Трагическое столкновение. Горький М

24 сентября 2016 года в Нижнеколымском районе Якутии произошло трагическое событие – на протоке реки Колымы столкнулись две моторные лодки. Результат столкновения оказался роковым: одна женщина погибла, еще трое получили ранения, в том числе и один ребенок.

Холодным осенним субботним вечером житель села Анюйск Билибинского района на своей моторной лодке выехал в поселок Черский. На борту его судна находились трое пассажиров, включая Филиппа. Ничего не предвещало беды. Погода была хотя и холодная, но ясная, да и течение не особо сильное. Через какое-то время Филипп вдруг обратил внимание, что их лодка буквально летит, не снижая скорости навстречу другой. Он с беспокойством сказал об этом водителю, но было уже поздно. Водитель маломерного судна не справился с управлением. Так и не добравшись до Черского 30 километров, судно врезалось в идущую навстречу моторную лодку, на борту которой также находилось трое пассажиров, в том числе трехлетний ребенок. Раздались громкие крики о помощи. Лодки быстро накренились и стали заполняться водой…

После того, как сильнейший толчок обрушился на лодку, женщина-пассажир пострадавшего судна получила множественные серьезные травмы, не совместимые с жизнью. Ее буквально «выбило» из лодки, она оказалась в воде и, возможно, потеряла сознание. Когда ее подняли из воды, она скончалась. Сам водитель – виновник трагедии – получил травму грудной клетки с переломами ребер и ключицы и травму легкого. В воде, которая в это время на реке Колыма уже ледяная, оказались и другие участники происшествия. Люди могли утонуть, получив ранения, общее переохлаждение организма или поддавшись панике. На помощь тем, кто оказался в воде, пришел студент колледжа 19-летний Филипп: он не растерялся, не поддался панике, а собрав свою волю «в кулак» и быстро сориентировавшись, помог ребенку и другим пассажирам благополучно добраться до берега. Следует отметить, что на всех пассажирах и на водителях маломерных судов были надеты спасательные жилеты, что также помогло им выжить.

Пострадавшим была оказана своевременная помощь благодаря оперативному взаимодействию администрации района и сил МЧС, люди доставлены в больницу села Анюйск, а затем на вертолете Ми-8 в центральную районную больницу города Билибино. Их жизни уже ничего не угрожало.

Самоотверженный поступок 19-летнего Филиппа Дьячкова, самого оказавшегося в экстремальной ситуации, помог спасти две жизни: женщины и ребенка – поступок молодого, но уже зрелого и состоявшегося человека.

Родился в 1997 году
Награжден в 2017 году
Поселок Омолон, Чукотский автономный округ

С позиций трагического конфликта недостаточно признавать социальный идеал, надо претворять его в жизнь. Трагический герой оказывается в центре коллизий и драматизма общественной жизни. Таковы политические коллизии в «Гамлете», «Макбете» или семейные коллизии в «Отелло», «Короле Лире».

Источник возможных трагических конфликтов - связь человека и природы, борьба за ее освоение, покорение. Примерами отражения трагического столкновения человека с природой служат картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», фильм режиссера Ромма «Девять дней одного года». Смерть, как низменная сила природы, также воспринимается трагически. Однако и здесь эстетический идеал выступает мерилом события. Трагической смерть является в том случае, если в центре идеала человека находится жизнь. Гибнет идеальное в реальном. Гибнут стремления, незавершенные дела, планы, которые могли бы принести благо людям. Если же смерть рассматривается как биологическая закономерность или разновидность жизни вечной, загробной, счастливой, тогда она теряет свой трагический ореол.

Глубоко трагическими могут стать события будничной, обыденной жизни, в которых нет ни смерти, ни страданий. Трагические чувства может вызвать гибель идеала человечности. Например, чеховские «Ионыч», «Душечка» порождают трагедийное звучание. Уродливый, пошлый образ жизни уничтожает в человеке все человеческое. Поражение человеческого идеала и мерзости жизни рождают трагедию.

