Изображение гражданской войны как общенародной трагедии (по роману М. А

Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон». В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой русским царям, сражались за них и за державу. Семьи их жили своим трудом, в достатке и уважении. Веселую, радостную, полную труда и приятных забот жизнь казаков прерывает революция. И перед людьми встала незнакомая доселе проблема выбора: чью сторону принять, кому верить – красным, обещающим во всем равенство, но отрицающим веру в Господа Бога; или белым, тем, кому служили верой и правдой еще их деды и прадеды.

Но нужна ли народу эта революция и война? Зная, какие жертвы нужно будет принести, какие трудности преодолеть, народ, наверное, ответил бы отрицательно. Мне кажется, никакая революционная необходимость не оправдывает всех жертв, сломанных жизней, разрушенных семей.

И вот, как пишет Шолохов, «в смертной драке брат идет на брата, сын на отца». Даже Григорий Мелехов, главный герой романа, ранее противившийся кровопролитию, сам легко решает чужую участь. Конечно, первое убийство человека г Лубоко и больно поражает его, заставляет провести немало бессонных ночей, но война делает его жестоким. «Я сам себе страшный стал…

В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе»,- признается Григорий. Жестокими стали все, даже женщины. Вспомнить хотя бы сцену, когда Дарья Мелехова без раздумий убивает Котлярова, считая его убийцей своего мужа Петра. Однако не все задумываются над тем, ради чего проливается кровь, каков смысл войны. Неужели «на потребу богатым гонят на смерть»?

Или же отстаивать права, общие для всех, смысл которых не очень – то понятен народу. Простой казак может только видеть, что война эта становится бессмысленной, ведь нельзя же воевать за тех, кто грабит и убивает, насилует женщин и поджигает дома. А такие случаи были как со стороны белых, так и со стороны красных.

«Все они одинаковы…все они – ярмо на шее казачества», — говорит главный герой. На мой взгляд, главную причину трагедии русского народа, затронувшей буквально каждого в те времена, Шолохов видит в драматизме перехода от старого, веками формировавшегося уклада, к новому строю жизни.

Сталкиваются два мира: все, что было раньше неотъемлемой частью жизни людей, основой их существования, внезапно рушится, а новое еще нужно принять и привыкнуть к нему.

Изображение гражданской войны как трагедии народа в романе «Тихий Дон» Гражданская война - особая война . В ней, как и в любой другой, есть командиры и солдаты, тыл и фронт, есть ужас убийства и смерть. Но самое страшное в ней то, что борьба идет между гражданами одной страны: бывшие «друзья» убивают друг друга, отец идет на сына. И нам, людям, не пережившим этого ада-, очень трудно представить себе Гражданскую войну . Для этого как раз и существует литература, чтобы погружать читателя в иной мир...

837 Слова | 4 Стр.

  • Гражданская война

    Русский язык и литература Доклад на тему: Гражданская война глазами писателей Выполнила: Краснощекова Яна Вячеславовна, 13 группа Красноярск 2015 Оглавление 1. Введение, 2. Гражданская война в произведениях советских писателей XX века: А) М. Булгаков «Белая гвардия», Б) Б. Пастернак «Доктор Живаго», В) А. Фадеев «Разгром», Г) М. Шолохов «Тихий Дон», 3. Заключение, 4. Список использованной литературы. Введение Гражданская война 1917-1922/23 гг. была одним из жесточайших...

    2858 Слова | 12 Стр.

  • Гражданская война и семья в рассказах Шолохова

    Гражданская война – это самое трагичное и страшное событие для любой страны, в ней нет наших и врагов, народ воюет со своим же народом . Вооруженная борьба за власть в России началась после революции, в 1918 году. В сражающихся между собой армиях и военных группировках могли оказаться по разные стороны братья, сыновья с отцами. Непримиримыми врагами становились близкие родственники, прежние друзья, соседи. Был полностью разрушен привычный жизненный порядок, вековой патриархальный устой, везде...

    1108 Слова | 5 Стр.

  • неповторимость изображения русского характера в романе М.А. Шолохова "Тихий дон"

    области "Донской строительный колледж" Реферат по литературе Неповторимось изображения русского характера в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон" Выполнил стьудент 1 курса гр.С-164 Захаренко В.М. Таганрог 2017г. Введение. В своём реферате я рассматриваю "Неповторимось изображения русского характера в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон"".Роман М. А. Шолохова "Тихий Дон" посвящен теме гражданской войны , развернувшейся на донской земле. Здесь нашли глубокое и всестороннее отображение...

    6077 Слова | 25 Стр.

  • Курсовая работа "Древнегреческая трагедия и комедия как высшие формы драматургии"

    театрализованных представлений КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: «Древнегреческая трагедия и комедия как высшие формы драматургии» Работу выполнила: Студентка 2 курса группы 61421 Письмакова Полина Алексеевна Казань, 2016 СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………………..3 Глава 1.Литературно - драматургические приемы создания трагического и комического…………………………………………………………………….5 1.1. Историческое развитие трагедии и комедии, ее характер, разновидности и диалектика. …………………………………………5...

    7186 Слова | 29 Стр.

  • картина национальной трагедии в творчестве М. А. Шолохова.

    Шолохов - один из самых загадочных русских писателей. Признанный классик советской литературы, правдиво отразивший в своих произведениях важнейшие исторические события - революцию, становление советской власти, борьбу советского народа за победу в Великой Отечественной войне . Но талант писателя был настолько ярок, самобытен, что идеологический пафос не может обесценить его изумительный, неповторимый язык, глубину раскрытия народной души, масштабность показанных им исторических событий. Знание событий...

