Советская внешняя политика в 30 годы. Ключевые события внешней политики и ее значение

«Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени

П. Ф. Лесгафта Санкт- Петербург»

Факультет: «Экономики, управления и права»

Кафедра: «Истории»

Реферат по дисциплине: "История России" Тема:

"Внешняя политика СССР в 30-е годы XX века"

Выполнил: студент 1 курса

очной формы обучения

Прядко Никита Сергеевич.

Санкт – Петербург. 2009


Введение

1.1 Мировой экономический кризис – как причина военных конфликтов

1.3 Отношения на Дальнем Востоке

1.4 Отношения с Германией. Приход Гитлера к власти в Германии

II. Внешняя политика СССР со второй половины 30-х годов – до 1939 г.

2.1 Внешняя политика СССР в Европе, начиная со второй половины 30-х годов

2.2 Новая внешнеполитическая доктрина

2.3 Коминтерн и политика Народного фронта. Гражданская война в Испании

2.4 Англо-французская политика «умиротворения» и ее крах

2.5 Советско-германские договоренности, пакт Риббентропа - Молотова

2.6 Начало Второй мировой войны и политика СССР в условиях Второй Мировой войны. «Зимняя война»

Заключение

Список литературы


Введение

В 2009 г. исполнилось 70 лет со дня начала Второй Мировой Войны и 68 лет с момента злодейского нападения фашистской Германии на Советский Союз, начала Великой Отечественной войны. Эти фразы напоминают нам о событиях, которые затронули почти весь мир и принесли ему неисчисляемые бедствия. Они заставляют нас снова и снова обращаться к изучению причин возникновения Второй Мировой Войны, потому что не возможно понять почему, за что было столько всего разрушено и загублено так много человеческих жизней. Чтобы разобраться в причинах войны, писал В.И. Ленин, необходимо «изучить политику перед войной, политику, ведущую и приведшую к войне». Уроки истории не должны быть забыты, если мы хотим предотвратить новую, еще более страшную по своим последствиям войну.

Окончание первой мировой войны (подписание Версальского мирного договора в 1919 г.), гражданской войны и иностранной интервенции на территории России создали новые условия в международных отношениях. Важным фактором стало существование Советского государства как принципиально новой общественно-политической системы. Сложилось противостояние между Советским государством и ведущими странами капиталистического мира. Именно эта линия преобладала в международных отношениях 20-30-х годов XX в. Одновременно обострились противоречия между самыми крупнейшими капиталистическими государствами, а также между ними и «пробуждающимися» странами Востока. В 30-е годы расстановку международных политических сил во многом определяла усиливавшаяся агрессия милитаристских государств - Германии, Италии и Японии.

Внешняя политика Советского государства, сохранив преемственность политике Российской империи в реализации геополитических задач, отличалась от нее новым характером и методами проведения. Ей была присуща идеологизация внешнеполитического курса, основанная на двух положениях, сформулированных В.И. Лениным.

Первое - принцип пролетарского интернационализма, предусматривавший взаимную помощь международного рабочего класса в борьбе против мировой капиталистической системы и поддержку антиколониальных национальных движений. Он основывался на вере большевиков в скорую социалистическую революцию в мировом масштабе. В развитие этого принципа в 1919 г. в Москве был создан Коммунистический Интернационал (Коминтерн), В него вошли многие левосоциалистические партии Европы и Азии, перешедшие на большевистские (коммунистические) позиции. Коминтерн с момента своего основания использовался Советской Россией для вмешательства во внутренние дела многих государств мира, что обостряло ее отношения с другими странами.

Второе положение - принцип мирного сосуществования с капиталистической системой - определялось необходимостью укрепления позиций Советского государства на международной арене, выхода из политической и экономической изоляции, обеспечения безопасности его границ. Он означал признание возможности мирного сотрудничества и в первую очередь развития экономических связей с Западом.

Противоречивость двух этих принципиальных положений вызывала непоследовательность внешнеполитических акций молодого Советского государства.

Политика Запада в отношении Советской России была не менее противоречивой. С одной стороны, он стремился задушить новую политическую систему, изолировать ее в политическом и экономическом плане. С другой стороны, ведущие державы мира ставили своей задачей компенсировать потерю денежных средств и материальной собственности, утраченных после Октября. Они также преследовали цель вновь «открыть» Россию для получения доступа к ее сырьевым ресурсам, проникновения в нее иностранных капиталов и товаров. Это обусловливало постепенный переход западных стран от непризнания СССР, к стремлению установления с ним не только экономических, но и политических отношений.

