Система управления таможенными рисками (СУР). Меры по минимизации таможенных рисков участниками внешнеэкономической деятельности

Риски в таможенной сфере – вероятность возникновения не планируемых (дополнительных) временнЫх потерь и/или финансовых затрат у участников внешнеэкономической деятельности в процессе их взаимодействия с таможенными органами.

Таможенные риски участников ВЭД:

1. Риск несоблюдения требований по заполнению внешнеторговых или таможенных документов, положений нормативно-правовых актов и указаний таможенных органов.

2. Риски неправильного расчета таможенных платежей и/или несвоевременного их перечисления на счет таможенного органа.

3. Риски корректировки таможенной стоимости товаров.

4. Риски ненадлежащей сертификации перемещаемых через таможенную границу товаров.

5. Риски использования транспортных средств, не отвечающих требованиям таможенных конвенций по международной перевозке грузов.

Управление рисками в таможенной сфере – процесс выявления уровня неопределенности (отклонения от планируемых результатов), возникающей при взаимодействии участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами, а также принятия и реализации управленческих решений, позволяющих предотвратить и/или минимизировать дополнительные финансовые затраты и/или временные потери.

Меры минимизации:

1. Меры, обеспечивающие «не наступление» возможных рисков:

·Стратегическое планирование

·Прогнозирование состояния внешней среды

·Мониторинг нормативно-правовой базы (подготовка к новациям в таможенной сфере)

·Маркетинговые исследования (изучение рынка околотаможенных услуг)

2. Меры, позволяющие снизить отрицательное воздействие рисков на результаты внешнеэкономической деятельности:

·Сегрегация (разделение) рисков (доставка товаров под таможенным контролем различными перевозчиками через различные пограничные посты – физическое разделение; создание дочернего общества для выполнения операций по таможенному декларированию – разделение по собственности)

·Комбинация (объединение) рисков:

(a) Путем прямого объединения двух и более бизнес-субъектов (напр., с целью приобретения квот на импорт мяса и мясной продукции)

(b) За счет внутреннего роста (напр., увеличение складских площадей владельцем СВХ)

(c) Посредством участия в некоммерческих организациях, альянсах (Конвенция МДП 1975г.)

3. Меры по передаче рисков:

·Передача на аутсорсинг операций по таможенному декларированию товаров, доставке, хранению под таможенным контролем.

·Заключение участниками внешнеэкономической деятельности договоров по обеспечению уплаты таможенных платежей (банковская гарантия, договор поручения…)

·Страхование рисков в таможенной сфере

4. Меры овладения рисками (если риски незначительны, приняты все меры №1 и №2 или применение мер сильно снижает доходы)

88.Спец.упрощения в тамож.деле:видовой состав и особ-ти применения.

Специальные упрощения в таможенном деле предоставляются уполномоченному экономическому оператору (УЭО).

УЭО – юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ, осуществляющее ввоз товаров в РФ для использования в производственной и иной предпринимательской деятельности и вывоз товаров из РФ.

Для получения статуса УЭО российское юр.лицо должно выполнить условия:

1. Обеспечить уплату таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 1 млн евро или 150 000 евро, если заявитель осуществляет свою деятельность по производству и/или экспорту товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами.

2. Осуществлять внешнеторговую деятельность не менее 1 года.

3. Не иметь неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, %, пеней, а также задолженностей по внутренним налогам и сборам (НДС, акциз).

4. Не иметь в течение 1 года фактов неоднократного привлечения к ответственности за нарушения таможенных правил по ряду статей КоАП (16.1-16.3, 16.7 и пр. (незаконное перемещение товаров через границу, недекларирование/недостоверное декларирование и т.д.)) с общей суммой штрафов 500 000 руб. и более.

5. Вести раздельный учет ввозимых и вывозимых товаров, а также раздельный учет логистических операций по транспортировке и хранению иностранных товаров и товаров Таможенного союза, предоставлять отчетность таможенному органу.

6. Не применять упрощенную систему налогообложения.

7. Руководители и специалисты, занимающиеся таможенными вопросами, не должны иметь судимости за совершение преступлений в сфере экономической деятельности.

8. Иметь во владении обустроенные и оборудованные помещения для хранения иностранных товаров.

Специальные упрощения:

1) Временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора . (доставка товаров идет по процедуре таможенного транзита сразу на территорию УЭО, которая является зоной таможенного контроля => выгода : не надо тратиться на аренду склада врем. хранения)

2) Выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии с ТК ТС. (не меньше, чем за три часа до прибытия транспортного средства на таможенный пост, УЭО уведомляет таможенный орган о прибытии, сообщает сведения о грузе, клянется предоставить декларацию не позднее 10го числа следующего месяца. Таможня письменно либо разрешает снять пломбы, либо не разрешает. Если молчит (а машина едет к УЭО) – УЭО может сам снять пломбы, выгрузить товар и принять его; УЭО отправляет уведомление там.органу о дате и времени принятия товара. С момента принятия товаров они считается выпущенными т.органом. Выгода для УЭО: выпуск товаров до подачи таможенной декларации де-факто дает беспроцентную отсрочку платежа на срок от 10 до 40 дней)

Рост внешнеторгового оборота и ограниченные ресурсы таможенной службы требуют от последней постоянного совершенствования, заставляют искать наиболее оптимальные формы и механизмы осуществления своих функций. Таможенное дело - тонкий инструмент, балансирующий на стыке интересов торговли, производства и потребления. Перекос в одну из них сразу же негативно сказывается на положении других. Так, полная свобода внешней торговли может привести к стагнации национального производства, а ослабление контроля за качеством ввозимых товаров - к нарушению прав потребителей на безопасную для их жизни и здоровья продукцию. Сложность этих взаимосвязей и значимость конституционных ценностей, защищаемых посредством таможенного дела, не допускают примитивного отношения к таможенному контролю.

Применение современных методов системы управления рисками может позволить существенно повысить эффективность таможенного контроля за счет ухода от тотальных проверок к концентрации ресурсов таможенных органов на наиболее проблемных товаропотоках и упрощению таможенных формальностей для добросовестных импортеров. Основная цель применения СУР — максимальное облегчение торговли без ущерба экономическим интересам государства и общества. Этого можно достигнуть путем установления прозрачных, ясных и предсказуемых процедур прохождения таможенных формальностей, позволяющих максимально ускорить товарооборот без ослабления надлежащего и эффективного таможенного контроля.

Об особенностях системы управления таможенными рисками рассказывают юристы юридической компании «Пепеляев Групп».

Александр Косов
Руководитель группы таможенного права и внешнеторгового регулирования юридической компании ООО «Пепеляев Групп», к.ю.н.

Александр Стрижов
Юрист юридической компании ООО «Пепеляев Групп»

Как в настоящее время можно оценить состояние системы управления таможенными рисками, действующей в России?

В течение последних нескольких лет таможенные платежи составляют около 50% от всех поступлений в федеральный бюджет. При этом плановое задание, устанавливаемое Правительством РФ по сбору таможенных платежей на каждый следующий год, увеличивается. Вместе с тем, в соответствии с обязательствами, принятыми Россией в рамках переговорного процесса по вступлению в ВТО, а также в соответствии с общей таможенно-тарифной политикой в последнее время наметилась тенденция к снижению ставок ввозных таможенных пошлин, которая продолжается и после образования Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.