    5288 Слова | 22 Стр.

  • Документальная кинематография на завершающем периоде войны ….15 Глава 3. Художественная кинематография в дни ВОВ…………………18 3.1 Герои фронта и тыла……………………………………………………...18 3.2 Лирический и комедийные фильмы……………………………………..22 3.3 Историко-революционный и исторический фильмы…………………...24 Заключение……………………………………………………………………...28 Список использованной литературы………………………………………..30 Введение В годы Великой Отечественной войны , борьбы за свободу и независимость Родины, главным...

    6524 Слова | 27 Стр.

  • Трагедия семьи романовых

    стр. 3 Глава I. Путь к трагическому концу. стр. 5 1.1. Крушение Монархии. стр. 5 1.2. Трагедия последнего самодержца. стр. 6 Глава II. Гибель императорского дома. стр. 8 2.1. Убийство российского императора и его семьи. ...

    4175 Слова | 17 Стр.

  • Тексты лекций по предмету «Гражданское право Республики Узбекистан» (1 часть)

    освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, возврат к материальному миру, предмету, стихии «естества», точному значению слова. Аллегория - изображение конкретного предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Так, изображение змеи и чаши - А. медицины. В отличие от символа, А. однозначна. Широко используется в художественной литературе как средство усиления поэтической выразительности. Амфибрахий - в силлабо-тоническом...

    2895 Слова | 12 Стр.

  • Литература в годы войны

    Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ейский медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края РЕФЕРАТ Тема: «Литература в годы войны » студента(ки)_________курса группы____________ специальности________________________ ____________________________________ Ф.И.О. Преподаватель...

    3133 Слова | 13 Стр.

  • Искусство в годы Великой Отечественной войны

    Отечественной войны борьбы за свободу и независимость Родины стала главным содержание жизни советских людей. Эта борьба требовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. И именно мобилизация духовных сил советского народа в годы Великой Отечественной войны главной задачей нашей литературы и нашего искусства, которые стали могучим средством патриотической агитации. II. Литература в годы ВОВ Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа . Литература...

    3085 Слова | 13 Стр.

  • Культура в годы Великой Отечественной войны

    КУЛЬТУРА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ . КУЛЬТУРА БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА Содержание Введение 3 1. Общие условия развития культуры в период Великой отечественной войны 4 2. Образование в период великой отечественной войны 6 3. Литература и искусство в годы войны 8 4. Культура блокадного Ленинграда 14 Заключение 23 Список использованной литературы 25 Введение Отечественная культура, как и культура в целом, - это сложная, многоуровневая, всеохватывающая и противоречивая...

    5676 Слова | 23 Стр.

  • «Гражданская война в Испании 1936-1939 гг.»

    Реферат на тему: «Гражданская война в Испании 1936-1939 гг.» СОДЕРЖАНИЕ: Введение ………………………………………………...………..………..….3 Раздел I. Сущность, причины возникновения гражданской войны в Испании. 1.1 Особенности социально-экономического и внутриполитического развития Испании в 30-х гг. XX в.…...........................................……….6 1.2 Культурная и антифашистская деятельность испанской интеллигенции. Альянс антифашистской интеллигенции……….…10 Раздел II. Гражданская война в Испании в работах...

    4955 Слова | 20 Стр.

  • Советская кинематография в годы Великой Отечественной Войны.

    Советская кинематография в годы Великой Отечественной Войны . Содержание Введение Возникновение и развитие кинематографии до начала Великой Отечественной Войны Кинематография в годы Великой Отечественной Войны Хроникально-документальное кино - первые фронтовые кинорепортажи - документальные съемки обороны - документальная кинематография на завершающем периоде войны Фронтовая кинолетопись Художественная кинематография в дни ВОВ Заключение Введение Необычайно велико идейно-художественное...

    7689 Слова | 31 Стр.

  • Советский кинематограф в годы Великой Отечественной войны

    годы Великой Отечественной войны . План реферата: I. Вступление. II. Основная часть: 1. Хроникально-документальное кино - первые фронтовые кинорепортажи - документальные съемки обороны - документальная кинематография на завершающем периоде войны 2. Художественное кино -герои фронта и тыла -лирический и комедийные фильмы - историко-революционный и исторический фильмы III. Заключение. Вступление. В годы Великой Отечественной войны борьбы за свободу и независимость...

    4969 Слова | 20 Стр.

  • Информационные войны в геополитике

    СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА КАК ВОЙНА ГРАЖДАНСКАЯ … 5 1.1. Концепция информационной войны 5 1.2. Информационное оружие 9 ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ «СТРАТЕГИЯ ПРОГРАМИРУЮЩЕГО ЛИДЕРСВА» 16 2.1 Новые информационные технологии в геополитике 16 2.2. Символический капитал культуры в виртуальной борьбе за пространство 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследований в области информационных войн , многогранность форм и методов этой работы в...

    5455 Слова | 22 Стр.

  • Тихий Дон(реферат о войне и революции)

    Мой реферат посвящен теме «Войны и революции в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова». Прочитав этот роман меня, удивило своеобразие Шолохова. Я много до этого читала о войне и революции, но Михаил Александрович отобразил это по-своему! Главная тема романа - тема судьбы народа в годы революции и гражданской войны . Мною были поставлены следующие задачи: 1. Показать в чем отличие изображение войны М. А. Шолоховым от других авторов. 2. Показать те средства, с помощью которых М. А. Шолохов написал...

    15663 Слова | 63 Стр.

