Нетарифные методы регулирования внешней торговли кратко. Что такое тарифное регулирование? Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

Существуют два основных метода ограничения внешней торговли:
тарифные ограничения (таможенные пошлины);
нетарифные ограничения.
Тарифные ограничения - это особый налог, которым облагается импортируемая или экспортируемая продукция. Различают импортный и экспортный тарифы. Тарифные ограничения на импорт применяются с целью увеличения доходов государственного бюджета, а также уменьшения недобросовестной конкуренции (демпинга). Экспортный тариф призван ограничить вывоз некоторых видов продукции из страны (например, сырья, используемого при производстве вооружения).
К нетарифным ограничениям относятся следующие:
1. Квоты - это количественные ограничения, которые устанавливаются на импорт или экспорт каких-либо товаров (например, разрешение ввозить за год не более 10 тыс. автомобилей заграничного производства).
2. Лицензирование предполагает выдачу хозяйствующим субъектам специальных разрешений на проведение экспортно-импортных операций.
3. Эмбарго - это абсолютный и полный запрет на проведение экспортно-импортных операций.
4. Субсидии - различные пособия, выделяемые в денежной форме из средств государства. Обычно предоставляются следующим субъектам:
отечественным производителям в целях защиты их от конкуренции со стороны более дешевых импортных товаров;
производителям экспортной продукции с целью стимулирования ее поставок на зарубежные рынки.
5. Административные барьеры - это различного рода ограничения, касающиеся качества импортных товаров, условий их производства и реализации.
Эффективность введения импортного тарифа проявляется в следующим:
отечественные производители выигрывают за счет снижения конкуренции со стороны импортных товаров;
отечественные потребители проигрывают, так как цены на импортный товар растут, а следовательно потребление его сокращается;
государство выигрывает, так как получает в бюджет дополнительный доход за счет взимания таможенной пошлины.
48. Понятие мировой валютной системы и этапы ее развития

Важнейшей составной частью всемирного хозяйства являются международные валютные отношения, через которые осуществляются платежные и расчетные операции в мировой экономике. Совокупность форм организации валютных отношений и составляет международную валютную систему. Основой международной валютной системы (МВС) являются национальные валюты. Сюда также входят национальные и коллективные резервные валютные единицы, международные ликвидные активы, валютные паритеты и курсы, условия взаимной обратимости валют, международные расчеты и валютные ограничения, валютные рынки и мировые рынки золота и т.д.
Исторически МВС сложилась к концу 19 в., когда в большинстве развитых стран получила распространение твердая золотая валюта, применяемая и для обслуживания международных расчетов и платежей. Был введен золотой стандарт, предусматривавший в международных расчетах обязательное использование золота определенного веса и чистоты, свободную чеканку монет и их обмен на другие валюты, поддержание паритета бумажно-кредитных денег с золотом и т.д.
При системе золотого стандарта (СЗС) основой валютного курса являлся золотой монетный паритет, т. е. соотношение золотого содержания различных национальных денежных единиц.
В эпоху золотого стандарта валютные курсы были фиксированными.
Причинами распада СЗС явились следующие:
1. Усиление государственного регулирования экономики требовало более гибкого денежного обращения, не привязанного к золотому запасу страны.
2. Циклическое развитие экономики порождало необходимость влияния на изменение количества денег в обращении в зависимости от фазы цикла. Для этого надо было, чтобы количество бумажно-кредитных денег не зависело от количества золота.
3. Рост военных расходов в ходе первой мировой войны вызвал отток золота из запасов воюющих стран, увеличение дефицитов государственных бюджетов, что сделало невозможным фиксацию валютных курсов ввиду невозможности сохранить неизменными золотое содержание национальных денежных единиц.
4. Постепенно золото изымалось из обращения и заменялось неразменными кредитными деньгами. Все чаще курсы национальных валют стран Западной Европы устанавливались через их отношение к американскому доллару.
С началом 1-ой мировой войны эта система прекратила свое существование и возобновилась лишь в 1922 г. после Генуэзской конференции, где было достигнуто соглашение о золотодевизном стандарте, когда основным инструментом регулирования международных расчетов становятся заменители золота (девизы), в качестве которых выступают некоторые национальные и коллективные валюты. В 30-е гг. все развитые страны отошли от золотого стандарта.
2.Бреттон-Вудская валютная система (система золотодолларового стандарта)
В 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) была принята новая мировая валютная система - система золотодолларового стандарта.
Основные черты и принципы Бреттон-Вудской валютной системы следующие:
1. Функции мировых денег в равной степени законодательно закреплялись за золотом и американским долларом. Они являлись главными мировыми резервными и платежными средствами.
2. США обязались обменивать доллары на золото для иностранных правительственных учреждений и центральных банков по фиксированному курсу 35 долл. за тройскую унцию (31,1 г золота).
3. Валютные паритеты стран-участниц данной валютной системы, выраженные в золоте и долларах США, фиксировались МВФ, были стабильными и служили основой фиксированных валютных курсов.
4.Существовала жесткая привязка валют к доллару. Отклонения от фиксированного по отношению к доллару валютного курса не допускались более чем на 1 %.
5. Предусматривалась полная конвертируемость валют стран-участниц МВФ.
6. МВФ являлся главной международной валютно-финансовой организацией, регулирующей международные валютные отношения.
С конца 60-х гг. стали проявляться следующие тенденции, приведшие к распаду Бреттон-Вудской валютной системы:
1. В США в связи с большими военными расходами (войны в Корее и Вьетнаме) и сокращением золотых резервов происходило инфляционное обесценение доллара, что приводило к несоответствию курсов, фиксированных МВФ, и реальных валютных курсов, определенных по отношению к американскому доллару.
2. В результате экономического роста происходило укрепление национальных валют стран Западной Европы и Японии, что подрывало позиции американского доллара как главного международного резервного и платежного средства.
3. Бреттон-Вудская система оказалась не в состоянии своевременно приводить официальные валютные паритеты в соответствие с изменяющейся покупательной способностью национальных валют стран-участниц МВФ.
В итоге сформировался «черный» валютный рынок, что порождало сильные спекулятивные тенденции на международных валютных рынках.
В начале 70-х гг. США отказались от обмена долларов на золото, провели несколько девальваций (официального обесценения) доллара, заморозили централизованные запасы золота.
Валюты ведущих западных стран перешли к режиму самостоятельного или группового плавания курсов.
На современном этапе мировая валютная система опирается на так называемое Ямайское соглашение 1978 года. Система плавающих валютных курсов Основными принципами его являются следующие.
1. Золото исключается из расчетов между МВФ и его членами.
2. Международным платежным средством признаны СДР (СДР – это не существующая в материальной форме счетная единица. Оценка СДР осуществлялась на базе «корзины» валют, включающей: доллар – 40%, французский франк и фунт стерлингов – по 11%, марка – 21%, Йена японская – 17%.), на основе чего страны определяют параметры своих валют.
3. Валютные курсы могут быть либо стабильными по отношению к СДР либо плавающими.
4. Приоритетное право межгосударственного регулирования отводится МВФ.
В Ямайской системе была по сути закреплена роль международного платежного средства за долларом США, на долю которого приходится более 60% официальных валютных резервов.
С 90-х годов происходит процесс создания экономического и валютного союза в Европе с постепенным введением банкнот и монет EURO.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБОУ ВПО "Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского"

Институт экономики и права

Финансово-экономический факультет

Кафедра таможенного дела и маркетинга

специальности 38.05.02 "Таможенное дело" очной формы обучения

о прохождении таможенной (научно-исследовательской) практики

Тема научного исследования:

ТАРИФНЫЕ И НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Руководитель практики Доцент кафедры

ТДиМ, к.п.н. Ребрина Татьяна Геннадьевна

Введение

1. Роль, формы и значение регулирования ВЭД

2. Тарифные методы

3. Нетарифные методы

4. Динамика цен на отдельные товары на мировых товарных рынках

5. Краткая характеристика ООО "Руста-Брокер"

Заключение

Использованные источники

Введение

Тема данной работы "Тарифные и нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности".

