Место партии в политической системе общества. Томский государственный университет

Политические партии - это политические общественные объединения, объединяющие передовую часть определенных социальных групп, ставящей своей целью достижение политической власти в обществе.

Партии занимают особое положение в политической системе, они являются самым активным из звеньев политической системы. В отличие от многих неполитических образований, общественно-политических структур, партии выполняют чисто политические функции, они создаются специально для участия в политике как особой сфере общественных отношений. От всех иных видов общественных объединений партии отличаются прежде всего своим политическим характером, который выражается в том, что партия стремится стать правящей, завоевать государственную власть для проведения в жизнь своей программы.

Партия - это объединение людей одного политического направления, ставящее своей целью осуществление государственной власти и стремящееся обеспечить себе поддержку населения.

Признаки политической партии:

Партия - это всегда носитель идеологии;

Партия - это организация, т. е. достаточно длительно существующее устойчивое
объединение людей на разных уровнях политики - от местного до международного.

Цель партии - завоевание и осуществление государственной власти.

Стремление обеспечить себе широкую поддержку населения (поддержка может быть
различной: от участия в избирательной кампании до активного членства).

Специфическое положение партии в государстве (выражается в связи партии с
государственным аппаратом, в том, что члены партий входят в состав парламента,
правительства).

Функции политической партии:

Обеспечение связи между обществом и государством;

Стимулируют активное участие граждан в политической жизни;

Оказывают влияние на формирование государственной политики;

Способствуют развитию политической культуры и политического сознания;

Осуществляют выдвижение кандидатов на выборах в органы государства всех уровней

Виды политических партий.

По идеологической направленности выделяют:

1. Консервативные партии . Ратуют за постепенные преобразования в
обществе, за преемственность политики от прежних времен.

2. Либеральные партии . Провозглашают свободу личности, ратуют за приоритет личных
интересов, а не общественных.

3. Социал-демократические партии . Провозглашают идеи социализма, всеобщего братства и равенства.

4. Коммунистические партии . В основе их идеологии лежат идеи классовой борьбы и
диктатуры пролетариата.

5. Религиозные партии . Создаются на основе какого-либо религиозного течения, выражают идеи соответствующей религиозной направленности.

6. Национал-патриотические или фашистские партии . В основе их идеологии лежит идея приоритета какой-либо нации, защиты национальных интересов.

По способу связи с государством партии подразделяют на:

Правящие или правительственные (находятся у власти, имеют большинство голосов в
парламенте, участвуют в формировании правительства);

Оппозиционные (находятся в оппозиции к официальной власти, проводят
противоположные программы, стремятся стать правящими).

По характеру членства:

а) кадровые (закрытого типа) жесткое ограничение членства

б) массовые (открытого типа) не имеют четко фиксировано членства, любой может стать
членом этой партии

Партии участвуют в формировании органов государства, разрабатывает цели и задачи общества.

14. Общественные объединения: понятие, виды, роль в политической системе

Общественные объединения - это добровольные, массовые, некоммерческие объединения, созданные с целью удовлетворения их законных интересов.

Признаки общественных объединений:

1. коллектив людей

2. добровольность (свобода вступления и выхождения из объединения)

3. массовость (не менее трех членов)

4. самоуправляемость (самостоятельное, под свою ответственность решение задач общественного объединения).

5. легальность

6. Общественные объединения должны участвовать в политической жизни общества.

Виды общественных объединений

1) Основная классификация производится в зависимости от организационно-правовых форм объединения:

A) общественная организация

B) общественное движение

C) общественные учреждения

D) общественные фонд

E) орган общественной самодеятельности

2) По территориальному масштабу деятельности:

а) международные (GreenPeace)

б) общероссийские (44 субъектов, память солдатских матерей)

в) межрегиональные (менее 44 субъектов, МАСС)

г) "региональные объединения (на территории одного субъекта федерации, Союз предпринимателей Томской области)

д) местные общественные объединения (действуют на территории одного города, района и т.д.).

3) По возрастному критерию

а) детские (8-14 лет) хотя бы одно совершеннолетние лицо

б) молодежные (14-17 лет) хотя бы одно совершеннолетние лицо

в) взрослые (18 и старше)

Все лица, принимающие участие в деятельности объединения, могут быть подразделены на три группы:

· учредители - это лица, по инициативе которых создается объединение.

· члены общественного объединения - это лица, чья заинтересованность в решении задач общественного объединения и сама деятельность в нем оформляется документально

· участники обществе нного объед инения - это лица, выражающие поддержку целям данного объединения и (или) ею отдельным акциям и принимающие участие в его деятельности без обязательного документального оформления своего участия.

Принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть оговорена в его уставе.

Политические общественные объединения подлежат обязательной государственной регистрации.

Государство и общественные объединения не вмешиваются в деятельность друг друга. Государство не может быть членом, или учредителем общественного объединения. Государство испытывает воздействие со стороны общественных объединений, ибо последние участвуют в формировании государственных органов (политические общественные объединения), могут влиять на назначение лиц на государственные должности, участвовать в правотворчестве, предлагая те или иные законопроекты, имеют возможность влиять на принятие решений органами государства (в том числе и путем формирования общественного мнения). Таким образом, общественные объединения участвуют в политической деятельности.

Термин "партия" известен с давних времен. Он происходит от латинского partis (часть). Под партией в Древнем Риме пони-малось сообщество свободных римлян, легально и открыто выра-жающих и отстаивающих свои интересы в отличие от заговорщи-ков, действия которых носили тайный характер. У древних греков существовали партии горы, равнины и прибрежной части города Афин. В современном виде партии начали формироваться в кон-це XVII — начале XVIII в. в странах Западной Европы и Север-ной Америки. В ряду факторов, способствовавших этому процес-су, было прежде всего зарождение буржуазии, нового класса, про-тивостоящего феодальному государству. В России возникновение политических партий относят на период середины XIX — начала XX в. К 1906 г. их уже можно было классифицировать:

1) черно-сотенцы;

3) кадеты;

4) трудовики;

5) социал-демократы.

