Система заинтересованных сторон в организации, и её влияние на стратегию.

Заинтересованнаясторона(interested party): Лицо или группа лиц, заинтересованных в деятельности или успехе организации

Ёе основным свойством можно считать не то, что она отвечает сразу двум стандартам, а то, что она направлена на сбалансированное удовлетворение нужд и потребителей, и общества. В частности, такая система должна содержать механизмы решения конфликтов, когда нужды этих двух заинтересованных сторон противоречат друг другу. Сразу замечу, что не обязательно речь идет о традиционных пяти группах заинтересованных сторон (потребители, поставщики, персонал, владельцы, общество). На самом деле каждая организация должна самостоятельно определить свой перечень заинтересованных сторон, который отражает ее миссию и систему ценностей. Возможным алгоритмом для построения перечня заинтересованных сторон является такой: сперва найти ответ на вопрос „для удовлетворения чьих ожиданий организация была создана, кому должно принести пользу существование организации?” Ответ будет определять перечень целевых заинтересованных сторон организации. На следующем этапе ищут ответ на вопрос: „чьи ожидания организация вынуждена удовлетворять, чтобы обеспечить свое развитие и возможность стабильно удовлетворять целевые заинтересованные стороны?” В этом случае ответ будет определять „ресурсные” заинтересованные стороны. Желательно, чтобы оба вопроса были рассмотрены командой высшего руководства организации, ведь ответ на них существенно влияет на стратегию организации (в том числе – на стратегию развития системы менеджмента и интеграции в нее новых составляющих).

При таком подходе может оказаться, что индивидуальный перечень заинтересованных сторон может существенно отличаться от традиционного перечня из пяти групп. В частности:

· некоторые из традиционных заинтересованных сторон могут делиться в индивидуальном перечне на несколько разных заинтересованных сторон с принципиально различными ожиданиями, которые удобнее рассматривать отдельно (например, для редакции журнала заинтересованная сторона „потребители” может делиться на читателей и рекламодателей; для высшего учебного заведения потребители могут делиться на студентов, родителей студентов и работодателей);



· могут появляться новые заинтересованные стороны, которые объединяют признаки нескольких традиционных заинтересованных сторон (например, дилеры имеют признаки, как потребителей, так и поставщиков; аспиранты в вузе - как сотрудников, так и потребителей);

· могут появляться принципиально новые заинтересованные стороны, которые сложно отнести к любой из традиционных групп (например, франчайзинговые организации, дочерние предприятия, производители сопутствующей продукции и т.п.).

Разработав перечень основных заинтересованных сторон организации, можно для каждой из них определить важнейшие группы ее ожиданий, которые влияют на ее удовлетворенность и на решение относительно продолжения сотрудничества с организацией. В результате, организация получает таблицу, подобную приведенной ниже (еще раз подчеркнем, что такая таблица будет индивидуальной для каждой организации).

Заинтересованная сторона Основные ожидания
Акционеры Стоимость акций
Дивиденды на акцию
Сохранение имущества
Возможность получения информации о деятельности организации
Потребители Качество продукции и услуг
Соблюдение сроков
Цена
Поставщики Объемы и прогнозированность заказов
Цена и порядок расчетов
Развитие партнерских отношений
Персонал Социальная защищенность
Безопасность работы
Возможность личного развития
Интересная работа, возможность привлечения
Психологический климат
Население города, в котором размещено предприятие Уплата налогов
Отсутствие отрицательных влияний на окружающую среду
Благотворительная и социальная деятельность
Открытость, доступность информации

Наличие такой таблицы помогает лучше понять место организации в мире, определить ее стратегию, в частности – определить последовательность шагов по расширению сферы применения документированной системы управления. Что интегрируем: последовательность расширения интегрированной системы управления

21. Критерий выбора инвестора, экономическая прибыль инвестиций

Инвестиции - размещение капитала с целью получения прибыли. Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) - кредит и проценты необходимо возвращать в оговорённые сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции (инвестированный капитал) возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен - инвестиции могут быть утрачены полностью или частично.

Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта

Критерий выбора инвестора
1. Есть ли у инвестора опыт и экспертиза в той сфере и на том рынке, которому адресован ваш стартап?

2. Какие ресурсы есть у инвестора, которые могут быть полезны для развития вашего стартапа, кроме денег? Денег на венчурном рынке сейчас очень много, но мало капитала. Между двумя этими понятиями огромная разница. Уверяю, куда важнее денег для стартапа (особенно на ранних стадиях) экспертиза, связи инвестора и возможность выйти на партнеров и потенциальных заказчиков.

3. Проанализируйте прошлые вложения инвестора: какие из них были в похожей сфере или рынке и как они сейчас развиваются? Истории успеха инвестора?

4. Есть ли у инвестора опыт выходов? Если инвестор смог продать проект стратегу или инвестору рангом выше – возможно, вы сможете пройти тот же путь.

5. Если есть возможность пообщаться с другими компаниями/предпринимателями, которые были проинвестированы этим инвестором, – узнайте, какой уровень поддержки был оказан со стороны инвестора.

6. Согласен ли инвестор войти в совет директоров стартапа? Это определяет уровень поддержки и вовлеченности его в проект.

7. Просчитайте чистую стоимость активов инвестора. Точно определить цифру, скорее всего, у вас не получится, но важно понять, достаточно ли у инвестора средств для вашей поддержки. Например, по западным стандартам у инвестора должно быть ликвидных активов в 7-10 раз выше суммы инвестиций в проект. Так, если вы ищите $50 тыс., то у ангела должно быть ликвидных активов на $500 тыс. – то есть легко можно конвертировать в кэш в краткосрочной перспективе. Это важно, потому что при выборе инвестора вы в идеале выбираете того, кто сделает ваш бизнес сильнее. А если инвестор будет жить в постоянном страхе потерять вложенные деньги, это не всегда может продуктивно сказываться на развитии стартапа. То есть очень важно узнать как можно более достоверно, что инвестор «может себе позволить» инвестиции в ваш проект.

8. Как партнерство с инвестором может сказаться на вашей репутации? Одно дело найти компромисс с целью развития бизнеса, другое отказываться от своих ценностей и принципов из-за денег. По второму пути идти не стоит. Не сбрасывайте со счетов репутационные риски, подумайте: будут ли у вас проблемы с привлечением последующих раундов инвестирования, если вы вступите в сделку с выбранным инвестором?

22. Модель стоимости собственного капитала компании

Под стоимостью капитала понимается доход, который должны принести инвестиции для того, чтобы они себя оправдали с точки зрения инвестора. Стоимость капитала выражается в виде процентной ставки (или доли единицы) от суммы капитала, вложенного в какой-либо бизнес, которую следует заплатить инвестору в течение года за использование его капитала. Инвестором может быть кредитор, собственник (акционер) предприятия или само предприятие. В последнем случае предприятие инвестирует собственный капитал, который образовался за период, предшествующий новым капитальным вложениям и следовательно принадлежит собственникам предприятия. В любом случае за использование капитала надо платить и мерой этого платежа выступает стоимость капитала.

Стоимость собственного капитала - это доходность, которую инвесторы ожидают от инвестиций в собственный капитал фирмы. Модели риска и доходности, требуют безрисковых ставок и премии за риск (модель САРМ) или множества премий (модель АРМ и многофак-ториая модель), подход к определению которых был представлен в преды­дущей главе. Кроме того, эти модели требуют знать меру подверженности фирмы рыночному риску, реализуемую в форме коэффициента бета. Эти входные данные используются для получения оценки ожидаемой доходно­сти от инвестиции в собственный капитал:

Ожидаемая доходность = безрисковая ставка + коэфф. бета (премия за риск).

