Аутсорсинг кассовых операций. Телефон недоверия Агенты по продажам билетов в театр

Организация, применяющая УСН, занимается предоставлением услуг по организации торжеств и различных мероприятий. Была организованна выставка. В типографии изготовлены входные билеты. Билет лишь удостоверяет право на посещение выставки. Часть билетов была реализована через кассу за наличный расчет, а часть - юридическим лицам, которые осуществили оплату в безналичном порядке. Каков порядок бухгалтерского учета входных билетов и документальное оформление их реализации юридическим лицам, осуществившим оплату в безналичном порядке?

По нашему мнению, для целей бухгалтерского учета входные билеты на выставку можно рассматривать как бланки строгой отчетности. Дело в том, что сами по себе они не могут принести организации экономические выгоды и поэтому не могут быть признаны товарно-материальными ценностями (товаром, материалом); они лишь служат удостоверением права их покупателя на получение услуги, оказываемой организацией. В рассматриваемом случае - билет удостоверяет право на посещение выставки.

С правовой точки зрения приобретение билета означает заключение договора на оказание организацией услуг. Ведь договор может быть заключен и посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 ст. 432 ГК РФ). Приобретая входной билет на выставку, покупатель соглашается на приобретение услуг, оказываемых организацией в виде проведения выставки.

Отметим, что нормативными актами не раскрывается понятие "бланк строгой отчетности". Однако исходя из Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утверждено Минфином СССР 29.07.1983 N 105 по согласованию с ЦСУ СССР) можно прийти к выводу, что бланками строгой отчетности являются документы:

Имеющие уникальный номер;

Подлежащие особому хранению (в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность).

Учет билетов

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о наличии и движении находящихся на хранении и выдаваемых под отчет бланков строгой отчетности предназначен счет 006 "Бланки строгой отчетности" . Бланки строгой отчетности учитываются на счете в условной оценке, например, в оценке - 1 руб.

Отметим, что существует и другая позиция, в соответствии с которой бланки строгой отчетности учета учитываются не на забалансовом счете, а принимаются к учету по дебету счета 10 "Материалы" по фактически затратам на приобретение с последующим списанием на счет или %%%_16_%% . Однако, как мы указали выше, сами по себе бланки билетов не обладают способностью приносить организации экономические выгоды в будущем, а потому не должны учитываться на балансе организации в качестве актива.

Затраты на типографские услуги по изготовлению билетов следует рассматривать как расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг, на основании п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации".

Поступившие в организацию билеты принимаются к учету по дебету счета в условной оценке. Затраты на покупку бланков отражают по дебету счетов учета производственных затрат. Так, затраты на приобретение билетов могут отражаться либо по дебету счета 20 "Основное производство" , либо по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" в зависимости от порядка, предусмотренного учетной политикой организации.

Выручка от продажи билетов является доходом от обычных видов деятельности организации исходя п. 5 ПБУ 9/99 "Доходы организации".

Операции по оплате типографских услуг по изготовлению билетов оформляются следующими проводками:

Учтены билеты;

Признаны в расходах затраты на типографские услуги (на основании акта об оказанных услугах).

Реализация билетов отражается в следующем порядке:

Отражена оплата билетов;

Отражена выручка от реализации билетов;

Списаны реализованные билеты.

Оформление документов

Что касается документального оформления реализации билетов юридическим лицам, осуществившим оплату на организации, отметим следующее.

Действительно, поскольку, как Вы правильно заметили, билеты не являются товарно-материальными ценностями, при их реализации (форма N ТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций") не должна оформляться.

Отметим, что, поскольку билеты сами по себе являются бланками строгой отчетности, при их реализации оформление каких-либо документов действующим законодательством не предусмотрено.

В рассматриваемой ситуации организация может составить акт передачи входных билетов, форма которого может быть разработана и утверждена организацией самостоятельно с соблюдением требований п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ - с указанием следующих обязательных реквизитов:

Наименование документа;

Дата, когда он был составлен;

Наименование организации, составившей документ;

Единицы измерения и стоимость;

Должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

Личные подписи указанных лиц.

В данном документе могут быть также отражены серии и номера билетов, дата их передачи и иные существенные данные.

Кроме того, организация может выдавать покупателям (юридическим лицам) также и другие документы, например:

Программу выставки;

Приглашения;

Иные документы, которые могут помочь вашим контрагентам доказать, что расходы на посещение в выставке соответствуют критериям признания расходов, установленными п. 1 ст. 252 НК РФ.

К сведению:

Отметим, что одной из разновидностей бланков строгой отчетности является бланк строгой отчетности, приравненный к кассовому чеку (далее - БСО), порядок применения которого установлен Порядком осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее - Порядок).

Применение таких БСО связано с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", позволяющим организациям и индивидуальным предпринимателям осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих БСО.

То есть организация может воспользоваться указанным правом и не применять кассовый аппарат при осуществлении наличных расчетов с населением за предоставление им услуг в виде посещения выставки. Но для этого форма входного билета, выдаваемого покупателям - физическим лицам, и их учет должны соответствовать требованиям Порядка.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

27 июня депутаты Государственной думы приняли в третьем — окончательном — чтении законопроект, направленный на борьбу с перекупщиками билетов, а также регулирующий правила возврата и продажи билетов на культурные и зрелищные мероприятия. Закон о борьбе с так называемой «билетной мафией» должен вступить в силу с 1 сентября 2019 года.

Что это за закон о «билетной мафии» и о каких билетах в нем идет речь?