Кроме этого под ВЭД понимается производственная кооперация направленная на взаимодействие с иностранными агентами, в отношении обмена информацией, оказанием услуг либо торговли.

ВЭД имеет крайне важное, значение для России. Благодаря торговле, наша страна получает огромные доходы, что формируют её бюджет, благодаря торговле. Контроль за таким потоком крайне важен и необходим в нашей стране.

Контроль за ВЭД осуществляют отчасти и таможенные органы. Таможенная статистика, это результат работы таможенных органов с ВЭДом и создание базы информации по данной отрасли. Напрямую таможенные органы влияют на ВЭД с помощью специальной системы, в которой взаимодействуют тарифные и нетарифные методы контроля.

Актуальность данной темы обусловлена той ролью, что играет ВЭД, влияя на поступления в бюджет, благодаря тарифным и нетарифным методам регулирования. Важно изучить работу данного механизма в масштабе страны.

Целью данной работы является изучение тарифных и нетарифных методов регулирования ВЭД.

Ставятся следующие задачи:

ѕ Рассмотреть роль, формы и значение регулирования ВЭД

ѕ Изучить тарифные методы регулирования ВЭД

ѕ Изучить нетарифные методы регулирования ВЭД

ѕ Проанализировать динамику цен на отдельные товары на мировых товарных рынках

ѕ Дать краткий обзор компании ООО "Руста-Брокер"

1. Роль, формы и значение регулирования ВЭД

Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном разделении труда с целью повышения эффективности общественного производства и оптимизации структуры потребления.

ѕ Протекционизм. Это политика направленная на защиту отечественного рынка от иностранных товаров. Стимулируя отечественное производство, государство стимулирует экономическую жизнь в стране. Производители, получая большую прибыль при низкой конкуренции, начинают создавать новые рабочие места, что в свою очередь увеличивает рынок покупателей.

Однако, эта политика порочна и ведет к росту цен на товары, снижает их качество.

Тарифные методы регулирования - это система таможенных пошлин, которая являются обязательной платой с ввозимы/вывозимых товаров. Размер пошлин регулируются государством, но может ограничиваться международными договорами и соглашениями.

Переоценить роль контроля за ВЭД трудно. Российский бюджет на 70% формируется благодаря пошлинам. Любое изменение размера пошлин прямо влияет на бюджет.

При этом, отметим, что основной источник пошлин - это продажа энерготопливных ресурсов. Компании, что поставляют данные ресурсы уже имеют значительную налоговую нагрузку и государство не пойдет на её увеличение.

Кроме того, компании в основном являются государственными, так что увеличить с них доходы можно запросив большие дивиденды, не меняя размера пошлин.

Вступление в ВТО наложило на Россию определенные ограничения в изменении размера пошлин. Теперь устанавливаются пошлины в соответствии с договоров с этой организацией. Полный пакет начнёт действовать уже в 2019 году, что накладывает определенные ограничения на регулирование ВЭД.

Кроме этого, договор ВТО разграничивает определенные методы нетарифного регулирования, создавая ограничения на субсидирования отечественного сельского хозяйства.

Последним из событий, которое вызвало значительное изменение таможенной политики, стало введение санкций на ввоз европейской сельскохозяйственной продукции. Такая мера называется эмбарго и не смотря на свои политические причины, имеет место, как политика протекционизма.

2. Тарифные методы

Тарифные методы регулирования предполагают таможенное обложение ввоза и вывоза товаров с помощью таможенных пошлин. Представить систему пошлин можно следующим образом (Рис. 1):

Рисунок 1 - Классификация таможенных пошлин

Политика тарифов предполагает разнообразные инструменты влияния на ВЭД, как видно на рисунке, под определенную экономическую ситуацию:

ѕ адвалорные - взимание пошлины происходит, как определенный процент от стоимости товара, например, 5% от стоимости с килограмма. Являются одним из самых распространённых видов пошлин. Адвалорные пошлины могут быть разными для стран. Так для стран ТС, предполагается нулевая ставка;

ѕ специфические пошлины - взимание происходит в виде фиксированной суммы за единицу товара. Единицы могут быть разными, в виде килограммов, граммов, объема и количества, например, 5 евро за штуку;

ѕ комбинированные пошлины - взимание происходит в проценте от стоимости товара и взимается определенная сумма за единицу товара, например 5 евро и 3% от стоимости товара за пару обуви;

По назначению пошлины делятся на:

ѕ сезонные - устанавливаются на срок не более шести месяцев с момента их применения;

ѕ специальные - являются защитной мерой на торговую политику другого государства. Чаще всего, это ответ на стимулирование торговли другой страной, например, кредитная политика государства, на стимулирование сельского хозяйства в одной стране и как ответ, специальные высокие пошлины. Данные пошлины призваны повысить конкурентноспособность отечественных товаров на отечественном рынке;

ѕ антидемпинговые - так же является ответной мерой. В качестве причины выступает значительная разница в цене между иностранным товаром и отечественным. Для повышения конкурентно способности, данные пошлины повышают цену товара до отечественного;

ѕ компенсационные - еще один ответ на иностранную политику. Используется для снижения эффективности политики иностранного государства по стимулированию своего производства, делая свои товары дешевыми, по сравнению с отечественными. Самый яркий пример - дотации странами ЕС промышленного производства автомобилей и высокие пошлины на оные в России

Особое место в таможенной политики России занимает регулирование экспорта.

Экспортные пошлины используются в отношении определенный группы товаров, таких как:

ѕ черные и цветные металлы;

ѕ химикаты;

ѕ алюминий;

ѕ ценные породы древесины.

Не смотря на не большой список товаров, пошлины с них составляют большую часть поступлений в бюджет России и соответственно выполняют следующие цели:

ѕ формирование доходов бюджета;

ѕ формирование торгового баланса;

ѕ регулирование вывоза национальных богатств;

ѕ формирование валютного дохода.

3. Нетарифные методы

Нетарифными методами регулирования ВЭД являются специальные системы, ограничивающие или стимулирующие торговую деятельность, используя административный ресурс, без применения пошлин.

Представить систему нетарифного регулирования можно следующим образом (Рис. 2)

При условии, когда между Россией и странами существуют определенные соглашения в торговле, которые регулируют размер пошлин, может потребоваться средство влияния на ВЭД, не затрагивая условий данных договоров.

Причины для этого делятся на политические и экономические. Примером политики может выступать введение фитосанитарного запрета на ввоз товаров стран, что ввели в отношении России санкции.

