородных чувств обладает и существенным недостатком - она уничтожает «органику», ту «живую жизнь», которая так дорога писателю.

Еще в 1937 г. Виктором Шкловским было сделано тонкое наблюдение, что Пушкин дает изображение Екатерины II по портрету В.Л. Боровиковского 1. Выходит, писатель изображал не живого человека, но мертвую натуру. От этой вто-ричности холод, окружающий Екатерину в пушкинском романе («свежее дыхание осени» (371), «строгое выражение лица» (372), холодность в поступках игра в приживалку).

Ю.М. Лотман прав, когда возражает против грубо прямолинейного определения взгляда Пушкина на Екатерину II 2. Конечно, автор «Капитанской дочки» не создавал отрицательного образа русской императрицы. Но противопоставление Пугачева и Екатерины нужно ему для обнаружения истины о природе самодержавия. Душевные порывы Пугачева заключают бескорыстные, свободные от расчета мотивы, реализующиеся в поведении истинно нравственном. Он поступает так, как велят ему не политические соображе-

1 Шкловский, В. Заметки о прозе русских классиков / В. Шкловский. М., 1953. С. 64.

2 Лотман, Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» //В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: кн. для учителя / Ю.М. Лотман. М., 1988. С. 121.

ния, а человеческое чувство. Императрица же сознает цену своей щедрости и демонстрирует ее. К тому же ей, в отличие от Пугачева, ничто не мешает осчастливить бедную сироту. Гринева не за что карать: он не предавал офицерского мундира. Русская государыня поступает сообразно закону.

Сцена Маши с императрицей во многом напоминает разговор Гринева с генералом в саду. В правительственном лагере чувства не имеют власти над поступками, руководит ими расчетливый разум. Сухая рациональность отражена уже в портретах генерала и Екатерины II, в подчеркнуто-спокойном выражении их лиц: «Лицо его изображало спокойствие, здоровье и добродушие» (VIII (1): 338) о генерале; «Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие» (371) о Екатерине. Это нарочитое спокойствие является искусной маской, прикрывающей дефицит сердечности.

Слушая об ужасных происшествиях, случившихся с Петром Андреевичем, генерал «между тем» (338) занимается своим делом: продолжает резать сухие ветви яблонь в саду. Позднее, когда Гринев узнает, что Маша в руках Швабрина, генерал проявляет неподдельное сочувствие почти обезумевшему от отчаяния герою: «Вероятно, вид мой поразил его; он заботливо осведомился о причине моего поспешного прихода» (342). Однако это не мешает генералу наотрез отказать Гриневу в просьбе выделить роту солдат, чтобы очистить Белогорскую крепость и спасти девушку. Для него такое решение равнозначно сумасшествию: «Генерал глядел на меня пристально, полагая, вероятно, что я с ума сошел (в чем почти не ошибался)» (343). «Эта экспедиция была бы неблагоразумна» (Там же), категорически заявляет он. Как человек, генерал, возможно, сопереживает Гриневу, но действует, как чиновник. Он проявляет определенную педантичность ума. Главный недостаток педанта «эмоциональная неразвитость», его представления не согреты светом и теплом сердца. Дав Гриневу войска, генерал нарушил бы правила военной теории, не дав их, он нарушает правила человечности.

Показательно, что пушкинскую Екатерину II неизменно сопровождает «легкая улыбка» (371): Машу Миронову она

встречает улыбаясь, ласково говорит с нею и заканчивает встречу улыбкою, оставляя героиню «исполненной радостной надежды» (VIII(1): 373). Секрет легкой улыбки в отсутствии искреннего чувства. Вероятно, поэтому дама не просто «тронута» рассказом сироты, а «казалось, была тронута» (372). Очевидная искусственность внешнего облика Екатерины проявилась чуть погодя: «Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо ее переменилось, и Маша Миронова, следовавшая глазами за всеми ее движениями, испугалась строгому выражению этого лица, за минуту столь приятному и спокойному». Далее Екатерина «с холодным видом», но «со вниманием» (Там же) слушает Машу. Тщательно скрывать свой внутренний облик императрице удается благодаря расчетливому, наблюдательному уму.

Замечание Г.П. Макогоненко о том, что «пушкинский психологизм аскети-чен»1, справедливо отчасти. А.С. Пушкин проявляет редкую изобретательность, демонстрируя разнообразные способы и приемы в обрисовке характеров. Эмоциональный настрой и быстрая смена эмоциональных реакций героев тщательно фиксируются писателем, т. к. он убежден, что сложность течения эмоциональных процессов можно воспроизвести опосредованно, во внешнем их проявлении. Достаточно обычных наблюдений за мимическими изменениями лица, чтобы определить чувства, завладевшие в этот момент человеком. Автор обращает внимание читателя на определенную деталь портрета, выделяя главное в характере героя.

Духовная свобода Пугачева, бросившего вызов власти, подчеркнута в выражении его глаз: «сверкающие глаза» (Там же: 290, 324), «живые большие глаза» (290), «ястребиные глаза» (328), «огненные глаза» (335, 356). Ястребиные глаза Пугачева смягчаются, когда он замечает в людях прямоту, искренность, благородство, и становятся огненными, когда видит обман.

А вот в облике негодяя Швабрина отмечено совсем другое. «Чрезвычайно живое» (296) лицо героя часто выражает

1 Макогоненко, Г.П. Указ. соч. С. 413.

«искреннюю злобу» ^ИЩ): 334), «мрачную злобу» (359), «притворную насмешливость» (334), «злобную усмешку» (369), с которой он навсегда расстанется с читателями записок Петра Андреевича Гринева.

Произведение о пугачевском бунте, как его трактовали долгие годы, названо Пушкиным «Капитанская дочка». Согласимся с мнением Н.Н. Скатова: «Самое основное в повести, самое утверждающее и жизнестойкое и есть она, Маша Миронова, капитанская дочка» 2.

Образ капитанской дочки исполнен лиризма и грации. Создавая ее поэтический облик, Пушкин прибегает к «сердечным» характеристикам. Вспомним, что первое впечатление Гринева о Марье Ивановне таково: «Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку» (299).

