Что является религиозным объединением. Религиозные объединения в российской федерации

Cлайд 1

Религия в современном мире. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации

Cлайд 2

План урока 1. Религия как одна из форм культуры 2.Роль религии в жизни общества 3. Мировые религии 4. Свобода совести 5. Религиозные организации и объединения в РФ

Cлайд 3

Одной из древнейших форм культуры является РЕЛИГИЯ. Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественное. За время существования человечества было немало религий. Известен: ПАНТЕИЗМ (греч. - всеобщий) - отождествление Бога со всем миром, обожествление природы. ПОЛИТЕИЗ (греч. - многий) - многобожие (античная Греция, Рим, древние славяне, Индия) МОНОТЕИЗМ (греч.- один) единобожие, религиозная система, признающая единого Бога. АТЕИЗМ (греч. - отрицание) - отрицание существования Бога. Отличительные признаки религии верования ритуалы Этос (нравственная позиция) Взгляд на мир Система символов

Cлайд 4

Религия в своём развитии прошла длинный и сложный путь. ТОТЕМИЗМ - поклонение рода, племени животному, растению, предмету, считавшемуся предком. АНИМИЗМ - вера в существование души, духов ФЕТИШИЗМ - вера в сверхъестественные свойства особых предметов МАГИЯ - вера в действенность обрядов, ритуалов Национальные религии: иудаизм индуизм конфуцианство синтоизм Мировые религии Буддизм Христианство Ислам Хинаяна Тантризм Ламаизм Махаяна Православие Католицизм Протестантизм Суннизм Шиизм Хариджизм

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Таблица. Современные религии (практическая работа) Название религии Основные положения 1 Буддизм: Тантризм Ламаизм 2 Христианство: Православие Католицизм Протестантизм 3 Ислам: Суннизм Шиизм

Cлайд 9

Религия Структура Функции - Религиозное сознание - Религиозный культ - Религиозная организации - Мировоззренческая - Регулятивная - Терапевтическая - Коммуникативная - Культуротранслирующая - Интегрирующая - Легитимизирующая

Cлайд 10

Роль религии в жизни общества Религия - один из способов найти ответы на философские вопросы: "Есть ли душа?" , "Что лежит в основе поступков человека?", "В чём разница между добром и злом?" Некоторые утверждают, что дополнительные силы человеку придавала уверенность в том, что он не один, что у него есть божественные покровители, которые приходят к нему в трудную минуту. Другие считают, что в мире остаётся множество непознанных вещей, тайну которых человек жаждет раскрыть, но не может этого сделать, а когда нет научных ответов на вопросы, их находят в религиозных представлениях. Принадлежность людей к одной религиозной вере, совместное отправление ими религиозных обрядов, сплачивали их в одно целое. Общая религия и совместная религиозная деятельность были мощным объединяющим фактором, способствовали национальной консолидации. Проповедуя моральные (нравственные) заповеди, религия оказала громадное влияние на развитие духовной культуры - священные книги (Веды, Библия, Коран) - источники мудрости, доброты. Архитектура, музыка, живопись, распространение грамотности; мощный источник патриотизма (Сергий Радонежский, Великая Отечественная война)

Cлайд 11

По данным справочника "Религиозные объединения Российской Федерации" на долю Русской православной церкви приходится свыше половины религиозных общин (6709 из 12 тыс.), объединяющих примерно 75% верующих россиян. Мусульманских общин 2349, в них состоит 18% верующих россиян. Религиозной жизнью приверженцев ислама руководит 43 духовных управления мусульман. Кроме того в России действуют 113 буддийских общин (Калмыкия, Тыва, Москва, Краснодар, Санкт-Петербург, Казань, Анапа и др.) Зарегистрированы в России организации и других конфессий: Римско-католической церкви, старообрядцев, евангельских христиан баптистов, христиан веры евангельской -пятидесятников, адвентистов седьмого дня, иудеев, лютеран и др. Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется органами юстиции на основе представленных документов. Государство оставляет за собой право отказать в регистрации религиозной организации. В ст. 12 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" указывает в качестве оснований для отказа противоречие целей и задач религиозной организации Конституции РФ и российскому законодательству; несоответствие устава и других документов требованиям законодательства или недостоверность содержащихся сведений. (1996 г. в Москве было возбуждено уголовное дело против отделения Аум Синрикё по обвинению в антиобщественной деятельности)

