Характеристика героев «Собачьего сердца. Характеристика и образ профессора преображенского в повести булгакова собачье сердце сочинение Известные цитаты Профессора Преображенского

Филипп Филиппович Преображенский является одним из основных и главных героев произведения «Собачье сердце». Его можно описать как одаренного гения и способного ученого. Профессор является сыном епископа, аристократом, одиноким и трудолюбивым человеком, раньше работал на кафедре в университете. Он считает, для того, чтобы не было разрухи в мире. людям необходимо заниматься своими делами по профессии. Преображенский не может принять новый уклад жизни, поэтому он лечит людей из новой власти, получая независимость и деньги.

Филипп Филиппович предпочитает носить черные костюмы из английского кастора, цепи из золота, шубу из меха черно-бурой лисы. У него имеется служащие, с которыми у него добродушные и гуманные отношения. Он человек не молодых лет. Преображенский живет в семи комнатах в широких уютных апартаментах. Он очень умен, остроумен, эрудирован, в его речи присутствуют множество изречений.

Ему ненавистны грубость, излишняя самоуверенность, наглость простых людей. Считает, что они должны чистить сараи, а не управлять страной.

Преображенский занимается редкими дорогими омолаживающими операциями для стареющих мужчин и женщин, которые не хотят смириться с законами природы. Решив провести эксперимент на бездомной собаке, по кличке Шарик, поменяв его сердце на сердце человека, он получает алкоголика и тунеядца Шарикова. Через время после операции, он понимает, что изменил законы природы, что делает ни в коем случае нельзя. Шариков, дорвавшись до власти, чуть не выкидывает своего создателя на улицу. Однако благодаря связям профессор спасается от власти Шарикова.

Преображенский, увлекшись своим экспериментом, не заметил, что создал представителя той власти, которую не мог терпеть. В итоге шариковы выдвинулись в высшие слои власти и стали решать судьбу людей, заниматься внешней политикой страны. Поняв свою ужасную ошибку, Преображенский вместе с Борменталем решают усыпить Шарикова путем обратной операции, вернув Шарику свой первоначальный облик.

Сочинение про Профессора Преображенского

Филипп Филиппович Преображенский – один из главных героев повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Это шестидесятилетний учёный, выдающийся хирург с мировым именем, умный, интеллигентный, спокойный, ироничный человек, волею судьбы вынужденный жить в постреволюционной Москве в начале двадцатых годов прошлого века.

В то время жизнь в стране определялась одним ёмким словом «разруха». На неё было принято списывать все трудности и неурядицы. В отличие от остальных, профессор Преображенский не считает разруху внешним фактором. Он утверждает, что разруха находится в головах людей. Что разруха наступает там, где люди перестают заниматься своими прямыми обязанностями. Там, где гадят в собственном жилище и воруют у себя же. Филипп Филиппович, мягко говоря, не одобряет революцию, принесшую разруху в головы людей. Он откровенно признаёт, что не любит пролетариата. И советует своему коллеге доктору Борменталю не читать советских газет, чтобы чувствовать себя хорошо.

Профессор Преображенский живёт в квартире из семи комнат и хотел бы иметь восьмую, поскольку считает, что человеку нужны нормальные условия для жизни и для работы. Он держит служанку и не понимает, почему с приходом к власти пролетариата из квартир исчезло отопление, а из подъезда – цветы и ковры. И обязательно ли пачкать грязными ногами мраморную лестницу.

Но главной проблемой Филиппа Филипповича стало порождение его собственного научного эксперимента – пёс Шарик, превратившийся в человека в результате операции профессора. Решая проблемы омоложения организма и продления человеческой жизни, он пересаживает бродячему псу гипофиз человека. То, что он получил в результате этого эксперимента, сделало жизнь профессора воистину невыносимой. «Новый человек» оказался на поверку хамом, алкоголиком, демагогом и негодяем. Сможет ли умный, воспитанный, интеллигентный человек ужиться под одной крышей с этим чудовищем? Конечно, нет. В книге всё заканчивается хорошо – профессор удаляет Шарикову человеческий гипофиз, и тот снова превращается в симпатичного пса. В жизни всё случается иначе.

Образ профессора Преображенского – символ русской интеллигенции, которая первой жаждет обновлений, кричит везде и всюду «Так жить нельзя!», а когда революционные перемены наступают, первая попадает под этот «каток» и страдает от вызванных ею же демонов. Осознавал ли это Булгаков умом или чувствовал интуитивно – но в образе профессора Преображенского он сумел создать самый точный символ русского интеллигента и воплотить в нём весь трагизм умного человека, вынужденного жить в обществе, которым правят «швондеры»

Образец 3

Вот этим образом я восхищаюсь. Конечно, я постараюсь быть объективным, но профессор, по-моему, просто не может не вызывать хотя бы уважения.

Это образ мудреца и творца. Понятно, что он считает Шарикова своей ошибкой, но с блеском её исправляет. Преображенский, ясно, человек в возрасте, с опытом. Он настолько интеллигентен, мудр! Он будто противопоставляется всему, что происходит в стране. Да так и есть! У него хватает мужества прямо отвечать большевикам (обычно необразованным и грубым), что ему нужно больше комнат, что сдавать на «голодающих детей» он не собирается. У него свои взгляды, он точно не поддаётся влиянию масс. Толпу, я думаю, он презирает. Об этом говорит его поведение, рассуждения. Преображенский сохраняет старый порядок, но не от старческого страха перемен, а именно из-за мудрости, из того, что он соблюдает свои интересы. И вообще, он человек дела! И работает – помогает людям, и ведёт научную работу, и умеет приятно отдохнуть (в опере), даже обедает он со вкусом – не на бегу.

Контрастирует он просто со всеми. Тот же Берлиоз ещё молод и слишком горяч. Хорошо, что ученик внимательно слушает своего учителя.

