Сколько зарабатывает работник музея: директор и смотритель. Обнародованы месячные зарплаты деятелей культуры – вы удивитесь! Зарплаты деятелей культуры

Производственная занятость в цирке или театре для обывателя овеяна ореолом определённой элитарности. Часто возникает мнение об удивительно высоких доходах представителей этих специальностей. Ведь даже уровень финансирования отрасли приятно поражает высоким показателем.

Достаточно вспомнить, что отрасль культуры профильное министерство выделило более 80 миллиардов рублей. Сразу кажется, что балерины Большого театра или тот, кто жонглирует в цирке, могут похвастаться многозначным показателем в справке 2-НДФЛ. По этой причине стоит разобраться, сколько в реальности зарабатывают те, кто указан в штатном расписании цирка или театра.

Слово «театр» — греческое, оно означает «место для зрелищ»

Легенды о фантастических зарплатах начинаются именно на таких должностях. Для начала поговорим о заработных платах директоров.

  1. В 2019 году самым большим годовым доходом мог гордиться глава Мариинского театра Валерий Гергиев. Каждый месяц он приносит домой зарплату в 707 тысяч рублей.
  1. На втором месте был глава Государственного академического малого театра — Юрий Соломин (порядка 600 тысяч).
  1. На третьем месте оказался руководитель Большого театра — Владимир Урин, зарабатывающий ежемесячно по 500 тыс. рублей.

Большая часть его коллег живёт на несколько меньшие суммы, редко превышающие 100 тысяч. Хотя при этом у них есть удобный дополнительный источник дохода в виде гонораров. Наибольшее вознаграждение солиста определяется всегда индивидуально, как и потенциальный доход кинорежиссёра.

Заработок актёров

Доход выпускников театральных вузов столь позитивными показателями не отличается. Для начинающих артистов зарплата в 9 тысяч рублей в первые годы работы становится просто настоящим подарком. Столь высокопарно приходится говорить, учитывая большой процент представителей актёрских профессий, которые просто оказываются невостребованными работодателем. Средняя зарплата даже опытных артистов цирка или театра в большинстве случаев составляет порядка 30 тысяч «деревянных» ежемесячно.

Правда, грустную картину немного скрашивают гонорары. За одно выступление на простом детском утреннике выпускнику циркового училища или театрального вуза могут предложить сумму до тысячи долларов или евро. Правда, часто такой доход является серым или полностью неофициальным. Не всегда официально получает оклады массовка фильма. Она высчитывается каждый раз индивидуально.

Средние доходы и расходы актёра в крупном городе

От чего зависит гонорар

Уровень средств зависит и того спектакля, в котором работник задействован, насколько успешно он собирает кассу и привлекает зрителей. Потенциальный доход режиссёров зависит от известности его имени и предполагаемой кассы показов.

Гонорары известных представителей профессии ещё выше:

  • За один день работы такие люди, как Константин Хабенский или Сергей Безруков, получают порядка 7 000 долларов США.
  • Около 4 тысяч американских долларов в день зарабатывает Светлана Ходченкова.
  • Около трёх тысяч долларов стоит один день работы Анастасии Заворотнюк.
  • Актёры с не столь известными именами обычно заявляют плату от 500 до 2700 долларов в день. Такие расценки называют те, кто снимается в раскрученных сериалах.

Уровень окладов рядовых сотрудников искусства

Размер ежемесячного дохода рядовых актёров цирка и театра в среднем по России составляет около 30 тысяч рублей. При этом такую сумму они получают не в день, а в месяц. В числе тех, кто пока показывает себя в кордебалете или массовке, одним из самых высоких окладов могут похвастать те, кто находится в штате Большого театра.

Он составляет немногим более 70 тысяч. При этом балерины зарабатывают несколько меньше, чем балерины. Балерина в небольших организациях могут получать порядка двадцати тысяч, стараясь получать дополнительные средства за счёт гонораров или преподавания.

Такова ставка часто даже у солиста. Она не столь велика, как кажется претендентам на поступление. Не так много подчас зарабатывают даже примы, если оказываются на сцене провинциального театра.

