Когда выборы в государственную думу. Как выбирают в Государственную Думу

18 марта в России состоялись очередные, седьмые в истории нашей страны, всенародные выборы главы государства. Следующими крупными выборами федерального значения (если, конечно, за это время не случится чего-то экстраординарного с новоизбранным президентом и не понадобятся его досрочные перевыборы) должны будут стать выборы в нижнюю палату российского парламента — Государственную Думу. Многие уже сейчас интересуются, когда пройдут эти выборы, поэтому мы даём краткую справку о них. Выборы в Госдуму РФ — в каком году состоятся следующие выборы в российский парламент, можно ли сейчас рассуждать о перспективах его состава.

Как часть проходят выборы в Госдуму и когда проходили последние по времени выборы

Государственная Дума в современной России (оставим в покое опыт столетней давности) появилась 25 лет назад, в 1993 году, с принятием действующей и поныне Конституции. Первые выборы в неё прошли 12 декабря 1993 года. Изначально срок полномочий Думы составлял четыре года, но в Конституции содержалась специальная поправка относительно первого состава Думы — его срок полномочий составлял два года и истекал в конце 1995 года.

Двухлетний срок полномочий первого состава современной Думы появился не случайно. Тому было несколько причин, одна из них — авторы Конституции считали желательным, чтобы Дума избиралась незадолго до очередных президентских выборов. Таким образом, во-первых, можно было за полгода до выборов главы государства объективно понять настроение народа, а это — плюс для всех участников выборов президента. Во-вторых, избранный президент понимал, с каким составом парламента ему предстоит работать на протяжении всего его срока.

Так в декабре 1995 года был избран второй состав Думы, а летом 1996 года прошли выборы президента.

Срок полномочий и Государственной Думы, и президента России, согласно первоначальному тексту Конституции, составлял четыре года. Выборы всегда проходили почти синхронно.

В 2008 году в Конституцию были внесены первые в её истории серьёзные поправки, и срок полномочий Госдумы и президента России был увеличен. Причём для Госдумы срок увеличили на год — , а для главы государства на два года — до шести лет.

Объясняя такой шаг, российские власти говорили о стремлении уйти от того положения, которое изначально предусматривала Конституция. Если в начале 1990-х годов было удобно, чтобы выборы в парламент и выборы главы государства проходили синхронно, спустя 15 лет было решено, что это ведёт к чрезмерной политизации общества и будет лучше, если эти выборы будут по возможности разнесены во времени друг относительно друга.

Последние на данный момент выборы в Госдуму в России прошли в сентябре 2016 года. В настоящий момент работает седьмой созыв современной Госдумы, и это второй созыв, срок полномочий которого составляет пять лет.

Когда будут следующие выборы в Госдуму в России

Таким образом, следующие выборы в Государственную Думу Российской Федерации должны будут пройти в сентябре 2021 года , когда истечёт срок полномочий действующей Думы.

Разумеется, выборы в 2021 году пройдут в том случае, если седьмой состав Думы доработает до конца. Чисто теоретически, согласно Конституции, Дума может досрочно прекратить свои полномочия, если её распустит президент. Конституция даёт главе государства такое право в следующих случаях:

  • если Госдума трижды отклонит кандидатуру Председателя Правительства (премьер-министра), которую внесёт на утверждение президент;
  • если Госдума дважды в течение трёх месяцев выразит недоверие Правительству России.

Понятно, что такие ситуации в условиях современной России — чистая фантастика. Даже в 1990-е годы, когда Госдума была реально независимой и оппозиционной, ни разу не доходило до её роспуска президентом, все конфликты так или иначе решались без крайних мер. Сейчас же, когда Дума абсолютно послушна Администрации Президента, сомневаться в том, что её очередной состав доработает до конца срока своих полномочий, тем более не приходится. Можно с полной уверенностью говорить, что следующие выборы в Госдуму пройдут в 2021 году, в сентябре.

Каким может быть следующий состав Госдумы

Рассуждать о персональном составе будущей Думы, которая будет избрана осенью 2021 года, на данный момент довольно бессмысленно. До этих выборов остаётся 3,5 года, и за это время политическая ситуация в России может измениться очень заметно.

Даже если представить себе максимально консервативную картину и предположить, что в Думу пройдут те же самые партии, что присутствуют в ней сегодня, не стоит забывать о том, в каком возрасте будут находиться в 2021 году лидеры некоторых партий.

Так, главе КПРФ Геннадию Зюганову в 2021 году будет уже 77 лет (а к концу срока полномочий этой Думы — 82). Лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому в 2021 году будет 75 лет, а к концу срока полномочий восьмого созыва Думы — 80 лет. Даже сравнительно молодому на их фоне Сергею Миронову, возглавляющему фракцию “Справедливая Россия”, в 2021 году будет уже 68 лет, а к 2026-му — 73 года.

Очевидно, что как минимум на уровне лидеров традиционно избираемых в парламент партий нас должны будут ждать серьёзные изменения.

Не факт также, что Администрации Президента и в 2021 году удастся сформировать максимально лояльную и послушную Думу. За 3,5 года измениться может очень многое, и какие политические силы будут иметь достаточный вес в обществе для попадания в парламент в 2021 году, сейчас можно только гадать.

