История дипломатических отношений между израилем и ссср. Почему испортились российско-израильские отношения

Израильские правящие круги связывали поддержку Советского Союза в вопросе о создании государства Израиль с разрешением свободной эмиграции евреев из СССР.

Советское правительство разграничило вопрос поддержки политики Израиля в ООН и в международной политике и вопрос репатриации советских граждан еврейской национальности. Последний вопрос стал камнем преткновения в советско‑израильских отношениях. Признание за евреями права свободного выезда из СССР на постоянное место жительства в Израиль означало признание сионизма, что подрывало коммунистическую идеологию Советского государства.

Разногласия между двумя странами вызывала и советская политика на Ближнем Востоке. СССР требовал создания арабского государства в Палестине, в то время как Израиль и Великобритания предпочли аннексию этой территории Иорданией. СССР выступил за опеку Совета Безопасности ООН над Иерусалимом, что также шло вразрез с планами Израиля. Как отмечали советские дипломаты, Израиль на Ближнем Востоке стал проводить политику, созвучную стратегическим интересам США.

Во второй половине 1949 года были прекращены торговые отношения между Израилем и СССР. Советский Союз отклонил просьбу Израиля о предоставлении кредита, и после этого закупки продукции Израилем прекратились.

"Дело врачей" в начале 1953 года, по которому в СССР была арестована группа медиков еврейской национальности, вызвало большой резонанс в Израиле и дало повод обвинить советское правительства в политике антисемитизма.

9 февраля 1953 года на территории миссии СССР в Израиле произошел взрыв бомбы, произведенный неизвестными террористами, в результате чего были ранены три человека. В ноте протеста от 11 февраля от имени правительства Советского Союза ответственность за террористический акт возлагалась на правительство Израиля. 12 февраля 1953 года нота была вручена посланнику Израиля в СССР, дипломатические отношения с Израилем были разорваны.

После реабилитации обвиняемых по "делу врачей" началась серия переговоров о восстановлении дипломатических отношений между двумя странами. 6 июля 1953 года министр иностранных дел Израиля Моше Шаретт направил министру иностранных дел СССР Вячеславу Молотову официальное предложение "восстановить в духе подлинной международной дружбы нормальные дипломатические отношения, которые были прерваны 12 февраля 1953 года". В ответном письме от 15 июля 1953 года Молотов сообщил о "желании иметь дружественные отношения с Израилем и считает возможным восстановить дипломатические отношения с правительством Израиля".

10 июня 1967 года дипотношения между двумя странами вновь были прерваны с началом войны Израиля с Египтом, Иорданией, Сирией, Ираком и Алжиром, которая получила название Шестидневной войны. Война окончилась серьезным поражением арабских государств. СССР, демонстрируя свою солидарность с арабскими странами, разорвал дипломатические отношения с Израилем.

С лета 1967 года до второй половины 1980‑х годов СССР не поддерживал с Израилем никаких политических, экономических или культурных контактов (исключением были единичные встречи министров иностранных дел, например, перед открытием Женевской мирной конференции по Ближнему Востоку в декабре 1973 года или на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН). Советские дипломаты время от времени посещали Израиль. Израильское представительство действовало при посольстве Нидерландов в Москве и занималось почти исключительно вопросами репатриации советских евреев.

Интересы Советского Союза в Израиле представлял а Финляндия.

В 1985 году между Москвой и Тель‑Авивом начались переговоры о восстановлении дипломатических отношений, которые завершились визитом первой израильской делегации в Москву в 1988 году. В 1987 году были возобновлены контакты по консульской линии.

Дипломатические отношения между СССР и Израилем были восстановлены в полном объеме 18 октября 1991 года. Совместное заявление о восстановлении дипотношений было принято в ходе визита советского министра иностранных дел Бориса Панкина в Иерусалим. Генеральные консульства обеих стран получили статус посольств. Это произошло накануне открытия Мадридской конференции по урегулированию арабо‑израильского конфликта, проходившей под эгидой США и СССР.

Советским послом в Израиле был назначен известный публицист Александр Бовин. Опытный дипломат Арье Левин стал первым после восстановления отношений чрезвычайным и полномочным послом Израиля в СССР.

В декабре 1991 года были открыты российское посольство в Тель‑Авиве, израильское посольство в Москве.