В этой связи возникает вопрос - за счет чего в данной ситуации может быть выполнен план по сбору таможенных платежей? Естественный способ связан с восстановлением после мирового финансового кризиса 2008 г. и постепенным увеличением торгового оборота. Однако, во-первых, темпы такого увеличения не столь значительны, как до кризиса, а во-вторых, все больше экономистов говорят о новом глобальном экономическом кризисе.

В этих условиях Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) направляет свои усилия на «совершенствование администрирования собираемости таможенных платежей». Однако, в отсутствии новых технологий таможенного администрирования задача по сбору таможенных платежей решается таможенными органами за счет ужесточения подходов к контролю таможенной стоимости перемещаемых товаров. Ширмой выступает Система Управления Рисками (СУР), которая в теории должна основываться на серьезной экономической аналитике ценовой информации, конъюнктуры рынка и факторов, влияющих на ценообразованиие.

Раньше ФТС России пыталась проводить подобную работу, результаты которой отражались в информационных письмах − сначала ГТК, а затем ФТС России. Такие письма были доступны для любых заинтересованных лиц. В них приводилось экономическое обоснование тех ценовых показателей, которые могли использоваться таможенными органами для целей контроля таможенной стоимости.

В итоге импортеры соответствующих товаров имели возможность оценить обоснованность выводов, сделанных ФТС России. Если ФТС России были допущены ошибки или не учтены какие-либо факторы, то импортер мог представить документы и сведения для исправления таких неточностей. Если же выводы ФТС России корректны, импортер имел возможность со ссылкой на такое письмо обратить внимание таможенного поста на особенности своей конкретной поставки, которые повлияли на цену товаров.

Однако, начиная с 2006 г., ФТС России прекратила готовить такие письма и полностью перешла на так называемые «профили риска», имеющие статус ДСП - документа для служебного пользования. Соответственно, публичный доступ к таким документам закрыт.

В профилях риска просто указываются индикативные цены на ввозимые товары по кодам ТН ВЭД в долларах за килограмм, без приведения какой-либо аналитической части. То есть, по сути, устанавливается «средняя температура по больнице» в пределах соответствующего кода. В результате ни импортеры не имеют возможности официально ознакомиться с таким документом, ни таможенные органы не получают информацию о том, на основании каких факторов были определены индикативные цены и, соответственно, что они могут учитывать при проверке достоверности таможенной стоимости товаров, заявленной в конкретном случае.

Таким образом, на практике в случае, если заявляемая декларантом таможенная стоимость оказывается ниже индикативной цены, то таможенные органы обязаны провести дополнительную проверку правильности определения таможенной стоимости, достоверности заявленных сведений, на основе которых она была определена декларантом, а также документального подтверждения таких сведений.

Несмотря на фактические обстоятельства поставок и документы, представляемые импортерами, в случае, если таможенная стоимость оказывается ниже профиля риска, в большинстве случаев таможенные органы принимают решение о корректировке таможенной стоимости, в том числе по формальным основаниям. Более того, как нам известно, ФТС России установила градацию стоимостных профилей риска, в соответствии с которой в отношении определенных товаров таможенные органы ни на уровне таможенного поста, ни на уровне таможни не вправе согласиться с заявленной декларантом таможенной стоимостью, вне зависимости от того, были или нет представлены декларантом убедительные документы и сведения.

В результате складывается полностью непрозрачная и, следовательно, коррупционная ситуация.

Несмотря на печальную для ФТС России судебную статистику (около 50% от всех судебных споров с таможенными органами составляют споры по таможенной стоимости, и в 95% случаев суды удовлетворяют жалобы импортеров), по данным таможенных органов обжалуются не больше 20% от общего количества решений о корректировке таможенной стоимости. Соответственно, в 80% случаев довзысканные таможенные платежи остаются в федеральном бюджете. Поэтому руководство ФТС России считает, что такая тактика себя оправдывает.

В большинстве случаев импортеры не обжалуют решения таможенных органов из-за того, что связанные с этим расходы могут быть значительно больше, чем довзысканная сумма таможенных платежей, а также из-за опасений возможных негативных последствий в отношении текущих поставок в виде задержек с принятием таможенных деклараций, 100% досмотра с полной выгрузкой и т.п., соответствующих расходов на оплату простоя транспортных средств и услуг по хранению товаров на складе временного хранения.

В результате фискальные интересы государства искажают систему управления рисками в таможенной сфере до неузнаваемости. Вместо разумного подхода применяется уравниловка, в результате которой больше всего страдают добросовестные импортеры, пытающиеся выполнить все требования законодательства и при этом остаться конкурентноспособными на рынке. Соответственно, применение СУР не только не достигает своих целей, но приводит к диаметрально противоположным результатам.

Каким образом в настоящее время регулируется система управления таможенными рисками в рамках Таможенного союза и на какую законодательную базу она опирается?

Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России предусматривает установление единых основ таможенного и внешнеторгового регулирования, применение единых ставок ввозных таможенных пошлин (за исключением ряда изъятий для Казахстана и Беларуси) и образование единой таможенной территории с беспрепятственным перемещением товаров, выпущенных для свободного обращения на территории одного государства − члена Та-моженного союза, на всей территории Таможенного союза. Применительно к СУР главой 18 ТК ТС закреплены терминология, цели и задачи применения СУР, объекты анализа рисков. Однако порядок проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками устанавливаются национальным законодательством каждого государства (п.3 ст. 130 ТК ТС).

Таким образом, можно сделать вывод, что практическое воплощение СУР может существенно отличаться в государствах - членах Таможенного союза. Да, в соответствии со статьей 128 ТК ТС таможенные органы осуществляют взаимный обмен информацией о применяемых мерах по минимизации рисков, а также иной информацией, способствующей повышению эффективности проведения таможенного контроля, в порядке, установленном международным договором государств - членов Таможенного союза. Однако это не означает, что система таких мер должна быть одинаковой во всех странах.

Комиссия Таможенного союза может определить область рисков (т.е. отдельные сгруппированные объекты анализа риска, установленные в статье 129 ТК ТС, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля или их совокупности, а также повышение эффективности таможенного администрирования), в отношении которых таможенные органы в обязательном порядке разрабатывают и применяют меры по их минимизации (п. 4 ст. 128 ТК ТС). Но из приведенной нормы не следует, что таможенные органы всех государств - членов Таможенного союза предпримут одинаковые меры.

Многие участники ВЭД отмечают, что прохождение таможенных процедур в Беларуси и Казахстане, в том числе с точки зрения контроля таможенной стоимости, является более простым и быстрым, по сравнению с Россией. В этой связи у Правительства РФ возникли опасения в изменении логистических цепочек поставок товаров, предназначенных для российского рынка. В целях избежания таких последствий в таможенном законодательстве Таможенного союза был установлен принцип резидентства1, в соответствии с которым таможенное декларирование ввозимых товаров может осуществляться только в той стране, где зарегистрирован импортер товаров, который будет выступать в качестве декларанта. Также установлены правила распределения сумм таможенных пошлин, уплаченных в одном государстве - члене Таможенного союза, между всеми государствами - членами Таможенного союза, с учетом объема рынков (87,97% - Россия, 7,33% - Казахстан и 4,7% - Беларусь)2 и правила взимания косвенных налогов (т.е. НДС и акцизов)3.

Однако, несмотря на указанные меры, Беларусь и Казахстан по-прежнему заинтересованы в том, чтобы товары, предназначенные для российского рынка, проходили таможенное оформление в этих государствах, поскольку, во-первых, таможенные сборы за совершение таможенных операций в полном объеме поступают в бюджеты этих государств, а во-вторых, перетекание товарных потоков создает дополнительный рынок услуг в этих государствах. В этой связи таможенные службы Беларуси и Казахстана не заинтересованы в усилении таможенного контроля, а наоборот, предпринимают дополнительные меры по упрощению и ускорению таможенных процедур.