Cлайд 12

Конституция Российской Федерации (статья 14) Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" 1997 года Государство представляет своим гражданам право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Религиозным объединением в России признаётся добровольное объединение граждан, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории страны, образованное в целях совместного исповедования и распространения веры. Религиозные объединения Религиозная группа Религиозная организация Секта Церковь Добровольное объединение граждан, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории нашей страны, осуществляет свою деятельность без государственной регистрации

Понятие и роль религиозных объединений в системе гражданского общества РФ

Суть понятия "религиозное объединение" раскрывает федеральный закон Российской Федерации "о свободе совести и религиозных объединениях" Пункт 1 статьи 6 данного нормативного акта гласит: "Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

вероисповедание;

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей".

Роль религиозных объединений в условиях развития нашего государства включает в себя множество аспектов, таких как организацию духовного развития личности, поддержку ее нравственных ориентиров, а так же воспитание любви к отечеству, веротерпимости и толерантности во взаимоотношениях среди народов, воспитание и формирование мировоззрения молодежи.

На сегодняшний день в России существует множество религиозных объединений. Наряду с прочими конфессиями наиболее крупными по числу последователей традиционно считаются Православие и Ислам, что в прочем не мешает бурному развитию деятельности других религиозных объединений (в соответствии с выборочным опросом, проведенным в 2001г., верующих 55% респондентов, неверующих - 33%, среди верующих большинство христиан, мусульман - 5%, сторонников некоторых других религий 2%; остальные опрошенные затрудняются с ответом). Подобное многообразие религиозных предпочтений в обществе гарантируется Конституцией Р.Ф., которая гласит:

"Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".

Понятие "религиозное объединения" включает в себя три признака:

- вероисповедание

- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний

- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей,

при условии что:

- это не противоречит законам Российской Федерации

- члены объединения проживают на территории РФ на законных основаниях.

Роль религиозных объединений, на данный момент времени, очень велика. Деятельность религиозных объединений в сфере политики, культуры, нравственности и т.п., может принести как пользу, если используется рациональный подход со стороны государственных органов и разумный диалог со стороны представителей религиозных объединений, так и вред в случае игнорирования властями проблем связанных со взаимоотношениями религиозных организаций с государством и обществом, и радикальность во взглядах последователей религиозных объединений.

Деструктивные религиозные объединения

В настоящее время одним из самых актуальных является вопрос о критериях разграничения религиозных организаций на два прямо противоположных вида: социально приемлемые для российского общества и государства конфессиональные образования, деятельность которых не нарушает законов Российской Федерации; и социально не приемлемые для российского общества и государства конфессиональные образования, деятельность которых грубо нарушает законы Российской Федерации. Этот второй вид религиозных организаций принято также называть тоталитарными религиозными сектами.

Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ, тоталитарная секта) - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному,психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам,культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц (руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.

Одна из главных целей лидеров подобных религиозных организаций - отбор среди массы своих сторонников тех, кто по приказу вождя пойдет на любые действия, вплоть до преступления или пожертвования собственной жизнью. Для того, чтобы сделать человека фанатично преданным вождю, используются приемы психологического воздействия, приводящие к контролю над сознанием. С этой целью на вовлекаемого в секту направляется групповое давление для усиления «потребности к принадлежности». Предоставляемая новобранцу информация дается через медитирование, монотонное пение и многократно повторяющиеся действия, т. е. через специально созданное состояние высокой внушаемости. Вовлеченный в секту обязан под предлогом создания близости исповедовать свои страхи и секреты, которые потом используются для эмоционального давления посредством явных и завуалированных угроз. Нарушается нормальное физическое состояние человека, поощряется отказ от сна, якобы для духовных упражнений и необходимого тренинга. Вводится неадекватное питание, маскируемое под специальную диету для улучшения здоровья или под ритуалы. В результате образуется сенсорная (чувственная) перегрузка, которая навязывает комплекс целей и определений новой доктрины, чтобы заменить прежние ценности посредством усвоения массы информации за короткое время, с очень ограниченной возможностью критической проверки.

