Большой театр лишился главного дирижера. Кто будет новым главным дирижером Большого театра? При новом главном дирижере в габте будут рады гергиеву и решатся на трехлетнее планирование

МОСКВА, 2 дек — РИА Новости. Главный дирижер Большого театра Василий Синайский, занимавший этот пост с 2010 года, ушел в отставку, сообщил РИА Новости гендиректор ГАБТа Владимир Урин.

"Второго декабря 2013 года Синайский через отдел кадров подал заявление об уходе. После беседы с ним мною было принято решение удовлетворить его просьбу. С 3 декабря 2013 года Василий Серафимович Синайский не работает в Большом театре России", — сказал Урин.

Он выразил сожаление, что такое решение Синайский принял в середине сезона, фактически за две недели до премьеры оперы Верди "Дон Карлос", где он являлся музыкальным руководителем постановки и дирижером.

"С ним были связаны и дальнейшие творческие планы театра. Тем не менее, он свободный человек и сам вправе принимать решения", — добавил гендиректор Большого театра.

Руководитель редакции Культура РИА Новости Дмитрий Хитаров: "Думаю, что уход Синайского — серьезная проблема для Большого театра. Сезон в разгаре, через две недели ждали важную премьеру — оперу "Дона Карлоса" Верди, Василий Серафимович был ее музыкальным руководителем и дирижером. Что теперь будет с этой постановкой, которая обещала стать еще одной жемчужиной Большого, пока не понятно. Вдвойне жаль, что все это случилось именно сейчас, когда обстановка в театре после тяжелого, нервного года, казалось, стала выравниваться".

Чем известен Василий Синайский

Василий Синайский родился 20 апреля 1947 года. В 1970 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу симфонического дирижирования. Затем продолжил обучение в аспирантуре. В 1971-1973 годах работал вторым дирижером симфонического оркестра в Новосибирске.

В 1973 году после победы на Международном конкурсе молодежных оркестров имени Герберта фон Караяна в Западном Берлине Синайского пригласил к себе ассистентом в оркестр Московской филармонии Кирилл Кондрашин. В последующие годы Синайский был художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра Латвийской СССР, главным дирижером Государственного Малого симфонического оркестра СССР, художественным руководителем и главным дирижером Московского Филармонического оркестра, главным дирижером Национального оркестра Латвии и главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра Нидерландов.

В 1995 году он стал главным приглашенным дирижером филармонического оркестра Би-Би-Си. В качестве дирижера оркестра Би-Би-Си постоянно участвует в фестивале "Би-Би-Си Промс", а также выступает в Бриджуотер холле в Манчестере. В 2000-2002 годах был художественным руководителем и главным дирижером Государственного академического симфонического оркестра РФ (бывшего оркестра Евгения Светланова). В сентябре 2010 года стал главным дирижером — музыкальным руководителем Большого театра. В октябре этого года ему сделали предложение стать участником конкурса на должность дирижера Государственного Симфонического оркестра Петербурга.

Как сменилось руководство ГАБТа Ранее Владимир Урин руководил Московским академическим музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко. Предыдущий гендиректор ГАБТ Анатолий Иксанов возглавлял Большой театр почти 13 лет.

Какие скандалы разворачивались вокруг Большого театра в последнее время

Громкие скандалы в Большом театре не редкость. Одним из самых резонансных в последнее время стал уход из театра Николая Цискаридзе. В начале июня стало известно, что ГАБТ решил не продлевать с Цискаридзе контракты, срок которых истек 30 июня, как с артистом и педагогом-репетитором, о чем и уведомил его.

БОЛЬШОЙ ТЕАТР России государственный академический (ГАБТ), один из старейших театров страны (Москва). С 1919 года академический. История Большого театра восходит к 1776 году, когда князь П. В. Урусов получил правительственную привилегию «быть содержателем всех театральных в Москве представлений» с обязательством построить каменный театр, «чтобы городу он мог служить украшением, и сверх того, дом для публичных маскарадов, комедий и опер комических». В том же году Урусов привлёк к участию в расходах выходца из Англии М. Медокса. Спектакли шли в Оперном доме на Знаменке, находившемся во владении графа Р. И. Воронцова (в летнее время - в «воксале» во владении графа А. С. Строганова «под Андрониковым монастырём»). Оперные, балетные и драматические спектакли осуществлялись силами актёров и музыкантов, вышедших из театральной труппы Московского университета, крепостных трупп Н. С. Титова и П. В. Урусова.

После пожара Оперного дома в 1780 году в том же году на улице Петровка за 5 месяцев возведено театральное здание в стиле екатерининского классицизма - Петровский театр (архитектор Х. Розберг; смотри Медокса театр). С 1789 года он находился в ведении Опекунского совета. В 1805 году Петровский театр сгорел. В 1806 году труппа перешла в ведение Дирекции московских императорских театров, продолжала выступать в разных помещениях. В 1816 году был принят проект перестройки Театральной площадь архитектора О. И. Бове; в 1821 году императором Александром I утверждён проект нового театрального здания архитектора А. А. Михайлова. Так называемый Большой Петровский театр в стиле ампир построен Бове по этому проекту (с некоторыми изменениями и с использованием фундамента Петровского театра); открыт в 1825 году. В прямоугольный объём здания был вписан подковообразный зрительный зал, сценическое помещение по площади равнялось залу и имело большие кулуары. Главный фасад был акцентирован монументальным 8-колонным ионическим портиком с треугольным фронтоном, увенчанным скульптурной алебастровой группой «Квадрига Аполлона» (размещена на фоне полуциркульной ниши). Сооружение стало главной композиционной доминантой ансамбля Театральной площади.

После пожара 1853 года Большой театр восстанавливался по проекту архитектора А. К. Кавоса (с заменой скульптурной группы работой в бронзе П. К. Клодта), строительство завершено в 1856 году. Реконструкция значительно изменила его внешний облик, но сохранила планировку; архитектура Большого театра приобрела черты эклектизма. В таком виде театр сохранился до 2005 года, за исключением небольших внутренних и внешних перестроек (зрительный зал вмещает свыше 2000 человек). В 1924-59 годах работал Филиал Большого театра (в помещении бывшей Оперы С. И. Зимина на Большой Дмитровке). В 1920 году в бывшем императорском фойе открылся концертный зал - так называемый Бетховенский. В годы Великой Отечественной войны часть коллектива Большого театра находилась в эвакуации в Куйбышеве (1941-42 годы), часть давала спектакли в помещении филиала. В 1961-89 годах некоторые спектакли Большого театра проходили на сцене Кремлёвского дворца съездов. Во время реконструкции (с 2005 года) основного здания театра спектакли идут на Новой сцене в специально построенном здании (по проекту архитектора А. В. Маслова; функционирует с 2002 года). Большой театр включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Н. Н. Афанасьева, А. А. Аронова.