Эти партии при наличии основных закономерностей, присущих всем политическим партиям и общественным движени-ям, имели и свои особенности, обусловленные многоукладностью экономики, общественно-политическим устройством страны, мно-гонациональным составом населения, местом и ролью религии в идеологии народных масс и т. д. Каждая партия имела свою со-циальную базу, стремилась выражать интересы своего класса, со-циальной группы. Политическая судьба этих партий различна. Одни сошли со сцены политических действий на этапе победы ре-волюции, другие участвовали в закреплении ее результатов, а ком-мунистическая партия, став правящей в стране и просуществовав около столетия, потерпела политическое поражение.

Чем по сути является современная политическая партия?

Во всех многочисленных определениях можно выделить несколько главных ее компонентов: это общественное объединение (членство, социальная база), течение политической мысли (идеология, мировоззрение, про-грамма), организация, имеющая целью достижение политической, го-сударственной власти и, наконец, легальность ее существования. Та-ким образом, партию можно определить как общественное добро-вольное объединение граждан, создаваемое на основе общности взгля-дов, идей и интересов, имеющее своей целью достижение полити-ческой (государственной) власти для реализации своей програм-мы в соответствии с действующим законодательством.

Политические партии можно классифицировать по различ-ным критериям, отражающим их природу, характерные черты, направленность деятельности. По социально-классовому при-знаку различают буржуазные, мелкобуржуазные, рабочие, крес-тьянские партии. Идеологическая направленность позволяет различать партии либеральные, консервативные, социалистичес-кие, коммунистические, конфессиональные, монархические, на-ционалистические, фашистские. Отношение к религии прояв-ляется в обозначении светских и клерикальных партий. По сте-пени участия в законодательных органах власти выделяют пар-ламентские и непарламентские партии, по членству — массо-вые и кадровые, с формальными принципами членства и со сво-бодным членством, по методам деятельности и отношению к со-циальной действительности — революционные и реформист-ские.

В политической системе современного российского обще-ства политические партий играют всевозрастающую роль, ста-новясь структурообразующими элементами демократической системы. Они реализуют свои цели, охватывая своей деятель-ностью многие сферы общественной жизни: стимулируют ак-тивное участие граждан в политике; оказывают влияние на формирование общественного мнения; развивают политичес-кую культуру граждан и содействуют их политическому об-разованию; выявляют и обосновывают интересы больших со-циальных групп; обеспечивают постоянную связь между граж-данским обществом и государством; выдвигают кандидатов в органы власти и оказывают им всяческую поддержку; участву-ют в деятельности выборных органов власти, правительства, администрации; готовят и выдвигают кадры для государствен-ных и общественных организаций; оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения, на позицию граждан, становятся своеобразными катализаторами соци-альных процессов, деятельности властных политических струк-тур. Вновь после 70-летнего перерыва в России развивается многопартийность. Переход от однопартийной к многопартий-ной системе потребовал создания соответствующей правовой базы, позволяющей гражданам в законном порядке реализо-вать свое право на объединение, защищать интересы людей через участие их в общественных организациях и движени-ях. Это статья 30 Конституции РФ, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях", Федераль-ный закон от 12 января 1996 г. "О некоммерческих органи-зациях" и другие акты.

Российские партии, деятельность которых в той или иной степени оппозиционна, можно условно разделить на три груп-пы:

системная оппозиция — от Российского движения демок-ратических реформ и республиканцев (справа) до ПРЕС, ВСО "Обновление", Социалистической партии трудящихся (слева).

Эта группа расходится с федеральной исполнительной влас-тью прежде всего в выборе путей и средств достижения ко-нечных целей;

внесистемная радикальная оппозиция (Российская коммуни-стическая рабочая партия, либеральные демократы, Национально-республиканская партия) по существу направлена на дискре-дитацию институтов президентской власти, подрыв их легитимно-сти;

промежуточная оппозиция представлена КП РФ и Аграр-ной партией, с одной стороны, и Российским общенародным со-юзом, РХДД, кадетами — с другой. Несмотря на фундамен-тальные разногласия с официальным курсом федеральных вла-стей, они на практике соблюдают установленные "правила игры", что отчетливо продемонстрировали события сентября-октября 1993 г.

Процесс формирования многопартийной системы идет слож-но и противоречиво. Для него характерны следующие моменты:

  • практически ни одна партия не имеет реальной социальной базы;
  • число политических партий непомерно велико, не все они отражают реальные интересы граждан, так как подобного разнообразия политических интересов в обществе существовать не может;
  • основной массе населения присущи департизация, недоверие к политикам. Число членов партий в регионах остается низким;
  • при отсутствии сложившейся партийной системы российская политическая жизнь приобретает персонифицированный характер, общество в основном ориентируется на авторитет и популяр-ность отдельных партийных лидеров;
  • очевиден разрыв между политизированными столицами, крупными городами и периферией. Политические партии в регионах остаются пока маловлиятельными.

Сегодня для формирования реальной многопартийности де-мократического типа необходимы дальнейшее развитие гласности, плюрализма мнений, свободы средств коммуникации, укрепление основ демократического государства и институтов гражданского общества, выступающего гарантом свободы объединения граждан в политические ассоциации (организации, союзы и проч.), которые выражают и отстаивают их политические, профессиональные, на-циональные и иные интересы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО

по дисциплине: Политология

на тему: Партии в политической системе общества

Мелеуз, 2013 год

Введение

3. Партийные системы

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время наша страна переживает очень противоречивый, но судьбоносный период свой истории. Вновь воссозданная многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности, как в обыденной жизни, так и политической сфере.

Однако, наряду с открывшимися возможностями перед россиянами возникло ряд трудно разрешимых проблем. Так, люди старшего поколения до сих пор не могут привыкнуть к “либерализованой” экономике, считают коммерсантов перекупщиками-спекулянтами, не понимая, что это тяжёлый труд.

