Этапы ренессанса. Школьная энциклопедия

1. Общие сведения

Возрождение, или Ренессанс - это период в культурно-историческом развитии стран Центральной Западной и Северной Европы пришедший на смену средневековью. В средневековье сложились основные предпосылки для культурного взлёта Возрождения, а само Возрождение стало в свою очередь мощным толчком для последующего развития культуры в эпоху просвещения. Несмотря на локальность Возрождение оно оказало глобальное влияние на последующее развитие культуры. Ренессансные идеи распространялись в европейских странах неравномерно, поэтому в Возрождении принято выделять несколько периодов.

1.1. Предпосылки Возрождения

Возрождение – это прежде всего явление городской культуры. Зарождение в недрах феодального строя новых буржуазных экономических отношений связано в первую очередь в городом. Размывание сословных рамок и сословной замкнутости, накопление материальных богатств и рост политического влияния горожан, проявившийся и в появлении городов-республик способствует формированию нового гражданского сознания. Средневековый горожанин это человек далёкий от аристократизма знати и аскетизма церкви. Материальную основу своей жизни он выстраивает благодаря своей энергии, трудолюбию, деловым качествам, знаниям. Поэтому и в других людях он ценит те же качества. Одновременно, горожане это в своём большинстве люди грамотные, умеющие ценить прекрасное, стремящиеся к знаниям и красоте, именно на их восприятие и ориентированы прекрасные произведения искусства эпохи Возрождения. Своеобразным толчком к началу эпохи Возрождения послужило знакомство европейских народов с произведениями античной культуры. Сам термин Возрождение понимался как попытка возродить высокие достижения античной культуры, подражать им, хотя на самом деле итоги Возрождения оказались более существенными. Не случайно впервые ренессансные идеи возникли в Италии, на территории которой сохранилось значительное количество античных памятников. Часть представлений об эпохи античности была получена итальянцами, ведшими активную торговлю в Средиземном море из Византии, где античное искусство не было разрушено нашествием варваров вплоть до XV в. и динамично развивалось.

1.2. Периодизация Возрождения

1.2.1. Общеевропейская периодизация

В общеевропейской периодизации эпохи Возрождения выделяют три основных периода.

Раннее Возрождение (с 1420 по 1500 гг.) захватывает в основном территорию Италии характеризуется тем, что в это время собственно ренессансные произведения известны только в Италии, в других странах ещё пытаются совмещать традиционные приёмы с новыми ренессансными веяниями, признаки готического искусства заметны ещё во многих произведениях.

Высокое Возрождение (1500 по 1580 гг.) пик развития ренессансного искусства в Италии и начало его заката, мощный расцвет интереса к античности и новым технологиям в искусстве в европейских странах. В Рим как в столицу искусства стремятся талантливые люди со всей Европы.

Позднее Возрождение (1580-1650 гг.) период, когда в Италии идеи Возрождения, теснимые церковью приходят в упадок, но получают второе дыхание в странах Северной Европы, где получают новый импульс и преломляются в работах голландских, немецких, английских деятелей искусства, поэтому это время называют ещё Северным Возрождением. Искусство Северного возрождения развивалось под влиянием реформации, поэтому пропитано антиклерикальным духом и придает большое значение вопросам веры. Но в отличии от итальянского искусства стремившегося приукрасить, идеализировать действительность, более тяготело к реальности. В конце этого периода появляется увлечение ложной живописностью, вычурность форм и бессистемная компоновка античных мотивов, утрачивается органичность, дух ренессансных идей. Эти тенденции в искусстве получают название маньеризм, вслед за которым утверждается стиль барокко.

1.2.2. Итальянская периодизация

Эпоха Возрождения в Италии длилась недолго, она укладывается в XIV -XVI вв. В развитии ренессансных идей и искусства принято выделять следующие периоды:

Дученто (XIII в.) так на итальянском звучит название XIII века, отмеченного появлением ренессансных признаков в искусстве, этот период называют ещё Проторенессансом.

Треченто (XIV в.) итальянское наименование XIV в. для в котором ренессансные идеи проявились, прежде всего в живописи. Выдающимся живописцем этого времени был Джотто ди Бондоне (см: 3.1.) В это же время благодаря творчеству Данте, Петрарки, Боккаччо (см: 3.2.) произошёл поворот к гуманизму в литературе.

Кватроченто (XV в.) - итальянское обозначение эпохи искусства XV века, являющейся пиком, расцветом идей возрождения во всех областях искусства, временем жизни и творчества Ботичелли, Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Беллини и др.

Чинквече́нто (XVI в.) итальянское название периода заката Высокого Возрождения и начала Позднего Возрождения. Творившие в это время Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти и Тициан, Веронезе и Тинторетто внесли неоценимый вклад в развитие не только итальянской, но и мировой культуры.

Возрождение

Возрожде́ние , или Ренесса́нс (фр. Renaissance , итал. Rinascimento ) - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи - начало XIV- последняя четверть XVI века.

Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское ВозрождениеIX века.

Общая характеристика

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма - общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Периоды эпохи

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.

Высокое Возрождение

Второй период Возрождения - время самого пышного развития его стиля - принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.

Северное Возрождение

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Выдающиеся представители - Ян ван Эйк (ок. 1390-1441), Рогир ван дер Вейден (1399 или 1400-1464), Гуго ван дер Гус, Питер Брейгель Старший (1525/1530-1569).

[править]Человек эпохи Возрождения

Основная статья : Ренессансный гуманизм

Наука

Развитие знаний в XIV-XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мираНиколая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты [источник не указан 522 дня ] , многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации.