Эта ожидаемая доходность для инвесторов в собственный капитал включает компенсацию за рыночный риск, свойственный инвестиции, а также сто­имость собственного капитала. В данном разделе основное внимание мы уделим оценке коэффициента бета фирмы. Хотя значительная часть этого обсуждения посвящена модели САРМ, его выводы можно распространить на арбитражную модель оценки и на многофакторпую модель.
(http://bizplan-uz.ru/theory/business_estimation/520/)

Существует множество определений термина «заинтересованная сторона». Общим для всех этих определений является то, что заинтересованная сторона – это лицо или группа лиц, которые заинтересованы в конкретной ситуации и являются ее активными участниками. Заинтересованную сторону можно также считать субъектом в том плане, что она представляет собой лицо или организацию, выполняющую одно или несколько действий в процессе экспорта или импорта.

Стороны, заинтересованные в упрощении процедур торговли

Сфера упрощения процедур торговли характеризуется множественностью заинтересованных сторон на национальном, региональном или международном уровне в лице представителей государственного и частного секторов. Согласно стандартной модели «покупка-перевозка-оплата» в рамках международной торговой сделки участников таких сделок можно сгруппировать по ролям – заказчик, поставщик, посредник или официальный орган. Ниже перечислены основные заинтересованные стороны по группам:

Заказчик Поставщик Посредник Официальный орган
Покупатель
Продавец
Поставщик транспортных услуг Таможня
Импортер Экспортер Экспедитор Экологическая служба
Адресат Адресант Банк Сельскохозяйственная служба
Грузополучатель Грузоотправитель Страховая компания Орган по стандартизации
Плательщик Получатель платежа Таможенный представитель Консульский орган
Брокер Орган здравоохранения
Комиссионер Порт
Совет по интервенциям (ЕС)
Торговая палата

Субъектов также можно сгруппировать в зависимости от их основной деятельности, т.е. функции, выполняемой ими при осуществлении сделки. Получаем следующие группы:

  • Производители, компании розничной и оптовой торговли, активно занимающиеся покупкой и/или продажей товаров.
  • Судоходные и транспортные компании, отвечающие за организацию и физическое перемещение товаров или, в случае экспедиторских и логистических фирм, обеспечивающие их коммерческую перевозку.
  • Другие транспортные посредники, такие как администрации портов и аэропортов, операторы терминалов, стивидорные фирмы и операторы складов, занимающиеся физическим перемещением товаров.
  • Коммерческие банки и страховые компании, используемые субъектами торговли для оплаты товаров, уплаты пошлин и налогов, страхования товаров при их перевозке, страхования транспортных средств и внесения средств в качестве гарантий и залогового обеспечения .
  • Другие посредники, участвующие в выполнении процедур, в т.ч таможенные брокеры и операторы «единых окон», предоставляющие услуги одному или нескольким участникам цепочки поставок, как правило, в форме обработки данных или обеспечения информационного обмена.
  • Правительственные или государственные органы, представленные распорядительными органами, государственными ведомствами или министерствами на государственном и федеральном (региональном) уровнях. Их основная роль/вид деятельности – санкционирование и контроль перемещения товаров через границу, и обеспечение соблюдения национального законодательства.

Роль ассоциаций

Еще одной группой заинтересованных сторон являются отраслевые или торговые ассоциации, представляющие интересы множества членов. Ассоциации могут быть организованы по отраслевому принципу (например, советы грузоперевозчиков) или представлять интересы частного в целом (например, торговая палата, ассоциация нанимателей). Ассоциации могут быть организованы на международном или региональном уровне. Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) и Международная федерация транспортно-экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) являются примерами международных транспортных организаций , в то время как Международная торговая палата представляет собой ассоциацию торговых палат. Обычно такие ассоциации создаются с целью реализации интересов их членов при формировании национальной политики, а также обмена информацией между членами. Торговые и промышленные ассоциации являются важным элементом процесса консультаций, потому что, как правило, отдельные компании/учреждения не имеют возможности следить за консультационными процессами и участвовать в них ввиду дефицита времени и информации. Таким образом, государственные органы принимают участие ассоциаций в качестве заинтересованной стороны в составе органов по упрощению процедур торговли.

Выявление заинтересованных сторон

Различные стороны, заинтересованные в упрощении процедур торговли, так или иначе связаны друг с другом. Обычно они вовлечены в комплекс взаимоотношений и взаимозависимостей, которые определяют их поведение и отношение друг к другу. Анализ заинтересованных сторон позволяет точно определить стороны, заинтересованные в упрощении процедур торговли на национальном уровне, а также дает информацию о том, почему их необходимо вовлечь в процесс и каковы их интересы.

Концепция заинтересованных сторон является одной из самых распространенных в пространстве научно-практического арсенала, связанного с проблемами КСО; она положена в основу «сгейкхолдерской теории фирмы» как самостоятельного направления общего и стратегического менеджмента, оставаясь при этом идеологической базой КСО. История концепции началась с пионерной монографии профессора Школы бизнеса Дардена Вирджинского университета (США) Э. Фри- мана «Стратегическое управление: роль заинтересованных сторон» (1984), а также исследования М. Кларксона - основателя Центра корпоративной социальной деятельности и этики в университете Торонто, посвященных исследованию основных объектов социальной ответственности корпорации, к которым относятся «любые индивидуумы, группы или организации, оказывающие существенное влияние на принимаемые фирмой решения и (или) находящиеся под воздействием этих решений»*.

Согласно Э. Фриману, основными заинтересованными сторонами и потенциальными выгодополучателями от деятельности корпорации являются:

  • - владельцы фирмы;
  • - покупатели ее продукции;
  • - поставщики разного рода ресурсов;
  • - работники фирмы;
  • - местное сообщество;
  • - различные широкие общественные группы;
  • - государство и др.

Соответственно менеджмент фирмы, стремящейся доказать свою социальную ответственность и завоевать (или подтвердить) свою легитимность, должен вести дела так, чтобы интересы стейкхолдеров не только не нарушались, но реализовывались в деятельности корпорации. Сам Э. Фриман рассматривал свою концепцию не столько значимой для теории, сколько важной для практической работы, для более эффективного управления организацией.

Особую значимость концепция заинтересованных сторон (stakeholder concept) приобрела в начале XXI в. после публикации коллективной работы «Развитие учения о заинтересованных сторонах» (2002), в которой указывалось на необходимость перехода к новой эпохе управленческого мышления и управленческих теорий, основанных на идее заинтересованных сторон, г.е. всех субъектов.

Исходя из рациональной логики расстановки управленческих приоритетов с позиции их важности для корпорации все заинтересованные стороны подразделяются на две группы - первичные и вторичные.

При этом у каждой группы есть своп ожидания, которые гак или иначе должны восприниматься компанией и влиять на принятие решений.

К группе первичных заинтересованных сторон отнесены те, без чьего постоянного участия корпорация не сможет существовать. Это акционеры и инвесторы, работники, потребители, поставщики, а также группа публичных заинтересованных сторон - правительства и местные сообщества, создающие инфраструктуру и рынки, издающие законы и постановления, обязательные для исполнения, СМИ.

Вторичные заинтересованные стороны - это различные «группы но интересам», которые не вовлечены в контрактные отношения и иные трансакции с корпорацией и не являются обязательными или первостепенными для ее существования.

Для группы первичных заинтересованных сторон введено особое название - стейкхолдеры 9 . Стейкхолдеры - все группы людей (или различных организаций), чей вклад (работа, капитал, ресурсы, покупательная способность, распространение информации о компании и т.п.) является основой успеха корпорации (рис. 3.4).

Рис. 3.4.

Существуют и иные подходы к классификации заинтересованных лиц, в основе которых лежит не заинтересованность корпорации в стейкхолдере, а, напротив, интерес или желание стейкхолдера влиять на деятельность корпорации. В этом случае стейкхолдер рассматривается как группа (индивидуум), которая может оказать влияние на достижение организацией своих целей или на работу организации в целом.

