Внешние связи современного китая - сочинение. Внешнеэкономические связи кнр на современном этапе фэн мин

Китай – одна из наиболее старых торговых держав мира. Еще в древности существовал Великий шелковый путь, связывавший Поднебесную империю со странами Средиземноморья. В средние века на смену ему пришел другой – морской (муссонный) путь, проходивший вдоль южного побережья Азии. Из Китая вывозили шелк, фарфор, бумагу, самоцветы, изделия из железа. Морская торговля процветала в Китае и в раннее новое время, и в период Великих географических открытий. Но затем Китай перешел к политике «закрытых дверей», которая продолжалась до середины XIX в. и так называемых «опиумных войн». А перед образованием КНР в 1949 г. внешнеэкономические связи страны наглядно отражали состояние ее экономики. Китай вывозил традиционные продукты своего сельского хозяйства – шелк, хлопок, чай, соевые бобы и некоторые виды горнорудного сырья, ввозил же продовольствие и различные промышленные изделия. Да и в новом Китае, в периоды «большого скачка» и «культурной революции», когда господствовала концепция «опоры на собственные силы», внешние экономические связи играли второстепенную роль. Интелсиб intelsib, компания по продвижению сайтов, новосибирск отзывы о компании.

Таблица 41

ДИНАМИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ КИТАЯ, млрд долл.

Но после начала экономических реформ и перехода к политике «открытых дверей» ситуация коренным образом изменилась. Внешнеэкономические связи приобрели очень большое значение и стали одной из важнейших предпосылок бурного экономического подъема. Они превратились в мощный рычаг перестройки китайской экономики, перевода ее на рельсы рыночных отношений и ускорения ее врастания в международные экономические отношения. Из всех известных форм таких отношений для Китая наибольшее значение имеют две – внешняя торговля и привлечение иностранного капитала.

Внешняя торговля

– это тот вид внешних экономических связей, в котором Китай добился наиболее впечатляющих успехов. Достаточно сказать, что после начала экономических реформ по темпам годового прироста внешняя торговля значительно опередила даже очень высокие в Китае темпы прироста ВВП. В результате экономика страны, которая еще два-три десятилетия назад считалась одной из самых закрытых в мире, стала одной из самых открытых: еще в 1979 г. в сфере внешней торговли формировалось менее 10 % ВВП, но в 1990 г. – 30 %, а в 2005 г. – уже 64 % (по другим данным – 37 %). Таких результатов в Китае добились в значительной степени при помощи децентрализации внешнеэкономической деятельности, которую теперь ведут наряду с государственными почти 7000 других предприятий. Большое значение имело также рациональное сочетание двух моделей экономического развития – импортозамещающей (основной) и экспортоориентированной (вспомогательной).

Представление о динамике внешней торговли Китая дает таблица 41.

Такие высокие темпы развития внешней торговли привели к заметному изменению положения Китая в мировой «табели о рангах». Так, доля страны в мировом внешнеторговом обороте увеличилась с 0,75 % в 1978 г., когда начинались реформы, до 7,5 % в 2006 г. А в мировом экспорте эта доля (10,7 %) еще больше. По объему экспорта Китай, обогнав США и Германию, в 2008 г. вышел на первое место в мире, а по объему импорта уступает только США. Обращает на себя внимание и стабильно активный торговый баланс страны, к тому же с постоянно растущим превышением экспорта над импортом. Это один из важнейших источников доходов, обеспечивающий примерно 4/5 всех валютных поступлений. Благодаря ему страна вышла на первое место в мире по такому важному показателю, как золотовалютные резервы (в конце 2006 г. – 1200 млрд долл.).

По сравнению с началом 1980-х гг. сильно изменилась и товарная структура внешней торговли КНР. Основное направление этой перестройки заключалось в облагораживании экспорта, т. е. в увеличении в нем доли готовых промышленных изделий по сравнению с продукцией первичной переработки и сырьем. Еще в конце 1970-х гг. готовая промышленная продукция, с одной стороны, и сырье с полуфабрикатами – с другой, соотносились в структуре экспорта, как 50: 50. А в конце 1990-х гг. – уже как 85: 15. При этом в экспорте Китая заметно уменьшилась доля продовольствия, сельскохозяйственного сырья и продукции горнодобывающей промышленности, а доля продукции машиностроения увеличилась. Доля продукции легкой промышленности, уступившей первое место машиностроению, в целом осталась без изменений.

Китай – традиционный поставщик на внешние рынки таких изделий легкой промышленности, как хлопчатобумажные и шелковые ткани, трикотаж, одежда, галантерея, обувь, игрушки, спортивные и туристские товары, изделия из пластмасс и фарфора. К экспортной продукции машиностроения и электроники относятся станки, морские суда, различные виды вооружения, но все же преобладают в ней изделия бытовой электроники (например, Китай обеспечивает 1/з мирового экспорта радиоприемников). Как и изделия легкой промышленности, они пользуются большим спросом на мировом рынке. Наряду с этим сохраняется и экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья. В нем преобладают овощи, фрукты, рыба и морепродукты, а также хлопок. Китай продолжает экспортировать уголь, черные и цветные металлы, цемент.

Публикации по географи

Характеристика Уральского Федерального Округа
Федера́льные округа́ Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом Президента России В.В. Путина №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерац...

Характеристика Центрального федерального округа
Центральный федеральный округ объединяет Центральный и Центрально-Черноземный экономические районы. По административно-территориальному составу включает город Москву и 17 областей: Белгородская, Брянская, Влад...

Сохранение своих территорий - это результат многовековых традиций. Китай, внешняя политика которого имеет уникальные особенности, последовательно отстаивает свои интересы и при этом умело выстраивает отношения с соседними государствами. Сегодня эта страна уверенно претендует на мировое лидерство и это стало возможным в том числе благодаря «новой» внешней политике. Тройка крупнейших государств на планете - Китай, Россия, США - на данный момент является важнейшей геополитической силой, и позиция Поднебесной в этой триаде выглядит очень убедительно.

История международных отношений Китая

В течение трех тысячелетий Китай, граница которого и сегодня включает исторические территории, существует как крупная и важная держава региона. Этот огромный опыт установления взаимоотношений с самыми разными соседями и последовательное отстаивание собственных интересов творчески применяется и в современной внешней политике страны.

На международные отношения Китая наложила отпечаток общая философия нации, которая основывается во многом на конфуцианстве. Согласно китайским воззрениям истинный владыка ничто не считает внешним, поэтому международные отношения всегда рассматривались как часть внутренней политики государства. Еще одной особенностью представлений о государственности в Китае является то, что, согласно их взглядам, Поднебесная не имеет конца, она охватывает весь мир. Поэтому Китай мыслит себя некой глобальной империей, «Срединным государством». Внешняя и внутренняя политика Китая строится на главном положении - китаецентризме. Это легко объясняет достаточно активную экспансию в разные периоды истории страны. При этом китайские правители всегда считали, что влияние куда более значительно, чем власть, поэтому Китай устанавливал особые отношения с соседями. Его проникновение в другие страны связано с экономикой и культурой.

До середины 19 века страна существовала в рамках имперской идеологии Большого Китая, и только европейское вторжение заставило Поднебесную менять свои принципы взаимоотношения с соседями и другими государствами. В 1949 году провозглашается Китайская Народная Республика, и это приводит к значительным переменам во внешней политике. Хотя социалистический Китай декларировал партнерские отношения со всеми странами, однако постепенно произошло деление мира на два лагеря, и страна существовала в его социалистическом крыле, вместе с СССР. В 70-х годах правительство КНР меняет это распределение сил и заявляет, что Китай находится между сверхдержавами и странами третьего мира, и что Поднебесная никогда не захочет стать сверхдержавой. Но к 80-м годам концепция «трех миров» начала давать сбои - появляется «координатная теория» внешней политики. Усиление США и их попытка создать однополярный мир привели к тому, что Китай заявляет о новой международной концепции и своем новом стратегическом курсе.