Философия

Основная статья: Философия Возрождения

В XV веке (1459) во Флоренции возрождается Платоновская академия в Кареджи.

Философы эпохи Возрождения

  • Леонардо Бруни
  • Марсилио Фичино
  • Лоренцо Валла
  • Манетти
  • Жан Боден
  • Мишель Монтень
  • Томас Мор
  • Эразм Роттердамский
  • Мартин Лютер
  • Томмазо Кампанелла
  • Джордано Бруно

Литература

В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304-1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV-XVI веке итальянская литература пережила расцвет - лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313-1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469-1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474-1533) и Торквато Тассо (1544-1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран...

Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне»Боккаччо, «Дон Кихоте»Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле»Франсуа Рабле.

С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур - в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.

Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564-1616, Англия) и Лопе де Вега (1562-1635, Испания)

Изобразительное искусство

Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.

Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

Архитектура

Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

Возрождение или Ренессанс (Ринашименто), – одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры с середины XIV по первое десятилетие XVII в. Это эпоха крупных перемен в истории народов Европы. Она характеризуется :

Кризисом феодализма;

Зарождением капитализма;

Формированием новых сословий: буржуазия и наемные работники;

Созданием крупных национальных государств и формированием наций.

Эпоха великих географических открытий, когда расширялись границы мира. Изменялся духовный облик человека, человек приобретал черты, помогающие ему освоиться в новом мире. Изобретение книгопечатания помогло духовной революции. Происходит развитие науки и техники.

Эта эпоха делится на четыре периода:

1. Проторенессанс (вторая половина ХШ-XIV в.) - носит переходный характер от культуры средневековья к Возрождению, когда последняя вызревает в рамках первой.

2. Раннее Возрождение (ранний Ренессанс) - XV в. - представляет культуру эпохи Возрождения в чистом виде со всеми ее характерными особенностями.

3. Высокое Возрождение - 70-е гг. XV в. - 1530 г. – наивысший расцвет культуры Возрождения.

4. Позднее Возрождение (1530-1590 гг.) - спад в развитии культуры Италии, связанный прежде всего с потерей независимости, с войнами, прокатившимися по ее территории и с усилением власти церкви (конец XV-XVII в. - северное Возрождение – культура европейских стран севернее Италии).

Особенностью ранней буржуазной культуры было обращение к античному наследию (не возврат к прошлому, а именно обращение) Основной чертой идеологии Возрождения становится гуманизм (от лат. homo – человек) – идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни). В Ренессансе гуманизм проявился в мировоззрении, ставившем в фокус мирового бытия уже не Бога, а человека. Своеобразным проявлением гуманизма явилось утверждение примата разума над верой. Человек может самостоятельно исследовать тайны бытия, изучая основы существования природы. В эпоху Возрождения были отвергнуты умозрительные принципы познания, возобновилось опытное, естественно-научное познание.

Были созданы принципиально новые, антисхоластические картины мира: гелиоцентрическая картина Николая Коперника и картина бесконечной Вселенной Джордано Бруно. Наиболее существенным было то, что религия отделялась от науки, политики и морали. Начиналась эпоха становления опытных наук, признавалась их роль как дающих истинное знание о природе. В эпоху Возрождения было выработано новое мировоззрение благодаря творчеству целой плеяды выдающихся мыслителей – это Николай Кузанский, Галилео Галилей, Томмазо Кампанелла, Томас Мор, Никколо Макиавелли и др.


Две тенденции в культуре Возрождения определили ее противоречивость - это :

Переосмысление античности;

Сочетание с культурными ценностями христианской (католической) традиции.

С одной стороны, эпоха Возрождения может быть смело охарактеризована как эпоха радостного самоутверждения человека, а с другой - как эпоха постижения человеком всей трагичности своего существования.. Русский философ Н. Бердяев считал эту эпоху временем столкновения античных и христианских начал, что послужило причиной глубокого раздвоения человека.

Наиболее ярко черты Возрождения проявились в Италии. Характеризуя культуру итальянского Возрождения, нельзя забывать, что гуманистическая образованность была доступна небольшому слою, относящемуся к высшему обществу, приобрела аристократический характер. Итальянское Возрождение оказало влияние на широкие слои народа, которое сказалось значительно позднее.

Наиболее полно черты Возрождения проявились во Флоренции, немного позже – в Риме. Не столь интенсивно, как Флоренция, пережили эту эпоху Милан, Неаполь и Венеция.

Эстетическая теория Возрождення продиктовала характерные черты искусства этого периода:

Светский характер и содержание.

Познавательная направленность искусства.

Рациональность искусства Возрождения.

Антропоцентризм.

Общественный характер искусства Возрождения и всей художественной жизни.

Происходит освобождение человеческого разума как способности постигать высшие истины бытия от оков догматизма и всякого рода ограничений.

Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Бокаччо (1313-1375 ) - знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становятся ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Первым стал Джотто (1266-1337), освободивший итальянскую фресковую живопись от влияния византийцев. Реалистическую манеру изображения, присущую Джотто, в начале XV в. продолжил и развил Мазаччо (1401-1428) . Используя законы перспективы, он сумел сделать изображения фигур объемными.

Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466) , автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности представляющих в скульптуре обнаженное тело.