В первом чтении законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „Основы законодательства Российской Федерации о культуре“» был рассмотрен депутатами Государственной думы 15 января 2019 года. Документ регулирует правила покупки, продажи и возврата билетов в музеи, театры, цирки, на концерты. Также его действие распространяется на абонементы и продажу экскурсионных путевок на выставки, зрелищно-развлекательные, культурно-просветительские или театрально-зрелищные мероприятия. Речь идет как о бумажных билетах, купленных в кассе, так и об электронных.

В ходе рассмотрения из первоначального варианта были убраны штрафы за перепродажу билетов, а также более четко прописан порядок их возврата.

Кто может продавать билеты?

Согласно тексту закона, продажей билетов может также заниматься уполномоченная организация, с которой театр, музей, цирк, концертная компания, музыкальный или танцевальный коллектив и пр. заключает договор. Аналогичные требования распространяются и на ИП. В документе также указано, что организация вправе разрешить уполномоченному лицу передавать по договору другому лицу права и обязанности по реализации билетов, абонементов и экскурсионных путевок на зрелищные мероприятия. Передача прав и обязанностей осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Закон запрещает продавать билеты с наценкой, однако разрешает брать плату за дополнительные услуги: например, за бронирование или доставку. Размер этой платы должен составлять менее 10 процентов от цены билета, «если иное не предусмотрено договором, заключенным организацией исполнительских искусств или музеем с уполномоченным лицом», как отмечается в документе.

Можно ли будет покупателю продать купленный им ранее билет?

В первом варианте законопроекта даже за однократную перепродажу билета неуполномоченным лицом предлагалось ввести штраф в 300 тысяч рублей. К третьему чтению этот пункт убрали, и теперь человек может впоследствии продать купленный для себя билет по цене не выше номинала. В документе отмечается, что речь идет именно об однократной продаже.

А как быть с именными билетами?

Также законом определяются правила реализации и использования именных билетов. При покупке именного билета обязательно требуется предъявить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. На концерт, в театр, цирк или на другое мероприятие документ нужно взять с собой и показать на входе. По чужому паспорту пройти нельзя. Не пустят гражданина в зал и в том случае, если на его именном билете или абонементе есть исправления, помарки или ошибки в личных данных.

Как будет регулироваться возврат билетов?

Если человек раздумал идти на спектакль, концерт или подобное мероприятие, то за десять дней до него он сможет вернуть полную стоимость билета. При сдаче билета не позднее чем за пять дней — не менее половины, в срок от пяти до трех дней — не менее 30%. Если же до начала мероприятия остается менее 72 часов, то учреждения культуры вправе отказаться возвращать деньги за билет.

Аналогичный порядок возврата предусмотрен и для абонементов. Поясняется, что первым днем действия абонемента считается первое указанное в нем мероприятие. Учреждения могут не принимать к возврату билеты и абонементы (включая именные), проданные по акции или специальной программе.

В случае если мероприятие отменено по вине организатора, покупателю могут либо предложить посетить его в другое время, либо предложить альтернативу, либо вернуть деньги. Возврат билетов в связи с документально подтвержденными обстоятельствами болезни или смерти членов семьи будет осуществляться по правительственным нормативам.

Появившаяся еще в советские времена билетная мафия по-прежнему в деле: как выяснил РБК, она контролирует продажу до 20% билетов в самые популярные театры Москвы, а ее оборот исчисляется сотнями миллионов рублей

Малая сцена МХТ им. Чехова (Фото: Владислав Шатило / РБК)

23 июня Министерство культуры сообщило, что приступило к разработке законопроекта об ужесточении правил продажи билетов на театральные и культурно-массовые мероприятия. В Минкультуры не скрывают, что основная задача нового закона — борьба с билетными спекулянтами.

Этой инициативе предшествовал громкий скандал вокруг продажи билетов в МХТ, один из самых популярных театров Москвы: практически все билеты, поступившие в продажу в кассы, в считаные минуты оказались у перекупщиков.

«Буйволы» у МХТ

То, что происходило утром 6 мая у касс МХТ, стало достоянием общественности благодаря посту пользователя под ником Tnargime Rǝnni в Facebook. По его словам, подкрепленным видео, в день продажи билетов на июнь, на который планировались три премьерных показа спектакля Ренаты Литвиновой «Северный ветер», перед кассами МХТ выстроилась огромная очередь.

Однако за час до открытия касс охрана театра оттеснила от входа стоявших в голове очереди и пропустила вперед группу людей, которые скорее походили на завсегдатаев спортивных арен. Они зашли первыми и скупили практически все билеты на премьеры, хотя в одни руки по правилам продавалось по два билета.

В тот же день билеты на три спектакля «Северный ветер» появились на сайтах перекупщиков по цене от 9 тыс. до 27 тыс. руб. (номинал — 2,5-5 тыс. руб.). В соцсетях выражали уверенность, что подобная ситуация невозможна без содействия руководства театра.

Художественный руководитель МХТ Олег Табаков связал инцидент в очереди со «стабильным интересом зрителей» к театру.

Народный артист России Юрий Стоянов заявил РБК, что обвинять театр нельзя. «Какие претензии к театру, где три бабушки-билетерши? Это они, что ли, должны выйти на улицу на борьбу с этими мужиками, с этими буйволами, которые крышуют покупку билетов? То есть с человеческой точки зрения [то, что произошло] — полнейшее свинство, а с точки зрения закона абсолютно легитимно», — считает популярный актер.

