Обучению грамоте, буквы. Игры и дидактические пособия

Основные задачи:

1. Развивать артикуляционный аппарат детей, отрабатывать произношение сонорных, шипящих, свистящих звуков.
Первые 14 занятий нацелены на тренировку речевого аппарата.
Это различные логопедические упражнения «Качели», «Болтушка», «Уколи пальчик», «Погреем губки», «Вкусное варенье» и др.
«Песенки» жука (ж-ж-ж), комарика (з-з-з), ветра (ш-ш-ш), мотора (р-р-р), насоса (с-с-с)…
Для дифференциации твёрдых и мягких звуков: «песенка» большого и маленького мотора, комарика, жука…
2. Развивать фонематический слух (умение слышать звуки и выделять их в слове).
Учим интонационно выделять согласный звук в слове (сначала первый, затем любой).

Игра «Назови слова» (с картинками), игра «Эхо».

Учим называть слова с заданным звуком, выделять и называть первый звук в слове.

Игра «Зоопарк», «Назови слова со звуком «з», «с», «р»…

Учим различать твёрдые и мягкие звонкие и глухие согласные звуки.

Игра «Найди братца».

Твёрдый звук называем «сердитым братцем», а мягкий звук – «добрым, ласковым братцем», звонкий звук – «звонкий товарищ», глухой звук – «незвонкий товарищ».

«Игра в комариков».

«Комарики так громко звенели: большие «з-з-з», а маленькие «зь-зь-зь», что осипли и стали петь «с-с-с», «сь-сь-сь».
Чтобы определить звонкий или глухой звук, предлагаем положить руку на горло. Если горло дрожит, то звук звонкий, если горло спокойно, то глухой.

Игра «Назови слово».

Назвать слова со звонкими звуками, а затем с их «незвонкими товарищами».

Игра «Будь внимательным».

Если дети услышат твёрдый звук – потопают, если мягкий – похлопают.

В старшей группе проводим 2 занятия в неделю.

Задачи:
1. Научить звуковому анализу слова.
Звуковой анализ слова – это определение порядка следования звуков в слове, установление различной роли звука, основных качественных характеристик звука.
Учим определять последовательность звука в слове: даём схему звукового анализа (с жёлтыми фишками).
Схема звукового анализа на примере слова Д О М
— Интонационное выделение каждого звука (дддом, дооом, доммм).
— Чтение слова по схеме у доски с использованием указки (3-4 ребёнка) и на местах.
— Чтение слова по схеме с интонационным выделением первого звука с использованием указки.
— Изолированное называние первого звука и обозначение его фишкой.
— Определение твёрдости-мягкости первого звука и называние парного к нему звука.
— Определение звонкости-глухости первого звука и называние парного к нему звука.
— Чтение слова по схеме с интонационным выделением второго звука с использованием указки.
— Изолированное называние второго звука и обозначение его фишкой.
— Чтение слова по схеме с интонационным выделением третьего звука с использованием указки.
— Изолированное называние третьего звука и обозначение его фишкой.
— Определение твёрдости-мягкости третьего звука и называние парного к нему.
— Определение звонкости-глухости третьего звука и называние парного к нему.
— Вызвать трёх детей для звукового анализа слова.
Игра в слово «ДОМ» («Живые звуки»)
— Воспитатель предлагает детям снять фишки со схемы слова по звукам по порядку (д о м).
— Подзывает к себе детей в соответствии с порядковыми номерами звуков в слове.
— Просит детей поставить фишки на схему слова, называя звуки вразбивку.
В дальнейшем звуковой анализ слова проводится с использованием синих, красных, зелёных фишек. Звонкий звук помечается колпачком сверху.
Учим соотносить слово с его звуковой моделью/


Игра «Угадай-ка»
(картинка и модель слова).

Учим называть слова определённой звуковой структуры.

Игра «Узнай слово по модели», «Игра-загадка» (дана только модель слова и надо угадать какое слово написано).

Знакомим детей со всеми гласными буквами и правилами их написания после твёрдых и мягких согласных звуков, с согласными «м», «н», «р», учим читать прямые слоги.

Игра «Найди свой домик» (закрепление написания гласных букв после твёрдых
и мягких согласных звуков).

В подготовительной группе проводим 2 занятия в неделю.
Задачи:
1. Закреплять у детей умение проводить звуковой анализ слова.
2. Познакомить детей с понятием «ударение», научить ставить знак ударения в нужном месте.
3. Познакомить детей со всеми буквами алфавита. Научить их плавному слоговому чтению и чтению целыми словами.
4. Научить детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.

Игра «Поймай конец и продолжай».
Цель:
закрепить умение выделять отдельные звуки в слове и называть слова с заданным звуком.

Игра «Кто в домике живёт?».
Цель: упражнять детей в подборе слов с определённым звуком.

Игра «Поезд».
Цель: учить детей определять наличие указанного звука в словах;
-упражнять в определении количества звуков в слове;
-упражнять в определении количества слогов в слове.

«Игра со словом».
Цель: закрепить у детей умение проводить звуковой анализ слова.


Игра «Сложи слово».

Цель: учить детей фишками выкладывать слово, закрепить написание гласных звуков после звонких и глухих согласных звуков.

Игра «Кто больше составит слов».
Цель: учить детей составлять слова из слогов.

Игра «Найди свое место».
Цель - закрепление правил написания гласных букв.

Игра «Сложи предложение».
Цель: учить детей фишками выкладывать модель предложения.