Нужно найти в образе недостатки… Профессор не очень эмоционален. В минуту ужаса и разочарования в своём творении он падает в обморок – уходит от реальности, считай. Но он же не девушка, чтобы эмоции показывать… Но тут дело в том, что раз он их скрывает немного, то это может привести к проблемам с сердцем. Ещё у него нет никакой личной жизни! Нет семьи, детей-внуков. Но он выбрал науку, это ясно. Хотя, может быть, иногда он жалеет, что, кроме того самого Ивана Арнольдовича, близких нет. Возможно, вспоминает какую-то влюбленность молодости. Но Булгаков не особенно развивает эту тему.

Это вполне простительные недостатки… Одним из главных плюсов Филиппа Преображенского является, как я считаю, гуманизм. Филипп Филиппович смело говорит о недопустимости физических наказаний ни для людей, ни для животных. Со всеми он старается найти общий язык, даже с Полиграфом! Хотя в итоге к нему приходится применить более суровые методы, так как другого он не понимает. Думаю, многие разделяют моё мнение.

Сочинение 4

В произведении «Собачье сердце» все происходит в Москве. Здесь ярко и лаконично описана жизнь того времени когда только-только начал зарождаться пролетариат, власть находится у народа, но вот как правильно ее применить еще мало кому известна. Главным героем является настоящий профессионал своего дела, кандидат медицинских наук Преображенский Филипп. Недавно ему исполнилось шестьдесят лет. И хотя за это время его могли заменить другими врачами, но пока этого не произошло, он будет работать дальше. Да и не родились еще такие врачи, как наш главный герой.

Живет он вместе с прислугой в доме, где находится семь комнат. Больше всего на свете ему хочется выстроить или купить дом, где будет находиться восемь комнат, но пока он этого сделать не может, а все, потому что постоянно занят на работе. И это вполне нормальное желание. Ведь здесь он не только живет, но и работает. Днем Филипп старается принять как можно больше пациентов и помочь им. А вот ночью он читает медицинские учебники и изучает всегда что-то новое и ранее неизвестное. Он всегда больше времени уделяет своим пациентам и совсем не обращает на себя. Лучше он примет как можно больше пациентов, а потом уже покушает или отдохнет, ведь для него главное пациенты. Кроме этого он совсем не привык к хорошим условиям и вполне может остаться ночевать прямо в больнице. Порой ему приходится проводить очень сложные операции, за которые возьмется не каждый хирург.

Также ему хочется как можно больше узнать про долголетие и он старается придумать что-то новое для того чтобы люди перестали умирать и жили долго и счастливо. И все свое изучение он переносит на операцию, которую проводит на собаке по имени Шарик. Он решает ему пересадить гипофиз человека и потом проконтролировать, что будет дальше. Оказывается, данный гипофиз был получен от пьющего и бродячего человека. И вскоре опыт был провален. А все, потому что пациент стал пьющим, неконтролирующим человеком, и у врача появилось очень много проблем с ним. И тогда он решил опять превратить его в собаку.

Как и многие персонажи в русской литературе, Репетилов из «Горе от ума» имеет говорящую фамилию. С латинского она означает «повторять». И, конечно, отображается это в герое прекрасно.

  • Анализ произведения Гайдара Тимур и его команда

    Жанровая принадлежность – это повесть, написанная для детей. Данная работа была написана для фильма, писалась под определенный киносценарий.

  • Образы градоначальников в романе История одного города Салтыкова-Щедрина сочинение характеристики Глупов

    Роман «История одного города», созданный Михаилом Салтыковым-Щедриным в конце девятнадцатого века, является по-настоящему сатирическим произведением, в котором обличаются пороки власти, которая в то время была абсолютной

  • Образ и характеристика Тамары в поэме Демон Лермонтова

    Одним из основных персонажей произведения является Тамара, образ которой противопоставляется главному герою поэмы Демону.

  • Начиная свои рассуждения о профессоре Преображенском, герое произведения «Собачье сердце», хотелось бы немного остановиться на некоторых фактах биографии автора - Булгакова Михаила Афанасьевича (15.05.1891 г. Киев - 10.03.1940 г., Москва), русского писателя, театрального драматурга и режиссера. Все это для того, чтобы провести некоторые параллели, которые будут во многом объединять автора и его воображаемого героя.

    Немного о биографии автора

    Булгаков появился на свет в семье доцента Киевской духовной академии, но сам в скором времени стал учеником медицинского факультета Киевского университета. В Первую мировую он работал прифронтовым врачом. Весной 1918 года он вернулся в Киев, где практиковал как частный врач-венеролог. В гражданскую войну 1919 года Булгаков - военный врач Украинской военной армии, потом Вооруженных сил юга России, Красного креста, Добровольческой армии и т. д. Заболев тифом в 1920 году, он лечился во Владикавказе, и после в нем проснулся писательский талант. Своему двоюродному брату он напишет, что, наконец-то он понял: его дело - писать.

    Прототип профессора Преображенского

    С прототипом главного героя действительно можно сравнить Булгакова, слишком уж много у них общего. Однако принято считать, что Преображенский (профессор) как образ был списан с дяди Михаила Афанасьевича - знаменитого врача Москвы, гинеколога

    В 1926 году ОГПУ провело обыск у писателя, и в результате были изъяты рукописи «Собачьего сердца» и дневник.

    Эта повесть была опасна для писателя тем, что она стала сатирой на советскую власть 20-30-х годов. Новоиспеченный класс пролетариата здесь представляют герои типа Швондеров и Шариковых, которые абсолютно далеки от ценностей уничтоженной царской России.