Гораздо легче и проще было раньше и политическое устройство нашего государства. Одна партия, один лидер, единственная идеологическая схема. Но не только взрослым людям нелегко сориентироваться в этом избытке партий, движений, сект. Наша молодёжь находится в ещё более противоречивом положении. Старые ценности изжили себя, а новые еще окончательно не сформировались. Молодым людям зачастую приходится путём искания ошибок находить для себя приемлемый вариант для достижения цели в соответствии со сложившимся стереотипом, отвечающий их потребностям, политического лидера. Россия всегда шла своим необычным путем, как в культурном развитии, так и в политическом. В настоящий момент ситуация может непредсказуемо измениться. Поэтому каждый гражданин должен для себя сделать чёткий вывод, понять, что бы он желал изменить в нашей жизни, какую позицию по отношению к устройству государства, политической власти, внутренней и внешней политики правительства он занимает.

Очень часто бывает так, что избиратели не хотят идти на выборы, равнодушно ожидая, кто же окажется у власти. Он говорит что один голос, “именно его”, ничего не решает. Такая всеобщая пассивность, гражданское бездействие, могут привести к возможности лёгкого манипулирования ситуацией в стране со стороны наиболее коррумпированных политических кругов. В данное положение вещей стало следствием многолетнего коммунистического воспитания, когда все политические события происходили без ведома, а очень часто за спиной его граждан. Выборы депутатов были чисто формальным действием и, по всей вероятности, мало что значили.

1. Определение партий. Типология партий

Партия - это специфическая общественная организация, в основе деятельности которой лежит защита интересов определенных социальных групп людей посредством борьбы за власть и установление соответствующих политических и социально-экономических порядков.

В обществе много организаций и движений, являющихся составной частью его политической системы. Партии занимают среди них особую роль. В отличии от других организаций и движений (профсоюзов, молодежных, женских, экологических, антивоенных и др.), которые отстаивают интересы определенных социальных и профсоюзных слоев населения посредством воздействия на соответствующие органы, партии в центр своей деятельности ставят борьбу за власть парламентским либо внепарламентским путем, связанным с насильственным свержением прежней власти.

Целенаправленная деятельность партий предполагает наличие у них строго определенных функций, которые делятся на внутренние и внешние.

Внутренние функции связаны с осуществлением следующих мероприятий:

Организация внутренней структуры партии и налаживание необходимых отношений между первичными организациями, а также между ними и вышестоящими партийными инстанциями;

Решение финансовых проблем;

Пополнение рядов партии за счет новых членов;

Подготовка из числа членов партии политических лидеров и лиц, обладающих знаниями государственного руководства и т. д.

Внешние функции подразделяются на политические, идеологические, социальные.

Политические функции в первую очередь связаны с:

Обеспечением взаимосвязи гражданского общества, составной частью которого являются сами партии, с государством;

Борьбой партии за политическую власть в обществе и ее осуществление на основе своих программных установок в интересах определенных групп;

Организацией различных форм участия в политической деятельности;

Налаживание контактов с другими политическими организациями и движениями как внутри страны, так и на международной арене.

К социальным функциям относятся:

Работа с массами с целью расширения своих сторонников - будущих избирателей;

Политическое воспитание (социализация) граждан.

Идеологические функции связаны с разработкой партийной идеологией, программных документов, а также с осуществлением партийной пропаганды и агитации.

Соперничество партий в борьбе за власть, основанное на предоставлении каждой из них равных возможностей, как показала практика, является лучшим способом достижения общественного прогресса. Но ситуация в корне меняется, когда пришедшая к власти партия создает для себя привилегированное положение или же, что еще хуже, осуществляет запрет на деятельность других партий.

Одно дело партии авторитарного типа, которые признают за собой право на руководящее положение в обществе, другое дело партии парламентского типа, которые исходят из того, что положение партии в обществе определяется итогами демократических выборов.

В основу классификаций партии могут быть положены разные критерии: социальный состав, идеологическая приверженность, принципы организации и др. Известное представление о характере партий дают их названия: консервативная, либеральная, коммунистическая, демократическая, социалистическая и т. д.

Однако всецело судить о партии на основании ее названия нельзя. Больше того, при таком одностороннем подходе легко ошибиться. Достаточно сказать, что фашистская партия Германии называлась национал-социалистской, а по сути своей эта партия была сугубо реакционной, расистской.

М. Дюверже разделил партии на кадровые и массовые.

Кадровые партии объединяют в своих рядах незначительное число профессиональных политиков, а формально - всех граждан, голосующих на выборах за их кандидатов. Базовой организацией таких партии может быть комитет, ассоциация и другие объединения, которые создаются по территориальному принципу. Их основное назначение - обеспечение большинства голосов на выборах. Кадровые партии не имеют постоянной политической программы. Вместо нее утверждается предвыборная платформа. Кадровые партии не имеют официально оформленного членства. Их финансовые средства складываются из пожертвований богатых спонсоров. Типичными представителя кадровых партий являются Демократическая и Республиканская партии США, а также европейские партии преимущественно консервативной ориентации. Высшим органом этих партии является либо национальный съезд, созываемый в год выборов для выдвижения кандидатов на посты президента и вице-президента и для одобрения предвыборной платформы (Демократическая и Республиканская партии США), либо ежегодная конференция, решения которой во многом носят формальный характер (Консервативная партия Великобритании).

Массовые партии характеризуются многочисленностью своих членов, идеологической ориентированностью, достаточно жесткой организацией. Они возникли позже кадровых партии, большей частью сформировались вне избирательных кампаний, на волне рабочего движения как пролетарские партии. Это предопределило особенность их финансирования: они существуют главным образом за счет членских взносов.

Массовые партии располагают политическими программами, ведут активную работу среди тех групп населения, которые являются их социальной опорой и базой пополнения их рядов новыми членами. В этих партиях существует система подчинения нижестоящих организаций вышестоящим, решениям партийных съездов.

Массовые партии далеко неоднородны. Их можно подразделить на социалистические и коммунистические.

Социалистические партии стали возникать с середины 19 века. Это гораздо раньше появления других массовых партий. Формируются они как за счет индивидуального, так и коллективного членства. Строятся по территориальному принципу. В течение долгого времени признавали в качестве своей идеологии марксизм (но не ленинизм), но в послевоенные годы отказались от него. Они располагают политической программой, которую стремятся проводить в жизнь через своих парламентариев. Социалистические партии существуют в странах, расположенных в разных частях света. В числе их: Итальянская социалистическая партия, Испанская социалистическая партия, Португальская социалистическая партия, Социал-демократическая партия Германии, Лейбористская партия Великобритании, Социалистическая партия Норвегии, Партия труда Израиля, Социалистическая партия Японии, Социал-демократическая партия Дании и многие другие.