С ним согласен первый заместитель директора «Ленкома» Сергей Вольтер: «Насколько я знаю, в дни предварительной продажи билетов Олег Павлович Табаков специально приезжает пораньше в театр, потому что ему нравится смотреть на очередь. Поэтому, не исключаю, это была какая-то провокация».

Однако есть и менее приятная для всего театрального мира точка зрения на этот околобилетный скандал. По мнению одного из перекупщиков, с которым поговорил РБК, конфликт у касс МХТ — результат прямой конкуренции дельцов, работающих на сером билетном рынке.

Кто продает билеты

Объем московского первичного рынка билетов составляет порядка 8,5-9 млрд руб. в год — это официальный доход всех столичных театров от продажи билетов. Приобрести их можно несколькими способами. Во-первых, по старинке, непосредственно в кассе. Другим легальным каналом продажи билетов выступают официальные билетные онлайн-агентства, имеющие договоры с театрами. Покупка у них в подавляющем большинстве случаев обойдется чуть дороже за счет комиссии, которую они берут за свои услуги.


Фото: Митя Алешковский / ТАСС

Онлайн-продажи через официальные билетные агентства приносят театрам порядка 1,5 млрд руб. Крупнейшим «белым» продавцом билетов (около 50% объема от всех онлайн-продаж) является компания Ticketland — правопреемница ООО «Московская дирекция театрально-концертных и зрелищных касс» (МДТЗК), которая более 90 лет развивала в столице сеть билетных киосков. В число лидеров белого билетного рынка входят также агентства «Пономиналу.ру», «Кассир.ру», «Партер.ру» и другие.

За свои услуги Ticketland получает 10-12% от суммы проданных билетов и берет еще 10% сервисного сбора с покупателей. Гендиректор компании Виталий Виноградов утверждает, что сервисный сбор взимается только с билетов на наиболее востребованные спектакли. ​Гендиректор «Партер.ру» Елена Глуховская рассказала РБК, что агентства при торговле билетами взаимодействуют с театрами в интернете через «единое поле»: «Как только где-то покупается билет, это становится известно и самому театру, и его агентам, то есть вероятность продать один и тот же билет сводится к нулю». Она отметила, что театр может и отказать агенту в продаже билетов на тот или иной спектакль. Как правило, это происходит в случаях с топовыми постановками, когда театр осуществляет реализацию билетов собственными ресурсами.

Наконец, когда в кассах и у агентств билетов нет, их почти всегда можно найти на сайтах «серых» перекупщиков. Там они стóят в несколько раз дороже номинала, но зато нет проблем с посещением самых востребованных постановок в самых популярных театрах — Большом, МХТ, имени Вахтангова и других. Объем этого сектора торговли театральными билетам не ниже «белого», а может, и превосходит его.

Миллиард для спекулянтов

Перекупщики билетов, продающие их затем за несколько номиналов, называют свой бизнес «вторичным билетным рынком». Как рассказал РБК основатель технологической билетной платформы Tickets Cloud Егор Егерев, вторичный билетный рынок существует во всем мире, однако в Европе и Америке он прозрачен и легален. «Тогда как в России стоит говорить не просто о сером, а о черном рынке перекупщиков. Однако сейчас некоторые компании уже работают над созданием более прозрачного вторичного рынка», — говорит Егерев.

На Западе вторичный рынок билетов на мероприятия составляет 20-25% от первичного, оценивает создатель сервиса Eticket4 Даниил Кручинин. Таким образом, если оценивать первичный московский билетный рынок в 8,5-9 млрд руб., то объем вторичного может достигать 2 млрд руб. в год.

Как рассказал РБК представитель агентства по продаже билетов «Пономиналу.ру», за рубежом практически весь вторичный рынок приходится на билеты, от которых их покупатели отказываются по тем или иным причинам; профессиональных перекупщиков на нем нет. «В жизни возникают ситуации, когда билеты куплены заранее, но потом выясняется, что пойти нет возможности. Однако в московских театрах билеты, как правило, обмену и возврату не подлежат, и люди рады продать их даже ниже покупной цены. Такие билеты, думаю, составляют чуть меньше половины общего объема вторичного рынка в столице. С учетом этого рынок именно спекулятивных операций в Москве составляет порядка 1-1,2 млрд руб. в год», — считает собеседник РБК.

При этом с развитием технологий билетные спекулянты практически перестали работать непосредственно у входа в театр перед спектаклями, предлагая «лишний билетик», — более 90% билетов они реализуют онлайн.

Насколько законен бизнес театральных перекупщиков

Партнер адвокатского бюро «А2» Михаил Александров считает, что ни уголовного, ни административного законодательства спекулянты билетами не нарушают. «Купил дешевле, а продал дороже — это нормальный экономический процесс, а наказание за спекуляцию в российском законодательстве не предусмотрено», — отметил адвокат в беседе с РБК.

По его словам, деятельность по продаже билетов на культурно-зрелищные мероприятия, в том числе в театры, лицензии не требует. «Налоги, конечно, надо платить, но это относится к любым видам доходов, и этим уже должны заниматься налоговые органы», — отметил Александров.

Представитель управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Москве также считает туманными перспективы привлечения спекулянтов к ответственности. «Надо найти пострадавшего, он должен написать заявление, что его, например, обманули. Но все это достаточно шатко», — сказал он РБК.

Руководитель Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин считает, что потребительское законодательство в таких случаях неприменимо. По его мнению, массовая скупка билетов невозможна без участия администраций культурных учреждений и поэтому борьба с этим явлением должна идти через работу с коммерческими службами театров.