    Им всем противопоставлен профессор Преображенский, цитаты которого заслуживают отдельного внимания. Этот хирург и ученый, представляющий собой светило российской науки, появляется впервые в тот момент, когда в повести пес, будущий Шариков, издыхает в городской подворотне - голодный и холодный, с обожженным боком. Профессор появляется в самые мучительные часы для собаки. Мысли пса "озвучивают" Преображенского как господина культурного, с интеллигентной бородкой и усами, как у французских рыцарей.

    Эксперимент

    Главное дело профессора Преображенского - лечить людей, искать новые пути достижения долголетия и действенные средства омоложения. Конечно же, как и всякий ученый, он не мог жить без экспериментов. Пса он подбирает, а заодно в голове врача рождается план: он решает провести операцию по пересадке гипофиза. Этот эксперимент на собаке он делает в надежде найти действенный метод для обретения «второй молодости». Однако последствия операции оказались неожиданными.

    На протяжении нескольких недель собака, которой дали кличку Шарик, становится человеком и получает документы на фамилию Шариков. Профессор Преображенский и его ассистент Борменталь пытаются привить ему достойные и благородные человеческие манеры. Однако их «воспитание» не приносит никаких видимых результатов.

    Превращение в человека

    Преображенский высказывает ассистенту Ивану Арнольдовичу Борменталю свое мнение: необходимо понимать весь ужас, состоящий в том, что у Шарикова уже не собачье сердце, а человеческое, причем "самое паршивое из всех существующих в природе".

    Булгаков создал пародию на социалистическую революцию, описал столкновении двух классов, в которых Филипп Филиппович Преображенский - профессор и интеллигент, а рабочий класс - Шариков и ему подобные.

    Профессор, как настоящий дворянин, привыкший к роскоши, живущий в 7-комнатной квартире и каждый день употребляющий в пищу разные деликатесы типа семги, угрей, индейки, ростбифов, и запивающий все это коньяком, водкой и вином, вдруг попал в неожиданную ситуацию. В его спокойную и соразмеренную аристократическую жизнь врываются необузданные и наглые Шариковы и Швондеры.

    Домком

    Швондер - это отдельный экземпляр пролетарского класса, он и его компания составляют домовой комитет в доме, где обитает Преображенский - профессор-экспериментатор. Они, впрочем, не на шутку взялись воевать с ним. Но тот тоже не так прост, монолог профессора Преображенского про разруху в головах говорит о том, что пролетариат и его интересы ему просто ненавистны, и пока у него есть возможность посвящать себя своему любимому делу (науке), ему будут безразличны мелкие мошенники и жулики вроде Швондера.

    Но вот со своим домочадцем Шариковым он вступает в серьезную борьбу. Если Швондер давит чисто внешне, то от Шарикова так просто не открестишься, ведь это именно он - продукт его научной деятельности и порождение неудачного эксперимента. Шариков вносит в его дом такую смуту и разруху, что за две недели профессор испытал больше стрессов, чем за все свои прожитые годы.

    Образ

    Однако образ профессора Преображенского весьма любопытен. Нет, он отнюдь не воплощенная добродетель. У него так же, как и у любого человека, есть свои недостатки, он - довольно эгоистичная, самовлюбленная, тщеславная, но живая и настоящая личность. Преображенский стал образом настоящего интеллигента, в одиночку сражающегося с разрухой, которую несет поколение Шариковых. Разве этот факт не достоин симпатии, уважения и сочувствия?

    Время революции

    Повесть «Собачье сердце» показывает действительность 20-х годов двадцатого столетия. Описаны грязные улицы, где повсюду развешаны вывески с обещаниями светлого будущего людям. Еще более гнетущее настроение вызывает плохая, холодная ненастная погода и бездомный образ собаки, которая, как и большинство советских людей новой строящейся страны, буквально выживает и находится в постоянном поиске тепла и еды.

    Вот в этом хаосе и появляется один из немногих выживших в период опасного и сложного времени интеллигентов Преображенский - профессор-аристократ. Персонаж Шариков, еще в своем собачьем теле, оценил его по своему: что он «ест обильно и не ворует, не будет пинать ногой, и сам никого не боится, потому что всегда сыт».

    Две стороны

    Образ Преображенского - как луч света, как островок стабильности, сытости и благополучия в жуткой действительности послевоенных лет. Он в действительности приятен. Но многим не нравится человек, у которого, в общем-то, все дела идут хорошо, но которому мало иметь семь комнат, - он хочет еще одну, восьмую, чтобы сделать в ней библиотеку.

    Однако домком начал усиленную борьбу против профессора и пожелал отобрать у него его квартиру. В конце все-таки пролетариям не удалось навредить профессору, и поэтому читателя этот факт не мог не обрадовать.

    Но это только одна сторона медали жизни Преображенского, а если глубже вникнуть в суть дела, то можно увидеть не слишком привлекательную картину. То благосостояние, которым обладает главный герой Булгакова, профессор Преображенский, ему, надо сказать, тоже не упало вдруг на голову и не перешло по наследству от богатых родственников. Свое богатство он сам нажил. А теперь он обслуживает людей, которые получили власть в свои руки, ведь сейчас наступило их время пользоваться всеми благами.

    Очень интересные вещи озвучивает один из клиентов Преображенского: «Сколько ни краду, все идет на женское тело, шампанское «Абрау-Дюрсо» и раковые шейки»». Но профессор, несмотря на всю свою высокую нравственность, интеллигентность и чувствительность, не пытается вразумить пациента своего, перевоспитать или высказать неудовольствие. Он понимает, что ему необходимы деньги, чтобы поддерживать свой привычный образ жизни без нужды: со всей необходимой прислугой в доме, со столом, наполненным всякими яствами типа колбасы не из «Моссельпрома» или икры, намазанной на хрустящий свежий хлеб.

