Презентация по орксэ семья мировые религии. Основы мировых религиозных культур

Модуль предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.

На уроках дети осваивают понятия «культура» и «религия», узнают о религиях и их основателях. В процессе обучения они знакомятся со священными книгами, религиозными сооружениями, святынями, религиозным искусством, религиозными календарями и праздниками. Большое внимание уделяется семье и семейным ценностям в религиозных культурах, милосердию, социальным проблемам и отношению к ним в разных религиях.

В первом содержательном разделе модуля рассматриваются основы религиозных культур. Главная задача при изучении этого раздела заключается в том, чтобы учащиеся составили представление об образце, духовно-нравственном идеале человека, которое содержится в изучаемых религиозных традициях, а также выработали понимание необходимости стремления к духовно-нравственному совершенствованию человека и общества. Дети знакомятся с выработанными веками способами нравственного развития людей, переданные потомкам через религию и культуру.



Изучение модуля «Основы религиозных культур» поможет детям не только расширить кругозор, но и лучше ориентироваться в жизни. Мы живём в стремительно меняющихся условиях, происходит интенсивная миграция населения, в школах учатся представители разных культур и конфессий. Для того чтобы научить наших детей правильно, без конфликтов взаимодействовать между собой необходимо дать им знания об основных религиях народов России. Это позволит избежать ложных представлений, в какой-то мере защитит от влияния религиозных сект, будет способствовать формированию понимания ценностей религиозной культуры и необходимости её сохранения, формированию представления о том, каким должен быть современный человек.

Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия», «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религиях мира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира». Модуль информационно насыщен, на его изучение отводится всего лишь один час в неделю, поэтому для его усвоения необходима работа во внеурочное время, совместное обсуждение взрослыми и детьми изученного материала.

Вопросы и ответы

О преподавании комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

В общеобразовательных учреждениях города Москвы

(на основе наиболее часто поступающих вопросов от родителей )

Обязателен ли данный курс для изучения в четвёртом классе?

Курс ОРКСЭ является обязательным в 4 классе, его изучение введено во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 1 сентября 2012 г., 1 час в неделю.

Можно ли выбрать для изучения несколько модулей курса ОРКСЭ?

Родителям необходимо выбрать только один модуль. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать их ребёнок.

Какие изменения произойдут в учебном процессе конкретного образовательного учреждения? Не будет ли изучение курса ОРКСЭ проводиться за счёт учебных часов по основным предметам (русский язык, математика, иностранные языки)?

Учебный процесс в каждой школе организуется в соответствии с учебным планом, разрабатываемым в школе самостоятельно на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного государственным стандартом общего образования. Количество часов, предусмотренных учебным планом школы на изучение конкретного предмета, не может быть меньше количества часов, отведенных на изучение данного предмета федеральным базисным учебным планом.

Кроме этого, каждое образовательное учреждение имеет возможность самостоятельно распределять не менее 10% часов учебного плана, составляющих школьный компонент учебного плана (компонент участников образовательного процесса). Часы этого компонента могут быть использованы школой на введение дополнительных курсов, дисциплин, организацию индивидуально-групповых занятий, деление класса на подгруппы.

В связи с изменениями федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказы Минобрнауки России от 31.01.2012 г. № 69 и от 01.02.2012 г. № 74) курс ОРКСЭ становится обязательным для изучения учащимися четвертого класса (годовая нагрузка - 34 учебных часа). Курс ОРКСЭ вводится в учебный процесс за счёт часов школьного компонента (компонент участников образовательного процесса), что не приведёт к уменьшению обязательного количества уроков по другим предметам, установленного федеральным базисным учебным планом, а также к увеличению общей учебной нагрузки школьников.


Технологическая карта урока
Учитель: Ковалёва Светлана Михайловна
Класс: 4
Модуль: «Основы мировых религиозных культур»
Тема урока: Семья
Место урока в изучаемой теме: 28 урок
Тип урока: Усвоение новых знаний
Цель: дать представление об отношении к семье традиционных религий
Задачи урока:
1.Образовательные:
- Знакомство с понятиями семья, семейные ценности; раскрытие отношения к семье в традиционных религиях; формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям; умение объективно оценивать себя и других;
2.Развивающие:
- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развитие умения работать с учебником, словарём и компьютерными ресурсами для получения наиболее точной полной информации; развивать познавательный интерес к предмету;
3.Воспитательные:
- формировать уважительное отношение к семье;
- воспитывать ответственность по отношению к членам семьи;
- воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи»
Планируемые результаты:
дать начальное представление о моральных нормах поведения и правилах нравственного поведения, об этнических нормах взаимоотношений в семье и между поколениями;
способствовать формированию ценностного отношения к России, к своему народу, своей семье, старшему поколению.
Метапредметные УУД:
Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника, положительное отношение к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; воспитывать уважение и трудолюбие.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи.
Регулятивные УУД: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; определять и формулировать цель деятельности на уроке; учить определять цель задания, корректировать работу по ходу его выполнения, высказывать свое предположение на основе учебного материала; контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Познавательные УУД: учиться анализировать, выстраивать логическую цепь рассуждений; ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Технологии, используемые на уроке: проектная деятельность, проблемное обучение.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, в группах.
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Основы мировых религиозных культур», ромашки,