На смену эпохе раннего Возрождения пришло высокое Возрождение - время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой были высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титаном высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1456-1519), один из наиболее замечательных людей в истории человечества. Обладающий разносторонними способностями и дарованиями, Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, физиологом, анатомом, я это не полный перечень основных направлений его деятельности; почти все области науки он обогатил гениальными догадками. Важнейшие его художественные работы«Тайная вечеря» – фреска в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие , на которой изображен момент вечери после слов Христа: «Один из вас предаст меня», а также всемирно известный портрет молодой флорентийки Моны Лизы, имеющий еще одно название – «Джоконда.

Титаном высокого Возрождения был и великий живописец Рафаэль Санти (1483-1520), создатель «Сикстинской мадонны», величайшего произведения мировой живописи: юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, Младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость принесения этой жертвы во имя искупления грехов человечества.

Последним великим представителем культуры высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475-1564) - скульптор, живописец, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида, скульптурных фигур «Утро», «Вечер», «День», «Ночь», выполненных для гробниц в капелле Медичи. Микеланджело расписал потолок и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца; одной из самых впечатляющих фресок является сцена Страшного суда. В творчестве Микеланджело более отчетливо, чем у его предшественников – Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти, звучат трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который положен человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью «превзойти природу».

Следующий этап в ренессансной культуре – позднее Возрождение , которое, как принято считать продолжалось с 40-х гг. XVI в. по конец XVI – первые годы XVII в.

Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. В середине XVI в. папой IV был составлен «Индекс запрещенных книг», впоследствии многократно пополняемый новыми изданиями. В «Индекс» вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности Джованни Бокаччо. Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в 1600 г. в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно (1504-1600), автор знаменитого сочинения «О бесконечности, Вселенной и мирах».

Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения. Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию

Возрождение в Германии неразрывно связано с Реформацией – движением за реформу (от лат. reformat» – преобразование) католической церкви, за создание «дешевой церкви» – без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства. Возглавлял движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер (1483-1546) , доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога и что прийти к Богу можно и без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест в ответ на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве.

Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство. Основные жанры: пейзаж, портрет, бытовая картина. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471-1526), художники Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553). Заметного подъема достигла немецкая литература. Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455-1522) , стремившийся показать божественное в самом человеке. Крупнейшими немецкими поэтами эпохи Реформации были Ганс Сакс (1494-1576), написавший множество назидательных басен, песен, шванков, драматических произведений, и Иоганн Фишарт (1546-1590) – автор остросатирических работ.

В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени. Развитие гуманистических воззрений - в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, «по его мнению, человеческое общество: в нем все равны, нет частной собственности, и золото не является ценностью - из него делают цепи для преступников». Величайшей фигурой английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564-1616) - создатель всемирно известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», исторических пьес «Генрих II», «Ричард Ш», сонетов. Подъем театрального искусства, его общедоступный и демократический характер способствовали развитию демократических структур в английском обществе.

Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое распространение получили рыцарские, а также плутовские романы (испанский писатель Мигель де Сервантес (1547-1616), автор бессмертного «Дон-Кихота», писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580-1645), создавший знаменитый роман «История жизни пройдохи»). Основоположник испанской национальной драмы - великий Лопе де Вега (1562-1635), автор таких литературных произведений как «Собака на сене», «Учитель танцев». Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимают Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660).

Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494-1553), написавший сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» . В 40-е г. XVI в. во Франции возникает литературное направление, вошедшее в историю под названием «Плеяды». Возглавляли это направление знаменитые поэты Пьер де Ронсар (1524-1585) и Жоакен Дю Белле (1522-1566). Другими известными поэтами французского Возрождения были Агриппа д"Обинье (1552-1630) и Луиза Лабе (1525-1565).

Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение – «Опыты» представляло собой размышление на философские, исторические, этические темы. Монтень доказывал важность опытного знания, прославлял природу в качестве наставницы человека. «Опыты» Монтеня были направлены против схоластики и догматизма, утверждали идеи рационализма, эта работа оказала значительное воздействие на последующее развитие западноевропейской мысли.

Эпоха Возрождения завершилась. Западная Европа вступила в новый период своей истории. Однако идеи и взгляд на мир, характерные для нее, не утратили своей значимости и привлекательности и в XVII в. В русле присущих ей идеалов создавали свои дивные произведения два великих представителя некогда единой художественной школы Нидерландов – Питер Пауль Рубенс (1577-1640), представлявший искусство Фландрии, и Рембрандт ван Рейн (1606-1669), главный живописец голландской школы.

Значение культуры Возрождения заключается в следующем :

Термин «Возрождение» означает стремление общества понять и переосмыслить свое прошлое, возродить его былую славу.

Возрождение открыло миру индивидуальность человека и показало путь к личностному росту. До этого времени отдельного человека воспринимали как биологическую особь. И только в эпоху Ренессанса человек предстает в его неповторимости и способности к творческой деятельности, что является одной из основных черт Возрождения – гуманизмом.

Гуманизм Возрождения рождает стремление к бунту. Для этого периода культуры характерен разрыв со старым миром и утверждение новых форм. Стремление к бунту не выливается в разрыв с религией и церковью, но создает светскую культуру.