    В произведении профессор Преображенский собачье сердце использует для своего эксперимента. Не из-за любви к животным он подбирает измученного пса, чтобы накормить или обогреть, а потому что у него в голове, как ему кажется, зародился гениальный, но чудовищный план насчет него. И дальше подробно описывается в книге эта операция, которая вызывает только неприятные эмоции. В результате операции по омоложению у профессора в руках оказывается «новородившийся» человек. Вот поэтому не зря Булгаков дает говорящую фамилию и статус своему герою - Преображенский, профессор, который вживляет попавшей к нему собаке мозжечок вора-рецидивиста Климки. Это дало свои плоды, таких побочных эффектов профессор не ожидал.

    Фразы профессора Преображенского содержат мысли о воспитании, которое, по его мнению, могло бы из Шарикова сделать более или менее приемлемого члена социального общества. Но шансов Шарикову не дали. У Преображенского детей не было, и азами педагогики он не владел. Возможно, поэтому и эксперимент его не пошел в нужном русле.

    И мало кто обращает внимание на слова Шарикова о том, что его, как бедное животное, ухватили, исполосовали и теперь гнушаются, а он, между прочим, своего разрешения на операцию не давал и может предъявить иск. И, что самое интересное, никто не замечает стоящей за его словами правды.

    Учитель и воспитатель

    Преображенский стал первым учителем словесности для Шарикова, хотя он и понимал, что научить говорить - это совсем не значит стать полноценным человеком. Он хотел сделать из зверя высокоразвитую личность. Ведь сам профессор в книге - эталон образованности и высокой культуры и сторонник старых, дореволюционных нравов. Он очень четко определил свою позицию, говоря о наступившей разрухе и неспособности пролетариата с ней справиться. Профессор считает, что людей нужно в первую очередь учить самой элементарной культуре, он уверен, что, используя грубую силу, в мире нечего невозможно добиться. Он осознает, что создал существо с мертвой душой, и находит единственный выход: сделать обратную операцию, так как его воспитательные методы на Шарикова не подействовали, ведь он в разговоре со служанкой Зиной отметил: "Никого драть нельзя... На человека и на животное можно действовать только внушением".

    А вот навыки демагогии, как оказалось, усваиваются намного легче и быстрее, чем навыки созидательной деятельности. И Швондер преуспевает в воспитании Шарикова. Он не учит его грамматике и математике, а начинает сразу с переписки Энгельса с Каутским, в результате чего Шариков со своей низкой ступенью развития, несмотря на всю сложность темы, от которой у него "голова опухла", пришел к выводу: «Взять все и поделить!» Вот эта идея социальной справедливости была понята лучше всего народной властью и новоиспеченным гражданином Шариковым.

    Профессор Преображенский: «Разруха в головах»

    Надо отметить, что «Собачье сердце» со всех сторон показывает всю абсурдность и безумие нового устройства общества, возникшего после 1917 года. Это хорошо понимал профессор Преображенский. Цитаты персонажа о разрухе в головах уникальны. Он говорит, что если врач вместо того, чтобы проводить операции, начнет петь хором, у него настанет разруха. Если он станет мочиться мимо унитаза, и это будет делать вся его прислуга, то и в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха - не в клозетах, а в головах.

    Известные цитаты Профессора Преображенского

    Вообще, книга «Собачье сердце» - это настоящий цитатник. Основные и яркие выражения профессора были описаны в тексте выше, но есть еще несколько, которые тоже заслуживают внимания читателя и для разных размышлений будут интересны.

    - «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится».

    - «Почему убрали ковер с парадной лестницы? Что, Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры?»

    - «Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно из массы всякой мрази создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».

    - "Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы?"

    Тематика произведения

    В свое время вызвала много толков сатирическая повесть М. Булгакова. В «Собачьем сердце» герои произведения яркие и запоминающиеся; сюжет - фантастика вперемешку с реальностью и подтекст, в котором открыто читается резкая критика Советской власти. Поэтому сочинение было очень популярным в 60-е годы среди диссидентов, а в 90-е, после официальной публикации его и вовсе признали пророческим.

    Тема трагедии русского народа хорошо просматривается в этом произведении, в «Собачьем сердце» главные герои вступают в непримиримый конфликт между собой и никогда не поймут друг-друга. И, хотя в этом противостоянии победили пролетарии, Булгаков в романе раскрывает нам всю сущность революционеров и их тип нового человека в лице Шарикова, подводя к мысли, что ничего хорошего они не создадут и не сделают.

    Главных персонажей «Собачьего сердца» всего три, а повествование в основном ведется из дневника Борменталя и через монолог пса.

    Характеристика главных героев

    Шариков

    Персонаж, появившийся в результате операции из дворняги Шарика. Пересадка гипофиза и половых желез пьяницы и дебошира Клима Чугункина превратила милую и дружелюбную собаку в Полиграфа Полиграфыча, дармоеда и хулигана.
    Шариков воплощает в себе все негативные черты нового общества: плюет на пол, бросает окурки, не умеет пользоваться уборной и постоянно матерится. Но даже не это самое страшное - Шариков быстро научился писать доносы и нашел призвание в убийстве своих извечных врагов, котов. И пока он расправляется только с котами, автор ясно дает понять, что точно также он поступит с людьми, которые станут на его пути.

    Это низменная сила народа и угрозу всему обществу Булгаков увидел в грубости и недалекости, с которой решает вопросы новая революционная власть.

    Профессор Преображенский

    Экспериментатор, использующий новаторские разработки в решении проблемы омоложения путем пересадки органов. Он известный мировой ученый, уважаемый всеми хирург, «говорящая» фамилия которого дает ему право экспериментировать с природой.

    Привык жить на широкую ногу - прислуга, дом из семи комнат, шикарные обеды. Его больные - бывшие дворяне и высшие революционные чины, покровительствующие ему.

