Примеры восходящей и нисходящей социальной мобильности. Понятие и типы социальной мобильности

Незыблемость иерархической структуры общества не означает отсутствие внутри ее какого-либо движения. На различных этапах возможно резкое увеличение одного и сокращение другого слоя, что невозможно объяснить естественным приростом населения – происходит миграция отдельных индивидов по вертикали. Эти передвижения по вертикали при сохранении самой статификационной структуры мы будем рассматривать как социальную мобильность (оговоримся, что само понятие «социальна мобильность» значительно шире и включает также горизонтальное перемещение индивидов и групп).

Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменение своего социального статуса при сохранении стратификационной структуры общества.

Впервые общие принципы социальной мобильности были сформулированы П.Сорокиным, который считал, что вряд ли есть общество, страты которого были бы абсолютно эзотеричными, т.е. непропускающими никакое движение через свои границы. Однако история не знала ни одной такой страны, в которой вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного слоя в другой осуществлялся безо всякого сопротивления: «Если бы мобильность была бы абсолютно свободной, то в обществе, которое получилось бы в результате, не было бы социальных страт. Оно напоминало бы здание, в котором не было бы потолка – пола, отделяющего один этаж от другого. Но все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своеобразного рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других в нижних слоях, наоборот».

Перемещения людей в иерархии общества осуществляется по разным каналам. Наиболее важными из них являются такие социальные институции: армия, церковь, образование, политические, экономические и профессиональные организации. Каждая из них имела разное значение в разных обществах и в разные периоды истории. Например, в Древнем Риме большие возможности достичь высокого социального положения предоставляла армия. Из 92 римских императоров 36 достигли социальных высот (начиная с низших слоев) благодаря службе в армии; из 65 византийских императоров 12. Церковь также переместила большое количество простых людей на вершины социальной лестницы. Из 144 римских пап 28 были низкого происхождения, 27 – из средних классов (не говоря о кардиналах, эпископах, аббатах). В то же время церковь свергла большое количество королей, герцогов, князей.

Роль «сита» выполняют не только социальные институты, регулирующие движения по вертикали, а также субкультура, образ жизни каждого слоя, позволяющие проверять каждого выдвиженца «на прочность», соответствие нормам, принципам той страты, в которую он перемещается. П. Сорокин указывает, что система образования обеспечивает не только социализацию личности, ее обучение, но и выполняет роль своеобразного социального лифта, который позволяет наиболее способным и одаренным подняться на высшие «этажи» социальной иерархии. Политические партии и организации формируют политическую элиту, институт собственности и наследования укрепляет класс собственников, институт брака позволяет осуществить перемещение даже при отсутствии выдающихся интеллектуальных способностей.

Однако использование движущей силы какого-либо социального института для подъема наверх не всегда бывает достаточным. Чтобы закрепится в новой страте необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду, формировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами – этот процесс протекает довольно болезненно, так как человек нередко вынужден отказаться от старых привычек, пересмотреть свою систему ценностей. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, что чревато нервными срывами, развитием комплекса неполноценности и т.д. Человек может оказаться изгоем в той социальной страте, куда он стремился или в которой оказался волею судьбы, если речь идет о движении по нисходящей.

Если социальные институты, по образному выражению П.Сорокина, можно рассматривать как «социальные лифты», то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, исполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразный селективный контроль. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда, вырвавшийся из низов, будет обречен быть чужаком в страте. Поднявшись на более высокую ступень, он как бы остается за дверью, ведущей в саму страту.

Аналогичная картина может сложиться и при движении вниз. Утратив право, обеспеченное, к примеру, капиталом, на нахождение в высших слоях, индивид опускается на более низкую ступень, но оказывается не в состоянии «открыть дверь» в новый для него социокультурный мир. Будучи неспособным адаптироваться к чужой для него субкультуре, он становится маргинальной личностью, испытывая серьезные психологические напряжения.

В обществе постоянно происходит перемещения индивидов и социальных групп. В период качественного обновления общества, коренного изменения социально-экономических и политических отношений социальные перемещения особенно интенсивны. Войны, революции, глобальные реформы перекраивали социальную структуру общества: происходит замена правящих социальных слоев, появляются новые социальные группы, отличающиеся от других по месту в системе социально-экономических отношений: предприниматели, банкиры, арендаторы, фермеры.

Из выше сказанного можно выделить такие виды мобильности как:

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления вертикальная мобильность бывает восходящей и нисходящей.

Горизонтальная мобильность – передвижение в пределах одного и того же социального уровня. Например: перемещение из католической в православную религиозную группу, смена одного гражданства на другое, перемещение из одной семьи (родительской) в другую (собственную, или в результате развода создание новой семьи). Подобные движения происходят без существенного изменения социального положения. Но могут быть исключения.

Географическая мобильность разновидность горизонтальной мобильности. Она предполагает перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Например, международный туризм. Если при смене места жительства меняется социальный статус, то мобильность превращается в миграцию . Пример: если деревенский житель приехал в город навестить родственников, то это географическая мобильность. Если приехал в город на постоянное место жительство, нашел работу, поменял профессию, то это миграция.

Индивидуальная мобильность. В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер, т.е. поднимаются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономические, политические и профессиональные группы, а отдельные их представители. Это не означает, что эти перемещения не могут быть массовыми – напротив, в современном обществе водораздел между стратами многими преодолевается сравнительно легко. Дело в том, что индивид в случае успеха изменит, как правило, не только свое положение в вертикальной иерархии, но и социально профессиональную группу.

Групповая мобильность .Перемещение происходит коллективно. Групповая мобильность вносит в стратификационную структуру большие изменения, нередко влияет на соотношение основных социальных пластов и, как правило, связана с появлением новых групп, чей статус перестает соответствовать сложившейся системе иерархии. К середине ХХ в. такой группой, например, стали управляющие, менеджеры крупных предприятий.

Групповые перемещения по вертикали особенно интенсивны во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по иерархической лестнице. Падение социального статуса профессии, исчезновение некоторых профессий провоцируют не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, объединяющих лиц, теряющих привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит размывание социокультурных ценностей и норм, раннее сплачивавших людей и предопределявших их устойчивое место в социальной иерархии.

Сорокин выдели несколько основных причин групповой мобильности: социальные революции, гражданские войны, смена политических режимов в результате революций, военных переворотов, реформ, замена старой конституции новой, крестьянские восстания, межгосударственные войны, междоусобная борьба аристократических родов.

