Осознанность. Сознание

В настоящее время довольно популярна литература о духовном мире человека. Осознание - одна из наиболее актуальных и обсуждаемых тем сегодня. Между тем точного его определения не существует. Попробуем разобраться с процессами осознания в статье.

Определения

По мнению Владимира Хорошина, , бытия является фундаментом сознательности человека. Автор полагает, что мудрые люди всегда ищут во всем смысл. Цель устремленного индивида - это осознание . Хорошин считает, что когда человек осознает полученное знание, он может передать его другим. Знания, приходящие без переживания, не могут применяться на практике.

По мнению Энтони де Мелло, информированность и осознание - это далеко не одно и тоже. В своих рассуждениях автор приходит к выводу, что человек, живущий осознанно, не может совершить злодеяние. В свою очередь, индивид, только информированный о различиях между злом и добром, знающий, какой поступок называется плохим, вполне может его совершить.

Из приведенных сведений можно сказать, что осознание - это :

  • Видение происходящего во внешнем и внутреннем мире. При этом имеется в виду простое наблюдение за ощущениями, мыслями. Осознание - это безоценочное видение. О нем нельзя ничего сказать, можно только войти в него и наблюдать за всем.
  • Непосредственное переживание, но не обдумывание происходящего. Оно не является ни мыслью, ни ощущением, ни чувством. Осознание можно считать чем-то, объединяющим это все.

Ключевой признак

Осознание - это состояние, включающее действие. Размышление не является осознанием. Его скорее можно назвать рефлексией, предполагающей суждение, оценку, обдумывание, поиск ответов, мотивов, определение, почему именно так, а не иначе что-то происходит. В таком случае человек совершает выбор.

При осознании несколько иная ситуация. Выбор никакой не совершается, поскольку сразу же появляется единственно верное для индивида решение. Если есть осознание деятельности , например, то вопросы "как делать?", "что делать?" не возникают.

Если человек не обладает необходимым опытом осознания, объяснить простыми словами его содержание нельзя. Осознание приходит подобно вспышке. У человека возникает способность глубоко видеть происходящее с ним.

Ментальный уровень

Обдумывание, размышление или ментальное осознание позволяет понять что-то фрагментарно. Индивид может осознавать мысли, но не осознавать действия или чувства.

В такой ситуации имеет место рассогласованность между тем, что человек говорит, чувствует и делает. Он может сказать, что что-то понимает, но при этом не может объяснить, что чувствует, какую реакцию эти ощущения вызывают, какие предполагают действия.

К примеру, человек понимает, что во время конфликта голос повышать не следует, поскольку это приведет к негативным последствиям. Однако когда возникает ссора, он автоматически начинает кричать. В этом состоит основная . При полном, безоценочном видении происходящего слова, действия, чувства будут ориентированы на разрешение конфликта.

Здесь важно понимать, что размышления, выстраивание логических цепочек и прочие умственные действия не могут привести человека к осознанию. Их результатом является увеличение объема знаний. Развитие осознания предполагает выход за рамки информированности и ума.

Согласованность внешних и внутренних факторов

Она считается еще одним важным признаком осознания. Согласованность действий, чувств, мыслей приводит к тому, что индивид становится свидетелем собственных действий, своего

При этом человек способен проследить появление мысли, чувств, действия. Он на всех уровнях - эмоциональном, физическом, ментальном - осознает свои модели поведения, стереотипные ответные реакции. Человек как бы со стороны наблюдает за происходящим во внутреннем мире, может проследить за представлениями, формирующимися в уме.

Цели осознания

Способность осознавать происходящее позволяет увидеть личность в ее исходном состоянии, такой, какой она является на самом деле. Это изменяет внутренний мир, понимание человека. Когда индивид наблюдает, он может изменять то, что видит.

Можно говорить о том, что осознание является своего рода "поворотом внутрь себя". Индивид начинает видеть, что говорит он об одном, а происходит на самом деле совершенно другое. Более того, человек начинает осознавать, что его стереотипы, шаблоны перестают работать, теряют эффективность, не приводят к желаемому результату.

Все это приводит к переоценке ценностей. Осознание позволяет изменить жизнь, не прилагая к этому никаких дополнительных усилий. Задача при этом одна - научиться беспристрастно наблюдать.

Человек на самом деле не нуждается ни в каких философских разговорах, ему не нужно объяснять, правильно что-то или нет, нужно что-то ему или он сможет обойтись без чего-то. Разнообразные курсы по формированию уверенности, повышению самооценки и пр. - трата времени. Осознание способствует развитию способности отличать что правильно, а что нет.

Человек как бы соприкасается с действительностью, оставаясь при этом сторонним наблюдателем. Он воспринимает явления отстраненно, не смешиваясь с ними, не комментируя и не оценивая их, даже не пытаясь что-то изменить. Если человек сможет так понаблюдать за событиями, он увидит, как внутри него идет процесс дезинтеграции.

Психотерапия

В рамках этого медицинского направления осознание отражает достижение пациентом полного понимания собственного "Я", своей психической жизни, взаимоотношений с окружающими людьми. Оно способствует формированию адекватного самовосприятия. Достигается это за счет объединения сознанием материала, ранее не осознаваемого пациентом.

В широком смысле осознание в психотерапии предполагает формирование адекватного понимания окружающего мира.

Почти во всех существующих в настоящее время психотерапевтических направлениях осознание занимает определенную позицию. Но его удельный вес и значимость, фокусировка представления о материале, ранее не осознаваемом пациентом, приемы, методы, применяемые для достижения адекватного представления о происходящем, в полной мере определяются базовой теорией.

Основы психоанализа

Вопросы осознания "своего Я" довольно подробно изучал З. Фрейд. В психоанализе используются приемы и особое понимание функционирования психики. Специфичный подход обеспечивает выбор терапии и схему ее применения.