Например, согласно модели Менделоу (1991) псе заинтересованные лица группируются в зависимости от их интересов и власти. При этом:

  • 1) власть стейкхолдера определяет его способность оказывать влияние на организацию (корпорацию);
  • 2) интерес стейкхолдера выявляется в его желании влиять на организацию;
  • 3) влияние стейкхолдера может быть обусловлено формулой «власть, помноженная на интерес».

Ньюбоулд и Луффман (1989) предложили смешанную группировку, разделяя стейкхолдеров на четыре главные категории:

  • 1) группы влияния, финансирующие предприятие (например, акционеры);
  • 2) менеджеры, которые руководят им;
  • 3) служащие, работающие на предприятии;
  • 4) экономические партнеры. Данная категория включает как покупателей и поставщиков, так и другие экономические субъекты.

Каждая из этих групп имеет различные интересы и властные возможности, что оказывает влияние на уровень поставленных ими задач.

Следуя логике модели корпоративной социальной деятельности, Д. Вуд сформулировала три важнейшие роли заинтересованных сторон (стейкхолдеров) 10 . Стейкхолдеры:

  • 1) являются источником ожиданий, определяющих желательность или нежелательность деятельности фирмы;
  • 2) ощущают результаты корпоративного поведения фирмы, т.е. являются адресатами корпоративных действий и их результатов;
  • 3) оценивают, насколько хорошо фирмы соответствуют их ожиданиям и (или) как поведение фирм воздействует на группы и организации в данной среде.

Своеобразный подход к группировке заинтересованных сторон содержится у И. Фассина, который выделяет следующие три группы.

  • 1. Собственно заинтересованные стороны (stakeholders ), имеющие «реальные позитивные и лояльные интересы в деятельности компании, - это собственники, потребители, работники, местные сообщества. Их отношения с компанией в аспекте «силы» и «влияния» в целом имеют взаимно-равновесный характер.
  • 2. «Защитники интереса» (stakewatchers), которые, не имея собственного интереса в деятельности компании, выступают в защиту реальных заинтересованных сторон - это могут быть профсоюзы, общества потребителей, экологические организации и др. Они обладают определенной силой воздействия на компанию, тогда как она не может оказывать на них серьезного влияния.
  • 3. «Стражи интереса» (stakekeepers ), которые, будучи независимыми регулирующими агентами, не имеют собственного интереса в деятельности компании, но способны серьезно влиять на ее деятельность. Это государство как «совокупный страж», судебные органы, органы сертификации, СМИ и др. Баланс силы и влияния смещен в их сторону.

В итоге, но мнению И. Фассина, корпорация должна нести социальную ответственность только перед реальными заинтересованными сторонами. Таким образом, происходит определенное сужение круга заинтересованных сторон, по это не облегчает компаниям задачу, поскольку отсутствуют однозначные критерии приоритетности как среди реальных стейкхолдеров, так и между представителями других групп.

Основные цели, интересы и ожидания стейкхолдеров иллюстрирует табл. 3.1.

В отношении различных категорий важно выбрать наиболее эффективные методы взаимодействия. При этом следует учитывать, что ожидания, интересы и влияние стейкхолдеров в каждой группе могут быть (и чаще всего бывают) противоположными.

С точки зрения «местонахождения» стейкхолдеров подразделяют на две категории: внешние и внутренние.

К внутренним стейкхолдерам относятся:

  • - собственники;
  • - менеджмент (в том числе совет директоров или правление корпорации);
  • - персонал компании;
  • - профсоюз.

Общим у внутренних стейкхолдеров является чувство корпоративной причастности, что не исключает несовпадения их интересов. Например, желание менеджмента в большей автономии противоположно потребности акционеров в большем контроле; желание персонала больших зарплат идет вразрез с планами менеджмента но сокращению издержек и др. Снять противоречия можно за счет сближения интересов разных групп, например с помощью построения системы мотивации, ориентированной на результат деятельности компании в целом. В этом проявляется искусство и профессионализм менеджмента.

Внешние стейкхолдеры - это:

  • - органы государственной власти;
  • - органы местного самоуправления;
  • - потенциальные инвесторы и акционеры;
  • - заказчики, клиенты;
  • - потребители продукции;
  • - поставщики;
  • - конкуренты;
  • - партнеры;
  • - ассоциации, союзы, саморегулируемые организации;
  • - научные центры, образовательные учреждения;
  • - местное сообщество (включая семьи работников), общественные организации и др.

Корпорации используют два основных метода построения отношений с внешними стейкхолдерами.

Первый метод заключается в установлении партнерских связей. Важной целью этого метода является построение таких отношений, чтобы для стейкхолдера было более выгодно действовать в интересах компании, поскольку в этом случае он достигает и собственных интересов. При этом в отношениях с определенными заинтересованными группами для компании важны краткосрочные взаимодействия, с другими - продолжительные.

Второй метод представляет собой попытку защиты организации от неопределенности посредством использования приемов, предназначенных для стабилизации и прогнозирования воздействий. К ним можно отнести: маркетинговые исследования, создание специальных отделений, контролирующих сферы интересов важных стейкхолдеров (например, соблюдение законов, контроль за экологической безопасностью), усилия по обеспечению согласительных процедур, реклама и связи фирмы с общественностью и др.

Таблица 3.1

Цели, интересы и результаты участников модели КСО

Работники | Бизнес | Власть | Общество в целом

Основные цели

Стремление к достойной жизни

Укрепление

экономического

положения

Устойчивое развитие территории и человека

Основные интересы

Улучшение условий труда. Достойная оплата труда.

Защита жизни, здоровья, имущества. Социальный пакет (медицинское, пенсионное страхование, детские сады, ясли, дома отдыха). Улучшение морального климата в коллективе. Уважение прав личности. Поддержка образования.

Поддержка творческих начинаний

Улучшение имиджа предприятия. Расширение спроса на продукцию. Получение доступа на международные рынки.

Повышение привлекательности на рынке труда. Улучшение условий труда, повышение заинтересованности работников. Управление рисками, возникающими в социальной сфере.

Получение «общественной лицензии»

Получение средств контроля над социальной ситуацией в регионе. Облегчение проверки выполнения работодателям и региона требований трудового законодательства. Стимулирование решения социальных проблем работодателям и. Повышение привлекательности региона на рынке труда; закрепление

Создание новых рабочих мест. Создание социальных объектов(детских садов, школ, больниц, спортивных сооружений). Поддержка образования. Поддержка и проведение культурных и спортивных мероприятий. Снятие социальной напряженности. Благоустройство населенных пунктов.

Снижение вредных воздействий

Окончание

На протяжении последних 20 лет интерес менеджеров к вопросу взаимоотношений с заинтересованными сторонами постоянно усиливается. В связи с этим разрабатываются различные методики изучения влияния заинтересованных групп на компанию, способы управления отношениями со стейкхолдерами с учетом их репутации и возможностей. В связи с этим широкое распространение получило разделение КСО на «внутреннюю» и «внешнюю». Рисунок 3.5 отражает основное содержание, вкладываемое в данные понятия.


Рис. 3.5.

А. Керолл предложил использовать для персонификации роли стейкхолдеров матрицу, построенную с учетом типов (уровней) социальной ответственности (как в пирамиде КСО), которая наглядно иллюстрирует многоуровневую ответственность у каждой заинтересованной стороны, соотнося ее с соответствующими ожиданиями, а также позволяет ранжировать по важности состав стейкхолдеров и выявлять противоречия в их интересах (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Матрица заинтересованных сторон

Заинтересованная Тип социальной ответственности

Концепция заинтересованных сторон, получившая широкое распространение, так же, как и классические теории КСО, развивалась параллельно в нормативном и позитивном направлениях. В рамках нормативного измерения исходные начала концепции, ее философские обоснования соотносятся с сущностью КСО, позволяют классифицировать стейкхолдеров в соответствии с их ролевыми функциями и анализировать вопросы персонификации взаимной ответственности каждой заинтересованной стороны (наглядно видно в матрице).