Таким образом, можно сделать вывод, что игры помогают детям дошкольного возраста в обучении грамоте.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильного применения методик, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить то, что будет основой в дальнейшем обучении в школе.

Я считаю, что методика Л.Е. Журовой помогает детям в обучении грамоте.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 2 »

Дидактическое пособие

Выполнил:учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2» Иваненко Ирина Александровна

Тулун 2014г. Игра - регулятор всех жизненных позиций ребёнка. Игра хранит и развивает детское в детях, она их школа жизни и практика развития. Л.Д. Рубинштейн

Существуют различные способы активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам.

Игра – естественный спутник в жизни человека, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Всякая деятельность, связанная с условностями – это игра, имеющая весьма разнообразное значение в нашей жизни. В играх ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве. Проявляются такие качества, как смекалка, выдержка, творческая выдумка, находчивость, воля к победе. Они заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В процессе игры совершенствуются все психические процессы, стимулирующие развитие детей.

Игра – древнейшее средство воспитания и обучения детей. Особое значение приобрели игры для учебной деятельности. Они дополняют традиционные формы обучения, способствуют его активизации и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. В сочетании с другими методами и приёмами игры повышают эффективность преподавания, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изучаемого материала, формируют навыки коллективной работы.

В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют задания и делают это с увлечением, а не по обязанности. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда и к предмету. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности: дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, у них развивается чувство ответственности, воспитывается дисциплина.

Игры, предложенные ниже я включаю в уроки обучения грамоте. Моим обучающимся очень нравится!

1) Наши гости М ышка и М ишка. Они помогут нам выделить новые звуки и обозначить их буквами.


2) Наши гости очень любят кататься на… . Раскрасив детали с буквой М, вы узнаете вид транспорта. (Раскрасить детали с буквой М).

3) Составим машину из геометрических фигур и наши друзья смогут продолжить путешествие.

Второй урок по теме. (звук моря) С нами будет путешествовать Бегемотик. Но, чтобы нам не остаться на берегу, мы повторим, что узнали вчера на уроке. 2) На горизонте появились облака, давайте их разгоним, прочитав слова.
- Какое слово «лишнее»? Почему? Отправляемся в плавание. (музыка) мы должны выполнить…

4 ) Прямо по курсу остров, состоящий только из букв. Показать карточки с одинаковыми буквами.

Плывем дальше. 5) Доскажи словечко. Зеленеет даль полей,Запевает соловей.В белый цвет оделся сад,Пчелы первые летят,Гром грохочет. Угадай,Что за месяц это? … (май)
Он всю зиму в шубе спал,Лапу бурую сосал,А проснувшись, стал реветь.Этот зверь – лесной … (медведь)
В подполье, в коморкеЖивет она в норке,Серая малышка.Кто же это? (мышка)
В черном поле заяц белыйПрыгал, прыгал, петли делал.След за ним был тоже бел.Кто же этот заяц? … (мел)
6) Возвращаемся назад к берегу. Целый день паслись у сосенДве подружки Ме и Му.Мяу грел бочок на солнце,Бе весь день мешал ему.Кря купался рядом в речке,Кукареку песни пел,Гав валялся на крылечке,Хрю под кустиком сопел.А теперь, дружок, напомни,Назови по именамВсех, кто в этот жаркий полденьНа глаза попался нам.(коза, корова, кошка, овца, утка, петух, собака, поросенок)
-Что можете сказать о словах? (нет буквы М в словах) - Кто из героев мультфильмов путешествовал на необычном транспорте? (Мамонтенок)

2) Посмотрим в иллюминаторы. На небе облака, ничего не видно. Прочитаем слова
Второй урок по теме. Мы продолжаем космическое путешествие. Наша ракета всё дальше удаляется от Земли. (музыка) 1) Посмотрите в иллюминаторы. Мы видим звездный дождь, но необычный. Давайте прочитаем слоги, а из слогов составим слова.

2) У нас по курсу планета. На планете необычные дома – в форме букв. Найдите улицы с одинаковыми домами.
3 ) Самый трудный этап полёта – выход в открытый космос.

к Земле. Посмотрим в иллюминаторы, где мы совершим посадку. (Раскрасить детали с буками Р). - Кого мы поймали на месте приземления?
5) Доскажи словечко. Я в красной шапочке растуСреди корней осиновых.Меня увидишь за версту,Зовусь я … (подосиновик)
Я – хозяйка разных сновПро дельфинов, про слонов,Про дворцы хрустальныеИ про звезды дальние.Вы ложитесь, и на ушкоВам нашепчет сны… (подушка)Он круглы и сахарный,Как глаз светофора.Среди овощейНет сочней… (помидора)Он с бубенчиком в руке,В сине-красном колпаке.Он веселая игрушка,И зовут его… (Петрушка)
6) Наше путешествие подходит к концу. Но вернуться на Землю мы сможем в том случае, если правильно сконструируем ракету. (музыка)
Вот мы и совершили посадку.

Второй урок по теме.
1) (работа в группах) -Давайте отгадаем к кому сегодня мы отправляемся в гости. Из последних слогов двустиший составьте слово. Черный ворон на дубу С белой крапинкой на л… (бу) От дождя блестит кора, Вдалеке видна го… (ра) Нелегко туда пройти, Мост разрушен на пу… (ти) В замке светится окно А в горах уже тем… (но) Превосходная картина! Кто художник? (Буратино)
2) Расшифровка фразы. -Кто самый злой герой сказки?

