Психологический взляд (PsyVision) - викторины, учебные материалы, каталог психологов. Педагогический эксперимент, его виды и этапы

В педагогике одним из самых эффективных видов исследований считается эксперимент, который позволяет установить причинно-следственные связи того или иного явления и успешно применяется учеными вот уже не одно столетие подряд.


Виды эксперимента:

Педагогический эксперимент бывает естественным, когда исследование проводится в обычных условиях, и искусственным, при котором условия создаются специально. По временным критериям выделяют длительный и кратковременный эксперимент. Исследование может в конечном итоге просто констатировать положение дел, а может корректировать его - речь идет о корректирующем и формирующем экспериментах соответственно. Чтобы проверить результаты проведенной исследовательской работы, часто проводят контрольный эксперимент.

Все вышеперечисленные виды исследований имеют принципиальные отличия друг от друга. Но есть и то, что их объединяет. А именно, этапы педагогического эксперимента. Они универсальны и не варьируются в зависимости от целей и методов исследователей.

Подготовительный этап педагогического эксперимента

Первым этапом любого педагогического эксперимента является подготовительный. Некоторые авторы классификаций разделяют его на два подвида: теоретический и методический. Но сути это не меняет.

На данном этапе исследователь формулирует проблему и ставит цель своей работы, подбирает объекты, выделяет предмет, который будет исследоваться, продумывает оптимальные методы исследования и обработки материалов, определяет признаки, по которым сможет потом оценивать изменения и т.д. Если речь идет о масштабном эксперименте, то зачастую на подготовительном этапе проводят апробацию на небольшом количестве участников. И если тестирование прошло неудачно, вносятся корректировки.

Основной этап педагогического эксперимента

Этапы педагогического эксперимента важны каждый по своему. Но основной этап - это и есть собственно эксперимент. Исследователь в ходе его осуществляет ряд запланированных опытов того или иного характера (в зависимости от цели, объекта изучения, вида эксперимента и т. д.).

Перед началом исследования при необходимости проводится инструктаж участников. В обязательном порядке происходит фиксация результатов. Способы и формы регистрации должны быть определены и подготовлены на первом этапе.

Часто существует необходимость участия в эксперименте двух объектов - исследуемого и контрольного. Особенно это актуально при проведении формирующего эксперимента.

Заключительный этап педагогического эксперимента

На заключительном этапе подводятся итоги проведенной работы, а именно: характеризуются условия, в которых проходило исследование, осуществляется анализ количественных и качественных характеристик, описываются результаты, формулируются выводы и делаются практические рекомендации.

План


Используемая литература

Охарактеризуйте этапы педагогического эксперимента


Существует множество определений понятия "педагогический эксперимент".

Педагогический эксперимент - это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт.

Педагогический эксперимент - это специальная организация педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, или гипотез.

Педагогический эксперимент - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

Педагогический эксперимент - это активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей и изменения существующей практики.

Все эти определения понятия "педагогический эксперимент" имеют право, на наш взгляд, на существование, так как в них утверждается общая мысль о том, что педагогический эксперимент - это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса, направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранее разработанных научных предположений, гипотез.

Педагогические эксперименты бывают разными.

В зависимости от цели, которую преследуют эксперимент, различают:

)Констатирующий - при котором изучаются вопросы педагогической теории и практики, реально существующие в жизни. Этот эксперимент проводится в начале исследования с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы;

2)Уточняющий (проверочный) - когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

педагогический эксперимент анкета родитель

3)Созидательно-преобразующий - в процессе, которого конструируются новые педагогические технологии (например, вводятся новое содержание, формы, методы обучения и воспитания, внедряются инновационные программы, учебные планы и т.д.). Если результаты оказываются эффективными, а гипотеза подтверждается, то полученные данные подвергаются дальнейшему научно-теоретическому анализу и делаются необходимые выводы;

4)Контрольный - это завершающий этап исследования определённой проблемы; целью его является, во-первых, проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой педагогической практике; во-вторых, апробация методики в работе других учебных заведений и педагогов; если контрольный эксперимент подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическим и методическим достоянием педагогики.

Чаще всего выделенные виды эксперимента применяются комплексно, составляют целостную взаимосвязанную, последовательную парадигму (модель) исследования.

Особое место в методике педагогических исследований занимают естественный и лабораторный эксперименты.

Первый проводится в естественных условиях - в форме обычных уроков, внеклассных занятий. Суть этого эксперимента состоит в том, что исследователь, анализируя те или иные педагогические явления, стремится создать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности учащихся и педагогов и в этом смысле носили естественный характер. Объектом естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, методы и формы обучения и воспитания.

В научных исследованиях проводится и лабораторный эксперимент. В педагогических исследованиях он применяется нечасто. Сущность лабораторного эксперимента состоит в том, что он предполагает создание искусственных условий для того, чтобы влияние множества неконтролируемых факторов, различных объективных и субъективных причин свести к минимуму.