Экономические кризисы, сопровождающиеся падением уровня материального благосостояния широких масс, ростом безработицы, резким увеличением разрыва в доходах, становятся первопричиной численного роста наиболее обездоленной части населения, всегда составляющей основание пирамиды социальной иерархии. В таких условиях перемещение по нисходящей линии охватывает не только одиночек, а целые группы, и может быть временным или приобретать устойчивый характер. В первом случае социальная группа возвращается на привычное место по мере преодоления экономических трудностей, во втором случае группа меняет свой социальный статус и вступает в сложный период адаптации к новому месту в иерархической пирамиде.

Итак, групповые перемещения по вертикали связаны, во-первых, с глубокими серьезными изменениями в социально-экономической структуре общества, обусловливающими появление новых классов, социальных групп; во-вторых, со сменой идеологических ориентиров, систем ценностей, политических приоритетов – в этом случае наблюдается движение вверх тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентациях и идеалах населения, происходит болезненная, но неизбежная смена политической элиты; в-третьих, с разбалансировкой механизмов, обеспечивающих воспроизводство стратификационной структуры общества. Механизмы институциализации, легитимации перестают функционировать в полном объеме в силу происходящих в обществе радикальных изменений, роста конфликтности и социальной неопределенности.

Процессы социальной мобильности являются важными показателями эффективности разных типов общественных устройств. Общества в которых существуют условия для вертикальной мобильности (перехода от низших к высшим слоям, групп, классам), где есть широкие возможности для территориальной, в том числе через границы страны, мобильности, называют открытыми. Типы обществ, в которых такие перемещения осложнены или практически невозможны, называются закрытыми. Им свойственны кастовость, клановость, гипперполитизованность. Открытые пути для вертикальной мобильности являются важным условием развития современного общества. В противном случае возникают предпосылки для социального напряжения и конфликтов.

Межпоколенная мобильность . Предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Например, сын рабочего становится инженером.

Внутрипоколенная мобильность . Предполагает, что один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Это называется социальной карьерой. Например, токарь становится инженером, затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли. Перемещение из сферы физического труда в сферу умственного.

На других основаниях мобильность может классифицироваться на стихийную или организованную.

Примеров стихийной мобильности могут служить перемещения с целью заработка жителей ближнего зарубежья в крупные города соседних государств

Организованная мобильность - перемещение человека или группы вертикально или горизонтально управляется государством.

Организованная мобильность может осуществляться: а) с согласия самих людей; б) без согласия (недобровольная) мобильность. Например, депортация, репатриация, раскулачивание, репрессии и т.д.

От организованной мобильности следует отличать структурную мобильность . Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещению больших масс людей.

Степень мобильности в обществе определяется двумя факторами: диапазоном мобильности в обществе и условиями, которые позволяют людям перемещаться.

Диапазон мобильности зависит от того, какое количество различных статусов в нем существует. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности переместиться из одного статуса в другой.

Индустриальное общество расширило диапазон мобильности, Для него характерно гораздо большее количество различных статусов. Первым решающим фактором социальной мобильности является уровень развития экономики. В период экономических депрессий количество высокостатусных позиций сокращается, а низкостатусных расширяется, поэтому доминирует нисходящая мобильность. Она усиливается в те периоды, когда люди теряют свою работу и одновременно новые слои выходят на рынок труда. Напротив, в периоды активного экономического развития появляется множество новых высокостатусных позиций. Повышенный спрос на работников, которые должны занять их, является основной причиной восходящей мобильности.

Таким образом, социальная мобильность определяет динамику развития социальной структуры общества, способствует созданию сбалансированной иерархической пирамиды.

Литература

1. Войцех Заборовский Эволюция социальной структуры: перспектива поколений // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2005. - № 1. – С.8-35.

2. Волков Ю.Г. Социология. / Под общей ред. В.И.Добренькова. Р-н-Д: «Феникс», 2005.

3. Гидденс Э. Социальная стратификация // Социс. – 1992. - №9. – стр. 117 – 127.

4. Гіденс Е. Соціологія. / Пер. з англ. В.Шовкун, А. Олійник. Київ: Основи, 1999.

5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2005.

6. Кравченко А.И. Общая социология. – М., 2001.

7. Лукашевич М.П., Туленков М.В. Соціологія. Киїк: «Каравела», 2005.

8. Общая социология: Учебное пособие / Под общей ред. А.Г.Эфендиева. – М., 2002. – 654 с.

9. Павліченко П.П., Литвиненко Д.А. Соціологія. Київ: Лібра, 2002.

10. Радугин А.А. Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М., 2001.

11. Сорокин.П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

12. Соціологія: Підручник для студентів вищих навчальних закладів / За ред.. В.Г.Городяненко – К., 2002. – 560 с.

13. Якуба Е.А.Социология. Учебн. Пособие для студентов, Харьков, 1996. – 192 стр.

14. Харчева В. Основы социологии. – М: Логос, 2001. – 302 стр

15. См. Вопросы философии. – 2005. - №5

Горизонтальная мобильность - переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность - перемещение одного человека независимо от других, и групповую - перемещение происходит коллективно. Кроме того выделяют географическую мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции - перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).И подобна кастам.

Вертикальная мобильность

Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

§ Восходящая мобильность - социальный подъем, движение вверх (Например: повышение в должности).

§ Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Поколенная мобильность

Межпоколенная мобильность - сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) - изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

10)Понятие соц контроля
Социальный контроль

Социальный контроль - система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

Социология и психология всегда стремились вскрыть механизм внутреннего социального контроля.

Типы социального контроля

Выделяют два типа процессов социального контроля:

§ процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит овнутрение требований общества - социальных предписаний;

§ процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность - форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп;


11)Основная проблематика социологии рекламы
Главной
проблемой социологии рекламы выступает влияние рекламы на общественную систему в социетальном восприятии и влияние общественной системы на рекламу в конкретно историческом аспекте. Это два аспекта одного и того же процесса. Первый аспект связан с пониманием того, как рекламные образы, создаваемые для продвижения товаров, услуг, идей влияют на само общество, как реклама меняет его культурные, нравственные устои; может ли реклама изменить общественную атмосферу или культурные парадигмы конкретного общества, или она призвана пропагандировать только то, что в обыденной жизни уже есть. Все эти вопросы, в их более широкой постановке – о роли коммуникативных институтов в общественной жизни, активно обсуждаются еще с начала ХХ-го столетия, когда средства массовой информации стали стремительно вторгаться в общественную жизнь. Нельзя сказать, что в настоящий момент эти вопросы нашли свое разрешение.