  • Внушение народу определенных чувств и мыслей средствами искусства на примере одной эпохи и её произведений по различным видам искусства

    Внушение народу определенных чувств и мыслей средствами искусства на примере одной эпохи и её произведений по различным видам искусства. Целостный образ эпохи. Искусство является одним из важнейших инструментов воздействия на сознание, как отдельного человека, так и всего общества в целом. С помощью образов, создаваемых в различных видах искусства, можно формировать направление чувств и мыслей общественного сознания, состоящего из индивидуальных чувств и мыслей членов сообщества. Ещё с древнейших...

    6818 Слова | 28 Стр.

  • Героический подвиг советского народа в Великой Отечественной Войне в произведении М.А. Шолохова "

    СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ЭПОС ВОЙНЫ В РОМАНЕ М.А. ШОЛОХОВА «ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ» 1.1 Создание панорамы войны в романе. История создания романа «Они сражались за Родину» 1.2 Подвиг человека на войне в романе М.А. Шолохова ГЛАВА 2. МИРООЩУЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ В РОМАНЕ «ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ». 2.1 Новаторство гуманистического решения проблемы человеческой жизни в романе «Они сражались за Родину». 2.2 Эпическое постижение народных судеб в романе. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Список используемой...

    8140 Слова | 33 Стр.

  • Военный плакат, посвященный Семидесятилетию Победы в Великой Отечественной войне.

    Актуальность: Победа в Великой отечественной войне - знаменательное событие для нас всех. В этом году 9 мая мы будем отмечать семидесятилетие победы в Великой Отечественной войне . Утренние парады, народные гуляния, тематические концерты и вечерний салют - непременные атрибуты Дня Победы. Сегодня уже не встретишь на нашей земле воронки от снарядов или пепелища разрушенных городов и сел. Время затянуло раны войны . Но осталась о ней память: картины художников и книги о войне , документальные фотографии и рассказы...

    8936 Слова | 36 Стр.

  • ГОУ ВПО Ульяновский государственный технический университет Кафедра истории и культуры Реферат Тема: «Советское искусство в годы Великой Отечественной войны » Составитель: студентка группы БАд- 22 Артамонова Е. Н. Научный руководитель кандидат исторических наук, доцент...

    3843 Слова | 16 Стр.

  • «Советский сатирический плакат Второй Мировой войны » Введение Специфика художественного языка плаката определяется тем, что он должен восприниматься на большом расстоянии, привлекать внимание, смысл изображённого должен сразу бросаться в глаза. Как особый вид графического искусства плакат существует со 2-ой половины 19 в. До этого плакатом называли агитационные гравюры крупного размера. Первыми далекими предками плакатов являются "alba" - объявления или извещения, которые...

    5593 Слова | 23 Стр.

  • Боснийская война

    западных СМИ 3.1 «Лагерь смерти» Трнополье 4 Массовые изнасилования 5 Интересные факты 5.1 Мусульманские беженцы в Израиле 5.2 Оружие под видом гуманитарного груза 6 Мирные переговоры и итоги войны 7 Количество погибших и пострадавших 8 Материальный ущерб Список литературы Боснийская война Введение Косвенное участие: Босни́йская война́ (6 апреля 1992 - 14 сентября 1995; босн. и хорв. rat u Bosni i Hercegovini, серб. рат у Босни и Херцеговини, грађански рат у Босни и Херцеговини...

    2017 Слова | 9 Стр.

  • Сила народа в его интеллигенции

    Сила народа – в его интеллигенции, честной, умной и работящей (А.П. Чехов) . нтеллигенция - некое священное братство, жречество, секта, это - ценностная общность, отнесение к которой предполагает личностную готовность на верность высокой идее, альтруизм, антипрагмати время велико стремление представителей старших поколений гуманитарной интеллигенции несмотря ни на что продолжать выполнять высокую культурную миссию, которая и отделяет человека с высшим образованием от интеллигента. И. С. Тургенева...

    3434 Слова | 14 Стр.

  • Жанр трагедии в русской драматургии 18 го века

    Жанр трагедии в русской драматургии XVIII века Среди драматургических жанров русской литературы XVIII века одно из ведущих мест занимал жанр классицистической трагедии . В этом жанре молодая отечественная драматургия, пожалуй, наиболее отчетливо утвердила воспринятые на национальной почве новые нормы европейской театральной культуры, которые отныне стали определять художественные запросы русского общества в области театра. С жанром трагедии были связаны выдающиеся успехи драматургии классицизма во...

    7139 Слова | 29 Стр.

  • Крымская война в культуре

    Введение…………………………………………………………….………2 1. Крымская война ………………………………………………….………3 2. Герои войны ……………………………………………………….……..4 3. Отражение событий Крымской войны в литературе……………….…12 3.1. Произведения Российских поэтов и писателей. 3.2. Произведения зарубежных поэтов. 4. Крымской война в живописи…………………………………….……..17 4.1 Произведения российских художников. 4.2. Произведения зарубежных художников 5. Архитектура…………………………………………………….………..20 6. Кинофильмы о событиях Крымской войны …………………….….…..20 6.1. Работы...

    5262 Слова | 22 Стр.

  • История. Искусство в годы Великой Отечественной Войны

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА» Реферат По дисциплине: История На тему: Искусство в годы войны Выполнила студентка 9Л-12 группы I курса очной формы обучения Артемьева К.И Преподаватель: Ильинский А.Б. Санкт-Петербург 2017 Содержание Введение……………………………………………………………...

    3614 Слова | 15 Стр.