Вместо того, чтобы вступить в эту конкурентную борьбу по пути улучшения государственного сервиса, ФТС России и Правительство РФ направляют свои усилия на навязывание своим белорусским и казахским коллегам российской модели таможенного контроля. Так, в частности, предполагается создание Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза, которая будет наделена правом по установлению общесоюзных профилей риска4. Это означает, что стоимостные профили риска, установленные ФТС, после утверждения указанной Объединенной коллегией должны будут контролироваться и белорусскими, и казахскими таможенными органами.

Кроме того, в соответствии с Порядком контроля таможенной стоимости товаров5 при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности, полученная от государственных органов государств - членов Таможенного союза. При этом признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, являться более низкие цены декларируемых товаров, по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их поставки.

Таким образом, основанием для проведения дополнительной проверки и последующего принятия решения о корректировке таможенной стоимости товаров может явиться тот факт, что заявляемая импортером таможенная стоимость товаров, ввозимых в Россию, является более низкой по сравнению с ценами идентичных или однородных товаров, ввезенных, в том числе, в Беларусь или Казахстан.

Обмен информацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, осуществляется между таможенными органами государств - членов Таможенного союза на основании и в соответствии с Протоколом от 12.12.2008 «Об обмене информацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров, между таможенными органами Рес-публики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

Так, согласно статье 6 Протокола, в целях проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, таможенные органы государств Сторон представляют друг другу по запросу или по собственной инициативе копии таможенных деклараций и иных документов, соответствующим образом заверенные таможенными органами государств Сторон. Кроме того, недавно государства - члены Таможенного союза подписали Соглашение об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств - членов Таможенного союза от 19.10.2011. Данное соглашение предусматривает возможность обмена таможенными органами документами и сведениями, применяемыми при таможенном оформлении, в электронной форме.

Учитывая изложенное выше, мы понимаем, что российские таможенные органы могут запросить и получить сведения о таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, ввозимых в Беларусь и Казахстан иными импортерами, включая копии документов по конкретным поставкам товаров. Поступление в российские таможенные органы таких документов и сведений может явиться основанием для проведения таможенными органами дополнительной проверки, в ходе которой импортеру будет необходимо экономически обосновать и документально подтвердить различия в ценах на одинаковую продукцию, поставляемую на рынки России, Беларуси и Казахстана.

В дальнейшем Стороны будут стремиться к организации обмена информацией по вопросам определения и контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в режиме реального времени, с обеспечением технической защиты передаваемой информации в соответствии с законодательствами государств Сторон (Статья 9 Протокола).

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 12.08.2009 № 71 планируется создать интегрированную информационную систему межгосударственного обмена данными и электронными документами на единой таможенной территории в целях обеспечения органов, осуществляющих государственный контроль, информацией, необходимой и достаточной для обеспечения всех видов государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза и обеспечения полноты собираемости таможенных платежей, налогов и сборов.

Существует ли специфика системы управления рисками в России или Таможенном союзе при перемещении автомобилей и автокомпонентов?

Ранее такая специфика действительно существовала. Приказ ГТК России от 28.06.2004 № 727 «О контроле таможенной стоимости отдельных товаров» устанавливал специальный порядок контроля таможенной стоимости, который применялся в основном в отношении автомобилей и автомобильных шин. Специальный порядок заключается в предварительном анализе структуры внешнеторговой сделки, коммерческих условий поставки с минимальным контролем при декларировании и возможностью проведения проверки после выпуска товаров. Однако со 2 мая 2011 г. он утратил силу в связи с изданием приказа ФТС России от 09.02.2011 № 230. Теперь к ввозимым автомобилям и автокомпонентам применяются общие правила контроля таможенной стоимости.

Вместе с тем, некоторые особенности все же имеются. Компетенцией по совершению таможенных операций в отношении автомобилей наделены только таможенные посты, подчиненные Центральной акцизной таможне (ЦАТ). Соответственно, концентрация контрольных полномочий в одной таможне позволяет ее специалистам более глубоко изучить специфику автомобильного бизнеса и факторы, влияющие на ценообразование в отношении автомобилей. Шестилетний опыт применения Специального порядка контроля таможенной стоимости также оставил свой положительный след. Исходя из нашего опыта, можно отметить, что, в отличие от практики работы во многих других таможнях, специалисты по таможенному контролю ЦАТ в большинстве случаев не подходят формально к вопросам таможенной стоимости.

В условиях, когда в большинстве случаев поставки осуществляются между лицами, являющимися взаимосвязанными для таможенных целей, ЦАТ проверяет не только формальное соответствие сведений, содержащихся в товаросопроводительных документах, структуру таможенной стоимости поставляемых товаров, но также и сведения об их последующей продаже, связанные с этими расходами и торговыми наценками, в целях выявления возможного влияния взаимосвязи на закупочную цену товаров.

В случае готовности иностранного поставщика показать, из чего складывается такая цена или за счет чего произошло ее снижение, данная информация также анализируется специалистами ЦАТ, с точки зрения ее документальной подтвержденности и экономической обоснованности. В результате имеющийся у них опыт и знания позволяют применять положения таможенного законодательства в нестандартных ситуациях и принимать более объективные решения. Хотя, конечно, бывают случаи, когда и эти специалисты не могут принять решение на своем уровне, и приходится обращаться за помощью к ФТС России или в судебные органы.

Какие таможенные условия действуют в настоящее время в отношении иностранного сырья, ввозимого в Россию для переработки с последующим выпуском продуктов переработки в свободное обращение?

Речь в данном случае идет о применении таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления. Давайте разберемся, в чем заключается смысл данной процедуры. Согласно общему правилу эскалации таможенного тарифа, чем выше степень переработки товара, тем больше ставка ввозной таможенной пошлины. Однако, в силу различных экономических причин, данное правило может не соблюдаться, и ставка таможенной пошлины, установленная в отношении продукции, может быть меньше ставок, установленных в отношении компонентов или сырья, из которого такая продукция производится (например, продуктов из мяса, овощей для детского питания). В результате становится выгодным не ввозить компоненты или сырье в Россию и производить продукцию здесь и тем самым развивать производство, научную базу, создавать дополнительные рабочие места, а ввозить уже готовую продукцию, произведенную за границей.

Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления как раз и направлена на то, чтобы исправить такие негативные последствия и предоставить возможность организовать производство товаров в России.

Основным условием применения данной таможенной процедуры является превышение суммы таможенных пошлин, подлежащих уплате за ввозимые сырье или компоненты, над суммой таможенных пошлин, уплачиваемых за продукты переработки. Данное условие стопроцентно соблюдается, когда в отношении продукции установлена нулевая ставка пошлины. В противном случае соблюдение приведенного условия может зависеть от таможенной стоимости компонентов или сырья и готовой продукции, возможные колебания которых не могут быть учтены при утверждении Правительством РФ перечня товаров (сырья или компонентов), которые могут быть помещены под данную таможенную процедуру (без утверждения такого перечня таможенная процедура не может применяться).