«Новая» внешняя политика

В 1982 году правительство страны провозглашает «новый Китай», который существует на принципах мирного сосуществования со всеми государствами мира. Руководство страны умело налаживает международные отношения в рамках своей доктрины и при этом соблюдает свои интересы, как экономические, так и политические. В конце 20 века наблюдается рост политических амбиций США, которые ощущают себя единственной сверхдержавой, которая может диктовать собственный миропорядок. Это не устраивает Китай, и, в духе национального характера и дипломатических традиций, руководство страны не делает никаких заявлений и меняет свою линию поведения. Успешная экономическая и внутренняя политика Китая выводит государство в ранг самых успешно развивающихся на рубеже 20 и 21 веков. При этом страна старательно избегает присоединения к любой из сторон многочисленных геополитических конфликтов мира и старается защищать исключительно свои интересы. Но усиление давления со стороны США заставляет порой руководство страны предпринимать различные шаги. В Китае существует разделение таких понятий, как государственные и стратегические границы. Первые признаются незыблемыми и ненарушаемыми, а вторые, по сути, не имеют пределов. Это сфера интересов страны, и она распространяется практически на все уголки земного шара. Эта концепция стратегических границ и является базой для современной китайской внешней политики.

Геополитика

В начале 21 века планету охватывает эпоха геополитики, т. е. происходит активное перераспределение сфер влияния между странами. Причем о своих интересах заявляют не только сверхдержавы, но и небольшие государства, которые не желают становиться сырьевыми придатками к развитым странам. Это приводит к возникновению конфликтов, в том числе и вооруженных, и союзов. Каждое государство ищет наиболее выгодный для себя путь развития и линию поведения. В связи с этим не могла не измениться и внешняя политика Китайской Народной Республики. К тому же на современном этапе Поднебесная набрала значительную экономическую и военную мощь, которая позволяет ей претендовать на больший вес в геополитике. В первую очередь Китай начал противиться поддержанию однополярной модели мира, он выступает за многополярность, и поэтому ему, волей-неволей, приходится сталкиваться с конфликтом интересов с США. Однако КНР умело выстраивает собственную линию поведения, которая, как обычно, ориентирована на отстаивание своих экономических и внутренних интересов. Китай напрямую не заявляет о претензиях на господство, но постепенно проводит свою «тихую» экспансию мира.

Принципы внешней политики

Китая заявляет, что его главной миссией является сохранение мира на всей земле и всяческая поддержка всеобщего развития. Страна всегда была сторонницей мирного сосуществования с соседями, и это является базовым принципом Поднебесной в выстраивании международных отношений. В 1982 году в стране был принят Устав, в котором зафиксированы основные принципы внешней политики Китая. Их всего 5:

Принцип взаимного уважения суверенитета и государственных границ;

Принцип ненападения;

Принцип невмешательства в дела других государств и недопущения вмешательства во внутреннюю политику собственной страны;

Принцип равноправия в отношениях;

Принцип мира со всеми государствами планеты.

Позже эти базовые постулаты были расшифрованы и скорректированы с учетом изменяющихся мировых условий, хотя суть их осталась неизменной. Современная внешнеполитическая стратегия предполагает, что Китай будет всячески способствовать развитию многополярного мира и стабильности международного сообщества.

Государство провозглашает принцип демократизма и уважает различия культур и право народов на самоопределение своего пути. Также Поднебесная выступает против всех форм терроризма и всячески способствует созданию справедливого экономического и политического миропорядка. Китай стремится к установлению дружеских и взаимовыгодных отношений со своими соседями по региону, а также со всеми странами планеты.

Эти базовые постулаты являются основой политики Китая, но в каждом отдельном регионе, в котором у страны есть геополитические интересы, они реализуются в конкретной стратегии построения взаимоотношений.

Китай и США: партнерство и противостояние

У взаимоотношений Китая и США долгая и непростая история. Эти страны долгое время находились в латентном конфликте, который был связан с противодействием Америки коммунистическому режиму Китая и с поддержкой Гоминьдана. Снижение напряженности начинается только в 70-х годах 20 века, дипломатические отношения между США и КНР установлены в 1979 году. Долгое время китайская армия была готова отстаивать территориальные интересы страны в случае нападения Америки, которая считала Поднебесную своим противником. В 2001 году госсекретарь США заявила, что считает Китай не противником, а конкурентом в экономических отношениях, что означало изменение политики. Америка не могла игнорировать бурный рост китайской экономики и наращивание его военной мощи. В 2009 году США даже предложили руководителю Поднебесной создать особый политико-экономический формат - G2, союз двух сверхдержав. Но Китай отказался. Он часто не согласен с политикой американцев и не желает брать на себя часть ответственности за нее. Между государствами постоянно растет объем торговли, Китай активно вкладывает средства в американские активы, все это только усиливает необходимость партнерских отношений в политике. Но США периодически пытается навязать Китаю свои сценарии поведения, на что руководство Поднебесной реагирует резким сопротивлением. Поэтому отношения между этими странами постоянно балансируют между противостоянием и партнерством. Китай говорит, что готов «дружить» с США, но ни в коем случае не допустит их вмешательства в свою политику. В частности, постоянным камнем преткновения является судьба острова Тайвань.

Китай и Япония: сложные соседские отношения

Взаимоотношения двух соседей часто сопровождались серьезными разногласиями и сильнейшим влиянием друг на друга. С истории этих государств есть несколько серьезных войн (7 века, конца 19 и середины 20 века), которые имели серьезные последствия. В 1937 году Япония напала на Китай. Ей оказывали серьезную поддержку Германия и Италия. значительно уступала японской, что позволило Стране восходящего солнца быстро захватить большие северные территории Поднебесной. И сегодня последствия той войны являются препятствием для установления более дружеских отношений между Китаем и Японией. Но эти два экономических гиганта сегодня слишком тесно связаны торговыми отношениями, чтобы позволить себе конфликтовать. Поэтому страны идут на постепенное сближение, хотя много противоречий остается неразрешенными. Например, Китай и Япония никак не придут к согласию по нескольким проблемным территориям, в том числе по Тайваню, что не позволяет странам сильно сблизиться. Но в 21 веке отношения между этими азиатскими экономическими гигантами сильно потеплели.

Китай и Россия: дружба и сотрудничество

Две огромные страны, расположенные на одном материке, просто не могут не пытаться строить дружеские отношения. История взаимодействия двух стран насчитывает уже более 4 столетий. За это время были разные периоды, плохие и хорошие, но прервать связь между государствами было невозможно, слишком тесно они переплелись. В 1927 году официальные были прерваны на несколько лет, но в конце 30-х годов связи начинают восстанавливаться. После Второй мировой войны к власти в Китае приходит коммунистический лидер Мао Цзэдун, начинается тесное сотрудничество между СССР и КНР. Но с приходом к власти в СССР Н. Хрущева отношения ухудшаются, и только благодаря большим дипломатическим усилиям их удается наладить. С перестройкой отношения России и Китая значительно теплеют, хотя между странами есть спорные вопросы. В конце 20 и начале 21 века Китай становится важнейшим стратегическим партнером для России. В это время усиливаются торговые связи, растет обмен технологиями, заключаются политические соглашения. Хотя Китай, как обычно, прежде всего блюдет свои интересы и неуклонно их отстаивает, и России порой приходится идти на уступки большому соседу. Но обе страны понимают значимость их партнерства, поэтому на сегодняшний день Россия и Китай - большие друзья, политические и экономические партнеры.

Китай и Индия: стратегическое партнерство

Эти две крупнейшие связывают более чем 2-тысячелетние отношения. Современный этап начался в конце 40-х годов 20 века, когда Индия признала КНР и установила с ней дипломатические контакты. Между государствами существуют пограничные споры, что мешает большему сближению государств. Однако экономические индийско-китайские отношения только улучшаются и расширяются, что влечет за собой и потепление политических контактов. Но Китай остается верен своей стратегии и не уступает в своих важнейших позициях, осуществляя тихую экспансию, в первую очередь на рынки Индии.

Китай и Южная Америка

Такая крупная держава, как Китай, имеет свои интересы по всему миру. Причем в поле влияния государства попадают не только ближайшие соседи или равные по уровню страны, но и сильно отдаленные регионы. Так, Китай, внешняя политика которого значительно отличается от поведения на международной арене других сверхдержав, уже много лет активно ищет точки соприкосновения со странами Южной Америки. Эти усилия достигают успеха. Верный своей политике Китай заключает со странами этого региона договоры о сотрудничестве и активно налаживает торговые связи. Китайский бизнес в Южной Америке связан со строительством дорог, электростанций, добычей нефти и газа, развивается партнерство в области космоса и автомобилестроения.

Китай и Африка

Такую же активную политику правительство Китая проводит и в странах Африки. КНР осуществляет серьезные инвестиции в развитие государств «черного» континента. Сегодня китайский капитал присутствует в добывающей, обрабатывающей, военной промышленности, в строительстве дорог и производственной инфраструктуры. Китай придерживается деидеологизированной политики, соблюдая свои принципы уважения других культур и партнерства. Эксперты отмечают, что китайские инвестиции в Африку сегодня уже столь серьезны, что меняют экономический и политический ландшафт этого региона. Влияние Европы и США на страны Африки постепенно снижается, и тем самым реализуется главная цель Китая - многополярность мира.