В течение 20 - 30-х годов неуклонно возрастал авторитет Советского Союза на международной арене. Однако его взаимоотношения с Западом имели непоследовательный, амплитудный характер.

Изучение особенностей внешней политики СССР в 30-е гг. нельзя рассматривать вне контекста конца 20-х гг. ХХ столетия. В первой половине 20-х годов была нарушена экономическая блокада России капиталистическими странами. В 1920 г., после падения советской власти в республиках Прибалтики, правительство СССР заключило Договоры о мире с новыми правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, признав их независимость и самостоятельность. С 1921 г. началось установление торговых отношений СССР с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Переговорный политический процесс с Англией и Францией зашел в тупик. Используя противоречия ведущих европейских держав с Германией, советские представители в местечке Рапалло (недалеко от Генуи) заключили договор с ней. Договор возобновлял дипломатические и консульские отношения между странами и тем самым выводил Россию из дипломатической изоляции.

Германия, таким образом, стала основным торговым и военным партнером СССР, что внесло существенные коррективы в характер международных отношений на последующие годы. К 1924 году Россию в Европе де-юре признали: Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, в Азии - Япония, Китай, в Латинской Америке - Мексика и Уругвай. США оттягивали признание до 1933 года. Всего за 1921-1925 гг. Россией было заключено 40 соглашений и договоров. При этом советско-британские и советско-французские отношения носили нестабильный характер. В 1927 г. произошел разрыв в дипломатических отношений с Англией. В 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения с Китаем, в 1925 г. - с Японией.

России удалось заключить серию равноправных договоров со странами Востока. В 1921 г. был заключен советско-иранский договор, советско-афганский договор и договор с Турцией. В конце 1920-х гг. с преимущественного развития советско-германских отношений усилия советской дипломатии были направлены на расширение контактов с другими странами. В 1929 г. восстановлены дипломатические отношения с Англией. 1933 г. стал годом признания СССР Соединенными Штатами Америки, в 1933-1935 г. - Чехословакией, Испанской республикой, Румынией и др. Обострились и отношения с Китаем, где вспыхнул вооруженный конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в 1929 г. Таким образом, на этом этапе приоритет во внешней политике оказался отдан "коминтерновскому" направлению.


I. Внешняя политика CCCР в 20 - 30-е годы

1.1 Мировой экономический кризис как причина военных конфликтов конфликтов

Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г. и длившийся по 1932 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы, стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического характера. В других (Германия, Италия) кризис способствовал формированию антидемократических (фашистских) режимов, использовавших во внутренней политике социальную демагогию одновременно с развязыванием политического террора, нагнетанием шовинизма и милитаризма. Именно эти режимы стали зачинщиками новых военных конфликтов (особенно после прихода А. Гитлера к власти в Германии в 1933 г.).

Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной напряженности. Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистских Германии и Италии. Второй - на Дальнем Востоке из-за гегемонистских притязаний японских милитаристов.

Экономический кризис вызвал борьбу за мировые рынки. В 1930-1931 гг. западные державы обвинили Советский Союз в том, что он, используя дешевый принудительный труд, экспортирует свои товары по демпинговым ценам, нанося тем самым урон европейской экономике. Труд заключенных действительно применялся в производстве экспортных товаров, например леса, но объем советского экспорта был слишком незначителен для того, чтобы серьезно повлиять на состояние мирового рынка. Тем не менее Франция, а вслед за ней и некоторые другие государства Европы запретили ввоз ряда советских товаров. СССР в ответ сократил закупки в этих странах, что в условиях кризиса, когда Запад был особенно заинтересован в советском рынке, являлось весьма чувствительной мерой.

1.2 Политика СССР в Европе на рубеже 20-30-х годов

В 1929 г. министр иностранных дел Франции Бриан выдвинул проект объединения Европы в «пан-Европу». По французскому проекту, «пан-Европа» должна была стать средством поддержания мира и преодоления экономического кризиса. В СССР и в Германии проект Бриана расценили как попытку обеспечить французскую гегемонию в Европе. Переговоры о «пан-Европе», состоявшиеся в 1930-1931 гг., успехов не имели.

Приход в 1933 г. к власти в Германии фашизма существенно изменил расстановку политических сил в Европе. Главной задачей внешней политики СССР становится обеспечение коллективной безопасности, создание блока демократических государств против агрессивных устремлений Германии и Японии. Советский Союз устанавливает дипломатические отношения с США (1933), Францией (1935), вступает в Лигу Наций (1934).