Ещё ниже ставка у работников театральных структур, которые не являются творческими единицами. Обычно она ещё ниже, чем у артистов.

Средняя зарплата работников театра в России

Выручка работников цирка

Та сумма, которую каждый месяц приносит семье клоун или тот, кто жонглирует или ходит по проволоке, непосредственно зависит от места его деятельности. Так, профессиональный артист, являющийся клоуном и получивший специализированное образование, в крупном столичном цирке может получать до 100 000 рублей при наличии значительного стажа, наград и признания. Такой клоунский доход часто оказывается далеко не шуточным.

Его начинающийся коллега в раскрученном московском цирке в виде перечисления на зарплатную карточку каждый месяц получит не выше 19 тысяч.

В среднем клоун зарабатывает в 2020 году:

  • в Хабаровском крае порядка 23,5 тысяч;
  • в Республике Коми около 25,5 тысяч;
  • в Свердловской области около 35 тысяч рублей;
  • в Ямало-Ненецком крае 37 тысяч;
  • в Московской области около 60 тысяч рублей.

Интересное видео. Профессиональные секреты циркового артиста. Рекомендуем посмотреть.

Как получить дополнительный доход

Дополнительный доход представителям этой специальности приносит участие в выездных концертах и гастролях, на съёмках на ТВ. В случае успешно складывающейся карьеры такой специалист способен получить за годы своей деятельности сумму, достаточную на приобретение жилой недвижимости в крупном населённом пункте и построить загородный дом. сейчас пользуется особой популярностью.

Важно обратить внимание на ведущую роль клоуна в представлениях, что позитивно отражается на размере оклада. Большая часть представителей этой структуры суммы получает вполне достойные, хотя и не столь значительные. В среднем в зависимости от региона заработная плата жонглёра, гимнаста, эквилибриста, фокусника и представителей других творческих профессий составляет от 70-75 тысяч в месяц.

Система расчёта заработной платы работников бюджетной сферы

Независимый профсоюз актеров театра и кино направил обращение в Роструд и Министерство культуры РФ с просьбой проверить и обосновать зарплаты руководства ведущих российских театров. По мнению представителей организации, некоторые директора и худруки получают необоснованно завышенные зарплаты, которые отличаются от средних окладов артистов в 8–15 раз.

Так, например, худрук петербургского Александринского театра Валерий Фокин получает 8,4 млн рублей в год, худрук Российского молодежного театра Алексей Бородин - 6,4 млн, худрук ярославского Театра драмы имени Федора Волкова Евгений Марчелли - 4,4 млн, директор Театра кукол имени Образцова Ирина Корчевникова - 2,5 млн, директор театра «Сатирикон» Анатолий Полянкин - 5,7 млн.

Кроме того, высокие оклады имеют заместители руководителей и главные бухгалтеры театров. К примеру, главный бухгалтер Мариинского театра Марина Бабушкина зарабатывает больше, чем гендиректор Большого театра Владимир Урин (8 млн рублей в год). Каждый из заместителей директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича получал в 2014 году в среднем 4 млн рублей в год. Заместитель директора по работе со зрителем МХТ имени Чехова Наталья Виноградова получает 6,7 млн рублей в год.

Почему в театрах, которые финансируются государством, руководители получают порядка 600 тыс. рублей в месяц, в то время как простые работники цехов и артисты вынуждены считать копейки до зарплаты? Мы обратились в ведомства за разъяснениями, потому что эта ситуация должна быть отрегулирована, - рассказал председатель Независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис.

При этом, по информации базы данных trud.com, зарплаты артистов российских театров в среднем составляют около 30 тыс. рублей в месяц. Самые крупные оклады у московских актеров - в среднем 50 тыс. рублей; в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми и Сочи - около 30 тыс. рублей. В Новосибирске, Екатеринбурге, Волгограде и других менее крупных городах зарплаты артистов редко превышают 20 тыс. рублей. При этом зарплаты руководителей театров этих регионов сравнимы с заработком столичных директоров и худруков.

В Министерстве культуры пояснили, что заработная плата руководителя подведомственных учреждений культуры формируется индивидуально, в зависимости от квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты).