Какие же плюсы предусматривает таможенная процедура переработки для внутреннего потребления? Во-первых, в отношении сырья или компонентов не подлежат уплате ввозные таможенные пошлины, а во-вторых, при завершении переработки для внутреннего потребления таможенные пошлины уплачиваются по ставкам, установленным в от-ношении к произведенной продукции. Соответственно, если в отношении продукции установлена нулевая ставка, то импортер вообще не платит таможенную пошлину: ни в отношении ввезенных компонентов/сырья, ни в отношении продукции.

И, наконец, впервые с 2004 г., когда в Таможенном кодексе РФ были установлены приведенные выше правила применения переработки для внутреннего потребления, Правительством РФ издано постановление от 12.07.2011 г. № 565 «Об утверждении перечня товаров, в отношении которых допускается переработка для внутреннего потребления». Перечень товаров, утвержденных данным постановлением, включает в себя более 40 наименований товаров, в том числе некоторые виды красящих веществ, пластмасс, текстильных материалов, изделий из черных металлов, интегральных микросхем и т.д.

Ставки таможенных пошлин в отношении таких товаров варьируются от 0% до 20%. Как следует из письма ФТС России от 1 августа 2011 г. № 01-11/36528, перечень товаров сформирован в целях стимулирования производства компонентов для сборки автомобилей на территории РФ.

Здесь следует напомнить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2005 г. № 166 и приказом Минэкономразвития России, Минпромэнерго России и Минфина России от 15 апреля 2005 г. № 73/81/58н в Российской Федерации в целях привлечения инвестиций иностранных автопроизводителей был введен режим «промышленной сборки», предусматривающий поэтапную локализацию производства автомобильной техники и компонентов на территории России.

Данный режим предусматривает возможность применения в отношении ввозимых товаров специальных кодов ТН ВЭД ТС «для промышленной сборки» с нулевыми или пониженными ставками ввозных таможенных пошлин при условии взятия обязательства по организации на территории России автомобильного производства. Впоследствии данный режим был распространен и на производителей автомобильных узлов и агрегатов (далее - автокомпонентщики) с существенным увеличением перечня кодов «для промышленной сборки», а с принятием приказа от 24 декабря 2010 г. № 678/ 1289/184н условия применения данного режимы еще более расширили возможность его применения, в том числе автокомпонентщиками.

Как указано выше, условием применения кодов «для промышленной сборки» является организация производства в России с постепенным увеличением доли стоимости продукции, добавленной в России, в том числе за счет локализации производства отдельных компонентов на российской территории. Однако для производства таких компонентов также может потребоваться ввезти субкомпоненты, на которые, по мнению экспертов ФТС России, коды «для промышленной сборки» с нулевыми или пониженными ставками не могут быть установлены.

Соответственно, автокомпонентщики вынуждены платить ввозные таможенные пошлины в отношении таких субкомпонентов (от 5% до 15% от таможенной стоимости) или получить возможность применять таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления.

В соответствии с этой таможенной процедурой автокомпонентщики вправе не платить таможенную пошлину в отношении товаров, указанных в постановлении Правительства РФ от 12.07.2011 № 565, а по произведенным из них продуктам, в отношении которых установлены коды «для промышленной сборки» с нулевыми ставками, применить такие коды и ставки. Таким образом, достигаются сразу две цели - локализация производства компонентов и законная экономия на таможенной пошлине.

Однако и в этой «бочке меда» есть своя «ложка дегтя». Экономический эффект применения данной прогрессивной таможенной процедуры существенно снижается за счет НДС, который требуется уплатить в отношении ввозимого сырья или компонентов, помещаемых под процедуру.

В силу положений пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ этот НДС нельзя будет вычесть. Соответственно, ввозной НДС будет представлять собой дополнительный расход для импортера. Таким образом, правила уплаты НДС теперь будут препятствовать применению не только таможенной процедуры переработки на таможенной территории (проблема применения нулевой ставки в рамках схемы купли-продажи), но и таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления. Для исправления этой ситуации необходимо внести изменения в Налоговый кодекс РФ, дополнив пункт 2 статьи 171 указанием на таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления.

Сущность и классификация рисков ВЭД

СМ 2.6. Риски в ВЭД и их страхование

1. Сущность и классификация рисков ВЭД.

2. Характеристика транспортных, коммерческих, политических, валютных, таможенных рисков и рисков в международных расчетах.

3. Методы страхования рисков в ВЭД.

4. Особенности самострахования.

5. Способы транспортного страхования и условия страхования грузов в ВЭД.

При выходе на зарубежный рынок предприниматели сталкиваются с определенными рисками, которые присутствуют на протяжении всей деятельности предприятия (фирмы). Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Риск – это историческая и экономическая категория.

По мере развития цивилизации появляются товарно-денежные отношения, и риск становится экономической категорией.

Отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток);

Нулевой;

Положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

Риском можно управлять, то есть использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.

Проблема управления риском, преодоления неопределенности существует в любом секторе экономики, что объясняет ее постоянную актуальность. Любой субъект экономики на любом ее уровне неизбежно сталкивается с неординарными ситуациями, незапланированными или непредвиденными событиями, на которые необходимо адекватно реагировать, чтобы не понести убытки.

Условия возникновения риска - это ситуация риска, появлению которой всегда сопутствуют три взаимосвязанных условия: наличие неопределенности, выбор альтернатив, возможность оценки вероятности осуществления выбираемых результатов. На уровень риска оказывают влияние многие факторы: объемы финансово-хозяйственной деятельности; профессиональная подготовка специалистов предприятия; стиль руководства и квалификация персонала; общий концептуальный подход к деятельности в условиях изменения в нормативно- правовой системе; разнообразие видов деятельности предприятия; степень компьютеризации деятельности; надежность системы внутреннего контроля; частота смены руководства и личные характеристики руководителей; число нестандартных для данной фирмы операций, деловое окружение.



Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией риска. Под классификацией риска следует понимать распределение риска на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей.

Рис. 1.Классификация рисков, связанных с ВЭД

Все риски делятся на две группы: зависимые от деятельности предприятия, или внутренние, и не зависимые от деятельности предприятия, или внешние. Принципиальное различие между ними состоит в том, что на первую группу рисков предприятие в состоянии повлиять, т. е. принять меры, устраняющие источники этих рисков. На вторую группу рисков предприятие повлиять не в силах, так как их наступление практически не зависит от его усилий. Соответственно для управления этими различными по своему происхождению рисками должны применяться различные методы.

Для борьбы с внутренними рисками применяются известные методы управления. Например, для устранения рисков аварий, пожаров применяются меры безопасного ведения производства, противопожарные мероприятия. Для уменьшения рисков невыполнения плановых заданий по объему и качеству выпускаемой продукции разрабатываются соответствующие организационно-технологические мероприятия, включающие систему текущего и оперативно-календарного планирования, систему управления качеством и другие аналогичные мероприятия, имеющие целью создание на предприятии системы, исключающей невыполнение плановых заданий в срок и надлежащее качество продукции. Для снижения других внутренних рисков также разрабатываются адекватные мероприятия, главным критерием которых является их эффективность, т. е. отношение результата (уменьшение убытков или прирост прибыли) к затратам на их осуществление.

В мировой хозяйственной практике встречаются следующие виды рисков:

1) производственный, т.е. связан с непосредственным производством торговой продукции и возникает в случае резкого увеличения или уменьшения размеров производства, непредвиденных затрат, привлечения новых инвестиций, освоения инноваций и т.д.

2) коммерческий. Он возникает в процессе реализации товаров и услуг, резкого изменения спроса, роста товарных издержек, освоения новых видов торговли и т.д.

