Калаши - наследники древних ариев. Калаши Калаши пакистанский народ со славянской внешностью

Всё в жизни калашей, живущих на севере Пакистана в горах Гиндукуша не так, как у соседей: и вера, и уклад жизни, и даже цвет глаз и волос. Этот народ - загадка. Сами они считают себя потомками Александра Македонского.

О предках калашей спорят снова и снова. Существует мнение, что калаши – местные аборигены, некогда населявшие обширные территории южной долины реки Читрал. И сегодня там сохранились многочисленные калашские топонимы. Со временем калаши были вытеснены (или ассимилированы?) с исконных территорий.

Есть и другая точка зрения: калаши не являются местными аборигенами, а пришли на север Пакистана много веков назад. Это могли быть, например, племена северных индийцев, проживающие приблизительно в XIII веке до н.э. на юге Урала и на севере Казахских степей. Их внешний вид напоминал облик современных калашей – голубые или зеленые глаза и светлая кожа.

Следует заметить, что внешние особенности свойственны не всем, а только части представителей загадочного народа, однако, часто это не мешает упоминать об их близости к европейцам и называть калашей наследниками «нордических арийцев». Впрочем, считают ученые, если посмотреть на другие народы, которые на протяжении тысячелетий живут в изолированных условиях и не слишком охотно записывают чужаков в родственники, то и у нуристанцев, дартов или бадахшанцев можно обнаружить «гомозиготную инбридинговую (родственную) депигментацию». Доказать принадлежность калашей к европейским народам пытались и в Институте общей генетики Вавилова, а также в Южно-Калифорнийском и Стэндфордском университетах. Вердикт – гены калашей действительно уникальны, но вопрос о предках остался по-прежнему открытым.

Сами же калаши охотно придерживаются более романтичной версии своего происхождения, называя себя потомками воинов, пришедших в горы Пакистана вслед за Александром Великим. Как и положено легенде, она имеет несколько вариаций. По одной - Македонский приказал остаться калашам дожидаться своего возвращения, но по какой-то причине так за ними и не вернулся. Верным солдатам не оставалось ничего другого, как осваивать новые земли.

По другой – несколько солдат, из-за ранений не способных продолжать движение вместе с войском Александра, вынуждены были остаться в горах. Верные женщины, естественно, не покинули мужей. Легенда очень нравится путешественникам-исследователям, заглядывающим в гости к калашам, и многочисленным туристам.
Все, кто приезжает в этот удивительный край, обязан предварительно подписать бумаги, запрещающие какие-либо попытки повлиять на самобытность уникального народа. В первую очередь, речь идет о религии. Среди калашей много тех, кто продолжает придерживаться старой языческой веры, несмотря на многочисленные попытки обратить их в ислам. В сети можно найти многочисленные посты на эту тему, хотя сами калаши уклоняются от вопросов и говорят, что «не припоминают каких-либо жестких мер».

Иногда, уверяют старейшины, смена веры происходит, когда местная девушка решается на брак с мусульманином, но происходит это, по их словам, нечасто. Однако исследователи уверены, что избежать судьбы соседей-нуристанцев, насильственно обращенных в конце XIX века в ислам, калашам удалось только благодаря тому, что они населяли территорию, которая попала под юрисдикцию британцев.

Не меньше споров вызывает происхождение многобожия калашей. Попытки провести аналогии с греческим пантеоном богов большинство ученых считают безосновательными: вряд ли калашский верховный бог Дезау – это Зевс, а покровительница женщин Дезалика – Афродита. Священнослужителей у калашей нет, и каждый молится самостоятельно. Правда, обращаться напрямую к богам не рекомендуется, для этого существует дехар – специальный человек, который перед можжевеловым или дубовым алтарем, украшенным двумя парами лошадиных черепов, приносит жертву (обычно козу). Перечислить всех калашских богов достаточно трудно: в каждом селении есть свои, а кроме этого еще множество духов-демонов, преимущественно женского рода.

Калашские шаманы могут предсказывать будущее и карать за грехи. Самым известным из них считается Нанга дхар – о его способностях слагали легенды, рассказывая, как в одну секунду он исчезал из одного места, проходя сквозь скалы, и появлялся с другом. Шаманам доверяют вершить правосудие: их молитва способна, якобы, наказать обидчика. По плечевой кости жертвенного козла специализирующийся на предсказаниях шаман-ашжиау («разглядывающий кость») может увидеть судьбу не только отдельного человека, но и целых государств.
Жизнь калашей немыслима без многочисленных пиршеств. Приезжающие туристы вряд ли сразу смогут понять, на каком событии они присутствуют: рождении или похоронах. Калаши уверены, что эти моменты одинаково значимы, а потому необходимо в любом случае устроить грандиозный праздник - не столько для себя, сколько для богов. Нужно радоваться, когда новый человек приходит в этот мир, чтобы жизнь его была счастливой, и веселиться на похоронах, - пусть и загробное пребывание окажется безмятежным. Ритуальные танцы в священном месте - Джештаке, песнопения, яркие одежды и ломящиеся от угощения столы – всё это неизменные атрибуты двух главных событий в жизни удивительного народа.