Размер должностного оклада руководителя федерального учреждения определяется трудовым договором в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости федерального учреждения, - сказали в пресс-службе Минкультуры.

Генеральный директор Малого театра Тамара Михайлова считает, что любой востребованный актер «зарабатывает несравненно больше, нежели главный бухгалтер театра».

Я ни в коей мере не хочу сравнивать актеров и главных бухгалтеров, потому что каждый работает по своему профилю. Но главный бухгалтер в нашем театре - это человек, который отвечает за все финансы, в данный момент несет ответственность за стройку и реконструкцию, отвечает за деньги, которые выделяет Минкультуры на госзадание, за зарплату каждого сотрудника, за правильность расчета. Любой актер в лучшем случае бывает задействован пять раз в месяц. Если это актеры из массовки, то они работают больше, но у них и норма другая. Артистам, которые востребованы, некогда чужие деньги считать, - сказала Михайлова.

Председатель московской городской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры Лидия Фомина сказала, что современная система театрального дела провоцирует безответственность.

Очень часто в защиту своих высоких зарплат директора и главбухи говорят о том, что они материально ответственны. Вспомните хотя бы один случай, чтобы кого-то из руководства театров наказали по итогам финансовых проверок. Недавно уволили Алексея Малобродского, директора «Гоголь-центра». В театре многомиллионные долги, о чем публично заявил глава департамента культуры. В чем заключается материальная ответственность бывшего директора? Почему к нему нет никаких вопросов? - интересуется Лидия Фомина.

В мае Министерство культуры опубликовало декларацию о доходах руководителей подведомственных учреждений. Сведения впервые предоставлялись по форме, утвержденной Указом президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации». В документе впервые указывались не только доходы руководителей учреждений, но также их замов и главных бухгалтеров.

Рекордсменом по заработкам традиционно стал художественный руководитель - директор Мариинского театра Валерий Гергиев. За прошедший год он заработал из разных источников 339,7 млн рублей. Помимо руководства Мариинским театром, Гергиев возглавляет Лондонский симфонический оркестр (контракт истекает в конце 2015 года). По данным СПАРК, маэстро также является совладельцем центра творческих встреч «Эльба», организующего музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей». Кроме того, в собственности дирижера находится 15% акций ООО «Евродон» - компании, специализирующейся на производстве мяса птицы. По примерным оценкам, оборот компании за 2013 год составил около 5 млрд рублей.

Как и в 2013 году, в пятерку лидеров вошли художественный руководитель - директор МХТ имени Чехова Олег Табаков (48,2 млн рублей) и худрук Театра наций Евгений Миронов (43,4 млн рублей). Примечательно, что конкуренцию богатейшим театральным деятелям не может составить первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов: за 2014 год он заработал 36,5 млн рублей.

Генеральный директор Большого театра Владимир Урин не вошел даже в двадцатку самых богатых управленцев в области культуры. Общий доход Урина составил 7,2 млн рублей.

Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Министерству культуры РФ, за 2016 год

Повторяем речь идет о средней зарплате в месяц! Это важно!

Мы быстренько пробежались по достаточно большому списку руководителей и выбрали на наш взгляд самое интересное

1. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Генеральный директор Гагарина Елена Юрьевна 964 210 рублей в месяц

2. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Исторический музей»
Директор Левыкин Алексей Константинович 494 197 рублей в месяц

3. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» Генеральный директор Трегулова Зельфира Исмаиловна 436 013 рублей в месяц

4. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж»
Генеральный директор Пиотровский Михаил Борисович 839 076 рублей в месяц.

5. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» Директор Попов Геннадий Викторович 451 543 рублей в месяц

6. Федеральное государственное унитарное предприятие «Киноконцерн «Мосфильм»
Генеральный директор Шахназаров Карен Георгиевич 355 803, рублей в месяц

7. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой» Ректор Цискаридзе Николай Максимович 592 863 рублей в месяц

8. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Школа-студия (институт) имени Вл.И.Немировича-Данченко при Московском Художественном академическом театре имени А.П.Чехова»
Ректор Золотовицкий Игорь Яковлевич 362 681 рублей в месяц

9. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия музыки имсени Гнесиных»
И.о. ректора Маяровская Галина Васильевна 553 083 рублей в месяц

10. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российская национальная библиотека»
Генеральный директор Лихоманов Антон Владимирович (по 19.01.2016) 1 220 171 рублей в месяц

11. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный академический Большой театр России»
Генеральный директор Урин Владимир Георгиевич 559 271 рублей в месяц

12. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный академический Мариинский театр»
Художественный руководитель - директор театра Гергиев Валерий Абисалович 12 857 163 рублей в месяц

13. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный академический Малый театр России»
Художественный руководитель Соломин Юрий Мефодьевич 746 698 рублей в месяц

14. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Московский Художественный академический театр имени А.П.Чехова» Художественный руководитель- директор театра Табаков Олег Павлович 935 994 рублей в месяц

15. Федеральное государственное унитарное предприятие «Большой Московский государственный цирк на проспетк Вернадского»
Директор Запашный Эдгард Вальтерович 499 717 рублей в месяц

Специально для РФ-СМИ С. Брэйнин

Из каких составляющих формируется система оплаты труда работников культуры. Руководители каких музеев считаются наиболее высокооплачиваемыми. Какое соотношение между зарплатами рядовых сотрудников и руководителей культурных учреждений. Ответы на эти вопросы в нашей статье

Информация о доходах работников культуры размещается на открытых интернет-источниках, поэтому зарплаты директоров музеев – давно не секрет для каждого любопытствующего.

Главное в статье:

Система оплаты труда в культуре

Система оплаты труда в культуре формируется из трех составляющих: фиксированного оклада, компенсационных и мотивирующих выплат.

Для определения итоговой заработной платы сотрудников рекомендуется применять положения документа, утвержденного по решению Российской трехсторонней комиссии от 22.12.2017 г. – «Единые рекомендации для систем оплаты труда на 2018 год».

Культурные учреждения Российской Федерации при определении системы оплаты труда руководствуются правилами, описанными в Положении Правительства №583 от 05.08.2008 г.

Зарплаты руководителей учреждений культуры

На сайте Минкультуры РФ недавно была опубликована информация о доходах руководящего состава подведомственных культурных учреждений за прошедший год. Кроме данных о заработной плате за год также была представлена информация об имуществе руководителей.

Валерий Гергиев, руководитель Мариинского театра, стал лидером по уровню заработной платы. Его ежемесячный доход составляет около 13 млн. рублей.

К списку наиболее оплачиваемых руководителей в сфере культуры относятся сотрудники «Эрмитажа». Генеральный директор музея Михаил Пиотровский получает зарплату в размере до 1 млн.рублей, а каждый из его 5 заместителей - в районе 500-700 тыс. рублей.

Сотрудники «Госконцерта» отметились наиболее скромными заработками: зарплата руководителя Сергея Бунина едва превышает 30 тыс. рублей, а его заместителя – 20 тыс.рублей.

Сколько зарабатывают директора музеев

Говоря о доходах директоров разных музейных учреждений, они более-менее сопоставимы между собой. Таких ярких контрастов, как в зарплатах театральных руководителей здесь не наблюдается.

Важно отметить, что декларируемые зарплаты руководителей учреждений культуры слегка превышают годовые доходы, или даже соответствуют им.

Среди коллег в музейной сфере выделяются лишь директора музея Кремля Елены Гагариной и директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, чьи доходы примерно составляют около 900 тыс.рублей.

В целом же оклады директоров музеев в пределах страны более скромные, и составляют от 100 до 500 тыс.рублей. Кстати, размер зарплаты руководителей не всегда прямо пропорционален известности, престижности или местоположению музеев.

Например, по данным за 2016 год Алексей Левыкин, директор Исторического музея, получал около полумиллиона рублей ежемесячно, а Зельфира Трегулова, директор Третьяковской галереи – 436 тыс.рублей. Зарплаты директоров Русского музея и музея-заповедника «КИЖИ» составляли порядка 300 тыс. рублей.

Несколько скромнее доход был у Марины Лошак, директора ГМИИ им. Пушкина. Ее зарплата не превышала 200 тыс.рублей.

