Поведение - это наиболее широкое понятие, характеризующее взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Фундаментальной составляющей поведения являются реактивность и активность. Если реактивность дает возможность в основном приспосабливаться к среде, то активность - приспосабливать среду к себе. Чем выше уровень организации живого организма, тем большее значение приобретает активность по сравнению с реактивностью. У человека высшим уровнем активности является активность личности, которая позволяет ему решать сложные задачи, связанные с преобразованием не только предметного материального мира, но и мира идеального, духовного, внутреннего.
Элементарные акты поведения отмечают уже у одноклеточных организмов. И хотя их действия складываются в основном из автоматического перемещения в сторону раздражителя или от него, но и здесь наблюдаются элементарные акты обратной связи, что дает возможность осуществлять выбор, например, между пищевым и непищевым раздражителем. Для растений характерны тропизмы -направленные движения, вызванные воздействием различных факторов среды (света, притяжения, химических веществ и т. п.). Еще более сложные формы поведения можно наблюдать у животных. Во-первых, оно более активно, хотя в целом носит реактивный приспособительный характер; во-вторых, здесь появляется способность к ориентировке причем по отношению к биологически нейтральным воздействиям; в-третьих, наряду с врожденной инстинктивной формой поведения все большую роль начинает играть приобретаемая индивидуально-изменчивая ферма поведения. Постепенно это приводит к тому, что у высших животных появляется способность экстраполировать прежний опыт на новые жизненные ситуации. Поведение же человека приобретает сознательный, целенаправленный характер, что дает ему возможность планировать будущее, широко использовать язык для фиксации этих планов и передачи их будущим поколениям через обучение. Только у человека поведение приобретает форму деятельности, где реализуется наиболее полно его активность, регулируемая сознательно поставленной целью.
Поведение - это система сложных актов, регулируемых на различных уровнях. В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин, Б.В. Боев выделяют биохимический, биофизический, информационный, психологический уровни регуляции.
В биохимической регуляции принимает участие определенный набор особых веществ, называемых гормонами. Например, у млекопитающих известно более 40 гормонов. Под их контролем протекают все этапы развития организма, все основные процессы жизнедеятельности, многие виды клеточного обмена. На внешнем уровне взаимодействие организмов регулируется набором управляющих веществ, называемых телергонами. В отличие от гормонов они выводятся в окружающую среду, где действуют на особи того же или другого вида. Они могут обеспечивать узнавание особей разного пола, служить сигналом тревоги, обозначать территорию и другое. У человека роль гормонов в регуляции процессов в организме остается достаточно значительной, а вот роль телергонов существенно снижается. Хотя они и продолжают выполнять определенные функции. Хорошо известно, что интенсивная умственная работа сопровождается повышенным потоотделением. Эмоции страха, тревоги также связаны с определенными химическими изменениями в организме. Поэтому, например, собака по запаху может определить, что ее боятся. Каждый человек имеет свой специфический запах, который может привлекать или отталкивать других людей. Этим широко пользуются парфюмеры, конструирующие запахи, которые, влияя на подсознание, способствуют установлению разных по модальности контактов, влияют на характер и продуктивность общения.
В биофизической регуляции принимают участие различные физические поля как внешние, так и вырабатываемые самим организмом. К ним относят электрические, магнитные, электромагнитные, акустические поля. В последние годы широко обсуждается проблема существования биологического поля. Такого рода поля используются организмами в процессе жизнедеятельности, например: магнитные поля играют значительную роль при ориентации птиц при перелетах, акустические - в локации у летучих мышей, китов и т.п. Известно, что функционирование живой клетки немыслимо без электрической регуляции. Кроме того, для каждого органа имеются свои специфические электрические колебания. Так, для мозга, находящегося в состоянии активности, характерно наличие б-волн, носящих ритмический характер с частотой 9-10 Гц и потенциалом 45 мкВ. Характер волн меняется в состоянии сна и бодрствования, в состоянии предъявления различных раздражителей. Эти факты широко используются в медицине. Например, с помощью электроэнцефалограмм можно диагностировать эпилептические, опухолевые, сосудистые, воспалительные заболевания, определять месторасположение, где протекает патологический процесс.
Наряду с биохимической и биофизической регуляцией поведения можно говорить об особом уровне регуляции, называемом информационным. Мозг живых существ - открытая система, обменивающаяся с окружающей средой информацией; он также использует химический, биофизический, оптический, акустический и многие другие каналы связи. Однако главная его способность -обнаруживать, перерабатывать информацию, транслировать ее другим существам или неодушевленным предметам. Передаваемая информация облегчает поиск пищи и благоприятных условий обитания, защиту от врагов и вредных воздействий, взаимодействие родителей и потомства, формирование групп и т.п. Обработка информации, оценка сигналов у высших животных связана с наличием у них первой сигнальной системы, базирующейся на безусловных и условных рефлексах. У человека информационный обмен поднимается на качественно новую ступень, где ведущую роль начинает играть вторая сигнальная система. Это система сигналов на значение слова, и в основе ее лежит язык. Язык дает возможность обобщать информацию, и появление его связано с возникновением и развитием сознания, мышления. С формированием языка появляется совокупность актов поведения, совершаемых не с образами реальных предметов, а со знаками, символами, организованными определенным образом. Благодаря этому становятся возможными речь и общение как специфическая деятельность.
Психический уровень регуляции является ведущим в поведении человека, именно он позволяет осуществлять наиболее адекватный информационный обмен, дает возможность приспосабливаться к жизненной среде, создавать саму эту среду. Психическая регуляция возникает на достаточно позднем этапе эволюционного развития и главным образом определяет поведение организмов, обладающих нервной системой. Основным признаком появления психики является способность живых организмов реагировать на абиотические факторы, т.е. такие факторы, которые не удовлетворяют потребности непосредственно, а сигнализируют, что дальше последует нечто важное. Например, лягушка реагирует не на саму муху, а на движение, паук - на вибрацию паутины. Согласно А. Н. Леонтьеву, психика в своей эволюции проходит ряд стадий:
- -стадию элементарной сенсорной психики, когда организм реагирует на отдельные раздражители; сюда относятся, например, насекомые; основной формой приспособительного поведения здесь является инстинкт;
- - стадию перцептивной психики (перцепция - это восприятие): здесь животное реагирует на всю совокупность условий (сюда относятся, например, млекопитающие); основной формой приспособительного поведения является навык, возникающий на базе условных рефлексов;
- - стадию интеллекта (например, человекообразные обезьяны, дельфины, слоны и некоторые другие), связанную с возникновением и функционированием интеллекта со способностью к обобщению, решению так называемых двухфазных задач (фаза приготовления и фаза достижения, удовлетворения потребности);
- - стадию сознания, которое присуще только человеку; данная стадия связана с развитием мышления, языка, речи, способностью к прогнозированию, саморегулированию; поведение здесь приобретает форму деятельности.