3) финансовый риск. Этот риск присутствует постоянно, так как любое предприятие осуществляет свои финансовые отношения с банками и другими кредитными учреждениями, а его финансы воплощаются ценными бумагами. Деятельность банков в свою очередь зависит от колебаний курса ценных бумаг, процентных ставок на кредиты, займы, от инфляции, от колебаний валютных курсов и т.д.

При выходе хозяйственных субъектов на мировые отраслевые рынки, указанные виды рисков могут модифицироваться и значительно усиливаться, прежде всего, под воздействием зарубежной среды. В результате этого в мировой торговле появляются следующие виды рисков:

1) хозяйственно-правовые риски. Они связаны с национальными различиями в законах и других нормативных актах, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность;

2) политические риски связаны с изменением политической ситуации в той или иной стране. Например, приход к власти нового правительства и введения им ограничений на экспорт, импорт, эмбарго на товары и т.д.;

3) собственно международные риски. Эти риски связаны с действиями международных экономических и финансовых организаций, которые вводят новые условия торговли, международные стандарты, режимы запретительных или поощрительных мер в международной торговле;

Наконец в самой внешней торговле каждой страны особенно при экспортно-импортных сделках, их заключении и исполнении возникают следующие риски:

1) риск невыполнения условий международного контракта (сроки поставки, несоответствие количества, качества и т.д.);

2) риск невыполнения обязательств по взаимным платежам или так называемый кредитный риск;

3) валютный риск, возникающий в связи с постоянным колебанием валютных курсов;

4) сбытовой риск связан с колебанием спроса на экспортные и импортные товары в стране или на отдельном сегменте зарубежного рынка;

5) ценовой риск возникает из-за постоянно изменяющихся мировых цен;

6) коммерческий риск проявляется в недобросовестности или неплатежеспособности населения страны-импортера и недополучении прибыли;

7) производственно-технический риск связан с невозможностью использования в производстве купленных на мировом рынке лицензий, патентов, «ноу-хау» или с невозможностью должной наладки купленного оборудования.

Также риски можно классифицировать по последствиям.

* допустимый риск - это риск решения, в результате неосуществления которого предприятию грозит потеря прибыли; в пределах этой зоны предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они не превышают размер ожидаемой прибыли;

* критический риск - это риск, при котором предприятию грозит потеря выручки; иначе говоря, зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и в крайнем случае могут привести к потере всех средств, вложенных предприятием в проект;

* катастрофический риск - риск, при котором возникает неплатежеспособность предприятия; потери могут достигнуть величины, равной имущественному состоянию предприятия. Также к этой группе относят любой риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф.

Классификация транспортных рисков впервые была приведена Международной торговой палатой в Париже в 1919 г. и унифицирована в 1936 г. В настоящее время различные транспортные риски классифицируются по степени и по ответственности в четырех группах: E, F, C, D.

Группа E включает одну ситуацию - когда поставщик (продавец) держит товар на своих собственных складах (ExWorks). Риск принимает на себя поставщик до момента принятия товара покупателем. Риск транспортировки от помещения продавца до конечного пункта уже принимается покупателем.

· EXW. Ex Works (указанное место): товар со склада продавца.

Группа F содержит три конкретные ситуации передачи ответственности и соответственно рисков:

  • FCA. Free Carrier (указанное место): товар доставляется перевозчику заказчика. Означает, что риск и ответственность продавца переносятся на покупателя в момент передачи товара в условленном месте;
  • FAS. Free Alongside Ship (указан порт погрузки): товар доставляется к кораблю заказчика. Означает, что ответственность и риск за товар переходят от поставщика к покупателю в определенном договором порту;
  • FOB. Free On Board (указан порт погрузки): товар отгружается на корабль заказчика. Означает, что продавец снимает с себя ответственность после выгрузки товара с борта судна.

Группа С включает ситуации, когда экспортер, продавец заключают с покупателем договор на транспортировку, но не принимают на себя никакого риска. Это следующие конкретные ситуации:

  • CFR. Cost and Freight (указан порт назначения): товар доставляется до порта заказчика (без выгрузки);
  • CIF. Cost, Insurance and Freight (указан порт назначения): товар страхуется и доставляется до порта заказчика (без выгрузки). Означает, что кроме обязанностей, как в случае CFR, продавец обеспечивает и оплачивает страховку рисков во время транспортировки;
  • CPT. Carriage Paid To (указано место назначения): товар доставляется перевозчику заказчика в указанном месте назначения. Означает, что продавец и покупатель делят между собой риски и ответственность. В определенный момент (обычно какой-то промежуточный пункт транспортировки) риски полностью переходят от продавца к покупателю;
  • CIP. Carriage and Insurance Paid to (указано место назначения): товар страхуется и доставляется перевозчику заказчика в указанном месте назначения. Означает, что риски переходят от продавца к покупателю в определенном промежуточном пункте транспортировки, но, кроме этого, продавец обеспечивает и платит стоимость страховки товара.

Последняя группа терминов D означает, что все транспортные риски ложатся на продавца. К этой группе относятся следующие конкретные ситуации:

· DAP (Delivered at Point): поставка в месте назначения.

· DAT. Delivered at Terminal: поставка на терминале. Экспортные платежи лежат на продавце, а импортные на покупателе. Терминал находится на границе, нужно указать название терминала.

· DDP. Delivered Duty Paid (указано место назначения): товар доставляется заказчику, очищенный от пошлин и рисков.

Следует отметить тот факт, что в отечественной экономической литературе часто коммерческий риск отождествляется с предпринимательским риском, однако коммерческий риск - это один из видов риска предпринимательского.

Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.

Коммерческие риски возникают из-за следующих основных причин:

  • снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;
  • повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
  • непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);
  • потери товара;
  • потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
  • повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.

Коммерческий риск включает в себя:

  • риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке;
  • риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный);
  • риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем;
  • риск, связанный с платежеспособностью покупателя;
  • риск форс-мажорных обстоятельств.

Политический риск - вероятность того, что некоторые политические факторы (принятые или непринятые решения, события и т.п.) негативно повлияют на результаты деятельности бизнеса.

Политический риск во внешней торговле - экстраординарные действия иностранных государств и политические события за рубежом, которые делают невозможным исполнение дебитором договорных условий или ведут к убыткам, конфискации или порче товаров, принадлежащих экспортеру.

Экспортер может покрыть политический риск используя подтвержденные документарные аккредитивы или обращаясь за покрытием в экспортно-кредитные агентства

Цель оценки политических рисков сводится к уменьшению возможных потерь предпринимателей.

Анализ политических рисков, в первую очередь, применяется для иностранных инвесторов

Валютный риск - это риск потерь при покупке-продаже иностранной валюты по разным курсам.

Валютный риск, или риск курсовых потерь, связан с интернационализацией рынка банковских операций, созданием транснациональных (совместных) предприятий и банковских учреждений и диверсификацией их деятельности и представляет собой возможность денежных потерь в результате колебаний валютных курсов.

При этом изменение курсов валют по отношению друг к другу происходит в силу многочисленных факторов, например: в связи с изменением внутренней стоимости валют, постоянным переливом денежных потоков из страны в страну, спекуляцией и т.д.