Вместе с тем нельзя не подчеркнуть и другой аспект проблемы взаимосвязи общества и рекламы, а именно влияния общественных процессов на функционирование рекламы как общественного института. Почему, например, в условиях функционирования советской общественной системы реклама как общественный институт практически отсутствовала, а возникновение зачатков рыночного общественного механизма привело к институционированию рекламы? Что происходит с рекламой в условиях кризиса общественной системы? Каким содержанием наполняется рекламное пространство в период политической нестабильности?

То есть одна из главных проблем социологии рекламы связана с исследованием механизмов, закономерностей функционирования рекламы как общественного института, ее влияния на общество и обратного воздействия общества на рекламу .

Второй блок проблем, который тесно связан с первым, возникает в связи с влиянием рекламы на отдельные институты общества и воздействием этих институтов на различные виды рекламной деятельности. Например, как реклама влияет на семью и как семейный быт влияет на методы, средства распространения информации рекламного характера. Несомненный интерес вызывают проблемы влияния рекламы на воспитательные и образовательные институты общества. И, конечно, рекламистов очень интересует, как изменения в образовательной сфере отразятся на функционировании отдельных видов рекламной практики: реклама на телевидении, в прессе, на радио и т.д.

Особо в этом ряду стоит проблема влияния рекламы на средства массовой информации, поскольку именно средства массовой информации являются основными носителями рекламы. Как, например, повлияет на изменение рекламной практики возникновение интерактивного телевидения? Или функциональное слияние телевизора и компьютера?

Прогноз развития средств массовой информации как носителей рекламы очень важен, поскольку он позволяет прогнозировать развитие рекламного рынка, распределение и перераспределение финансовых потоков между различными субъектами рекламной индустрии.

Таким образом, прогнозирование изменений общественных институтов и влияние этих изменений на формы, способы, средства распространения рекламы выступает одной из главных проблем социологии рекламы.

Третий блок проблем связан с влиянием рекламы на отдельные общественные процессы. Как известно, общество – это постоянно развивающийся социальный организм. Основной вектор развития задается отдельными постоянными общественными процессами. В частности, одним из таких существенных процессов выступает социальная мобильность. Реклама существенным образом меняет восприятие мобильности в общественном сознании, перемещая эту проблему из сферы материального производства в сферу потребления.

Не менее важным выступает процесс лигитимации властных институтов общества. Во многом он связан с политической рекламой, умением специалистов в области политических технологий, используя механизмы и средства политического маркетинга, конституировать демократические институты общества.

Важно также здесь подчеркнуть необходимость анализа влияния рекламы на процесс интеграции и дезинтеграции общественной системы.

Четвертый блок проблем можно описать с помощью понятий «ментальность», «национальный характер», «рекламно-культурные стереотипы», «отечественная реклама», «зарубежная реклама». Другими словами, речь идет о взаимосвязи рекламного воздействия и культуры конкретного общества, о влиянии культуры на рекламу и рекламы на культуру конкретного общества. В практическом смысле это значит: какова эффективность зарубежных рекламных спотов, которых на отечественном телевидении достаточно много? Не отторгаются ли они массовым сознанием, поскольку не учитывают национальную культуру и менталитет отечественных потребителей? Каким должно быть рекламное сообщение, рассчитанное на так называемого «нового русского» или домашнюю хозяйку, не обремененную тугим кошельком? В общем, проблемы менталитет и реклама, культура и реклама, национальные стереотипы и реклама составляют значительный блок вопросов, включенных в предметное поле социологии рекламы.

Если перевести все вышеотмеченные вопросы с достаточно высокого философского уровня на операциональный, связанный с практической деятельностью социолога, то можно сказать, что его при изучении рекламы как общественного института интересует: как реклама влияет на поведение людей, как реклама влияет на общественные настроения, как реклама влияет на интеграцию общественной жизни, как реклама влияет на социальную мобильность, как реклама влияет на лигитимацию власти, на какую систему символов опирается реклама, какие механизмы воздействия использует, с какой эффективностью.


12)Основная проблематика социологии и культуры

13)Основная проблематика социологии образования


Похожая информация.


Вертикальная социальная мобильность – это перемещение индивида из одного социального уровня в другой, с изменением социального статуса. Вертикальная мобильность может быть как восходящая, связанная с повышением статуса, так и нисходящая, предполагающая его понижение.

Вертикальная и горизонтальная мобильности связаны между собой: чем интенсивнее движение "по горизонтали", пусть без заметного повышения социального статуса, тем больше накапливается возможностей (связей, знаний, опыта и т.д.) для последующего восхождения по социальной лестнице.

Мобильность, как горизонтальная, так и вертикальная, может быть индивидуальной, связанной с изменением социального статуса и положения в социальном пространстве отдельного индивида, и групповой, предполагающей перемещение целых групп. Все виды мобильности могут происходить добровольно, когда индивид или целенаправленно изменяет свое положение в социальном пространстве, и принудительно, когда перемещения и изменения статуса происходят независимо от воли людей или даже вопреки ей. Обычно восходящая индивидуальная добровольная мобильность связана с волевыми усилиями и активной деятельностью по повышению социального статуса. Однако существует и нисходящая добровольная мобильность, обусловленная личным решением индивида отказаться от высокого статуса ради тех благ, которые может давать низкий статус. Примером такой мобильности в современном обществе является дауншифтинг – сознательное и добровольное понижение профессионального и экономического статуса ради увеличения количества свободного времени, которое можно потратить на увлечения, саморазвитие, на воспитание детей и т.д.

