Либеральные реформы 60 70 годов.

Важное место в истории России занимают реформы, осуществлённые в период правления Александра II. Взойдя на престол в 1855 году, он получил в наследство от предыдущего царствования страну, погрязшую в Крымской войне, развалившуюся экономику и коррупцию, разъедавшую все ветви государственной власти. Для выхода из столь тяжёлого положения требовались самые решительные меры, которыми и стали проведённые им реформы.

Причины, побудившие к отмене крепостного права

Основная причина крестьянской реформы Александра II заключалась в необходимости принятия срочных мер, вызванных назревшим к тому времени кризисом крепостной системы и участившимися крестьянскими волнениями. Особую остроту массовые выступления приняли по окончании Крымской войны (1853 ─ 1856), поскольку крестьяне, откликнувшиеся на призыв правительства создавать ополчения, рассчитывали получить за это свободу и были обмануты в своих ожиданиях.

Весьма показательными являются следующие данные: если в 1856 году по стране было зарегистрировано 66 крестьянских бунтов, то через 3 года их количество увеличилось до 797. Кроме того, существенную роль в осознании необходимости проведения подобной реформы играли ещё два аспекта, о которых не мог не радеть российский император, ─ это государственный престиж, а также нравственная сторона проблемы.

Этапы освобождения крестьян

Датой отмены крепостного права принято считать 19 февраля 1861 года, то есть день подписания царём своего знаменитого Манифеста. Его факсимиле приводится ниже. Однако эта великая реформа Александра II проводилась в 3 этапа. В год выхода Манифеста свободу получили лишь так называемые частновладельческие крестьяне, то есть принадлежавшие дворянам. Они составляли около 55% от всех крепостных. Остальные же 45% подневольного люда находились в собственности царя (удельные крестьяне) и государства. Они были освобождены от крепостной зависимости в 1863 и 1866 гг.

Документ, разработанный Секретным комитетом

Освобождение крестьян, как и все либеральные реформы 60 ─ 70 годов 19 века, являлось поводом для горячих дискуссий среди представителей широких слоёв российского общества. Особую остроту они приняли между членами, созданного в 1857 году Секретного комитета, в обязанности которого входила проработка всех деталей будущего документа. Его заседания становились ареной полемики, в которой сталкивались мнения сторонников прогресса и закоренелых консерваторов-крепостников.

Результатом работы этого комитета, а также целого ряда организационных мероприятий, стал документ, на основании которого крепостное право в России отменялось навсегда, а крестьяне не только освобождались от юридической зависимости в отношении своих бывших владельцев, но также получали от них земельные наделы, которые им предстояло выкупать.

Новые хозяева земли

Согласно принятым в тот период нормативным актам, между крестьянами и помещиками должны были заключаться соответствующие соглашения о покупке бывшими крепостными положенных им наделов. До подписания этого документа крестьяне считались «временнообязанными», то есть продолжающими платить часть прежних оброков, поскольку, выйдя из личной зависимости, они не прекращали пользоваться господской землёй. Для погашения земельного долга перед помещиками крестьяне получали от казны ссуду с рассрочкой платежа на 49 лет.

Следует отметить, что в результате этой важнейшей из всех либеральных реформ 60 ─ 70 годов 19 века крестьяне не только обрели свободу от крепостной зависимости, но, и стали собственниками почти 50% всей пахотной земли, являвшейся тогда в России главным производительным капиталом. Всё это дало стремительный толчок для повышения уровня национальной экономики.

Реформа системы государственных финансов

Либеральные реформы Александра II затронули и финансовую систему государства. Необходимость внесения в неё целого ряда изменений была продиктована переходом государственной экономики на капиталистический лад. Осуществлялась финансовая реформа при непосредственном участии министра финансов графа М. Х. Рейтера.

В рамках борьбы с коррупцией во всех ведомствах был установлен строгий порядок учёта прихода и расхода денежных средств, данные о которых публиковались и доводились до сведения широкой публики. Контроль за всеми казёнными расходами возлагался на министерство финансов, глава которого затем отчитывался перед государем. Важной стороной реформы стали также новшества в системе налогообложения и отмена «винных откупов», предоставлявших право продажи спиртных напитков лишь узкому кругу лиц и сокращавших тем самым поступление налогов в казну.

Реформа в сфере народного образования

Важной стороной либеральных реформ 60 ─ 70 годов 19 века стали новшества, введённые в системе высшего и среднего образования. Так, в 1863 году был утверждён университетский устав, предоставлявший самые широкие права профессорской корпорации и ограждавший её от произвола чиновников.

