Предметное рисование в младшем и среднем дошкольном возрасте. Кружок по нетрадиционной техники рисования в младшей группе: «Весёлая акварелька Темы занятий по рисованию в младшей группе

Программное содержание:

  • обучение детей младшей группы рисованию округлых форм способом наматывания с помощью карандаша или фломастера (на выбор);
  • закрепление умения рисовать карандашами; отработка зрительно-моторной координации; формирование ориентации в пространстве;
  • воспитание интереса к красным, зеленым, синим цветам; закрепление их в активном словаре;
  • формирование интереса ц малышей к изобразительной деятельности, умения узнавать на рисунке предметы окружающего мира;
  • развитие умения распознавать эмоциональное состояние рисунка, увязывать выбор цвета с настроением; эмоционально окрашивать возникшую ситуацию, включаться в оказание помощи, чувствовать и переживать состояние других как свое собственное.

Методы и приемы: игра, художественное слово, объяснение, индивидуальная помощь, упражнение, проблемная ситуация, показ.

Материал для занятия по ИЗО в младшей группе: клубки из синей, зеленой, красной пряжи, такого лее цвета карандаши и фломастеры, листы белой бумаги, мольберт, аудиозапись веселой музыки.

Форма организации: по подгруппам.

Предварительная работа:

1) упражнение в рисовании карандашом округлых форм на темы «Колобок», «Солнышко», «Воздушные шарики»;

2) проведение игр-забав, игр сюрпризов, игр-превращений «Я - котенок»;

3) экспериментирование с приемом «нажима» карандаша при рисовании дуг, витков, спиралей, их расположение в пространстве.

Ход занятия

Педагог. У бабушки Вали жил-был котенок. Бабушка Валя любила вязать кофточки и штанишки, а котенок любил играть с клубками вот так (показывает)…

Игры с цветными клубками: «Кто выше?», «Прокати и догони» (звучит веселая музыка).

Педагог читает стихотворение:

Наша бабушка идет

И корзиночку несет.

Села тихо в уголочек,

Вяжет деточкам чулочек.

Вдруг котенок прибежал

И клубочки подобрал.

Как же мне вязать чулочки?

Где же, где мои клубочки?

А. Ануфриева

Педагог. Ребята, давайте поможем бабушке, соберем клубочки и намотаем на них ниточки. А чтобы котик-озорник не играл с бабушкиным клубочками, мы ему подарим свои. У нас есть клубочки? Как лее нам быть? (Высказывания детей.) Айда молодцы! Хорошо придумали! Давайте сначала поучимся наматывать. (Дети имитируют в воздухе «наматывание» клубочков.) Я уже научилась наматывать, посмотрите. Педагог последовательно рисует округлую форму карандашом способом наматывания; один - два ребенка пробуют рисовать на мольберте.

Для самостоятельного рисования дети свободно располагаются за столами, возле мольбертов, выбирают для рисования фломастер или карандаш. Взрослый в ходе работы индивидуально помогает, приговаривает:

Ниточка накрутится,

И клубок получится.

В конце занятия рисунки совместно рассматриваются, уточняются их размер, цвет, форма, способ рисования. Педагог должен отметить через сорадость характер клубочков (веселые, задорные, забавные, грустные и т. п.). Педагог хвалит детей:

Клубочки хороши,

Постарались малыши!

Будет котенька играть,

Добрым словом вспоминать.

Педагог. На этом наше занятие по рисованию закончено!

Занятие по рисованию с детьми младшей группы подготовила Куксова Н.А.

Конспект занятия с детьми первой младшей группы в детскому саду с использованием нетрадиционных техник рисования "Покорим цыплят" (рисование ватными палочками).

Ахсенова Елена Алексеевна, воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад "Сказка" Муниципального образования Цильнинский район Ульяновской области с. Большое Нагаткино
Данный материал будет полезен для воспитателей детского сада.
Цель: Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи :
- Закрепить знания детей о домашних птицах их деток;
- Закреплять умение изображать семечки ватными палочками;
- Развивать интерес к рисованию.
Материалы: деревянная самодельная игрушка - цыплята, листы альбома с изображением цыплят, ватные палочки, гуашь черного цвета.

Ход занятия:

Послушайте загадку: Был белый дом,
чудесный дом. и что-то застучало в нем. и он разбился, и оттуда живое выбежало чудо, такое теплое, такое пушистое и золотое (Цыпленок)
– Этот малыши пришли к нам сегодня в гости (показываю игрушки с цыплятами). А вы знаете, как говорят цыплята? А кто мама цыпленка? А папа? Молодцы! А к каким птицам относятся они? (Домашним). А каких домашних птиц вы еще знаете? (ответы детей) – Гусь (гусенок), - Утка (утенок), - Индюк (индюшонок).
Давайте, мы поиграем в игру «Курочка и цыплята». Я буду курочка. А вы мои цыплята.
Воспитатель:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки-
Желтые цыплятки.

