Особенности отношений китая и японии на современном этапе. Япония и Китай – история отношений


Между Японией и Китаем давно уже сложились как официальные, так и неофициальные отношения.

Страница: 7/11

В этом соглашении Токио признал, что правительство Пекина (а не правительство Тайбэя) является единственным законным правительством Китая, заявляя в то же время, что он понимает и уважает позицию КНР в отношении того, что Тайвань – это часть Китая. У Японии на данных переговорах было меньше рычагов давления на Китай из-за отношений КНР с ООН и американским президентом Ричардом Никсоном. Но самой важной проблемой Японии было продление своих соглашений с США о безопасности, ожидая, что Китай осудит этот поступок. Китайские власти очень удивили японцев, заняв пассивную позицию в вопросе отношений Японии и США. Компромисс был достигнут 29 сентября 1972 года. Создавалось впечатление, что Япония согласилась с большей частью требований Китая, включая проблему Тайваня. Это привело к взаимодействию двух стран в отношении быстрого роста торговли: 28 японских и 30 китайских экономических и торговых делегаций взаимно посетили страны друг друга. Переговоры относительно договора о японо-китайской дружбе и мирного договора начались в 1974 году, но вскоре натолкнулись на политическую проблему, которой хотела избежать Япония.

КНР настаивала на включение в договор пунктов антигегемонии, направленных в сторону СССР. Япония, не желавшая быть втянутой в советско-китайскую конфронтацию, возражала, а СССР в свою очередь дал понять, что заключение японо-китайского договора нанесет вред советско-японским отношениям. Усилия Японии найти компромисс с Китаем относительно данного вопроса потерпели фиаско, и переговоры были прекращены в сентябре 1975 года. Положение дел оставалось неизменным до политических перемен в Китае, последовавших за смертью Мао Цзэдуна (Mao Zedong) в 1976 году, приведших к вынесению на передний план модернизации экономики и заинтересованности в отношениях с Японией, чьи инвестиции имели важное значение. Изменив свое мнение, Япония была готова игнорировать предупреждения и протесты СССР, и приняла идею антигегемонии в качестве международного принципа, помогающего выстроить фундамент для заключения мирного договора.

В феврале 1978 года долгосрочное частное торговое соглашение привело к договоренности, в соответствии с которой доход от торговли Японии и Китая должен подняться до уровня 20 млрд. долларов США к 1985 году посредством экспорта из Японии предприятий, оборудования, технологий, строительных материалов, запчастей для оборудования взамен на уголь и нефть. Данный долгосрочный план, давший почву для неоправданных ожиданий, доказал лишь чрезмерную амбициозность, и в последующем году был отклонен, так как КНР была вынуждена пересмотреть приоритеты своего развития и уменьшить свои обязательства. Однако, подписание соглашения повлияло на желание обеих стран улучшить отношения.

В апреле 1978 года вспыхнул диспут в отношении суверенитета островов Сэнкаку (Senkaku), горстки неплодородных островков к северу от Тайваня и к югу от архипелага Рюкю, который угрожал прекращением развивающейся тенденции возобновления переговоров о заключении мирного договора. Способность к приспособлению обеих сторон привела к решительным действиям. Переговоры по заключению мирного соглашения были продолжены в июле, а согласие было достигнуто в августе на основе компромиссной версии пункта об антигегемонии. Договор о мире и дружбе между Японией и КНР был подписан 12 августа и вступил в силу в 23 октября 1978 года.

Развитие комплементарных интересов (1980-е гг.)

В 1980-х годах отношения Японии и Китая достигли значительного прогресса. В 1982 году имели место серьезные политические дебаты по вопросу пересмотра подачи учебного материала в японских учебниках, касающегося войны имперской Японии против Китая в 1930-х и 1940-х годах. В 1983 году Пекин также выразил обеспокоенность в отношении смещения стратегического акцента США в Азии: он переместился от Китая в сторону Японии, где премьер-министром в то время был Накасонэ Ясухиро (Nakasone Yasuhiro), угрожавший возможностью восстановления японского милитаризма.