По степени доступности социальной мобильности и интенсивности перемещений индивидов различаются открытые и закрытые общества. В открытых обществах мобильность доступна большинству индивидов и групп. По интенсивности вертикальной мобильности можно судить о демократичности общества – интенсивность вертикальной мобильности меньше в закрытых, недемократических странах и наоборот. В реальной жизни нет ни абсолютно открытых, ни абсолютно закрытых обществ – всегда и везде есть как разнообразные каналы и лифты мобильности, так и фильтры, ограничивающие доступ к ним. Каналы социальной мобильности обычно совпадают с основаниями стратификации и связаны с изменением экономического, политического, профессионального статуса, престижа. Социальные лифты делают возможным быстрое изменение социального статуса – его повышение или понижение. К основным социальным лифтам относятся такие виды деятельности и связанные с ними социальные институты, как предпринимательская и политическая деятельность, образование, церковь, военная служба. Об уровне социальной справедливости в современных обществах судят по доступности каналов мобильности и социальных лифтов.

Социальные фильтры (П. А. Сорокин использовал понятие "социальное сито") – это институты, ограничивающие доступ к восходящей вертикальной мобильности для того, чтобы на высшие уровни социальной иерархии попадали наиболее достойные члены общества. Примером фильтра является система экзаменов, предназначенная для того, чтобы отобрать для обучения наиболее подготовленных и профессионально пригодных индивидов.

Кроме того, проникновение в высокостатусные социальные группы, как правило, ограничено различными фильтрами, и чем выше статус группы, тем они сложнее и труднее для проникновения. Недостаточно соответствовать уровню высшего класса по доходам и обеспеченности, чтобы быть его полноценным членом, надо вести соответствующий образ жизни, обладать адекватным культурным уровнем, и т.д.

Восходящая социальная мобильность существует в любом обществе. Даже в обществах с преобладанием предписанного социального статуса, передающегося по наследству и санкционированного традицией, например в индийском кастовом обществе или европейском сословном, существовали каналы мобильности, хотя доступ к ним был весьма ограничен и затруднителен. В индийской кастовой системе, которая справедливо считается примером наиболее закрытого общества, исследователи прослеживают каналы индивидуальной и коллективной вертикальной мобильности. Индивидуальная вертикальная мобильность была связана с выходом из кастовой системы вообще, т.е. с принятием другой религии, например сикхизма или ислама. А групповая вертикальная мобильность была возможна и в рамках кастовой системы, и связана с весьма сложным процессом повышения статуса всей касты через теологическое обоснование ее более высокой религиозной харизмы.

Следует помнить, что в закрытых обществах ограничения на вертикальную мобильность проявляются не только в затрудненности повышения статуса, но и в наличии институтов, снижающих риски его понижения. К ним относятся общинная и клановая солидарность и взаимопомощь, а также отношения типа "патрон – клиент", предписывающие покровительство нижестоящим в обмен на их лояльность и поддержку.

Социальная мобильность имеет тенденцию к флуктуации. Ее интенсивность изменяется от общества к обществу, а в рамках одного и того же общества отмечаются сравнительно динамичные и стабильные периоды. Так, в истории России периодами рельефно выраженных перемещений были периоды правления Ивана Грозного, царствования Петра I, Октябрьской революции. В эти периоды по всей стране старая правительственная верхушка практически уничтожалась, а люди из низших социальных слоев занимали высшие управленческие должности.

Значимыми характеристиками закрытости (открытости) общества являются внутрипоколенная мобильность и межпоколенная мобильность. Внутрипоколенная мобильность показывает изменения социального статуса (как повышение, так и понижение), которые происходят в рамках одного поколения. Межпоколенная мобильность демонстрирует изменения статуса последующего поколения относительно предыдущего ("детей" относительно "отцов").

Распространено мнение, что в закрытых обществах с сильными традициями и преобладанием предписанных статусов "дети" скорее воспроизводят социальные позиции, профессии, образ жизни "отцов", а в открытых обществах – выбирают собственный жизненный путь, зачастую сопряженный с изменением социального статуса. В некоторых социальных системах следование по пути родителей, создание профессиональной династии рассматривается как морально одобряемый образ действий. Так, в советском обществе при наличии реальных возможностей социальной мобильности, открытости доступа к таким лифтам, как образование, политическая (партийная) карьера для выходцев из низших социальных групп, особо поощрялось создание "рабочих династий", воспроизводящих из поколения в поколение профессиональную принадлежность и обеспечивающих передачу особых навыков профессионального мастерства. Однако следует отметить, что и в открытом обществе принадлежность к высокостатусной семье уже создает предпосылки для воспроизведения этого статуса в следующих поколениях, а низкий статус родителей накладывает определенные ограничения на возможности вертикальной мобильности детей.

Социальная мобильность проявляется в разных формах и, как правило, сопряжена с экономической мобильностью, т.е. флуктуациями экономического положения индивида или группы. Вертикальная социально-экономическая мобильность связана с ростом или падением благосостояния, и основным се каналом является хозяйственная и предпринимательская, профессиональная деятельность. Кроме того, на экономическую мобильность могут влиять и другие формы мобильности, например, рост властных возможностей в контексте политической мобильности влечет за собой, как правило, и улучшение экономического положения.

Исторические периоды, сопровождающиеся ростом социально-экономической мобильности в обществе, совпадают с интенсивными социально-экономическими изменениями, реформами, революциями. Так, в России начала XVIII в., во время реформ Петра I, возросла социальная мобильность в целом, произошла ротация элит. Для российского торгово-экономического класса реформы были связаны с принципиальными изменениями состава и структуры, повлекшими за собой потерю экономического статуса (нисходящую мобильность) значительной части прежних крупных предпринимателей, и быстрое обогащение (вертикальную мобильность) других, нередко пришедших в крупное предпринимательство из мелкого ремесла (например, Демидовы) или из других сфер деятельности. В эпоху революционных изменений в начале XX в. произошла резкая нисходящая мобильность практически всей экономической верхушки российского общества, вызванная насильственными действиями революционных властей – экспроприациями, национализацией промышленности и банков, массовыми конфискациями имущества, отчуждением земель и т.д. Одновременно утратили свои экономические позиции и непредпринимательские, но относящиеся к профессиональным элитам и потому обладающие сравнительно высоким материальным статусом, группы населения – генералитет, профессура, техническая и творческая интеллигенция и т.д.