Основу сознания составляют не только и не столько безусловные и условные рефлексы, сколько сложные процессы саморегуляции по принципу рефлекторного кольца, связанные со способностью выбирать и конструировать альтернативные программы поведения, произвольно влиять на свои рефлексы, даже на безусловные (при специальной тренировке, например, в системе «йога»). Поэтому поведение человека носит очень сложный, вероятностный характер, что и обеспечивает ему необходимую ориентировку в окружающей среде, активное преобразование и создание этой среды.
Наиболее полно поведение человека может быть описано через характеристику соотношения реактивности и активности, которые выступают в роли системообразующего фактора самого поведения. Поскольку человек - это многоуровневая иерархически организованная структура (биологический индивид, социальный индивид, личность), то и поведение его определяется активностью и реактивностью, проявляющимися на разных уровнях.
Активность и реактивность прежде всего выступают как психодинамические характеристики поведения человека, т.е. характеристики, определяющие динамику психической деятельности со стороны скорости, интенсивности, направленности и т.п. Реактивность здесь выполняет в основном приспособительную, адаптивную функцию; активность направлена на приспособление ситуации, подчинение ее индивиду. При всем при этом следует отметить, что здесь активность и реактивность чаще всего не зависят от содержания деятельности, ее мотивов и ценностей.
Активность и реактивность выступают, характеризуя уровень социального индивида, как содержательные характеристики поведения человека и определяются уже в полной мере мотивами, ценностями, смыслами. Тем не менее и здесь реактивность дает возможность адаптироваться к ситуации, а активность - ее преобразовывать.
Активность и реактивность могут выступать и показателями ценности вкладов человека в решение общественных задач (уровень личности). Активность в этом случае характеризуется оптимальным сочетанием инициативы и исполнительности и по мере включения личностного фактора в процесс конкретного поведения может проявляться на нормативном, нормативно-личностном, личностно-продуктивном и продуктивно-творческом уровнях. Другими словами, поведение человека как личности определяется многими факторами и опосредовано его пониманием конкретной задачи, мировоззрением в целом, оценкой всех последствий действия, отношением к этому окружающих.
Таким образом, поведение человека есть продукт эволюции и общественного развития, особая форма взаимодействия с окружающим миром, где в отличие от животных все большее значение приобретают высшие психические формы регуляции, которые носят активный, сознательный, целенаправленный характер и связаны с мышлением, речью, нравственно-этическими нормами и правилами. Все это дает человеку возможность быть существом духовным и бездуховным, этичным и неэтичным, миролюбивым и агрессивным, созидать и разрушать свою жизненную среду, адаптироваться и адаптировать.
Основные функции психики – это отражение и регуляция поведения и деятельности. Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.
Психика является свойством мозга. Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Одни из них обеспечивают восприятие воздействий, другие – преобразование их в сигналы, третьи – планирование и регулирование поведения и т.д.
Возможности человека в самоуправлении поведением и психологическими состояниями, с одной стороны, достаточно велики, но, с другой стороны, ограниченны. Велики они в том смысле, что любой разумный, опытный и достаточно интеллектуально развитый человек в состоянии при желании и настойчивой работе над собой многое изменить как в своей психологии, так и в своём поведении. Однако для этого требуются длительные и достаточно напряженные усилия, а также весьма значительные затраты времени. Далеко не каждый человек может позволить себе роскошь посвятить почти всё своё время в течение многих месяцев (а для этого требуются именно месяцы, а не дни или недели) работе над собой, особенно в наши дни. Поэтому реальная проблема активной психологической переделки человеком себя состоит не в потенциальной невозможности это сделать, а в сугубо практической трудности решения этой задачи с учётом реальных условий жизни.
Что же в человеческой психологии поддаётся коррекции, исходя из возможностей? Ответ на этот вопрос однозначен: человек вполне в состоянии управлять всем, что осознается им и находится под контролем его воли. Самоконтроль психологии и поведения может осуществляться исключительно на сознательной основе.
Желая избавиться от отрицательных своих качеств, вы намечаете цель, планируете и контролируете шаги на пути её достижения. Всё это - сознательные процессы. Как правило, человек осознает определенные свои способности и интересы, черты характера, мысли и чувства, реакции на обстоятельства жизни. Всем этим, в принципе, он может управлять.
Если не все особенности осознаются самостоятельно, нужно обратиться к психологу. Проведя разностороннюю психодиагностику, он сообщит вам о тех свойствах, которыми вы обладаете, но которые не осознаёте.
Для того чтобы изменить себя, собственных усилий недостаточно. Нужна помощь окружающих, так как со стороны легче контролировать происходящие изменения.
Естественно, психокоррекции не подлежит то, что не осознаётся вообще или не принимается как своё (вследствие действия защитных механизмов). Это, как правило, то, что резко осуждается окружающими людьми, или то, что относится к глубоко личной сфере. Речь, в частности, идёт о психологическом содержании бессознательного. И даже в том случае, если с помощью психоаналитика или самостоятельно проведенного психоанализа частично удаётся проникнуть в содержание бессознательного, наиболее неприятное в нём всё же затем автоматически вытесняется под воздействием так называемой цензуры или защитных механизмов.
Тем не менее, несмотря на все сложности, человек может и должен научиться управлять своей психологией и своим поведением. Прежде всего, нужно научиться регулировать свои эмоции и непосредственные действия в ответ на эмоции и действия других людей, так как от этого зависит ваше собственное благополучие, а также нормальное существование других людей и взаимоотношения с ними. Нужно научиться влиять на свои настроения и чувства, причём даже тогда, когда они уже возникли. Что же касается аффектов, страстей и стрессов, то их желательно предупреждать, так как практически повлиять на них, когда они уже возникли, очень трудно. Но научиться сдерживать свои эмоции и поведенческие реакции можно, например, посредством специальных упражнений типа аутотренинга.
Для осуществления нормального поведения необходимо обеспечить реализацию спланированных действий в условиях реального времени и реальной среды.
Роль эмоций в этом процессе чрезвычайно важна, так как именно эмоции представляют собой один из основных механизмов регуляции мотивационной деятельности живых организмов.
Под эмоциями (от лат. emovere – волновать) понимают психологические процессы и состояния, связанные с непосредственными переживаниями. Положительные и отрицательные эмоции: радость, восторг, удивление, удовольствие, печаль, гнев, стыд, отвращение, презрение и т.д. – неотделимы от любой человеческой деятельности. В модульном плане блок эмоций может быть представлен как звено контура психического регулирования поведения и психической деятельности.
Эмоции как целесообразные приспособительные жизненные реакции человека служат одновременно нескольким целям: они позволяют судить о состоянии удовлетворения потребностей; стимулируют и регулируют его деятельность; выполняют определённую роль в общении людей, сигнализируя им о психологических состояниях друг друга. Эмоции отражают как состояния организма, так и состояния психики или сознания человека.