Взятки театрам

Виталий Виноградов считает, что у спекулянтов два основных канала получения билетов. Относительно легальный — покупка билетов в кассах театра в самые первые минуты после старта официальных продаж и теневой — у многих спекулянтов есть свои люди в театрах, которые продают им билеты еще до поступления в официальную продажу.

РБК поговорил с несколькими дельцами, зарабатывающими на перепродаже театральных билетов и не пожелавшими раскрыть свои полные имена. Василий — один из самых известных в столице спекулянтов театральными билетами со стажем три десятка лет. Среди друзей его страницы в социальной сети немало представителей театрального мира Москвы. Однако он утверждает, что связи в театрах ему не нужны, потому что билеты для перепродажи можно купить в кассе или на сайте театра. «На многие топовые спектакли ограничивают продажу билетов в одни руки — не более двух-четырех билетов. Поэтому мы нанимаем людей, которые занимают очередь перед открытием касс и покупают билеты», — рассказал он.

Василию принадлежит несколько сайтов, где всегда можно найти билеты на аншлаговые постановки. По его словам, кроме Большого в сфере интересов постоянных перекупщиков — Театр им. Вахтангова, МХТ им. Чехова, Мариинский, Театр наций, «Ленком».


Очередь у кассы МХТ им. Чехова. Март 2015 года (Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС)

Галина называет свою компанию «мощной интернет-структурой», которой администрации театров передают огромную часть билетов.

«До 40% билетов театры не отдают в свободную продажу, это бронь для гостей, спонсоров, сотрудников. Причем это хорошие места. Нам продают до половины этой брони и по номинальной цене. На перепродаже этих билетов мы зарабатываем миллионы и никаких налогов не платим», — признается Галина.

Представитель еще одного «серого» билетного сайта, Антон, как и Василий, работает через кассы. «Мы стараемся в кассах театров выкупать лучшие места. Есть клиенты, кто хочет сидеть именно там, и им все равно, сколько это стоит», — говорит он. Лучшие — это центр партера, бенуар, центральные места первых рядов бельэтажа и балконов. «Каналы продаж у нас, как у всех интернет-магазинов, — пояснил Антон. — Отличие билета от остального товара — дефицит и срок исполнения. Можно сказать, мы покупаем опцион на право посещения мероприятия со сроком исполнения, указанным на билете, и пытаемся его продать».

Экономика перекупки

Как рассказывает Галина, на зарплату сотрудникам ее компании уходит не более 200 тыс. руб. в месяц; можно вполне обойтись парой специалистов, отвечающих на телефонные звонки, и одним ответственным за работу сайта. Число курьеров, доставляющих билеты конечным покупателям, зависит от сезона и спроса. Обычно в штате до трех курьеров. Их заработок напрямую зависит от количества выполненных заказов, но в среднем составляет 20 тыс. руб. Самая значительная статья расходов — это продвижение своих услуг в интернете. «На рекламу в «Яндекс.Директ» уходит по 300 тыс. руб. в месяц. Но иначе клиент к нам не придет», — сетует Галина.

Сумма взяток для работников театров, по словам Галины, зависит от стоимости билетов — как правило, 10% от номинальной цены. Но эти деньги идут не в карман кассиров или администраторов, а на нужды театра. «Театры — это бюджетные учреждения, и провести официально расходы, например на банкет, не всегда бывает просто. Поэтому неучтенная наличка их очень выручает», — рассказала она.

Расходы Василия отличаются тем, что ему приходится нанимать людей «в очередь». Число «наемников» зависит от конкретного спектакля, вместимости зала, сезона, от собственной интуиции — это от 15 до 50 человек, рассказывает он. Как правило, это студенты и пенсионеры, каждый получает 200-500 руб. «Бывает, что и сам стою, мне даже нравится этот процесс», — признался Василий.

По его словам, средняя наценка на билеты, которые продаются через его интернет-сайты, составляет 100% к номиналу. «Нашу наценку на билеты мы называем услугой по бронированию и доставке билета и выдаем клиентам отдельный чек. И с этой суммы платим налоги», — подчеркивает Василий. Оборот его бизнеса в среднем составляет 2,5 млн руб. в месяц, прибыль — около 1,5 млн.

Антон говорит, что накрутка к номинальной стоимости билета на его сайте может доходить до двух, трех раз и более; месячный оборот сайта превышает 2 млн руб., прибыль — 1,3 млн.

Кризис для спекулянтов

Василий почти с удовольствием вспоминает 80-90-е годы: тогда, говорит он, билетная мафия действительно существовала. Доходы были невообразимыми, чужих в эту сферу не пускали, ее крышевал преступный мир, при конфликтах дело доходило до стрельбы. Но с тех пор все сильно изменилось, говорит он. «Сейчас многие живут представлениями 25-летней давности, когда все спекулянты платили дань ОПГ. Но это миф, билетной мафии больше нет. Каждая фирма, каждый брокер работают автономно и ни с кем в сговоре не состоят», — уверяет Василий. По его оценке, в Москве сейчас работают 100-120 перекупщиков.

«Раньше только у Большого театра работали как минимум 50 человек. Плюс были люди, продававшие билеты в Государственный Кремлевский дворец, в «Ленком», в киноконцертный зал «Россия», на спортивные мероприятия. Было четкое деление по площадкам: перекупщики, работавшие у Большого, не занимались другими театрами, и наоборот, — рассказывает собеседник РБК. — Сейчас такого деления уже нет, спекулянты работают по всем площадкам сразу».