Разум и сердечность отличительные признаки характера героини. Признавшись в «сердечной склонности» к Гриневу, Маша «предалась чувствам нежного своего сердца со всею доверчивостию молодости и любви» (308). При расставании с возлюбленным она произносит: «до могилы ты один останешься в моем сердце» (363). Даже в письме Екатерины II Андрею Петровичу Гриневу с оправданием его сына содержатся «похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова» (374).

Марья Ивановна проста и искренна. Душевные движения героини непосредственны и отчетливо отражены во всем ее облике. Смущение девушки при знакомстве с молодым человеком выдают «горящие» (297) уши; «милый голосок» (357) передает ту неподдельную тревогу, которую она испытала, узнав о предстоящей дуэли: «Марья Ивановна с нежностью

выговаривала мне за беспокойство, причиненное всем моею ссорою со Швабри-ным» (305). Все учтено автором в обрисовке характера: интонации голоса, мимика. Также способность рук выражать разнообразные эмоции нашла отражение в художественной практике Пушкина: «дрожащею рукою» возвращает Маша гневное письмо Андрея Петровича Грине-

2 Скатов, Н.Н. Далекое и близкое / Н.Н. Скатов. М., 1981. С. 68.

Маша, по словам ее матери, «трусиха» (298). Но в ответственные минуты жизни она обнаруживает замечательные свойства своей натуры «ум и сердце», раскрывающиеся в чистой любви к Гриневу, в решительном сопротивлении Швабрину, когда она оказалась в его полной власти, наконец, в ее смелой поездке ради спасения жениха в Царское Село, к самой императрице. Как и в «русской душою» Татьяне, в Маше Мироновой дан образ русской женщины, полной самоотверженности. Подобно Татьяне Лариной, героиня обладает не только «нежным», но и верным сердцем и способна на «себяотдание» (термин С.Н. Булгакова).

Именно Маша Миронова в тяжелое для семьи Гриневых время выходит на авансцену романа. Воспитанная в покорности, унаследовавшая от отца образцовое послушание чужой воле, она отреклась и от покорности, и от послушания, твердо решив спасти любимого человека. При этом она вступила в борьбу не только за свое счастье, но и за справедливость. Сердце героини «бунтует» против несправедливого приговора, подписанного Екатериной II. Любовь к Гриневу и уверенность в его невиновности определяют дальнейшее жиз-неповедение капитанской дочки.

Встреча Маши Мироновой с Екатериной II окончательно раскрывает характер героини: из робкой просительницы она превращается в отважную защитницу справедливости. Девушка прерывает важную даму, обвинявшую Гринева в измене, и «с жаром» (271) рассказывает всю историю. Она смело отстаивает свою веру, правду, обнаруживая при этом не известную ей самой силу характера. Честь освобождения Гринева принадлежит Маше Мироновой. Пушкин и назвал так свой роман потому, что впервые у него появилась героиня, борющаяся за счастье и побеждающая в этой борьбе.

Суждение, в свое время оброненное

В. Г. Белинским, что Гринев это «ничтожный, бесцветный характер»1, противоречит тексту пушкинского романа. Недо-

1 Белинский, В.Г. Указ. соч. Т.7. С. 577.

росль Гринев по благородству не уступает Дон-Кихоту. Недаром возникает сравнение Гринева с этим героем. В «Пропущенной главе» Швабрин прямо называет Гринева «Дон-Кишот белогорский» (VIII(1): 379). Любовь к Маше Мироновой делает его таковым. В наивном шалопае, добром, но подчиняющемся любому влиянию (Боп-ре, Зурина, Швабрина), проступает честный и мужественный человек, способный сильно чувствовать, смело поступать, защищать свои чувства, следовать велению долга.

Ранее отмечалось, что главные герои «Капитанской дочки» Петр Гринев и Маша Миронова люди непосредственного, интуитивного, а не интеллектуального, аналитического склада. Они не все осмысляют в своих чувствах, поэтому записки Гринева пестрят такими выражениями: «Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня» (331); «Чувствования мои были слишком смутны» (325); «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком» (358). Таким приемом автор передает скрытую динамику эмоциональной жизни героя, давая понять, что сложная природа человеческих чувств не может быть сведена к точным определениям. Назвать их значит упростить эмоциональный процесс.

В «Капитанской дочке» А. С. Пушкина заметно то недоверие к рационализму, которое впоследствии станет мотивом творчества Л.Н. Толстого 2.

Швабрин исполнен скептического рационализма и в романе предстает злом. Хотя он характеризуется как бесспорно умный и даже одаренный человек (Маша: «Алексей Иванович, конечно, человек умный» (305); Гринев: «Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен» (296), это не мешает ему «немилосердно» (301) относиться к людям. Знание, разум, рассудок вовсе не определяют нравственного поведения человека. Мало того, умный герой Пушкина проявляет незаурядную изобретательность в своих неблаговидных поступках. Он пы-

2 См.: Буланов, А.М. Художественная феноменология изображения сердечной жизни в русской классике / А.М. Буланов. Волгоград, 2003. С.157 184.

тается управлять ходом событий, манипулировать окружающими. «Сметливый» (VIII(1): 334) Алексей Иванович порочит Машу в глазах влюбленного соперника, наносит ему подлый удар на дуэли, о которой затем анонимно сообщает родителям Петра Андреевича, насильственно удерживает его невесту, принуждая стать своею, наконец, потерпев крах, доносит властям о мнимом предательстве Гринева.

Если в любимых героях Пушкина подчеркнуто их прямодушие, то Швабрина отличает откровенная подлость. В его поведении Гринев, приехавший освобождать Машу, видит плохо скрываемое притворство: «в подлых выражениях изъявлял свою радость и усердие. Увидя меня, он смутился, но вскоре оправился, протянул руку. Он казался сам не свой. При обыкновенной своей сметливости он, конечно, догадался, что Пугачев был им недоволен. Он трусил перед ним, а на меня поглядывал с недоверчивостью» (354). Когда открывается вся правда, «Швабрин упал на колени» (355) перед Пугачевым, «в исступлении» (356) закричал.