Существует следующая классификация валютных рисков:

1. Операционный валютный риск - в основном связан с торговыми операциями, а также с денежными сделками по финансовому инвестированию и дивидендным (процентным) платежам. Операционному риску подвержено как движение денежных средств, так и уровень прибыли. Этот риск можно определить как возможность недополучить прибыли или понести убытки в результате непосредственного воздействия изменений обменного курса на ожидаемые потоки денежных средств

2. Трансляционный (расчетный, или балансовый) валютный риск. Его источником является возможность несоответствия между активами и пассивами, выраженными в валютах разных стран. Например, если британская компания имеет дочерний филиал в США, то у нее есть активы, стоимость которых выражена в долларах США. Если у британской компании нет достаточных пассивов в долларах США, компенсирующих стоимость этих активов, то компания подвержена риску. Обесценение доллара США относительно фунта стерлингов приведет к уменьшению балансовой оценки стоимости активов дочерней фирмы, так как балансовый отчет материнской компании будет выражаться в фунтах стерлингов.

3. Экономический валютный риск определяется как вероятность неблагоприятного воздействия изменений обменного курса на экономическое положение компании, например, на вероятность уменьшения объема товарооборота или изменения цен компании на факторы производства и готовую продукцию по сравнению с другими ценами на внутреннем рынке.

4. Скрытые риски. Например, поставщик на внутреннем рынке может использовать импортные ресурсы, и компания, пользующаяся услугами такого поставщика, косвенно подвержена операционному риску, так как повышение стоимости затрат поставщика в результате обесценивания национальной валюты заставило бы этого поставщика повысить цены. Еще одним примером может быть ситуация с импортером, которому выписывается счет-фактура в национальной валюте и который обнаруживает, что цены меняются его зарубежным поставщиком в соответствии с изменениями обменного курса с целью обеспечения постоянства цен в валюте страны поставщика

Таможенный риск - вероятность несоблюдения таможенного законодательства. Их возможные виды:

  • Попадание компании - участника ВЭД под профили риска в рамках системы управления рисками на таможне, с последующим принятием таможней мер по минимизации рисков
  • Попадание контракта или конкретной поставки товаров по контракту под профили риска на таможне, с последующим принятием таможней мер по минимизации рисков
  • Отказ таможни от принятия контракта и (или) документов для таможенного оформления
  • Запрет таможней ввоза или вывоза товаров
  • Задержка таможенного оформления, с дополнительными расходами на хранение товаров на СВХ, переоформление документов, разделение товарной партии на отдельные товары по их видам и (или) наименованиям и т. п.
  • Досмотр товаров на таможне, с дополнительными расходами на погрузку-выгрузку товаров, восстановление товарного вида вскрытых упаковок и т. п.
  • Изменение таможней заявленного участником ВЭД кода ТН ВЭД товаров, с увеличением начисленных таможенных платежей
  • Корректировка заявленной таможенной стоимости товаров, с увеличением начисленных таможенных платежей
  • Требование таможни о представлении участником ВЭД дополнительных документов
  • Отказ таможни от предоставления участнику ВЭД тарифных преференций
  • Отказ таможни от предоставления участнику ВЭД льгот по НДС
  • Приостановление выпуска товаров при их импорте без разрешения правообладателя товарных знаков на товарах
  • Арест товаров из-за несоответствия товаров сведениям в товаросопроводительных документах о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров, с наложением штрафа и (или) конфискацией товаров
  • Штраф за недостоверное декларирование товаров с возможной конфискацией товаров
  • Штраф за несоблюдение запретов и ограничений на ввоз товаров (непредставление сертификатов, представление неправильных сертификатов)
  • Штраф за нарушение сроков хранения товаров на СВХ с возможной конфискацией товаров
  • Штраф за неисполнение обязанности по репатриации валюты
  • Штраф за каждое нарушение правил учета и отчетности по валютным операциям (правил оформления паспортов сделок)
  • Штраф на перевозчика за перевозку грузов с превышением разрешенной нагрузки на ось, с последующим взысканием этого штрафа с участника ВЭД - владельца груза
  • Таможенные проверки и ревизии после выпуска товаров, с доначислением таможенных платежей

Основные риски, которые возникают при международных расчетах и пути их сокращения:

1. Кредитный риск связанный с неспособностью или нежеланием покупателя платить. Наиболее возможный риск при международных расчетах, поскольку возбуждение судебного иска против должника, который нарушил обязательство, в другой стране нуждается в больших средствах и времени, а успех менее вероятен, чем в случае с местным должником.

К средствам сокращения данного риска относят:

  • использование аккредитива;
  • получение наличных депозитов;

2. Валютный риск связан с изменением валютного курса, которая может неблагоприятно повлиять на положение экспортера и импортера. Стоимость национальной валюты при будущем платеже в иностранной валюте зависит от обменного курса между двумя валютами (особенно, когда на курсы обмена влияют рыночные силы).

К способам сокращения данного риска относят:

  • использование форвардного валютного хеджирования;
  • использование фьючерсов на рынке опционов;
  • выписывание счетов в собственной валюте или в валюте, которая имеет устойчивую стоимость (доллар, фунт стерлингов, иена, евро);
  • контрактное обеспечение - корректирование цены происходит на основе обусловленных изменений валютного курса.

3. Региональный риск причиняет политические или экономические события, которые происходят в стране импортера и которые стали причиной постоянного или срочного приостановления выплат продавцу. Региональный риск также включает риск отсутствия конвертируемости: невозможность владельца валюты данной страны конвертировать ее в валюту другой страны вследствие ограничения, наложенного правительством.

К средствам относительно сокращения данного риска относят:

  • использование подтвержденного аккредитива;
  • получение страхового покрытия экспортных кредитов.

Глава 18 Таможенного Кодекса Таможенного Союза, «Система управления рисками» регламентирует цели, объекты и деятельность таможенных органов по оценке управления рисками.

Система управления таможенными рисками.

Федеральной таможенной службой, с целью систематизации контроля процесса таможенного оформления, была принята так называемая система управления рисками (СУР). Разработанные по этой системе профили рисков и называют риски таможни. Профили рисков - ДСП таможенных органов.
Таможенные службы вынуждены осуществлять таможенный контроль на основе выборочности, поэтому цель СУР - осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации.

Все риски связаны с проведением дополнительной таможенной проверки - документальной, в виде досмотра товара, в том числе с применением
специальных средств или с отбором проб и образцов.

Основные направления работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:
. нарушения, имеющие устойчивый характер;
. нарушения, связанные с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
. нарушения, подрывающие конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
. нарушения, затрагивающие другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы (например, пополнение бюджета).

СУР основывается на стандартах ВТО, что обеспечивает:
. сокращение времени таможенного оформления;
. прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;
. партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

Источники информации, используемые для выявления рисков:
. различные базы данных таможенных органов;
. оперативная информация;
. обращения и жалобы граждан и юридических лиц;
. информация других государственных органов;
. СМИ;
. результаты служебных проверок, оперативно-розыскной деятельности;
. информация, предоставляемая участниками внешнеторговой деятельности на добровольной основе;
. акты законодательства и правовые акты;
. интернет.

Механизм действия СУР предполагает:
. определение области риска, с которым связывается вероятность совершения правонарушения;
. определение критериев, которые служат в качестве инструмента для выбора объекта контроля;
. наличия профиля риска, основанного на собранной ФТС статистической информации.
Эффективность достигается путем усиления аналитической работы и взаимодействия всех структурных подразделений участвующих в таможенном контроле.

Риски при импорте основаны на анализе рынков импортной продукции. Анализируется не только таможенная стоимость товаров, но сами товары, производители и торговые марки, внешнеторговые контракты и товарно-сопроводительные документы, деятельность участников ВЭД и таможенных представителей.