По словам Василия, в первой половине этого десятилетия в его бизнесе был подъем — стабильный рост продаж на 50-60% в год. Рост интереса к театру способствовал и росту конкуренции среди перекупщиков, количество сайтов с дорогими дефицитными билетами росло. Однако последние год-два, по его словам, начался обратный процесс.

«Рост цен на билеты и скудный репертуар многих топовых театров привели к падению интереса зрителей. Соответственно, у спекулянтов спрос на билеты стал значительно скромнее», — рассказал Василий.

«Невозможность припарковаться и бешеные пробки отбивают у людей всякую охоту спонтанно посетить театр», — добавляет Антон.

Тем не менее Василию и сейчас есть чем похвалиться. Только на одном июньском показе спектакля «Чужая жена и муж под кроватью» в Театре им. Вахтангова его заработок составил 150 тыс. руб. «Я взял 80 билетов на этот спектакль по 1-1,6 тыс. руб. и продал через интернет за 3-3,5 тыс., — рассказывает он. — Конечно, всегда есть риск, что не удастся скинуть все купленные билеты, но внакладе все равно не останешься. Заработка меньше чем 50 тыс. руб. за одно представление у нас не бывает».

По словам Василия, на спектакли в Большом спекулянты скупают 15% всех билетов, в «Ленкоме» и МХТ им. Чехова — 20%, в Театре наций и Театре им. Вахтангова — по 10-15%.

Скандал вокруг МХТ им. Чехова, по его словам, уже привел к потере доходов. Василий считает, что в тот день у касс одна группа спекулянтов просто подвинула другую. «Пришли люди, которые специализируются на перепродаже билетов на спортивные мероприятия, так называемые спортсмены, и просто оттеснили из очереди конкурентов», — рассказал Василий РБК.

«Золотой» «Щелкунчик»

Профессионалы театрального мира согласны с тем, что доходы перекупщиков по-прежнему значительны и через их руки проходит немало билетов. По оценке директора Большого театра Владимира Урина, на новогодних показах знаменитого «Щелкунчика» перекупщики заработали около €1 млн. При номинальной цене билетов 13-15 тыс. руб. у спекулянтов они стоили по 80 тыс.


Фото: Стас Владимиров / «Коммерсантъ»

«Почти все билеты мы продаем через наш интернет-сайт, — рассказал РБК Сергей Вольтер. — И хотя там тоже есть определенные ограничения по количеству продаваемых билетов, со спекулянтами бороться у нас нет возможности. На наши топовые спектакли на сайтах перекупщиков торгуется даже не 15-20, а до 40% билетов».

Билеты на спектакли «Ленкома», «Мастерской Петра Фоменко», Театра им. Вахтангова на сайтах спекулянтов стоят от 5 тыс. до 15 тыс. руб. при номинале от 300 до 8 тыс. руб.

Директор Театра наций Мария Ревякина, рассказывая о наценках перекупщиков, привела в пример спектакль «Заводной апельсин»: билет на него в кассе театра стоит 1,5 тыс. руб., а у спекулянтов — 7 тыс. В декабре 2016 года на постановку по пьесе Антона Чехова «Ивáнов» при номинальной цене билетов 8 тыс. руб. их стоимость на сайтах у спекулянтов достигала 32 тыс. По оценке администрации театра, каждый спектакль приносил спекулянтам по 1,5-2 млн руб.

Биржа для своих

Чтобы действовать максимально эффективно, перекупщики создали Ассоциацию участников билетного рынка (АУБР). Сейчас в нее входят 74 члена, которые обязаны придерживаться главных двух правил: торговать только подлинными билетами и быть участниками специальной внутренней интернет-биржи билетов market.zriteli.ru. Члены ассоциации размещают там информацию об имеющихся билетах и их цене. «Раньше, чтобы узнать о наличии нужных билетов, спекулянты обзванивали друг друга, а сейчас биржа — это цивилизованная форма обмена информацией, — рассказал РБК представитель АУБР, — в месяц через нее проходит около 2,5 тыс. билетов».

Правда, представитель ассоциации признает, что хотя все ее члены торгуют подлинными билетами, некоторые заклеивают на них стоимость и замазывают надпись «неудобное место».

​«Да, мы часто заклеиваем цены на билетах, особенно когда накрутка большая, — признал в разговоре с РБК Антон. — И только для того, чтобы клиентов не смущать, ведь им, по сути, все равно, бумажный у них билет или электронный и что на нем указано, главное — в театр попасть».

Можно ли победить спекуляцию

Антон рассказал, что недавно ему позвонили из правоохранительных органов с вопросом, где он берет билеты в Большой театр.

«Говорят, жалоба какая-то, мол, поступила на нас. Но это происки конкурентов», — считает Антон. Он уверен, что никаких законов не нарушает, поэтому привлечь его к какой-либо ответственности невозможно.

Между тем власти настроены заполнить этот пробел в правовом поле. Так, в Минкультуры готовится законопроект о запрете продажи билетов по цене выше номинала, рассказал РБК источник в министерстве. При этом заниматься их реализацией смогут только сами театры и агентства, заключившие с ними официальный договор. Всем остальным грозит штраф — от 3 тыс. руб. для физических лиц до 1 млн руб. для юридических.

Другие идеи — законодательно ограничить продажу билетов в одни руки (сейчас такие ограничения устанавливают сами театры), а также ввести именные билеты, данные на которых будут сверяться с паспортом при входе в театр.