Структура и ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
1. Организационный момент.
Создать эмоциональный настрой на работу,
мотивировать учащихся к учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу, гостям. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.
И послушаем песенку
Звучит песня «Дружная семейка»
-Понравилась ли вам песня?
- О ком идет речь в этой песне?
- Как одним словом можно их назвать? Проверяют готовность к уроку;
На доске – солнышко.
Ребята рассаживаются за 3 стола.
-О маме, папе, бабушке, брате, сестре
-Семья Личностные УУД: желание и стремление к познавательной деятельности.Регулятивные УУД: настрой на работу, создание ситуации успеха.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества. 2.Самоопределение к учебной деятельности. Постановка проблемы.
3. Изучение темы и осмысление материала урока.
4. ФизминуткаПостарайтесь определить тему нашего урока.
-Правильно, мы будем говорить о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях.
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
–Как слово получилось,
Неясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
«Семья» - мы слышим это слово каждый день и настолько к нему привыкли, что порой не задумываемся, что оно обозначает.
А где мы можем уточнить значение слова?
1 группа - Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
2 группа - Ушаков Д.Н.: Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
3 группа - «Большая советская энциклопедия.»Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
- Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.
- А у вас семья большая? Расскажите о своей семье.
- Какая семья называется дружной?
- О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них «Как появилась дружная семья».
- Прочитайте названия этих качеств: (на Слайде) ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДРУЖБА.- Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье буду царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.
- А сейчас поговорим об отношении традиционных религий России к семье. На какой вопрос мы должны ответить?
Работа с учебником: Найти в учебнике (с. 74) ответ на вопрос:
– Как должны жить люди в христианском браке?
- Каждая группа получает задание.
1)В Христианстве брак - это школа…. (любви)
2)В Иудаизме брак - одна из главнейших заповедей.
3) В исламе – обязанность.
4)В буддизме – ответственность.
- Проверяем.
- А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки.
- Когда было легче удержаться на одной ноге?
- Почему в паре легче, как думаете?
- Что вам помогло?
- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье. Определяют тему урока, выдвигают предположение о цели и задачах урока.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о семье и семейных ценностях.
Участвуют в беседе.
В словарях (работа в группах)
2-3 ученика рассказывают о своих семьях.
Называют признаки дружной семьи.
Читает заранее подготовленный ученик: «Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…»
- Как должны жить люди в браке?
Читают в учебнике
Групповая работа
1 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме?
2 группа – Какое значение имеет брак в исламе?
3 группа – В чём состоит значение брака в буддизме?
Ответы учащихся 1-3 групп.