Профили таможенных рисков и основные объекты рисков ВЭД:

. стоимостные показатели (стоимость за единицу товара, статистическая таможенная стоимость в Долларах США за 1/кг веса нетто товара);
. весовые показатели (разнице весов нетто и брутто);
. номенклатура товаров (подмена товарного кода ТН ВЭД и коды ТН ВЭД, относящиеся к группам «риска» или «прикрытия»);
. происхождение товара (подмена страны происхождения товара, соответствие маркировки на самом товаре и заявленной при декларировании);
. участники ВЭД (иностранные поставщики из оффшорных стран и организации «однодневки», перемещающие товары через границу Таможенного союза);
. возможность размещения среди товара контрабанды, наркотических и психотропных веществ и тому подобное.

Цена товара и риски таможни.

Основная роль отводится рискам экономической безопасности - это риски, связанные с неуплатой таможенных платежей (занижение таможенной стоимости, подмена страны происхождения или товарного кода, неверное наименование товара, следование в адрес несуществующего хозяйственного субъекта).
Стоимость товара и риски по таможенным кодам на большинство часто завозимых товаров, применяются СУР в виде таблиц кодов ТН ВЭД ТС с контрольными показателями стоимости товаров ($/кг), ориентированных по странам и регионам, а так же, в некоторых случаях, по торговым маркам и составу товаров.
Стоимостные риски таможенного оформления - это постоянная работа таможенных органов по анализу внешних источников среднестатистических цен на импортируемые товары (биржевые цены, прайс-листы и прочее), с детализацией таможенных кодов по странам и регионам. С каждым годом увеличиваются списки таможенных кодов, растут величины этих показателей по стоимости из расчета доллар США за килограмм нетто товара.

Для подтверждения таможенной стоимости (налогооблагаемой базы товара) предлагаем заранее выяснить статистические цены на Ваш товар и сравнить их с профилями рисков таможни.

Риски на таможне.

Ценовые риски - это так называемые «проходные цены на таможне», или «сетка таможни», информационно-вспомогательный инструмент для работы сотрудников таможенной службы, который должен помогать выявлять возможное нарушение таможенного законодательства.
Товары по таможенной стоимости ниже контрольных показателей $/кг попадают под инструкции и распоряжения по «отработке» профиля риска, особому порядку таможенного оформления с мерами дополнительного таможенного контроля по минимизации данного риска.

Существующие меры по минимизации таможенного риска:
. таможенный осмотр товаров, транспортных средств международной перевозки и контейнеров с использованием инспекционно-досмотровых комплексов;
. таможенный досмотр товаров (5 ÷ 100%);
. отбор проб и образцов товаров (таможенная экспертиза товаров);
. принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению товарной номенклатуры (дополнительные документы по описанию товара и классификационное решение по коду ТН ВЭД ТС отделом данной таможни);
. принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению контроля таможенной стоимости (дополнительные документы, перечень которых определяется в зависимости от условий и особенностей каждой конкретной внешнеторговой сделки);
Основные дополнительные документы: прайс-листы производителя ввозимых товаров, экспортная таможенная декларация страны отправления, документы по оплате ввозимых товаров, выписка из бухгалтерской ведомости о принятии товара к налоговому учету.
. запрос дополнительных документов и сведений с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах;
. выставление требования декларанту о представлении оригиналов документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, на бумажных носителях;
. выпуск товаров по согласованию с начальником таможенного поста.

Будет ли стоимость при таможенном декларировании попадать
под действия профиля риска или декларируемая таможенная стоимость будет выше контрольных показателей таможни.

Это желательно знать заранее по каждому таможенному коду.

Дополнительные документы таможенной проверки.
Согласно Приложению3, «к порядку контроля таможенной стоимости товаров», из Решения Комиссии Таможенного Союза №376 от 20 сентября 2010 г. «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» установлен перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запросом таможенного органа при проведении дополнительной проверки:
1. Прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение.
2. Сведения о стоимости ввозимого (ввезенного) товара в стране отправления: экспортная таможенная декларация страны отправления (если ее заполнение предусмотрено в стране отправления) и заверенный ее перевод.
3. Сведения о стоимости ввозимых (ввезенных) товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов, если эти сведения не указаны во внешнеторговом договоре (приложении, спецификации), счете-проформе (инвойсе).
4. Упаковочные листы.
5. Бухгалтерские документы об оприходовании товаров.
6. Договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории Таможенного союза.
7. Сведения, разъясняющие основания предоставления продавцом скидок покупателю на конкретную партию товара, их величину, если такие скидки предусмотрены внешнеторговым договором, но не определены количественно.
8. Оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида (если имеются).
9. Документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование.
10. Документы и сведения о перевозке и перегрузке товаров (при транспортировке несколькими видами транспорта).
11. Документы и сведения, подтверждающие производимые после прибытия на единую таможенную территорию Таможенного союза оцениваемых товаров строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или техническое содействие (смета и график проведения монтажных и пуско-наладочных работ, акты выполненных работ и т.п.) в отношении таких оцениваемых (ввозимых) товаров, как промышленные установки, машины или оборудование.
12. Документы об урегулировании сторонами внешнеэкономической сделки претензий о несоответствии стоимости фактически поставленного товара и контрактной (инвойсной) стоимости в связи с отклонением количества и (или) качества поставленного товара от количества и качества, исходя из которого определялась контрактная (инвойсная) стоимость товара.
13. Документы, подтверждающие, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не повлияла на стоимость сделки с ввозимыми товарами, в частности:
документы, содержащие сведения о принадлежащих декларанту голосующих акций организаций государств - членов Таможенного союза и иностранных государств;
документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное декларирование идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза покупателям, не являющимся взаимосвязанными лицами с продавцом;
документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное декларирование идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена по методу вычитания;
документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное декларирование идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена по методу сложения;
документы, свидетельствующие о том, что цена товара установлена таким способом, который согласуется с нормальной ценовой практикой рассматриваемой отрасли или с тем, как устанавливается цена при продажах независимым покупателям.
14. Другие документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (ввезенных) товаров.

Перечень не является закрытым, и декларант и таможенный инспектор могут что-то
предоставить или запросить дополнительно.

При прохождении таможенных процедур участник внешнеэкономической деятельности может понести потери (дополнительные расходы). Это связано, в первую очередь, с незнанием таможенного законодательства и правил таможенного оформления. Товар, транспортное средство, перемещаясь через таможенную границу, проходит несколько видов государственного контроля (см. Приложение 3) . Поэтому очень важно перед заключением внешнеторгового контракта обратиться к консультации специалистов в этой области таможенному представителю. В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, таможенным представителем считается юридическое лицо, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза (юридическое лицо признается таможенным представителем после включения в реестр таможенных представителей).

Таможенные органы, взаимодействующие с участниками внешнеторговой деятельности при осуществлении таможенного оформления и контроля, в свою очередь, сталкиваются с такой проблемой как таможенные риски.

Само понятие «таможенный риск», как и «риск» вообще, однозначно определить достаточно сложно.

Прежде всего, приведем определение риска в таможенном деле. В соответствии с Приказом ГТК №1069 от 26.09.2003, риск – это вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Риски в таможенной деятельности, по определению В.В. Горчакова, представляют собой вероятность совершения неправомочных действий при импорте и экспорте товаров.

Экономическая категория «риск» включает основные элементы, составляющие его сущность: во-первых, это будущие неопределенные события; во-вторых, существует определенная вероятность их появления; в-третьих, они обладают определенным потенциалом убытков и потерь.