    Преображенский солидный, успешный и уверенный в себе человек. Профессор - противник любого террора и Советской власти, называет их «пустобрехами и бездельниками». Считает ласку единственным способом общения с живым существами и отрицает новую власть именно за радикальные методы и насилие. Его мнение: если людей приучить к культуре - тогда исчезнет разруха.

    Операция по омоложению дала неожиданный результат - пес превратился в человека. Но человек вышел совершенно никудышный, не поддающийся воспитанию и впитывающий в себя самое плохое. Филипп Филиппович делает вывод, что природа - это не поле для экспериментов и он зря вмешался в ее законы.

    Доктор Борменталь

    Иван Арнольдович целиком и полностью предан своему учителю. В свое время Преображенский принял живое участие в судьбе полуголодного студента - зачислил на кафедру, а затем взял к себе ассистентом.

    Молодой доктор всячески пытался культурно развивать Шарикова, а затем и вовсе переехал к профессору, так как справляться с новым человеком становилось все сложнее.

    Апофеозом стал донос, который Шариков написал на профессора. В кульминационный момент, когда Шариков достал револьвер и готов был пустить его в ход, именно Броменталь проявил твердость и жесткость, в то время как Преображенский колебался, не решаясь убить свое творение.

    Положительная характеристика героев «Собачьего сердца» подчеркивает, насколько для автора важны честь и собственное достоинство. Булгаков во многих чертах обоих докторов описал себя и врачей-родственников и во многом поступил бы так же, как они.

    Швондер

    Новоизбранный председатель домкома, ненавидящий профессора, как классового врага. Это схематический герой, без глубоких рассуждений.

    Швондер полностью преклоняется перед новой революционной властью и ее законами, а в Шарикове видит не человека, а новую полезную единицу общества - он может покупать учебники и журналы, участвовать в собраниях.

    Ш. можно назвать идейным наставником Шарикова, он рассказывает ему о правах в квартире Преображенского и учит писать доносы. Председатель домкома из-за своей недалекости и необразованности всегда тушуется и пасует в разговорах с профессором, но от этого ненавидит его еще больше.

    Другие герои

    Список персонажей повести был бы не полон без двух помощниц по хозяйству - Зины и Дарьи Петровны. Они признают превосходство профессора, и, как и Борменталь, всецело преданы ему и согласны пойти на преступление ради любимого хозяина. Они доказали это в момент повторной операции по превращению Шарикова в собаку, когда были на стороне докторов и точно выполняли все их указания.

    Вы познакомились с характеристикой героев «Собачьего сердца» Булгакова, фантастической сатиры, предвосхитившей крах Советской власти сразу после ее появления - автор еще в 1925 году показал всю сущность тех революционеров и на что они способны.

    Тест по произведению

    Новый 1925 год для Булгакова начался удачно. Альманах «Недра», в котором были напечатаны его «Дьяволиада» и «Роковые яйца», заказал ему повесть. Уже через два месяца (7 марта) на собрании литераторов «Никитинские субботники» он читает первую часть нового произведения, несколько позже - вторую. О повести заговорят, МХАТ предложит сделать инсценировку, поставить спектакль на своей сцене. Всё складывается просто замечательно, если бы не донос. Высокий партийный чин Лев Каменев накладывает роковую резолюцию и запрещает публикацию.

    Булгаков, профессор Преображенский: долгий путь на родину

    «Собачье сердце» впервые напечатают в 1968 году за рубежом, почти одновременно в двух странах: ФРГ и Англии. Домой она вернётся только в 1987 г., опубликуется в журнале «Знамя», а до этого разойдётся по стране в машинописных текстах самиздата. Уже через год зрители увидят одноимённый двухсерийный телевизионный сериал (премьера состоится 19 ноября) режиссёра Владимира Бортко. В фильме снимались замечательные актёры: Евгений Евстигнеев, Борис Плотников, Нина Русланова, Роман Карцев.

    С тех пор для большинства людей, населяющих постсоветское пространство, профессор Преображенский («Собачье сердце»), книга, фильм и образ - слились в Евгении Евстигнееве. Иным Филиппа Филипповича представить невозможно, не хватит фантазии. Две личности: литературный герой и актёр - единое органичное явление, сплав литературы и кино.

    Первая экранизация: иная точка зрения из Италии

    Итальянское кино открыло Булгакова в 70-е годы прошлого века. Итальянцы сняли фильмы по произведениям Булгакова «Мастер и Маргарита», «Роковые яйца». Режиссер Альберто Латтуада, классик итальянского неореализма, с воодушевлением взялся за экранизацию повести. Снимали в Белграде. Главную роль сыграл шведский популярный артист Макс фон Сюдов. Булгаков (профессор Преображенский в прочтении мастера кино - интеллигент, причастный к приходу к власти безумцев шариковых, опьяненных идеями коммунизма и фашизма, возможно, не одобрил бы такую трактовку образа. Интеллигенция здесь не жертва системы - она её идеолог, создатель сверхидей, которые подхватило малообразованное большинство. Руки его замараны, режиссёр долго крупным планом показывает окровавленные медицинские перчатки учёного. Он алчный, помешан на роскоши, ест деликатесы при прислуге, тем самым подчёркивая социальную пропасть между ними. В фильме акцентируется внимание на эпизоде сожжения в печи переписки Энгельса с Каутским. Впоследствии также поступят с неугодными книгами фашисты. Словом, в итальянской интерпретации образ профессора Преображенского - крайне несимпатичный. Нам ближе и роднее другой.

    «Есть нужно уметь…»

    Преображенский (профессор) - человек 60-ти лет, он носит острую бородку и пушистые усы, которые делают его похожим на французских рыцарей. На лице блестят очки в дорогой оправе, во рту «золотой частокол». Дома он носит лазоревый халат и красные туфли. На улице - шубу на лисе, сверкающую искрой. Под верхней одеждой - чёрный костюм из английского сукна, на животе - золотая цепь. Голос у него разливается по квартире, как командная труба. Он властный, полный величественного достоинства, вальяжен, нетороплив, задумчив.