Карабас-Барабас знал тайну, которую скрывал от всех. Давайте расшифруем и узнаем его тайну. (музыка) 33, 9,15,1,32, 20,1,11,15,21
12,13,32,10,12,1.

(Я знаю тайну ключика.) Мы с вами тоже должны узнать тайну ключика.
3) По пути Буратино встретил девочку с голубыми волосами. -Как ее зовут? Мальвина решила заняться обучением и воспитанием Буратино. –задания.
4) Дуремар узнал, где спрятан ключик, и со всех ног побежал к Карабасу-Барабасу рассказывать.– задания.
5) Буратино надоело учиться, и он убежал от Мальвины. По дороге встретил… (музыка) -Куда повели Буратино Лиса Алиса и Кот Базилио? -Прочитаем вывеску на воротах.

-Чтобы попасть в страну Дураков, надо составить слова. бкисраоеылтн

6) А чтобы вернуться из страны Дураков, надо составить танграм.

7) Раскрасить детали с буквой Б.

1) -Прочитайте слоги. ВОЗ ПА РО -Составьте слово. - На чем мы сегодня будем путешествовать?
2) Паровозик привез нас на станцию, где мы узнаем… 3) Паровозик привез нас на необычную станцию. На вокзале много вывесок, среди них есть одинаковые, которые нужно убрать. Показать одинаковые карточки цветом.


4) Едем дальше. Посмотрите в окно. -Что видите? -Внимательно рассмотрите картинку. (убрать, показать вторую) -Что изменилось?
-Назвать, какие предметы на картинке начинаются на букву П. 5) По радио передают вот такое задание. Доскажи словечко. За лугами, над водойХлынул дождик проливной,А потом повислоВ небе коромысло.Ребятишек радуетЦветная … (радуга)
В реке большая драка:Поссорились два… (рака)
Лесники ее котятВзять домой не захотят.Ей не скажешь: «Кошка, брысь,»Потому что это… (рысь)
Слон шагает по дороге.Вот так хобот! Вот так ноги!Под слоном прогнулся мост.У слона огромный… (рост)6) Раскрасьте детали с буквой П и узнаете, какой вид транспорта встретился Паровозику на пути.

1) Сегодня мы опять мы будем путешествовать, а на каком виде транспорта узнаете, отгадав загадку.

Без разгона в высь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полет Наш российский… (вертолет) -Почему полетим на вертолете? 2) Прежде, чем взлететь, мы должны проверить, все ли в порядке. Составим из деталей вертолет.

3) На борт вертолета поступило вот такое сообщение. Доскажи словечко. Как зовут меня, скажи,Часто прячусь я во ржи,Скромный полевой цветок,Синеглазый… (василек)
-Не пойму, ребята, кто вы?Птицеловы? Рыболовы?Что за невод во дворе?- Не мешал бы ты игре,Ты бы лучше отошел,Мы играем в …(волейбол)

Окраской – сероватая,Повадкой – вороватая,Крикунья хрипловатая-Известная персона.Это … (ворона)
4) Наш вертолет чуть не потерпел крушение. Посмотрите, на сколько деталей он мог разрушиться. Раскрасьте детали с буквой В.
5) Наше путешествие подходит к концу. Пора приземляться. А куда? Мы узнаем, выполнив следующее задание. Наш вертолет может приземлиться на карточки, где одинаково написаны буквы.


1) -Как вы думаете, куда сегодня мы с вами отправимся в путешествие (в названии есть буква Ф)?

Что вы знаете об этом континенте?
2) Обезьянка – очень любопытный житель Африки. Она хочет все знать. -Что вы ожжете рассказать ей про букву Ф? 3) (работа в паре) Нас встречает еще один коренной житель Африки. Он умеет не только работать со змеями, но и заколдовывать буквы. Найдите, среди букв, и прочитайте, кто с нами играет в прятки. Кто играет в прятки? КНОТИГР ЯАЖОМЕДВЕДЬ ЦЯЮХДЯТЕЛИСА АНИ ЁСЛЕНОТУШКАНЧ ИКМФЭЬВОЛК УЛДГУСИНДЮК ИТЫЪЩЕГОЛ СЙВБЗАЙКА БАНИРШЛОШАДЬ АЛУ МОРЖКОЗА ПОЧАЖУКЕНГУРУ БИРШЛОСЬ ЩСИРУ ПЧЕЛА СКАКТЖИРАФ ЬФУЛЕВОРОН ДЕИНИЦАПЛЯ ЯГУШКАСЛУ

Что значит «ловить ворон»? -_Кто из этих животных живет в Африке?
4) Почтальон принес нам письмо. Оно пришло из далека, из Америки. Жители этого континента хотят, чтобы это растение росло и в Африке. -
Составить из букв название растения.

Что знаете про кактусы?
5) -Какие еще птицы живут в Африке? Страус так торопился к нам на урок, что Перепутал все буквы. Показать цветом Карточки с одинаковыми буквами.

1) -Посмотрите на слова и скажите, какую букву сегодня мы будем учить? *олова кру*и ? сапо*и дру* *лаза берло*а

2) Давайте выберем маршрут путешествия, прочитав стихотворение. Доброй летнею порой Бродим по лесу с сестрой. Хоть устали от ходьбы- В кузовках у нас грибы. -Куда сегодня отправимся? А поможет нам гриб- боровик в путешествии по сказочной грибную слободке. 3) -Давайте попробуем сделать букву Г из бумаги.
4) Гриб – боровик принес нам необычные буквы и просит составить слово из этих букв.

5) Чтение слогов. -На лесной поляне выросли необычные грибы. На них написаны слоги. Давайте прочитаем.