Строить свои речевые высказывания в устной форме.
Регулятивная УУД: определяют и формируют учебную задачу
Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения.
Познавательные УУД: Построение логической цепи рассуждения.
Коммуникативные УУД: Уметь в коммуникации строить высказывания.
Личностные УУД: уметь не создавать конфликтов, договариваться, распределяя работу в группе.
Регулятивные УУД: умение удерживать учебную задачу.
5. Закрепление изученного.
Работа в парах.
Вывод -Давайте поработаем с таблицами: посмотрим и определим, что общего есть во всех религиях мира, для построения добрых отношений в семье? (+)- Какие ценности являются общими для всех семей?
-Какие пословицы о семье вы знаете? Как вы их понимаете?
Составь пословицы из предложенных частей и соедините их стрелочками.
- Объясните, как вы понимаете пословицы.
1.На что клад, коли в семье лад.
Согласье в дому – достаток в дому, раздоры в семье - пропадать всему.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
2. Вся семья вместе, так и душа на месте.
В родной семье и каша гуще.
За общим семейным столом еда вкуснее.
3. Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Давайте вернёмся к целям нашего урока. Удалось ли нам достичь их? Что такое семья? Как относятся к семье основные религии мира?
Какую семью можно назвать счастливой?
-любовь мужа и жены друг к другу;
- любовь родителей к детям;
-почитание родителей;
-согласие;
- забота;
-терпение;
-уважение,
-прощение;
-семейные традиции
Предположения детей.
Работа в парах. Выполнение задания, рассуждения, доказательства своей точки зрения.
Объяснение пословиц. Коммуникативные УУД:
Уметь формулировать мысль, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения.
сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные УУД: Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
6. Рефлексия деятельности
(итог урока).
7. Домашнее задание. Организует беседу по уточнению и конкретизации новых знаний
-А какие праздники, посвящённые членам семьи вы знаете?
15 мая -Международный день семьи,
1 июня - День защиты детей, 20 ноября «Всемирный день ребенка», третье воскресенье июня – День отца, первое воскресенье ноября – День матери, первое воскресенье марта -«Национальный день бабушек» (Франция)
В России существует Всероссийский день семьи – 8 июля.
Отмечать стали этот праздник с 2008 года. День семьи в России отмечается в этот день неслучайно. 8 июля - православная церковь чтит память Святых Петра и Февронии. Они были мужем и женой.
Символом праздника стала ромашка (символ любви на Руси). Вы поняли, ребята, почему у вас на столах не волшебный цветик-семицветик, а обычная ромашка?
– Ребята, давайте возьмем наши ромашки в руки. Чувствуете, какие они хрупкие? Каждый цветок тянется к солнышку. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью.
- А сейчас, кому понравилось на нашем уроке, изобразите в центре ромашки улыбку, а кому нет – грусть. И прикрепим символы нашей маленькой семьи поближе к солнышку, и пусть ваши семьи крепнут и процветают.
- (Звучит «Гимн семьи»)

И закончить урок я бы хотела стихотворением.
Семья-это счастье, любовь и удача,
Семья-это летом поездки на дачу.
Семья-это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья-это труд, друг о друге забота
Семья-это много домашней работы.
Семья -это важно!
Семья -это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая эта семья!»
Подготовь рассказ о своей семье. Вместе с родителями придумай и нарисуй герб своей семьи.
Отвечают на вопросы, обобщают, делают выводы.
- символ любви
Дети прикрепляют свои ромашки к солнышку. Регулятивные УУД:
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; в диалоге с учителем оценивают степень успешности своей работы
Личностные УУД:
понимание значения семьи в жизни человека, желание беречь семейные традиции и семейные ценности.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»Урок по курсу ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Подготовила: Цикулаева Наталья Александровна,
учитель начальных классов

Боголюбово, 2012

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся школы I ступени (информационных, коммуникативных и др.) через доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

1) личностных результатов обучения:
- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Учебные задачи, направленные на достижение:Учебные задачи, направленные на достижение:
2) метапредметных результатов обучения:
- развивать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;
- формировать начальные формы личностной рефлексии – регулятивные УУД;
- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,
- формировать умение взаимодействия в статичных группах – коммуникативные УУД.

Учебные задачи, направленные на достижение:Учебные задачи, направленные на достижение:
3) предметных результатов обучения:
- раскрыть понятие «семья», выявить её отличительные признаки,
- обогащать словарный запас, развивать речь, мышление, творческое воображение,
- воспитывать уважение к членам своей семьи.

Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, музыка с песней «Родительский дом».Используемые учебники и учебные пособия:
- Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

План изучения материала:1) Что такое «семья»?
2) Как традиционные религии относятся к семье?
3) Как должны относиться друг к другу родные люди?
4) Как составить семейный герб?

Этапы урокаI. Вызов
II. Осмысление учебной задачи
III. Открытие нового знания
IV. Рефлексия

I. ВызовЦель: выявить эмоциональный настрой детей, настроить на работу.
Задание: выберите то «солнышко», которое больше нравится.

Слайд №10

II. Осмысление
учебной задачиЦель: актуализация имеющихся у детей знаний по теме «Семья».
Задание:
Сформулировать вопросы по теме урока, на которые нужно найти ответ.

Учитель ставит перед детьми проблемные вопросы.

Слайд №11

III. Открытие нового знанияЦель: изучение нового материала.
Задания:
1. Выстроить ассоциативный ряд со словом «семья».
2. Узнать происхождение слова «семья».
3. Рассказать о своей семье.
4. Назвать признаки дружной семьи.

