Коррекционные игры, упражнения и занятия для гиперактивных детей дошкольного и младшего школьного возраста. План-конспект индивидуального занятия «Снижение импульсивности и гиперактивности

Надежда Пастухова
План-конспект индивидуального занятия «Снижение импульсивности и гиперактивности»

Цель : снижение импульсивности и гиперактивности .

Задачи :

Развитие внимания, произвольности и самоконтроля;

Элиминация гиперактивности и импульсивности ;

Элиминация гнева и агрессии.

Преодоление расторможенности

Ход работы:

Здравствуй, сегодня на нашем занятии будет много разных упражнений, я прошу тебя внимательно слушать все инструкции, не торопиться и выполнять задания вместе со мной. Для начала нам нужно размяться. Давай представим что ты …

Упражнение 1. Релаксация "Росток".

Цель : элиминация гнева и агрессии.

И. п. - ребенок сидит на корточках, голову нагнув к коленям и обхватив их руками.

Инструктор : "Представь себе, что ты маленький росток, только что показавшийся из земли. Ты растешь, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать тебе расти, считая до пяти. Постарайся равномерно распределить стадии роста".

В начале освоения этого упражнения на каждый счет ребенку называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других :

"один" - медленно выпрямляются ноги,

"два" - ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки, висят, как "тряпочки",

"три" - постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам,

"четыре" - разводим плечи и выпрямляем шею, поднимаем голову,

"пять" - поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку.

Какой ты молодец. Как здорово у нас получилось расти. Скажи, тебе удалось расслабиться? Трудно ли тебе было распределить стадии роста?

А теперь представь что мы с тобой сидим у костра …

Упражнение 2. Функциональное упражнение «Костер»

Цель : формирования внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.

Ребенок садиться около "костра" и выполняет соответствующую команду инструктора.

По команде (словесной инструкции) "жарко" ребенок должен отодвинуться от "костра",

по команде "руки замерзли" - протянуть руки к "костру",

по команде "ой, какой большой костер" - встать и махать руками,

по команде "искры полетели" - хлопать в ладоши.

Хорошо. Теперь мы с тобой выполним вот такое упражнение. Ты должен одновременно со мной выполнять движения, и проговаривать вот такие слова, давай я сначала тебе покажу…

Упражнение 3. "Буратино".

Цель : преодоление расторможенности.

Вместе с ведущим ребенок выполняет движения одновременно с проговариванием стихотворения :

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Молодец, у тебя хорошо получается, ты внимательно послушал задание, и поэтому ничего не перепутал.

Давай с тобой порисуем, но не обычным образом. Мы с тобой будем рисовать – сразу двумя руками. Сейчас я расскажу тебе как.

Упражнение 4. "Зеркальное рисование".

Цель : расширение поля зрения, улучшение восприятия.

Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные узоры. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Ну ка, посмотрим что у тебя получилось, здорово! Тебе нравиться твой рисунок, или ты считаешь, что мог бы нарисовать лучше? (если да то можно перерисовать)

Как много мы уже с тобой выполнили заданий, сейчас нужно немного отдохнуть и набраться сил. Я предлагаю тебе сейчас глубоко подышать, но на выдохе….

Упражнение 5. «Дыхательное упражнение» .

Цель : улучшение ритмирование организма, развитие самоконтроля и произвольности.

И. п. - сидя. Глубоко вдохнуть. На выдохе произносить звуки : пф-пф-пф-пф-пф. Вдох.

На выдохе : р-р-р-р. Вдох. На выдохе : з-з-з-з. Вдох. На выдохе : ж-ж-ж-ж. Вдох. На выдохе : мо-ме-мэ-му.

Ты чувствуешь расслабление? Усталость спала?

А сейчас, слушай очень внимательно, чтобы верно выполнить это задание, ты должен внимательно прослушать задание. …

Упражнение 6. Функциональное упражнение "Чайничек с крышечкой".

Цель : развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности .

Ребенок попевает песенку и жестикулирует.

"Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней)

Крышечка (левая рука складывается в кулак, правая - ладонью делает круговые движения над кулаком).

Крышечка - шишечка (вертикальные движения кулаками) .

В шишечке -дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки) .

Из дырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки) .

Пар идете - дырочка,

Дырочка в шишечке,

Шишечка крышечка,

Крышечка - чайничек".

Давай теперь еще аз попробуем, только быстрее…. А еще быстрее получится?. Тебе было трудно выполнять это упражнение?

Следующее упражнение тоже нужно будет выполнить сначала медленно, а потом быстро. Послушай сначала задание и посмотри, как нужно сделать.

Упражнение 7. "Колечко".

Цель : снятие мышечных зажимов.

Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

Молодец, а теперь давай одновременно двумя руками. Хорошо.

А теперь сделаем это быстро. А это упражнение вызвало трудности?

Сейчас тебе нужно быть особенно внимательным….

Упражнение 8. «Потянулись – сломались» .

Цель : нормализовать гипертонус и гипотонус мышц .

Исходное положение – стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий : «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу) . А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол. Лежим расслабленно, безвольно, удобно. Прислушайтесь к себе. Осталось ли где напряжение? Сбросили его!»

Во время выполнения упражнения ведущий должен обратить внимание участника на два следующих момента :

показать разницу между выполнением команды «опустите кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае)

ведущий должен проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов

Список литературы :

1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2009.

2. Бадалян Л. О. Детская неврология. -М, 2007.

3. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях . – М. ,2006.

4. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка : дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.:Школа-Пресс, 2008.- 112с.

5. Кучма В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России : Распространенность, факторы риска и профилактика. М.:РАРОГЬ,2006.

6. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников : изд. 2-ое – М.:2007.

7. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом. –М. ,2009.

8. Эльконин Д. Б Психология игры. - М.: Педагогика 2006 -С. 287.

9. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.:Знание 2008,-64с.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПСИХОЛОГА

С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

В ДЕТСКОМ САДУ

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя - он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Раз ку-ку, два ку-ку,
Оба шлепнулись в муку.
Падают на ковер

8. Заключительный этап (3 мин).

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.

ЗАНЯТИЕ 14

Задачи:

· развитие внимания, речи и воображения;

· развитие координации движений;

· развитие эмоционально-выразительных движений

Материалы к занятию : три-четыре кубика средних размеров; длинная лента или веревка.

1. Упражнение «Я кубик несу и не уроню» (см. Занятиемин).

2. Игра «Цирковые артисты» (12 мин).
Дети ставят стульчики вдоль стены.

Психолог с помощью ленты или веревки выкладывает на полу большой круг и говорит:

- Вы были ловкими, словно цирковые артисты. А теперь будьте внимательны и сосредоточены, как артисты перед выступлением. Представьте, что вы находитесь за кулисами и ждете своего выхода на арену (показывает на круг). Можно потихоньку переговариваться, двигаться, разминаться, репетировать свой номер. Но как только вы услышите свое имя, необходимо приготовиться и, досчитав про себя до трех, выйти на арену и кого-нибудь изобразить - жонглера, канатоходца, силача, фокусника, дрессировщика или его животных.