Китай и страны Азии

Китай, как азиатская страна, очень много внимания уделяет соседним государствам. При этом во внешней политике последовательно реализуются заявленные базовые принципы. Эксперты отмечают, что правительство Китая чрезвычайно заинтересовано в мирном и партнерском соседстве со всеми странами Азии. Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан - это зона особенного внимания Китая. В этом регионе существует немало проблем, которые обострились с распадом СССР, но Китай старается разрешить ситуацию в свою пользу. Серьезных успехов удалось достичь КНР в установлении отношений с Пакистаном. Страны совместно разрабатывают ядерную программу, что очень пугает США и Индию. Сегодня Китай ведет переговоры по совместному строительству нефтепровода для обеспечения Поднебесной этим ценным ресурсом.

Китай и Северная Корея

Важным стратегическим партнером Китая является ближайший сосед - КНДР. Руководство Поднебесной поддержало Северную Корею в войне в середине 20 века и всегда выражало готовность оказать помощь, в том числе и военную, при первой необходимости. Китай, внешняя политика которого всегда направлена на защиту своих интересов, ищет в лице Кореи надежного партнера по дальневосточному региону. Сегодня Китай является самым крупным торговым партнером КНДР, отношения стран складываются позитивно. Для обоих государств партнерские связи в регионе очень важны, поэтому у них есть прекрасные перспективы для сотрудничества.

Территориальные конфликты

Несмотря на все дипломатическое искусство, Китай, внешняя политика которого отличается тонкостью и хорошей продуманностью, не может решить всех международных проблем. У страны есть целый ряд спорных территорий, которые осложняют отношения с другими странами. Больной темой для Поднебесной является Тайвань. Уже более 50 лет руководство двух Китайских республик не может решить вопрос о суверенитете. Руководство острова все годы поддерживает правительство США, и это не позволяет решить конфликт. Еще одной нерешаемой проблемой является Тибет. Китай, граница которого определялась в 1950 году, после революции, считает, что Тибет входит в состав Поднебесной еще с 13 века. Но коренные тибетцы под предводительством Далай-ламы считают, что имеют право на суверенитет. Китай проводит жесткую политику по отношению к сепаратистам, и пока решение этой проблемы не предвидится. Есть территориальные споры у Китая и с Туркестаном, с Внутренней Монголией, Японией. Поднебесная очень ревностно относится к своим землям и не желает идти на уступки. В результате распада СССР Китай смог получить часть территорий Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана.

.

Внешнеэкономические связи КНР (геополитика)

Китай - социалистическая страна с плановой экономикой. Тем не менее иностранных инвесторов это не смущает. Политическая и экономическая системы КНР стабильны и приток ино­странных капиталов с каждым годом растет. С 1980 по 1998 гг. приток иностранных капиталов вырос почти в 4 раза. На сере­дину 1998 г . в Поднебесной числилось более 314,5 тыс. предпри­ятий с участием иностранного капитала. Контрактный объем инвестиций - 545, 37 млрд. долл. 6

Главными прямыми инвесторами в экономику Китая высту­пают Тайвань, Сянган, Аомэнь и Сингапур, т. е. страны, где больше всего проживает китайцев. Предприниматели Тайваня,

[Гонконга, Аомэня, Сингапура - главные инвесторы в экономику Китая. Их вклад составляет 60-80% суммы всех вкладов деловых кругов всех остальных стран мира.

В последние годы Тайвань превратился во второго после Гонконга инвестора в экономику КНР, а после включения Гонконга геополитическую систему Китая - в инвестора номер один.

Бурно растет китайский экспорт: примерно на 25-30% еже­годно. Если в 1979 г . во внешней торговле формировалось менее 10% ВНП страны, в 1993 - почти 36%, то в 1998 г . (на июль) - .более 45% 7 . В первом полугодии 1998 г . общий объем внешнего товарооборота КНР достиг 151,4 млрд. долл.: экспорт составил 87, а импорт - 64,4 млрд. долл. В связи с кризисом в Юго-Восточной Азии Китай активно осваивал рынки в Европе,- Аф­рике, Латинской Америке. Экспорт КНР в ЕС в 1998 г . возрос на 25,5:, в США - на 18,1%, в Африку - на 44,7%, Латинскую Америку - на 38,1% и т.д. 3

Китай, как и Япония, имеет в торговле с США положитель­ное сальдо (более 30 млрд. долл. в год) и по его размерам зани­мает второе место после Японии.

Любая геополитическая напряженность между Китаем и США будет способствовать усилению японо-китайских связей, усилению японского капитала АТР. Эта угроза способствует объединению стратегических интересов США и Китая. Кроме экономических интересов на сближение двух стран «работает» историческая память китайцев и американцев - память о пре­ступлениях японцев накануне и в годы Второй мировой войны.

Связи Японии и Китая стали завязываться в 60-е годы, во время «холодной» и особенно «горячей войны» между СССР и Китаем (бои на острове Даманском), Китаем и Вьетнамом. Япо­ния выступает преимущественно в качестве кредитора, и сейчас является главным торговым партнером Китая, который является чаще всего покупателем японской техники, технологии и товаров. Безусловно, Япония стремится сдержать наращивание ки­тайского технико-технологического и экспортного потенциала, не пуская соседа на традиционные рынки сбыта своей продук­ции. Обострились японо-китайские экономические, торговые отношения во второй половине 90-х годов конца XX в.: остров­ное государство испытывает депрессию, ежегодный прирост ВВП в Японии не превышает 2%, а китайская экономика, не­смотря на жесточайший финансово-экономический кризис в странах АТР, давала и дает прирост ВВП по 10-8% в год 9 .

Поэтому хотя КНР и Япония заинтересованы в развитии двусторонних экономических и торговых связей, но в то же вре­мя выступают как конкуренты на рынках стран АТР, АСЕАН, США, Африки, Европы и т.д.

Увеличивают продажу своих товаров в Китае Англия, Герма­ния, Франция и Италия. Но в последние годы они стали больше уделять внимания росту прямых капиталовложений в экономику этой страны.

Для отношений КНР со странами АСЕАН и «четырьмя ма­лыми драконами» характерны процессы конкуренции, притяже­ния и отталкивания. Тем не менее в отношениях с «малыми драконами» главной линией является становление экономиче­ской и производственной кооперации. В отношении стран АСЕАН превалирует конкуренция. Страны АСЕАН опасаются военной угрозы со стороны Китая. По оценкам западных спе­циалистов, на Тайване разработана долгосрочная программа, предусматривающая превращение его в азиатско-тихоокеанский региональный экономический центр, способный занять цен­тральное место в АТР и даже в мире. Тайвань намерены сделать операционной базой инвестиционной и предпринимательской деятельности местных и иностранных компаний. Кроме того он, по замыслу разработчиков программы, должен стать центром обрабатывающей промышленности, финансовой, телекоммуни­кационной и транспортной активности в АТР, т. е. превратиться в лидера в развитии региональной экономической интеграции 10 .

В Китае тоже имеется аналогичный план - «план Пудун». Он предполагает формирование в районе Шанхая гигантского (с охватом в 100 млн. человек) международного промышленного, финансового, торгового, транспортного и культурного центра, способного занять лидирующую роль в АТР 11 . На этом вопросе мы останавливаемся потому, что в XXI в, вероятнее всего про­изойдет объединение двух Китаев в один и тогда он превратится в: самую мощную финансово-экономическую империю.


480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Фэн Мин. Внешнеэкономические связи КНР на современном этапе: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14: Москва, 2004 212 c. РГБ ОД, 61:04-8/4579

Введение

Глава 1 Роль внешнеэкономических связей в развитии КНР 13-35 стр.

1.1. Теоретико-методологические аспекты формирования международного разделения труда 13-19 стр.

1.2. Внешнеэкономические связи КНР 19-28 стр.

1.3. Китайская экономическая теория как фактор отражения внешнеэкономической деятельности. 28-35 стр.

Глава 2 Внешнеторговые связи Китая 36-73 стр.

2.1. Значение внешней торговли в экономике Китая. Место Китая в мировой экономике. 36-54 стр.

2.2.Товарная структура экспорта и импорта Китая 55-67 стр.

2.3. Географические направления экспорта импорта. 68-74 стр.

Глава 3. Движение капитала, Экономическое и научно- техническое сотрудничество . 75-137 стр.

3.1. Международные инвестиции и технологический трансферт 75-98 стр.