Коммунистические партии возникли после краха II Интернационала, произошедшего в годы первой мировой войны, под влиянием пролетарской революции 1917 г., в России и в процессе выделения их социалистических партий революционно настроенных групп.

Коммунистические партии рекрутируются только на основе индивидуального приема новых членов. Руководствуются они марксистско-ленинской идеологией, строятся по территориально-производственному принципу, что позволяет партийным органам обеспечить необходимый контроль за деятельностью партийных организаций. Коммунистические партии всегда были нацелены на классовую борьбу, в ходе которой пролетариат должен осуществить социалистическую революцию и утвердить свое политическое господство в обществе.

Особое место занимают универсальные партии. Они - результат развития современного общества. Их можно отнести к массовым партиям, но лишь с той принципиальной оговоркой, что они, в отличии от социалистических и коммунистических партий, с момента своего возникновения не были связаны с определенными социальными слоями и с идеологией. Эти партии обращаются ко всем слоям населения, к общечеловеческим ценностям. Они привержены компромиссу, идеям согласия. У них нет строгой иерархии. Организации их автономны в своей деятельности. Интерес электоральный, то есть общий для всех слоев населения. К числу таких партий относятся, например, партии “зеленых”.

Конечно типология партий по принципам их организации не отражает всех тонкостей их построения и деятельности. Практическая жизнь гораздо богаче любых теоретических построений. Она привносит много нюансов, которые выходят за пределы основополагающих принципов партий и оказывают большое внимание на их особенности. Поэтому полная характеристика партий трудно поддается каким-либо обобщающим критериям.

2. История возникновения партий

Появление партий, а точнее протопартий относится к Античному миру, когда в Древней Греции в Древнем Риме возникают особые группы людей, отражавшие интересы различных социальных слоев. Появляются и такие партии, отмеченные историками, которые являлись сторонниками борющихся между собой за власть династий. Однако эти партии не были организационно оформлены, не располагали строго определенной системой взглядов, не имели программных установок и в деятельности своей замыкались на решении социально ограниченных задач.

Зарождение политических организаций, ставших предтечей современных партий, связано с началом борьбы буржуазии против монархии, становлением политической системы и политической жизни капиталистического общества. Революция в Голландии в 16 веке связана с соперничеством двух основных группировок - республиканской (буржуазно-патрицианской) и Оранжистской (приверженцев правления Оранского дома). В Английской революции 17 века действовала партия пресвитериан, отражавшая интересы умеренной буржуазии и дворянства. Партия индепендентов, представлявшая радикальное крыло буржуазии и обуржуазившегося дворянства. История Великой Французской революции 18 века связана с возникновением партии Фельянов, выступающей за конституционную монархию. Партии жирондистов, отражавшую интересы умеренной торгово-промышленной и земледельческой буржуазии. Партии якобинцев, объединявшей буржуазных революционных демократов. Хорошо известно о существовании в Англии партии Виги и Тори, возникших во второй половине 17 века. Именем последней называют нынешнюю Консервативную партию Великобритании, унаследовавшую традиции Тори.

Современные партии берут свое начало в 19 веке. Это было связано с введением в ряде западных стран всеобщего избирательного права, ознаменовавшем приобщение широких слоев населения к решению важнейшего вопроса политической жизни - утверждения государственной власти посредствам выборов. Первые из этих партий появились в основном в результате слияния в единые организации местных избирательных комитетов, обеспечивающих поддержку своих кандидатов в депутаты. Со временем число партий, в своей деятельности ориентирующихся на привлечение широких слоев населения на свою сторону во время выборов, значительно возросло. Все эти партии были партиями парламентского происхождения. Наиболее известные из них Либеральная и Консервативная партии Великобритании, Республиканская и Демократическая партии США.

Несколько позже стали возникать партии, в основу организации которых было положено стремление объединить трудящихся массы, прежде всего рабочий класс для борьбы против своих эксплуататоров, существующих капиталистических социально-политических порядков и создание нового, свободного от классовых антагонизмов, общества. К числу таких партий относятся в первую очередь социалистические и социал-демократические партии, быстрый рост которых связан с деятельностью 2-го Интернационала. Эти партии возникли и развивались на основе марксистской идеологии и на первом этапе своей деятельности не стремились к участию в избирательных кампаниях с целью победы на выборах и получения таким образом права на власть. Да и реальных возможностей для этого у них еще не было. Лишь позднее, укрепившись, они включились в парламентскую деятельность и то сначала, прежде всего, для пропаганды своих программных установок. Эти партии по своему происхождению были связаны со строго социальной и идеологической ориентированностью.

3. Партийные системы

Партийная система - это совокупность партий, участвующих в той форме политической деятельности, которая связана с формированием законодательных и исполнительных структур власти. Партийная система является составной частью политической системы. Поскольку же сущность, последней определяется характером государственной власти и установленного ею политического режима, постольку и сущность партийной системы зависит от них.

Существует три основных вида партийных систем.

Однопартийная система свойственна тоталитарному режиму, при котором обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе. Эта система не исключает возможности существования других партий и даже их участия в формировании и деятельности государственных структур. Но всякая форма политического участия этих партий поставлена под контроль правящей партии, что сводит на нет их реальные возможности в осуществлении государственной власти и независимой политики. Такие партии существовали в ряде социалистических стран Восточной Европы. Все они были объединены в народные фронты, руководство в которых осуществлялось со стороны коммунистических партий.

Двухпартийная система обеспечивает одной из двух партий в случае ее победы на выборах большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента.

Двухпартийная система не означает отсутствия других партий, которые, однако, не имеют реальных шансов на завоевание государственной власти.