После каждого «выступления» психолог выдерживает паузу в 5-8 секунд.

3. Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны» (см. Занятиемин).

4. Игра «Да» и «нет» не говори» (3-5 мин).
Дети садятся на стульчики.

Психолог говорит:

- Я задам каждому из вас вопрос. Отвечая на него, вы не должны употреблять слова «да» и «нет».

Психолог поочередно задает детям следующие вопросы:

-Ты сейчас дома?

-Тебе 6 лет?

-Ты учишься в школе?

-Ты любишь смотреть мультфильмы?

-Кошки умеют лаять?

-Яблоки растут на елке?

-Сейчас ночь? И т. п.

Если ребенок употребляет при ответе слова «да» или «нет», психолог повторяет вопрос. В ходе игры каждому ребенку можно предложить ответить на 1-3 вопроса.

5. Упражнение «Расскажем и покажем» (3 мин).

Дети встают полукругом напротив психолога и повторяют за ним слова и движения.

Раз, два, три, четыре! Ритмично хлопают в ладоши

Подметаем пол в квартире. Имитируют движения

Пять, шесть, семь, восемь! Ритмично хлопают в ладоши.

Приходите завтра в гости. Плавно разводят руки в стороны.

Восемь, семь, шесть, пять! Ритмично хлопают в ладоши.

Будем вместе мы играть. Подпрыгивают и приседают

Четыре, три, два, один! Ритмично хлопают в ладоши.

Пирогов мы вам дадим. Вытягивают руки вперед,
держа на ладонях воображаемый
поднос с пирогами

А пока мы отдохнем - Опускаются на ковер.

Ляжем на бочок, уснем. Ложатся на ковер, закрывают глаза

8. Заключительный этап (1-2 мин).

Психолог благодарит всех детей и отмечает тех, кто был особенно внимательным, добрым и пр.

ЗАНЯТИЕ 15

Задачи:

· развитие произвольности и самоконтроля;

· развитие внимания, мышления и речи;

· профилактика агрессии;

· снятие психоэмоционального напряжения;

· развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Материалы к занятию : магнитофон; кассета с записью мажорной музыки; полотенце или шарф; смешная мягкая игрушка («Фантастик»); листы плотной бумаги, фломастеры (цветные карандаши).

1. Упражнение «Черепашки» (3 мин).
Дети садятся на корточки.
Психолог говорит:

- Представьте, что вы превратились в маленьких черепашек. Наступила ночь. Черепашки спрятались под панцирями - втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза. Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к черепашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили пальцами на лапках, открыли глазки, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством осмотрелись вокруг. Пора вставать - они распрямили лапки, привстали, потянулись к солнышку, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое, теплое солнышко сегодня! С добрым утром, черепашки!

2. Игра «Слушай команду» (5-7 мин).

Дети движутся по залу под музыку. Внезапно музыка прерывается. Психолог шепотом произносит команду (поднять правую руку, присесть, подпрыгнуть, сесть на стульчик и т. п.).

Дети выполняют команду, включается музыка, игра продолжается.

3. Упражнение «Прошепчи ответ» (5-7 мин). Дети садятся на стульчики. Психолог говорит:

- Я буду задавать вам вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, сжимает пальцы в кулак, а большой палец поднимает вверх. Покажите эти движения.

Дети выполняют задание.

- Когда я увижу много поднятых вверх пальцев, то начну считать: «Раз, два, три». На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать ответ.

Психолог задает следующие вопросы:

-Какое сейчас время года?

-Какой сегодня день недели?

-Как называется город (поселок), в котором вы живете?

-Какое число следует за числом пять?

-Как называется детеныш коровы?

-Сколько лап у собаки?

-Сколько лап у двух собак? И т. п.

4. Игра «Жужа» (6-7 мин).

С помощью считалки выбирается водящий - «Жужа». Он садится на стул, стоящий в центре зала. В руках «Жужа» держит полотенце (шарф). Остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляться перед ней, произнося слова:

«Жужа, Жужа, выходи,

Жужа, Жужа, догони!»

«Жужа» терпеливо сидит на стуле. Но вот «терпение заканчивается», она вскакивает и осаливает кого-нибудь из детей полотенцем (шарфом). Осаленный ребенок становится «Жужей».

Надо внимательно следить за тем, чтобы удар был не сильным.

5. Рисование на заданную тему (10-12 мин).
Дети садятся на стульчики.

Психолог показывает детям смешную мягкую игрушку и говорит:

Ребята, к нам в гости пришел Фантастик. Он умеет рассказывать веселые неправдоподобные истории. Послушайте одну из них:

«Однажды я бежал по лужайке и подпрыгивал то на одной, то на другой ноге. Один раз я так сильно подпрыгнул, что улетел на облако. Уселся на него поудобнее и решил попутешествовать на нем. Облако летело-летело и вдруг столкнулось с другим облаком. Меня подбросило вверх, я перекувырнулся через голову и начал падать, только не пойму - вверх или вниз? Как вы думаете, ребята? В том-то и дело, что не вниз, а вверх, и упал на звезду. Звезда была очень горячая, поэтому я не мог стоять на месте и стал прыгать и допрыгнул до необыкновенного цветка. Я долго любовался этим цветком. Все лепестки у него были разноцветные и такие яркие, что мне пришлось закрыть глаза. А когда я их открыл, оказался у себя дома в кровати! Это был сон!»

Фантастик хотел нарисовать то, что увидел во сне, но у него не получилось. Давайте поможем ему. Возьмите листы бумаги и фломастеры (карандаши), нарисуйте сновидение Фантастика.

Дети выполняют задание.

6. Заключительный этап (1-2 мин).

Фантастик благодарит детей, хвалит их рисунки.

ЗАНЯТИЕ 16

Задачи:

· развитие произвольности и самоконтроля;

· развитие внимания и воображения;

· развитие эмоционально-выразительных движений;

· снятие психоэмоционального напряжения;

· развитие и совершенствование коммуникативных навы­ков.

Материалы к занятию : магнитофон; кассета с записью мажорной музыки; мяч среднего размера; обруч; карточки с изображением лиц в разных эмоциональных со­стояниях (радость, злость, удивление, обида)*.

1. Игра «Флажок» (5-7 мин).

Звучит музыка. Дети маршируют по залу. По сигналу психолога (поднятый флажок) они должны прекратить движение и зафиксировать позу, в которой их застал сигнал, на 5-7 секунд. По повторному сигналу движение возобновляется.

2. Упражнение «Комплименты» (3-5 мин).

Дети встают в круг. Психолог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку.

Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

3. Подвижная игра «Сова» (5-7 мин).

С помощью считалки выбирается водящий - «сова». Остальные дети будут изображать мышек или птичек.