    Тут же вступает деталь, мелкая и подробная, которая превращает Филиппа Филипповича из тяжёлой, живой статуи академического учёного, в немолодого человека с устоявшимися милыми, чуть смешными привычками. Он без конца напевает, любит оперу, курит сигары, знает толк в хорошем алкоголе и с наслаждением ест только полезную пищу. Это умудрённый богатым жизненным опытом человек, любит степенную беседу и считает, что «разруха не в клозетах, а в головах». Его чёткие, ясные, полные иронии мысли, поражают объективностью и последовательностью. Профессор Преображенский, цитаты, которыми он практически говорит, давно стали крылатыми.

    Прототипы Филиппа Филипповича

    Филологи считают, что прототипов было несколько. Преображенский (профессор) - некий собирательный образ светил того времени. Возглавляет список - дядя писателя, врач-гинеколог Николай Покровский. Во-первых, описание квартир совпадают: такая же роскошная и большая, такая же тяжёлая, дорогая мебель. Во-вторых, внешнее сходство. Первая жена писателя вспоминала, что сразу узнала эту сердитость, раздувающиеся ноздри, вспыльчивость и распевание арий.

    Француз и врач Шарль Броун-Секар, достигнув 70 лет, решил омолодиться и придумал лекарство из семенников кроликов. В 1889 году он сделал доклад в Парижском научном обществе, объявив себя молодым и бодрым. Исследования доктора стали сенсацией, но ненадолго. Подъём жизненных сил был больше психологического характера, поскольку врач скоро сник и умер.

    Эксперимент продолжил тоже французский учёный, родом из России - Самуил Волков, прививавший ткани обезьяньих яичек, человеку. К нему выстроилась очередь желающих испытать радость второй молодости, но один из богатых пациентов умер, а Волкова прозвали шарлатаном. Исследователи творчества Булгакова склонны причислить к прототипам учёных Бехтерева, Павлова и других известных врачей и исследователей того времени.

    Вспомним не фильм, а текст. Преображенский, профессор, принимает пациентов, а за ними наблюдает бездомный пёс Шарик. Ему противен запах духов и кремовые кальсоны, украшенные кошачьими ненавистными мордами, странного вида мужчины. Потом хиикающая женщина, не желающая признаться, сколько ей лет, лепечет о молодом любовнике, карточном шулере. Собачий «свежий глаз» вырывает этих людей из привычного медицинского контекста. Для доктора они всего лишь пациенты, для животного - что-то неприятное и отвратительное. В повести поднимается вечная тема моральной ответственности учёного за мир и его судьбы. Человечество не раз было свидетелем, как научное открытие обращалось против него, убивало, калечило, приносило страдания.

    «Какая гадина, а ещё пролетарий!»

    Книга начинается удивительным монологом бездомной дворняги. Ему повар столовой нормального питания служащих центрального совета народного хозяйства (название-то какое) облил кипятком левый бок. Улица холодная и пустынная, дует ветер. Он бы спрятался в подворотне, зализал рану, но враг дворник, «самая гнусная мразь» из всех пролетариев, обязательно пришибёт. По улице растекается сладкий запах жареного лука и каши. Это ужинают пожарные. Собака с благодарностью вспоминает барского повара графов Толстых Власа. Теперь таких уже нет. Пёс видит, как по улице бежит машинисточка. Ветер треплет юбчонку, под которой застиранное бельишко. На ней фильдеперсовые чулочки, подаренные любовником, за них развратник потребует изощрённой любви. Нет у несчастной радости: с мизерной зарплаты вычли, с лёгкими непорядок, на кинематограф не хватает, а для женщин он - единственное утешение в жизни. Девушка скрывается за дверью столовой, из которой пахнет щами с прогнившей солониной.

    «Пёс встал на задние лапы и сотворил перед Филиппом Филипповичем какой-то намаз»

    Своим спасителем пёс восхищён до буйной собачьей экзальтации. Он предан и готов терпеть даже ошейник. Учёный с мировым именем предстаёт в ореоле своего величия. Перед ним трепещут жилтоварищи, один звонок к влиятельному покровителю решает проблему грозящего «уплотнения». Он рассуждает пространно и мудро, как человек, глубоко знающий жизнь. Профессор Преображенский о разрухе скажет весомо и в самую точку. Мы запомним. Профессор Преображенский, цитаты, которые мы повторяем - это целый мир, он восхищает проницательностью.

    "Учиться читать совершенно ни к чему, когда мясо и так пахнет за версту»

    Всё закончится с превращением Шарика в Полиграфа Полиграфовича. Это уже не милый Шарик, а Клим Чугункин, беспробудный пьяница, играющий на балалайке в трактирах. Наглая, тёмная сила перевернёт налаженную жизнь дома: станет невозможен приём, потоп вынесет воду на лестничную площадку, друзья Шарикова стащат из прихожей калоши и именную дорогую хозяйскую трость. Плод рук человеческих страшнее Швондера: наступит день и Шариков сметёт его со своего пути и уничтожит. Опасность страшна тем, что разрастается изнутри, от неё никуда невозможно деться. На глазах меняется сам хозяин квартиры. Борменталь заметит, как он осунулся, сгорбился, стал меньше, ворчит, словно старик. Преображенский, профессор и учёный глубоко задумался, в нём зреет, ширится и угнетает чёрная мысль об убийстве. Вот расплата за чистоту научной идеи. И он произносит горькие знаменитые слова о бессмысленности искусственного фабрикования Спиноз, когда любая баба их может легко родить, как родила мадам Ломоносова своего знаменитого в Холмогорах. Блестящий эксперимент профессора Преображенского бессмыслен.