  • Вторая мировая война

    В Развитие образования и науки в РБ в послевоенное время План 1. Итоги второй мировой войны 2.Жизнь белорусского общества в первое послевоенное десятилетие 1.1 Жизнь белорусского общества в первое послевоенное десятилетие Во время Великой Отечественной войны , развязанной фашистским руководством Германии, многочисленные братские народы Советского Союза оказались под угрозой порабощения и даже полного уничтожения. И только их беспримерные мужество, героизм, самопожертвование позволили...

    4061 Слова | 17 Стр.

  • ПОЭЗИЯ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

    им. Н.И. Лобачевского Филологический факультет Кафедра русской литературы XX века РЕФЕРАТ Тема: «ПОЭЗИЯ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ » Выполнила: студентка 41 гр.,з/о, 4 курса Фролова Татьяна Владимировна Проверила: Зайцева Галина Сергеевна г. Н. Новгород 2007 г. Годы Великой Отечественной войны были исключительно своеобразным и ярким периодом в развитии советской литературы. В тяжелейших условиях ожесточенной борьбы с врагом было создано немало...

    9842 Слова | 40 Стр.

  • Дети войны

    Министерство образования и науки, молодежи и спорта украины министерство образования и науки, молодежи и спорта автономной республики крым Дети войны (Посвящается 70-летию освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков) Работу выполнила Сулейманова Лиля...

    7174 Слова | 29 Стр.

  • Рождение трагедии из духа музыки

    РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЗ ДУХА МУЗЫКИ ПРЕДИСЛОВИЕ К РИХАРДУ ВАГНЕРУ Чтобы отдалить от себя все возможные сомнения, волнения и недоразумения, к которым, при своеобразном характере нашей эстетической общественности, могут подать повод сопоставленные в этом сочинении мысли, и чтобы иметь возможность написать и эти вводные слова с тем же созерцательным блаженством, отпечаток которого, как окаменелость счастливых и возвышенных часов, лежит на каждой странице, - я вызываю перед взором моим тот миг, когда...

    35757 Слова | 144 Стр.

  • Процессы формирования духовности у народов древней

    Процессы формирования духовности у народов древней Центральной Азии. План: 1 Вопросы духовности в устном народном творчестве и письменных памятниках древности. 2 Ислам и духовность. Коран - священная книга мусульман. 3 «Авеста» как общий источник истории духовности народов Центральной Азии. Маздеизм, монизм их вклад в становление...

    52143 Слова | 209 Стр.

  • Особенности отечественной историографии Великой Отечественной войны Плетушков Якушевский 34

    ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ . Минуло полвека с окончания Великой Отечественной войны . Она явилась самым трудным испытанием для советского народа . Он его выдержал и победил исключительно сильного врага, поставившего своей целью уничтожить Советское государство и поработить его народ . В ожесточенной кровопролитной борьбе советский народ отстоял свою независимость и право на существование. События войны стали историей. О ней написаны десятки тысяч различных работ:...

    11759 Слова | 48 Стр.

  • Трагедия народа в романе Тихий Дон

    Трагедия народа в романе М. Шолохова «Тихий Дон» На широком эпическом фоне движения народных масс в революции Шолохов с большой художественной силой раскрыл противоречивые искания и трагическую судьбу Григория Мелехова, сложную философскую проблему взаимоотношения личности и народа , проблему места личности в революционной борьбе. Рисуя коммунистов, писатель акцентировал внимание на росте их революционного сознания и упрочении связей с народом , из которого они вышли. В изображении представителей...

    714 Слова | 3 Стр.

  • Культура против войны

    Культура против войны (произведения живописи, музыки, кино) Столько уже сказано, написано, снято о войне . И сколько ещё необходимо сказать, написать, снять, чтобы человечество наконец прекратило все войны ? Художники против войны В. В. Верещагин В. В. Верещагин, самый известный русский художник-баталист второй половины XIX в., верил в то, что искусство, живопись, воспроизводя жизнь в его жестоких подробностях, сможет спасти мир от тотального истребления. "Одни, - писал Верещагин, - распространяют...

    1344 Слова | 6 Стр.

  • 4. Изображение войны 20 века

    путь этот был особенно долог, труден и кровав. На примере донского казачества в своих рассказах Шолохов описал трагедию всего русского народа , весь ужас и несправедливость гражданской войны , когда сын шел против отца, а брат против брата. Сборник «Донские рассказы» - первая книга великого русского писателя Михаила Александровича Шолохова. Она описывает события гражданской войны , которую сам автор знал не понаслышке. Шолохов писал: «С 1920 года служил и мыкался по Донской земле. Гонялся...

    1045 Слова | 5 Стр.

  • Холодная война

    Холодной войны План 1. Введение. 2. Основная часть. 1. Истоки и начало Холодной войны . 2. Директива 20/1 СНБ США. 3. Гонка вооружений. 1. Противостояние в пучине. 2. Самый мощный взрыв на планете. 3. Кубинский ракетный кризис. 4. Горячее небо Холодной войны . ...

    13745 Слова | 55 Стр.

  • Насильственное переселение народов на территории Казахстана

    ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 1.1 Историография насильственного переселения народов 1.2 Классификация и характеристика архивных источников 2 НАСИЛЬСТВЕННОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ НА ТЕРРИТОРИЮ КАЗАХСТАНА В 1937-1956 ГОДЫ 2.1 Причины депортации, ее характер 2.2 Динамика численности, география расселения и устройства депортированных народов 2.3 Правовой статус переселенцев 2.4 Трудоиспользование депортированных народов 2.5 Последствия депортации 3 МИГРАЦИОННЫЕ И ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В...

    20487 Слова | 82 Стр.