Особенностью калашей является и то, что, в отличие от соседей, они всегда использовали для трапезы столы и стулья. Дома они строят по македонскому обычаю - из камней и бревен. Не забывают про балкон, при этом крыша одного дома является полом для другого – получаются своеобразные «высотки по-калашски». На фасаде – лепнина с греческими мотивами: розетками, радиальными звездами, затейливыми извилинами.
Большинство калашей занимаются сельским хозяйством и скотоводством. Примеров, когда кому-то из них удалось изменить привычный уклад, - единицы. Широко известна легендарная Лакшан Биби, которая стала авиапилотом и создала фонд поддержки калашей. Уникальный народ вызывает неподдельный интерес: греческие власти строят для них школы и больницы, а японцы разрабатывают проекты дополнительных источников энергии. Кстати, об электричестве калаши узнали относительно недавно.

Производство и употребление вина – еще одна отличительная особенность калашей. Сухой закон на всей территории Пакистана – еще не причина отказываться от традиций. А после приготовления вина можно и в любимый гал поиграть – нечто среднее между лаптой, гольфом и бейсболом. Мяч отбивают клюшкой, а затем дружно ищут. Кто нашел его двенадцать раз и вернулся первым «на базу», тот победил. Нередко жители одного селения приходят в гости к соседям, чтобы сразиться в гал, а затем весело отметить – и неважно, будет это победа или поражение.
Калашские женщины находятся на вторых ролях, выполняя самую «неблагодарную работу». Но на этом сходство с соседками, пожалуй, заканчивается. Они сами решают, за кого выходить замуж, а если брак окажется несчастливым, то и развестись. Правда, новый избранник должен выплатить бывшему мужу «неустойку» - приданое в двойном размере. Калашские девушки могут не только получить образование, но и, например, устроиться работать гидом. Издавна существуют у калашей и своеобразные родительные дома – «башали», где «грязные» женщины проводят несколько дней до начала родов и приблизительно неделю после.
Родственникам и любопытствующим не просто запрещается навещать будущих мам, даже до стен башали дотрагиваться нельзя.
А какие калашки красивые и нарядные! Рукава и подолы их черных платьев, за которые мусульмане, кстати, именуют калашей «черными неверными», расшиты разноцветным бисером. На голове – такой же яркий убор, напоминающий прибалтийский венчик, украшенный лентами и замысловатой вышивкой из бисера. На шее – множество нитей бус, по которым можно определить возраст женщины (если удастся сосчитать, конечно). Старейшины загадочно замечают, что калаши живы только до тех пор, пока их женщины носят свои платья. И напоследок еще один «ребус»: почему прическа даже самых маленьких девочек - это пять косиц, которые начинают плести со лба?

(1 год назад) | Добавить в закладки |

|

Прислала В. Лаврова.

Калаши - небольшой дардский народ, населяющий две долины правых притоков реки Читрал (Кунар) в горах южного Гиндукуша в о́круге Читрал провинции Хайбер-Пахтунхва (Пакистан). Родной язык - калаша - относится к дардской группе индоиранских языков. Уникальность народа, со всех сторон окружённого исламизированными соседями, заключается в том, что значительная его часть до сих пор исповедует языческую религию, сложившуюся на базе индоиранской религии и субстратных верований.

История и этноним

Населяющие Читрал дардские народы обычно единодушно считают калашей аборигенами края.

У самих же калашей бытуют предания о том, что их предки пришли в Читрал через Башгал и оттеснили народ кхо на север, в верховья реки Читрал. Тем не менее язык калаша близкородственен языку кховар. Возможно, это предание отражает приход в XV в. в Читрал воинственной нуристаноязычной группы, которая покорила местное дардоязычное население. Группа эта отделилась от носителей языка вайгали, до сих пор называющих себя kalašüm, передала местному населению своё самоназвание и многие традиции, но была ассимилирована им в языковом плане.

Представление о калашах как аборигенах основано на том факте, что в прежние времена калаши населяли более обширный ареал в Южном Читрале, где до сих пор многие топонимы носят калашский характер. С утратой воинственности калаши в этих местах были постепенно вытеснены или ассимилированы носителями ведущего читральского языка кховар.

Духовная культура

Калаши - единственный народ региона, частично сохранивший традиционную религию и не обращённый полностью в ислам. Религиозная изоляция калашей началась в нач. XVIII в., когда они были подчинены мехтаром (правителем) Читрала и оказались под культурным давлением родственного народа кхо, обращённого к тому времени в ислам. В целом читральская политика отличалась относительной терпимостью, и исламизация региона, проводимая суннитскими муллами и исмаилитскими проповедниками, носила довольно спонтанный и постепенный характер. При проведении в XIX в. линии Дюранда калаши остались в британских владениях, что уберегло их от массового насильственного обращения в ислам, проведённого в 1896 году афганским эмиром Абдур-рахманом в соседнем Нуристане.