Психологические переживания трагического достаточно глубоки: от сострадания до шока. Само слово трагическое связывается в нашем сознании с картинами чьей-то гибеди, страданий. Трагическим мы называем событие, которое имеет такие особенности эстетического восприятия, как скорбь, душевая боль. Это реакция на ярко выраженные противоречивые, конфликтные, сталкивающиеся явления и характеры. Предвещание трагической развязки порождает напряженные эстетические чувства.

Трагический конфликт реального и идеального, приводящий к поражению идеального, может быть осмыслен в жизни и в искусстве двояко. Если в конфликте реальной общественной жизни и гуманистического идеала терпят поражение герои, а вместе с ними и сам идеал, мировосприятие художника можно назвать пессимистическим. Тяжелое ощущение безысходности, беспросветности жизни, всесилия зла вызывают романы Ремарка, картины Босха, некоторые произведения Чайковского. Кошмары Кафки, пьесы абсурдиста Беккета показывают пессимистическое осмысление трагических сторон жизни.

Другую линию мирового искусства определяет оптимистический тип разрешения трагического противоречия. На оптимизме в ощущении жизни извечно покоятся основы человеческого бытия. Жизнь людей могла бы давно прекратиться, а человек перестал бы существовать как биосоциальный вид, если бы у него не было веры и сил для веры в лучшее. Если обратиться к народному творчеству, к эпосу, сказкам, былинам, мифам, то во многих случаях герой воскресает после смерти. Мифы об Озирисе, Священное Писание о Христе - это оптимистические трагедии в осмыслении человеком законов жизни. В оптимистических трагедиях Шекспира гибель героев не означает гибели самого идеала.

Оптимизм эпохи Возрождения был унаследован искусством последующих веков. Трагические коллизии истории часто заканчивались гибелью героя. Физическая смерть оборачивалась нравственной победой и духовным бессмертием. Оптимистическая трагедия тем самым утверждает веру в будущее.

Две основные мысли Островский положил в основу пьесы "Гроза": мощное отрицание застоя и гнета неподвижного «темного царства» и появление положительного, светлого начала, настоящей героини из народной среды. Конфликт «Грозы» своеобразен. Его можно рассматривать двояко. Сам Островский определил свое произведение как драму, но это дань традиции. Действительно, с одной стороны, «Гроза» - это социально-бытовая драма, но с другой - трагедия. Как для драмы, для этого произведения характерно особое внимание к быту, стремление передать его «плотность». Писатель подробно, конкретно, многосторонне обрисовывает город Калинов, который имеет обобщающий смысл. Так, например, Кулигин восклицает: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!»: Другие пригляделись к ней и вполне равнодушны. Прекрасная природа, органа ночного гуляния молодежи, песни, рассказы Катерины о детстве - все это поэзия Калиновского мира. Но Островский сталкивает её с мрачными картинами повседневной жизни и быта, с жестоким отношением людей друг к другу. В этом городе царит грубость да бедность, здесь «честным трудом никогда не заработать» «насущного хлеба», здесь купцы «торговлю друг у друга подрывают, не столько из корысти, сколько из зависти».В центре этого замкнутого «темного царства» стоит грубая и невежественная купчиха - Кабаниха. Она защитница старых основ жизни. Она диктует нравственные законы всему горо­ду, навязывает свою волю всем окружающим, не требует беспрекословного повиновения.Свобода, по мнению героини, ведет человека к нравственному падению. Другой представитель «темного царства» - Дикой. Основной смысл его жизни - обогащение. Жажда денег превратила его в безрассудного скрягу. Сильный материально, он слаб духовно. Он действует по своей прихоти, по произволу, не считаясь с другими. Был он грубый, другим уже быть не может. Но он отступает перед теми, кто способен дать ему отпор. Так, например, пасует он перед Кабановой. Единственной героиней, которая противостоят Кабанихе, да и всему Калиновскому обществу, является Катерина. Она не может принять устоя жизни «темного царства», его законы. Натура поэтическая, восторженная, свободолюбивая, она не способна ко лжи и фальши, которые царят в калиновском мире. Катерина не может более терпеть продолжение бесконечной пытки, решает уйти из жизни, тем более представляется в ее воображении светлыми, а не мрачными красками: «Под деревом могилушка... как хорошо». В этом случае «Гроза» является драмой. Но если увидеть, что судьбу Катерины определяло столкновение двух исторических эпох, то трагическая трактовка её характера вполне правомерна. Действительно, композиционно в центре пьесы стоят Кабаниха и Катерина. Обе они максималистки, не могут примириться с человеческими слабостями, обе одинаково религиозны. Религия их сурова и беспощадна. Только Кабаниха прикована к земле, а Катерина стремится к небу. Катерина воплощает дух этого мира, его порыв, мечту. Она родилась и сформировалась в тех же условиях, то есть она является порождением этого мира. Но Островский верил в обновляющую силу здоровой натуры, в силу влечения к свободе, в творческие начала народного характера, поэтому он показал в Катерине просыпающееся чувство личности. Это чувство принимает не форму общественного протеста, а форму индивидуальную, форму личной любви. Островский показал героиню в момент зарождающейся любви к Борису, который в ее глазах выделяется из числа других жителей. Катерина любит сильно, глубоко, самозабвенно. В ней рождается и растет страсть, но страсть эта в высшей степени одухотворена. Любовь вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей вольной и полететь, раскинув крылья. Проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как огромный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа почти неизбежна, что долго ей не выдержать такой жизни. Катерина уже приходит в пьесу с предощущением беды «Я умру скоро..»

Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX начале XX века, когда история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается утраченной. Многие писатели того времени обращались к теме человека, старались найти истину, понять предназначение человеческой жизни. Одним из таких писателей был и Максим Горький.

Свои представления о человеке писатель раскрывает уже в первых романтических произведениях. Первый рассказ Горького - «Макар Чудра» - был опубликован в 1892 году, затем последовали другие рассказы о «босяках»: «Дед Архип и Ленька» (1894), «Челкаш» (1895), «Коновалов» (1897), «Мальва» (1897). Главные герои этих рассказов - бродяги, «бывшие люди», но вопреки литературной традиции, они изображены не как отверженные, «униженные и оскорбленные», а как люди, которые сами отвергли общество с его моралью и социальными законами. Эти герои презирают мещанскую тягу к покою и сытости, любое ограничение свободы. Это вольнолюбцы, которым «хоть голодно, да свободно». «Босяки» горды, веселы, они ненавидят страдание, у них нет страха перед жизнью, зато есть чувство собственного достоинства. Поэтому вор Челкаш выглядит гораздо привлекательнее жадного крестьянина Гаврилы.

В то же время автор-рассказчик не скрывает того, что уровень самосознания этих «босяков» невысок. Только некоторые из них начали по-настоящему задумываться о собственной судьбе и смысле жизни человека («Коновалов»). По «тяжесть их дум увеличивалась слепотой их ума». Кроме того, Горький прекрасно видел опасность безграничного своеволия таких людей, трагизм их одиночества. Н. Минский писал по этому поводу: «Горький изображает не просто босяков, а каких-то сверх босяков и сверхбродяг, проповедников какого-то нового провинциального ницшеанства... Правым оказывается сильнейший, потому что он большего требует от жизни, а виноват слабый, потому что он постоять за себя не умеет. Нужно сознаться, что в нашей литературе, насквозь пропитанной учением о любви и добре, такая яркая проповедь права сильного является довольно новой и рискованной».

Поиски правды жизни писатель продолжал на протяжении всего творческого пути. Этот поиск нашел отражение в образах героев многих более поздних его произведений. Но наиболее остро спор о правде жизни звучит в пьесе «На дне». Особенность этого произведения заключается в том, что свою правду имеют все персонажи. И каждый из них открыто говорит о своей правде. Бубнов утверждает правду факта, Лука проповедует правду утешительной лжи, Сатин отстаивает правду веры в Человека. Чья же правда на самом деле является истинной?