По команде психолога «День» «сова» садится в «гнездо» (обруч, лежащий на полу) и закрывает глаза, а дети начинают бегать по залу. Когда психолог произносит: «Ночь», дети приседают и замирают, а «сова» отправляется на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и «уносит» их к себе в «гнездо».

4. Упражнение «Эмоции» (7 мин).
Дети садятся на стульчики.

Психолог поочередно показывает детям карточки с изображением лиц.

Дети, определив эмоциональное состояние человека, изображенного на рисунке, молча поднимают руку. Психолог произносит: «Раз, два, три». На счет «три» дети все вместе должны прошептать ответ.

По окончании этого упражнения психолог предлагает детям изобразить при помощи пантомимики следующие эмоциональные состояния: грусть, обиду, радость, злость, удивление, спокойствие.

Дети выполняют задание.

5. Телесно-ориентированное упражнение «Кораблик» (3-4 мин).

Дети встают в круг. Психолог говорит:

- Представьте, что мы находимся на палубе корабля. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной.

Налетел ветер, поднялась волна, кораблик качнулся. Прижмите к полу правую ногу, левую немного согните в ко­лене, касайтесь пола только ее носком.

Ветер утих - выпрямитесь, расслабьтесь.

Внимание! Новая волна. Кораблик качнуло в другую сторону - прижмите к полу левую ногу, правую расслабьте.

Море успокоилось - выпрямитесь, расслабьтесь, глубоко вдохните и выдохните.

6. Заключительный этап (2-4 мин).

Дети садятся на стульчики.

Психолог предлагает вспомнить, какие хорошие, приятные слова каждый сегодня услышал.

Дети припоминают комплименты, сказанные им. Психолог благодарит детей за то, что они были внимательными и добрыми.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Йоговская гимнастика для малышей

1.Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики: «Ту-ту-у-у-у».

2.Останавливаются, встают в круг.

3.«Заводят будильник»-сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: « Джик-джик-джик ».

4.«Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим -дети слегка ударяют ладошкой по голове,

5.«Лепят личико» - проводят руками по краю лица.

6.«Лепят волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос.

7.«Лепят бровки» - проводят кончиками пальцев по бровям.

8.« Лепят глазки » - трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.

9.« Лепят носик » - проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.

10. «Лепят ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.

11. « Лепят подбородок » - поглаживают подбородок.

12. « Рисуют носиком солнышко » - крутят головой, рисуют носиком лучики - выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: «Жжик-жжик-жжик».

13. Произносят хором: «Я хороший, добрый, красивый» , гладят себя по голове.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

Обведите кружком цифры напротив тех высказываний, с которыми Вы согласны.

Мой ребенок:

очень подвижен, много бегает,

постоянно вертится.................................................... …………………………...………..1

спит намного меньше, чем другие дети................. ………………………….………….2

очень говорлив…………………………………………………………………….……….3

не может тихо, спокойно играть

или заниматься чем-то............................................... ……………………………………..4

с трудом дожидается своей очереди

(в играх, в магазинах)............................................................................................................5

начинает отвечать, не дослушав вопроса,

или, наоборот, задав вопрос, не слушает ответа …………………………….…………. 6

часто мешает другим, вмешивается…

в разговоры взрослых................................................ ……………………………………..7

не может спокойно дожидаться вознаграждения

(если, например, обещали ему что-то купить)………………………….………………...8

часто не слышит, когда к нему обращаются............ ……………………….……………..9

легко отвлекается, когда ему читают книгу.......................................................................10

часто не доводит начатое дело (игру, задание)

до конца.................................................................... ……………………………………….11

избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение…………………………...12

Сделать заключение о наличии у ребенка СДВГ можно, если в течение полугода и в детском учреждении, и дома наблюдаются не менее семи симптомов из перечисленных .

ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

v В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

v Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

v Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребенка.)

v Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

v Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

б) упражнения на нормализацию мышечного тонуса:

- « Снеговик »:

ребенку предлагают представить себя только Что слепленным снеговиком - тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал таять: сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он - лужица воды;

- «Дерево»:

ребенок, изображая семечко, сидит на корточках, голова на коленях, руки обнимают колени.

- «Семечко»

прорастает и превращается в дерево - ребенок приподнимает голову, затем медленно встает, выпрямляется, поднимает руки. Вдруг налетел ветер и сломал дерево - ребенок сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть тулови­ща, голова и руки его безжизненно повисают;

- «Пальчики»:

в положении сидя или стоя ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Затем опускает руки, расслабляет и встряхивает кисти рук;

- «Лодочка»:

ребенок ложится на спину, вытягивает руки. По команде он одновременно поднимает голову, прямые ноги и руки. Поза держится максимально долго. Затем ребенок выполняет упражнение, лежа на животе.

в) упражнения на пространственную ориентацию:

Ребенок берет в руки мяч и по команде психолога поднимает его вверх, опускает вниз, кладет перед собой, справа и слева от себя, кладет его под, на, за стол и т. п.;

Ребенок прыгает на двух ногах вперед, назад, влево, вправо;

- «Найди клад»:

в комнате спрятана игрушка. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды: «Два шага вперед, один направо и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

Куренкова сопровождение детей младшего

школьного возраста: Учеб-но-метод. пособие. Ч. 1. - М., 2001.

Брязгунов ИЛ., Касатикова ребенок. - М., 2001.

Пеллингер ЕЛ., Успенская заикания у дошкольников

в игре. - М., 1984.

Султанова коррекция нарушений психического

развития в детском возрасте. - М.,1999.

Заваденко понять ребенка: Дети с гиперактивостью и дефицитом внимания. -
М., 2000.

Катаева Л. И, Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе
Конспекты занятий. - М., 2004.

Катаева психолога с застенчивыми детьми. - М.,2004.

Кряжева эмоционального мира детей. -Ярославль, 1997.

Монина для взрослых: Психокоррекционная работа с
гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000.

Романов АА. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных
расстройств у детей. - М., 2000.

Самоукина в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные
программы. - М., 1993.

Снегирева Л А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. -
Минск, 1995.

300 подвижных игр для оздоровления детей. -ML, 1994.

Хухлаева радости. - М., 1998.

Чистякова. -- М., 1995.

Шевченко поведения детей с гиперактивным и психопатическим
синдромом. - М., 1997.

Упражнение «Ладошки» (разминочное). Исходное положение: встать прямо, показать ладошки "зрителю", при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить - поза экстрасенса.

Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.

Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.

Опять «шмыгнули» носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулачки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем.

Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох, уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.

В нашей дыхательной гимнастике очень важно научиться не думать о выдохе! Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпустить "отработанный" воздух.

Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха), сделайте паузу - отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.

Норма - 96 вдохов-выдохов. Это так называемая стрельниковская «сотня».

На второй или третий день тренировки вы можете делать подряд уже не по 4 вдоха без остановки, а по 8 или даже по 16 раз, а еще через несколько дней - уже по 32 вдоха-выдоха без паузы.