Если главным основанием культуры Возрождения можно считать гуманизм, то все ее другие стороны строятся именно вокруг него. С гуманизмом связаны новые политические идеи, например проблемы государственности, экономики. В политической культуре огромное значение придается личности правителя, этому вопросу посвятил свою работу «Государь» Никколо Макиавелли . Не случайно почти все правители в XVI в. обладали сильными характерами с ярко выраженными индивидуальными чертами. Это привело к поляризации морали и аморальности. Политические цели правителя утратили религиозные ограничения, и поэтому с присущим эпохе размахом, яркостью и остротой проявились худшие черты власть имущих. Политический расчет и связанные с ним вероломство и измена открыто заняли главное место. Воплощением политической и моральной беззастенчивости были не только Цезарь Борджиа, но и Генрих VIII, Франциск I, Екатерина Медичи и др. И все же гуманизм Возрождения с особой силой реализуется именно в интеллектуальной, духовной сфере, и особенно в искусстве.

Под термином «Ренессанс» обычно понимают период, начавшийся в XIV и за-вершившийся примерно в XVII столетии, — что-то вроде моста между европей-ской культурой Средневековья и Нового времени. Хотя термин сегодня воспри-нимается как нечто само собой разумеющееся, самоназванием эпохи он не был. Историк и художник Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знамени-тых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) термином rinascita (дословно «воз-рождение») противопоставлял новое искусство, идущее от Джотто к Брунел-лески, Альберти, Леонардо, Рафаэлю, Микеланджело и прочим мастерам, «вар-варскому» готическому стилю. При этом он имел в виду художественный про-рыв, а отнюдь не возвращение к античным истокам. Зато Франческо Петрарка, которого традиционно считают первым ренессансным литератором, призывал прежде всего воскресить античный канон, а главное — классическую латынь, очистить язык от наслоений варварских Средних веков. Несложно увидеть, что два этих автора под «ренессансом» имели в виду принципиально разные вещи.

В середине XIX века, после выхода книги Жюля Мишле «История Франции в XVI веке: Ренессанс», историки начали называть на французский манер весь период с XIV по XVI век. Термин прижился: уже через пять лет вышел хресто-матийный труд Якоба Буркхардта «Die Kultur der Renaissance in Italien» («Куль-тура Италии в эпоху Возрождения»). Постепенно слово «ренессанс», или «воз-рождение», стали при-менять более широко, имея в виду любой интерес к воз-обновлению утрачен-ного знания. Например, расцвет литературы, теологии, юриспруденции и про-чих знаний при Карле Великом и его потомках (VIII-IX века) нередко описыва-ется как Каролингское возрождение, а Возрождением XII века называют взлет науки, философии и поэзии в Европе, связанный с переводом на латынь множества прежде неиз-вестных текстов — не только с греческого, но и с арабского языка.

Франческо Петрарка. Гравюра Франческо Аллегрини. 1761 год Rijksmuseum, Amsterdam

Некоторые современные историки считают, что эпоху от Петрарки до XVII века честнее называть ранним Новым временем (early modern period). Во-первых, такой термин вбирает в себя реалии, затронувшие все слои населения (низшие сословия вряд ли читали греческих авторов или изучали древние архитектур-ные ордеры). Во-вторых, представление о Средневековье как о временном про-вале в тьму, после которого вновь воссиял свет классической культуры, давно устарело. Впрочем, термин «раннее Новое время» не вытеснил «Ренессанс». Подтверждением тому служит, к примеру, Ренессансное общество Америки — ассоциация, в которую входит около четырех тысяч специалистов по культуре, истории, науке Ренессанса, проводящая ежегодные конференции с сотнями участников. Можно смело заключить, что релевантны оба термина: один боль-ше относится к социальной и экономической истории, второй — к истории культуры.

2. Когда был Ренессанс

Точно обозначить границы эпохи невозможно; дебаты по этому поводу ведутся десятилетиями и вряд ли когда-нибудь завершатся. За символическую началь-ную точку чаще всего принимают 1341 год, когда Франческо Петрарка был ко-ронован лавровым венком на Капитолии. В античные времена венок по-лагался победителю поэтических состязаний, но в XIV веке Петрарка оказался вне кон-куренции: он был по праву признан бесспорным триумфатором, на-следником античной словесности, призванным возродить чистую латынь. 1341 год — дата более чем условная, однако в науке существует консенсус, что Ренессанс начался в Италии XIV века, а его первым и главным центром была Флоренция. Когда наступил конец — вопрос еще более спорный. Финальным аккордом Ренессанса можно считать и открытие Америки (1492), и начало Ре-формации (1517), и казнь философа Джордано Бруно (1600), и конец Тридцати-летней войны (1648). Последней даты, в частности, придерживается автор «Ци-вилиза-ции Возрождения» Жан Делюмо, и с ним, пожалуй, можно согласиться: подпи-сание Вестфальского мира обозначило собой принципиально новый этап в ис-тории европейских государств. Международные отношения утратили стро-гую иерархичность: короли, курфюрсты, князья и ландграфы Европы переста-ли считать императоров Священной Римской империи богом данными сюзере-на-ми. Возникла и утвердилась идея суверенных государств и невмешательства в их внутренние дела, появилось представление о веротерпимости. Новые нормы означали наступление новой эпохи.

3. Ренессанс и Средневековье

Согласно распространенным представлениям, Ренессанс отбросил средневеко-вые суеверия в пользу науки и обратился вместо Бога к человеку. Принято счи-тать, что первым делом Возрождение отказалось от схоластики, то есть систе-мы строгих философских доказательств существования Бога, на которой стро-илась работа первых университетов (schola ). Теперь это слово считается чуть ли не ругательством, но изначально схоластика была одним из величайших дости-жений европейской интеллектуальной культуры. Именно она научила европей-ского человека логически мыслить; немалую роль в этом процессе сыграли со-чинения Аристотеля, которые в XII веке вернулись в научный оборот в перево-дах с арабского.

