Финансовая стратегия предприятия. Финансовая стратегия и финансовая тактика

Финансовая стратегия – план действий по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами, формированию механизма накопления, распределения и потребления прибыли, росту активов, обеспечению ликвидности имущества, формированию механизма финансирования проектов и минимизации задолженности и др.

Финансовая стратегия отличается от финансовой тактики тем, что в 1-ом случае необходимо согласовать план действия со всеми участниками деятельности, а во 2-ом этого не требуется.

Финансовая стратегия - долгосрочная финансовая программа, нацеленная на решение глобальных задач предприятия – его независимости, самоокупаемости и рентабельности. Финансовая стратегия состоит из следующих составляющих:

Финансовое планирование (текущее и перспективное), определяющее все источники поступления финансов и основные направления их расходования;

Централизация финансовых ресурсов, благодаря которой возможно маневрирование этими ресурсами и их направление на главные сферы деятельности предприятия;

Создание финансовых резервов в целях обеспечения устойчивости предприятия на фоне рыночных колебаний;

Полное и своевременное выполнение обязательств перед контрагентами;

Разработка учетно-финансовой политики, а также амортизационной политики предприятия;

Ведение финансового учета на основе действующих стандартов;

Формирование финансовой отчетности в соответствии с действующим законодательством;

Финансовый анализ и контроль деятельности предприятия.

Финансовая стратегия предполагает учет всех финансовых возможностей компании в зависимости от воздействия внешних и внутренних факторов, обеспечивая соответствие этих возможностей рыночной конъюнктуре, определяет долгосрочные цели деятельности предприятия и выбор оптимальных путей их достижения.

Финансовая стратегия является базисом для выработки основных направлений финансовой политики компании, к которым относятся налоговая, ценовая, амортизационная, дивидендная и инвестиционная политика.

Задачи финансовой стратегии:

Выявление способов оптимального использования финансовых ресурсов;

Выявление перспектив финансовых взаимоотношений с контрагентами;

Финансовое обеспечение текущей деятельности и инвестиционных проектов;

Исследование финансово-экономических возможностей конкурентов;

Проведение мероприятий, направленных на обеспечение финансовой устойчивости.

Разработка и воплощение финансовой стратегии базируются на применении инструментов финансового управления (бюджетирование, финансовый анализ и контроль) и рынка финансовых услуг (лизинг, факторинг, страхование). Финансовая стратегия предприятия является элементом всей стратегии его развития, а потому ее постоянно надо согласовывать с целями и направлениями общей стратегии, и в то же время финансовая стратегия заметно влияет на комплексную стратегию развития предприятия, так как изменения на финансовом рынке вызывают необходимость корректировки всех элементов общей стратегии. Разработка финансовой стратегии основывается на данных финансовой отчетности – сведениях финансового (бухгалтерского) учета, который ведется с нарастающим итогом, что удобно для контроля за финансовыми потоками, но не для управления ими. Поэтому все большее распространение получает учет управленческий, обслуживающий финансовую службу предприятия более оперативно, чем бухгалтерский учет – не раз в квартал, а ежедневно. Для этого разрабатывается учетная политика, предусматривающая ведение финансового учета на основании ежедневно получаемой финансовой информации с учетом требований, устанавливаемых нормативно-правовыми актами.

Финансовая тактика – это текущая финансовая политика, направленная на оперативное решение конкретных сиюминутных задач, которые предусмотрены финансовой стратегией предприятия. В том числе финансовая тактика обеспечивает правильное и своевременное изменение финансовых связей, а также перераспределение денежных потоков между различными ресурсами предприятия, а также между его структурными и обособленными подразделениями. Финансовая тактика по сравнению с финансовой стратегий должна отличаться большей гибкостью, дабы предприятие могло без потерь реагировать на изменения конъюнктуры рынка – изменения стоимости услуг и капитала, спроса и предложения, воздействия человеческого фактора – например, принятия неверного решения кем-то из сотрудников компании. Финансовая стратегия и финансовая тактика тесно взаимосвязаны: стратегия определяет тактику, однако удачное применение тех или иных тактических находок в ситуациях, не предусмотренных в стратегическом плане, вполне может привести и к изменению финансовой стратегии компании.

    Рациональное сочетание доходности и риска как основа эффективного бизнеса.

Доходность и риск, как известно, являются взаимосвязанными категориями. Наиболее общими закономерностями, отражающими взаимную связь между принимаемым риском и ожидаемой доходностью деятельности инвестора, являются следующие:

более рискованным вложениям, как правило, присуща более высокая доходность;

при росте дохода уменьшается вероятность его получения, в то время как определенный минимально гарантированный доход может быть получен практически без риска.

Оптимальность соотношения дохода и риска означает достижение максимума для комбинации «доходность - риск» или минимума для комбинации «риск - доходность». При этом должны одновременно выполняться два условия:

2) ни одно другое соотношение доходности и риска не может обеспечить меньшего риска при данном или большем уровне доходности.

На рис. 11.1 показано, что при допущении принятия одного риска и одного источника дохода имеется лишь одно такое сочетание - точка Е.