В свете позитивной науки и развития практических подходов реализации нормативных принципов концепция заинтересованных сторон развивает инструментальные подходы, направленные на выяснение того, что необходимо сделать для получения желаемого результата. Это в свою очередь выводит исследователей и практиков на институциональный уровень разработок. В частности, в статье Т. Джонсона «Инструментальная теория заинтересованных сторон: синтез этики и экономики» (1995) обосновано положение о том, что определенные типы этичного поведения приводят к конкурентным преимуществам фирмы. Позитивный подход вводит в систему инструментария КСО такие организационно-правовые действия, как заключение контрактов, проблемы агентских отношений, трансакционных издержек, управленческого оппортунизма, затрудняющего отношения с конкретными заинтересованными сторонами, и др. В этом же ряду располагаются обобщенные модели «стратегического менеджмента заинтересованных сторон», являющегося средством достижения финансовых и иных целей корпорации, и «внутренних обязательств перед заинтересованными сторонами», лежащих в сфере морально-этических принципов.

Как альтернативную рассмотренным инструментальным концепциям заинтересованных сторон следует назвать «модель спроса и предложения КСО» (А. Маквильямс, Д. Зигель), основанную на трактовке КСО как «формы инвестиций» с соответствующими ожидаемыми «результатами». По мнению авторов, существуют два основных источника спроса на КСО - это требования потребителей продукции компании и требования со стороны других заинтересованных сторон (инвесторов, работников, местных сообществ). Приобретая определенные выгоды и удовлетворение своих ожиданий от гарантированного высокого качества результатов деятельности социально ответственных компаний (произведенных товаров, услуг), заинтересованные стороны мотивируют приобщение корпораций к КСО.

Повышение роли государственного регулирования экономики, характерное для современной действительности, усиливает заинтересованность государства, выступающего в роли первичного стейкхолдера, в повышении надежности и легитимности бизнеса. Для корпораций повышение легитимности также важно, потому что э го облегчает доступ к различным ресурсам, возможность эффективно функционировать, не становясь объектом жесткого регулирования. Урегулированный в правовом отношении статус компании, ее государственная регистрация и общественно значимая деятельность, подтвержденная отчетностью, соблюдение норм гражданского, трудового, налогового и иного законодательства являются условиями ее легитимации и признания в различных структурах ее социальной ответственности.

Между легитимностью фирмы и ее социальной ответственностью существует тесная связь: чтобы быть легитимной, фирма должна постоянно демонстрировать различные формы своей восприимчивости и отзывчивости на требования внешней среды, заботу о своих работниках, об экологичности производства, о высоком качестве выпускаемой продукции и т.д." Признанная легитимность фирмы важна для всех стейкхолдеров, так как она выступает определенной гарантией ее надежности.

Естественное желание стейкхолдеров выстраивать отношения с надежными легитимными компаниями является основанием для выработки подходов, позволяющих в определенной мере использовать элементы унификации требований к ним при заключении партнерских соглашений. На определенном этапе развития теории и лучшей практики организации взаимодействия заинтересованных сторон появилась потребность и целесообразность использования инструментов стандартизации 12 в вопросах, связанных с идентификацией компаний на предмет приверженности принципам КСО. Иными словами, стали разрабатываться международные и национальные стандарты, регулирующие корпоративную деятельность компаний.

Одним из первых в 1997 г. был разработан стандарт SA 8000 «Социальная ответственность», который определяет заинтересованную сторону как индивидуальное лицо или группу лиц, имеющих отношение или испытывающих на себе влияние социальной деятельности компании: работники, потребители и инвесторы.

Принципиальное значение имеет создание международного стандарта серии ISO 26000 «Социальная ответственность», который в конце 2010 г. преобразован в стандарт ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности». Он отражает широкий спектр вопросов относительно содержания и определения границ социальной ответственности любых организаций (включая бизнес), принципов, следование которым предполагается этим понятием, круга тем, которые определяют основные направления деятельности в данной области (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Развитие концепции заинтересованных сторон

Источник

Вклад в развитие терминологии

Э. Фриман

Одно из первых определений понятия «заинтересованная сторона» (стейкхолдер)

SA 8000 «Социальная ответствен ность»

Определение термина «заинтересованная сторона», акцент на группы работников, потребителей и инвесторов, предъявление требований к социальной ответственности перед заинтересованными сторонами

ГОСТ Р 51897- 2002

«Менеджмент риска. Термины и определения»

Выделение термина «причастная сторона» и «заинтересованная сторона» (последний термин идентичен термину МС ИСО 9000:2005)

ДА 100 SES «Стандарт взаимодействия с заинтересованными сторонами»

Определение термина «заинтересованная сторона», предъявление требований и выделение этапов взаимодействия с заинтересованными группами, определение уровней взаимодействия с заинтересованными сторонами

МС ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности »

Определение роли заинтересованных сторон в социальной ответственности, выделение в социальной ответственности принципа заинтересованной стороны, осознание необходимости вовлечения заинтересованных сторон, акцентирование внимания на взаимосвязи между организацией, обществом и заинтересованной стороной

В соответствии с данным стандартом «социальная ответственность» (social responsibility) трактуется как ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества, учитывает ожидания заинтересованных сторон, соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения, к тому же интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях 1 *.

В разделе б «Руководство но основным аспектам социальной ответственности» стандарта рассматриваются основные гемы социальной ответственности, каждая из которых включает ряд проблем. Это позволяет любой организации определить свои основные приоритеты ее воздействия на общество и возможные действия для принятия мер с целью устранения проблем и реализации выбранной социальной ответственности.

Понятия, связанные с действиями заинтересованных сторон, вошли в российский государственный стандарт ГОСТ Р 51897-2002 «Менеджмент риска. Термины и определения», в соответствии с которым рекомендуется в рассматриваемом контексте использовать термин «причастная сторона», определяя ее как любого индивидуума, группу или организацию, которые могут воздействовать на риски организации и сами подвергаться воздействию рисков. Согласно данному ГОСТ, причастная сторона включает в себя заинтересованную сторону, но но своему содержанию она имеет более широкое значение.

В разработанном Институтом социальной и этической отчетности (AccountAbility) стандарте АА 100 SES выделены три ступени взаимодействия с заинтересованными сторонами:

  • 1) взаимодействие с целью снижения остроты проблемы, происходящее в результате давления и имеющее локальный эффект;
  • 2) систематическое взаимодействие с целью управления риском и лучшего понимания заинтересованных сторон;
  • 3) комплексное стратегическое взаимодействие с целью обеспечения устойчивой конкурентоспособности.

При этом каждая ступень отражает определенные цели взаимодействия с заинтересованными группами.

Концепция международных стандартов исходит из того, что основой КСО является идентификация заинтересованных сторон и тесное взаимодействие с ними. В целях принятия адекватных решений организация изначально должна выявить основных стейкхолдеров и выработать индивидуальные алгоритмы взаимодействия с ними. В го же время заинтересованные стороны могут и должны помочь организации корректно определить формы совместного решения наиболее существенных проблем. При выборе приоритетов своей социальной политики организация вправе также остановиться на направлениях деятельности, не указанных заинтересованными сторонами, с которыми она консультировалась.

Выработанные мировым сообществом принципы и лучшие практики КСО, элементы которых заложены в международных стандартах, могут служить основой социальных программ конкретных компаний. Но деятельность социально ответственного бизнеса не заменяет обязанностей государства но исполнению установленных Конституцией обязанностей по проведению государственной социальной политики, нацеленной на повышение качества жизни населения.