Значительную роль в истории Большого театра сыграла деятельность директоров императорских театров - И. А. Всеволожского (1881-99 годы), князя С. М. Волконского (1899-1901 годы), В. А. Теляковского (1901-1917 годы). В 1882 году проведена реорганизация императорских театров, в Большом театре появились должности главного дирижёра (капельмейстера; им стал И. К. Альтани, 1882-1906 годы), главного режиссёра (А. И. Барцал, 1882-1903 годы) и главного хормейстера (У. И. Авранек, 1882-1929 годы). Оформление спектаклей усложнялось и постепенно выходило за рамки простого украшения сцены; в качестве главного машиниста и декоратора прославился К. Ф. Вальц (1861-1910 годы). В дальнейшем главные дирижёры Большого театра: В. И. Сук (1906-33 годы), А. Ф. Аренде (главный дирижёр балета, 1900-24 годы), С. А. Самосуд (1936-43 годы), А. М. Пазовский (1943-48 годы), Н. С. Голованов (1948-53 годы), А. Ш. Мелик-Пашаев (1953-63 годы), Е. Ф. Светланов (1963-65 годы), Г. Н. Рождественский (1965-1970 годы), Ю. И. Симонов (1970-85 годы), А. Н. Лазарев (1987-95 годы). Главные режиссёры: В. А. Лосский (1920-28 годы), Н. В. Смолич (1930-1936 годы), Б. А. Мордвинов (1936-40 годы), Л. В. Баратов (1944-49 годы), И. М. Туманов (1964-70 годы), Б. А. Покровский (1952-55, 1956-63, 1970-82 годы). Главные балетмейстеры: А. Н. Богданов (1883-89 годы), А. А. Горский (1902-24 годы), Л. М. Лавровский (1944-56, 1959-64 годы), Ю. Н. Григорович (1964-95 годы). Главные хормейстеры: В. П. Степанов (1926-1936 годы), М. А. Купер (1936-44 годы), М. Г. Шорин (1944-58 годы), А. В. Рыбнов (1958-88 годы), С. М. Лыков (1988-95 годы, художественный руководитель хора в 1995-2003 годах). Главные художники: М. И. Курилко (1925-27 годы), Ф. Ф. Федоровский (1927-29, 1947-53 годы), В. В. Дмитриев (1930-41 годы), П. В. Вильямс (1941-47 годы), В. Ф. Рындин (1953-70 годы), Н. Н. Золотарёв (1971-88 годы), В. Я. Левенталь (1988-1995 годы). В 1995-2000-е годы художественный руководитель театра - В. В. Васильев, художественный руководитель, сценограф и главный художник - С. М. Бархин, музыкальный руководитель - П. Феранец, с 1998 года - М. Ф. Эрмлер; художественный руководитель оперы Б. А. Руденко. Управляющий балетной труппой - А. Ю. Богатырёв (1995-98 годы); художественные руководители балетной труппы - В. М. Гордеев (1995-97 годы), А. Н. Фадеечев (1998-2000 годы), Б. Б. Акимов (2000-04 годы), с 2004 года - А. О. Ратманский. В 2000-01 годах художественный руководитель - Г. Н. Рождественский. С 2001 года музыкальный руководитель и главный дирижёр - А. А. Ведерников.

Опера в Большом театре. В 1779 году в Оперном доме на Знаменке поставлена одна из первых русских опер - «Мельник - колдун, обманщик и сват» (текст А. О. Аблесимова, музыка М. М. Соколовского). В Петровском театре поставлены аллегорический пролог «Странники» (текст Аблесимова, музыка Е. И. Фомина), исполненный в день открытия 30.12.1780 (10.1.1781), оперные спектакли «Несчастье от кареты» (1780 год), «Скупой» (1782 год), «Санкт-Петербургский гостиный двор» (1783 год) В. А. Пашкевича. Влияние на развитие оперного театра оказали гастроли итальянской (1780-82 годы) и французской (1784-1785 годы) трупп. В труппе Петровского театра состояли актёры и певцы Е. С. Сандунова, М. С. Синявская, А. Г. Ожогин, П. А. Плавильщиков, Я. Е. Шушерин и др. Большой Петровский театр открылся 6(18).1.1825 прологом «Торжество муз» А. А. Алябьева и А. Н. Верстовского. В оперном репертуаре с этого времени всё большее место занимали произведения отечественных авторов, главным образом оперы-водевили. Свыше 30 лет работа оперной труппы была связана с деятельностью Верстовского - инспектора Дирекции императорских театров и композитора, автора опер «Пан Твардовский» (1828 год), «Вадим» (1832 год), «Аскольдова могила» (1835 год), «Тоска по родине» (1839 год). В 1840-е годы поставлены русские классические оперы «Жизнь за царя» (1842 год) и «Руслан и Людмила» (1846 год) М. И. Глинки. В 1856 году вновь отстроенный Большой театр открылся оперой В. Беллини «Пуритане» в исполнении итальянской труппы. 1860-е годы отмечены усилением западноевропейского влияния (новая Дирекция императорских театров благоволила к итальянской опере и музыкантам-иностранцам). Из отечественных опер поставлены «Юдифь» (1865 год) и «Рогнеда» (1868 год) А. Н. Серова, «Русалка» А. С. Даргомыжского (1859 год, 1865 год), с 1869 года шли оперы П. И. Чайковского. Подъём русской музыкальной культуры в Большом театре связан с первой постановкой на большой оперной сцене «Евгения Онегина» (1881 год), а также других произведений Чайковского, опер петербургских композиторов - Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, с дирижёрской деятельностью Чайковского. Одновременно ставились лучшие произведения зарубежных композиторов - В. А. Моцарта, Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Р. Вагнера. Среди певцов конца 19- начала 20 веков: М. Г. Гукова, Е. П. Кадмина, Н. В. Салина, А. И. Барцал, И. В. Грызунов, В. Р. Петров, П. А. Хохлов. Этапной для Большого театра стала дирижёрская деятельность С. В. Рахманинова (1904-1906 годы). Расцвет Большого театра в 1901-17 годах во многом связан с именами Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова и А. В. Неждановой, К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, К. А. Коровина и А. Я. Головина.