Главное в регуляции эмоций состоит в умении предупреждать их возникновение. Для этого нужно знать:
Когда и при каких обстоятельствах чаще всего возникают нежелательные эмоции;
Что этим эмоциям предшествует (образы и мысли, которыми сопровождается возникновение соответствующей эмоции в типичных случаях);
Каким образом можно предупредить возникновение соответствующей эмоциональной реакции.
Рассмотрим каждый из указанных факторов в отдельности вместе с возможными способами управления ими.
Разные люди в зависимости от их индивидуальности и личного опыта по-разному реагируют на те или иные обстоятельства жизни. Холерики, например, в целом более эмоциональны, чем флегматики. На сравнительно незначительные жизненные события они реагируют бурно, их эмоциональная реакция ярко выражена. Подобного рода эмоциональность, вызванная индивидуальными различиями в темпераментах, является чаще всего природно обусловленной, т.е. зависит от врождённых особенностей нервной системы человека. Поэтому такую внутреннюю эмоциональную реакцию некоторых людей на обстоятельства надо принимать как должное и просто привыкать к ней как к неизбежной.
Но есть эмоциональность и другого рода, представляющая собой дурные привычки, сложившиеся в процессе жизни человека. Такими реакциями он, в принципе, в состоянии управлять, но для этого ему нужно знать их причину, выработав у себя новую, более адекватную форму эмоционального реагирования на те же самые жизненные обстоятельства.
Первый шаг на пути избавления от подобного рода эмоций состоит в том, чтобы узнать и почувствовать, когда, при каких обстоятельствах соответствующие неадекватные эмоциональные реакции возникают и как они развиваются, выходя за пределы разумного. В связи с этим вы должны ответить на следующие вопросы:
1. Есть ли у меня неадекватные эмоциональные реакции?
2. При каких обстоятельствах они возникают?
3. В чём эти реакции проявляются?
4. Как можно практически воздействовать на эти реакции?
Ответить на эти вопросы можно, проанализировав своё поведение в различных жизненных ситуациях, поговорив с близкими, прослушав записи собственного голоса или же просмотрев видеозаписи собственного поведения в ряде эмоциогенных ситуаций. Неплохо, если к вашему самоанализу подключится профессиональный психолог.
Собрав необходимые сведения, вы можете принять конкретное решение о том, как действовать в эмоциогенных ситуациях для того, чтобы предупредить, заблокировать или ослабить силу уже возникшей эмоции.
Внешнему проявлению эмоций обычно предшествуют определённые образы и мысли, которые обязательно нужно знать. Они, как правило, индивидуальны у разных людей. Воздействовать на них легче, чем на сами эмоции, используя, например, методику аутотренинга.
Пути предупреждения эмоций сугубо индивидуальны. Найти их можно, только постоянно экспериментируя над собой. В частности, выработать у себя полезные привычки, о которых говорится в известной книге Д. Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить нормально», или воспользоваться советами и рекомендациями, содержащимися в других книгах по практической психологии.
Но в любом случае успех не приходит сразу. Требуется большая, систематическая и настойчивая работа человека над собой, так как нежелательные эмоциональные реакции, от которых хочется избавиться, представляют собой довольно устойчивые жизненные привычки, психологические установки, автоматически возникающие на подсознательном уровне и реализуемые вне непосредственного сознательного и волевого контроля со стороны человека.
С собственными эмоциями, к сожалению, нам часто приходится иметь дело не тогда, когда они возникают, а уже тогда, когда они существуют и действуют, и мы находимся в их власти. Тем не менее, необходимо научиться сдерживать, блокировать их, не давать развиваться дальше. Здесь требуется иная тактика поведения.
При возникновении эмоции нужно постараться отвлечься от причин, её вызывающих, и сосредоточить своё внимание на самой эмоции, поставив перед собой цель сдержать её, не дать разрастись и проявиться вовне. Хорошим отвлекающим приёмом может служить переключение внимания на какой-либо объект или дело, связанное с другой, не менее актуальной потребностью. Если, например, вы получили плохую оценку и сильно переживаете, вспомните, что вы давно собирались встретиться с другом детства или купить какую-то вещь. Переключитесь на эти занятия, это отвлечет вас от неприятного события и успокоит.
Есть меры, направленные на прекращение, угасание уже возникшей эмоции. Это, прежде всего, внутреннее расслабление и самовнушение успокаивающего характера. Здесь вполне могут оказаться полезными специальные упражнения, например расслабление отдельных групп мышц и тела в целом, повторение фраз самоуспокоительного типа: "Я спокоен", "Я сдерживаю свои эмоции", "Я расслаблен", "Мне становится лучше" и некоторых других.
Уже возникшая эмоция исчезает не сразу, и для полного эмоционального самоуспокоения требуется от 10-15 мин до нескольких часов. Вначале, когда эмоция охватывает человека, и он пытается её сдержать, кажется, что и мышечное расслабление, и самовнушение ничем не помогают. Но на самом деле это не так. Просто эмоции связаны с мышцами, которые крайне медленно сокращаются и расслабляются. В момент самовнушения обычно идёт длительная внутренняя борьба между факторами, сохраняющими (усиливающими) эмоцию, и факторами, которые ей препятствуют. Эта борьба требует как минимум нескольких минут. Обычно она кончается победой человека, если он, не отвлекая своё внимание от эмоции, настойчиво пытается её погасить.
Внутренняя победа человека над собственной эмоцией проявляется, в частности, в том, что он начинает чувствовать себя спокойнее, физически и психологически расслабленным. Дальше для того, чтобы окончательно погасить эмоцию, требуется только продержать её и связанные с ней состояния в течение определённого времени, причём такое время обычно равняется тому, которое необходимо, чтобы психологически добиться важного перелома в динамическом развитии эмоционального состояния, о котором шла речь выше.
Рисунок 4 – Схема взаимоотношений мотиваций, эмоций и воли в процессе поведения
Эмоции в своих проявлениях тесно связаны с поведением человека, причём эта связь двухсторонняя. С одной стороны, эмоции проявляются в поведении и фактически управляют им, с другой стороны, поведение влияет на эмоции, ослабляя или усиливая их. Практически невозможно научиться эффективно управлять эмоциями, не научившись одновременно сознательно регулировать своё поведение. Справедливо и обратное: человек, который не в состоянии управлять своими эмоциями, не может контролировать и собственное поведение.
Что же в поведении человека поддаётся и не поддаётся сознательной саморегуляции? Ответ в основном будет тот же, что и относительно эмоций: сознательному, волевому самоуправлению в поведении человека поддаётся то, что им осознаётся и ещё не достигло такой силы, за пределами которой практически утрачивается волевой самоконтроль. Это обычно происходит тогда, когда возникшее настроение, эмоция и чувство переходят в аффект, страсть или стресс.