Может быть, героем руководит истинное чувство к девушке? Он готов жертвовать собою ради ее любви? Нет, Пушкин не пишет идиллию в духе сентиментализма. Осознавая для себя опасность, Швабрин выдает мятежнику, что Маша дочь его врага. И напрасно уже позже наивный Гринев считает, что Швабрин не называет на допросе имя Маши «оттого, что в сердце его таилась искра того же чувства » (368), которое владеет им. Дело здесь, безусловно, в другом. На то он и «гнусный злодей» (Там же), что не любовь им движет, а другое чувство самосохранение любой ценой. Предатель Шваб-рин боится дополнительных свидетельств против себя.

Цинизм Швабрина и искренность чувств Гринева не просто сопоставляются в «Капитанской дочке», а оцениваются 1.

1 В.Г. Маранцман справедливо считает, что сопоставление Гринева и Швабрина напоминает соседство Онегина и Ленского. Однако «индивидуализм Швабрина приводит к вседозволенности, которой в Онегине нет». (См.: Маранцман, В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе // На пути к А.С. Пушкину: пособие для учителя и учащихся: в 2 ч. Ч. 1 / В.Г. Маранцман. М., 1999. С. 239.)

Подлость пушкинского героя рождается неспособностью к любви и обедненнос-тью любовью. Душевный вакуум заполняется злобным бессилием, прикрываемым «злобной усмешкою». Зло, убежден автор, самоуничтожающе; финал судьбы Шваб-рина предопределен. Он терпит поражение и в любви, и в «истории». Бессердечного героя Пушкина интеллект не спасает, все хитроумные козни злодея рассыпаются в прах.

Повествуя о безусловной ценности человеческих чувств, вместилищем которых является сердце, А. С. Пушкин широко использует в романе «сердечную лексику». Как уже было отмечено, сердце в «Капитанской дочке» оказывается критерием нравственности героев.

«Сердце» определенным образом характеризует персонажей: о том, что у Гринева «чистое сердце» на страницах произведения Пушкин повторяет множество раз (VIII(1): 296, 308, 366, 367). Главная же заслуга героя в том, что, пройдя через все испытания, выпавшие на его долю, он сохраняет гуманность, человеческое достоинство сердце его «растерзано» (366), но по-прежнему чисто.

Движение эмоциональной сферы объективируется Пушкиным в «биении сердца», его ощущениях. Перед взятием пугачевцами Белогорской крепости Петр Андреевич прежде всего озабочен судьбой Маши: «Участь Марьи Ивановны живо представилась мне, и сердце у меня так и замерло» (319); « с сердечным трепетом» (321) он узнает, что дочь капитана Миронова не успела выехать из крепости. «Сердце мое горело. Я воображал себя ее рыцарем» (322), описывает свое состояние Гринев. Не зная ничего определенного о бедной девушке, он не находит себе покоя: «Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках у разбойников. Сердце мое сжалось» (327). Когда Пугачев увидел в доме попадьи больную Машу, Гринев приходит в отчаяние, поскольку понимает, чем это грозит дочери коменданта крепости: «У меня сердце так и екнуло, да нечего было делать» (328). «Сердце мое сильно забилось» (351), «сердце мое заныло» (354), так описывает свои ощущения Гринев, когда они вместе с Пугачевым едут вызволять Машу из плена.

«Сердце» в пушкинской поэтике олицетворяет чувство или определенное эмоциональное состояние. Убедившись в любви Маши, Петр Андреевич великодушно прощает коварного Швабрина: «Я слишком был счастлив, чтоб хранить в сердце чувство неприязненное» (VIII(1): 308). Благодарный дворянин Гринев пытается спасшему его жизнь и любовь самозванцу Пугачеву «высказать все, чем исполнено было сердце» (358). Пережив чудовищные потрясения, молодые люди чувствуют крайнюю усталость: «Сердца наши слишком были утомлены» (360). Но, как известно, испытания героев на этом не закончились. Петра Андреевича ожидал ложный донос и последовавший за этим арест. Накануне страшных событий Гринева мучает нехорошее предчувствие: «Что-то кольнуло меня в сердце. Я испугался, сам не зная чего» (364). Когда же герой оказывается в смертельной опасности, то молит « о спасении всех близких сердцу» (325). И свое спасение он видит в «чистосердечных объяснениях истины» (367). Вера в справедливость и сердечность людей помогает Гриневу выстоять в тяжелые минуты жизни. Вместе с героем автор верит, что искренность чувств и рыцарское благородство спасительны.

В сущности, сделанная выборка «сердечной лексики» воспроизводит фабулу «Капитанской дочки» уникального произведения о неискоренимости добра в человеческой душе. В романе добро не исчезает бесследно, оно, как талисман, хранит дарящего. Заячий тулупчик, в благодарность дарованный вожатому, спасает Гринева от петли. Подаренный уряднику полтинник побуждает того передать Гриневу письмо от Маши во время атаки. Даже императрица включена в этот круг доброты: выслушав сироту и разобравшись в сложной ситуации, она возвысилась до простых человеческих душевных движений. Любящих людей соединяют мужицкий царь Пугачев и дворянская царица Екатерина II. Пушкин мечтает об обществе социальной гармонии без «бессмысленных и беспощадных» (364) бунтов, где человечность главный принцип.

В предсмертном романе великого Пушкина заключена неистребимая вера автора в добро как в закон сердца.

Л.В. СПЕСИВЦЕВА (Астрахань)

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТРИПТИХА М. ЦВЕТАЕВОЙ «С МОРЯ», «ПОПЫТКА КОМНАТЫ», «НОВОГОДНЕЕ»

Рассматриваются произведения М.Цветаевой с точки зрения их жанрового своеобразия. Автор анализирует их как лирический монолог-исповедь, в основе которого лежит трагическое мироощущение поэта. Проблематика Я оказывается ведущей в рассматриваемых поэмах, жанровое единство которых строится на подвижном и органичном соотношении лирического Я, взятого в самых интимных, сокровенных обозначениях, с категориями макрокосма. Это поэмы «состояния», действие которых движется «потоком сознания» лирического героя.