Однако поскольку на практике инвестиционная деятельность связана с множественными рисками и использованием различных ресурсных источников, количество оптимальных соотношений возрастает. В связи с этим для достижения равновесия между риском и доходом необходимо использовать пошаговый метод решения путем последовательных приближений. Осуществление инвестиционной деятельности предполагает не только принятие известного риска, но и обеспечение определенного дохода. Если предположить, что минимальному риску соответствует минимальный необходимый доход, то можно выделить несколько секторов, характеризующихся определенной комбинацией дохода и риска: А, В, С.

Сектор А, вложения в котором не обеспечивают минимального необходимого дохода, может рассматриваться как область недостаточной доходности. Функционирование в секторе С связано с высокими рисками, снижающими возможность получения ожидаемых высоких доходов, поэтому сектор С может быть определен как область повышенного риска. Осуществление вложений в секторе В обеспечивает инвестору достижение дохода при допустимом риске, следовательно, сектор В является областью оптимальных значений соотношения доходности и риска.

Выделим общие закономерности, отражающие взаимную связь между принимаемым риском и ожидаемой доходностью деятельности инвестора:

Более рискованным вложениям, как правило, присуща более высокая доходность;

При росте дохода уменьшается вероятность его получения, в то время как определенный минимально гарантированный доход может быть получен практически без риска.

Напомним, что инвестиционный портфель ценных бумаг - совокупность ценных бумаг, принадлежащих физическому или юридическому лицу либо физическим или юридическим лицам на правах долевого участия, выступающая как целостный объект управления. В него могут входить как инструменты одного вида (например, акции или облигации), так и разные активы: ценные бумаги, производные финансовые инструменты, недвижимость.

Главная цель формирования портфеля состоит в стремлении получить требуемый уровень ожидаемой доходности при более низком уровне ожидаемого риска. Данная цель достигается, во-первых, за счет диверсификации портфеля, то есть распределения средств инвестора между различными активами («Не кладите все яйца в одну корзину»), и, во-вторых, тщательного подбора финансовых инструментов.

Доходность портфеля ценных бумаг

Портфель ценных бумаг представляет собой совокупность различных ценных бумаг, и доходность его можно определить по следующей формуле:

Доходность портфеля = (Стоимость ценных бумаг на момент расчета – Стоимость ценных бумаг на момент покупки) / Стоимость ценных бумаг на момент покупки.

Измерение риска портфеля ценных бумаг

Все участники фондового рынка действуют в условиях неполной определенности. Соответственно, исход практически любых операций купли-продажи ценных бумаг не может быть точно предсказан, то есть сделки подвержены риску. В общем случае под риском подразумевают вероятность наступления какого-либо события. Оценить риск - это значит оценить вероятность наступления события. Риск портфеля объясняется не только индивидуальным риском каждой отдельно взятой ценной бумаги портфеля, но и тем, что существует риск воздействия изменений наблюдаемых ежегодных величин доходности одной акции на изменение доходности других акций, включаемых в инвестиционный портфель.

К сведению

На развитых рынках для устранения специфического риска достаточно составить портфель из 30–40 активов. На развивающихся рынках эта цифра должна быть выше из-за высокой волатильности рынка.

Для того чтобы определить риск портфеля ценных бумаг, в первую очередь необходимо определить степень взаимосвязи и направления изменения доходностей двух активов. Например, если цена одной ценной бумаги идет вверх, то растет курс и другой ценной бумаги, и наоборот, движения цен разнонаправлены или полностью независимы друг от друга. Для определения связи между ценными бумагами используют такие показатели, как ковариация и коэффициент корреляции.

1. При анализе целесообразности операций с портфелем ценных бумаг (в том числе операций, затрагивающих его состав и структуру) могут ставиться три основные целевые задачи: достижение максимально возможной доходности; получение минимально возможного риска; получение некоторого приемлемого значения комбинации {доходность-риск).

2. Доходность портфеля определяется по формуле средней арифметической взвешенной, поэтому задача максимизации доходности портфеля может быть решена однозначно и без особых проблем, в том числе вычислительного характера, поскольку объединение в портфель высокодоходных финансовых активов обеспечивает и высокую доходность портфеля.

3. Решение второй задачи более сложно. Если речь идет о безрисковом портфеле, то проблем не возникает, поскольку такой портфель может быть составлен, например, из государственных ценных бумаг. Любые другие целевые установки, связанные с минимизацией риска, делают в рамках решения третьей задачи.

4. Третья задача является превалирующей в инвестиционной деятельности. Она наиболее сложна и, как правило, не может иметь однозначного решения.

5. Если анализируется целесообразность дополнительного включения в портфель одного актива, то задача оптимизации относительно несложна и сводится к анализу последствий объединения двух активов. Добавление в портфель нескольких активов, равно как и любые другие комбинации, являются многовариантными в плане достижения оптимального значения комбинации {доходность-риск}.

6. Являясь нелинейной функцией, риск портфеля зависит от количества активов в портфеле, структуры портфеля, рисковости его составляющих, динамики

доходности составляющих. Как видно из формулы (20.26), риск портфеля зависит не от значений доходности, а от их вариации и структуры портфеля (речь идет не о конкретной мере «среднее квадратическое отклонение», которая, безусловно, зависит от значений варьирующего признака, а о риске как экономической категории).

7. Добавление в портфель безрискового актива уменьшает доходность портфеля, при этом риск портфеля уменьшается прямо пропорционально доле этого актива.