Занимая ведущее место в Коминтерне, СССР призывает создать единый антифашистский фронт. Следует заметить, что И. В. Сталин стремился и здесь навязывать свой взгляд на решение международных проблем.

Необходимость скорейшего создания антифашистского фронта подтверждали и испанские события - первая попытка подавить международными силами фашистский мятеж, поднятый генералом Франко. Однако европейские страны по целому ряду обстоятельств не поддержали инициативу Советского Союза, который активно помогал республиканцам, оказывая им военную и материальную помощь.

Однако наибольшая угроза миру исходила от фашистской Германии, которая активизировала свою агрессивную деятельность. К весне 1938 г. ударные немецкие войска сосредоточились вдоль границ с Чехословакией. СССР был готов оказать этой стране помощь, однако не мог этого сделать без согласия и участия Франции, с которой был связан международным договором.

Англия и Франция пошли совершенно иным путем. Подписав позорное Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938 г.), эти страны фактически не возражали против аннексии Германией значительной части чехословацкой территории. Помимо этого Англия и Франция поочередно заключили соглашения с Германией, которые имели статус договора о ненападении.

Опасная ситуация сложилась и на дальневосточных границах Советского Союза. Сложные отношения с Японией привели не только к нагнетанию обстановки, но и к прямым военным столкновениям. Захватив Маньчжурию, Япония создала непосредственную угрозу СССР. Принадлежавшая нашей стране КВЖД оказалась на оккупированной территории. Вступив в союз с Германией (Антикоминтерновский пакт 1936 г.), Япония начала агрессию против Китая. Советский Союз, заключив договор о ненападении с Китаем, оказал ему существенную материальную помощь и поддержку. Отдельные столкновения СССР и Японии в 1938 г. вылились в крупный конфликт у озера Хасан на советско-маньчжурской границе. Боевой успех, одержанный Красной Армией, несколько убавил претензии Японии, однако положение оставалось напряженным и это вынуждало руководство страны держать на Дальнем Востоке значительные вооруженные силы.

В 30-е годы международная обстановка резко обострилась. Образовалось несколько очагов войны. На Дальнем Востоке на путь агрессии встала милитаристская Япония. Она захватила Северо-Восточный Китай и в 1933г. выходит из Лиги Наций. За ней из Лиги Наций выходит и Германия в которой к власти в 1933г. приходит национал-социалистская рабочая партия. Новое руководство Германии встает на путь возрождения военно-промышленного комплекса и своей армии. В январе 1935г. Германия возвращает себе промышленную область Саар, которая находилась под управлением комиссии Лиги Наций. В марте 1935г. она вводит свои войска в Рейнскую демилитаризованную зону и принимает закон о всеобщей воинской повинности. Немного позже Германия добивается согласия от Англии на увеличение своего флота до 35% от британского (а подводного до 45%).

Обострившаяся международная обстановка заставила Советское правительство изменить направленность своей внешней политики. 29 декабря 1933 г. в речи на IV сессии ЦИК СССР нарком иностранных дел М.М. Литвинов изложил новые направления советской внешней политики на ближайшие годы. Суть их заключалась в следующем:

· отказ от участия в международных конфликтах, особенно имеющих военный характер;

· свободное от иллюзий участие в усилиях по созданию системы коллективной безопасности;

· признание возможности сотрудничества с демократическими западными странами.

Этот шаг благоприятно отразился на советской внешней политике. В конце 1933 г. Советский Союз признали США, а затем еще полтора десятка государств, которые в течение 25 лет отказывались его признавать. В сентябре 1934 г. СССР был принят (39 голосами против 3 при 7 воздержавшихся) в Лигу Наций и сразу стал постоянным членом ее Совета. В 1935 г. были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи на случай любой агрессии против них в Европе. В результате переговоров между министром иностранных дел Франции Л.Барту и наркомом иностранных дел СССР М.М.Литвиновым был выработан проект Восточного пакта, по которому СССР, Польша, Латвия, Эстония, Литва и Финляндия образуют систему коллективной безопасности. Однако Восточный пакт не был реализован из-за противодействия Англии и Франции.