Каждый этап творчества М. И. Цветаевой это новая, до сих пор до конца не прочитанная страница трагической и, по истине, эпической жизни великого русского поэта. Одним из таких этапов является

1926 г., ставший для Марины Цветаевой во многом определяющим: заочное знакомство с Рильке, переписка с немецким поэтом и Б. Пастернаком вдохновили ее на создание лирического триптиха «С моря», «Попытка комнаты» и «Новогоднее», где романтический культ души лирической героини проявился в полной мере.

Три поэмы, написанные практически в один и тот же период творчества («С моря» май 1926 г., «Попытка комнаты» июнь 1926 г., «Новогоднее» февраль

1927 г.) и опубликованные в 1928 г., связаны прежде всего образом лирической героини, разные лики которой помогают понять реальность «души» М. Цветаевой. Тема сна, намеченная в письме к Рильке от 14 июня и кульминационно завершающаяся в письме от 2 августа, является лейтмотивом поэм «С моря» и «Попытка комнаты» и организует сюжет произведений («Сон три минуты / Длится», «Из своего сна // Прыгнула в твой», «Ведь не совместный // Сон, а взаимный» («С моря»); «Не штукатур, не кровельщик // Сон», «Не поставщик, не мебельщик // Сон, поголее ревельской // Отмели» («Попытка комнаты»)).

Произведения построены как лирический монолог-исповедь, в основе которо-

Спесивцева Л. В., 2006

«Разум и чувство»

Официальный комментарий:

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Афоризмы и высказывания известных людей:

Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств. М.М. Пришвин

Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным. Лукреций

Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом. Карл Маркс

Никакому воображению не придумать такого множества противоречивых чувств, какие обычно уживаются в одном человеческом сердце. Ф. Ларошфуко

Видеть и чувствовать - это быть, размышлять, это жить. У. Шекспир

Диалектическое единство разума и чувства – центральная проблема множества художественных произведений мировой и русской литературы. Писатели, изображая мир человеческих интенций, страстей, поступков, суждений, так или иначе касаются этих двух категорий. Человеческая натура так устроена, что борьба разума и чувства неизбежно порождает внутренний конфликт личности, а значит, и дает плодородную почву для работы писателей – художников душ человеческих.

Список литературы по направлению «Разум и чувство»

    А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

    Л.Н. Толстой «Война и мир»

    А.Н. Островский «Гроза»

    А.М. Горький «На дне»

    А.С. Грибоедов «Горе от ума»

    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    И.С. Тургенев «Отцы и дети»

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    Ги де Мопассан «Ожерелье»

    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

    Н.М. Карамзин «Бедная Лиза

    А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

МАТЕРИАЛЫ к литературным аргументам.

( Введение )

Что такое любовь? Каждый человек ответит на этот вопрос по-своему. Для меня любовь-это желание всегда находиться рядом, несмотря на ссоры, проблемы, обиды и недопонимание, стремление найти компромисс, умение прощать и поддержать в трудной ситуации. Великое счастье, если любовь взаимна. Но в жизни бывают ситуации, когда возникает безответное чувство. Неразделённая любовь приносит большие страдания человеку. Но самое страшное, когда безответное чувство становится неподвластным разуму и приводит к непоправимой трагедии. (69 слов)

(Аргумент)

Любовь - вечная тема мировой художественной литературы. Многие авторы описывают это великое чувство в своих произведениях. И хочется вспомнить замечательный рассказ Куприна «Гранатовый браслет». На первых страницах произведения нам раскрывается жизнь семьи Шеиных. Любви в супружеской паре уже нет, и Вера Николаевна разочаровывается в своём браке. Она чувствует уныние в душе. Мы можем только догадываться что ей, как и любой женщине, хочется внимания, ласки, заботы. К сожалению, главная героиня не понимает, что всё это совсем рядом. Мелкий чиновник, Георгий Желтков, уже восемь лет любит Веру Николаевну необыкновенно сильной и искренней любовью. Он полюбил её в первого взгляда и был счастлив, потому что Бог наградил его этим чувством. Но главная героиня не обратила внимания на человека, незнатного происхождения. Вера Николаевна выходят замуж, и просит Желткова больше ей не писать. Мы можем только догадываться, какие трудности это принесло нашему герою и поразиться его силе духа. Георгий не имел возможности быть рядом с Верой, быть любимым ею, но он счастлив, потому что она просто есть, потому что Вера живёт на этом свете. Желтков дарит Вере Николаевне на день рождения гранатовый браслет. Он не рассчитывает, что госпожа Шеина будет носить подарок. Но Георгия греет мысль, что его любимая просто прикоснётся к этому украшению. На Веру же этот браслет навевает чувство тревоги, переливы камней напоминают ей капли крови. Таким образом, автор даёт нам понять, что в главной героине начинает зарождаться ответное чувство к Желткову. Она беспокоится за него, чувствует приближение беды. Вера поднимает тему любви в разговоре с другом её родителей, которого считает дедушкой, и она начинает понимать, что любовь Желткова, это та самая настоящая и редкая искренняя любовь. Но вмешивается брат Веры, Николай Николаевич, возмущённый подарком Георгия, и решает поговорить с Желтковым. Главный герой произведения понимает, что ему никуда не деться от своей любви. Ему не поможет ни отъезд, ни тюрьма. Но он чувствует, что мешает своей любимой, Георгий боготворит Веру, он готов сделать всё для её благополучия, но он не может побороть свои чувства, и Желтков принимает решение о самоубийстве. Вот так сильная безответная любовь привела к трагедии. А Вера, к сожалению, слишком поздно поняла, что мимо неё прошла очень редкая и искренняя любовь. Никто и ничто не сможет исправить ситуацию, если человека не стало. (362 слова)

(Вывод)

Любовь – это великое чувство, но очень страшно, когда оно приводит к трагедии. Какие бы сильные не были чувства, нельзя терять разум. Жизнь – это лучшее, что даруется человеку. Так же можно сказать и про любовь. И какие бы испытания не возникали на нашем пути, мы должны держать чувства и разум в гармони. (51 слово)

А. И. Куприн повесть «Гранатовый браслет» «Разум и чувство»

(Аргумент 132)

Герой повести Куприна «Гранатовый браслет», Георгий Желтков, не смог справиться со своими чувствами. Этот мужчина, увидев Веру Николаевну однажды, полюбил её на всю жизнь. Георгий не ждал взаимности от замужней княгини. Он всё понимал, но ничего не мог с собой поделать. Вера была маленьким смыслом жизни Желткова, и он считал, что Бог наградил его такой любовью. Свои чувства герой проявлял только в письмах, не показываясь княгине на глаза. В день ангела Веры, поклонник подарил возлюбленной гранатовый браслет и приложил записку, в которой просил прощения, за причинённое когда-то беспокойство. Когда супруг княгини вместе с её братом разыскал Желткова, он признал неприличность своего поведения и объяснил, что искренне любит Веру и это чувство сможет погасить только смерть. Напоследок герой спросил у мужа Веры разрешение написать ей последнее письмо, а после разговора простился с жизнью.