Руководители и члены тоталитарных религиозных (а также псевдорелигиозных) сект используют новейшие достижения общей и социальной психологии для привлечения в секту новых ее членов и для удержания их в этой секте. Последовательное использование руководителями сект "сильнодействующих" психологических приемов в отношении новичков секты в течение длительного времени (нескольких месяцев или лет) приводит к существенному изменению психики членов секты и изменению их поведения. Член секты уже не мыслит своего существования без общения с другими сектантами и руководителями секты, которые им часто просто обожествляются. Члены секты продают свои квартиры и передают руководителям секты все свои накопления и практически все имущество. Члены секты бесплатно работают, зарабатывая деньги для руководителей секты. Сектанты живут в нищем и полуголодном состоянии, очень мало спят и много работают. Зачастую руководители секты выбирают для членов секты их партнеров по браку. При этом руководители секты, как правило, требуют от членов секты полного разрыва отношений с теми людьми, которые были для сектантов родными и близкими до их вступления в секту (то есть, требуют полного разрыва с родителями, родственниками, супругами, друзьями, товарищами). Родными и близкими для сектанта могут быть только другие члены секты.

Сами же руководители секты, как правило, живут абсолютно иной жизнью, чем рядовые сектанты: руководители большинства тоталитарных сект являются миллионерами или даже мультимиллионерами и ведут себя как богатые или сверхбогатые люди.

Культовый контроль над сознанием, практикующийся в деструктивных религиозных организациях, не столько стирает прежнюю личностную идентификацию, сколько создает новую, с тем, чтобы подавить старую. Это приводит к психическим расстройствам у некоторых сектантов, и, в конечном счете, к высокой вероятности агрессивных акций с их стороны в состоянии психической невменяемости. У человека формируется четкая грань между теми, кто имеет право на существование (сторонники секты), и теми, кто такого права не имеет («внешний мир»). Это приводит к планомерному распространению ненависти к внекультовому социуму. И потенциально обуславливает готовность адептов секты принести в жертву ради достижения целей своего культа любое количество неадептов. Другими словами, снимается априори грех за любое преступление во имя целей организации. Подобное уничтожение комплекса вины за совершаемое преступление и оправдание любых своих (или других членов секты) действий, способно привести человека к бесконфликтному принятию самоубийства. В некоторых сектах для целенаправленного нарушения идентичности личности и разрыва внекультовых связей адепта используются психотропные и наркотические вещества.

Возникновение сект всегда связано с хаосом в душах людей и крахом стабильности в стране. И едва успевает утихнуть один скандал, связанный с какой-нибудь сектой, как ему на смену приходит новый.

Целью некоторых сект также является изменение сознания русских людей, уничтожение православного самосознания граждан России. Полным ходом идет уничтожение всего русского, Православного, славянского. Точнее, идет расчленение нашего государства и нарушается закон массы, когда народ не может быть монолитным и высоко организованным. Секты разрушают душу, культуру народа, православную Церковь и единение Небесной церкви, Православной, домашней (семейной) церкви.

Сегодня в России насчитывается от 300 до 500 различных сект. Численность людей, вовлеченных в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает 1 миллиона человек, причем 70% из них - это молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет.

По расчетам президента Центра религиоведческих исследований и автора термина "тоталитарная секта" Александра Дворкина, только "штатных" сектантов насчитывается минимум 600-800 тысяч.