В середине 30-х годов обстановка в мире еще больше накалилась. В октябре 1935г. Италия развязала войну в Эфиопии (тогда Абиссинии). В 1936г. против республиканского правительства в Испании был организован фашистский мятеж под командованием генерала Франко. Германия и Италия приняли открытое вооруженное участие в этом конфликте на стороне генерала Франко. В конце 1936 г. страны агрессоры оформили протокол, который означал оформление «оси» Рим – Берлин. А 25 ноября 1936 г. Германия заключила с Японией «Соглашение против Коммунистического интернационала», направленное против Советского Союза.

В этих условиях советское руководство постепенно отходит от принципа невмешательства. В Лиге Наций Советский Союз вносит предложение, направленное на принятие срочных мер в целях коллективного отпора агрессии Германии и Италии в Испании. По предложению СССР Лига Наций принимает решение об активной поддержке республиканцев-антифашистов в гражданской войне в Испании. В эту страну прибыли интернациональные бригады из 54 стран. Советский Союз также направил добровольцев в Испанию.

Попытки Советского Союза в условиях нарастания военной угрозы создать систему коллективной безопасности были неудачными. Западные державы стали проводить политику уступок фашистской Германии, надеясь создать из нее надежный противовес против СССР и направить ее агрессию на восток. Результатом этой политики явилось Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938г.) между Германией, Италией, Англией и Францией. По этому соглашению к Германии отходила Судетская область Чехословакии. Дошло до того, что в январе 1939г. американский журнал «Тайм» провозгласил Гитлера «человеком 1938 года». В редакционной статье выражалась уверенность, что «человек 1938 г.» «сделает и 1939 год таким, о котором мы еще долго будем вспоминать». А Германия почувствовав свою силу в марте 1939г. оккупировала всю Чехословакию, а затем потребовала уступить ей Мемель (Клайпеду) и Данциг (Гданьск). Литва уступила этому требованию, а Польша не соглашалась. Тогда Гитлер 3 апреля 1939г. утвердил план военной кампании против Польши. Была определена конкретная дата – 1 сентября 1939г.

На Дальнем Востоке все более активизировалась милитаристская Япония. Захватив значительную часть Китая, Япония приблизилась непосредственно к границам Советского Союза. Летом 1938 г. произошел вооруженный конфликт на территории СССР в районе озера Хасан. Японская группировка была отброшена. В мае 1939 г. японские войска вторглись в Монголию. Советский Союз руководствуясь взаимными договоренностями с Монголией оказал ей военную помощь. Части Красной Армии под командованием Г.К.Жукова разгромили японские войска в районе реки Халхин-Гол.

В начале 1939 г. Советский Союз предпринял последнюю попытку создания системы коллективной безопасности между Англией, Францией и СССР. Однако стороны все более не доверяли друг другу. Англия ведет тайные переговоры с Германией, а руководство СССР видит в лице главных поджигателей войны теперь Англию и Францию. В мае лишается своей должности сторонник продолжения переговоров с Англией и Францией М.М.Литвинов, а на его место назначается сторонник переговоров с Германией В.Молотов. Весной 1939 г. начинаются активные советско-германские контакты.

Результаты

20 августа 1939г. Гитлер обратился с личным посланием к Сталину, предложив принять 22 или 23 августа министра иностранных дел Германии Риббентропа для составления и подписания пакта о ненападении. Утром 23 августа Риббентроп прилетел в Москву. И в конце дня был подписан советско-герман-ский договор о ненападении сроком на 10 лет. К нему был приложен секретный протокол о разграничении сфер влияния в Европе между Германией и СССР. В сферу интересов Германии отходила западная часть Польши до линии рек Писса, Нарев, Висла и Сан, а также Литва. Сферой советских интересов признавалась часть Польши восточнее названных рек, Финляндия, Эстония, Латвия и Бессарабия. 25 сентября руководство Советского Союза предложило Германии передать в сферу ее интересов Люблинское и часть Варшавского воеводства – от Вислы до реки Буг, а Литву включить в сферу советских интересов. 27 сентября в Москву вновь прибыл Риббентроп, и 28 сентября был подписан Договор о дружбе и границе между СССР и Германией.

Оценка пакта 23 августа 1939г. и в целом начатого сближения Советского Союза с фашистской Германией всегда была неоднозначной. С одной стороны, защитники пакта доказывают, что подписание пакта не позволило создать против СССР единого антисоветского фронта. Кстати, опасность сговора западных держав с Германией за спиной Советского Союза была в то время реальной. Об этом наглядно свидетельствует Мюнхенский сговор и другие внешнеполитические шаги западных держав. Советский Союз избежал войны на два фронта: на западе против Германии, на востоке – Японии. Был также достигнут выигрыш во времени (оттягивании времени вступления в войну СССР). Некоторые сторонники этого шага считают, что был достигнут выигрыш и в пространстве так как Советский Союз значительно расширил свои западные границы.