В 1906-33 годах фактическим главой Большого театра был В.И. Сук, продолживший работу над русской и зарубежной оперной классикой совместно с режиссёрами В. А. Лосским («Аида» Дж. Верди, 1922 год; «Лоэнгрин» Р. Вагнера, 1923 год; «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1927 год) и Л. В. Баратовым, художником Ф. Ф. Федоровским. В 1920-1930-е годы спектаклями дирижировали Н. С. Голованов, А. Ш. Мелик-Пашаев, А. М. Пазовский, С. А. Самосуд, Б. Э. Хайкин, на сцене пели В. В. Барсова, К. Г. Держинская, Е. Д. Кругликова, М. П. Максакова, Н. А. Обухова, Е. А. Степанова, А. И. Батурин, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, М. Д. Михайлов, П. М. Норцов, А. С. Пирогов. Состоялись премьеры советских опер: «Декабристы» В. А. Золотарёва (1925 год), «Сын солнца» С. Н. Василенко и «Тупейный художник» И. П. Шишова (обе 1929 года), «Алмаст» А. А. Спендиарова (1930 год); в 1935 году поставлена опера «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича. В конце 1940 года поставлена «Валькирия» Вагнера (режиссер С. М. Эйзенштейн). Последняя предвоенная постановка - «Хованщина» Мусоргского (13.2.1941). В 1918-22 годах в Большом театре функционировала Оперная студия под руководством К. С. Станиславского.

В сентябре 1943 года Большой театр открыл сезон в Москве оперой «Иван Сусанин» М. И. Глинки. В 1940-50-е годы ставился русский и европейский классический репертуар, а также оперы композиторов стран Восточной Европы - Б. Сметаны, С. Монюшко, Л. Яначека, Ф. Эркеля. С 1943 года с Большим театром связано имя режиссёра Б. А. Покровского, свыше 50 лет определявшего художественный уровень оперных спектаклей; эталонными считаются его постановки опер «Война и мир» (1959 год), «Семён Котко» (1970 год) и «Игрок» (1974 год) С. С. Прокофьева, «Руслан и Людмила» Глинки (1972 год), «Отелло» Дж. Верди (1978 год). В целом для оперного репертуара 1970-х - начала 1980-х годов характерно стилевое многообразие: от опер 18 века («Юлий Цезарь» Г. Ф. Генделя, 1979 год; «Ифигения в Авлиде» К. В. Глюка, 1983 год), оперной классики 19 века («Золото Рейна» Р. Вагнера, 1979 год) до советской оперы («Мёртвые души» Р. К. Щедрина, 1977 год; «Обручение в монастыре» Прокофьева, 1982 год). В лучших спектаклях 1950-70-х годов пели И. К. Архипова, Г. П. Вишневская, М. Ф. Касрашвили, Т. А. Милашкина, Е. В. Образцова, Б. А. Руденко, Т. И. Синявская, В. А. Атлантов, А. А. Ведерников, А. Ф. Кривченя, С. Я. Лемешев, П. Г. Лисициан, Ю. А. Мазурок, Е. Е. Нестеренко, А. П. Огнивцев, И. И. Петров, М. О. Рейзен, 3. Л. Соткилава, А. А. Эйзен, дирижировали Е. Ф. Светланов, Г. Н. Рождественский, К. А. Симеонов и др. С исключением должности главного режиссёра (1982 год) и уходом из театра Ю. И. Симонова начался период нестабильности; до 1988 года осуществлено всего несколько оперных постановок: «Сказание о невидимом граде Китеже» (режиссер Р. И. Тихомиров) и «Сказка о царе Салтане» (режиссер Г. П. Ансимов) Н. А. Римского-Корсакова, «Вертер» Ж. Массне (режиссер Е. В. Образцова), «Мазепа» П. И. Чайковского (режиссер С. Ф. Бондарчук). С конца 1980-х годов оперную репертуарную политику определяла ориентация на редко исполняемые произведения: «Орлеанская дева» Чайковского (1990 год, впервые на сцене Большого театра), «Млада», «Ночь перед Рождеством» и «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Алеко» и «Скупой рыцарь» С. В. Рахманинова. Среди постановок - совместная российско-итальянская работа «Князь Игорь» А. П. Бородина (1993 год). В эти годы начался массовый отъезд певцов за рубеж, что (при отсутствии должности главного режиссёра) привело к снижению качества спектаклей.

В 1995-2000-е годы основа репертуара - русские оперы 19 века, среди постановок: «Иван Сусанин» М. И. Глинки (возобновление постановки Л. В. Баратова 1945 года, режиссёр В. Г. Милков), «Иоланта» П. И. Чайковского (режиссер Г. П. Ансимов; обе 1997 года), «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова (1998 год, режиссёр Б. А. Покровский). По инициативе Б. А. Руденко исполнены итальянские оперы («Норма» В. Беллини; «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти). Другие постановки: «Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло; «Набукко» Дж. Верди (режиссер М. С. Кисляров), «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (немецкий режиссёр И. Херц), «Богема» Дж. Пуччини (австрийский режиссёр Ф. Мирдита), наиболее удачная из них - «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (английский режиссёр П. Устинов). В 2001 году под руководством Г. Н. Рождественского состоялась премьера 1-й редакции оперы «Игрок» Прокофьева (режиссер А. Б. Титель).

Основы репертуарной и кадровой политики (с 2001 годы): антрепризный принцип работы над спектаклем, приглашение исполнителей на контрактной основе (при постепенном сокращении основной труппы), прокат зарубежных спектаклей («Сила судьбы» и «Фальстаф» Дж. Верди; «Адриенна Лекуврёр» Ф. Чилеа). Возросло количество новых оперных постановок, среди них: «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Турандот» Дж. Пуччини (все 2002 года), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (2003 год; аутентичное исполнение), «Похождения повесы» И. Ф. Стравинского (2003 год; впервые в Большом театре), «Огненный ангел» С. С. Прокофьева (впервые в Большом театре) и «Летучий голландец» Р. Вагнера (обе 2004 года), «Дети Розенталя» Л. А. Десятникова (2005 год).

Н. Н. Афанасьева.


Балет Большого театра
. В 1784 году в труппу Петровского театра вошли ученики балетного класса, открытого в 1773 году в Воспитательном доме. Первыми хореографами были итальянцы и французы (Л. Парадиз, Ф. и К. Морелли, П. Пинюччи, Дж. Соломони). Репертуар включал их собственные постановки и переносы спектаклей Ж. Ж. Новерра. В развитии балетного искусства Большого театра 1-й трети 19 века наибольшее значение имела деятельность А. П. Глушковского, возглавлявшего балетную труппу в 1812-39 годах. Он ставил спектакли различных жанров, в том числе на сюжеты А. С. Пушкина («Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» Ф. Е. Шольца, 1821 год). Романтизм утвердился на сцене Большого театра благодаря хореографу Ф. Гюллень-Сор, работавшей в Большом театре в 1823-39 годах и перенёсшей из Парижа ряд балетов («Сильфида» Ф. Тальони, музыка Ж. Шнейцхоффера, 1837 год, и др.). Среди её учеников и наиболее известных исполнителей: Е. А. Санковская, Т. И. Глушковская, Д. С. Лопухина, А. И. Воронина-Иванова, И. Н. Никитин. Особое значение имели выступления в 1850-е годы австрийской танцовщицы Ф. Эльслер, благодаря которой в репертуар вошли балеты Ж. Ж. Перро («Эсмеральда» Ч. Пуньи, и др.).