В реальном поведении человека, как и в сфере его эмоций, далеко не всё контролируется сознанием. Например, не подвластны сознанию почти все процессы, происходящие во внутренних органах, а также процессы, которыми управляет организм. Мы не можем, к примеру, осознавать нервные импульсы, возникающие в центральной нервной системе, т.е. фактически не можем сознательно контролировать то, что на уровне мозга предшествует некоторому действию человека или регулирует его поведение в целом. Нам также не дано ощущать прохождение импульсов по нервной системе или автоматизированные сокращения внутренних мышц, связанные с нормально протекающими обменными процессами. Часто мы осознаём только те физические напряжения, которые возникли в скелетных мышцах, но вместе с тем не имеем представления о том, почему они появились. Но даже если мы осознали возникшее физическое напряжение, мы зачастую не можем им управлять, так как нам не подвластны лежащие в его основе внутренние органические процессы. В большинстве случаев жизни своими физическими состояниями мы не можем полностью управлять, как и эмоциями.
Но всё же возможности самоуправления поведением более велики, чем возможности саморегулирования эмоций, так как своё поведение, в отличие от эмоций, мы можем лучше осознавать.
Поведение человека, который находится во власти сильных, деструктивных эмоций, называется неадекватным или социально дезадаптивным. Неадекватное поведение могут вызывать эмоциогенные ситуации или неадекватные действия (деструктивные действия) других людей.
Как правило, оно имеет характер и может проявляться в неконтролируемых реакциях человека. Такие реакции необходимо научиться предупреждать, но, прежде всего, нужно осознать, что они существуют. Для этого полезно в течение нескольких недель или месяцев наблюдать за собой или же попросить это сделать других людей, с которыми приходится часто общаться. Хорошие результаты даёт видеозапись собственного поведения с её последующим анализом.
Собрав разнообразную информацию, вы можете проанализировать те поведенческие реакции, которые являются неадекватными, и поставить перед собой задачу избавиться от них. Важно также постараться выяснить, какие ситуации вызывают именно эти реакции, чтобы в дальнейшем предупреждать их появление.
Неадекватная реакция на ту или иную ситуацию обычно является привычкой, от которой нужно избавляться. Сделать это можно, выработав у себя другую, противоположную привычку, автоматически возникающую в ответ на данную ситуацию и блокирующую проявление дурной привычки.
Примерно так же можно избавиться и от неадекватных реакций на тех или иных людей. Однако реакции на людей, как правило, бывают устойчивее, чем реакции на обстоятельства. Поэтому, прежде чем изменить неадекватную реакцию на человека, необходимо выяснить, насколько она нецелесообразна. Часто при таком анализе обнаруживается, что данная реакция наносит вред, прежде всего, тому человеку, который её воспроизводит.
Изменить реакцию на более адекватную можно, убедившись в том, что от прежней, неадекватной формы поведения обязательно необходимо избавиться; найдя в другом человеке такие свойства и черты характера, которые должны будут вызвать реакцию, прямо противоположную или несовместимую с прежней.
Допустим, что при встрече с каким-то человеком у вас портится настроение, вы становитесь раздражительным. Это - типичный пример неадекватной реакции, избавиться от которой можно, постоянно контролируя себя и помня о том, что подобным образом нельзя реагировать на других людей. Далее нужно поставить перед собой задачу найти в данном человеке то, что способно вызвать у вас прямо противоположную реакцию. Далее остаётся в ходе последующих встреч неизменно ставить перед собой задачу реагировать на него по-другому. Поступая подобным образом, вы довольно быстро обнаруживаете, что при желании можно выработать и закрепить у себя новую, более адекватную реакцию.
Своими мыслями и образами, в отличие от эмоций и открытого поведения, человеку управлять труднее. Это связано с тем, что образы и мысли сначала возникают, и только после этого мы можем их осознавать. Но даже осознание собственных мыслей и образов не позволяет вам определить, почему они появились именно в данный момент времени. Жизненный опыт и здравый смысл в данном случае мало чем смогут помочь, и только, вероятно, хорошее знание тех областей психологии, которые связаны с научным изучением происхождения мыслей и образов человека, поможет нам не только предвидеть, но в какой-то степени регулировать их.
И образы, и мысли человека не возникают беспричинно, спонтанно, сами собой, за исключением, наверное, тех немногих случаев, когда в результате болезни или серьезного нарушения работы мозга у человека появляются бред, галлюцинации. Во всех остальных случаях мысли и образы детерминированы, т.е. обусловлены причинами, которые можно выяснить и описать.
Таких причин может быть несколько.
Во-первых, бессознательно возникающие мысли и образы зависят от тех потребностей, которые являются в данный момент для вас актуальными. Под действием этих потребностей в организме активизируются процессы, непосредственно связанные с их удовлетворением. Возникает желание удовлетворить эту потребность.
Соответствующее желание в свою очередь порождает образы вполне определённых предметов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также мысли, связанные с их достижением. Поэтому одним из эффективных способов управления образами и мыслями человека является прямое или косвенное воздействие, направленное на актуальные для него потребности.
Во-вторых, образы и мысли человека могут сознательно порождаться им самим через специальные волевые усилия. Человек, способный управлять собой, в частности своими психологическими состояниями, может по собственному желанию вызывать в своём воображении нужные образы или мысли, заставлять себя думать над чем-то, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Так поступают, например, все творческие люди - учёные, писатели, художники, инженеры-конструкторы и т.д., работающие над решением некоторой проблемы, над созданием чего-либо нового, оригинального, уникального.
Следовательно, для того, чтобы научиться управлять своими мыслями и образами, необходимо стать волевым человеком, т.е. работать над совершенствованием воли.
В-третьих, на наши мысли и образы оказывает влияние обстановка, ситуация, в которую мы волею случая попадаем. Рефлекторным путем окружающие нас предметы и люди вызывают соответствующие образы и мысли. Если, например, наш опыт обращения с тем или иным человеком ассоциирован с определёнными мыслями и образами, то они неизбежно будут возникать при повторных встречах. То же самое касается разнообразных вещей и предметов.
Поэтому, вводя в ситуацию тех или иных людей, окружая себя теми или иными предметами, мы через них можем оказывать влияние на своё мышление и воображение. Если, например, нам очень хочется избавиться от неприятных образов и мыслей, полезно оказаться среди людей или в окружении предметов, которые порождают приятные мысли и образы.
Отметим в заключение, что в управлении мыслями и образами наилучших результатов можно добиться в том случае, если попытаться воздействовать на них комплексно, как изнутри, так и извне, поскольку ни одна родившаяся в нашей голове мысль и ни один возникший в нашем сознании образ не могут определяться исключительно только одними потребностями человека или же только ситуацией, в которой сознательно или случайно оказался человек.
Лекция 12.
Похожая информация.
В повседневной жизни обычно не бывает затруднений в определении явлений, которые относятся к проявлениям воли. К волевым относятся все действия и поступки, которые совершаются не по внутренним желаниям, а по необходимости, а также те действия, которые связаны с преодолением различных жизненных трудностей и препятствий. Кроме того, имеется целый ряд свойств личности, которые традиционно обозначаются как волевые: настойчивость, выдержка, целеустремленность, терпение и др.