В жизни любого государства значительную роль играет парламент. Потому выборы в Государственную думу вызывают интерес как у граждан РФ, так и у зарубежных наблюдателей. Необходимо, чтобы процесс этот был законным, открытым, легитимным. В предыдущие годы было немало критики со стороны По их мнению, выборы в Государственную думу проводятся с нарушениями. Давайте не будем копаться в их аргументации, а разберём порядок и систему процесса, чтобы понимать, кто передёргивает факты и пытается повлиять в свою пользу на общественное мнение.

Назначение выборов

Согласно основному закону государства, депутаты Думы должны работать пять лет. По окончании этого периода организуется новая Она утверждается РФ. Выборы в должны объявляться в срок от 110 до 90 дней до даты голосования. Согласно Конституции, это первое воскресенье месяца после истечения срока полномочий депутатов.

В 2016 году порядок был пересмотрен по настоянию самих народных избранников. Принято решение перенести выборы в на единый день голосования (18 сентября). Оформлено это новшество специальным законом, который рассмотрен Конституционным судом. Этот орган решил, что небольшое отклонение от основного закона не ведёт к серьёзным нарушениям. Последующие выборы теперь будут совмещены с единым днём голосования.

Система выборов

Человеку, который пойдёт голосовать, следует знать, что именно ему предстоит решить. Дело в том, что сама система менялась в России. Путём проб и ошибок пытались найти оптимальный способ. В 2016 году выборы в Государственную думу пройдут по смешанной системе. Это означает, что половину депутатов определят по партийным спискам, вторую - персонально на одномандатных округах.

То есть каждый избиратель получит два бюллетеня. В одном нужно будет отметить партию, которой человек доверяет, во втором - персонально кандидата в депутаты от региона. Отметим, что таковой была система в 1999, 2003 годах и ранее. Организацией процесса занимается ЦИК. Комиссия контролирует выдвижение партий и кандидатов, их фонды, агитационную работу и другое. Любые нарушения фиксируются этим органом. По ним принимаются законодательно обоснованные решения.

Порядок выборов в Государственную думу

Политическая борьба изобилует множеством нюансов. Проведение выборов в Государственную думу не является исключением. Законодательно закреплён особый порядок, нарушать который нельзя. Чтобы принять участие в выборах партии необходимо:

  • собрать 200 тыс. подписей, не более 10 тыс. в одном субъекте РФ;
  • отправить список на проверку в ЦИК;
  • получить ответ;
  • если он окажется положительным, можно начинать избирательную кампанию.

Перечисленные пункты имеют свои тонкости. Так, подписи будут серьёзно проверяться на достоверность. Чтобы подстраховаться, партия имеет право заручиться поддержкой большего числа граждан, чем необходимо. Но их количество не должно превышать законодательно закреплённые 200 тыс. на 5 процентов. Кроме того, партии, ранее представленные в парламенте, освобождены от процесса подтверждения народной поддержки. Им подписи собирать не нужно. В 2016 году таким правом воспользуются:

  • «Единая Россия»;
  • ЛДПР;
  • «Справедливая Россия»;
  • КПРФ.

Существует нюанс, связанный с региональной привязкой кандидатов из списка партии. Он должен разбиваться на территориальные группы. Успехи каждой учитываются при раздаче депутатских мандатов.

Голосование

Это самый видимый, кроме агитации, этап выборов. Проголосовать имеют право все граждане страны, которым на этот день уже исполнилось 18 лет. Для того чтобы принять участие в плебисците, необходимо явиться на специальный участок. При себе следует иметь паспорт. Получив бюллетень, нужно отправиться с ним в специальную кабинку. Голосование является тайным, то есть гражданин делает свой выбор лично, не оглашая его. В бюллетене следует поставить любой знак (крестик, галочку) напротив партии или кандидата. Потом его нужно отправить в специальную опечатанную урну.

Проведение выборов в Государственную думу РФ организуется ЦИК на основании законодательства. Документы, используемые при голосовании, печатаются централизованно и развозятся по стране, то есть стараются исключить любую возможность фальсификации. Избирательные участки круглосуточно охраняются с той же целью. Доступ к бюллетеням имеют только члены комиссии. Нужно отметить, что для выборов в Госдуму не установлено порога явки. Их посчитают проведёнными при любой активности граждан.

Подведение итогов

В такой огромной стране результат голосования по закону должен быть оглашён в течение десяти дней. Потому подсчёт голосов разбивается на этапы, чтобы облегчить этот процесс. В государстве создаётся ряд избирательных комиссий: участковые, территориальные, субъектов и ЦИК. Подсчёт идёт именно в таком порядке.

Участковые разбираются с бюллетенями, составляют протокол, отправляют его в территориальные. Те, в свою очередь, делают сводную ведомость, проверив достоверность данных (правильность оформления). Территориальные комиссии направляют собственные протоколы в соответствующий орган субъекта РФ. На этом этапе опять проводится проверка правильности оформления бумаг, свод данных. Итоговые протоколы отправляются в ЦИК. Этот орган собирает все сведения по стране и подводит итоги.

Распределение мандатов

Так как применяется смешанная система, то и итоги подводятся по двойной методике. На одномандатных округах побеждает тот, за кого отдано большинство голосов. Этот кандидат получает свой мандат прямо из рук избирателей. Партиям же необходимо пройти барьер. В 2016 году он зафиксирован на уровне 5 процентов. Те партии, что наберут меньше голосов, автоматически выбывают из гонки. Мандаты (225) делятся между вышедшими в финал. Правила подсчёта таковы, что учитываются количество голосов и барьер.