8. Объединение рисковых активов в портфель может приводить к снижению риска по сравнению с обладанием каждым из этих активов в отдельности, однако результат зависит не только от рисковости объединяемых активов, но и от характера взаимосвязи между их доходностями.

11. Поскольку на рынке ценных бумаг функциональные связи возможны лишь теоретически, расширение портфеля всегда сопровождается изменением его риска.

При оценке портфеля и целесообразности операций с входящими в него активами необходимо оперировать с показателями доходности и риска портфеля в целом. Оценивая возможность той или иной операции, связанной с изменением структуры портфеля и его объемных характеристик, чаще всего рассуждают с точки зрения ожидаемой доходности портфеля и соответствующего ей риска. Очевидно, что доходность портфеля представляет собой линейную функцию показателей доходности входящих в него активов и может быть рассчитана по формуле средней арифметической взвешенной. В данном случае речь может идти как об ожидаемой, так и о фактической доходности.

    Учетная политика корпорации.

Учетная политика организации - это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности), согласно ПБУ.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группровки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные способы, системы и приемы.

Учетная политика формиреутся исходя из допущений и требований, установленных Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организаций" ПБУ 1/2008, утвержденным приказом Минфина России от 06.10.2008 года № 106н. В данном ПБУ указаны следующие основополагающие принципы:

    имущественной обособленности означающий, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств участников организации и активов и обязательств других организаций. Недопустимо использовать в угоду личных интересов собственников организации активы или материальные средства организации (например автомобиль организации для личных нужд);

    непрерывность деятельности организации означает, что она будет продолжать свою экономическую деятельность в ближайщем будущем и у нее отсутствует намерение и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;

    последовательность применения учетной политики означает, выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Последовательное применение учетной политики по годам необходимо прежде всего для обеспечения сопоставимости отчетных данных на начало и конец отчетных периодов. Поэтому в случае изменения отдельных элементов учетной политики соответствующие отчетные данные на начало отчетного периода корректируются;

    временной определенности фактора хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;

    полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;

    непротиворечивости обуславливает неоьходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам на последний календарный день месяца.

Учетная политика компании формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе положения ПБУ 1/2008 и утверждается руководителем организации.

    Налоговая политика корпорации.

Налоговая политика - составная часть финансовой политики. Система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Включает установление круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, видов применяемых налогов, величин налоговых ставок и налоговых льгот и т.д.

Налоговая политика корпорации- составная часть финансовой стратегии корпорации, заключающаяся в выборе наиболее эффективных вариантов осуществления налоговых платежей при альтернативных вариантах его хозяйственной деятельности.

Цели налоговой политики:

1) обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;

2) содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;

3) обеспечивать социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.

Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. На региональном уровне система регулирующего воздействия может осуществляться по тем налогам, которые законодательно закреплены за субъектами РФ, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам).

Формирование налоговой политики базируется на следующих принципах:

    строгое соблюдение действующего налогового законодательства;

    поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения в процессе хозяйственной деятельности;

    плановое определение сумм предстоящих налоговых платежей и др.

Налоговая политика включает:

    управление рисками;

    выбор правильной организационно-правовой формы;

    определение тактики работы с налоговой инспекцией;

    выбор видов деятельности, которые сделают налоговую нагрузку минимальной;

    эффективное планирование состава затрат и др.

    Амортизационная политика корпорации.

Амортизационная политика - составная часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающаяся в управлении амортизационными отчислениями от используемых основных фондов и нематериальных активов с целью их реинвестирования в производственную деятельность. В процессе формирования амортизационной политики предприятия учитываются следующие факторы:

    объем используемых основных фондов и нематериальных активов,

    подлежащих амортизации;

    методы оценки стоимости используемых основных фондов и

    нематериальных активов, подлежащих амортизации;

    реальный срок предполагаемого использования на предприятии

    амортизируемых активов;

    разрешенные законодательством методы амортизации основных фондов и

    нематериальных активов;

    состав и структура используемых основных фондов;

    темпы инфляции в стране;

    инвестиционная активность предприятия в предстоящем периоде.

При выборе методов амортизации исходят из действующей законодательной базы в этой области, предполагаемого периода использования амортизационных активов и задач формирования инвестиционных ресурсов предприятия в разрезе отдельных источников.

Решение о применении метода прямолинейной (линейной) или ускоренной амортизации основных фондов предприятие принимает самостоятельно.

Средства амортизационного фонда, который формируется за счет накапливаемых амортизационных отчислений, носят целевой характер и должны использоваться на следующие цели:

    осуществление капитального ремонта основных фондов;

    осуществление реконструкции, модернизации, технического переоснащения и другие виды улучшения основных фондов;

    приобретение новых видов нематериальных активов (в первую очередь, связанных с инновационной деятельностью).

    Ценовая политика корпорации.

Ценовая политика - это принципы и методики определения цен на товары и услуги.Ценовая политика фирмы формируется в рамках общей стратегии фирмы и включает ценовую стратегию и тактику ценообразования.

Ценовая стратегия определяет соотношение объема продаж и цены продажи, прибыль, конкурентоспособность продукции и, в целом, эффективность работы компании на рынке.

В цену продукции закладывается необходимая рентабельность.

Ценовая стратегия должна обеспечить максимизацию прибыли, долговременное удовлетворение нужд потребителей путем оптимального сочетания внутренней стратегии развития предприятия и параметров внешней среды в рамках долгосрочной маркетинговой стратегии.