Четырьмя годами позднее в гуманитарных гимназиях страны ввели классическую систему обучения, а технические гимназии преобразовали в реальные училища. Кроме того, был сделан значительный шаг на пути развития женского образования. Не оказались забытыми и низшие слои населения. Кроме имевшихся ранее церковно-приходских школ, в царствование Александра II появились тысячи начальных светских.

Земская реформа

Немаловажное значение уделил российский император и вопросам местного самоуправления. Согласно принятому им закону, все землевладельцы и частные предприниматели, чьё имущество соответствовало установленному цензу, а также крестьянские сообщества, наделялись правом избирать сроком на 3 года своих представителей в уездные земские собрания.

Поскольку депутаты, или, как их называли ─ «гласные», собирались лишь периодически, для постоянной работы создавалась уездная земская управа, членами которой становились особо доверенные лица из числа депутатов. Земства, учреждавшиеся не только в пределах уездов, но и целых губерний, занимались вопросами народного образования, продовольствия, здравоохранения, ветеринарии и содержания дорог.

В ноябре 1864 года увидел свет новый Судебный устав, в корне изменивший порядок всего судопроизводства. В отличие от норм, установленных ещё при Екатерине II, когда заседания происходили за закрытыми дверями в отсутствие не только зрителей, но даже истцов и ответчиков, во времена Александра II суд стал гласным.

Решающее значение в определении виновности подсудимых получил вердикт, выносимый присяжными заседателями, назначаемыми из обычных граждан. Кроме того, важным элементом судопроизводства стал состязательный процесс между адвокатом и прокурором. Ограждение судей от возможного давления, обеспечивалось их административной независимостью и несменяемостью.

Началась она в 1857 году с отмены военных поселений, учреждённых Александром I в 1810 году. Система, при которой военная служба совмещалась с производительным трудом, главным образом в сельском хозяйстве, на определённом этапе сыграла положительную роль, но к середине века полностью себя изжила.

Кроме того, в 1874 году был издан закон, разработанный комиссией под руководством военного министра Д. Милютина, отменявший прежние рекрутские наборы и заменивший их ежегодными призывами в армию юношей, достигших 21-летнего возраста. Однако даже из их числа в армию попадали не все, а лишь то количество, которое было необходимо государству на данный момент. Взятые же на службу проводили 6 лет в войсках и ещё 9 числились в запасе.

Военной реформой предусматривался также обширный перечень льгот для призывников, которые распространялись на лиц самых различных категорий. Под них подпадали, в частности, единственные сыновья у родителей или единственные внуки у бабушек и дедушек, кормильцы семей, а также те, у кого при отсутствии родителей находились на иждивении малолетние братья или сёстры, и ещё многие другие молодые люди.

Реформа городского самоуправления

Рассказ о либеральных реформах 60 ─ 70 годов 19 века будет неполным, если не упомянуть о том, что, согласно закону, изданному в 1870 году, порядок местного самоуправления, установленный в уездах и губерниях, распространялся также и на города Российской империи. Их жители, платившие налоги с принадлежавшей им земли, промыслов или торга, получали право избирать гласных в городскую думу, осуществлявшую контроль за ведением городского хозяйства.

В свою очередь, думой избирались члены постоянно действовавшего органа, которым являлась городская управа и её руководитель ─ городской голова. Важно отметить, что местная администрация не имела возможности влиять на решения городской думы, поскольку та подчинялась непосредственно сенату.

Итоги реформирования

Все те меры государственного преобразования, о которых шла речь в статье, позволили решить целый ряд наболевших к тому времени социальных и экономических проблем. Они создали необходимые условия для развития в России капиталистической экономики, и превращения её в правовое государство.

К сожалению, при жизни великий реформатор не удостоился благодарности соотечественников. Ретрограды осуждали его за излишний либерализм, а либералы упрекали в недостаточной радикальности. Революционеры же и террористы всех мастей устроили за ним настоящую охоту, организовав 6 покушений. В итоге 1 (13) марта 1881 года Александр II был убит взрывом бомбы, брошенной в его карету народовольцем Игнатием Гриневицким.

По мнению исследователей, часть его реформ не была доведена до конца как в силу объективных причин, так и в результате нерешительности самого императора. Когда же в 1881 году к власти пришёл Александр III, то развёрнутые им контрреформы значительно замедлили прогресс, обозначившийся в предыдущее царствование.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Отмена крепостного права в России повлекла за собой и преобразования в иных сферах жизни страны.

Земская реформа 1864г.: 1) изменила всю систему местного управления; 2) в губерниях и уездах были созданы земства, которые являлись выборными органами местного самоуправления, состояли из представителей всех сословий; 3) высокий имущественный ценз и многоступенчатая система выборов обеспечивали преобладание в земствах дворян; 4) земства не обладали политическими функциями, область их деятельности ограничивалась только хозяйственными вопросами; 5) земства сыграли позитивную роль в общественной жизни на местах.