Примером лабораторного эксперимента, который используется, прежде всего, в дидактике, может быть экспериментальное обучение одного или небольшой группы учащихся в соответствии со специально разработанной методикой. В ходе лабораторного эксперимента, что очень важно знать, отчетливее прослеживается исследуемый процесс, обеспечивается возможность более глубоких измерений, применения комплекса специальных технических средств и аппаратуры. Однако надо знать исследователю и то, что лабораторный эксперимент упрощает педагогическую реальность тем, что он осуществляется в "чистых" условиях. Именно искусственность экспериментальной ситуации является недостатком лабораторного эксперимента. Вывод один: необходимо достаточно осторожно интерпретировать его результаты. Поэтому выясненные закономерности (зависимости, взаимосвязи) должны быть апробированы во внелабораторных условиях, именно в тех естественных ситуациях, на которые мы хотим их распространять. Это делается путем широкой проверки при помощи естественного эксперимента или других методов исследования.

Прежде чем приступить к эксперименту, исследователь глубоко изучает ту область знаний, которая недостаточно исследована в педагогике.

Приступая к эксперименту, исследователь тщательно продумывает его цель, задачи, определяет объект и предмет исследования, составляет программу исследования, прогнозирует предполагаемые познавательные результаты. И лишь после этого он приступает к планированию (этапов) самого эксперимента: намечает характер тех преобразований, которые необходимо ввести в практику; продумывает свою роль, свое место в проводимом эксперименте; принимает во внимание множество влияющих на эффективность педагогического процесса причин; планирует средства учета тех фактов, которые он намерен получить в эксперименте, и способы обработки этих фактов.

Исследователю очень важно уметь отслеживать процесс экспериментальной работы. Это может быть: проведение констатирующих (исходных), уточняющих, преобразующих срезов; фиксация текущих результатов в ходе осуществления гипотезы; проведение итоговых срезов; анализ положительных, а также отрицательных результатов, анализ непредвиденных и побочных результатов эксперимента.

По содержанию результатов педагогического эксперимента могут быть: разработка концепций обучения, воспитания, образования; определение закономерностей учебно-воспитательного процесса; учет условий формирования и развития личности; выявления факторов, влияющих на эффективность усвоения знаний; постановка новых педагогических проблем; подтверждение или опровержение гипотез; разработка классификаций (уроков, методов обучения, типов уроков); анализ передового опыта обучения, воспитания и т.д.


Определите объект и предмет исследования по одной из предложенных тем


Тема: Использование математических тестов как средство развития логического мышления учащихся на уроках в третьем классе.

Объект: Развитие логического мышления на уроках в третьем классе.

Предмет: Использование математических тестов как средство логического мышления на уроках в третьем классе.

1. Сформулируйте 5 тем дипломных работ.

1)Изучение познавательных способностей учащихся 1 класса на занятиях по математике.

2)Изучение творческих способностей учащихся на вечерах развлечениях.

)Развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста на экскурсиях в природу.

)Воспитание самостоятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию.

)Подготовка творческих способностей студентов 1 курса на занятиях художественной самодеятельности.


Составьте анкету для родителей на любую тему


Анкета для родителей

(направленная на выявление образовательных запросов родителей детей дошкольного возраста)

Возраст, пол вашего ребенка

Чем интересуется Ваш ребенок? Стойки, постоянны ли его интересы?

Считаете ли Вы, что у Вашего ребенка есть особые таланты? Какие?

Затрудняюсь ответить

Нравится ли Вам предметная среда в группе, которую посещает Ваш ребенок? (да, нет)

Если да, то, что нравится?

Если нет, то, что не нравится Вам, не устраивает Вас, что бы Вы хотели изменить?

Знаете ли Вы, какие занятия посещает в д/с Ваш ребенок?

Занимается ли Ваш ребенок где-нибудь помимо дошкольного учреждения? Если занимается, то чем?

На что, по вашему мнению, должно быть направлено образование Вашего ребенка до школы?

общее развитие ребенка

подготовка к школе

приобщение к культурным ценностям

Какое направление дошкольного образования Вы бы предпочли для своего ребенка?

физическое развитие

спортивная подготовка

эмоциональное развитие

музыкальное развитие

интеллектуальное развитие

художественно-эстетическое развитие

Каким бы вы хотели видеть будущее ребенка?

Есть ли у Вас пожелания и предложения относительно его воспитания в д/с?


Составьте список литературы по сформулированной вами теме


Иванов С.П. Русский язык: учебное пособие для студентов вузов/ Иванов С.П. - М.: Лениздат, 2000. - 112с. Петров П.И. Баня: сборник стихов/П.И. Петров. - Барнаул: ООО Издатель, 1988. - 311 с. ил.

Дюма А. Приключения мушкетеров: в 3 т. / Александр Дюма. - М.: Литиздат, 1994

Используемая литература


1.Сиденко А. Как разработать программу эксперимента. // Директор школы. - 1998.

2.Краевский В.В. Научное исследование в педагогике и его основные характеристики // Педагогика/ 3-е изд. Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Слово «эксперимент» (от лат. experimentum – «проба», «опыт», «испытание»). Существует множество определений понятия «педагогический эксперимент».

Педагогический эксперимент – это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт. (М.Н. Скаткин).