К середине 1983 года Пекин решил улучшить свои отношения с администрацией президента Рейгана (США) и укрепить связи с Японией. Генеральный секретарь Коммунистической партии Китая (КПК) Ху Яобан (Hu Yaobang) посетил Японию в ноябре 1983 года, а премьер-министр Накасонэ совершил ответный визит в Китай в марте 1984 года. В то время как японский восторг в отношении китайского рынка то возрастал, то падал, дальновидные стратегические соображения 1980-х годов стабилизировали политику Токио по отношению к Пекину. По сути, сильное вовлечение Японии в экономическую модернизацию Китая, отчасти, повлияло на ее решимость поддерживать мирное внутреннее развитие в Китае, втянуть Китай в постепенно расширяющиеся связи с Японией и Западом, уменьшить интерес Китая к возвращению к провокационной внешней политике прошлого, воспрепятствовать любым советско-китайским перегруппировкам против Японии.

Предыдущая страница (6/11) - Следующая страница (8/11)

Переход к странице: [ | | | |

После нормализации дипотношений между Китаем и Японией в 1972 году двусторонние торгово-экономические связи развиваются быстро. На 2005 год общий объем товарооборота между двумя сторонами вырос более чем в 160 раз. В течение с 1993 г. по 2003 г. Япония все время являлась крупнейшим торговым партнером Китая. В 2007 году валовой товарооборот между Китаем и Японией достиг 236 млрд. долларов, Китай стал крупнейшим торговым партнером Японии, Япония занял третье место среди торговых партнеров Китая. Китайско-японские экономические связи могут развиваться динамично и имеют перспективы неуклонного развития в связи со следующими факторами:

Во-первых, Китай и Япония – соседние государства, разделенные неширокой полосой воды. Географическая близость является благоприятным условием для развития международной торговли и экономического сотрудничества.

Япония как страна с второй по величине экономикой в мире опередила Китай в области производства с применением высоких и новых технологий, техникоемкой и капиталоемкой отраслях, имеет передовые технологии для экономии энергии и охраны окружающей среды, обладает большим опытом подъема страны средствами техники. А Китай является крупнейшей в мире развивающейся страной, в которой в последние 30 лет экономика получила быстрое развитие, сформировался большой рыночный спрос. Разницы в объеме ресурсов и экономической структуре определила большую взаимодополняемость между двумя сторонами в процессе экономического развития.

В-третьих, в последние годы Китай огромными усилиями реализует на практике концепцию научного развития, содействует изменению способов экономического роста, рассматривает экономию энергии и охрану окружающей среды как важные экономические цели. Япония обладает передовыми технологиями охраны окружающей среды, к тому же, она стремится превратиться в мощную страну по охране окружающей среды. Это позволит расширять пространство торгово-экономического и технического сотрудничества между Китаем и Японией.

В-четвертых, Япония является густонаселенной страной, восточный регион Китая с наиболее развитой экономикой тоже является густонаселенным. У них имеется некоторая сходность в области окружающей среды. Более того, Япония может предоставить кое-какие опыт и модели социального развития.

В-пятых, китайско-японские торгово-экономические отношения развиваются на мировом фоне, на фоне глобализации экономики и тенденции к интеграции региональной экономики. Между экономиками различных стран существует сложное взаимопроникновение, или, как говорится, в тебе есть мое, а во мне есть твое. Экономические связи между Китаем и Японией развивались именно на таком фоне и при такой основной тенденции, вот поэтому должны идти в ногу с ними. В кое-каком смысле китайско-японские экономические отношения с каждым днем становятся «отношениями мирового значения». Недавно Китай, Япония, Республика Корея вместе с другими восточно-азиатскими странами приступили к реализации плана фонда, направленного на противостояние потенциальным финансовым потрясениям в мировом масштабе. Это свидетельствовало, что экономическое сотрудничество восточно-азиатских стран уж носит определенный стратегический характер, что экономическая интеграция в регионе Восточной Азии также должна чего-либо добиться.