Городская реформа 1870 г.: 1)была проведена по типу земской. В городах были созданы городские думы и городские управы; 2) городские органы местного самоуправления ведали также главным образом хозяйственными вопросами; 3) избранный городской глава возглавлял городскую думу и управу, координировал их деятельность.

Судебная реформа 1864 г.

1. Эта реформа была наиболее радикальной из преобразований 1860–1870 гг.

2. Согласно судебной реформе Россия получала обновленный суд, который был основан на принципах буржуазного права, а именно новый суд стал: бессословным; гласным; состязательным; независимым.

3. Реформа вводила выборность некоторых судебных органов.

4. В соответствии с новой системой судопроизводства в судебных процессах участвовали прокурор и адвокат.

5. Вопрос о виновности или невиновности обвиняемого решался присяжными заседателями.

6. Была разграничена компетенция различных судебных инстанций. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Военная реформа: 1) необходимость проведения военной реформы стала очевидной в связи с поражением в Крымской войне; 2) она проводилась до 1874 г.

В результате военной реформы были отменены рекрутские наборы; введена всеобщая воинская повинность, которую должны были отбывать все мужчины без различия сословий, которые достигли 20 лет, были годны к службе по здоровью; срок службы в армии был существенно сокращен: в пехоте вместо 25 лет – 6 лет, во флоте – 7 лет; стала действовать система многообразных льгот по сокращению срока службы для лиц, получающих образование, помогающих родителям и др.

Реформы в системе образования: 1) в сфере образования произошли значительные изменения; 2) в 1864 г. были изданы Устав гимназий и Положение о народных училищах, которые регламентировали начальное и среднее образование; 3) в 1863 г. была восстановлена ликвидированная при Николае I автономия университетов.

В 1865 г. были введены Временные правила о печати, которые отменили цензуру для многих печатных изданий.

Финансовая реформа предопределяла формирование единого государственного бюджета, планирование которого было возложено на Министерство финансов.

Значение буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.

Проведенные реформы существенно изменили прежний уклад общественной жизни и государства. Таким образом, были сделаны шаги на пути превращения России в буржуазную монархию. Продолжением преобразований могли бы стать политические реформы (проект конституционных изменений, разработанный М.Т. Лорис-Меликовым).

Но убийство в 1881 г. Александра II кардинально изменило направление курса правительства.

К 1860-м гг. Россия коренным образом изменилась. В 1861 г. Александром II было отменено крепостное право - в стране стало много свободных крестьян, обедневших помещиков, росла численность городов и строились новые города. Всё это требовало проведения новых реформ и изменений. Своеобразной компенсацией правительства дворянству стало проведение земской реформы органов местного самоуправления, позволяющая участвовать в этих органах представителям всех сословий, однако главная роль принадлежала дворянству. В городах также были созданы новые органы местного самоуправления - Городские думы и управы. Все эти органы решали вопросы сельского и городского хозяйства, а также актуальные проблемы населенных пунктов. Еще одной великой реформой стала судебная реформа Российской империи, которая вывела российскую судебную систему на качественно новый уровень. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

В итоге Александр II провел реформу органов местного самоуправления - земств. По идее правительства к участию в органах местного самоуправления должны были быть привлечены все слои российского общества. Однако на деле главную роль играли дворяне, так как они потерпели наибольшие убытки в ходе проведения крестьянской реформы и власти хотели отчасти компенсировать им убытки. Кроме того, правительство Александра II было уверено, что участие в хозяйственной жизни регионов поможет отвлечь наиболее радикальные силы российского общества от разрушительной для государства деятельности.

1 января 1864 г. императорским указом было введено Положение о губернских и земских учреждениях. Право принимать участие в земских органах имели исключительно мужчины, которые избирались по трем куриям. Первая курия - это землевладельцы - наиболее богатые люди, вторая - городское население, третья - вольные крестьяне, которые получили право представительства в земских органах. Деньги на земскую деятельность должны были собирать с помощью специального налога, который вводился на всё недвижимое имущество в уездах на заводы, участки, дома (рис. 2) и т. д.

Рис. 2. Завод в России XIX в. ()

Земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы - это земские собрания, которые собирались раз в год. На них присутствовали депутаты - гласные, выбранные от трех курий. Распорядительные органы собирались на короткий срок для решения наиболее важных хозяйственных проблем региона. В остальное время действовали исполнительные органы земств - земские управы. Они были гораздо меньше по численности депутатов, однако земские управы были постоянно действующими органами местного самоуправления, которые решали ежедневные вопросы населения.