Необходимо, чтобы за партии проголосовало не менее 60% граждан на всех, то есть в совокупности предпочтения людей по отношению к политическим организациям должны составлять именно эту цифру. Если лидирующие силы в целом набирают меньше, то у аутсайдеров появляется возможность присоединиться к раздаче мандатов. Комиссия добавляет партии, не прошедшие барьер, пока не наберёт в целом указанные в законодательстве 60%. ЦИК объявляет победившие политические силы, которые делят мандаты в своих рядах с учётом результатов голосования в регионах.

Нынешние выборы стали в своем роде уникальными. Многие политологи сошлись на том, что кампания-2016 стала своеобразным «стресс-тестом» всей политической системы в России.

И уже сейчас можно сказать, что тест был успешно пройден. Речь идет даже не о том, кто победил и кто набрал больше голосов. Как никогда ранее внимание было уделено самим электоральным политическим процессам.

Впрочем, для начала немного о цифрах.

"В Государственную думу проходят четыре партии: "Единая Россия" (44,5%), ЛДПР (15,3%), КПРФ (14,9%), "Справедливая Россия" (8,1%)", - сообщил гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров в эфире телеканала "Россия 1".

Также по данным опроса на выходе из участков, "Коммунисты России" набирают 2,6% голосов, "Родина" - 2,3 % голосов, Российская партия пенсионеров "За справедливость" - 2%, "Партия роста" - 1,8%, "Парнас" - 1,2%, "Зеленые" - 0,8%, "Гражданская платформа" - 0,3%, "Гражданская сила" - 0,2%.

Также по данным Фонда общественного мнения, у «Единой России» будет 48,7 процента голосов, у ЛДПР - 14,2 процента, у КПРФ - 16,3 процента, у «Справедливой России» - 7,6 процента.

Отметим, что окончательные данные будут доступны после подсчета всех бюллетеней во всех регионах страны.

По итогам обработки 10% итоговых протоколов, на выборах в Госдуму «Единая Россия» набирает 45,95% голосов избирателей, ЛДПР - 17,4%, КПРФ - 16,76%, СР - 6,36%, сообщил ЦИК.

Непарламентские партии "Родина", "Гражданская платформа" и "Партия Роста" проходят в Госдуму по одномандатным округам на момент подсчета 8,00% протоколов, получая по одному месту, свидетельствуют данные ЦИК России.

"Люди проявили гражданскую позицию. Явка не самая большая, какой была в предыдущей кампании, но высокая. .. Мы знаем, что людям живется непросто, проблем много, но результат такой, какой он есть. Можно с уверенностью сказать, что «Единая Россия» набрала большинство",- заявил президент России.

"Предварительные результаты, согласно которым абсолютное большинство в новой Госдуме набирают «единороссы», свидетельствуют о политической зрелости российского гражданского общества",- отметил Путин.

Он добавил, что "хотя народу «трудно и тяжело, но люди за «Единую Россию» проголосовали. Без спорных вопросов в работе партии не обходится, но кроме нее, никто лучше основные проблем страны не решает. «Единая Россия» точно выполняет ту функцию, ради которой партия создавалась",- пояснил глава государства.

"Результат хороший, наша партия будет иметь абсолютное большинство, но а какое это большинство - будет определено в результате подсчета голосов", - сказал премьер-министр и глава партии большинства Дмитрий Медведев.

В свою очередь секретарь генсовета "Единой России" Сергей Неверов заявил, что люди оказали поддержку курса на независимость и самостоятельность страны, на стабильность. "Именно эта поддержка отразилась в результате, который объявляют социологи и Центризбирком",- сообщил он.

ЛДПР признает итоги выборов в Госдуму и оценивает выборы положительно, заявил лидер партии Владимир Жириновский. "Мы выборы, естественно, признаем и оцениваем положительно", - сказал он. Также Жириновский отметил, что "имели место определенные нарушения", но значительными они не являются.

Также партия «Справедливая Россия» заявила, что признаёт итоги выборов в Госдуму."В целом я считаю, что выборы в Госдуму 7-го созыва состоялись. У партии «Справедливая Россия» нет оснований подвергать сомнению результаты",- сообщил лидер партии Сергей Миронов.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов в эфире телеканала «Россия-24» сообщил, что сторонники партии намерены провести серию акций по итогам прошедших выборов в Госдуму. «Мы свои голоса не отдадим. На 19-20 сентября намечены акции в поддержку честных и достойных выборов повсеместно",- ворчит Геннадий Зюганов. Впрочем, именно с такими формулировками ворчит он постоянно - что не мешает после каждых выборов КПРФ и лично Зюганову заседать в парламенте, получая значительные депутатские зарплаты.

"Единая Россия» получила большинство в 79 из 89 одномандатных округов, ЛДПР - в четырех, КПРФ - лишь в двух. По одному мандату у кандидатов «Справедливой России», «Родины», «Гражданской платформы» и Партии роста",- сообщил ЦИК, ссылаясь на данные государственной автоматизированной системы «Выборы».

Например, Сергей Марков, отметил высокую явку на Дальнем Востоке: «причины более высокой явки две. Много новых маленьких партий, от этого их избиратели идут на выборы. И граждане больше поддерживают власть после атаки Запада на Путина, после катастрофы на Украине и после Крыма»

"Результаты выборов были ожидаемые. Рисунок кампании был такой, что кампанию тянули кандидаты - одномандатники. У кого было достаточное количество сильных одномандатников, чтобы закрыть некоторое количество округов - те имели шансы, а у кого нет, можно было сколько угодно роликов показывать и компанию в интернете вести: избиратели не любят электоральной шизофрении, когда надо за человека голосовать из одной партии, а за бренд - другой",- заявил политолог Алексей Чадаев.