(Дети ходят по кругу за педагогом.)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите!
(Дети имитируют движения цыплят: лапками гребут, зернышки клюют)
Воспитатель: Ой, детки здесь, на ковре совсем нет зернышек, и цыплятам нечего есть. Давайте мы зернышки нарисуем краской. Для этого мы сядем за стол. И прежде чем нарисовать зернышки для цыплят подготовим наши пальчики.
Пальчиковая игра: Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утенок,
У каждой мамы есть малыши, все красивы хороши.
Воспитатель : Теперь я вам познакомлю с зернами семечками. Какого они цвета? (черные). Макаем ватную палочку в черную краску и «рассыпаем зернышки» по полянке для цыпляток, вот так (показываю на рисунке с изображением цыплят рисование ватной палочкой). Малыши ритмично наносят ватными палочками «пятнышки» на листе альбома с изображением цыплят.
- Молодцы, ребята, вы очень постарались.
Давайте с вами сделаем массаж, чтобы развеселить наших цыплят.
Солнышко проснулось, лобика коснулось.
(Дети проводят руками по лбу)
Солнышко проснулось, щёчек коснулось
Лучиками провело и погладило.
(Проводят руками по щекам)
Солнце личико согрело, потеплело, потеплело.
Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись.
(Дети улыбаются друг другу).
Рефлексия:
Воспитатель : Детки, что вы рисовали? Для кого?
Как зовут маму цыплят? Как она зовет своих деток? Как цыплята отзываются?

Показ игрушки самодельной с двумя цыплятами
Рисунок с изображением цыплят на магнитной доске


Зернышки семечек


Гуашь черного цвета, разведенная в воде


Показ на рисунке с изображением цыплят рисования семечек ватной палочкой


Рисунки детей

Непосредственно образовательная деятельность в младшей группе (3-4 лет). Конспект.

Автор: Козаченко Марина Викторовна, воспитатель
Место работы: МКДОУ "Детский сад №4" п.Коренево, Курская область

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования.

Описание работы: конспект НОД по изобразительной деятельности (рисование) с использованием нетрадиционных техник рисования - рисование пальчиком и ладошкой, будет интересен воспитателям, родителям детей 3 - 4 лет. Рисование пальчиком очень нравится малышам и оказывает благоприятное влияние на развитие ребенка.
Тема: Разноцветный ковер.

Цель: Продолжать учить детей рисовать травку всей ладонью приемом примакивания.
Закреплять знания 4 основных цветов (зеленый, красный, желтый, синий).
Совершенствовать умение рисовать пальцами любые линии от кляксы (кляксография).
Формировать у дошкольников креативные качества.
Вызвать интерес к рисованию и чувство удовлетворения от работы.
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно - эстетическое развитие», «социально – коммуникативное развитие».
Материалы и оборудование: пальчиковые краски 4 цветов, тарелочки с зеленой краской, полоса бумаги (0,5/3 м), таз с теплой водой, влажные салфетки, игрушка петушок, домик для петушка, испорченный коврик, грам. запись «Вальс цветов».

Ход занятия:
Воспитатель: Проходите, ребятки, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь.
Ножки подружите,
Ручки положите.
Приготовьте ушки,
Приготовьте глазки,
Расскажу сейчас вам сказку…
(под русскую народную музыку воспитатель рассказывает сказку)
Воспитатель: На лесной опушке, в маленькой избушке, жили-были петушок и его цыплятки.
Однажды в избушку, где жили петушок с цыплятками, пробрались мыши. Даже днем они разгуливали по всему дому и грызли все что им попадется. И вот, случилась беда, мыши прогрызли коврик на котором всегда играли цыплятки. Коврик был очень красивый, похож на весеннюю лужайку. На нем была изображена травка и красивые цветы. Цыплятки очень любили этот коврик!
(показ испорченного коврика)
Воспитатель: Ребята, вы хотите, чтобы к нам пришел петушок из этой сказки?
(ответы детей)
Давайте вспомним русскую народную потешку про петушка.
Чтение потешки
Идет петушок,
Красный гребешок,
Хвост узорами,
Сапоги со шпорами,
Двойная бородка,
Частая походка,
Рано утром он встает,
Красны песенки поет.
(Воспитатель достает петушка из домика)
Воспитатель: Ребята, смотрите, петушок принес краски и просит вас помочь – нарисовать новый красивый коврик для его цыплят.
Поможем нашему гостю?
(ответы детей)
Воспитатель : Ой, детки, а петушок забыл принести кисточки! Но ничего страшного, мы справимся с этой задачей, потому что у нас есть ручки.
Психогимнастика
Покажите мне свои ручки, вытяните их вперед, закройте глазки и я сделаю ваши ручки волшебными.
(воспитатель гладит ручки каждого ребенка)
Откройте глазки, ваши ручки превратились в волшебные и теперь нам кисточки не нужны – мы будем рисовать ладошками и пальчиками. Давайте вместе со мной покажем, как наши пальчики рисуют в воздухе.
(Малыши повторяют за воспитателем движения, имитирующие рисование самых разных линий: вверх, вниз, вправо, влево).
Столы сдвинуты в три ряда. На среднем ряду закреплена полоса бумаги (0,5/3 м).
На 1 и 3 по 5 тарелочек с зеленой краской. Отдельно приготовлены: влажные салфетки, тазы с теплой водой и полотенца.
Воспитатель подводит детей к среднему ряду и расставляет их с двух сторон на места (друг напротив друга).
Воспитатель: Дети, сначала мы нарисуем травку. Каким цветом будем рисовать травку?
(ответы детей)
Воспитатель: Нужно подойти к тарелочке с краской, примакнуть одну ладошку в краску, затем другую. Возвращаемся на свои места и прижимаем ладошки к бумаге.
(Показ воспитателя на отдельном листе).