Желаемый эффект достигается за счет специальных технических методов:

  • Свободного ассоциирования.
  • Анализа снов.
  • Высокой частоты сеансов.
  • Интерпретации защит и переноса и пр.

Эти приемы позволяют подвести пациента к осознанию защитных механизмов, активированных его психикой.

Цель психоанализа состоит также в определении характера травмирующих переживаний, личностных конфликтов и освобождение от них.

Одним из важнейших умений психоаналитика считается его способность сопоставлять сознательные действия, мысли, импульсы, фантазии, чувства пациента с бессознательными их предшественниками.

Когнитивная психотерапия

Понимание вместе с выслушиванием пациента, ответом с последующим возвратом к выслушиванию считается одной из 4 стадий реализации методики выражения чувств и мыслей больного в процессе терапии.

Пациент всегда на начальных стадиях сопротивляется осознанию. Успешное преодоление этого сопротивления в ходе психотерапии заканчивается осознанием механизмов психологической защиты.

Ключевая цель когнитивной психотерапии состоит в подведении пациента к адекватному восприятию иррациональных установок ("автоматических мыслей") либо главных механизмов, провоцирующих рассогласованность между восприятием и его оценкой.

Основная мысль сводится к тому, что человек становится несчастным не от происходящих явлений, а от того, как воспринимает их. При столкновении с событием, провоцирующим проблемы в разных условиях, пациент начинает приходить к осознанию того, как иррациональные установки могут менять его восприятие.

Особенность психотерапевтического воздействия

Для описания явления, спровоцировавшего последствия, которые заставили обратиться к специалисту, не потребовалось бы особенных условий, если бы больной не смешивал само событие, свое восприятие и оценку.

При последующих столкновениях с явлением пациент учится менять свое видение происходящего. В результате у него вырабатывается стратегия рационального, многовариантного поведения. У пациента расширяется диапазон возможностей решения проблемы.

Здесь следует отметить, что обращение к психотерапевту обуславливается проблемой, вызванной, как правило, несколькими иррациональными установками. При этом между ними имеются определенные связи (параллельные, иерархические, артикуляционные и пр.). Главной задачей пациента и врача является как раз достижение осознания этих связей.

Выработка тактики

На начальной стадии вопрос о схеме действий решается обычно вместе с больным. Одним из основных приемов когнитивной психотерапии является изменение ракурса восприятия события. Этот метод позволяет подвести пациента к осознанию иррациональности установок.

Больной начинает концентрироваться не на явлении, вызывающем у него негативные эмоции, а на процессе их возникновения. По ходе терапии пациент начинает осознавать излишнюю широту использования иррациональных установок, чрезмерную их персонализацию. Вследствие этого у него формируется способность заменять их более гибкими и точными, реалистическими и адаптивными моделями.

Психотерапевту необходимо последовательно структурировать процессы, помогая больному в выработке нескольких альтернативных правил, которые он мог бы использовать.

Гуманистическая психотерапия

В рамках этого направления значение осознания и его ключевых механизмов раскрывается концепциями о личности, например, описанной Роджерсом. По его мнению, отдельные аспекты опыта, приобретенного индивидом в ходе развития, обретают характер, выраженный в осознании своего бытия и существования. Это то, что именуется Роджерсом "Я-опытом".

В процессе взаимодействия с окружающим миром, в особенности с его частью, значимой для индивида, "Я-опыт" постепенно трансформируется в "Я-концепцию". У человека формируется реальное представление о себе.

Идеальное "Я"

Это еще одно важнейшее звено развития личности. Идеальное "Я" формируется преимущественно под влиянием ценностей и норм, которые навязаны индивиду окружением. Далеко не всегда они согласуются с его личными потребностями и стремлениями, то есть, с его действительным, реальным "Я".

По ходу осознания этих обстоятельств у человека формируется потребность в получении положительной оценки. Роджерс считает, что эта потребность является ключевой для всех людей.

Чтобы сохранить положительную оценку со стороны окружающих, человек прибегает к фальсификации некоторых своих представлений, воспринимая их только по критериям ценности для других людей. Такая установка препятствует развитию психологической зрелости. В результате начинает формироваться невротическое поведение.

Тревожность

Она возникает вследствие фрустрации (неудовлетворения) потребности в получении положительной оценки. будет зависеть от уровня угрозы для "Я-структуры".

Если механизм защиты неэффективен, то переживание будет полностью символизироваться в осознании. Целостность "Я-структуры", в свою очередь, разрушается тревожностью, вследствие чего появляется состояние дезорганизации.

Реконструктивная психотерапия

Основные методы были выработаны отечественными специалистами Ташлыковым, Исуриной, Карвасарским в Психоневрологическом институте им. Бехтерева.

Осознание в рамках этого психотерапевтического направления принято изучать в трех аспектах: поведенческом, эмоциональном и интеллектуальном.

В последнем случае задачи специалиста сводятся к подведению пациента к осознанию:

  • взаимосвязей "личность-явление-заболевание";
  • генетического плана;
  • интерперсонального плана личности.

Осознание взаимосвязей между личностью, событием и болезнью определяющего влияния непосредственно на эффективность психотерапии не оказывает. Оно в большей степени способствует формированию устойчивой мотивации для активного, осознанного участия больного в процессе лечения.

В эмоциональной сфере при осознании больной начинает понимать свои чувства. В результате он может испытать к себе, раскрыть проблемы, которые его беспокоят, с соответствующими переживаниями. Кроме того, работа с эмоциональным фоном способствует самостоятельной коррекции больным своих отношений, реакций. Он приобретает способность изменять способ переживаний, восприятия взаимодействий с окружающими.

Выводы

Способность пациента корректировать неадаптивные ответные реакции, модели своих действий с учетом их роли, значения, функций в структуре психопатологических нарушений - основной результат процесса осознания в поведенческой сфере.