Этапы ценовой стратегии : анализ цен и конкурентной среды; установление целей и направления ценообразования; прогнозирование затрат, цены единицы продукции и прибыли; принятие решения. В ходе реализации ценовой политики руководство фирмы должно корректировать непосредственные мероприятия и следить за временем изменения стратегии. Цены активно используются в конкурентной борьбе для обеспечения достаточного уровня прибыли. Определение цен товаров и услуг является одной из важнейших проблем любого предприятия, так как оптимальная цена может обеспечить его финансовое благополучие. Проводимая политика цен во многом зависит от вида предлагаемых предприятием товаров или услуг.

Ценовая политика направлена на установление таких цен товаров и услуг в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры, которые позволят получить запланированный предприятием объем прибыли и решить другие стратегические и оперативные задачи.

В рамках общей политики ценообразования решения принимаются в соответствии с положением на целевом рынке предприятия, методами и структурой маркетинга. Общая ценовая политика предусматривает осуществление скоординированных действий, направленных на достижение долго- и краткосрочных целей предприятия.

МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

    Метод полных издержек: к производственной себестоимости (сумма переменных и постоянных издержек) прибавляется норма прибыли (налоги, пошлины, сбытовые расходы и прибыль).

    Метод стоимости изготовления: полную сумму затрат на сырье, материалы, полуфабрикаты увеличивают на процент, равный вкладу компании.

    Метод маржинальных издержек: предполагает увеличение переменных затрат в расчете на единицу продукции на процент, покрывающий затраты и обеспечивающий достаточную норму прибыли.

    Метод рентабельности инвестиций: к суммарным издержкам на единицу продукции прибавляется сумма процентов за кредит, приходящаяся на единицу продукции, тем самым обеспечивается рентабельность продукции не ниже стоимости заемных средств.

    Методы маркетинговых оценок: компания стремится выяснить цену, по которой покупатель купит товар. Цены ориентированы на повышение конкурентоспособности товара с учетом эластичности спроса, а не на удовлетворение потребности предприятия в финансовых ресурсах для покрытия затрат.

Ценовая политика отражает общие цели фирмы, которые она стремится достичь, формируя цены своей продукции. Политика цен - это общие принципы, которых предприятие собирается придерживаться в сфере установления цен своих товаров или услуг.

    Основные этапы формирования финансовой политики корпорации.

Финансовая политика предприятия – совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия.

Разработанная финансовая политика позволяет предприятию не снижать темпов развития, особенно тогда, когда исчерпаны самые очевидные резервы роста, такие как неохваченные рынки, дефицитные продукты, пустые ниши. В такой момент на первое место в конкурентной борьбе выходят компании, умеющие, во-первых, верно идентифицировать свою стратегию, и, во-вторых, мобилизовать все ресурсы на достижение поставленных стратегических целей.

Финансовая политика – наиболее важный составной элемент общей политики развития предприятия, которая включает также инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и другие. Если рассматривать термин «политика» более широко – то это действия, направленные на достижение цели. Так, достижение любой задачи, стоящей перед предприятием, в той или иной мере обязательно связано с финансами: затратами, доходами, денежными потоками – а реализация любого решения, в первую очередь, требует финансового обеспечения. Таким образом, финансовая политика не ограничена решением локальных, обособленных вопросов, таких, как анализ рынка, разработка процедуры прохождения и согласования договоров, организация контроля за процессами производства, а имеет всеобъемлющий характер.

1. Определение стратегических направлений развития

2. Планирование

Стратегическое планирование;

Оперативное планирование

Бюджетное планирование.

3. Разработка оптимальной концепции управления

Управление капиталом;

Управление активами;

Управление денежными потоками;

Управление ценами;

Стратегией финансового управления или финансовой политики называют систему решений и намеченных направлений деятельности, рассчитанных на долгосрочную перспективу и предусматривающих достижение поставленных целей и финансовых задач по обеспечению оптимальной и стабильной работы хозяйственной структуры, исходя из сложившейся действительности и планируемых результатов.

Стратегия - это искусство планирования руководства, основанное на правильных долгосрочных прогнозах. При этом выделяются приоритетные задачи и на­правления развития различных форм деятельности и разработки механизма их осуществления.

Стратегию финансового управления в определенном смысле можно назвать стратегической финансовой политикой.

В процессе ее разработки выявляют основные тенден­ции развития организации :

    рост объемов производства и продаж;

    лидерство в конкурентной борьбе (выражается показателями рентабельности капитала и продаж);

    максимизацию цены (стоимости) организации;

    определение финансовых отношений с государством (налого­вая политика), банками (кредитная политика) и партнерами (постав­щиками, покупателями, подрядчиками и др.).

К важнейшим элементам финансовой стратегии относят:

    выработку кредитной стратегии;

    управление основным капиталом, включая и амортизационную политику;

    ценовую стратегию;

    выбор дивидендной и инвестиционной стратегии.

Однако выбор той или иной финансовой стратегии еще не гаран­тирует получение прогнозируемого эффекта (дохода) из-за влияния внешних факторов, в частности, состояния финансового рынка, налого­вой, бюджетной и денежно-кредитной политики государства.