Звучит грам. запись «Вальс цветов».
Выполнение работы детьми.
Дети располагаются у столов и принимаются за работу.
После того, как нарисовали травку, дети моют руки.
Пальчиковая гимнастика (подготовка детей к рисованию пальчиками)
В лес по ягоды
Раз, два, три, четыре, пять
(пальцы обеих рук «здороваются» - соприкасаются друг с другом: сначала соединяйте большие пальцы, затем указательные и т. д.),
В лес идем мы погулять
(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу).
За черникой за малиной
(указательным пальцем правой руки нагибайте пальцы на левой, начиная с большого),
Зa брусникой и за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу)
Дети возвращаются на свои места к столам.
Воспитатель: Сейчас мы нарисуем цветы на коврике. Цветочки будут разноцветные и очень красивые. А рисовать мы их будем техникой рисования – кляксографией, слово означает рисунок из кляксы. Мы с вами уже знакомы с этой техникой рисования.
Давайте я вам напомню.
(В три пипетки набрана краска: желтая, красная, синяя)
Воспитатель показывает на отдельном листе прием рисования из кляксы, пальцем от кляксы проводит прямые линии.


Выполнение работы детьми.
У каждого ребенка по 3 кляксы разного цвета, дети рисуют цветы.
Воспитатель: Какими цветами красок вы рисуете цветы?
По окончании работы дети вытирают руки влажными салфетками и возвращаются к столам.


Воспитатель: Вам нравится коврик, который вы нарисовали?
И петушку очень нравится, только он хочет знать, какими цветами красок вы рисовали?
(ответы детей)
Дети закрепляют основные цвета.
Воспитатель: Петушок благодарит вас, теперь его цыплятки будут снова играть на красивом коврике. А цыплятки в благодарность передали вам конфеты «Цветной горошек». Каким цветом конфеты?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Вы славно потрудились! Когда наш коврик высохнет, мы свернем его и отдадим петушку, а он подарит коврик своим цыпляткам.

И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

Основной целью образования является формирование глубокой, самодостаточной, многогранной, творческой личности. Изобразительная деятельность стимулирует творческую и познавательную активность ребёнка второй младшей группы, обогащает новыми знаниями о свойствах предметного мира, а также знакомит с миром природы, развивает абстрактное и пространственное мышление. Увлечь малышей изобразительной деятельностью и превратить рисование в занимательную игру, попутно развивая технические навыки, фантазию и воображение поможет комбинирование классических техник и альтернативных, позволяющее свободно экспериментировать с нестандартными материалами и приёмами.

Значение и задачи изобразительной деятельности младших дошкольников

Целью изобразительной деятельности малыша является отображение жизненных впечатлений в художественном выразительном образе. Занятия рисованием учат изображению предметов и явлений, для чего у ребёнка должны сформироваться чёткие представления об окружающем предметном мире, а также навыки их графического воплощения на плоскости листа. В процессе рисования ребёнок сравнивает и оценивает графические образы предметов со своим представлением о них.

Анализ значения рисования для гармоничного и разностороннего развития личности ребёнка

  • совершенствование творческих способностей и умения доступными способами передавать красоту окружающего мира в самостоятельно выполненных работах;
  • развитие эмоциональной сферы ребёнка, эстетического восприятия, художественного вкуса;
  • знакомство с миром искусства, развитие базового понимания произведений декоративно-прикладного искусства, архитектуры, живописи, скульптуры;
  • формирование навыков обследования предмета, умения замечать и анализировать форму, цвет, строение предмета;
  • знакомство со свойствами различных материалов;
  • развитие тактильных ощущений, наблюдательности, глазомера, контроля за движением руки.

Задачи занятий по рисованию во второй младшей группе

Методы и техники рисования во второй младшей группе

Детей необходимо обучать пониманию отличительных свойств и возможностей карандаша и кисти, чтобы в будущем они могли самостоятельно выбрать оптимальный вариант создания изображения. На практике, к сожалению, отдаётся явное предпочтение одному инструменту или материалу, поэтому дети теряют интерес к рисованию, а работы становятся менее выразительными. Для того чтобы дети успешно овладели разнообразными техниками и приёмами рисования, важно уделять достаточное внимание проработке навыков владения кистью и карандашом в равной мере, подчёркивая при этом различие между ними, иначе у малышей не появится правильного понимания особенностей работы с этими инструментами.

Проблема: закрашивая изображение красками, дети часто водят кистью как карандашом, не отрывая её от бумаги, отчего часто выходят за контур, а закрашенная поверхность покрывается пятнами.

Классические техники

  • Рисование цветными карандашами - твёрдый инструмент позволяет совершать разнонаправленные движения противоположного характера (туда обратно), кроме того, прекрасно справляется с подчёркиванием контуров объекта. Изменения в силе нажима создаёт разную интенсивность цвета, для закрашивания всей поверхности необходимо совершать многочисленные однообразные движения. Инструмент обладает высокой сопротивляемостью, поэтому эффективен в целях укрепления мускулатуры руки и подготовки её к письму. На протяжении всего учебного года дети работают с коробочками, заполненными карандашами шести цветов. Простой карандаш появляется в арсенале материалов для рисования только в старшей группе, когда детей обучают создавать набросок. Правила работы с карандашом, которым следует обучать детей:
    • Использованный карандаш класть обратно в коробку, а не перекладывать в другую руку, иначе ребёнку сложно будет придерживать рисунок. Часто малыши кладут использованные карандаши на стол, они скатываются, падают на пол, что отвлекает самого ребёнка и окружающих детей.
    • Не разрешать смачивать карандаш для получения более яркого оттенка (дети часто берут карандаш в рот), следует приучать закрашивать рисунок в режиме равномерного нажима, а для повышения интенсивности цвета дважды проходить по нужному месту.
    • Использовать разные виды штриховки, совершая движения в одном направлении, не отрывая карандаш от бумаги. Очень важно сохранять правильное расположение руки для того, не закрывать рукой рисунок и контролировать прорисовку линии.
    • Формат бумаги для карандашного рисунка должен быть небольшим, поскольку малыши быстро утомляются от многократного повторения однообразных движений.
  • Рисование кистью - мягкий инструмент, который не требует сильного нажима, в процессе работы детская рука расслаблена, поэтому малыши не испытывают сильного утомления. В отличие от рисования карандашом, линия в акварельном варианте исполнения теряет чёткость, становится более размытой, характер движения слабовыраженный. Знакомство с миром красок стоит начать с гуаши. Гуашь обладает перекрывающими способностями, её можно накладывать цвет на цвет. Во второй младшей группе малышам предлагают два цвета в начале учебного года, постепенно пополняя диапазон цветовой палитры до четырёх-шести. Инструменты: круглые кисти среднего размера (10–14 номера). Для тонирования большого пространства (небо, земля, снежный покров и т. д.) подойдёт кисть с плоским ворсом.
  • Рисование фломастерами - прекрасный материал для младшего школьного возраста, обладает яркостью цвета, при этом рисовать ими легче, чем карандашами. Когда рука достаточно окрепнет, можно переходить к более активному использованию карандашей.