В научной психологии подобной ясности нет, понятие воли является одним из наиболее сложных в психологической науке. Более того, проблема воли часто вовсе отрицается – вместо нее обсуждается регуляция поведения в связи с потребностями, мотивами, желаниями и целями человека. В рамках мотивационного подхода воля рассматривается как способность к инициации действия или усилению побуждения к действию при его дефиците вследствие важнейших и/или внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию либо при наличии конкурирующих с выполняемым действием мотивов.
Воля трактуется исследователями и как самостоятельный психический процесс, и как аспект большинства иных психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение. Сложность научного осмысления воли объясняется тем, что она тесно связана с предельно психологическим явлением – сознанием – и выступает одним из его важнейших атрибутов. Будучи тесно связанным, также и с мотивационной сферой личности, воля представляет собой особую произвольную форму активности человека.
В самом общем виде понятие воли может быть определено как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий (рис. 17).
Рис. 17. Функции воли
Волевые процессы обеспечивают выполнение двух взаимосвязанных функций: побудительной и тормозной. Первая – побудительная – непосредственно связанна с мотивационными факторами и заключается в инициировании того или иного действия, деятельности по преодолению объективных и субъективных препятствий. Воля представляет собой особую форму активности человека. В отличие от реактивности, когда действие возникает в ответ на внешнюю ситуацию (человека окликнули – он оборачивается), волевая активность порождает действие исходя из внутреннего состояния субъекта, его желаний и целей.
Поведение, представляющее собой совокупность реактивно-импуль-сивных ответов на стимулы окружающей среды, в психологии называют полевым. Полевое поведение можно наблюдать у детей раннего возраста, а также при некоторых нарушениях психической деятельности взрослых. В отличие от непреднамеренного полевого поведения собственная активность личности произвольна и целенаправленна. Она надситуативна, т.е. выходит за пределы заданного наличной ситуацией, связана с постановкой целей, избыточных по отношению к исходной задаче.
Вторая функция волевых процессов – тормозная – состоит в сдерживании мотивов и желаний, несогласующихся с главными целями деятельности, идеалами, ценностями, взглядами, мировоззрением личности. В своем единстве тормозная и побудительная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели, т.е. обеспечивают волевую регуляцию поведения человека.
Волевые действия реализуются в волевых актах, имеющих определенную структуру и содержание. Волевые акты могут быть простыми и сложными. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествуют учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, намерение его осуществить, составление плана осуществления. Таким образом, структуру сложного волевого акта образуют следующие основные этапы: 1) возникновение мотивов деятельности; 2) борьба мотивов; 3) решение о действии; 4) исполнение принятого решения. Нередко 1, 2 и 3-й этапы объединяются, называя эту часть волевого действия подготовительным звеном, 4-й этап является при этом исполнительным звеном.
Мотивирование есть актуализация побуждения с осознанием и постановкой цели, на достижение которой направляется данное действие. Целью при этом является желаемый или предполагаемый результат действия, направленного на предмет, при помощи которого человек намерен удовлетворить ту или иную потребность.
Ситуация борьбы мотивов как конкретных побудителей действия (одно желание противопоставляется другому, сталкивается с ним) может требовать от человека овладения своим поведением, заставляет приложить соответствующие усилия для ее осмысления. Борьба мотивов тем сильнее, чем более весомы противоборствующие мотивы, чем более равными по своей силе и значимости они являются для человека.
Возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системной ценности, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Этап борьбы мотивов и выбора путей достижения цели является центральным в сложном волевом акте.
Оценив ситуацию, взвесив различные мотивы и возможные последствия своих действий, человек принимает решение. При этом он ставит перед собой конкретную задачу и составляет план действий. Этот этап характеризуется спадом внутреннего напряжения, которое сопровождало борьбу мотивов. Волевое действие заканчивается исполнением принятого решения.
Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его исполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели также сопряжено с преодолением препятствий. Продолжительность каждого из этапов в разных случаях различна, и четких переходов между ними не существует.
В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, иногда приобретающим стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом, является очень характерной особенностью волевого акта.
Следует отметить, что понятие «волевая регуляция деятельности и поведения» используется в психологии в двух основных значениях. В первом (широком) значении данным понятием, по существу, охватывается произвольная регуляция в целом. В этом случае под ним понимается высший, т.е. произвольно контролируемый, осознаваемый уровень регуляции поведения и деятельности. Во втором (узком) значении волевая регуляция деятельности и поведения ограничивается специфическими формами организации и регуляции поведения и деятельности в сложных, часто критических условиях.
В волевых действиях личность и ее психические процессы проявляются, формируются и развиваются. В связи с этим выделяют еще одну функцию воли – генетическую. Она способствует повышению уровня осознаваемости и организованности других психических процессов, а также формированию так называемых волевых свойств личности: самостоятельности, решительности, настойчивости, самообладания, целеустремленности и др.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое эмоции? Каковы их функции в жизнедеятельности человека?
2. Какие виды эмоций вы знаете?
3. Чем отличаются чувства от эмоций?
4. Какая разница между настроениями и аффектами?
5. Что такое стрессы?
6. Что такое волевые процессы и каковы их основные функции?
Понятие о системе регуляции поведения и деятельности личности. Члены организации - не инструменты, не винтики и не машины. У них есть цели, чувства, надежды, опасения. Они ощущают недомогание, гнев, безысходность, грубость, счастье. Каждый из них - личность с присущими ей и только ей индивидуальными чертами и качествами.
Поведение подчиненного в организации есть результат сложного сочетания различных воздействий. Одни воздействия осознаются, а другие нет; некоторые рациональны, а некоторые иррациональны; одни согласуются с целями организации, а другие нет. Вот почему для прогнозирования и успешной регуляции поведения и деятельности подчиненных руководитель должен знать, что собой представляет личность отдельного члена организации, почему он поступает в типичных ситуациях именно так, как (посредством чего) целесообразно регулировать его поведение и деятельность.
В науке управления извечен вопрос: кем или чем должен управлять руководитель? На кого он направляет свое воздействие - на личность или на организацию? До недавнего времени большинство ученых решало этот вопрос в пользу организации. Новый подход к управлению все более базируется на признании приоритета личности перед производством, прибылью, организацией в целом. Именно такая постановка вопроса составляет культуру современного управления.
Подчиненный, как правило, полностью сложившаяся личность, связанная господствующими общественными нормами, обладающая своими индивидуальными чертами, испытавшая значительное влияние многих предшествующих групп (причем далеко не всегда положительное влияние).
Поведение подчиненного в тех или иных ситуациях складывается на основе опыта всей предшествующей жизни. Отношение человека к тем или иным людям, явлениям, ситуациям, процессам приводит к возникновению соответствующего поведения. В целом характер нашего поведения подвержен постоянному воздействию различных внутренних и внешних факторов.