На сегодняшний день невозможно разграничить социально приемлемые и социально неприемлемые религиозные организации, т. к. еще не выработаны однозначные и точные критерии для такого разграничения. Но можно надеяться на то, что в будущем удастся найти правильное решение этой проблемы науки и практики. В современном мире, где так стремительно идет развитие науки, не последнее место занимает религия. Наряду с давно признанными, традиционными религиями, такими как христианство, католицизм, буддизм, иудаизм, ислам, есть и относительно новые религиозные организации, чаще всего негативно воздействующие на личность и общество.

Сектанство толкает людей на различные преступления, в том числе и на убийства; люди, попавшие в секту теряют свое мнение, у них исчезает цель и смысл жизни; многие заканчивают жизнь самоубийством и т. д.

Таким образом, деятельность сект в России подрывает нормативные социальные устои, подвергает общество и личность повышенной опасности, связанной с неконтролируемыми действиями сектантов, с их беспрекословным подчинением своим «лидерам» и выполнением любых их приказаний, обычно направленных против воли и сознания общества и личности.

Религиозная организация, так же как и религиозная группа, является добровольным объединением граждан и иных постоянно проживающих на законном основании на территории России лиц. Однако для ее создания требуется государственная регистрация в качестве юридического лица. Зарегистрированные религиозные организации вносятся в единый реестр юридических лиц.

Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется органами юстиции на основе представляемых документов, которые несколько различаются в зависимости от того, какая организация регистрируется: местная или централизованная.

Местная религиозная организация может включать не менее десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности или в одном городском или сельском поселении. Учредителями такой организации могут быть не менее десяти граждан РФ, 20 4 объединенных в религиозную группу, у которых есть подтверждение существования этой группы на данной территории не менее 15 лет, выданное органом местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания.

В уставе религиозной организации обязательно указываются не только наименование, местонахождение, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной организации ее наименование, но и цели, задачи и основные формы деятельности; порядок создания и прекращения деятельности; структура организации, ее органы управления , порядок формирования и компетенция; источник образования денежных средств и иного имущества организации и другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

Централизованная религиозная организация должна по уставу иметь не менее трех местных организаций. Те централизованные религиозные организации, структуры которых действовали на территории России на законных основаниях на протяжении не менее 50 лет к моменту обращения с заявлением о государственной регистрации, имеют право использовать в своем наименовании слова «Россия», «российский» и производные от них. Кроме того, название любой религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании.

Государство оставляет за собой право отказать в регистрации религиозной организации, перечисляя в законе основания для такого отказа. Статья 12 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» указывает в качестве оснований для отказа в регистрации противоречие целей и задач религиозной организации Конституции РФ и российскому законодательству (с указанием конкретных статей законов, которым они противоречат); непризнание данной организации в качестве религиозной; несоответствие устава и других представленных документов требованиям законодательства РФ или недостоверность содержащихся в документах сведений; наличие в государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрированной организации с таким же названием; неправомочность учредителя (учредителей). Отказ в регистрации религиозной организации может быть обжалован в судебном порядке.

Кроме того, обеспечивая гарантии прав и свобод своих граждан, государство имеет полномочия приостанавливать деятельность религиозных объединений или ликвидировать религиозные организации в случае нарушенияими законодательства. За неоднократные или грубые нарушения норм Конституции РФ, российского законодательства, за нарушение общественной безопасности и общественного порядка, за действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности, а также за ряд иных противоправных проявлений по решению суда религиозные организации могут быть ликвидированы.

Так, до 1996 г. в Москве и ряде других регионов России действовали отделения Аум Синрикё. По обвинению в антиобщественной деятельности в отношении действовавших в России руководителей этой корпорации было возбуждено уголовное дело. А в 2004 г. в Японии лидеру международной религиозной корпорации Аум Синрикё Тидзуо Мацумото (ритуальное имя Сёко Асахара) был вынесен смертный приговор. Основанием для такого решения суда явились факты изготовления смертоносного газа зарина и его использование для осуществления терактов в токийском метро по приказу Асахары.