Экономические причины проще. В связи с ежедневными изменениями на рынке, ситуация вокруг товара может в корне измениться и тогда, может потребоваться его ограничение. Это можно выполнить благодаря нетарифным методам.

Нетарифные методы включают в себя широкий круг ограничительной политики.

Рисунок 2 - Роль нетарифных методов регулирования

Нетарифные методы регулирования разбиты на следующие группы:

ѕ Лицензирование. Для товара требуются специальные лицензии от множества инстанций, которые могут данную лицензию не предоставить по определенным причинам, либо отозвать;

ѕ Квотирование. Установление определенного количества товара для ввоза в страну.

Указанные группы являются самыми многочисленными и охватывают более половины всех:

Таможенные формальности;

Технические стандарты и нормы (по безопасности товаров для потребителей);

Санитарные и ветеринарные требования;

Стандарты упаковки и маркировки разливу напитков;

Сведения о стране происхождения ввозимых товаров и др.

Названные методы, непосредственно не направлены на ограничение внешней торговли и относятся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю:

Валютные ограничения, в частности, по переводу прибылей, дивидендов, налоговых и других платежей;

Регулирование притока капиталов (максимальный процент иностранного капитала и местного персонала в иностранных предприятиях; льготные условия для участвующих в международных торгах на сооружение объектов местных фирм и т.д.).

Последние две группы методов непосредственно не направлены на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но их действие зачастую ведет именно к этому результату.

Нетарифные методы требуют больших затрат, дают больше возможностей для бюрократизма и волокиты, для злоупотреблений, чем более простые по механизму их осуществления экономические методы.

4. Динамика цен на отдельные товары на мировых товарных рынках

Понимание изменения цен на мировых рынках очень важно для торговли. Прогнозирование роста или падение цены позволяет скорректировать экономическую политику целой страны или отдельных частных предприятий, зависимые от того или иного товара. Актуальность данной темы высока по причине высокой выгоды, от создания понимания работы рынка и уяснения логической связи динамики цен, что позволяет извлекать из этого прибыль на всех уровнях, будь то падение или рост цены.

Изменение цен на товары происходит каждый год. Это зависит от множества факторов, что зависят от потребителя, производителя и стран, в которых данный товар производится и реализуется. Проследим динамику цен на отдельные товары (Табл. 1) и цены эти товары на российском рынке (Табл. 2).

Мы сможем проследить мировые тенденции и увидеть, что они имеют прямое отношение к влиянию на российский рынок, переходят от общего к частному.

Таблица 1 - Средние цены на отдельные товары в торговле (долл. США за тонну) на мировом рынке

Мы проследили динамику цен на следующие товары: мясо свежее и мороженное (без мяса птицы), кофе, автомобили легковые. Это товары, что пользуются высоким спросом и востребованы на любом рынке.

Стоит отметить главные тенденции для всех товаров, что влияют на динамику цены:

1. Рост потребления товаров в мире вызывает рост спроса, а значит и рост цены;

2. Инфляция увеличивает цены на товары;

Таблица 2 - Средние цены на отдельные товары в торговле (долл. США за тонну) на российском рынке

Можно заметить, что цены на указанные товары выше на российском рынке чем на мировом, для этого существует множество причин:

ѕ Российский производитель мяса имеет слабую основу, для покрытия потребления внутри страны и требуется покрывать его за счет импорта. Поступающая продукция идет по большей части из стран Латинской Америки, что повышает цену в соответствии с логистическими затратами. Мясо из ЕС отличается высокой стоимостью в сравнении с дешевым латинским мясом. Разница последнего года в 600 долларов за тонну, по сравнению с прошлогодним результатом объясняется введением санкций, а значит обращение к другим источникам, что снижает конкуренцию и вызывает рост цен.

ѕ Кофе поступает в основном из стран Латинской Америки и стран Тихого океана, что делает затраты на доставку очень высокими. Не смотря на кризисное падение цен на кофе, они не так сильно упали в России, как в мире, что объясняется ростом платы за логистику.

ѕ Цена на легковые автомобили является высокой в России благодаря высоким акцизам и импортной пошлине. Большинство стран, формируя рынок автопрома благодаря своему производству, устанавливают низкие цены, что повышаются при пересечении границы РФ. Собственно цена на автомобили в мире росла незначительно, благодаря созданию линеек дешевого авто и подорожания бензина, тогда как в России был низкий спрос из-за общей экономической ситуации.

Можно сказать, что любое событие, что влияло на мировой рынок, влияло и на Российский, особенно это касается рассматриваемых кофе и мяса, благодаря высокой зависимости от поставок данной продукции в России. С автомобилями существует своя ситуация, в которой свою роль имеют акцизные пошлины, что и формируют основную цену. Собственно всё повышение спроса на рассматриваемые товары отражалось и на России, учитывая наценку за логистику.

В целом цены на мировом рынке динамично росли до кризиса и после кризиса, замедлив свой рост к 2015 году. (Табл. 3)

Таблица 3 - Доля динамики цен на мировых рынках по сравнению с прошлогодними показателями в %

Цены на мясо имели положительную динамику до 2009 года и соотносились с общемировым ростом. За 9 лет цена выросла почти в три раза, что довольно значительно. Это связанно с ростом спроса на мясо в связи с увеличением его потребления в России и мире. Потребление выросло благодаря росту благосостояния населения. В 2008 году разразился мировой финансовый кризис, что снизил доходы населения и вызвал экономию на потреблении некоторых продуктов, включая мясо.

К 2011 году сложилась ситуация, при которой внутреннее производство мяса сокращается и эта тенденция наблюдается до сегодняшнего дня, а импорт увеличивается, но при этом в мире предложение по мясу становится высоко насыщенным, что снижает цены на мясо вообще. Только 2010 году оказался годом высокого предложения, в дальнейшем оно сократилось, что вызвало новый рост цены. С 2009 по 2011 год цена снизилась на 291 долл. США за тонну, что небольшая сумма, но значимо само снижение за один год.

С 2012 по 2015 год следует рост цены на импортируемое мясо. Это является следствием тенденций 2011 года. Рост незначителен, по 150-200 долл. США за тонну, до 2014 года, когда цена выросла на 250 долл. США, когда прежде всего причинами роста послужила инфляция в России, что составила более 16% и введение ответных санкций, со стороны России, что сократило возможные предложения по продажи мяса и увеличило цены, из-за сложной и дорогой логистики из других стран, например из Аргентины.

В будущем цена на мясо, в мире, будет только расти. В России тоже будет происходить рост на данную продукцию и ей требуется время, чтоб развить собственное производство мяса, когда отрасль находится в глубоком кризисе уже долгие годы, но это время можно потратить на поддержку хозяйств, что снизит зависимость от импорта и снизит цены. Пока данное решение является дальнесрочным и в данном секторе возникает следующая ситуация:

ѕ Цены на мясо растет благодаря высокой инфляции

ѕ Цена растет из-за логистики

ѕ Цена растет из-за свободного места на рынке предложений

ѕ Цена падает при падении уровня потребления в России и снижения уровня жизни вообще

Что в перспективе вызывает положительную динамику цены на мясо.