Менеджеры известных музеев могут назначать себе зарплату

Важные изменения ожидаются в музейной отрасли в ближайшее время. Дело в том, что 10 мая этого года Дмитрий Медведев издал распоряжение, которое повлияет на формирование заработной платы сотрудников некоторых культурных учреждений.

В соответствии с этим документом, директора известных музеев в скором времени смогут сами определять размер заработной платы.

По информации от Федерального агентства новостей, изменилась заработная плата у сотрудников Русского музей, ГМИИ им.Пушкина, музея-заповедника Кижи и Третьяковской галереи и других культурных учреждениях.

По состоянию на сегодняшний день доходы руководителей и сотрудников определяются в соотношении 1:8. Однако после принятия вышеуказанного положения руководители музеев, вошедших в перечень, смогут увеличивать заработную плату на свое усмотрение.

Для примера рассмотрим соотношение зарплат руководителей известных музеев и их сотрудников:

  1. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова получает 436 тыс.рублей в месяц, остальные работники – до 58 тыс.рублей.
  2. Директор музея-заповедника Кижи Елена Богданова – 330 тыс.рублей, рядовой персонал – 43,5 тыс. рублей.
  3. Руководитель Русского музея Владимир Гусев имеет заработок 272 тыс.рублей, а его сотрудники – чуть более 40 тыс.рублей.
  4. Руководитель ГМИИ им.Пушкина Марина Лошак зарабатывает чуть менее 200 тыс.рублей, а другие работники музея – 55 тыс.рублей.

Изначально перечень музеев был утвержден в 2012 году. В него вошло шесть подведомственных учреждений Министерства культуры РФ.

Материал проверен экспертами Актион Культура

Пунктом 1 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (далее - Положение N 583), установлено, что оплата труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений включает в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, а также данным Положением. В этой статье подробно рассмотрим формирование заработной платы руководителю учреждения культуры.

В соответствии с п. 6 Положения N 583 заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до пяти размеров указанной средней заработной платы.

К сведению. Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 - 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

Итак, рассмотрим составные части заработной платы руководителя учреждения культуры, а именно должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты.

Должностной оклад

Как уже было сказано выше, должностной оклад руководителя устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до пяти размеров указанной средней заработной платы. Согласно п. 7 Положения N 583 к основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение.
Перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу по видам экономической деятельности, устанавливаются федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Минздравсоцразвития. В настоящее время Перечни должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утверждены Приказом Минкультуры России от 15.08.2008 N 41 (далее - Приказ N 41).
Что касается порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя учреждения, он устанавливается Минздравсоцразвития. На сегодняшний день такой Порядок утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 08.04.2008 N 167н (далее - Порядок N 167н).
Рассмотрим более подробно перечень должностей и порядок исчисления средней заработной платы.
Перечень должностей. Итак, согласно Приложению 1 к Приказу N 41 в Перечень должностей работников, относимых к основному персоналу учреждений культуры, вид экономической деятельности которых именуется:
- "Прочая деятельность в области культуры", включаются: ученый секретарь, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, главный хранитель фондов, главный библиограф, главный библиотекарь, главный дирижер, главный хормейстер, главный балетмейстер, библиограф, библиотекарь, режиссер, дирижер, хормейстер, балетмейстер, хранитель фондов, художник-реставратор, организатор экскурсий, методист, редактор;
- "Деятельность в области искусства", включаются: главный дирижер, главный хормейстер, главный балетмейстер, главный художник, режиссер-постановщик, балетмейстер-постановщик, художник-постановщик, режиссер, дирижер, хормейстер, балетмейстер, художники всех специальностей, репетитор по балету (вокалу), репетитор по технике речи, редактор, артист драмы, артист (кукловод) театра кукол, артист-вокалист (солист), артист цирка (всех жанров), артист балета, артист хора, артист оркестра, артист симфонического, камерного, эстрадно-симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов, артист оркестра ансамблей песни и танца, артист эстрадного оркестра (ансамбля), артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива, артист хора ансамбля песни и танца, хорового коллектива, артисты - концертные исполнители (всех жанров), лектор-искусствовед (музыковед), чтец - мастер художественного слова;
- "Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий", включаются: экономист, инженер, архитектор.
Кроме того, обращаем ваше внимание на Письмо Минкультуры России от 15.09.2008 N 04-64-1336, в котором отмечено, что для определения размеров должностных окладов руководителей федеральных бюджетных учреждений, - таких как:
- музеи, библиотеки и учреждения клубного типа, следует применять Приложение 1 к Приказу N 41, раздел "Прочая деятельность в области культуры";
- театры, учреждения исполнительных искусств, цирков - Приложение 1 к Приказу N 41, раздел "Деятельность в области искусства";
- агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры - Приложение 1 к Приказу N 41, раздел "Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий";
- учреждения науки - Приложение 2 к Приказу N 41, в котором к основному персоналу относятся: ученый секретарь, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, редактор;
- учреждения высшего и дополнительного профессионального образования и учреждения среднего специального образования - Приложение 3 к Приказу N 41, в котором к основному персоналу относятся: профессор, доцент, ученый секретарь, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, старший преподаватель, преподаватель.
Таким образом, согласно п. 6 Положения N 583 при формировании размера должностного оклада руководителей вышеуказанных учреждений берется средняя заработная плата этих категорий работников.
Порядок исчисления средней заработной платы основного персонала учреждения. Согласно п. 2 Порядка N 167н при расчете средней заработной платы учитываются оклады (должностные оклады), ставки заработной платы и выплаты стимулирующего характера работников основного персонала учреждения. При этом не имеет значения, за счет каких источников осуществляются стимулирующие выплаты (бюджетные средства или средства, полученные от приносящей доход деятельности).