«Все так родятся, поживут и умирают. И я помру, и ты... Чего жалеть», - в этих словах Бубнова заключена приземленная, мещанская идеология, правда Ужа и Дятла, правда Барона и Клеща. Бубнов по способен понять правды таких людей, как Сатин. Не доступны для него и рассказы - Пуки О ЛЮДЯХ, которые верили в праведную землю: «Вое выдумки..; тоже! восклицает он. - Хо Хо! Праведная земля! Туда же! Хо-хо-хо!» Он сводит «возвышающий обман» до «низких истин». Он признает только правду фактов и жестоких законов жизни.

Барон признает только правду прошлого, поэтому он равнодушен к миру, весь оставаясь в прошлом. Прошлое - вот его единственная правда. что дала она ему? «Ты рассуждаешь... - говорит он Сатину, - ... это, должно быть, греет сердце... У меня нет этого... я - не умею!.. Я, брат, боюсь... иногда... трушу... Потому - что же дальше?.. Никогда и ничего не понимал я... Мне кажется, что я всю жизнь только переодевался... зачем? Не помню! Учился - носил мундир дворянского института... а чему учился? Не помню... Женился - одел фрак, потом - халат... а жену взял скверную... Прожил все, что было, - носил какой-то серый пиджак и рыжие брюки... а как разорился? Не заметил... Служил в казенной палате... мундир, растратил казенные деньги - надели на меня арестантский халат... И все... как во сне... А... ведь зачем-нибудь я родился... а?» Барон не верит в иллюзии. Но и вера в правду фактов в конечном итоге не приносит ему удовлетворения, не показывает ему смысла жизни. В этом - его основная трагедия.

Подобен Бубнову и Барону Клещ. Он не хочет иллюзий: он добровольно взвалил на себя правду реального мира. «На что мне она - правда? Чем я виноват?.. За что же мне правду? Жить нельзя... Вот она - правда!..» Он гордится тем, что он рабочий человек, и потому к обитателям ночлежки относится с презрением. Хозяина же он ненавидит и всей душой стремится вырваться из ночлежки. Но и его ждет разочарование. Смерть жены подкосила Клеща, лишила его веры в правду, какая бы она ни были. «Работы нет... силы нет! Вот Правда! Издыхать надо... вот она, правда!.. На что мне она, правда?..»

Этой идеологии противопоставляет свою правду Лука. Он призывает всех уважать человека: «Человек, каков он ни есть, всегда своей цены стоит». Позиция Луки - идея сострадания, идея деятельного добра, возбуждающая веру в человека, способную повести его дальше. Он пропагандирует идею личного усовершенствования и даже возвышенного обмана.

Сатин доказывает, что «человек выше сытости», что у человека есть высокие цели, есть более высокие потребности, чем забота о том, чтобы быть сытым: «Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми. Не в этом дело! Человек - выше! Человек выше сытости!»

У Сатина независимый характер. Он не боится хозяина ночлежки. Он может иногда показаться циничным: «Дай мне пятак, - обращается он к Актеру, - и я поверю, что ты талант, герой, крокодил, частный пристав». Так же цинично звучит его реплика в ответ на сообщение Барона о смерти Актера: «Эх... испортил песню... дурак».

Такая позиция обусловлена разочарованием героя в самой жизни. Он уже ни во что не верит. Он считает свою жизнь и жизнь остальных обитателей законченной: «Дважды убить нельзя». Но ему на самом деле не чуждо сострадание, он хороший товарищ, окружающие относятся к нему с симпатией.

Именно монологи Сатина подводят итог всему происходящему и формулируют этическую позицию автора: «Человек - вот правда!.. Кто слаб душой... и кто живет чужими соками - тем ложь нужна... А кто сам себе хозяин... кто независим и не ждет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека». Он выражает авторскую уверенность в том, что «Человек... это звучит гордо! Надо уважать человека!»