Иная ситуация складывалась с ценами на кофе. Даже не смотря на кризис, что вызывал падение цен на множество товаров, цены на кофе только росли, благодаря росту потребления. Естественно производить кофе на территории России невозможно, а значит потребление будет только расти, без возможно его восполнить внутренними ресурсами. Рост происходил до 2012 года, после этого мы видим значительное снижение цены на кофе. Предложение на кофе стало избыточным и благодаря большим урожаям цена начала падать. Кроме того производители кофе повелись на постоянный рост цены и начали производить больше, чем необходимо для рынка. Кризис на кофейном рынке затронул весь мир, снизив на всех мировых рынках цены на кофе.

Сложилась ситуация когда цена на кофе за 2 года упала на 1000 долл. США за тонну, четверть всей цены, что сильно ударило по производству кофе вообще.

К 2015 году цена на кофе после резкого падения начала немного подниматься. Это нормальная ответная реакция после двухлетнего падения. Динамика в будущем предполагается положительная при росте цен благодаря инфляции, общему росту цен на продукты потребления в России и постепенному восстановлению цены на кофе в мире вообще.

Легковые автомобили до 2009 года показывали уверенный рост. За 9 лет рост цены в 2,2 раза оказался отличным результатом пока спрос на автомобили резко не упал. Падение было столь высоким, что снижение цен легко перекрыло повышение акциз и инфляцию. Даже в 2010 году, когда Россия уже окрепла после кризиса, спрос был невелик, что оставляло цены в отрицательной динамике.

После 2011 года мы наблюдаем рост цены до 2015 года, правда совсем небольшой. Это происходит по причине установления высоких ввозных пошлин и переноса производства автомобилей в Россию, для обхода данных пошлин. Снижается объем поставок легковых автомобилей в Россию.

На 2015 год происходит незначительное падение цены, при значительном росте инфляции. Сложившиеся тенденции по высоким барьерам в торговле, переносе производства и снижение спроса сильно ударили по цене автомобилей. В будущем предполагается снижение цены, если инфляция не будет слишком высокого уровня.

В общем, можно сказать, что цены в России на большинство товаров будут расти, особенно те, что оказались в списке санкций. На мировом рынке происходит рост потребления товаров на всех уровнях, особенно после падения в кризисные годы, однако, рост этот замедляется. Динамика положительная, но теряет свои темпы, подгоняясь только инфляцией.

В заключении можно сказать, что любое изменение на мировом рынке цен отражается и на российском рынке. Изучая общемировой рынок можно тем самым узнавать и положение на остальных рынка мира, ведь события затрагивают все страны, но с разной силой. Так при кризисе в кофейном производстве во всех странах наблюдалась отрицательная динамика цен, но во всех странах с разной скоростью и силой. Рассмотренные цены на товары различались с российскими только благодаря логистике и более высокому спросу, однако, после событий 2015 года, сюда вмешивается и другие факторы, как введение санкций, из-за которых требуется найти новых поставщиков и цены будут в России выше и растущая инфляция. В целом цены на товары в России опережают общемировые и такое будет продолжаться. иностранный экономический товарный тарифный

5. Краткая характеристика ООО "Руста-Брокер "

Полное наименование организации: Общество с ограниченной ответственностью "Русто-Брокер" .

Организационно - правовая форма: Общество с ограниченной ответственностью.

Сокращенное название: ООО"Русто-Брокер" .

Место нахождения предприятия: г. Брянск, ул. 128 Стрелковой Дивизии, д.6.

Почтовый индекс: 180017

Организационная структура предприятия ООО "Русто-Брокер" представлена на рисунке (Рис. 3). Данная система является иерархической. Это означает создание системы прямого подчинения от высшего к низшему.

Анализируя рисунок мы можем сказать, что:

ѕ Директор является главой данной компании;

ѕ После директора действуют четыре лица - финансовый директор, главный бухгалтер, главный маркетолог, начальник отдела продаж;

ѕ Основой системы является штат декларантов и бухгарлтеров;

Услуги предоставляемые в качестве ВЭД ООО "Русто-Брокер" :

ѕ определение таможенной стоимости;

ѕ подготовка необходимых документов для оформления грузовой таможенной декларации;

ѕ оформление грузовой таможенной декларации;

ѕ разгрузка, выгрузка грузов на СВХ;

Рисунок 3 - Организационная структура предприятия ООО "Русто-Брокер"

ѕ Представительские. Как при совершении таможенных операций, так и при получении специальных лицензий;

ѕ Совершение операций в сфере ВЭД;

ѕ Группировка и присвоение кода товарам по номенклатуре;

ѕ Предварительный расчет таможенных платежей и сборов;

ѕ хранение грузов на СВХ.

Чтобы определить место компании в таможенной системе, рассмотрим размеры её ежемесечной чистой прибыли (Табл. 4)

Рассматривая данную таблицу, мы можем сказать следующее:

ѕ Прибыль может показаться небольшой, но нужно понимать, что компания относительно недавно (в 2013 году) начала осуществлять свою деятельность и еще не успела освоить рынок;

ѕ Прибыль является чистой и предприятие безубыточно, что уже хороший показатель;

ѕ Мы можем заметить, как значительно снизилась прибыль в марте-апреле 2014 года, это связанно с сезонностью перевозок (в это время объем снижается) и с введением санкций. Тогда компания потеряла значителью часть контактов с Европой;

ѕ Можно заметить, как выросла прибыль 2015 года, в сравнении с 2014 годом. Потери от введения санкций были преодалены, произошла переориентация на иные рынки. Особенно выросли перевозки в республику Беларусь и в Казахстан;

ѕ В декабре 2015 года мы фикусируем пик чистой прибыли в 1.8 млн.руб, что связанно с предновогодними поставками.

Прибыль компании обеспечивается разнообразными услугами. По каждой из услуг существуют определенные тарифы. Рассмотрим тарифы на услуги, предоставляемые ООО "Русто-Брокер" (Табл. 5)

Таблица 4 - Прибыль, полученная компанией ООО "Русто-Брокер" в период в 2014-2015 году

сентябрь

Основываясь на этих данных, мы можем сказать, что компания в масштабах России невелика и молода. Существует множество компаний с гораздо большей чистой прибылью, однако, в масштабах брянской области, данная фирма является самой крупной и быстро развивающейся.

У ООО "Русто-Брокер" есть контакты на поставки в такие страны Европы, как: Германия, Франция, Италия, Эстония, Латвия, Словакия, Венгрия, Польша, Литва, Чехия и Австрия.

Самый большой поток товаров, компания направляет из Германии, Польши и Венгрии. Больше всего товаров компания оформляет в страны Прибалтики.

В качестве итога, мы делаем вывод, что:

Таблица 5 - Тарифы компании ООО "Русто-Брокер"

Виды услуг

Тариф, руб.

Таможенное оформление:

Экспертиза документов для оформления ДТ

Регистрация документов в таможне

Оформление бланков: Основной лист ДТ

Добавочный лист ДТ

Основной лист ДТС

Добавочный лист ДТС

Основной лист КТС

Добавочный лист КТС

Подготовка Описи документов

Подготовка электронной копии ДТ, описи

Организация таможенного досмотра

Проведение таможенного оформления ДТ

Дополнительные услуги:

Подбор кода товара по ТН ВЭД в соответствии с представленными документами

Расчет таможенных платежей по каждому коду товара

Консультационные услуги

по договор.

Выезд сотрудников в профильные отделы таможни

от 4000,00 до 8000,00

Досмотр груза при сдаче на склад

Составление акта выдачи груза, др. документов

Копирование документов

Заключение

Мы изучили широкую тему "Тарифные и нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности".