А. И. Куприн повесть «Гранатовый браслет» Любовь или сумасшествие? «Разум и чувство»

(Введение 72) Любовь – одно из самых теплых чувств, которое можно испытать человек. Она способна наполнить сердце радостью, вдохновить и придать жизненных сил влюблённому, Но, к сожалению, это чувство не всегда делает человека счастливым. Отсутствие взаимности разбивает людям сердце, обрекает на страдания, и тогда человек может потерять рассудок, превратив предмет обожания в некое божество, которому готов поклоняться вечно. Мы часто слышим, что влюблённых называют сумасшедшими. Но где эта тонкая грань между осознанным чувством и зависимостью?

(Аргумент 160) Над этим вопросом заставляет задуматься читателей и произведение А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Главный герой долгие годы преследовал возлюбленную, а после покончил жизнь самоубийством. Что же толкнуло его на эти поступки: любовь или сумасшествие? Я считаю, что это было все же осознанное чувство. Желтков влюбился в Веру. Увидев её всего один раз. Будучи мелким чиновником, он осознавал социальное неравенство с возлюбленной, и поэтому даже не пытался добиться её расположения. Ему было достаточно любоваться княгиней со стороны, не вторгаясь в её жизнь. Своими чувствами Желтков делился с Верой в письмах. Герой писал возлюбленной и после её замужества, хоть и признавал неприличность своего поведения. Супруг княгини отнёсся к Григорию Степановичу с пониманием. Шеин сказал жене, что Желтков любил её, а вовсе не был сумасшедшим. Конечно, герой проявил слабость, решившись на самоубийство, но пришёл к этому осознанно, сделав вывод, что оборвать его любовь сможет только смерть. Он знал, что без Веры ему не быть счастливым и, в то же время, не хотел ей мешать.

(Аргумент 184) Н а страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума поднимается очень часто. Так, например, в романе – эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчётливая Элен Курагина и её брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно из-за избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером того, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с Наташей, ведь для неё, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелёгким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелёгкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная её нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своём поступке, когда проанализировала его.

Л. Н Толстой роман «Война и мир» «Разум и чувство»

(Аргумент 93) Главная героиня романа – эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», юная Наташа Ростова, нуждалась в любви. Будучи в разлуке со своим женихом, Андреем Болконским, наивная девушка в поисках этого чувства доверилась коварному Анатолю Курагину, который и не думал связывать с Наташей свою жизнь. Попытка побега с человеком дурной славы – рисковый поступок, на который Наташа Ростова решилась, опираясь прежде всего на чувства. Печальный итог этой авантюры известен всем: помолвка Наташи и Андрея расторгнута, бывшие возлюбленный страдают, репутация семьи Ростовых пошатнулась. Если бы Наташа задумывалась о возможных последствиях, она бы не оказалась в таком положении.

Л. Н Толстой роман «Война и мир» «Разум и чувство»

(Аргумент 407) В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» категории разум и чувство вынесены на первый план. Они выражаются в двух главных героях: в Андрее Болконском и Наташе Ростовой. Девушка живет чувствами, мужчина – разумом. Андреем руководит патриотизм, он чувствует ответственность за судьбу Отечества, за судьбу русской армии и считает необходимым быть там, где особенно трудно, где решаются судьбы того, что ему дорого. Службу в армии Болконский начинает с низших чинов в числе адъютантов в штабе Кутузова, Андрей не ищет лёгкой карьеры и наград. В жизни Наташи всё основано на чувствах. У девушки очень лёгкий характер, Наташа радуется жизнь. Она освещает и греет своих близких и родных, как солнышко. При знакомстве с Андреем мы видим в нем беспокойного человека, неудовлетворенного своей настоящей жизнью. Рождение ребенка и одновременно смерть жены, перед которой он чувствовал свою вину, на мой взгляд, усугубили, если так можно выразиться, духовный кризис Болконского. Наташа стала причиной духовного возрождения Болконского. Любовь к жизнерадостной, поэтичной Наташе рождает в душе Андрея мечты о семейном счастье. Наташа для него стала второй, новой жизнью. В ней было то, чего не было в князе, и она гармонично его дополняла. Рядом с Наташей Андрей почувствовал себя ожившим и помолодевшим. Все ее живые эмоции давали силу ему, и вдохновляли на новые дела и события. После признания Наташе пыл Андрея затихает. Теперь он чувствует ответственность за Наташу. Андрей делает предложение Наташе, но по просьбе отца откладывает свадьбу на год. Наташа и Андрей - очень разные люди. Она молода, неопытна, доверчива и непосредственна. У него за спиной уже целая жизнь, смерть жены, сын, испытания тяжелым военным временем, встреча со смертью. Поэтому Андрей не может до конца понять того, что чувствует Наташа, что ожидание для неё очень болезненно, она не может сдерживать свои чувства, своё желание любить и быть любимой. Это привело к тому, что Наташа изменяет Андрею, и они расстаются. Болконский уходит на войну и получает смертельное ранение. Испытывая тяжелейшие страдания, осознавая, что умирает, он перед порогом смерти испытывает чувство всеобщей любви и всепрощения. В этот трагический момент происходит еще одна встреча князя Андрея с Наташей. Война и страдания сделали Наташу взрослой, теперь она понимает, как жестоко поступила с Болконским, предала такого замечательного человека из-за своей детской увлеченности. Наташа на коленях просит у князя прощения. И он прощает ее, он опять ее любит. Любит уже неземной любовью, и эта любовь скрашивает его последние дни в этом мире. Только в этот момент Андрей и Наташа смогли понять друг друга, приобрели то, что так им не хватало. Но было уже поздно.