К основным внутренним факторам можно отнести:
* исполнение определенной социальной роли;
* соответствующий статус в организации;
* степень эмоциональной близости с окружающими;
* предшествующий жизненный и профессиональный опыт;
* принадлежность к определенной культуре и субкультуре;
* конкретная ситуация и тема разговора;
* настроение в данный момент.
Наряду с внутренними факторами, значительное влияние на поведение сотрудника оказывает ряд внешних факторов:
* социальное окружение в лице конкретных сотрудников как по «вертикали», так и по «горизонтали»;
* ожидание определенного поведения от сотрудника;
* ориентация на определенные стереотипы поведения, одобряемые в организации.
Социализация личности, регулирование ее социального поведения осуществляется посредством системы социальной регуляции поведения и деятельности. Она включает следующие основные компоненты: регуляторы:
*социальная позиция;
*социальная роль;
*социальные ожидания (экспектации);
*социальные ценности, выраженные в ценностных ориентациях личности;
*социальные установки;
приемы и методы:
*прямые или непосредственные (убеждение, принуждение, внушение, требование поведения по образцу, основанного на подражании, то есть реализация принципа «Делай, как...»);
*косвенные или опосредованные («личный пример», «ориентирующая ситуация», «изменение или сохранение ролевых элементов», «использование символов и ритуалов», «стимулирование»).
Подробнее рассмотрим элементы системы социальной регуляции. Серьезное влияние на формирование тех или иных регуляторов оказывает присущий данной социальной группе менталитет. Понятие «менталитет» есть совокупность базовых и достаточно стабильных психологических ориентиров, традиций, привычек, жизненных установок, моделей поведения, которые унаследованы от прошлых поколений и присущи данному обществу, группе, нации и определенной культурной традиции; это определенный стереотип восприятия и оценки действительности и поведенческий саморегулятор. На основе группового менталитета формируется индивидуальный. По сути дела, индивидуальный менталитет включает главные регуляторы социального поведения и является их интегрированным выражением.
Рассмотрим теперь подробнее сами регуляторы. Важным регулятором поведения индивида является занимаемая им социальная позиция, то есть общественное положение индивида, с которым связаны его определенные права и обязанности, в целом не зависящие от индивидуальных качеств. Позиции, располагаемые в иерархию по какому-либо основанию (имущественному, власти, компетентности), обладают различным статусом и престижем в общественном мнении. Каждая позиция предписывает ряд объективных требований к лицам, их занимающим, и требует их соблюдения. Другими словами, через свои требования позиция регулирует поведение каждого, кто ее занимает.
Требования позиции определяют своеобразную модель поведения. Свое законченное выражение она получает в понятии «социальная роль», то есть социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности. Слово «роль» заимствовано из театра и так же, как и там, оно означает предписанные действия для тех, кто занимает определенную социальную позицию.
Когда мы преодолеваем новую ступеньку на служебной лестнице, то вынуждены вести себя в соответствии с новым положением, даже если чувствуем себя не в своей тарелке. А потом, в один прекрасный день, происходит удивительное. Мы замечаем, что новое поведение не представляет для нас труда. Таким образом, мы вошли в роль, и она стала для нас такой же привычной, как комнатные тапочки.
Примерно то же самое происходит и с нашим подчиненным. Когда он приходит в организацию, то включается в систему сложных отношений, занимая в ней несколько позиций. Каждой позиции соответствует совокупность требований, норм, правил и моделей поведения, определяющих социальную роль в данной организации как подчиненного, напарника, участника различных мероприятий и т.п. От члена организации, занимающего каждую из названных позиций, ожидается соответствующее ей поведение. Процесс адаптации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности организации являются или становятся нормами или ценностями отдельного ее члена, чем быстрее и успешнееон принимает, усваивает свои социальные роли в организации.
Социальная роль регулирует поведение личности в главных, принципиальных вопросах, определяет модель поведения в общем. Это, однако, не отрицает персональной, субъективной окраски роли, которая проявляется в стилях ролевого поведения, уровне активности исполнения.
Понятие «социальная роль» - изменчивое. Достаточно сравнить содержательное наполнение понятия «предприниматель» в дооктябрьский период и в настоящее время. Наибольшие изменения происходят в процессе интенсивного социального развития. Исполнение социальной роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих, вне зависимости от индивидуальных особенностей личности.
Каждая культура имеет свои собственные представления по поводу общепринятого поведения. Чаще всего эти представления объединяются понятием «социальная норма». Нормы управляют нашим поведением так незаметно, что мы с трудом осознаем их существование. Нормы как представления членов общества о должном, допустимом, возможном, желательном или о недопустимом, невозможном, нежелательном и т.д. являются важным средством социальной регуляции поведения индивидов и групп.
Нормы исполняют роль интеграции, упорядочения, обеспечения жизнедеятельности общества как системы. С помощью норм требования и установки общества, социальных групп переводятся в эталоны, модели, стандарты поведения представителей этих групп и в такой форме адресуются личности. Усвоение и использование норм является условием формирования человека как представителя той или иной социальной группы. Посредством их соблюдения человек оказывается включенным в группу, в общество.
Вместе с тем поведение индивида регулируется и отношением к нам окружающих, их ожиданием от нас определенных, соответствующих данной ситуации действий. Социальные, ролевые ожидания (экспектации) - это обычно неформализованные требования, предписания моделей социального поведения, отношений и др. и обретающие форму ожидания определенного поведения (например, работник должен хорошо работать, специалист должен хорошо знать свое дело). Ожидания отражают степень обязательности, необходимости для членов группы, общества предписываемой модели поведения, отношений, без которых группа не может функционировать. Среди основных функций ожиданий можно выделить упорядочение взаимодействия, повышение надежности системы социальных связей, согласованности действий и отношений, повышение эффективности процесса адаптации (в первую очередь, регулирование и прогноз).
Серьезное влияние на поведение индивида оказывают социальные ценности, то есть значимые явления и предметы реальной действительности, соответствующие потребностям общества, социальной группы и личности.
Ценности общества и группы, преломленные через восприятие и опыт каждой конкретной личности, становятся ценностными ориентациями личности (ЦОЛ), то есть ценности из сугубо «общественных», становятся «моими». Таким образом, ценностными ориентациями личности являются разделяемые этой личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей. Будучи отражением фундаментальных социальных интересов личности, ЦОЛ выражают субъективную общественную позицию индивидов, их мировоззрение и нравственные принципы.
Наибольшее значение для регуляции социального поведения имеют сформированные социальные установки данного индивида, то есть общая ориентация человека на определенный социальный объект, явление, предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта, явления. Социальные установки включают ряд фаз: когнитивную, то есть восприятие и осознание объекта (цель); эмоциональную, то есть эмоциональную оценку объекта (настроенность и внутренняя мобилизованность); и наконец, поведенческую, то есть готовность осуществить ряд последовательных действий по отношению к объекту (поведенческая готовность).