Правда Луки взбудоражила обитателей ночлежки. Однако ложью, утешительством нельзя помочь никому, даже людям «дна», утверждает Горький. Правда Луки, сталкиваясь с реалиями жизни обитателей ночлежки, с правдой Бубнова, Барона, Клеща, приводит к трагическим последствиям. Повесился Актер, когда понял, что чудесная лечебница для «организмов» - выдумка Луки.

Душевный кризис переживает Настя. Всплеск иллюзий заслоняет истинное положение вещей от несчастных обитателей ночлежки, что в итоге ведет к полному крушению их надежд, и тогда начинается цепная реакция трагедий (избиение Наташи Василисой, арест Пепла, убившего в драке Костылева, потрясение потерявшего все Клеща и т. д.). Постижение истины «Все - в человеке, все для человека» завораживает Сатина и других героев пьесы. Тем мучительней для них несовместимость этого открытия с реальностью...

Таким образом, в пьесе «На дне» М. Горький стремился не только к тому, чтобы изображением ужасной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философски публицистическую драму.

Практические занятия.

Тема 1. Книга моего детства (2 часа).

Задание: написать сочинение на одну из тем:

1. Моя первая книга.

2. Любимая книга моего детства.

Цель занятия: выявить эмоциональный, познавательный, эстетический уровни восприятия книги в детстве.

Тема 2. Сказки и истории Х.К. Андерсена (2 часа).

1. Судьба писателя-сказочника. Истоки особого таланта Андерсена (реферат).

2. Новаторский характер сказок и историй Андерсена. (На примере сказок «Огниво», «Дикие лебеди», «Русалочка» и др.).

3. Способы утверждения нравственно-эстетического идеала в сатирических, поэтических и философских историях. (На примере историй «Новое платье короля», «Подснежник», «Тень»).

Теоретические понятия: сказка, история, литературная сказка.

Литература:

1. Указанные тексты (любое издание в пер. А. Ганзен).

2. Паустовский К. Великий сказочник // Х.К. Андерсен. Сказки и истории. М., 1990. С. 5-18.

3. Сильман Т. Вступит. статья // Х.К. Андерсен. Сказки и истории: В 2 т. Т. 1. Л., 1977. С.5-26.

4. Брауде Л.Ю. Ханс Кристиан Андерсен. М., 1987. С.6-40, 54-72, 116-124.

5. Гренбек Бо. Ханс Кристиан Андерсен. Жизнь. Творчество. Личность. М., 1979.

6. Коровин А.В. Сказки и истории Андерсена // Зарубежная литература 19 в. Практикум. М., 2002. С.149-174.

7. Меркин Г.С. Изучение сказки Андерсена «Снежная королева»// Литература в школе. 1997. №7. С.134-140.

8. Кузьмина М.Ю., Бучугина Т.Г. Своеобразие литературной сказки. Ульяновск, 2000. С.4-8. (Отработать понятие «литературная сказка»).

Тема 3. Идейно-художественное своеобразие сказочного цикла А.С. Пушкина (2 часа).

1. История создания сказок. Связь с народной и литературной традицией.

2. Сказки Пушкина как цикл. Идейно-художественное единство сказок.

3. Новаторство поэтики пушкинских сказок: на уровне проблематики, образов, сюжетно-композиционного строения, языка и стиля. Для решения этого вопроса проведите сравнительно-сопоставительный анализ сказки бр. Гримм «Белоснежка» («Снегурочка») и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

4. Эпическое и лирическое начала пушкинских сказок, их «двухадресность». Нравственные уроки сказок в детском чтении.

Литература:

1. Пушкин А.С. Сказка о попе и работнике его Балде. Сказка о царе Салтане… Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о золотом петушке.

2. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина: Книга для учителя. М., 1989.

3. Непомнящий В. Поэзия и судьба: Над страницами духовной биографии Пушкина. М., 1987 (гл. «Сказка ложь да в ней намек»).

4. Сапожков С.В. Сказки Пушкина как поэтический цикл // Детская литература. 1991. №3. С.23-27.