(Аргумент 174) Рассуждая о настоящих и искренних чувствах, хочется обратиться к пьесе «Гроза». В данном прооизведении А. Н. Островский смог со всей яркостью эмоций передать душевные терзания главной героини. В 19 веке огромное количество браков заключалось не по любви, родители старались выдать замуж за того, кто побогаче. Девушки были вынуждены жить с нелюбимым человеком всю жизнь. В подобной ситуации оказалась и Катерина, которую выдали за Тихона Кабанова из зажиточной купеческой семьи. Муж Кати представял собой жалкое зрелище. Безответственный и инфантильный, он не был способен ни на что, кроме пьянства. Мать Тихона, Марфа Кабанова, воплотила в себе идеи самодурства и ханжества, присущие всему «тёмному царству», поэтому Катерина постоянно находилась под давлением. Героиня стремится к свободе, ей было сложно в условиях рабского поклонения ложным идолам. Девушка нашла утешение в общении с Борисом. Его забота, ласка и искренность, помогли забыть несчастной героине о гнете со стороны Кабанихи. Катерина осознавла, что поступает неправильно и не сможет с этим жить, но её чувства окзались сильнее, и она изменила мужу. Истерзанная угрызениями совести, героиня раскаялась перед мужем, после чего бросилась в реку.

А. Н. Островский пьеса «Гроза» «Разум и чувство»

(Аргумент 246) Рассуждая о настоящих и искренних чувствах, хочется обратиться к произведению А. Н. Островского «Гроза». Действие пьесы разворачивается в вымышленном городе Калинове на берегу Волги. Главными действующими лицами пьесы являются Катерина и Кабаниха. В девятнадцатом веке девушек отдавали замуж не по любви, каждый хотел отдать свою дочь в более богатую семью. В такой ситуации оказалась Катерина. Она попадает в мир Кабанихи, где властвует устаревшая патриархальная мораль. Катерина же стремится освободиться от оков принуждения и преклонения. Её манит мечта, духовность, искренность. Характер Катерины – место столкновения богобоязненности и греховных, противозаконных страстей. Разумом главная героиня понимает, что она – «мужняя жена», но душа Катерины требует любви. Главная героиня влюбляется в другого мужчину, хотя и пытается этому сопротивляться. Героине предоставляется манящая возможность совершить этот грех, встретившись с возлюбленным, переступить дозволенное, но только при условии, что об этом не узнают посторонние. Катерина берет ключ от калитки в поместье Кабановых, который ей даёт Варвара, она принимает свой грех, она берется за протест, но обрекает себя на гибель с самого начала. Для Катерины заповеди церкви и патриархального мира имеют сильнейшее значение. Она хочет быть чистой и безупречной. После своего грехопадения Катерина не смогла скрывать перед мужем и людьми свою вину. Она осознает совершенный ею грех и в тоже время хочет познать счастье настоящей любви. Она не видит себе прощения и конца мук совести, считает свою душу погубленной. Чувство победили разум Катерины, она изменила мужу, но главная героиня не смогла жить с этим, поэтому решается на ещё более страшный с религиозной точки зрения грех - самоубийство.

(Аргумент232) Сюжетом пьесы стала жизнь обитателей ночлежки, людей у которых нет ничего: ни денег, ни статуса, ни социального положения, ни простого хлеба. Они не видят смысла своего существования. Но даже в, казалось бы, невыносимых условиях поднимаются такие темы, как, вопрос об истине и лжи . Размышляя на данную тему , автор сопоставляет центральных героев пьесы. Сатин и странник Лука – герои – антиподы. Когда в ночлежке появляется старец Лука, он пытается воодушевить каждого из жителей. Со всей искренностью чувств он старается вдохновить несчастных, не дать им зачахнуть. По мнению Луки, им нельзя было помочь, сказав правду о том, что в их жизни ничего не изменится. Поэтому он лгал им, думая, что это принесёт для них спасение. Изменит их отношение к происходящему, вселит в них надежду. Герой от всего сердца хотел помочь несчастным, вселить в них надежду. Герой от всего сердца хотел помочь несчастным, сделать их жизнь хоть чуточку светлее. Он не задумывался о том, что сладкая ложь бывает хуже горькой правды. Сатин был резок. Он полагался только на свои мысли и трезво смотрел на ситуацию. «Сказки Луки вызывали у него злость, ведь он реалист и не привык к «выдуманному счастью». Данный герой призывал людей не к слепой надежде, а к борьбе за свои права. Горький поставил вопрос перед своими читателями – кто из них больше прав? Думаю, что на этот вопрос нельзя дать точный ответ, ведь не зря автор оставит его открытым. Каждый должен решать за себя сам.

М. Горький пьеса «На дне» «Разум и чувство»

(Введение 62) Что лучше – истина или сострадание? Невозможно однозначно ответить на этот вопрос. Если бы вопрос звучал, что лучше – правда или ложь, мой ответ был бы однозначным. Но понятия истины и сострадания нельзя противопоставлять друг другу. Нужно искать тонкую грань между ними. Бывают ситуации, когда сказать горькую правду – это единственное верное решение. Но иногда людям требуется сладкая ложь, сострадание для поддержки, для поднятия духа.