Таковы основные регуляторы социального поведения личности. Первые четыре (позиция, роль, нормы и ожидания) носят относительно статичный характер и являются простейшими. Иногда в психологической литературе их объединяют понятием «внешняя мотивация подчиненного».
ЦОЛ и социальная установка являются наиболее сложными регуляторами и предусматривают активное взаимодействие личности с объективной реальностью. Их объединяют понятием «внутренняя мотивация подчиненных». Внутренняя мотивации является определяющей для успешности деятельности человека, она раскрывает причину желания человека выполнять свою работу качественно. Вспомним известное правило: для того чтобы заставить человека что-то сделать, он должен захотеть это сделать. Ценностные ориентации личности и социальные установки подчиненного формируют это «хотение».
Особый интерес вызывает вопрос о приемах и методах воздействия , позволяющих осуществить перевод требований внешней среды на уровень внутренних регуляторов.
Ориентирующая ситуация. Суть этого метода заключается в том, что создаются условия, при которых подчиненные начинают сами, без принуждения и напоминания, действовать согласно логике спроектированных обстоятельств. Другими словами, человек сам выбирает способ поведения, но его выбор сознательно направляется руководителем организующем соответствующие условия.
В чем преимущества этого метода? Во-первых, человек, включенный в ориентирующую ситуацию, хотя и действует согласно логике обстоятельств и условий, однако конкретные способы действия и поведения выбирает сам. Это повышает самостоятельность и ответственность. Во-вторых, всегда сохраняется возможность для творчества личности и коллектива. Ситуация направляет действия, но не диктует способы их выполнения. В-третьих, метод позволяет каждому стать на место другого, то есть менять роли.
Изменение ролевых характеристик. Этот метод основан на использовании роли и связанных с ней ожиданий как факторов, регулирующих деятельность и поведение человека. Изменение некоторых элементов роли вызывает изменение поведения личности и целых групп. Например, можно на подчиненного возложить обязанности временно отсутствующего непосредственного руководителя. В большинстве случаев это стимулирует иное отношение к делу, повышает ответственность и исполнительность на своем участке работы. В другом случае подчиненному поручается ответственное задание. Причем подчеркивается, что результат выполнения этого задания очень важен для организации, для каждого ее члена. Благодаря использованию этого метода подчиненный, помимо качественного выполнения задания, начинает более ответственно исполнять свои служебные обязанности.
Стимулирование. Главное правило при использовании этого метода - оно должно быть заслуженным и в то же время некоторым «авансом». Желательно при подведении итогов сначала говорить о положительном, а затем уже о недостатках. Стимулированиедолжно быть построено таким образом, чтобы личность осознавала перспективы служебного и профессионального роста. К числу важнейших стимулов деятельности подчиненного относят:
* материально-денежное стимулирование;
* создание возможностей для отличия, завоевания престижа и личного влияния;
* поддержание хороших условий деятельности (чистота, спокойная доброжелательная обстановка или наличие отдельного кабинета, компьютера и др.);
* гордость за профессию, за принадлежность к данной организации, за статусное место, занимаемое в этой организации;
* удовлетворенность отношениями с коллегами по организации;
*чувство сопричастности к большим и важным делам организации.
Основываясь на ряде психологических исследований, укажем, что денежное вознаграждение достигнет своей цели, если его сумма будет никак не меньше 15-20% от должностного оклада. В противном же случае вознаграждение будет восприниматься равнодушно, как нечто само собой разумеющееся. Ну а в случае если сумма вознаграждения не превышает 5 % оклада, оно воспринимается негативно («Лучше бы не было этого вознаграждения»).
Использование ритуалов и символов. К числу проверенных временем форм работы относят ритуал введения в специальность молодых сотрудников, посвящения их в члены организации, ритуал награждения передовых сотрудников, поздравления с днем рождения, совместное проведение спортивных мероприятий и отдыха и др. Подробнее об этом речь пойдет в следующем параграфе.
Итак, руководитель в управлении регуляцией социального поведения и деятельности личности подчиненного должен:
* относиться к нему не только, как к объекту руководства, а как к личности, партнеру по взаимодействию;
* постоянно ориентироваться на лучшие черты, качества, достоинства руководимых им людей;
* органично сочетать прямые и косвенные методы управления;
* всемерно использовать возможности коллектива.
Психическая регуляция поведения и деятельности человека.
Характеристика мотивационной сферы деятельности человека.
Виды и развитие человеческой деятельности.
Структура деятельности.
Тема №5. Психологическая характеристика деятельности
1. Понятие ʼʼдеятельностьʼʼ. Специфика человеческой деятельности.
1. Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включающего самого себя и условия своего существования. Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
Важнейшая функция психики - регуляция, управление поведением и деятельностью живого существа. Психика познается и проявляется в деятельности.Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и созидатель независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.
Деятельность - категория социальная, она имеет общественный характер.
Размещено на реф.рф
Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели,
осознает мотивы,
побуждающие его к активности.
Проблема деятельности органически связана с проблемой развития личности. Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности. Здесь же происходит и становление сознания. В то же время деятельность - это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый.
Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна. Это и труд, направленный на создание материальных ценностей, и организация совместных усилий и активности многих социальных групп, и воспитание и обучение (педагогическая деятельность), и научно-исследовательская деятельность. Человеческая деятельность многогранна. В процессе ее человек не только осуществляет действия и движения, но и тратит массу энергии, выполняет большой объём операций, разнообразно мыслит, затрачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая свои поступки и их результаты.
Деятельность человека, наконец, не всегда однозначна. Она может как преследовать общественно значимые цели, так и быть нацелена на те из них, достижение которых не одобряется другими людьми.
Главная отличительная особенность психики человека - наличие сознания, а сознательное отражение - это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта (А. Н. Леонтьев).
В изучение закономерностей деятельности человека большой вклад внесли отечественные психологи А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, П.Я.Гальперин и др.
Размещено на реф.рф
Οʜᴎ развили деятельностный подход в психологии, в рамках которого сложились определённые принципы деятельности.
1. Принцип единства сознания и деятельности (сознание не должна быть замкнутым в самом себе и проявляется только в деятельности).
2. Принцип активности (деятельность - это активный целенаправленный процесс преобразования действительности; при этом часть активности человека носит надситуативный характер - то есть не обусловлена непосредственными стимулами внешней среды).
3. Принцип предметности (действия человека предметны).
4. Принцип социальной обусловленности (цели деятельность носят социальный характер).
5. Принцип единства построения внешней и внутренней деятельности (прежде чем начать преобразование внешнего мира, человек сначала производит эти действия в своем сознании).
6. Принцип развития (любая деятельность человека складывается и развивается постепенно в процессе онтогенеза и процессов научения).
7. Принцип историзма (деятельность должна быть адекватно объяснена только в контексте исторического развития общества).
Действия человека, его активность существенно отличаются от действий, поведения животных.
Главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему:
1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер.
Размещено на реф.рф
Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.