3.2. Кредиты и займы. Внешняя задолженность и обслуживание внешнего долга. 99-114 стр.

3.3. Вывоз капитала из КНР 115-122 стр.

3.4. Рынок ценных бумаг в Китае 123-137 стр.

Глава 4 Методы регулирования внешнеэкономических связей. Торговый и инвестиционный режимы 138-190 стр.

4.1. Правовое регулирование потока инвестиций китайским правительством. 138-150 стр.

4.2. Налоговая политика Китая. 150-161 стр.

4.3. Структурная политика как фактор формирования народнохозяйственных пропорций 161-178 стр.

4.4. Реформа управления системой внешней торговли КНР и стимулирование динамики ее развития 178-190 стр.

Выводы 191-200 стр.

Литература 201-212 стр.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Начиная экономические реформы, правительство КНР ставило перед собой задачу создания конкурентоспособной экономической системы. Для решения данной проблемы создавались внешнеэкономические связи с другими государствами, интересы которых позволяли Китаю развивать собственную экономику. Основными территориями, на которых концентрировались промышленные структуры, интегрировавшиеся в мировую экономику, были экономические зоны, на которых создавались выгодные для иностранных партнеров условия деятельности.

Данная политика дала положительный эффект. Данный опыт необходим для всех стран. Идею интеграции национальной экономики в мировую Китай взял из наследия западной экономической науки. Создание в Исландии первой экономической зоны «Шеннон» позволили привлечь инвестиционный капитал и за счет увеличения объемов экспорта, налогов, таможенных сборов, финансировать строительство предприятий во внутренней территории страны.

Развитие мирового хозяйства последних лет показывает, что внешнеэкономическая деятельность из дополнительного и стимулирующего фактора все более превращается в один из основных факторов экономического развития. Со времени второй мировой войны, когда начала строится мировая экономика как система открытых национальных хозяйственных структур, мировое сообщество прошло относительно долгий путь развития. Данный период характеризовался практическим созданием мировой экономики, путем договорного процесса, а так же теоретическим осмыслением полученного опыта.

Следует отметить, что мировая система формировалась на основе правительственных договоров, что особо выделяет роль государства в

формировании и в функционировании экономической системы.

Одновременно шел процесс развития национальной экономической
Л базы, что требовало научного анализа факторов влияющих на

функционирование национальной экономической системы, а самое главное определить место экономической системы страны в структуре мировых экономических отношений. Среди исследователей данной проблемы можно выделить: Авакова P.M., Булатова А.С., Давыдова О.Д., Долгова СИ., Киреева А., Кретова И.И., Нуховича Э.С., Овчинникова К.П., Рожкова К.Л., Рыбалкина В.Е., Семенова К.А., Симонию Н.А., Смитиенко Б.М., Сутырину С.Ф., Фаминского М., Фишер Г., Харламову В.Н., Щербинина Ю.А., Эскиндарова М.Л. и др.

Российские авторы рассматривают мировую экономическую теорию,
заимствуя многое из мирового наследия. Основные постулаты российской
экономической теории исходят из унаследованной политэкономии
социализма и заимствованной теории монетаризма, к синтезу которых
Россия вовсе не была готова. Современная российская экономическая
.* мысль мало уделяет внимания роли государства в развитии экономики.

Мало анализируется и привлекается опыт КНР.

Среди китайских ученых следует выделить Дэн Хонсюнь, Сюй Цзоше, Цай Женьцюнь, Сюй Цзыцэ, Лю Сюань, Лю Гогуан, Лю Цзуньсю, Пэн Нэйтянь, Сун Тао, Сунь Жу, У Дакунь, У Чжэнькуй, Чэнь Сяосин, Хо Чжэньцинь, Чэн Сюшэн и др. Китайские ученые внесли большой вклад в развитие экономической теории Китая и всего мира. Основные положения китайской экономической теории касаются развития национальной экономики и интеграции ее в мировую экономическую систему

Среди западных теоретиков экономической науки мы выделили:

* Бруннера К., Джонсона И., Кейнса Дж., Леонтьева В., Мельтцера А.,

Ниханса Ю., Осборна Д., Риттера Л., Робертса У., Фридмена М., Харриса

Л., Хикса Дж.Р., Шварца А. Причина такого состава западных ученых

выделенных нами заключается в усилении внимания европейских и

американских ученых роли денег в действующей экономической системе.

4 Деньги как инвестиции, кредиты позволяют использовать имеющиеся

4 факторы производства для создания конкурентного продукта. Инвестиции

здесь являются катализатором развития экономики.

Исследованием важной роли инвестиций занимались и китайские ученые, но данный вопрос их интересовал с точки зрения собственности и ее статуса в национальной экономике. Результатом данных исследований явилась государственная политика, регулирующая и направляющая поток иностранных инвестиций.

На фоне общей интеграции национальной экономической деятельности в мировом хозяйстве Китай, долгое время проводивший политику замкнутости в области внешних связей. В конце 70-х годов Китай вынужден был вступить на путь реформ. Важной и неотъемлемой частью курса на проведение глубоких экономических реформ является разработка стратегии на всестороннее развитие внешнеэкономических

* связей, постепенное включение национального хозяйства КНР в мировую
экономику. Суть этой политики заключается в максимальном
использовании возможностей экономических и научно-технических связей
с зарубежными странами для структурной перестройки экономики,
интенсификации производства, внедрения эффективных форм управления
и организации, совершенствования общественных отношений в Китае.

Степень разработанности темы. Анализ данной проблемы незавершен. Процесс развития внешнеэкономической деятельности в Китае продолжается. В ходе дальнейших преобразований в Китае предстоит скорректировать темпы экономического развития, особенно

сейчас во время нарастающего экономического спада уже охватившего
США и Японию. Анализ опыта проведения реформы в КНР показывает,
что переход к открытой экономике и создание внешнеэкономических

связей является мощным стимулом для решения актуальных народнохозяйственных задач, расширения участия страны в международном разделении труда, международной торговле. Китай совершает в настоящее время мощный экономический рывок. В течение уже нескольких лет по темпам роста он является лидером даже в таком динамично развивающемся регионе, как Азиатско-тихоокеанский регион (АТР), где в 1992-1996 гг. средний годовой прирост ВВП составил 12, 1%."

Внешнеэкономическая политика Китая реализуется в многообразных формах. Диверсификация форм дает возможность полнее учитывать конкретные местные условия и позволяет получить специализированный инструментарий для решения определенных приоритетных задач.

Вступление Китая в ВТО явилось дальнейшим развитием политики внешнеэкономических связей. КНР вступила в ВТО не для вывода своей экономики из кризиса, как это стремиться сделать Россия, а для развития национальной экономики и влияния на мировые экономические тенденции.

Изучение опыта внешнеэкономической деятельности накопленный Китаем имеет теоретический и практический аспекты.

В теоретическом плане рассмотрение китайского опыта связано с перспективной и еще далеко не полностью разработанной в экономической науке проблемой места и роли внешнеэкономических связей в преодолении слабо развитости и ускорении экономического роста китайской экономики.

В практическом плане актуальным представляется изучение Китая для решения ряда правовых, экономических и социальных проблем в интересах оптимальной перестройки внешнеэкономического механизма России и использования Китая как перспективного партнера по широкомасштабному инвестиционному сотрудничеству с Россией и

1 Из доклада Ген. сек. КПК Цзян Цзэминь на Всекитайском съезде КПК в 12.09.1997г.

выявления наиболее перспективных направлений и форм сотрудничества.

Опыт китайской внешнеэкономической деятельности особенно
"" актуален для России еще и потому, что перед Россией также стоят

подобные проблемы. Концепция внешнеэкономической деятельности в этой связи должна быть не абстрактной, а по возможности конкретной. В известной степени можно говорить о том, что для каждого направления внешнеэкономической деятельности необходима своя концепция, увязывающая стратегию развития страны с геополитической ситуацией в мире. Об этом убедительно свидетельствует китайский опыт внешнеэкономической деятельности, и конкретно действия выраженного в развитии внешнеэкономической деятельности проявленного в создании условий для такой деятельности в частности создания СЭЗ, освоение западной части Китая.

Цель и задачи исследования Главная цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать внешнеэкономическую деятельность Китая как важнейшую составную часть преобразований национальной

* экономической системы, а также использования в качестве модели для
привлечения иностранных инвестиций и современных технологий.

