Кто избран новым президентом франции. История президентских выборов во Франции

Главой государства является Президент , избираемый на основе всеобщих прямых выборов при тайном голосовании (ст. 6 Конституции). После внесенных в 2000 г. изменений в Конституцию срок полномочий Президента составляет пять лет. Никто не может занимать пост Президента Республики более двух сроков подряд.

Президентом страны может быть гражданин Франции, не лишенный избирательных прав и обладающий пассивным избирательным правом при выборах в центральные представительные органы власти. Кандидатом на пост Президента может быть гражданин Франции, достигший 35 лет, поскольку именно с этого возраста он обладает возможностью избираться во все центральные представительные органы власти. Для регистрации кандидатуры на пост Президента необходимо собрать подписи 500 государственных служащих (префектов, супрефектов и т.п.) в 30 департаментах. Кандидат должен внести избирательный залог, размер которого до введения евро составлял 10 тыс. франков.

Выборы Президента проводятся по смешанной мажоритарной системе в два тура. В первом туре используется мажоритарная система абсолютного большинства, во втором туре - относительного большинства, причем во втором туре участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов. Второй тур проводится через неделю после первого.

Вновь избранный Президент вступает в должность через две недели после выборов.

Детально расписана процедура вступления Президента в должность. Вновь избранный Президент отправляется на церемонию с прежнего места работы. При подъезде к Елисейскому дворцу к его автомобилю и машине сопровождения присоединяется эскорт мотоциклистов. Затем избранник народа пешком пересекает двор и поднимается по лестнице парадного подъезда. Наверху его встречает прежний хозяин.

Председатель Конституционного совета оглашает результаты выборов. Президент приносит присягу и выступает с краткой речью, приветствует национальный флаг, проводит смотр почетного караула республиканской гвардии. Затем Великий канцлер Почетного легиона вручает ему Большой крест и Большую цепь и объявляет Президента “великим мэтром национального ордена Почетного легиона”.

После этого Президент встречается со своим предшественником наедине, происходит передача власти и секретов использования ядерных сил страны. Далее следует 21 залп артиллерийских орудий, обед с председателями палат парламента, и завершает процедуру проезд в сопровождении эскорта по Елисейским полям, где нового Президента приветствует народ.

По случаю вступления в должность Президента традиционно объявляется амнистия по всем нарушениям, связанным с использованием автотранспорта.


Президентами Пятой республики были: Шарль де Голль (1959-1969 гг.); Жорж Помпиду (1969-1974 гг.); Валери Жискар д"Эстен (1974-1981 гг.); Франсуа Миттеран (1981-1995 гг.); Жак Ширак (1995-2007 гг.); Николя Саркози (с 2007 г.).

Николя Поль Стефан Саркози де Надь-Боска (или просто Сарко) стал 23-м Президентом за всю историю существования Франции и шестым Президентом Пятой республики.

Он, возможно, второй в истории Франции после Наполеона лидер нефранцузского происхождения. Родился Саркози в 1955 г. в Париже. Его отец Пал Саркози Надь-Боска происходил из дворянской семьи, которая в 1944 г. бежала на Запад из Венгрии после прихода туда Красной Армии. Мать - дочь француженки и принявшего католицизм еврея из Греции.

Согласно Конституции Президент Франции - гарант Конституции, обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей (ст. 5). Он является также гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения международных договоров.

Полномочия Президента Франции могут быть сведены в несколько групп.

1) Первую группу составляют полномочия в сфере законотворчества. Президент промульгирует законы, принимаемые парламентом (В литературных источниках нередко используется термин “промульгация ”. Промульгация означает, что глава государства своим актом вводит в действие соответствующий акт парламента. Президенту Франции предоставляется 15 дней, чтобы подписать и обнародовать закон. В течение этого срока Президент может вернуть закон на повторное обсуждение. В случае повторного принятия данного закона парламентом простым большинством голосов закон считается принятым и подлежит подписанию и опубликованию. Тем самым Президент не то чтобы отклоняет закон, а просто увеличивает продолжительность его рассмотрения в парламенте. Вето Президента носит еще и выборочный характер, т.е. Президент может отклонить не весь закон, а только его часть - отдельные статьи, которые вновь рассматриваются парламентом.

Президент вправе выступать на совместных заседаниях палат с изложением своей программы. Кроме того, он вправе выступать на заседаниях парламента, созванного в качестве Конгресса (ст. 18 Конституции).

Кроме того, непосредственно в сфере нормотворчества президент обладает и такими полномочиями, как издание указов, декретов. Он также подписывает ордонансы - специфические акты, принимаемые в форме делегированного законодательства Правительством. Сам Президент формально не обладает правом законодательной инициативы. Это право реализуется им через Правительство или депутатов своей партии.

2) Вторую группу полномочий составляют полномочия в сфере государственного строительства, т.е. связанные с формированием органов власти или назначением должностных лиц.

Президент может распустить Национальное собрание - нижнюю палату парламента после согласования этого вопроса с председателями палат и с Премьер-министром (ст. 12 Конституции).

Президент самостоятельно назначает Премьер-министра. Для такого назначения не требуется согласия парламента (как, например, в России), но суть системы взаимоотношений законодательной и исполнительной власти во Франции состоит в том, что правительство должно пользоваться доверием парламента. Поэтому Президент назначает на пост Премьер-министра того человека, который пользуется поддержкой парламента, и проводит предварительные консультации с председателями палат и руководителями политических групп. После переговоров с ними Президент и назначает Премьер-министра.

Будучи назначенным на должность, Премьер-министр представляет Президенту кандидатуры министров для их назначения. Президент назначает на высшие гражданские и военные должности, аккредитует послов, выполняет иные полномочия в сфере исполнительной власти.

Помимо права формирования Правительства Президент обладает полномочием самостоятельного назначения ряда должностных лиц, включая государственных советников, послов, префектов и др. Однако в последнее время это полномочие Президента ограничено. Новая редакция Конституции предусматривает, что органический закон устанавливает, какие должностные лица с учетом значения для защиты основных свобод или экономических и социальных основ нации могут назначаться Президентом по совету членов соответствующих постоянных комитетов каждой из палат. Если не менее чем три пятых членов обоих комитетов возражают против назначения, оно не производится (абз. 5 ст. 13).

Президент Франции имеет также полномочия чрезвычайного характера. Как установлено Конституцией, “когда институты республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказывается под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат, а также с Конституционным советом” (ст. 16). Следует отметить, что эта достаточно “размытая” формулировка позволяет Президенту принимать довольно жесткие меры, не всегда диктуемые обстоятельствами. В то же время положение о необходимости согласования действий Президента с Конституционным советом представляет собой определенную гарантию конституционности.

В соответствии с внесенными в 2007 г . в Конституцию поправками Президент обладает неприкосновенностью, т.е. он в период исполнения полномочий Президента и еще в течение одного месяца после прекращения этих полномочий не может быть подвергнут никаким мерам процессуального характера, за исключением юрисдикционных полномочий Международного уголовного суда (ст. 53-2 Конституции) и оснований, предусмотренных ст. 68 Конституции. Согласно этой статье Президент может быть отрешен от должности в случае совершения им правонарушения, явно несовместимого с осуществлением функций Президента. Решение об отрешении от должности принимает парламент, действующий как Высокая палата правосудия. Решение принимается большинством в две трети голосов.