С середины 19 века романтичные балеты стали терять своё значение, несмотря на то, что в труппе сохранялись тяготевшие к ним артисты: П. П. Лебедева, О. Н. Николаева, в 1870-е годы - А. И. Собещанская. На протяжении 1860-90-х годов в Большом театре сменилось несколько балетмейстеров, руководивших труппой или ставивших отдельные спектакли. В 1861-63 годах работал К. Блазис, получивший известность лишь как педагог. Наиболее репертуарными в 1860-е годы были балеты А. Сен-Леона, перенёсшего из Санкт-Петербурга «Конька-Горбунка» Пуньи (1866 год). Значительным достижением стал «Дон Кихот» Л. Минкуса, поставленный М. И. Петипа в 1869 году. В 1867-69 годах осуществил несколько постановок С. П. Соколов («Папоротник, или Ночь на Ивана Купалу» Ю. Г. Гербера, и др.). В 1877 году приехавший из Германии известный балетмейстер В. Рейзингер стал постановщиком 1-й (малоудачной) редакции «Лебединого озера» П. И. Чайковского. В 1880-90-е годы хореографами в Большом театре были Й. Хансен, Х. Мендес, А. Н. Богданов, И. Н. Хлюстин. К концу 19 века, несмотря на наличие в труппе сильных танцовщиков (Л. Н. Гейтен, Л. А. Рославлева, Н. Ф. Манохин, Н. П. Домашёв), балет Большого театра переживал кризис: стоял даже вопрос о ликвидации труппы, в 1882 году сокращённой вдвое. Причиной тому были отчасти малое внимание к труппе (считавшейся тогда провинциальной) Дирекции императорских театров, неталантливые руководители, игнорировавшие традиции московского балета, обновление которого стало возможным в эпоху реформ в русском искусстве начала 20 века.

В 1902 году балетную труппу Большого театра возглавил А. А. Горский. Его деятельность способствовала возрождению и расцвету балета Большого театра. Хореограф стремился насытить спектакли драматическим содержанием, добивался логики и стройности действия, точности национального колорита, исторической достоверности. Лучшими оригинальными постановками Горского стали «Дочь Гудулы» А. Ю. Симона (1902 год), «Саламбо» А. Ф. Арендса (1910 год), «Любовь быстра!» на музыку Э. Грига (1913 год), большое значение имели также переделки классических балетов («Дон Кихот» Л. Минкуса, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Жизель» А. Адана). Единомышленниками Горского были ведущие танцовщики театра М. М. Мордкин, В. А. Каралли, А. М. Балашова, С. В. Фёдорова, с ним работали также Е. В. Гельцер и В. Д. Тихомиров, танцовщики А. Е. Волинин, Л. Л. Новиков, мастера пантомимы В. А. Рябцев, И. Е. Сидоров.

1920-е годы в России - время поисков новых форм во всех видах искусства, в том числе и танца. Однако хореографы-новаторы редко допускались в Большой театр. В 1925 году К. Я. Голейзовский поставил на сцене Филиала Большого театра балет «Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко, содержавший немало новшеств в отборе и сочетании танцевальных движений и построении групп, с конструктивистским оформлением Б. Р. Эрдмана. Официально признанным достижением Большого театра считалась постановка В. Д. Тихомирова и Л. А. Лащилина «Красный мак» на музыку Р. М. Глиэра (1927 год), где злободневное содержание было облечено в традиционную форму (балетный «сон», каноническое па-де-де, элементы феерии).

С конца 1920-х годов роль Большого театра - теперь столичного, «главного» театра страны - возрастала. В 1930-е годы сюда переводят из Ленинграда балетмейстеров, педагогов и артистов. М. Т. Семёнова и А. Н. Ермолаев стали ведущими исполнителями наряду с москвичами О. В. Лепешинской, А. М. Мессерером, М. М. Габовичем. В репертуар были включены балеты «Пламя Парижа» В. И. Вайнонена и «Бахчисарайский фонтан» Р. В. Захарова (оба на музыку Б. В. Асафьева), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева в постановке Л. М. Лавровского, перенесённый в Москву в 1946 году, когда в Большой театр перешла Г. С. Уланова. Начиная с 1930-х годов и до середины 1950-х годов основной тенденцией развития балета было его сближение с реалистическим драматическим театром. К середине 1950-х годов жанр драматического балета изжил себя. Появилась группа молодых хореографов, стремящихся к преобразованиям. В начале 1960-х годов Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв поставили в Большом театре одноактные балеты («Геологи» Н. Н. Каретникова, 1964 год; «Весна священная» И. Ф. Стравинского, 1965 год). Новым словом стали спектакли Ю. Н. Григоровича. Среди его новаторских постановок, созданных в сотрудничестве с С. Б. Вирсаладзе: «Каменный цветок» Прокофьева (1959 год), «Легенда о любви» А. Д. Меликова (1965 год), «Щелкунчик» Чайковского (1966 год), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1968 год), «Иван Грозный» на музыку Прокофьева (1975 год). Эти масштабные, остродраматические спектакли с большими массовыми сценами требовали особого стиля исполнения - экспрессивного, подчас высокопарного. В 1960-1970-е годы постоянными исполнителями в балетах Григоровича были ведущие артисты Большого театра: М. М. Плисецкая, Р. С. Стручкова, М. В. Кондратьева, Н. В. Тимофеева, Е. С. Максимова, В. В. Васильев, Н. И. Бессмертнова, Н. Б. Фадеечев, М. Лиепа, М. Л. Лавровский, Ю. К. Владимиров, А. Б. Годунов и др. С конца 1950-х годов балет Большого театра начал регулярно выступать за рубежом, где приобрёл широчайшую популярность. Последующие два десятилетия - период расцвета Большого театра, богатого яркими индивидуальностями, демонстрировавшего во всём мире свой постановочный и исполнительский стиль, который ориентировался на широкого и притом интернационального зрителя. Однако преобладание постановок Григоровича привело к однообразию репертуара. Старые балеты и спектакли других хореографов исполнялись всё реже, традиционные в прошлом для Москвы комедийные балеты исчезли со сцены Большого театра. Труппа перестала нуждаться и в характерных танцовщиках, и в мимистах. В 1982 году Григорович поставил в Большом театре свой последний оригинальный балет - «Золотой век» Д. Д. Шостаковича. Отдельные спектакли ставили В. В. Васильев, М. М. Плисецкая, В. Боккадоро, Р. Пети. В 1991 году в репертуар вошёл балет «Блудный сын» Прокофьева в постановке Дж. Баланчина. Тем не менее, до середины 1990-х годов репертуар почти не обогащался. Среди спектаклей, поставленных на рубеже 20-21 веков: «Лебединое озеро» Чайковского (1996 год, постановка В. В. Васильева; 2001 год, постановка Григоровича), «Жизель» А. Адана (1997 год, постановка Васильева), «Дочь фараона» Ч. Пуньи (2000 год, постановка П. Лакотта по мотивам Петипа), «Пиковая дама» на музыку Чайковского (2001 год) и «Собор Парижской Богоматери» М. Жарра (2003 год; оба - хореографа Пети), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (2003 год, хореограф Р. Поклитару, режиссёр Д. Доннеллан), «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети (2004 год, хореограф Дж. Ноймайер), «Светлый ручей» (2003 год) и «Болт» (2005 год) Шостаковича (хореограф А. О. Ратманский), а также одноактные балеты Дж. Баланчина, Л. Ф. Мясина и др. Среди ведущих танцовщиков 1990-2000-е годы: Н. Г. Ананиашвили, М. А. Александрова, А. А. Антоничева, Д. В. Белоголовцев, Н. А. Грачёва, С. Ю. Захарова, Д. К. Гуданов, Ю. В. Клевцов, С. А. Лунькина, М. В. Перетокин, И. А. Петрова, Г. О. Степаненко, А. И. Уваров, С. Ю. Филин, Н. М. Цискаридзе.