Педагогический эксперимент – это специальная организация педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, или гипотез. (И.Ф. Харламов).

Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. (И.П. Подласый).

Педагогический эксперимент – это активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей и изменения существующей практики. (Ю.З. Кушнер).

Все эти определения понятия «педагогический эксперимент» имеют право, на наш взгляд, на существование, так как в них утверждается общая мысль о том, что педагогический эксперимент – это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса, направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранее разработанных научных предположений, гипотез.

Педагогические эксперименты бывают разными.

В зависимости от цели, которую преследуют эксперимент, различают:

констатирующий, при котором изучаются вопросы педагогической теории и практики, реально существующие в жизни. Этот эксперимент проводится в начале исследования с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы; 2) уточняющий (проверочный), когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; 3) созидательно-преобразующий, в процессе которого конструируются новые педагогические технологии (например, вводятся новое содержание, формы, методы обучения и воспитания, внедряются инновационные программы, учебные планы и т.д.). Если результаты оказываются эффективными, а гипотеза подтверждается, то полученные данные подвергаются дальнейшему научно-теоретическому анализу и делаются необходимые выводы; 4) контрольный – это завершающий этап исследования определённой проблемы; целью его является, во-первых, проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой педагогической практике; во-вторых, апробация методики в работе других учебных заведений и педагогов; если контрольный эксперимент подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическим и методическим достоянием педагогики.

Чаще всего выделенные виды эксперимента применяются комплексно, составляют целостную взаимосвязанную, последовательную парадигму (модель) исследования.

Особое место в методике педагогических исследований занимают естественный и лабораторный эксперименты.

Первый проводится в естественных условиях – в форме обычных уроков, внеклассных занятий. Суть этого эксперимента состоит в том, что исследователь, анализируя те или иные педагогические явления, стремится создать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности учащихся и педагогов и в этом смысле носили естественный характер. Объектом естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, методы и формы обучения и воспитания.

В научных исследованиях проводится и лабораторный эксперимент. В педагогических исследованиях он применяется нечасто. Сущность лабораторного эксперимента состоит в том, что он предполагает создание искусственных условий для того, чтобы влияние множества неконтролируемых факторов, различных объективных и субъективных причин свести к минимуму.

Примером лабораторного эксперимента, который используется, прежде всего, в дидактике, может быть экспериментальное обучение одного или небольшой группы учащихся в соответствии со специально разработанной методикой. В ходе лабораторного эксперимента, что очень важно знать, отчетливее прослеживается исследуемый процесс, обеспечивается возможность более глубоких измерений, применения комплекса специальных технических средств и аппаратуры. Однако, надо знать исследователю и то, что лабораторный эксперимент упрощает педагогическую реальность тем, что он осуществляется в «чистых» условиях. Именно искусственность экспериментальной ситуации является недостатком лабораторного эксперимента. Вывод один: необходимо достаточно осторожно интерпретировать его результаты. Поэтому выясненные закономерности (зависимости, взаимосвязи) должны быть апробированы во внелабораторных условиях, именно в тех естественных ситуациях, на которые мы хотим их распространять. Это делается путем широкой проверки при помощи естественного эксперимента или других методов исследования.

Прежде чем приступить к эксперименту, исследователь глубоко изучает ту область знаний, которая недостаточно исследована в педагогике.

Приступая к эксперименту, исследователь тщательно продумывает его цель, задачи, определяет объект и предмет исследования, составляет программу исследования, прогнозирует предполагаемые познавательные результаты. И лишь после этого он приступает к планированию (этапов) самого эксперимента: намечает характер тех преобразований, которые необходимо ввести в практику; продумывает свою роль, свое место в проводимом эксперименте; принимает во внимание множество влияющих на эффективность педагогического процесса причин; планирует средства учета тех фактов, которые он намерен получить в эксперименте, и способы обработки этих фактов.

Исследователю очень важно уметь отслеживать процесс экспериментальной работы. Это может быть: проведение констатирующих (исходных), уточняющих, преобразующих срезов; фиксация текущих результатов в ходе осуществления гипотезы; проведение итоговых срезов; анализ положительных, а также отрицательных результатов, анализ непредвиденных и побочных результатов эксперимента.

По содержанию результатов педагогического эксперимента могут быть: разработка концепций обучения, воспитания, образования; определение закономерностей учебно-воспитательного процесса; учет условий формирования и развития личности; выявления факторов, влияющих на эффективность усвоения знаний; постановка новых педагогических проблем; подтверждение или опровержение гипотез; разработка классификаций (уроков, методов обучения, типов уроков); анализ передового опыта обучения, воспитания и т.д.

Результаты педагогического эксперимента имеют общую структуру. Она состоит из трех взаимодополняющих компонентов: объективного, преобразующего и конкретизирующего.

Объективный компонент раскрывает на разных уровнях результат, полученный в ходе исследования. Это описание может осуществляться на общенаучном или общепедагогическом уровнях и быть представлено различными типами знаний (гипотеза, классификация, концепция, методика, парадигма, направление, рекомендация, условия и т.д.).