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - это деятельность компании, государства или частного лица, которая имеет связь с иностранной стороной, при условии направленности данной деятельности на экономические цели.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это меры направленные на создание благоприятной экономической ситуации в стране, при стимулировании экономики и поступлений доходов от ВЭД в бюджет страны.

Регулирование предполагает две политики осуществления контроля за ВЭД, которая прямо влияет на тарифные и нетарифные методы:

ѕ Протекционизм. Это политика направленная на защиту отечественного рынка от иностранных товаров. Стимулируя отечественное производство, государство стимулирует экономическую жизнь в стране. Производители, получая большую прибыль при низкой конкуренции, начинают создавать новые рабочие места, что в свою очередь увеличивает рынок покупателей. Однако, эта политика порочна и ведет к росту цен на товары, снижает их качество.

ѕ Фритрейдерство. Политика направленная на либерализацию торговли. Пошлины устанавливаются на невысоком уровне, что снижает окончательную цену импорта на рынке. Это повышает конкурентную среду, а значит и качество товара. На рынке появляется большее разнообразие товара и появляется возможность заткнуть дефицит товаров. Однако, снижается отечественное производство, которое может вытесняться импортом.

В идеале требуется сохранять баланс, но на политику государства всё больше влияет глобализация и интеграция экономик (ВТО), а значит, мир движется в сторону свободной торговли.

Опционы данных политик являются тарифные и нетарифные методы регулирования.

Нетарифные методы делятся на прямые и косвенные.

ѕ Под прямыми понимается система квотирования (ограничения количества ввоза) и лицензирование (специальная документация на товары);

ѕ Под косвенными - создание барьера из фитосанитарного контроля, административные барьеры (долгие сроки получения лицензий) и меры на стимулирование экспорта (дешевые кредиты на производство).

Тарифные методы регулирования - это система таможенных пошлин, которые являются обязательной платой с ввозимы/вывозимых товаров. Размер пошлин регулируются государством, но может ограничиваться международными договорами и соглашениями.

Изучение динамики цены на отдельные товары (Мясо, свежее, замороженное, кроме куриного, кофе и легковые автомобили) показало разные результаты:

ѕ Динамика на мясо была положительной до кризиса 2008 года, но после короткого падения начинает быстро расти. Рост имеет дальнейшие перспективы;

ѕ Кофе росло до 2011 года, когда разразился кризис в данной отрасли и до 2015 года происходило падение цены. С 2016 года происходит постепенный рост цены на кофе;

ѕ Цены на легковые автомобили росли до кризисного 2008 года, но отрасль не могла оправится от потерь до 2011 года, отвечая небольшим падением. В 2016 году происходит новая волна падении цены, что продолжится и в будущем.

Дав краткую характеристику ООО "Рустро-Брокер", мы сделали вывод, что:

ѕ ООО "Русто-Брокер" является успешной компанией на российском рынке и является крупнейшим таможенным брокером на брянском рынке брокерских услуг;

ѕ ООО "Русто-Брокер" всегда обеспечивала чистую прибыль;

ѕ Данная компания обеспечивает грузопотоки в большую часть Европы и Азии;

ѕ Компания декларирует все виды товаров, но в основном находится в партнерских отношениях с компаниями, что поставляют электроприборы на российский рынок;

ѕ В будущем ожидается рост компании и её прибыли.

Использованные источники

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.

2. Федеральный закон от 8 декабря 2003г. № 164-ФЗ " Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности" (с изменениями от декабря 2010г.) // КонсультантПлюс

4. Федеральный закон РФ от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации // КонсультантПлюс

5. Бакаева, О. Ю., Таможенное право: курс лекций / О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко. -- М. : РАП, Эксмо, 2012. -- 272 с.

6. Бекяшев, К.А., Таможенное право: учебник / К.А.Бекяшев, Е.Г.Моисеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2013. - 360с.

7. Комментарий к Таможенному Кодексу Таможенного Союза (постатейный) под ред. А.Н. Козырина. - М.: "Проспект", 2013.

8.www.consultant.ru - справочная система Консультант Плюс

9. www.customs - Официальный сайт Федеральной таможенной службы.

10.www.garant.ru - справочная правовая система "ГАРАНТ".

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и их классификация. Цели и задачи введения нетарифных мер. Меры прямого ограничения, квотирование, лицензирование, таможенные и административные формальности, иные нетарифные методы.

    презентация , добавлен 18.05.2010

    Сущность, виды и цель внешнеэкономической деятельности государства. История государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России. Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности. Регулирование ВЭД в Китае и Японии.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2012

    Понятие международной торговли. Платежный и торговый баланс. Валютная политика государства. Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности. Режимы валютного курса. Тарифные и нетарифные методы регулирования. Эволюция мировой валютной системы.

    шпаргалка , добавлен 04.02.2009

    Развитие лицензионной политики в Советском Союзе. История участия России в международной торговле технологиями. Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности. Развитие внешней торговли России на мировых рынках высоких технологий.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2013

    Политика фритредерства и протекционизма. Протекционизм как теория внешнеэкономического поведения. Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Тарифы на экспорт и импорт и нетарифные барьеры как наиболее распространенные протекционистские меры.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2010

    Основные методы регулирования внешнеторговой политики. Протекционизм и фритредерство. Специфика товарной структуры импорта, экспорта России. Участие страны во Всемирной Торговой Организации. Изменение внешнеторгового оборота в результате вступления в ВТО.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2013

    Понятие государственного регулирования внешней торговли, его роль в современном мире. Тарифные и нетарифные методы регулирования. Особенности и инструменты государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2010

    Тарифные и нетарифные методы регулирования внешнеторговой политики. Принципы, правила и функции ВТО. Анализ торгово-промышленной политики в отношении автопрома с учетом особенностей отрасли. Достижение целей протекционизма в российском автомобилестроении.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2014

    Сущность понятия "внешнеторговая политика". Тарифные и нетарифные инструменты ее проведения, методы и формы. Основные цели внешнеэкономической политики России в стратегическом плане для переходного этапа. Анализ динамики внешнеторгового сальдо страны.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2014

    Значение и сущность межгосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Тарифное регулирование внешней торговли. Нетарифные ограничения ВЭД. Валютно-кредитное регулирование. Международные организации во внешнеэкономической деятельности.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Тарифные методы
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Тарифные методы заключаются в установлении таможенного тарифа (пошлины). Это наиболее традиционный метод, активно применяемое средство государственного регулирования экспортно-импортных операций.

Таможенный тариф - ϶ᴛᴏ систематизированный перечень пошлин, которыми правительство облагает некоторые товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее.

Таможенные пошлины - ϶ᴛᴏ налоги, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей.

Начало формирования таможенного тарифа – III – II тысячелœетия до н.э. Термин ʼʼтарифʼʼ берет начало от южно-испанского города Тариф, в котором была впервые составлена таблица, где были внесены названия товаров, меры измерения и величина пошлин за провоз товаров через Гибралтарский пролив.

Таможенный тариф выполняет следующие функции:

1) фискальная (пополнение доходов бюджета);

2) защитная (защита отечественных производителœей от конкуренции);

3) регулирующая (регулирует ввоз и вывоз товаров);

4) торгово-политическая.