Выход в свет работы Роберта Эдварда Фримана «Стратегический менеджмент: концепция заинтересованных сторон» (1984) обозначил преобразование концепции заинтересованных сторон в новое самостоятельное теоретическое направление в менеджменте - теорию заинтересованных сторон, формирующее и объясняющее стратегию развития фирмы с точки зрения учета интересов стейкхолдеров. Идея Э. Фримана состоит в представлении сущности фирмы, ее внешнего и внутреннего окружения как набора заинтересованных в ее деятельности сторон, интересы и требования которых менеджеры фирмы должны принимать во внимание и удовлетворять и.

В соответствии с требованиями теории стейкхолдеров современные компании воспринимают их не как элемент внешней среды, а почти как своих коллег. Проводятся совместные заседания с покупателями, поставщиков включают в группы совместного планирования, с конкурентами создаются временные союзы. Особенно тесное взаимодействие компаний с различными группами заинтересованных сторон связано с подготовкой нефинансовой отчетности (социального отчета) компании.

В настоящее время достаточно подробно описан и хорошо зарекомендовал себя на практике инструментарий анализа и идентификации внешнего окружения компании, включающий такие элементы, как карта заинтересованных сторон, таблица интересов стейкхолдеров и матрица «поддержка х сила влияния», интегральная мера оценки окружения бизнеса . В ходе своей деятельности консультации и диалоги с заинтересованными сторонами регулярно проводят крупные российские и иностранные компании, работающие в России, такие как РАО «ЕЭС России», ОАО «ГМК „Норильский никель"», ОАО «РЖД» и др.

Теория стейкхолдеров, как считает Э. Фримаи, «заключает в себе универсальный подход к ведению бизнеса в целом, рассматривая его как часть объединенного моралью мира... Национальные и культурные особенности стран, безусловно, имеют значение, но мне еще не встречалась компания, у которой бы не было покупателей, поставщиков и работников и которая не имела бы отношений с местным сообществом. Думаю, что с позиции создания ценности компании всего мира очень похожи» 16 .

Таким образом, стейкхолдерский подход к началу XXI в. получил свое системное оформление в теоретических разработках, методических материалах и стандартах и стал рассматриваться как составная часть стратегического менеджмента и сфера практической деятельности, нацеленная на формирование и поддержание устойчивых конкурентных преимуществ организации, что достигается активным взаимодействием с многочисленными заинтересованными группами. Это обеспечивает компаниям долгосрочную конкурентоспособность и высокий уровень.

Заинтересованная сторона - это любой человек либо группа людей, которые могут повлиять на успех или провал стратегии как до, так и во время, а также после его завершения. Заинтересованные стороны подразделяются на внешних и внутренних, включая тех, которые будут осуществлять в стратегию определенные вложения, такие как необходимые продукты и услуги, финансирование, утверждение решений, другие ресурсы.

1. Предприниматели и акционеры, инвесторы;

2. Банки и кредиторы;

3. Партнеры и поставщики;

4. Покупатели, клиенты и потенциальные клиенты;

5. Менеджмент;

6. Сотрудники, трудовые советы и профсоюзы;

7. Конкуренты;

8. Правительство (локальное, региональное, национальное, международное) и регуляторы;

9. Профессиональные объединения, торговые группы;

10. Средства массовой информации;

11. Неправительственные организации;

12. Общественные, социальные, политические, религиозные группы интересов, сообщества, относящиеся к охране окружающей среды.

Дополнительные заинтересованные стороны и группы могут зависеть от конкретных обстоятельств. Некоторые заинтересованные стороны могут иметь четкую официальную организацию, другие нет.

Для проведения анализа студенту следует выполнить следующую работу:

1. Создать перечень всех заинтересованных сторон;

2. Проанализировать интересы заинтересованных сторон;

3. Проанализировать потенциальные конфликты интересов с или между заинтересованными сторонами;

4. Охарактеризовать механизм участия заинтересованных сторон в реализации стратегии;

5. Разработать экономическую схему взаимодействия заинтересованных сторон и объекта курсового проектирования.

Характеристику механизма участия можно представить в табличной форме, макет которой представлен в таблице 8.

Таблица 8. Характеристика участия заинтересованных сторон

Заинтересованная сторона Потребности Адекватный механизм участия

Экономическая схема взаимодействия заинтересованных сторон состоит их графика и пояснений. Этапы построения схемы включают:

1. Формулирование конечного элемента

2. Построение входящих в конечный элемент связей и элементов, которые эти связи создают

3. Построение входящих в них связи с создающими эти связи элементами

5. Когда ни одной новой реальной связи в создаваемой структурной схеме уже невозможно создать, необходимо найти те элементы полученной структурной схемы, на которые влияет интересующие факторы окружающей среды (отмечаются пунктирными линиями).

6. Установление знаков связей и количественных значений.

7. Упрощение.

Основные критерии построения экономической схемы взаимодействия заинтересованных сторон:

1. Все элементы структурной схемы должны быть одного системного уровня.

2. В структурной схеме не может быть «тупиковых» элементов, то есть элементов, не имеющих ни одной исходящей связи. Наличие их характеризует недостаточность анализа связей. Если связи незначительны – необходимо изъять.

3. В структурной схеме не может быть элементов, не имеющих ни одной входящей связи.

4. При установлении связей между двумя элементами следует избегать опускать в этой связи промежуточные элементы.

5. Каждый элемент системы желательно иметь однородным и не включающим в себя составляющие, имеющие различия в связях.

6. Сформировав структурную схему, необходимо проверить, нет ли в ней связей, дублирующих друг друга.

В качестве заключения студенту необходимо выделить наиболее важные заинтересованные стороны, влияющие на реализацию стратегии, сделать вывод о наиболее вероятных и затратных конфликтных ситуациях и возможных мерах защиты стратегии.

В таблице 9 приведен пример анализа заинтересованных сторон.

Таблица 9 - Анализ заинтересованных сторон

Заинтересованная сторона Потребности Адекватный механизм участия
Собственник - самореализация - извлечение прибыли; - стабильность предприятия. - направление нераспределенной прибыли на развитие; - создание профессиональной команды топ - менеджеров.
Покупатели, потенциальные клиенты - низкая цена продукции; - хорошее качество продукции; - хорошее компетентное обслуживание, - гарантийное обслуживание. - осуществление покупок; - направление жалоб, рекламаций; - участие в оценке продавцов.
Партнеры, поставщики - долгосрочное сотрудничество; - своевременная оплата своих услуг, отпущенных товаров; - реализация их продукции; - акцепт оферты; - свои антикризисные программы;
Работники - обеспеченный социальный пакет; - получение дополнительных премий; - моральное удовлетворение; - хорошие условия труда; - гарантия рабочего места; - рост заработной платы - выполнение своих должностных обязанностей, проявление инициативы - повышение своего профессионализма; - соблюдение дисциплинарных требований; - участие в программе бережливого использования электроэнергии.
Конкуренты - привлечение наших покупателей; - «прицел» на наших поставщиков - выгодные предложение, грамотные маркетинговые ходы, акции и т.д.; - направление оферт с более выгодными условиями
Банки и кредитные организации - надежность заемщика; - получение процента за кредит, своевременное погашение основного долга. - предоставление кредита на развитие;
Органы налогообложения - своевременное погашение налогов - предоставление налогового кредита или отсрочки.

Анализ эффектов проекта

Эффекты деятельности является многоаспектными. Условно их разделить можно на экономический, научно – технический, социальный и экологический. Эти эффекты разнокачественные, но взаимосвязанные. Они характеризуют результат деятельности раздельно или совместно, но всегда только по присущим им критериям и показателям. В курсовой работе следует перечислить эффекты в виде количественных или качественных параметров, разделив на группы и дать оценку положительного или отрицательного влияния ваших рекомендаций по совершенствованию деятельности на общественное развитие.