Преобразующий компонент – раскрывает изменения, происходящие с объективным компонентом, указывает на дополнения, уточнения или другие преобразования, которые могут происходить в нём.

При определении результатов преобразующего эксперимента надо иметь в виду, например:

1. разработал ли исследователь новый метод обучения или воспитания;
2. определил ли условия повышения эффективности процесса обучения;
3. выявил ли теоретические или методические принципы;
4. предложил ли модель процесса развития;
5. проверил ли эффективность функционирования модели воспитательной деятельности классного руководителя и т.д.

Конкретизирующий компонент уточняет различные условия, факторы и обстоятельства, в которых происходит изменение объективного и преобразующего компонентов:

  • конкретизация места и времени, в границах которых ведется исследование;
  • указание необходимых условий для обучения, воспитания и развития учащегося;
  • перечень использованных в обучении методов, принципов, способов контроля, полученных данных;
  • уточнение подходов решения той или иной педагогической задачи.

Надо знать, что все компоненты взаимно дополняют друг друга, характеризуя с разных сторон результат исследований как единое целое.

Существенно то, что представление результата исследования в виде трех структурообразующих взаимосвязанных компонентов дает, возможность, во-первых, подойти к описанию итогов научных работ с единых методологических позиций, выявить ряд отношений, которые обычным способом трудно обнаружить; во-вторых, сформулировать и уточнить требования к описанию отдельных результатов. Например, если целью исследования становится организация какого-либо процесса (обучения, воспитания), то в задачи исследования непременно должны входить все его составляющие. Для процесса воспитания, обучения такими составляющими будут следующие: указание конечных и промежуточных целей, на достижение которых направлен процесс; характеристика содержания, методов и форм, необходимых для реализации процесса; определение условий, в которых протекает процесс и т.д. Если какой-либо из составляющих элементов пропущен, слабо отражён в задачах, то процесс (обучения, воспитания) не может быть раскрыт и содержательно описан. Следовательно, все эти элементы должны быть отражены в результатах исследования. В противном случае поставленная цель не будет достигнута.

Самым продуктивным методом педагогического исследования является педагогический эксперимент (от лат. experiment – проба, опыт). Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность, осуществляемая с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях. В рамках педагогического эксперимента используются комплекс методов и теоретических, и эмпирических.

Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса)

и лабораторный – создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.

В зависимости от особенностей проведения в педагогическом исследовании выделяют разные виды эксперимента. Он может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в педагогическом процессе, илипреобразующим, когда проводится целенаправленная организация эксперимента для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива.

Преобразующий эксперимент требует наличия экспериментальных и контрольных групп. В экспериментальных группах учебно-воспитательный процесс организуется в измененных условиях, в контрольных же группах - в обычных, неизменных условиях. Сравнение результатов деятельности учащихся и педагогов в этих группах при прочих равных условиях позволяет сделает вывод об эффективности или неэффективности проводимого эксперимента.

Контрольный эксперимент организуется для проверки степени достоверности тех результатов, которые получены при проведении констатирующего и преобразующего, а также лабораторного экспериментов. При этом дублируется уже состоявшийся эксперимент (повторный эксперимент) или осуществляется замена экспериментальной группы на контрольную и наоборот (перекрестный эксперимент).

Пилотажный (предварительный) эксперимент имеет целью проверить уровень проработанности и качество методики эксперимента. Для этого эксперимент проводят сначала в сокращенном варианте. После этого, если необходимо, отдельные звенья эксперимента корректируются и он затем проводится в полном объеме.

Выделяют следующие этапы эксперимента :

Теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);

Методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

Собственно эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

Аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

В заключение подчеркнем, что методы педагогического исследования используются в комплексе, уточняя и дополняя друг друга.

6. Сущность и технология педагогической диагностики

Педагог (учитель, воспитатель и т.д.) не может выполнять свои профессиональные функции на высоком уровне, если он не опирается в своей работе с учащимися на результаты изучения тех изменений, которые происходят со всеми участниками и компонентами педагогического процесса. Педагогическая диагностика является необходимым компонентом как самого педагогического процесса, так и любой педагогической технологии.

Процесс изучения изменения состояния участников педагогического процесса, а также самой педагогической деятельности и педагогического взаимодействия называется педагогической диагностикой (диагностика - от греч. diagnostikos – способный распознавать).

Сущность педагогической диагностики – изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности и обученности учащихся и росте педагогического мастерства учителей (А.И. Кочетов). Педагогический диагноз – процесс и результат разностороннего изучения и описания объекта (личности, группы) и педагогической ситуации с целью принятия конкретного решения и разработки эффективных педагогических действий.Объектами педагогической диагностики могут быть: ученик и группа учащихся, взаимоотношения в группе, отдельные качества личности и группы (сплоченность, общественное мнение, ценностные ориентации и т.п.); содержание и результативность деятельности учителя, педагогического коллектива и т.п.

Все объекты педагогической диагностики находятся в непрерывном движении, изменении, развитии и тесно связаны между собой. При этом знания о ребенке или воспитателе носят вероятностный, приблизительный характер. В конечном счете изучается ребенок в системе педагогических отношений в определенной социальной и воспитательной ситуации.