Е. Я. Суриц.

Лит.: Погожев В. П. 100-летие организации императорских московских театров: В 3 кн. СПб., 1906-1908; Покровская 3. К. Архитектор О. И. Бове. М., 1964; Зарубин В. И. Большой театр - Bolshoi theatre: Первые постановки опер на русской сцене. 1825-1993. М., 1994; он же. Большой театр - Bolshoi theatre: Первые постановки балетов на русской сцене. 1825-1997. М., 1998; «Служенье муз...». Пушкин и Большой театр. М., ; Федоров В. В. Репертуар Большого театра СССР 1776-1955 годы: В 2 т. N.Y., 2001; Березкин В. И. Художники Большого театра: [В 2 т.]. М., 2001.

Дирижер Туган Сохиев, в настоящее время являющийся музыкальным руководителем Национального оркестра Капитолия Тулузы и Немецкого симфонического оркестра Берлина, стал музыкальным руководителем и главным дирижером Большого театра, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на заявление гендиректора ГАБТа Владимира Урина.

Василий Синайский, занимавший пост музыкального руководителя и главного дирижера ГАБТа с 2010 года, покинул театр в начале декабря 2013 года по собственному желанию. Премьерные спектакли оперы "Дон Карлос", которыми должен был дирижировать Синайский, представили Роберт Тревиньо и Джакомо Сагрипанти.

"Я говорил, что мы до 1 февраля определимся с нашим новым музыкальным руководителем. Как вы знаете, в начале декабря Василий Серафимович Синайский покинул стены Большого театра, поэтому в середине сезона нужно было определяться. Хочу его (нового музыкального руководителя) представить - Туган Таймуразович Сохиев. Он один из самых востребованных дирижеров на Западе, он возглавляет оркестр Капитолия Тулузы и Немецкий симфонический оркестр Берлина", - сказал Урин.

Гендиректор ГАБТа отметил, что у дирижера очень плотный график, и есть другие контрактные обязательства. "Мы договорились о том, что Туган будет входить постепенно в дела театра, - сказал Урин. - Сейчас он улетает в Филадельфию, его контракты будут выполняться. До конца сезона он будет появляться в Москве. Реально он начнет работать и встанет за пульт в следующем сезоне. В следующем сезоне он осуществит два проекта".

Урин подчеркнул, что новый музыкальный руководитель очень молод, и у него нет опыта работы в таком театре, как Большой. "Но я счел это не самым главным. Валерий Гергиев возглавил Мариинский театр в 33 года", - сказал он.

"Важно было понять, что наши взгляды очень похожи, мы совпадаем с тем, как понимаем Большой театр. Что очень важно, потому что нам вместе принимать решения", - добавил гендиректор.

Сохиев объяснил, почему принял решение возглавить театр, хотя его график очень плотный. "Очень неожиданное было предложение, я долго думал. Самое главное, что меня убедило возглавить этот один из великих театров мира, это серьезная и ответственная задача. Личность нынешнего директора театра, который ясно понимает, как должен театр развиваться. Когда есть команда, с которой можно строить театр, это очень много", - сказал дирижер.

Дирижер сказал, что должен будет сокращать свои западные контракты. "Я сохраню свои отношения с оркестрами, с которыми я работаю. Но год от года я буду все больше входить в работу Большого театра. По возможности, я буду проводить здесь как можно больше времени, потому что это единственный путь наладить работу и наметить дальнейшие пути развития", - пояснил он.

Урин отметил, что после вхождения музрука в работу, они намерены наметить планы оперной труппы на ближайшие три года.

Сохиев отметил, что оперный репертуар ГАБТа должен включать самую разнообразную музыку: "Большому театру не стоит зацикливаться на определенных композиторах, репертуар должен быть очень большой. Такие возможности и такие таланты - я не думаю, что мы должны ограничиваться только русской или только французской оперой".

О своих музыкальных предпочтениях Сохиев сказал: "Я все люблю".

Туган Сохиев родился в 1977 году во Владикавказе (тогда Орджоникидзе). Учился в Санкт-Петербургской государственной консерватории в классе легендарного профессора Ильи Мусина. В 2002 году Сохиев дебютировал в Уэльском национальном оперном театре ("Богема"), а в 2003 году - в нью-йоркской Metropolitan Opera ("Евгений Онегин"). В том же году дирижер впервые выступил с лондонским оркестром "Филармония", концерт стал началом долгосрочного сотрудничества Сохиева с этим коллективом. В 2004 году на фестивале в Экс-ан-Провансе он продирижировал оперой "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева. С 2005 года Сохиев активно сотрудничал с Мариинским театром, на сцене которого под его управлением состоялись премьеры опер "Путешествие в Реймс", "Кармен" и "Сказка о царе Салтане".

В 2008 году дирижер стал музыкальным руководителем Национального оркестра Капитолия Тулузы, где до этого на протяжении трех лет был главным приглашенным дирижером. С 2010 года он также возглавляет Немецкий симфонический оркестр Берлина.