13 декабря 1991 года посол Советского Союза Александр Бовин вручил в Иерусалиме верительные грамоты президенту Израиля Хаиму Герцогу. Новый посол СССР пробыл на своем посту всего несколько дней, так как Советский Союз перестал существовать. Посол СССР Александр Бовин стал послом Российской Федерации.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Советский Союз установил дипломатические отношения с Государством Израилем сразу после его создания в мае 1948 года. С июня 1967 года по октябрь 1991 года дипотношения были прерваны. В 1987 году дипломатические контакты были возобновлены на уровне обмена консульскими группами, а в октябре 1991 года восстановлены дипотношения в полном объёме. В декабре 1991 года были открыты израильское посольство в Москве и советское (российское) посольство в Тель-Авиве.

Поступательный характер российско-израильских отношений подтверждается активным делегационным обменом, в том числе и на высшем уровне. С официальными визитами Москву посетили израильские премьер-министры И. Рабин (1994), Б. Нетаньяху (1999), Э. Барак (1999), А. Шарон (трижды в период с 2001 по 2003 год), Э. Ольмерт (2006). Важным событием в истории развития российско-израильских отношений стал официальный визит Президента Российской Федерации В. В. Путина в Израиль в апреле 2005 года Министр иностранных дел России С. В. Лавров нанёс шесть визитов в Израиль в рамках рабочих поездок по странам Ближнего Востока. Политический диалог между двумя странами развивается по широкому кругу вопросов, в том числе по меж-мидовской линии в рамках двустороннего рабочего Комитета по Ближнему Востоку. Обмен мнениями по проблематике ближневосточного урегулирования идёт постоянно и на различных уровнях. На регулярной основе в регионе работает спецпредставитель министра иностранных дел России (в настоящее время С. Я. Яковлев), который проводит консультации с израильской и палестинской сторонами в рамках международной «четвёрки» наблюдателей по урегулированию регионального конфликта.

Русскоязычная община израильтян является важным фактором развития всесторонних отношений между Россией и Израилем, которые за последние пятнадцать лет можно охарактеризовать как динамично развивающиеся. Результатом дипломатических усилий обеих сторон стало подписание следующих межправительственных соглашений, охватывающих все области взаимного сотрудничества:

— о воздушном сообщении (1993 год);

— о торгово-экономическом сотрудничестве (1994 год);

— о научно-техническом сотрудничестве (1994 год);

— о сотрудничестве в области агропромышленного комплекса (1994 год);

— о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки (1994 год);

— о сотрудничестве в области культуры и образования (1994 год);

— о сотрудничестве в области туризма (1994 год);

— о сотрудничестве в области физической культуры и спорта (1996 год);

— Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (1994 год);

— о сотрудничестве в области почтовой и электрической связи (1995 год);

— об учреждении и условиях деятельности культурных центров (1996 год);

— о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (1997 год);

— о сотрудничестве в области борьбы с преступностью (1997 год);

— о специальных мерах по обеспечению безопасности гражданской авиации (1997 год);

— о сроках и порядке выдачи виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов (2002 год);

— о сотрудничестве в области морского транспорта (декабрь 2003 год);

— об отмене визового режима (2008).

Активно развиваются межпарламентские связи: в Госдуме парламентскую группу «Россия—Израиль» возглавляет депутат Н. Н. Гончар; ассоциацией дружбы «Израиль— Россия» в Кнессете руководит З. Элькин.

В июне 1995 года в Москве состоялось первое заседание Смешанной Российско-Израильской Комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Заседания Комиссии поочерёдно проводятся в России и Израиле. Последнее, пятое по счету заседание прошло в Москве в 2005 году. За последние три года объём товарооборота вырос вдвое, превысив 1,5 миллиарда долларов. Продолжается сотрудничество в области освоения космоса. С помощью российских ракет-носителей на орбиту были выведены израильские спутники: в июне 1998 года — «ТехСат-2», в декабре 2000 года — «Эрос-Al», в декабре 2003 года — «Амос-2», в декабре 2004 года — «Эрос-Б», в апреле 2006 года — «Эрос-Б 1».

В последние годы значительно укрепились партнёрские связи израильских городов с Россией и властями российских городов и регионов. Этому способствовало подписание в Иерусалиме в 2003 году. Соглашения о сотрудничестве между конгрессом муниципальных образований Российской Федерации и Центром местной власти Израиля. Во время празднования 300-летия Санкт-Петербурга было достигнуто соглашение о том, что израильский город Ришон ле-Цион и Северная столица России являются городами побратимами. В мае 2001 года состоялся визит мэра Тель-Авива Р. Хульдаи в Москву, во время которого был подписан Протокол о партнёрстве между Москвой и Тель-Авивом.