Тем не менее случаи обращения в ислам калашей происходили на протяжении всей новейшей истории народа. Количество их возросло после 1970-х годов, когда в край были проложены дороги и в селениях калашей стали строиться школы. Обращение в ислам приводит к разрыву традиционных связей, как говорит один из калашских старшин Сайфулла Джан: «Если кто-то из калашей обращается в ислам, они больше не могут жить среди нас». Как отмечает К. Йеттмар, калаши-мусульмане с нескрываемой завистью смотрят на калашские языческие танцы и весёлые празднества. В настоящее время языческая религия, привлекающая внимания многочисленных европейских туристов, находится под защитой пакистанского правительства, опасающегося вымирания туриндустрии в случае окончательного «торжества ислама».

Тем не менее ислам и исламская культура соседних народов оказывает большое влияние на жизнь калашей-язычников и их верования, наполняющиеся сюжетами и мотивами мусульманской мифологии. Калаши переняли у соседей мужскую одежду и имена. Под натиском цивилизации постепенно разрушается традиционный образ жизни, в частности, уходят в небытие «праздники заслуг». Тем не менее до сих пор долины калашей представляют собой уникальный заповедник, сохраняющий одну из самых архаичных индоевропейских культур.

Религия

Традиционные представления калашей о мире основаны на противопоставлении святости и нечистоты. Высшей святостью обладают горы и горные пастбища, где обитают боги и пасётся «их скот» - дикие козы. Святы также алтари и козьи хлева. Нечистыми являются земли мусульман. Нечистота также присуща женщине, особенно в периоды месячных и родов. Осквернение приносит всё, связанное со смертью. Подобно ведийской религии и зороастризму религия калашей предусматривает многочисленные церемонии очищения от скверны.

Пантеон калашей (devalog) в целом сходен с пантеоном, существовавшим у соседей-нуристанцев, и включает много одноимённых божеств, хотя и несколько отличается от последнего. Имеются представления также о многочисленных низших духах-демонах, прежде всего женского пола.

Святилища калашей представляют собой алтари, сооружаемые под открытым небом из досок можжевельника или дуба и обставляемые ритуальными резными досками и идолами божеств. Специальные постройки сооружаются для религиозных танцев. Ритуалы калашей заключаются прежде всего в общественных пиршествах, на которые приглашаются боги. Ярко выражена ритуальная роль молодых юношей, ещё не познавших женщину, то есть обладающих наивысшей чистотой.

Языческие божества калашей имеют большое количество храмов и алтарей по всей долине проживания их народа. Они преподносят им жертвы главным образом состоящие из лошадей, коз, коров и овец, разведение которых является одним из основных промыслов местного населения. Также они оставляют на алтарях вино, тем самым принося жертву богу Индр, богу винограда. Ритуалы калашей совмещены с праздниками и в целом похожи на ведийские.

Подобно носителям ведической культуры, калаши считают ворон своими предками и кормят их из левой руки. Умерших хоронят над землёй в специальных деревянных гробах с орнаментом, также богатые представители калашей устанавливают над гробом деревянное чучело умершего.

Словом гандау калаши называют надгробные памятники Калашских долин и Кафиристана, которые различаются в зависимости от того, какого статуса при жизни достиг умерший. Кундрик - вторая разновидность антропоморфных деревянных изваяний предков у калашей. Представляет собой статую-оберег, который устанавливается на полях или в селении на возвышенность - деревянный шест или сложенный из камней постамент.

Угроза исчезновения

На данный момент культура и этнос калашей находится под угрозой исчезновения. Они живут в замкнутых общинах, однако молодое население всё чаще вынуждено ассимилироваться, вступая в брак с исламским населением, это происходит из-за того, что мусульманину проще найти работу и прокормить семью. Кроме того, калаши получают угрозы со стороны различных исламистских организаций.

  • Терентьев М.А. Россия и Англия в Средней Азии. - СПб.: Тип. П.П. Меркульева, 1875. - 376 с.
  • Меткалф Д. Затерянные в степях Центральной Азии. - Алматы: VOX POPULI, 2010. - 288 с.

Кликабельно 2000 рх

Если бы калаши представляли собой огромную и многочисленную диаспору с обособленной территорией и государственностью, то их существование вряд ли бы кого удивило, но калашей на сегодня сохранилось неcколько тысяч человек — самая миниатюрная и загадочная этническая группа Азиатского региона.