8. Производственный план (план мероприятий)

План производства (план мероприятий) представляет собой заранее намеченный порядок осуществления какой- либо программы, выполнения работы, проведения мероприятий. Главная задача - убедить потенциальных партнеров, что фирма будет в состоянии производить необходимое количество товаров или услуг требуемого качества в нужные сроки. Разработчик должен показать, что он действительно в состоянии организовать эффективное производство. Планирование производства включает систему расчетов по обоснованию объемов производства, номенклатуры, ассортимента и качества продукции (услуг). Планируемый период должен быть не меньше того времени, в течение которого будет не только достигнута критическая программа выпуска продукции, но и существенно перекрыта. В качестве исходных данных при составлении плана производства приводятся перечень основных фондов, расчет амортизационных отчислений, расшифровка материальных затрат. В этом разделе следует рассмотреть уровень безубыточности, для которого необходимо построить прогноз продаж в разделе финансовый план. План производствам - это основа составления прогноза продаж по периодам (годам, месяцам и т.д.). Размерность расчетной таблицы производственного плана в дальнейшем должна быть копирована в финансовый план и баланс, инвестиционный план.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

1. Постановка задачи

При реализации любого проекта в организации существует круг людей или групп (сторон), которые заинтересованы в его выполнении и результатах, а также круг лиц, которые в этом не заинтересованы (или слабо заинтересованы). Поддержка заинтересованных лиц чрезвычайно важна для успешной реализации любого проекта, важно и вовлечение незаинтересованных (слабо заинтересованных) лиц. Можно сказать, что ключевой задачей менеджера (руководителя) проекта является выявление заинтересованных сторон и вовлечение незаинтересованных. Как правило, не сразу становится понятным, кто входит в состав заинтересованной стороны и каковы их интересы.

Практическим опытом решения данной задачи занялось руководство организации "Кровля+", которая производит и реализует кровельные покрытия. Было принято решение о монтаже новой производственной линии. Внедрение новой технологии позволяло получить существенное конкурентное преимущество по качеству продукции и простоте ее монтажа. Также это позволило бы снизить численность неквалифицированного персонала.

2. Решение поставленой задачи

Сначала руководителю проекта необходимо определить круг заинтересованных и незаинтересованных сторон проекта, а также понять причины этого разделения, чтобы лучше управлять их интересами. В качестве возможного способа решения данной проблемы был применен анализ заинтересованных сторон для прогнозирования руководителем потенциальных сторонников и "проводников" проекта. Первый шаг – составление "карты заинтересованных сторон". Она представляет собой схему, показывающую, каким основным заинтересованным сторонам (ЗС) необходимо уделить внимание (рис. 33.1).

Для выявления интересов ЗС использовалась табл. 33.1, где приведены основные вопросы, на которые руководитель проекта должен ответить и понять, является ли анализируемая ЗС "проводником",

Рис. 33.1.

помощником или, наоборот, противником проекта. Руководителю проекта стало понятно, как лучше всего управлять заинтересованными сторонами.

Результаты проведенного анализа оказались неожиданными прежде всего для самого руководителя проекта. Однако сформированные в столбце 6 предложения отвечают на самый важный в данной ситуации вопрос: как можно заручиться поддержкой ЗС? Далее для наглядности сформируем новую карту ЗС с учетом их отношения к проекту (рис. 33.2).

При взгляде на построенную модель понятно, что при таком старте проект обречен на провал. Ведь основные и наиболее сильные игроки против начала реализации данного проекта.

Поэтому задача руководителя проекта на данном этапе свелась к тому, чтобы путем переговоров, убеждений и т.д. перевести данных работников хотя бы в категорию нейтральных. И это удалось сделать заручившись их поддержкой в соответствии с табл. 33.1 (столбец 6).

Удалось убедить генерального директора согласиться на выплату компенсаций при сокращении и начальник отдела управления персоналом стал приверженцем проекта, а начальник юридического отдела от резко негативной позиции перешел к нейтральной. Также удалось

Таблица 33.1

Выявление интересов ЗС

Наименование ЗС

Каковы приоритеты, цели и интересы?

Какой тип поведения ожидается в связи с реализацией проекта?

Каково наиболее вероятное отношение к проекту?

Как можно заручиться поддержкой?

Генеральный директор

Заинтересован в реализации проекта, это позволит повысить стоимость компании

Поддерживающее

Позитивное

Директор по финансам

Заинтересован в реализации проекта, так как это позволит повысить экономическую эффективность организации

Поддерживающее

Позитивное

Начальник финансового отдела

Не заинтересован, так как реализация данного проекта добавит ему работы по получению кредита. Кроме того, увеличение кредитного портфеля затруднит в дальнейшем выполнение поставленных финансовых показателей

Противодействующее

Скорее негативное

Добиться выделения дополнительной штатной единицы специалиста по работе с банками

Главный инженер и служба главного инженера

Скрыто не заинтересован. Реализация проекта добавит ему и его службе работы, в том числе в ночное время и выходные без дополнительного материального вознаграждения

Скрыто противодействующее

Негативное

Добиться оплаты сверхурочной работы

Директор по производству и отдел главного технолога

Скрыто не заинтересован. Реализация проекта добавит ему сложностей с выполнением производственной программы, пока новое оборудование не отлажено. Также возрастет сверхурочная работа

Скрыто противодействующее

Негативное

Добиться оплаты сверхурочной работы. Провести монтаж и наладку в минимальные сроки

Директор по персоналу

Заинтересован в реализации проекта. Монтаж новой линии потребует поиска нового квалифицированного персонала, а это возможность хорошо себя показать. С другой стороны, после запуска новой линии снизится количество неквалифицированных рабочих, с которыми всегда были проблемы из-за прогулов и текучести

Помогающее

Позитивное

Начальник отдела управления персоналом

Не заинтересован. Это связано с тем, что при запуске новой линии придется уволить значительную часть неквалифицированных рабочих.

Противодействующее

Скорее негативное

Начальник управления монтажа готового покрытия

Не заинтересован. Новое кровельное покрытие позволяет существенно сократить сроки монтажа, в связи с этим требуется принципиально другая организация работы внутри данного подразделения. Потребуется изменить состав специалистов

Противодействующее

Скорее негативное

Добиться активной помощи в поиске необходимых специалистов со стороны отдела управления персоналом

Начальник цеха производства кровельных покрытий

Нейтральная позиция. Руководитель данного подразделения человек молодой и ему хочется себя показать, участвовать в чем-то значимом для компании. С другой стороны, у него мало опыта

Нейтральное

Скорее негативное

Добиться обучения начальника цеха особенностям новой технологии

Директор по продажам

Заинтересован, так как это должно привести к росту продаж

Помогающее

Позитивное

Начальник отдела продаж

Нейтральная позиция, так как изменение в линейке продукции потребует изменений в организации системы продаж

Нейтральное

Скорее негативное

Добиться выделения премиального фонда для отдела продаж

Директор по маркетингу и начальник отдела маркетинга

Исключительно заинтересован. Компания теряет долю рынка из-за появления сильного федерального конкурента. Начало производства принципиального нового кровельного покрытия позволит приобрести дополнительное конкурентное преимущество и вернуть потерянную долю рынка

Содействующее

Позитивное

Директор по качеству

Заинтересован, так как, по его мнению, это позволит существенно снизить количество жалоб клиентов и повысить качество покрытия и его монтажа

Содействующее

Позитивное

Начальник отдела качества

Нейтральное, так как считает, что в период пуско-наладочных работ новой линии будет существенное количество брака и осуществить контроль существующим штатом он будет нс в силах

Нейтральное

Скорее негативное

Добиться выделения временных штатных единиц контролеров ОТК

Начальник юридического отдела

Не заинтересован, так как опасается, что сокращение персонала по их "собственному" желанию приведет к увеличению судебных исков к компании

Противодействующее

Скорее негативное

Добиться выделения средств на выплату пособий по сокращению

Начальник склада готовой продукции

Не заинтересован, так как потребуется увеличить скорость отгрузки готовых покрытий. Это, в свою очередь, потребует увеличения численности

Противодействующее

Скорее негативное

Добиться пересмотра штатного расписания склада

Рис. 33.2.