Группируются дыхательные движения в стрельниковской гимнастике не по 5 или 10, как обычно, а строго по 8. Так и говорим: 8 дыхательных движений - одна "восьмерка", 16 дыхательных движений - две "восьмерки", 24 дыхательных движения - три "восьмерки", 32 дыхательных движения - четыре "восьмерки". Считать нужно, конечно же, только мысленно, а не вслух. Если вы часто сбиваетесь со счета и вам нужно, к примеру, сделать подряд 32 вдоха-движения (только при хорошей тренировке!), советую прибегнуть к такому простому приему. Просчитав мысленно до восьми, т.е. сделав 8 вдохов-движений, "возьмите на заметку" один угол комнаты. Сделав еще 8 шумных вдохов-движений посмотрите на следующий угол комнаты. Выполняя оставшиеся 2 "восьмерки" поочередно переводите взгляд на 2 других угла. Таким образом, делая 4 раза по 8 дыхательных движений, т.е. 32 вдоха-выдоха, берите на заметку для каждой "восьмерки" какой-нибудь из четырех углов комнаты, в которой вы делаете стрельниковскую гимнастику.

Сделав 32 вдоха-движения, остановитесь и отдохните в течение 3-5 секунд (отдыхайте, если хотите, до 10 секунд). Можно положить перед собой спичку. Спички будут играть роль тех "узелков на память", с помощью которых удобно отсчитывать "тридцатки" (т.е. циклы из 32 вдохов-движений). Сделав без остановки еще 32 вдоха-движения (считая мысленно с каждой "восьмеркой" углы комнаты), снова остановитесь, отдохните в течение 3-5 секунд и положите перед собой следующую спичку. По завершении третьей "тридцатки" перед вами будут лежать уже 3 спички. Вот и все - 96 дыхательных движений выполнены. Стрельниковская "сотня" отработана!

Если вы переходите к новому упражнению - продолжайте выкладывать по спичке на каждую «тридцатку». В идеале каждое упражнение стрельниковской гимнастики должно выполняться в 3 подхода по 32 вдоха-выдоха с паузами между подходами. Гимнастику "ладошки" можно выполнять сидя

По 4 вдоха-движения - 24 раза

Или по 8 вдохов-движений - 12 раз

Или по 16 вдохов-движений - 6 раз

Или по 32 вдоха-движения - 3 раза

Упражнение «Погончики» Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.

Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу), пальцы рук широко растопыриваются.

На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки - выдох ушел. Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в исходное положение - выдох уходит самостоятельно через нос или через рот. Если при выдохе вы выпускаете (именно выпускаете, а не выталкиваете!) воздух через рот, то рот широко не открывайте. При выдохе губы слегка разжимаются (в момент вдоха они слегка сжаты) - воздух уходит абсолютно пассивно. Подряд нужно сделать 8 вдохов-движений без остановки. Затем отдых (пауза) - 3-5 секунд и снова 8 вдохов-движений. Это упражнение можно делать сидя и даже лежа. Если у вас травмирована рука, используйте одну здоровую руку. Постепенно, очень осторожно, с каждым днем тренировки начинайте включать в работу и больную руку. Со временем она "разработается".

12 раз по 8 вдохов-движений

Или 6 раз по 16 вдохов-движений

Или 3 раза по 32 вдоха-движения

Упражнение «Насос» («накачивание шины») Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона ("понюхайте пол"). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью - в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через нос или через рот. Сделайте подряд 8 поклонов-вдохов, после чего остановитесь, отдохните 3-5 секунд - и снова 8 поклонов-вдохов. Норма - 12 раз по 8 вдохов. В общей сложности - 96 вдохов-выдохов - стрельниковская "сотня". Вы можете выполнять и по 16 вдохов-движений, затем пауза 3-5 секунд и снова 16 вдохов-поклонов. В этом случае необходимые 96 вдохов-движений разбиваются на 6 подходов с паузами между ними. В итоге получатся все те же 96 дыхательных движений. Через 2-3 дня ежедневной тренировки (а для некоторых людей и через более длительный период времени) можно уже делать не по 16 вдохов-движений, а по 32. Затем отдых - 3-5 секунд и снова 32 вдоха-движения без остановки. И так 3 раза. В общей сложности - 96 движений ("сотня"). Кому тяжело, пусть делает без остановки только по 8 вдохов-движений. Потренируйтесь так в течение 1-2 недель, а когда вам станет легче, можно попытаться увеличить количество выполняемых за 1 подход вдохов-выдохов до 16, а в перспективе - до 32 движений.

Это упражнение напоминает накачивание шины, нужно постараться делать его легко, без лишних усилий и напряжения в пояснице. В тяжелом состоянии это упражнение можно выполнять сидя. Существуют и ограничения. При травмах головы и позвоночника, при смещениях межпозвонковых дисков и позвоночных грыжах, при многолетнем остеохондрозе и радикулите, при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении, при камнях в печени, почках и мочевом пузыре, близорукости более 5 диоптрий ни в коем случае низко не наклоняйтесь! Кисти рук в момент поклона должны опускаться только до колен, не ниже. И еще раз повторяю: не напрягайтесь! "Шину накачивайте" легко и просто в ритме строевого армейского шага. Возможно, после первых тренировок у вас появится боль в пояснице - не пугайтесь! Продолжайте тренироваться, но очень осторожно, учитывая указанные выше ограничения. И конечно же, подряд без остановки делайте только по 8 вдохов-движений. Постепенно боль отступит, и ваша поясница перестанет вас беспокоить.

Правила применения дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой
Правило первое:
чем естественнее вдох, тем он эффективнее. Вдох - перво­причина, а выдох - результат этой первопричины. Какой же смысл трениро­вать следствие, как рекомендуют европейская и йоговская дыхательные гим­настики? Достаточно тренировать вдох, а выдох при этом восстанавливается сам собой, и первый должен быть всегда сильнее второго. "Чем сильнее волна ударилась о берег, - говорила А. Стрельникова, - тем дальше она отка­тится, чем крепче мяч ударить о стену, тем дальше он отлетит. Чем активнее будет вдох, тем легче и естественнее происходит выдох, и постепенно со временем он нормализуется". Самая грубая ошибка - желание захватить как можно больше воздуха затягиванием вдоха. Нужен не объемный, а энергич­ный, эмоциональный вдох, обусловленный инстинктом (а не разумом), выру­чающий человека в экстремальной ситуации. Делая вдох, нет смысла разду­ваться изо всех сил, это вредно.

Правило второе : не думать о выдохах, после вдоха они должны происходить самопроизвольно и желательно ртом, а не носом. Не стимулируйте выдохи, но и не мешайт им. К тому же, если мы выдохнем весь воздух активными форсированными выдохами, наши дыхательные пути "склеятся" и засохнут, подобно водоросли, вытащенной из воды. При выдохе работают известные всем законы механики. Так, накачать шипу по принцип «пассивный вдох - активный выдох» невозможно. Нельзя также наполнить воздухом и дыха­тельные пути.