(самоназвание : kasivo; название «Калаш» происходит от названия местности) - народность в Пакистане, проживающая в высокогорных районах Гиндукуша (Нуристан или Кафирстан). Численность — около 6 тыс. чел. Были почти полностью истреблены в результате мусульманского геноцида к началу XX века, так как исповедуют язычество. Ведут замкнутый образ жизни. Говорят на калашском языке дардской группы индоевропейских языков (однако около половины слов их языка не имеет аналогов в других дардских языках, как и в языках соседних народов). В Пакистане распространено убеждение, что калаши являются потомками воинов Александра Македонского (в связи с чем правительство Македонии построило «дом культуры» в этой области, см, напр., «Македонија ќе гради културен центар кај хунзите во Пакистан»). Внешность некоторых калашей характерна для североевропейских народов, среди них часто встречается голубоглазость и блондинизм . При этом часть калашей имеют и вполне характерную для региона азиатскую внешность.

Еще больше поразят вас имена богов, которым поклоняются калаши. Богом богов и повелителем солнца они называют Аполлона. Богиней красоты и любви почитают Афродиту. Немое и восторженное благоговение у них вызывает Зевс, и т.д.

Знакомые имена? И откуда полудикое племя, члены которого никогда не спускались с гор, не умеют читать и писать, знают и поклоняются греческим богам? При этом их религиозные ритуалы поразительно схожи с эллинскими. К примеру, посредниками между верующими и богами являются оракулы, а в праздники калаши не скупятся на жертвоприношения и подаяния богам. Кстати, язык, на котором общаются соплеменники, напоминает древнегреческий.

Самой необъяснимой тайной племени калаши является их происхождение. Это загадка, над которой ломают головы этнографы всего мира. Однако сами горные язычники объясняют свое появление в Азии просто. Другое дело, что не так просто отделить истину от мифов.

В то же время около 3 тыс. калашей — мусульмане. Переход в ислам не приветствуется калашами, пытающимися сохранить свою родовую идентичность. Свероевропейская внешность части из них объясняется более менее сохраненным индоевропейским генофондом в результате отказа от смешения с окружающим населением . Наряду с калашами подобными антропологическими характеристиками обладают также представители народа хунза и некоторые этнические группы памирцев, персов и др.

Калаши уверяют, что их народ образовался как единый конклав еще 4 тыс. лет назад, но не в горах Пакистана, а далеко за морями, там, где миром правили обитатели Олимпа. Но настал день, когда некоторая часть калашей отправилась в военный поход под предводительством легендарного Александра Македонского. Это случилось в 400 году до н.э. Уже в Азии Македонский оставил несколько заградительных отрядов калашей в местных населенных пунктах, строго-настрого наказав им дождаться его возвращения.

Увы, Александр Великий так и не вернулся за верными бойцами, многие из которых отправились в поход вместе с семьями. И калаши были вынуждены осваиваться на новых территориях, ожидая своего повелителя, который то ли забыл о них, то ли умышленно оставил на новых землях в качестве первых поселенцев с далекой Эллады. Калаши и по сей день ждут Александра.

Что-то в этой легенде есть. Лица калашей — чисто европейские. Кожа значительно светлее, чем у пакистанцев и афганцев. А глаза — паспорт неверного иноземца. У калашей глаза голубые, серые, зеленые и очень редко карие. Но есть еще один штрих, который никак не вписывается в общую для этих мест культуру и быт. Калаши всегда изготавливали для себя и пользовались мебелью. Они едят за столом, сидя на стульях, — излишества, которые никогда не были присущи местным «аборигенам» и появились в Афганистане и Пакистане только с приходом англичан в ХVIII-ХIХ веках, но так и не прижились. А калаши испокон веков пользовались столами и стульями. Сами придумали? И таких вопросов много…
Итак, калаши выжили. Они сохранили свой язык, традиции, религию. Однако позднее в Азию пришел ислам, а с ним и беды народа калаши, которые никак не хотели поменять религию. Адаптироваться в Пакистане, проповедуя язычество, — предприятие безнадежное. Местные мусульманские общины настойчиво пытались заставить калашей принять ислам. И многие калаши вынуждены были подчиниться: либо жить, приняв новую религию, либо умереть. В ХVIII-ХIХ веках исламисты вырезали калашей сотнями и тысячами. При таких условиях выжить и сохранить традиции предков, согласитесь, — проблематично. Тех, кто не подчинялся и хотя бы тайком отправлял языческие культы, власти в лучшем случае гнали с плодородных земель, загоняя в горы, а чаще — уничтожали.

Сегодня последнее поселение калашей находится в горах на высоте 7000 метров — не лучшие условия для сельского хозяйства, разведения скота и жизни вообще!
Жестокий геноцид народа калаши продолжался вплоть до середины XIX века, пока крохотная территория, которую мусульмане называли Кафирстан (земля неверных), где обитали калаши, не попала под протекцию Великобритании. Это спасло их от полного истребления. Но и сейчас калаши находятся на грани исчезновения. Многие вынуждены ассимилироваться (через брак) с пакистанцами и афганцами, принимая ислам, — так легче выжить и получить работу, образование, должность.