добиться обещания выделить премиальный фонд после удачного запуска новой линии. За счет этого негативное отношение технических специалистов удалось перевести в нейтральное состояние, а службу главного технолога за счет перспектив постановки новых интересных задач – в состояние "проводника" проекта. К сожалению, по остальным позициям руководителю проекта ничего сделать не получилось. В итоге расстановка сил перед стартом проекта выглядела следующим образом (рис. 33.3).

Вот так на практике за счет использования нехитрой модели удалось эффективно организовать успешное начало реализации проекта.

Как уже говорилось, у любой организации достаточно много заинтересованных сторон (ЗС) с широким набором требований и ин-

Рис. 33.3.

тересов. Часто эти требования и интересы противоречат друг другу. Бывает очень сложно учесть даже часть из них. Однако учет требований ЗС и управление ими – процесс необходимый. Под управлением ЗС предлагается понимать следующий процесс:

  • – выявление ЗС;
  • – определение приоритетов целей и интересов ЗС; выявление типа поведения, который ожидается от ЗС в связи с реализацией стратегии;
  • – определение, каково наиболее вероятное отношение к реализуемой стратегии;
  • – определение способов, как можно заручиться поддержкой ЗС (или нейтрализовать их влияние).

Практический опыт говорит, что полное игнорирование требований ЗС в большинстве случаев приводит к крайне негативным последствиям.

Однако следует отметить, что влияние различных ЗС несхоже, поэтому в разной степени должны быть учтены и их требования. Есть группа ЗС, интересы которых необходимо учитывать в первую очередь (например акционеры, собственник компании, надзорные органы и пр.). Неучет их интересов, скорее всего, повлечет за собой достаточно быстрые санкции – штрафы, закрытие организации, изменения в высшем руководстве и т.д.

Интересы другой группы ЗС должны быть обязательно учтены, но не обязательно "сею секунду". Например, администрация города может достаточно долго высказывать пожелания насчет увеличения средней заработной платы на предприятии и другие требования. При этом первостепенное невыполнение их требований вряд ли повлечет за собой негативные последствия.

Также можно выделить и группу ЗС, интересы которых можно учитывать в последнюю очередь, и это не вызовет каких-либо значимых для организации последствий. Например, требования низкоквалифицированного персонала, которого легко заменить, о повышении заработной платы.

Можно согласиться с данным утверждением в той части, что данная работа сложная, но реализовывать ее на практике необходимо.

Практическую оценку данного утверждения проведем па основе деятельности Зеленодольского филиала ЧОУ ВПО "Институт экономики, управления и права" (г. Казань) (далее ЗФИУЭП) при рассмотрении с позиции директора данного филиала.

Для начала определим ключевые заинтересованные стороны, используя "Схему заинтересованных сторон" (рис. 33.4). На данной схеме были выделены только основные ЗС, которые оказывают наиболее существенное влияние на деятельность института.

Следует отмстить, что были выделены только основные группы ЗС, влияние которых может оказать влияние на стратегическое развитие. Специально в рамках групп были выделены различные ЗС в соответствии с их различными интересами. Так, в рамках "Поставщиков" были выделены школы, ссузы, вузы и отдельно работодатели. Это связано с тем, что интересы, в целом совпадающие, тем не менее, будут отличаться в деталях. Так, например, школы как наши "поставщики" хотят от нас в качестве "оплаты услуг" организацию на их базе различных мероприятий для школьников. И неучет их интересов повлечет за собой то, что они перестанут направлять на наши профориентационные мероприятия своих учеников, перестанут рекомендовать им наш вуз. Это негативным образом отразится на наших наборах студентов и комплектовании групп. В то же время работодатели как наши "поставщики" студентов хотят от нас предоставления скидок на обучение для своих руководителей, а также гибкого графика обучения, позволяющего минимизировать отрыв сотрудника от рабочего процесса. Неучет данных интересов повлечет за собой то, что сотрудники организаций могут быть направлены на обучение в другие вузы. И это приведет к снижению наших продаж. Таким образом, в целом совпадающий интерес ЗС группы "Поставщики", заключающийся в направлении на обучение, различается в определенных деталях.

Рис. 33.4.

Следующая группа "Сотрудники филиала" также включает в себя несколько подгрупп. Преподавательский состав, который заинтересован в своевременной выплате достойного материального вознаграждения, предоставлении нематериальных льгот, социальных гарантий, "уверенности в завтрашнем дне", а также возможностей для карьерного и (или) профессионального развития. В целом можно сказать, что основные интересы административного и обслуживающего персонала такие же. Однако последствия от игнорирования их требований будут различными. Неучет интересов преподавателей повлечет за собой потерю ключевого конкурентного преимущества института – квалифицированного преподавательского состава. Неучет интересов административного персонала грозит меньшими последствиями. Тут проще найти замену из числа тех же преподавателей или просто на рынке труда. И еще проще заменить обслуживающий персонал.

Группа ЗС "Потребители" заинтересована в получении актуальных, практических знаний, востребованных на рынке труда. Студенты-очники хотят "интересно жить и проводить время в стенах института", заочники – иметь гибкий график учебного процесса. Неучет данных требований приведет к снижению наших наборов с негативными дальнейшими последствиями. Группа ЗС "Плательщики" выделена с целью показать, что, например, родителей студентов, которые оплачивают обучение своих детей, беспокоит не только качество образования, но и качество воспитательной работы с их детьми. Неучет этих требований также приведет к снижению наших продаж.

Группа ЗС "Ректор и ректорат" – интерес заключается в том, чтобы филиал устойчиво работал, а также развивался: чтобы постоянно увеличивалось количество студентов, преподавателей с учеными степенями и количество научных трудов. Неучет данных требований грозит отстранением от работы руководства филиала.

Группа ЗС "". Данная группа заинтересована в том, чтобы обеспечивалось выполнение учебного процесса, достижение показателя рентабельности по филиалу, выполнение законодательных требований и пр. Неучет данных требований может грозить различными санкциями, например депремированием всего персонала.

Группа ЗС "Конкуренты" в целом не заинтересована в нашем существовании. Однако независимо от их желаний мы все-таки существуем на рынке образовательных услуг города, и постольку поскольку мы все равно есть, то им интересно сотрудничество с нами в части проведения совместных научных и общественных мероприятий, требующих определенных ресурсов. Данный интерес взаимен, поэтому мы всегда его учитываем.

Группа ЗС "Отдел Военного комиссариата" выделена в отдельную группу в связи с тем, что предъявляет достаточно существенные требования по организации военно-патриотического воспитания в институте и, главное, по организации и сопровождению призывной комиссии в стенах института. Неучет требований данной ЗС влечет за собой негативные отклики с уровня правительства Республики Та

тарстан. Дело в том, что вузы в части призывной комиссии курирует Первый заместитель Премьер-министра Республики Татарстан.

Группа ЗС "Администрация города и района" заинтересована в том, чтобы институт, используя свои ресурсы, организовывал и участвовал в городских мероприятиях. Также в том, чтобы вуз готовил больше востребованных на градообразующих заводах технических специалистов, прежде всего рабочих, а не экономистов, юристов и психологов. Неучет данных требований в краткосрочной перспективе нам практически ничем не грозит, однако в стратегическом плане, если мы хотим получить существенную поддержку администрации, необходимо двигаться в сторону изменения перечня предоставляемых образовательных программ.

Группа ЗС "Надзорные органы: пожарный надзор, Рособрнадзор, налоговая инспекция" заинтересованы в том, чтобы в филиале выполнялись законодательные требования. Неучет их интересов вызовет негативные последствия для филиала вплоть до его закрытия.

Согласно классификации Линча можно выделенные ЗС классифицировать следующим образом (табл. 33.2).