Насыщеннее и разнообразнее за последнее десятилетие стали культурные, общественные, молодёжные, научно-технические контакты, спортивные связи. В 2007 году в Тель-Авиве открылся российский культурный центр. Около 50 тысяч граждан России ежегодно посещают Израиль и почти 40 тысяч израильтян — Россию. Подписанное в 2008 году соглашение об отмене визового обмена способствует развитию туристического обмена.

Ракетные установки «Искандер-Э» - они же SS-Х-26. Тактико-технические характеристики ракеты, позволяющие ей уберечься от антиракеты «Хец» (Аrrow), дальность действия до 280 км, позволяющая в случае развёртывания ракет в районе Голанских высот наносить удар по любому крупному населённому пункту в Израиле и атомному реактору в Димоне.

На прошлой неделе разразился крупный международный скандал. Израильский премьер-министр Ариэль Шарон потребовал от России не продавать Сирии новые ракетные комплексы. При этом власти нашей страны категорически отрицали наличие каких-либо соглашений о поставках вооружений. В ситуацию тотчас вмешались США, которые пригрозили России санкциями в случае, если ракеты в Сирию всё-таки попадут. Так из-за чего же, собственно, весь сыр-бор разгорелся?

Вообще-то многие специалисты по вопросам безопасности скептически отнеслись к заявлениям о том, что именно продажа ракет явилась основой конфликта между Россией и Израилем. Во-первых, сделка эта ненова, о ней шла речь ещё 2 года назад, причём россияне собирались поставлять ракеты не только Сирии, но и Ирану. Во-вторых, проект такого масштаба наверняка не допустили бы американцы. В-третьих, у Сирии просто нет денег на сделки, стоимость которых составляет 2 годовых военных бюджета страны! Осенью 2004 года Сирия собиралась приобрести у России зенитные комплексы «БУК», но не хватило денег. При этом «БУКи» стоят чуть ли не на порядок меньше SS-26, о которых идёт речь сейчас. Конечно, есть вероятность, что в сирийских банках могли остаться деньги Саддама Хусейна, полученные им от незаконных нефтяных сделок в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие». По слухам, именно из них была оплачена 2 года назад покупка в России противотанковых ракетных комплексов «Корнет-Э» и «Метис-М», общей стоимостью $150 миллионов.

Но в любом случае «ракетный кризис» лишь верхушка айсберга проблем, накопившихся в последнее время у России с Израилем. Что же находится в его основании? Об этом и гадает сейчас большинство экспертов-ближневосточников.

Вариант первый. «Оранжевые» олигархи

Самой громкой версией причины охлаждения российско-израильских отношений является украинская.

Не секрет, что опальные российские олигархи, как проживающие в Израиле, так и регулярно посещающие его, являлись основной силой, стоявшей за Виктором Ющенко и его «оранжевой революцией». По некоторым данным, из-за этого руководство России и решило заморозить отношения с еврейским государством. В качестве подтверждения этой версии приводились и весьма кстати подвернувшаяся передача Михаилом Ходорковским 59,5% акций Group Menatep Limited проживающему в Израиле Леониду Невзлину, и визит на Святую Землю Бориса Березовского, который в одном из интервью заявил, что теперь Путину «за ЮКОС и Ходорковского» отомстят.

Вариант второй. Мирный и немирный атом

Говорят, что ухудшение отношений может быть связано и с возводимым Россией иранским атомным реактором в Бушире. Израиль препятствует его постройке, заявляя, что с помощью реактора к 2008 году Тегеран будет обладать атомным оружием. Ну а это является серьёзной угрозой для Тель-Авива. Подобное противоборство, разумеется, не могло не сказаться на дипотношениях.

Вариант третий. Конкуренция торговцев смертью

Причиной могло стать и соперничество на рынке вооружений, ведь в 2004 году Израиль занял на нём третье место, заработав почти $4 миллиарда. Всего на $1,5 миллиарда меньше, чем Россия! При этом Тель-Авив победил в большинстве тендеров на поставку противотанковых ракет, проходивших в Восточной Европе в течение 3 последних лет. Последние сделки с Индией, а также специализация израильтян в «доводке» российской техники вполне могли охладить отношения между странами. При этом недавно еврейское государство продало Китаю беспилотные самолёты «Гарпия», которые используются не только в разведывательных целях, но и как дистанционно управляемые «камикадзе». Мало того, что израильтяне заключили сделку наперекор желанию США, они ещё и взялись за модернизацию этих беспилотников. В России, как и в США, с опаской наблюдают за усилением Китая, и их озабоченность действиями Израиля понятна.