Следует отметить, что уже нарабатывается практика судебного иммунитета Президента .

Для обеспечения исполнения конституционных полномочий Президента при нем создается аппарат, представляющий собой две самостоятельные структуры - это военный дом и гражданский дом. В гражданском доме сосредоточены советники по иностранным делам, вопросам внутренней политики, торговле, промышленному развитию, энергетике и т.д. В состав военного дома входят высшие должностные лица и советники по вопросам обороны и национальной безопасности.

Важную роль в определении политики государства играет Совет обороны, в состав которого входят 15 членов: помимо Президента и Премьер-министра - министры обороны, иностранных дел, экономики и финансов, внутренних дел, начальник генштаба, руководители родов войск. Этот институт - самый засекреченный из всех структур власти в Пятой республике. По итогам заседаний Совета обороны сообщения, как правило, не публикуются.

Еще одно важное полномочие Президента - только он имеет право отдать приказ об использовании ядерной мощи Франции - таково положение декрета от 14 января 1964 г.

Президент Франции несет ответственность за действия, совершенные им при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены. Обвинение выдвигается обеими палатами, принявшими открытым голосованием идентичное решение абсолютным большинством голосов своих членов. Дело по обвинению рассматривается Высокой палатой правосудия, которая состоит из членов, избираемых в равном количестве Национальным собранием и Сенатом из их состава после каждого полного или частичного обновления этих палат. Палата на своем заседании избирает председателя. Порядок деятельности Высокой палаты правосудия определяется органическим законом (ст. 67 Конституции).

Резиденцией французского Президента является Елисейский дворец.

В 2007 г. парламент Франции принял решение о повышении более чем в три раза должностного оклада Президента Республики. Теперь Президент получает 228 тыс. евро в год.

Выборы президента Франции проходят раз в 5 лет. Новый порядок действует с 1962 года, когда была принята конституция Пятой республики. Этим документом установлено прямое голосование. Президент может переизбираться. Для победы в первом туре необходимо набрать абсолютное большинство голосов. В противном случае два лидера выходят во второй тур голосования.

Как проходят выборы во Франции?

Выборы президента Франции проводятся для всех граждан, достигших 18-летнего возраста. Единственное условие - они должны быть не ограничены в своих гражданских или политических правах.

Претендовать на должность главы государства имеет право гражданин Франции, которому исполнилось 23 года. Для того чтобы зарегистрироваться, ему необходимо собрать 500 подписей выборщиков. К ним относятся члены парламента, генеральных советов, территориальных ассамблей. Причем выборщики должны представлять, как минимум, 30 департаментов или заморских территорий Франции.

В том случае, если в первом туре президента выбрать не удалось, назначается второй. В нем победитель определяется простым большинством голосов.

Объявление выборов

Полномочиями объявить выборы президента Франции обладает парламент. Это делается после истечения 5-летнего срока полномочий действующего главы государства.

Помимо этого, предусмотрены случаи, в которых могут быть объявлены досрочные выборы. Это смерть президента, добровольная отставка главы государства, смещение президента с поста в результате импичмента. Во всех этих случаях до избрания нового высшего должностного лица обязанности президента временно исполняет спикер Сената. При этом он обладает ограниченным перечнем президентских полномочий. Например, не имеет права распускать парламент, предлагать конституционные изменения, устраивать референдумы.

Полномочия президента

Ключевые полномочия, которыми обладает президент Франции, определены соответствующей статьей Конституции. Президент обязан контролировать соблюдение конституции, обеспечивать нормальную работу органов публичной власти. Он является гарантом независимости и целостности территории страны, следит за исполнением международных договоров.

Интересный факт: президент Франции является одновременно одним из князей Андорры. Это карликовое государство, расположенное на границе Франции и Испании. Второй монарх этого княжества - испанский епископ Урхельский.

Полномочия главы государства во Франции можно условно разделить на две категории. Первая - личные полномочия. К ним относятся те, которые не требуют одобрения парламента.

Это назначение референдума, членов конституционного совета, выступление с посланиями к парламенту, использование чрезвычайных полномочий для преодоления кризиса.

Вторая группа - полномочия, для осуществления которых требуется одобрение парламента. Во-первых, это кадровые изменения, в том числе назначение премьер-министра и формирование кабинета министров. Во-вторых, подписание декретов, принятых Советом министров, созыв внеочередных сессий парламента, решение вопросов обороны и международных отношений, право на помилование.

Президентоцентричная модель

Президентоцентричная модель управления Францией, как ее часто называют аналитики, была создана Шарлем до Голлем и его близким соратником Мишелем Дебре.

При такой модели отношения между президентом и спикером парламента строятся строго по формуле, сформулированной самим де Голлем, который не вдавался в детали правительственной работы, а только определял основные направления развития.

Со временем эта модель эволюционировала, в том числе и под влиянием конституционных реформ. Сегодня полномочия распределяются более гибко, политическая ответственность высших органов государственной власти максимально высока.

Выборы 2017 года

Ближайшие выборы президента Франции состоятся в 2017 году. Голосование состоится 23 апреля. Французы будут выбирать президента Пятой республики в 11-й раз. Предыдущий глава государства Франсуа Олланд, руководящий страной с 2012 года, принял решение не баллотироваться на второй срок. После того как истечет срок его полномочий, он завершит политическую карьеру.

Дата выборов президента Франции была определена парламентом. В том случае, если в первом туре не удастся выявить победителя, второй тур состоится 7 мая.

Старт предвыборной кампании

Фактически предвыборная кампания стартовала за три года до голосования. Уже в то время три основные политические партии выдвинули кандидатов, которые и должны вести борьбу. Правда, с тех пор многое изменилось.

От Социалистической партии выдвинули действующего президента Франсуа Олланда. Он заявил о снятии своей кандидатуры в 2016 году.

От республиканцев на роль главного кандидата претендовал Николая Саркози, уже руководивший Францией с 2007 по 2012 годы. Однако на праймериз он проиграл своему соратнику по партии Франсуа Фийону.

От партии "Национальный фронт" решение баллотироваться в президенты высказала Марин Ле Пен. Она продолжает борьбу и сегодня. По ее инициативе были проведены тематические платформы, в рамках которых политики стремились узнать, какие проблемы требуется решить в первую очередь. Обсуждались вопросы, связанные с промышленностью, социальной сферой, молодежной политикой и экологией.

Лидеры президентской кампании

В данный момент уже сформировался список участников, которые пойдут на выборы президента Франции. Кандидаты активно ведут каждый свою кампанию, стремясь заручиться поддержкой как можно большего числа сторонников.

На данный момент необходимые 500 подписей выборщиков собрали 11 кандидатов. Однако большинство специалистов сходится во мнении, что основная борьба развернется между пятью политиками.

Традиционно ожидается, что много французов придут на выборы президента Франции. Прогноз сейчас пытаются делать многие аналитики. Многие из них отдают пальму первенства республиканцу Франсуа Фийону. В начале 2000-х он был министром труда, при Николя Саркози занимал пост премьер-министра. После Жоржа Помпиду он второй спикер парламента по продолжительности пребывания в кресле главы правительства.