Изучением психики детей занимаются ученые в разных областях: психологии, социологии, антропологии. Достижения в методике исследования через определенный период становятся достоянием педагога-практика, изучающего детей в школе.

Педагогическая диагностика осуществляется в процессе обучения и воспитания. В большинстве случаев педагоги думают, что они знают своих учащихся, что никакого специального изучения не требуется. Но когда эти знания подвергаются глубокому анализу, то оказывается, что они поверхностны и неадекватны. В частности, дети, которых учитель не знает и которые не согласны с его оценкой, невольно выпадают из сферы педагогического общения, а следовательно, лишены воспитательного влияния. Вот почему важно иметь как можно больше объективной информации о ребенке: создается благоприятная психологическая атмосфера при совместной деятельности воспитателя и воспитанников. Изучая детей, учителя, воспитатели должны одновременно изучать и эффективность собственного труда, диагностика воспитанности ребенка неотделима от самоанализа и самооценки педагогической деятельности.

Знание ребенка – необходимый элемент педагогической культуры . Иногда в школьной практике изучение личности ребенка сводят к получению информации, нужной для разового отчета или написания характеристики ученика. Однако четко поставить педагогическую цель и определить реально выполнимые задачи учебной и воспитательной работы в школе нельзя без знания воспитанности и образованности детей, их отношения к обучению и воспитанию. Нельзя также составить оптимальный план воспитательной работы классного руководителя без изучения сплоченности коллектива, характера межличностных отношений в нем, зрелости общественного мнения, общих интересов учащихся.

В целом педагогическая диагностика выполняет следующие функции :

    констатирующую: получение информации об участниках педагогического процесса; определение уровня развития ребенка, его индивидуальности; выявление состояния педагогической деятельности, уровня развития личностных качеств педагога; выявление состояния педагогического взаимодействия (педагогического общения); составление общей характеристики воспитанника, педагогического процесса и т.д.;

    прогностическую : способствует выявлению потенциальных возможностей развития участников педагогического процесса; прогнозирует организацию педагогического взаимодействия, способствует определению педагогических целей и задач;

    ценностно-ориентационную (оценочную): дает представление о результативности педагогического взаимодействия, педагогической деятельности; определяет эффективность использования в педагогическом процессе различных средств; создает возможности для самоконтроля и коррекции действий педагога;

    развивающую (воспитательную): создает условия для развития личности, индивидуальности, воспитания различных личностных качеств и свойств. С помощью различных методов диагностики ребенок, педагог познают себя, свои возможности. Этим создаются условия для саморазвития, самовоспитания и самообразования. Кроме того, в процессе диагностики тех или качеств учащихся педагог активно включается в их деятельность и общение, способствуя их воспитанию;

    конструктивную: повышает эффективность педагогического процесса, педагогической деятельности.

Из вышесказанное следует, что в педагогической диагностике можно выделить следующие направления: диагностику развития ребенка; диагностику педагогической деятельности; диагностику педагогического взаимодействия. Результаты этих направлений диагностики дают общее представление о состоянии педагогического процесса и путях его совершенствования.

Учитель-предметник, классный руководитель осуществляет в большей степени первое направление диагностики – диагностику развития ученика, его обученности и воспитанности.

Технология педагогической диагностики предполагает следующую логику операций, или действий (С.С. Кашлев):

Постановку целей диагностики;

Определение критериев и показателей развития личности, её отдельных качеств и свойств (критерий - отличительный признак, мерило оценки чего-либо; показатели – отдельные качественные и количественные характеристики критерия. Например, знания – критерий, а показатели – поверхностные, фрагментарные либо глубокие, систематические знания);

Отбор системы методов диагностики (составление диагностической программы);

реализация диагностической программы в непосредственном педагогическом взаимодействии;

Анализ результатов диагностики;

Выделение уровней развития учащихся в соответствии с критериями и показателями;

Учет, фиксирование результатов диагностики.

Наиболее распространенными методами педагогической диагностики, которыми может и должен овладеть каждый педагог являются: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа (интервью); написание сочинений, проективные методы; анализ результатов деятельности учащихся, обобщение независимых характеристик, социометрические методы; ранжирование, недописанный тезис и др.

Резюме

Направляющим началом в педагогической науке и педагогических исследованиях выступает методология как учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Методология педагогики представлена четырьмя уровнями: философским, общенаучным, конкретно-научным, технологическим. В качестве общенаучных методологических принципов педагогика учитывает принципы: единства социального и биологического; единства общего, особенного и единичного; единства теоретического и практического; единства логического и исторического; соотношения количественных и качественных данных, объективных и субъективных признаков, а также системный подход.

Конкретно-научная методология педагогики предполагает реализацию в педагогических исследованиях таких подходов, как целостный, личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, аксиологический, этнопедагогический, антропологический. Технологический уровень методологии педагогики составляют методика и техника педагогического исследования. В ходе любого педагогического исследования необходимо определить проблему, тему, объект и предмет исследования, цели, задачи, гипотезу и защищаемые положения.

Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

Под методикой педагогического исследования понимают совокупность принципов, методов, приемов, техники, процедур и организации исследовательской работы. Методы педагогического исследования подразделяют на общенаучные и конкретно-научные. Конкретно-научные методы, в свою очередь, включают теоретические и эмпирические (практические). Они применяются обычно в комплексе с математическими и статистическими методами. Самым продуктивным методом педагогического исследования является педагогический эксперимент, который бывает констатирующим, преобразующим, контрольным или пилотажным.

Педагогическая диагностика является важнейшим компонентом педагогического процесса и профессиональной функцией педагога. Сущность педагогической диагностики заключается в изучении результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности и обученности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.

Вопросы и задания для самоконтроля

    Определите понятие «методология» применительно к педагогической науке и практике.

    Какие основные уровни методологического знания выделяют? Дайте их краткое описание.

    Назовите и раскройте сущность основных методологических подходов в педагогике.

    Как организуется педагогическое исследование? Какова его структура и логика?

    Определите понятие «метод педагогического исследования».

    На какие группы подразделяются методы педагогического исследования? Дайте их общую характеристику.

    Опишите теоретические методы исследования.

    Какие методы применяются для изучения реального педагогического процесса или педагогического опыта? Охарактеризуйте их, придерживаясь следующего примерного плана: определение метода, перечисление его видов; задачи применения; требования к использованию; преимущества и недостатки метода.

    Какие виды педагогического эксперимента различают? В чем заключаются особенности их проведения? Назовите этапы эксперимента.

    Раскройте сущность педагогической диагностики. Каковы её функции и направления?

    Охарактеризуйте действия педагога, которые могут быть представлены как технология педагогической диагностики.

    Приведите аргументы в пользу утверждения: владение педагогическим исследованием и педагогической диагностикой – показатель профессионального мастерства педагога.

1. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения педагогике: учеб. пособие / С.С. Кашлев. – Мн.: Выш. шк., 2004. – С. 153- 161.

2. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская [и др.]. – Мн.: Аверсэв., 2003. – С. 50-62.

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов [и др.]; под ред. С.А. Смирнова. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – С. 14- 38.

4. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей; под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - С. 36-55.

5. Педагогическая диагностика в школе / А.И. Кочетов, Я.Л. Коломинский [и др.]; под ред. А.И. Кочетова. - Мн.: Нар, асвета, 1987. – Гл.I-Ш,V-VII.

6. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – С. 43-70.

    Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс, 2002. – С. 59-76.

    1. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – С. 5-33.

9. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А.Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 80 - 100.

10. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебное пособие / В.И. Смирнов. - М.: Логос, 2002. – С. 45- 52.

11 . Столяренко, Л.Д. Педагогика / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – С.100-115; С. 163-178.

12. Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. – М.: Педагогика, 1988. – С. 3-38.

13. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - Мн.: Універсітэцкае, 2000. – С. 31-43.

В Ваш педагогический словарь

    Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

    Высший, философский уровень методологии - наиболее общие законы развития природы, общества, мышления, общие принципы познания, установленные философией.

    Общенаучная методология - теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин (материалистическая диалектика, теория познания, логика и т.п.).

    Конкретно-научная методология – совокупность принципов, методов и процедур исследования, применяемых в той или иной научной дисциплине.

    Технологическая методология - методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.

    Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях педагогического процесса, его структуре, принципах, содержании и технологиях.

    Методика педагогического исследования - совокупность принципов, методов, приемов, техники, процедур и организации исследовательской работы.

    Методы педагогического исследования – способы (приемы, операции) изучения педагогических явлений, получения новой информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

    Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность, осуществляемая с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях.

    Педагогическая диагностика - процесс изучения изменения состояния участников педагогического процесса, а также самой педагогической деятельности и педагогического взаимодействия.

Материал для «вставок на полях или по тексту»

Источник истинного знания – в фактах (П. Буаст).

…тот, кто желает знать, должен обнаружить истину и основание, на котором она покоится, опираясь на связь доказательств…(Д. Локк).

Любовь к истине – это наиболее благоприятное условие для нахождения ее (К. Гельвеций).

Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать (И.А. Гончаров).

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях (К.Д. Ушинский).

Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями (К.Д. Ушинский).

Наука заключается в такой группировке фактов, которая позволяет выводить на основании их общие законы или заключения (Ч. Дарвин).

Истина – это то, что выдерживает проверку опытом (А. Эйнштейн).

Педагогика станет точной наукой, подлинной наукой лишь тогда, когда исследует и объяснит тончайшие, сложнейшие зависимости и взаимообусловленности педагогических явлений (В.А. Сухомлинский).

Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя на тропку исследователя

(В.А. Сухомлинский)

«… если количественные модели педагогических объектов создаются до того, как их сущность однозначно выявлена на качественном уровне, они не носят реального содержательного характера» (В.В. Краевский).

Постоянная работа с научной литературой – обязательный компонент любой научной деятельности (А.М. Новиков).