Вариант четвёртый. Нефть - всему голова

Вполне вероятно, что у российско-израильской напряжённости есть и менее романтичная подоплёка. Ведь эти страны никак не могут поделить будущие барыши от транспортировки российской нефти по маршруту Новороссийск - Ашкелон - Эйлат (Tipline) - Бомбей. Нефть эта подлежит поставке индийской компании «Видеш» и уже давно является яблоком раздора. Самым что ни на есть прозаическим.

В 1947 году СССР принял решение поддержать в ООН план раздела Палестины и признал Израиль сразу после его провозглашения. Дипломатические отношения между СССР и Израилем были установлены в мае 1948 г. 10 июня 1967 г. дипотношения были прерваны с началом Шестидневной войны. В 1985 г. между Москвой и Тель-Авивом начались переговоры о восстановлении дипломатических отношений, которые завершились визитом первой израильской делегации в Москву в 1988 г. В 1987 г. были возобновлены контакты по консульской линии, а 8 октября 1991 г. дипотношения были восстановлены в полном объеме. В декабре 1991 г. были открыты российское посольство в Тель-Авиве, израильское посольство в Москве.

Между нашими странами поддерживается активный политический диалог. Важным фактором двусторонних отношений является наличие в Израиле многочисленной (более миллиона человек) общины русскоязычных выходцев из бывшего СССР. Сложилась практика регулярных политических консультаций, осуществляется делегационный обмен на различных уровнях.

Историческое значение имел визит В.В.Путина в апреле 2005 г. – первый визит главы Российского Государства в Государство Израиль. В последнее время российско-израильские саммиты проходят практически ежегодно (сентябрь 2009 г., февраль 2010 г., март 2011 г.) В июне 2012 г. Президент В.В.Путин в рамках двухдневного ближневосточного турне вновь посетил в Израиль, где принял участие в церемонии открытия мемориала в честь победы Красной армии над фашистской Германией в г.Нетанья. В ноябре 2012 г. состоялся визит президента Израиля Ш.Переса в Москву. В июне 2013 г. – встреча В.В.Путина и премьер-министра Б.Нетаньяху.

Между Россией и Израилем действуют следующие межправительственные соглашения: О воздушном сообщении (1993 г.); О торгово-экономическом сотрудничестве (1994 г.); О научно-техническом сотрудничестве (1994 г.), О сотрудничестве в области агропромышленного комплекса (1994 г.); О сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки (1994 г.); О сотрудничестве в области культуры и образования (1994 г.); О сотрудничестве в области туризма (1994 г.); Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (1994 г.); О сотрудничестве в области почтовой и электрической связи (1995 г.); Об учреждении и условиях деятельности культурных центров (1996 г.); О сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (1997 г.); О сотрудничестве в области борьбы с преступностью (1997 г.); О специальных мерах по обеспечению безопасности гражданской авиации (1997 г.); О сроках и порядке выдачи виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов (2002 г.); О сотрудничестве в области морского транспорта (2003 г.); О военно-техническом сотрудничестве в интересах третьих стран (2005 г.); Об отказе от визовых требований при взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Государства Израиль (2008 г.); О сотрудничестве в области промышленных НИОКР (2010 г.).

Заключены также: Межмидовский меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области совершенствования профессиональной и языковой подготовки дипломатических кадров (1998 г.); Меморандум об углублении межмидовского взаимодействия (2004 г.); Меморандум о сотрудничестве Счетной палаты Российской Федерации с ведомством Госконтролера Израиля (2006 г.); Соглашение о сотрудничестве и партнерстве между российской ТПП и Федерацией израильских экономических организаций (2006 г.); Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (2011 г.); Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения (2016); Соглашение об обмене об обмене информацией по линии таможенных служб (2016); Соглашение о взаимодействии в сферах строительства и жилищного хозяйства (2016), Меморандум о сотрудничестве между Генпрокуратурой России и Минюстом Израиля (2017), Меморандум о сотрудничестве между Росархивом и Госархивом Израиля (2017), Протокол о внесении изменений в Соглашение между правительствами России и Израиля о воздушном сообщении (2017).