У него были хорошие шансы на успех, но в последнее время его президентская кампания связана со скандалами. Недавно журналисты выяснили, что его жена фиктивно была трудоустроена и получала заработанную плату.

Еще один кандидат - лидер партии "Вперед!" Эммануэль Макрон. В прошлом инвестиционный банкир, во французском правительстве занимал пост министра экономики с 2014 года. Ушел в отставку незадолго до официального старта предвыборной кампании. Макрон опубликовал программу "Революция", которая стала бестселлером для рядовых избирателей.

Партию "Национальный фронт" поведет Марин Ле Пен на выборы президента Франции. Рейтинг этого политика традиционно был невысок. Однако в последние годы ее шансы на успех значительно выросли, так как она и ее сторонники предлагают решительные и кардинальные меры, которые могут помочь решить проблему нелегальных мигрантов. Ле Пен - дочь знаменитого французского политика-националиста Жана-Мари Ле Пена, который известен, например, дружбой с лидером российских национал-большевиков Эдуардом Лимоновым.

В 2012 году Марин Ле Пен уже участвовала в президентских выборах. Тогда она получила чуть меньше 18% голосов, заняв третье место, уступив Олланду и Саркози.

Еще один сильный кандидат представлен от социалистической партии. Это Бенуа Амон. Во внутрипартийных праймериз он победил Мануэля Вальса, который считался лидером французских социалистов. Программа Амона построена на защите интересов рабочего класса, гражданских свобод и охране окружающей среды.

Партию "Непокорная Франция" представляет Жан-Люк Меланшон. Он журналист, в начале 2000-х возглавлял министерство профильного образования. В 2012 году он уже баллотировался на пост главы государства. Получил чуть больше 11% голосов, заняв 4 место.

Кандидаты-аутсайдеры

В день, когда состоятся выборы президента Франции, а это будет 23 апреля, на избирательных участках ждут около 80% французов. Именно такая явка была на предыдущих президентских выборах.

Оставшиеся кандидаты кампании вряд ли могут рассчитывать на успех, но каждый из них способен принести сюрприз.

Система выборов президента Франции такова, что в первом туре также примут участие еще 6 претендентов на высший государственный пост. Это Натали Арто из "Рабочей партии", Филипп Путу от партии "Антикапиталисты", Николя Дюпон-Эньян от партии "Поднять Францию", Жак Шеминад от "Солидарности и прогресса", представитель "Национального республиканского союза" Франсуа Асселино и Жан Лассаль - кандидат от "Демократического движения".

Упорная борьба

Когда пройдут выборы президента, во Франции будет выходной - это воскресенье. Так что в голосовании имеют возможность принять участие максимальное количество граждан.

Судя по предвыборной борьбе и прошлому голосованию, борьба ожидается упорная. В 2012 году выбрать президента в первом туре французы не смогли. Тогда действующий на тот момент президент Николя Саркози получил в первом туре 27% голосов, а Франсуа Олланд чуть больше 28,5%.

Во втором туре минимальное преимущество между кандидатами сохранилось. Олланд победил, набрав менее 52% голосов. Саркози набрал почти 48,5%.

Президент является основным гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров.

Выборы президента проводятся не позднее, чем за 20 и не ранее, чем за 35 дней до истечения полномочий действующего президента. Выборы проводятся по объявлению правительства.

На более низких уровнях в организации выборов участвуют магистраты, фиксирующие нарушения избирательного права, и представители исполнительной власти на местах — мэры и мэрии.
Низовой структурой, организующей выборы, являются участковые избирательные комиссии (УИК). УИК образуются из должностных лиц коммуны и назначаемых ими лиц.

Избирательные участки открыты по всей Франции с 8 до 19 часов , некоторые муниципалитеты могут открыть избирательные участки раньше или закрыть позднее — в 20 часов.

Президент Республики избирается абсолютным большинством голосов . Если никто из кандидатов не получил абсолютного большинства голосов в первом туре, то через две недели проводится второй тур голосования, куда проходят два кандидата, набравшие максимальное количество голосов. Избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Конституция Франции была одобрена на референдуме 28 сентября 1958 г. Вообще же конституционная история Франции весьма богата, ведь с 1791 г. было принято около полутора десятков различных основных законов. В результате действия целого ряда разнообразных факторов во второй половине 1950-х гг. управление страной вошло в кризис. В сложившейся ситуации парламент Франции большинством голосов наделил генерала Ш. де Голля, не занимавшего тогда никакой должности, чрезвычайно широкими полномочиями в сфере конституционной реформы. Ему поручалось организовать разработку новой Конституции. Одновременно были сформулированы принципы, которые должны были найти отражение в Конституции, включая выборность, ответственное правительство, систему "сдержек и противовесов", соблюдение основных прав и свобод. Конституция была разработана в ближайшем аппарате Ш. де Голля, поддержана Конституционным консультативным комитетом, включающим лиц, делегированных палатами парламента и правительством, а затем вынесена на референдум, на котором и была одобрена.

Конституция Франции имеет ряд специфических черт. Во-первых, она регулирует в основном систему государственной власти. Несмотря на то что она не имеет отдельной главы о правах человека, тем не менее в ее Преамбуле содержится отсылка к правам человека, отраженным в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и в Преамбуле к Конституции 1946 г., что имеет важное регулятивное значение. В соответствии с ней Декларация и Преамбула Конституции 1946 г. признаются действующими источниками конституционного права. В этом отношении можно утверждать, что Конституция Франции не вполне кодифицированная: состоит из трех правовых актов.

Во-вторых, в соответствии с Конституцией во Франции сложилась смешанная республика как форма правления, сочетающая в себе элементы как президентской, так и парламентарной республик. Соответствующая модель власти получила наименование "Пятая Республика". Конституция подтверждает главенствующее положение исполнительной власти, устанавливает рамки законодательной деятельности, наделяет существенными полномочиями главу французского государства, даже наделяет правительство правом изменять на основании заключения Конституционного совета акты парламента, если тот вышел за пределы своей компетенции. Все это иногда называют системой рационализированного парламентаризма. Однако в целом парламент в системе власти Франции отнюдь не находится в зависимом от исполнительной власти положении, поскольку наиболее важные общественные отношения могут регулироваться законами, а кроме того, парламент наделен реальными полномочиями по контролю за исполнительной властью.

В-третьих, в Конституции страны существенное внимание уделено вопросам внешней политики Франции. Провозглашается преимущественная юридическая сила ратифицированных международных договоров по сравнению с внутренним законом. Конституция решила вопрос о бывших колониях Франции в пользу их суверенитета. Включены в Конституцию и положения, определяющие членство Франции в Европейском союзе.

Французская Конституция является "жесткой". Есть два варианта ее изменений, или, как это именуется в самом документе, конституционного пересмотра: первый - через референдум, второй - на основе решения специально созываемого Конституционного конгресса (палат парламента, заседающих и голосующих совместно). Выбор процедуры принадлежит президенту, он может передать проект изменений на рассмотрение Конституционного конгресса, при том что по общему правилу предусматривается процедура референдума.