Применение принципа единства общего, особенного и отдельного позволяет преодолеть объективную трудность обнаружения и применения законов воспитания и обучения, заключающуюся в чрезвычайно широком диапазоне свойств, характеристик и индивидуальных особенностей всех участников педагогического процесса (Б.М. Бим-Бад).

Человека нужно оценивать не только по его делам, но и по его стремлениям (Демокрит).

Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть в жизни (Цицерон).

Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей (Н.Г. Чернышевский).

Тогда человеку станет лучше, когда вы покажите ему, каков он есть (А.П. Чехов).

Хорошо проследить для начала реакции людей на свое “Я” и свое поведение (Н.Е. Щуркова).

Размышляем вместе

I . В педагогике существует понятие «методологическая культура учителя». Эта культура является составной частью профессионально-педагогической культуры и предполагает знание педагогом методологии педагогики и умение применять методологические знания в своей профессиональной деятельности.

Зачем педагогу нужны методологические знания? Может ли он без них обойтись?

Как педагог может применять эти знания в своей профессиональной деятельности? Приведите примеры.

Сравните профессионально-педагогическую деятельность учителя и научно-исследовательскую деятельность ученого-педагога. В чем заключается сходство и в чем различие этих видов деятельности?

II . О пределите основные методологические параметры (цель, задачи, объект, предмет) и методы педагогических исследований по следующим темам (по выбору):

Формирование у студентов педагогических специальностей интереса к профессии педагога в процессе обучения в вузе;

Воспитание методологической культуры у будущего учителя;

Формирование основных педагогических умений у студентов педагогических специальностей в процессе обучения в вузе.

III . В педагогике приоритет в системе методов педагогической диагностики отдается педагогическому наблюдению.Почему? Что поддается педагогическому наблюдению? В каких случаях наблюдение должно сочетаться с другими методиками изучения педагогических явлений?

IV . Предложите (охарактеризуйте) отдельные методы или «пакет» методик изучения:

Познавательных интересов, способностей учащихся (с учетом специальности);

Нравственной воспитанности школьников;

Эстетических чувств учащихся;

Профессиональных склонностей человека;

Самооценки школьника;

Уровня развития учебной группы, изучения структуры межличностных отношений в ней.

V . Что констатирует учитель (воспитатель), когда жалуется: «Что мне делать с этими детьми?! Ума не приложу»? Об отсутствии у себя каких знаний или умений он говорит? Что бы вы посоветовали такому педагогу?

VI . Пользуясь материалами педагогической печати, изучите описание интересного, по вашему мнению, педагогического опыта. Выделите его основные теоретические и методические идеи. Сформулируйте рекомендации по внедрению изученного вами опыта в практику учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы (вуза).

Это интересно

1 . «Игра – замечательное средство диагностики воспитанности детей при включенном педагогическом наблюдении. Наделенный игровой ролью, ребенок свободно выстраивает свое поведение согласно фабуле игры, но сюжетная линия игры зависит от ее участников, и каждому ребенку предоставляется право на свою реакцию в игровом эпизоде. Когда играющий производит выбор, то это его личностный выбор…, и данный выбор отражает то, что … заложено в сознании ребенка. Поэтому внимательный профессиональный взгляд, помимо веселого развертывания событий, видит в игре «отношение»: оно выявляется невольно, оно проявляется в определенных действиях, оно декларируется в диалогах персонажей игры, оно… решительно раскрывает себя, когда персонажу необходимо сделать выбор.

Если социально-психологические игры проводятся в группе регулярно, то педагог обретает возможность иметь довольно богатый материала для анализа и профессионального прослеживания результатов своей работы» (По: Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие / Н.Е. Щуркова. – СПб: Питер, 2005. - С. 287).

2. В России в последнее десятилетие XX в. возникло новое направление в области образования – педагогика ненасилия, в основу которой положены принципы гуманистической педагогики и психологии. Культура ненасилия характеризуется тем, что человек в каждый момент своей жизни выбирает из ряда альтернатив те, которые несут в себе наименьший заряд принуждения, и делает сознательно и компетентно.

В деятельности педагога эта культура проявляется в сотрудничестве как форме совместной деятельности, основанном на признании педагога и учащихся в равной мере субъектами педагогического процесса. При этом педагог реализует личностно-ориентированную модель педагогического взаимодействия. Вместе с тем, многие учителя, воспитатели осознанно или неосознанно продолжают использовать широкий спектр педагогических методов и приемов, основанных на скрытом или открытом принуждении, то есть реализуют учебно-дисциплинарную модель педагогического взаимодействия. Для этой модели характерно признание педагога в качестве единственного субъекта педагогического процесса.

Будущему учителю важно осознать, на какую из этих двух моделей он ориентирован в большей степени. Предлагаем методику, с помощью которой можно диагностировать ориентированность учителя на учебно-дисциплинарную или личностно-ориентированную модель взаимодействия с учениками.

«Вашему вниманию предлагается ряд суждений, касающихся процесса обучения и воспитания школьников. Если вы согласны с тем или иным суждением полностью, поставьте напротив него балл «5». Если в большей степени согласны, чем несогласны, - балл «4». В том случае, если вы согласны и несогласны в равной степени, поставьте балл «3». Если вы несогласны в большей степени, чем согласны, - балл «2». И наконец, если полностью несогласны, поставьте балл «1».