В связи с поставленной целью выдвинуты следующие задачи:

проанализировать внешнеэкономические факторы,

способствующие развитию национальной экономики на примере Китая;

Исследовать роль внешнеэкономических связей в развитии КНР;

Рассмотреть теоретико-методологические аспекты формирования
международного разделения труда, способствующие развитию
национальной экономики при избытке одного из факторов;

Исследовать внешнеэкономические связи КНР, их направленность и

влияние на экономику Китая;

определить степень разработанности теории и практики внешнеэкономической деятельности как части национальной

экономической теории, как модели практической деятельности;

Рассмотреть влияние внешнеторговых связей Китая на процесс
4 увеличения инвестиционного потенциала страны;

Проанализировать значение внешней торговли для развития
экономики Китая.

рассмотреть географическую направленность экспортно-импортных операций Китая.

исследовать процесс международных инвестиций и технологического трансферта

выделить направления и способы привлечения кредитов и займов;

определить возрастание вывоза капитала из КНР;

рассмотреть рынок ценных бумаг в Китае;

Проанализировать методы правового регулирования потока
инвестиций китайским правительством;

Исследовать элементы налоговой политики Китая.

выделить факторы структурной политики как средства
« формирования народнохозяйственных пропорций

Объектом исследования является организация китайским правительством внешнеэкономической деятельности для развития национальной экономики.

Предметом исследования данной работы являются конкретные аспекты внешнеэкономических связей, как инвестиции, торговля, регулирование инвестиционной и экономической деятельности, организуемые китайским правительством для развития национальной экономики.

Теоретической и методологической основой диссертационного

* исследования послужили труды китайских, русских и европейских ученых,

посвященные проблеме внешнеэкономических связей, а также научные

публикации, в которых рассматриваются проблемы экономического

развития страны за счет использования внешнеэкономических связей в условиях становления рыночных отношений и формирования мировой экономики, а основные положения материалов научных конференций и симпозиумов, публикации международных организаций и современной экономической теории. Решение поставленных задач потребовало использования разнообразных методов исследования: статистического, сравнительно-географического, факторного и типологического анализа.

Автор внимательно изучил труды таких ведущих российских ученых, как Авдокушин Е.Ф., Васильев Л.Н., Манежев С.А., Новоселов Л.В., Пивоваров Э.П. и Овчинников С.Г., а также работы таких китайских экономистов, как Лю Гогуан, Пэн Нэйтянь, Сюй Цзыцэ, У Дакунь и Хо Чэньцинь.

Научно-информационной базой диссертационной работы послужили теоретические труды, статьи по государственной политике регулирования экономических процессов: инвестиций, развития предпринимательства, взимания налогов, таможенного регулирования, экономические статистические сборники, периодические издания, материалы научно -практических конференций по проблемам управления экономическим развитием, материалы по экономической реформе правительственных органов Китая, статистические материалы китайских, российских и международных экономических организаций, материалы научных экономических конференций и дискуссий. В диссертации также широко использованы законодательные акты КНР, материалы съездов КПК и Пленумов ЦК КПК.

Научная новизна исследования состоит в обобщении подходов формирования эффективного организационно-экономического механизма управления внешнеэкономической деятельностью в процессе формирования национальной экономики, комплексном анализе внешнеэкономической деятельности на современном этапе реформ в

Китае, выявлении закономерностей и наиболее острых проблем, вовлечении в российский научный оборот позиций китайских ученых по этому вопросу.

Основные научные результаты, выносимые на защиту и определяющие новизну исследования, заключаются в следующем:

Проанализирована особая роль государства как гаранта
стабильности и успеха в инвестиционной сфере на современном этапе,
разработанной государством системы льгот и поощрений способствующих
увеличению притока инвестиций, влияние вступления Китая в ВТО на
трансформацию внешнеэкономических связей КНР, на возможность
интегрироваться в мировую экономику.

выявлено, что вовлечение во внешнеэкономическую деятельность приморских районов способствовало благополучному развитию близлежащих и внутренних районов страны, продукция которых с середины 90-х годов становятся вполне конкурентоспособной на международном рынке. Эта продукция экспортируются через СЭЗ, где созданы прочные торгово-экономические отношения со многими странами.

показано, что именно благодаря преимущественному развитию внешнеэкономической деятельности начался прогресс в развитии экономики страны, в результате чего в конце 90-х годов Китай занял прочную позицию в мировом хозяйстве.

доказано, что вступление Китая в ВТО позволило увеличить экспорт в развитые страны и, что до вступления в ВТО Китая использование протекционистских методов помогло ему сформировать высокоразвитую экономическую систему.

доказано, что вступление КНР в ВТО позволит ему полностью интегрироваться в международную систему разделения труда.

Практическая значимость работы определяется возможностью

использования полученных результатов и выводов при разработке концепции региональной политики занятости на современном этапе рыночных преобразований, подготовке государственной и провинциальной программ содействия занятости населения и создания рабочих мест, а также отдельных разделов программ социально -экономического развития Китая.

Комплексное исследование внешнеэкономической деятельности
Китая представляет собой не только теоретический, но и практический
интерес. Анализ накопленного опыта формирования

внешнеэкономической деятельности, комплексного использования экономических, юридических и налоговых мер для привлечения и эффективного использования иностранного капитала, учет ошибок, допущенных в ходе экономических преобразований, может принести пользу для разработки стратегии внешнеэкономической деятельности в России.

Содержащийся в диссертации многообразный фактический материал и сделанные на его основе обобщения и выводы могут быть использованы научными институтами соответствующего профиля при выработке планов, программ и рекомендаций, касающихся развития и углубления экономического сотрудничества между Китаем и Россией, а также внешнеторговыми организациями и предприятиями, заинтересованными в налаживании партнерских отношений с предприятиями КНР.

Теоретико-методологические аспекты формирования международного разделения труда

Мировая экономическая система проявляется в функционировании системы международной торговли, финансовых и кредитных операциях, предоставлении услуг. Вместе с развитием экономики развивалась экономическая теория, анализирующая и постулирующая этапы мирового экономического развития. Теоретически анализ складывающейся системы международного разделения труда начал А.Смит. В научной литературе его подход получил название принципа абсолютного преимущества.

Адам Смит поставил вопрос о рационализации международной торговли. В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), он предположил, что для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке.

Абсолютное преимущество достигается государством, в котором данный продукт имеется в изобилии или есть высокая квалификация ремесленников его производящих. С учетом абсолютного преимущества строились торговые отношения между государствами2.

Д.Рикардо, отметив специфику международных экономических отношений, в своей работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1819), создал модель, в которой показал, что развитие национальной экономики, в связи с выходом ее на мировой рынок, связано с наличием у нее возможности предоставления товара того же качества по более низкой цене чем у конкурентов. Д.Рикардо сформулировал закон сравнительного преимущества: страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров)3.

По мнению, Д.Рикардо торговля в данной системе повлияет на относительные цены товаров и вместо двух различных цен замкнутых рынков постепенно установится единая мировая цена. Так Д.Рикардо установил, что мировая торговля ведет к специализации в национальной экономике, развитию «сравнительного преимущества» в производстве товаров, увеличению выпуска продукции, а также к росту мирового потребления. Д.Рикардо вывел закон мирового разделения труда, основанного на сравнительном преимуществе и который включает в себя: приобретенные и естественные преимущества.

В конце XIX в. - начале XX в. шведские экономисты Эли Хекшер и Бертиль Олин попытались объяснить причины международной торговли продукцией обрабатывающей промышленности. Основные положения новой теории были сформулированы Э. Хекшером в 1919 г. В 20-е и 30-е гг. эти положения были обобщены и развиты его учеником Б.Олином.4

В соответствии с данной теорией страны экспортируют те товары, в производстве которых в основном используется избыточный фактор. По принятой в экономической теории классификации существует три основных фактора: труд, капитал и земля. Однако теория Хекшера - Олина является двухфакторной, так как в ней сравниваются только два фактора из трех труд и капитал. Таким образом, одни товары являются трудоемкими, а другие - капиталоемкими. Различные страны в разной степени наделены трудом и капиталом. Следовательно, в стране, где трудовых ресурсов много, а капитала недостаточно, труд будет сравнительно дешевым, а капитал - дорогим, и, наоборот, в стране, где трудовых ресурсов мало, а капитал имеется в достаточном количестве, труд будет дорогим, а капитал - дешевым. Каждая из этих стран будет экспортировать те товары, которые сравнительно дешевле произвести, используя в большей степени «дешевый фактор производства». Данная теория несколько упростила создание системы МРТ и более всего она свойственна мировой системе сегодня, когда сформировались два центра капитала и труда. Но данное положение вещей не стабильно в силу зависимости капитала от производства. Никому не нужен капитал если нечего покупать и продавать. Поэтому капитал будет перетекать в центр труда меняя место нахождения и увеличивая риск владельцев в период экономического кризиса или краха.