Быт современных калашей можно назвать спартанским. Калаши живут общинами — легче выжить. Они ютятся в малюсеньких хибарках, которые строят из камня, дерева и глины в узких горных ущельях. Задней стеной дома калаши является плоскость скалы или горы. Так экономятся стройматериалы, а жилище становится более устойчивым, ведь долбить фундамент в горном грунте — сизифов труд.

Крыша нижнего дома (этажа) одновременно является полом или верандой дома другой семьи. Из всех удобств в хижине: стол, стулья, скамьи и глиняная посуда. Об электричестве и телевидении калаши знают лишь понаслышке. Лопата, мотыга и кайло — им понятнее и привычнее. Жизненные ресурсы они черпают в сельском хозяйстве. Калаши умудряются выращивать пшеницу и другие зерновые культуры на расчищенных от камня землях. Но главную роль в их жизнеобеспечении играет скот, в основном козы, которые дают потомкам эллинов молоко и молокопродукты, шерсть и мясо. Располагая таким скудным выбором, калаши умудряются не терять собственной гордости и не опускаться до попрошайничества и воровства. А ведь их жизнь — борьба за выживание. Они трудятся от зари до зари и не ропщут на судьбу. Их образ жизни и ее уклад мало изменились за 2 тыс. лет, но это никого не расстраивает.

И все же нечто горское в калашах есть. Бросается в глаза четкое и незыблемое разделение обязанностей: мужчины первые в труде и охоте, женщины им только помогают в наименее трудоемких операциях (прополка, дойка, домашнее хозяйство). В доме мужчины садятся во главе стола и принимают все значимые в семье (в общине) решения.
Для женщин в каждом поселении строят башлени — отдельный дом, где женщины общины рожают детей и проводят время в «критические дни».

Родить ребенка женщина калаши обязана только в башлени, а потому беременные дамы поселяются в «роддоме» загодя. Откуда пошла такая традиция, никто не знает, но других сегрегационных и дискриминационных тенденций в отношении женщин у калашей не наблюдается, что бесит и смешит мусульман, которые относятся к калашам как к людям не от мира сего.

Женитьба. Этот щепетильный вопрос решают исключительно родители молодых. Они могут посоветоваться и с молодыми, могут поговорить с родителями невесты (жениха), а могут решить проблему, не спрашивая мнения своего чада. И все же трагических историй о «Ромео и Джульетте» здесь никто не рассказывает. Молодежь доверяет старшим, а старшие с любовью и пониманием относятся к собственным детям и молодежи.

Калаши не знают выходных, но они весело и хлебосольно празднуют 3 праздника: Йоши — праздник посева, Учао — праздник урожая, и Чоймус — зимний праздник богов природы, когда калаши просят «олимпийцев» ниспослать им мягкую зиму и хорошие весну и лето.
Во время Чоймуса каждая семья в качестве жертвоприношения забивает козу, мясом которой угощают всех, кто зайдет в гости или встретится на улице.
И Вакха калаши не забывают: гулять умеют. Вино на праздниках льется рекой, правда, в пьянку религиозные праздники не превращаются.

Основным предметом поклонения был огонь. Кроме огня кафиры поклонялись деревянным идолам, которые вырезались искусными умельцами и выставлялись в святилищах. Пантеон состоял из множества богов и богинь. Главным считался бог Имра. Также весьма почитаемым был бог войны Гиша. Каждая деревня имела своего мелкого божка-покровителя. Мир, согласно поверьям, был населен множеством борющихся друг с другом добрых и злых духов.


Родовой столб с свастичной розеткой


Для сравнения — традиционный узор, характерный для славян и германцев

Являются ли калаши потомками воинов армии Александра Македонского, доподлинно неизвестно. Неоспоримо лишь то, что от окружающих их народов они явно отличаются. Более того, в недавно проведенном исследовании - совместными усилиями Института общей генетики имени Вавилова, университета в Южной Калифорнии и Стэндфордского университета - по сбору и обработке огромного объема информации по генетическим связям населения планеты калашам посвящен отдельный параграф, в котором говорится, что их гены действительно уникальны и принадлежат к европейской группе.

В статье использованы материалы из Википедии, Игоря Наумова, В. Сарианиди, сайта http://orei.livejournal.com

Почитайте еще про и откуда взялась Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Высоко в горах Пакистана на границе с Афганистаном, в провинции Нуристан, разбросано несколько крошечных плато.
Местные жители называют данный район Чинтал.
Здесь проживает уникальный и загадочный народ — Калаши, который пришел сюда несколько тысяч лет.

Их уникальность заключается в том, что этому индоевропейскому по происхождению народу удалось выжить почти в самом сердце исламского мира.