Если схоластика опиралась на Аристотеля, то ренессансная философская систе-ма во главу угла возводила другого античного автора — Платона. Его сочине-ния впервые перевел на латынь флорентиец Марсилио Фичино. Это была боль-шая европейская сенсация: в конце XV века греческого почти никто не знал, тексты считались утерянными и восстанавливались по отрывочным цитатам.

В действительности Ренессанс никогда не порывал с традицией , Ансельма Кентерберийского и других великих теологов-схоластов. Но-вые, оригинальные и интересные, комментарии на переводы Аристотеля продолжали писаться и издаваться до XVII века. Кроме того, Средние века ни-когда не пренебрегали человеком и его местом в структуре мироздания, а ре-нессансные авторы не отказывались от Бога. Наоборот, именно богословие они считали главным делом своей жизни. Тот же Марсилио Фичино стремился подчинить идеи Платона христианской доктрине. Его младший современник Джованни Пико делла Мирандола в своих богословских трактатах и философ-ских сочинениях стремился доказать общность всех учений мира и свести их в единую христианскую систему.

4. Ренессансный гуманизм


Беноццо Гоццоли. Прибытие волхвов в Вифлеем. Роспись в капелле палаццо Медичи — Риккарди. Флоренция, 1459-1460 годы В образе волхвов и участников процессии изображены члены семьи Медичи и их современники. Getty Images

Чуть ли не единственным направлением ренессансной мысли считается гума-низм, который даже не был полноценной философской системой. Ученые-гуманисты Колуччо Салютати, Леонардо Бруни, Никколо Никколи только предложили новую образовательную программу — studia humanitatis, то есть, по словам Бру-ни, «познание тех вещей, которые относятся к жизни и нравам и совершенст-вуют и украшают человека» Цит. по: Л. М. Баткин. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995. . Программа концентрировалась вокруг изучения древних языков — латыни, древнегреческого, а чуть позже и древнееврейского.

Формального центра у гуманистов также не было: платоновская академия в Каре-джи, скорее всего, позднейший миф. Козимо Медичи действительно подарил Марсилио Фичино виллу в холмах Кареджи, но жаждущие знаний юноши не стекались туда на регулярные занятия. Академия была не учебным заведением, а скорее виртуальным понятием — вольным объединением едино-мышленников и собеседников, почитателей и комментаторов Платона. В ранг фактически государственной институции ее возвели уже в XVI веке. Зато ди-настия Медичи успела сполна воспользоваться тем, что Платон впервые был переве-ден в их городе — Флоренция стала считаться культурной столицей Ренессанса.

5. Наука и магия в эпоху Ренессанса

Обычно в суевериях обвиняют Средневековье, тогда как Ренессанс считается временем победы разума над предрассудками. Однако магия играла важней-шую роль и в ренессансной картине мира, и в трудах отцов так называемой «научной революции». Изобретатель карданного вала Джироламо Кардано и физик Галилео Галилей составляли гороскопы; астроном и математик Иоганн Кеплер пытался одновременно реформировать астрологию; астроном Тихо Браге, помимо астрологии, увлекался алхимией, так же как и Исаак Ньютон. Разве что Николай Коперник магией не интересовался — зато астрологией профессио-нально занимался его единственный ученик Иоганн Ретик.

6. Революция в искусстве

Искусство Ренессанса произвело настоящую революцию, но начали ее не хре-стоматийные Леонардо, Микеланджело и Рафаэль. Одним из важнейших художественных нововведений эпохи стала масляная живопись. Со времен Вазари принято было считать, что изобрел ее нидерландский мастер Ян ван Эйк (1390-1441). На самом деле в Афганистане разведенные в расти-тельном масле пигменты использовались в VI веке (археологи обнаружили это уже в наши дни, когда стали исследовать пещеры, открывшиеся за спинами взорванных талибами бамианских Будд), а до Северной Европы масляная живо-пись дошла к XII веку (она упоминается в трактате пресвитера Теофила «О раз-личных искусствах»). Однако именно ван Эйк довел эту технику до вир-туозного со-вершенства.

В Италию масляная живопись проникла как заморская мода: фер-рарец Козимо Тура изучал ее по работам фламандца Рогира ван дер Вейдена из собрания своего патрона, герцога Лионелло д’Эсте, а Антонелло да Мессина осваивал азы при неаполитанском дворе, куда Альфонсо Арагонский свез мастеров со всех концов Европы, в том числе и из Нидерландов. Вместе с маслом оттуда в Ита-лию пришли многие композиционные новинки, которыми мы теперь лю-буемся на полотнах Беллини, Карпаччо и других известных мастеров, — опти-ческие и световые эффекты, скрытый символизм, обыгрывание интерьеров, утверждение светского портрета как самостоятельного жанра.

Мазаччо. Троица. Фреска в церкви Санта-Мария-Новелла. Флоренция, около 1427 года Wikimedia Commons

Законы перспек-тивы первым применил Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, вошедший в историю под прозвищем Мазаччо. Самый известный при-мер — «Троица» из флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла (1425-1427), но эксперимен-тировать Мазаччо начал уже в первой своей работе — «Триптих Сан-Джовена-ле». Считается, что науку перспективы Мазаччо осваивал под руководством Филиппо Брунеллески — человека, впервые с античных времен замахнувшегося на сооружение купола (техника эта была полностью утеряна). Флорентийский собор Санта-Мария дель Фьоре, завершенный Брунеллески, стал одним из главных строений эпохи.