Нетрадиционные техники

  • Ладошковая - основой изображения или коллажа являются отпечатки детских ладошек, малыши просто обмакивают ладошку в широкие блюдца с краской или краску на ладошку наносит взрослый.
  • Вертикальный тычок жёсткой полусухой кистью. Техника создаёт выразительный эффект объёмности, пушистости поверхности изображения.
  • Штампирование - изображение предметов или явлений природы с помощью нанесения оттиска на бумаге, используя штамп (ватные диски, разрезанный пополам картофель, детали конструктора, листья, готовые деревянные фигурки, кусочек поролона и т. д.).
  • Рисование свечой - на листе белой бумаги прорисовываются контуры простого рисунка или узора, например, снежинки. Затем лист полностью закрашивается акварельными красками.
  • Монотипия - с маленькими детьми практикуется способ переноса изображения с одной половины листа на другую или с основы (целлофан, пластиковая поверхность) на лист бумаги.
  • Набрызг - эффект разлетевшихся капель, который получается с помощью стряхивания краски на бумагу с широкой жёсткой кисти или щётки.
  • Рисунок мятой бумагой - изображение создаётся путём пропечатывания бумажным шариком.
  • Кляксография - создание случайных форм способом выдувания капелек краски через трубочку. Результат выдувания становится основой художественного образа.
  • Пуантилизм (точечное изображение) - рисование точечными мазками с помощью пальцев, штампиков, ватных палочек.
  • Рисование мыльными пузырями - мыльные пузыри выдуваются через трубочку, затем пена прикладывается к альбомному листу, оставляя цветной след.
  • Граттаж (в переводе с французского языка означает скрести, царапать) – контуры изображения процарапываются на поверхности, загрунтованной восковыми мелками или гуашью. Детям можно предложить новую игру «цап-царапку».

Приёмы рисования

  • Линия - основа контурного рисунка, очерчивающего форму предмета.
  • Штриховка - наиболее простой и эффективный способ цветопередачи и прорисовки фактуры предмета. Штрих - это не только самый популярный и доступный способ изображения предмета, но и прекрасный тренажёр для развития мелкой моторики и координации движений. Виды штриховки:
    • горизонтальная - самый сложный вид движения слева направо, рука располагается внизу линии, необходимо развивать навык закрепления руки и зрительный контроль;
    • вертикальная - вверх-вниз, рука движется сбоку линии;
    • диагональная - по косой.
  • Точка, ритмический мазок, примакивание в технике рисования красками. Приёмы работы с кистью: концом кисти и всей поверхностью кисти, важно обучать постепенному переходу от рисования концом к движению всем ворсом для прорисовки утолщённых линий. Положение кисти по отношению к поверхности листа бумаги зависит от толщины линии:
    • тонкие линии рисуются концом кисти в вертикальном положении;
    • широкие линии получаются при наклонном положении кисти.

Коллективные композиции из многих элементов создаются с помощью совместных усилий. В процессе коллективного творчества дети развивают способности пространственного мышления, навыки согласованных действий, а также личностные качества взаимопонимания и сотрудничества.

Коллективные композиции (фотогалерея)

Композиция в ладошковой технике Рисование в ладошковой технике Рисунок в ладошковой технике Рисование ватными палочками Композиция в ладошковой технике Рисование в ладошковой технике и технике тычка Рисование мыльными пузырями Рисование точек кистью Композиция в ладошковой технике Цветовая композиция в технике набрызг

Темы для занятий - разноцветные колёса, игрушки, веточки, ягодки и т.д.

Мир предметов (изучаем геометрические формы)