А между тем калаши исповедуют вовсе не авраамический культ — ислам, а исконную, народную веру…
Если бы калаши представляли собой многочисленную народ с обособленной территорией и государственностью, то их существование вряд ли бы кого удивило, но калашей на сегодня сохранилось не более 6 тыс. человек — они самая миниатюрная и загадочная этническая группа Азиатского региона.

Были почти полностью истреблены в результате мусульманского геноцида к началу XX века, так как исповедуют язычество.
Ведут замкнутый образ жизни. Говорят на калашском языке дардской группы индоевропейских языков (однако около половины слов их языка не имеет аналогов в других дардских языках, как и в языках соседних народов).

В Пакистане распространено убеждение, что калаши являются потомками воинов Александра Македонского (в связи с чем правительство Македонии построило средоточие культуры в этой области, см, напр., «Македонија ќе гради културен центар кај хунзите во Пакистан»).

Учёные относят калашей к белой расе — это научный факт.

Лица у многих калашей — чисто европейские. Кожа белая в отличие от пакистанцев и афганцев. А светлые а часто иголубые глаза — как паспорт неверного-кафира.
У калашей глаза голубые, серые, зеленые и очень редко карие.

По другой версии, калаши – потомки народа, осевшего в горах Тибета в процессе большого переселения народов во времена вторжения арийцев на Индостан.
У самих калашей единого мнения по поводу своего происхождения нет, но в разговорах об этом вопросе с чужеземцами, они чаще отдают предпочтение версии македонского происхождения.

Легенда гласит, что в эти места пришли два воина и две девушки, отколовшиеся от греческой армии. Мужчины были ранены и не могли передвигаться. Именно они и положили начало калашскому народу.

Более точное объяснение происхождению этого народа могло бы дать подробное исследование калашского языка, к сожалению, еще слабо изученного. Считается, что он относится к дардской языковой группе, но на основании чего было сделано это отнесение не совсем понятно, т.к. более половины слов из лексики калашского языка не имеет аналогов в языках дардской группы и языков окружающих народов.

Встречаются публикации, в которых прямо говорится, что калаши говорят на древнегреческом языке, но так ли это, неизвестно. Факт то, что единственно кто помогает сегодня калашам выживать в экстремальных высокогорных условиях – современные греки, на деньги которых были построены школа, больница, детский сад, и вырыто несколько колодцев.

Исследование генов калашей не выявило ничего конкретного.
Все очень непонятно и зыбко – говорят, что греческого влияния может быть от 20 до 40%. (Зачем было проводить исследования, коли сходство с древними греками видно и так?)

Религия большинства калашей - язычество; их пантеон имеет немало общих черт с реконструируемым древне-арийским пантеоном.
Наряду с калашами подобными антропологическими характеристиками обладают также представители народа хунза и некоторые этнические группы памирцев, персов и др.

Есть еще один штрих, который никак не вписывается в общую для муслимов Пакистана и Афганистана культуру и быт.
Калаши всегда изготавливали для себя и пользовались мебелью.
Они едят за столом, сидя на стульях, — излишества, которые никогда не были присущи местным «аборигенам» и появились в Афганистане и Пакистане только с приходом англичан в ХVIII-ХIХ веках, но так и не прижились.
А калаши испокон веков пользовались столами и стульями…

Но и сейчас калаши находятся на грани исчезновения. Многие вынуждены ассимилироваться (через брак) с пакистанцами и афганцами, принимая ислам, — так легче выжить и получить работу, образование, должность.

Быт современных калашей можно назвать спартанским. Калаши живут общинами.

Они живут в домах, которые строят из камня, дерева и глины.
Крыша нижнего дома (этажа) одновременно является полом или верандой дома другой семьи. Из всех удобств в хижине: стол, стулья, скамьи и глиняная посуда. Об электричестве и телевидении калаши знают лишь понаслышке.

Лопата, мотыга и кайло — им понятнее и привычнее. Жизненные ресурсы они черпают в сельском хозяйстве.

Калаши умудряются выращивать пшеницу и другие зерновые культуры на расчищенных от камня землях.
Но главную роль в их жизнеобеспечении играет скот, в основном козы, которые дают потомкам древних арийцев молоко и молокопродукты, шерсть и мясо.

В быту бросается в глаза четкое и незыблемое разделение обязанностей: мужчины первые в труде и охоте, женщины им только помогают в наименее трудоемких операциях (прополка, дойка, домашнее хозяйство).

В доме мужчины садятся во главе стола и принимают все значимые в семье (в общине) решения.

Для женщин в каждом поселении строят башлени — отдельный дом, где женщины общины рожают детей и проводят время в «критические дни».
Родить ребенка женщина калаши обязана только в башлени, а потому беременные дамы поселяются в «роддоме» загодя.
Откуда пошла такая традиция, никто не знает, но других сегрегационных и дискриминационных тенденций в отношении женщин у калашей не наблюдается, что бесит и смешит муслимов, которые из за этого относятся к калашам как к людям не от мира сего.