Различают пошлины:

Импортные (ими облагаются ввозимые в страну товары);

Экспортные (ими облагаются вывозимые товары);

Транзитные (взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом).

Импортные пошлины подразделяются на фискальные и протекционистские.Фискальные пошлины применяются в отношении товаров, которые не производятся внутри страны. Протекционистские пошлины предназначаются для защиты местных производителœей от иностранных конкурентов.

Импортные пошлины используются либо как средство финансовых поступлений (чаще в развивающихся странах), либо как средство проведения определœенной торгово-экономической политики. Владелœец импортируемого товара после уплаты пошлины повысит цену. Тариф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению возможностей потребителя. Но он выгоден государству и отечественным производителям.

Экспортные пошлины удорожают стоимость товара на мировом рынке, в связи с этим их используют в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. Задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов государства и производителœей.

В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование.

Транзитные пошлины сдерживают товарные потоки и рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей. Сегодня практически не применяются.

Существуют две основные методики установления уровня таможенных пошлин:

1. Величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объёма и т. д.). Такая пошлина принято называть специфической. Она особенно эффективна в условиях снижения цен на товары – в периоды депрессии и кризисов.

2. Пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. Называется адвалорной.

Внутренняя цена импортного товара (P d) после обложения специфическим тарифом будет равна:

P d = P im + T s ,

где: P im - цена, по которой товар импортируется (таможенная стоимость товара);

T s - ставка специфического тарифа.

При применении адвалорного тарифа внутренняя цена импортного товара составит:

P d = P im * (1 + T av),

где: T av – ставка адвалорного тарифа.

Существует и промежуточная методика, заключающаяся в том, что таможня получает право самостоятельно выбирать между специфической иадвалорной пошлинами исходя из того, какая из них выше. Подобная пошлина – альтернативная.

Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях: являться членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования.

Учитывая зависимость отрежима устанавливаются пошлины, взимаемые с поставляемого товара:

Преференциальные (особо льготные);

Договорные (минимальные);

Генеральные (автономные), то есть максимальные.

Ставки преференциальных пошлин ниже минимальных и зачастую равны нулю. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т.д. К примеру, страны Европейского Союза предоставляют друг другу по импорту товаров преференциальные пошлины (равные нулю), которые не распространяются на другие страны.

Генеральная (максимальная) пошлина в два-три раза выше всœех остальных, и ее применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны. К примеру, взимание при ввозе товаров из СССР в США в период холодной войны.

При введении таможенного тарифа цена на импортные товары возрастает. Это способствует росту цен на товары отечественного производства. Предложение товаров на внутреннем рынке возрастает, однако спрос уменьшается. Как следствие происходит уменьшение импорта.

Влияние тарифа различно для субъектов экономики. Так потребители:

1) оплачивают доход от тарифа;

2) оплачивают прибыль фирмам;

3) оплачивают избыточные издержки отечественного производства;

4) теряют излишек потребителя.

Государство выигрывает за счёт введения таможенного тарифа, так как увеличиваются поступления в бюджет. По сути это трансферт от потребителœей государству.

Отечественные производители получают дополнительную прибыль. Эта прибыль является переводом доходов от потребителœей к производителям.

Общество несет социальные издержки, потому что ресурсы, которые притекают в отрасль, защищенную тарифом, могли бы использоваться более эффективно в других секторах экономики.

В ЕС импортные пошлины на рис 231%, молочные продукты – 205%, сахар – 279%. В Японии пошлина на рис 444 %, на пшеницу – 193%. В США пошлина на молочные продукты 93%, на сахар – 91%.

Тарифные методы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тарифные методы" 2017, 2018.

  • - Тема 20. Нетарифные методы регулирования внешней торговли

    Зона свободной торговли (ЗСТ). Таможенный Союз. В практике регулирования внешней торговли. Относится к тарифным методам регулирования. При образовании ЗСТ страны договариваются о постепенном снижении ставок таможенных пошлин. Между предприятиями, которые... .


  • - Тема 19. Тарифные методы регулирования внешней торговли

    Упаковка и маркировка. Цена, общая сумма контракта. Сроки поставки. Тема 18. Внешнеторговая операция и ее основные виды. Содержание внешнеторгового контракта Внешнеторговые операции - комплекс действий иностранных партнеров по... .


  • - Тарифные методы регулирования внешней торговли

    В практике внешнеэкономической деятельности используются тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. Таможенный тариф может определяться как: · инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его... .


  • - Нетарифные методы регулирования внешней торговли

    К нетарифным методам относятся: 1. Количественные методы. Включают квотирование, лицензирование и добровольные ограничения экспорта. Квоты определяют количество или сумму импортируемых товаров за определенный промежуток времени. Виды квот: глобальные, страновые,... [читать подробнее] .


  • - Тема 13. Регулирование внешней торговли товарами: неТарифные методы

    1. Нетарифные меры регулирования внешней торговли. 2. Международное регулирование внешней торговли. Таможенные союзы и зоны свободной торговли. 3. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли. Вопрос 1. Нетарифные меры регулирования внешней торговли Меры... .


  • - Нетарифные методы

    Нетарифные методы делятся на группы: 1. Административные меры или количественные ограничения (их называют «жесткими барьерами»): - лицензирование (избирательная выдача лицензий); - контингентирование; - сертификация; - запрет на импорт. 2. Технические меры (т.е.... .


  • Тарифные методы регулирования внешней торговли - это установление тарифных квот и таможенных пошлин (регулируется преимущественно импорт). Все прочие мето­ды -нетарифные.

    Нетарифные методы подразделяются на количествен­ные - квотирование, лицензирование, ограничения; скры­тые - госзакупки, технические барьеры, налоги и сборы, требование о содержании местных компонентов; финансо­вые - субсидии, кредитование, демпинг (для экспорта).

    Таможенный тариф - перечень товаров и система ставок, по которым они облагаются пошлинами.

    Таможенная пошлина - обязательный взнос, взи­маемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

    Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
    1.фискальную;
    2.протекционистскую;
    3.балансировочную (для предотвращения экспорта нежелательных товаров)

    Классификации таможенных пошлин. (не обязательно, мне кажется)

    По способу взимания:
    - адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
    -специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1т);
    - комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1т).

    По объекту обложения:
    - импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
    - экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
    - транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

    По характеру:
    - сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
    - антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
    - компенсационные - пошлины, накладываемые нa импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

    По происхождению:
    - автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений государственной власти. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются сответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
    - конвенционные (договорные) пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГЛТГ), или соглашений о таможенном союзе;
    - преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

    По типам ставок:
    - постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
    - переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление.

    Число мер государственного регулирования внешней торговли постоянно растет, поскольку в международный обмен вовлекаются все новые продукты различных сфер экономической деятельности. Это с необходимостью предполагает использование и более широкого круга средств и инструментов, позволяющих эффективно ограждать национальную экономику от негативного влияния внешних факторов, содействовать укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.

    Инструменты (методы) государственного регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Классификация этих инструментов на тарифные и нетарифные впервые была предложена Секретариатом ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле - GATT , General Agreement оп Tariffs and Trade) в конце 60-х гг. XX столетия. Этим Соглашением нетарифные ограничения (НТО) были определены как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли».