«Цветные клубочки» Учить рисовать предметы округлой формы, правильно держать кисть всем ворсом в краску; развивать умение рисовать кистью, выбирать самостоятельно цвет краски, правильно его называть.
«Разноцветные обручи» Упражнять в рисовании предметов круглых форм; продолжать учить правильно, держать карандаш при рисовании, различать предметы округлой формы; развивать восприятие цвета.
«Блюдце для молока» Учить правильно приёмам закрашивания краской. Не выходя за контур, узнавать цвет и называть его.
«Мой весёлый звонкий мяч» Формировать представления детей о круглой форме предметов и их величине; закреплять представление о цвете; учить закрашивать рисунки кистью, проводя линии в одном направлении; развивать интерес к результатам своей работы.
«Забор для петушка» Побуждать детей к созданию сюжетно-игрового замысла; совершенствовать умение проводить прямые линии сверху вниз и слева направо, вести кистью только по ворсу, правильно размещать рисунок на листе бумаги, держать кисточку правой рукой, а левой придерживать лист, опрятно промывать кисточку в воде и промокать салфеткой, набирать краску на весь ворс, лишнюю снимать об край стакана; закрепить знание о цветах; развивать внимание, мышление, глазомер.
«Разноцветные колёса» Развивать цветовосприятие, учить различать цвета, рисовать кистью объекты круглой формы.
«Раздувайся пузырь» Закрепить знания цветов, обучать передаче образа подвижной игры, закреплять навыки рисования кистью и закрашивания изображения.
«Колечки для котят» Закреплять умение правильно держать кисть тремя пальцами, продолжать учить рисовать предметы округлой формы.
«Цветные клубочки для бабушки» Учить изображать линию круговым движением, не отрывая карандаша от бумаги, рисовать карандашами разного цвета.
«Бублики-баранки» Учить изображать кольца различные по толщине и форме (круглые и овальные), самостоятельно выбирать кисть по толщине (широкую - для баранок, тонкую - для бубликов).
«Домик для собачки» Учить рисовать предметы, состоящие из прямоугольной формы, круга, треугольника.
Учить рисовать геометрические фигуры; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги; учить технике рисования восковыми мелками.
«Лесенка» Развивать умение рисовать кистью и гуашью прямые длинные вертикальные и короткие горизонтальные пересекающиеся линии; воспитывать у детей чувство сочувствия, отзывчивости.

Украшение предметов, посуды (чашек, тарелок), одежды, обуви

«Красивый полосатый коврик» Познакомить с красками и кистью; учить рисовать кистью прямые линии, правильно держать кисть при рисовании; дать возможность детям выбрать краску любимого цвета; воспитывать интерес к рисованию.
«Украсим рукавичку домик» Закреплять знание жёлтого и красного цветов; учить проводить кистью прямые линии, создавая простейший орнамент чередованием полос разного цвета; развивать умение работать с красками, любоваться своей работой.
«Фартук для барышни» (Дымковские узоры) Учить выделять и называть отдельные элементы узора, их цвет. Обучить навыкам росписи, располагать узор по всему листу. Развивать глазомер, чувство цвета, формы. Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии. Использовать в узоре элементы дымковской росписи: кружочки, линии, кольца. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
«Знакомство с расчёской» Закрепить знания о предметах ухода за волосами. Воспитывать желание быть красивыми, чистыми, аккуратными.
«Горошинки на зонте» Дать детям элементарные представления о назначении зонта; закрепление знаний детей о характерных особенностях осенней погоды; учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни; учить детей наносить пальцем ритмические мазки только на поверхности зонта, не выходить за контур; продолжать знакомить с цветом (красный, жёлтый, зелёный, синий); развивать мелкую моторику, самостоятельность.
«Сапожки для матрёшки» Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования пальчиками сапожок для матрёшки; учить различать предметы по величине «большая», «маленькая», закрепить название зимней обуви (валенки, сапоги).
«Платье для куклы» Учить детей рисовать для куклы Кати платье (техника примакивания, располагая пятна на заданном силуэте, рисуем линии сначала сверху вниз, а затем слева направо); продолжать учить детей правильно держать кисточку, обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю каплю о край баночки.
«Украсим кукле Маше платочек» Учить детей рисовать прямые линии сверху вниз и слева направо, не отрывая руки от листа; закреплять умения детей правильно держать кисточку, обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю каплю о край баночки; развивать знания в различении основных цветов (зелёного, красного, синего).
«Красивые тарелочки» Учить работать кончиком кисти; украшать предмет внутри, не выступая за края; обмакивать кисть всем ворсом в баночку с краской, затем лёгким прикосновением ворса снимать лишнюю краску о край баночки; держать кисть тремя пальцами, не напрягая мышцы, не сжимая сильно её; промывать кисть по окончании работы; осушать промытую кисть о мягкую тряпочку.
«Разукрась чашечку» Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения-чайной посудой, её названием и назначением, активизировать словарь по данной теме. Закреплять знания детей о цвете, продолжать развивать умение рисовать пальчиками и ватными палочками.

Рисунки в рамках циклов «Мир предметов» и «Украшение предметов, одежды и обуви» (фотогалерея)

Кольца - рисование красками Забор для петушка - рисование красками Бублики - рисование пальчиками Обручи - рисование красками Раздувайся пузырь - рисование красками Скворечник - рисунок красками Оформление силуэта варежки полосками Украшение силуэта расчёски Роспись силуэта платья линиями Роспись силуэта чашки в пальчиковой технике Роспись силуэта сапожка Роспись фартука Роспись силуэта валенка кистью Украшение силуэта валенка точками Роспись ковра Роспись коврика узором из линий и точек Рисование предметов мебели пальчиком Украшение полотенец кружочками Оформление зонтика Закрашивание силуэта платья Изображение методом штампирования Рисование разноцветных мячиков кистью Рисунок гуашью в техниках рисования красками и штампирования

Мир природы (животные, насекомые, растения, явления природы)