  • Трагедия евреев на территории Беларуси в года ВОВ

    Курсовая работа Трагедия евреев на Беларуси во время фашистской оккупации (1941-1944 гг.) Минск, 2008 Оглавление Введение 1. Предпосылки начала Холокоста и его этапы 2. Участие вермахта и местного населения в Холокосте 3. Гетто на территории Беларуси 4. Сопротивление евреев Заключение Список литернатуры Введение 1 сентября 1939 года началась 2 Мировая война . Это была самая ужасная война в истории, и ужасна...

    6881 Слова | 28 Стр.

  • сочинение о войне

    озаряет свет победы в Великой Отечественной войне . Нелегкой ценой досталась она. . Наши дедушки и бабушки героически сражались за Родину, они попадали в плен, бросались в огонь и в воду, голодали, мерзли, а главное - все это было ради Победы. Единство, любовь к родной земле, дружелюбие и упорный труд – все это способствовало Великой Победе, несмотря на преграды и трудности на пути к ней. Каждый год в майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны , чтит память павших, кланяется живым. В этом...

    1648 Слова | 7 Стр.

  • Гражданская война

    В гражданской войне всякая победа есть поражение. Лукан Я полностью согласен со словами Марка Аннея Лукана, так как считаю, что нет ничего хуже, чем война между гражданами одной, единой страны. Война сама по себе – это ужасная проблема человечества. За всю свою историю мне трудно вспомнить такого периода, чтобы люди жили мирно, не враждуя между собой. Война – способ получения власти. И, так как человек всегда хотел и будет хотеть быть на “вершине мира”, то из этого следует, что войны не...

    846 Слова | 4 Стр.

  • 3 1. Культура в СССР в 20-е гг………………………………………....................……..4 2. Культурное развитие СССР в 30-е гг................................................................. 5 3. Культура СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период…………………………………………………………………………………...7 4. Культура в период "оттепели"........................................................................... 9 5. Культура периода застоя………………………………………………….………..11 6. Культурная жизнь в СССР...

    3938 Слова | 16 Стр.

  • Театр французского классицизма: трагедия

    художественная культура на тему: «Театр французского классицизма: трагедия » Выполнила студентка группы ТС-111 Владимир 2012 В XVII веке, когда в ряде европейских стран укрепилась королевская власть, ведущим направлением в искусстве стал классицизм. Наиболее ярко это направление проявлялось в жанре трагедии , виднейшими создателями которой были французские писатели Корнель (1606-1684) и Расин (1639-1690). В трагедии классицизма соблюдались «три единства»: единство действия, места и времени...

    777 Слова | 4 Стр.

  • ТЕМА ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н

    ТЕМА ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.САВИЦКОГО,В.ГРОМЫКО, М.ДАНЦИГА. Беларусь - республика огромных разрушений и потерь, связанных с самой страшной войной , республика героической партизанской борьбы и сегодня прямо и косвенно отражает в себе величие всенародного подвига. Прямо, так как многие живописные полотна, графические листы и монументы рассказывают, осмысливают и прославляют героизм советского народа в годы Великой Отечественной. Косвенно, потому что художник, воспевая мирную жизнь, как бы подсознательно...

  • Второй том романа-эпопеи Михаила Шолохова повествует о гражданской войне. В него вошли главы о корниловском мятеже из книги «Донщина», которую писатель начал создавать за год до «Тихого Дона». Эта часть произведения точно датирована: конец 1916 – апрель 1918 года.
    Лозунги большевиков привлекали бедняков, которые хотели быть вольными хозяевами на своей земле. Но гражданская война ставит для главного героя Григория Мелехова новые вопросы. Каждая сторона, белые и красные, ищет свою правду, убивая друг друга. Оказавшись у красных, Григорий видит жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Война разрушает все: налаженную жизнь семей, мирный труд, отнимает последнее, убивает любовь. Герои Шолохова Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой, практически все мужское население втянуты в битвы, смысл которых им непонятен. Ради кого и чего они должны умирать в расцвете сил? Жизнь на хуторе дарит им много радости, красоты, надежд, возможностей. Война же – только лишения и смерть.
    Большевики Штокман и Бунчук видят страну исключительно как арену классовых битв, где люди – как оловянные солдатики в чужой игре, где жалость к человеку – преступление. Тяготы войны ложатся прежде всего на плечи мирного населения, простых людей; голодать и умирать – им, а не комиссарам. Бунчук устраивает самосуд над Калмыковым, а в свое оправданье говорит: «Они нас или мы их!.. Середки нету». Ненависть ослепляет, никто не хочет остановиться и подумать, безнаказанность развязывает руки. Григорий становится свидетелем того, как комиссар Малкин садистски издевается над населением в захваченной станице. Видит страшные картины разбоя бойцов Тираспольского отряда 2-й Социалистической армии, которые грабят хутора и насилуют женщин. Как поется в старинной песне, мутным стал ты, батюшка тихий Дон. Григорий понимает, что на самом деле не правду ищут обезумевшие от крови люди, а творится на Дону настоящая смута.
    Мелехов не случайно мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять. Подтелков приказывает казнить пленных, и казаки, забыв про воинскую честь, рубят безоружных людей. Они выполнили приказ, но когда Григорий понял, что рубил пленных, он впадает в исступление: «Кого же рубил!.. Братцы, нет мне прощения! Зарубите, ради бога… в бога мать… Смерти… предайте!» Христоня, оттаскивая «взбесившегося» Мелехова от Подтелкова, с горечью говорит: «Господи Боже, что делается с людьми?» А подъесаул Шеин, уже понявший суть происходящего, пророчески обещает Подтелкову, что «казаки очнутся – и тебя же повесют». Мать упрекает Григория за то, что он участвовал в казни пленных матросов, но он и сам признается, каким жестоким стал на войне: «детву и ту не жалею». Уйдя от красных, Григорий прибивается к белым, где видит казнь Подтелкова. Мелехов говорит ему: «Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли?.. По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить! Отходился ты, председатель Донского совнаркома!»
    Война озлобляет и разъединяет людей. Григорий замечает, что из сознания исчезают понятия «брат», «честь», «отечество». Распадается веками крепкое сообщество казаков. Теперь – каждый за себя и за свою семью. Кошевой, пользуясь своей властью, решил казнить местного богатея Мирона Коршунова. Сын Мирона, Митька, мстит за отца и убивает мать Кошевого. Кошевой убивает Петра Мелехова, его жена Дарья застрелила Ивана Алексеевича. Кошевой за смерть матери мстит уже всему хутору Татарскому: уезжая, поджигает «подряд семь домов». Кровь крови ищет.
    Вглядываясь в прошлое, воссоздает события Верхне-Донского восстания. Когда восстание началось, Мелехов воспрянул духом, решил, что теперь все изменится к лучшему: «Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее…» Чуть не загнав коня, он мчится сражаться с красными. Казаки протестовали против разрушения своего уклада жизни, но, стремясь к справедливости, пытались решить проблему агрессией и конфликтом, что приводило к обратному результату. И здесь Григория ждало разочарование. Пристав к коннице Буденного, Григорий не находит ответа на горькие вопросы. Он говорит: «Все мне надоело: и революция, и контрреволюция… Хочу жить возле своих детишек».
    Писатель показывает, что правды быть не может там, где смерть. Правда – одна, она не бывает «красной» или «белой». Война убивает лучших. Осознав это, Григорий, бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле, поднимать детей. Герою нет еще и 30 лет, но война превратила его в старика, отняла, выжгла у него лучшую часть души. Шолохов в своем бессмертном произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью. Писатель сочувствует своему герою, жизнь которого изломана: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория…»
    В романе-эпопее Шолохов создал грандиозное историческое полотно, подробно описав события гражданской войны на Дону. Писатель стал для казаков национальным героем, создав художественный эпос о жизни казачества в трагическое время исторических перемен.

    ИЗОБРАЖЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. Возвыситься над каждодневным и прозреть исторические дали - значит стать властителем дум своего времени, воплотить основ­ные конфликты и образы обширного исторического периода, при­коснувшись к так называемым «вечным темам». М. А. Шолохов зая­вил о себе не только в русской, но и в мировой литературе, отразив в своем творчестве эпоху сильнее и драматичнее, чем сумели сделать это многие другие писатели.

    В 1928 году Михаил Шолохов печатает первую книгу «Тихого Дона», вторую - в 1929 году, третью - в 1933-м, четвертую - в начале 1940 года. В романе-эпопее Шолохова господствует толстов­ский эпический принцип: «захватить все». На страницах шолохов­ского повествования представлены самые разные слои русского об­щества: бедные казаки и богатые, купцы и интеллигенция, дворян­ство и профессиональные военные. Шолохов писал: «Я был бы сча­стлив, если бы за описанием… жизни донских казаков читатель… рассмотрел и другое: колоссальные сдвиги в быту, жизни и челове­ческой психологии, которые произошли в результате войны и рево­люции ». В шолоховском эпосе отражено десятилетие российской ис­тории (1912-1922 годы) на одном из самых крутых ее изломов. Советская власть принесла с собой страшную, ни с чем не сопоста­вимую трагедию - гражданскую войну. Войну, которая не остав­ляет в стороне никого, калечит человеческие судьбы и души. Вой­ну, которая заставляет отца убивать сына, мужа - поднимать руку на жену, на мать. Рекой льется кровь виновных и невиновных.

    В романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» показан один из эпизодов этой войны - война на Донской земле. Именно на этой земле история гражданской войны достигла того драматизма и наглядно­сти, которые дают возможность судить об истории всей войны.

    По М. Шолохову, мир природы, мир людей, свободно живущих, любящих и работающих на земле, прекрасен, а все, что этот мир разрушает, ужасно, безобразно. Никакое насилие, считает автор, не может быть оправдано ничем, даже самой, казалось бы, справедли­вой идеей, во имя которой оно совершается. Все, что связано с наси­лием, смертью, кровью и болью, не может быть красивым. У него нет будущего. Только жизнь, любовь, милосердие имеют будущее. Именно они вечны и значимы во все времена. Поэтому так трагич­ны в романе сцены, описывающие ужасы гражданской войны, сце­ны насилия и убийств. Борьба белых и красных на Дону, запечат­ленная Шолоховым в романе-эпопее, исполнена еще большего тра­гизма и бессмысленности, чем события Первой мировой войны. Да иначе и быть не могло, ведь теперь друг друга убивали те, кто вме­сте рос, дружил, чьи семьи веками жили рядом, чьи корни давно переплелись.