7. Что изобрели в эпоху Ренессанса

Страница Библии, напечатанной Гутенбергом. 1454-1456 годы Wurttemberg State Library

Помимо печатного станка (Иоганн Гутенберг, 1440-е), телескопа (Галилео Га-лилей, 1609), микроскопа (Захарий Янсен, Корнелиус Дреббель — конец XVI ве-ка) и устойчивого к качке магнитного компаса, Ренессанс дал миру еще одно важнейшее устройство, определившее судьбы человечества, — унитаз со смыв-ным бачком. Изобретателем механизма был придворный поэт Елиза-веты I, переводчик Ариосто сэр Джон Харингтон: свое творение он окрестил «Аяксом», а из руководства по сборке умудрился сделать политическую сатиру. Один из первых экземпляров (1596) был презентован королеве, но та не оценила ни подарок, ни оригинальную форму его описания — автор на несколько лет был изгнан со двора.

8. Что открыли в эпоху Ренессанса


Америго Веспуччи открывает Америку. Гравюра Теодора Галле по оригиналу Страдануса. XVI век Rijksmuseum, Amsterdam

Прежде всего, конечно, Америку. Старый Свет внезапно осознал, что он ста-рый, а за морями есть еще новый, который предстоит разведать, покорить, поделить и как следует исследовать. Помимо золота, в порты Португалии, Италии, Испании и Англии хлынули экзотические сокровища: одушевленные трюфели (известные нам как картошка), декоративные плоды любви (так поэт сэр Уолтер Рэли презентовал королеве Елизавете помидоры), а заодно по-пугаи, подсолнух, индейки, какао, кукуруза и морские свинки. А без карто-феля, к примеру, радикальный прирост населения Европы в XVII-XVIII веках вряд ли стал бы возможен. Но Великие географические открытия на этом не закончились: пор-тугальцы высадились в Китае (1513), голландцы — в Австралии (1606), Тасма-нии и Новой Зеландии (1642); они же исследовали Арктику (Виллем Баренц, 1594-1597) и вывели принципы современной карто-графии (Герард Меркатор в 1540-е научил весь мир применять равноугольную цилиндрическую проек-цию — так карты обрели свой привычный вид, с парал-лельными линиями долготы и широты). Тем временем еще один уроженец Нидерландов, Андреас Везалий, досконально разобрался во внутренностях человека: он установил, что у мужчин и женщин одинаковое число ребер и зубов (до Везалия врачи были уверены, что мужчинам положено 32 зуба, а женщинам — 28), и выяснил, как устроены скелет, мышцы и сосудистая система. Кстати, иллюстрации к анато-мическим атласам Везалия рисовал ученик Тициана — Ян Юст ван Калкар.

  • Hankins J. Plato in the Renaissance.

    Leiden, NY, 1990.

  • Kristeller P. O. Renaissance Thought and Its Sources.
  • Westman R. The Copernican Question. Prognostication, Skepticism, and Celestial Order.

    Berkeley, Los Angeles, 2011.

  • Witt R. In the Footsteps of the Ancients: the Origins of Humanism from Lovato to Bruni.

    Содержание статьи

    ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ, период в истории культуры Западной и Центральной Европы 14–16 вв., основным содержанием которого было становление новой, «земной», светской по своей сути картины мира, кардинально отличной от средневековой. Новая картина мира нашла выражение в гуманизме, ведущем идейном течении эпохи, и натурфилософии, проявилась в искусстве и науке, претерпевших революционные изменения. Строительным материалом для оригинального здания новой культуры послужила античность, к которой обратились через голову Средневековья и которая как бы «возрождалось» к новой жизни, – отсюда название эпохи – «Возрождение», или «Ренессанс» (на французский манер), данное ей впоследствии. Родившись в Италии, новая культура в конце 15 в. переходит через Альпы, где в результате синтеза итальянской и местных национальных традиций рождается культура Северного Возрождения. В эпоху Возрождения новая ренессансная культура сосуществовала с культурой позднего Средневековья, что особенно характерно для стран, лежавших севернее Италии.

    Искусство.

    При теоцентризме и аскетизме средневековой картины мира искусство в средние века служило прежде всего религии, передавая мир и человека в их отношении к Богу, в условных формах, было сосредоточено в пространстве храма. Ни видимый мир, ни человек не могли быть самоценными предметами искусства. В 13 в. в средневековой культуре наблюдаются новые тенденции (жизнерадостное учение Св. Франциска, творчество Данте, предтечи гуманизма). На вторую половину 13 в. приходится начало переходной эпохи в развитии итальянского искусства – Проторенессанса (длилась до начала 15 в.), подготовившей Ренессанс. Творчество некоторых художников этого времени (Дж. Фабриано, Чимабуэ, С.Мартини и др.), вполне средневековых по иконографии, проникается более жизнерадостным и светским началом, фигуры приобретают относительный объем. В скульптуре преодолевается готическая бесплотность фигур, снижается готическая эмоциональность (Н.Пизано). Впервые отчетливо разрыв со средневековыми традициями проявился в конце 13 – первой трети 14 в. во фресках Джотто ди Бондоне , который ввел в живопись чувство трехмерного пространства, писал фигуры более объемными, больше внимание уделял обстановке и, главное, проявил особенный, чуждый экзальтированной готике, реализм в изображении человеческих переживаний.