Найти и прочитать на карточках слоги с буквой Г. КНОТИГРЯАЖОМЕДВЕДЬЦЯЮХДЯТЕЛИСААНИЁСЛЕНОТУШКАНЧИКМФЭЬВОЛКУЛДГУ СИНДЮКИТЫЪЩЕГО ЛСЙВБЗАЙКАБАНИРШЛОШАДЬАЛУМОРЖКОЗАПОЧАЖУКЕНГУ РУБИРШЛОСЬЩСИРУ ПЧЕЛАСКАКТЖИРАФЬФУЛЕВОРОНДЕИНИЦАПЛЯЯГУ ШКАСЛУ

6 ) Гриб-боровик привел нас в грибную слободку и просит раскрасить его портрет.


Наш гость Дельфин.

1) Давайте раскрасим нашего портрет нашего гостя. (детали с буквой Д)

2) Наш гость заблудился в океане. Давайте поможем найти ему нужный курс. Для этого нужно найти и показать карточки с одинаковыми буквами.

3) По курсу неизвестный объект. Давайте поможем его разгадать. Доскажи словечко. У меня знакомых тьма, Не могу их счесть сама. Потому что, кто придет, Тот и ручку мне пожмет. Людям рада я, поверь, Я – приветливая… (дверь)
Ежик вырос в десять раз, Получился… (дикобраз)
В лесу под щебет и под свист Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд-приятель!» И ставит подпись… (дятел)


Второй урок по теме.

1) -Отгадайте загадку.

Такое лишь в сказке волшебной случается:

Карета из тыквы большой получается!

В чудесном наряде, легка, славно перышко,

Со сказочным принцем знакомится….. (Золушка)

-К кому мы сегодня отправляемся в гости?

2) Чтобы Золушка смогла поехать на бал, мы должны выполнить следующее задание. Показать цветом карточки с одинаковым показом.

3) Доскажи словечко. Для бала еще нужно красивое платье. Выполнив следующее задание, крестная подарит Золушке бальное платье. Мчится без оглядки,Лишь сверкают пятки.Мчится что есть духу,Хвост короче уха.Живо угадай-ка,Кто же это?... (зайка)
Просыпаться утром раноВместе с солнышком румяным,Заправляю сам кроватку,Быстро делаю… (зарядку)

Ясными ночкамиГуляет мама с дочками.Дочкам не твердит она:«Спать ложитесь, поздно!»,Потому что мать-луна,А дочурки-… (звезды)

Я сижу, едва не плача:Очень трудная… (задача)
Вот Золушка в красивом бальном платье и готова ехать на бал (музыка).


Наш гость сегодня Ёжик.

1) - С чем сравнивают часто Ёжика? (с ёлкой) Ёжику пришло письмо, в котором лежат странные буквы. Составьте из этих букв слово.

Наша гостья Баба Яга.

1) Баба Яга, пролетая над школой, заколдовала буквы. Покажите карточки с одинаковым показом.

2) Баба Яга продолжает творить плохие превращения. На этот раз она заколдовала слова. Давайте их расколдуем и прочитаем.

3) Баба Яга решила сделать доброе дело и оживила букву Я. Посмотрите, какая она получилась: веселая, румяная, добрая.
4) Буква Я решила отблагодарить Бабу Ягу и угостить ее ягодами, но на поляне растут вместо ягод буквы. Прочитав слово, ягоды будут расти снова.

5) В благодарность ягоды решили подарить вам самое отличное слово для вас. Прочитайте его.




У нас сегодня в гостях цыплята Цып и Цыпа.


1) Цыплята учатся читать по слогам.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней цыплятки – малые ребятки.

- Цып – цып – цып! Сюда! Сюда!

Я вам буковку нашла!

Прибежал веселый А, пропищали дети… (ЦА)

Прибежал задорный О, пропищали дети… (ЦО)

Прибежал упрямый У, прочитали дети… (ЦУ)

Прибежал зазнайка И, прочитали дети…(ЦИ)

2) Цыплята решили выбрать себе одинаковые карточки с одинаковыми буквами, чтобы никому не было обидно.

3) Цыплята решили сделать подарок своей маме и подарить ей букет цветов. Но на поляне растут интересные цветы. Посмотрите и прочитайте слово.



4) Такие цветы маме Цыплята решили не дарить,

а раскрасить цветок и подарить на память.

5) А мама подарила детям печенье из

геометрических фигур. Давайте составим

много цветов.

Литература.

1.В.В. Волина «Русский язык. Учимся играя»

2. С.Л. Морозов «Занимательная грамматика»

3.журнал «Начальная школа»

4.газета «Начальная школа»

5. «Мишуткина пропись» художник И.Н. Приходько

6.Раскраски «Веселые прописи» художник О. Святкова

7.Раскраски «Посмотри и раскрась» художник О.Святкова

21

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь. Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:
Установление изучаемого звука в словах ("Чей голосок"), определение места звука ("Где спрятался звук?").
Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции. Ра ма
Ра на
По ра
Ко ра
Составление схем слогов - слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.
Игра "Живые буквы". Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, что бы получился слог (по опорной согласной или гласной).
Составление слогам по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т),(О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то - варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от).
Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых - в начале слова, кот, пот - в конце. Далее проводится работа со словом. Детей знакомят с понятием "слово". Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие - союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У,И,К,В,С. Для уяснения лексического значения слова даются разные задания.
Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая... (лиса).
Обобщение понятия: какое слово лишние и почему? (лето, осень, неделя).
Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...).
Называние общего слова.(стол, стул, шкаф-...).

Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове выделение ударного слога. Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.
Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:
а - а - а - о - о - о - о - а
рак - ра - ма - мо - ло - ко - о - са

Составление слова из данных слогов (слоги даны в рассыпную). Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница. Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора. Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.
Игра "Кто быстрее, кто больше?".
Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.
Игра "Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?".
Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).
Подбор синонимов, антонимов, анонимов.
Труд, работа;
День-ночь, высокий - низкий, далеко - близко, бежать - ходить.
Лисичка гриб, лисичка животное.
Игра "Сложи словечко".
Какие два слова спрятались в одном? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет). Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей группы, воспитатель может выбрать необходимые для урока упражнение. Такие как: "На что похожа буква", "Учимся играя", "Занимательный материал (скороговорки, загадки, пословицы и так далее)", "Словарь (крылатые слова и выражения, происхождение слов)".

Чтобы дети лучше запоминали букву можно предложить им по фантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы (например, ж(жук) получается из к, ф - из р, т - из г). Дети дописывают недостающие элементы букв, играя в "Поставь буквы правильно".
"Звуковые" игры
("Кто внимательнее?" - на выделение и определение звука, "Кто больше?" - на составление слова с изученным звуком и так далее) развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность. В играх типа "Доскажите словечко" малыши не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью. В играх "Том - Тим" (или "Камень-Вата") дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного. Можно провести игру "Перекличка", предлагая вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это будет одновременно и маленькой физкультминуткой.

Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, к поэзии, русской речи, языку.

Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. На каждом занятии дети должны выучить одну две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатыk4;ает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.

Очень любят дошкольники слушать сказки приключения букв, сочинять свои. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы воспитатель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, при изучении буквы А - Айболит, Б - Белоснежка, В - Винни Пух, Г - Гномики и так далее, или Веселые человечики: Петрушка - умный и находчивый, замечательный актер и весельчак; Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, шарад. Приходит в гости к ребятам и веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки, которые оживают с помощью детей. Кроме того, у него всегда много интересных историй, сказок про буквы. Иногда приходит и Незнайка, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки.

Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, образную память, чувство юмора, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадны и так далее), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.
http://www.razumniki.ru/

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Лажъяльский детский сад общеразвивающего вида «Ший онгыр»

Картотека дидактических игр для дошкольников по подготовке к обучению грамоте

Выполнила: воспитатель

Старше – подготовительной

К школе группы Чемекова Э.В.

Проверила: заведующая

С.И. Антропова

2012

«Найди букву»

Цель: развивать слух, внимание и научить восприятию отдельных звуков в словах.

Взрослый называет звук, а потом слова, в которых этот звук будет находиться в начале слова, в середине и в конце. Заранее оговорит, что, например, если этот звук вначале слова, ребенок должен поднять руки вверх, если в середине – похлопать в ладоши, если в конце – похлопать АО коленкам.

«Что бывает?»

Цель: развивать речь, мышление, остроту ума.

Играя с ребенком в эту игру, необходимо задавать вопросы, касающиеся самых разнообразных свойств предметов, что дает возможность различать вещи по форме, цвету, размеру и т.д.

Например, можете задавать такие вопросы:

  1. Что бывает красным? (клубника, арбуз, кирпич, крыша);
  2. Что бывает глубоким? (тарелка, озеро, речка, колодец);
  3. Что бывает колючим? (кактус, ежик, роза, елка);
  4. Что бывает душистым? (духи, мыло, цветок, шампунь).

Также можно спрашивать: что бывает круглым? высоким? пушистым? широким? твердым? белым? горячим? и т.д.

«Какое слово длиннее?»

Цель: развивать речь, внимание?»

Называть ребенку пары слов, одно из которых должно быть длинным, а второе – коротким. Задача малыша – на слух определить, какое из сказанных слов длиннее, а какое короче.

«Волшебные звуки»

Цель: развивать слуховое внимание, научить звуко-буквенному анализу.

Взрослый договаривается с ребятами, что звуки «у» и «н» они будут считать волшебными. Если дети услышат первый звук, они должны схватить себя за ухо, если второй – за нос. После этого взрослый рассказывает историю, в которой эти звуки встречаются часто, или просто произносит ряд слов, а ребята внимательно слушают и выполняют нужные действия.

«Составь слово из слогов»

Цель: развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух.

Взрослый говорит, что слоги в словах перепутались, и просит детей угадать, что же за слова можно из них составить. Если детей много, можно разделить их на команды, предоставляя право ответа по очереди или той команде, член которой первым поднял руку для ответа. Выкрикивать с места запрещается. За каждое угаданное слово команда получает призовое очко, за ошибку очко отнимается. Если же игра проводится с малым количеством детей, слова можно после недолгой тренировки загадывать по очереди. Сначала рекомендуются знакомые слова, состоящие из двух слогов, затем более сложные варианты.

«Волшебники»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, умение соотносить фонетический облик слова с его значением; способность работать в команде.

Если детей несколько, нужно разделить их на команды. Каждая команда будет выполнять отдельное задание.

В начале игры взрослый говорит: «Давайте поиграем в волшебников. Сегодня мы будем заниматься превращением слов. Посмотрим, команда справится лучше».

1-е задание. Превратите одно слово в другое, зачеркнув лишнюю букву:

1-й вариант: муха, беда, двор, шарф, лампа;

2-й вариант: крот, волк, смех, борщ, риск.