    Конспект урока литературы в 11 классе

    Тема: Образ профессора Преображенского в повести М. Булгакова «Собачье сердце».

    Цель урока: раскрыть мастерство М. Булгакова в создании образа художественного образа профессора Преображенского, в котором заложена идея произведения.

    Задачи

    обучающие: работать над навыками анализа текста, навыками раскрытия образа литературного героя;

    развивающие: развивать мышление, способность обобщать и делать выводы, совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;

    воспитательные: воспитывать гражданскую позицию учащихся, чувство ответственности за собственные поступки и за происходящее в обществе, заинтересовать творчеством М.А.Булгакова.

    Оформление доски

    1. Портрет М.А.Булгакова.

    2. Портрет Н.М.Булгакова (прототип профессора Преображенского.

    3. Портрет героя повести, выполненный ученицей.

    4. Запись: Приемы создания художественного образа героя:

    А) Имя героя

    Б) Портрет героя.

    В) Поступки героя.

    Г) Описание обстановки, в которой находится герой.

    Д) Речевая характеристика героя (монологи, в том числе и внутренние, диалоги).

    Е) Система образов произведения, окружение – второстепенные персонажи, через которые раскрывается образ.

    Ж) Композиционные приемы, используемые автором для раскрытия характера героя.

    Оборудование урока

    Интерактивная доска, проектор, компьютер для просмотра отрывка из к/ф Н.Божко «Собачье сердце».

    Опережающее задание

    1. Индивидуальное задание: сообщение о роли второстепенных персонажей в раскрытии образа профессора Преображенского (на 1-2 мин)

    2. Индивидуальное задание: сообщение об образе доктора Борменталя и его роли в раскрытии характера профессора Преображенского (на 1-2 мин)

    Ход урока

    Оргмомент – 1 мин.

    I . Вступительное слово учителя – 1 мин.

    Мы продолжаем изучение повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» и сегодня в центре нашего внимания образ профессора Преображенского.

    Было уже ранее отмечено, что перемены, происходящие в России 20-30-х годов, связанные со строительством социализма и нового будущего человека, воспринимались писателем-гуманистом как огромный эксперимент, страшный по своим масштабам и последствиям. Булгаков отрицательно относился к идее создания нового общества, воспитанию нового, свободного от прежней морали и культуры человека. Писатель воспринимал это как вмешательство в естественный ход вещей, тысячелетнюю историю человечества, и последствия этого вмешательства могли стать плачевными для всех, в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом и предупреждает повесть «Собачье сердце».

    Но кроме этого, в своем произведении Булгаков размышляет о роли ученого и науки, о роли интеллигенции в обществе, об их моральной ответственности перед обществом. Вот почему таким важным становится образ профессора Преображенского.

    Цель нашего урока – анализ этого образа, постижение писательского мастерства Булгакова в создании образа главного героя. Мы постараемся определить способы и приемы раскрытия характера героев повести.

    II . Работа над образом профессора Преображенского – 18-20 мин

    Итак, перед нами главный герой повести – профессор Филипп Филиппович

    Преображенский.

    - Как вы думаете, какой смысл вкладывает Булгаков в имя и фамилию своего героя?

    (Слушаем ответы учащихся)

    Имя Филипп в переводе с греческого означает «любящий коней». Конь в Древней Греции был одним из символов благородного человека. А слово филиппика имеет значение «гневная обличительная речь, выступление против кого-либо или чего-либо. Учащиеся должны прийти к выводу о том, что этим образом автору, наверное, хотелось обличить эксперимент, в котором профессор преобразил собаку в человека Прототипом профессора Преображенского явился дядя писателя – Николай Михайлович Булгаков, известный врач, умный и талантливый человек (фотография на доске).

    Обратим внимание на портрет-иллюстрацию героя повести.

    - Таким ли вы представляли себе профессора?

    (Слушаем ответы учащихся)

    Характер литературного героя в художественном произведении раскрывается определенными способами и приемами. Обратите внимание на записи на доске.

    Давайте посмотрим, как Булгаков создает портрет Ф.Ф. Преображенского.

    (Работа с текстом) гл.1 от слов «Дверь через улицу… Отдайте мне ее».

    От слов «Вот это личность!» и до конца главы.

    - Какую особенность изображения писателем внешности героя вы заметили?

    (Портрет дан глазами собаки. При этом

    гражданин = господин

    товарищ = холуй)

    - Какой прием использует Булгаков при описании квартиры Преображенского? Для чего? (Прием – антитеза. Два разных мира – мир чистоты, достатка, спокойствия и уюта и мир грязи, вони, нищеты и злобы).

    Профессор господин, образованный, воспитанный, благородный человек, личность. Он всемирно известный ученый, практикующий врач, зарабатывающий деньги своим трудом, талантом. Он уверен в себе, спокоен, может заниматься любимым делом. Филипп Филиппович держит прислугу и живет в 7 комнатах. По мнению новой власти – домового комитета во главе со Швондером, - это непозволительная роскошь.

    (Работа с текстом) Гл. 2 – эпизод прихода домкома в квартиру профессора с требованием уплотнения. От слов «Изразцовые квадратики…. Засверкала золотая цепь»

    - Обратите внимание на детали. Как внешне меняется профессор во время разговора с «пролетариями»?

    (Лицо «нежно побагровело» - «багровость приняла несколько сероватый оттенок» - «багровость его стала желтой», он «рявкнул»)

    - Что хотел подчеркнуть автор?

    (Раздражение. Его бесит отсутствие элементарного здравого смысла, ссылка на сомнительные авторитеты).

    - Как вы думаете, может быть, жизнь в 7 комнатах – действительно непозволительная роскошь?