Противники заключения пакта с Германией оспаривают приведенные доводы. Они считают, что создание единого антисоветского фронта было маловероятным. Надо было продолжать переговоры с Англией и Францией. Они считают, что в 1939 г. Германия не могла начать войну с Советским Союзом. У Германии и СССР не было сколько-нибудь продолжительных общих границы, на которых можно было развернуть войска и произвести нападение. Кроме этого, считают они, Германия была не готова к большой войне. Война на два фронта СССР не угрожала, так как ко времени подписания пакта Япония потерпела поражение на Халхин-Голе. Что касается выигрыша в пространстве и во времени, то здесь Советский Союз ничего не выиграл. В отличие от Германии СССР не эффективно использовал отсрочку во времени для подготовки к войне.

Аргументы в поддержку подписания пакта Аргументы против подписания пакта
Такие же пакты еще в 1938 г. были заключены с Германией Великобританией и Францией Пакт был подписан накануне нападения Германии на Польшу. Это давало возможность противникам Советского Союза возложить на него вину за развязывание Второй мировой войны.
Подписание пакта отсрочило возможное нападение Германии на СССР. Советский Союз менее эффективно использовал полученную отсрочку для подготовки к предстоящей войне чем Германия.
В обстановке, когда еще не были завершены бои на Халхин-Голе, был нанесен удар по единству действий Германии и Японии. Правящие круги Японии пришли к мнению, что следует воздержаться от дальнейшей эскалации напряженности в районе советского Дальнего Востока. Части Красной Армии уже завершали уничтожение вторгшихся на территорию Монголии японских войск.
Подписание пакта отрицательно сказалось на антифашистском движении во всем мире. Нанесло ему крупнейший морально-психологический удар. Часть международной общественности стала воспринимать Советский Союз как союзника фашистской Германии.

При всех оценках пакта нельзя согласиться с утверждением, что подписав этот пакт Советский Союз взял на себя вину за развязывание Второй мировой войны. Это утверждение неверно уже потому, что военная кампания против Польши была спланирована задолго до подписания пакта. А военные действия Советского Союза на Дальнем Востоке показывали руководству Германии, что СССР не являлся на тот период серьезным противником для германской военной машины. Это, кстати, хорошо продемонстрировала война Советского Союза с Финляндией.

1 сентября 1939 г. Германия начинает войну против Польши. Англия и Франция (союзники Польши) объявили войну Германии. Начавшаяся в Европе война втянула в свою орбиту 61 государство, более 80% населения земли. Однако западные союзники Польши фактически не поддержали ее в борьбе фашистским агрессором надеясь, что руководство Германии продолжит свою восточную политику. В этих условиях руководство Советского Союза пытается отодвинуть свои государственные границы от жизненно важных районов страны. Тем более это позволяли сделать секретные договоренности с Германией. К этим шагам руководства страны отношение порой диаметрально противоположное. Но наиболее часто эти шаги осуждаются и даже приравниваются к агрессивной политике фашистской Германии. Однако следует помнить, что большинство территорий, указанных в секретных протоколах, были насильственно отторгнуты Германией от России во время гражданской войны.

17 сентября 1939 г., после разгрома немцами польской армии и падения польского правительства, Красная Армия вступила в Западную Украину и Западную Белоруссию. Одновременно с этим Советский Союз подписывает с Литвой, Латвией и Эстонией договора о взаимопомощи, по которым он получил право разместить на территории этих республик войска. В июле 1940 г. в этих республиках были проведены парламентские выборы. Вновь избранные законодательные органы провозгласили советскую власть и обратились к Советскому Союзу с просьбой о принятии их в состав СССР. Разумеется и выборы и провозглашение советской власти проходило под жестким контролем руководства Советского Союза. В середине 1940 г. Советский Союз присоединил Бессарабию и Северную Буковину. Румыния, не поддержанная Германией по этому вопросу, уступила ультимативному требованию СССР.