"Шансы были у малых непарламентских партий, конечно, но просто никто не понял этого рисунка избирательной кампании, который говорит о том, что, во-первых, одномандатные кандидаты - локомотивы, во-вторых, местная повестка доминирует над общефедеральной. Не про то, как обустроить Россию, планету, Украину, Сирию, а про то, как обустроить двор, подъезд, соседнюю школу, и так далее», - рассказал Чадаев.

"Наша гламурная тусовка, распиханная по всяким старым новым партиям, к этому готовы не была, что результат и показал", - резюмировал эксперт.

"В свою очередь в целом произошло обновление системы и игроков. Любовь к стране и патриотизм являются сегодня для избирателя важными аспектами. Улучшила свой результат ЛДПР; подтвердила свой статус парламентской партии "Справедливая Россия"; приличный результат показала партия «Родина» и малые партии, распределившие между собой голоса, скажем так, протестного голосования. Представители этих партий окажутся в парламенте в качестве победителей в одномандатных округах",- пояснил политолог Алексей Мартынов.

Вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов, также дал комментарий об уровне явки и ходе избирательных процедур: «явка пока что достаточно типовая, что обусловлено несколькими факторами. С одной стороны, есть одномандатники, что повышает интерес к избирательной кампании, с другой стороны, у нас нет какого-то внутреннего надрыва в политической кампании, такой протестной внутренней активности, поэтому интерес там не настолько высокий».

О высокой явке говорил и Директор по исследованиям фонда "Институт социально-экономических и политических проблем" (ИСЭПИ) Александр Пожалов. По его словам, «в первые часы голосования по местному времени во многих регионах Сибири и Дальнего Востока активность избирателей была выше, чем в 2011 году».

В целом, лозунг, под которым прошла нынешняя кампания - легитимность, честность, прозрачность. Уже сейчас по тому, насколько меньше было нарушений во время голосования, можно сказать, что российская избирательная система качественно эволюционировала. Как бы пафосно это ни прозвучало, но на этих выборах в Государственную Думу победила демократия.

Это особенно важно, поскольку сейчас стране требуется максимально легитимная власть. При этом та власть, которую осознанно выбирал народ. Кстати, именно поэтому так возросла в рамках нынешней кампании роль одномандатных депутатов. И большие проценты голосов получили те из них, кто непосредственно встречался с избирателями. То, о чем говорил Вячеслав Володин на встрече с политологами - о дворе, как единице политического пространства, полностью воплотилось в жизнь.

Помимо глобальной повестки, у избирателей есть и конкретные, локальные проблемы, которые они хотят решить при помощи избираемой ими власти. Встречи с избирателями также стали «стресс-тестом». Но уже не для всей политической системы, а непосредственно для кандидатов. Кто успешно «протестировался» - покажут итоги голосования.

Еще один интересный факт. Даже крымские татары на выборах в Госдуму проявляют "небывалую явку, демонстрируя полную солидарность с российским народом". Об этом заявил Life вице-премьер правительства региона Руслан Бальбек."Национальный фактор 2,5 года активно использовался внешними силами в качестве дестабилизирующего. Крымские татары восприняли это как вызов лично себе и проявляют на выборах сегодня небывалую активность. Явка среди них будет высокой, за 25 лет такой явки на выборах среди крымских татар никогда не было",- пояснил он.

"Выборы проходят открыто и легитимно. Судя по сообщениям ЦИКа, серьезных нарушений не зафиксировано. Для всех партий, участвующих в выборах, созданы равные условия для конкуренции", - цитирует пресс-служба движения сопредседателя Центрального штаба ОНФ Александра Бречалова.

В целом уже сейчас ряд политиков и экспертов отмечает высокий уровень открытой и прямой конкуренции между партиями и кандидатами. Вообще, сама кампания этого года была максимально публичной. И побеждает в ней тот, кто показал себя компетентным специалистом.

По словам Сергея Неверова, "Единая Россия" считает приоритетным проведение легитимных выборов в Госдуму, а не количество голосов, полученных в день голосования». И такое видение политических процессов актуально не только для ЕР, но и для любой политической партии, желающей победить в этом сезоне.

Нет задачи победить любой ценой, более того, «любой ценой» сейчас и не победишь. Мониторинг нарушений ведется максимально тщательно.

Неэлекторальные технологии обнаруживаются оперативно, и на них следует жесткая реакция. Реакция, при этом, опять же, максимально публичная, что бьет по репутации партий и кандидатов-нарушителей в среде избирателей, идущих голосовать.

Так соруководитель движения в защиту прав избирателей "Голос" Григорий Мельконьянц, уже сообщил СМИ - хоть все проблемы не искоренены полностью, однако "отмечается улучшение общего климата".

"Климат на выборах - он стал чуть лучше, чем он был в 11 году. "Безусловно, позиция ЦИК, которую ЦИК транслировал в регионы, кем-то услышана была, но есть отдельные случаи",- заключил он.

По словам генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, «ЦИК находится в очень тесной связи с правоохранительными органами и прокуратурой, и на этот счет нам можно быть спокойными». При этом, политолог особо отметил: «зная немного Эллу Александровну Памфилову, полагаю, что так оно и произойдёт. ЦИК довольно плотно контролирует ситуацию, в том числе и в регионах. Ведет, насколько мне известно, значимую работу по предупреждению нарушений. Многие кандидаты очень активны, многие уже делали заявления относительно того, что они зафиксировали определенные нарушения. Это, конечно, тоже очень оперативно разбирается. Буквально в прямом эфире. Я думаю, что вот такая оперативная ситуация, которую мы сейчас наблюдаем, позволяет сказать, что в целом эти выборы можно считать не то что состоявшимися, а результаты их будут легитимными».