Впрочем, не все эти предложения поддерживают в театральном сообществе. «Давайте представим, что придет человек с билетом на другое имя. Скажет, что ему этот билет подарили. И мы что, должны будем его выгонять, устраивать таким образом свалку на входе?» — говорит Мария Ревякина. Она считает, что более эффективный метод это повышение цен на билеты в кассах театров, ведь чем меньше цена, тем больше дельта спекулянтов.

«В советское время спекуляция наказывалась, причем сурово. Сегодня этим бизнесом занимаются те же люди, кто в советские годы торговал билетами под колоннами Большого театра. И предполагать, что нежное усиление ответственности их испугает, не приходится», — считает ректор ГИТИСа Григорий Заславский.

Виталий Виноградов предлагает кардинально поменять систему продаж билетов на спектакли, пользующиеся повышенным спросом, организовав «билетные аукционы». «Брокеры могли бы продавать на аукционах хорошие места, то есть те самые, что сейчас выкупают по номинальной цене спекулянты», — полагает он.

Делец от перекупки Василий считает, что в случае принятия закона те из перекупщиков, кто платит налоги, просто уйдут в тень и будут работать как физлица, чтобы минимизировать ответственность.

Театр без спекулянтов вокруг и не театр вовсе, уверен он. «На самом деле каждый директор театра мечтает о спекулянтах. Ведь это круто, престижно и демонстрирует востребованность!» — говорит Василий.

Аутсорсинг кассовых операций – довольно новый и не до конца освоенный вид услуг на российском рынке. Появилась эта система в результате стремления увеличить эффективность компании, качество обслуживания, и в то же время уменьшить её затраты. Недостаточное количество высококвалифицированных бухгалтеров поспособствовало внедрению аутсорсинга для налаживания процесса документооборота и стабильности кассовых операций.

Наша компания предоставляет качественные услуги по курированию документооборота и аутсорсингу кассовых операций.

С нами вы можете быть уверены, что:

  • Процессы документооборота по кассовым операциям будут оптимизированы.
  • Ошибки в ведении документооборота и кассы будут полностью исключены.
  • Исчезнут затраты на содержание таких сотрудников, как бухгалтеры и кассиры.
  • Риск получения штрафов со стороны контролирующих органов будет минимизирован.
  • Все подразделения превратятся в слаженный, стабильно работающий механизм.
  • Будет соблюдена конфиденциальность в вопросе заработной платы.
  • Повысится «прозрачность» компании.
  • Увеличится свободное время, которое можно посвятить непосредственно ведению бизнеса.

Так же мы предоставляем услуги по аутсорсингу кассиров, что позволит вам сэкономить время и силы, которые в большом объеме затрачиваются на поиск квалифицированных специалистов, которым можно доверить столь ответственное дело как кассовые операции. К тому же это очень удобно, если необходимо заменить работника на время больничного. Исчезает необходимость оформления его в штат на этот период.

Когда ваша касса на аутсорсинге, вы можете быть спокойны за свой бизнес. Специалисты нашей компании возьмут все сложности на себя.

Связавшись с нами, вы сможете проконсультироваться по ценам и тарифам, выбрать оптимальный пакет услуг и удостовериться в том, что качество для нам на первом месте!

"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1

Сегодня в России насчитывается несколько сотен театров. Некоторые из них имеют более чем вековую историю, а какие-то созданы совсем недавно. Их главное предназначение - творчество. Но деятельность любой творческой организации невозможна, если в ней нет бухгалтерии и не ведется учет. Очевидная специфичность театральных организаций предопределяет ряд особенностей их бухгалтерского учета. В данной статье рассмотрен вопрос об учете операций по реализации театральных билетов.

Согласно Положению о театре в Российской Федерации (далее - Положение N 329), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25.03.1999 N 329, театр - это организация, основной деятельностью которой являются подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих услуг. Театр, как и любая другая некоммерческая организация, вправе осуществлять и предпринимательскую деятельность, но лишь для достижения целей, ради которых он создан.

Таким образом, деятельность театра подразделяется на основную бюджетную (некоммерческую) и предпринимательскую. В Положении N 329 определены основные виды театральной деятельности:

  • создание и показ спектаклей, организация гастролей, концертов, проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов;
  • проведение стажировок ведущими мастерами и деятелями театра;
  • изготовление по заказам и договорам с другими юридическими и физическими лицами предметов художественного оформления спектаклей, концертов, представлений;
  • подготовка, тиражирование и реализация информационно-справочных изданий, копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью театра;
  • прокат и реализация костюмов, оборудования, реквизита, бутафории, гримерных принадлежностей;
  • реализация сопутствующих услуг, предоставляемых зрителям театра, и другие виды деятельности, приведенные в п. 23 Положения N 329.

В данный момент экономическая деятельность театра регулируется единственным законодательным документом - "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" N 3612-1 от 09.10.1992 в ред. 2005 г.

Бланки билетов

Организации и учреждения, оказывающие услуги в сфере культуры и искусства, осуществляют расчеты с населением без применения контрольно-кассовой техники, правда, при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам и утвержденных Порядком учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности. Об этом сказано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (далее - Положение N 171).

Формы бланков билетов установлены Приказом Минфина России от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности" (далее - Приказ N 20н). Однако в связи с тем, что Правительством РФ утверждено Положение N 171, требования к билету, как к бланку строгой отчетности, стали жестче с целью максимально приблизить его к кассовому чеку. В данном нормативном документе установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее действовавшими требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности согласно новым требованиям до 1 января 2007 г.