Составной частью финансовой стратегии является перспективное финансовое планирование, ориентированное на достижение основных параметров текущей деятельности организации: объема и себестои­мости продаж, прибыли и рентабельности, финансовой устойчивости и платежеспособности.

В свою очередь финансовая политика включает в себя стратеги­ческие и тактические финансовые решения , которые можно разделить на две группы:

    инвестиционные решения;

    решения финансирования.

Инвестиционные решения связаны с образованием и использова­нием активов (имущества) организации и дают ответ на вопрос: «Куда вложить?».

Решения финансирования связаны с образованием и использова­нием пассивов и дают ответ на вопрос: «Где взять средства?».

Два типа финансовых решений взаимосвязаны и взаимопереплетены. Для организации приоритетными являются решения инвестиро­вания, так как их цель - получение дохода от эффективного вложения капитала.

Тактикой финансового управления или финансовой политики на­зывают совокупность приемов и форм предпринимательской деятельности, направленных на достижение того или иного этапа фи­нансовой стратегии, употребляемых в соответствии с конкретными ситуациями, возникающими при реализации стратегии.

Это опре­деление способа для каждого этапа, предусмотренного общим пла­ном стратегии. Общее требование, предъявляемое к тактике, - способствовать развитию стратегии, а не препятствовать ей, не дис­кредитировать ее.

Иначе говоря, финансовая тактика - это теку­щие оперативные действия предпринимателя, подчиненные страте­гическим целям и задачам финансового управления. В этом смысле тактику финансового управления можно назвать тактической фи­нансовой политикой.

При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью , которая обусловлена измене­нием рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, това­ры и услуги). Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимо­связаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Тактическими задача­ми, достижение которых должно обеспечивать управление финанса­ми, являются:

    разработка учетной политики;

    выработка кредитной политики;

    управление оборотными активами и кредиторской задолжен­ностью;

    управление текущими (операционными) издержками, доходами / прибылью;

    достаточность объемов денежных поступлений в краткосрочном периоде (декада, месяц, квартал, год);

    рентабельность капитала и продаж (конкурентоспособность на оперативном уровне) и др.

Финансовая тактика направлена на решение локальных задач конкретного этапа развития организации путем своевременного изме­нения способов осуществления финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными под­разделениями (филиалами).

Финансовые решения и мероприятия, рас­считанные на период менее чем 12 месяцев или на период продолжи­тельности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся к краткосрочной финансовой политике.

    Не следует понимать временные тактические отступления от стратегических целей как препятствие стратегии, если в более отда­ленном периоде такие отступления принесут больший эффект. На­пример, при исследовании цели максимизации прибыли на дли­тельный период существования и развития организации может по­требоваться увеличение расходов и снижение прибыли в тактиче­ском аспекте, что не противоречит, а способствует оптимальному развитию стратегии управления.

Было бы неверным отличать стратегию и тактику по установ­ленному для всех случаев сроку выполнения управленческих про­грамм . В реальном рыночном пространстве сроки стратегии и так­тики могут меняться в зависимости от уровня стабильности эконо­мики. В нестабильной экономике с частыми изменениями условий время стратегии значительно сокращается до периода, в течение которого продолжается развитие прогнозируемого процесса, его жизненный цикл. За стратегический период также может быть при­нят условный интервал времени, в течение которого прогноз о предполагаемых результатах может быть исполнен с достаточной вероятностью. Таким образом, понятие длительности перспективы становится относительным. Оно может означать период как свыше, так и менее года в зависимости от стабильности рынка, частоты изменений его условий, жизненного цикла рассматриваемого процесса.

Главная особенность стратегических целей руководства заключа­ется в том, что они представляют собой глобальный критерий сис­темы, в качестве которого выступает улучшение ключевых показа­телей организации, например максимизация прибыли или дохода от продажи продукции, работ, услуг. Поэтому особенностью стратегии является качественная последовательность действий и состояний, используемых для достижения целей организации.

Стратегические решения как решения, связанные с изменением потенциала орга­низации, имеют существенные последствия. Последствие возникает как результат выбора, повышения эффективности по мере накоп­ления опыта. Такие цели чаще всего - объект долгосрочной фи­нансовой политики.