При этом важный момент заключается в том, что каких-то глобальных, систематических нарушений не было обнаружено. Об этом говорят как российские, так и зарубежные эксперты и наблюдатели. Например, член Общественной палаты Любовь Духанина в интервью отметила, что «кандидаты в депутаты от всех партий проделали реальную работу с избирателями, предлагали свои программы. И сегодня у людей действительно есть возможность сделать выбор. Но самое важное: вся предвыборная кампания шла действительно открыто. И информации в этом году было достаточно много. Теперь самое важное - чтобы выборы прошли честно, были легитимными».

Подтверждает слова Духаниной и известный тележурналист Евгений Ревенко, который голосовал в Воронеже. По его словам, «люди в Воронеже активно шли на выборы. Нигде не зафиксировано сколь бы то ни было существенных нарушений, которые могли бы повлиять на волеизъявление граждан. А «Единая Россия» как никто другой заинтересована в честных, чистых, прозрачных выборах, чтобы ни у кого не возникло сомнений в легитимности этого голосования».

Отметил возросшую открытость и конкурентность нынешней кампании и Заместитель председателя Государственной думы, руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев. Он заявил, что «сегодняшние выборы проходят в открытой и конкурентной атмосфере». «За мандаты депутатов Госдумы борются 14 партий - в два раза больше, чем в прошлые выборы в 2011 году. Всем участникам были созданы равные условия для того, чтобы они могли представить свои программы, а люди могли оценить их, сравнить между собой», - заявил Васильев, подчеркнув, что «теперь многое будет зависеть от выбора каждого из нас, от нашей гражданской позиции и неравнодушия».

"Наша партия ставила задачу по легитимности. Для этого было немало сделано - мы провели предварительное голосование, мы смогли пригласить в наши ряды много представителей гражданского общества, которые принесли с собой уважение людей. А также мы сократили число губернаторов-кандидатов, поэтому мы убеждены, что эти результаты и выборы конкурентны и легитимны",- отметил он.

"Мы ставили задачу обновления Партии и соответствия ожиданиям общества. Это кого-то удивляет, но мы намерены серьезным образом менять ситуацию. Обращаться к людям и просить лучших из них к нам прийти и занять место в парламенте - это огромная ответственность. Но мы должны отвечать за это",- пояснил политик.

"Единая Россия" в предвыборный период проводила мониторинг новых законов. Мы единственные, кто взяли законы по лесу, земле, торговле и начали вместе с людьми проводить мониторинг. Это уже дает результат: в сетях увеличилась доля товаров местного производства. Идут качественные изменения в интересах людей",- заключил он.

Выбор при этом, граждане делают, и делают весьма активно. По словам руководителя Фонда "Петербургская политика" Михаила Виноградова, «явка избирателей на выборах в Госдуму седьмого созыва опровергла пессимистические прогнозы некоторых аналитиков, предсказывавших крайне низкую активность россиян».

Соглашается с ним генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, который заявил, что «по мере приближения электоральной активности в центральную Россию, в западные регионы, особенно на юге, явка будет расти. И достигнет 50 с лишним процентов».

При этом, работу на повышение легитимности и конкурентности проделала не только «Единая Россия», но и другие политические партии. Например, активно развивали социальную повестку СР и КПРФ. Вообще в рамках нынешней кампании социальные вопросы были популярной темой для очень многих политических движений.

Что касается победы «Единой России», то нужно понимать, что это еще и огромная ответственность партии перед всей страной. Впрочем, кандидатами ЕР была проделана огромная работа, начиная от праймериз, заканчивая итоговым днём голосования. В рамках этих процедур в списки «Единой России» попали действительно компетентные люди, профессионалы. Которых в эти списки избрал народ на предварительном голосовании.

При этом ЕР не выставила своих кандидатов в 19-и одномандатных округах. И сделано это было осознанно, в рамках открытой политической конкуренции. Поскольку в этих округах и так есть сильные, профессиональные оппозиционные кандидаты.

В целом в нынешнем избирательном сезоне уровень конкуренции повысился. В бюллетене указано 14 партий вместо семи допущенных на выборы в прошлом году. То есть, политическое представительство в государственной думе могут получить самые разные социальные страты российского общества, и что важно, политический спектр партий охватывает все социальные слои.

По прогнозам экспертов, новая Государственная Дума будет пространством постоянного политического диалога. ЕР готова говорить с конструктивной оппозицией и более того, к мнению этой оппозиции прислушиваться. Такой диалог обусловлен самой логикой нынешних избирательных процессов и выбором граждан. В Думу прошли именно те, кто готов был компетентно и конструктивно разговаривать как с электоратом, так и с конкурентами по политической борьбе.

В целом в победе ЕР сыграло отдельную и важную роль позиционирование себя, как «партии Путина и Медведева». Рейтинги первых лиц государства повысили и уровень народного доверия к «Единой России».

Можно сказать, что нынешняя кампания была несколько спокойнее предыдущих в плане кризисов, скандалов и нарушений. И это свидетельствует о развитии и «взрослении» политической системы в России в целом.