В 1954 г. была опубликована статья Василия Леонтьева, в которой была сделана попытка проверить теорию Хекшера - Олина на основе расчета полных затрат труда и капитала на экспорт и импорт США, которые в то время считались капиталоизбыточной страной. Предполагалось, что США экспортируют капиталоемкие товары, а импортируют - трудоемкие. В результате исследования оказалось, что относительный избыток капитала в США не отражается на американской внешней торговле. США экспортировали более трудоемкую и менее капиталоемкую продукцию, чем импортировали. Данный феномен получил название «парадокс Леонтьева». В.Леонтьев предположил, что в любой комбинации с данным количеством капитала 1 человеко-год американского труда эквивалентен 3 человеко-годам иностранного труда, т. е. большая производительность американского труда обусловлена более высокой квалификацией американских рабочих.

Таким образом, относительное изобилие профессионального персонала и высококвалифицированной рабочей силы ведет к экспорту товаров, для изготовления которых необходим квалифицированный труд. Соответственно участие в МРТ страны зависело от импорта. Изобилие неквалифицированной рабочей силы способствует экспорту товаров, для производства которых высокая квалификация не требуется.

Поскольку квалификация увеличивает производительность труда, то возрастая, она уравнивает избыточность капитала и вызывает рост фактора земли и ее недр в экономической деятельности. Такая ситуация приводит к росту инвестиций в добычу полезных ископаемых, сырья и в интенсификацию использования земли.

Во взаимосвязи с экономической деятельностью, в общем, и внешнеэкономической в частности следует учитывать возможное влияние избыточности одного из факторов: земли, труда и капитала, на развитие экономической деятельности. Данную проблему исследовал Рыбчинский.5 Результат его исследования был назван как теорема Рыбчинского. Рост предложения одного из факторов производства при постоянстве прочих переменных приведет к росту выпуска товара, производимого при интенсивном использовании этого фактора, и к сокращению выпуска других товаров.

Значение внешней торговли в экономике Китая. Место Китая в мировой экономике

Основным элементом внешнеэкономических связей КНР была и остается внешняя торговля - важнейший инструмент поддержания экономического макробаланса страны. Велика ее роль в привлечении передовой техники и технологии из-за рубежа для поддержки национальных производственных мощностей, удовлетворения внутренних потребностей, увеличения занятости населения, пополнения вапютно-финансовых доходов государства, По оценкам китайских специалистов, к началу 1990-х годов товарный экспорт давал до 85 % совокупных валютных поступлений государства (экспорт+инвестиции), а каждые 100 млн. ю. экспортной продукции промышленности приносили в госбюджет в виде налогов 35 млн. ю. После длительного периода экономического развития, характеризовавшегося ориентацией на внутренний рынок, когда экспортировалась малая часть национального продукта и ввозилось небольшое количество товаров для удовлетворения внутренних потребностей, 1980-90-е годы ознаменовались началом крупномасштабных экономических реформ, переориентацией страны на мировую экономику, что выразилось в быстром росте внешней торговли (в среднем около 14 % ежегодно) и экспортной квоты (доли экспорта в ВВП), закупках передовой техники и технологии и т.д. Объем внешней торговли вырос за эти годы в 14 раз, в том числе экспорт - в 15,5 раз, импорт - в 12,7 раза (см.табл.2).14

Анализ изменений условий торговли и валютной отдачи экспорта за годы реформ позволяет сделать вывод о том, что быстрый рост внешней торговли КНР во многом обеспечивался за счет закупок экспортных товаров на внутреннем рынке по завышенным ценам и их сбыта на внешних - по заниженным. Таким образом, ввиду широкой практики государственных дотаций к экспортным ценам при отсутствии рыночного ценообразования и превышении спроса над предложением на внутреннем рынке внешняя торговля на уровне фирм и объединений была убыточна. Однако на уровне национальной экономики ситуация была прямо противоположной. Это достигалось достаточно эффективным использованием закупаемой техники и технологии.

Рост торговли, несмотря на высокие средние показатели, шел неравномерно. На период осуществления реформенных мероприятий приходился значительный рост объемов экспорта и особенно импорта. Это было характерно для начального этапа (конец 1970-х - начало 1980-х годов), в ходе углубления экономических преобразований (середина 1980-х годов) и особенно во время последнего периода (первая половина 1990-х годов), ставшего качественно новым «прорывом» в развитии реформ. и открытости15.

Периоды бурного развития внешней торговли чередовались с периодами явного снижения темпов ее роста, а порой и абсолютного сокращения. Такая ситуация отражала проводимую руководством политику «притормаживания» реформы внешней торговли, проводившуюся в 1982-1983 гг., и политику общего «урегулирования» народного хозяйства в 1989-1990 гг. Так, в 1989 г. рост экспорта уменьшился наполовину, а импорт в 1990 г. даже сократился в абсолютном выражении. Соответственно уменьшился рост внешнеторгового оборота, темпы его прироста составили 8,7 проц. в 1989 г. и 3,4 проц. в 1990 г. (см.табл.2).

Данные изменения в конце 1980-х годов были вызваны как санкциями Запада в отношении Китая после тяньаньмыньских событий (они отразились, прежде всего, на китайском экспорте), так и политикой китайского руководства по урегулированию внешней торговли в сторону расширения экспорта и особенно рационализации импорта. При этом главным в политике регулирования внешнеторгового баланса, по мнению китайских экономистов, является не ограничение импорта, а поддержание незначительного положительного сальдо торгового баланса при высоких показателях, как экспорта, так и импорта 1б.

Однако, хотя экспорт за 1980-90-е годы в среднем рос быстрее импорта, на протяжении большей части рассматриваемого периода (конец 1970-х - середина 1980-х годов) наблюдалось отрицательное сальдо внешнеторгового баланса. Так, его «рекордный» уровень достиг в 1985 г. 15 млрд. долл. Такое стало возможным в результате обвального роста импорта по заказам предприятий, активизировавших свою деятельность по мере углубления реформы внешней торговли. Сказалась и неблагоприятная экономическая конъюнктура, в частности, снижение цен на нефть. Китайские специалисты не драматизировали такую ситуацию, считая, что сохранение отрицательного торгового сальдо достаточно характерно на первоначальном этапе для НИС, импортировавших в массовом масштабе технику, технологию и оборудование для нужд развития национальной экономики.

Внешнюю торговлю удалось сбалансировать лишь к началу 1990-х годов: в 1990 г. впервые за предыдущие семь лет торговый баланс был сведен положительно, и в целом за годы восьмой пятилетки (1991-1995 гг.) после пятнадцатилетнего перерыва было достигнуто положительное сальдо. Это стало возможным в результате восстановления роста экспорта, ослабления, а затем и фактической отмены западных санкций. Импорт, в свою очередь, благодаря снятию многих ограничений и благоприятной внутренней экономической конъюнктуре, хотя и превышал в первые годы рост экспорта, однако в абсолютном выражении уступал ему.

Международные инвестиции и технологический трансферт

Для Китая привлечение иностранного капитала стало в период реформ одной из основных форм осуществления открытой внешнеэкономической политики Китая.

Ли Вэй и Цао Лю указывают, что зарубежный капитал инвестируется в китайскую экономику в следующих формах: внешних займов, прямых вложений зарубежных инвесторов и другого рода зарубежных инвестиций.34 Внешние займы - это главным образом кредиты иностранных правительств и международных финансовых организаций, экспортные кредиты иностранных банков и кредиты зарубежных коммерческих банков, а также иностранные средства, аккумулируемые путем распространения облигаций и акций на международном рынке. Прямые капиталовложения производятся зарубежными инвесторами преимущественно для создания предприятий с целью использования предоставляемых правительством КНР условий экономической деятельности для получения максимальной прибыли или получения конкурентного преимущества. Другие виды иностранных инвестиций осуществляются путем международной аренды, компенсационной торговли, обработки и сборки, банковских кредитов, портфельных вложений.

В начале 1999 года был опубликован доклад Лозанского Международного Института Развития и Менеджмента, в котором китайские наука и техника по итогам 1998 года уверенно заняли 13 место в мире. Беспрецедентный скачок с 20 места в 1997 году еще раз доказал, что Китай уверенно идет вперед по пути реформ научно-технической и промышленных отраслей.