    Гражданская война, как, впрочем, и любая другая, проверяет сущность человека. Дряхлый дед, участник турецкой войны, поучая молодых, советовал: «Помните одно: хочешь живым быть, из смер­тного боя целым выйти - надо человечью правду блюсти». «Чело­вечья правда» - порядок, который веками был выверен казаками: «Чужого на войне не бери - раз. Женщин упаси бог трогать, и ишо молитву такую надо знать*. Но на гражданской войне все эти запо­веди нарушаются, еще раз подчеркивая ее античеловеческую при­роду. Ради чего совершались эти ужасные убийства? Ради чего брат шел на брата, а сын на отца? Одни убивали, чтобы жить на своей земле так, как привыкли, другие - чтобы установить новый строй, казавшийся им более правильным и справедливым, третьи - ис­полняли свой воинский долг, забыв о главном человеческом долге перед самой жизнью - просто жить; были и такие, кто убивал ради воинской славы и карьеры. Была ли правда на чьей-либо стороне? Шолохов в своем произведении показывает, что и красные, и белые одинаково жестоки и бесчеловечны. Сцены, изображающие зверства тех и других, как бы зеркально повторяют и уравновешивают друг друга.

    Причем это касается не только описания самих военных дей­ствий, но и картин уничтожения пленных, мародерства и насилия над мирным населением. Правды нет ни на чьей стороне - еще и еще раз подчеркивает Шолохов. И потому так трагичны судьбы молодых людей, вовлеченных в кровавые события. Потому так тра­гична судьба Григория Мелехова - типичного представителя мо­лодого поколения донского казачества, - мучительно решающего, «с кем быть»…

    Семья Григория Мелехова явилась в романе тем микромиром, в котором как в зеркале отразилась и трагедия всего казачества, и трагедия всей страны. Мелеховы были типичной казацкой семьей, обладали всеми типичными качествами, присущими казачеству, разве только качества эти проявились в них более ярко. В роду Meлеховых все своенравны, упрямы, независимы и отважны. Все они любят труд, свою землю и свой тихий Дон. Гражданская война вры­вается в эту семью, когда на фронт забирают обоих сыновей - Пет­ра и Григория. Оба они - настоящие казаки, в которых гармонич­но сочетаются трудолюбие, воинская отвага и доблесть. У Петра более простой взгляд на мир. Он хочет стать офицером, не брезгает от­нять у побежденного что-нибудь, что может пригодиться в хозяй­стве. Григорий же наделен обостренным чувством справедливости, он никогда не позволит надругаться над слабым и беззащитным, присвоить себе «трофеи», его существу противно бессмысленное убийство. Григорий, безусловно, центральная фигура в семье Меле­ховых, и трагедия его личной судьбы переплетается с трагедией его родных и близких.

    Во время гражданской войны братья Мелеховы пытались отойти в сторону, но силой были вовлечены в это кровавое действо. Весь ужас заключается в том, что не нашлось вовремя силы, которая смогла бы объяснить казакам сложившуюся ситуацию: разделившись на два враждующих лагеря, казачество, по существу, сражалось за одно и то же - за право трудиться на своей земле, чтобы кормить своих детей, а не проливать кровь на святую Донскую землю. Трагизм си­туации еще и в том, что гражданская война и всеобщая разруха унич­тожала казачий мир не только извне, но и изнутри, внося разногла­сия в семейные отношения. Коснулись эти разногласия и семьи Ме­леховых. Мелеховы, как и многие другие, не видят выхода из этой войны, ведь никакая власть - ни белые, ни красные, не может дать им землю и свободу, которая необходима им как воздух.

    Трагедия семьи Мелеховых не ограничивается только трагеди­ей Петра и Григория. Печальна также судьба матери - Ильинич­ны, потерявшей сына, мужа, обеих невесток. Единственная ее на­дежда - сын Григорий, но в глубине души она чувствует, что и у него нет будущего. Исполнен трагизма момент, когда Ильинична сидит за одним столом с убийцей сына, и как неожиданно прощает и принимает Кошевого, которого так ненавидит!

    Но самой трагичной в семье Мелеховых, безусловно, является судьба Григория. Ему, обладающему обостренном чувством спра­ведливости, сильнее других переживающему противоречия мира, довелось испытать все колебания среднего казачества в гражданской войне. Сражаясь на стороне белых, он чувствует свою внутреннюю отчужденность от тех, кто ведет их за собой, красные также чужды для него по своей природе. Единственное, к чему он стремится всей душой, - мирный труд, мирное счастье на своей земле. Но воинская честь и долг обязывают его принимать участие в войне. Жизнь Гри­гория - сплошная цепь горьких утрат и разочарований. В конце романа мы видим его опустошенным, измученным болью утрат, без надежды на будущее.

    Долгие годы критика убеждала читателей в том, что в изобра­жении событий тех лет Шолохов был на стороне революции, да и сам писатель сражался, как известно, на стороне красных. Но зако­ны художественного творчества заставили его быть объективным и сказать в произведении то, что он отрицал в своих публичных выс­туплениях: гражданская война, развязанная большевиками, разбив­шая крепкие и трудолюбивые семьи, сломавшая казачество, была лишь прологом к той великой трагедии, в которую погрузится страна на много лет.

    К. Федин дал высокую оценку творчеству М. Шолохова вообще и роману «Тихий Дон» в частности. «Громадна заслуга Михаила Шолохова, - писал он, - в той смелости, которая присуща его про­изведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противо­речий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего. И я невольно вспоминаю завет Льва Толстого, данный им самому себе еще в молодости, завет не только не лгать прямо, но не лгать и отрицательно - умалчивая. Шолохов не умалчивает, он пишет всю правду».

    1. Война — трагедия для мирных людей.
    2. Энтузиазм войск первого призыва.
    3. «Сегодня брат, а завтра — враг».

    Любая война — это большая трагедия для народа, в чью страну она приходит. Шолохов в романе «Тихий Дон» мастерски описывает это народное бедствие. Первая мировая война предваряла гражданскую. И многие казачьи станицы уже в полной мере ощутили тяготы военного времени. Каждая из них уже собрала и отправила свое войско первого призыва. Многие семьи уже поняли, что придется вести свое хозяйство без мужиков. А некоторые даже успели получить похоронки.