При использовании реконструктивной (личностно-ориентированной) психотерапии Ташлыкова, Карвасарского, Исуриной, в особенности в групповых формах, значение имеет не только осознание, но и становление адекватного самосознания, а также существенное расширение его пределов.

Почти во всех используемых в настоящее время психотерапевтических системах процессу осознания придается большое значение и уделяется особое внимание. С развитием технического прогресса, появилась возможность внедрять в практику видеотехнические средства. Это, в свою очередь, позволяет оказывать более направленное воздействие на процесс формирования осознания у пациента в разных сферах. Это, безусловно, способствует ускорению выздоровления, обеспечивает высокую эффективность психотерапевтических методик. Однако, разумеется, в нрастоящее время ведется работа по совершенствованию приемов индивидуальной и групповой психотерапии, осуществляется разработка новых концепций о личности.

Субъективное состояние, пребывая в котором, мы осознаем что-либо. Термин имеет разные значения - от осознания стимулов в физическом мире, до осознания своего внутреннего «Я» и его воздействия на наше поведение.

ОСОЗНАНИЕ

Достижение пациентом в процессе психотерапии отчетливого, явного понимания ранее неосознаваемых аспектов и взаимосвязей собственной психической жизни, внутренних (интрапсихических) проблем и конфликтов, особенностей своего поведения и эмоционального реагирования, взаимоотношений с окружающими, а также причин формирования и развития этих психологических феноменов. О. в более широком смысле означает также формирование адекватного понимания других людей и окружающего мира. Однако в рамках психотерапии термин "О." характеризует прежде всего достижение пациентом понимания самого себя, собственной психической жизни, взаимосвязей и взаимоотношений в самом себе и с самим собой, с другими людьми и окружающим миром, т. е. О. способствует становлению адекватного самопонимания, "образа "Я"", представления о самом себе за счет интеграции сознанием неосознаваемого ранее материала. О. играет определенную роль практически во всех существующих психотерапевтических направлениях и школах, однако его значение и удельный вес в психотерапевтическом процессе, фокусировка (историческая или интерперсональная, "здесь и теперь" или "там и тогда" и пр.) представления о собственно материале О., методы и приемы, используемые психотерапевтами для достижения О., полностью определяются базовой теоретической ориентацией.

Основная цель психоанализа выражена Фрейдом (Freud S.): "Где было Ид, там будет Эго". Психоанализ использует знание специфических приемов и особое (психоаналитическое) понимание психического функционирования для выбора и проведения психотерапевтического вмешательства. Для развития "Я" как одного из компонентов структуры личности в психоанализе психотерапевт с помощью специальных технических приемов (терапевтический союз, свободное ассоциирование, анализ сновидений, интерпретация защит и переноса, высокая частота психотерапевтических сеансов и др.) стремится привести пациента к О. защитных психологических механизмов его реакций переноса, в частности, в том виде, в каком они проявляются в ходе взаимодействия пациента с психотерапевтом. Задача психоанализа и психоаналитической психотерапии состоит также в выявлении у пациента характера психотравмирующих переживаний личностных конфликтов и в освобождении от них путем достижения инсайта и катарсиса, О. вытесненных влечений, понимания психологических причин невротических симптомов. Наиболее важным умением, которым должен обладать психоаналитик, является его способность соотносить сознательные мысли, чувства, фантазии, импульсы и поведение пациента с их бессознательными предшественниками (Greenson R. R., 1994). Понимание (наряду с выслушиванием и ответом с последующим возвращением к выслушиванию пациента) является одной из 4 фаз при реализации методики выражения мыслей и чувств пациента в ходе психоаналитической психотерапии (Luborsky L., 1984). О. сопряжено с неизбежным сопротивлением больного, главным образом в силу действия специальных механизмов, препятствующих этому О. Успешное преодоление сопротивления в процессе психотерапии завершается О. механизмов дезадаптивной психологической защиты.

О. иррациональных установок "неадаптивных когниций" ("автоматических мыслей") или основных механизмов, вызывающих рассогласование между тем, что человек воспринимает и как он оценивает воспринятое, - главная задача когнитивной психотерапии. Основной смысл когнитивной психотерапии сводится к утверждению: нас делают несчастными не вещи и явления, а то, как мы воспринимаем их. Сталкиваясь в различных условиях с провоцирующим проблемы событием, пациент обучается осознавать, как иррациональные установки изменяют восприятие события. Описание события, вызвавшего последствия, заставившие обратиться к врачу, не требовало бы особых условий, если бы при описании пациент не смешивал вместе то, что произошло, и то, как он воспринимает и как оценивает событие. В результате повторных столкновений с последним пациент по ходу психотерапии учится изменять восприятие (видение) его. И наконец, он обучается стратегии рационального поведения (многовариантного) в отношении события, расширяет свой диапазон стратегий решения проблемы. Необходимо напомнить, что проблемы, приводящие к психотерапевту, как правило, создаются не одной иррациональной установкой, а несколькими, находящимися между собой в определенных связях (иерархических, параллельных, артикуляционных). О. характера этих связей - основная задача психотерапевта и пациента. Вопрос о том, с чего начинать, обычно определяется вместе с пациентом. К числу основных приемов когнитивной психотерапии, позволяющих осознать иррациональные установки, относят изменение ракурса рассмотрения явления. Пациент вместо фиксации на том, что вызывает у него длительную болезненную эмоцию, концентрируется на вопросе, как у него возникает эта эмоция, и далее осознает излишнюю широту применения иррациональных установок, излишнюю их персонализацию и, как следствие, обретает способность заменить их более точными и гибкими, менее эгоцентричными, более адаптивными и реалистическими. Задача психотерапевта - последовательно структурировать эти процессы, помочь пациенту выработать несколько новых альтернативных правил (рациональных установок), которыми бы он руководствовался в поведении. Успешное решение этой задачи определяется процессом О. и умелым использованием его механизмов психотерапевтом.