В настоящее время дирижер активно гастролирует по всему миру. В сезоне 2012-2013 Сохиев дебютировал с Чикагским симфоническим оркестром и оркестром лейпцигского Гевандхауса, а также продолжил свое сотрудничество с Венским и Роттердамским филармоническими оркестрами. Среди его театральных работ - "Борис Годунов" в Венской государственной опере и балеты Стравинского в Театре Капитолия Тулузы. Народный артист республики Северная Осетия-Алания.

Василий Синайский подал заявление об увольнении, а гендиректор Владимир Урин его подписал.

Василий Синайский, музыкальный руководитель и главный дирижер ГАБТа, уходит из театра. Об отставке Синайского сообщил гендиректор Большого Владимир Урин: по его словам, дирижер подал заявление через отдел кадров, и его просьба была удовлетворена после личной беседы с директором.

«С 3 декабря 2013 года Василий Серафимович Синайский не работает в Большом театре России», - приводит РИА «Новости» слова Урина.

Он отметил, что Синайский уходит из театра в середине сезона, причем премьера одного из его спектаклей - оперы Джузеппе Верди «Дон Карлос», на которой он был дирижером-постановщиком, - намечена на 17 декабря.

Урин заявил, что с Синайским были связаны и другие планы Большого, но заключил, что тот свободный человек и вправе самостоятельно принимать решения.

«Решение довольно неожиданное и точно не самое своевременное», - сказал в беседе с «Газетой.Ru» источник в театре, пожелавший сохранить анонимность. Он предположил, что одной из причин ухода Василия Синайского могли стать непрекращающиеся слухи о том, что ему срочно ищут замену, несмотря на то что до конца контракта осталось более полутора лет.

Новость о том, что Василий Синайский с 3 декабря не будет больше осуществлять музыкальное руководство в Большом театре, была и неожиданной и предсказуемой одновременно.

В музыкальных кругах слухи о том, что продлевать контракт с Василием Синайским в Большом театре не планируют, курсировали с того момента, как в отставку был отправлен гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов. Между тем имя Василия Синайского значилось в премьерных афишах театра до конца нынешнего сезона.

Неожиданность состоит в том, что Синайского никто не отставлял: он подал заявление на увольнение сам, причем в самый ответственный момент - в разгар репетиций сложнейшего спектакля - «Дон Карлос» Верди, в котором участвуют не только российские, но и известные западные оперные звезды. Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты по музыкальному театру сошлись на том, что премьера «Дон Карлоса» состоится в заявленные сроки и может быть проведена даже без Синайского. Один из экспертов указал, что в этом спектакле вторым дирижером заявлен «блестящий и молодой» американский дирижер Роберт Тревино. «Тревино должен был провести два спектакля, но, думаю, ему не составит труда провести все шесть», - заключил эксперт.

Сложности, отмечают эксперты, могут быть с другой премьерой - намеченной на февраль оперой «Царская невеста». «Это одна из лучших опер в репертуаре Синайского», - заметил эксперт.

В Большом театре уже бывали подобные случаи, когда Мстислав Ростропович покинул дирижерский пульт в разгар репетиций «Войны и мира» (правда, он был приглашенным, а не главным дирижером Большого театра) или, когда Александр Ведерников заявил о своем уходе накануне гастролей театра со спектаклем «Евгений Онегин» в Европе.

Что заставило музрука театра Василия Синайского совершить столь экстравагантный поступок, Большой театр не комментирует. Сам же Синайский сказал: «Мой уход из театра - это результат моих наблюдений, моей работы с господином Уриным в течение четырех месяцев. Это довольно долгий срок. И на каком-то уровне просто становится работать неинтересно и невыносимо».

«На самом деле, хотя отставка Василия Синайского не была анонсированным событием, ситуация эта - вполне ожидаемая. И причин тому - множество. Если во главу угла поставить творческий аспект работы Большого театра, который заключается в том, что Василий Серафимович занимал должность музыкального руководителя, он, даже „почистив“ несколько старых репертуарных спектаклей, по гамбургскому счету, выпустил только одну удачную премьеру - „Кавалер розы“ Рихарда Штрауса. Но и при этом он не стал творческим вождем, не объединил коллектив, не привнес в Большой театр каких-то интригующих, вызывающих, бросающих перчатку музыкальному сообществу, будирующих артистов к самосовершенствованию задач. Он так и не стал руководителем. Поскольку дирижировать - не значит руководить.

К тому же, маэстро не стал также и человеком команды. Понятно, что в любом коллективе есть определенные лагеря, какие-то стороны, кланы. Но он всегда был одиночкой. И человеческих отношений наладить за все время работы в Большом театре так и не захотел или не посчитал нужным.

В начале своей работы Василий Синайский старался что-то делать, безусловно, так как ему льстил сам факт назначения на столь престижную должность. Но в последнее время его старания были не столь осязаемы. По сути, он просто набирал себе огромное количество репертуарных спектаклей; в этом в большей степени усматривается не творчество, а попытка заработать. И за то недолгое время, когда он руководил ГАБТ, он поставил свой личный рекорд: таким количеством опер, как в этот период, он не дирижировал за всю жизнь. Однако оперным дирижером по сути это его не сделало; он так и остался симфоническим дирижером, причем «средней руки», - сказала известный музыкальный критик Мария Бабалова.

А вот мнение Дмитрия Бертмана:»Театр - структура экстремальных отношений, экстремальных репетиций, экстремальных явлений. Потому что в театре всегда возможны накладки. Здесь всегда существует зависимость от всего - от техники, от здоровья, от состояния связок у артиста, от его психики. Это тяжелейший труд. Самое главное, что в этом труде должны быть люди, которые, помимо знаний, книжек, опыта, должны подходить к театральному делу, как к храму. И если возникает что-то, мешающее основному призванию, то это должно уйти на дальний план, а человек должен доделать свое дело. И для меня непонятно, как может дирижер уйти за две недели до премьеры спектакля? Мне кажется, Василий Синайский должен был красиво продирижировать и уйти, раз это решил для себя, до или после постановки, но не в момент репетиции. Он ведь не просто дирижер. В его компетенцию входит полное музыкальное руководство театром: это и оркестр, и репетиции, и составы певцов, и т. д. Кроме того, главный дирижер - это человек, который должен встать за пульт в любой момент, если что-то случится с другим дирижером. Он должен всегда брать удар на себя. Так что эта ситуация - плохой факт для Синайского. Как говорил Станиславский: «Надо любить искусствов себе, а не себя в искусстве». Естественно, в «Доне Карлосе» выйдет второй дирижер и будет дирижировать. Естественно, как бы сложно ни было найти главного дирижера в Большой театр, все равно его найдут, потому что это Большой театр. Но главным дирижером в театре должен быть все-таки дирижер с огромным театральным опытом работы. У Василия Синайского такого опыта практически не было. В любом случае, произошло движение к новому, а новое - это всегда стремление к лучшему».