2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.
3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.
4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.
Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она ʼʼзаданаʼʼ в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.
2. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней: верхний уровень - уровень особых видов деятельности, затем уровень действий, следующий - уровень операций, и наконец, самый низкий - уровень психофизиологических функций. В структуру деятельности входят цель, мотивы, средства, действия, результат, оценка.
Действие - основная единица анализа деятельности. Действие - это процесс, направленный на достижение цели. Действие включает в качестве крайне важно го компонента акт сознания в виде постановки цели, и в то же время действие - это одновременно и акт поведения, который реализуется через внешние действия в неразрывном единстве с сознанием. Через действия человек проявляет свою активность, стараясь достигнуть поставленной цели с учетом внешних условий.
Действие имеет подобную деятельности структуру: цель - мотив, способ - результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные).
Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочная (управляющая), исполнительная (рабочая) и контрольно-корректировочная. Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при крайне важно сти обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.
Операцией принято называть конкретный способ выполнения действия. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие, и опыта человека. Операции обычно мало осознаются или совсем не осознаются человеком, т. е. это уровень автоматических навыков.
Говоря о том, что человек осуществляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками и средствами деятельности. К примеру, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, в случае если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.
Сенсомоторные процессы - это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции - процесс восприятия; 2) центральный момент реакции - более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции - процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь).
Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов - центральная проблема психологии правильных движений человека.
Эмоционально-моторные процессы - это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.
Интериоризация - это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.
Эксгериоризация - это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.
3. Видов деятельности человека существует огромное множество. Но среди их многообразия есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К таким основным видам деятельности относят: общение, игру, учение и труд.
Общение воспринимается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение должна быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной и невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Οʜᴎ осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, телефон, радио и т. п.).
Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем. Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.
Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение должна быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно должна быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат. У взрослых учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.
Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда. Οʜᴎ, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.
Преобразование системы человеческих деятельностей совпадает по существу с историей социально-экономического развития общества. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением у людей новых видов деятельности. То же самое происходило по мере роста экономики, развития кооперации и разделения труда. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современного им общества, усваивали и развивали те виды деятельности, которые характерны для данного общества.
В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования. В первую очередь, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и соответственно средством удовлетворения, связанных с ней потребностей, становятся новые предметы материальной и духовной культуры. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. Так, к примеру, усвоение нового языка расширяет возможности для записи и воспроизводства информации, знакомство с высшей математикой улучшает способность к количественным расчетам.
В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки. Наконец, в-четвертых, в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности. Этот механизм развития деятельности описан А.Н. Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель. Действие этого механизма представляется следующим. Некоторый фрагмент деятельности - действие - поначалу может иметь осознаваемую индивидом цель, которая в свою очередь выступает как средство достижения другой цели, служащей удовлетворению потребности. Данное действие и соответствующая ему цель является привлекательными для индивида постольку, поскольку они обслуживают процесс удовлетворения потребности, и только по этой причине. В дальнейшем цель этого действия может приобрести самостоятельную ценность, стать потребностью или мотивом. В этом случае говорят, что в ходе развития деятельности произошел сдвиг мотива на цель и родилась новая деятельность.
В возрастной психологии существует понятие ʼʼведущая деятельностьʼʼ - это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него базовых психологических новообразований на данной ступени развития. Для каждого возраста характерна своя ведущая деятельность. В младенчестве – непосредственно-эмоциональное общение, в раннем детстве – предметно-манипулятивная деятельность, у дошкольников – игра (сюжетно-ролевая), у младших школьников – учёба, у подростков – общение со сверстниками, в юношестве – профессиональное самоопределение т.д.
4. В структуру мотивационной сферы деятельности человека обычно входят потребности, мотивы и цели. Потребности - это нужда человека в чем-то. В свою очередь, мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или другой деятельностью. Цель жедеятельности - это образ того результата͵ к которому человек стремится, осуществляя ее. Термин ʼʼмотивацияʼʼ представляет собой более широкое понятие, чем термин ʼʼмотивʼʼ. Чаще всего в научной литературе мотивация воспринимается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация должна быть представлена как внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная), действующие одновременно, в связи с этим любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное.
В свою очередь, мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивы бывают осознанными или неосознаваемыми. Следует отметить, что сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.
Проблема мотивации поведения человека привлекала ученых с незапамятных времен. Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов, а в настоящее время их существует уже несколько десятков (К.Левин, Г.Мюррей, А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс и др.).
Одна из наиболее известных концепций мотивации поведения человека, принадлежит Абрахаму Маслоу. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей: физиологические (органические) потребности; потребности в безопасности (чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач и агрессивности); потребности в принадлежности и любви (принадлежность к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими); потребности уважения (почитание, компетентность, достижение успехов, одобрение, признание авторитет), познавательные потребности (знать, уметь, понимать, исследовать); эстетические потребности (гармония, симметрия, порядок, красота); потребность в самоактуализации (реализация своих целей способностей, развитие собственной личности).
Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность должна быть удовлетворена. Побуждающим к деятельности фактором является цель.
Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам: широта͵ гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы принято понимать качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) должна быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Иерархизированность мотивов связана с тем, что одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие - слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.
Следует отметить, что проблема исследования мотивации всегда привлекала внимание исследователей. По этой причине существует много разнообразных концепций и теорий, посвященных мотивам, мотивации и направленности личности. Рассмотрим в общих чертах некоторые из них.
5. Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ управляется непосредственно потребностями и эмоциями.
Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести: 1) отдельные движения и жесты (к примеру, поклон, кивок, сжимание руки); 2) внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (к примеру, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т. п.); 3) действия, которые имеют определенный смысл, и, наконец, 4) поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения. Поступок - действие, выполняя ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, человек осознает его значение для других людей, т. е. социальный смысл.
Внесение изменений, направленных на уменьшение рассогласования между задуманным (или требуемым) и фактически складывающимся ходом действий, принято называть их регулированием.
Различают внутренние и внешние условия осуществления действий и операций. К внутренним условиям относятся все особенности человека и его поведения, способствующие или противодействующие достижению цели. Это состояние здоровья человека (телесного и нервно-психического), его опыт (знания, навыки, умения, уровень образования), устойчивые личные качества (трудолюбие или лень; исполнительность или самоволие; внимательность или рассеянность); временные психические состояния (утомление, заинтересованность, скука); убеждения. К внешним условиям относят все предметы и действия сторонних людей, способствующие или противодействующие достижению цели. Предметные условия: объекты действия (вещественные предметы, информация, живые существа, в т.ч. люди) и орудия действия (вещественные и функциональные). Социальные условия (социальные нормы) - это требования общества к поведению человека, а также особенности корпоративной культуры; социально-коммуникативные требования к социально-психологическому климату в коллективе.
Психическая регуляция поведения и деятельности человека. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Психическая регуляция поведения и деятельности человека." 2017, 2018.