Земства занимались достаточно широким кругом вопросов. Они строили школы и больницы (рис. 3), занимались их обеспечением, создавали новые пути сообщения, решали вопросы местной торговли (рис. 4). В сферу ведения земств входили также благотворительность, страхование, ветеринарное дело и многое другое. В целом стоит сказать, что сделано земствами было много. Даже противники реформ Александра II признавали, что старый чиновничий аппарат местного самоуправления не смог бы решить так много вопросов, как это сделали новые земские органы.

Рис. 3. Сельская школа XIX в. ()

Рис. 4. Сельская торговля в XIX в. ()

В 1870 г. по образцу земской была проведена и городская реформа органов местного самоуправления. Согласно ей старые городские власти были заменены новыми всесословными думами и управами. Теперь к управлению городом могли быть привлечены жители всех социальных слоев. Это заставляло власти бояться новых городских органов самоуправления и жестко их контролировать. Так, городской глава мог быть назначен только с согласия министра внутренних дел или губернатора. Кроме того, эти два чиновника могли наложить вето на любое решение Городской думы (рис. 5).

Рис. 5. Городская Дума XIX в. ()

Участие в органах городского самоуправления могли принимать мужчины не моложе 25 лет, обязательно платившие налоги в казну. Городские думы решали ряд вопросов, касающиеся развития города: предпринимательская и торговая деятельность, благоустройство, содержание полиции и тюрем.

Городская реформа стала важным этапом на пути развития российских городов в целом.

В условиях пореформенной России появилось огромное количество свободных людей, при этом дезориентированных, не понимающих, как жить в стране. Перед правительством Александра II встала серьезная проблема судов. Старые суды Российской империи были изрядно коррумпированы, власть в них принадлежала представителям дворянства или местной администрации. Всё это могло привести к глубоким социальным потрясениям.

В связи с вышеперечисленными обстоятельствами одной из самых системных и последовательных реформ Александра II стала судебная реформа. По замыслу этой реформы создавались два типа судов: общие и мировые.

Мировые суды действовали в городах и уездах. Они рассматривали мелкие гражданские и уголовные дела. Мировые судьи (рис. 6) выбирались деятелями Городской или Земской управы. Они были единоличными вершителями правосудия на своем участке и всеми силами старались решить проблемы между жителями своего населенного пункта полюбовно.

Рис. 6. Мировой судья ()

Общие суды делились на окружные суды и судебные палаты. Они располагались в губернских городах и решали большое количество вопросов. В окружных судах рассматривались гражданские, уголовные и политические дела. Важной отличительной особенностью окружных судов было присутствие в них присяжных заседателей. Это были люди, которые методом жребия выбирались из числа простых горожан. Они выносили вердикт: виновен обвиняемый или нет. Судья же лишь определял меру пресечения в случае его вины либо отпускал невиновного человека на свободу.

В случае недовольства приговором осужденный мог подать апелляцию в Судебную палату. Верховной инстанцией российской судебной системы стал Сенат, куда можно было подать апелляцию, если была жалоба на действия Судебной палаты. Также Сенат осуществлял общее руководство судебной системой Российской империи.

Кроме всего прочего, в судебной системе произошли и другие изменения. Например, появились такие должности, как прокурор, который возглавлял обвинение, и адвокат, который защищал интересы подсудимого. Проводились судебные заседания впредь в атмосфере гласности: в зал суда допускались представители прессы и любознательные граждане.

Всё вышеперечисленное сделало судебную систему России более гибкой.

В целом можно сказать, что судебная система России после реформы Александра II стала наиболее эффективной и самой передовой в мире. Городская и земская реформы органов самоуправления также позволили государственному управлению страны выйти на новый, качественный уровень.

Список литературы

  1. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 1964.
  2. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  3. Лонская С.В. Мировая юстиция в России. - Калининград, 2000.
  4. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  5. История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П.Титова. - М.: Проспект, 1998.
  6. После реформ: правительственная реакция // Троицкий Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций. - М.: Высшая школа, 1997.
  1. Российское военно-историческое общество ().
  2. History.ru ().
  3. Grandars.ru ().
  4. Studopedia.ru ().

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте земскую реформу органов местного самоуправления. Каким образом она проходила? На что повлияла данная реформа?
  2. Как проходила городская реформа органов местного самоуправления? К чему привела данная реформа?
  3. Как изменилась судебная система Российской империи после проведения судебной реформы 1864 г.?