После кризиса в советско-израильских отношениях в связи со вторжением Израиля на Синайский полуостров и сектор Газа в 1956-1957 гг., следующий существенный кризис в советско-израильских отношениях произошел 5 июня 1967 года, когда началась Шестидневная война. Когда на второй день военных действий стало ясно, что арабские ВВС полностью уничтожены, а положение сухопутных армий Сирии, Египта и Иордании катастрофическое, СССР не был готов к военному вмешательству в конфликт. Однако осуществлялась ожидаемая политическая и пропагандистская активность СССР в пользу арабских стран. Так, 5 июня 1967 г. советское правительство в специальном заявлении осудило «агрессию Израиля» и заявило о своей «решительной поддержке» правительствам и народам арабских стран. СССР также потребовало от Израиля в качестве первой и неотложной меры немедленно прекратить военные действия и отвести войска за линию перемирия. С аналогичным предложением выступил представитель СССР Н.Т. Федоренко на экстренном заседании СБ ООН. Представители США и Великобритании возражали против включения в резолюцию пункта об отводе войск.

Несмотря на то, что 6 июня 1967 г. СБ ООН единогласно принял резолюцию, которая призывала все заинтересованные правительства в качестве первого шага безотлагательно принять все меры для немедленного прекращения огня и военных действий на Ближнем Востоке, израильские войска продолжали наступление. Поэтому 7 июня представитель СССР вновь потребовал созвать СБ ООН, и предложил установить точный срок прекращения военных действий. То есть, в качестве первого шага предлагалось потребовать немедленного прекращения огня и всех военных действий в 20.00 по Гринвичу. Такая резолюция была единогласно принята 7 июня и в тот же день правительство Иордания сообщило, что готово выполнить резолюцию о прекращении огня, а 8 июня правительство Египта информировало генерального секретаря ООН У. Тана о решении согласиться на требование о прекращении огня, при условии, что другая сторона поступит также.

Затем 8 июня советское правительство выступило с новым заявлением, предупреждающим израильское правительство, что если Израиль немедленно не выполнит требование о прекращении огня, содержащиеся в резолюции СБ ООН, то СССР прекращает дальнейшее поддержание дипломатических отношений с ним. 9 июня У. Тан информировал СБ ООН о согласии Египта, Сирии и Иордании на прекращение огня. Однако израильские войска начали воздушные и наземные операции против Сирии. В тот же день СБ ООН в третий раз потребовал, чтобы военные действия были прекращены. Однако, израильские войска продолжали продвигаться по сирийской территории, подвергая Дамаск разрушительной бомбардировке.

Затем 10 июня на заседании СБ ООН представитель СССР призвал принять «срочные и решительные меры» , чтобы остановить агрессора и осудить его по всей строгости международного закона. Представитель США, призывая все стороны прекратить огонь, высказывался против осуждения Израиля. Советское правительство заявило, что если Израиль не прекратит немедленно военные действия, то возможны самые решительные шаги со стороны СССР для «обуздания агрессора» . Однако военных средств у СССР для этого в регионе Средиземноморья не было. Поэтому 10 июня СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем.

Тем не менее, 10 июня израильские войска прекратили огонь на всех фронтах. Руководители Израиля посчитали, что выполнили военно-стратегические задачи. Более того, разрыв дипломатических отношений с СССР и странами Восточной Европы создавал атмосферу неопределенности среди израильского руководства. Разрыв советско-израильских отношений продолжался 24 года, которые были восстановлены в начале 1990-х.

Сложившаяся после арабо-израильской войны 1967 года на Ближнем Востоке тупиковая ситуация в деле урегулирования арабо-израильского конфликта была отчасти связана с отсутствием советско-израильских дипломатических отношений. Тогдашнему советскому руководству не хватило выдержки и самообладания для проведения более сбалансированной политики по отношению к Израилю, верх взяли эмоции и отсутствие навыков дипломатической работы. Более того, советские руководители решили поддерживать только арабскую сторону, что потом весьма негативно скажется как на роли СССР в регионе, так и на его участии в поиске путей решения ближневосточного конфликта. Поэтому неизменно до конца 1980-х гг. Москва считалась только с мнением арабов и игнорировала все то, что исходило от США и Израиля.