В-шестых, экономические связи по сути являются своего рода взаимовыгодными отношениями, такой особенностью еще более ясно характеризуются китайско-экономические экономические связи. Например, японская правительственная помощь, инвестиции предприятий играют огромную роль в социально-экономическом развитии Китая, с другой стороны, экспорт японских товаров в Китай значительно содействовал избавлению Японии из экономической депрессии, затянувшейся 10 лет, экспорт китайской продукции в Японию идет на пользу сохранению более высокого уровня жизни у японского народа.

Следует сказать, что нынешние китайско-японские связи приобрели довольно большие масштабы, к тому же, сравнительно крепки. Если обе стороны могут лучше регулировать национальную психологию и устранить политические препятствия, то получат еще большую движущую силу и уверенность в экономическом сотрудничестве. В последние десять лет Япония переживала экономический застой в некоторой степени, опасаясь тенденции экономической маргинализации. Ныне Азия стала источником движущей силы для роста мировой экономики, будущее японской экономики также должно быть в Азии.

В будущем китайская экономики будет быстро развиваться в ходе регулирования производственной структуры и повышения технического уровня, что даст новый стимул развития торгово-экономических отношений между Китаем и Японии, одновременно, откроет также новое пространство сотрудничества. В будущем, если только обе стороны, считаясь с интересами целого, будут действовать в соответствии с требованиями времени, то несомненно смогут поднять на новый уровень китайско-японские торгово-экономические связи. (Автор статьи – Хуан Цин, редактор высшей категории газеты «Жэньминь жибао»)-о-

中日经贸为什么前景看好

自1972年中日邦交正常化以来,中日经贸关系发展迅速,至2005年,双方贸易额增长了160多倍。在1993年至2003年期间,日本一直是中国最大的贸易伙伴国。2007年,中日双边贸易总额达2360亿美元,中国是日本最大的贸易伙伴,日本是中国第三大贸易伙伴。中日经济关系之所以能迅速发展并具有持续发展的前景,有如下几个因素:其一,中日两国是“一衣带水、一苇可航”的邻国,地理上接近成为国际贸易和经济合作的良好条件。其二,日本作为世界第二经济大国,在高新技术产业、技术密集型产业、资金密集型产业上领先中国,拥有先进的节能环保技术和技术立国经验。中国是世界上最大的发展中国家,30年来经济发展迅速,市场需求旺盛。资源和经济结构的差异决定了双方在经济发展的过程中有很强的互补性。其三,近年来,中国着力实践科学发展观,推动经济增长方式的转变,节能和环保成为重要的经济目标。日本拥有先进的环保技术,亦有成为环保大国的意向,这将进一步扩大中日之间经贸和技术合作的空间。其四,日本是一个人口稠密的国家,中国经济最发达的东部地区也是人口稠密的地区,二者之间有若干环境相近性。在社会发展方面,日本亦可提供某些可借鉴的经验和模式。其五,中日经贸关系有一个世界性的大背景,就是经济全球化和区域经济一体化的趋势。各国经济之间日益呈现“你中有我,我中有你”的复杂关联。中日经济关系就是在这种大背景、大趋势下发展起来的,也必须顺应这样的大背景和大趋势。在某种意义上,中日经济关系日益成为“世界中的中日经济关系”。最近,中日韩和其它东亚国家启动了应对潜在世界金融动荡的基金计划,反映出东亚国家的经济合作已具有一定的战略性质,说明东亚地区在经济一体化上也必须有所作为。其六,经济关系在本质上是一种“互惠”关系,中日经济关系的这种特点更为明显。例如,日本的政府援助、企业投资等对中国的经济社会发展颇有助益,另一方面,日本对华出口对日本经济走出10年低迷很有帮助,中国对日出口则对日本人民保持较高生活水平很有帮助。应该说,当前中日经贸关系已有相当规模,而且比较坚固。如果双方能更好地调适民族心理,消除政治障碍,在经济合作上则会有更强的动力和信心。日本近10年经济不大景气,有经济边缘化的忧虑。当前,亚洲是世界经济增长的动力源,日本的经济前途也应该是在亚洲。未来,中国经济会在产业结构调整和技术升级上有较快的发展,这会给中日经贸关系带来一些新的因素,同时也会开拓新的合作空间。未来,只要中日双方在经贸关系上有大局观,有胸怀,采取“君子顺势而为”的态度,就一定能把中日经贸关系推向新的高度。