Обратите внимание! При расчете средней заработной платы выплаты компенсационного характера основного персонала учреждения не учитываются (п. 2 Порядка N 167н).

В данном пункте также сказано, что расчет средней заработной платы работников основного персонала учреждения осуществляется за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителя учреждения.
Пунктом 3 Порядка N 167н установлено, что средняя заработная плата определяется путем деления суммы окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и выплат стимулирующего характера работников основного персонала учреждения за отработанное время в предшествующем календарном году на сумму среднемесячной численности таких работников за все месяцы календарного года, предшествующего году установления должностного оклада руководителя учреждения.
Согласно п. 4 Порядка N 167н при определении среднемесячной численности работников основного персонала учреждения должны учитываться сотрудники, которые:
- работают на условиях полного рабочего времени;
- работают на условиях неполного рабочего времени;
- являются внешними совместителями.
Отметим, что для каждой категории сотрудников применяется свой расчет среднемесячной численности. Рассмотрим более подробно расчет среднемесячной численности для каждой категории. Итак, для работников основного персонала учреждения:
1) работающих на условиях полного рабочего времени, среднемесячная численность исчисляется путем суммирования численности таких работников за каждый календарный день месяца, то есть с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля - по 28-е или 29-е число), включая выходные и нерабочие праздничные дни, и полученная сумма делится на число календарных дней месяца. При этом численность работников за выходной или нерабочий праздничный день принимается равной численности работников за рабочий день, им предшествующий. Отметим, что в расчете участвуют сотрудники, фактически работающие на основании табеля учета рабочего времени. Если работник занят в учреждении не на одной ставке (например, он оформлен как внутренний совместитель), он учитывается как один человек (п. 5 Порядка N 167н);
2) работающих на условиях неполного рабочего времени, среднемесячная численность таких работников определяется пропорционально отработанному времени (п. 6 Порядка N 167н). В этом же пункте сказано, что расчет средней численности этой категории работников производится в следующем порядке:
а) во-первых, исчисляется общее количество человеко-дней, отработанных этими работниками, путем деления общего числа отработанных человеко-часов в отчетном месяце на продолжительность рабочего дня исходя из продолжительности рабочей недели, а именно:
- 40 часов - на 8 часов (при пятидневной рабочей неделе) или на 6,67 часа (при шестидневной рабочей неделе);
- 39 часов - на 7,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 6,5 часа (при шестидневной рабочей неделе);
- 36 часов - на 7,2 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 6 часов (при шестидневной рабочей неделе);
- 33 часа - на 6,6 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 5,5 часа (при шестидневной рабочей неделе);
- 30 часов - на 6 часов (при пятидневной рабочей неделе) или на 5 часов (при шестидневной рабочей неделе);
- 24 часа - на 4,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 4 часа (при шестидневной рабочей неделе);
б) во-вторых, определяется средняя численность не полностью занятых работников за отчетный месяц в пересчете на полную занятость путем деления отработанных человеко-дней на число рабочих дней в месяце по календарю в отчетном месяце;
3) являющихся внешними совместителями, среднемесячная численность исчисляется аналогично порядку определения среднемесячной численности работников, работающих на условиях неполного рабочего времени (п. 7 Порядка N 167н).
Также обращаем ваше внимание на Приказ Минздравсоцразвития России от 02.04.2008 N 158н, которым утверждены Разъяснения по отдельным вопросам установления должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения. В этих разъяснениях сказано, что при создании новых федеральных бюджетных учреждений и в других случаях, когда невозможно произвести расчет средней заработной платы работников основного персонала федерального бюджетного учреждения для определения должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителя, размер должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, являющимся главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное бюджетное учреждение.