Широкое развитие международных инвестиций связано с тем, что они дают возможность получать более высокое качество - большую доходность и/или меньший риск (это обязательное условие инвестиций) по сравнению с чисто национальными инвестициями. Инвестор при возможности получить больший доход соизмеряет риск прямых инвестиций с инвестициями в ценные бумаги на рынке ценных бумаг. В следствии наличия выбора в направлении и видов инвестиций государство заинтересованное в привлечении капиталов должно создать более благоприятные условия для вложений финансовых ресурсов в экономику страны.

При анализе международных инвестиций и инвестиционной политики следует выделить направления инвестиций, разные поведенческие аспекты инвестиционной политики, государственную инвестиционную политику в т.ч. государственную гарантию инвестиций. Исследователи классифицируют инвестиции на две группы: портфельные и прямые. Для сдерживания оттока капитала при неблагоприятных условиях деятельности, при изменении доходности или повышения уровня риска, инвесторам создаются условия для диверсификации портфеля инвестиций.

Сегодня в КНР инвестор может: во-первых, сформировать портфель из ценных бумаг национальных корпораций, номинированных в национальной денежной единице или международной валюте. К ним относятся ценные бумаги государства, региональных и местных органов власти, национальных акционерных обществ, а также банковские депозиты в национальной и международной валюте. Преимущества такого подхода к формированию портфеля инвестиций дают: - возможность получить достаточно полную информацию об эмитентах и вести собственную статистику фондового и денежного рынков; - исключить риск колебаний обменного курса и избежать дополнительных издержек, связанных с инвестированием за границей; - обеспечить налоговые и иные преимущества для инвесторов резидентов по сравнению с инвесторами-нерезидентами.

В то же время такой подход не позволяет диверсифицировать инвестиции с целью снижения риска при падении доходности национальных фондового и денежного рынков, а также получить более высокую доходность по сравнению с доходностью национальных рынков. Кроме того, в настоящее время практически каждый национальный рынок вследствие присутствия на нем иностранных инвесторов неизбежно становится частью мирового рынка инвестиций со всеми вытекающими положительными и отрицательными последствиями. Инвесторы, ориентирующиеся только на национальный рынок, должны учитывать его подверженность факторам, влияющим на состояние рынка международных инвестиций в целом, и не могут быть полностью гарантированы от временного падения курса национальных ценных бумаг, не связанного с внутренней экономической и политической ситуацией, а вызванного исключительно внешними факторами.

Во-вторых, в портфель инвестиций можно включить ценные бумаги иностранных эмитентов, номинированных в национальной валюте и обращаемые на национальном рынке.35

Преимуществом включения таких инструментов в портфель инвестора является возможность получения более высокого качества инвестиций в случае более высокой доходности или более низкого риска таких ценных бумаг.

В-третьих, в портфель инвестиций можно включить инструменты, обращающиеся на национальных фондовом и денежном рынках, но номинированные в иностранной валюте.

Преимуществами включения в портфель инвестиций таких активов являются: - возможность получения дополнительного дохода при росте курса иностранной валюты; - снижение общего риска инвестиционного портфеля при падении рынка ценных бумаг национальных эмитентов или падении курса национальной валюты.36

Данные инвестиции связаны, однако, с дополнительным риском вследствие возможного введения административных ограничений на операции с иностранной валютой или падения курса валюты инвестиций по отношению, как к национальной валюте, так и к другим иностранным валютам.

И еще один момент можно сформировать портфель международных инвестиций, включающий как ценные бумаги национального рынка, так и ценные бумаги, торгуемые на международном рынке, охватывающем другие национальные рынки и еврорынок.

Для привлечение капиталов Китай уделяет большое внимание зарубежной эмиссии ценных бумаг, включая акции китайских предприятий.

Размещение акций на международных фондовых рынках играет важную роль в привлечении иностранного капитала, сближении с мировыми стандартами, как хозяйственного механизма компаний-эмитентов, так и всего фондового рынка КНР. Китайские корпорации практикуют косвенное и прямое привлечение портфельных иностранных инвестиций.

Правовое регулирование потока инвестиций китайским правительством

Для определения концепции привлечения иностранных инвестиций следует определить причины привлекательности территории или страны для инвестирования. Что же привлекает иностранных инвесторов в СЭЗ Китая?

Во-первых, определенные гарантии инвесторам нормальных условий деятельности в пределах административно обособленных и самоуправляемых регионов, в том числе обеспечение общественного порядка, безопасности имущества и жизни иностранных граждан, создание нормальных условий труда и жизни работников предприятий с участием иностранного капитала.

Во-вторых, организация современной инфраструктуры, необходимой для успешного предпринимательства - средства связи, транспорт, отели и жилье, система общественного питания, места проведения досуга и т.д. -при активном (в т.ч. и финансовом) участии китайского правительства и местных властей.

В-третьих, налоговые льготы и налоговые каникулы, на специальных экономических территориях для всех предприятий налог с прибыли составляет 15% (вместо 30% по стране) и другие налоговые льготы.

В-четвертых, иностранные инвесторы получают доступ к более дешевым, чем в промышленно развитых странах воспроизводственным ресурсам. Китай богат разнообразными полезными ископаемыми, имеет развитую горнодобывающую промышленность, мощный энергетический потенциал.

Заработная плата китайских рабочих и уровень жизни населения в несколько раз ниже, чем в развитых странах. Это позволяет нанимать работников на выгодных для зарубежного инвестора условиях, что существенно снижает издержки производства в экономических зонах по сравнению со среднемировыми. Проблемой остается низкая квалификация рабочих. Поэтому зарубежные инвесторы начинали с "отверточных" технологий, постепенно повышая долю узлов и деталей, производимых в КНР.

В-пятых, в Китае введен упрощенный визовый режим для иностранных граждан, что облегчает международные контакты. Импорт оборудования, комплектующих, сырья и материалов, транспортных средств для предприятий с иностранными инвестициями через СЭЗ Китая полностью освобождается от таможенных пошлин.

В-шестых, зарубежные инвесторы получают возможность приблизить свое производство к чрезвычайно емкому внутреннему рынку КНР при этом экономится время, уменьшаются издержки транспортировки и хранения продукции.

В Китае действует законодательство об иностранных инвестициях, которое с точки зрения потенциальных вкладчиков капитала не уступает, а в чем-то и превосходит законодательство других стран, в том числе развивающихся. Речь идет, прежде всего, о перечне и размерах экономических, финансовых и иных льгот.

Подобные преимущества китайского инвестиционного законодательства отмечались рядом специалистов, и, в частности, экспертами Всемирного банка. При этом важно отметить две особенности китайского законодательства - его гибкость и постоянное совершенствование.

Согласно законодательству Китая, возможно создание в стране предприятий с участием иностранного капитала в форме совместных, полностью иностранных, а также кооперационных, (в последнем случае заключение контракта с иностранным инвестором не предполагает единого юридического лица.

В отношении специальных экономических зон действует гибкий налоговый, таможенный и валютный режим. Система льгот для иностранных инвесторов включает:

Налоговые льготы, анализ которых мы проведем в следующем параграфе, посвященном проблеме налогообложения.

Льготы в землепользовании. Плата за землю в Китае устанавливается на более льготных условиях. Например, в Шэньчжэне она составляет 1,0-1,6 юаня за м в год. Для зарубежных китайцев введено освобождение от платы за землю в течение первых пяти лет работы предприятия и 50%-я скидка в течение последующих пяти лет. В Шаньтоу ставки платы за землю варьируются от 0,4 до 1,4 юаня за м2 с 50%-й скидкой для предприятий экспортной ориентации или предприятий, использующих передовую технологию. В Сямэне плата за 1 м земли устанавливается, дифференцировано в зависимости от характера предприятия: для промышленности, транспорта и ресторанов - 7-14 юаней; административных зданий - 2-6 юаней; зон отдыха - 0,2-1,0 юаня; туристских объектов - 6-14 юаней.

Арендная плата за готовые производственные помещения для предприятий с участием иностранного капитала в СЭЗ обычно составляет 15-20 американских долл. за м2 в год.

По закону КНР государство сохраняет за собой собственность на землю при организации предприятий, как правило, она передается совместным предприятиям в аренду на срок от 30 до 70 лет. Вместе с тем в последние годы довольно широкое распространение получила такая практика, как продажа прав землепользования иностранным предпринимателям. Пуская в продажу право на землепользование, руководство зон определяет предназначение использования земли, которое не может быть изменено иностранными арендаторами без согласования.

Сопоставляя правовые нормы регулирования привлечения и использования иностранных инвестиций с китайскими аналогичными нормами, можно и следует проанализировать и выделить некоторые особенности законодательства КНР в рассматриваемой области.