    К настоящему времени единая (универсальная) международная классификация нетарифных инструментов государственного регулирования внешней торговли еще не выработана и не согласована. Существуют классификации ГАТТ/ВТО, Международной торговой палаты, Конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference оп Trade and Development , UNCTAD - ЮНКТАД), Международного банка реконструкции и развития, Тарифной комиссии США, отдельных ученых, исследующих данные проблемы.

    В настоящее время, помимо тарифных методов государственного регулирования, ЮНКТАД классифицирует нетарифные методы регулирования внешней торговли (нетарифные ограничения) следующим образом:

    • 1) паратарифные методы;
    • 2) меры контроля за ценами;
    • 3) финансовые меры;
    • 4) меры количественного контроля;
    • 5) меры автоматического лицензирования;
    • 6) монополистические меры;
    • 7) технические меры.

    Таким образом, вместе с тарифными мерами ЮНКТАД выделяет восемь основных мер (методов) тарифного и нетарифного государственного регулирования внешней торговли.

    Тарифные методы являются наиболее распространенными и постоянно используемыми - в форме импортных и (в меньшей мере) экспортных пошлин.

    Существенное значение для их рассмотрения имеет понятие импортного таможенного тарифа (ИТТ ), который представляет собой систематизированный перечень (или номенклатуру) ввозимых товаров, облагаемых при этом таможенными пошлинами, а также совокупность методов определения их таможенной стоимости и взимания пошлин; механизм введения, изменения или отмены пошлин; правила определения страны происхождения товара.

    Главными составляющими ИТТ являются:

    • систематизированный перечень (номенклатура) ввозимых товаров;
    • методы определения таможенной стоимости (цены) ввозимых

    товаров и взимания пошлин;

    • механизм введения, изменения или отмены пошлин;
    • правила определения страны происхождения товара;
    • пределы полномочий органов исполнительной власти в таможенной области.

    ИТТ базируется на принимаемых в различных странах законодательных актах, таможенных кодексах. Вместе с внутренней налоговой системой страны ИТТ регулирует общий экономический климат в ней и оказывает существенное воздействие на многие процессы, протекающие в экономической жизни страны.

    Активная часть ИТТ - ставки таможенных пошлин, являющихся по своей сути своеобразным налогом на право ввоза иностранного товара (пошлины взимаются в момент пересечения таможенной границы государства).

    В зависимости от направления движения товаров пошлины бывают импортные , экспортные и транзитные. При этом наиболее часто применяются импортные пошлины, менее часто - экспортные и транзитные.

    В соответствии со способом установления пошлин различаются:

    • адвалорные пошлины;
    • специфические пошлины;
    • комбинированные пошлины.

    Наиболее распространенные в международной торговле адвалорные пошлины устанавливаются в виде процента от стоимости (цены) пересекающего таможенную границу товара. В этой связи существенное значение приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле. Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обработки товара (т.е. чем больше в нем добавленная стоимость).

    Существенное значение в системе импортного таможенного тарифа имеют правила определения страны происхождения товара, поскольку применительно к различным группам стран ввозные (импортные) пошлины дифференцируются. Базовыми при этом являются ставки ввозных пошлин, применяемые к товарам, ввозимым из стран, в отношении которых у данной (ввозящей товар) страны действует режим наибольшего благоприятствования (Most Favoured Nation Treatment). Суть его состоит в том, что страна, применяющая к ряду других стран режим наибольшего благоприятствования (PHБ), в случае снижения импортных пошлин по отношению к какой-либо третьей стране (в отношении которой данной страной PH Б не применяется) должна автоматически снизить импортные пошлины на те же товары и до того же уровня, что и для этой третьей страны. В соответствии с заключенными соглашениями и сложившейся к настоящему времени практикой в отношении развивающихся стран действуют ввозные пошлины в два раза меньшие, чем базовые ставки. Товары из стран, в отношении которых не применяется РНБ, ввозятся по ставкам импортных таможенных пошлин в 2 раза больше базовых ставок. Товары из наименее развитых стран ввозятся беспошлинно (с «нулевыми» пошлинами).

    Рассмотрим основные нетарифные меры (методы) государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Они представляют собой совокупность экономических (кроме таможенного тарифа), административных и технических мер, оказывающих регулирующее воздействие на внешнюю торговлю. При этом экономические меры включают контроль таможенной стоимости, валютный контроль, финансовые меры (связанные с субсидиями, санкциями и др.), а также защитные меры, к которым относятся особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные, специальные) и дополнительные таможенные обложения (акцизы, налог на добавленную стоимость (НДС), другие налоги). Административные меры включают запреты (эмбарго) в открытом и скрытом виде, лицензирование (автоматическое и неавтоматическое), квотирование и экспортный контроль.

    Паратарифные методы представляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны. К ним относятся различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся прежде всего налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.

    НДС (value added tax - VAT), акцизы (excise tax, internal revenue tax) и другие паратарифные платежи применяются как нетарифные меры государственного регулирования внешней торговли, направленные на защиту интересов отечественных товаропроизводителей и стимулирование конкурентоспособности отечественных товаров наряду с тарифными мерами регулирования. Данные платежи регулируют цены импортных товаров на внутреннем рынке страны и защищают отечественные товары от иностранной конкуренции.

    Паратарифные методы, как правило, прямо не связывают с целями регулирования внешней торговли (как таможенные пошлины), однако их воздействие на внешнюю торговлю нередко оказывается весьма существенным.

    Меры контроля за ценами. Это меры борьбы с искусственным занижением цен на импортируемые в данную страну товары (антидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает их международную конкурентоспособность {компенсационныемеры).

    Антидемпинговые пошлины фактически представляют собой дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по цене ниже их нормальной цены на внутреннем рынке страны-экспортера и причиняют материальный ущерб отечественному производителю страны-импортера. В международной практике достаточно продолжительное время не существовало общепризнанного всеми определения демпинга. Это создавало предпосылки для таможенных властей некоторых стран, особенно в сложные с экономической точки зрения периоды развития, принимать произвольные и часто необоснованные решения в отношении экспортеров ввозимой в страну продукции.

    Принятый в рамах ГАТТ/ВТО Антидемпинговый кодекс (Соглашение о применении статьи VI ГАТТ-1994) конкретизировал методику определения факта демпинга и соответствующие юридические основания для использования антидемпинговых пошлин. Ставка антидемпинговой пошлины устанавливается в каждом случае индивидуально, при этом ее размер должен соответствовать разнице между нормальной ценой и демпинговой ценой {dumping margin ), что позволяет реально нейтрализовать демпинговую операцию. Введение антидемпинговой пошлины не носит автоматического характера - она вводится только после проведения расследования с целью установления самого факта демпинга и выяснения того, что демпинговый экспорт действительно причинил (или угрожает причинить) материальный ущерб отрасли промышленности импортирующей данный товар страны.

    Следует обратить внимание на то обстоятельство, что международная практика проведения антидемпинговых расследований свидетельствует о том, что довольно многие обвинения в демпинге затем в ходе расследования не подтверждаются. Однако сам факт расследования и публичные обвинения в демпинге резко осложняют проведение экспортно-импортных операций и ставят под сомнение достижение в их ходе заинтересованными сторонами (экспортерами и импортерами) запланированных финансовых результатов. В случае доказанности факта демпинга и понесенного от него материального ущерба правительство страны своим специальным решением вводит антидемпинговые пошлины.