Из приведенных примеров очевидно, что экономическая мобильность может осуществляться следующим образом:

Индивидуально, когда отдельные индивиды меняют свое экономическое положение независимо от положения группы или общества в целом. Здесь важнейшими социальными "лифтами" являются как создание экономических организаций, т.е. предпринимательская деятельность, повышение профессионального уровня, так и социальная мобильность, связанная с переходом в группу, обладающую более высоким материальным статусом. К примеру, в период постсоветских реформ в экономике в России 90-х гг. XX в. переход офицеров или ученых в менеджмент означал повышение благосостояния;
в групповой форме, в связи с ростом материального благосостояния группы в целом. В России 1990-х гг. многие социальные группы, в советский период считавшиеся экономически состоятельными – офицеры, научная и техническая интеллигенция и др. утратили прежние высокие зарплаты и совершили резкую нисходящую экономическую мобильность без изменений социального, профессионального, политического статуса. Целый ряд других групп, напротив, повысили свое материальное благосостояние без фактических изменений в других аспектах своего статуса. Это, прежде всего, государственные служащие, юристы, некоторые категории творческой интеллигенции, менеджеры, бухгалтеры и т.д.

Обе формы экономической мобильности интенсифицируются в периоды реформ и преобразований, но возможны и в спокойные периоды.

Как мы уже отмечали, абсолютно закрытых обществ не бывает, и возможности вертикальной экономической мобильности есть даже в тоталитарных обществах, однако они могут быть связаны с ограничениями экономической стратификации в целом: возможен рост благосостояния в связи, например, с получением высокооплачиваемой профессии, но этот рост будет невелик относительно других профессиональных групп. Запрет на предпринимательскую деятельность, безусловно, существенным образом ограничивает и абсолютные, и относительные возможности вертикальной экономической мобильности в обществах советского типа. Однако и нисходящая мобильность в виде потери источников средств существования, жилья и т.д. здесь ограничена в связи с наличием социальных гарантий и общей уравнительной политикой. Демократические общества с развитыми экономическими свободами представляют возможности обогащения путем предпринимательской деятельности, однако возлагают на самого индивида бремя риска и ответственности за принятые решения. Поэтому здесь существует и опасность нисходящей мобильности, сопряженной с рисками экономических флуктуаций. Это могут быть как индивидуальные потери, так и групповая нисходящая мобильность. Например, дефолт в России (а также в Великобритании и ряде стран Юго-Восточной Азии) привел не только к разорению отдельных предпринимателей, но и временному понижению материального уровня (нисходящей мобильности) целых профессиональных групп.

Социальная мобильность - это возможность смены социального слоя .

Социальная мобильность - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность)

Виды:

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой

Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства

Восходящая мобильность - социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).

Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Индивидуальная мобильность - это когда происходит перемещение вниз, вверх или по горизонтали у отдельного человека независимо от других.

Групповая мобильность - процесс, при котором перемещения происходят коллективно. «Она происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории»

Структурная социальная мобильность – изменение в социальном положении значительного числа людей, большей частью благодаря изменениям в самом обществе, а не индивидуальным усилиям. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов

Добровольная мобильность это мобильность по собственному желанию, а принудительная – в силу вынужденных обстоятельств.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители

Внутрипоколенная мобильность – изменение социальной позиции индивида на протяжении его жизни.(социальная карьера)

Каналами социальной мобильности выступают способы, называемые «ступенями лестницы», «лифтами», позволяющие перемещаться людям вверх-вниз по социальной иерархии. «Социальный лифт - это способ дать подняться и помочь в занятии более приятного положения в обществе.

Для Питирима Сорокина особый интерес представляли такие каналы как: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

Армия. Задействована в качестве канала вертикальной циркуляции в военное время больше всего. Крупные потери среди командного состава дают возможность подняться более низким чинам вверх по карьерной лестнице. приводят к заполнению вакансий из более низких чинов.

Церковь . Является вторым каналом, из числа основных. Но при этом, «церковь выполняет эту функцию только тогда, когда возрастает ее социальная значимость. В периоды упадка или в начале существования той или иной конфессии ее роль как канала социальной стратификации малозначима и несущественна» 1 .

Школа . «Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни обретали, во все века были средствами вертикальной социальной, циркуляции. В обществах, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой «социальный лифт», движущийся с самого низа общества до самых верхов» 2 .

Правительственные группы, политические организации и политические партии как каналы вертикальной циркуляции . Во многих странах существует автоматическое продвижение должностных лиц по службе с течением времени, вне зависимости от того на какую должность поступал человек.

Профессиональная организация как канал вертикальной циркуляции . Некоторые из организаций играют большую роль в вертикальном перемещении индивидов. Такими организациями являются: научные, литературные, творческие институты.«Вход в эти организации был относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие способности вне зависимости от их социального статуса, то и продвижение внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением по социальной лестнице» 3 .

Организации по созданию материальных ценностей как каналы социальной циркуляции. Накопление богатств во все времена приводило к социальному продвижению людей. На протяжении всей истории наблюдается тесная взаимосвязь между богатством и знатностью. Формами «обогощающихся» организаций могут выступать: землевладение, добыча нефти, бандитизм, горное дело и т.п.

Семья и другие каналы социальной циркуляции . Брак (особенно между представителями разных социальных статусов) может привести одного из партнеров к социальному продвижению, либо к социальной деградации. В демократических обществах мы можем наблюдать, как богатые невесты выходят замуж за бедных, но титулованных женихов, тем самым один продвигается по социальной лестнице благодаря титулу, а другой- материальное подкрепление своему титулованному статусу

Задание 2

Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян (фр. Charles Ogier de Batz de Castelmore, comte d"Artagnan, 1611, замок Кастельмор, Гасконь, Франция, - 25 июня 1673, Маастрихт, Нидерланды) - гасконский дворянин, сделавший блестящую карьеру при Людовике XIV в роте королевских мушкетёров.

1. Вид социальной мобильности:

Вертикальная мобильность. Восходящая. Индивидуальная. Добровольная. (Д”Артаньян сделал карьеру в качестве курьера кардинала Мазарини в годы после первой Фронды=> лейтенант французской гвардии (1652) => капитан (1655)=>второй лейтенант (то есть заместителем фактического командира) в воссозданной роте королевских мушкетёров (1658)=> капитан-лейтенант мушкетёров (1667)=> должность губернатора Лилля (1667)=> полевой маршал (генерал-майор) (1672).

Горизонтальная мобильность. Шарль де Бац переехал в Париж в 1630-х из Гаскони.