Тема занятия Цель занятия
«Разноцветный ковёр из листьев» Расширить представление детей о природном явлении листопаде; учить идентифицировать жёлтый, зелёный, красный цвета, рисовать листья способом примакивания, равномерно располагая рисунок по всей поверхности листа бумаги; развивать умение работать кистью. Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающей природы родного края.
«Деревья на нашем участке» Учить различать ствол, ветки, рисовать веточки деревьев; совершенствовать умение правильно держать карандаш.
«Ёлочка» Продолжить учить правильно располагать рисунок на листе бумаги, рисовать дерево (ёлку); закреплять умение рисовать красками.
«Светит солнышко» Учить передавать образ яркого солнца цветовым пятном, располагая рисунок в середине листа, закрашивать круглую форму
слитными линиями сверху вниз или слева направо всем ворсом кисточки; закреплять умение правильно держать кисточку.
«Деревья в снегу» Расширить представления детей о природном явлении снегопаде; учить идентифицировать белый снег, рисовать «снежные шапки» на нарисованных заранее ветках деревьев, ориентироваться в рисунке.
«Все сосульки плакали» Учить ритмично, наносить мазки, располагая их на листе бумаге в соответствии с направлением сосулек; развивать навыки работы кистью, различения предметов по величине, умение образно воспринимать цветовые пятна; воспитывать эмоциональное восприятие природных явлений, интерес к рисованию.
Закреплять умение правильно держать кисть, хорошо промывать ворс кисти при смене краски; учить различать краски по цвету; познакомить с растением одуванчик, его строением; воспитывать желание любоваться цветами.
Цып-цып-цып, мои цыплятки Учить размазывать краску рукой, дорисовывать карандашом или фломастером детали; формировать представление о круглой или овальной форме предметов, общую моторику; развивать фантазию и воображение при помощи кляксографии.
«Цветы для мамочки» Познакомить детей с нетрадиционным приёмом рисования - оттиск краской (печать краской); закрепить умения детей пользоваться кисточкой, краской, салфеткой; воспитывать уверенность в себе.
«Фрукты. Груши для Мишки» Закрепить знания о разных видах фруктов, как они называются, как выглядят, где растут; побуждать выбирать и называть предмет; упражнять в навыках работы пальчиковыми красками методом тычка; закрепить знание о цвете.
Учить детей изображать, доступными средствами, ветку рябины; закрепить приём изображения ягод при помощи ватной палочки; закрепить правила пользоваться изобразительным материалом; пробуждать у детей желание включаться в творческую деятельность; закреплять элементарные представления о жизни птиц зимой.
Воспитание у детей интереса к природе; создавать условия для развития творческих способностей; обучать наносить точки, пятнышки в заданном контуре; отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки.
«Зёрнышки для уточки» Продолжать учить детей рисовать кистью, держать кисть тремя пальцами; приучать действовать сообща, придерживаясь определённого направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры; формировать первоначальное представление о количестве: много, один; закрепление жёлтого цвета.
«Светлячок» Познакомить с явлением контраста; учить рисовать светлячка белой краской на бумаге тёмного (фиолетового, чёрного, тёмно-синего) цвета; развивать воображение; воспитывать интерес к освоению изобразительной технике.
Учить детей рисовать выразительный образ насекомого; продолжать учить создавать композицию на основе зелёного листочка; усовершенствовать технику рисования гуашью, умение объединять два инструмента рисования - кисточка и ватная палочка; развивать чувство формы и цвета, интерес к насекомым.
«Аквариумные рыбки» Развивать воображение детей посредством использования приёмов изотерапии; учить создавать образ аквариумной рыбки, передавать в рисунке её форму, части тела; продолжать знакомить с нетрадиционными изобразительными техниками; закреплять технику рисования мыльными пузырями; воспитывать аккуратность, умение находить нестандартные решения творческих задач.
«Ягодка за ягодкой» Учить детей создавать ритмические композиции «Ягодки на кустиках»; показать возможность сочетания изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок - ватными палочками.
«Весёлый дождик» Учить детей при помощи ватной палочки наносить ритмические мазки; учить передавать в рисунке впечатление от окружающей жизни; закрепить знания детей о характерных особенностях осенней погоды; показать приёмы получения точек, используя точку как средство выразительности.

Рисунки в рамках цикла «Мир природы» (фотогалерея)

Рисование кистью и красками Рисование ватными палочками Закрашивание контурного изображения фруктов с помощью ватных палочек Рисование кистью и красками Рисование ягодок ватными палочками Закрашивание грудки синички и снегиря Прорисовка точечек ватными палочками Рисование в пальчиковой и ладошковой техниках Изображение радуги кистями и красками Рисование цветов красками Рисование точек на силуэте божьей коровки в технике тычка Изображение методом оттиска листьев Изображение яблока ватными палочками Изображение аквариумных рыбок красками Рисование цветов методом тычка Рисование цветов мятой бумагой Изображение цыплёнка методом тычка Рисование одуванчика в пальчиковой технике Рисование по мокрому Рисование методом тычка Рисование ватными палочками и в технике штампования