5. Шаврыгин С.М. Стихотворная литературная сказка первой трети 19 века (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, П.П. Ершов). Ульяновск, 1991.

Тема 4. «Детский комический эпос» К. Чуковского (2 часа)

1. Подготовить краткое сообщение на тему «Биография К. Чуковского».

3. Выписать в тетрадь «Заповеди для детских поэтов» из книги «От двух до пяти» (гл.6).

4. Перечитать сказки: «Крокодил», «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Федорино горе», «Путаница», «Телефон», «Айболит», «Краденое солнце», «Бибигон». Одну из них (по выбору) проанализировать по плану:

1) Сюжет сказки (система событий).

2) Характеристика героев. Роль юмора в созданий характера отрицательного персонажа.

3) Композиция сказки. Как воплотились в сказке Заповеди для начинающих поэтов?

5. Сделать вывод о психолого-педагогических и эстетических возможностях стихотворных сказок К.Чуковского.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тексты сказок (любые издания).

2. Петровский М. Книга о К. Чуковском //М., 1966. Гл. 5 (о сказках).

3. Петровский М. Книги нашего детства // М., 1986. Гл. «Крокодил в Петрограде»

4. Смирнова В. О детях и для детей. М., 1967. С.13-46.

5. К.Чуковский. От двух до пяти /Любое издание/.

6. Детская литература: учебное пособие (любое).

7. Кудрявцева Л. Кто под чудо-деревом сидит? //ДВ, 1994, N 8, с. 59-65.

Тема 5. Коллоквиум по теме: «Литературная сказка 20 века» (2 часа).

На обсуждение выносятся сказки:

Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино.

Маршак С.Я. Двенадцать месяцев.

Олеша Ю.К. Три толстяка.

Волков А.М. Волшебник Изумрудного города.

Лагин Л.И. Старик Хоттабыч.

Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей.

2. История создания сказки, ее источники.

4. Система героев.

1. Составить 5-7 интересных вопросов для проверки знания текста.

2. Подготовить инсценировку одного эпизода из сказки.

3. Подготовить иллюстрации к сказке (свои или книжные).

Тема 6. Тема детства в автобиографической прозе русских писателей (2 часа)

1. Психологические и литературные истоки темы. «Рыцарь нашего времени» Н.М. Карамзина.

2. Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

а) История создания. Степень автобиографизма.

б) Николенька Иртеньев как собирательный образ ребенка.

«Диалектика души» героя.

в) Толстовское виденье детства. Контраст мира детей и мира

взрослых.

3. Трагическое столкновение с жизнью Темы Карташова (Н. Гарин-

Михайловский «Детство Темы», «Гимназисты»).

4. Тема детства, природы и родины в повести А.Н. Толстого «Детство Никиты».

Понятия: автобиографическая проза, автобиографизм.

Литература:

1. Тексты, указанные в плане.

2. Елизаветина Г. Традиции русской автобиографической повести о детстве в творчестве А.Н. Толстого // Толстой А.Н. Материалы и исследования. М., 1985. 120-139.

3. Чернышевский Н.Г. Детство и Отрочество. Военные рассказы. Соч. гр. Л.Толстого // Литературная критика: В 2 т. Т.2. М., 1981. С.32-45.

4. Ломунов К.Н. Лев Толстой. Очерк жизни и творчества. М., 1978. С.41-57.

5. Юдина И.М. Н.Г. Гарин-Михайловский. Л.,1969.С.80-95. (IV гл.).

6. Злыгостева Н. «Счастливая, невозвратимая пора…» (Тема детства в русской классике) // Литература в школе. 1995. №4.

7. Браже Т.Г. Тема детства в творчестве Гарина-Михайловского// Литература в школе. 1998. №2.

8. Учебник по Детской литературе.

Тема 7. Книга в круге чтения подростков: Нравственно-психологическая проблематика прозы о детстве 20 века (2 часа)

1. Нравственно-философская проблематика в рассказах В.Астафьева («Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет», «Белогрудка» и др.)