ПРАВА РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Их можно условно разделить на две группы. В первую входят права, типичные для других организаций.

Религиозные организации, как и светские, могут быть собственниками. В их собственности могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского назначения, предметы религиозного назначения, а также денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры . Имущество, собственником которого является религиозная организация, создается путем приобретения или создания за счет собственных средств, пожертвований граждан, организаций или передачи собственности от государства. Религиозные организации могут иметь имущество на праве собственности за границей. Кроме того, закон признает за религиозными организациями право устанавливать контакты и международные связи, в том числе в целях паломничества.

Религиозным организациям разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия. При этом на такие предприятия распространяются нормы гражданского и трудового права. А на работников религиозных организаций, а также священнослужителей распространяется порядок социального обеспечения, социального страхования и пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством РФ.

Так, например, завод «Софрино» под Москвой осуще20 6 ствляет производство церковной утвари, свечей, пошив облачений. Это предприятие обеспечивает занятость 3 тыс. человек. При Московской церкви евангельских христиан действует товарищество «Серебрянское» (бывший совхоз), создана фирма «Вифания» по ремонту автомашин, производству оконных решеток, оказанию посреднических услуг. Треть доходов от этих предприятий поступает в церковь. Духовный центр адвентистов седьмого дня в Заокском районе Тульской области имеет значительные участки земли, где выращиваются экологически чистые продукты. Есть немало примеров хозяйственной деятельности религиозных организаций других конфессий.

Вторую группу составляют специфические права , связанные с характером деятельности религиозных организаций.

Во-первых, религиозные организации имеют право действовать в соответствии со своими внутренними установлениями.

Во-вторых, они могут также основывать и содержать культовые здания, сооружения и иные места, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Законом разрешены религиозные обряды в специально выделяемых администрацией помещениях лечебно-профилактических учреждений и больниц, детских домов и домов-интернатов для престарелых и инвалидов. Разрешены они в учреждениях, где отбывают уголовное наказание осужденные правонарушители. При этом для лиц, находящихся под стражей, проведение религиозных обрядов допускается с соблюдением специальных требований уголовно-процессуального законодательства. Закон предусматривает беспрепятственное участие военнослужащих в богослужении, осуществлении религиозных обрядов и церемоний с учетом воинских уставов. В иных не оговоренных специально случаях богослужения, религиозные церемонии и обряды осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

В-третьих, религиозные организации обладают исключительным правом приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью.

Религиозные организации также имеют право производить, приобретать, распространять религиозную литературу и другие материалы и предметы религиозного назначения. Они пользуются исключительным правом учреждать организации для издания богослужебной литературы и предметов культового назначения.

Кроме того, религиозные организации обладают исключительным правом создавать учреждения профессионального религиозного образования для подготовки священнослужителей и религиозного персонала. Учащиеся таких образовательных учреждений при условии наличия у этих учреждений государственной лицензии пользуются всеми правами и льготами, предусмотренными законодательством России .

Отдельно предусмотрена законом благотворительная и культурно-просветительская деятельность религиозных организаций. Она может осуществляться как непосредственно религиозными организациями, так и организациями и средствами массовой информации, созданными для этих целей.

Религиозные организации вносят значительный вклад в формирование духовно-нравственного фундамента российского общества, атмосферы свободы совести, свободы вероисповеданий, благоприятно влияют на развитие религиозной жизни Российской Федерации, стимулируют возрождение тяги к самоотверженному служению религиозным идеалам и ценностям. Расширяются многообразные формы религиозного служения, растет число религий и религиозных течений, действующих в России.

ПРОБЛЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО МИРА

Государство и общество активно поддерживают различные формы социального служения религиозных объединений. Из государственного бюджета могут выделяться средства на реставрацию, содержание и охрану храмов и других объектов, являющихся памятниками истории и культуры. Каждому, кто посещает памятное для россиян место - монумент на Поклонной горе в Москве, бросается в глаза, что здесь неподалеку друг от друга расположены культовые сооружения православных, иудеев и мусульман. Это место поклонения погибшим за Родину, которых не разобщила принадлежность к различным религиям.

Складывается система государственных органов, подразделений, существует штат сотрудников, осуществляющих связь с религиозными объединениями. Религиозные деятели приглашаются в различные консультативные советы при федеральных и региональных органах власти.

В новой России влияние религиозных организаций на общественную жизнь и политические процессы возрастает. Этот рост проявляется в многочисленных акциях благотворительности и милосердия разных конфессий, в объедине20 8 нии усилий при проведении правозащитных, миротворческих, экологических акций.

Для устойчивого и стабильного развития многоконфессиональной России необходимо сохранять межрелигиозный мир. В противном случае наша страна окажется на грани катастрофы. Каковы «факторы риска», угрожающие межрелигиозному миру и согласию?

Во-первых, религиозная нетерпимость, особенно если она перерастает в антагонизм. При учете чаяний, нужд, интересов более многочисленных и влиятельных религиозных организаций никто не должен попирать законные права или оскорблять религиозные чувства меньшинства. Роль компетентного консультанта может сыграть Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, в который вошли лидеры 11 наиболее авторитетных религиозных организаций. Сотрудничество религиозных организаций различных конфессий возможно в самых разных вопросах: от благотворительности и милосердия до совместных экологических и миротворческих программ.

Во-вторых, расширение деятельности нетрадиционных конфессий и религий и возникновение не менее широкого противодействия им, стремление лишить нетрадиционные конфессии и религии доступа к СМИ, сфере образования, возможности заниматься благотворительной деятельностью.

Так называемые новые религиозные движения (в мире до 140 млн верующих являются их приверженцами, а в России их число по разным оценкам доходит до 300- 400 тыс.) крайне неоднородны. Одни заняты милосердием и благотворительностью, тратя большую часть средств и сил на помощь ближним, другие сконцентрированы на своих внутриобщинных проблемах и религиозной практике, игнорируя жизнь общества и его заботы. А некоторые больше похожи на религиозно-философские учения или медицинско-оздоровительные системы, сведя к минимуму обычные формы религиозной жизни.

Ученые-религиоведы отмечают, что многие нетрадиционные культы представляют собой особый тип религиозных организаций. В них, как правило, отсутствуют строго разработанные вероучения, а структура их нередко жестко иерархическая с авторитарным лидером. Для них типична оппозиционность к официально признанным ценностям и церковным идеалам . Культ в таких общинах сочетается с использованием методов психического воздействия и манипулирования. Подобная деятельность оказывает вредное, а порой и разрушающее воздействие на индивидуальное и общественное сознание, ведет к нарушению социализации личности. Последователи таких культов бросают работу, учебу, уходят из семей. Примером такого культа служит Белое братство Юсмалос, проповедовавшее конец света в октябре 1993 г., веру в новое воплощение Христа в Марии Дэви Христос (такое имя приняла одна из создательниц организации Марина Цвигун).

Некоторые религиозные группы и общины явно попадают под определение экстремистских.

Политикам, безусловно, приходится учитывать специфику различных религиозных организаций, строя с ними свои отношения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Осуществление принципа свободы совести предоставляет каждому возможность выбора принадлежности к той или иной религиозной организации или отказа от такой принадлежности. Вам самим решать, участвовать или нет в религиозном объединении, организации. Это дело сугубо личное и добровольное.

2 Ряд нетрадиционных религиозных культов делают свою ставку на молодежь, которая, с одной стороны, ищет для себя духовные ориентиры, а с другой - склонна к социальному протесту , в том числе и в вопросах веры. Недостаток знаний о существе вероучения может легко привести в организацию, далекую от истинно религиозных целей.