(Аргумент 266) В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. Обратимся к пьесе М. Горького «На дне». Дейсвтие происходит в ночлежке у Костылёвых, в которой собрались люди совершенно разные. Вместе их собрала их нелёгкая судьба. И вот в жизни людей, потерявших всё, появляется старец Лука. Он рассказывает им, какая прекрасная жизнь их ждёт, как всё изменится, стоит только лишь этого захотеть. Обитатели этой ночлежки уже не надеются выбиться назад в люди.Они смирились с тем, что их жизнь обречена, им не выбраться из бедности. Но Лука по своей натуре добрый человек, жалеет их вселяет надежду. На каждого человека его утешающие речи сказались по – разному. Двумя самыми яркими примерами являются анна и Актёр. Анна тяжело болела, она умирала. Лука успокаивает ее, говорит, что в загробной жизни её ждёт только хорошее. Старец стал последней родостью в её жизни, она просила посидеть рядом и поговрить ней. Лука своим состраданием помог Анне, он облегчил её последние дни жазни, внёс в них радость, надежду. И Анна ушла на тот свет со спокойной душой. Но с Актёром сострадание сыграло злую шутку. Лука рассказал ему о больнице, в которой организм избавляют от воздействий алкоголя. Актёр очень переживал по поводу того, что его организ отравлен и был рад рассказам Луки, вселяющим в него надежду на лучшую жизнь. Но когда Актёр узнал, что такой больницы не существует, он сломался. Человек поверил в лучшее будущее, а потом узнал, что его надежды обречены. Актёр не справился с таким ударом судьбы и покончил жизнь самоубийством. Чкловек человеку друг. Мы должны помогать друг другу, проявлять сочувствие, сострадание, но не должны вредить этим. Сладкая ложь может принести больше неприятностей, чем горькая правда.

(Аргумент 86) Героем, противоположным Луке, является Сатин. Истории старца раздражали его, ведь он реалист. Он привык к жестокой реальности. Сатин очень резок, он считает. Что нужно не слепо надеяться, а бороться за своё счастье. На помгал ли как-то Сатин своим сожителям истиной? Нужно ли было обитателям ночлежки ещё одно напоминание, что их жизнь находится на дне? Я считаю, что нет. Горький поставил вопрос читателям – кто прав, Лука или Сатин? Думаю, что нельзя на этот вопрос дать точный ответ, ведь не зря автор оставил его открытым в своём произведении.

(Вывод 70) Каждый человек должен сам выбирать свой путь. Но мы должны помогать друг другу. Сказать правду или проявить сострадание – это выбор каждого. Нужно дейсвтвоать в заисимости от ситуации. Главное – не навредить своим вмешательством. Ведь от нас зависит не только наша жизнь, но и жизнь нашего окружения. Своими словами, поступками мы оказываем влияние на наших близких и знакомых, поэтому в каждой ситуации мы должны задумываться о том, что лучше – истина или сострадание?

(Аргумент205) Венцом творения известного русского писателя А. С. Грибоедова является пьеса «Горе от ума» Именно в данном произведении автор затрагивает такие важные темы. Как вред чинопочитания и бюрократии, бесчеловечность крепостного права, вопросы образования и просвещения, честность служения отечеству и долгу, самобытность, национальность русской культуры. Также писатель обличает пороки людей, которые и по сей день есть в каждом из нас. На примере центральных героев пьесы, Грибоедов заставляет нас задуматься: всегда ли стоит поступать по воли сердца или холодный расчёт всё-таки лучше? Олицетворением меркантильности, подхалимства, лжи выступает Алексей Степанович Молчалин. Этот персонаж вовсе не безобиден. Своей угодливостью он успешно пробивает себе дорогу в высшее общество. Его «таланты» - «умеренность и аккуратность» - обеспечивают ему пропуск в «высшее общество». Молчалин – убеждённый консерватор, зависящий от мнения других и потакающий «всем людям без изъятья». Казалось бы, вот и верный выбор, холодный разум и жёсткий расчёт лучше смутных чувств сердца, но автор высмеивает Алексея Степановича, показывая читателю всю ничтожность его существования. Погрязнув в мире лицемерия и лжи, Молчалин утратил все светлые и искренние чувства, что и привело к полному краху его зловещих планов. Поэтому можно с уверенностью говорить, что великий русский писатель хотел донести до сердца читателей, что самое главное - это оставаться самим собой, поступать по совести и прислушиваться к своему сердцу.

А. С Грибоедов пьеса «Горе от ума» «Разум и чувство»

(Аргумент345) Обратимся к пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума». В особняк московского помещика-дворянина Фамусова приезжает молодой, блистающий умом и остроумием Александр Андреевич Чацкий. Сердце его пылает любовью к Софье Фамусовой, именно ради неё он возвращается в Москву. В недалёком прошлом Чацкий успел узнать в Софье умную, незаурядную, решительную девушку и полюбил ее за эти качества. Когда он, повзрослевший, набравшийся ума, возвращается на родину, мы понимаем, что его чувства не охладели. Он счастлив видеть похорошевшую за время разлуки Софью и искренне радуется встрече. Когда же герой узнает, что избранник Софьи – Молчалин, секретарь её отца, он не в силах в это поверить. Герой прекрасно видит, каков Молчалин на самом деле, он не любит Софью. Молчалин хочет подвинуться по карьерной лестнице, используя девушку. Ради этого он не гнушается ни лицемерием, ни подлостью. Разум Чацкого отказывается верить в любовь Софьи к Молчалину, ведь он помнит её еще подростком, когда между ними вспыхнула влюблённость, ему думается, что за эти годы Софья не могла измениться. Чацкий никак не может понять, что за три года, пока его не было, фамусовское общество наложило на девушку свой уродливый отпечаток. Софья действительно прошла хорошую школу в доме отца, она научилась притворяться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защитить свою любовь. Мы видим, что Софья отвергает Чацкого не только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлет фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он из другого круга. Софья готова даже коварно отомстить старому близкому другу, безумно любящему ее: пускает слух о сумасшествии Чацкого. Герой рвет не только нити, связывающие его с фамусовским обществом, он разрывает свои отношения с Софьей, оскорбленный и униженный её выбором до глубины души. Во всем случившемся Софья винит себя. Ее положение кажется безвыходным, поскольку, отвергнув Молчалина, лишившись преданного друга Чацкого и оставшись с разгневанным отцом, она опять одна. Софья старалась жить разумом, извращенным в понятии фамусовского общества, но она так и не смогла отказаться от чувств, это привело к тому, что героиня запуталась, Софья упустила свою любовь, но пострадала от этого не только героиня, сердце Чацкого было разбито.

