Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется. Дополнительное профессиональное обучение государственных служащих

Дополнительным профессиональным образованием государственных гражданских служащих Российской Федерации является образование на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а также непосредственно в государственных органах или иных организациях, направленное на непрерывное профессиональное развитие государственных гражданских служащих Российской Федерации. Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих включает их профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. За гражданским служащим в период получения им дополнительного профессионального образования сохраняется замещаемая должность и денежное содержание.

Основаниями для направления гражданского служащего на обучение по образовательной программе являются:

  • а) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на иную должность гражданской службы на конкурсной основе;
  • б) включение гражданского служащего в кадровый резерв;
  • в) решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им образовательной программы.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с отрывом, с частичным отрывом (до 3 рабочих дней в неделю) или без отрыва (вечерние группы) от службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы:

  • а) категория "руководители" высшей группы - с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий;
  • б) категория "помощники (советники)" или "специалисты" высшей группы, категория "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" или "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей группы - с отрывом или с частичным отрывом от службы;
  • в) иные должности - с отрывом от службы.

Стажировка осуществляется с отрывом от гражданской службы. Освоение гражданскими служащими образовательных программ дополнительного профессионального образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией. Гражданским служащим, успешно освоившим программы дополнительного профессионального образования, выдаются документы государственного образца.

Государственный служащий должен постоянно поддерживать уровень своих знаний, повышать квалификацию, иметь возможность переподготовки и стажировки. Безусловно, обучение каждого госслужащего должно носить постоянный характер, т.е. осуществляться в течение всей его профессиональной карьеры с целью обновления его знаний, полученных в результате "базового" образования и обретения новых знаний, которые он будет использовать в своей профессиональной деятельности.

Формирование профессиональной государственной службы требует совершенствования системы подготовки кадров и дополнительного профессионального образования государственных служащих. Совершенствование системы профессионального обучения кадров для государственной службы должны рассматриваться, через призму комплекса проблем, накопившихся в системе образования государства.

Прежде всего, нужно четко представлять, в чем состоит сегодня суть профессионального обучения, подготовки кадров в России, каковы особенности образования персонала для государственного аппарата, кто осуществляет эту подготовку, каков уровень качества образовательных услуг в данной сфере.

В настоящее время все ещё не устранены недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих Российской Федерации. Имеющиеся образовательные учреждения в целом не обеспечивают необходимый уровень профессиональной подготовки государственных служащих. Бакушев В. В., Демидов Ф. Д. Профессиональное образование в начале Нового века и подготовка государственных служащих. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - С. 72

Анализ опыта обучения кадров государственной службы в нашей стране показывает, что программа обучения строится, как правило, на широкой теоретической обще гуманитарной основе и лишь в связи с ней осуществляется прикладная подготовка. В этой связи наиболее значимой задачей институтов, готовящих управленческие кадры, является усиление связи обучения и практики, обеспечение единства фундаментальной и прикладной подготовки, разработка практико-ориентированной модели учебного процесса. Яблокова Е. А. Подготовка кадров государственной службы: методические и дидактические основы повышения эффективности. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С. 13

В настоящее время в России главенствует дисциплинарная модель обучения на основе которой, в случае необходимости, реализуется модульный подход к образованию в качестве организационных форм обучения в такой модели используются лекции, семинарские и практические занятия, имитационные или деловые игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, производственная практика, курсовые и дипломные работы, зачеты и экзамены. Хранителем информации в такой модели является книга, а интерпретатором - знания и преподаватель. Яблокова Е. А. Подготовка кадров государственной службы: методические и дидактические основы повышения эффективности. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С. 158

Обобщая проблемы в этой сфере, можно выделить самые значимые, решения которых не требует отлагательства:

1. Снижение уровня профессионализма государственных служащих.

Неразвитость системы профессионального обучения государственных служащих.

Неопределенность организационного механизма профессионального обучения кадров для службы.

Отсутствие сети специализированных (базовых) учебных учреждений, реализующих образовательные программы в сфере подготовки кадров для государственной и муниципальной службы, выполняющих функции обеспечения органов власти квалифицированными кадрами.

Формирование системы государственного заказа на подготовку кадров для государственной и муниципальной службы и целевая подготовка государственных и муниципальных служащих по выполнению функций и задач органов власти.

  • 6. Неэффективность управления профессиональным образованием в данной сфере. госслужба кадровый переподготовка управление
  • 7. Отсутствие эффективных средств и форм взаимодействия государственных органов и учебных учреждений при подготовке кадров для государственной и муниципальной службы.
  • 8. Слабость разработки государственных образовательных стандартов профессионального образования и подготовки кадров для государственной и муниципальной службы.
  • 9. Необходимость изменения основных и дополнительных образовательных программ профессионального образования кадров для государственной и муниципальной службы, их адаптации к новым социально - экономическими условиям.

· 28 календарных дней

· 30 календарных дней

· 35 календарных дней

· 40 календарных дней

· 45 календарных дней

Сколько календарных дней составляет продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет при стаже гражданской службы 15 лет и более?

· 7 календарных дней

· 10 календарных дней

· определяется представителем нанимателя в каждом конкретном случае индивидуально

506. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет НЕ может превышать:

· Для гражданских служащих, замещающих высшие должности гражданской службы, - 50 календарных дней, для гражданских служащих, замещающих главные должности гражданской службы, - 45 дней, для гражданских служащих иных групп - 40 календарных дней

· Для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 55 календарных дней, для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 45 календарных дней

· Для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 40 календарных дней

· Ограничения не устанавливаются

507. Гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование:

· как в Российской Федерации, так и за ее пределами

· только в Российской Федерации

· только в Российской Федерации и других государствах – участниках СНГ

· в Российской Федерации, а также за ее пределами при условии наличия соответствующих международных соглашений

508. Основанием для направления гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование НЕ является:

· Назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе

· Включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе

· Результаты аттестации гражданского служащего

· Письменное заявление гражданского служащего

509. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя:

· профессиональную переподготовку и повышение квалификации

· второе высшее образование и профессиональную переподготовку

· стажировку

· подготовительные курсы

· аспирантуру, соискательство

510. Денежное содержание гражданского служащего состоит:

· из должностного оклада и оклада за классный чин

· из должностного оклада, оклада за классный чин и дополнительных выплат

· из должностного оклада, оклада за классный чин и материальной поддержки

· из оклада за классный чин

511. Какова ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе при стаже гражданской службы свыше 15 лет:

· 20 процентов

· 30 процентов

· 15 процентов

· 25 процентов

512. Учитывается ли стаж муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы:

· учитывается, если до замещения должностей муниципальной службы гражданский служащий находился на государственной службе

· учитывается в соотношении 2 к 1

513. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются:

· Федеральным законом

· Указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации

· Правительством Российской Федерации

· Руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти в отношении федеральных государственных гражданских служащих, замещающих в этом органе должности федеральной государственной гражданской службы

514. Какую сумму должен выплатить представитель нанимателя гражданскому служащему в случае прекращение служебного контракта, заключенного с нарушением обязательных правил, допущенным не по вине гражданского служащего:

· месячное денежное содержание

· два месячных денежных содержания

· представитель нанимателя не должен осуществлять никаких выплат

515. Предельный возраст пребывания на гражданской службе составляет:

· 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин

· 60 лет (данная норма действует до 01.01.2017 ФЗ № 143-ФЗ от 23.05.2016)

· 65 лет

516. В период отстранения от замещаемой должности гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего денежное содержание ему:

· Начисляется в полном объеме во всех случаях

· Не начисляется ни в каких случаях

· Начисляется в случае отстранения на период урегулирования конфликта интересов

· Не начисляется в случае отстранения на период урегулирования конфликта интересов, в иных случаях начисляется

517. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе осуществляют:

· Органы прокуратуры

· Органы юстиции

· Контрольно-счетная палата РФ

518. Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается:

· Законодательным органом субъекта Российской Федерации

· Высшим должностным лицом субъекта Федерации

· Президентом Российской Федерации

· Федеральным законом

519. Каким из перечисленных ниже правовых актов утверждается Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы:

· указом Президента Российской Федерации

· постановлением Правительства Российской Федерации

· приказом руководителя Росреестра

· приказом министра труда РФ


Что такое профессиональный стандарт педагога? Как гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование? Как проходит обучение по программам дополнительного образования?

Всем привет! На связи, Алла Просюкова, эксперт и автор публикаций онлайн-журнала «ХитёрБобёр».

Представьте ситуацию: вы профессионал своего дела с большим опытом работы, которому по плечу сложные и масштабные проекты. Однако все чаще вас не покидает ощущение, что вы не успеваете идти в ногу со временем, вам не хватает некоторых профнавыков и компетенций. Знакомое состояние?!

Далее. После школы вы поступили в финансовый институт, так хотели родители. Успешно закончив обучение, начали работать. И вроде бы все идет как надо, но давняя мечта стать воспитателем детского сада не отпускает до сих пор. Это про вас?

Если да, то диагноз ясен! Назначаем лечение - дополнительное профессиональное образование. Именно о нем и пойдет речь в сегодняшней статье.

В конце публикации бонус: полезное видео от профессионалов и способы, помогающие получить новую профессию бесплатно.

1. Что такое дополнительное профессиональное образование и для чего оно необходимо

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) с каждым годом все более востребовано.

Оно направлено на обеспечение соответствия квалификации работника, его профессиональных потребностей современным жизненным реалиям, требованиям работодателей и запросам рынка труда. С его помощью вы не только улучшите свои профнавыки и знания, но и получите новую профессию.

Дополнительное образование обеспечивается специальными программами. Такое обучение доступно людям, имеющим высшее или средне-специальное образование. Доступно ДПО и студентам, еще только обучающимся в ВУЗе или средне-специальном образовательном учреждении.

Для ряда профессий действуют профстандарты, например, для педагогов дополнительного образования. В них прописаны основные требования к той или иной специальности.

Если сотрудник не в полной мере им соответствует, то ему необходимо пройти дополнительное профессиональное образование. Это позволит довести свою квалификацию до нужного уровня.

Основания для направления на ДПО:

  • при назначении служащего на новую должность на конкурсной основе;
  • включение на конкурсной основе в карьерный резерв;
  • по результатам аттестации.

Во всех остальных случаях гражданские служащие обучаются по собственной инициативе и за свой счет.

2. Какие бывают виды дополнительного профессионального образования?

ДПО в РФ регулируется законом «Об образовании». В нем представлена четкая классификация такого обучения по видам.

Существует 2 вида ДПО:

  • повышение квалификации;

Некоторые специалисты выделяют третий вид - стажировка. Однако вышеупомянутым законом стажировка к отдельному виду не относится, а рассматривается как практическая составляющая повышения квалификации и профпереподготовки.

Рассмотрим каждый из видов более подробно.

Вид 1. Повышение квалификации

Итак, повышение квалификации - это актуализация профессиональных навыков и компетенций специалистов, повышение их профессионального уровня.

Пример

На завод пришло новое оборудование. Наладчик станков и оборудования Борис Петров - мастер своего дела, но со станками последнего поколения этой фирмы не сталкивался ни разу. Специалистов, способных провести их пусконаладку, на предприятии нет.

Руководство решило для повышения квалификации направить Бориса на обучение в специализированный учебный центр компании-поставщика.

Повышение квалификации требуется в следующих случаях:

  • необходимо «освежить» знания и навыки после длительного перерыва в работе (декрет, служба в Армии, продолжительная болезнь и пр.);
  • расширение должностных обязанностей, для исполнения которых недостаточно имеющихся профессиональных компетенций;
  • участились случаи травматизма на рабочем месте по вине персонала;
  • сотрудник желает повысить разряд/категорию.

Вид 2. Профессиональная переподготовка

Теперь разберёмся с профпереподготовкой.

Профессиональная переподготовка - получение дополнительных профессиональных навыков, необходимых для нового вида деятельности, должности или получения другой профессии.

Рассмотрим случай из жизни.

Пример

Людмила Попова вот уже 8 лет работает медсестрой в процедурном кабинете одной из поликлиник Казани. Работа нравится, но зарплата оставляет желать лучшего.

Девушку всегда привлекала работа косметолога. Промониторив зарплату этих специалистов, Людмила пошла на вечерние курсы по переподготовке для получения новой профессии. Через 5,5 месяцев Попова имела на руках диплом, дающей ей права работать косметологом.

Сейчас Люда работает в одном из казанских салонов и никак не нарадуется не только интересной работе, но и новой зарплате. Судите сами: работая медсестрой, она получала в среднем 11 тыс. руб., теперь Людмила-косметолог получает 40-50 тыс. руб.!

Разумеется, это только наиболее распространенные причины, когда может потребоваться подобного рода. На практике их гораздо больше.

3. Как получить дополнительное профессиональное образование - 5 простых шагов

Обучение будет эффективным, если его правильно организовать.

Как это сделать, читайте в моей пошаговой инструкции.

Шаг 1. Выбираем программу образования

Все обучающие программы составляют с учетом существующих профессиональных и образовательных стандартов, а также утвержденных квалификационных требований. Осваивают их как непрерывно, так и поэтапно. Способ прописывается в договоре.

Выбирая программу, обращайте внимание на:

  • её продолжительность;
  • форму обучения;
  • стоимость курсов;
  • вид документа, получаемого по окончанию;
  • график учебы;
  • наличие лицензии у обучающей компании.

От этих факторов зависит качество получаемого допобразования и возможность в дальнейшем достичь цели обучения.

Шаг 2.

Есть несколько способов подачи заявки в зависимости от выбранной формы обучения и местонахождения обучающей фирмы.

Если выбрали учебный центр в городе вашего проживания, подавайте документы и оформляйте заявку непосредственно в офисе. Там же вам выдадут всю необходимую документацию.

В остальных случаях пользуйтесь формой, размещенной на сайте обучающей компании.

После получения заявки с вами свяжется менеджер, курирующий курс. Он уточнит детали и вышлет на ваш е-майл подробные инструкции и квитанцию (счет или реквизиты) для оплаты обучения.

Общий перечень документов для поступления:

  • паспорт;
  • документ о высшем или средне-специальном образовании;
  • трудовая книжка;
  • документ о смене фамилии (если таковая была);
  • студенческий билет или справка из деканата (для обучающихся).

Точный перечень узнавайте в учебном центре. Все документы представляются в виде заверенных копий.

Разброс цен на дополнительное профессиональное образование весьма широк: от 3500 руб. и до нескольких сот тысяч рублей. Стоимость зависит от сроков обучения, программы, престижности обучающей компании и т.д.

Шаг 3. Проходим обучение

Порядок обучения зависит от выбранной формы. Если вы получаете дополнительное образование с отрывом от производства, то все занятия проводятся на базе обучающей организации по разработанному и утвержденному графику.

Если учитесь без отрыва от производства, то материалы располагаются в специальной образовательной среде на сайте учебного учреждения. Логин и пароль выдают каждому студенту лично.

Срок обучения зависит от его вида.

Сроки дополнительного образования:

Шаг 4. Сдаем экзамены

Обучение завершает итоговая аттестация. Она проводится в разных формах.

Формы итогового испытания:

  • устный экзамен;
  • письменная работа;
  • тестирование.

Обучающая организация выбирает форму аттестации самостоятельно, сведения указываются в программе или договоре.

Шаг 5. Получаем диплом

При успешном прохождении итоговой аттестации обучающийся получает удостоверение, если было пройдено , или диплом при профпереподготовке.

4. Где получить дополнительное профессиональное образование - обзор ТОП-3 компаний

Вы никак не можете определиться с обучающей организацией для прохождения ДПО? Я вам помогу сделать выбор!

Ознакомьтесь с моей подборкой. В ней представлены компании с отличной репутацией, высококлассными специалистами и выгодными условиями.

«Современная научно-технологическая Академия» (СНТА) - некоммерческая организация дополнительного образования более 4 лет предоставляет услуги по повышению квалификации и переподготовке по различным направлениям.

Основные услуги Академии:

  • обучение;
  • сертификация;
  • охрана труда;
  • СОУТ.

Все программы ведутся с использованием дистанционных технологий. Для этого в образовательном учреждении создана специальная информационно-образовательная среда.

СНТА имеет всю необходимую разрешительную документацию:

  • лицензию;
  • сертификат соответствия;
  • уведомление из реестра аккредитованных организаций;
  • заключение МЧС РФ.

2) Русская Школа Управления

В 2002 в Москве была создана «Русская Школа Управления» (РШУ). Сегодня бизнес-школа входит в пятерку лидеров российских образовательных компаний. За период существования бизнес-школы создана постоянная клиентская база из более 500 различных фирм и предприятий. Некоторые клиенты РШУ: гипермаркет игрушек «Бегемот», «Эльдорадо», «Мастер Фуд», «Комус», «Nikon» и пр.

РШУ в цифрах:

  • представительства в 12 российских городах;
  • обучение по 35 направлениям;
  • 300 преподавателей-консультантов;
  • 600 семинаров и тренингов;
  • ежегодно 12 тыс. выпускников.

Высокое качество услуг, передовые технологии обучения, лучшие преподаватели Москвы - отличительные особенности обучения в этой бизнес-школе.

3) ЦПП ТУСУР

«ТУСУР» - это центр профессиональной переподготовки из Томска. Дополнительное образование проводится по нескольким программам. Обучение в центре ведется по 2 формам: очной и дистанционной. По согласованию сторон возможен индивидуальный план обучения.

Наиболее популярные программы ДПО:

  • антикризисное образование;
  • менеджмент туризма;
  • менеджмент малого и среднего бизнеса;
  • сервисная деятельность;
  • финансово-банковский менеджмент;
  • менеджмент здравоохранения;
  • управление персоналом.

В компании гибкое ценообразование, предусмотрены различные скидки проводятся акции. В таблице представлены базовые тарифы на обучение.

Стоимость обучения ЦПП ТУСУР:

5. Как освоить дополнительную профессию бесплатно - 4 действующих способа

Чтобы получить новую профессию недорого и с максимальным комфортом, а ещё лучше - бесплатно, нужно знать способы, как это сделать.

В этой статье я расскажу о некоторых из них.

Способ 1. Займитесь самообразованием

«Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» - замечал известный русский книговед и писатель Рубакин Н.А. Это в полной мере справедливо и для дополнительного профессионального образования.

Правильно организованный процесс - гарантия результата. Рекомендую профессиональное самообразование вести несколькими способами.

Способы профессионального самообразования:

  • читайте специальную литературу в сфере ваших профинтересов;
  • посещайте бесплатные онлайн-уроки и вебинары, проводимые экспертами;
  • не игнорируйте участие в профессиональных сообществах и ассоциациях;
  • не пропускайте конференции и семинары, их очень часто проводят обучающие компании в рекламных целях совершенно бесплатно;
  • перенимайте опыт коллег, предлагайте свою помощь. Так вы сможете освоить новые навыки, не затратив средств.

Помните : такой комплексный подход даст нужный результат только при высокой самодисциплине и инициативности.

Способ 2. Обучайтесь в интернете

В интернете, как в Греции, есть все! В том числе - бесплатное профессиональное обучение. Учителя и бухгалтеры, косметологи и администраторы соцсетей могут повысить свою квалификацию, не тратя при этом кровно заработанные.

Курсы на ютубе, мастер-классы, электронные библиотеки в свободном доступе - все это вам в помощь! Есть немало образовательных учреждений, обучающих бесплатно, причем некоторые из них даже выдают сертификаты.

Подборка предложений по бесплатному дистанционному обучению:

Образовательное

учреждение

Наименование курсов
1 Институт Юнеско Информационные и коммуникационные технологии в образовании; Облачные вычисления в образовании; открытые образовательные ресурсы; Основы разработки электронных образовательных ресурсов и пр.
2 Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» Web-дизайн; Информационная безопасность; ИТ-консультант; Разработка веб-приложений; Управление ит-проектами; 1С бухгалтерия 8.1 и т.д.
3 Центр онлайн-обучения «Фоксфорд» Для учителей: олимпиадная и ЕГЭ подготовка; предметные курсы и т.п.

Выбирайте подходящие! И вперед - к повышению профмастерства или получению новой профессии!

Способ 3. Пользуйтесь благотворительным обучением

Есть еще такая возможность бесплатного допобразования, как благотворительное обучение. Этот формат представляет собой семинары, конференции, курсы, проводимые крупными компаниями. Например, «Аудэкс».

Такие мероприятия имеют свободный доступ. Следите за подобными объявлениями, чтобы успеть записаться в числе первых.

Способ 4. Пользуйтесь льготами на дополнительное образование

Если они вам положены, обязательно воспользуйтесь своим правом.

В заключение хочу отметить: получить новую профессию способами, о которых я рассказала, можно не во всех случаях. Так, например, нельзя стать хирургом, а вот веб-дизайнером или копирайтером - пожалуйста.

В видеоролике найдете много дополнительной полезной информации.

6. Заключение

Подведём итог! Дополнительное профессиональное образование - это повышение квалификации и профпереподготовка. Выбирать вид обучения следует, исходя из его цели.

Если необходимо усовершенствовать профнавыки, повысить разряд, то идем повышать квалификацию. Если хотите сменить профессию, то переподготовка - подходящий вариант.

Вопрос к читателям

Как вы относитесь к дополнительному профессиональному образованию? Хотели бы вы получить ещё одну специальность?

Учитесь, развивайтесь, не останавливайтесь на достигнутом! Желаю успехов! Оставляйте отзывы на статью! Комментируйте и делитесь с друзьями в соцсетях!

Нормы ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязывают всех сотрудников государственных учреждений поддерживать на должном уровне квалификацию, необходимую для исполнения должностных обязанностей. Без определенных профессиональных навыков такие сотрудники не могут двигаться по карьерной лестнице, а значит, им необходимо дополнительное образование. Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 регулирует этот порядок. Кроме того, дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется представителем нанимателя по нормам Положения, утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474. То есть направить на обучение может учреждение или ведомство, где служит человек. Рассмотрим подробнее, как это происходит.

Права и обязанности на обучение

Работодатель обязан направлять своих сотрудников на допобучение в определенных законом случаях. В частности, если:

  • сотрудник назначен на другую, более высокую, должность по итогам конкурсного отбора (карьерный рост);
  • сотрудник включен по итогам конкурса в кадровый резерв;
  • сотрудник прошел аттестацию с итогом, требующим повышения квалификации;
  • сотрудник назначен на другую должность в связи с сокращением занимаемой им ранее должности или упразднением государственного органа в целом.

При этом другие чиновники также могут обучаться на дополнительной основе по своему желанию. Установлено, что любой служащий государственных органов должен пройти допобучение не реже, чем раз в 3 года.

В силу п.12 Порядка, утвержденного приказом № 499, объем освоения дополнительной профессиональной программы составляет:

  • в случае повышения квалификации — не менее 16 часов;
  • в случае профессиональной переподготовки — не менее 250 часов.

Форма обучения может быть любой, разрешенной законодательством (очной, заочной, дистанционной). Прохождение занятий может осуществляться с отрывом или без отрыва учащегося от исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в течение всего периода его службы. Представитель нанимателя (ведомство, в котором работает чиновник) должен самостоятельно определять план необходимых мероприятий, а также финансировать их за счет средств соответствующих бюджетов. Обучающимся лицам работодатели должны создавать необходимые условия для совмещения учебы и работы.