Бланк билета, на основании Положения N 171, должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • сведения об утверждении формы бланка;
  • наименование, шестизначный номер и серия;
  • код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;
  • наименование и код организации, выдавшей бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • вид услуг;
  • единица измерения оказания услуг;
  • стоимость в денежном выражении;
  • дата осуществления расчета;
  • наименование должности, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации (п. 5 Положения N 171).

На бланке должны быть указаны сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж) (п. 7 Положения N 171).

Обратите внимание: при налоговых проверках учреждений культуры требования налоговиков к бланкам строгой отчетности вполне законны, так как Положение N 171 - действующий нормативный документ. Поэтому во избежание проблем, по мнению автора, отсутствующую информацию на театральном билете нужно указать разработанным в учреждении штампом - проштамповать существующие бланки строгой отчетности и пользоваться ими до конца года.

Министерство культуры РФ Письмом от 13.04.2000 N 01-67/16-21 до учреждений культуры и искусства довело согласованные с Минфином Методические указания о порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями системы Минкультуры России (далее - Методические указания).

Утвержденные в соответствии с Приказом N 20н и Положением N 171 бланки строгой отчетности печатаются типографским способом с обозначением серии и порядкового номера. Как правило, стационарные театры изготавливают комплекты билетов по числу мест в зрительном зале. Кроме того, бланки можно изготовить самостоятельно, например, на компьютере. Однако при этом необходимо соблюдать нумерацию и применять специальную программу автонумерации, которая исключает возможность повтора номера.

В случае если учреждение культуры и искусства сотрудничает с распространителями, использующими автоматизированные информационные системы продажи входных билетов, следует руководствоваться Письмом Минкультуры России от 17.03.2005 N 7-01-16/08 "Об особенностях функционирования билетного хозяйства в сфере культуры и искусства Российской Федерации".

Художественное оформление билетов, определение характера и содержания указанной в них информации, а также их техническое редактирование учреждение культуры и искусства производит самостоятельно.

Контроль над сохранностью бланков строгой отчетности

Руководство учреждения должно обеспечить строгий контроль над сохранностью и правильным ведением бухгалтерского учета бланков строгой отчетности. Билетные комплекты должны храниться либо в специальной кладовой, либо в сейфе под замком. Ответственность за организацию хранения билетов и абонементов в соответствии с действующим законодательством несет руководитель учреждения или другие работники по его письменному указанию.

Проверка бланков строгой отчетности, хранящихся у должностных лиц, проводится одновременно с ревизией денежных средств в кассе в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40.

Нереализованные билеты списываются и уничтожаются в порядке и сроки, установленные для бланков строгой отчетности приказом руководителя учреждения. Корешки бланков строгой отчетности хранятся пять лет.

Изъятые из обращения билеты списываются на основании составленного комиссией акта, утвержденного руководителем учреждения. При этом к данному акту прилагаются документы (акты) об уничтожении.

Кроме обязательных инвентаризаций бланков строгой отчетности, необходимо проводить внезапные контрольные проверки их наличия, правильности заполнения и использования в сроки, установленные руководством учреждения.

О случаях выявленных расхождений или недостач бланков строгой отчетности главный бухгалтер должен немедленно доложить руководителю учреждения для принятия мер. Сделать это нужно в письменном виде.

Копии квитанций, корешки бланков строгой отчетности, подтверждающие суммы принятых наличных денег, должны храниться в учреждении в упакованном виде в архиве или на складе в течение пяти лет.

Бухгалтерский учет операций с билетами

Основным источником доходов театральных организаций являются сборы от продажи билетов на спектакли. Бухгалтерский учет билетов, в соответствии с новой Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, осуществляется следующим образом.

Изготовленные в типографии бланки строгой отчетности принимаются по накладной и счету типографии представителем заказчика по доверенности. При приемке изготовленных бланков строгой отчетности проводится полная проверка: сличаются фактическое количество бланков строгой отчетности, их серии, номера по данным, указанным в накладных (квитанциях и т.п.).

Получение бланков строгой отчетности от типографии отражается учреждением по фактической цене приобретения следующей записью:

Дебет счета 2 105 06 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"

Кредит счета 2 302 22 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов".

Поступившие на склад бланки строгой отчетности учитываются на счете 2 105 06 340 как прочие материальные запасы по фактической стоимости приобретения и одновременно как бланки строгой отчетности на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности на складе" в условной оценке: 1 руб. за один бланк.

К счету 03 "Бланки строгой отчетности" можно ввести следующие субсчета:

03-1 "Бланки строгой отчетности на складе";

03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете";

03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации";

03-4 "Бланки строгой отчетности, не реализованные и подлежащие уничтожению".

Аналитический учет бланков строгой отчетности ведется в Книге учета бланков строгой отчетности (ф. 0511819) по видам, сериям и номерам, по местам их хранения с указанием даты получения (выдачи) бланков, их количества и стоимости, а также по материально-ответственным и подотчетным лицам. На основании данных по приходу и расходу бланков строгой отчетности выводится остаток на конец периода. Книги должны быть прошнурованы и опечатаны сургучной (мастичной) печатью, а количество листов заверяется руководителем учреждения.

При выдаче бланков строгой отчетности со склада вносится следующая запись по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости (списание материальных запасов должно быть отражено в учетной политике учреждения):

Дебет счета 2 401 01 272 "Расходование материальных запасов"

Кредит счета 2 105 06 440 "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов".