Сложнее решался вопрос с Финляндией. Руководство Советского Союза предложило Финляндии отодвинуть границу от Ленинграда (граница была на расстоянии 32 километров от города). Правительство Финляндии соглашалось отодвинуть границу только на 10 километров. Переговоры зашли в тупик. И тогда 30 ноября 1939 г. войска Ленинградского военного округа перешли границу Финляндии. Война, рассчитанная советским руководством на 2-3 недели, длилась 105 дней. 12 марта 1940г. был подписан мирный договор с Финляндией. В результате стратегические позиции СССР на северо-западе значительно усилились, граница была отодвинута от Ленинграда. Однако эта война нанесла нашей стране большой политический и моральный ущерб. СССР под предлогом его агрессии против Финляндии был исключен из Лиги Наций. В то же время эта война показала руководству Германии слабость военной машины Советского Союза и дала повод к ускорению подготовки к нападению на СССР.

Международная обстановка, в которой происходило развитие СССР в предвоенный период, была достаточно сложной. Существовали очаги напряженности на Дальнем Востоке и в Европе. Капиталистические державы мира в тайне готовились к войне. В Германии власть перешла к фашистской партии. Все эти явления указывали на то, что ситуация в мире очень интенсивно приближалась к вооруженному конфликту.

СССР в предвоенные годы определялась рядом обстоятельств.

В первую очередь, следует отметить, что расстановка сил на международной арене качественно изменилась в 30-е - 40-е годы. Главным образом, эти изменения связаны с возникновением первого государства с социальной системой правления, обострением противоречий между колониями и метрополиями. Немаловажное значение имело и достаточно интенсивное развитие экономики Германии - государства, недовольного своим международным положением.

Изменения повлияли и на характер приближающегося вооруженного конфликта. Спор между империалистическими государствами за передел мира должен был превратиться в противостояние держав между собой, а также противодействие всего блока со страной с другой социально-экономической системой - Советским Союзом.

Внешняя политика СССР, несмотря ни на что, продолжалась в мирном русле. Государство открыто выступало против оккупации Чехословакии. Советский Союз этой стране даже предложил военную помощь. Но Чехословакия отказалась.

Внешняя политика СССР до 39-го года считается образцом стремления не допустить войны, остановить агрессора. был на тот момент самым непримиримым противником фашизма.

Но к лету 1939 года позиция изменилась. В сентябре этого же года были подписаны договоры и секретные протоколы, согласно условиям которых, Советский Союз и Германия становятся практически партнерами.

Такой поворот связан с несколькими обстоятельствами. Следует отметить, что обстановка в мире к 39-му году не позволяла Советскому Союзу вести борьбу в одиночестве. Стране необходимо было обеспечивать свою безопасность. В сложившейся ситуации внешняя политика СССР могла пойти по трем путям. Государство могло продолжать оставаться в одиночестве, заключить военное соглашение с Францией и Англией или подписать договор с Германией.

Таким образом, к лету 1939 года начались переговоры между Англией, Францией и Советским Союзом о подписании пакта о взаимопомощи и формировании антигерманской коалиции.

Внешняя политика СССР перед началом военного противостояния носила характер противоречивый. Это было связано не только с особенностями международной обстановки того времени, но и со своеобразием бюрократической системы в партийно-государственном руководстве самого Советского Союза.

Послевоенный период государство переживало достаточно тяжело. В 50-е - 60-е годы начали закладываться новые политические и экономические основы в стране. Внешняя политика СССР в послевоенные годы начала менять свой курс. Вместе с этим в самом обществе происходили коренные изменения.

После войны с Германией СССР был признан великой страной. Разные державы мира стремились установить дипломатические отношения с государством.

Важнейшим направлением в международной политике Советского Союза являлось обеспечение безопасности границ, а также борьба против нового развития фашизма.

Тесными стали отношения между СССР и США. Благодаря усилиям американских и советских дипломатов, удалось сформировать Всемирный Банк, ООН и прочие структуры, являющиеся основополагающими в создании экономического и политического порядка. Кроме того, СССР с того момента занял место (вместе с Китаем, Францией, Англией и Америкой) в Совете Безопасности в ООН.


ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Введение. стр.3

Глава 1. Международное положение Советской России

после окончания гражданской войны. стр.4

Глава 2. Внешняя политика СССР в 1923-1933гг.

СССР и ведущие страны. "Полоса признаний". стр.6

Глава 3. СССР и страны Востока. Военные конфликты у

озера Хасан, на реке Халхин-Гол. стр.9

Глава 4. Политика коллективной безопасности 1934-1939гг. стр.12

Глава 5 Советско-финская война. стр.16

Заключение стр.20

Список литературы стр.22

Введение.