Слайд №12

III. Открытие нового знанияЛегенда
«Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек,
но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров.
И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил
их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и
сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами
понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите
видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный
совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться
друг к другу, придерживаясь этих качеств: понимание, любовь,
доверие, доброта, забота, помощь, дружба.»

Слайд №13


5. Групповая работа. (Работа с учебником): Найти в учебнике ответ на вопрос:
1 группа – Как должны жить люди в христианском браке?
2 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме?
3 группа – Какое значение имеет брак в исламе?
4 группа – В чём состоит значение брака в буддизме?

Слайд №14

III. Открытие нового знанияЗадания:
6. Прочитать библейскую историю и ответить на вопрос: Как дети должны относиться к своим родителям?

Слайд №15

III. Открытие нового знанияУ Ноя было три сына. Уже после потопа Ной стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но ещё и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя – вошёл в шатёр, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал свою семью, чтобы посмеяться. С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям, прежде всего – к родителям и ученикам.

Слайд №16

III. Открытие нового знанияЗадания:
7. Вспомнить пословицы, поговорки, стихи о семье.
На что и клад – коли в семье лад.
Дом вести – не бородой трясти.
Когда семья вместе – так и душа на месте.
В семье – и каша гуще.
Один в поле – не воин.
Семья в куче – не страшна и туча.
Сироту пристроить, что храм
построить.

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: «Основы мировых религиозных культур»

Тема урока : «Семья».

Класс: 4

г.Нижневартовск

Цель : дать представление об отношении к семье традиционных религий России.

Задачи : познакомить учащихся с ролью семьи в мировых религиях, формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям, воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи», продолжить развивать умение сравнивать и обобщать материал, осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Основные понятия: семья, семейные ценности

Ресурсы: мультимедиапроектор, компьютер, экран, презентация к уроку, видеоролик «Притча Счастье», электронное приложение к учебному пособию А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур», учебник А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур», толковый словарь С.И.Ожегова, Д.Н.Ушакова, аудиозапись «Гимн Семье» Инь-Янь, приложение к уроку, раздаточный материал для работы в группах.

Приглашенные: родители, бабушки, дедушки.

Ход урока

Петриенко Ольга Михайловна

2012
Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня, особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком высоким, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция».

Новый предмет призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.

Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность, как нашей страны, так и современного мира.

Отечественная религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и актуализируется сегодня под воздействие ряда факторов:


  • общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

  • множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения.
Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного модуля и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции посредством:


  • ориентации содержания модуля «основы мировых религиозных кльтур»на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, – воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

  • педагогической организации общего культурно-исторического контекста преподавания учебного модуля, отражающего единую историческую судьбу многонационального народа России, общность и своеобразие культур российских народов, единство современной государственной и гражданской жизни, существующие сегодня общенациональные вызовы, ответить на которые способен только единый народ, имеющий общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы;

  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс в границах учебного модуля «Основы мировых религиозных культур» и системы межпредметных связей педагогически моделирует и содержательно раскрывает религиозно-культурную традицию России в ее самых общих этических основах. Сама национальная духовность в многообразии и глубине составляющих ее религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» - это введение в религиозно-культурную традицию России.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки, изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия – наша Родина.

Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

С 1 сентября 2012 года курс «Основы религиозных культур и светской этики» станет обязательным для учеников 4 класса.
Курс призван воспитывать толерантность к другим культурам, и направлен на то, чтобы дети могли узнать о традициях разных религий. При этом каждый ребенок вправе выбрать один из 6 предложенных модулей.

В МБОУ «Гимназия №22» г. Майкопа родителями учащихся был выбран учебный модуль Основы мировых религиозных культур». Этому выбору предшествовал целый ряд мероприятий, предпринятый администрацией гимназии. В связи с предстоящим введением в школьную программу учебного курса «Основы мировых религиозных культур» была разработана так называемая дорожная карта введения в 2012 году в МБОУ «Гимназия №22» учебного модуля «Основы мировых религиозных культур».

Дорожная карта введения в 2012 году в МБОУ «Гимназия №22» учебного модуля «Основы мировых религиозных культур».


№п\п

Мероприятия

Сроки

Ответственные исполнители

1.

Изучение нормативных правовых актов Министерства образования и науки Республики Адыгея по вопросу введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)

2011-2012 гг.

Администрация

2.

Проведение педагогического совета по вопросу введения комплексного учебного курса ОРКСЭ

февраль 2012

Администрация

3.

Проведение разъяснительной и информационной работы среди родителей обучающихся по выбору для обязательного изучения одного из модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ

январь-февраль 2012



4.