2. Нравственная проблематика книг В. Железникова («Чудак из шестого Б», «Хорошим людям-доброе утро», «Чучело»).

3. Тема первой любви в повести Р. Фраермана «Дикая собака Динго» (или Г. Щербаковой «Вам и не снилось»).

4. Художественный мир Р. Погодина («Кирпичные острова», «Рассказы о хороших людях и доброй погоде», «Книжка про Гришку»).

5. Взрослые и дети в прозе А. Лиханова («Последние холода», «Обман», «Лабиринт» и др.)

6. Возвращенные имена: Творчество Л. Чарской для детей (Повести «Сибирочка», «Записки институтки» и др.).

7. Тема детства в прозе А.П. Гайдара: «Школа», «Чук и Гек», «Судьба барабанщика» и др. повести.

8. Детство и православные праздники в книге И. Шмелева «Лето Господне».

Структура реферата:

4. Выводы.

Объем реферата – 10-15 стр.

Тема 8. Книга в круге чтения подростков: Приключения и фантастика (2 часа)

Цель занятия: подобрать материал к урокам внеклассного чтения.

Задание: Подготовить реферат (с презентацией) на одну из предложенных тем:

1. Приключенческие романы Ф. Купера («Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан»).

2. Научно-фантастические романы Ж. Верна в детском чтении («Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан» и др.).

3. Жанр детективного рассказа в творчестве Э. По («Лягушонок», «Украденное письмо»).

4. Приключенческие повести А. Линдгрен («Эмиль из Леннеберги», «Расмус-бродяга», «Приключения Калле Блюмквиста» и др.)

6. Фантастический мир Р. Бредбери («Каникулы», «Зеленое утро», «Все лето в один день» и др. рассказы).

7. Фэнтези в детском чтении: Толкиен «Властелин колец», К.Льюис «Хроники Нарнии», Дж. Роллинг «Гарри Поттер» и др. (по выбору)

8. Фантастический мир А. Грина («Алые паруса», «Бегущая по волнам» и др.)

9. Своеобразие детской научной фантастики (на примере цикла К. Булычева об Алисе Селезневой).

10. Романтика и фантастика в книгах В. Крапивина (по выбору).

Структура реферата:

  1. Краткие сведения об авторе.

2. Произведения, вошедшие в круг детского чтения.

3. Анализ указанных произведений.

4. Выводы.

5. Использованная литература. (Подбирается самостоятельно).

Объем реферата – 10-15 стр.

Тема 9. Книга в круге чтения подростков: Человек и природа (2 часа)

Цель занятия: подобрать материал к урокам внеклассного чтения.

Задание: Подготовить реферат (с презентацией) на одну из предложенных тем:

1. К.Г. Паустовский – детям («Теплый хлеб», «Телеграмма», «Кот-ворюга», «Растрепанный воробей» и др. рассказы).

2. Природа и дети в прозе М. Пришвина («Кладовая солнца», рассказы).

3. Нравственные уроки прозы Ю. Нагибина («Зимний дуб», «Старая черепаха», «Мой первый друг, мой друг бесценный» и др.)

4. Тема «братьев наших меньших» в прозе Троепольского («Белый Бим, черное ухо») или Ю.Казакова («Арктур – гончий пес», «Тадди»).

5. Д. Лондон в детском чтении («Сказание о Кише», «Зов предков», «Белый Клык» и др. рассказы).

6. Творческий портрет Д. Даррелла («Говорящий сверток», рассказы о животных).

7. Рассказы Сеттон-Томпсона о животных («Снап», «Ломо», «Мустанг-иноходец» и др.)

8. Художественный мир Ю. Коваля («Недопесок», «Шамайка», рассказы из сб. «Листобой».)

9. Фантастические сказы П.П. Бажова. («Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец» и др.).

Структура реферата:

2. Произведения, вошедшие в круг детского чтения.

3. Анализ указанных произведений.

4. Выводы.

5. Использованная литература. (Подбирается самостоятельно).

Объем реферата – 10-15 стр.


Похожая информация.