Экс-глава отдела перспективного планирования Большого театра, продюсер Михаил Фихтенгольц отметил, что «к сожалению, все это было предсказуемо. Кто-то в высших эшелонах власти надеялся, что с приходом нового генерального директора ситуация в Большом театре успокоится. Но она не успокаивается. Я хорошо знаю Василия Серафимовича, и могу сказать, что такой внезапный демарш - в его духе. Он достаточно долго готов терпеть какое-то небрежение по отношению к себе, к своим пожеланиям, но затем внезапно принимает решение. Удачно это для данного момента или нет - это уже другое дело. Момент был выбран неудачно. Одна из причин ухода Синайского состоит в том, что на бумаге у музыкального руководителя в Большом театре - неограниченная власть, а на практике - он фактически являются декоративной фигурой, которая не в состоянии ничего решать. Кадровая политика, традиции, внутренние устои Большого театра не оставляют места для маневра. И в этом смысле Урин ничего не поменял. И так же, как при Анатолии Иксанове было достаточно пренебрежительное отношение к Александру Ведерникову, так и при Урине - такое же отношение к Синайскому. И что бы руководство театра ни говорило о долгосрочных планах с Синайским, это в большей степени слова, потому что на деле, насколько я знаю, совершенно не выясненной оставалась судьба двух постановок, в которых Синайский должен был быть музыкальным руководителем - это „Леди Макбет Мценского уезда“ и „Манон“ Массне. Премьерные спектакли нынешнего сезона - „Летучий голландец“, „Дон Карлос“, „Царская невеста“ - были запланированы для Синайского. В следующем сезоне мы намечали пять премьер, из которых он брал две. Я думаю, его раздражало, что ему никто ничего не может сказать: будут эти постановки или нет? Он любит подробную неторопливую работу, но в структуре репертуарного театра, который представляет собой безостановочный конвейер, такой подход не самый оптимальный. Отмечу, что при Синайском был интересный период в жизни театра. Гораздо более внятный по своей художественной направленности, нежели предыдущая эпоха. Но выяснилось, что Василий Серафимович Синайский и репертуарная система Большого театра в том виде, в котором она существует, это вещи несовместные. Он был бы прекрасным приглашенным дирижером в любом театре, который работает по системе „stagione“, куда бы он приезжал на отдельно взятую постановку, где были бы расписаны репетиции, где он мог бы работать сосредоточенно, плотно, с большой отдачей. Но на тот момент, когда его приглашали в Большой театр, Анатолию Иксанову надо было быстро заполнить брешь. По формальным признакам Синайский идеально подходил для этого - возраст, хорошая репутация на Западе и в России, прекрасная школа. Синайский приехал по моему приглашению на один из симфонических концертов в абонементе театра, затем было короткое турне с „Иолантой“ в концертном исполнении в Варшаве и в Дрездене, затем скоропалительно произошло это приглашение».
Ситуация, между тем, острая. Гендиректор Владимир Урин должен будет в кратчайшие сроки найти преемника Синайскому.

Эксперты затруднились назвать возможного преемника Синайского в качестве музыкального руководителя Большого театра. «Общий список крайне скуден, и ни одна кандидатура идеальной, судя по всему, не будет, - посетовал один из экспертов. - Потенциальные кандидаты делятся на три группы: тех, кто жаждет этого места, но слишком молод и слишком неопытен для него, тех, кто был бы идеален, но никогда не пойдет на постоянную работу работать в театр со столь скверной репутацией, и тех, кто уже был в этой должности».

Кто же может возглавить театр? Быть может, кто-то из двух однофамильцев - Василий или Кирилл Петренко? Они талантливы и очень сегодня востребованы, и их контракты расписаны на многие годы вперед. Или Большому придется выделить изрядные деньги и заключить контракт с кем-то из иностранных дирижеров, понимая, что это будет дирижер не из «первой линии» - как поступают наши футболисты или баскетболисты. Правда, в его присутствии будет плюс. Не зная особенностей российского менталитета, он может избавить коллектив от некоторых хворей: интриг и стукачества, донимающих коллектив в последнее время... Главное тут - не наделать ошибок, как было когда-то с назначением Леонида Десятникова.

Впрочем, Владимир Урин - человек невероятно дальновидный, очень опытный, профессиональный. И исходя из этого можно сделать вывод - что, подписывая заявление Синайского об уходе, он, возможно, уже составил для себя галерею имен из которой и сделает выбор.

Василий Синайский пришел в Большой театр в августе 2010 года, сменив на этом посту композитора Леонида Десятникова. В пресс-службе эту скорую замену (Десятников был музыкальным руководителем театра меньше года) объясняли предыдущими договоренностями: композитор согласился занять вакансию до тех пор, пока не будет найдена подходящая кандидатура. Контракт с Синайским был заключен на пять лет и должен был закончиться в августе 2015 года.

Дирижер Василий Серафимович Синайский родился 20 апреля 1947 года в Коми АССР. До девяти лет Василий Синайский жил на Севере, пока в 1950-е годы семья не вернулась в Ленинград.

В Ленинграде Василий Синайский поступил в консерваторию сразу на два факультета: теоретический и дирижерско-симфонический. Начал дирижировать еще на втором курсе консерватории.

В 1970 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу симфонического дирижирования профессора Ильи Мусина, затем продолжил обучение в аспирантуре.

В 1971–1973 годах Василий Синайский работал вторым дирижером симфонического оркестра в Новосибирске.

В 1973 году после победы на Международном конкурсе молодежных оркестров имени Герберта фон Караяна в Западном Берлине Василия Синайского пригласил к себе ассистентом в оркестр Московской филармонии Кирилл Кондрашин.

В последующие годы (1975–1989) Василий Синайский был художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра Латвийской ССР. С 1976 года он преподавал в Латвийской консерватории.

В 1989 году Василий Синайский вернулся в Москву. Некоторое время был главным дирижером Государственного Малого симфонического оркестра СССР, работал в Большом театре.

В 1991–1996 гг. Василий Синайский был художественным руководителем и главным дирижером Московского Филармонического оркестра. В это же время он был главным дирижером Национального оркестра Латвии и главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра Нидерландов.

В 1995 году он стал главным приглашенным дирижером филармонического оркестра Би-Би-Си. В качестве дирижера оркестра Би-Би-Си постоянно участвует в фестивале «Би-Би-Си Промс», а также выступает в Бриджуотер-холле в Манчестере.