В гуманистической психотерапии значение процесса О. и его основных механизмов наиболее полно раскрывается концепциями личности, принятыми в рамках данного направления. В концепции личности, описанной, например, Роджерсом (Rogers С. R.), некоторые аспекты опыта индивида в процессе его развития приобретают характер, символизированный в О. бытия, О. своего функционирования. Это то, что Роджерс называет Я-опыт. По мере взаимодействия со средой, в частности со значимым окружением, Я-опыт в О. постепенно развивается в Я-концепцию (реальное "Я", т.е. представление о самом себе). Другим важным звеном является идеальное "Я" - представление о том, каким человек хотел бы быть. Идеальное "Я" в значительной степени формируется под влиянием извне, под воздействием норм и ценностей, навязываемых человеку окружением и не всегда согласующихся с его собственными потребностями и стремлениями, с его реальным "Я". По мере О. "Я" у индивида развивается потребность в положительной оценке. Эта потребность, по мнению автора, носит центральный характер для всех людей, является всеобъемлющей и постоянной. Ради сохранения положительной оценки со стороны окружающих индивид начинает фальсифицировать некоторые из переживаемых им оценок и воспринимать их только по критерию ценности для окружающих. Возникает существенное препятствие на пути развития психологической зрелости индивида, его развития как самоактуализирующейся личности, и формируется невротическое поведение.

Фрустрация потребности в положительной оценке (самооценке) вызывает тревожность. Уровень тревожности зависит от степени угрозы Я-структуре. В случае, если процесс защиты неэффективен, переживание полностью символизируется в О., а целостность Я-структуры разрушается этим переживанием неконгруэнтности, правильно символизированным в О. В результате наступает состояние дезорганизации. Указанному выше пониманию личности и нарушений ее функционирования соответствуют и разработанные Роджерсом основные принципы клиент-центрированной психотерапии.

Следует выделить личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова как вариант отечественной психотерапии, разработанный в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. О. в рамках этого метода принято рассматривать в 3 сферах: интеллектуальной (когнитивный аспект), эмоциональной и поведенческой. В целом задачи интеллектуального О. сводятся к следующим направлениям: О. взаимосвязей "личность- ситуация-болезнь"; О. интерперсонального плана собственной личности; О. генетического (исторического) плана. О. взаимосвязей "личность-ситуация-болезнь" не имеет определяющего значения для собственно психотерапевтической эффективности, оно скорее создает устойчивую мотивацию для активного и осознанного участия пациента в психотерапевтическом процессе. В эмоциональной сфере в процессе О. пациент начинает понимать и вербализовать свои чувства, может приобрести искренность в отношении чувств к самому себе, раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями, произвести эмоциональную коррекцию своих отношений, модифицировать способ переживаний эмоционального реагирования, восприятия отношений с окружающими. Способности пациента корригировать неадаптивные реакции и формы поведения с учетом их значения и функций в структуре психопатологических расстройств - основное следствие процесса О. в поведенческой сфере. При личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова, особенно в групповой ее форме, имеет значение не только О., но главным образом формирование более адекватного самосознания и расширение его границ.

Процессу О. практически во всех психотерапевтических системах придается важное значение. С внедрением видеотехники в психотерапию появилась возможность более направленного влияния на формирование процесса О. в различных сферах, что приводит к его ускорению и тем самым к повышению эффективности психотерапии.

На духовном пути наступает момент, когда, насытившись чтением и посещением курсов и семинаров, пробуждается необходимость преодолеть ограниченность ментального восприятия, стать независимым от многоликих внешних влияний, обрести гуру внутри себя - открыть свою истинную природу. И тогда без иллюзии о собственных изменениях, честно взглянув на себя со стороны, мы задумываемся, в чём же выражается мой внутренний рост? Почему с ним связывают осознанность и говорят, что именно она превращает человека из личности, движимой желаниями и страстями, отождествлённой с умом и телом, в духовное существо, реализующее замыслы Творца? В чём её суть, чем она отличается от понимания, и почему не происходит на уровне ума?


Часть 1

Ум, понимание и эго.

Осознание совершается внутренним сознанием,которое находится в нашей глубине, ближе к Ядру - Истоку. Это безличное видение из духовного центра, когда нет вовлеченности, а значит отождествлений, нет фильтров и оценок ума, у которого совсем другие задачи.

Ум функционирует в ментально- эмоциональном пространстве личности на вибрациях более поверхностного внешнего слоя сознания. Для него всё является объектом, и для его изучения и уяснения, он его расчленяет на логические составляющие, анализирует и объясняет на базе опыта и накопленной информации. Благодаря этому мы осваиваем незнакомое, развиваем интеллект и мышление, овладеваем знаниями и профессией, развиваем способности. Ум наш замечательный инструмент понимания .

Но наша проблема в том, что мы отождествляемся с его содержанием - мыслями, идеями, оценками, эмоциями, представлениями, желаниями, целями – всем тем, чем живёт личность. И рождается ложный образ себя – эго. И это искусственное «я» в вечном страхе за своё выживание держит нас в капкане внешнего субъективного сознания, не позволяя двигаться дальше. Это значит, что реальность мы воспринимаем не как Единое Целое, а как множество отдельных форм, всё трактуем через свои бессознательные программы-фильтры, узкие мировоззренческие концепции, ментальные суждения. А так как мы идентифицируем себя с ними, все эти интерпретации стоят между нами и живым Миром - Отцом-Создателем. Так, отделившись от Него, мы и себя воспринимаем как отдельную форму - тело-ум и образ, выстроенный на внушённых нам чужих описаниях.