1

В отношениях Китая и Японии есть нерешенные вопросы. Самыми важными из них являются территориальные и исторические споры. Страны имеют взаимные претензии на территории островов Дяоюйдао (яп. Сенкаку). Кроме того, Китай и Япония ведут постоянные споры о результатах Второй мировой войны. Япония не делает акцент на ответственности за жертвы агрессии против азиатских народов, а, наоборот, подчеркивает свой вклад в мировое развитие в послевоенный период. При этом премьер Японии Синдзо Абэ отмечает, что поколения, которые не имеют отношения к войне, не должны «нести на себе бремя извинений».

После прихода на пост премьера-министра Японии Синдзо Абэ в 2006 году китайско-японские отношения потеплели, произошла встреча лидеров двух стран, заложившая основу совместному историческому исследованию, целью которого стала новая трактовка преступлений, совершенных японцами в период Второй мировой войны в Китае. Но уже в начале 2010 года отношения вновь ухудшились из-за обвинения Японией Китая в отказе предоставить ей запасы жизненно важных редкоземельных металлов. А в 2012 году они обострились еще больше из-за спорных территорий островов Дяоюйдао.

Председатель КНР Си Цзиньпин 23 мая 2015 года в Доме народных собраний выступил с важной речью по поводу развития китайско-японских отношений. Генеральный секретарь обратил пристальное внимание на то, что основа китайско-японской дружбы - народ. Будущее отношений Китая и Японии в руках народов этих стран. Си Цзиньпин также подчеркнул, что любая попытка исказить действительность исторических фактов является преступлением.

По мнению профессора Пекинского университета международных отношений Чжоу Юншэна, для содействия развитию отношений Китая и Японии, с одной стороны, японским лидерам необходимо сохранять спокойствие, не бросать вызов Китаю в названных выше спорных вопросах; с другой стороны, также необходимо пользоваться выгодными возможностями для улучшения отношений обеих стран, не портить отношения, общаться между собой, укреплять взаимное доверие.

Библиографическая ссылка

Илларионова Л.С. ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ КИТАЯ И ЯПОНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 1-1. – С. 95-96;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8313 (дата обращения: 26.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

История Китая и Японии являет собой разные по характеру, целям, методам периоды сотрудничества, конфликтных этапов, конкурентных обострений. Сотрудничество зачастую переходило в соперничество. Однако усиление взаимозависимости двух государств заставляет и Токио и сегодня учитывать это в политических, экономических, культурных контактах.

Знакомство стран начинает свой отчет с 57 года. В это время китайцы делают записи в своих исторических текстах о передаче императором династии Поздняя Хань народу Ва (так называли японцев) золотой печати. Прибытие послов страны На с данью в говорит о зависимости пока небольшой страны от китайских правителей.

Согласно легенде, первый китайский император Цинь Шихуанди снаряжает китайцев в Японию с целью поиска снадобья бессмертия. Посланники поведали о многих традициях родственной, как заявили японцы, нации (ими было объявлено родство с потомками У Тайбо - вана государства У во времена Сражающихся царств). Особые, тесные контакты двух стран происходили при правлении династии Тан. Япония направила для обучения в Китай немалое количество учеников. Китайцы дружелюбно встретили их. Те, в свою очередь, были поражены красотой, величием .

Тесное сотрудничество вылилось в распространение среди населения Японии , культуры, традиций Поднебесной (китайское исчисление по лунному календарю, и т. д.), копирование архитектурных построек, городского проектирования. Например, столицы Японии и Китая были построены по правилам Фэн-шуя. В обиход японцев входит пользование . стали основой для письменности японцев. Однако модель императорского правления Китая в Японском государстве продолжалась недолго. Уже с X века устанавливается власть кланов, фамильная конкуренция среди японской элиты.