    Как показывает анализ применения антидемпинговых мер в мировой торговле, в период с 1995 г. они сами в значительной мере стали фактически использоваться как скрытый (или замаскированный) инструмент протекционистской политики (или как один из инструментов так называемого нового протекционизма).

    Постепенное усиление в некоторых странах поддержки как экспорта, так и внутреннего производства (например, в форме дотаций, налоговых льгот, льготных тарифов и т.д.) нашло свое отражение в принятом в рамках ВТО Соглашении по субсидиям и компенсационным пошлинам, которым были установлены правила использования странами субсидий и компенсационных пошлин. Однако, как и антидемпинговые меры, компенсационные меры нередко применяются странами как инструмент фактического «скрытого протекционизма».

    Для защиты от иностранных конкурентов некоторых экономически уязвимых секторов национальной экономики (прежде всего различных отраслей аграрного сектора) могут применяться и скользящие импортные сборы (направленные на то, чтобы довести внутреннюю цену товара до определенного уровня).

    Финансовые меры связаны, как правило, с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторгового обмена (например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).

    Меры количественного контроля (квотирования) связаны с установлением странами соответствующих количественных ограничений на ввоз и вывоз конкретных товаров.

    Эти меры применяются практически всеми странами. Положения ГАТТ-1994, связанные с применением количественных ограничений во внешней торговле, весьма противоречивы, содержат взаимоисключающие положения и к настоящему времени фактически не создают четкой и стройной международной правовой основы для регулирования порядка применения мер количественного контроля (количественных ограничений). С одной стороны, ГАТТ-1994 содержит положения, в соответствии с которыми все страны, входящие в состав ВТО, должны отказаться от использования количественных ограничений. Однако, с другой стороны, в этом Генеральном соглашении есть положения, в соответствии с которыми страны - его участницы могут применять количественные ограничения (например, для поддержания равновесия платежного баланса страны). В ГАТТ-1994 есть так называемые исключения из правила недискри-минации, которые позволяют странам использовать количественные ограничения избирательно против некоторых стран. В этом Соглашении есть и положения о запрете импорта и экспорта тех или иных товаров. Например, экспорт конкретного товара может быть запрещен или ограничен в ситуации, когда на внутреннем рынке данной страны существует дефицитность (нехватка) данного товара.

    Автоматическое лицензирование. Суть этой меры состоит в том, что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа (лицензии). С введением ЛИцензирования осуществляется мониторинг (наблюдение) за торговлей данными товарами. Хотя такого рода мониторинг сам по себе не является ограничительной мерой (так как это лицензирование автоматическое), однако он облегчает введение таких мер в случае необходимости. Практика автоматического лицензирования является достаточно распространенной. Не случайно в рамках ВТО действует Соглашение о процедурах импортного лицензирования (которое иначе определяют как Кодекс по импортному лицензированию).

    Данное соглашение направлено на упрощение и унификацию формальностей при выдаче импортных лицензий. Им предусматривается возможность создания системы автоматического лицензирования (при которой выдача соответствующей лицензии происходит автоматически).

    Монополистические меры. Суть этого нетарифного инструмента регулирования внешней торговли состоит в том, что в различные периоды отдельные государства устанавливают свою монополию на торговлю определенными товарами вообще (т.е. включая и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Во многих случаях введение государственной монополии внешней торговли отдельными товарами в тех или иных странах мотивируется их руководством соображениями поддержания общественной морали, здоровья и нравственности (алкоголь, табак), обеспечения стабильного снабжения населения лекарствами (фармацевтика), продовольственной безопасности (зерно), санитарно-ветеринарными соображениями (продовольствие).

    Иногда такого рода монополия устанавливается в скрытом виде, когда в качестве монопольного продавца или покупателя государство определяет соответствующую государственную компанию. В некоторых случаях весьма близкой к государственной монополии внешней торговли отдельными товарами оказывается практика централизации экспорта и импорта на базе создания добровольных ассоциаций экспортеров и импортеров данных товаров. Централизация экспортных и импортных операций может в скрытом виде проявиться, например, в практике обязательного страхования тех или иных товаров национальными страховыми обществами, обязательной перевозки соответствующих товаров национальными транспортными компаниями и др.

    Существование в реальной практике такой нетарифной меры регулирования внешней торговли нашло свое отражение в том, что в ГАТТ-1994 имеется специальная статья (XVII), посвященная деятельности государственных торговых предприятий (state trading enterprises ), которая фактически связана с монополистическими мерами во внешней торговле. Эта статья не запрещает деятельность таких предприятий, но требует, чтобы они действовали в торговле на основе общих принципов недискриминапии и руководствовались коммерческими соображениями, включая цену и качество товаров. Государственные торговые предприятия должны предоставлять равные возможности любым предприятиям других стран заключать с ними коммерческие сделки.

    Поэтому даже некоторые страны, входящие в ВТО, где всемерно развиваются принципы либерализации торговли, используют форму государственных торговых предприятий.

    Технические барьеры во внешней торговле связаны с осуществлением контроля импортных товаров с точки зрения их соответствия национальным стандартам безопасности и качества. Они обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможенную границу.

    В рамках Всемирной торговой организации действует Соглашение по техническим барьерам в торговле (.Agreement on Technical Barriers to Trade, TBT - ТБТ). Данное соглашение признает за всеми странами право устанавливать обязательные технические стандарты (включая требования к упаковке и маркировке товаров). Цель установления и использования этих стандартов - обеспечение качества экспортной продукции, требований производства, защита жизни и безопасности людей, животных и растений, а также защита окружающей среды и обеспечение требований национальной безопасности.

    При этом Соглашение ТБТ признает, что государства имеют право устанавливать защиту, например, жизни людей, животных и растений или окружающей среды на национальном уровне, т.е. на том уровне, который в данной стране будет рассматриваться как необходимый. Иными словами, Соглашением ТБТ предполагается, что принятые в разных государствах законодательные меры в данной области могут различаться.

    Следует обратить внимание на то обстоятельство, что положения данного Соглашения, которыми руководствуются страны в своей практике государственного регулирования внешней торговли, распространяются как на сами товары, так и на то, каким способом они производятся. При этом способ производства товара учитывается Соглашением ТБТ лишь в том случае, когда он изменяет качество товара. Например, данная страна запрещает ввоз в нее стального листа холодной прокатки, аргументируя это тем, что процесс производства не обеспечивает необходимого качества изделия (т.е. критерием остается качество продукта). Данная ситуация входит в компетенцию Соглашения ТБТ. Принципиально иной является ситуация, когда какая-либо страна запрещает ввоз в нее стального листа из другой страны на том основании, что производящий стальной лист завод не имеет эффективной системы экологической защиты, однако на качестве данной продукции это не сказывается. В этом случае нет оснований для применения положений Соглашения ТБТ.

    В соответствии с Соглашением ТБТ в тех случаях, когда странами принимаются свои технические нормы, не основанные на действующих международных стандартах, страны - члены ВТО должны заранее опубликовать извещение об этом Секретариата ВТО.

    В приложении к Соглашению ТБТ содержится так называемый Кодекс добросовестной практики , регламентирующий подготовку, принятие и применение стандартов. Этот Кодекс содержит указанные выше положения.