Заняты Калаши земледелием. В семьях принято равноправие полов.
Женщина вольна уйти от мужа, но при этом, предыдущий ее муж должен получить от нового выкуп в двойном размере.
Из притеснений женщин имеет место только изоляция женщин в отдельном доме во время месячных и родов.
Считается, что в это время женщина нечиста, и ее надо изолировать, с ней запрещено общаться, и пищу им передают через специальное окно в этом доме.
Муж также волен уйти от нелюбимой жены в любой момент.

Калаши не знают выходных, но они весело и хлебосольно празднуют 3 праздника: Йоши — праздник посева, Учао — праздник урожая, и Чоймус — зимний праздник богов природы, когда калаши просят богов ниспослать им мягкую зиму и хорошие весну и лето.

Во время Чоймуса каждая семья в качестве жертвоприношения забивает козу, мясом которой угощают всех, кто зайдет в гости или встретится на улице.

Калашский язык, или Калаша - язык дардской группы индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи.
В калашском языке очень хорошо сохранился базовый словарный состав санскрита

Их религия — напоминает трансформированный Зороастризм и культы древних ариев, которуй принес сюда с севера пророк Заротуштра примерно за 1500 лет до Р.Х. .

Главным, «столичным» у кафиров было село под названием «Камдеш».
Дома были богато украшены сложной деревянной резьбой. Полевыми работами занимались не мужчины, а женщины, хотя мужчины предварительно очищали поле от камней и упавших бревен.
Мужчины же в это время занимались шитьем одежды, ритуальными танцами на сельской площади и решением общественных дел.

Основным предметом поклонения был огонь.
Кроме огня кафиры поклонялись деревянным идолам, которые вырезались искусными умельцами и выставлялись в святилищах.
Пантеон состоял из множества богов и богинь.
Главным считался бог Имра. Также весьма почитаемым был бог войны Гиша.
Каждая деревня имела своего мелкого божка-покровителя. Мир, согласно поверьям, был населен множеством борющихся друг с другом добрых и злых духов.

В числе важнейших ритуалов были выбор старейшин, приготовление вина, жертвоприношения богам и погребение.
Как и большинство ритуалов, выбор старейшин сопровождался массовыми жертвоприношениями козлов и обильными угощениями.
Выборы главного старейшины (джаста) производились старейшинами из числа старейшин. Эти выборы также сопровождались чтением священных гимнов, посвященных богам, жертвоприношениями и угощением собравшихся старейшин в доме кандидата.

У калашей есть священные места для танцев - Джештак.
Те, что мы видели, оформлены в греческом стиле - колонны и росписи.
Там происходят главные события в жизни калашей - поминки и священнодействия.
Похороны превращаются у них в шумный праздник, сопровождаемый пиром и танцами, который продолжается несколько дней и куда приходят сотни людей со всех деревень.

Большую роль в жизни калашей играли шаманы.
Самый известный из них - Нанга дхар - мог проходить сквозь скалы и мгновенно появляться в других долинах. Он прожил более 500 лет и оказал существенное влияние на обычаи и верования этого народа. «Но сейчас шаманы исчезли», - грустно сообщил нам старейшина. Будем надеяться, что он просто не хотел раскрывать нам все тайны.

На прощание он сказал: «Откуда я появился, не знаю. Сколько мне лет, тоже не знаю. Я просто открыл глаза в этой долине».

Являются ли калаши потомками воинов армии Александра Македонского, также доподлинно неизвестно.

Неоспоримо лишь то, что от окружающих их народов они явно отличаются. Более того, в недавно проведенном исследовании - совместными усилиями Института общей генетики имени Вавилова, университета в Южной Калифорнии и Стэндфордского университета - по сбору и обработке огромного объема информации по генетическим связям населения планеты калашам посвящен отдельный параграф, в котором говорится, что их гены действительно уникальны и принадлежат к европейской группе.

Нам же после встречи с калашами стало уже не важно, имеют они отношение к Александру Великому или нет. Видимо, потому, что на какое-то мгновение мы сами стали калашами - среди огромных гор, бурных рек, с их танцами в ночи, со священным очагом и жертвоприношениями у скалы.

На прощание мы спросили у старейшины о значении и особенностях калашской национальной одежды, за которую мусульмане называли их «черными кафирами», то есть «черными неверными».

Он было начал терпеливо и подробно объяснять, но потом на секунду задумался и произнес следующее:

«Вы спрашиваете, что особенного в одежде, которую носят наши женщины? Калаши живы, пока женщины носят эти платья».

Калаши! Это народ такой в Пакистане. И не просто народ, а потомки древних славян!

Сравнительно недавно миру открылись древние поселения выходцев из русских земель в горах Пакистана. То, что в этих южных краях живут мусульмане мы давно знаем. А вот что среди них, вернее автономно, рядом с ними проживает народ, который еще до рождения Христа пришел предположительно с тверских земель нашей родины?