Праздники, игрушки, транспорт

«Новогодняя ёлка с огоньками и шариками» Закрепить знания о цвете, умение изображать предметы круглой формы; развивать умение рисовать карандашом; воспитывать желание использовать в рисовании разнообразные цвета.
«Дымковская уточка» Продолжить знакомство с дымковской игрушкой, особенностями узора; учить различать элементы дымковской росписи, рисовать кружочки с помощью приспособлений (тычков).
«Матрёшек русский хоровод» Учить рисовать кистью точки и линии разной толщины; развивать умение работать гуашью, различать предметы по величине; воспитывать эстетический вкус, дав детям возможность самостоятельно выбрать цвет для рисунка.
«Неваляшки» Развивать умение создавать изображение из фигур одинаковой формы, но разной величины; закреплять понятие «большой - поменьше - маленький»; развивать умение самостоятельно правильно располагать части тела ми лица неваляшки; развивать мелкую моторику и активизировать словарный запас; вызывать положительные эмоции при создании рисунка неваляшки нетрадиционным способом - пальчиками.
«День Добра и Дружбы» Формирование нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста (добро, любовь, дружба) посредством интеграции образовательных областей.
Вызвать у детей интерес к образу Снеговика; продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком жёсткой кистью; учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, память, воображение; воспитывать сопереживание,аккуратность в работе с гуашью.
«Автомобиль» Учить детей аккуратно закрашивать пространство внутри замкнутой линии (прямые линии сверху вниз и слева направо, не отрывая руки от листа); самостоятельно выбирать цвет краски для работы; закреплять умение правильно держать кисточку, обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю каплю о край баночки.
Учить подбирать художественную технику в соответствии с темой рисунка; развивать чувство композиции и цвета, ритма, творческое мышление, воображение; воспитывать эстетический вкус, любовь и уважение к Родине.
Учить называть воздушный транспорт, закреплять умение рисовать предметы, состоящие из нескольких частей. Развивать восприятие, эстетическое отношение, к окружающему миру. Воспитывать интерес к рисованию самолёта.

Моя страна, город, дом, семья, друзья, я (безопасность и здоровье)

Развивать воображение. Учить правильно держать кисть, промывать её. Совершенствовать навыки рисования по шаблону.
«Весёлый человечек» Продолжать учить детей использовать в рисовании нетрадиционный способ - рисование пальчиками; составлять образ человека из частей; закреплять приёмы наклеивания готовых форм.
«Кошкин дом» (пожарная безопасность) Рисование ладошками: «Тили-бом, тили-бом! Загорелся Кошкин дом!» (нетрадиционная техника рисования).
«Я - светофор» Продолжать знакомить малышей с гуашевыми красками; развивать навык разукрашивания предмета гуашевыми красками; вспомнить и закрепить правила поведения на дороге, с которыми дети уже знакомы.
Развивать у детей способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, воспитание потребности узнавать о культурных ценностях родного города, беречь и охранять их; продолжать знакомить детей с малой родиной; умение выразительно передать образы объектов окружающего мира, изображать типичные и некоторые индивидуальные, характерные признаки предметов и явлений.
«Город, в котором я живу» Расширять знания детей о городе; учить рисовать кончиком кисти, развивать воображение, желание рисовать; воспитывать уважение к малой Родине.
«Пешеходный переход» Учить детей пользоваться красками и кистью: правильно держать кисть, не напрягая мышц, не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с кистью во время рисования; закрепить умение рисовать прямые горизонтальные линии непрерывным движением; формировать представление о пешеходном переходе.

Детские работы (фотогалерея)

Рисунок в технике тычкования с элементами аппликации Закрашивание контурного рисунка кистью Декоративное украшение силуэта матрёшки в технике рисования кистью Рисование в технике тычкования Рисование в технике тычкования Рисование в технике тычкования Закрашивание силуэта сердечка в технике рисования кистью Украшение силуэта матрёшки в технике рисования ватными палочками Закрашивание в технике штампования Рисование кистью и красками Рисование в технике проявляющегося рисунка (восковай мелок и акварель) Рисование способом тычкования Рисование методом штампования Прорисовка деталей (волосы, черты лица) ватными палочками Закрашивание силуэта самолёта в пальчиковой технике

Организация и проведение занятия

Занятия изобразительной деятельностью во второй младшей группе проводятся каждую неделю, длительность не должна превышать 15 минут.

Схема урока

  1. Организационный этап (3–5 минуты). В качестве мотивирующего приёма чаще всего используется художественное описание образа в словесной форме с целью активизации внимания, пробуждения интереса, рождения благоприятного эмоционального настроя, стимулирующего активность детей. Вводную часть занятия педагог начинает с подвижной или дидактической игры, загадки, чтения четверостишья. Задания должны быть по силам малышам трёх-четырёх лет, иначе умственное и психологическое напряжение приведёт к потере у них живого интереса и положительного эмоционального настроя.
  2. Практический этап (2–3 минуты). Демонстрация способов рисования прямых линий и элементарных форм (как правильно держать карандаш или кисть тремя пальчиками, набирать краску, проводить кистью по поверхности листа) сопровождается совместным с детьми игровым проговариванием каждого движения и повторяется на каждом занятии до полного закрепления правильного исполнения движения. Подражание играет ключевую обучающую роль, но постепенно задания усложняются (например, нужно дорисовать детали предмета, составить форму из отдельных элементов) и требуют от детей большей самостоятельности действий. К самостоятельной работе можно переходить тогда, когда дети овладели техническими навыками в достаточной мере. Дополнительными вопросами воспитатель подводит воспитанников к пониманию алгоритма действий. Отдельные технические педагог демонстрирует всей группе сразу, затем подсказывает индивидуально каждому ребёнку в зависимости от сложности ручных операций. Демонстрация предмета сопровождается проговариванием особенностей формы и цвета. Приёмы работы с детьми:
  3. Самостоятельная работа детей (10 минут). Воспитатель помогает малышам, которые испытывают трудности в процессе изобразительной деятельности.
  4. Подведение итогов, анализ (2–3 минуты). Выставка детских работ и элементарный анализ воспитывает умение описывать и давать эстетическую оценку творческим произведениям. Педагог вместе с детьми рассматривает выбранный рисунок, отмечает его сильные стороны, удачные творческие нестандартные находки, а также путём наводящих вопросов обращает внимание на расхождение с образцом или предметом, обсуждает возможные пути исправления ошибки. Важно не разрушить у детей веру в собственные силы, стимулировать интерес к творческой активности, поэтому слабые неудачные рисунки обсуждать не стоит. Детям, испытывающим трудности в процессе рисования, следует уделять больше внимания во время занятия, помогать и поощрять инициативу и стремление к рисованию. Индивидуальный подход также поможет выявить и развить способности одарённых детей.