2. Канал социальной мобильности- армия

Факторы, обусловившую соц.мобильность: личностные качества (высокий уровень мотивации, инициативность, коммуникабельность), Физические и умственные способности, миграционный процесс (переезд в крупный город), демографические факторы (пол мужской, возраст вступления на службу), социальный статус семьи (Д’Артаньян был потомком графов по материнской линии, отец имел дворянский титул, присвоивший себе после женитьбы)

3. Шарль де Бац достиг нового социального статуса, высокого уровня жизни

4. Культурного барьера не возникало, Д-Артаньян был легко принят в новое общество, был приближенным короля, уважаемым как при дворе, так и в армии.

Людовик XIV: «почти единственный человек, который сумел заставить людей любить себя, не делая для них ничего, что обязывало бы их к этому»

1Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992.

2Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992.

3Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992.

Анализ причин всегда влечет за собой вопрос, может ли индивид сам добиться повышения своего и влиться в состав социального слоя, расположенного выше его собственного на шкале обеспеченности и престижа. В современном обществе принято считать, что стартовые возможности всех людей равны и индивид непременно добьется успеха, если приложит соответствующие усилия и будет действовать целеустремленно. Часто эту мысль иллюстрируют примерами головокружительной карьеры миллионеров, начавших с нуля, и пастушек, превратившихся в кинозвезд.

Социальной мобильностью называется перемещение индивидов в системе с одного слоя на другой. Имеется по крайней мере две основные причины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меняются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности для получения образования, она не в состоянии проконтролировать естественное распределение талантов и способностей, поэтому высшие слои неизбежно пополняются за счет талантливых выходцев из низших слоев.

Социальная мобильность проявляется во множестве форм:

Вертикальная мобильность — изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. Например, если автомеханик станет директором автосервиса, это проявление восходящей мобильности, но если автомеханик станет мусорщиком, такое перемещение будет показателем нисходящей мобильности;

Горизонтальная мобильность — изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.

Например, если автомеханик получит работу слесаря, такое переметение будет означать горизонтальную мобильность;

Межпоколенная (интергенерационная) мобильность — выявляется сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Исследования показывают, что значительная часть российского населения, возможно даже большинство, перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении;

Внутрипоколенная (интрагенерационная) мобильность — предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени. Результаты исследований свидетельствуют о том, что многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий. Однако мобильность у большинства из них носила ограниченный характер. Перемещения на короткое расстояние являются правилом, а на большое — исключением.

Для открытых систем стратификации вертикальная мобильность — довольно обычное явление, если говорить не столько о головокружительных прыжках из низов в элиту, сколько о перемещениях шаг за шагом, на при мер, дед — крестьянин, отец — сельский учитель, сын переезжает в город и защищает диссертацию.

Сегодня в России каналы вертикальной мобильности при декларируемом равенстве всех перед всеми для многих слоев населения ограниченны, что соответствует сильной социальной дифференциации российского общества по экономическому и социальному признакам: весной 2006 г. 16 % россиян оценивали свой социальный статус в обществе как хороший, ровно столько же — как плохой, а остальные 68 % — считали его удовлетворительным. Не удивительно, что при опросе молодежи относительно ее основных жизненных опасений выявилось следующее (табл. 1): то, что всегда и во все времена ценилось выше всего, — любовь и дружба, в жестких условиях выживания для молодых россиян перестаю быть поводом для переживаний или опасений (а может, наша молодежь очень уверенно чувствует себя в личностной сфере).

Сильное социальное расслоение, характерное для современного российского общества (рис. 1), воспроизводит систему неравенства и несправедливости, в которой возможности самостоятельной жизненной самореализации и повышения социального статуса Офаниченны для большей части молодого поколения (рис. 2).

Таблица 1. Динамика различных опасений молодежи,%

Опасения в жизни

Не встретить любимого человека

Проблема с устройством на работу

Остаться без материальных средств к существованию

Опасения за свою жизнь и близких из-за роста преступности

Не суметь создать свою семью

Невозможность получить хорошее образование

Потерять работу

Боязнь ограничений со стороны государства, не позволяющих жить так, как хочется самому (самой)

Остаться без друзей

Рис. 1. Численность различных социальных слоев в российском обществе, %

Из ответов молодежи становится ясно, что молодые люди, высоко оценивая значимость личных качеств, умений, квалификации, четко понимают, что в России при устройстве на работу знакомства и связи играют очень важную роль. Отметим позитивный момент: по сравнению с ответами молодежи на данный вопрос в 1997 г. современная молодежь более оптимистична и уверена в своих силах и возможности самостоятельного успеха и мобильности по сравнению с молодежью, профессиональное становление которой пришлось на тяжелые 1990-е гг.

Рис. 2. Что в первую очередь помогает получить хорошую работу, по мнению представителей разных поколений россиян, (допускалось не более 3 ответов): 1 — молодежь (2007); 2- молодежь (1997); 3- старшее поколение (2007); 4 — старшее поколение (1997)

В закрытых системах социальная мобильность практически исключена. Например, в кастовых и сословных обществах социальную норму составляли десятки поколений сапожников, кожевников, торговцев, крепостных и в то же время — длинные генеалогические цепи знатных родов. Об однообразии такой социальной действительности свидетельствуют приведенные в исторических источниках названия улиц: улица лудильщиков, улица жестянщиков и т.д. Ремесленники не только передавали из поколения в поколение свой статус и профессию, но и жили все рядом.

Каналы социальной мобильности

В обществах с открытой системой стратификации существуют установившиеся каналы социальной мобильности. Например, получение высшего образования — простейший и довольно верный канат, двигаясь по которому человек из необразованной семьи может повысить свой статус и получить возможность заниматься квалифицированным престижным трудом. Девушки, стремящиеся выгодно выйти замуж, пытаются воспользоваться другим каналом мобильности — повысить свой статус через брак. Любой военный знает, что служба в отдаленных и опасных местах является каналом мобильности, потому что позволяет быстро дослужиться до высоких чинов.

В закрытых системах тоже существуют свои — очень тесные — каналы мобильности. Например, судьба Золушки из сказки Ш. Перро, крепостной актрисы Жемчуговой, ставшей графиней Шереметевой, говорят о том, что изредка были возможны головокружительные прыжки благодаря межсословному браку. Другим каналом могла быть духовная карьера: великий философ кардинал Николай Кузанский родился в бедной рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел высокий социальный статус, примкнув к высшему сословию. В царской России высшее образование автоматически влекло за собой получение личного дворянства.