Выборы – это сложно и непонятно, прежде всего, для избирателя. Разобраться, как устроена избирательная система в отдельно взятой стране, дорогого стоит. Для ясности, конечно, не помешает прочитать Конституцию: как показывает опыт, большинство людей не знакомо даже с её первой Статьей, где говорится об основах государственного строя. А ведь Россия – «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Благодатнейшая почва для проведения выборов. Вот мы и голосуем: то за губернатора, то за мэра, то за президента. Сейчас – за депутатов.

В каждой стране есть свои органы власти , которые, как правило, определяются государственной Конституцией. У нас, в соответствии со статьей 11, выделяются следующие: «Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации».

Президент – это глава государства и Верховный Главнокомандующий. Правительство – исполнительная власть. Федеральное собрание, или парламент, – представительный и законодательный орган. Парламент в РФ «состоит из двух палат»: Государственной Думы и Совета Федерации. Принимает законы нижняя палата (Дума), а одобряет их верхняя (Совет Федерации). Причём на одобрение даётся 14 дней, по истечении которых закон одобряется автоматически. В этом смысле главной инстанцией становится именно нижняя палата, тогда как в принятии законов верхняя исполняет, по сути, формальную функцию. О неодобренных законах ничего неизвестно.

На основе всенародных выборов формируется только Госдума (из 450 человек), а в Совет Федерации «входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти».
Баллотироваться в Думу могут жители РФ, достигшие 21 года. Ограничения те же, что и везде: не осужденный, не содержащийся в местах лишения свободы, не гражданин иностранного государства и проч.

Выборы в Государственную Думу РФ проходили шесть раз, соответственно, в новейшей истории России было шесть созывов Дум: в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007, 2011. Как видно, каждый созыв Думы заседал по четыре года, кроме первого, что было оговорено в новой (на тот момент) Конституции, и кроме последнего, полномочия которого заканчиваются на год позже, в 2016. Это – новогодний подарок депутатам от 30 декабря 2008 года, когда Медведев утвердил поправки к 96 статье Конституции, что позволило членам 6 созыва заседать в Думе пять лет, т.е. на год больше. Тогда же была «поправлена» и 81 статья, так что срок полномочий Путина (и последующих президентов, если такие будут) составляет шесть лет, вместо четырех.

На деле, пять конституционных депутатских лет превратились в четыре года и восемь месяцев. Шестой созыв был избран 4 декабря 2011 года, но депутатов седьмого созыва мы почему-то избираем в сентябре. Всё просто: поменяли дату (предложение выдвинул Жириновский), в очередной раз плюнув на Конституцию, причём на Конституцию, поправки к которой о пяти годах вместо четырех сами же и принимали. Аргументы власти в пользу переноса выборов читать скучно и противно, так что скажу лишь, что закон в итоге провели, причем подписались все, кроме представителей КПРФ, т.е. представители трёх других партий, прошедших 7%-й барьер на выборах: «Единая Россия», «Справедливая Россия» и ЛДПР. Самое интересное, что депутатов 6 созыва продолжат финансировать вплоть до 4 декабря, т.е. до официальной даты прекращения их полномочий. Поэтому, помимо трат на новоизбранных депутатов, из бюджета придётся выделить дополнительные 713 млн рублей, если седьмой созыв окажется полностью обновлённым (т.е. без членов шестого созыва).

Помимо переноса даты, эти выборы отличаются от предыдущих еще несколькими аспектами. Один из важнейших – тип используемой избирательной системы. Всего существует три возможных варианта, каждый из которых нелишним будет описать:

1. Мажоритарная система. Самая понятная, так как для избрания нужно набрать большинство голосов в одномандатном избирательном округе. На эти округи делится вся страна, каждый из них охватывает одинаковое количество избирателей. Кандидатов из отдельного округа может быть несколько, но избирается лишь один (поэтому и округ одномандатный). Большинство голосов бывает: относительным, когда необходимо «перегнать» соперников, и не важно, на какой процент; абсолютным (простым), когда необходимо набрать 50% и еще 1 голос, а при необходимости проводится второй тур (где может применяться уже относительная система); и квалифицированным (конституционным), когда необходимое большинство оговорено заранее (например, ¾ от всех избирателей), в отличие от простого большинства.
Подобная система применима и к голосованию в Государственной Думе. Одна из партий может обладать парламентским большинством: абсолютным, если владеет более 50% депутатских мандатов, и относительным, если мандатов меньше половины, но больше, чем у отдельных партий. Помимо этого, партия может обладать конституционным большинством, что позволит ей вносить изменения в Конституцию. В Думе 6 созыва конституционного большинства (2/3 от численности палаты) не было ни у одной из партий, так что для переноса той же даты выборов ЛДПР (которая выдвинула закон) «пришлось» заручиться поддержкой других партий. Думой пятого созыва «управляла» «Единая Россия», что позволило ей без проблем ввести поправки об увеличении срока полномочий депутатов и президента.