Субъектами права инициативы внесения изменений в Конституцию выступают президент республики, действующий по предложению премьер-министра, и члены парламента. Проект изменений должен быть поддержан большинством голосов каждой из палат парламента. После этого президент осуществляет указанный выше выбор процедуры утверждения (ратификации) изменений. Однако Конституция не обязывает президента республики прибегнуть к последующей процедуре, т. е. дальше принятия палатами Парламента процесс изменений может не пойти, если президент этого не захочет. На референдуме изменения должны получить поддержку абсолютного большинства избирателей, участвующих в голосовании, в Конституционном конгрессе -- 3/5 от общего числа поданных голосов. Изменения в Конституцию Франции вносились за ее историю с 1958 г. неоднократно, касаясь в основном системы государственных органов.

Конституционный контроль во Франции осуществляется Конституционным советом и Государственным советом (последним относительно актов исполнительной власти). В определенном смысле квазисудебный характер деятельности этих органов выражается в том, что процедура рассмотрения дел в них не столь формализована, как в судах, и можно говорить о преобладании письменного производства.

Конституционный совет состоит из девяти членов, назначаемых сроком на девять лет: три члена назначаются президентом республики, три председателем Национального собрания, три - председателем Сената. Из них каждые три года заменяется по одному члену, повторное занятие должности запрещено. В состав Конституционного совета пожизненно входят также все бывшие президенты Французской Республики, если не заявят о своем неучастии а его работе (в настоящее время в Конституционном совете состоят только назначаемые члены).

Конституционный совет осуществляет только предварительный контроль за соответствием законов Конституции. Законы подлежат контролю в тот период, когда они уже приняты парламентом, но еще не подписаны президентом. Регламенты палат и органические законы подлежат обязательному предварительному конституционному контролю. Иные законы и международные договоры до их ратификации проверяются по инициативе президента, премьер-министра, председателей палат парламента и не менее 60 членов любой палаты (последние не могут инициировать проверку относительно международных договоров). Если законы признаны противоречащими Конституции, они не могут быть предметом дальнейшей законодательной процедуры.

Конституционный совет также разрешает споры о компетенции между правительством и парламентом, прежде всего по вопросу о том, принят ли закон, уже вступивший в силу, в пределах полномочий парламента; если нет, он может быть изменен правительством. Конституционный совет наделен и полномочиями в сфере выборов и референдума. Он, например, рассматривает жалобы относительно правильности проведения выборов президента республики, депутатов и сенаторов и может отменить результаты голосования.

Государственный совет, который формируется правительством в основном из специалистов в сфере права, разрешает дела о несоответствии Конституции актов исполнительной власти по жалобам лиц, права которых затронуты тем или иным актом. Если неконституционность акта будет установлена, он аннулируется. Такой конституционный контроль уже после вступления закона в силу называется последующим. Данные полномочия по конституционному контролю, осуществляемые Государственным советом, рассматриваются в рамках его полномочий как органа, возглавляющего систему административных судов. Он имеет также полномочия по экспертизе проектов правовых актов, подготовленных правительством, а также по консультированию правительства по правовым и административным вопросам. Различные полномочия осуществляются секциями Государственного совета.

2. Основы конституционного статуса человека во Франции.

Ведущую роль в закреплении и регулировании основных прав и свобод во Франции играют Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и Преамбула к Конституции 1946 г. Если первый акт регулирует главным образом личные и политические права, а также право собственности, то второй документ - в большей степени социально-экономические права. В целом же перечень прав и свобод, указанных в этих документах, не самый объемный для современного демократического государства. Однако отсутствие некоторых прав среди перечисленных не означает их умаления, поскольку все права обеспечиваются гарантиями, основными из которых являются закрепление таких принципов права, как свобода и равенство, а также установление организационных и правовых механизмов защиты прав.

Целям гарантии прав и свобод служит институт Посредника (французский вариант омбудсмана), назначаемого на должность правительством на заседании под председательством президента. Посредник рассматривает жалобы граждан на действия или бездействие администрации. Жалобы Посреднику направляются через парламентариев обеих палат. Однако он не может принимать императивных решений по жалобам. Его задача заключается только в привлечении внимания к нарушениям, внесении предложений об устранении нарушений. При этом у него есть право возбуждать дисциплинарное производство в связи с нарушением прав, если отсутствует компетентный орган, который может это сделать по рекомендации посредника. Требования Посредника о предоставлении материалов, информации, явке к нему должностных лиц исполнительной власти, проведении органом государственной власти расследований и проверок обязательны для исполнения. Во многом именно для защиты прав и свобод была создана система административной юстиции.

В качестве личных прав и свобод закрепляются свобода (определяемая как возможность делать все то, что не наносит вреда другому лицу), безопасность, а также комплекс уголовно-процессуальных гарантий прав человека (право на должную судебную процедуру, предписанную законом, недопустимость обратной силы закона, презумпция невиновности, ряд других).

Одним из основных политических прав, как и в других странах, является активное и пассивное избирательное право. Его особенности во Франции заключаются в следующем. Во-первых, его правовое регулирование систематизировано в специальном Избирательном кодексе, который интересен тем, что одновременно содержит в себе нормы, имеющие силу как обычного, так и органического законов. Это было связано с тем, что он не принимался законодателем как единый акт, а был создан на основе действующих законов правительством. Во-вторых, имеется сочетание прямого и косвенного (при выборах Сената) избирательного права. В-третьих, существуют ценз оседлости, составляющий шесть месяцев, возрастные цензы при осуществлении пассивного избирательного права (по выборам в Национальное собрание пассивное избирательное право предоставляется с 23 лет, в Сенат - с 35 лет, в региональные и генеральные советы -- с 21 года), моральные цензы (не вносятся в списки избирателей банкроты, а также лица, лишенные судом избирательных прав на тот или иной срок), цензы занятий (так называемая неизбираемость ряда должностных лиц исполнительной власти и военнослужащих). В-четвертых, широко применяется избирательный залог. В-пятых, при выборах в Национальное собрание используется мажоритарная система абсолютного большинства, в то время как при выборах в советы территориальных единиц используются и мажоритарная (например, при выборах в генеральные советы), и пропорциональная (например, при выборах в региональные советы), и смешанная системы (при выборах в некоторые муниципальные советы в зависимости от численности населения).

Существует и право на объединение, в том числе право на создание политических партий. При этом не делается различий в статусе партий и других общественных объединений; на них распространяются одинаковые правила образования и деятельности. Во Франции предусматривается государственное финансирование пропорционально числу мест, полученных в парламенте на последних выборах. Предусматривается и право на членство в профсоюзе.

Среди других политических прав необходимо упомянуть право на доступ к публичным постам, подотчетность должностных лиц народу, право на сопротивление угнетению, свободу мнений взглядов и слова, право убежища на территории Франции всех лиц, преследуемых за свою деятельность в защиту свободы.