Поэтому сколько бы учёных степеней мы ни получили, каким бы мастерством ни овладели, расширившийся ментал, выше которого мы не поднимаемся, делает нас всё более закрытыми, то есть сконцентрированными на себе. Так мы определяем себя своими достижениями, не выходим за рамки своих представлений и оценок, каждый миг неосознанно отождествляемся со своими мыслями о прошлом и будущем, с охватившими эмоциями, принимаем лишь то, что позволяет собственная «правда», укрепляем, утяжеляем образ себя. И, не осознавая этого, живём в гипнотическом сне с идеями о своём несовершенстве, и в состоянии неудовлетворённости ищем того, кто бы помог нам улучшить себя, вместо того, чтобы в своей же глубине открыть себя Истинного. И, как это ни парадоксально на первый взгляд и феноменально по сути, приводит к Нему именно эго, когда мы исследуем его природу. Там оно и растворяется в нашем Естестве / в Осознании.

Этот Путь к себе многие Просветлённые Мастера советуют начать с самонаблюдения. Почему?

Самонаблюдение, осознанное отождествление и тело.

Самонаблюдение как раз и перенаправляет сознание от внешнего к внутреннему, превращая ум-эго в ум-инструмент, и вместо ежеминутных отождествлений с мыслями и переживаниями помогает ощутить себя Сознанием, пребывающим в настоящем моменте, и слиться с живой реальностью. Однако многим кажется, что безумно трудно наблюдать за ощущениями в теле во время ходьбы, еды, работы, разговоров; рефлексировать мысли, мелькающие в уме; отслеживать эмоции, чувства, реакции, желания, своё проявление во взаимоотношениях – всё, чем мы живём. А нужно лишь, говоря словами кастанедовского дона Хуана, «сдвинуть точку сборки», направляя внимание в духовный центр. Из этой глубины всё отмечается, наблюдается, многое радует, открывая свой пробуждающий смысл. Проблема не подавляет: мы не в внутри неё, и видим выход.

А негатив без эмоционального окраса становится не осуждением себя, а осознанием, что страхи, злость, зависть, ненависть и т.п. , как и проблемы и неприятности – послания изнутри, ведущие к духовному росту, к Свету, который мы несём в себе. И делается очевидным, насколько мы ответственны за свои состояния, за выстраивание отношений, и за свою жизнь.

В отстранённом наблюдении мы не описываем, не оцениваем, не трактуем. Мы напрямую воспринимаем То-Что-Есть, чувствуем и осознаём.

Так, например, пребывание, на природе - это уже не просто факт, что я сейчас нахожусь на берегу моря / в лесу / в парке, и здесь красиво / неспокойно / холодно (любая оценка), а единение своей Души с Сущностной особенностью моря / леса / парка.

Это единство воспринимающего, воспринимаемого и восприятия и есть процесс осознания, в котором происходит озарение Ясностью.

Подобный опыт убеждает, что восприятие по внешним формам происходит только в уме, а мы как сознание функционируем вне активности ментала и без его качеств. А как частица Сознания мы энергетически соединены с любой точкой Творения и можем чувствовать её как себя.

Так мы на собственном опыте познаём свою многомерность. А так как вызванные этим ощущения и осознавания происходят в пространстве физического тела, оно становится для нас не просто материальным носителем, доставляющий подчас серьёзные неприятности, а, как и ум, замечательным инструментом Сознания / Духа.

Через него Он направляет нас к текущему моменту, помогает слиться с Жизнью и постичь Её совершенство - ведь вечное «сейчас» и есть Жизнь. А чувствуя тело изнутри, мы осознаём, как Дух подталкивает изменить что-то в питании или в привычках, как через ощущения Он каждому по-своему, в силу его уникальности, подсказывает, где истинное, а где ложное. Как необъяснимо удерживает от неверных поступков и развивает интуитивное восприятие, переводя сознание на другой уровень. Как вынужденно, через болезни, Он направляет к осознанию, что убеждения, в которых мы живём - это ошибочные выводы ума-эго, которыми оно доказывает свою важность, притягивая из реальности то, что подтверждает эти суждения.

Осознание и Пробуждение.

В осознании нам открывается суть того, на что направлено внимание. Без объяснений и анализа, как то, что просто есть. Сознание на этом уровне всё видит

Расширенно и целостно – и пространство, и всё в нём происходящее (в отличие от ума, способного концентрироваться на чём-то одном – фоне или фигуре),

Без отношения к нему как позитивному или негативному, а как к Тому-Что-Есть (ум же автоматически реагирует и моментально выдаёт оценки),

Отстранённо, что исключает отождествления и любые концепции (то есть устраняется эго). И мы уже не воспроизводим действительность через свои призмы, а напрямую контактируем с ней.

В точке настоящего (а не прошлого или будущего, где обитает ум),

Поэтому ум замолкает, превращается в молчаливого, беспристрастного Наблюдателя, и в этом процессе исчезает «я». Смотрящий, говорящий, всё объясняющий, наклеивающий ярлыки сливается с самим видением, говорением, осознанием. И нет того, кто должен видеть всё целостно, стать безоценочным, не отождествляться и быть в «здесь и сейчас». А есть Истинное Я, которое и есть То-Что-Есть в данный момент – сама Жизнь.

Тогда мы на собственном опыте познаём, что мы - не ограниченный ум с его узким, однобоким пониманием, не тело, которое ходит, говорит, всё выполняет. Они - инструменты, с которыми мы себя по ошибке идентифицируем. Мы значительно большее и трудно постижимое – мы Дух, который никак себя не манифестирует, Сознание, которое не определяет себя через пережитое, через знания и достижения, а осознаёт себя как Я Есть Присутствие здесь, в текущий момент. Я существую. Без интерпретаций и объяснений.