2. Пропорциональная система. Из избирательных округов формируется единый федеральный округ, охватывающий территорию всей страны. Избиратели голосуют не за кандидатов, а за партию, прошедшую процентный барьер, точнее, за её федеральный список кандидатов, что исключает возможность самовыдвижения. Таким образом, количество мандатов у одной партии пропорционально полученным голосам. Полученные партией мандаты распределяются между членами партии в соответствии с партийным списком, принятом на партийном съезде, который включает в себя общефедеральную часть и региональные группы.
В бюллетене, как правило, указывается по три первых кандидата от общефедеральной части и каждой группы (на деле кандидатов, конечно, больше). Общефедеральная часть состоит из «элиты» партии, её главы или наиболее медийных лиц и не может включать более 10 человек (забегая вперед, скажем, что у «Единой России» туда вообще входил один человек: в 2007 Путин, а в 2011 Медведев). Они гарантированно получают мандаты при прохождении партией определенного порога. Оставшиеся мандаты распределяются между региональными группами (их количество зависит от административно-территориального устройства страны), что вполне логично: распределение происходит сверху вниз, а региональные партийцы неизбежно проигрывают в популярности столичным, так что при едином списке у них было бы намного меньше шансов попасть в Думу. К тому же, при едином списке возрастает вероятность «проплаченных» мест.

3. Смешанная система. Ее еще называют пропорционально-мажоритарной; это совмещение признаков обеих систем: половина кандидатов избирается по спискам партий, другая баллотируется от одномандатных округов. Само собой, вносятся некоторые изменения в численность федерального списка, уменьшается количество региональных групп и так далее.

Именно последний вариант применялся на выборах в Госдуму первых четырёх созывов (1993, 1995, 1999, 2003), после чего был заменён пропорциональной системой (выборы в Думу пятого (2007) и шестого (2011) созывов).

В феврале 2014 президент подписал закон о возврате к смешанной системе с 5% порогом вхождения (для выборов седьмого созыва), так что теперь одна половина Думы будет выбираться из кандидатов по одномандатным округам (относительное большинство), а другая – из кандидатов по федеральным спискам партий, причём в списках могут быть продублированы те же «одномандатники» (статья 39 Федерального закона № 20-ФЗ ). Количество одномандатных округов равно количеству необходимых депутатов (225). Соответственно, появляются возможности самовыдвижения. Помимо этого, политические партии могут выдвигать беспартийцев, что работало и при пропорциональной системе. Так было в случае с Путиным в 2007 году, который возглавил список «Единой России», не состоя при этом в её рядах, тем самым обеспечив всенародную поддержку одной партии (поэтому партия и получила конституционное большинство). Согласно 97 статье Конституции, депутаты не могут находиться на государственной службе, так что популярные кандидаты (тот же Путин), занимающие какие-либо посты, служат партиям «паровозами», а после выборов отказываются от своих мандатов. Это позволяет повысить популярность партии на выборах и «протащить» менее известных кандидатов из федерального списка, к которым могут перейти мандаты.


Выборам в Думу 7 созыва также предшествовала либерализация законодательства о политических партиях в апреле 2012 года, после «дела Республиканской партии России против России» (формулировка ЕСПЧ) и массовых протестов под лозунгом «За честные выборы!». Теперь для создания партии необходимы подписи 500 человек, а не 40 тыс., как раньше. В результате только право на участие в выборах 18 сентября есть у 74 партий, тогда как в бюллетень на выборы в 2011 году было занесено всего семь партий. С возвращением смешанной избирательной системы сбор подписей для подачи списка кандидатов некоторых партий признали необязательным (например, если на предыдущих выборах за них проголосовали более 3%). В этом июне ЦИК определила, что подписи не нужны 14 партиям, а необходимые документы сдали 22 партии. Таким образом, восемь из них должны были найти до 3 августа не менее 200 тысяч потенциальных избирателей при одном условии: 7000 подписей с одного субъекта федерации. Самовыдвиженцы – 3% избирателей от численности своего одномандатного округа. Если округ насчитывает менее 100 тыс. избирателей, то достаточно и 500 подписей.

Все эти изменения никак не повлияли на возможности Думы. А их немало: назначение и отставка уполномоченного по правам человека, председателей ЦБ и Счётной палаты; инициирование процедуры импичмента президента и объявление амнистии; выражение вотума недоверия правительству и одобрение председателя нового правительства.

Кстати, о вотуме: его рассматривает президент России. Он распускает правительство или же не соглашается с доводами депутатов. В случае последнего, палата может выдвинуть повторный вотум, но если она делает это в течении трех месяцев после первого, то президент либо все-таки распускает правительство, либо уже распускает саму Думу. Это сводит к минимуму вероятность повторения 1993 года.

Не секрет, что значимость Государственной Думы в последнее время заметно снизилась, хотя бы с точки зрения лоббирования, точнее, его отсутствия. Если законодательный орган практически ничего не решает, то бессмысленно пытаться продвинуть там свои интересы, не согласованные заранее с теми, чьи интересы палата представляет в первую очередь. У нового созыва есть два варианта: оставить всё, как есть, по принципу «не тронь – развалится», или же попытаться что-то изменить, сделать парламент хоть немного независимым. Изменения в избирательной системе показывают, что не всё так безнадёжно. С другой стороны, они вполне могли быть умело примененным регулятором общественных настроений. Что из этого верно, узнаем совсем скоро.

За помощь в подготовке материала большое спасибо Виталию Аверину, эксперту движения «Голос».

Государственная дума – нижняя палата парламента, вместе с Федеральным собранием представляет в нашей стране законодательную власть. Статус и полномочия Госдумы определены в Конституции.

В результате Конституционной реформы 1993 года, в нашей стране после долгого перерыва (с 1917 года) вновь был образован этот политический институт, осуществляющий высшую законодательную власть.Выборы в Государственную думу состоялись в декабре 1993 года. Полномочия думы 1-го созыва осуществлялись в течение 2-х лет на переходный период. В последний раз Дума избиралась на 5 лет.