Кроме того, провозглашаются следующие социально-экономические права или права в области культуры: "священное и неприкосновенное" право собственности (при этом допускается национализация предприятий), гласность налогообложения, права на забастовку, на участие в управлении предприятиями, право на охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых и досуг, право на социальное обеспечение, право на равный доступ к образованию, приобретению профессии, на доступ к культуре. Преамбула устанавливает и некоторые обязанности: трудиться, солидарно участвовать в "бремени, вытекающем из национальных бедствий".

3. Территориальное устройство Франции

Франция представляет собой децентрализованное унитарное государство. Основными особенностями ее территориального устройства являются наличие заморских департаментов и заморских территорий, многоуровневость территориального устройства метрополии (при недопустимости установления отношений подчинения между территориями различного уровня, что на практике не всегда удается соблюсти), а также сочетание на местах самоуправления территорий с государственным управлением. Местное самоуправление в собственном смысле слова осуществляется в коммунах и департаментах, а регионы можно считать своеобразными территориальными автономными единицами; решаемые на этом уровне вопросы уже сложно отнести к вопросам местного значения; не имеют самоуправления округа. Кроме того, к специфическим чертам можно отнести и унификацию организации власти на местах, и наличие ряда специальных территориальных округов (военных, школьных и т. п.), которые не всегда совпадают с общими территориальными единицами. К ним относятся также кантоны, в основном выполняющие ныне функции судебных и избирательных округов.

Вся европейская территория Франции делится в настоящее время на 22 региона. Каждый регион обладает автономией, задача его органов состоит в обеспечении экономического, социального, культурного и научного развития и защите самобытности соответствующей территории. Регионы имеют свой бюджет, самостоятельно разрабатывают планы экономического и социального развития. В социально-экономической сфере они наделены широкими полномочиями.

В каждом регионе создается по нескольку департаментов, а всего их 96. Департаменты - это основные единицы территориального деления. Департамент призван координировать деятельность органов самоуправления коммун, в том числе оказывать им финансовую помощь. Департаменты делятся на округа, в которых местное самоуправление не осуществляется: их задача заключается в надзоре за коммунами и координации их деятельности, в основном в социальной сфере. Коммуны, которых в стране насчитывается более 36 000, являются низовой территориальной единицей. Они создаются в городских и сельских поселениях. Вместе с тем Париж одновременно имеет статус как коммуны, так и департамента. Кроме того, Париж, Лион и Марсель делятся на внутригородские округа, в которых в отличие от указанных выше над-коммунальных округов осуществляется местное самоуправление. Полномочия между всеми указанными уровнями публичной власти разграничены Законом 1982 г. о децентрализации, рядом других законов.

Заморские территории .
Заморскими территориями и департаментами именуются некоторые находящиеся вне европейской Франции территории и острова, имевшие ранее статус французских колоний, над которыми сохранился суверенитет Франции. Заморские территории - Новая Каледония, Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна, Арктические земли - обладают широкой автономией. Однако вопросы обороны, внешней политики, судебной системы находятся в ведении Франции. Статус заморских Департаментов (Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон) аналогичен статусу одновременно французских регионов и департаментов. Это означает, что органы заморских департаментов осуществляют одновременно полномочия, принадлежащие на европейской территории Франции как регионам, так и департаментам.

Корсика обладает большей степенью автономии, чем другие территории метрополии. Ее статус определен Законом 1991 г. о статусе территориального коллектива Корсики. Это прежде всего выражается в большем объеме полномочий ее органов власти, а также в наличии своего парламента - Собрания. Предоставление Корсики большей, самостоятельности обусловлено особенностями ее национального состава. По сути, там имеет место национально-территориальная автономия.

4. Парламент Франции.

Структура.
Парламент Франции состоит из двух палат - Национального собрания и Сената. Национальное собрание избирается на основе двух туровой мажоритарной системы абсолютного большинства (во втором туре требуется относительное большинство). Ныне его численность составляет 579 депутатов, которые избираются единовременно на пять лет. Одновременно с избранием депутатов избираются их заместители. Во время исполнения депутатом должностных обязанностей, не совместимых с депутаством (в основном в исполнительной власти), а также в случае досрочного прекращения по каким-либо причинам полномочий депутата заместитель занимает его место.

Верхняя палата - Сенат - состоит из 321 члена, избираемых сроком на девять лет. Сенат обновляется на 1/3 каждые три года; он избирается путем косвенных выборов создаваемыми в департаментах коллегиями, включающими депутатов всех уровней, кроме коммуны, избранных на территории департамента, и представителей муниципальных советов коммун, находящихся на территории департамента.

Структуры обеих палат схожи: в каждой избирается председатель (в Национальном собрании - на пять лет, в Сенате - на три года до нового частичного обновления палат). Председатели наделены как полномочиями по организации работы палаты, так и собственными полномочиями (например, по назначению членов Конституционного совета). Предусмотрены должности заместителей председателя палаты, секретарей (следят за соблюдением процедуры принятия и оформления принимаемых палатой актов, выполняют ряд других, менее значимых функций), квесторов (контролируют финансовую деятельность руководства палаты). Из указанных лиц формируется Бюро палаты. Бюро вместе с руководителями парламентских групп (партийных фракций) и председателями постоянных комиссий образует Совещание председателей, которое вырабатывает повестку дня и решение о приоритетности рассмотрения тех или иных вопросов. В каждой палате образуется по шесть постоянных комиссий. Помимо них могут создаваться специальные законодательные комиссии (для работы с одним законопроектом), а также временные комиссии (следственные и контрольные). В каждой палате действуют также парламентские делегации по делам европейских сообществ, ведающие вопросами, связанными с деятельностью европейских институтов.

Полномочия парламента.
В Конституции Франции установлен ограниченный перечень сфер, в которых парламент имеет право принимать законы. По всем остальным вопросам нормативные акты принимает правительство. К этому перечню, в рамках которого принимаются законы, относятся регулирование гражданских прав и их основных гарантий, вопросы гражданства, семейных отношений, наследования и дарения, уголовное право, уголовный процесс и амнистия, судоустройство и определение статуса судей, денежная эмиссия, установление и взимание налогов, определение порядка выборов в палаты парламента и в органы местного самоуправления, государственная служба, национализация и приватизация предприятий. Сюда же относится определение основных принципов организации национальной обороны, местного самоуправления, образования, режима собственности, других вещных прав, а также обязательств, трудового, профсоюзного права и права социального обеспечения (ст. 34 Конституции), а также одобрение наиболее важных международных договоров (ст. 53 Конституции). Именно по указанным вопросам парламент принимает законы. Остальные вопросы государственной и общественной жизни относятся к сфере регламентарных полномочий - решаются президентом и правительством. У парламента имеется еще ряд полномочий, не связанных с изданием законов, но и они прямо и исчерпывающе закреплены в Конституции.

Тем не менее к важнейшим полномочиям относятся полномочия по принятию законав. Право законодательной инициативы принадлежит премьер-министру и парламентариям: премьер-министр вносит законопроекты, а парламентарии - законопредложения. Законодательная инициатива может быть внесена в любую палату.