Риски в таможенной деятельности соответствуют вышеперечисленным характеристикам, но в то же время, имеют свою специфику, связанную с первостепенным значением самого субъекта, которым является государство, страна в целом, масштабностью суммарных убытков и глобальностью последствий понесенных потерь. Каждая из сфер деятельности таможенных органов, несет в себе определенные риски, предотвращение которых является залогом национальной безопасности. В связи с чем, предлагается более широкое определение рисков в таможенной деятельности: риски в таможенной деятельности как мера безопасности.

Таким образом, процесс таможенного администрирования сопровождается значительным количеством потерь (угроз), которые представляют собой аспекты таможенного оформления и таможенного контроля, не установленные или недостаточно детализированные российским таможенным законодательством и нормативными документами ФТС РФ. Кроме того, это действия с определенными товарами, которые можно охарактеризовать как товары риска и товары прикрытия, либо осуществление внешнеэкономических операций, практика применения которых, связана с возможным нарушением таможенных правил. Товары риска – товары, перемещаемые через таможенную границу и в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски.

Товары прикрытия – товары, которые с достаточной степенью вероятности могут декларироваться вместо товаров риска.

Для того чтобы оценить вероятность тех или иных потерь, обусловленных развитием событий по непредвиденному варианту, следует, прежде всего, знать все виды потерь, связанных с профилем исследуемой деятельности. Например, в таможенной сфере это могут быть:

Фактический ввоз товаров в большом количестве, чем обозначено в грузовых декларациях;

Неправильное описание товара как не регулируемого добровольными импортными ограничениями;

Занижение стоимости;

Предоставление фальсифицированных или ранее использованных сертификатов происхождения;

Поставка через третьи страны с неправильным обозначением страны происхождения и т.п.

Ранее, таможенным законодательством официально устанавливались критерии отнесения товаров и внешнеэкономических операций к группам риска. Так, в соответствии с Приказом ГТК от 8 мая 2002 г. №465, критериями отнесения к таможенным рискам являются:

Группа «А» - товары риска;

Группа «Б» - товары прикрытия;

Группа «В» - страна происхождения товаров;

Группа «Г» - контроль за таможенным оформлением;

Группа «Д» - таможенная стоимость товаров;

Группа «Е» - таможенные платежи;

Группа «Ж» - особенности внешнеторговой сделки.

К настоящему моменту данный Приказ утратил силу, однако стоит отметить, что сущность указанных в нем критериев практически не изменилась и актуально до сих пор. Об этом свидетельствуют содержание действующих профилей рисков и мер по минимизации рисков; наличие легального определения «товаров риска» и «товаров прикрытия».

Таким образом, таможенный риск - вероятность нарушения таможенного законодательства, связанная с уклонением от уплаты таможенных пошлин и налогов.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Курс лекций по дисциплине риски вэд модуль. Риск как экономическая категория. Риск в экономической деятельности

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования российская таможенная академия ростовский филиал.. содержание..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сущность риска: элементы, основные черты
В мировой практике предпринимательская деятельность определяется как инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществ

Проблема риска в истории экономических учений
Понятие «риск» имеет достаточно длительную мировую историю, но наиболее активно начали изучать различные аспекты риска в конце XIX - в начале XX века. Для отечественной экономики проблема

Рискообразующие факторы на производственном предприятии
Более подробно рассмотрим внешние и внутренние рискообразующие факторы на производственном предприятии. Факторами риска стратегического решения предприятия будем называть предпосылки,

Внутренними факторами риска будем считать факторы, появление которых обусловлено или порождается деятельностью самого предприятия
Прикладной анализ внешних для предприятия факторов риска целесообразно проводить в контексте общего описания его функционирования. На рисунке 4 изображена обобщенная схема функционирования производ

Сущность и виды внешнеэкономической деятельности
В условиях рыночных отношений деятельность предпринимателей не ограничивается внутренним рынком. Для приобретения и реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и осуществления других видов

Особенности внешнеэкономической деятельности
Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в нашей стране связан с коренными изменениями форм и методов, которые применялись на протяжении десятилетий предшествующего развития. Деся

Сущность внешнеторговых операций
Современные внешнеторговые операции очень разнообразны. Поэтому не представляется возможным предложить один критерий, в соответствии с которым можно дать исчерпывающую классификацию внешнеторговых

Риск отказа поставщика выполнять условия контракта
Может оказаться, что покупатель (импортер) товаров должен заплатить за товары, не видя их. Это означает, что он может оплатить товары, которые соответствуют нужной спецификации или вообще не отгруж

Риск нехватки финансирования
Экспортер может попасть и полосу трудностей, связанную с нехваток наличности, если он попытается расширить свою зарубежную торговлю обязан будет предоставить продолжительный кредит покупателю. Врем

Валютные риски как неотъемлемый элемент внешнеэкономической деятельности
Валютные риски являются частью коммерческих рисков, которым подвержены участники международных экономических отношений. Валютный риск - это риск потерь при покупке-продаже иностранной валюты по раз

Методы управления рисками во внешнеэкономической деятельности
План 1. Сущность риск-менеджмента. 2. Этапы организации риск-менеджмента. Принципы риск-менеджмента. 3. Методы управления рисками. 4. Технология снижения транспо

Этапы организации риск - менеджмента. Принципы риск-менеджмента
Деятельность предприятия в конкурентной среде всегда сопряжена с той или иной степенью риска. Для того чтобы компания смогла не только выжить на рынке, но и закрепить свои позиции, руководитель

Методы управления финансовыми рисками
Целью управления финансовым риском является снижение потерь, связанных с данным риском, до минимума. Потери могут быть оценены в денежном выражении, оцениваются также шаги по их предотвращению. Фин

Виды управления таможенными рисками
Управление рисками в таможенной службе может быть стратегическим, оперативным или тактическим. Следует помнить, что процесс управления рисками может применяться параллельно на всех этих уровнях.

Выборочность, профилирование и целевой отбор являются неотъемлемыми элементами управления рисками
Критерий выборочности для облагаемых пошлинами товаров включает данные о предыдущей деятельности импортера, экспортера, перевозчика, агента и т.п., происхождение и маршрут передвижения товара, а та

Функции таможенных органов при применении системы управления рисками
В целом механизмом анализа и управления таможенными рисками является: использование различных источников информации для выявления рисков (разработки соответствующих профилей рисков) и определения с

В таможенной службе России
Внедрение системы управления рисками в ФТС России осуществлялось в четыре этапа, каждый из которых характеризуется введением в действие новых нормативных актов, проведением соответствующих организа

Библиографический список
Нормативно-правовые документы 1. Таможенный Кодекс Таможенного Союза – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» 2. Об утверждении инструкции о действиях должностных л

Глоссарий
Автоматические профили рисков - профили рисков, доводимые до таможенных органов в электронном виде, риски по которым выявляются без участия должностного лица программными средствам

Образец контракта
Контракт № Компания «____________», зарегистрированная по адресу________________________ в дальнейшем именуемое "Прода

Основные виды транспортных документов
Вид документа Способ перевозки Комментарий 1. Коносамент – Bill of Lading

Автоматизация процессов таможенного контроля с применением системы управления таможенными рисками
Сведения об этимологии понятия «риск» см. в книге Рогов М.А. Риск-менеджмент. – М: Финансы и статистика, 2001 Бланк, И. А. Основы финансового менеджмента. В 2