Конституционные полномочия Государственной думы не ограничиваются только принятием федеральных законов, включая еще и дачу согласия на назначение руководителей важнейших органов госвласти, объявление амнистий, и даже инициативу об отрешении от власти президента.

Выборы в Думу регулируются не только нормами Конституции, но и законом «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации». Очередные выборы в Государственную думу должны были пройти в декабре следующего года, но 3 июля 2015 депутаты приняли решение о переносе выборов с декабря на сентябрь . О принятии такого решения впервые заговорили в 2015 году, когда представители наиболее влиятельных парламентских фракций предложили изменить законодательство.

Перенос выборов – за и против

Изменения в закон о выборах депутатов Госдумы означают изменение не только на 2016 год, такой порядок сохранится и в дальнейшем. Проект закона был инициирован лидерами ЕР, ЛДПР и «Справедливой России» в мае 2015 года. Причинами переноса называлась прежде всего идея присоединить голосование за депутатов Госдумы к единому дню голосования, который традиционно проходит в регионах в сентябре начиная с 2013 года.

Уже в июне законопроект был внесен в Госдуму, получив положительное заключение правительства России. 1 июля Конституционный суд РФ допустил перенос дня выборов, признав это предложение конституционным. Интересно, что представители администрации президента, высказываясь о переносе даты выборов, дистанцировались от инициативы, оставляя ее принятие (или непринятие) на усмотрение законодателей.

По мнению ряда политологов, политиков и журналистов, инициатива перенести выборы в Госдума вызвана желанием проправительственных депутатов не дать пройти в Государственную думу неподконтрольным действующей власти оппозиционным партиям и движениям (например, Парнас).

Анализ результатов единых дней голосования, проходящих в России с 2013 года, показывает, что многие избиратели в этот период не принимают участия в голосовании. Причинами этого могут быть как незавершенный дачно-отпускной сезон, так и недостаточный интерес к выборам на местном и региональном уровне в целом. Что же касается части электората, которая гарантированно участвует в голосовании – она традиционно выступает за «Единую Россию», КПРФ, ЛДПР.

Аргументация сторонников инициативы изменения законодательства о выборах также выглядит разумно. Так, Сергей Неверов, председатель генсовета ЕР, объясняет идею переноса даты выборов тем, чтобы новый состав Государственной думы определился до момента принятия бюджета на следующий год.

Наиболее уязвимой выглядит ожидание получить экономию бюджетных средств от досрочного прекращения полномочий старого состава Госдумы, так как выплата компенсаций депутатам действующего созыва перекроет возможный положительный эффект экономии. Да и председатель ЦИК Владимир Чуров не разделяет, согласно его словам, надежд на экономический эффект от переноса выборов.

Смешанная система – в чем особенности

Закон о выборах депутатов Госдумы РФ устанавливает измененные правила выбора депутатов: впервые в 2016 году они пройдут по обновленной системе. Избирателям теперь необходимо будет голосовать и по спискам партий, и по одномандатным округам (по 225 членов Госдумы).

Половина парламентариев будет избрана по партийным спискам. Для включения в партийный список установлен ряд требований:

  • поддержка избирателей в регионе (не менее 3% голосов избирателей на предыдущих выборах;
  • действующее представительство партий в регионах (в местных парламентах);
  • 200 тыс. подписей избирателей (в случае если партия молода, и еще не имеет своих представителей в регионах).

В целом нововведения должны оказать положительное действие на политическую конкуренцию – ведь партиям, работающим в определенном регионе, придется побороться за необходимую поддержку избирателя. Интересно и то, что согласно изменениям в

Законе о политических партиях, порог регистрации для «новорожденных» политических партий снижен до 500 тыс. человек, а количество зарегистрированных – увеличилось в 10 раз. Оставшиеся 225 депутатов будут определены в результате выборов в одномандатных округах. Система выборов по ним проста: один округ – один депутат. Страна делится на округа по нескольким принципам:

  • на территории каждого региона – не менее одного округа;
  • максимальное равенство представленности в парламенте для избирателей в каждом регионе;
  • отклонения при создании округов в разных регионах могут быть довольно велики (что объясняется различием в численности населения в разных частях страны).

Что касается последнего пункта, он существует для возможности создания одномандатного округа в субъекте РФ, где плотность населения мала, например, Эвенкии, Бурятии, хотя в густонаселенных районах округов будет, конечно, больше.

Мнения россиян о выборах в Государственную думу

Опросы общественного мнения, в частности Фонда «Общественное мнение», показывают, что в основном к изменению даты выборов жители страны относятся спокойно. В качестве обоснования переноса большинство опрошенных называют экономию средств (не надо тратить деньги на единое голосование и выборы в Госдуму), скорейшее принятие решений новым составом Думы, сохранение политической устойчивости в стране.

При этом большинство россиян готовы принять участие в голосовании (около 79%). Как всегда, наиболее активной частью электората выступает старшее поколение избирателей.

Оценивая новации законодательства, связанные с выборами в Государственную думу, можно сказать, что они удобны для рядового избирателя – он будет знать, кто именно представляет его регион в парламенте, причем впервые на выборах можно будет ожидать не только политическую конкуренцию партий, но и личностей, политиков, претендующих на мандат депутата Госдумы (в том числе и не приверженца какой-либо партии), а изменение даты выборов не скажется катастрофически на явке избирателей к урнам для голосования.

Гораздо важнее, какие на самом деле ждут страну изменения после созыва Думы в 2016 году? Будем надеяться, только позитивные…

  • За кого вы будете голосовать на выборах в Госдуму

  • Голосовать