Таблица 33.2

В целом такая классификация ЗС дает нам понимание, с какими ЗС необходимо работать в процессе реализации стратегии, а мнение каких необходимо учитывать при формировании будущего стратегического развития.

Например, при разработке стратегии развития необходимо учитывать:

  • – ожидания администрации города открытия специальностей, связанных с подготовкой рабочих (а не экономистов и юристов);
  • – потребителей и плательщиков, ожидающих высокое качество образовательного процесса и высокой практикоориентированности курсов;
  • – ожидания надзорных органов, заключающиеся в соблюдении законодательных требований;
  • – ожидания отдела Военного комиссариата, связанные с организацией военно-патриотического воспитания и призывной комиссии в стенах института;
  • – ожидания "поставщиков" (школ), связанные с высоким качеством проводимых студентами в школах профориентационных мероприятий и пр.

В процессе реализации стратегии приходится учитывать требования сотрудников филиала и служб головного вуза.

В то же время ожидания ректора и ректора приходится учитывать и при разработке стратегии (например ориентированность ректора на увеличение численности студентов), и при ее реализации (в процессе выделения ресурсов).

Согласно классификации ЗС, предложенной Аргенти , можно выделенные ЗС классифицировать следующим образом (табл. 33.3).

Таблица 33.3

Данная классификация позволяет нам понять, с какими ЗС необходимо работать в первую очередь, а с какими во вторую. Другими словами, при возникновении спорных ситуаций необходимо удовлетворять требования сначала первичных ЗС, а потом вторичных.

Выявим основные требования ЗС (табл. 33.4).

Таблица 33.4

Основные требования

Ректор и ректорат

Увеличение численности студентов и повышение экономической эффективности филиала

Службы и подразделения головного вуза

Выполнение корпоративных требований

Сотрудники филиала

"Уверенность в завтрашнем дне", высокий уровень оплаты труда, нематериальные льготы, возможность развития

Плательщики

Родители – заинтересованы в том, чтобы ребенок был "под присмотром", воспитывался, а также получал актуальные знания, которые позволят в будущем хорошо трудоустроиться. Работодатели – заинтересованы в том, чтобы сотрудник с минимальным отрывом от производства получил актуальные знания, применимые в направляющей организации.

Заинтересованы в предоставлении обратной связи от института в процессе обучения.

Потребители

Студенты – заинтересованы в том, чтобы интересно провести время, получить актуальные знания, которые помогут трудоустроиться в будущем

"Поставщики"

Заинтересованы в том, чтобы выпускники школ поступили в вузы (это говорит о качестве подготовки в школах). Также заинтересованы в проведении студентами и преподавателями института в школах профориентационных и других мероприятий

Конкуренты

Заинтересованы в сотрудничестве. Например, в части совместного проведения общественных мероприятий

Отдел Военного комиссариата

Заинтересован в организации работы призывной комиссии в стенах института, а также работы по военно-патриотическому воспитанию

Администрация города и района

Заинтересована в безвозмездном использовании студентов на общественных работах и при проведении общественных городских мероприятий. Заинтересована в том, чтобы вузы города открывали новые специальности для обеспечения кадрами градообразующих заводов

Надзорные органы

Заинтересованы в соблюдении законодательных требований

Понимание основных требований выделенных ЗС дает нам возможность учитывать их при формировании и реализации стратегии.

Рис. 33.5.

Классификация выделенных ЗС позволяет нам понять, как и с какими ЗС необходимо работать, а также оценивать риски данной работы.

Так, необходимо полностью и своевременно учитывать интересы ЗС квадранта В. В противном случае это, скорее всего, приведет к быстрым и существенным негативным обратным реакциям.

В то же время запросы ЗС квадранта D можно практически игнорировать без существенных для себя последствий.

Работа с ЗС в квадранте А должна строиться из соображений адекватности требований действующей стратегии. Например, озабоченность администрации недостатком квалифицированных кадров для градообразующих заводов понятна, но это еще не повод полностью переориентировать направления подготовки филиала. Обратная реакция от ЗС данного квадранта, скорее всего, будет не быстрая, но может быть достаточно существенная. Вплоть до закрытия филиала.

Представители ЗС квадранта С имеют большую операционную власть и соответственно могут достаточно быстро смешаться в операционную деятельность, но изменить стратегическую направленность развития они не в состоянии.

В дополнение к изложенному можно значимость ЗС оценить по следующим трем факторам (Agle et аl., 1999) (табл. 33.5).

Таблица 33.5

Способность влиять на решения

Легитимность

Безотлагательность

Ректор и ректорат

Службы и подразделения головного вуза

Сотрудники филиала

Плательщики

Потребители

"Поставщики"

Конкуренты

Отдел Военного комиссариата

Администрация города и района

Надзорные органы

Классификация ЗС по данной схеме в целом подтверждает сделанные ранее выводы. Наибольшее влияние на деятельность организации оказывают следующие ЗС: ректор и ректорат и надзорные органы, реагирование на их запросы должно осуществляться безотлагательно.

Основные направления совершенствования отношений с ЗС.

1. Группа ЗС "Ректор и ректорат"

Необходимо повышать информированность о достижениях и проблемах филиала. Необходимо проводить больше мероприятий, которые будут звучать на уровне района и республики, побеждать в научных конкурсах масштаба республики и страны. Это позволит заявить о себе как о небольшом филиале, имеющем большой потенциал и как следствие поможет привлечь необходимые для развития ресурсы.

2. Группа ЗС "Службы и подразделения головного вуза"

Необходимо проявлять самостоятельность в решении оперативных вопросов, а не "бежать" за советами по каждой проблеме. Это позволит подчеркнуть, что персонал филиала квалифицирован и способен самостоятельно решать оперативные задачи. В целом вместе с предложениями п. 1 это обеспечит предоставление большей стратегической свободы действий.

3. Группа ЗС "Сотрудники филиала"

Необходимо предоставлять возможности для развития и предлагать конкурентоспособную оплату труда. Это позволит укрепить кадровый состав, что в свою очередь обеспечит реализацию п. 1, 2 в стратегическом плане. В то же время интересами вспомогательного персонала можно пренебречь. Это не вызовет значимых стратегических последствий.

4. Группа ЗС "Плательщики" и "Потребители "

Необходимо предоставлять больше информации о достижениях студентов и вуза, а также обратную связь о ходе обучения конкретных студентов. Более того, необходимо в организации развивать маркетинг взаимоотношений. Это позволит достичь большей лояльности со стороны плательщиков и потребителей и приведет в долгосрочной перспективе к росту продаж.

5. Группа ЗС "Поставщики"

Проводить больше взаимовыгодных совместных мероприятий со школьниками и сотрудниками организаций. Это будет способствовать лучшей узнаваемости, причем не на "словах" (по рекламе), а на деле (в практике). В перспективе это приведет к усилению сотрудничества и росту продаж.

6. Группа ЗС "Конкуренты"

Необходимо стремиться к разностороннему сотрудничеству, которое принесет пользу обеим сторонам. Ведь у нас практически нет прямой конкуренции по направлениям подготовки, мы больше конкурируем за выпускников школ, которые не определились с выбором будущей профессии. Это позволит в будущем получить равный с конкурентами (госвузами) доступ в школы, и соперничество будет осуществляться на уровне качества проводимых профориентационных мероприятий.

3. Группа ЗС "Отдел Военного комиссариата", "Администрация города и района", "Надзорные органы"

Необходимо пригласить на обучение в наш институт на льготных условиях представителей руководства данных учреждений. Это позволит вовлечь их в деятельность нашего филиала, поднимет наш имидж, будет способствовать использованию "административного ресурса".

Таким образом, в целом работа с заинтересованными сторонами – необходимая и обязательная часть работы менеджера при решении стратегических вопросов, несмотря на всю сложность и непредсказуемость данной работы.