Обычно законопроекты проходят три чтения, к которым их готовит постоянная или специальная комиссия. Закон считается принятым парламентом, если получит в идентичном виде одобрение обеих палат. Если же этого не происходит, применяется "метод челнока": закон поочередно рассматривается палатами до тех пор, пока ими не будет выработан единообразный текст. Остановить такую последовательную передачу текста законопроекта при отсутствии согласия палат может только правительство. После трехкратного голосования по закону в каждой палате либо после однократного голосования палатами по закону, принятие которого объявлено правительством срочным, премьер-министр вправе созвать совместную комиссию палат, сформированную на паритетных началах. Если не удастся выработать и принять в каждой из палат согласованный текст, Национальное собрание по уполномочению правительства может принять его самостоятельно.

После принятия парламентом закон подписывается президентом. В течение 15 дней президент может наложить вето на закон в целом или на отдельные его положения (выборочное вето - это также специфическая черта законодательного процесса Франции). Президентское вето может быть преодолено палатами парламента путем повторного принятия закона в прежней редакции абсолютным большинством голосов. В этом случае президент подписывает закон. Президент может инициировать рассмотрение в Конституционном совете вопроса о конституционности закона до его подписания.

У принятия органических законов (принимаются в четко указанных в Конституции случаях; обычно регулируют организацию публичной власти) имеются свои особенности. Так, на обсуждение и принятие решения в палате его после внесения должно отводиться не менее 15 дней; органические законы, касающиеся Сената, должны быть приняты обеими палатами в идентичной редакции; иные органические законы могут быть по требованию правительства и с соблюдением указанной выше процедуры при отсутствии согласия между палатами приняты только Национальным собранием, но при этом требуется абсолютное большинство от списочного состава депутатов (для принятия таким образом обычного закона достаточно большинства от числа участвовавших в голосовании при наличии кворума); органические законы до подписания президентом подлежат обязательному конституционному контролю.

Финансовые законы, касающиеся бюджета, налогов, могут быть внесены только в Национальное собрание. Правом законодательной инициативы здесь наделено исключительно правительство. Если парламент не принял такой закон в течение 70 дней, то этот вопрос может урегулировать президент.

Во Франции широко используется делегированное законодательствование. Делегирование полномочий осуществляется путем издания специального закона, который предусматривает в рамках программы правительства предмет и срок передачи законодательных полномочий. В порядке делегирования правительство издает ордонансы по вопросам, относящимся к компетенции законодателя. До конца срока, на который осуществлялось делегирование, парламент на основе законодательной инициативы правительства должен утвердить такой ордонанс, поскольку в противном случае он утрачивает силу.

У парламента имеются также контрольные полномочия. Текущий контроль за деятельностью правительства осуществляется путем направления вопросов правительству или министрам, ответы на которые обязательны. Вопросы могут быть устными (с дебатами, т. е. предполагающие обмен мнениями, и без дебатов) и письменными. Ответы на устные вопросы также даются устно, а на письменные - публикуются официально. Интерпелляция в собственном смысле слова, т. е. запрос, ответ на который влечет голосование о доверии или недоверии правительству, формально во Франции не предусмотрена, однако по мотивам ответа на вопрос Национальное собрание может проголосовать за резолюцию порицания. Контроль может быть осуществлен посредством контрольных и следственных комиссий, а также постоянных комиссий, имеющих в том числе контрольные полномочия. Палаты могут осуществлять контроль и опосредованно: с помощью посредника, либо Счетной палаты. Задачей Счетной палаты является контроль за исполнением финансовых законов администрацией. Ее члены наделены статусом судей. Эти формы контроля применяются обеими палатами парламента, однако нижняя палата - Национальное собрание - может выразить правительству недоверие, принять резолюцию порицания. Кроме того, само правительство может поставить перед этой палатой вопрос о доверии себе. Резолюция порицания выносится по инициативе не менее 1/10 от общего числа парламентариев Национального собрания. Голосование по резолюции может состояться не ранее чем через 48 часов после внесения ее проекта. Резолюция считается принятой, если за нее проголосует абсолютное большинство от общего числа депутатов палаты.

Постановка премьер-министром вопроса о доверии связана с необходимостью получения поддержки парламента после формирования правительства (на рассмотрение выносится программа или декларация об общей политике правительства) или с рассмотрения парламентом какого-либо акта, чаще всего законопроекта, инициированного правительством. В первом случае выражение доверия правительству и одобрение соответствующего документа - одно и то же. В случае же если постановка вопроса о доверии связана с законопроектом, то собственно вопрос о доверии не голосуется, так как доверие считается выраженным, а законопроект - одобренным, если в течение 24 часов после постановки вопроса о доверии Национальное собрание не вынесет резолюцию порицания.

Правовое последствие вынесения резолюции порицания и отказа в доверии заключается в том, что правительство уходит в отставку. Несмотря на то что роспуск Национального собрания не связан именно с этими действиями нижней палаты, целевое назначение этого института таково, что роспуск может последовать после внесения проекта резолюции порицания либо вслед за отказом в доверии, либо при угрозе отказа в доверии.

Парламент обладает полномочиями в сфере внешней политики и обороны. Они состоят в праве осуществлять ратификацию наиболее важных международных договоров, давать разрешение на продление при необходимости на срок свыше 12 дней осадного положения, введенного Советом министров, на объявление войны и состояния войны. Парламент формирует так называемые Высокий суд правосудия и Суд правосудия Республики, имеет право объявлять амнистию.

Процедура деятельности Парламента.
Парламент является постоянно действующим органом. В настоящее время он проводит одну очередную сессию в год (до 1995 г. -- две). Во Франции жестко ограничена возможная продолжительность заседаний палаты в течение сессии - не более 120 дней (сама сессия длится с начала октября по конец июня, но это не значит, что каждый день проходят заседания). Чрезвычайные (внеочередные) сессии созываются президентом по требованию премьер-министра либо большинства депутатов Национального собрания. При этом продолжительность таковой лимитирована 12 днями. В случае же введения президентом чрезвычайного положения парламент собирается на внеочередную сессию и заседает до окончания чрезвычайного положения.

Палаты парламента заседают раздельно, за исключением случаев, когда они образуют Конституционный конгресс. По общему правилу палата заседает в открытом заседании, но по требованию премьер-министра или 1/10 парламентариев может преобразоваться в Секретный комитет, т. е. заседать на закрытом заседании.

Для Франции характерна очень активная деятельность правительства при подготовке законопроектов и в иной парламентской работе. К примеру, оно может влиять на очередность рассмотрения законопроектов в палатах парламента, возражать против поправок, вносимых в текст законопроекта, потребовать голосования по законопроекту в том виде, в котором он был внесен правительством (с учетом только тех поправок, которые устраивают правительство), и пр.

Президент вправе осуществить роспуск Национального собрания . При этом Конституция не связывает роспуск с наличием конкретной политической ситуации в стране. Единственное, что требуется, - это предварительные консультации президента с премьер-министром и председателями обеих палат парламента. Однако оговорены условия, при которых такой роспуск недопустим: в течение года после выборов Национального собрания, состоявшихся после его роспуска; во время действия чрезвычайного положения; при исполнении председателем Сената или правительства обязанностей президента.