Первый вооруженный конфликт произошел в 663 году на реке Пэккан. В ней участвовали армия китайского императора Тана и государства Силла с одной стороны и войска государства Ямато (Японии) и корейской страны Пэкче с другой стороны. Силла преследовало определенные цели: захват Пэкче. Разгром трехсот кораблей Ямато приблизило падение Пэкче. Этот исторический факт на некоторое время отделил Японию от Китая, ей пришлось отшлифовывать флотское мастерство, кораблестроение. Острова Рюкю стали перевалочным звеном в торговле между странами.

Начиная с 1633 года коммерческие сделки с Китаем ограничены сегунатом Токугава, что не особо заботило императорский двор Китая в . Торговые отношения между Японией и Китаем возобновились только в 20 веке.

В 13 веке Японию разрывало от гражданских войн. В это время начинают свое победное шествие японские пираты. Они стали серьезной проблемой для Кореи и Китая. Хубилай, китайский император из монгольской династии Юань, отправляет послов в Японию с целью остановить набеги пиратов. Но один из посыльных обезглавлен японским правительством. Император не мог стерпеть такого унижения, он вторгается в Японию морским путем. Многовековой опыт мореплавания не принес победу Хубилаю. Нашествие на Японию было неудачным.

Тоётоми Хидэёси, один из тех, кто объединил Японию, мечтал о завоевании Китая. Но препятствием стала Корея, не разрешившая японским войскам пересечь ее границы. Начался еще один военный конфликт между Японией и Китаем. В 1592 году в Пхеньяне армия китайцев была побеждена. Через год в великом китайском сражении под руководством Ли Жусуна сорокапятитысячная армия вытеснила японцев, захватив Пхеньян. Контрнаступление Японии было безуспешным, они отступили. Четыре года перемирия, титул "Короля Японии" не успокоили Хидэеси, он проводит еще одну кампанию. Итогом ее стали разрушения корейских городов, культуры, истребление населения, опустошение казны Китая. Политика замкнутости до середины 19 века была доминантной в Японии. События последующих веков увеличивали трещину в отношениях двух держав.

1894 год - первая японо-китайская война. Китай оставляет Маньчжурию, теряя большое количество простого населения, выплачивая огромные компенсации.

1915 год - знаменитое 21 требование, в котором Япония фактически требовала подчинения от Китая. Китай отдает Японии территорию в Шаньдуне.

1931 год - Япония, оккупировав Маньчжурию, создает новую страну Мантюкоку. Сопротивление японскому нашествию, дипломатические диалоги, гражданская война внесли свою лепту в бурную эпоху националистического руководства.

Постыдным фактом в истории Японии стала Нанкинская резня в 1937 году: японские солдаты истребили 500 000 тысяч китайцев. Опыты при создании бактериологического оружия (Отряд 731) над мирными жителями и военнослужащими отличились бесчеловечностью. Знаменитая не уберегла китайцев от японской оккупации.

Только после полной капитуляции Японии 9 сентября 1945 года войска покидают Китай, который еще несколько лет будоражила гражданская война.

Смело можно заявить, что события с 1894 по 1945 год во многом оказали влияние на современные и грядущие японо-китайские отношения. Краеугольным камнем стали следующие вопросы:

1) Япония переписывает учебники по истории, в которых отрицается ее агрессия в Китай.

2) Вопрос о Тайване. Китай выдвигает протест против действий Японии, которые направлены на создание двух Китаев.

3) Претензии на острова Дяоюйдао, относящиеся к провинции Тайвань, которая издревле принадлежит Китаю.

4) Химическое оружие, оставленное японцами после оккупации, является и в наше время угрозой для населения (экологическое бедствие от разложения химического оружия беспокоит население не одно десятилетие).

С 1979 года отношения Японии и Китая переходят на более качественный, продуктивный уровень. Япония предоставляет КНР низкопроцентные кредиты, передает полуторамиллиардную помощь. Главной инвестицией стали японские технологии, культура производства, техническое содействие в развитии автомобилестроения, коммуникативной сферы.