Проведение родительских собраний по вопросу введения комплексного учебного курса ОРКСЭ

январь 2012

Зам.директора по УВР Говорова Н.Г.

5.

Похождение курсовой подготовки на курсах повышения квалификации педагогических работников, которые будут преподавать комплексный учебный курс ОРКСЭ и формирование заявки на январь 2012приобретение учебников по комплексному курсу ОРКСЭ

январь 2012

Зам.директора по УВР Швецова Н.Н..

6.

Проведение административного совещания по внесению изменений в учебный план гимназии в связи с введением в 4-х классах комплексного учебного курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года

январь 2012

Директор Андреева И.В.

7.

Формирование нормативной правовой базы (локального акта) по обеспечению введения комплексного учебного курса ОРКСЭ

сентябрь 2012

Зам.директора по УВР Говорова Н.Г.

8.

Изучение методических, консультационных, информационных материалов по сопровождению введения комплексного учебного курса ОРКСЭ

2011-2013 гг.

Зам.директора по УВР Говорова Н.Г.

9.

Организация встречи родителей с преподавателями комплексного учебного курса ОРКСЭ для ознакомления с особенностями содержания, формами и методами педагогической работы

сентябрь - октябрь 2012

Администрация

10.

Создание для введения комплексного учебного курса ОРКСЭ необходимых условий, включающих: -организационно-управленческие; -организационно-педагогиеские; -информационное сопровождение; -нормативное правовое обеспечение; -учебно-методическое обеспечение;

март – сентябрь 2012

Администрация

11.

Участие в работе семинаров-совещаний по обмену опытом работы по введению комплексного учебного курса ОРКСЭ

2012-2013 гг.

Администрация

12.

Подготовка и размещение информации о введении комплексного учебного курса ОРКСЭ на сайте гимназии

сентябрь 2012

Петриенко О.М. Портненко Л.В.

Согласно данному плану мероприятий на первом общешкольном родительском собрании было представлено содержание и краткая характеристика двух основных модулей: «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур». На втором собрании родителями был сделан выбор в пользу учебного модуля «Основы мировых религиозных культур».

Результаты выбора родителей 3-х классов на 12.03.2012г.



Модуль

Число выбравших

Процент выбравших

1. Основы православной культуры

0

0

2. Основы исламской культуры

0

0

3. Основы буддийской культуры

0

0

4. Основы иудейской культуры

0

0

5. Основы мировых религиозных культур

118

99%

1-против


6. Основы светской этики

0

0

Всего:

118

99%

После представленного материала родители заполнили заявления.

Директору


МБОУ «Гимназия №22» Андреевой И.В.

от родителей учащегося (йся)_______ класса

____________________________

Домашний адрес и контактный номер телефона:

_________________________________

Заявление.

Основываясь на наших конституционно закрепленных и международно признанных неотъемлемых правах на выбор нравственного и культурного воспитания нашего ребенка, в соответствии с нашими убеждениями и нашей культурой, будучи проинформированы о содержании Примерной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа), разработанной в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г., просим Вас:

Предоставить нашему (моему) ребенку ____________________________, возраст ____ лет, учащемуся (учащейся) ______ класса, возможность изучать, в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль_______________________________________________________________________

В рамках изучения данного модуля ______________________ против ознакомительных экскурсий в храмовые сооружения мировых религий.

Родители:

______________________________________________________________ (ФИО, подпись)

Дата _____________________

Кроме того, достаточно убедительным доводом в пользу введения именно данного модуля в нашей школе может являться и тот факт, что с 5 класса учащиеся начинают изучать предмет «Мировая художественная культура». Программа 5-6 классов этого предмета построена на основе изучения мифологических и библейских сюжетов в искусстве, а в 7-8 классах на основе традиций мировых религий. Таким образом, введение учебного модуля «Основы мировых религиозных культур» в МБОУ «Гимназия №22» является логическим предшествующим этапом для изучения и остальных предметов школьной программы.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»

Программа реализуется в адресованном учащимся 4 классов комплексе: «Основы мировых религиозных культур и светской этики», автор А.В. Данилюк.

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного модуля «Основы мировых религиозных культур» ,должно обеспечить:


  • знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

  • формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий в России;

  • формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление веры в Россию;

  • укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

Комитет по образованию муниципального образования «Город Майкоп»

Приоритетные направления и перспективы

преподавания курса ОРКСЭ по модулю

«Основы мировых религиозных культур»

высшей квалификационной категории

Петриенко Ольга Михайловна