Финансовая политика государства – это особая форма деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления его функций.
Проявляется финансовая политика в виде форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и использовании их на различные потребности государства: развитие экономики, социальную защиту населения, потребность в финансовом законодательстве, практических действиях в области финансов разных государственных структур.
Финансовая политика, как способ воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества является составной частью экономической политики государства.
Основной целью финансовой политики является оптимальное распределение валового общественного продукта между отраслями народного хозяйства, социальными группами населения, территориями. На этой основе должны обеспечиваться стойкий рост экономики, усовершенствование ее структуры, создание условий для развития хозяйственных единиц разных форм собственности. В этих условиях важное значение также имеет создание надежных социальных гарантий населению.
Финансовая политика способствует обеспечению ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, использованию местных ресурсов.
При разработки финансовой политики необходимо учитывать ряд требований, которым она должна отвечать:
– финансовая политика должна разрабатываться на основе научного подхода, предполагающего соответствие финансовой политики закономерностям общественного развития;
– учет специфики конкретных исторических условий, каждого этапа развития общества, особенностей внутреннего положения и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства;
– тщательное изучение предшествующего хозяйственного и финансового опыта, мирового опыта, новых тенденций и прогрессивных явлений;
– соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики.
– учет множества факторов при многовариантности расчетов с использованием метода наложения финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики;
– наличие обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел в экономике, всестороннее использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники и др.
Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретно-исторические условия.
ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
При разработке финансовой политики государства необходимо учитывать определенные принципы финансовой политики. Принципы финансовой политики государства в каждом конкретном случае, в каждом отдельно взятом государстве, в определенный период могут изменяться.
Первый принцип финансовой политики можно сформулировать как постоянное содействие развитию производства, поддержание предпринимательской активности и повышение уровня занятости населения.
Вторым принципом финансовой политики государства является мобилизация и использование финансовых ресурсов для обеспечения социальных гарантий. Более точно этот принцип можно сформулировать как поиск и постоянное совершенствование форм и методов мобилизации и использования финансовых ресурсов на цели социальных гарантий и других видов потребностей граждан.
Третий принцип финансовой политики – влияние с помощью финансовой политики на рациональное использование природных ресурсов, запрет технологий угрожающих здоровью граждан. С одной стороны, государство требует от производственных структур компенсацию затрат на обновление природной среды, а с другой, используя финансовые источники, – закрытие вредных производств и внедрение передовых ресурсосберегающих технологий.
ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
Для того, чтобы лучше уяснить содержание, задачи и требования к финансовой политике и разделить сферы финансовых отношений, исходя из их сущности и содержания, следует различать как самостоятельные составные части финансовой политики: налоговую политику, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную.
Налоговая политика как неотъемлемая часть финансовой политики реализует интерес государства. Ее главное назначение состоит в изъятии части валового внутреннего продукта на общественные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет.
Бюджетно-финансовая политика (фискальная политика) как составная часть финансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Или более кратко – использование государственных расходов для воздействия на макроэкономические условия.
Денежно-кредитные отношения, представляющие основу финансовой политики государства, регулируются с помощью денежно-кредит¬ной политики государства (монетарной политики). Денежно-кредитную политику можно охарактеризовать как действия, при помощи которых правительство старается влиять на макроэкономические условия, увеличивая или уменьшая денежную массу.
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА
Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства. Финансовая тактика направлена на решение задач определенного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.
Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности продукции. Такие цели можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укреплении курса гривны, т.е. финансовую тактику.

Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Рассмотрим сущность финансовой стратегии. Слово "стратегия" произошло от греческого strategos, "искусство генерала". Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир .

Долгосрочная финансовая стратегия государства носит долговременный и часто скрытый характер. Она охватывает фундаментальные проблемы функционирования и управления не только государственными финансами, но финансами предприятий негосударственного хозяйства. Долгосрочная стратегия зависит, прежде всего, от двух факторов: политический и личный. Первый, - выражается в невозможности проведения долгосрочной финансовой политики вне рамок общего политического курса. Второй фактор в решающей мере определяет содержание долгосрочной финансовой стратегии в рамках принятого политического курса.

Основными проблемами долгосрочной финансовой стратегии государства являются :

система финансово-кредитных органов управления;

бюджетная система и бюджетное устройство страны;

кредитная система страны и ее сеть;

пропорции распределения вновь созданной стоимости и замена источников народно-хозяйственного развития;

укрепление безопасности национальной валюты и подготовка реформ;

политика в области национальной валюты и валютных резервов, золота, драгоценных металлов и камней;

выбор и корректировка соотношения размеров государственного хозяйства с народным хозяйством;

выбор и корректировка политики в области государственного кредита.

Долгосрочная государственная финансовая стратегия призвана обеспечить в перспективе непрерывное расширение экономической базы денежного распределения в стране.

Что касается финансовой тактики, то изучение данного вопроса заставляет обратиться к нескольким источникам толкования значения слов. Термин тактика - многосторонний и встречается во всех областях деятельности.

Тактика - составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооружённых сил, родов войск (сил) и специальных войск на суше, в воздухе и на море; военно-теоретическая дисциплина. Тактика охватывает изучение, разработку, подготовку и ведение всех видов боевых действий: наступления, обороны, встречного боя, тактических перегруппировок и т.д.

Тактик - человек, выбирающий нужную линию поведения.

Краткосрочная финансовая тактика государства направлена, прежде всего, на обеспечение текущей внутригодовой сбалансированности централизованных финансов .

Это большая работа, проводимая финансовой системой: по проведению ранее принятых стратегических установок в текущем бюджетном планировании и исполнении бюджета; оценке и управлению текущими параметрами и оборотами в бюджетной системе и других централизованных фондах финансовых ресурсов; изысканию дополнительных финансовых ресурсов и выполнению возможностей обращения неиспользованных лимитов финансирования на финансирование плановых и сверхплановых расходов; форсированному привлечению нетрадиционных источников финансирования в рамках бюджетного периода; уточнению взаимоотношений бюджета, пополнению его доходов на условиях инвестиционного оформления привлечения ресурсов, обслуживанию других разновидностей государственного внутреннего долга; реструктурированию внешней задолженности государства по текущим платежам кредиторам; текущее поддержание курса валюты к основным мировым валютам.

Государственная краткосрочная финансовая тактика, имеет своей главной целью достижение поддержание, повышение ликвидности квартальных и годового бюджетного и кредитного балансов, или снижение степени не ликвидности таких балансов.

Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности продукции. Такие цели можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укреплении курса национальной валюты, т.е. финансовую тактику.

Таким образом, финансовая стратегия - долговременный план. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличающаяся гибкостью, динамичностью, и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Финансовая стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

На протяжении многих лет Россия находилась в условиях острого системного кризиса. Спад промышленного производства, резкое сокращение платежеспособного спроса предприятий и населения, сужение денежной массы привели к массовому обнищанию широких слоев населения.

Анализ основных тенденций финансовой политики в XX в., нерешенных проблем и не оправдавших себя финансовых инструментов позволяет выделить следующие стратегические линии финансовой политики России в XXI в.:

1. Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня. Без обеспечения экономического роста невозможно решение ни одной сколько-нибудь важной задачи финансовой политики.

2. Повышение эффективности финансового регулирования не только будет иметь внешнюю направленность на другие сферы экономики (рынок труда, внешняя торговля и т.д.), но и внутреннюю дисциплину, упорядоченность финансовых инструментов, их тесное взаимодействие с денежно-кредитными инструментами. Без улучшения финансового регулирования в XXI в. участятся финансовые кризисы, что нарушит функционирование и товарных рынков, ударит по стабильности демократической системы.

3. Успешная реализация названных выше стратегических линий будет происходить в условиях встраивания финансовой системы России в международную финансовую систему. Чтобы не потерять свою роль в формировании экономической политики, найти способы учета в этом процессе национальных интересов России, необходимо обучение новым финансовым технологиям, овладение современными знаниями в сфере государственных финансов, корпоративных финансов, финансового менеджмента поставить на тот же уровень, что и систему обучения в естественных науках, инженерном деле.


Базовой, несущей конструкцией стратегии финансовой политики должны стать укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. Нужно постепенно отходить от практики деления денежного оборота на автономные, развивающиеся по своим правилам части: рублевую, долларовую и стоящую особняком, никак не регулируемую финансовыми и денежно-кредитными инструментами теневую компоненту денежного оборота. При слабом неустойчивом рубле, все время зависимом от того количества долларов, которое будет поступать от ММВБ, решить задачу восстановления единого управления денежным оборотом невозможно.

4. Для товарно-ресурсного обеспечения рубля предстоит одновременно решить следующие задачи:

умеренно увеличить производство топливно-энергетических ресурсов, дающих высокую финансовую отдачу, хотя и требующих больших единовременных затрат;

создать мобильные и ликвидные резервы нефти, газа, энергетических мощностей, ценных металлов;

существенно повысить (в 2-3 раза) долю пищевой и легкой промышленности, которые отличаются высокой оборачиваемостью капитала;

развивать авиационную и автомобильную промышленности на основе новых технологий с привлечением прямых иностранных инвестиций и созданием благоприятных условий для перемещения транснациональных компаний в Россию.

5. Если товарное обеспечение рубля находится в более или менее удовлетворительном состоянии, около половины составляет импорт, то ресурсное обеспечение его гораздо лучше, чем у многих стран даже с сильной валютой. Россия располагает доказанными (прибыльными) запасами полезных ископаемых на 42 трлн долл. и разведанными запасами еще более чем на 140 трлн долл.

6. Важно создать надежные финансовые инструменты, позволяющие превратить полезные ископаемые в ликвидные ресурсы, учитываемые при определении денежной массы, объемов кредита в залоговых операциях. Это потребует создания надежных финансовых технологий, обеспечивающих национальную безопасность страны.

Обеспеченность рубля этим не исчерпывается. Необходимо создать фонд экономических активов, включая и другие ресурсы (земля, незавершенное строительство и т.д.). Для этого следует провести классификацию экономических активов и инвентаризацию всего российского имущества, включая заграничное, определить их ценность, ликвидность, разработать схему баланса этих активов и провести международный аудит.

7. Нужна система мер, направленных на стимулирование спроса на рубли. Учитывая, что курс рубля формируется на ММВБ, необходимо именно на этом пространстве целенаправленно формировать спрос на рубли. В качестве одного из вариантов целесообразно ввести продажу отечественных товаров (нефти, газа и т.д.) - потенциальных носителей валюты - за рубли. В этом случае те зарубежные покупатели, которым необходимы такие товары, будут накапливать рубли, а после покупки конвертировать их в доллары и другие твердые валюты.

8. Потенциал рубля ослаблен из-за крупного оттока капитала, нелицензированного его вывоза, утаивания части валютной выручки от экспорта продукции на счетах в офшорных банках, перевода авансовых платежей за поставку импортной продукции без получения соответствующего товара. Лишь частично бегство капитала можно объяснить мотивационными причинами. Предотвращение бегства капитала, его репатриация будут способствовать укреплению рубля.

9. Необходимо осуществить ряд мер по укреплению доверия вкладчиков к банкам, выстраивать долгосрочную политику сбережений и инвестиций, повысить депозитную ставку, развивать систему страхования вкладов, разрешить иностранным банкам привлекать вклады населения при условии возможного их использования в России на инвестиционные цели с короткими сроками возврата кредита.

10. Требуется разработка национальной программы расширения экспорта продукции с соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитными инструментами поддержки экспорта, а также путей активизации дипломатии с четкими государственными приоритетами.