Петрунина Жанна Валерьяновна,доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой «История и архивоведение» ФГБОУ ВПО «КомсомольскийнаАмуре государственный технический университет», г. КомсомольскнаАмуре[email protected]

Китайскояпонские отношения в конце ХХ –началеXXIвв.: от конфронтации к взаимодействию

Аннотация.В статье рассмотрены основные направления политического и экономического сотрудничества между Японией и КНР на рубеже XX–XXIвв. Выявлены приоритетные направления сотрудничества и проблемы взаимодействия между странами на современном этапе. Ключевые слова: КНР, Япония, политическое сотрудничество, экономическое взаимодействие, Ясукуни, тайваньский вопрос,территориальные споры.

Современные международные отношения невозможно представить без сложных, многосторонних интеграционных процессов между странами и регионами. Взаимодействие идет во многих сферах общественной жизни –экономической, политической, культурной и других. При этом интересы государств достигают высокого уровня взаимозависимости.Несмотря на существующие противоречия между странами АзиатскоТихоокеанского региона (АТР) и наличия здесь очагов напряженности, в последние десятилетия АТР стал одним из мировых центров экономической, политической и культурной интеграции. Уровень региональной интеграции во многом зависит от стремления ведущих государств АТР взаимодействовать друг с другом, от тех целей, которые они ставят перед собой, включаясь в интеграционные процессы. На рубеже XX–XXIвв. Китай вышел на передовые позиции в международных отношениях. Особое положение Китай занимает в АТР, в котором сосредоточены крупные динамично развивающиеся субъекты международной и экономической политики. Благодаря интеграции во многие азиатскотихоокеанские структуры Китай постепенно превратился в регионального лидера и вносит большой вклад в развитие гармоничного мира. По справедливому замечанию академика РАН М.Л. Титаренко, рост геополитического влияния КНР делает китайский фактор одним из ключевых компонентов долгосрочного политического глобального и регионального прогнозирования. Рост влияния КНР на международной арене проходит параллельнос процессом сосредоточения «центра силы» вАТР, переместившегося из Европы.На рубеже ХХ –XXIвв. власть в Китае последовательно сменили лидеры второго (Дэн Сяопин), третьего (Цзян Цзэминь), четвертого (Ху Цзиньтао)и пятого (Си Цзиньпин) поколений политиков. Каждый из лидеров проводил курс, направленный на обретение Китаем статуса мировой державы. На современном этапе региональных международных отношений важными для КНР остаются ее взаимоотношения с Японией. В 1990е гг. в японокитайских отношениях произошли значительные изменения. Страны подписали ряд межправительственных соглашений, регулирующих различные области сотрудничества. В августе 1997 г. на заседании Общества экономических единомышленников в Токио премьерминистромЯпонии Р.Хасимотобыла предложена новая внешнеполитическая концепциястраны,получившая название «Евразийскаядипломатия». Целью предложенной концепции является расширениеи укреплениесвязейЯпониисКитаем,Россиейи странами СНГ.В отношении КНР японская внешняя политика должна была основываться на «четырехновых принципах»: взаимопонимание, активизация диалога, расширение сотрудничества и совместная деятельность по строительству нового мирового порядка.Стремясь обеспечить мир в Азии,установленный после окончания холодной войны, Япония в тот период стремилась установитьдиалогсо своим соседомпо вопросам безопасности и обороны. Во время государственного визита председателя КНР Цзян Цзэминя в Японию (1998 г.) стороны выразили единодушное мнение о необходимости установления отношений дружеского сотрудничества и партнерства, направленных на укрепление мира и экономического развития. Руководителями обеих странбылапринятаСовместнаядекларацияи Совместное заявление для печати об усилении «японокитайского сотрудничества, устремленного в XXI век». Конец ХХ в. ознаменовался установлением политического диалога между Китаем и Японией. В 1997 –1998 гг. между странами были проведены три саммита. Однако реальных результатов политические переговоры