    На почве, возделанной мастерами Проторенессанса, возникло Итальянское Возрождение, прошедшее в своей эволюции через несколько фаз (Раннее, Высокое, Позднее). Связанное с новым, по сути, светским мировоззрением, выраженным гуманистами, оно утрачивает неразрывную связь с религией, живопись и статуя распространяются за пределы храма. С помощью живописи художник осваивал мир и человека, как они виделись глазу, применяя новый художественный метод (передача трехмерного пространства при помощи перспективы (линейной, воздушной, цветовой), создание иллюзии пластического объема, соблюдение пропорциональности фигур). Интерес к личности, ее индивидуальным чертам сочетался с идеализацией человека, поиском «совершенной красоты». Сюжеты священной истории не ушли из искусства, но отныне их изображение было неразрывно связано с задачей освоения мира и воплощения земного идеала (отсюда так похожи Вакх и Иоанн Креститель Леонардо, Венера и Богоматерь Боттичелли). Ренессансная архитектура утрачивает готическую устремленность к небу, обретает «классическое» равновесие и пропорциональность, соразмерность человеческому телу. Возрождается античная ордерная система, но элементы ордера были не частями конструкции, а декором, украшавшим и традиционные (храм, дворец властей) и новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла).

    Родоначальником Раннего Возрождения считается флорентийский живописец Мазаччо , подхвативший традицию Джотто, добившийся почти скульптурной осязаемости фигур, использовавший принципы линейной перспективы, ушедший от условности изображения обстановки. Дальнейшее развитие живописи в 15 в. шло в школах Флоренции, Умбрии, Падуи, Венеции (Ф.Липпи , Д.Венециано, П. дела Франческо, А.Паллайоло, А.Мантенья, К.Кривели, С.Боттичелли и многие др.). В 15 в. рождается и развивается ренессансная скульптура (Л.Гиберти, Донателло , Я. делла Кверча, Л. делла Роббиа, Верроккьо и др., Донателло впервые создал самостоятельно стоящую, не связанную с архитектурой круглую статую, первым изобразил обнаженное тело с выражением чувственности) и архитектура (Ф.Брунеллески , Л.Б.Альберти и др.). Мастера 15 в. (прежде всего Л.Б.Альберти, П. делла Франческо) создали теорию изобразительных искусств и архитектуры.

    Северное Возрождение было подготовлено возникновением в 1420-е – 1430-е на основе поздней готики (не без опосредованного влияния джоттовской традиции) нового стиля в живописи, так называемого «ars nova» – «нового искусства» (термин Э.Панофского). Его духовной основой, по мнению исследователей, стало прежде всего так называемое «Новое благочестие» северных мистиков 15 в., предполагавшее специфический индивидуализм и пантеистическое приятие мира. У истоков нового стиля стояли нидерландский живописцы Ян ван Эйк, усовершенствовавший к тому же масляные краски, и Мастер из Флемалля, за которыми последовали Г. ван дер Гус, Р. ван дер Вейден, Д.Боутс, Г. тот Синт Янс, И.Босх и др. (сер. – втор. пол. 15 в.). Новая нидерландская живопись получила широкий отклик в Европе: уже в 1430–1450-е появляются первые образцы новой живописи в Германии (Л.Мозер, Г.Мульчер, особенно К.Виц), во Франции (Мастер Благовещения из Экса и, конечно, Ж.Фуке). Для нового стиля был характерен особый реализм: передача трехмерного пространства посредством перспективы (хотя, как правило, приблизительно), стремление к объемности. «Новое искусство», глубоко религиозное, интересовалось индивидуальными переживаниями, характером человека, ценя в нем прежде всего смирение, благочестие. Его эстетике чужд итальянский пафос совершенного в человеке, страсть к классическим формам (лица персонажей не идеально пропорциональны, готически угловаты). С особенной любовью, детально изображалась природа, быт, тщательно выписанные вещи имели, как правило, религиозно-символический смысл.

    Собственно искусство Северного Возрождения рождается на рубеже 15–16 вв. в результате взаимодействия национальных художественных и духовных традиций заальпийских стран с ренессансным искусством и гуманизмом Италии, с развитием северного гуманизма. Первым художником ренессансного типа можно считать выдающегося немецкого мастера А.Дюрера , непроизвольно, однако, сохранявшего готическую одухотворенность. Полный разрыв с готикой осуществил Г.Гольбейн Младший с его «объективностью» живописной манеры. Живопись М.Грюневальда , напротив, была проникнута религиозной экзальтацией. Немецкий ренессанс был делом одного поколения художников и истощился в 1540-е. В Нидерландах в первой трети 16 в. начали распространяться течения, ориентированные на Высокое Возрождение и маньеризм Италии (Я.Госсарт, Я.Скорель, Б. ван Орлей и др.). Самое же интересное в нидерландской живописи 16 в. – это разработка жанров станковой картины, бытового и пейзажного (К.Массейс, Патинир, Лука Лейденский). Наиболее национально-своеобразным художником 1550–1560-х был П.Брейгель Старший, которому принадлежат картины бытового и пейзажного жанра, а также картины-притчи, обычно связанные с фольклором и горько-ироничным взглядом на жизнь самого художника. Ренессанс в Нидерландах исчерпывает себя в 1560-е. Французский Ренессанс, носивший всецело придворный характер (в Нидерландах и Германии искусство больше было связано с бюргерством) был, пожалуй, самым классическим в Северном Возрождении. Новое ренессансное искусство, постепенно набрав силу под влиянием Италии, достигает зрелости в середине – второй половине столетия в творчестве архитекторов П.Леско, создателя Лувра , Ф.Делорма, скульпторов Ж.Гужона и Ж.Пилона, живописцев Ф.Клуэ, Ж.Кузена Старшего. Большое влияние на вышеперечисленных живописцев и скульпторов оказала «школа Фонтенбло», основанная во Франции итальянскими художниками Россо и Приматиччо, работавшими в стиле маньеризма, но французские мастера не стали маньеристами, восприняв скрытый под маньеристским обличьем классический идеал. Ренессанс во французском искусстве заканчивается в 1580-е. Во второй половине 16 в. искусство ренессанса Италии и других европейских стран постепенно уступает место маньеризму и раннему барокко.