Тема: «Либеральные р
еформы 60­70­х годов

XIX
века»
Цели:
образовательная: знакомство с основными положениями земской,
городской, военной, судебной реформ, преобразований в области
просвещения и печати; работа над формированием понятий «земство»,
«управа», «присяжный заседатель».
воспитательная: на основе выявления исторических параллелей между
положением России в сер. XIX в. и настоящим политическим положением,
показ важности изучения данной темы для становления современного
правового государства.
развивающая: формирование умения самостоятельной работы с
историческими источниками, развитие навыков работы со схемой, выработка
умений сравнивать исторические явления, способности делать выводы.
Оснащение: карта «Российская империя во второй пол. XIX в.», схемы
«Система земских органов самоуправления», «Структура городского
самоуправления», «Судебная система по реформе 1864 г.».
Тип урока: комбинированный.
Деятельность учителя
и учащихся
1. Опрос домашнего задания
(13 минут).
Фронтально.
Индивидуально.
Фронтально.
Индивидуально (письменно, у
доски). Фронтально.
Подведение итогов опроса.
Приемы и средства обучения
Определите значение понятий: «уставная
1.Как называется тема, которую мы изучали на прошлом
уроке?
2. К какой главе относится эта тема?
3. Какой отпечаток на проводимые реформы, на ваш
взгляд, внесла личность Александра II?
4. Определите важнейшие причины отмены
крепостного права.
5. Согласны ли вы с утверждением, что крестьянская
реформа являлась реформой «сверху»? Почему?
6. Каковы основные положения реформы?
7.
грамота», «выкуп», «временнообязанные крестьяне»,
«отрезки»?
8.
крестьян при годовом оброке 12 рублей?
9.
составлена уставная грамота; крестьяне переводились в
положение временнообязанных; крестьяне должны бы¬
ли выплачивать ссуду государству?
10.
Отмена крепостного права коренным образом изменила
структуру общественных отношений. Изменившаяся
ситуация требовала принятия новых законов, введения
новых институтов управления.
В течение какого срока: должна была быть
Рассчитайте сумму выкупного платежа
В чем состояло значение реформы?

2. Запись темы урока на доске
и в тетрадях. Доведение
целевой установки урока до
сведения учащихся.
Изучение нового материала
(25 минут).
Работа с документом.
Постановка проблемного
задания.
Эту задачу в определенной мере выполнили реформы 60­
70­х гг. XIX в. В ходе урока мы должны выяснить, каково
основное содержание реформаторских преобразований
Александра II.
«Реформы 60­70­х годов XIX века».
План изучения нового материала:
Земская (1864) и городская (1870) реформа.
I.
Судебная реформа (1864).
II.
Военная реформа (1874).
III.
IV.
Преобразования в области просвещения и цензуры.
I. Первой из назревших реформ стало учреждение органов
местного самоуправления. Закон о местном
самоуправлении, принятый в 1864 г., определил структуру
земских учреждений и их компетенцию.
Земства вводились в уездах и губерниях, и каждое из них
имело распорядительные (земские собрания) и
исполнительные (земские управы) органы. Ими были
землевладельцы, собственники неземельных недвижимых
имуществ, крестьяне. Выборы по первым двум куриям
осуществлялись на основе имущественного ценза.
Губернские собрания избирались на заседании уездных из
числа гласных (выбранных населением уездов депутатов).
Прочитайте документ на странице 157 учебника и
укажите круг полномочий земств.
ДОКУМЕНТ
Заведывание имуществами и земельными сборами
Устройство и содержание принадлежащих земству
Попечение о развитии местной торговли
Меры обеспечения народного продовольствия.
Заведование земскими благотворительными
Дела, подлежащие ведению земских учреждений...
1.
земств.
2.
зданий, других сооружений и путей сообщения.
3.
4.
заведениями... способы прекращения нищеты.
5.
и промышленности.
6. Участие... в попечении о народном образовании, о
народном здравии и тюрьмах. Земские органы
первоначально были избраны лишь в 33­х из 50­ти
российских губерний, где было сильным влияние
дворянства. Главная их слабость заключалась в том, что
земства не могли работать в полную силу: бюджет
удовлетворял реальные потребности земств только на
80%. Однако вопреки ожиданиям правительства, земства
не замкнулись на решении местных хозяйственных дел, а
активно включились в политическую борьбу, став основой
либерального движения в России.
На аналогичных условиях с земской в 1870 г. была
проведена городская реформа. Обратимся к схеме.

СТРУКТУРА ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Городской глава
Активизация класса. Работа со
схемой.
Городская управа
Городская дума