не принесли и в начале XXIв. постепенно свелись на нет. К 2005 г. напряжение в японокитайских отношениях достигло высшей точки. Острые противоречия между странами вызывала проблема токийского храма Ясукуни, которыйдля Китая остается символом японского милитаризма и реваншизма. К сожалению, этот вопрос до настоящего времени не решен. Пекин осуждает и безуспешно добивается от главы японского правительстваи японской политической элиты отказа отежегодныхритуальных посещений храма. Яркой иллюстрацией сохраняющейся конфронтации по этому вопросу является заявление нынешнего лидера КНР Си Цзиньпина о невозможности контактов с лидером Японии Синдзо Абэ во время Олимпийских игр 2014 г., проводившихся в российском Сочи.Осложняет отношения между странами и Тайваньский вопрос. В начале 2005 г. Япония и США выпустили совместную декларацию, названную «мирным решением» тайваньской проблемы. Эта декларация вызвала негативную реакцию руководства КНР, которое опротестовало вмешательство в свои внутренние дела. Китай был охвачен массовыми антияпонскими демонстрациями, сопровождавшимися актами вандализма. Такое положение создавало угрозу и сложившимся двусторонним экономическим связям. Ко второй половине 1990х гг. наметилась тенденция к потере Японией своих лидирующих экономических позиций в Восточной Азии. В условиях экономического роста Китая постепенно усиливалась не только взаимозависимость обеих стран друг от друга, но и увеличивалось соперничество между ними за влияние в странах АТР. В 2000 –2004 гг. японокитайский товарооборот увеличился. Это привело к тому, что Китай стал основным торговым партнером Японии, обогнав США. Однако с 2001 г. экономическая помощь Китаю со стороны Японии начала значительно сокращаться. Япония больше не желаласодействоватьросту военного и экономического могущества своего конкурента. По мнению японских экспертов, предоставление экономической помощи Китаю фактически финансирует его военную мощь, кроме того, Китай сам оказывает поддержку многим развивающимся странам, и поэтому нет необходимости содействовать стране, которая может позволить себе оказывать помощь другим. Обострилось соперничество в энергетической сфере, в вопросах получения доступа к богатым сырьевым ресурсам, от которых зависит как Китай, так и Япония. Возобновление диалога между Японией и Китаем стало возможно в 2006 г., когда в Японии произошла смена руководства. Приход к власти Синдзо Абэ в сентябре 2006 г. ознаменовал улучшение двусторонних отношений. Перваязарубежнаяпоездкапремьерминистра Синдзо Абэбыла совершенаименно в КНР. Катализатором восстановления японокитайских отношений стали финансовые потери ведущих японских компаний, инвестировавших в китайскую экономику. В ходе двух саммитов 2006 –2007 гг. Токио и Пекину удалось достигнутьдоговоренностиоб углублении сотрудничества и намерениивыстраивания стратегическихвзаимовыгодныхотношений. В 2007 г. объемы двусторонней торговли увеличились на 12%, достигнув $ 236,6 млрд. В свою очередь Япония заняла третье место среди государств, ведущих торговые отношения с Китаем. В 2008 г., спустя десять лет, состоялся визит председателя КНР Ху Цзиньтао в Японию. Целью визита стало стремление обеих сторон укрепить взаимодоверие, усилить дружбу, углубить сотрудничество, открыть перспективу на будущее, всесторонне продвинуть китайскояпонские отношения стратегической взаимовыгоды.С начала XXIв. стали отчетливо проявляться тенденции к стремлению ведущих экономик СевероВосточной Азии (СВА) создать единое трехстороннее энергетическое кольцо, образовать трехстороннюю зону свободной торговли, сформировать валютный союз и ввести единую валюту в этом регионе. Несмотря на существующие межгосударственные противоречия и торговоэкономические споры, лидеры КНР, Японии и Республики Кореяпонимают, чтов современных экономических условиях важно способствовать развитию интеграционных процессов, что актуализирует многие вопросы, связанные с совместной экономической деятельностью на региональном уровне. Двигаясь в соответствии с избранным курсом, Китай активно расширяет экономические связи не только с Японией, но и Южной Кореей. В 