1. Учитель – главная фигура, от него зависит успех и эффективность учебно-воспитательной работы - …

2. Лучше работать с исполнительным учеником, чем с инициативным и активным - …

3. Большинство родителей не умеют воспитывать своих детей - …

4. Творчество учителя – это лишь благое пожелание, реально деятельность его полностью зарегламентирована - …

5. Лучше провести урок, используя готовые методические рекомендации, чем что-то выдумывать самому - …

6. Для успеха работы в школе важнее овладеть технологией обучения, чем раскрывать себя как личность детям - …

7. Ребенок подобен глине, при желании из него можно «лепить» все, что угодно - …

8. Выполняй точно все указания администрации, и у тебя как у учителя будет меньше хлопот - …

9. Хорошая дисциплина – залог успеха в обучении и воспитании - …

10. Школа должна обучать, а семья – воспитывать - ...

11. Используя понятия “успеваемость”, “дисциплина”, “внешний вид”, можно дать точную и обстоятельную характеристику ученику - …

12. Наказание – не лучшая мера, но оно необходимо - …

13. Хорош тот ученик, кто хорошо учится - …

14. В школе гораздо чаще встречаются не очень умные дети, чем способные - …

15. Строгий учитель в конечном итоге оказывается лучше, чем не строгий - …

16. С детьми не стоит либеральничать – «сядут на шею» - …

17. Мальчики в школе нуждаются в большем контроле, чем девочки - …

18. Поддерживать следует только ту инициативу школьников, которая соответствует поставленным педагогом задачам - …

19. Хорош тот учитель, который умеет контролировать детей - …

20. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся – миф, в обычных условиях это неосуществимо - …

21. Основную ответственность за воспитание детей несет семья, а не школа - …

22. Если ребенок дружит с «плохими» детьми, желаем мы этого или нет, он станет

23. Задача школьника – одна – хорошо учиться - …

24. Лучше ученика лишний раз поругать, чем перехвалить - …

25. По-моему, родители предъявляют завышенные требования к школе - …

26. В конфликтных ситуациях чаще прав учитель (он опытнее и взрослее), чем ученик- …

27. Главная задача учителя – реализовать требования программы обучения - …

28. Каковы родители, таковы и дети - …

29. Слово учителя – закон для ребенка - …

30. «Двойка» - не только отрицательная отметка, но и важное средство воспитания - … »

Сложите полученные баллы. Если у вас:

101 балл и выше, то вам свойственна выраженная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с учащимися;

91-100 баллов – учебно-дисциплинарную модель;

81-90 баллов - умеренная ориентированность на личностно-ориентированную модель взаимодействия с учащимися;

80 баллов и ниже - выраженная ориентированность на личностно-ориентированную модель взаимодействия (По: Ситаров, В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Ситаров, В.Г. Маралов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: «Академия», 2000. – С. 126-128).

Педагогический эксперимент - это научно-поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемые условия, преднамеренное внесение изменений в педагогический процесс, глубокий качественный анализ и количествен­ное измерение результатов изменения процесса.

Существуют два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Ла­бораторный эксперимент - это эксперимент, который проводится в искусственных, лабораторных условиях. Естественный эксперимент проводится в обычной для испытуемого об­становке.

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперимент может быть констатирующим или формирующим . Констатирующий эксперимент - выявляет наличное состояние, существующие педагогические факты (до формирующего экс­перимента).

Формирующий (обучающий, преобразующий, созидательный) эксперимент - это активное формирование чего-то.

Контрольный эксперимент организуется для проверки степени достоверности тех результатов, которые получены при проведении констатирующего и преобразующего, а также лабораторного экспериментов.

Пилотажный (предварительный) имеет целью проверить уровень проработанности и качество методики эксперимента. Для этого эксперимент проводят сначала в сокращенном варианте. После этого, если необходимо, отдельные звенья эксперимента корректируются, и он проводится в полном объеме.

Эксперимент может быть длительным и кратковременным.

При проведении педагогического эксперимента организуются как минимум две группы испытуемых: контрольная и экспериментальная . Сравнение результатов в этих группах при равенстве общих условий осуществляемой педагогической деятельности позволяет делать вывод об эффективности или неэффективности тех нововведений, которые включены в педагогиче­ский процесс.

Выделяют следующие этапы эксперимента :

    теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования его задач и гипотез);

    методический (разработка методики исследования, его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

    собственно эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом);

    аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

  1. Структура и логика педагогического исследования

Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся: проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения. Основными критериями качества педагогических исследований являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

Структура и логика педагогического исследования могут быть представлены следующей последовательностью этапов :

1 этап – общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования; формулировка цели и задач исследования;

2 этап – выбор методологии (исходной концепции, опорных теоретических положений, единого исследовательского подхода);

3 этап – построение гипотезы исследования;

4 этап – выбор методов исследования; проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования;

5 этап – организация и проведение преобразующего и контрольного экспериментов;

6 этап – анализ, интерпретация и оформление результатов исследования;