Поэтому тренируйте короткие, частые активные вдохи, ритмично и легко, ес­тественно, как шины, накачивая легкие. И следует помнить: чем активнее, шумнее вдох, тем легче и незаметнее получается произвольный выдох.
Правило третье: дыхательная гимнастика способствует восстановлению есте­ственной подвижности нашего тела за счет гармоничного сочетания с вдохом ряда упражнений, "подсказанных инстинктом самосохранения". Оказывается, тело берет и восстанавливает свою энергию, сжимаясь. В соответствии с этим А. Н. Стрельникова разработала синхронные с вдохами различные уп­ражнения для тела. "Без них нет вдоха, как нет его без движений - легких, гармоничных, элегантных. Кислорода пока еще всем хватает, - говорила она, - поэтому не обязательно размахивать и загребать руками, толкаться лок­тями.

Лучше коллективно заняться вдохами-движениями, когда создается единое энергетическое поле. Вдохнул - и готов к сопротивлению и борьбе, включилась система нападения на болезнь. Сердитесь на нее, на свою сла­бость, немощность и никчемность, делая гимнастику, сопротивляйтесь! И недуги отступят, если вы осознаете, что здоровье - бесценный при­родный дар, требующий сохранения".

С чего начать?

Начальный комплекс гимнастики состоит из 3 упражнений - “ладошки”, “погончики”, “насос”. Они налаживают носовое дыхание и попутно активизи­руют иммунную систему.

Чтобы почувствовать эффект, нужен как минимум месяц ежедневных заня­тий “ладошками”, “погончиками” и “насосом”.

Как организовать занятия.

Заниматься стрельниковской гимнастикой могут все: дети начиная с 4 лет (когда смогут понимать, чего от них хотят), взрослые - без ограничений воз­раста. Специального помещения для занятий не требуется. Лучше бы зани­маться у открытого окна или на природе, но и это не обязательно. Противо­показания. Единственное серьезное противопоказание для занятий - внутрен­нее кровотечение.

Как это делается?

Считать нужно только “восьмерками”. Чтобы не сбиться со счета, можно по­сле каждой “восьмерки” откладывать спичку (весь комплекс = 12 спичкам). По мере освоения комплекса четыре “восьмерки” объединяются, и получается стрельниковская “тридцатка”. Полная норма - три “тридцатки” каждого уп­ражнения. Отдых - от 3 до 10 секунд после каждых 32 целебных вдохов-дви­жений. В начале занятий, если сделать 32 вдоха без остановки тяжеловато, можно брать тайм-аут на 3-5 секунд после каждых 8 или 16 вдохов. Выпол­нять нужно весь комплекс (а не несколько серий одного какого-то упражне­ния). При плохом самочувствии можно заниматься не дважды в день (это обязательная норма), а чаще: облечение наступит быстрее. На одно занятие должно уходить не больше получаса. Но если времени мало, можно вместо трех “тридцаток” ограничиться одной - это займет не больше 10 минут. В са­мом начале тренировок возможно легкое головокружение. Пугаться не нужно. В этом случае лучше присесть и выполнять упражнения сидя.

Пожалуйста, помните!

Выдох должен уходить через нос или через рот после каждого вдоха носом. Ни в коем случае нельзя задерживать или, наоборот, выталкивать воздух. Вдох - предельно активный, выдох - абсолютно пассивный. Думать нужно только о вдохе; если думать о выдохе - можно сразу же сбиться с ритма дыхания. Стрельникова говорила на своих уроках: “Сыграйте актерский этюд: гарью пахнет, тревога!” Ведь принюхива­ясь, откуда тянет дымом, никто не думает о вы­дохе - все панически шумно втягивают, вбирают воздух, “нюхают” его. Вдох-“шмыг” делается с сомкнутыми губами. Спе­циально сжимать губы в момент вдоха нельзя. Они смыкаются как бы сами собой, свободно и естественно. Помогать вдоху мышцами лица (гримасничать) - запрещенный прием.Нельзя в момент вдоха поднимать небную зана­веску, посылать воздух в глубь тела, выпячивая при этом живот. Плечи в акте дыхания не участвуют. И если в мо­мент вдоха они все-таки поднимаются, выпол­няйте упражнения перед зеркалом, стараясь хоть так удерживать плечи в спокойном состоянии.

Коррекционные занятия для детей с синдромом

дефицита внимания и гиперактивностью.

Занятие 1

  1. Растяжка «Половинка»

Цель: оптимизация тонуса мышц.

И.п. - сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правосторон­нее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.

2. Дыхательное упражнение.

Цель: развитие произвольнос­ти и самоконтроля, ритмирование организма.

И.п. - сидя на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания) Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно силь­нее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

3. Глазодвигательное упражнение .

И.п. - сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению.

При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и.т.д. В начале освоения этих упражнений ребенок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит скальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

  1. Упражнения для развития мелкой моторики рук«Колечко».

И.п. - сидя на полу поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим паль­цем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизин­цу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) по­рядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдель­но, затем вместе.

«Кулак-ребро-ладонь».Ребенку показывают три по­ложения руки на плоскости пола, последовательно сменя­ющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в ку­лак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ла­донь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторе­ний моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами


5. Функциональное упражнение «Послушать тишину».

Цель: формирование произвольной регуляция собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса.

И.п. - сидя на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице заокном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

6. Функциональное упражнение с правилами«Костер».

Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности. Дети садятся на ковер вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду инструктора. По команде (словесной инструкции) «жарко» дети должны отодвинуться от «костра», по команде «руки замерзли» - протянуть руки к «костру», по команде «ой, какой большой костер» - встать и махать руками, по команде «искры полетели» - хлопать в ладоши, по команде «костер принес дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг «костра». Затем игра выполняется с ведущим ребенком.

7. Функциональное упражнение «Море волнуется...».

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Детям предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Инструктор произносит считалку:

Море волнуется - раз! Море волнуется - два! Море волнуется - три! Морская фигура - замри! Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора «отомри!» упражнение продолжается.

8.Релаксация «Поза покоя».

Цель: освоение и закрепле­ние позы покоя и расслабления мышц рук. Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но пока не все умеют Расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая - Очень легкая, простая, Замедляется движенье, Исчезает напряженье... И становится понятно - Расслабление приятно!

Занятие 2

1. Растяжка «Лучики».

И.п. - сидя на полу. Поочередное напряжение и расслабление: шеи, спины, ягодиц;правого плеча, правой руки, правой кисти, правого
бока, правого бедра, правой ноги, правой стопы; левого плеча, левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы.

2. Дыхательное упражнение.

И . п. - сидя на полу. Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки («а», «о», «у» и др.) и их сочетания.

3.Глазодвигательное упражнение . То же. И. п. - сидя на полу.

4.Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. -сидя на полу.

«Колечко».

«Кулак-ребро-ладонь».

«Лезгинка».

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

5. Функциональное упражнение «Колпак мой треугольный» (старинная игра).

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности.

Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяет­ся, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове). Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово «колпак» (легкий хлопок ла­дошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение тре­угольника руками).

6. Когнитивное упражнение «Чаша доброты»(визуализация)

Цель: эмоциональное развитие.

И.п. сидя на полу. Инструктор: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните до краев своей добротой. Представьте рядом другую чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще... Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»

7. Когнитивное упражнение «Визуализация цвета».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

И.п. сидя на полу. Детям предлагается заполнить мозг каким-либо цветом (красным, синим, зеленым) по их выбору. Необходимо сконцентрировать внимание на сохранении цвета ясным и чистым. Можно сконцентрироваться на сходстве или различии цветов, тогда они станут более ясными. Для каждого цвета можно подобрать телесную позу, которая поможет визуализировать цвет.

8. Релаксация «Кулачки».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

И.п. сидя на полу. Инструктор: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох - пауза, выдох - пауза!Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза. Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем -

Отпускаем, разжимаем.

Легко поднять и уронить расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики, Отдыхают наши пальчики».

Занятие 3

1.Растяжка

Ребенку предлагается сесть удобно, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своем теле; выполнить 3-4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание. Затем он должен напрячь все тело, как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела (инструктор называет поочередно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельности - правая рука, левая рука, шея, грудь, спина, живот, поясница, правая нога, левая нога); по позе ребенка и «волне» его дыхания можно легко определить «зажатые» места. Необходимо научить ребенка прислушаться к своему телу и дополнительно поработать с напряженными участками тела, например сделать несколько медленных круговых движений головой или «размять» икры ног и т. д.

2.Дыхательное упражнение .

И.п. - сидя на полу. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария

головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.

3. Глазодвигательное упражнение.

И.п. - сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.

4.. И.п. сидя на полу.

«Колечко».

«Кулак-ребро-ладонь».

«Лезгинка».

«Ухо-нос».Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить, ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

5.Функциональное упражнение «Чайничек с крышечкой».

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Участники садятся в круг. Каждый изних пропевает песенку, сопровождая ее определенными мануальными жестами:

«Чайничек (вертикальные движения ребрами ла­доней)!

На чайничке - крышечка (левая рука склады­вается в кулак, правая - ладонью делает круго­вые движения над кулаком). На крышечке - шишечка (вертикальные дви­жения кулаками).

В шишечке -дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки). Из дырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки). Пар идет с дырочка Дырочка в шишечке, Шишечка на крышечке, Крышечка на чайничке». При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «Гу-гу-гу», жесты сохраняются: «Гу-гу гу! На чайничке - крышечка и т. д.».

  1. Функциональное упражнение «Черепаха».

Цель: развитие двигательного контроля. Инструктор встает у одной стены помещения, играющие - у другой. По сигналу инструктора дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты инструктор подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем инструктор обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения.

  1. Когнитивное упражнение «Движение».

Цель: формирование двигательной памяти. Инструктор предлагает детям несколько последовательных движений (танцевальных, гимнастических и т.д.). Дети должны повторить их как можно точнее и в той же последовательности.

8. Релаксация «Олени».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. Инструктор: «Представьте себе, что вы - олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки, уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох -пауза, выдох - пауза.

Посмотрите: мы - олени,

Рвется ветер нам на встречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени...

Руки не напряжены

И расслаблены. Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко, ровно, глубоко».

Занятие 4

1.Растяжка «Половинка». И.п. - сидя на полу. Ребенку предлагается поочередно напрягать левую и правую половины тела, затем верхнюю и нижнюю половины тела.

2.Дыхательное упражнение .И.п. - сидя на полу. Глубокий вдох, руки медленно поднять до уровня груди. Задержать дыхание, внимание сконцентрировать на середине ладоней. Медленно выдохнуть, руки опустить вдоль тела.

3. Глазодвигательное упражнение . То же. И.п. - сидя на полу.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. - сидя на полу.

«Змейки».Предложите ребенку представить, что его пальцы - это маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала «смотрят» от ребенка, потом - друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).

«Кулак-ребро-ладонь».

«Лезгинка».

5.Когнитивное упражнение «Ритм».

Цель: ритмирование правого полушария.

И.п. - сидя на полу. Инструктор задает ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2-2-3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление - дети видятруки инструктора, а в процессе освоения происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, т.е. с закрытыми глазами). Затем детям предлагается повторить ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары перед собой) ком­бинированно (например, 2 - правой рукой, 2 - левой ру­кой, 3 - одновременно двумя руками). После освоения пер­вой части упражнения детям предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами.

6.Коммуникативное упражнение «Маска».

Цель: эмоциональное развитие. Дети садятся в круг. Первый участник упражнения фиксирует на своем лице какое-нибудь выражение (маску), демонстрирует его всем детям и «передает» соседу справа (слева). Сосед должен в точности повторить это выражение, поменять на новое и «передать» следующему участнику упражнения. Так же делают все остальные. Выражение лица может быть страшным, смешным, комическим, угрожающим и т.д.

7.

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы. И.п. - стоя.Прыжки на месте с одновременными движениями рука­ми и ногами.Ноги вместе - руки врозь. Ноги врозь - руки вместе. Ноги вместе - руки вместе. Ноги врозь - руки врозь.

9. Релаксация «Загораем». Цель: расслабление мышц ног. Инструктор: «Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на полу). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мыш­цы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опу­стите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох - пауза, выдох - пауза.

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим... Держим... Напрягаем...

Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).

Ноги не напряжены, расслаблены».

Занятие 5

1. Растяжка «Половинка». И.п. - сидя на полу.

2. Дыхательное упражнение . И.п. - сидя на полу. Ребенок кладет одну руку на грудь или живот и акцентирует внимание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе -опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой он показывает, как дышит (на вдохе рука поднимается до уровня груди, а на выдохе - опускается). Далее ребенок должен плавно и медленно поднимать и опускать руку или обе руки одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счет (на 8, на 12).

3. Глазодвигательное упражнение . То же. И.п. - сидя на полу. Усложнение - упражнение выполняется с плотно сжатыми челюстями.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук . И.п. -сидя на полу.

«Змейки».

«Кулак-ребро-ладонь».

«Лезгинка».

«Ухо-нос».

5. Функциональное упражнение «Крик в пустыне». Цель: элиминация агрессии и импульсивности. Участники садятся в круг, скрестив ноги «по-турецки», и по сигналу инструктоpa начинают громко кричать. При этом необходимо накло­няться вперед, доставая руками и лбом пола.

6. Функциональное упражнение «Дракон». Цель: развитие двигательного контроля и навыков взаимодействия со сверстниками. Участники стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего ребенка. Первый ребенок - это «голова дракона», последний - «кончик хвоста». Дракон будет ловить свой хвост. Остальные дети должны цепко держаться друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост за определенное время, то на место головы дракона встает другой ребенок.