Мелкие Средние Крупные
Плательщики городских сборов
Представительными органами городского самоуправления
были городские думы, избиравшиеся на четыре года из
числа городских собственников ­ плательщиков городских
налогов. Избиратели заносились в список по порядку
уменьшения суммы налога, который они платят. Затем
список делился на три равные части, от каждой из
которых избиралась треть депутатов (гласных) в
городскую думу. Городская дума избирала членов
городской управы и городского голову (исполнительные
органы городского самоуправления). В компетенции
органов городского самоуправления были вопросы
благоустройства, заведование школьным, медицинским и
благотворительным делом.
Прослушайте выдержки из документа и определите,
каким образом органы городского самоуправления
зависели от царской администрации.
ДОКУМЕНТ
Из городового положения (1870 г.)
Активизация класса. Работа с
документом. Постановка
проблемного задания.
Городское общественное управление,
«Попечение и распоряжение по городскому
1.
хозяйству и благоустройству предоставляется
городскому общественному правлению, а надзор за
законным его
исполнением ­ Губернатору, на точном основании правил
настоящего Положения.
2.
в
постановлениях и распоряжениях своих не может
выходить из круга указанных ему дел.
Всякое
постановление его, в противность сего
состоявшееся, недействительно.
3.
Лица, избранные на должность Городского Главы, а
также назначенные для временного замещения сей
должности,... утверждаются в сих званиях: в губернских
городах ­ Министром внутренних дел, а в прочих городах
­ Губернатором».
В целом органы городского самоуправления не принимали
участия в общественном движении из­за политической

Запись на доске и в тетрадях.
Бессословность.
Гласность.
Состязательность.
Выборность судей.
инертности купечества.
II. Одновременно с земской реформой в 1864 г. по
настоянию общественности правительство провело
судебную реформу. Реформа вводила новые принципы
судопроизводства.
Принципы судопроизводства:
1.
2.
3.
4.
5. Независимость судей от администрации.
Основным звеном судебной системы являлся окружной
суд с присяжными заседателями. 12 присяжных
заседателей избирались по жребию на каждый судебный
процесс. Кандидаты на должность присяжного должны
были удовлетворять ряду требований, одно из которых ­
имущественный ценз. На основании вердикта присяжных
(«виновен», «не виновен», «виновен, но заслуживает
снисхождения») суд выносил приговор. Высшей судебной
инстанцией был Сенат. Мировой суд решал мелкие
уголовные и гражданские дела. Он состоял из одного
судьи, избираемого на три года городскими думами и
земскими собраниями. В течение этого срока судья не мог
быть смещен. Администрация не могла вмешиваться в
судопроизводство.
Несмотря на прогрессивность
основных положений судебной реформы, она осталась
незавершенной: были сохранены сословные суды;
существовали ограничения вправе быть присяжным
заседателем. Структуру органов суда рассмотрим по
схеме.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ПО РЕФОРМЕ 1864 г.
Активизация класса. Работа со
схемой.
Сенат
Судьи
Прокурор 12 присяжных Адвокат
(имущественный ценз)
Мировой судья
Городские думы Мировой суд Земства
III. Вспомните причины поражения России в Крымской
войне и подумайте, проведение каких мер в армии было
необходимо.
Одно из важнейших преобразований александровского
Активизация класса.

Запись в тетрадях.
Запись в тетрадях.
Закрепление (5минут)
царствования ­ военная реформа, которая проводилась с
1860­х по 1874 г. Руководил подготовкой и проведением
реформы военный министр Дмитрий Алексеевич
Милютин.
Содержание реформы сводится к следующему:
1. отмена рекрутской системы комплектования армии;
2. снижение срока службы: 6 лет в пехоте и 7 лет на
флоте;
3. изменение тактических приемов; принимаются новые
воинские уставы;
4. улучшение руководства вооруженными силами,
Россия делится на военные округа;
5. перевооружение армии;
6. пополнение офицерского состава квалифицированными
кадрами.
Военная реформа вызвала резкую критику консерваторов.
Но уже первое серьезное испытание ­ русско­турецкая
война 1877­1878 гг. показало высокий уровень боевой
подготовки армии.
Проведение реформ требовало подготовки
IV.
квалифицированных специалистов,
поэтому перед
правительством Александра II встала задача коренного
реформирования народного образования.
Изменение в системе просвещения можно свести к
следующему:
1. введение новых университетского (1863) и школьного
(1864) уставов;
2. восстановление автономии университетов;
3. выборность ректора, деканов, преподавателей;
4. создание совета, решавшего все внутренние
дела университета;
5. значительное увеличение числа начальных и средних
учебных заведений, в том числе для детей из
малообеспеченных семей. В 1865 г. были приняты
«Временные правила» о цензуре, согласно которым
отменялась предварительная цензура рукописей. Но в
целом цензурная реформа оказалась самой робкой из всех
преобразований 60­70­х гг.

последовательный характер?

продуманной системой?

Чем вы можете объяснить большую или меньшую
глубину реформ в разных сферах жизни тогдашней
России?

капитализм, а что тормозило его развитие?
Современники Александра II назвали реформы 60­70­х гг.
«великими». И действительно, были созданы новые,
современные органы самоуправления и суда, реформы
Какие реформы, на ваш взгляд, имели наиболее
Являются ли реформы 60­70­х гг. XIX в. единой
Что в реформах давало возможность развивать

Подведение итогов.