В 2000–2002 годах он был художественным руководителем и главным дирижером Государственного академического симфонического оркестра Российской Федерации бывшего оркестра Евгения Светланова).

Параллельно вел активную концертную деятельность с ведущими западными оркестрами. В 2002 году он был приглашен возглавить Королевский оркестр Concertgebouw на лондонских Променад-концертах и фестивале в Люцерне.

C 2007 года является главным дирижером Симфонического оркестра Мальмё в Швеции.

С сезона 2009/2010 является постоянным приглашенным дирижером Большого театра.

С сентября 2010 года - главный дирижер - музыкальный руководитель Большого театра.

Василий Синайский сотрудничал со многими отечественными и зарубежными оркестрами, среди которых Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, Роттердамский и Чешский филармонический оркестры, Симфонический оркестр Берлинского радио, лейпцигский Гевандхаус-оркестр, Национальный оркестр Франции, Королевский шотландский национальный оркестр, Оркестр финского радио, Королевский оркестр Концертгебау, Филармонический оркестр Люксембурга, Симфонический оркестр Бирмингема, Лондонский филармонический оркестр. Дирижер выступал с Монреальским и Филадельфийским симфоническими оркестрами, а также с Симфоническими оркестрами Сан-Диего, Сент-Луиса, Детройта, Атланты.

Василий Синайский - лауреат Международного конкурса дирижеров «Фонд Герберта фон Караяна» (Золотая медаль в 1973 году).

В 1981 году он был удостоен почетного звания «Народный артист Латвийской ССР».

С 2002 года - Почетный член Филармонического общества Санкт-Петербурга.

О дальнейшем трудоустройстве Василия Синайского пока ничего не известно. Впрочем, можно утверждать, что он без работы не останется. Как один из возможных вариантов можно рассматривать должность руководителя Государственного академического симфонического оркестра (ГАСО) Петербурга - недавно оттуда был уволен Александр Титов и сейчас идет конкурс на замещение этой должности; Синайский был включен в список претендентов, предложенный музыкальным советом оркестра.

Марк Золотарь (для «Фамильных ценностей»).

Программу ведет Лейла Гиниатулина. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.

Лейла Гиниатулина: Большой театр - в Милане. Только что с успехом сыграли "Евгения Онегина" в режиссуре Дмитрия Чернякова. За пультом стоял Александр Ведерников. 18 июля он собирается объявить, что покидает пост главного дирижера Большого театра.

Марина Тимашева: Александр Ведерников рассматривает гастроли в Милане, как "некий итог 8-летней работы в Большом театре", и говорит, что уходит "из-за разногласий с администрацией театра". Директор Анатолий Иксанов информацию об отставке главного дирижера подтверждает и сообщает, что ближайшие пять-семь лет театр будет работать с приглашенными дирижерами: Владимиром Юровским, Василием Синайским, Александром Лазаревым, Теодором Курентзисом и Кириллом Петренко. Вот как комментируют новость музыковеды, музыкальные критики, обозреватели центральных изданий. Екатерина Кретова...

Екатерина Кретова: На мой взгляд, фигура Александра Ведерникова никогда не была адекватной масштабу и уровню того Большого театра, который мы вообще знали. Что касается самой идеи приглашенных дирижеров, то она какая-то компромиссная, и такое впечатление, что она промежуточная.

Марина Тимашева: Профессор Алексей Парин...

Алексей Парин: Уход Ведерникова с поста главного дирижера Большого театра надо воспринимать скорее положительно, потому что все-таки Большой театр - ведущий театр страны, и конечно, на посту главного дирижера должна быть выдающаяся личность музыкантская, каковой все-таки хороший дирижер Александр Ведерников не является. Что касается дирижерской коллегии, дирижеры с именами, каждый из них какое-то определенное даже направление представляет в современном дирижировании, но необходим все-таки если не главный дирижер, то главный капельмейстер, как это раньше называлось, кто будет следить за высокими технологическими качествами этого оркестра.

Марина Тимашева: Уточню, что о дирижерской коллегии пока речь не идет, просто к сотрудничеству приглашено пять дирижеров. Юрий Васильев назвал такую конструкцию "десятиножником".

Юрий Васильев: Это, по-моему, не первый раз, когда большие перемены в Большом театре происходят, когда часть труппы либо вся труппа на гастролях. Что же касается дирижерской коллегии, действительно, нужен какой-то первый среди равных, который будет в итоге отвечать за музыкальную политику всего Большого театра. Все мы знаем огромный выбор дирижеров, которые дирижируют в Мариинке, но мы знаем, что там есть Гергиев. Что касается пути Александра Ведерникова, он очень хороший и работающий оперный дирижер. Большой театр встал на реконструкцию, была построена новая сцена, которую надо было опробовать, на которую надо было переносить старые вещи и, безусловно, делать новые поставки, - во всем этим Ведерников справился.

Марина Тимашева: Передаю слово Наталье Зимяниной.

Наталья Зимянина: Для меня уход Александра Ведерникова - это несомненная утрата, хотя не всеми его работами я была удовлетворена. Но то, что он высокий профессионал, это абсолютно точно. Я совершенно не понимаю, как такое административно обветшалое создание, как Большой театр, сможет существовать без главного дирижера. За оркестром все время кто-то должен следить, это должен быть один человек, знающий хорошо детали оркестровые, знающий хорошо партитуры, прекрасно понимающий, что такое дирижировать оперой и что такое дирижировать балетом. Полная для меня неопределенность в том, как дальше будет существовать Большой театр.

Марина Тимашева: Петр Поспелов, музыковед и композитор, признает заслуги Ведерникова, очень высоко оценивает творческие возможности пятерки приглашенных дирижеров, но не считает, что отставкой Александра Ведерникова можно решить все проблемы Большого театра.

Петр Поспелов: Волны реформ в театре очень недолгие, очень скоро все затихает, и нужно начинать сначала. Ни уход Ведерникова, ни приход новых дирижеров проблем Большого театра не решат, потому что существует раздутая постоянная труппа, никому не нужная, контрактная система так и не введена, так и не работает. Много очень творческих проблем, главным образом связанных с тем, что в театре просто нет художественного руководителя. Им же руководит не музыкант, не художник, хотя и очень профессиональный директор Анатолий Иксанов. И, по-моему, те дирижеры, которые будут работать в Большом театре, они не будут вырабатывать какую-то совместную линию. А управлять театром будет директор, который будет, естественно, внимательно слушать каждого из них. Такая ситуация, на мой взгляд, все-таки не идеальна, потому что тут какая-то должна быть художественная воля во главе.