Перестройка в СССР существенно облегчила установление дипломатического диалога. Тем не менее, необходимость восстановления дипломатических отношений с Израилем была осознана советским руководством задолго до перестройки. Так, А.А. Громыко еще на конференции в Женеве в октябре 1973 года предложил восстановить советско-израильские дипломатические отношения, в том случае, если произойдет прогресс в урегулировании израильско-арабского конфликта. Такой подход к роли СССР в урегулировании арабо-израильского конфликта продолжался в середине 1980-х гг. И только 24 апреля 1987 г. М.С.Горбачев заявил:

ʻʻВ последнее время много говорят об отношениях между Советским Союзом и Израилем, причем нагромождается масса небылиц. Скажу прямо: нельзя считать нормальным отсутствие этих отношений. Но ведь и разрыв произошел по вине Израиля. Он являлся следствием агрессии против арабских стран. Мы однозначно признаем ― в той же мере, как и за всеми государствами, ― право на мир и безопасное существование. Вместе с тем, как и прежде, Советский Союз категорически против проводимой Тель-Авивом политики силы и аннексий. Должно быть ясно ― сдвиги в отношениях с Израилем мыслимы только в русле процесса ближневосточного урегулирования. Вырвать этот вопрос из такого контекста невозможно. И эта взаимосвязь создана развитием событий, самой израильской политикойʼʼ.

Данное заявление лидера СССР открывало перспективы для нормализации отношений двух государств. По свидетельству газеты «Гаарец», такой видный деятель как Э. Вейцман, «призвал правительство считаться с Советским Союзом в мирном процессе, так как невозможно навечно оставаться в изоляции» . Постепенно начались поиски взаимовыгодных контактов между израильскими и советскими дипломатами и политиками.

В результате политики «перестройки» и «нового политического мышления» процесс нормализации российско-израильских отношений получил своё логическое развитие. В 1988 г. в Москву прибыла израильская консульская группа (до этого многие консульские вопросы урегулировало консульство Нидерландов). В 1988 г. в Москве и Тель-Авиве начали работать консульские группы обоих государств, решавшие нередко и вопросы дипломатических отношений. В Советском Союзе весьма одобрительно оценили такой шаг израильских властей, как выдача в 1988 г. преступников, возвращение захваченного ими самолета и всего имущества и валюты, которую они похитили, намереваясь скрыться в Израиле. Советское правительство было благодарно за материальную помощь и сочувствие, проявленные властями и отдельными гражданами Израиля в связи с разрушительным землетрясением в Армении произошедшим в декабре 1988 г.

С поворотом к политическому реализму в отношениях между двумя странами начались и активные контакты между советскими и израильскими представителями на самых разных уровнях. В феврале 1989 г. во время поездки министра иностранных дел СССР Э.Шеварнадзе по некоторым странам Ближнего Востока в Каире состоялась его встреча с министром иностранных дел Израиля М. Аренсом. После встречи с Э. Шеварнадзе М. Аренс сделал следующее заявление:

ʻʻВ течение 20 лет мы переживали период «засухи» в отношениях Израиля с СССР в связи с тем, что Советский Союз порвал дипломатические отношения. Сегодня мы напоминаем людей, которые встретились после того, как очень долго не общались. Накопилось много вопросов, которые необходимо обсудить. Но всякий раз нам недостает отведенного времени. Мне показалось, мы обо считаем, что должны больше общаться. Один из вопросов, по которому мы договорились ― организация встречи экспертов по Ближнему Востоку для обмена мнениями и аналитическими соображениями. Кроме того, мы решили дополнительно встретится друг с другом. Думаю, в последующие несколько недель вы сможете наблюдать развитие диалога между нашими странами с целью наверстать упущенное за истекшие 20 лет. Я не настолько амбициозен, чтобы полагать, что один-два контакта приведут нас к соглашению. Наши взгляды расходятся по ряду вопросов. Но у нас есть общие цели. Я вижу, что Советский Союз очень заинтересован в мире на Ближнем Востоке. Я со своей стороны сказал господину Шеварднадзе, что никто не заинтересован в мире больше чем Израиль. Мы рады видеть у Советского Союза желание способствовать установлению мира в регионе, и я считаю, что он способен это сделать. Но прежде чем, мы достигнем согласия, необходимо прийти к пониманию друг друга. СССР должен осознать наши чувства, и, конечно же, Советский Союз постарается, чтобы мы поняли, в чем состоят его взгляды. Возможно, в процессе такого обмена наши позиции станут ближе…Советский Союз, вне всякого сомнения, может оказать помощь, убедив те арабские страны, на которые имеет влияние, вступить с нами в прямой контактʼʼ.