Начиная с 1920 г. великие мировые державы отказались от планов свержения советского режима. Постепенно была снята экономическая блокада, а закрепление рядом соглашений новых государственных границ - возможно, и не рассматривавшихся сторонами как окончательные - означало необходимую Советской России передышку. По окончании гражданской войны и иностранной интервенции, после перехода к нэпу идея мировой революции для многих большевистских руководителей отошла на второй план. III конгресс Коминтерна (июнь-июль 1921 г.), предсказав новое глобальное обострение межимпериалистических противоречий, которые в «ближайшем будущем создадут благоприятные условия для революционного взрыва», тем не менее признал спад революционного движения в Европе. В ожидании нового подъема Ленин поставил во главу угла задачу мирного строительства Советского государства.

В 20-е гг. Советская страна нормализовала свои международные отношения, постепенно входя в мировое сообщество. Существенно, что этот процесс происходил на условиях Советского государства, которое, с одной стороны, отказалось платить долги царского правительства, но не отказалось от роли мирового центра революционного движения - с другой. Вытекавшая из этого двойственность советской внешней политики означала настоящий переворот в нормах и правилах международных отношений 1 .

Цель настоящей работы – охарактеризовать внешнюю политику молодого советского государства в 20-30-е годы. Особое внимание необходимо уделить наиболее ключевым моментам в истории Советской России этого периода.

Глава 1. Международное положение Советской России после окончания гражданской войны.

Окончание первой мировой войны (подписание Версальского мирного договора в 1919 г.), гражданской войны и иностранной интервенции на территории России создали новые условия в международных отношениях. Важным фактором стало существование Советского государства как принципиально новой общественно-политической системы. Сложилось противостояние между Советским государством и ведущими странами капиталистического мира. Именно эта линия преобладала в международных отношениях 20-30-х годов XX в. Одновременно обострились противоречия между самими крупнейшими капиталистическими государствами, а также между ними и "пробуждающимися" странами Востока. В 30-е годы расстановку международных политических сил во многом определяла усиливавшаяся агрессия милитаристских государств - Германии, Италии и Японии. Внешняя политика Советского государства, сохранив преемственность политике Российской империи в реализации геополитических задач, отличалась от нее новым характером и методами проведения. Ей была присуща идеологизация внешнеполитического курса, основанная на двух положениях, сформулированных В.И. Лениным. 2

Первое положение - принцип пролетарского интернационализма, предусматривающий взаимную помощь в борьбе международного рабочего класса и антикапиталистических национальных движений в слаборазвитых странах. Он основывался на вере большевиков в скорую социалистическую революцию в мировом масштабе. В развитие этого принципа в 1919 г. в Москве был создан Коммунистический Интернационал (Коминтерн). В него вошли многие левосоциалистические партии Европы и Азии, перешедшие на большевистские (коммунистические) позиции. Коминтерн с момента своего основания использовался Советской Россией для вмешательства во внутренние дела многих государств мира, что обостряло ее отношения с другими странами.

Второе положение - принцип мирного сосуществования с капиталистической системой - определялось необходимостью укрепления позиций Советского государства на международной арене, выхода из политической и экономической изоляции, обеспечения безопасности его границ. Он означал признание возможности мирного сотрудничества и, в первую очередь, развития экономических связей с Западом. Противоречивость двух этих принципиальных положений вызывала непоследовательность внешнеполитических акций молодого Советского государства.

Политика Запада в отношении Советской России была не менее противоречивой. С одной стороны, он стремился задушить новую политическую систему, изолировать ее в политическом и экономическом плане. С другой стороны, ведущие державы мира ставили своей задачей компенсировать потерю денежных средств и материальной собственности, утраченных после Октября. Они также преследовали цель вновь "открыть" Россию для получения доступа к ее сырьевым ресурсам, проникновения в нее иностранных капиталов и товаров.

Глава 2 Внешняя политика СССР в 1923-1933гг. СССР и ведущие страны ."Полоса признаний".

"Первая великая встреча в верхах" XX в., как называли Генуэзскую конференцию, не привела к установлению прочных отношений Советской России с Западом. Великобритания не торопилась заменить важный, но ограниченный и нестабильный торговый договор всеобъемлющим мирным соглашением. Франция была настроена еще более враждебно, так как к моменту Октябрьской революции ценными бумагами Российского государства обладало 1,5 млн. французов, которые оказывали сильнейшее давление на свое правительство, требуя добиться возмещения убытков. Большевики, в свою очередь, связывали решение этой проблемы с дипломатическим притязанием.