2013 г. Япония и Южная Корея заняли втрое и третье место после США по объемам экспортируемых китайских товаров ($122,79 млрд. и $ 76,06 млрд. соответственно). За тот же период Республика Корея стала первой среди стран по поставкам товаров в Китай (сумма составила $149,96 млрд.), японский импорт на китайский рынок составил $133,2млрд. Лидеры стран СВА обосновывают подобную политику стремлением добиться стабильности в валютной сфере, попыткой оградить экономики региона от негативных последствий мировых экономических кризисов, уйти от долларовой зависимости, а значит, и составить конкуренцию США на мировых рынках. Китай, Япония и Южная Корея имеют достаточно высокий уровень экономического развития и региональных торговых связей. Специалисты КНР, Японии и Южной Кореи проводят научные исследования по вопросам развития трехсторонней торговли, инвестиционного взаимодействия, развития трехсторонних информационных и коммуникационных технологий. Сотрудничество между странами СВА было оформлено к концу 2008 г., когда начал работу саммит Китай –Япония –Южная Корея. Экономическое сотрудничество государств СВА позволяет повысить конкурентоспособность региона и будет способствовать решению многих политических вопросов между этими государствами. Однако в СВА нет ярко выраженной лидирующей валюты, которая смогла бы заменить доллар, что тормозит решение этого вопроса.При всем томувеличение конкуренции между Пекином и Токио на региональном и глобальном уровне способствует появлению новыхпроблем и обострению старыхпротиворечийв их отношениях, ключевыми из которых являются попытки Японии не допустить усиления военного и экономического влияния КНР в АТР. Не менее сложным для разрешения является спор о принадлежности островов Дяоюйдао (Сэнкаку) и материкового шельфа в ВосточноКитайском море. Японокитайский территориальный спор создает угрозу возникновения полномасштабной торговой войны между сторонами. В противостояние между Китаем и Японией оказались втянуты и США, выступающие на стороне Токио в соответствии с двусторонним договором о безопасности. Конфликт между КНР и Японией сказался и на настроениях инвесторов. Акции крупнейших японских автомобильных компаний (нр., Nissan и Honda) на китайском рынке в ходе торгов стали падать. Достижению компромисса препятствуют выдвигаемые сторонами разные версии прохождения разграничительной линии между эксклюзивными экономическими зонами двухстран. Китай активно занимается разработкой газа в этих водах и отказывается признавать наличие этой линии. По мнению китайкой стороны,сфера контроляКНР простирается до границы континентального шельфа, которая находится неподалеку от южной японской префектурыОкинава. Переплетение многих факторов (политические разногласия, тесное экономическое сотрудничество, рост торговой конкуренции и соперничество за влияние в Восточной Азии) способствует укреплению отношений между Пекиноми Токио. Кроме того, в Китае осознают опасность от сближения Японии с США, вероятность которого усиливается при обострении противоречий между восточноазиатскими соседями.

Ссылки на источники1.Титаренко М.Л. Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии. –М.: Памятники исторической мысли,2008.–624 с. 2.КНР и Япония: от Абэ до Фукуды–URL: http://www.easttime.ru/analitic/3/8/521.html

[Дата обращения 03.02.2011]. 3.Внешнеэкономическая деятельность Китая в январеоктябре 2013 года –URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/about_cn/ved_cn/[Дата обращения23.03.2014].

Ms. Zanna V. PetruninaDoctor of History, Professor, TheHead of the Department "History and archival", KomsomolskonAmur State Technical University, KomsomolskonAmur) [email protected] relations in the end of XX –beginning of XXI centuries.: from confrontation to interactionSummary:This article describes the main areas of political and economic cooperation between Japan and China at the turn of XX XXI centuries. Priority areas of cooperation and problems of interaction are revealed between countries at present. Keywords: China, Japan, political cooperation, economic cooperation, Yasukuni, the Taiwan issue, territorial disputes.