Позднее как сенсацию восприняли на Западе встречу специального представителя СССР по Ближнему Востоку Г. Тарасова с помощником заместителя премьер-министра Израиля Н. Новиком. По этому поводу Г. Тарасов заявил корреспондентам «Известий» 27 июля 1989 г.:

ʻʻНикакой сенсации нет. Идет обычная дипломатическая работа, требующая постоянных усилий. Активно участвуя в поисках путей урегулирования ближневосточного конфликта, Советский Союз, естественно, поддерживает регулярные контакты со всеми заинтересованными сторонами. Журналистам пора привыкнуть к этому: ведь такая работа будет продолжаться и дальше. В этом году советский специальный представитель уже побывал в Дамаске, Каире, Аммане. На прошлой неделе я встречался в Тунисе с председателем Исполкома ООП Ясиром Арафатом и другими палестинскими руководителями, это была очень полезная встреча. Разумеется, нельзя обойти вниманием и Израиль, прямого участника конфликта. Помимо диалога на уровне министра иностранных дел, контакты осуществляются и через консульские группы обеих стран, находящиеся соответственно в Москве и Тель-Авиве. Во вторник я принимал руководителя израильской группы А. Левина, а, находясь проездом в Париже, также в порядке поддержания контактов встречался с Н. Новиком. Хочу отметить, что в контактах со всеми заинтересованными сторонами основной целью остается, прежде всего, подготовка и организация международной конференции по Ближнему Востокуʼʼ.

В начале 1990 г. в Москве находился с визитом Э. Вейцман, который в частности заявил корреспонденту «Известий» 8 января:

ʻʻВ нашем сознании Советский Союз всегда занимал исключительное место. Поймите меня правильно, люди моего поколения были воспитаны на русских традициях и культуре. Мой отец родом из Пинска, родители матери вышли из Риги и Полтавы. В каждом из моих родственников есть хотя бы частичка русской крови. Вы много сделали для нас. СССР стоял у истоков рождения Израиля. В наших отношениях были и взлеты и падения, потом произошел разрыв. Сейчас же, как мне кажется, происходит своеобразное возрождение связей с вашей страной, отчасти благодаря эмиграции из Советского Союза. Что касается моего визита, то его цель ― установить нормальные рабочие отношения с Академией Наук и другими научными организациями. Отдельные контакты между учеными наших стран были и раньше, но сейчас мы намерены перевести их на официальный уровень. Думаю, что наши переговоры ― только начало взаимовыгодного процесса расширения сотрудничества в различных областях. А для того чтобы этот процесс развивался быстро и поступательно, необходимо сделать то, что давно уже назрело, на мой взгляд, стало жизненной необходимостью: нужно, наконец, восстановить нормальные дипломатические отношения между СССР и Израилем. Убежден, что это был правильный шаг в интересах обеих странʼʼ.

Данное заявление предполагало начало полноценных дипломатических контактов высокопоставленных должностных лиц и политических деятелей двух стран. С тех пор состоялось много всевозможных поездок должностных лиц двух стран и в Израиль, и в СССР, и не только министров, дипломатов, но и представителей общественности, деловых людей. Были сняты барьеры к эмиграции евреев из СССР в Израиль, что стало свидетельством того, что диалог, а не конфронтация ― главное достижение прогресса в решение любых проблем, в том числе и такой сложности, как ближневосточное урегулирование.

3 января 1991 г. представительства в Москве и Тель-Авиве стали генеральными консульствами. В октябре 1991 г. между Израилем и СССР были установлены дипломатические отношения. Вручение верительных грамот состоялось при том, что до 30 декабря 1991 года посол А. Бовин будет послом Советского Союза, а после - послом России.

Таким образом, нормализация и установление российско-израильских дипломатических отношений способствовали не только дальнейшему развития политического, экономического и культурного сотрудничества двух государств, но и содействовали стабилизации и улучшению региональной безопасности на Ближнем Востоке. Также эти события привели к более активному участию СССР и России в процессе арабо-израильского урегулирования.

Вместе с этим читают:
Российско-израильская торговля
Русские партии Израиля
Росийско-израильское экономическое сотрудничество