2-е задание. Измените одну букву так, чтобы получилось новое слово:

1-й вариант: рука (мука или река), кожура (конура), май (чай), жук (лук), белка (булка);

2-й вариант: нож (нос), сын (сон), лед (мед), дочка (бочка), салют (салат).

3-е задание. Из слова убежали все гласные. Попробуйте угадать, что это за слова, расставив гласные правильно:

1-й вариант: ш_к_л_д (шоколад), к_р_н_д_ш (карандаш);

2-й вариант: п_т_л_к (потолок), т_л_в_з_р (телевизор).

4-е задание. Составить слова из первых слогов указанных слов:

1-й вариант: город – ложка – варенье (голова), атаман – курица – лава (акула);

2-й вариант: солнце – батон – карандаш (собака), коробка – локоть – колбаса (колокол).

За каждое правильно обработанное слово в каждом задании команде дается призовое очко. Дополнительные 2 очка начисляются той команде, которая первой справится с заданием.

«Красный и синий мячи»

Цель: развивать грамотность, закрепить дифференциацию гласных и согласных звуков, совершенствовать внимание, реакцию, ловкость, быстроту мышления.

Дети встают в круг. Взрослый становится в его середину, кидает участникам игры красный или синий мяч и произносит любой звук. Красный мяч ребенок должен поймать, если услышит гласный звук, и не ловить, если согласный. Если мяч синий, все должно быть наоборот. Затем кидает мяч и произносит звук уже сам ребенок.

Мячи могут использоваться в игре поочередно или одновременно. Взрослый стоит в середине и ловит упавшие мячи, опять запуская их в игру.

«Пишущая машинка»

Цель: развивать навыки фонематического слуха, звуко-буквенного анализа, внимание.

Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Взрослый предлагает «напечатать» какое-нибудь длинное слово или фразу. В последнем случае можно дать одному из малышей задание обозначать «пробел» между словами в ней. Затем по сигналу взрослого участники игры начинают «печатать»: сначала первая буква один раз хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда все «напечатано, хлопают все участники игры. Начинайте игру с простых слов, постепенно вводя все более сложные.

«Корова и слово»

Цель: развивать фонематический слух, реакцию.

Дети усаживаются на стульчики в круг так, чтобы правая рука ребенка лежала ладошкой вниз на ладони левой руки соседа справа, а левая располагалась под правой ладонью соседа слева. Игра идет по часовой стрелке. Первый игрок произносит одно слово стихотворения, одновременно хлопая правой ладошкой по руке соседа справа, затем тот произносит следующее слово, хлопая по ладони соседа и т.д. Стихотворение следующее: «Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова?» Ребенок, на котором остановилось стихотворение, должен произнести любое слово, например «стена». Теперь игроки хлопают, произнося услышанное слово по буквам: «с-т-е-н-а». Задача последнего игрока – успеть убрать руку, чтобы по ней не хлопнули на последний звук – в данном случае «а». Кто зазевался – выбывает из игры.

В эту игру можно играть с группой от 3 человек.

«Продолжи слово»

Цель: развить речь, звуко-буквенный анализ, сообразительность, реакцию, пополнить словарный запас.

Дети делятся на две команды, которые встают друг против друга. Игрок первой команды, стоящий первым слева, берет мяч, называет любой слог и кидает мяч первому игроку второй команды. Тот должен назвать свой слог или несколько слогов так, чтобы вместе с первым слогом они составили целое слово, затем назвать свой слог, бросая мяч второму игроку первой команды и т.д. Например, если первый игрок назвал слог НО, второй может сказать РА (чтобы получилось слово «нора») и назвать свой слог, допустим, тоже РА. Тогда третий ребенок, получивший мяч, может продолжить, сказав «кета», и начать новое слово. Тот, кто допустил ошибку, выбывает из игры.

«Угадай букву»

Цель: Развить мелкую моторику, закрепить основы грамоты, совершенствовать пространственное мышление.

Ребята разбиваются на две равные команды. Каждая команда получает коробку пластилина, из которого участники игры должны вылепить любые буквы или цифры (например, по одной на человека). Затем взрослый берет две коробки с готовыми предметами и ставит, например, на стол. К столу по очереди подходит по одному игроку из каждой команды. Этому игроку завязывают глаза и дают одну пластилиновую букву или цифру, слепленную ребенком из команды соперников. За определенное время (например, 1 мин) он должен угадать, что это за буква или цифра. Команда, отгадавшая наибольшее количество букв, выигрывает.

«Где спрятался звук?»

Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.

Необходимые материалы: У воспитателя набор предметных картинок.

У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идет с гласным звуком, синяя – с согласным).

Воспитатель показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или в конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

«Где наш дом?»

Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки.

Необходимые материалы: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков; прикрепленные к доске два домика, на кармашках которых написаны (вставлены) буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, например (с) или (ш).

Каждый ребенок, выйдя к доске, берет картинку, называет ее, определяет наличие звука (с) или (ш), вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.

«Поезд»

Цель: развитие умения определять количество звуков в слове.

Необходимые материалы: поезд, составленный из плоских фигурок электровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по три окошка с кармашками для предметных картинок. Над окошками кружочки с обозначением количества звуков в слове. Предметные картинки с изображением животных.

Воспитатель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город к своим друзьям - ребятам, но не могут понять, кто где должен ехать. «Вы проводники вагонов и должны им помочь. В первый вагон могут сесть животные, названия которых состоят из трех звуков, во второй – из четырех звуков, в третий – из пяти звуков». По вызову воспитателя выходит ребенок, берет картинку с изображением животного и ищет его место в поезде, ориентируясь по цифрам на кармашке. Поезд отправится в путь только в том случае, если все животные правильно займут места.