Обнаружить себя как пульсирующий Дух, как присутствие Я, которое просто Есть, без дополняющих определений, без того «я», которое констатирует это, значит прийти к Самоосознанию или Пробуждению сознания от гипнотического сна.

Оно происходит Божьей Милостью, наедине с собой, в предельном погружении в свои глубины, где мы становимся Пустотой, Тишиной и Покоем. И как это ни парадоксально для ума, они - наше Истинное Я. Оно просто Есть. Как неопределимый Дух / чистое Сознание без я, моё, мне. Без качеств. Без того, что можно переживать, и без того, кто переживает. И это - наша Суть. Наш Исток. Бог в нас. Осознание.

Из этой глубины постигается скрытая за внешней формой суть происходящего, становится ясным уровень сознания пишущего или говорящего, причина какого-либо следствия, мотивы поступков, фальшь и искренность, намерения человека, хочет ли он вовлечь нас в свою игру и зачем... А так как нет «я», нет осуждений кого-то, и некому всё сопоставлять с подсознательным идеальным образом себя, поэтому нет чувства своего несовершенства, и нет реактивных выборов, о которых мы потом горько жалеем. Я Есть Присутствие – это наше Естество. Это Осознанность. Она, будучи безмолвным голосом Духа, способна изменить судьбу, избавить от коверкающих жизнь убеждений, и гармонизировать самые напряжённые отношения.

Случай из практики:

После очередной крупной ссоры с женой мужчина переехал к матери, которая живёт одна в 3-х комнатной квартире. Зная её властный характер, стремление всё контролировать и подчинять себе, он планирует как можно скорее арендовать другое жильё. И запросы у него невысокие, и вариантов предлагают множество, но ни один ему не подходит. Будто кто-то специально задерживает его под крышей матери. «Почему?» - недоумевает он.

Ум предполагает, что вероятно, отношения с женой ещё не исчерпаны, и к ним нужно вернуться. Но, окунувшись в ситуацию и соединившись с его Душой, осознание поворачивает в другую сторону. Оказывается, этот человек уже достаточно зрел для того, чтобы по-иному взглянуть на мать, пересмотреть их непростые отношения, простить её заблуждения, свою категоричность, смягчиться и дать проявиться той любви, которая соединяет их обоих. К этому и направляет его Душа, не отпуская из дома этой женщины.

В результате внутренней работы наш герой остался пока жить у матери. Но они стали по-настоящему близкими людьми, которые, заменив укоры и критику на юмор, трогательно заботятся друг о друге.

В самонаблюдении происходит растождествление с мыслями и любыми идеями о себе, как позитивными, так и негативными, например, я успешный или неудачник / мать подавляла меня, и я стал неуверенным, строптивым, агрессивным / мне не везёт в личной жизни и т.п. Тогда иллюзорный образ себя ставится объектом и теряет силу.

Исследование же, откуда исходят подобные идеи, ставшие субличностями, приводят в Исток внутри себя, где они и растворяются.

А погружение в глубину Истока открывает Истинное Я. В Нём мы спокойны, уверены, необусловлены ничем внешним, неподвержены чужим влияниям, неподвластны ярлыкам, которыми кто-то старается задеть нашу самооценку. И начинается новый этап в своём развитии.

Прошло уже достаточно много времени с момента выхода фильма «Матрица». Казалось бы абсурдная идея, но она все чаще приводится в пример учеными, пытающимися объяснить картину мира. Нет, речь идет не о сверхкомпьютерах и криогенных камерах, в которых спит физическая оболочка человека. Скорее можно говорить о большой «игре», в которой каждый играет какую-то роль. И не всегда эта роль подходит «актеру». Осознание своей настоящей сущности позволяет вырваться из этого порочного круга, начать жить по-настоящему. Это означает пробуждение – выход из социального анабиоза. О том, каким образом можно инициировать осознание и пробуждение, поговорим далее.

Что такое осознание себя?

Осознание - это полное понимание и принятие всего, что происходит в жизни, включая свои поступки, мысли, желания. Зачем это нужно? Для того, чтобы прожить свою жизнь осознанно, выполнить свое истинное . Открыть глаза и увидеть свой настоящий жизненный путь. Что это даст? Ощущение гармонии, счастья, полноты своей жизни. Ведь, по сути, не важно сколько у человека денег, в каком доме он живет или на какой машине ездит на работу.

Главное, чтобы он был счастлив в своей жизни, чтобы ему хватало того, что он имеет. Осознание себя, своих желаний и потребностей, позволяет понять направление, по которому стоит двигаться , не распыляясь на ненужные вещи. Осознание и пробуждение – ключ к себе настоящему и целостному.

И если с осознанием все более-менее понятно, то, что такое пробуждение? Почему столько внимания уделяется необходимости совершить его? Пробуждение – это момент перехода от неведенья к осознанию. Это словно открыть глаза после длительного сна или скорее анабиоза. «Социального анабиоза», продиктованного нам обществом, его коллективным разумом или традициями. Но прежде, чем поговорить об осознании и пробуждении, коснемся вопросов этого «сна» и его «сновидений».

Почему личность «спит»?

Многие мыслители упрекали социум в насилии над личностью, в подавлении ее истинной сущности. Все ли так однозначно на самом деле? Наверное, нет. Дело в том, что существуют объективные законы социальной природы. То, что хорошо для одного, может навредить другим. Как уберечь этот баланс? Общество не придумало ничего другого, кроме правил, порядков или традиций.

Время от времени традиции меняются, тогда мы говорим о моде. Осознание и пробуждение безусловно полезны для конкретно взятого человека, но могут быть губительны для социума, поскольку ему сложнее становится контролировать свободную личность. Во всяком случае, если речь идет о технократическом обществе.