Многопартийная система включает в себя широкий спектр партий от крайне правых до сугубо левых. Остальные партии занимают промежуточное положение с тенденциями к правым, левым и центристским позициям в политической и социально-экономической жизни. Как правило, ни одна из партий не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают коалиционные, то есть состоящие из представителей двух или нескольких партий. Многопартийность - неотъемлемый компонент гражданского общества, состоящего из различных социальных, национальных и других групп, имеющих свои интересы, ценностные ориентации, политические установки. Но многопартийность не панацея от всех бед. Она не просто сумма партий в обществе. И оценивается реальным, а не формальным участием всех партий в политической жизни страны, что возможно лишь на основе предоставления каждой из них равных возможностей и прав.

Трезвый подход к оценке политического развития казалось бы свидетельствует, что наилучшие условия для демократического развития общества создает многопартийная система, которая располагает большими возможностями для того, чтобы выражать интересы не только крупных, но и незначительных групп населения. Тем не менее не все политологи отдают предпочтение этой системе. Некоторые из них считают, что излишняя многопартийность нежелательна и даже опасна для государства. Поэтому они отдают преимущество двухпартийной системе.

По типу партийных систем можно дать следующую классификацию партий:

Мажоритарная партия - партия, получающая абсолютное большинство голосов на выборах и поэтому - право на единоличное формирование правительства. Такая партия существует при однопартийной и двухпартийной системах. При этом в условиях однопартийной системы такое право завоевывается антидемократическим путем, посредством наложения вета на деятельность других партий и превращения таким образом существующей партии в постоянно действующую мажоритарную партию.

Партия с мажоритарным призванием - это партия, способная по итогам следующих выборов стать мажоритарной. Такая партия существует в странах с двухпартийной системой.

Доминирующая партия - партия, получившая по итогам выборов относительное большинство мест в парламенте. Такая партия существует в условиях многопартийности. Как правило, в таких случаях доминирующая партия идет на союз с близкими по взглядам партиями в целях создания коалиционного правительства.

Современная Россия пошла по пути создания многопартийной системы. Объективно это было связано с трансформацией социальной структуры общества, обусловленной переходом страны к многообразию форм собственности и внедрением рыночных отношений. Появились новые группы населения со своими интересами и, как следствие этого, произошла смена навязанного ранее сверху единомыслия политическим плюрализмом.

В 1989 г., началось возникновение разнообразных организаций, общественно-политических движений и объединений. В 1990 г., в СССР был принят закон “Об общественных объединениях”, закрепляющий порядок образования, права и принципы деятельности общественных организаций и объединений. В 1991 г., началась регистрация партий. В настоящее время в России существуют десятки партий, но далеко не все они имеют широкую поддержку населения и поэтому многие из них лишены права участвовать в избирательных кампаниях по выборам депутатов Государственной Думы. Надо полагать, что в будущем количество партий в России уменьшится до того минимума, при котором оставшейся партией будут стоять значительные социальные слои общества.

4. Место партий в политической системе общества

Любой тип политической деятельности осуществляется в каких-либо организационных формах. Организация направляет действия многих людей к единой цели, регулирует их в соответствии с определенными нормами. Благодаря организации присущие ей идеологические или моральные установки превращаются в материальную силу. Организация выступает важнейшим средством выражения интересов, формирования единой воли, она способна снимать внутренние противоречия, конфликты, она становится единым политическим субъектом. В.И. Ленин указывал: "Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернем всю Россию". Без политической организации интеграция общества на длительный период оказывается просто невозможной. В первую очередь, такими политическими организациями являются партии.

Одни считают, что в партии вступают наиболее активные граждане, стремящиеся к политической деятельности, воспринявшие общественные интересы как свои личные. Другие полагают, что в партии идут люди для удовлетворения своих карьеристских побуждений, удовлетворения своих амбиций.

К. Маркс и Ф. Энгельс, характеризуя, например, партию коммунистов, отмечали, что "коммунисты являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения".

Далеко не все коммунистические партии и далеко не во всем оправдали такой общий подход к определению роли и значения партии, но подобный методологический подход приемлем и для сегодняшнего дня: партия должна побуждать к движению вперед, партии необходимо хорошо осмыслить и определить интересы социальной группы, которую она представляет, партия обязана четко представлять формы и методы движения к осуществлению этих интересов.

Значит, главное в деятельности партий - изучение интересов социальных групп и слоев и их защита. Для защиты интересов нужны свои люди в парламенте. Поэтому партии не могут стоять в стороне от борьбы за власть.

Становление политических партий как необходимых элементов политической структуры общества отражает процесс приобщения к политике все более широких кругов населения. Макс Вебер выделял в развитии партий три периода:

В ХVI-ХVII вв., партии в Европе представляли собой аристократические группировки, объединяющие немногочисленных представителей политической элиты;

В ХVII-ХIХ вв., это уже политические клубы, стремящиеся привлечь к активной политической деятельности людей, пользующихся влиянием не только в политике, но и в других сферах жизни;

В ХIХ-ХХ вв., формируются современные массовые партии. Первой массовой партией было основанное в 1861 г., Либеральное товарищество регистрации выборов в Англии. В 1863 г., возникла первая массовая рабочая партия - Всеобщий немецкий рабочий союз, основанный Ф. Лассалем. Основными причинами появления массовых партий были:

Повсеместное распространение избирательных прав;

Развитие рабочего движения, организационное оформление рабочего класса.

Необходимо отличать партии от других организаций, участвующих в политической жизни по следующим признакам:

Партия характеризуется долговременностью действия своей организации (в "смутные" времена создаются многочисленные "партии-однодневки" практически не играющие значительной роли в жизни общества);

Наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих постоянную связь с центром;

Стремление партии в одиночку или в блоке с другими организациями завоевать власть, а не только оказывать на нее воздействие;

Поиск поддержки у народа в ходе выборов или другими способами.

Важное место в теории о партиях имеет вопрос об их институционализации (правовом признании). Известно, что многие партии в первой половине XX в., действовали на нелегальном положении. Процесс институционализации широко начался после второй мировой войны, многие коммунистические, социал-демократические партии были юридически признаны и вышли из подполья.

С новой силой проблема институционализации партий встала в результате политического взрыва в Восточной Европе и в процессе реформирования советского общества. В 1990 г., в нашей стране был принят специальный закон "Об общественных объединениях".