3 Решая для себя, состоять или не состоять в объединении верующих, стоит помнить о том, какую опасность представляют так называемые тоталитарные секты. Для них характерны жесткий контроль за членами в сочетании с воинствующе-агрессивным учением. Он и часто используют методы психологического воздействия на человека, отнюдь не безопасные для морального и психологического здоровья.

ДОКУМЕНТ

Из Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» (от 25 июля 2002 г.).

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: экстремистская деятельность (экстремизм):

1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массо21 0 вой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
подрыв безопасности Российской Федерации;
захват или присвоение властных полномочий;
создание незаконных вооруженных формирований;
осуществление террористической деятельности;
возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
унижение национального достоинства;
осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности...

Статья 9. Ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Какие признаки позволяют характеризовать отдельные религиозные организации как экстремистские?
2. Укажите признаки, которые наиболее опасны для межконфессиональных отношений.
3. Почему государство применяет к экстремистским организациям жесткие санкции вплоть до запрещения их деятельности?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какие религиозные объединени я могут действовать в Российской Федерации?
2 Укажите обязательные признаки, которым и должны обладать религиозные объединения.
3 Что вам известно о законодательных нормах в отношении создания религиозных объединений в органах власти?
4. Каковы основные проблемы, стоящие перед государством в вопросах взаимоотношений с религиозными организациямии учреждениями?

ЗАДАНИЯ

1. Проанализируйте преамбулу к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях » (текст 1) , а также отношение к закону, представленное в «Основах социальной концепции Русско й православной церкви » (текс т 2), и сделайте необходимые выводы.

1) «Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон» .

2) «Право содержит в себе некоторый минимум нравственных норм, обязательных для всех членов общества. Задача светского закона не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он не превратился в ад».

Религия – мировоззрение, совокупность представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются объектом поклонения.Религия – одна из форм общественного сознания, для которого характерна вера… Особенностью религии, сближающей её с искусством, является эмоциональное переживание верующими священных событий.

2. Социальные функции религии:

а) мировоззренческая (формирует систему взглядов на мир)

б) регулятивная (выступает в качестве регулятора поведения)

в) нормативная (источник норм, правил поведения)

г) интеграции и дезинтеграции (объединяет людей в общины и разделяет на основе разных религиозных взглядов)

д) социальная (сохранения социального опыта, социализации)

е) психологическая (компесаторная , восполняет ограниченность, бессилие и чувство зависимости)

ж) трансляционная (трансляция, передача опыта)

з) инновационная (способствует развитию культуры: искусства, письменности и т.д.)

Элементы религии.

Вариант 1

ИНОГДА В качестве элементов ещё выделяют СИСТЕМУ ВЗГЛЯДОВ НА МИР + НОРМЫ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

Вариант 2

  1. ВИДЫ (ТИПЫ) РЕЛИГИЙ



ВНИМАНИЕ!! Католичество, православие, протестантизм (разные ответвления) – конфессии или вероисповЕдания внутри ХРИСТИАНСТВА , а не три разные религии.

Религиозные объединения и организации в РФ

По данным справочника «Религиозные объединения Российской Федерации» на долю Русской православной церкви приходится свыше половины религиозных общин (6709 из 12 тыс.), объединяющих примерно 75% верующих россиян. Мусульманских общин 2349, в них состоит 18% верующих россиян. Кроме того, в России действуют 113 буддийских общин. В новой России буддийские организации возникли в разных регионах: Калмыкии, Тыве, Москве, Санкт-Петербурге и др.

Религиозным объединением в России признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории нашей страны, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Такое объединение должно обладать соответствующими этой цели признаками:



вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии или религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. При этом законодательство запрещает создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях.

Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется органами юстиции на основе представляемых документов, которые несколько различаются в зависимости от того, какая организация регистрируется: местная или централизованная.

Местная религиозная организация может включать не менее 50-ти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности или в одном городском или сельском поселении.