Осознание – это скорее духовный термин , но в данной публикации мы рассмотрим его психологическое и социальное значение. Каждому человеку до рождения выбирается определенная роль. Это называется жизненной миссией или предназначением. Независимо от того, кем он станет: созидателем или разрушителем, революционером или чиновником. Определенная роль заложена в его генах, пронизывает его дух и ауру.

Но нужны ли свободномыслящие люди социуму, как единому механизму? Ему нужны учителя, врачи, милиционеры, военные. Обществу нужны профессии, а не личности. С одной стороны, не плохо, если социальная роль хоть немного совпадает с предназначением. Но, что происходит, если кто-то попадает не в свою «тарелку?» – Депрессия, стрессы, упадок сил, сплошной негатив, это лишь «первые ласточки» на пути к саморазрушению. Пробуждение становится единственной возможностью уберечься. Но как понять, что человек «спит?»

Как понять, что пора «проснуться?»

Признаки того, что человек сбился с истинного пути, достаточно красноречивы, чтобы оставаться незамеченными.

  • Непонимание жизненной цели;
  • Регулярное сравнивание себя с другими людьми;
  • Жить прошлым, а не настоящим днем;
  • Отсутствие развития и прогресса;
  • Пассивность в принятии решений;
  • Неудачи на работе или в личной жизни;
  • Хроническая усталость, депрессия.

Если все это можно сказать о каком-то человеке, то ему необходимо как можно быстрее начать свое пробуждение, иначе он так и не проснется от ежедневной рутины. Чтобы этот процесс не растянулся на многие годы, желательно ознакомиться с основными способами пробуждения и осознания.

Эффективные приемы пробуждения

Поскольку осознание себя приходит только в процессе познания, то пробуждение носит исследовательский характер. Здесь не обойтись без самоанализа, работы со своим подсознанием. Мы не будем описывать чрезмерно экзотические практики, а приведем те, которые можно проделать самостоятельно, без помощи духовного наставника.

  • Задать себе правильные вопросы;
  • Наблюдать за своим телом, эмоциями, разумом;
  • Принимать себя настоящего;
  • Вести активный образ жизни;
  • Избавиться от страхов и комплексов;
  • Практиковать медитацию;
  • Перестать гнаться за материальными благами.

Эти простые рекомендации помогут быстрее достичь состояние осознания и пробуждения. Возможно, кому-то они покажутся очень простыми, но не стоит создавать себе лишние трудности. Порой очевидные вещи находятся у нас под самим носом.

Правильные вопросы

Для начала, не мешает задать себе несколько наводящих вопросов:

  • Кто я?
  • Что я делаю?
  • Почему я это делаю?
  • Как я это делаю?

Ответы на них помогут осознать свою жизнь, выключить эффект автоматизма, запустить осмысление. Возможно, не получится ответить на них сразу, но появившееся желание это сделать станет первым этапом на пути к пробуждению.

Наблюдение за телом, эмоциями, разумом

Физическая, интелектуальная и эмоциональная активность взаимосвязаны. Наблюдая за своим дыханием, мыслями, чувствами, переживаниями, человек начинает осознавать особенности своей физиологии и психики. Вероятно, сразу не удастся научиться ними управлять. Но это уже не будет бессмысленное существование.

Принятие себя настоящего

Стоит попробовать быть честным перед самим собой. Если ощущаем гнев, то не лукавить, называя его чем-то другим. Если боимся, то необходимо иметь смелость признать это. Осознание себя возможно только через искренность. Обман уводит человека в сторону, мешая ему понять то, кем он есть на самом деле.

Активный образ жизни

Проактивность подталкивает к действиям, к развитию, самоанализу. Даже утренняя пробежка, возведенная в разряд ежедневного ритуала, способна пробудить наш скрытый потенциал. Осознание – это активный процесс. Чтобы он произошел, необходимо перебороть свою инертность или пассивность.

Избавление от страхов и комплексов

Страхи и комплексы, чаще всего, чужды психике человека. Они зарождаются в ответ на давление со стороны окружающих людей: семьи, кампании, социума. Боязнь не оправдать чужие ожидания, переживания по поводу собственной несостоятельности мгновенно пропадают на необитаемом острове. Значит причина их не в нас самих, а в нашей реакции на окружающих. Осознание придет намного быстрее, если перестать гнаться за общественными трендами, начать жить так, как этого хочется по-настоящему.

Медитация

По своей природе, медитация – это расслабление, погружение в свое подсознание. Совершенно не обязательно принимать замысловатые позы, содрогать окружающее пространство монотонными звуками. Достаточно просто прийти туда, где получается успокоиться, чтобы хоть на время отвлечься от ежедневной рутины. Для кого-то – это рыбалка, для другого – укромная лавочка в ближайшем парке, а для третьего – любимый гамак в деревне. Когда человек свободен от посторонних мыслей, тогда возможно осознание своей истинной природы.

Прекращение погони за материальными благами

Речь идет не об отшельнической жизни. Нет, человек – продукт социума, поэтому желательно из него не выпадать. Просто, в погоне за деньгами, люди очень часто отклоняются от правильного курса, в итоге понимая, что могли прожить иначе. Если заниматься любимым делом, то есть все шансы стать настоящим профессионалом. В таком случае человек всегда сможет заработать, не будет бедствовать. А неправильный выбор профессии, под давлением социальных трендов, в итоге приведет только к депрессии или разочарованию. Работать надо, чтобы жить, а не наоборот.

Сегодня мы разобрали такие важные понятия, как осознание и пробуждение. Без них можно так и не обрести свой жизненный путь, в итоге работая не там, где хотелось бы, общаясь не с теми, с кем приятно, живя в чужом доме. Осознание себя открывает совершенно другую реальность, полную ярких красок и радости. Поскольку большинство людей крепко «спит» под властью социума, то им необходимо пройти пробуждение, благодаря чему их глаза буквально откроются на окружающий мир. Следующим этапом станет осознание, которое принесет с собой ощущение целостности и гармонии, поможет стать самим собой.