«Угадай слово»

Цель: развитие умения проводить звуко-буквенный анализ, различать гласные и согласные буквы.

Необходимые материалы: карточки с согласными.

Воспитатель ставит на наборное полотно согласные буквы и прочитывает их, например м-л-к- (молоко), с-п-г- (сапоги) и т.д., а дети отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по группам.

Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух-трех прямых открытых слогов. В конце игры воспитатель спрашивает, какие буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми.

«Живые буквы»

Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звуко-буквенный анализ.

Необходимые материалы: карточки с цветными буквами.

1 вариант. Каждому ряду даются карточки с буквами, на каждого ребенка по одной букве. Воспитатель называет слово. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в правой руке.

2 вариант. Воспитатель дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети одного ряда должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу.


Картотека дидактических игр для дошкольников старшего возраста по подготовке к обучению грамоте Грамота – это интересно!

Дидактическая игра «Найди букву»

Цель: развивать слух, внимание и научить восприятию отдельных звуков в словах.

Описание: Взрослый называет звук, а потом слова, в которых этот звук будет находиться в начале слова, в середине и в конце. Заранее оговорит, что, например, если этот звук вначале слова, ребенок должен поднять руки вверх, если в середине – похлопать в ладоши, если в конце – похлопать по коленкам.

Дидактическая игра «Что бывает? »

Цель: развивать речь, мышление, остроту ума.

Описание: Играя с ребенком в эту игру, необходимо задавать вопросы, касающиеся самых разнообразных свойств предметов, что дает возможность различать вещи по форме, цвету, размеру и т. д.

Например, можете задавать такие вопросы:

1) Что бывает красным? (клубника, арбуз, кирпич, крыша) ;

2) Что бывает глубоким? (тарелка, озеро, речка, колодец) ;

3) Что бывает колючим? (кактус, ежик, р0за, елка) ;

4) Что бывает душистым? (духи, мыло, цветок, шампунь) .

Также можно спрашивать: что бывает круглым? высоким? пушистым? широким? твердым? белым? горячим? и т. д.

Дидактическая игра «Какое слово длиннее? »

Цель: развивать речь, внимание? »

Описание: Называть ребенку пары слов, одно из которых должно быть длинным, а второе – коротким. Задача малыша – на слух определить, какое из сказанных слов длиннее, а какое короче.

Дидактическая игра «Волшебные звуки»

Цель: развивать слуховое внимание, научить звукобуквенному анализу.

Описание: Взрослый договаривается с ребятами, что звуки «у» и «н» они будут считать волшебными. Если дети услышат первый звук, они должны схватить себя за ухо, если второй – за нос. После этого взрослый рассказывает историю, в которой эти звуки встречаются часто, или просто произносит ряд слов, а ребята внимательно слушают и выполняют нужные действия.

Дидактическая игра «Составь слово из слогов»

Цель: развивать навык звукобуквенного анализа, фонема тический слух.

Описание: Взрослый говорит, что слоги в словах перепутались, и просит детей угадать, что же за слова можно из них составить. Если детей много, можно разделить их на команды, предоставляя право ответа по очереди или той команде, член которой первым поднял руку для ответа. Выкрикивать с места запрещается. За каждое угаданное слово команда получает призовое очко, за ошибку очко отнимается. Если же игра проводится с малым количеством детей, слова можно после недолгой тренировки загадывать по очереди. Сначала рекомендуются знакомые слова, состоящие из двух слогов, затем более сложные варианты.

Дидактическая игра «Красный и синий мячи»

Цель: развивать грамотность, закрепить дифференциацию гласных и согласных звуков, совершенствовать внимание, реакцию, ловкость, быстроту мышления.

Описание: Дети встают в круг. Взрослый становится в его середину, кидает участникам игры красный или синий мяч и произносит любой звук. Красный мяч ребенок д0лжен поймать, если услышит гласный звук, и не ловить, если согласный. Если мяч синий, все должно быть наоборот. Затем кидает мяч и произносит звук уже сам ребенок.

Мячи могут использоваться в игре поочередно или одновременно. Взрослый стоит в середине и ловит упавшие мячи, опять запуская их в игру.

Дидактическая игра «Волшебники»

Цель: развивать фонематический слух, навык звукобуквенного анализа, умение соотносить фонетический облик слова с его значением; способность работать в команде.

Описание: Если детей несколько, нужно разделить их на к0манды. Каждая команда будет выполнять отдельное задание.

В начале игры взрослый говорит: «Давайте поиграем в волшебников. Сегодня мы будем заниматься превращением слов. Посмотрим, команда справится лучше».

1-е задание. Превратите одно слово в другое, зачеркнув лишнюю букву:

1-й вариант: муха, беда, двор, шарф, лампа;

2-й вариант: крот, волк, смех, борщ, риск.

2-е задание. Измените одну букву так, чтобы получилось новое слово:

1-й вариант: рука (мука или река, кожура (конура, май (чай, жук (лук, белка (булка) ;

2-й вариант: нож (нос, сын (с0н, лед (мед, дочка (бочка, салют (салат) .

3-е задание. Из слова убежали все гласные. Попробуйте угадать, что это за слова, расставив гласные правильно:

1-й вариант: ш_к_л_д (шоколад, к_р_н_д_ш (карандаш) ;

2-й вариант: п_т_л_к (потолок, т_л_в_з_р (телевизор) .