7. Функциональное упражнение «Руки - нога». Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания про­
граммы. И. п. - стоя.Прыжки на месте с одновременными движениями рука­ми и ногами.Ноги вправо - руки влево. Ноги влево - руки вправо. Ноги вправо - руки вправо. Ноги влево - руки влево.Цикл прыжков повторить несколько раз.

8. Релаксация «Штанга» Цель: расслабление мышц рук, ног,корпуса. И.п.- стоя. Инструктор: «Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они
напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туло­вища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох - пауза, выдох - пауза.

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом

(наклониться вперед).

Штангу с пола поднимаем

(выпрямиться, руки вверх).

Крепко держим...

И бросаем!

Наши мышцы не устали. И еще послушней стали.

Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись. Нам становится понятно: Расслабление приятно.

Занятие 6

1. Растяжка «Медуза». Сидя на полу, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

2. Дыхательное упражнение. И.п. - сидя на полу. Глубоко вдохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком а-а-а (чередовать со звуками ы-ы-ы, у-у-у, о-о-о).

3. Глазодвигательное упражнение. То же. И.п. - сидя на полу.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук . И.п. - сидя на полу.

«Колечко».

«Кулак-ребро-ладонь».

«Лягушка».Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно (реципрокно) менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкине-зий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последователь­но в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять уп­ражнение в парах

5. Когнитивное упражнение «Визуализация трехмерного объекта». И.п. - сидя на полу, глаза закрыть. Детям предлагается представить любой трехмерный объект (мяч, стул, глобус) перед собой и изучать каждую часть объекта, представить ее целиком. Затем необходимо мысленно изменить размер, форму, цвет.

6. Коммуникативное упражнение «Головомяч». Цель: развитие навыков сотрудничества и двигательного контроля. Участники разбиваются на пары или тройки, ложатся на пол голова к голове. Между головами находится мяч, который необходимо поднять при помощи голов и подняться самим. Некоторое время можно передвигаться по комнате, удерживая мяч головами.

7. Функциональное упражнение «Руки-ноги». Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы. И.п. - стоя.

Прыжки на месте с одновременными движениями рука­ми и ногами.

Левая рука вперед, правая рука назад + правая нога вперед, левая нога назад.

Левая рука назад, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога вперед.

Левая рука вперед, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога назад.

Левая рука назад, правая рука назад + правая нога впе­ред, левая нога вперед.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

8. Релаксация «Кораблик». Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса. Инструктор: «Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напря­жена, левая расслаблена, немного согнута в колене, нос­ком касается пола). Выпрямьтесь! Расслабьте ногу. Качну­ло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпря­митесь. Вдох - пауза, выдох - пауза.

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обрат

Программа состоит из 6 занятий. При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на три недели. Время проведения – 50-60 минут. Оптимальное число участников – 4-6 человек, возраст 7-10 лет.

Цели: способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами; оптимизация социальной ситуации развития; изменение негативного отвергающего отношения к своей социальной роли; научить использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих ситуаций; помочь ребенку принять себя таким, какой он есть; сформировать позитивную установку на отношение к окружающим.

Задачи: Создание условий, обеспечивающих детям свободное выражение эмоциональных состояний; обучение способам группового взаимодействия; Развитие способности планирования и прогнозирования.

Занятие 1.

1. Знакомство. « Больше всего я люблю.. Меньше всего я люблю…»

2. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

3. «Путанка» – Один ребенок отворачивается, а все, взявшись за руки в кругу, «запутываются» (осознание себя, своего тела как части общности).

4. Этюд на выражение интереса «Что там происходит?» Каждый показывает с помощью выражения мимики, жестов, движений и эмоций данное задание.

5. Пиктограммы эмоций. Определение настроения.

7. «Кто быстрей добежит до флажка?» - Подвижная игра

9. «Зеркало». Игра в парах - повторение всех движений и жестов.

10. «Брыкание». Упражнение лёжа на полу – Снятие мышечного напряжения.

11. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

12. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 2.

2. «Выбрось пальцы» – упражнение на сплочение группы.

4. «Волшебный мешок» - предложить сложить в мешочек все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть…, а в другом волшебном мешочке взять себе те эмоции, которые хочет. – осознание своего эмоционального состояния.

6. Море волнуется – раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

Морская фигура – замри!

8. Игра-фантазия – дети придумывают своего главного героя и в общей игре представляют свою модель поведения.

9. «Паровозик» –игра без слов. Ведущий, как паровозик ведет за собой вагоны, которые повторяют его движения. Все дети по очереди выступают в роли ведущего.

10. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

Занятие 3

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

2. Приветствие. «Привет, друг!» – демонстрация своего доброго отношения ко всем участникам группы.

4. «На кого я похож?» – ассоциирование детьми друг друга с животным, птицей, деревом, цветком… и пояснить почему.

6. «Послушать тишину» - функциональное упражнение для формирования произвольной регуляции собственной деятельности.

7. «Лепим сказку "Три медведя"» - развитие навыков совместной деятельности.

Занятие 4

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

2. «Слепой танец» – разбиться на пары и, взявшись за руки, потанцевать под легкую музыку 1-2 минуты. Один из пары ведущий, другой – с повязкой на глазах. Затем меняются ролями.

3. « Я и другие» - рассказать о своём друге, маме, папе, бабушке, дедушке, подчеркивая положительные черты другого. Попросит рассказать и о себе, выделяя негативные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.

4. «Жмурки» – дети бегают, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь… «Жмурка на ощупь отгадывает кого поймала. Роли меняются.

6. «Винт» - Пятки и носки вместе Поворачивать корпус вправо и влево. Одоновременно руки будут свободно следовать за корпусом. Под музыку «Начали!»

8. «Рисуем себя» – предложить нарисовать себя сейчас и в прошлом. Обсудить детали рисунка, в чем различие. Спросить, что ему нравится, а что – нет.

9. Подвижная игра по желанию детей.

10 «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 5

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

2. «Составь рассказ» – дети выбирают себе тему, предложенную взрослым: «Я люблю, когда…», «Меня беспокоит…», «Когда я злой…», «Когда мне плохо…», «Что я не могу…». Вместе с детьми продумать пути выхода из этих ситуаций.

3. «Зоопарк» – Дети превращаются в животных, в тех, в кого захотят сами. Каждый изображает свое животное, а другие угадывают. После того, как всех узнали, клетки открываются, и звери выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат, рычат.

4. «Цветик – семицветик» – каждый, сорвав лепесток, может задумать одно желание и рассказать только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Поощрять желания, которые связаны с желанием позаботиться о близких, друзьях, старых людях, о тех, кто слабее.

5. «Два клоуна» – Этюд на выражение удовольствия и радости.

Два веселых клоуна жонглируют воображаемыми кольцами, не замечая друг друга. Вдруг сталкиваются спинами и падают, громко хохоча. Успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, теперь они бросают кольца друг другу.

6. «Черепаха» – упражнение на развитие двигательного контроля. По сигналу, дети с противоположной стороны начинают медленное движение к ведущему. Нельзя останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты по сигналу все останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.