Стимулирующие выплаты руководителям

Согласно п. 9 Положения N 583 федеральные государственные органы - главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения, могут устанавливать руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера. В настоящее время порядок установления и осуществления выплат стимулирующего характера руководителям федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минкультуры, установлен Приказом Минкультуры России от 23.03.2009 N 130 "О стимулировании руководителей федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации" (далее - Положение N 130).
Отметим, что стимулирующие выплаты осуществляются за счет бюджетных ассигнований, централизуемых Минкультуры для этих целей в размере 5% от лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников соответствующих учреждений на текущий финансовый год (за исключением средств, выделяемых на выплату грантов) (п. 4 Положения N 130). В соответствии с п. 2 указанного Положения такие выплаты производятся на основании оценки деятельности учреждения за отчетный период в соответствии с установленными целевыми показателями результативности работы.
В настоящее время Перечень критериев оценки деятельности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Министерству культуры Российской Федерации, утвержден Приказом Минкультуры России от 27.11.2008 N 208. В этот Перечень включаются следующие критерии оценки:
- степень выполнения учреждением государственного задания;
- отсутствие замечаний Минкультуры по целевому и эффективному использованию бюджетных средств учреждения;
- отсутствие замечаний Минкультуры по использованию федерального имущества, находящегося в ведении учреждения;
- отсутствие в учреждении задержек по выплатам заработной платы;
- участие учреждения в реализации федеральных целевых и ведомственных программ;
- отсутствие замечаний проверяющих органов по результатам проверок деятельности учреждения.
Что касается целевых показателей результативности работы, то в настоящее время Приказом Минкультуры России от 27.12.2010 N 814 утверждены:
- Критерии и целевые показатели эффективности деятельности учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Минкультуры, и работы их руководителей на 2011 год (Приложение 1);
- Критерии и целевые показатели эффективности деятельности учреждений среднего профессионального образования, подведомственных Минкультуры, и работы их руководителей на 2011 год (Приложение 2);
- Критерии и целевые показатели эффективности деятельности учреждения дополнительного и послевузовского профессионального образования "Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма", подведомственного Минкультуры, и работы его руководителя на 2011 год (Приложение 3);
- Критерии и целевые показатели эффективности деятельности научно-исследовательских учреждений и учреждений науки, подведомственных Минкультуры, и их руководителей на 2011 год (Приложение 4).
Итак, согласно Приложению 1 к целевым показателям относятся:
- выполнение государственного задания на подготовку обучающихся (выполнение контрольных цифр приема по программам среднего, высшего и послевузовского профессионального образования);
- выполнение лицензионных требований;
- доля обучающихся в образовательном учреждении, прошедших промежуточную аттестацию (не менее 85%);
- доля обучающихся в образовательном учреждении, сдавших в период промежуточной аттестации экзамены и дифференцированные зачеты на "хорошо" и "отлично" (не менее 40%);
- соотношение лиц, отчисленных в отчетном году по неуважительным причинам, к общему контингенту обучающихся в учебном году (не более 10%);
- выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов;
- наличие учебно-методических комплексов по каждой кафедре или предметно-цикловой комиссии (не менее 70%);
- наличие нарушений законодательства РФ в области образования;
- предоставление докладов руководителей в установленный срок;
- соблюдение сроков и порядка представления бюджетных заявок в Минкультуры (в сроки и порядке, которые определены Минкультуры);
- отсутствие на конец года остатков бюджетных средств на лицевом счете учреждения (за исключением денежных средств от сдачи в аренду имущества);
- отсутствие просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;