11. Задача обеспечения сбалансированности бюджета остается стратегической задачей финансовой политики на ближайшие 10-15 лет. Однако методы ее достижения претерпят серьезные изменения. Главное - добиться высокого качества разработки бюджета, чтобы бюджетно-налоговые инструменты способствовали расширению структуры и увеличению объема товаров и услуг, реализация которых даст наибольшие доходы.

12. В бюджете создан организационный блок развития, включающий научно-инновационную и инвестиционную сферы. По мере реализации политики экономического роста в него необходимо включать инвестиционные проекты с более длительными сроками окупаемости. Высокое качество бюджета определяется не только устойчивостью доходов, высокой собираемостью налогов, но и отлаженностью системы его исполнения. И здесь важно отладить систему казначейства, усовершенствовать вертикальную систему финансового контроля, особенно крупных сделок, обеспечить единую систему бухгалтерского учета расходов бюджета.

13. Одним из вопросов финансовой стратегии является вопрос о соотношении бюджетов разных уровней. Необходимо отладить систему в рамках Бюджетного кодекса РФ, концепции межбюджетных отношений, соблюдения золотого правила бюджетной политики – 50: 50, постепенно увеличивать долю финансовых ресурсов региональных бюджетов.

14. Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Нужно продолжить кодификацию налогов, сделать налоговую политику реалистичной, учитывающей финансовое положение предприятий, необходимость их оздоровления, и соблюдать в то же время императивный характер финансовых отношений, обязательность налоговых платежей. Для воздействия налогов на экономический рост необходимо сочетать единство налоговых ставок с возможным дифференцированным режимом их использования путем предоставления скидок компаниям, которые расширяют рынок сбыта своей продукции, снижают цены или вкладывают свои доходы в инвестиции. Нужно упростить систему налогообложения малого бизнеса, сделать ее инструментом его развития.

15. В число стратегических задач финансовой и денежно-кредитной политики входит задача увеличения коэффициента монетизации экономики. В ближайшие пять лет необходимо довести М2 до 30% к ВВП и к 2015 г. до 50%. Сохранение высокого удельного веса в структуре М2 наличных денег, недостаточность связывания денежных средств в безналичных расчетах, тезаврация рублей, долларов и другой иностранной валюты сужают экономическую основу увеличения денежной массы (М2), увеличивают дисбаланс между спросом и предложением денег.

16. Одной из самых сложных задач в предстоящие годы будет задача налаживания работы фондового рынка. Этот рынок, сформировавшийся в условиях высокой инфляции, бюджетного дефицита, непрерывного наращивания внутреннего долга, «привык» работать при высоких уровнях дивидендов. Фондовый рынокне преодолел полностью синдром дефолта. Выход из создавшегося положения видится в нескольких направлениях.

Во-первых, нужно выпустить краткосрочный финансовый инструмент с умеренным доходом, не рассчитанный на изворотливых финансовых спекулянтов, а ориентированный на среднестатистического жителя нашей страны, который согласен меньше рисковать, сохранить свои сбережения с возвратом их в срок и с умеренными дивидендами, которые будут выше средней ставки Дивиденда Сбербанка (на 0,5 -1 пункт) и не будут подкреплены гарантиями государства.

Во-вторых, необходимо выпустить финансовые инструменты со сроками обращения 1, 2, 3, 5 лет, постепенно увеличивая долю пятилетних обязательств, обеспеченных экономическими активами и обладающих достаточной ликвидностью. Они должны обмениваться на золото, конвертируемую валюту, возможно, и на недвижимость (жилье, земля и т.д.). Важно проявить уверенность в объеме их выпуска.

В-третьих, необходимо ввести на период 3-5 Лет государственное регулирование процентных ставок - депозитных и кредитных, устранить 2-3-кратное превышение вторых над первыми. Не следует депозитные ставки жестко ориентировать на превышение нормы инфляции. Большая часть населения стремится сохранить свои сбережения и не хочет рисковать, рассчитывая на высокие дивиденды.

В-четвертых, для перетока средств в инвестиции целесообразно в деятельности фондовых и валютных бирж существенно усилить инвестиционную направленность, в том числе в сфере высоких технологий наладить листинг акций предприятий и инвестировать средства в инвестиционные проекты.

17. Для усиления инвестиционной и инновационно-направленной финансовой политики необходимы серьезные перемены в деятельности банковской системы. Могут быть использованы разные схемы: создание группы инвестиционных банков (банк развития и т.д.), в ряде универсальных банков - отделение инвестиционной деятельности от сугубо коммерческой. При этом нужно учитывать тенденции развития мировой финансовой системы.

В условиях экономического подъема и стабилизации всей финансово-банковской системы часть инвестиционных функций будут выполнять страховые компании, которые могли бы страховать политические риски, пенсионные фонды и другие финансовые институты.

18. Реализация важнейшей стратегической линии финансовой политики в XXI в. предполагает активное использование в финансовом регулировании международных стандартов, в том числе и таких новых, как кодексы финансовой и денежно-кредитной политики, критерии надежности финансового сектора, стандарт управления корпоративными финансами, бухгалтерским учетом, процедурами проведения банкротств.

Таким образом, для стабилизации экономики и решения финансовой проблемы необходимо:

Обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;

Реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;

Установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;

Стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;

Сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;

Реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;

Ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.

Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Успех финансовой политики находится в плоскости макроэкономического роста на базе развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.