Проблема: на основе самостоятельных действий у ребёнка закрепляется неверный способ технического исполнения. К сожалению, без целенаправленного обучения даже старшие дошкольники рисуют как бы всем корпусом. При этом страдает не только качество изображения, но и осанка малыша.

Видео: Подвижная игра «Раздувайся пузырь»

Конспект занятия на тему «Красивый полосатый коврик» (автор Гаджиева Р. К.)

Цель: учить рисовать горизонтальные линии, закреплять умение правильно держать кисть, закреплять цвета: синий и красный, воспитывать эстетические чувства.
Словарная работа: горизонтальные линии, длинная, слева направо.
Оборудование: листы бумаги, кисточки на каждого ребёнка, краски (синие, красные), клеёнки по количеству детей, игрушка - плюшевый мишка.
Демонстрационный материал: образец коврика.
Предшествующая работа: беседа с детьми о коврике, сюрпризный момент.
Организация детей: занятие проводится за столом.
1. Организационный момент.
Стук в дверь.
Воспитатель: кто-то стучится к нам.
Посмотрите ребята, кто к нам пришёл в гости?
Правильно, это мишка. А мишка к нам пришёл не просто так. Мишка мне сказал на ушко, что он хочет, чтобы вы нарисовали ему коврик. Он любит лежать на коврике, а у него его нет. Он будет очень рад, если вы подарите ему нарисованный коврик. Мишке нравятся разные коврики, но он очень хочет полосатый. Сегодня мы будем рисовать для мишки полосатый коврик. Ребята, подарим мишке коврик?
Ответы детей
2. Практическая часть.
Воспитатель: ты, Мишенька, садись посиди на стульчике, а я ребятам покажу, какой коврик мы будем рисовать. Посмотрите, что я держу в руках, это я нарисовала коврик. Посмотрите, какие длинные, горизонтальные линии. Возьмите кисточку в правую руку и покажите, как правильно её держать. Поднимите правую руку вверх, как я, и проведи в воздухе горизонтальную, длинную линию, слева направо. Повторяйте за мной. Молодцы, ребята, правильно делаете.
У каждого на столе лежит листок бумаги, баночки с синей и красной краской, клеёнка.
3. Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: ребята, начинаем рисовать, а я буду вам помогать. Мишка будет смотреть кто правильно рисует. Окуните кисточку в красную красу и проведите прямую линию слева направо, от одного края листа до другого края листа. Повторяйте за мной. Отступите, как я, и проведите ниже ещё одну горизонтальную линию. А теперь промойте кисточку и возьмите синюю краску. Проведите горизонтальную синюю линию между красными полосами. Рисуйте аккуратно, красиво, чтобы коврик понравился мишке. Чередуйте красные и синие полосы, до конца листа. Промывайте тщательнее кисточку по окончании работы, не оставляйте её в баночке.
В процессе работы подхожу к детям, которые затрудняются в рисовании и применяю приём «пассивного рисования», даю указания, делаю поощрения.
4. Итоговая часть.
Воспитатель: Ну вот и закончили. Положите кисточки, встаньте из-за столов, поднимите руки вверх, сгибаем и разгибаем пальчики:
Рисовали, рисовали,
Наши пальчики устали,
Мы немножко отдохнём
И с мишкой все играть пойдём.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Наши работы немного подсохли, возьмём их и пойдём дарить мишке.
Мишка говорит, что коврики очень красивые они ему очень нравятся, он их все забирает и некоторые коврики подарит своим друзьям в лесу.
Сегодня на занятии вы все были молодцы, все старались и нарисовали красивые, полосатые коврики.
Занятие закончено.

Видео: занятие на тему «Цыплёнок»

Картотека дидактических игр для занятий рисованием

  • развивать координацию и синхронизацию движений рук;
  • тренировать мелкую моторику и ручные умения;
  • изучать основные цвета и геометрические формы, количественный счёт;
  • учить складывать фигуры из простых геометрических фигур;
  • учить соотносить фигуры по признакам (размер, форма, цвет);
  • совершенствовать сенсорное восприятие;
  • развивать пространственное, логическое и абстрактное мышление;
  • развивать внимание и наблюдательностью.
  1. «Составь цветок, бабочку» - сложить форму предмета из геометрических фигур, подобрать цвета.
  2. «Собери бусы» - нанизывая разноцветные пробки на шнурок, собрать бусы.
  3. «Солнечная полянка», «Клоун» - подобрать пробки к шарикам и цветочкам по цвету.
  4. «Спрячь мышку в домик» - подобрать фигуры нужного цвета, размера и формы.
  5. «Солнышко» - жаркое солнышко сложить из красных лучиков (скрепки), тёплое из жёлтых, не жаркое составить из чередования красных и жёлтых скрепок.
  6. «Собери букет» - собрать букеты цветочков, окрашенных в оттенки одного цвета.

Активное применение классических и альтернативных способов рисования на занятиях в детском саду поможет ребёнку овладеть методами творческой самореализации, введёт в радостный мир изобразительного искусства, разовьёт интерес к исследовательской деятельности, пополнит словарный багаж. Сочетание классических приёмов обучения, построенных на привычном копировании и подражании, и приёмов нетрадиционных техник создаёт благоприятные условия для развития самостоятельности, инициативности, воображения, способствует раскрытию индивидуальности каждого ребёнка.

Поделитесь с друзьями!