    Наука.

    Важнейшим условием масштабности и революционности достижений науки Возрождения было гуманистическое мировоззрение, в котором деятельность по освоению мира понималась как составляющая земного предназначения человека. К этому нужно добавить возрождение античной науки. Немалую роль в развитии сыграли нужды мореплавания, применения артиллерии, создания гидросооружений и т.п. Распространение научных знаний, обмен ими между учеными были бы невозможны без изобретения книгопечатания ок. 1445.

    Первые достижения в области математики и астрономии относятся к середине 15 в. и связаны во многом с именами Г.Пейербаха (Пурбах) и И.Мюллера (Региомонтан). Мюллером были созданы новые более совершенные астрономические таблицы (взамен альфонсианских таблиц 13 в.) – «Эфемериды» (изданы в 1492), которыми пользовались в своих путешествиях Колумб, Васко да Гама и другие мореплаватели. Существенный вклад в развитие алгебры, геометрии внес итальянский математик рубежа веков Л.Пачоли. В 16 в. Итальянцы Н.Тарталья и Дж. Кардано открыли новые способы решения уравнений третьей и четвертой степени.

    Важнейшим научным событием 16 в. стала коперниковская революция в астрономии. Польский астроном Николай Коперник в трактате Об обращении небесных сфер (1543) отверг господствовавшую геоцентрическую птолемеевско-аристотелевскую картину мира и не только постулировал вращение небесных тел вокруг Солнца, а Земли еще вокруг своей оси, но и впервые подробно показал (геоцентризм как догадка родился еще в Древней Греции), как исходя из такой системы можно объяснить – гораздо лучше, чем ранее – все данные астрономических наблюдений. В 16 в. новая система мира, в целом, не получила поддержки в научном сообществе. Убедительные доказательства истинности теории Коперника привел только Галилей .

    Опираясь на опыт, некоторые ученые 16 в (среди них Леонардо, Б.Варки) высказывали сомнение относительно законов аристотелевской механики, безраздельно господствовавшей до того времени, но своего решения проблем не предложили (позже это сделает Галилей). Практика применения артиллерии способствовала постановке и решению новых научных проблем: Тарталья в трактате Новая наука рассмотрел вопросы баллистики. Теорией рычагов и весов занимался Кардано. Леонардо да Винчи стал основоположником гидравлики. Его теоретические изыскания были связаны с устройством им гидросооружений, проведением мелиоративных работ, строительством каналов, усовершенствованием шлюзов. Английский врач У.Гилберт положил начало изучению электромагнитных явлений, опубликовав сочинение О магните (1600), где описал его свойства.

    Критическое отношение к авторитетам и опора на опыт ярко проявились в медицине и анатомии. Фламандец А.Везалий в своем знаменитом труде О строении человеческого тела (1543) подробнейше описал тело человека, опираясь при этом на свои многочисленные наблюдения при анатомировании трупов, подвергнув критике Галена и других авторитетов. В начале 16 в. наряду с алхимией возникает ятрохимия – врачебная химия, разрабатывавшая новые лечебные препараты. Одним из ее родоначальников был Ф. фон Гогенгейм (Парацельс). Отвергая достижения предшественников, он, по сути, не ушел далеко от них в теории, но как практик ввел ряд новых лекарственных препаратов.

    В 16 в. получили развитие минералогия, ботаника, зоология (Георг Бауэр Агрикола, К. Геснер, Чезальпино, Ронделэ, Белона), которые в эпоху Возрождения были на стадии собирания фактов. Большую роль в развитии этих наук играли отчеты исследователей новых стран, содержавшие описания флоры и фауны.

    В 15 в. активно развивалась картография и география, исправлялись ошибки Птолемея, на основе средневековых и современных данных. В 1490 М.Бехайм создает первый глобус. В конце 15 – начале 16 вв. поиски европейцев морского пути Индию и Китай, успехи в картографии и географии, астрономии и судостроении увенчались открытием побережья Центральной Америки Колумбом, который полагал, что достиг Индии (впервые континент под названием Америка появился на карте Вальдземюллера в 1507). В 1498 португалец Васко да Гама достиг Индии, обогнув Африку. Идея достичь Индии и Китая западным путем была реализована испанской экспедицией Магеллана – Эль-Кано (1519–1522), обогнувшей Южную Америку и совершившей первое кругосветное путешествие (на практике была доказана шарообразность Земли!). В 16 в. европейцы были уверены, что «мир сегодня полностью открыт и весь человеческий род познан». Великие открытия преобразили географию, стимулировали развитие картографии.

    Наука эпохи Возрождения слабо затронула производительные силы, развивавшиеся по пути постепенного совершенствования традиции. В то же время успехи астрономии, географии, картографии послужили важнейшей предпосылкой Великих географических открытий, приведших к коренным изменениям в мировой торговле, к колониальной экспансии и революции цен в Европе. Достижения науки эпохи Возрождения стали необходимым условием для генезиса классической науки Нового времени.

    Дмитрий Самотовинский