"Скучной и бесполезной" оказалась, по словам Красина, Гаагская конференция, проходившая летом 1922 г. (завершила свою работу 20 июля), она не урегулировала экономических отношений между Советской Россией и Западом. 3

Однако единственным правительством в мире, которое открыто объявило о невозможности развивать отношения с СССР, пока у власти будут находиться большевики, было правительство США. В этот период только оно выдвинуло требование бойкота советской экономической системы.

Наступивший 1923 г. вызвал в определенных партийных кругах СССР надежду на мировую революцию. Обстановка в Германии, связанная с оккупацией Францией Рурской области (в ответ на задержку Германией выплаты очередной суммы репараций), побудила руководителей большевиков сделать ставку на немецкую революцию. Пользуясь наибольшим авторитетом в Коминтерне, Зиновьев и Троцкий стремились "подтолкнуть" вооруженное восстание рабочего класса Германии, видя в нем много сходных черт с российским Октябрем. Выступление в Германии было, между тем, подавлено. Были разгромлены рабочие движения в Болгарии и Польше.

Международные события начали резко меняться в начале 1924 г. В январе английские консерваторы потерпели поражение на парламентских выборах. Лидер лейбористской партии Д. Р. Макдональд стал премьер-министром.

1 февраля 1924 гг его правительство признало СССР де-юре и предложило организовать англо-советскую комиссию для изучения нерешенных экономических и политических проблем в отношениях между двумя странами.

Инициатива Англии вызвала волну признаний советского правительства и другими странами Запада в 1924-1925 гг. 7 февраля 1924 г. итальянское правительство Б. Муссолини формально признало СССР. В Советском Союзе считалось, что Италия может существенно помочь в развитии южных окраин страны, как это делала Германия в отношении центральных районов СССР.

Придерживаясь на протяжении ряда лет жесткой антисоветской позиции, Франция в лице председателя нового правительства Э. Эррио официально признала СССР 28 октября 1924 г. Между тем экономические проблемы франко-советских отношений были почти неразрешимы, так как ни одна из сторон не хотела идти на уступки в вопросе о государственном долге дореволюционной России. Наркомат иностранных дел СССР в тот период рассматривал отношения с Францией как средство оказывать давление на Германию и удерживать последнюю от переориентации в западном направлении. Франция же, со своей стороны, ни под какими предлогами не желала инвестировать средства в советскую экономику.

Важным результатом советской внешней политики на Дальнем Востоке стало восстановление связей с Китаем. Этот процесс носил сложный и длительный характер, поскольку эта страна была расчленена на несколько частей, в каждой из которых имелся свой правитель. Только в мае 1924 г. видному советскому дипломату Л. М. Карахану удалось подписать в Пекине соглашение с Китаем о возобновлении дипломатических отношений и о сохранении контроля СССР над Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД), проходившей по территории Маньчжурии.

В 1924 г. Советский Союз установил дипломатические отношения с Австрией, Норвегией, Швецией, Данией, Грецией. В январе 1925 г. - с Японией. Всего за этот период СССР признали 13 государств.

Широкому дипломатическому признанию СССР в значительной мере способствовал переход к нэпу. В 1923-1925 гг. на биржах капиталистических стран в качестве твердой валюты стали котироваться советские червонцы. В марте 1924 г. червонец на Нью-Йоркской бирже котировался в 5 долларов 20 центов (правда, необходимо помнить, что 1 червонец равнялся 10 рублям и, следовательно, советский рубль котировался в 52 цента). Котировка червонцев за границей прекратилась в 1926 г. после запрещения вывозить их из страны. 4

В 20-е гг. продолжал расширяться объем торговли Советской России с Германией, составив 30%- внешнеторгового оборота нашей страны. Этому способствовал договор о дружбе и взаимном нейтралитете, подписанный в Берлине 24 апреля 1926 г. он продлевал на пять лет действие Рапалльского договора.

Международное сотрудничество всегда было тесно связано с экономическими взаимоотношениями государств. Нэп, как отмечалось выше, стал своеобразным проводником советской внешней политики. Не случайно А. И. Рыков в одном из своих выступлений 1924 г. отмечал, что теперь уже нельзя найти в Западной Европе почти ни одной страны, которая бы так или иначе не была втянута в торговые отношения с Советской Россией. Председатель Совнаркома при этом подчеркивал, что советское государство является крупнейшим "экономическим фактором на международном рынке, и его в настоящий момент оттуда вытеснить уже невозможно".