6. Свобода совести (в узком смысле = свобода вероисповЕдания)

Свобода совести в узком смысле – свобода вероисповедания - право гражданина свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, действовать в соответствии со своей верой, если это не нарушает нормы права.

Основные принципы в РФ:

1) светскость государства

2) равенство всех религиозных объединений

3) предоставление широких прав верующим

Известно, что Российская Федерация, как зафиксировано в статье 14 Конституции РФ, является светским государством . Это значит: церковь отделена от государства (!!!) . Но это не значит, что государству безразличны чаяния верующих или что оно равнодушно к процессам, протекающим в религиозных кругах.

Отношения государства и организаций верующих строятся на правовых принципах. Большое значение имеет принятый в 1997 г. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Государство предоставляет своим гражданам право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. При этом никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужении, религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Закон запрещает вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также их обучение религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих.

Таким образом, законодательство по столь деликатному вопросу, как вопрос веры, предоставляет довольно широкие права верующим и при этом строго стоит на страже принципа светскости государства.

Осуществление принципа свободы совести невозможно без веротерпимости – уважительного отношения к людям любых религий и конфессий, в том числе к неверующим.

В Конституции РФ указано, что Российская Федерация – это светское государство, в котором церковь отделена от государства. Но отношения между организациями верующими и государством регламентируются правом и основаны на правовых принципах.

Религиозные объединения

В 1997 году был принят закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», в котором регламентировано право граждан исповедовать любую религию, в том числе – и не исповедовать никакую, право менять и распространять религиозные убеждения.

Также этот закон запрещает вовлечение детей в религиозные объединения вопреки их воле или без согласия родителей.
Свыше половины религиозных общин в Российской Федерации относятся к Русской православной церкви – это около 75 % верующих россиян.

18 % верующих россиян относятся к мусульманским общинам, а всего в России действует 43 духовных управления мусульман. Также в нашей стране существует 113 буддийских общин, центральное управление которых действует с 1946 года.

К другим религиозным организациям в Российской Федерации относятся: старообрядцы, Римско-католическая церковь, христиане-баптисты, христиане веры евангельской.

Определение религиозного объединения

В Российской Федерации под религиозным объединением понимают добровольное объединение граждан и иных лиц, которые на законных основаниях проживают на территории РФ, которое было образовано с целью совместного исповедования веры, а также ее распространения. Признаками религиозного объединения считаются:

Вероисповедание;

Обучение религии, религиозное воспитание;

Совершение богослужений, обрядов, церемоний.

Формами религиозных объединений считаются религиозные группы и организации. Но создание подобных объединений запрещены в рамках государственных органов власти и в государственных учреждениях.

Для создания религиозной группы или организации необходима государственная регистрация, которая осуществляется в качестве юридического лица. Подобная регистрация осуществляется органами юстиции.

Для этого необходимы определенные документы, в зависимости от вида регистрируемый организации меняется перечень документов. Можно зарегистрировать местную и централизованную организацию.

Местные и центральные организации

Местная религиозная регистрация включает в себя не менее десяти участников, достигших совершеннолетия. А в уставе такой организации должны быть указаны в обязательном порядке: наименование, вид религиозной организации, местонахождение, вероисповедование, цели и основные формы деятельности организации, порядок создания и прекращения, органы управления организации и ее структура.

Централизованная религиозная организация должна включать в себя не менее трех местных организаций.

Опасность тоталитарных сект

Множество нетрадиционных религиозных организаций, которые возникли совсем недавно, представляют собой жесткую иерархическую систему с авторитарным лидером.

Для таких общин присущ культу лидера, который создание при помощи психологических методов воздействия и искусного манипулирования.

Известны случаи, когда подобные общины приводили людей к неадекватному поведению и к разрушению собственной жизни и общественного правопорядка. Многие люди, попадающие под влияние таких организаций, бросают учебу, работу, семью и полностью посвящают себя поклонению лидеру общины.