Словакия бывшая чехословакия. «Бархатная революция» и распад Чехословакии



План:

    Введение
  • 1 История
    • 1.1 Первая республика
    • 1.2 Немецкая оккупация
    • 1.3 Чехословацкая республика после войны (1945-1948)
      • 1.3.1 Восстановление экономики Чехословакии
    • 1.4 Социалистический период (25.2.1948 - 31.12. 1989)
    • 1.5 Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР) (1960-1990)
    • 1.6 Распад Чехословакии (1993)
  • 2 Административное устройство
  • 3 Политические партии
    • 3.1 1918-1939, 1945-1948
    • 3.2 1948-1989
  • 4 Демография
  • 5 Религия
  • 6 Транспорт
    • 6.1 Грузовые перевозки
    • 6.2 Порты
    • 6.3 Телекоммуникации
  • Примечания

Введение

Координаты: 50°05′00″ с. ш. 14°26′00″ в. д.  /  50.083333° с. ш. 14.433333° в. д. (G) (O) 50.083333 , 14.433333

Национальности в ЧСР (1930 г.)

Чехослова́кия (чеш. Československo , словацк. Česko-Slovensko (до 1990 г. - Československo )) - государство в Центральной Европе, существовавшее в период с 1918 по 1993 г. (за исключением периода оккупации накануне и во время Второй мировой войны). После Второй мировой войны граничила с ГДР, ФРГ, Польской Народной Республикой, Австрией, Венгерской Народной Республикой и СССР.


1. История

и История Словакии.

1.1. Первая республика

Создана в ноябре 1918 в ходе распада Австро-Венгрии при активной поддержке держав Антанты. Движение за признание «чехословаков» отдельной нацией и выделения чешских земель и Словакии из состава Австро-Венгрии возглавил находившийся во время войны в эмиграции Томаш Гарриг Масарик, избранный президентом Первой Чехословацкой республики. В 1935 году Масарика сменил многолетний министр иностранных дел Эдвард Бенеш. Сохранив многопартийный либерально-демократический строй и не скатившись, в отличие от многих государств Европы, в 1930-е годы к диктатуре, Чехословакия, однако, не смогла справиться с внутренними противоречиями, прежде всего национальными (вопрос судетских немцев и венгров Словакии), а также агрессией германского нацизма, во многом подпитывавшего эти противоречия.

Осенью 1938 года после Мюнхенских соглашений Чехословакия лишилась Судетской области, отошедшей к гитлеровскому Рейху. На смену Первой республике пришла недолговечная и подконтрольная нацистам Вторая республика во главе с Эмилом Гахой, в её составе Словакия получила широкую автономию (при этом 2 ноября 1938 года по первому Венскому арбитражу южные районы Словакии с городом Кошице и часть Подкарпатской Руси были переданы Венгрии). Чешская часть Тешинской Силезии до сентября 1939 г. была аннексирована Польшей, которая вскоре сама стала жертвой гитлеровской агрессии.


1.2. Немецкая оккупация

14 марта 1939 г. Гитлер вызвал чехословацкого президента Эмиля Гаху в Берлин и предложил ему принять немецкую оккупацию Чехии. Гаха согласился на это и германская армия вторглась на чешскую территорию практически без какого-либо сопротивления (единственную организованную попытку сопротивления в городе Мистек (ныне Фридек-Мистек) предприняла рота капитана Карела Павлика).

Колонна германских военных в Чехословакии

15 марта 1939 года личным указом Гитлера Богемия и Моравия были объявлены протекторатом Германии. Главой исполнительной власти протектората был назначаемый фюрером рейхспротектор (нем. Reichsprotektor ). Первым рейхпротектором 21 марта 1939 года был назначен Константин фон Нейрат. Существовал также формальный пост президента протектората, который всё его существование занимал Эмиль Гаха. Личный состав отделов, аналогичных министерствам, был укомплектован должностными лицами из Германии. Евреи были изгнаны с государственной службы. Политические партии были запрещены, многие лидеры Коммунистической партии Чехословакии перебрались в Советский Союз.

В эмиграции (Лондон) с началом Второй мировой войны Бенеш создал Правительство Чехословакии в изгнании, которое пользовалось поддержкой антигитлеровской коалиции (с 1941 г. к ней присоединились США и СССР). Существует теория продолжения существования чехословацкого государства, согласно которой все решения, принятые на территории страны после Мюнхена до 1945 г., были недействительными, а Бенеш, подавший вынужденно в отставку, всё это время сохранял президентские полномочия.