Статус парламентария . Во Франции парламентарии обладают свободным депутатским мандатом; они не могут быть отозваны, не несут ответственности за мнения, высказанные в палате, не могут быть подвергнуты преследованию или аресту за преступления или проступки без разрешения палаты (между сессиями - без разрешения Бюро палаты), за исключением случаев задержания на месте преступления. Особенностями статуса французского парламентария следует считать установление обязанности при вступлении его в должность и по окончании мандата представить в Бюро палаты декларацию о своем имущественном положении, жесткое регулирование несовместимости депутатского мандата с любой другой административно-властной либо с коммерческой деятельностью, а также достаточно высокий размер вознаграждения парламентария.

5. Президент Франции.

Президент является основной фигурой в системе государственной власти Франции. Конституция Франции не только прямо перечисляет полномочия президента, но и определяет его функции, ключевые для нормального функционирования государственного механизма. Так, согласно ст. 5 Конституции он следит за соблюдением Конституции, обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства, "является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров". Некоторые перечисленные функции нашли отражение в конкретных полномочиях президента. Но они могут иметь и иное значение, например использоваться для расширительной интерпретации полномочий - как их перечня, так и содержания конкретных полномочий, что имело место, к примеру, при вынесении де Голлем на референдум в нарушение установленной процедуры вопроса об изменении Конституции.

Вместе с тем даже прямо закрепленные за президентом Франции весьма обширные полномочия используются лицами, замещавшими должность президента после Ш. де Голля, исходя из политических традиций уважительного отношения к демократическим традициям весьма сдержанно.

Полномочия Президента можно условно разделить на две группы. К первой относятся полномочия президента собственно как главы государства. Ко второй группе - полномочия по руководству исполнительной властью. Необходимо отметить, что если полномочия президента собственно как главы государства связаны с возможностью принятия реальных властных решений, по сути дела они являются проявлением исполнительной власти президента. Можно иначе классифицировать полномочия президента: полномочия, осуществляемые им самостоятельно, и полномочия, требующие контрассигнации премьер-министра и в ряде случаев соответствующих министров. Самостоятельно президент осуществляет только назначение референдума, роспуск Национального Собрания, введение чрезвычайного положения, направление посланий палатам парламента, направление в Конституционный совет запросов о соответствии Конституции законов и международных договоров. Это, как видно из перечня, в основном полномочия президента собственно как главы государства. Иные акты реализации полномочий президента требуют контрассигнации. В этом плане президент оказывается в некоторой степени зависимым от правительства - ведь даже назначение на государственные должности может быть проведено только с согласия последнего. И в этом отношении реальные властные возможности президента зависят от конкретной расстановки политических сил. Если и президент, и парламентское большинство (следовательно, и правительство), принадлежат к одной партии, то роль президента возрастает. Фактически он возглавляет исполнительную власть. В иных случаях инициатива переходит к правительству.

Полномочия президента в основном заключены в сфере исполнительной власти. Он назначает и освобождает от должности высших должностных лиц исполнительной власти, в том числе премьер-министра и других членов правительства, председательствует в Совете министров (только при его участии заседание правительства может иметь форму заседаний Совета министров), подписывает декреты, акты, осуществляющие текущее регулирование, и ордонансы, наиболее значимые подзаконные акты, принятые Советом министров, на практике нередко сам издает акты, регулирующие отношения в области полномочий исполнительной власти.

В сфере отношений с парламентом президент созывает этот орган на чрезвычайные сессии, выступает участником законодательного процесса, включая процесс изменения Конституции, имеет право роспуска Национального собрания. Президент вправе назначать референдум, хотя в последние годы это право было несколько ограничено. Президент единолично после официальной консультации с премьер-министром, председателями палат парламента и Конституционного совета вводит в стране чрезвычайное положение, если существует серьезная и непосредственная угроза либо институтам республики, либо независимости нации, либо целостности ее территории, либо выполнению международных обязательств, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, прервано. Президент является Главнокомандующим Вооруженных сил страны, заключает международные договоры, аккредитует дипломатических представителей, послов и чрезвычайных посланников в иностранных державах. Он имеет и ряд других полномочий, в том числе по назначению должностных лиц, помилованию и пр.

Избрание, прекращение полномочий и замещение президента.
Президент избирается на пять лет всеобщими и прямыми выборами на основе мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства в два тура (во втором туре требуется относительное большинство).

Полномочия президента могут быть прекращены досрочно в случае признания его виновным в совершении государственной измены (любого тяжкого преступления), добровольной отставки. В случае досрочного прекращения президентом его полномочий, а также в случае констатации Конституционным советом по запросу правительства наличия обстоятельств, препятствующих президенту осуществлять полномочия, их временно осуществляет председатель Сената, а если последний не может замещать его, то правительство. Они осуществляют все полномочия президента, за исключением роспуска Национального собрания и передачи ни референдум законопроектов. Голосование по выборам нового президента o происходит не менее чем через 20 и не позднее чем через 35 дней после досрочного прекращения полномочий главы государства. Конституционный совет может констатировать наличие непреодолимых препятствий для соблюдения этих сроков, что по смыслу данного положения ст. 7 Конституции Франции должно приводить к их продлению.

Президент обладает неприкосновенностью . Во время исполнения своих полномочий он может быть привлечен к ответственности только за государственную измену (правда, ее интерпретация теоретически весьма расширительна, как любое тяжкое преступление). Обвинение президенту может быть предъявлено только двумя палатами парламента, принявшими такое решение абсолютным большинством голосов от общего числа членов каждой из них. После этого дело рассматривает Высокий суд правосудия. В случае признания президента виновным его полномочия досрочно прекращаются.

6. Правительство Франции.

В соответствии с Конституцией правительство "определяет и проводит политику нации". Таким образом, на него возложено текущее управление страной, т. е. обеспечение обычной исполнительно-распорядительной деятельности, в том числе путем принятия нормативных правовых актов в сфере регламентарной власти. Реальное содержание полномочий правительства зависит от того, каковы при соответствующем составе Национального собрания возможности действующего президента. Чем они меньше, тем больше возможности у правительства действовать по своему усмотрению, и наоборот.

Правительство должно пользоваться поддержкой Национального собрания, оно ответственно перед ним. Правительство может действовать в качестве Совета министров и в качестве Кабинета министров. Совет министров - это собрание министров под председательством президента, а Кабинет министров - под председательством премьер-министра. Конституционные полномочия правительства осуществляет Совет министров, принимаемые в ходе их осуществления акты подписываются президентом.

Формирование и состав .
Премьер-министр во Франции назначается президентом. Формально президент может его назначить самостоятельно. Однако он вынужден учитывать расстановку политических сил в Национальном собрании, поскольку оно в любой момент может выразить недоверие правительству, ему необходимо заранее заручиться его поддержкой. Поэтому премьер-министром становится, как правило, лидер победившей на парламентских выборах партии. Министров назначает на должность президент по представлению премьер-министра. Премьер-министр руководит деятельностью правительства. Он наделен достаточно широкими полномочиями, осуществляемыми им в личном качестве. Так, он назначает на военные и гражданские должности, обладает правом законодательной инициативы и т. п. Вместе с тем в деятельности правительства большую роль играют консультативные органы. Таковыми являются Государственный совет (наряду с другими функциями он в обязательном порядке проводит правовую экспертизу подготовленных правительством законопроектов и проектов ордонансов), а также Экономический и социальный совет, включающий представителей предпринимателей, профсоюзов, различных действующих в социальной сфере организаций, представителей науки и практики. Последний консультирует правительство по социально-экономическим проблемам, проводит экспертизу проектов законов и подзаконных актов правительства в этой сфере.