Семейный капитал является важным фактором принадлежности к доминирующему классу. Он может иметь различные формы: крупные финансовые и промышленные предприятия, сеть экономических. политических, социальных и семейных отношений, привилегированный доступ к средствам культуры и т.д. Именно эти три основных элемента — значительное экономическое наследство, широкий круг отношений и существенная семейная поддержка — обеспечивают наличие политической и экономической власти у господствующих классов. Например, во Франции, отмечает Д. Берто, финансовая олигархия — ограниченное число семей — владеет и управляет фантастическими богатствами и имеет в обществе огромную власть. Эти люди связаны друг с другом деньгами и родством. Чаще всего члены доминирующего класса заключают браки между собой, учатся в одних и тех же школах или престижных университетах, входят в административные советы предприятий и т.д. Они не только стоят во главе экономики, но и
удерживают власть. Специалисты по истории банковского дела и олигархии указывают, что в течение последних 170 лет «во Франции деньги, а значит, и реальная политическая власть находятся в руках одних и тех же семейств с момента государственного переворота, приведшего к власти в 1799 г. Наполеона Бонапарта, переворота, который финансировался основоположниками государства». Чтобы быть в составе господствующего класса, лучше в нем родиться или заключить брак с представителем этого класса.

Специфика и важность социального капитала в российском обществе проявляются при анализе социального капитала, адекватное и эффективное использование которого является залогом успеха как молодых людей, так и всего общества.

Сравнительный анализ данных за последние 10 лет по овладению различными навыками в молодежной среде позволил сделать вывод о почти двукратном росте компьютерной грамотности, однако прошедшее время мало сказалось на увеличении распространенности практики вождения автомобиля или общения на иностранных языках — важных компетенциях в современном мире. При этом среди молодых людей сократилась популярность приобретения навыков вождения мотоцикла или пользования оружием (рис. 3).

Рис. 3. Динамика владения представителями российской молодежи различными навыками, %

Уверенность современной молодежи и се оптимизм проявляются в опенках своих жизненных перспектив и планов. В целом, как показали результаты исследования Института социологии РАН, проведенного в 2007 г., более половины молодых россиян устойчиво уверены в том, что смогут добиться большего, чем их родители. Из рис. 4 видно, что за последние 10 лет структура этих оценок практически не изменилась, а незначительная динамика отражает скорее некоторый рост оптимизма. В целом в 2007 г. 76 % (в 1997 г. — 68 %) российской молодежи уверены в том, что они способны по меньшей мере воспроизвести тот социальный статус, который имеют их родители, и лишь считаные проценты (2 %) думают, что им и это не под силу. К тому же доля таких молодых людей и девушек за последние 10 лет уменьшилась вдвое (рис. 4).

Рис. 4. Оценка молодыми россиянами своих жизненных шансов, %

В современной России бедные слои населения оказываются полностью исключенными из спектра возможностей получения качественного образования как основы дальнейшего жизненного успеха, а нуждающиеся и собственно малообеспеченные лишь в редких случаях могут оплачивать посещение детьми платных кружков или свое посещение платных курсов. Основными потребителями платных образовательных услуг оказываются благополучные слои населения. Иногда в подобной ситуации обвиняют самих малообеспеченных в том, что они просто не стремятся получить качественное образование и не делают для этого все возможное. Однако данные социологического исследования, проведенного ИС РАН в 2008 г., опровергают подобные утверждения. Как видно из рис. 21.5, основная масса не только малообеспеченных, но и бедных хотела бы получить качественное образование. Но на это у них гораздо меньше шансов, чем у благополучных.

Рис. 5. Наличие установки на получение хорошего образования в различных социальных слоях, % работающих их представителей: 1 — уже добились; 2- хотят, но пока не добились; 3 — хотелось бы, но вряд ли смогут добиться; не было в жизненных планах

Нереализованные возможности, недостигнутые цели многих россиян коррелируют с чувством несправедливости, которое они испытывают по отношению ко всему происходящему в современной России. Это чувство, свидетельствующее о нелегитимности в глазах россиян сложившегося в России миропорядка, сегодня испытывает подавляющее большинство (свыше 90 %) россиян; при этом 38 % испытывают его часто. Так как в российской культуре роль справедливости-несправедливости очень велика, эти показатели — очень серьезный «звонок». Более всего устойчивое чувство несправедливости всего происходящего вокруг испытывают представители возрастных групп старше 40 лет (свыше 40 %) и сельские жители (48 %).

Таким образом, путь в высшие сферы социальной иерархии нелегкий. Большое влияние на социальную мобильность оказывают конъюнктура (ситуация кризиса или экономического роста) и структура общества. Ответ на вопросы о мобильности дает анализ социальной организации. В закрытых обществах социальные классы закрыты для представителей других классов, социальная мобильность в них невозможна. В обществах, подобных нашему, классы более открыты, а но социальной лестнице можно подниматься или опускаться.

Некоторым индивидам из народной среды удается добраться до вершины социальной пирамиды даже в условиях жестко ограниченной системы социальной мобильности, поскольку играют свою роль индивидуальные факторы — воля, энергия, талант, семейная среда, удача. Однако индивиды из низших классов должны проявлять эти качества в большей мере, чем индивиды из привилегированных слоев, поскольку первые изначально имеют меньше преимуществ в плане экономического, культурного и социального капитала.

Каналы и механизмы социальной мобильности

В качестве каналов социальной мобильности рассматриваются те способы — условно их называют «ступенями лестницы», «лифтами» — используя которые люди могут перемещаться вверх и вниз в социальной иерархии. По большей части такими каналами в разное время являлись: органы политической власти и общественно-политические организации, экономические структуры и профессионально-трудовые организации (трудовые коллективы, фирмы с встроенной в них системой производственной собственности, корпоративных институтов и др.), а также армия, церковь, школа, семейно-кла- новые связи (действовали факторы домашнего воспитания, социального авторитета семьи, частной собственности, семейной поддержки в целом).