Институционализация партий предусматривает:

а) санкционирование места партий в публичной жизни;

б) условия деятельности партий в политической системе;

в) участие партий в избирательной системе;

г) способы представительства партий в органах государственной власти;

д) финансирование деятельности партий из госбюджета.

Правовое закрепление такой практики широко распространено в Германии, Швеции, Италии и ряде других стран. Здесь исходят из того, что партия, выполняя конституционные функции, способствует формированию здорового общества, а потому вправе получать государственные дотации.

Сложность, неоднозначность феномена политической организации порождает и неодинаковое противоречивое отношение к ее институционализации. В таких политических течениях, как анархизм, либерализм, неоконсерватизм, действует идущая от А. Бергсона, Р. Пеги, Л. Бона оппозиция воли к организации. Институционализация здесь рассматривается как негативное и нежелательное явление, как омертвление мысли и действия в заранее заданном порядке. Однако и теория и практика доказывают невозможность политического действия вне организации.

Показательным примером здесь может служить судьба воззрений Г. Маркузе. Как леворадикальный политолог, он приобрел известность резкой критикой любых форм рационального руководства и любых форм организации. Однако в ходе столкновения движения "новых левых" (Г. Маркузе был их идеологом) с организованной силой политического аппарата буржуазии Г. Маркузе приходит к выводу, что те черты "нового левого" движения (постоянные конфликты, безответственность суждений, неорганизованность и т. д.), которые он возводил в ранг достоинств, оказались губительными недостатками.

Г. Маркузе признал необходимыми факторами политического действия контр организацию и контр образование.

Заключение

Проделанная работа позволила проследить исторический процесс образования политических партий, их постепенный рост, превращение их из мелких общественных групп имеющих влияние внутри своего класса, в более крупные объединения, которые способны в современном обществе результативно бороться за власть и при, удачном исходе этой борьбы, успешно осуществлять управленческие функции. Для этих функций партия готовит или подбирает из своей среды достойных кандидатов.

Благодаря своей гибкой современной структуре партии могут успешно влиять на избирателей, отражая в своих программах различные требования социальных групп. После избрания в структуры власти партии пытаются воплощать в жизнь свои обещания.

Вся эта политика вырабатывается путем борьбы между различными фракциями и течениями. политический партия общество

В дальнейшем, чтобы ясно представлять роль партий в политической жизни, надо проводить глубокий анализ каждого политического объединения.

Список литературы

1. Политология. Панарин А.С. - М.: Проспект, 2010.

2. Политология под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарика, 2011.

3. Теория международных отношений под ред. П.А. Цыганкова. - М.: Гардарика, 2011.

4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М.: Аспект Пресс, 2009.

5. Современная политическая теория / Под ред. В.И. Даниленко. - М.: Nota Bene, 2009.

6. Политические партии России: история и современность. - М.: Росспэн, 2010.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ возникновения политических партий, их развития и социальной базы. Изучение теоретических платформ и лозунгов партий, влияние их на принятие политических решений в борьбе за власть в государстве. Идеологическое воздействие партии на население.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2014

    Место и роль политических партий в политической системе общества. Структура и функции политических партий в обществе. Политические партии как фактор формирования органов государственной власти в Российской Федерации. Основные критерии оценки выборов.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2011

    Определение политической партии. Классификация политических партий. Процесс формирования политической партии. Роль партий в политической системе. Возникновение, борьба, раскол и исчезновение партий. Политическое устройство государства. Сердце политической

    контрольная работа , добавлен 04.11.2004

    Понятия "государства", политики, политической деятельности и политических партий. Роль политических партий в политической системе. Современная политическая ситуация в России: противоречие мифа о судьбинном выборе и рациональном представительстве интересов

    реферат , добавлен 02.03.2002

    Сущность и характеристика партии как субъекта политического процесса. Классификация политических партий и партийных систем. Функции политических партий в зависимости от уровня экономической, социальной, культурной и политической зрелости общества.

    реферат , добавлен 04.07.2010

    Определение роли и значения российских политических партий в современных условиях. Проведение классификации политических партий России. Сущность понятия "социальный капитал партии" в контексте современной политической ситуации Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Становление теории политических партий. Подходы к определению политических партий. Признаки и функции политических партий, условия их функционирования. Понятие и признаки авторитарного политического режима. Место и роль политических партий в России.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2015

    Политические партии и их функции. Основные направления, виды и формы взаимоотношений государства и партий. Сущность политической деятельности. Тенденции развития современных политических партий. Роль политических партий России в гражданском обществе.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2015

    Общественные отношения, которые складываются в процессе реализации политическими партиями Российской Федерации конституционно-правового статуса. Возникновение, сущность, признаки политических партий, их типология и функции, место в политической системе.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2014

    Представительство и выражение групповых и индивидуальных интересов в лице политических партий как главный элемент гражданского общества. Понятие и значение политических партий, их типология. Развитие многопартийности и ее достоинства и недостатки.

Любой тип политической деятельности осуществляется в каких-либо организационных формах. Организация направляет действия многих людей к единой цели, регулирует их в соответствии с определенными нормами. Благодаря организации присущие ей идеологические или моральные установки превращаются в материальную силу. Организация выступает важнейшим средством выражения интересов, формирования единой воли, она способна снимать внутренние противоречия, конфликты, она становится единым политическим субъектом. В.И. Ленин указывал: "Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернем всю Россию". Без политической организации интеграция общества на длительный период оказывается просто невозможной. В первую очередь, такими политическими организациями являются партии.

Российское политологи, рассматривая политическую систему современной России, отмечают, что программы политических партий слабо отличаются друг от друга, уже стало невозможным относить те или иные политические партии к правым или левым. Общей идеологией партий стало максимально возможное расширение своей социальной базы, забыв про малочисленные социальные группы, также нуждающиеся в представительстве и защите прав и законных интересов.

Политический процесс в России достаточно противоречив. Какова же в нем роль многопартийности? Назвать определяющей эту роль нельзя, во-первых, потому, что число и значимость многих партий не отражают реального расклада палитры общественного мнения, а во-вторых, нынешняя избирательная система не ориентирована на то, чтобы партии были оппозицией действующей власти, представителями именно интересов общества, а не государства.