    Казаки оказались втянуты в новый конфликт. Вместо окончания война развернулась — на новых территориях, на их собственных полях, которые бабы не успели хорошо обработать, в их селах, где остались без защиты малые дети. Исторически казацкие поселения были военными, но долгие годы мирной жизни приучили людей решать спорные вопросы без оружия. И казаки времен гражданской войны, описанной Шолоховым, уже не те суровые воины, которые первыми организовывали эти поселения. После войны они затосковали по сохе и домашнему размеренному укладу. А война не останавливалась и постоянно требовала новых вливаний: людей, продовольствия, обмундирования. Казацкие станицы беднели день ото дня. В каждом доме с ужасом встречали новый день: То ли придет похоронка, то ли нападут голодные мародеры, то ли забредут раненые из разбитого полка, то ли уведут со двора последнюю корову для прокорма армии, то ли придет приказ срочно снарядить и выставить готовым к бою очередной военный корпус. Многие хозяйства были полностью разорены и дома сожжены. Были семьи, где мать получила похоронку на каждого сына и, проводив туда же убитого горем мужа, умирала на лавке от отчаянья.

    Первые войска станицы снаряжали как на парад войск. Счастливые призывники первой очереди наперебой торговались за лучшую военную форму, самые красивые украшения для коней. Разодетые, на лоснящихся строевых конях, гарцевали парни перед всем хутором и друг перед другом. Ребяческая удаль светилась в каждом лице. Известие о войне было воспринято как радостная новость, как возможность отдохнуть от рутинной деревенской жизни, показать себя, свою молодецкую удаль.

    Горькое разочарование принесли уже первые «военные действия». Вместо веселых схваток и яростных атак, о которых так мечтали мальчишки, полки шли и шли, то вперед, то обратно. Потом нежданно нападал неприятель и разбивал ничего не подозревающие ряды. Впервые столкнувшись со смертью, не все оказались готовы увидеть ее страшный лик. Испугавшись, многие уже после первых боев не хотели возвращаться в строй. Буйный нрав воинствующих казаков остался только в их воспоминаниях, да в сказках стариков.

    Те же, кто смог пересилить свой страх и сумел поддержать честь своего народа, оказались не готовыми к профессиональным военным действиям. Ежегодные сборы, которые проводились для обучения солдат, на деле оказались только формальностью. Без тренировок и военных знаний мальчишки становились легкой мишенью для регулярной немецкой армии. На этом, по сути, и должны были сыграть большевики, поднимая гражданскую войну во время страшной народной трагедии. И расчет оказался верным. Большинство солдат, измученных и уставших, поверили обещаниям быстрого окончания войны, да в придачу получения всей власти.

    В этот момент трагедия войны многократно усилилась тем, что народ, вчера еще стоявший в окопах плечом к плечу, разошелся по разные стороны фронта. Уставшие солдаты бросили оружие, как призывали большевистские лидеры, и ушли по домам. Понесли домой идеи свободного общества, свержения царя и власти, рассказывали об этом отцам и младшим братьям, чтобы поднять и их на защиту нового строя. Но прожившие жизнь старики оказались не такими доверчивыми. Хоть и нелегка была жизнь тыла, однако она крепко поддерживалась традицией. Каждый знал свое место в обществе, свои возможности. А как жить при новой власти — еще неизвестно. Без власти жить нельзя — это старики знают наверняка. А если новая власть начинает с войны, то добра от нее ждать не приходится.

    Итак, отцы не поддержали своих сыновей. Младшие братья оказались перед тяжелым выбором: стать врагом отца или брата. Отец жизнь дал, научил всему, что он знает. С братом дальше жить. В трудный момент кто поможет, кроме отца и брата? Но никому этот раскол не принес большего горя, чем матерям. Вчера еще крепкая семья, братья, радовавшие мать своей Силой, молодостью, смотрят друг на друга врагами. Для матери все хорошо, что ее ребенку хорошо, но как же две правды в один сундук уложить? И нет матерям радости: вернулись дети, но чужие.

    Из домов эта беда пришла,и в армию. Братья, вчерашние товарищи по играм, соседи стали врагами. Однако самым страшным горем было не это, а то, что большинство вставших на новый путь не задумывалось о его сути. Лишь единицы добирались до ядра идеи. Другие же просто поверили в возможность счастливой мирной жизни. Обрадовались обещанной земле и лошади. Эти простые крестьянские мужики, никогда не изучавшие политики, без оглядки поверили теоретикам, говорившим горячо, убедительно. Дело в том, что и эти мальчишки не хотели ничего плохого для своих товарищей. Но они не хотели замечать, что их идеи противоречат той науке, которая сложилась в народе. Науке, по которой жили веками их предки, по которой и сами они выросли.

    Но традиция на этот раз отступила. Уставший, измученный народ принял новый закон. И новая власть полноправно начала свой путь по стране. В романе «Тихий Дон» Шолохов не описывает устройство нового общества. Однако первые шаги уже не обещают ничего доброго. Страна разрушена, хозяйства разорены. Беднейшие до войны крестьяне потеряли даже те крохи, которые имели. Новых граждан новой страны нужно было одеть и накормить. И начались опять разгромы — продразверстки. Военная власть не умеет жить в мире — те, кто обещал мир и счастье после разгрома «классового врага», начали искать нового «классового врага». Беда никогда не приходит одна. Как снежный ком, она катится и, набирая вес и скорость, сметает все больше и больше жертв на своем пути.