В области договорно-правовых гарантий в КНР опубликованы «Закон о смешанных предприятиях с использованием китайских и иностранных капиталовложении» от июля 1979 г., Закон «Об иностранных предприятиях» от 2 апреля 1984 г. Закон «О китайско-иностранных кооперативных, хозяйственных предприятиях» от 13 апреля 1988 г., «Закон о маркировке», «Закон о патентоведении» и другие и соответствующие инструкции об их применении. Таким образом, создана более совершенная законодательная база для иностранных инвестиций. Кроме того, КНР вступила в Мировую организацию патента и изобретения, а также присоединилась к Парижскому договору о защите промышленных прав. В ближайшее время КНР оформит свое членство в ВТО.

После провозглашения в Китае в конце 1970-х гг. политики открытости был осуществлен переход от практически полной изоляции страны к высокой степени ее вовлеченности в мирохозяйсгвенные связи. Внешняя торговля стала одним из главных источников экономического роста в годы реформ. Темпы прироста внешнеторгового оборота КНР в последние тридцать лет значительно превышали темпы прироста внутреннего производства и были выше среднемировых показателей. Получение более широкого доступа к зарубежным рынкам в результате присоединения Китая в конце 2001 г. к ВТО вывело его на позиции крупнейшей торговой державы (1-е место в мировой торговле товарами с 2012 г.).

В 2014 г. доля Китая в мировом товарообороте составила 11,3% (12,4% - в мировом экспорте по сравнению с 3,9% до вступления в ВТО). Общий объем внешней торговли товарами в 2013 г. достиг рекордной отметки в 4,16 трлн долл. (рис. 3.2), а в 2014 г. превысил 4,3 трлн долл. По оценкам Всемирного банка, доля Китая в ближайшие годы в мировой торговле возрастет до 14%.

Рис. 3.2.

Экспорт, - импорт

За годы реформ значительно увеличилась зависимость экономики от внешней торговли. Доля экспорта и импорта товаров, а также услуг в ВВП за период с 1978 г. выросла более чем в шесть раз и составила в 2008 г. 62% по сравнению с менее 10% в 1978 г. Степень открытости китайской экономики значительно выше, чем у других крупных развивающихся стран, таких как Бразилия и Индия.

Товарная структура экспорта КНР становится более сложной и совершенной. Если в первой половине 1980-х гг. в экспорте преобладала первичная продукция (сельскохозяйственная продукция, нефть, минералы), с середины 1980-х гг. начинает возрастать вывоз промышленных товаров (на эту группу товаров приходится 93-94% китайского экспорта). Первоначально промышленные товары (1980-1990-е) были представлены преимущественно трудоемкими изделиями (одежда, обувь, игрушки и т.д.), затем (1990-е - начало 2000-х) более значимой статьей экспорта стали капиталоемкие изделия и, наконец, после присоединения к ВТО экспортная специализация Китая сместилась в сторону продукции с высокой долей добавленной стоимостью.

Доля отраслей машиностроения в 2000-е гг. в общем объеме экспорта увеличилась почти до 50%, при этом на продукцию отраслей высоких технологий (компьютеры, электроника, авиакосмические технологии, телекоммуникационное оборудование и др.) приходится около 1/3 всего вывоза 1 . Доля обработанной продукции в настоящее время составляет 93%. В экспорте трудоемкой продукции после присоединения к ВТО Китай стал постепенно терять свое конкурентное преимущество.

В китайском импорте в последние десять лет был отмечен резкий рост спроса на минеральное сырье, в особенности топливные ресурсы.

После присоединения к ВТО Китай также утвердился в статусе нетто- импортера сельскохозяйственной продукции. Значительно возросли объемы импорта из США (сои, хлопка, кожи, шкур). Однако наряду с ростом импорта происходит увеличение масштабов финансовой поддержки сельского хозяйства, а также усиление специализации КНР в мировой торговле аграрной продукцией (экспорт фруктов, овощей и других трудоемких культур). В 2005-2010 гг. китайский аграрный экспорт увеличивался на 13% ежегодно 2 . По импорту и экспорту сельскохозяйственных товаров КНР занимает 2-е и 4-е место в мире соответственно.

Китай - главный торговый партнер для целого ряда стран, расположенных в разных регионах земного шара. С 2002 г. он стал главным источником импорта для Японии, оттеснив США, а летом 2006 г. - для стран ЕС. Главные экспортные рынки для Китая на современном этапе - страны Восточной и Южной Азии (51,3% экспорта в 2013 г.), США (16,7%), ЕС (15,3%). Основными источниками китайского импорта в 2013 г. выступали ЕС (11,3%), страны АСЕАН (10,2%), Южная Корея (9,4%), Япония (8,3%), Тайвань (8,0%) и США (7,8%). С 2012 г. Россия входит в состав первой десятки наиболее крупных торговых партнеров Китая, ее доля в китайском внешнеторговом обороте составляла 2,1% в 2013 г. (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Ведущие торговые партнеры Китая (2013 г.) 3

  • 1 China Statistical Yearbook. Beijing: China Statistical Press, 2012.
  • 2 China’s Agricultural Trade: Competitive Conditions and Effects on U. S. Exports. Washington: United States International Trade Commission, 2011.
  • 3 Поданным Министерства коммерции КНР (www.mofcom.gov.cn).

Внешнеэкономические связи с Китаем становятся все более значимыми для многих развивающихся стран, в том числе наименее развитых. Из этих стран Китай импортирует сырьевые ресурсы, экспортируя широкий ассортимент промышленных товаров. Доля Китая во внешней торговле ряда стран Африки и Азии уже превысила 30% и продолжает расти. В число стратегических внешнеторговых партнеров Китая в 2000-е гг. вошла и Россия.

КНР экспортирует гораздо больше товаров, чем импортирует, что ведет к росту профицита торгового баланса и формированию больших золотовалютных резервов (валютные резервы в начале 2014 г. составили 3,8 трлн долл.). Положительное сальдо торгового баланса Китая в 2008 г. достигло 309 млрд долл. После глобального кризиса размер профицита сократился, и в 2013 г. составил 260 млрд долл.

Рост товарооборота в значительной мере связан с увеличением притока в страну прямых инвестиций. Предприятия с иностранными инвестициями, учрежденные на территории КНР, обеспечивают около 50% внешнеторгового оборота страны. Иностранные инвесторы широко используют Китай как производственную площадку для осуществления сборочных операций из импортных комплектующих с последующим вывозом готовой продукции (на долю таких операций приходится около 50% всей внешней торговли страны). Основной объем внешней торговли (свыше 80%) приходится на приморские провинции и города Китая. Особенно выделяется доля провинций Гуандун, Цзянсу и Шанхая.

Дисбаланс во внешней торговле вызывает напряженность в отношениях с основными торговыми партерами, что находит проявление в росте числа торговых споров и обвинений Китая в демпинге, а также усилении нажима на Китай с требованием пойти на ревальвацию национальной валюты. За период с июля 2005 г. по декабрь 2012 г. стоимость китайского юаня по отношению к доллару США повысилась почти на 30%, однако, по существующим оценкам, его стоимость по-прежнему остается заниженной на 15-20%.

Торговля услугами также развивается достаточно динамично - за период 2001-2011 гг. ее объем увеличился почти в 6 раз (торговли товарами - в 7 раз), одиако ее масштабы существенно уступают торговле товарами. Доля услуг в совокупном товарообороте составляет чуть более 10%, при этом торговля услугами (в отличие от торговли товарами) складывается у Китая с дефицитом. Наибольший размер дефицита наблюдается по статьям «транспорт», «страхование», «поездки» (выездной туризм из КНР), «роялти и лицензионные платежи» (закупки технологий). Вместе с тем у Китая формируются направления специализации в сфере услуг, к которым относятся строительство, компьютерные и информационные услуги. По этим статьям у Китая возрастает положительное сальдо в торговле.

После 2001 г. Китай приступил к формированию собственной сети двусторонних (региональных) преференциальных соглашений о свободной торговле. К концу 2012 г. им было ратифицировано 11 таких соглашений. Наиболее значимые из них - Соглашение о создании зоны свободной торговли со странами АСЕАН, соглашения о более тесном партнерстве и сотрудничестве с Гонконгом (2003 г.), Макао (2004 г.) и Тайванем (2011 г.). Региональные соглашения рассматриваются в качестве дополнения к многосторонней торговой системе. Большинство партнеров, с которыми Китай подписал или согласовывает вопрос подписания соглашений о создании зон свободной торговли, признает его как страну с рыночной экономикой.