4-е задание. Составить слова из первых слогов указанных слов:

1-й вариант: город – ложка – варенье (голова, атаман – курица – лава (акула) ;

2-й вариант: солнце – батон – карандаш (собака, коробка – локоть – колбаса (колокол) .

За каждое правильно обработанное слово в каждом задании команде дается призовое очко. Дополнительные 2 очка начисляются той команде, которая первой справится с заданием.

Дидактическая игра «Пишущая машинка»

Цель: развивать навыки фонематического слуха, звукобуквенного анализа, внимание.

Описание: Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита . Взрослый предлагает «напечатать» какое-нибудь длинное слово или фразу. В последнем случае можно дать одному из малышей задание обозначать «пробел» между словами в ней. Затем по сигналу взрослого участники игры начинают «печатать»: сначала первая буква один раз хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда все «напечатано, хлопают все участники игры. Начинайте игру с простых слов, постепенно вводя все более сложные.

Дидактическая игра «Корова и слово»

Цель: развивать фонематический слух, реакцию.

Описание: Дети усаживаются на стульчики в круг так, чтобы правая рука ребенка лежала ладошкой вниз на ладони левой руки соседа справа, а левая располагалась под правой ладонью соседа слева. Игра идет по часовой стрелке. Первый игрок произносит одно слово стихотворения, одновременно хлопая, правой ладошкой по руке соседа справа, затем тот произносит следующее слово, хлопая по ладони соседа и т. д. Стихотворение следующее: «Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова? » Ребенок, на котором остановилось стихотворение, должен произнести любое слово, например «стена». Теперь игроки хлопают, произнося услышанное слово по буквам: «с-т-е-н-а». Задача последнего игрока – успеть убрать руку, чтобы по ней не хлопнули на последний звук – в данном случае «а». Кто зазевался – выбывает из игры.

В эту игру можно играть с группой от 3 человек.

Дидактическая игра «Продолжи слово»

Цель: развить речь, звукобуквенный анализ, сообразительность, реакцию, пополнить словарный запас.

Описание: Дети делятся на две команды, которые встают друг против друга. Игрок первой команды, стоящий первым слева, берет мяч, называет любой слог и кидает мяч первому игроку второй команды. Тот должен назвать свой слог или несколько слогов так, чтобы вместе с первым слогом они составили целое слово, затем назвать свой слог, бросая мяч второму игроку первой команды и т. д. Например, если первый игрок назвал слог НО, второй может сказать РА (чтобы получилось слово «нора») и назвать свой сл0г, допустим, тоже РА. Тогда третий ребенок, получивший мяч, может продолжить, сказав «кета», и начать новое слово. Тот, кто допустил ошибку, выбывает из игры.

Дидактическая игра «Угадай букву»

Цель: Развить мелкую моторику, закрепить основы грамоты, совершенствовать пространственное мышление.

Описание: Ребята разбиваются на две равные команды. Каждая команда получает коробку пластилина, из которого участники игры должны вылепить любые буквы или цифры (например, по одной на человека). Затем взрослый берет две коробки с готовыми предметами и ставит, например, на стол. К столу по очереди подходит по одному игроку из каждой команды. Этому игроку завязывают глаза и дают одну пластилиновую букву или цифру, слепленную ребенком из команды соперников. За определенное время (например, 1 мин) он должен угадать, что это за буква или цифра. Команда, отгадавшая наибольшее количество букв, выигрывает.

Дидактическая игра «Где спрятался звук? »

Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.

Необходимые материалы: У воспитателя набор предметных картинок.

У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идет с гласным звуком, синяя – с согласным).

Описание: Воспитатель показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или в конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

Дидактическая игра «Где наш дом?»

Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки.

Необходимые материалы: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков; прикрепленные к доске два домика, на кармашках которых написаны (вставлены) буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, например (с) или (ш).

Каждый ребенок, выйдя к доске, берет картинку, называет ее, определяет наличие звука (с) или (ш, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.

Дидактическая игра «Поезд»

Цель: развитие умения определять количество звуков в слове.

Необходимые материалы: поезд, составленный из плоских фигурок электровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по три окошка с кармашками для предметных картинок. Над окошками кружочки с обозначением количества звуков в слове. Предметные картинки с изображением животных.

Описание: Воспитатель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город к своим друзьям - ребятам, но не могут понять, кто где должен ехать. «Вы проводники вагонов и должны им помочь. В первый вагон могут сесть животные, названия которых состоят из трех звуков, во второй – из четырех звуков, в третий – из пяти звуков». По вызову воспитателя выходит ребенок, берет картинку с изображением животного и ищет его место в поезде, ориентируясь по цифрам на кармашке. Поезд отправится в путь только в том случае, если все животные правильно займут места.

Дидактическая игра «Угадай слово»

Цель: развитие умения проводить звукобуквенный анализ, различать гласные и согласные буквы.

Необходимые материалы: карточки с согласными.

Описание: Воспитатель ставит на наборное полотно согласные буквы и прочитывает их, например м-л-к- (молоко, с-п-г - (сапоги) и т. д., а дети отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по группам.

Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух-трех прямых открытых слогов. В конце игры воспитатель спрашивает, какие буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми.

Дидактическая игра «Живые буквы»

Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звукобуквенный анализ.

Необходимые материалы: карточки с цветными буквами.

Описание: 1 вариант. Каждому ряду даются карточки с буквами, на каждого ребенка по одной букве. Воспитатель называет слово. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в правой руке.

2 вариант. Воспитатель дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети одного ряда должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу.