Процедура служебного расследования в отношении работника. По проведению разбирательства

Телефон Юриста в Москве +7 (499) 703-51-48 в Санкт-Петербурге +7 (812) 309-42-67


Любое происшествие на предприятии, будь то несчастный случай, хищение материальных ценностей или другой инцидент, требует проведения служебного расследования. Для этого назначается комиссия, а по итогам ее заседания должен быть составлен акт или заключение. Образец акта служебного расследования на предприятии и порядок действий всех уполномоченных лиц - в статье ppt.ru .

Служебное расследование работодатели должны проводить в случае нарушения трудовой дисциплины и других происшествий. Например, при обнаружении недостачи или утечки информации, составляющей коммерческую тайну. Такое мероприятие необходимо для выявления виновных лиц и применения к ним мер дисциплинарного взыскания, а также удержания с них причиненных фирме убытков. Скорее всего, специальной комиссии придется расследовать факты уклонения работников от медицинского освидетельствования, сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, а также отказа от заключения договора о полной материальной ответственности сотрудника, если это предусмотрено его основной трудовой функцией.

По малозначительным случаям, например при прогуле работника или появления его на рабочем месте в нетрезвом виде, проводить расследование не обязательно. Достаточно просто взять с лица, чья вина очевидна и так, объяснение и далее действовать по закону. А вот если ситуация сложилась неоднозначная или организации нанесен значительный ущерб, без создания комиссии и проведения служебного расследования не обойтись. Целесообразность всех необходимых в рамках мероприятия мер, а также степень вины лица, поступки которого стали предметом разбирательства, определяет специально созданная комиссия. Однако перед этим необходимо зафиксировать сам факт нарушения.

Служебная (докладная) записка

Унифицированного документа, который необходимо составить при обнаружении факта, дающего основание для проведения служебного расследования, нет. На практике обычно такой факт фиксируется служебной запиской лица, которое его обнаружило. Этот документ составляется от имени работника в адрес его непосредственного начальника или руководителя организации. В такой записке нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество и должность работника, обнаружившего факт нарушения;
  • обстоятельства, при которых было совершено или выявлено нарушение;
  • дату и время события.
При получении информации о противоправных действиях работника от третьих лиц или даже непосредственно из правоохранительных органов оформлять докладную записку необязательно. Кроме того, если причиной для начала служебного расследования послужила утрата товарно-материальных ценностей или денежных средств, выявленная по результатам инвентаризации, к записке необходимо приложить соответствующий акт. На основании этих документов работодатель создает комиссию с целью установить виновного.

Создание комиссии и ее задачи

Комиссия формируется приказом по предприятию из компетентных и не заинтересованных в исходе разбирательства сотрудников. Если в организации есть специальные службы, например, безопасности или внутреннего аудита, то их представители составят большинство такой комиссии. В их отсутствие такие функции на себя берет кадровая служба.

В комиссию должно входить не менее 3 человек. В приказе должны быть указаны фамилии и должности членов комиссии, цель и дата ее создания, срок ее действия (он может быть и не ограничен определенным случаем), а также полномочия, которыми она наделена. Обычно в задачи такой комиссии входит следующее.

  • Установление обстоятельств произошедшего, в том числе времени, места и способа.
  • Выявление имущества, которому нанесен или мог быть нанесен ущерб.
  • Обследование мест происшествия (при необходимости).
  • Определение стоимости нанесенного (или возможного) ущерба по расследуемому факту.
  • Установление лиц, непосредственно виновных в совершении деяния.
  • Сбор доказательств вины этих лиц и установление ее степени по каждому из них (если виновников несколько).
  • Определение причин и условий, способствующих совершению проступка.
  • Сбор и хранение документальных материалов расследования.
В компетенцию комиссии входит право требования объяснений от всех работников, подозреваемых в проступке.

Комиссия может быть создана даже в том случае, если предприятию пока не нанесено прямого ущерба, но действия работника могли привести к подобным последствиям. Комиссия может быть постоянно действующей и возобновляющей свою работу в случае необходимости.

С приказом по организации о создании комиссии необходимо ознакомить под подпись всех ее членов. Выглядеть образец приказа о проведении служебного расследования (образец) должен примерно так:

Сбор информации и доказательств

Порядок проведения служебного расследования в трудовом законодательстве прямо не определен, поэтому в каждой организации его нужно регламентировать правилами внутреннего распорядка и внутренними нормативными актами (приказами, инструкциями, положениями). То есть комиссия может получить право опрашивать сотрудников и изучать любые документы учета, если так решит руководство предприятия.

Хотя такое мероприятие и является сугубо внутренним делом каждой организации и принимать участие в нем могут исключительно ее работники и руководство, к нему можно привлекать сторонних специалистов, если это необходимо для выяснения фактов, связанных и с происшествием. Например, для определения степени опьянения и тяжести ошибки, допущенной работником при проведении исчислений по смете. Обычно это нужно в том случае, когда квалификации специалистов самой компании не хватает для того, чтобы сделать профессиональные выводы. В этом случае издается отдельный приказ по предприятию. Экспертами по договору могут выступать:

  • аудиторы;
  • оценщики;
  • медицинские работники;
  • инженеры;
  • юристы;
  • другие специалисты.
Кроме того, в рамках расследования можно направлять запросы в государственные органы и сторонние организации. Они обязаны предоставить необходимую информацию, если она не является тайной. Все собранные материалы должны быть приобщены к делу в качестве доказательств - так же, как и акты, справки и докладные записки, которые составляют члены комиссии в ходе расследования. Ведь любой образец служебного расследования в отношении работника, особенно если дело касается недостачи, может потребоваться для передачи в правоохранительные органы.

Объяснение работника

До окончания служебного расследования и издания приказа о применении дисциплинарного взыскания к виновным лицам у работников обязательно нужно запросить пояснение. Это предусмотрено нормами статьи 193 Трудового кодекса РФ и подтверждено позицией Верховного суда РФ (п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2). Форма такого объяснения может быть произвольной, так как не регламентирована трудовым законодательством. Запросить объяснительную лучше письменно. Это особенно необходимо, если ситуация имеет конфликтный характер и шансы получить объяснение не велики. Требование необходимо вручить работнику под подпись. При его отказе от подписи составляется соответствующий акт. Однако если работник откажется от дачи пояснений на основании статьи 51 Конституции РФ, которая гласит, что человек не обязан свидетельствовать в отношении себя или своих близких, прямо в тексте объяснительной, такой акт можно не составлять.

На оформление объяснительной у работника есть 2 рабочих дня с момента получения требования. Если объяснение так и предоставлено, необходимо составить еще один акт - об отказе от дачи пояснений. Его должны подписать председатель комиссии и несколько ее членов (минимум 2 человека). После окончания расследования сама объяснительная записка или документ, свидетельствующий о том, что объяснение у сотрудника было запрошено, могут служить основанием для применения мер дисциплинарного воздействия к виновным лицам, вплоть до увольнения.

Сроки служебного расследования и комиссионное заседание

После того как комиссия соберет и обобщит всю информацию, она должна провести заседание. На нем уполномоченные лица сообщат:

  • имело ли место нарушение (причинение ущерба) и в чем оно заключалось;
  • обстоятельства, время и место происшествия;
  • последствия нарушения и сумму причиненного ущерба;
  • причины проступка;
  • степень вины каждого из обвиняемых в происшествии;
  • смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.
Сроки проведения служебного расследования по Трудовому кодексу (статья 193 ТК РФ) составляют 1 месяц с обнаружения факта события, которое послужило его причиной. Обычно срок прописывается в самом приказе. Следует учесть, что существует срок давности привлечения работника к ответственности, в который не входит:
  • время болезни работника;
  • время пребывания работника в отпуске;
  • время, необходимое на учет мнения профсоюза или иного представительного органа работников.
Но в совокупности это может быть не более, чем шесть месяцев. По истечении этого срока привлечь к ответственности уже не получится. По результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки такой срок составляет не более двух лет со дня совершения или обнаружения проступка. В эти сроки не входит период производства по уголовному делу (если оно было открыто).

Образец акта о проведении служебного расследования: как составить

Результаты работы комиссии должны быть отражены в специальном акте, подводящем итоги расследования. В частности, из этого документа должно быть понятно:

  • виновные действия, совершенные работником;
  • обстоятельства совершения таких действий;
  • вид и сумма причиненного ущерба;
  • степень вины сотрудника;
  • возможная мера наказания для виновного лица;
  • предложения по недопущению подобных ситуаций в дальнейшем.
Акт должны подписать все члены комиссии. Если кто-то из членов комиссии имеет особое мнение о случившемся, он не может отказаться от подписания акта. Однако он имеет право составить отдельный документ с изложением своей позиции и приложить его к материалам.

Если для того, чтобы установить объем и сумму нанесенного материального ущерба, была проведена инвентаризация, ее опись следует приложить к документам служебного расследования. Документы сторонних учреждений и организаций, имеющие отношение к делу (судебные решения, акты проверки протоколы и т.п.), также можно приложить к акту и сослаться на них в тексте.

Образец заключения служебного расследования должен выглядеть так:

Работника, в отношении которого проводилось служебное расследование, нужно ознакомить со всеми результатами в отношении него самого под подпись. Если расследование проводилось в отношении нескольких лиц, их нужно знакомить с материалами по отдельности, учитывая охрану персональных данных.

В современной России нередко возникают конфликтные ситуации во взаимоотношениях работодателя и сотрудника. Многим не удается выйти из них без ущерба для благополучия и финансового состояния из-за недостатка юридических знаний.

Служебное разбирательство — неотъемлемый аспект любого гражданина, работающего достаточно долго на одном месте. Некоторые работодатели стремятся извлечь выгоду для себя из конфликтных ситуаций, пользуясь всевозможными лазейками и недоработками законодательства.

Сегодняшняя статья позволит избежать неправомерных действий со стороны руководителя и свести ущерб от них к минимуму.

Что такое служебного разбирательство?

Любая организация, включающая штат сотрудников от двух или трех человек, может столкнуться с ситуацией, в которой необходимо осуществить служебное расследование.

Сторонам необходимо действовать законно во время данного процесса. Необходимость в его проведении возникает при обнаружении проступка одного из штатных сотрудников.

Расследование является некой совокупностью способов сбора, проверок и аналитики информационных данных о рассматриваемом действии. Представленные сведения и материалы о неправомерном действии обязательны, так как только с их помощью удастся выяснить подлинные подробности его осуществления.

В Трудовом Кодексе отсутствует точное определение термина служебное расследование. На практике словосочетание подразумевает сформированный законодательством метод привлечения провинившегося лица к дисциплинарной ответственности.

Наказание за отказ от выполнения установленного порядка может отсутствовать, если руководитель примет такое решение.

Согласно 189 статье Трудового Кодекса Российской Федерации, называется точное следование установленным нормам поведения, которые устанавливаются законодательной базой или трудовыми соглашениями. Также регулировать деятельность рабочего штата могут локальные договоры.

Проступком является отклонение или пренебрежение установленными правилами без существенных на то причин.

Заключение подразумевает приобретение действующими сторонами прав и обязанностей, регламентированных в 21 и 22 статье Трудового Кодекса. Руководитель и подчиненный обязаны действовать в оговоренных ранее нормах.

Следовательно, первый обладает правом применить дисциплинарное наказание ко второму, если будет установлен факт нарушения документального соглашения.

Для его осуществления следует осветить факт совершения деяния, предъявив полную доказательную базу. Служебное расследование заключается в её поиске.

С чего начинается служебное расследование

Без причины расследование не проводят.

Служебное разбирательство целесообразно начинать в том случае, если с сотрудника необходимо взыскать денежные средства в счет погашения причиненного ущерба. Превалирующей целью процедуры является определение причин его образования.

Выяснив факторы, ставшие причиной проступка, административный персонал сможет провести широкий спектр профилактических мер по их устранению. Также будет скорректирована политика организации, что поможет избежать повторного нарушения трудовых договоренностей.

Служебное расследование является трудозатратной мерой, следовательно, его проведение оправдано в случае выявления значительных правонарушений.

Нередко начальство ограничивается профилактической беседой с нарушителем, что является действенной мерой. Строгие пути пресечения используются, если выявлен весомый материальный ущерб предприятию или установлен факт использования статуса сотрудника из личных корыстных побуждений.

Собранная комиссия осуществляет проверку всех отклонений от дисциплинарных договоренностей. Они имеют следующую формулировку:

  1. Уклонение от проверки знаний по охране трудовой деятельности и технике безопасности;
  2. Уклонение от медицинского обследования;
  3. Уклонение от осуществления специализированного обучения во время рабочего дня;
  4. Отказ от заключения соглашения по материальной ответственности. Проверяется если он входит в список основных рабочих обязанностей лица.

Членам действующей комиссии разрешается опрашивать виновных и лиц, ставших непосредственными свидетелями правонарушения. Данная процедура имеет добровольный характер, и принуждение со стороны руководителя не является законным.

Прохождение полиграфа и обыск рабочего места не допускается проводить без получения согласия на то сотрудника.

Кто участвует в служебном разбирательстве

В большинстве случаев основными действующими лицами служебного разбирательства выступает служба безопасности и внутренний отдел аудита.

Если организация предусматривает небольшой штат сотрудников, то процедура может ограничиться привлечением кадрового агента. Также допускается привлекать прочие специальности для проведения правомерного расследования. Например, юристов и бухгалтеров.

Непосредственный руководитель работника, ставшего субъектом разбирательства, обязан принимать участие в расследовании. Однако, получение объективной доказательной базы не требует его непосредственного участия в проверяющей коллегии.

В комиссию могут включаться члены профессионального комитета, службы по управлению персоналом и безопасности.

Минимальная численность проверяющего органа — три сотрудника. Начальник службы безопасности должен возглавлять его.

Сроки проведения

Дисциплинарный проступок имеет срок действия.

Согласно действующему законодательству расследование правонарушений должностными лицами осуществляется в течение тридцати дней. За это время должно быть принято итоговое решение или выпущен документ, подтверждающий осуществление служебной проверки.

В некоторых случаях инициатором разбирательства является сотрудник, предоставляющий служебную записку. Тогда расследование необходимо завершить не позднее одного месяца со дня поступления документов.

В этот срок не допускается включать период нахождения сотрудника в обязательном отпуске или на . Время для учета данных от представительного подразделения также исключается.

Максимальный объем подготовительных процедур — полгода. Дисциплинарный проступок не может рассматриваться через шесть месяцев после его фактического совершения и теряет свою юридическую силу.

Специалист обязан предоставить письменную объяснительную записку. Она составляется в течение двух суток с момента поступления уведомительного сообщения. Если объяснение не будет получено комиссией в установленный срок, то она вправе оформить акт об отказе в содействии.

После выявления правонарушения выпускается акт, подтверждающий осуществление внутреннего расследования. Он подтверждается автографом начальника и издается в течение суток.

Она должна состоять из профессиональных работников, которые не заинтересованы в разбирательстве и будут непредвзято относиться к его участникам.

Во время заключительного этапа проверочных мероприятий начальнику рапортуются полученные результаты. Указываются следующие аспекты:

  • совокупность условий и причин, приведших к совершению правонарушения;
  • перечень виновных лиц и характер причиненного ущерба;
  • возможные меры пресечения аналогичных случаев в будущем и штрафные санкции для провинившихся сотрудников.

Процедура проведения

От работника требуют объяснительную.

  • сбор проверяющей комиссии, состав которой указывается в издаваемом приказном акте. В неё запрещается включать руководителя, который выносит итоговое решение расследования;
  • действие комиссии. Работа заключается в установке конкретного лица, нарушившего трудовое соглашение, сути и объема нанесенного ущерба, списка факторов, приведших к конфликту, наказании виновных сотрудников и создании профилактических процедур, которые пресекают подобные действия в дальнейшем;
  • лицо, непосредственно совершившее правонарушение, предоставляет объяснительную записку. Она также взыскивается с сотрудников, подозреваемых в пособничестве или участии;
  • сбор необходимой для достоверного расследования документации. будет единственным документом, если проступок прост;
  • формулировка итогов о проведенном расследовании и внесение их в акт. Документ должен включать описание факта правонарушения, затраченного времени и причин осуществления рассматриваемого деяния.

В резолютивной составляющей указываются виновные лица и сопутствующие обстоятельства.

Комиссия и руководство предприятия подписывает составленный документ, подтверждая достоверность представленной в нем информации.

Оформление результатов расследования

Акт содержит определенные сведения.

Акт, составляемый по результатам процедуры должен включать следующие пункты, подкрепленные собранной информацией:

  1. Вводная часть. Включает факт правонарушения, дату и время совершения, длительность проверочных работ и перечень сотрудников, входящих в состав комиссии;
  2. Описание. Состоит из собранных доказательств;
  3. Резюме. Включает список сотрудников, чья вина была установлена, факт осуществления ими правонарушения и перечень взысканий, которые не были сняты до начала разбирательства.

В качестве приложения к акту выступает пакет документов, применяемых в расследовании. К нему выдается соответствующий порядковый номер, включающий дату принятия окончательного решения.

Все задействованные материальные доказательства вносятся и подшиваются в соответствующую папку. Во избежание подмены результатов проведенной экспертизы проводится опись бумаг.

Получив полный результат, руководитель обязан принять решение в отношении правонарушителя. избирается в соответствии с нормативами Трудового Кодекса.

В зависимости от тяжести содеянного выбирается замечание, строгий выговор или увольнение из организации, осуществляемое на основе полученных доказательств.

После завершения проверки издается приказ, в котором указывается итоговое решение руководящего персонала о применении штрафных санкций. Также в нем перечисляются лица, чья виновность была установлена, основания расследования и назначаемые наказания. За одно дисциплинарное правонарушение предусмотрено одно взыскание.

Служебное разбирательство является неотъемлемым аспектом деятельности крупных предприятий. Оно позволяет избежать уклонения от дисциплинарной ответственности.

Также с его помощью можно установить полный список лиц, принимавших непосредственное и косвенное участие в правонарушении. Рассчитывается ущерб, который взыскивается с виновных, что позволяет исключить его покрытие средствами из бюджета организации.

Процедура требует соблюдения большого числа законодательных норм и присутствия экспертов.

Из этого видео вы узнаете о дисциплине труда.

Форма для приема вопроса, напишите свой

Проведение служебного разбирательства в случае выявления
совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка
в виде исполнения обязанностей по службе
в состоянии алкогольного опьянения

Как показывает практика, одним из распространенных нарушений воинской дисциплины является исполнение обязанностей военной службы в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения, которые сами по себе ведут к совершению других грубых дисциплинарных проступков и преступлений*(1).

Исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения относится к одному из грубых дисциплинарных проступков военнослужащих*(2). Однако абз. 3 ст. 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации определяет, что не признаются исполняющими обязанности военной службы военнослужащие, добровольно приведшие себя в состояние наркотического или токсического опьянения. Но основание привлечения к дисциплинарной ответственности возникает при самом появлении в нетрезвом виде на службе, независимо от того исполняет ли военнослужащий или нет при этом обязанности военной службы*(3).

Принятию решения командиром (начальником) о наложении на подчиненного дисциплинарного взыскания должно предшествовать разбирательство. Оно проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению проступка.

В ходе разбирательства командир (начальник) устанавливает:

Действительно ли имел место проступок;

Где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен;

В чем он выразился;

Наличие вины в действии (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;

Каковы последствия проступка;

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;

Причины и условия, способствовавшие совершению проступка.

Важно отметить, что наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладываются до его вытрезвления. В этих случаях военнослужащий при необходимости может быть помещен на гауптвахту или в камеру временно задержанных сроком до одних суток (кроме офицеров), после чего принимается решение о его ответственности*(4).

Служебное разбирательство производится устно или письменно в произвольной форме лично командиром или назначенным им должностным лицом.

Однако данное положение может предоставить военнослужащему, совершившему грубое дисциплинарное нарушение в виде исполнения обязанностей военной службы в состоянии опьянения (далее - военнослужащему, совершившему грубое дисциплинарное нарушение), возможность обжалования наложенного командиром взыскания, которому предшествовало разбирательство в устной форме.

Во избежание обжалования "заслуженного" наказания командиру, по мнению автора, следует назначать разбирательство в форме административного расследования в письменной форме для документального подтверждения факта совершения военнослужащим дисциплинарного проступка.

Так, в соответствии с п. 94 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации 2001 г., N 10, под административным расследованием понимается, в частности, деятельность командира (начальника) по установлению фактических обстоятельств совершения военнослужащим проступков (правонарушений).

Для привлечения военнослужащего к ответственности за совершение грубого дисциплинарного нарушения необходимо подтвердить факт нахождения его в состоянии опьянения. Данное действие может быть проведено как в момент выявления нахождения военнослужащего в состоянии опьянения, так и после его вытрезвления.

Для подтверждения опьянения военнослужащего в момент выявления совершения им указанного грубого дисциплинарного нарушения командиру следует приказать ему пройти в медицинский пункт для определения степени опьянения врачом.

Может возникнуть вопрос о правомерности такого приказа. Следует отметить, что согласно абз. 3 ст. 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации не признаются исполняющими обязанности военной службы военнослужащие, добровольно приведшие себя в состояние наркотического или токсического опьянения. Командир (начальник) не является специалистом в области медицины и самостоятельно не может определить степень опьянения военнослужащего, но, имея достаточные основания полагать, что военнослужащий находится в нетрезвом состоянии (см. приложение 1), для установления данного факта, командир вправе прибегнуть к помощи медицинского персонала части (организации). Только после этого военнослужащий может быть признан не являющимся исполняющим обязанности военной службы и совершившим грубый дисциплинарный проступок.

Приказ МВД СССР "Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители" от 01.01.01 г. N 106 выделяет три степени опьянения и отдельно состояние комы:

Средняя;

Тяжелая.

В данном приказе перечисляются также клинические особенности степеней алкогольного опьянения,*(5) используя которые врач будет способен оценить степень опьянения военнослужащего:

Легкая степень опьянения характеризуется гиперемией кожных покровов, учащением пульса, дыхания, говорливостью. Речь становится громкой, движения порывистыми, размашистыми. Внимание быстро отвлекается, темп мышления ускоряется, преобладают непоследовательность и поверхностность. Наряду с возросшей двигательной активностью отмечается нарушение тонких координационных движений. Эмоциональное состояние в легкой степени опьянения изменчиво. Веселье может наступить под влиянием несущественной причины, легко уступить место раздражительности, обиде, а затем вновь смениться прежним состоянием. Спустя различные сроки от начала опьянения приподнятое настроение постепенно сменяется вялостью, безразличием. Двигательная активность уступает место расслабленности, мышление становится более замедленным. Нарастает состояние усталости, появляется желание уснуть. После легкой степени опьянения память обо всем периоде опьянения сохраняется;

Средняя степень опьянения характеризуется более грубыми изменениями поведения. Движения неуверенные. Снижается возможность совершения относительно простых координационных действий. Речь становится смазанной, громкой, так как повышается порог слуховых восприятий. Замедление ассоциативного процесса не дает возможности подобрать или заменить трудное слово. Возникают частые повторения одного и того же. Представления образуются с трудом, а содержание их однообразно. Внимание переключается замедленно, только под влиянием каких-либо сильных раздражителей. Резко снижается способность критической оценки действий как своих, так и окружающих. Это способствует возникновению различного рода конфликтов, которые усугубляются переоценкой опьяневшим собственной личности, а также легко возникающей расторможенностью влечений и желаний, с облегчением их реализации. По мере углубления опьянения поведение все в большей степени определяется случайными, отрывочными представлениями, впечатлениями. Опьянение переходит в глубокий сон. Воспоминания о событиях как свежих, так и отдаленных смутные;

Тяжелая степень опьянения выражается грубыми нарушениями ориентировки опьяневшего в окружающей обстановке. Не понимает смысла задаваемых вопросов, речь состоит из отдельных слов. Самостоятельно передвигаться не может. Кожные покровы бледные, влажные , холодные. Зрачки расширены, вяло реагируют на свет. Пульс частый, слабого наполнения, артериальное давление понижено. Дыхание поверхностное, замедленное. Снижена реакция на болевые и температурные раздражители. По мере нарастания интоксикации может развиться сопор, затем кома.

За употребление алкоголя либо пребывание в состоянии опьянения;

За распитие спиртных напитков на работе;

При травмах, связанных с опьянением;

В случаях, когда состояние опьянения может быть расценено как грубая неосторожность потерпевшего, содействовавшая возникновению или увеличению вреда, и может повлечь полную материальную ответственность за причиненный вред в связи исполнением трудовых обязанностей и т. п.).*(8)

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает ответственность за нахождение в состоянии опьянения, поэтому допускается проведение подобного освидетельствования по направлению командира (начальника).

На следующий день после вытрезвления военнослужащего в его крови и моче содержится алкоголь. При освидетельствовании, в зависимости от употребленного количества алкогольной продукции, заключение может содержать следующие результаты*(9):

Заключение "Установлен факт употребления алкоголя, признаков опьянения не выявлено" выносится при наличии убедительных данных, подтверждающих факт употребления алкоголя, но при отсутствии четкой клинической картины алкогольного опьянения. Для данного состояния характерны: гиперемия склер, нарушение координационных проб, слабый запах алкоголя или запах перегара изо рта.

В указанных случаях проба с индикаторной трубкой Мохова-Шинкаренко (контроль трезвости) и реакция Раппопорта будут слабо положительными, а содержание алкоголя в биологических средах колеблется с 0,022% до 1%;

При легкой степени алкогольного опьянения изменения психической деятельности незначительны. Отмечается усиление вегетативно-сосудистых реакций - гиперемия кожи, инъекция склер, повышенная потливость, тахикардия, повышение артериального давления, учащенное дыхание, а также нистагм, расширение зрачков; нарушение двигательной сферы - изменение походки, пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами, неустойчивость в простой и сенсибилизированной позе Ромберга, неточность выполнения точных движений и координаторных проб.

При легкой степени алкогольного опьянения содержание алкоголя в биологических средах колеблется от 1 до 2%;

При средней степени алкогольного опьянения отмечаются более выраженные изменения психической деятельности - неправильная оценка ситуации, заторможенность или возбуждение, агрессия, дизартрия, слюнотечение.

Вегето-сосудистые расстройства проявляются в виде гиперемии или побледнения кожных покровов и слизистых, учащения пульса, дыхания, колебания АД, потливости. Наблюдается расширение зрачков, вялая фотореакция, нистагм, шаткость походки, неустойчивость в позе Ромберга, отчетливые нарушения координаторных проб, снижение сухожильных рефлексов, болевой чувствительности. Содержание алкоголя в биологических средах в этих случаях колеблется от 2 до 3%;

При тяжелой степени алкогольного опьянения отмечается нарушение ориентировки, заторможенность, сонливость, малая доступность контакту, непонимание смысла вопросов, тахикардия, артериальная гипотония, бледность кожи и слизистых, слабая реакция зрачков на свет, нистагм, резкое нарушение походки, неспособность самостоятельно стоять и выполнять целенаправленные действия, подавление сухожильных рефлексов, снижение корнеальных рефлексов. Зрачки расширены, но при переходе в алкогольную кому зрачки могут быть сужены. Содержание алкоголя в биологических средах в этих случаях колеблется от 3 до 4%.

Медицинское заключение приобщается к материалам служебного разбирательства.

Кроме того, у военнослужащего, совершившего грубый дисциплинарный проступок, отбирается объяснение, в котором он указывает причины, обстоятельства, время, место и другие условия, способствовавшие совершению им подобного нарушения воинской дисциплины. К материалам служебного разбирательства также могут быть приобщены объяснения свидетелей.

В случае отказа военнослужащего, совершившего грубое нарушение воинской дисциплины, от дачи письменных объяснений необходимо провести ряд следующих мероприятий:

1) предложить военнослужащему дать письменный отказ от объяснений и приобщить его к материалам расследования;

2) в случае повторного отказа пригласить двух или более свидетелей (военнослужащих), не состоящих в подчинении нарушителя;

3) снова предложить военнослужащему написать объяснение или отказ от дачи объяснений;

4) после отказа военнослужащего составить акт засвидетельствования отказа (см. приложение 2), подписанный приглашенными лицами, приобщить акт к материалам служебного разбирательства.

По итогам работы лицо, проводившее служебное разбирательство, составляет заключение об итогах служебного разбирательства (см. приложение 3).

После составления заключения об итогах служебного разбирательства факт употребления военнослужащим алкоголя считается подтвержденным, и у командира (начальника) появляются достаточные основания для привлечения такого военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

При принятии решения о выборе в отношении военнослужащего соответствующего тяжести совершенного проступка наказания принимаются во внимание:

Характер проступка;

Обстоятельства, при которых он был совершен;

Его последствия;

Прежнее поведение виновного;

Продолжительность его военной службы и степень знания порядка несения службы.

Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) и при исполнении других служебных обязанностей или если он имел последствием существенное нарушение порядка*(10).

В том случае, если военнослужащий не согласен с наложенным на него взысканием, он вправе обжаловать это решение в порядке, установленном законодательством России.

Кроме того, военнослужащий вправе обжаловать действия командира (начальника) в случае неправомерного наложения взыскания, а также в случае несоблюдения указанной выше процедуры проведения разбирательства.

Вышеизложенная процедура при условии ее соблюдения обеспечивает неоспоримость факта нахождения военнослужащего в состоянии опьянения и служит подтверждением правомерности действий командира (начальника). При обращении военнослужащего в суд за разрешением возникшего противоречия (см. приложение 4) суд откажет в удовлетворении его заявления, так как установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий командира (начальника) и права либо свободы гражданина не были нарушены*(11).

Как показывает практика, командование воинских частей при привлечении к ответственности военнослужащих пренебрегает соблюдением приведенных выше условий и зачастую это влечет нарушение прав военнослужащих.

Помощникам командиров воинских частей по правовой работе рекомендуется разработать инструкцию о порядке проведения служебного разбирательства при выявлении фактов нахождения военнослужащих в состоянии опьянения на основании представленных в настоящей статье материалов.

Приложение 1

Критерии,
при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что
водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и
подлежит направлению на медицинское освидетельствование 12
(критерии 1 - 6 могут являться основаниями для командира
(начальника) при возникновении подозрений в отношении состояния
военнослужащего для направления его к врачу)

1. Запах алкоголя изо рта.

2. Неустойчивость позы.

3. Нарушение речи.

4. Выраженное дрожание пальцев рук.

5. Резкое изменение окраски кожных покровов лица.

6. Поведение, не соответствующее обстановке.

7. Наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемое техническими средствами индикации, зарегистрированными и разрешенными для использования в медицинских целях и рекомендованными для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Приложение 2

Акт
засвидетельствования отказа от дачи объяснений по факту совершения
грубого дисциплинарного проступка

─────────

" " 200 г. г. Энск

── ───────────── ─

Мы, нижеподписавшиеся, настоящим свидетельствуем о том, что в нашем

присутствии по факту совершения им

─────

(воинское звание, Ф. И.О. военнослужащего)

грубого дисциплинарного проступка " ",

────────────────────────────────

(указать какого)

отказался дать:

Письменное объяснение;

Письменный отказ от дачи объяснения.

──

(должность, звание, фамилия, инициалы свидетеля)

──────────────────────

(должность, звание, фамилия, инициалы свидетеля)

Приложение 3

Утверждаю

Командир войсковой части 00000

─────────────────────────────────

(воинское звание, подпись,

─────────────────────────────────

инициал имени, фамилия)

──── ──────────────── ──────

Заключение N

об итогах служебного разбирательства

1. Когда совершено нарушение

────────────────────────────────────────────

(число, месяц, год и время)

─────────

(при исполнении обязанностей военной службы или нет)

2. Должностное лицо, проводившее расследование

──────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

(воинская должность, воинское звание, Ф. И.О.)

3. Дата проведения расследования: -

───────────────── ─────────────────

(начато) (окончено)

4. Сведения о нарушителе воинской дисциплины:

воинское звание

─────────────────────────────────────────────────────────

────────────────────────────────────────────────────────────────

────────────────────────────────────────────────────────────────────

отчество

────────────────────────────────────────────────────────────────

дата рождения

──────────────────────────────────────────────────────────

воинская должность

──────────────────────────────────────────────────────

(наименование воинской должности, дата назначения)

место военной службы

───────────────────────────────────────────────────

(воинская часть, подразделение, адрес)

с какого времени в Вооруженных Силах Российской Федерации

──────────────

5. Очевидцы факта нарушения воинской дисциплины:

─────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

(Ф. И.О., воинская должность, воинское звание, место службы, адрес)

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

6. Обстоятельства и условия нарушения воинской дисциплины:

──────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

7. Причины, способствовавшие нарушению воинской дисциплины:

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

8. Материалы, подтверждающие факт нахождения военнослужащего в состоянии

алкогольного, наркотического или токсического опьянения

─────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

9. Должностные лица, допустившие нарушения (не обеспечившие соблюдение)

требований Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

(воинская должность, воинское звание,

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Ф. И.О. лиц с указанием конкретных нарушенных требований)

10. Предлагаемые мероприятия и сроки их проведения по устранению причин и

условий нарушения воинской дисциплины

────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

11. Выводы и предложения:

────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Расследование провел

────────────────────────────────────────────────────

(воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия)

Приложения:

────────────────────────────────

────────────────────────────────

────────────────────────────────

Приложение 4

───────────────────────────────────────────────────────

(наименование суда)

Заявитель: ,

─────────────────────────────────────────────

(фамилия, имя, отчество)

проживающий по адресу:

───────────────────────────────────

Заинтересованное лицо: (командир в/ч 00000)

───────────────────────────────────

───────────────────────────────────────────────────

(почтовый индекс и адрес полностью)

Госпошлина: 100 рублей

Заявление
об оспаривании неправомерных действий должностных лиц,
связанных с наложением дисциплинарного взыскания

Я, прохожу военную службу по

─────────────────────────────────

контракту в в/ч 00000 на должности,

────────────────────────────────────

(указать должность)

── ─────── ─

Приказом командира в/ч 00000 от " " 200 г. на меня наложено

── ──────── ─

дисциплинарное взыскание в виде

──────────────────────────────────────────

──────────────────────────────────────────────────────────────────────

(характер нарушения воинской дисциплины, изложенный в приказе)

Наложение дисциплинарного взыскания считаю неправомерным по следующим

основаниям:

──────────────────────────────────────────────────────────────

(перечислить обстоятельства, на основании которых истец

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

считает наложение дисциплинарного взыскания неправомерным)

На основании изложенного в соответствии со ст. 258 ГПК РФ

1. Обязать командира в/ч 00000 отменить неправомерно наложенное на

меня приказом N от " " 200 г. дисциплинарное взыскание в

───── ── ───── ──

───────────────────────────────────────────────────────────────────

(вид дисциплинарного взыскания)

2. В порядке досудебной подготовки прошу истребовать из в/ч 00000:

1) копию приказа о наложении на меня дисциплинарного взыскания;

───────────────────────────────────────────────────────────────

(иные документы, имеющие значение для дела)

Приложения:

2. Копии заявлений по числу ответчиков;

3. Иные документы, имеющие значение для дела

"__" ________ 200__ г. Подпись_________________

адъюнкт кафедры военной администрации,

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Приказ Министра обороны Российской Федерации "О мерах по предупреждению пьянства и алкоголизма среди военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" от 01.01.01 г. N 440; директива Министра обороны Российской Федерации "О неотложных мерах по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 01.01.01 г. N Д-32.

*(2) Приложение 5 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации.

*(3) О некоторых правовых вопросах, возникающих в связи с употреблением военнослужащими алкоголя и их опьянением в иных случаях // Право в Вооруженных Силах. 2002. N 2. С. 7.

*(4) Статья 90 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации;

*(5) Приложение N 2 к Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители (приложение N 2 к приказу МВД СССР от 01.01.01 г. N 106).

*(6) Приказ Минздравмедпрома России "Об организации отделений (палат) неотложной наркологической помощи" от 01.01.01 г. N 256.

*(7) Ковалев военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, на гауптвахту или в камеру временно задержанных как мера дисциплинарного пресечения // Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Российский военно-правовой сборник NС.

*(8) Временная инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения (утверждена приказом заместителя министра здравоохранения СССР 1 сентября 1988 г. N 06-14/33-14). Данная Инструкция не действует на территории России в части медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, управляющих транспортными средствами. В отношении указанных лиц действуют постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. N 930 и приказ Минздравсоцразвития России от 01.01.01 г. N 308.

*(9) Приказ Комитета здравоохранения правительства Москвы "Об Инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения в учреждениях Комитета здравоохранения г. Москвы" от 01.01.01 г. N 340.

*(10) Статья 87 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

*(11) Пункт 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На каком основании работодатель вправе проводить служебное расследование в отношении своего работника Какие доказательства вины работника впоследствии суд признает весомыми

В трудовом законодательстве РФ отсутствует понятие служебного расследования как такового. Однако ТК РФ содержит строго формализованный порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Именно эта процедура и может быть названа служебным расследованием, проводимым с целью выяснения обстоятельств совершения проступка работником. В соответствии со ст. 189 ТК РФ служебное расследование может регулироваться как правилами внутреннего трудового распорядка, так и отдельным локальным нормативным актом (например, специальным положением или инструкцией).

Срочное сообщение для юриста! В офис пришла полиция

Надлежащим образом утвержденная работодателем процедура привлечения работника к дисциплинарной ответственности становится для него обязательной, и какое-либо отступление от нее будет расценено как нарушение трудового права.

Позиция суда. 1 Работник заявил в суд требование признать незаконным распоряжение о привлечении его к дисциплинарной ответственности и в обоснование этого указал, что до применения к нему взыскания в виде замечания служебного расследования не проводилось. В ходе рассмотрения дела суд установил, что исходя из ст. 5 ТК РФ положение о порядке проведения служебного расследования, утвержденное работодателем, является локальным нормативным актом. В соответствии с ним в течение трех рабочих дней с момента поступления заявления должно быть принято мотивированное решение либо о начале служебного расследования, либо об отказе в его проведении. Однако, несмотря на направленную истцом 14.10.2009 в адрес работодателя служебную записку с просьбой о всестороннем и объективном исследовании обстоятельств произошедшего, ни одно из указанных решений руководством принято не было. Это является нарушением процедуры привлечения истца к дисциплинарной ответственности. Данный вывод суда первой инстанции поддержала судебная коллегия по гражданским делам областного суда. В результате действия работодателя были признаны незаконными, а иск работника удовлетворен.

Основная задача проведения служебного расследования — сбор и оформление доказательств для привлечения к ответственности виновных лиц. Поэтому особое внимание необходимо обратить на юридическую грамотность составления документов и их соответствие требованиям трудового законодательства.

В ходе служебного расследования должны быть установлены:

факт совершения работником дисциплинарного проступка; вина работника и ее степень; характер и размер вреда, причиненного работодателю.

Дополнительно определяют:

причины и мотивы совершения дисциплинарного проступка; обстоятельства, смягчающие и (или) отягчающие ответственность работника; возможности работодателя устранить и предотвратить такие нарушения трудовой дисциплины; меры по привлечению виновных лиц к ответственности.

Полезность проведения тщательной внутриорганизационной проверки по факту совершения работником дисциплинарного проступка подтверждается судебной практикой, так как ее материалы становятся основными доказательствами его недобросовестного поведения 2 .

Стадия первая: обнаружение и фиксация проступка

Основания проведения служебного расследования. В соответствии со ст. 192 ТК РФ дисциплинарный проступок — это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Согласно п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 к нему относятся нарушения требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т. п. Поэтому необходимым условием для установления факта проступка следует считать наличие надлежащим образом оформленных работодателем внутренних положений, инструкций и иных актов, регламентирующих трудовую деятельность работника. В противном случае процесс доказывания вины работника может вызвать существенные затруднения.

Основаниями для начала проверки могут стать:

служебная записка руководителя подразделения, отдела и (или) непосредственного начальника; заявление самого работника; претензия контрагента или жалоба потребителя; акт об обнаружении недостачи товара; заключение аудитора, акт инвентаризации; письменные и устные обращения граждан, представителей организаций, содержащие сведения о совершении работником проступка и т. д.

При наличии хотя бы одного из указанных оснований руководитель или иное лицо, уполномоченное на принятие кадровых решений, вправе издать приказ о проведении служебного расследования.

Курочкин Денис Борисович,
прокурор Карымского района Забайкальского края
Апрелкова Виктория Сергеевна,
помощник прокурора Карымского района Забайкальского края

Служебное расследование дает широкий выбор кадровых решений

В большинстве случаев прокуратура сталкивается с вопросами, касающимися порядка проведения служебного расследования, либо в ходе разрешения обращений граждан, либо при представлении суду заключения по делам о восстановлении на работе. Исходя из практики можно сделать вывод, что служебное расследование должно способствовать своевременному и полному сбору материалов по факту допущенного работником дисциплинарного проступка. Как правило, лицо, в отношении которого такое расследование проводится, о нем уведомляется и ему предлагается дать письменное объяснение случившемуся. Однако согласно трудовому законодательству такое информирование не является обязательным. Предположительно потому, что запросить у работника объяснения работодатель должен в соответствии со ст. 193 ТК РФ.

Известны случаи, когда механизм проведения служебного расследования четко отлажен и закреплен локальным правовым актом организации, в котором определен список подготавливаемых работодателем документов. Так, в июле 2010 г. в прокуратуру Карымского района Забайкальского края обратился гражданин С. по факту нарушения в отношении него трудового законодательства. В ходе проверки было установлено, что его уволили по подп. «б» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения. В соответствии с действующим на предприятии положением его директор сформировал доказательственную базу вины работника. В частности, были собраны докладные записки непосредственного руководителя С., акты о появлении на рабочем месте в нетрезвом состоянии, акты мастера участка об отстранении С. от работы от 10.06.2010, 11.06.2010, приказы работодателя о том, что 10.06.2010 и 11.06.2010 посчитаны С. днями прогула, не подлежащими оплате, об увольнении 15.06.2010. В этой связи на основании приказов директора предприятия 10 и 11 июня 2010 г. посчитаны днями прогула, не подлежащими оплате. Кроме того, на следующий день в свою смену С. вообще не вышел на работу, что подтверждалось докладной запиской мастера участка и актом отсутствия С. на рабочем месте. Таким образом, работодатель доказал обоснованность и законность применения к работнику дисциплинарного взыскания (отказ в удовлетворении жалобы прокурором от 21.07.2010).

В то же время более распространены случаи, когда процесс служебного расследования в организации не урегулирован. Так, В., бывший повар ГОУ, подала иск в Карымский районный суд о восстановлении на работе и оплате времени вынужденного прогула. В ходе разбирательства дела выяснилось, что 17.01.2010 на имя директора ЧОП, оказывающего охранные услуги ответчику, поступил рапорт о том, что В. по окончании рабочего дня выносила из столовой продукты питания. Этот документ передан ее руководству и положен в основу процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности. Ее уволили по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с утратой доверия. Одним из доводов истца было нарушение работодателем порядка проведения служебного расследования. А именно: за время проверки уполномоченная комиссия составила лишь один документ — акт о ее результатах, который к тому же не содержал выводов о наличии или отсутствии вины работника. Истец не был ознакомлен с приказом о проведении служебного расследования и указанным актом. Однако суд счел все эти аргументы несостоятельными и признал правоту работодателя.
Во избежание нежелательного восстановления работника рекомендуется принимать меры к установлению уважительности или неуважительности причин его поведения. Но здесь все зависит от характера проступка. Так, в случае причинения работником материального ущерба необходимо проведение ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности.

Хотелось бы отметить, если у работодателя отсутствует возможность запросить у работника объяснение проступка (долгое время не выходит на связь), то вполне допустимо расторжение с ним трудового договора по подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за прогул. Вполне достаточно зафиксировать факт отсутствия его на рабочем месте посредством акта и служебных записок его сослуживцев.

При наличии в действиях лица, в отношении которого проводится служебное расследование, состава преступления, все материалы передаются в правоохранительные органы по подследственности, определенной ст. 151 УПК РФ. За недонесение о преступлении (на любой из стадий его совершения) ответственность в УК РФ не предусмотрена. Действия работодателя, не сообщившего о противоправном поведении работника, не могут расцениваться как укрывательство. Но при правовой оценке такого решения большую роль сыграет отсутствие у работодателя личной выгоды и корыстных целей.

Безусловно, следует напомнить: он может и не идти на такую крайнюю меру, как расторжение трудового договора или даже привлечение работника к дисциплинарной ответственности, поскольку это его право, а не обязанность.

Позиция суда. 3 Охранник обратился в суд с иском о восстановлении на работе, взыскании оплаты вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов, мотивируя это тем, что результаты служебной проверки ошибочны и не содержат акта его медицинского освидетельствования. В своем решении суд сослался на п. 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применение судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», согласно которому состояние опьянения работника может подтверждаться как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которым суд дает соответствующую правовую оценку. При этом применение в качестве взыскания увольнения по предусмотренным ТК РФ основаниям должно соответствовать тяжести дисциплинарного проступка. То есть работодатель обязан учитывать, насколько состояние опьянения повлияло на выполнение работником своей трудовой функции. В частности, серьезность допущенного нарушения трудовой дисциплины истцом (появление в нетрезвом состоянии) выражается в возможном наступлении неблагоприятных последствий, так как в силу своих служебных обязанностей он обеспечивает установленный порядок в организации, безопасность работников, охрану зданий в рабочее время и его работа связана с ношением оружия.

Лица, ответственные за проведение служебного расследования. Для производства служебного расследования формируется комиссия. Обычно в ее состав входит нечетное количество человек (не менее трех). Председателем комиссии чаще всего становится начальник службы безопасности, кадрового отдела или сам руководитель организации. Персональный состав и количество членов комиссии, ответственной за своевременное и правильное проведение расследования, определяется приказом о его проведении.

Сроки проведения служебного расследования. Любая проверка факта нарушения трудовой дисциплины должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении. В случае если расследование проводится на основании служебной записки кого-либо из работников — не позднее чем через месяц с момента ее подачи. Это условие связано с требованием ст. 193 ТК РФ о применении дисциплинарного взыскания не позднее месяца со дня обнаружения проступка. При этом в указанный период не засчитывается время болезни работника, пребывания его в отпуске, а также время, необходимое на учет мнения представительного органа работников.

Согласно п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 днем обнаружения проступка, с которого начинается течение срока, считается день, когда руководителю провинившегося работника стало известно о совершении им противоправных действий (бездействия). При этом не имеет значения, наделен ли он полномочием привлекать к дисциплинарной ответственности своих подчиненных или нет.

Также следует учитывать, что дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Стадия вторая: выяснение юридически значимых обстоятельств

Пределы проведения служебного расследования. Статья 193 ТК РФ устанавливает обязанность работодателя до применения дисциплинарного взыскания затребовать от работника письменное объяснение. При уклонении работника от получения соответствующего требования работодателя необходимо составить об этом акт. Вполне логичным будет направить требование заказным письмом с описью вложения или телеграммой по месту жительства работника. Если по истечении двух рабочих дней объяснение им не представлено, это расценивается как отказ от содействия в выяснении обстоятельств происшедшего и фиксируется еще одним актом. Формы указанных документов не установлены. Однако рекомендуется, чтобы их подписали все члены комиссии.

В ходе проведения расследования работодатель вправе брать объяснения у работников организации, опрашивать очевидцев произошедшего (с их согласия), проверять внутреннюю документацию, привлекать на договорной основе экспертов (аудиторов, оценщиков и др. специалистов сторонних организаций для дачи профессиональных заключений); проводить инвентаризацию имущества, отбирать пробы, производить замеры с использованием технических средств; направлять запросы в государственные органы, учреждения и прочие организации.

Следует особо подчеркнуть, что работодатель может получать сведения и документацию от третьих лиц только на добровольной основе. У него нет права проводить обыск, личный досмотр, допросы или требовать от работников прохождения проверки с применением полиграфа.

Доказательства прогула. Практика показывает, что факт прогула следует фиксировать актом об отсутствии лица на рабочем месте, который составляется каждый день отдельным документом с первого дня его невыхода на работу. Дополнительными доказательствами данного нарушения трудовой дисциплины могут служить: факт отсутствия подписи работника в журнале учета на пропускном пункте; информация в электронной системе контроля доступа персонала; докладные записки сослуживцев и непосредственного начальника этого лица и т. д.

Если работник не появляется второй день подряд, необходимо заказным письмом с описью вложения или телеграммой по месту жительства работника направить ему требование явиться на работу и представить объяснение своего поведения.

Срок для дачи объяснений рекомендуется отсчитывать с даты получения письма (телеграммы) адресатом. Также следует учитывать, что по уважительным причинам он может не доехать до работы и направить свои объяснения письмом, а на это потребуется еще несколько дней.

Когда имеется подтверждение, что корреспонденция не была получена, работодатель вправе предпринять дополнительные меры по поиску работника и выяснению причин его отсутствия: например, обратиться с заявлением о розыске в милицию и (или) направить запросы в больницы. И хотя действующее законодательство не обязывает работодателя совершать подобные действия, нельзя забывать, что если причины отсутствия суд впоследствии признает уважительными, работник будет восстановлен в должности и работодатель понесет убытки в виде денежных компенсаций сотруднику за все время его отсутствия на работе.

Доказательства материального ущерба. Чтобы определить размер и характер причиненного ущерба, на основании приказа руководителя организации специальной комиссией проводится инвентаризация имущества. Согласно ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» проведение инвентаризации обязательно при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества. До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками установление причин его возникновения и его размера обязательно.

В соответствии со ст. 246 ТК РФ при утрате и порче имущества размер ущерба определяется по фактическим потерям исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день его причинения. В то же время он не может быть ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета за минусом амортизационных отчислений. Поэтому работодатели часто привлекают независимого оценщика либо, для экономии своих расходов, определяют размер ущерба по балансовой стоимости имущества.

Доказательства злоупотребления полномочиями. Злоупотреблением может быть признано издание дискриминационных приказов, заключение заведомо невыгодных сделок, нерациональное распоряжение имуществом, неправомерное расходование средств организации, принятие на работу лиц, не исполняющих трудовых обязанностей, получение кредитов на невыгодных условиях и другие действия, совершенные из соображений личной заинтересованности. При этом невыгодными сделками являются сделки на условиях, значительно хуже аналогичных, заключенных при сравнимых обстоятельствах (с подобными товарами, работами или услугами). С целью выявления фактов такого поведения возможно проведение аудиторской проверки или привлечение на договорной основе независимого оценщика (для установления, например, обоснованности отпуска товаров, передачи в аренду имущества по заниженным ценам и т.п.). Решение об аудиторской проверке принимается общим собранием участников (акционеров) юридического лица (для ООО, АО) с целью подтверждения правильности бухгалтерской документации, финансовой отчетности, а также состояния текущих дел организации.

Позиция суда. 4 Виновные действия работника могут носить как систематический характер, так и быть однократным, но грубым нарушением. В частности, в акте о результатах служебного расследования были указаны причины, способствующие возникновению недостачи: работник брал товары для личных нужд без оформления покупки через бухгалтерию; товар отдавал клиентам в долг без оформления документов; допускал факты присвоения денежных средств от продажи товаров без оформления через кассовый аппарат; в нарушение кассовой дисциплины присваивал излишки денежных средств из кассы зала, при этом часть из них распределял между своими подчиненными; не обеспечивал контроль за режимом их работы; отчеты о приходе и расходе (движении) товаров подписывал без необходимой проверки. В документе содержался вывод о том, что увеличению недостачи товарно-материальных ценностей способствовало халатное отношение истца к исполнению должностных обязанностей. Дополнительными доказательствами стали показания свидетелей. Если в действиях работника содержатся признаки, предусмотренные ст. 201 Уголовного кодекса, — использование лицом, выполняющим управленческие функции, своих полномочий вопреки законным интересам своего работодателя и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, — значит, есть основание для привлечения его к уголовной ответственности. Поэтому материалы служебного расследования совместно с заявлением о возбуждении уголовного дела можно передать в следственные органы. В случае причинения вреда интересам коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется в том числе с ее согласия, т. е. без специального от нее заявления.

Стадия третья: оформление результатов служебного расследования

Результаты служебного расследования оформляют в виде письменного заключения или акта, который составляют на основании собранных в ходе проверки материалов. В итоговом документе указывают факт нарушения дисциплины труда, дату нарушения, период проведения расследования и состав комиссии. Также в нем приводят доказательную базу расследования, указывают совершивших проступок лиц, обстоятельства совершения проступка, выводы об их виновностии о необходимости их привлечения к дисциплинарной ответственности или об ее отсутствии, приводят список приложений.

Позиция суда. 5 Суд кассационной инстанции отменил решение городского суда об отказе восстановить истицу на работе, поскольку представленные доказательства, в том числе акт служебного расследования, не содержат выводов о виновности ее действий. В то время как для правильного разрешения трудового спора необходимо выяснить, какие виновные действия работника послужили основанием причинения работодателю материального ущерба.

К заключению (акту) о результатах служебного расследования прилагают:

служебные записки об обнаружении факта дисциплинарного проступка, акты об отсутствии работника, иные документы, являющиеся основанием для проведения расследования; адресное требование представить объяснения, документы, подтверждающие направление (вручение) данного требования, объяснительную записку работника (либо акт об отказе ее представления); докладные, служебные и объяснительные записки должностных лиц и очевидцев происшедшего; акт инвентаризации, заключение аудитора; заключения независимых экспертов, а также показания специальных технических средств и т. д.

Итоговый документ подписывают все члены комиссии, после чего — со всеми прилагаемыми к нему материалами — его передают лицу, уполномоченному принимать решения о применении дисциплинарного взыскания. Рекомендуется ознакомить работника, в отношении которого проводилось расследование, со всем пакетом документов под роспись. Хоть это не обязательно, но может предотвратить последующую подачу работником иска, так как он заранее будет знать об аргументированной позиции работодателя.

Согласно ст.193 ТК РФ с приказом о применении дисциплинарного взыскания работник обязательно должен быть ознакомлен в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени его отсутствия на работе. Если он отказывается ознакомиться, то составляется соответствующий акт. В соответствии со ст. 248 Трудового кодекса РФ приказ о взыскании с материально ответственного лица суммы причиненного ущерба издается не позднее чем через один месяц с момента окончательного установления работодателем его размера. Работник также должен быть ознакомлен с приказом под роспись. При этом следует помнить, что привлечение к материальной ответственности производится независимо от того, было ли применено к виновному лицу дисциплинарное взыскание или нет.

Привлекать или не привлекать — вот в чем вопрос

Решение о привлечении работника к дисциплинарной ответственности принимается работодателем по его усмотрению в каждом случае и в зависимости от тяжести проступка и обстоятельств, при которых он был совершен. Если руководство организации сочтет возможным ограничиться мерами психологического воздействия, не прибегая к взысканиям (например, провести беседу, выразить порицание и т. п.) — это его право. Исключение составляет случай привлечения к ответственности руководителя организации или ее структурного подразделения либо их заместителей за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения. В этом случае на основании ст. 195 ТК РФ работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников и — если факт нарушения подтвердился — привлечь указанное должностное лицо к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

Директору филиала № 5 ЗАО «ЮгВестСтрой»
Пятницкому Сергею Юрьевичу
от мастера цеха №2 Перепелкина Николая Викторовича

Докладная записка

Довожу до Вашего сведения, что 12.08.2010 машинист катка Сапрыкин Олег Витальевич пришел на работу в 10:25 (т. е. с опозданием на час и 25 минут) и в нетрезвом состоянии. Об этом свидетельствует резкий запах алкоголя, нарушение координации движений, сонливость и вялость. На мои вопросы об употреблении им перед рабочей сменой каких-либо алкогольных напитков отвечает агрессией.

В связи с изложенным прошу принять меры по отстранению О. В. Сапрыкина от работы.

Перепелкин Н. В. 12.08.2010

Заключение
о проведенном служебном расследовании
(извлечение)

Выводы комиссии:

На основании выявленных фактов установлено, что машинист катка Сапрыкин Олег Витальевич допустил однократное грубое нарушение своих трудовых обязанностей, а именно появился на своем рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения.

В связи с изложенным необходимо рассмотреть вопрос о привлечении Сапрыкина О. В. к дисциплинарной ответственности.

Приложения:

копия должностной инструкции машиниста катка; копия трудового договора с Сапрыкиным О.В. от 04.10.2008; докладная записка мастера цеха №2 Перепелкина Н. В. от 12.08.2010; акт о появлении на рабочем месте в нетрезвом состоянии и отстранении в связи с этим от работы от 12.08.2010; копия табеля учета рабочего времени от 12.08.2010; служебная записка начальника службы внутренней безопасности Кличко С. А. от 12.08.2010; требование дать письменные объяснения проступка от 13.08.2010; акт об отказе работника дать объяснения проступку от 13.08.2010; акт об отказе работника дать письменные объяснения от 18.08.2010.

Подписи:

заместитель директора Ольпихина Н. Н. начальник отдела кадров Бойко Н. С. юрисконсульт Прайдин А. А.

АКТ
о появлении на рабочем месте в нетрезвом состоянии
и отстранении в связи с этим от работы

Мы, нижеподписавшиеся,

директор филиала № 5 ЗАО «ЮгВестСтрой» Пятницкий Сергей Юрьевич; мастер цеха № 2 Перепелкин Николай Викторович; начальник отдела кадров Бойко Надежда Степановна; начальник службы внутренней безопасности Кличко Сергей Афанасьевич

в присутствии машиниста катка Сапрыкина Олега Витальевича
составили акт о следующем:
машинист катка Сапрыкин Олег Витальевич появился на своем рабочем месте 12.08.2010 в 10:25 в нетрезвом состоянии.
В частности, у него наблюдались внешние признаки алкогольного опьянения:

запах алкоголя; бессвязная речь; покрасневшие глаза; нарушение координации движений; агрессивное поведение (попытка завязать драку).

Факт нахождения Сапрыкина О. В. в нетрезвом состоянии невозможно подтвердить медицинским заключением, поскольку он был против медицинского освидетельствования. Также он отказался давать какие-либо объяснения по поводу своего состояния.
Поскольку исполнение трудовых обязанностей Сапрыкина О. В. связано с управлением транспортным средством (источником повышенной опасности), было принято решение об отстранении его от работы. Ему было предложено покинуть рабочее место и удалиться за пределы предприятия.
В качестве сопровождающего его домой был определен начальник службы безопасности Кличко С. А.

Вышеуказанные факты подтверждаем:

Сапрыкин О.В. от подписи в настоящем акте отказался.
Отказ от подписи подтверждаем:

директор филиала № 5 ЗАО «ЮгВестСтрой» Пятницкий С. Ю. мастер цеха № 2 Перепелкин Н. В. начальник отдела кадров Бойко Н. С. начальник службы внутренней безопасности Кличко С. А.

1 Кассационное определение Смоленского областного суда от 02.03.2010.
2 См., напр.: кассационные определения Калининградского областного суда от 31.03.2010 по делу № 33-1502/2010; Московского городского суда от 01.07.2010 по делу № 33-19482 и др.
3 Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 2009 г. (дата и номер дела не указаны).
4 Обзор судебной практики по делам, возникающим из трудовых правоотношений, рассмотренных судами Республики Хакасия за 2009 г. (определение № 33-363/2009).
5 Там же (определение № 33-1553/2009).

Не виновен, пока не доказано обратное. Если позиция работодателя в итоговом акте служебной проверки окажется недостаточно аргументированной, впоследствии суд может встать на сторону работника. Юридически точное и делопроизводственно грамотное оформление документов на разных этапах расследования поможет вам вынести взвешенное решение и хладнокровно отстоять интересы компании в будущем.

Служебное расследование (служебная проверка) - процедура серьезная. Для доказательства мелких нарушений она не затевается. Часто с нарушителем корпоративного спокойствия достаточно провести профилактическую беседу. Если же есть подозрения в том, что сотрудник нанес организации значительный материальный ущерб или использовал свои служебные полномочия в корыстных целях, то стоит перейти к строгим мерам. Факт прогула также подтверждается результатами служебного расследования.

Кроме того, к дисциплинарным нарушениям, за проверку которых возьмется специальная комиссия, относятся уклонение от медицинского освидетельствования (для работников некоторых профессий) и прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, а также отказ от заключения договора о полной материальной ответственности, если это является основной трудовой функцией работника.

В российском законодательстве отсутствует понятие служебного расследования как таковое. Его можно считать частью дисциплинарного производства, в котором детально описан порядок привлечения к ответственности за дисциплинарный проступок. Служебное расследование в отдельно взятой организации регламентируется правилами внутреннего трудового распорядка и внутренними нормативными актами (инструкциями, положениями).

Важно знать, что проведение служебного расследования – мероприятие внутреннее. Работодатель может вызывать на «допрос» виновного, очевидцев произошедшего и других сотрудников, но только в рамках своей организации, ведомства, учреждения и т.п. Поскольку процедура носит добровольный характер, работники вправе отказаться от участия. Нельзя заставлять работников проходить проверку полиграфом или без их согласия проводить обыск и личный досмотр. Если для служебного дела требуется заключение эксперта, допускается привлечение третьих лиц (аудиторов, оценщиков, медицинских работников, инженеров и др.) на договорной основе. Закон также разрешает направлять в государственные органы и пр. организации необходимые для расследования запросы.

С чего начинается служебное расследование

Основная задача работодателя при проведении служебного расследования состоит в том, чтобы доказать факт совершения дисциплинарного проступка, установить вину работника и ее степень, характер и размер причиненного вреда. Дополнительно определяются причины и мотивы совершения дисциплинарного проступка, смягчающие и/или отягощающие обстоятельства, возможности работодателя устранить и предотвратить такие нарушения трудовой дисциплины, меры по привлечению лиц к ответственности.

Перед началом официальной процедуры необходимо позаботиться о том, чтобы факт проступка был документально зафиксирован. Именно этот документ служит основанием для последующей проверки. Это может быть служебная записка руководителя подразделения, отдела и/или непосредственного начальника. Как правило, она составляется в бумажном виде (см. Образец 1), но может быть оформлена и в форме электронного документа.

Служебная записка должна быть принята к исполнению и зарегистрирована. С того момента, когда на ней ставится входящий номер по журналу внутреннего документооборота и дата принятия, начинается отсчет времени для проведения расследования. Помимо служебной записки, основанием для проверки могут стать:

  • заявление самого работника;
  • претензия контрагента или жалоба потребителя;
  • акт об обнаружении недостачи товара;
  • заключение аудитора, акт инвентаризации;
  • письменные и устные обращения граждан, представителей организаций, содержащие сведения о совершении работником проступка и др.

Одного из этих документов достаточно для того, чтобы запустить процедуру служебного расследования. Стартовым выстрелом для него является приказ руководителя о проведении проверки или иного уполномоченного лица, ответственного за принятие кадровых решений.

Кто участвует в служебном расследовании

Обычно служебной проверкой занимается служба безопасности и/или подразделение внутреннего аудита. В небольших компаниях эти функции нередко на себя берет кадровая служба. Как уже говорилось выше, для служебного расследования можно привлекать и сторонних специалистов (юристов, бухгалтеров и т.д.). В расследовании должен участвовать непосредственный начальник работника, в отношении которого оно проводится. При этом важно знать, что для объективности проводимой проверки непосредственный начальник не может быть членом специальной комиссии. Это требование касается и руководителей организации, принимающих решения по вынесению дисциплинарного взыскания. Таким образом, в комиссию могут входить сотрудники службы безопасности и персонала, а также профсоюзной организации. Как правило, в ее составе находится не менее трех человек, возглавляемых начальником службы безопасности.

Сроки проведения расследования

Один месяц – столько времени отводится законом на расследование факта нарушений трудовой дисциплины. Он считается со дня принятия решения (издания приказа) о проведении проверки. В том случае если расследование проводится на основании служебной записки какого-либо работника, то проверка должна быть завершена не позднее одного месяца с момента подачи документа (ст. 193 ТК РФ). В указанный период не входит время болезни работника, пребывание его в отпуске, а также время, необходимое на учет мнения представительного органа работников, которое в совокупности не может превышать шести месяцев. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. В эти сроки не включено время производства по уголовному делу.

Проведение служебного расследования

После того, как приказом руководителя была сформирована комиссия, начинается выяснение обстоятельств нарушения. У работника запрашивается письменное объяснение. По месту жительства работника рекомендуется направить уведомление – заказным письмом с описью вложения или телеграммой (см. Образец 2).

Со дня получения уведомления отсчитывается два дня, в течение которых работник должен дать письменное объяснение. Отсутствие ответа по прошествии этого времени расценивается как отказ от содействия расследованию. О факте отказа составляется соответствующий акт (см. Образец 3).

Формы этих документов не установлены, но желательно, чтобы они были подписаны всеми членами комиссии. Работник может составить объяснительную записку в свободной форме с соблюдением общих требований делопроизводства. В объяснительной работник излагает свою версию произошедшего, поясняет обстоятельства и указывает причины проступка (см. Образец 4).

Объяснительная записка – обязательный, но не всегда единственный документ расследования. Комиссия может потребовать копии или оригиналы иных документов, подтверждающих вину или невиновность работник. Все полученные документы нумеруются и подшиваются в дело. В итоговом документе проверки они оформляются как приложения.

Неявка на рабочее место

Если работник не вышел на работу, то на каждый день отсутствия составляется акт об отсутствии лица на рабочем месте. К акту можно приложить косвенные доказательства, как например, факт отсутствия подписи работника в журнале учета прихода и ухода работников, информацию в электронной системе контроля доступа персонала, докладные записки сослуживцев и непосредственного начальника и др. Требование явиться на работу и представить объяснения прогула направляется заказным письмом с описью вложения или телеграммой по месту жительства работника, если он не появлялся на рабочем месте два дня подряд. Срок ожидания ответа рекомендуется отсчитывать с даты получения письма или телеграммы. Работник может направить свои объяснения в письменной форме. При наличии подтверждения, что корреспонденция не была получена адресатом, работодатель вправе обратиться в полицию или направить запросы в больницы. Важно помнить, что если причины неявки на работу в суде будут признаны уважительными, работник будет восстановлен в должности и работодатель понесет убытки в виде денежных компенсаций работнику за все время его отсутствия на работе.

Причинение материального ущерба

Согласно Федеральному закону 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», проведение инвентаризации обязательно при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества. Инвентаризация проводится комиссией на основании приказа руководителя организации. Установление причин возникновения и размера материального ущерба обязательно до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками. При этом размер ущерба определяется по фактическим потерям исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день его причинения (ст. 246 ТК РФ). Но он не может быть ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета за минусом амортизационных отчислений. Как правило, для определения размера работодатели приглашают независимых оценщиков либо берут данные балансовой стоимости имущества.

Злоупотребление полномочиями

Для того чтобы выявить факт злоупотребления полномочиями, проводится аудиторская проверка или привлекаются независимые аудиторы. Их услуги могут понадобиться для установления, например, обоснованности отпуска товаров, передачи в аренду имущества по заниженным ценам и др. Для акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью решение об аудиторской проверке принимается общим собранием участников (акционеров) юридического лица с целью подтверждения правильности бухгалтерской документации, финансовой отчетности и состояния текущих дел организации.

Как оформить результаты служебного расследования

Итогом служебного расследования является письменное заключение или акт (см. Образец 5), составленный на основании собранных материалов. Заключение состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной:

  • Вводная часть содержит факт нарушения дисциплины труда, дату нарушения, период проведения расследования и состав комиссии.
  • Описательная часть подробно излагает доказательства расследования.
  • Резолютивная часть – это резюме: кто конкретно и в чем именно виновен, имеются ли у данного сотрудника аналогичные неснятые взыскания.

В конце приводится список приложений к итоговому акту комиссии:

  • служебные записки об обнаружении факта дисциплинарного проступка, акты об отсутствии работника, иные документы, являющиеся основанием для проведения расследования;
  • адресное требование представить объяснения, документы, подтверждающие направление (вручение) данного требования, объяснительную записку работника (либо акт об отказе ее представления);
  • докладные, служебные и объяснительные записки должностных лиц и очевидцев происшедшего;
  • акт инвентаризации;
  • заключение аудитора; заключения независимых экспертов, а также показания специальных технических средств и т. д.

Документ вместе с приложениями должен быть подписан всеми членами комиссии. В делопроизводстве итоговому акту присваивается порядковый номер, указывается дата его составления. Она и является днем окончания расследования. Документ утверждается руководителем организации и заверяется печатью.

Ответственность при дисциплинарном проступке

Решение о привлечении работника к дисциплинарной ответственности принимается на усмотрение работодателя. Оно должно быть принято руководителем организации в течение трех дней с момента окончания расследования. Некоторые работодатели ограничиваются мягкими мерами воздействия: проведением бесед, выражением порицания и др. В ТК РФ предусмотрено три вида наказания: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Другие взыскания к работнику применяться не могут, за исключением работников, в отношении которых действуют специальные уставы и положения о дисциплине труда (ч.5 ст. 189 ТК РФ).

Обязательному привлечению к дисциплинарной ответственности подлежат руководители организации или ее структурного подразделения либо их заместители за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения. Если факт нарушения был подтвержден в ходе проверки, должностное лицо должно быть привлечено к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения (ст. 195 ТК РФ).

Решение о дисциплинарном взыскании оформляется приказом (см. Образец 6), в котором определяются виновные должностные лица, наложенные взыскания и основания вынесенного решения.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Для учета служебных расследований и их результатов в бумажном или электронном виде ведется Журнал учета служебных расследований (см. Образец 7). Все материалы расследований целесообразно хранить подшитыми в отдельные дела либо в одно дело и размещать в хронологическом порядке.

В соответствии со ст. 193 ТК РФ, с приказом о применении дисциплинарного взыскания работник обязательно должен быть ознакомлен в течение трех рабочих дней дня его издания, не считая времени его отсутствия на работе. В случае отказа работника составляется соответствующий акт. Ст. 248 ТК РФ установлено, что приказ о взыскании с материально ответственного лица суммы причиненного ущерба издается не позднее чем через один месяц с момента окончательного установления работодателем его размера.

ВНИМАНИЕ! Желательно, чтобы работник ознакомился со всем пакетом документов под роспись. В будущем это может предотвратить подачу работником иска, поскольку он заранее знал аргументированную позицию работодателя.

Если в ходе служебного расследования были обнаружены признаки состава преступления (например, работник использовал служебные полномочия в целях извлечения личной выгоды), необходимо их назвать и внести предложения руководителю организации рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела.

Т.В. Войцехович