Осознание человека. Как происходит процесс осознания в каких то делах и проблемах.

Приветствую вас уважаемые читатели!

Что такое осознание? Осознание это озарение(инсайт).

Где понимание истока(начала) проблемы, в совокупности с личным опытом человека, рождает знание способное разрешить его проблему. И то, что до этого было для него запутанным и сложным вдруг в один момент проясняется и складывается в целостный образ. Это тот миг, в который хочется крикнуть- "Эврика".

Очень важным здесь является собственный опыт человека- это то на чем строится понимание ситуации. Не может прийти озарения просто вот так из неоткуда и в один миг, оно все равно сnроится на опыте, обучении, практике или каком то исследовании.

К примеру, представьте себе фигурное катание. Что бы научиться делать все эти виртуозные трюки на коньках, нужно понять специфику этих движений ИЗНУТРИ, а не просто наблюдая со стороны.

Для этого необходимо раз за разом проделывать нужные движения и каждый раз что то внутренне понимать для себя.

Таким образом накладывая опыт и понимание, плюс ещё понимание и плюс ещё понимание, в какой то момент происходит прозрение(осознание) того, как именно нужно делать это движение. То есть чтобы прийти к осознанию- нужен достаточный опыт и само представление о том, чем занимаешься.

Вот тогда, простое понимание человека переходит в стадию умственно- физического(телесного) знания ,- это значит понимание мозгом и всем своим существом , как говорится- до кончиков пальцев.

Каждый из нас не раз переживал ОСОЗНАНИЕ. Это могло быть связано с каким либо обыденным делом или проблемой. В такой момент, что то вдруг становилось яснее ясного, и если это было важным для вас, то могло возникнуть желание закричать.

Если у человека существовала какая то психологическая, внутренняя проблема, то в момент озарения(осознания), этот внутренний конфликт связанный с этой проблемой, резко теряет силу и человек уверен что вот теперь то все будет отлично. Он осознав всю истину проблемы теперь ясно видит решение и очень воодушевляется, наполняется силой и энергией, но этого не достаточно чтобы что то изменить в своей жизни.

Если теперь не начать действовать исходя из этого осознания, не сделать необходимые конкретные действия,- пройдет время и это чувство воодушевления и наполненности- уйдет, и так ничего и не изменится. То есть теперь, ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ДЕЙСТВОВАТЬ, а не просто остановиться удовлетворившись одним осознанием. Ведь все равно только действия внесут реальные .

Пример осознания чтобы понять различия понимания от осознания.

Вы постоянно делаете что то на работе или в жизни, вы уже поняли и знаете то, чем вы занимаетесь, поняли саму механику процесса и у вас это дело не плохо получается, а потом, с приобретением все большего опыта, получается уже очень хорошо.

Но в какой то момент к вам может прийти осознание всех тонкостей этого дела которые были невидимы ранее, и теперь вы ясно понимаете как это самое дело можно сделать гораздо легче, быстрее и лучше.

Или другой пример, более детальный и связанный с какой то проблемой.

Я вам расскажу на примере своего (не страшно что вы в этом может совсем не разбираетесь) принцип будет понятен.

И так, сломался сайт, он перестал работать совсем или перестали работать некоторые функции.

Я начинаю поиск проблемы, и по своему опыту вижу и нахожу какие то признаки того, что и где могло произойти. По этим признакам я могу определить что проблема находится не в самом сайте, а в модулях(плагинах) которые отдельно подключаются к нему чтобы расширить его возможности. То есть проблема не в самой механике сайта, а в этих отдельно подключаемых модулях.

Теперь я знаю что сам сайт не причем, у него все в порядке, а работу нарушает какой то модуль,- это и есть понимание проблемы.

Но ведь этих модулей много и я не знаю и не могу сразу определить какой именно из них стал причиной поломки сайта. Путем исключения, анализа и изучения, я в какой то момент понимаю в чем именно причина сбоя сайта, какой именно модуль испорчен. То есть понимаю конкретную суть проблемы- это осознание, я теперь точно знаю в чем дело.

И как уже писал выше, мало одного осознания для решения проблемы.

Теперь я очень воодушевлен потому что определил в чем дело и теперь могу исправить ошибку. И здесь я уже перехожу к нужным действиям- удаляю либо перегружаю сломанный модуль.

Я надеюсь что написал и не запутал вас этими всеми модулями, ну а если что, то для этого есть комментарии.

Если же взять для примера какие то человека, то представляется это так,- человек знает что ему плохо, понимает почему ему плохо, то есть, вполне представляет в чем заключается причина, но он может не видеть всей сути и начала возникновения этой проблемы. Или просто может ошибаться и думать что причина в другом. А не поняв глубину проблемы, не знаешь что нужно сделать чтобы её решить или выбираешь не совсем верные действия. А тонкостей и невидимых нитей в этом деле достаточно.

Напоследок: Осознание не часто приходит сразу, во многих случаях для этого нужно время и время не мало. И оно не основано только на одном логическом мышлении, может даже этому очень помешать.

А что важно, так это спокойствие и, как мысленный, так и безмысленный холодный и трезвый анализ путем наблюдения и изучения себя (своих ощущений, чувств, мыслей) и того, что происходит вокруг.

А для себя важно осознать, что важно не только уметь хорошо логически мыслить, но и уметь просто наблюдать и доверять своему . Ведь не анализировать - это не значит ничего не делать, бездействием это можно назвать лишь тогда, когда человек утратил всякую веру, опустил руки и сдался, тогда это действительно будет бездействие.

Вообщем, подробней об этом в статьях:

С уважением Андрей Русских