    (Слушаем мнение учащихся. Нет, это не роскошь – это нормальное условие жизни человека. Интересно, что назначение комнат рационально. Это складывалось веками и даже закрепилось в языке: спальня, столовая, детская, кабинет..)

    (Работа с текстом) гл. 3 . С начала и до слов «наполнился жидкой слюной»

    От слов «Засим от тарелок» до «не читайте советских газет»

    Сразу же на память приходят державинские строки:

    Багряна ветчина, зелены щи с желтком,

    Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,

    Что смоль, янтарь, икра…

    И строки из «Евгения Онегина» Пушкина:

    И Страсбурга пирог нетленный

    Меж сыром лимбургским живым

    И ананасом золотым.

    - Почему не случайны ассоциации?

    (Культура потребления пищи уходит корнями в нашу

    историю)

    - Как это описание помогает понять образ профессора Преображенского?

    (Культура жизни – это важная составная общей челове-

    ческой культуры. Сравнивая Преображенского и Шарико-

    ва, читатель сразу выделяет превосходство человека, «уме-

    ющего есть»).

    III . Роль второстепенных персонажей в раскрытии образа героя 10мин.

    (Слушаем ответ ученика по индивидуальному опережающему заданию: «Роль образов прислуги в раскрытии характера профессора Преображенского»).

    В Советской России работа прислуги считалась рабской работой, унижающей достоинство человека. Но Булгаков доказывает обратное: любая работа, если ее выполняют ответственно и с душой, необходима и будет оценена по достоинству. Сам профессор, относясь с уважением и доверием к своей прислуге, не унижает, а, наоборот, дает им почувствовать свою нужность, значимость, даже сопричастность к жизни профессора.

    Снова антитеза: отношение Шарикова к Зине и Дарье Петровне.

    (Слушаем ответ ученика по индивидуальному опережающему заданию о роли доктора Борменталя в раскрытии образа профессора.)

    Делаем вывод о роли второстепенных персонажей в раскрытии образа главного героя: портрет, интерьер, быт, второстепенные персонажи – все свидетельствует о том, что Филипп Филиппович Преображенский – человек уверенный в себе, достойный, интеллигентный, обладающий высокой культурой.

    IV . Роль образа в раскрытии идеи произведения 15 мин.

    - Какова цель жизни профессора? (Слушаем ответы учеников).

    Цель его жизни – служить науке. Ради этого он решился на эксперимент по очеловечиванию пса.. Но появляется в квартире Шариков – этот «новый человек», и сразу начинается разруха, как, впрочем, и везде: в доме, в стране.

    В начале 30-х годов в Московской мастерской коммунистической драматургии была поставлена одноактная пьеса Валерия Язвицкого «Кто виноват» («Разруха»), где главное действующее лицо – древняя скрюченная старуха в лохмотьях по имени Разруха. Советская пропаганда стремилась сделать из разрухи мифическую неуловимую злодейку, стремясь скрыть, что ее первопричина – политика большевиков, военный коммунизм, когда люди, не имея стимула к труду, перестали честно и качественно работать.

    - Как Преображенский предлагает избавиться от разрухи? (Навести порядок в стране, когда каждый должен заниматься своим делом, нести ответственность за свой труд)

    Революция породила «новых людей», разрушивших старый мир, великую культуру, вооружившись одним правом – взять все и поделить. Но ведь цель революции – улучшить жизнь простых людей, преобразить мир.

    Желая улучшить человеческую природу, Преображенский создал монстра, легко воспринявшего пролетарские идеи. Операция по пересадке гипофиза в течении недели очеловечивает собаку, «операция по очеловечиванию» швондеров длилась дольше, но результат в сущности один. Эти люди имеют только внешние человеческие признаки, недостаточные для того, чтобы определение «человек» было к ним приложимо. Миллионам швондеров и шариковых внушили страшную мысль: чтобы стать хозяином жизни, не нужно много трудиться, прилагать усилия, воспитывать себя, достаточно того, что ты «пролетарий».

    Просмотр отрывка из фильма – фрагмент из 8 главы – разговор профессора с доктором Борменталем о результате эксперимента . – 5 мин.

    - К какому выводу приходит профессор после своего эксперимента?

    (Крах подобных экспериментов неизбежен, потому что невозможно «очеловечить» то, что перестало быть человеком, потеряв духовную, моральную и нравственную основу, на которой строятся отношения между обществом и личностью. Вот почему эксперимент с очеловечиванием собаки провалился так же, как и трагический коммунистический эксперимент. Время показало, насколько прав был в своих прозрениях Булгаков.

    - Осуждает ли писатель профессора за этот эксперимент?

    (Работа с текстом) – эпилог «Серые гармонии труб грели…

    - Как называет профессора автор? (Высшее существо, всемогущий человек, седой волшебник).

    - Какой вывод можно сделать?

    (В повести профессору все удается вернуть на круги своя: злобный хам Шариков вновь становится добрым и ласковым псом. Жаль, что в реальной жизни невозможно время повернуть вспять.)

    V. Итог урока.

    Образ профессора Преображенского – главный образ, постигая который можно разобраться в идейном замысле писателя. Это один из самых ярких, запоминающихся образов, созданных Булгаковым. Мастерство автора проявилось в умении использовать различные способы и приемы в создании образа своего героя.

    VI. Домашнее задание - 1-2 мин .

    Талантливый писатель в созданных им образах выражает мысли, которые волнуют не только его современников, но и потомков. Эксперименты по созданию нового человека продолжаются и в ХХ I веке. Сейчас ученые пытаются клонировать людей. Предлагаю письменно ответить на вопрос:

    «О чем предупреждал человечество русский писатель Михаил Булгаков, создавая образ профессора Преображенского?»

    VII . Выставление и комментарий оценок за урок – 2 мин.