В традиционном обществе перечисленные каналы социальной мобильности использовались весьма широко. В современном же обществе роль некоторых из этих структур как каналов социальной подвижности снижается (например, церкви, семьи), но усиливается значение других каналов, в рамках которые отрабатываются новые формы социальной мобильности. Поэтому приведенный список следует конкретизировать, выделив в качестве каналов мобильности сферу финансово-банковской деятельности, техническое творчество, активность в области массовой информации и компьютерных технологий. Выделим также действие устойчивого в разные эпохи в разных странах канала повышения статуса представителей определенных слоев за счет причастности к теневой или криминальной деятельности. Ныне этот канал представлен как в развитом обществе (транснациональные мафиозные ассоциации в области распространения оружия, наркотиков и др.), так и в традиционном обществе (семейно-клановые и бандитские группировки).

Механизмы социальной мобильности

Указанные каналы социальной мобильности (за исключением криминального, притягивающего определенные социально-психологические типы людей), как правило, тесно переплетены между собой, т. е. они действуют одновременно, то конфронтируя, то дополняя друг друга. Взятые в целом, каналы социальной мобильности создают систему институционально-правовых требований, организационных возможностей, конкретных правил продвижения людей вверх или вниз по социальной лестнице, образуя, таким образом, сложные механизмы социального отбора людей на те или иные позиции и статусные роли. Совокупное действие этих механизмов на разных стадиях жизни человека облегчает ему возможность сохранения аскриптивного или достижения лучшего статуса, но положительный результат само по себе не гарантирует — используя эти механизмы, человек должен прилагать немалые собственные усилия, чтобы добиться лучшего.

В прошлом ведущими в этих механизмах оставались наследственно-сословные связи, что позволяло подавляющему большинству молодого поколения сохранять аскриптивное статусное положение. При этом сохранение высших аскриптивных статусов сопровождалось выполнением немалого числа социальных обязанностей. Переход из одного сословия в другое хотя и был затруднен, также оставался возможным. Так, в средневековом императорском Китае, в Российской империи представитель средних слоев (включая зажиточных крестьян, торговцев, детей священнослужителей) мог продвигаться на государственной службе при наличии высокого уровня образования.

Процесс обучения, овладение ребенком книжной премудростью во многом определялось семейными обстоятельствами. Но во время учебы и затем на службе многое зависело от самого человека — он должен был продемонстрировать лояльность к профессиональной среде, проявлять настойчивость, сообразительность. В других обществах роль школы и образования в смене статуса были ограничены, на первый план по значимости могла выйти либо армейская, либо религиозная среда. При этом оставались важными роль семьи, поддержка окружающих, личные качества самого человека.

Иллюстрацией сказанному может служить жизненный путь русского реформатора М. М . Сперанского (1772-1839). Будучи выходцем из семьи бедного сельского священника, получив образование в провинциальной семинарии, он рано обнаружил блестящие способности самостоятельного мышления, был трудолюбив, начитан, даровит. Все это выделяло его из круга семинаристов, что позволило церковному начальству рекомендовать его на службу к государственному вельможе, которому потребовался секретарь для деловой переписки. Вхождение в высший круг российской бюрократии вывело Сперанского на широкую дорогу государственного служения.

В условиях современного общества основной акцент в механизмах социальной мобильности переносится на образовательно-профессиональную подготовку, при этом повышается роль индивидуальных качеств человека, стремящегося улучшить свое положение. Рассмотрим процесс профессиональной селекции на примере научно-творческой деятельности. Чтобы общество признало молодого человека ученым, необходимо, хотя этого и недостаточно, наличие у него диплома о высшем образовании, который позволяет ему начать научную карьеру. Профессиональная среда тогда признает его научный статус, когда результаты его самостоятельной работы будет квалифицированы коллегами как значительные. При этом результаты его труда будут постоянно подвергаться придирчивому анализу. Сам он должен овладеть искусством вести научную полемику, находить сторонников, добиваться практического внедрения своих открытий. Должностное и квалификационное продвижение поможет ему утвердиться в профессиональной среде, в которой помимо официального статуса весьма важной предпосылкой становления человека как ученого выступает круг общения, единомышленники. Но главным фактором признания являются научные результаты, признанные широкими общественными кругами. На этом пути ученый должен обрести сторонников в практических сферах; ему не помешает известность среди широкой публики, достигнутая через СМИ. Члены семьи должны терпеливо помогать в его творческом развитии, не ожидая быстрой материальной отдачи и публичного признания. В совокупности все эти обстоятельства и составляют механизмы социальной селекции в сфере научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, можно видеть, что «сито» многократного прохождения человеком через механизмы социального отбора было в прошлом и продолжает существовать ныне в любой сфере жизнедеятельности, особенно ужесточаясь в тех случаях, когда речь идет о возможности достижения относительно высокого положения в обществе. Указанные механизмы селекции не гарантируют безошибочного распределения всех людей по социальным стратам и позициям в соответствии с их реальными способностями. Однако взятые в целом, они позволяют более или менее удовлетворительно перераспределять социальную энергию, не допуская острой конфронтации и уравновешивая интересы разных групп.

Факторы социальной мобильности

Если каналы и механизмы социальной мобильности представляют собой наиболее устойчивые, массовые способы достижения или утраты нового статусного положения, то факторами мобильности выступают общие — исторические, социально-политические, культурные и др. — предпосылки, конкретные условия, стимулирующие действие указанных механизмов или ограничивающие их. Учет различных факторов позволяет более глубоко охарактеризовать процессы мобильности в той или иной ситуации, определить их характер в различных социальных средах. Иногда значение масштабного фактора накладывает отпечаток на место в социальной иерархии целой социальной группы. Когда говорят о «военном поколении», подразумевают влияние военного времени на жизненные установки и социальную активность определенной возрастной когорты.

На качества социальной мобильности конкретных групп и индивидов, как правило, воздействует множество факторов разного характера и масштаба: хозяйственно-отраслевые институты, этническая или религиозная среда, место жительства, возраст и пол человека, меняющего статус, и др. Например, для мобильности, связанной со вступлением в брак людей современного общества, характерна следующая тенденция: женщины чаще заключают брак с мужчинами, имеющими более высокое образование, профессиональную квалификацию, работающими на более высокой должности, в то время как для мужчин эта ситуация имеет обратный характер.

Еше одна закономерность, связанная с корреляцией между ранней социализацией людей и их последующей профессиональной активностью: выходцы из сельских поселений, из провинциальной, слабо дифференцированной среды демонстрируют в среднем меньший темп социального продвижения и более узкие возможности варьировать области приложения своего труда, чем выходцы из городских поселений, из урбанизированных центров.