7. «Наша группа » – рисунок всех детей в игровой группе по желанию: в виде людей, в виде животных, птиц, цветов… Обзор рисунков с комментариями самих детей. (Диагностический показатель взаимоотношений детей внутри группы).

9. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

10. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 6

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

2. «Закончи предложение» –Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я смогу…

Я добьюсь…

Каждого попросить объяснить тот или иной ответ. (Способствует повышению уверенности в себе, в своих силах).

4. Совместный рисунок « Как мы боремся с трудностями?» - развитие совместной деятельности. Обсуждение картины всеми детьми.

6.«Сорви шапку» – одна рука привязана к туловищу, другая свободна. На головах шапки. Цель: снять шапку со своего противника и не позволить снять свою.

Под музыку повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит его – выбывает из игры.

9. «Я добился успеха» – представить это и прочувствовать большую уверенность в себе и силу. Обсудить с каждым ребенком то, что он себе представил и в чем добился успеха.

10. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем. Говорим самое хорошее о всех членах группы и о себе.

11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку и пожелания».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение № 2

Коррекционно-развивающая программа

психологических занятий для гиперактивных детей

Программа состоит из 6 занятий. При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на три недели. Время проведения – 50-60 минут. Оптимальное число участников – 4-6 человек, возраст 7-10 лет.

Цели: способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами; оптимизация социальной ситуации развития; изменение негативного отвергающего отношения к своей социальной роли; научить использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих ситуаций; помочь ребенку принять себя таким, какой он есть; сформировать позитивную установку на отношение к окружающим.

Задачи: Создание условий, обеспечивающих детям свободное выражение эмоциональных состояний; обучение способам группового взаимодействия; Развитие способности планирования и прогнозирования.

Занятие 1.

  1. Знакомство. « Больше всего я люблю.. Меньше всего я люблю…»
  2. «Путанка» – Один ребенок отворачивается, а все, взявшись за руки в кругу, «запутываются» (осознание себя, своего тела как части общности).
  3. Этюд на выражение интереса «Что там происходит?» Каждый показывает с помощью выражения мимики, жестов, движений и эмоций данное задание.
  4. Пиктограммы эмоций. Определение настроения.
  1. «Кто быстрей добежит до флажка?» - Подвижная игра
  1. «Зеркало». Игра в парах - повторение всех движений и жестов.
  2. «Брыкание». Упражнение лёжа на полу – Снятие мышечного напряжения.

Занятие 2.

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-Чанга»

2. «Выбрось пальцы» – упражнение на сплочение группы.

  1. «Волшебный мешок» - предложить сложить в мешочек все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть…, а в другом волшебном мешочке взять себе те эмоции, которые хочет. – осознание своего эмоционального состояния.
  1. Море волнуется – раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

Морская фигура – замри!

8. Игра-фантазия – дети придумывают своего главного героя и в общей игре представляют свою модель поведения.

9. «Паровозик» –игра без слов. Ведущий, как паровозик ведет за собой вагоны, которые повторяют его движения. Все дети по очереди выступают в роли ведущего.

  1. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
  2. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 3

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

  1. Приветствие. «Привет, друг!» – демонстрация своего доброго отношения ко всем участникам группы.
  1. «На кого я похож?» – ассоциирование детьми друг друга с животным, птицей, деревом, цветком… и пояснить почему.
  1. «Послушать тишину» - функциональное упражнение для формирования произвольной регуляции собственной деятельности.
  1. «Лепим сказку "Три медведя"» - развитие навыков совместной деятельности.

  1. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
  2. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 4

  1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
  1. «Слепой танец» – разбиться на пары и, взявшись за руки, потанцевать под легкую музыку 1-2 минуты. Один из пары ведущий, другой – с повязкой на глазах. Затем меняются ролями.
  1. « Я и другие» - рассказать о своём друге, маме, папе, бабушке, дедушке, подчеркивая положительные черты другого. Попросит рассказать и о себе, выделяя негативные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.
  1. «Жмурки» – дети бегают, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь… «Жмурка на ощупь отгадывает кого поймала. Роли меняются.

6. «Винт» - Пятки и носки вместе Поворачивать корпус вправо и влево. Одоновременно руки будут свободно следовать за корпусом. Под музыку «Начали!»

  1. «Рисуем себя» – предложить нарисовать себя сейчас и в прошлом. Обсудить детали рисунка, в чем различие. Спросить, что ему нравится, а что – нет.
  1. Подвижная игра по желанию детей.
  1. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 5

  1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
  2. «Составь рассказ» – дети выбирают себе тему, предложенную взрослым: «Я люблю, когда…», «Меня беспокоит…», «Когда я злой…», «Когда мне плохо…», «Что я не могу…». Вместе с детьми продумать пути выхода из этих ситуаций.
  1. «Зоопарк» – Дети превращаются в животных, в тех, в кого захотят сами. Каждый изображает свое животное, а другие угадывают. После того, как всех узнали, клетки открываются, и звери выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат, рычат.
  1. «Цветик – семицветик» – каждый, сорвав лепесток, может задумать одно желание и рассказать только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Поощрять желания, которые связаны с желанием позаботиться о близких, друзьях, старых людях, о тех, кто слабее.
  1. «Два клоуна» – Этюд на выражение удовольствия и радости.

Два веселых клоуна жонглируют воображаемыми кольцами, не замечая друг друга. Вдруг сталкиваются спинами и падают, громко хохоча. Успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, теперь они бросают кольца друг другу.

  1. «Черепаха» – упражнение на развитие двигательного контроля. По сигналу, дети с противоположной стороны начинают медленное движение к ведущему. Нельзя останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты по сигналу все останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.
  1. «Наша группа » – рисунок всех детей в игровой группе по желанию: в виде людей, в виде животных, птиц, цветов… Обзор рисунков с комментариями самих детей. (Диагностический показатель взаимоотношений детей внутри группы).
  1. «Жмурки с голосом» – дети бегают, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь… «Жмурка на ощупь отгадывает кого поймала по голосу. Роли меняются.

9. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

10. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 6

  1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
  2. «Закончи предложение» –Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу…

Я умею…

Я смогу…

Я добьюсь…

Каждого попросить объяснить тот или иной ответ. (Способствует повышению уверенности в себе, в своих силах).

4. Совместный рисунок « Как мы боремся с трудностями?» - развитие совместной деятельности. Обсуждение картины всеми детьми.

6.«Сорви шапку» – одна рука привязана к туловищу, другая свободна. На головах шапки. Цель: снять шапку со своего противника и не позволить снять свою.

Под музыку повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит его – выбывает из игры.

9. «Я добился успеха» – представить это и прочувствовать большую уверенность в себе и силу. Обсудить с каждым ребенком то, что он себе представил и в чем добился успеха.

10. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем. Говорим самое хорошее о всех членах группы и о себе.

11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку и пожелания».