И так. Рассказываю про этот удивительный народ – калаши. Их всего около 6 тысяч.

Ученые сталкиваясь с загадками истории все таки начинают приходить к выводам, что именно из Руси пришли люди, построившие индийские и шумерские храмы, пирамиды Египта. Вернее так. Из русских земель пришли те, кто принес знания и опыт как это делать и зачем. И этому есть бесчисленное подтверждение. Напомню о статьях – История Гипербореи, Русский и санскрит, Кто придумал гороскоп и др.

И вот новая загадка. Как, скажите, как попали эти красивые люди с красивыми русскими ликами на границе Пакистана с Афганистаном?

Ладно бы только сходство внешнее. Ведь калаши белолицы, сероглазы, голубоглазы, в отличие от пакистанцев и афганцев.

Они сохранили все наследие своих предков – традиции, быт, культуру, практически в неприкосновенности. Причем это было традиционным для древних земель наших северных – Твери и Вологды. Но ведь они и говорят-то не на дарских языках, присущих местности сегодняшнего проживания. А говорят… Вернее так. Практически половина слов их языка – это старинный говор Вологодчины.

В калашском языке очень хорошо сохранился базовый словарный состав санскрита, например:

Еще один очень интересный штрих. Калаши едят только за столом, сидя на стульях, – излишества, которые никогда не были присущи местным жителям и появились в Афганистане и Пакистане только с приходом англичан в ХVIII-ХIХ веках, но так и не прижились. А калаши испокон веков пользовались столами и стульями!

Предположительно, что они пришли на эти земли еще со времен пророка Зарашустры, т.е. 3500 лет тому назад. Факты говорят о том, что пророк Зарашустра, создавший древнейшее религиозное учение на земле, происходил из киммерийского (Кимры, древнейший город Руси) рода и перипетии его биографии имеют самое непосредственное отношение к праистории России.

Английский врач Георг Скотт Робертсон, посетивший калашей в 1889 году и проживший там около года, оставил материалы о быте калашей и их религии. По его наблюдениям можно обосновано утверждать, что их религия – напоминает трансформированный Зороастризм и культы древних ариев.

Еще этот народ интересен тем, что почитает как оберег «Русский крест», который издревле украшал дома, вышивки одежды и другие предметы быта древних северных славян.

Калаши живут рядом с мусульманами. Но, женщины – калаши не носят паранджу. Они наносят на лицо изображение «русского креста» в виде татуировки.

Начиная с 18 века мусульмане гнали и истребляли калашей, исповедующих язычество, отбирая у них плодородные земли и загоняя их в горные местности Памира. Не смотря на это, калаши сумели сохранить свою самобытность. Они живут общинами, замкнуто. Занимаются скотоводством и земледелием.


Выживать калашам в период геноцида было очень трудно. Да и сейчас не легче. Чтобы выжить им приходится ассимилироваться с местным мусульманским население.

Главный в семье калашей – мужчина. Именно он принимает самые главные решения и всегда сидит во главе стола. Дискриминации женщин нет. Она является помошницей мужчины. Единственное – перед родами женщина переселяется в другой общинный дом – башлен, где и должна родить. Типа теперешнего роддома. Откуда пришла эта традиция калаши и сами не помнят.

Интересно, что калаши гонят самогон, напиток крепкий даже по русским меркам. И из чего бы вы думали? Из абрикосов! Ну… правильно. Там же нет табуретки, чтобы табуретовку гнать.

Кстати. У калашей очень развито искусство резьбы по дереву.

Особое восприятие чистоты природы и ее сохранения – отличительная черта этого удивительного народа. Вообще чистота для них священна, как и древних русичей, которые соблюдали культ чистоты. И за осквернение земли и воды могли получить очень жестокое наказание. Самым большим грехом у наших предков было выбросить мусор. Людей, которые загрязняли землю или воду, презирали и могли даже казнить. А что у нас сейчас делается? Как же Земля должна нас любить, чтобы переносить такое издевательство… Вернее уже не выносит.

Видимо нужно еще почитать книгу исследователя Геннадия Климова «Рождение Руси», в которой он пытается разобраться в каверзных вопросах истории « Кто и откуда шел?». И как я понимаю доказывает, что переселение народов шло не с юга на север, как нас убеждали маститые историки, а наоборот с севера на юг.

Вот он, например, описывает, что в Тверской области много остатков «варов» – кольцеобразных сооружений по типу Аркаима на Южном Урале. Так как деревянные конструкции давно сгнили, от них остались только валы. И местные историки не могут представить, какими были города древности. Если реконструировать на этих валах жилища калашей, то возникнут точные копии праславянских городов прошлого.

Исследователь так же считает, что очень вероятно, что они – потомки древних кимров. Калаши исповедуют разновидность религии зороастризма. Значит, они переселились на восток после поражения кимров в войне со скифами. Скорее всего, они ушли с Руси в Иран вместе с пророком Заратуштрой.