Н. В. Гоголь повесть «Тарас Бульба»

К старому казацкому полковнику Тарасу Бульбе приезжают после выпуска из Киевской академии два его сына - Остап и Андрий. Два дюжих

После долгой дороги Сечь встречает Тараса с сыновьями своей разгульной жизнью - признаком запорожской воли. Козаки не любят тратить время на военные упражнения, собирая бранный опыт лишь в пылу битв. Остап и Андрий кидаются со всею пылкостью юношей в это разгульное море. Но старому Тарасу не по душе праздная жизнь - не к такой деятельности хочет готовить он своих сыновей. Повстречавшись со всеми своими сотоварищами, он все придумывает, как поднять запорожцев в поход, чтобы не тратить козацкую удаль на беспрерывное пиршество и пьяное веселье. Он уговаривает козаков переизбрать кошевого, который держится мира с врагами козачества. Новый кошевой под напором самых воинственных козаков, и прежде всего Тараса, решается идти на Польшу, чтобы отметить все зло и посрамление веры и козацкой славы.

Андрий осознавал, что предаёт отца, пошёл на поводу у своих чувств. Чувства сильнее разума

И скоро весь польский юго-запад становится добычею страха, бегущего наперёд слуха: «Запорожцы! Показались запорожцы!» В один месяц в битвах возмужали молодые козаки, и старому Тарасу любо видеть, что оба его сына - среди первых. Козацкое войско пытается взять город Дубна, где много казны и богатых обывателей, но встречают отчаянное сопротивление гарнизона и жителей. Козаки осаждают город и ждут, когда в нем начнётся голод. От нечего делать запорожцы опустошают окрестности, выжигают беззащитные деревни и неубранные хлеба. Молодым, особенно сыновьям Тараса, не нравится такая жизнь. Старый Бульба успокаивает их, обещая в скором времени жаркие схватки. В одну из тёмных ночей Андрия будит ото сна странное существо, похожее на призрак. Это татарка, служанка той самой полячки, в которую влюблён Андрий. Татарка шёпотом рассказывает, что панночка - в городе, она видела Андрия с городского вала и просит его прийти к ней или хотя бы передать кусок хлеба для умирающей матери. Андрий нагружает мешки хлебом, сколько может унести, и по подземному ходу татарка ведёт его в город. Встретившись со своей возлюбленной, он отрекается от отца и брата, товарищей и отчизны: «Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя - ты». Андрий остаётся с панночкой, чтобы защищать её до последнего вздоха от бывших сотоварищей своих.

Сочинение на тему «Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?»

Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно дать определения главным его составляющим. Разум — это способность человека логически мыслить: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, находить смыслы, делать выводы, формулировать принципы. А чувства – это эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром. Чувства формируются и вырабатываются в ходе развития и воспитания человека.

Многим кажется, что нужно жить лишь разумом, и они в чем-то правы. Разум дан человеку, чтобы он все обдумывал и принимал верные решения. Но человеку даны и чувства. Они всегда борются с разумом, показывая, что именно на них стоит обращать большее внимание. Чувства важны для каждого из нас: они помогают сделать нашу более насыщенной и интересной. Иногда сердце подсказывает одно, а мозг говорит нам совсем противоположное. Как же быть? Хочется, чтобы они жили в мире и не спорили друг с другом, но это недостижимо. Душа желает свободы, праздника, веселья… А разум твердит нам, что нужно трудиться, работать, заботиться о повседневных мелочах, чтобы они не скапливались в неразрешимые бытовые проблемы. Две противоборствующие силы тянут бразды правления каждая на себя, поэтому в разных ситуациях нами управляют разные мотивы.

Многие писатели и поэты поднимали тему борьбы разума и чувств. Так, например, в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» главные герои принадлежат к враждующим между собой кланам Монтекки и Капулетти. Всё против чувств молодых людей, и голос разума советует каждому не поддаваться вспыхнувшей любви. Но эмоции оказываются сильнее, и даже в смерти Ромео и Джульетта не захотели расставаться. Мы никогда не знаем наверняка, что случится, если чувства возьмут верх над разумом, но Шекспир показал нам трагическое развитие событий. И мы охотно верим ему, ведь подобный сюжет не раз повторялся как в мировой культуре, так и в жизни. Героям – всего лишь подростки, которые наверняка полюбили впервые. Если бы они попытались хотя бы унять пыл и попробовать договориться с родителями, сомневаюсь, что Монтеки или Капулетти предпочли бы смерть своих детей. Они бы, скорее всего, пошли на компромисс. Однако подросткам в этой ситуации не хватило мудрости и житейского опыта,ю чтобы достичь своей цели иными, разумными способами. Иногда чувства выступают в роли нашей внутренней интуиции, но бывает и так, что это всего лишь минутный порыв, который лучше сдержать. Я думаю, Ромео и Джульетта поддались порыву, свойственному их возрасту, а не интуитивно установили нерушимую связь. Любовь подтолкнула бы их к решению проблемы, а не к суициду. Такая жертва – только веление капризной страсти.

В повести «Капитанская дочка» мы также наблюдаем столкновение между разумом и чувством. Пётр Гринев, узнав о том, что его возлюбленная Маша Миронова насильно удерживается Швабриным, который хочет заставить девушку выйти за него замуж, вопреки голосу разума обращается за помощью к Пугачёву. Герой знает, что это может грозить ему смертью, ведь связь с государственным преступником сурово каралась, но он не отступается от задуманного и в итоге сохраняет собственную жизнь и честь, а позже получает Машу в законные жёны. Этот пример – иллюстрация того, что голос чувства необходим человеку в принятии окончательного решения. Он помог спасти девушку от несправедливого притеснения. Если бы юноша только думал да прикидывал, любить до самопожертвования он не смог бы. Но разумом Гринев не пренебрег: он составил мысленный план, как максимально эффективно помочь возлюбленной. Он не записывался в предатели, а воспользовался расположением Пугачева, который оценил мужественный и сильный характер офицера.

Таким образом, я могу сделать вывод о том, что в человеке должны быть сильными и разум и чувства. Нельзя отдавать предпочтение крайности, нужно всегда находить компромиссное решение. Какой выбор сделать в той или иной ситуации: подчиниться чувствам или прислушаться к голосу разума? Как избежать внутреннего конфликта между этими двумя «стихиями»? На эти вопросы каждый должен ответить сам. И выбор человек тоже делает самостоятельно, выбор, от которого иногда может зависеть не только будущее, но и сама жизнь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,