способствовали росту производительных сил страны, ее
обороноспособности,
гражданского
развитию
самосознания среди населения,
распространению
просвещения, улучшению качества жизни. Россия
подключалась к общеевропейскому процессу создания
передовых, цивилизованных форм государственности. Но
реформы имели половинчатый характер: в местном
управлении были сильны пережитки крепостничества,
оставались нетронутыми многие дворянские привилегии,
Объяснение домашнего
задания (2 минуты).
реформы не затронули верхних этажей власти.
Прочитать параграф 23­24 учебника «Продолжение
реформ».
Ответить на вопросы на стр.167 учебника.
(При подготовке домашнего задания обратите внимание
на документы, помещенные на полях и в конце параграфа)
Запомнить даты, исторические понятия, персоналии
темы.

Отмена крепостного права поставила перед властью новые серьезные проблемы. Крепостной строй на протяжении веков определял в России организацию системы управления и судопроизводства, принципы комплектования армии и пр. Крушение этого строя диктовало необходимость дальнейших реформ. Земская и городская реформы Отмена крепостного права образовывала много пустых мест в существовавшей ранее системе местного управления, т.к. эта последняя была теснейшим образом связана с крепостным правом. Так, прежде каждый помещик в своем имении был для своих крестьян олицетворением власти. Да и в уездном и губернском управлении большая часть должностей еще со времен Екатерины II замещалась по выбору дворянства и из числа его представителей. После отмены крепостного права вся эта система рухнула. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности (особенно из нечерноземных губерний), которая ходатайствовала о введении местного всесословного самоуправления. Эти идеи были высказаны Н.А. Милютиным в записке на имя императора. После утверждения последним, они стали руководящими принципами реформы. Принципы эти выражались в формуле: дать местному самоуправлению возможно больше доверия, возможно больше самостоятельности и возможно больше единства. 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Началась земская реформа, в ходе которой в России создавалась система органов местного самоуправления на двух территориальных уровнях - в уезде и губернии. Распорядительными органами земства были уездные и губернские земские собрания, а исполнительными - уездные и губернские земские управы. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда (курии). К первой курии (частных землевладельцев) относились лица, независимо от сословия, имевшие не менее 200-800 десятин земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Ко второй (сельских обществ) - выборные от волостных сходов. Третья курия (городских избирателей) включала в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. Каждый из съездов избирал определенное равное число гласных (сроком на три года). Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором. Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Функции земств были довольно многообразны. В их ведении находились местное хозяйство (строительство и содержание местных дорог др.), народное просвещение, медицина, статистика. Однако всеми этими делами они могли заниматься только в пределах своего уезда или губернии. Недостатки земской реформы были очевидны: незавершенность структуры земских органов (отсутствие высшего центрального органа), искусственное создание численного преимущества для поместного дворянства, ограниченность сферы деятельности. В то же время эта реформа имела серьезное значение. Выборность земских органов, их относительная независимость от бюрократических структур позволяли рассчитывать на то, что эти органы, при всех своих недостатках, будут исходить из интересов местного населения и приносить ему реальную пользу. Эти надежды в целом оправдались. Уже вскоре после создания земств Россия покрылась сетью земских школ и больниц. С появлением земства стало меняться соотношение сил в провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. По закону земства были чисто хозяйственными организациями. Но вскоре они стали играть важную политическую роль. Политика правительства по отношению к земству во второй половине 1860-х - 1870-е гг. была направлена на лишение его всякой самостоятельности. Губернаторы получили право отказывать в утверждении в должности любому лицу, избранному земством; еще большие права были даны им в отношении "лиц, служащих по найму”, - земских врачей, учителей, статистиков: по малейшему поводу их не только изгоняли из земства, но и высылали за пределы губернии. На аналогичных основаниях в 1870 г. было опубликовано Городовое положение (закон о реформе городского самоуправления). Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства (освещение, отопление, водоснабжение, очистка, транспорт, устройство городских проездов, набережных, мостов и др.), а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом, попечение о развитии торговли и промышленности. На Городские думы были возложены обязательные расходы на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем, казарм (эти расходы поглощали от 20 до 60% городского бюджета). Городовое положение устранило сословное начало в формировании городских органов самоуправления, заменив его имущественным цензом. В выборах в городскую думу участвовали лица мужского пола, достигшие 25 лет по трем избирательным съездам (куриям) (мелких, средних и крупных налогоплательщиков) с равными общими суммами платежей городских налогов. Судебная реформа. В 1864 г. была проведена и судебная реформа, в корне преобразовавшая структуру русского суда и весь процесс судопроизводства. Прежние суды существовали безо всяких существенных изменений со времен Екатерины II, хотя необходимость судебной реформы осознавалась еще Александром I. Главные пороки старой судебной системы состояли в сословности (для каждого сословия свой суд и свои законы), полной подчиненности администрации и закрытости судебного процесса (открывавшей невиданные возможности для злоупотреблений и беззакония). Подсудимому не всегда сообщались даже все основания, на которых основывалось выдвинутое против него обвинение. Приговор выносился по совокупности системы формальных доказательств, а не по внутреннему убеждению судьи. Взяться за реформу удалось только после отмены крепостного права, заставившего отказаться от принципа сословности и смены консервативного министра юстиции гр. В.Н. Панина. Автором судебной реформы стал давний сторонник перемен в этой области статс-секретарь Государственного Совета Сергей Иванович Зарудный. В 1862 г. императором были утверждены разработанные им основные положения судебной реформы: 1) бессословность суда, 2) равенство всех граждан перед законом, 3) полная независимость суда от администрации (что гарантировалось несменяемостью судей), 4) тщательный подбор судейских кадров и их достаточное материальное обеспечение. Старые сословные суды упразднялись. Вместо них создавались суд мировой и суд коронный - две независимые друг от друга системы, которые объединялись лишь подчинением одному высшему судебному органу - Сенату. От старых судов, которые вели дела сугубо бюрократическим порядком, новые отличались прежде всего тем, что были гласными, т.е. открытыми для публики и прессы. Кроме того в основу судебной процедуры был положен состязательный процесс, в ходе которого обвинение формулировалось, обосновывалось и поддерживалось прокурором, а интересы подсудимого защищались адвокатом из числа присяжных юристов. Мировой суд, задачей которого было предоставить русским людям суд “скорый, правый и милостивый” состоял из одного человека. Мировой судья избирался земскими собраниями или городскими думами на три года. Правительство не могло своей властью отстранить его от должности (как и судей окружного коронного суда). В задачу мирового суда входило примирение виновных, а при нежелании сторон судье предоставлялся значительный простор в назначении наказания - в зависимости не от каких-нибудь внешних формальных данных, а от внутреннего его убеждения. Введение мировых судов значительно разгрузило коронные суды от массы мелких дел. И все же судебная реформа 1864 г. осталась незавершенной. Для разбора конфликтов в крестьянской среде был сохранен сословный волостной суд. Это отчасти объяснялось тем, что крестьянские правовые понятия сильно отличались от общегражданских. Кроме того, уже вскоре после начала реализации судебной реформы, во многом под влиянием небывалого размаха терроризма, власть начала подчинять суды господствующей бюрократической системе. Во второй половине 1860-х - 1870-е годы была значительно ограничена публичность судебных заседаний и освещение их в печати; усилилась зависимость судебных чиновников от местной администрации: им предписывалось беспрекословно “подчиняться законным требованиям" губернских властей. И все-таки, можно без колебаний признать, что судебная реформа была наиболее радикальной и последовательной из всех Великих реформ 1860-х гг. Военные реформы. В 1861 г. военным министром был назначен генерал Дмитрий Алексеевич Милютин. Учитывая уроки Крымской войны, он провел в 1860-х - I пол. 1870-х гг. ряд военных реформ. Одной из главных задач военных реформ было сокращение численности армии в мирное время и создание возможности для значительного увеличения ее в военное время. Одновременно для упорядочение системы военного управления была создана стройная, строго централизованная структура. В 1862 - 1864 гг. Россия разделялась на 15 военных округов, непосредственно подчиненных Военному министерству. В 1865 г. учрежден Главный штаб - центральный орган управления войсками. Серьезное значение имели и преобразования в сфере военного образования: вместо закрытых кадетских корпусов учреждались военные гимназии, близкие по программе к средней школе (гимназии) и открывавшие путь в любое высшее учебное заведение. Те, кто желал продолжить военное образование, поступали в учрежденные в 1860-е гг. специализированные юнкерские училища - артиллерийские, кавалерийские, военно-инженерные. Важной чертой этих училищ была их всесословность, открывшая доступ в офицерский корпус лицам недворянского происхождения. Высшее военное образование давали академии - Генерального штаба, артиллерийская, военно-медицинская, морская и др. Было проведено перевооружение армии (первые нарезные казнозарядные орудия, винтовки Бердана и др.). Военные реформы встречали сильное противодействие консервативных кругов генералитета и общества; главным противником реформ был генерал-фельдмаршал кн. А.И. Барятинский. Военные “авторитеты” критиковали реформы за бюрократический характер, умаление роли командного состава, ниспровержение вековых устоев русской армии. Итоги и значение реформ 1860-х - 1870-х гг. Реформы 60--70-х годов не коснулись верхних этажей власти. Сохранялись самодержавие и полицейский строй, унаследованный от прошлых эпох.