Порядок направления на учебу

Руководство ведомства выбирает государственных гражданских служащих и направляет их на учебу. В распоряжении о направлении на учебу должен быть указан режим чиновника на этот период, поскольку гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование разными способами:

  • с полным отрывом от работы (стажировка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации в России и за ее пределами);
  • с частичным отрывом от трудовой деятельности (до 3-х рабочих дней в неделю);
  • без отрыва от государственной службы (вечерние группы).

Однако в последнее время частичный отрыв от службы не применяется, и учебу совмещают с выполнением служебных обязанностей в обычном графике либо получают учебный отпуск. Выбор формы обучения зависит от расположения учебного центра (организации) и объема информации, которую должен получить слушатель. Этот объем строго регламентирован в п. 3 Требований № 362 и составляет:

  • до 12 часов в неделю при дополнительном обучении без отрыва от службы;
  • до 41 часа в неделе в аудитории (54 часов в целом) при учебе с отрывом от работы.

Следует учитывать, что в госучреждениях такие мероприятия планируются заранее и на разных вертикалях. Переподготовка чиновников является государственным заказом. Поэтому отбор учебных заведений, а значит, и образовательных программ осуществляется учреждениями по нормам Федерального закона от 05.04.2013 № 44. Кроме того, должен быть разработан и утвержден план мероприятий по повышению квалификации гражданского служащего. Этот документ в целом по региону утверждается на уровне местных властей. Далее составляются ведомственные планы. Затем каждое учреждение и орган разрабатывает и утверждает индивидуальные планы по всем сотрудникам. В этом доменте приводится информация о чиновнике, а также все сведения о повышении квалификации и переподготовке. Примерно это выглядит так:

Образец приказа об утверждении плана и образец (на примере Комитета ЗАГС)

Последствия непрохождения обучения

Если гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование, но откажется от этой возможности или его руководство ее проигнорирует, он рискует не только не получить следующие по рангу категорию и должность, но и утратить работу совсем. Например, руководство обязано направить на профессиональную переподготовку служащих, замещающих должности на категории:

  • помощники (советники);
  • специалисты;
  • обеспечивающие специалисты.

Только в этом случае возможно их назначение в порядке должностного роста на более высокую должность категории «руководители». В этом случае по результатам профессиональной переподготовки чиновникам может быть присвоена дополнительная квалификация. Если же переподготовки не произойдет, они не будут соответствовать установленным требованиям для более высокой категории.

Итоги дополнительного образования

После завершения образовательных программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки проводится обязательная государственная итоговая аттестация. В ее состав входят:

  • выпускная квалификационная (аттестационная) работа;
  • экзамен.

В случае успешного прохождения испытаний государственный служащий получает:

  • диплом о профессиональной переподготовке (программа объемом более 500 аудиторных часов);
  • диплом о дополнительном (к высшему) образовании (программа объемом более 1000 часов).

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных основаниями для направления гражданского служащего на обучение, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.

Гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу.

Гражданский служащий в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей направляется на повышение квалификации.

Стажировка гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных основаниями для направления гражданского служащего на обучение, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя. Целью стажировки, которая проходит в государственных органах или иных организациях, является:

а) изучение передового, в том числе зарубежного, опыта;

б) закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим в период профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей.

Стажировка может являться как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и составной частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Стажировка, являющаяся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, организуется представителем нанимателя совместно с государственным органом или иной организацией, в которые он направляется для прохождения стажировки, при участии образовательного учреждения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей, осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от государственной гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "помощники (советники)" или "специалисты", относящиеся к высшей группе должностей, а также должности гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" или "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной и ведущей группам должностей, осуществляются с отрывом или с частичным отрывом от государственной гражданской службы.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих иные должности гражданской службы, осуществляются с отрывом от государственной гражданской службы.

Стажировка гражданских служащих осуществляется с отрывом от государственной гражданской службы.

Сроки обучения гражданских служащих по образовательным программам устанавливаются представителем нанимателя на основе нормативов продолжительности образовательных программ в соответствии с государственными требованиями к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке гражданских служащих, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.