- отсутствие задолженности по налогам и сборам;
- наличие фактов нецелевого использования средств федерального бюджета, отраженных в извещении Минфина;
- наличие оформленных в установленном порядке документов о регистрации имущественных и земельных участков учреждения;
- отсутствие замечаний в части предоставления достоверной информации по строго утвержденным формам с соблюдением сроков по запросам департаментов Минкультуры;
- равномерное освоение ассигнований федерального бюджета: I квартал - 18%, II квартал - 40%, III квартал - 70%, IV квартал - 95%.
Аналогичные целевые показатели установлены в Приложениях 2, 3 и 4.
Стимулирующие выплаты руководителям учреждений производятся ежеквартально в виде премий в пределах годового объема централизованных бюджетных ассигнований (п. 6 Положения N 130).
Для того чтобы выплаты стимулирующего характера были осуществлены, необходимо выполнить следующее:
1) руководитель учреждения до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, должен представить отчет о выполнении установленных целевых показателей в курирующие департаменты (п. 7 Положения N 130);
2) курирующие департаменты направляют до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представленную информацию о выполнении (невыполнении) показателей, а также предложения о размере премирования каждого руководителя в комиссию по стимулированию руководителей (п. 8 Положения N 130);
3) комиссия по стимулированию руководителей принимает решение о размере соответствующих выплат, которое оформляется протоколом и утверждается приказом министра (п. 9 Положения N 130). Данная комиссия осуществляет следующие функции:
- рассматривает представленные департаментами материалы, характеризующие результативность деятельности учреждения, а именно анализ выполнения учреждениями целевых показателей и конкретные предложения по стимулированию руководителей;
- заслушивает доклады директоров департаментов Минкультуры, курирующих деятельность учреждений, о выполнении или невыполнении их руководителями целевых показателей;
- может привлекать к участию в заседаниях комиссии руководителей учреждений, руководителей их структурных подразделений, других ответственных работников учреждений, представителей соответствующих профсоюзов или иных выборных органов, а также независимых экспертов, участие которых необходимо для проведения экспертизы эффективности деятельности учреждений;
- принимает решение о размере премии в отношении каждого руководителя учреждения.
Отметим, что комиссия состоит из председателя, его заместителя, секретарей и членов комиссии. Все ее решения принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании;
4) на основании приказа о премировании соответствующие департаменты в установленном порядке расходным расписанием направляют в учреждения культуры ассигнования (п. 11 Положения N 130).

Обратите внимание! Нераспределенный остаток таких ассигнований может использоваться также на стимулирование работников данного учреждения или на стимулирующие выплаты работникам других учреждений (п. 12 Положения N 130).

Компенсационные выплаты руководителям

В п. 8 Положения N 583 сказано, что выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ. В настоящее время Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и Разъяснение о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822 (далее - Приказ N 822, Разъяснение).
В соответствии с Приложением N 1 к Приказу N 822 к компенсационным выплатам относятся:
- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Указанные выплаты устанавливаются в соответствии со ст. 147 ТК РФ;
- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ).
- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149 ТК РФ) (при выполнении работ различной квалификации (ст. 150 ТК РФ), совмещении профессий (должностей) (ст. 151 ТК РФ), сверхурочной работе (ст. 152 ТК РФ), работе в выходные и праздничные дни (ст. 153 ТК РФ), работе в ночное время (ст. 154 ТК РФ));
- надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Согласно п. 1 Разъяснений выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента РФ. При этом работодатели принимают меры по проведению аттестации рабочих мест с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников (п. 7 Разъяснений).