Прекращение полномочий.
Министры отстраняются от должности президентом по представлению премьер-министра. Правительство может уйти в отставку. Оно обязано уйти в отставку в случае выражения ему недоверия или отказа в доверии. Президент может отправить правительство в отставку по своей инициативе. Осуществление полномочий отдельных министров может быть прекращено в случае привлечения их к юридической ответственности, реализуемой Судом правосудия. Дело может быть начато по обращению любого лица, которое посчитало свои права нарушенными в результате преступления или деликта, совершенного министром.

7. Суд и местные органы Франции.

Суды во Франции .
Во Франции имеются суды общей юрисдикции, а также специализированные и административные суды. Кроме того, функционируют своеобразные квазисудебные органы: Конституционный и Государственный советы. Последний возглавляет систему административных судов. На низшей ступени судов общей юрисдикции находятся трибуналы малой инстанции. Они рассматривают гражданские дела с незначительными по сумме исковыми требованиями, а также уголовные дела по обвинению в преступлениях небольшой тяжести (в последнем случае они именуются трибуналами полиции). Следующий уровень представляют трибуналы большой инстанции, рассматривающие по первой инстанции большую часть гражданских и уголовных дел. В последнем случае они именуются правительными судами. Они не могут рассматривать уголовные дела, приговор по которым может предусматривать тюремное ключение сроком свыше пяти лет. Такие дела рассматривают суды ассизов в составе трех профессиональных судей и девяти присяжных. В отличие от англосаксонской модели суда присяжные составляют с профессиональными судьями одну коллегию и участвуют в определении наказания и решении иных правовых вопросов. Трибуналы большой инстанции и суды ассизов действуют, как правило, на одном территориальном уровне -- в департаменте.

Специализированные суды могут быть как уголовными (например, суды по делам несовершеннолетних), так и гражданскими (например, торговые суды, трибуналы по вопросам аренды и др.). В их составе нередко заседают судьи трибуналов малой или большой инстанции.

Компетенция апелляционных судов, рассматривающих дела во второй инстанции, распространяется на решения как обычных, так и специализированных судов. Кассационный суд возглавляет систему судов общей юрисдикции.

Система административной юстиции состоит из административных, апелляционных административных судов и Государственного совета, который возглавляет систему органов административной юстиции. Эти суды рассматривают споры в сфере административных отношений. Особенность этих судов заключается в том, что они состоят из чиновников, не являющихся судьями в собственном смысле слова.

Для разрешения споров о компетенции между судами общей юрисдикции и административными судами Кассационным судом и Государственным советом на паритетных началах формируется Трибунал по конфликтам. При судах во Франции создается прокуратура, подчиняющаяся министру юстиции, основная задача которой - поддержание государственного обвинения. При Кассационном суде действует Генеральный прокурор.

Специфическими органами, которые хотя и именуются судами, но не входят в судебную систему в собственном смысле слова, являются Высокий суд правосудия и Суд правосудия республики. Высокий суд правосудия состоит из 12 депутатов Национального собрания и 12 членов Сената (постоянных судей) и еще 12 заместителей судей также из числа парламентариев. При нем действует ежегодно утверждаемая Кассационным судом Следственная комиссия. Он предназначен для реализации ответственности президента и на практике ни разу не использовался. В свою очередь, Суд правосудия Республики создается в составе также парламентариев (по шесть от палаты) и трех судей Кассационного суда для рассмотрения дел об уголовной ответственности членов правительства. Его решения могут быть обжалованы в Кассационном суде. Указанные суды должны действовать на тех же процессуальных основаниях, что и обычные суды.

Статус судьи во Франции.
Статус судьи характеризуется прежде всего наличием принципа несменяемости судьи и требованием его профессионализма. Даже судья низового уровня по общему правилу должен быть профессиональным юристом. Распространено участие судей более высокого уровня в рассмотрении дел на нижестоящем уровне, т. е. судья, будучи судьей конкретного суда, работает не только в нем. Назначение судей осуществляется президентом по предложению Высшего совета магистратуры (полностью - судей Кассационного суда; в иных судах общей юрисдикции, кроме трибуналов малой инстанции, - только председателей) либо самим Высшим советом магистратуры - специально созданным для работы с кадрами судов и прокуратуры органом, формально возглавляемым президентом. Данный орган решает также вопросы об ответственности судей и прокуроров. В нем создано два отделения: одно занимается судьями, другое - прокурорами. Высший совет магистратуры состоит из представителей судей и прокуроров, избранных из состава судейского и прокурорского корпусов (по шесть человек в каждом отделении), а также лиц, назначенных президентом, палатами парламента и Государственным советом - по одному в отделение от каждого органа.

Местные органы публичной власти .
Главным представительным органом публичной власти региона выступает региональный совет. Он во Франции избирается путем прямых выборов на основе пропорциональной избирательной системы по многомандатным округам. Председатель регионального совета одновременно и руководит его работой, и возглавляет исполнительную власть в регионе. В каждом департаменте действует избираемый по мажоритарной системе сроком на шесть лет генеральный совет. Он обновляется наполовину каждые три года. Систему исполнительно-распорядительных органов возглавляет избираемый советом председатель. Представительный орган коммуны - муниципальный совет, срок полномочий которого составляет шесть лет. В зависимости от численности населения коммуны используется либо мажоритарная избирательная система, либо мажоритарная в сочетании с пропорциональной. Муниципальный совет избирает из своего состава большинством голосов мэра, возглавляющего систему исполнительно-распорядительных органов.

В департаменте предусматривается наличие представителя центральной власти - префекта (комиссара республики). Он назначается президентом по представлению министра внутренних дел. Один из префектов департамента одновременно является префектом соответствующего региона. В задачу префекта (департамента и региона) входят административный надзор за деятельностью местных органов власти и руководство работой территориальных органов центральных ведомств. Ему подчиняется административный аппарат, кроме того, ему подчинены некоторые местные подразделения центральных ведомств. Префекту подчиняются субпрефекты, действующие в пределах округов. Функции представителя центральной власти в коммуне осуществляет мэр коммуны. Префект и субпрефект могут оспорить в административном суде решение соответствующего местного органа, в случае если сочтут, что такое решение противоречит законам республики. Действие решений муниципального совета может быть ими при остановлено. Окончательно спор разрешается судом. При неспособности муниципального совета осуществлять управление местными делами он может быть досрочно распущен президентом.

Заморские территории имеют собственные законодательные и исполнительные органы власти. В каждую территорию назначается представитель государства, который осуществляет контроль за законностью деятельности местных органов власти. На Корсике создан парламент - Собрание, которое принимает законы. Оно формирует осуществляющий исполнительную власть Исполнительный совет, возглавляемый председателем Собрания. Собрание может быть распущено правительством Франции, если последнее сочтет, что нормальная работа Собрания невозможна.