Одновременно бланки строгой отчетности списываются с забалансового счета 03-1 "Бланки строгой отчетности на складе" и принимаются к учету на забалансовый счет 03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете".

Лицо, ответственное за реализацию бланков строгой отчетности, выдает зарегистрированные бланки строгой отчетности по накладным кассиру билетной кассы, нештатным уполномоченным, городским театральным кассам для реализации. Выдача билетов уполномоченным по реализации билетов может производиться только при наличии договора подряда, заключенного между театром и уполномоченным, и договора о полной материальной ответственности. Накладная выписывается в двух экземплярах - один выдается вместе с бланками строгой отчетности, второй передается в бухгалтерию учреждения.

Продажная цена на бланках билетов, как правило, не печатается, так как может различаться в зависимости от спектакля, времени, когда он демонстрируется, состава актеров, поэтому цена проставляется непосредственно перед продажей билетов. При этом на билете ставится штамп театра.

При выдаче бланков строгой отчетности распространителям, с которыми заключен договор длительного характера, на сумму реализации билетов, не относящуюся к доходам текущего отчетного периода, производится бухгалтерская запись с использованием счета 0 401 04 130 "Доходы будущих периодов". По мнению автора, применять данный счет целесообразно в связи с поэтапной сдачей услуг по показу спектаклей и концертов. Бухгалтерская запись будет выглядеть следующим образом:

Дебет

Кредит

Проштампованные и зарегистрированные бланки строгой отчетности при передаче на реализацию списываются с забалансового счета 03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете". Одновременно производится запись на забалансовом счете 03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации".

Должностные лица отчитываются за полученные и использованные бланки строгой отчетности корешками квитанций, копиями кассовых ведомостей и кассовыми отчетами по отрывным билетам в день сдачи выручки. Отчеты должностных лиц служат основанием для оприходования выручки по приходному ордеру.

Не возвращенные своевременно бланки строгой отчетности считаются проданными, и городская театральная касса или нештатный уполномоченный оплачивают их номинальную стоимость.

Нештатные уполномоченные по реализации бланков строгой отчетности и билетные кассиры учреждения обязаны в срок, установленный приказом руководителя учреждения, сдать в кассу учреждения или перечислить на его счет вырученные деньги за реализованные бланки строгой отчетности.

Сводный отчет о продаже бланков строгой отчетности по каждому спектаклю, концерту, представлению должен составляться на основании данных о регистрации бланков строгой отчетности, накладных на их отпуск для реализации, накладных на возврат непроданных бланков строгой отчетности. Сводный отчет должен поступать в бухгалтерию учреждения для проверки и обработки не позднее следующего дня после спектакля, концерта, представления при проведении их на стационаре. К этому отчету должны быть приложены корешки бланков строгой отчетности использованного комплекта в сброшюрованном виде.

Признание выручки текущего отчетного периода от реализации бланков строгой отчетности оформляется по цене реализации записью:

Дебет счета 2 401 04 130 "Доходы будущих периодов от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

Кредит счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг".

Поступление выручки от реализации билетов отражается проводкой:

Дебет счета 2 201 01 510 "Поступление денежных средств учреждения на банковские счета" или

Дебет счета 2 201 04 510 "Поступления в кассу"

Кредит счета 2 205 03 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг".

При применении электронной формы реализации бланков строгой отчетности на сумму реализации производится следующая запись:

Дебет счета 2 205 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

Кредит счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг".

Возврат нереализованных бланков

Возврат нереализованных бланков строгой отчетности оформляется накладной и отражается по цене реализации способом "красное сторно":

Дебет счета 2 205 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

Кредит счета 2 401 04 130 "Доходы будущих периодов от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг".

Исправление способом "красное сторно" оформляется Справкой (ф. 0504833), в которой необходимо сделать ссылку на номер и дату исправляемого Журнала операций, а также обосновать внесение исправлений. Возврат нереализованных бланков строгой отчетности отражается списанием с забалансового счета 03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации" и записью на забалансовом счете 03-4 "Бланки строгой отчетности нереализованные". Нереализованные бланки строгой отчетности указываются в Акте о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816). На его основании в срок, установленный приказом руководителя учреждения, бланки строгой отчетности уничтожаются и списываются с забалансового счета 03-4 "Бланки строгой отчетности нереализованные".

Рассмотрим учет реализации билетов на примере.

Пример. Театр приобрел у типографии 10 000 бланков билетов. Стоимость заказа составила 15 000 руб., НДС не начисляется. 300 билетов после оформления надлежащим образом были переданы для реализации в кассу театра. Цена одного билета на спектакль - 200 руб. Реализовано было 270 билетов, непроданные билеты были возвращены в бухгалтерию театра.

Бухгалтер отразил операции следующим образом.

Дебет

Кредит

Получены бланки билетов от

типографии

Отражено поступление бланков

билетов на склад

Выданы билеты в подотчет на

штамповку

Отражено выбытие со склада

бланков билетов

Выданы билеты

распространителю на

реализацию

Отражена выдача бланков

строгой отчетности с

подотчета на реализацию

Проданы билеты

распространителем

Поступила в кассу выручка

от реализации билетов

Отчитано за реализованные

бланки строгой отчетности

Отражен возврат билетов

методом "красное сторно"

Отражен возврат бланков

строгой отчетности

Согласно акту бланки

непроданных билетов

уничтожены

С.Гулиева

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"