Вместе с тем, возникновение института многопартийности - один из важнейших признаков становления в стране гражданского общества. Появление и развитие политических партий в значительной мере свидетельствует об эффективности политической системы общества, является важным фактором укрепления демократической природы государства, обеспечения политических прав.

Некоторые политологи называют партии «посредниками» между гражданином, обществом и государством. Однако на деле партии зачастую столь же мало являются исполнителями народной воли, как и проводниками чаяний своих членов. О некоторых прозаических целях партии, известный немецкий социолог М. Вебер писал: «Все партийные битвы суть не только битвы ради предметных целей, но, прежде всего, также и за патронаж над должностями».

Одни считают, что в партии вступают наиболее активные граждане, стремящиеся к политической деятельности, воспринявшие общественные интересы как свои личные. Другие полагают, что в партии идут люди для удовлетворения своих карьеристских побуждений, удовлетворения своих амбиций. К. Маркс и Ф. Энгельс, характеризуя, например, партию коммунистов, отмечали, что "коммунисты... являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения". Далеко не все коммунистические партии и далеко не во всем оправдали такой общий подход к определению роли и значения партии, но подобный методологический подход приемлем и для сегодняшнего дня: партия должна побуждать к движению вперед, партии необходимо хорошо осмыслить и определить интересы социальной группы, которую она представляет, партия обязана четко представлять формы и методы движения к осуществлению этих интересов.

Значит, главное в деятельности партий - изучение интересов социальных групп и слоев и их защита. Для защиты интересов нужны свои люди в парламенте. Поэтому партии не могут стоять в стороне от борьбы за власть.

Политическая партия выражает политические интересы определенной социальной группы или, по крайней мере, претендует на это. Другими словами, она должна представлять еще кого-то, кроме собственных членов и непосредственно связанных с ними людей.

Интересы, выражаемые партией, должны носить общенациональный, а не узко корпоративный характер. Это значит, что партия должна иметь четко сформулированную программную цель, предлагающую определенный проект развития общества. Разумеется, во главу угла могут ставиться интересы отдельной социальной группы, однако при этом проект должен учитывать интересы общества в целом (или хотя бы претендовать на это). Иначе мы имеем дело, в лучшем случае, с корпоративной организацией, если не просто с лоббистской группировкой.

Наконец, полноценная партия (в своем развитом состоянии) должна обладать разветвленной структурой, между различными частями которой существует строго оговоренное разделение полномочий и обязанностей. Партия должна иметь достаточное число активистов, сеть региональных отделений и выборные центральные органы. Таким образом, за рамки понятия «политическая партия» выводятся многочисленные карликовые организации, претендующие на активное участие в политической жизни, но не могущие реализоваться в качестве реальных субъектов публичной политики.

Эффективное функционирование многопартийности предполагает наличие и взаимодействие устойчивых, либо активно формирующихся социальных групп с объективно обусловленными и осознанными социальными интересами и с реальной возможностью реализации этих интересов путем воздействия на политические структуры через различного рода общественные объединения.

Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 года , дает следующее определение политической партии - «это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления» (ст.3 Закона).

Составной частью, элементом политической системы общества являются и политические партии.

Термин "партия" происходит от латинского слова "pars" – часть. Политические партии представляют собой часть общества, но наиболее активную и организованную. Политическая партия – это организация единомышленников, представляющая интересы социальных групп, классов, реализующая эти интересы через завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении.

Первые политические партии появились в XVI в., после буржуазной революции в Голландии, и были связаны с борьбой за власть. Затем – в середине XVII в., в Англии, в период английской буржуазной революции. Эти партии уже имели программные документы. В период французской революции конца XVIII в. партийная борьба (монархисты, жирондисты, якобинцы и др.) положила начало новому политическому явлению – формированию центра, левого и правого крыла. В конце XVIII начале XIX вв. появляются первые политические партии (федералисты и республиканцы) в США, а к 30-м годам XIX в. там формируется двухпартийная система, составившая впоследствии основу буржуазной демократии в этой стране. Итак, появление политических партий в Европе и Америке было связано с развитием буржуазных отношений, формированием классов буржуазного общества, со становлением буржуазной демократии, с усложнением задач управления экономикой и т.д. В конституциях государств статьи о партиях появились лишь в XX в.

Партии отражают общегрупповые интересы и цели разных слоев населения (социальных и национальных, религиозных и т.д.) Через партии люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращение за поддержкой в решении тех или иных политических проблем. Партия выступает как бы посредником между государством и обществом. Главным отличием политических партий от общественных организаций является их четкая нацеленность на политическую деятельность.

Политическим партиям присуща организационная структура, которая отражается в уставе партии, членстве, внутрипартийных отношениях, политическом лидерстве, в наличии программных документов, где закрепляются идейно-политические и организационные основы партии, определенная идеология. Каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа. В этом существенную роль для политического веса и влияния партий играют находящиеся вне ее партийный электорат (те, кто голосует за нее на выборах) и меценаты (те, кто оказывает ей финансовую поддержку). Однако политическая партия не всегда получает поддержку социальной группы, на представительство интересов которой она претендует. Интересы данной группы могут представлять и другие партии, особенно сегодня, в связи с углублением демократических процессов в обществе. Современные политические партии, как правило, пытаются быть выразителями интересов большинства общества, а не меньшинства – одной только социальной группы. Они стремятся сочетать социально-групповые интересы в политике с общенациональными, с общечеловеческими.

Из главной цели политических партий – борьбы за власть – вытекают и функции партий: 1) создание программы, формирование идеологии партии; 2) формирование общественного мнения для идеологической поддержки партии; 3) борьба за участие в осуществлении от самого верхнего уровня (скажем, федерального) до местного самоуправления; определение форм, средств, методов этой борьбы; 4) взаимодействие партии с государственными и общественными организациями и движениями; 5) подготовка и проведение избирательных кампаний в высшие и местные органы власти, выдвижение в них своих кадров, организация контроля за их деятельностью.

Партии очень многообразны и различны, поэтому их принято классифицировать.

Существует много критериев классификации политических партий: 1) по социальному признаку; 2) по организационной структуре и характеру членства; 3) по месту в системе власти; 4) по идейным установкам, способам и формам действия и т.д.

Выделим лишь некоторые группы партий.

Консервативные партии стремятся к сохранению традиций, норм. Они доказали свою основательность, они – против непродуманных социальных преобразований, ратуют за нравственные устои и обычаи. Либеральные и социал-демократические партии относятся к реформистским партиям, которые учитывают изменения, происходящие в обществе, стремятся к постепенному позитивному изменению общественного строя путем реформ. Коммунистические партии в ряде стран бывшего социального лагеря (КНДР, Куба) стоят и сегодня на революционных позициях. Есть еще экстремистские партии, цель которых насильственное ниспровержение существующих порядков (фашистские, ультралевые). Харизматическо-вождистские партии объединяют своих членов не столько во имя идеи, сколько вокруг очень популярной личности вождя (КНДР – Ким Ир Сен, Китай – Мао-Цзе-Дун, СССР – Сталин и др.)

Политологами выделяются партии демократической и тоталитарной направленности по таким признакам как отношение партии к политической жизни общества, характер внутрипартийных отношений и т.д. Демократическими являются партии, конкурирующие с другими партиями, стремящиеся учитывать взгляды большинства общества, опирающиеся на правовые нормы, широкий плюрализм и т.д. Тоталитарные партии еще называются монополистическими, т.к., находясь у власти, они стремятся подчинить своим интересам все слои общества, законы подчинить партийным целям. Во внутренней жизни для них характерна жесткая дисциплина, централизм, отсутствие фракций и др.

Политология классифицирует партии на четыре типа: 1) парламентские (борьба за власть опирается на законные методы, стремление объединить различные группы общества с общей целью); 2) радикально-оппозиционные (выступают за насильственное изменение существующих порядков разными методами, под крайними лозунгами); 3) авангардные (партии авторитарных режимов, удерживающие в своих руках всю политику, допускающие "послушную" оппозицию); 4) монопольно-государственные (партии тоталитарных режимов, выступают за контроль над всеми сторонами жизни общества и личности, не допускают инакомыслия, партийный аппарат подменяет собой государство и т.д.)

Существуют различные политические системы – однопартийные и многопартийные.

Однопартийная система – неустойчива, препятствует разделению властей. Отсутствие конкурирующей партии делает правящую партию "самодержавной". Любая оппозиция считается преступлением против режима. Не существует идейного и политического плюрализма, партийный аппарат подменяет собой государство, что усиливает бюрократизацию общества. Существует при тоталитарных режимах.

Многопартийная система – основа демократического общества: сдерживает бюрократизацию; заставляет правительство действовать эффективно; позволяет исключить монополию одной партии на власть, внедрять в практику и сознание людей альтернативность мышления и действия.

Множество партий еще не критерий демократизма, т.к. небольшие партии не в состоянии конкурировать с более крупными по характеру и возможностям действия на массы. Многопартийная система – это процесс длительного развития общества, она должна созреть. В государствах развитой демократии законы предусматривают преимущественное положение крупных, влиятельных партий, т.к. парламентский анархизм может оказать негативное воздействие на демократию.

В отличие от западных стран, где длительное время укреплялись демократические традиции, в том числе и многопартийность, в России политические партии возникают в конце XIX начале XX вв., что, конечно, было связано с господством самодержавия, слабостью либерально-демократических традиций и т.д. После Октябрьской революции в России складывается тоталитарная система, устранившая все политические партии, кроме партии большевиков (РКП(б)). В результате в стране сложилась однопартийная система, где партия выступала в роли главного элемента государственного аппарата.

Демократизация российского общества, начавшаяся после 1985 г. привела к возникновению множества партий, часть из которых малочисленны, недостаточно организованы, не оформлены программно. Особенностью современного развития многопартийной системы в России является то, что создающиеся партии не опираются на определенные слои общества, чьи бы интересы они выражали. Процесс образования партий начался раньше, чем процесс образования, складывания социальных групп нового общества в России. Это и предопределяет неустойчивость, нестабильность современного партийного движения в стране. Незрелость социальной структуры общества, слабость "среднего класса", незрелость политического сознания народа, недостаток политического опыта как масс, так и лидеров, слабость политических знаний – всё это факторы, которые затрудняют процесс партийного строительства в обществе, его стабилизации и четкой демократической направленности. Конечно, в перспективе, в процессе демократизации общества произойдет и кристаллизация партийной системы, в результате чего останутся лишь те партии, которые будут иметь глубокие социальные корни.

Характер и типология партийных систем в каждой стране напрямую связана с типом избирательной системы.

Наиболее распространенными избирательными системами являются: система большинства, или мажоритарная, и система пропорционального представительства, или пропорциональная.

При мажоритарной системе избранным на выборах считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании (50% + 1 голос – система абсолютного большинства), или кандидат, набравший голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности (система относительного большинства).

Мажоритарная система применяется в Англии, США, Франции. Японии, она позволяет создавать устойчивые правительства, опирающиеся на большинство в парламенте.

При пропорциональной системе выборы проводятся по партийным спискам, создаются большие по численности избирательные округа. Число поданных голосов делится на количество депутатских мест, в результате чего определяется избирательная квота. Каждая партия получает столько мест, сколько раз избирательная квота одного депутата уложится в число поданных за нее голосов. Пропорциональная избирательная система принята в Австрии, Бельгии. Италии, Финляндии, Германии и других странах.

В ряде стран законом предусмотрен процентный барьер, преодолев который партия может быть представлена в парламенте (в Германии – 5% голосов, в Швеции – 4%, в России – 5%).

Обе избирательные системы отдают приоритет влиятельным партиям, помогают преодолевать элемент случайности в политике, не допускают, чтобы на исход выборов решающее влияние оказали деклассированные слои.

В России сегодня действует смешанная мажоритарно- пропорциональная избирательная система. Половина депутатов Госдумы (225 человек) избирается по мажоритарной системе (1 депутат от округа); вторая половина (225 человек) – по пропорциональной системе – по партийным спискам, и количество депутатов от партий соответствует проценту набранных ими голосов. Кроме того, избирательное законодательство предусматривает количественные параметры, при которых выборы считаются состоявшимися (необходима явка избирателей от 25 до 50%).