Население Чехии было мобилизовано в качестве рабочей силы, которая должна была работать на победу Германии. Для управления промышленностью были организованы специальные управления. Чехи были обязаны работать на угольных шахтах, в металлургии и на производстве вооружений; часть молодёжи была отправлена в Германию. Производство товаров народного потребления было уменьшено и в значительной мере направлено на снабжение немецких вооружённых сил. Население протектората было подвергнуто строгому нормированию.

Министр юстиции протектората Богемии и Моравии Ярослав Крейчий произносит речь в Таборе, 1942 год

В первые месяцы оккупации немецкое правление было умеренным. Действия гестапо были направлены преимущественно против чешских политиков и интеллигенции. Однако 28 октября 1939 года на годовщину провозглашения независимости Чехословакии чехи выступили против оккупации. Смерть 15 ноября 1939 года студента-медика Яна Оплетала, раненого в октябре, вызвала студенческие демонстрации, за которыми последовала реакция Рейха. Начались массовые аресты политиков, также были арестованы 1800 студентов и преподавателей. 17 ноября все университеты и колледжи в протекторате были закрыты, девять студенческих лидеров казнены, сотни людей были отправлены в концлагеря.

Осенью 1941 года Рейх предпринял ряд радикальных шагов в протекторате. Заместителем рейхпротектора Богемии и Моравии был назначен начальник Главного управления имперской безопасности Рейнхард Гейдрих. Премьер-министр Алоис Элиаш был арестован, а затем расстрелян, чешское правительство реорганизовано, все чешские культурные учреждения были закрыты. Гестапо начало аресты и смертные казни. Была организована высылка евреев в концлагеря, в городке Терезин было организовано гетто. 4 июня 1942 года Гейдрих умер, будучи раненым во время операции «Антропоид». Его преемник, генерал-полковник Курт Далюге, начал массовые аресты и смертные казни. Были разрушены посёлки Лидице и Лежаки. В 1943 году около 350000 чешских рабочих были депортированы в Германию. В пределах протектората вся невоенная промышленность была запрещена. Большинство чехов подчинились и лишь в последние месяцы войны вступили в движение сопротивления.


1.3. Чехословацкая республика после войны (1945-1948)

1.3.1. Восстановление экономики Чехословакии

Кошицкая правительственная программа от 5 апреля 1945 в городе Кошице [уточнить ] . В экономической части программы правительство Чехословакии выделило несколько ключевых проблем - быстро восстановить народное хозяйство опустошенное во время войны, заложить основы новой социальной политики "в интересах всех слоев трудового народа ", и оперативно обеспечить передачу имущества предателей под руководство национальных активов (документ говорит " имущество немцев, венгров, предателей и изменников родины ", с исключением немецких и венгерских антифашистов), на утерянной земле осуществить земельную реформу. Требование национализации народного хозяйства правительством в программе конкретно не упоминается, но в целом считалось с ним. Ее объем должен был быть решен только после освобождения всей страны. Это требование было настолько популярно среди населения, что против него никто не вышел открыто. Оговорки несоциалистических партий являлись в обсуждении национализации указов, касающихся в основном диапазоне национализации, о скорости, о роли кооперативов, а также некоторых организационных и процедурных вопросов.


1.4. Социалистический период (25.2.1948 - 31.12. 1989)

Поражение нацизма в 1945 г. привело к восстановлению чехословацкой государственности на прежней территории (за исключением Подкарпатской Руси, в этом же году переданной вместе с частью словацкого Кралёвохлмецкого района (Чоп и окрестности) УССР). Президентом вновь стал Бенеш. 4 июля 1947 г. кабинет министров Чехословакии проголосовал за план Маршалла и за участие в Парижском саммите. Но уже 7 июля премьер-министр Готвальд был вызван для объяснений в Москву. Сразу вслед за этим, кабинет министров принял решение не ехать в Париж. В это-же время проводилась политика депортаций - немцы и венгры были депортированы из страны (см. Декреты Бенеша). Экономическое положение страны ухудшалось, и большинство населения напрямую связывало это с отказом от плана Маршалла. При поддержке СССР силу набрала Коммунистическая партия Чехословакии, пришедшая к власти в феврале 1948 г. Летом того же года ушедшего в отставку Бенеша (вскоре он умер) сменил коммунист Клемент Готвальд. В стране установился обычный восточноевропейский коммунистический режим, первые пять лет сопровождавшийся репрессиями по образцу сталинских. Некоторая либерализация была связана с почти одновременной кончиной Сталина и Готвальда в марте 1953 и затем - хрущёвскими реформами в СССР. Иногда дело доходило до беспорядков, так 1 июня 1953 г. в чешском городе Пльзень рабочие заводов «Шкода» недовольные денежной реформой - отказались выйти на работу, и вместо этого - вышли на улицы. Демонстранты захватили ратушу, сожгли городской архив. После мелких столкновений с полицией в город были введены танки, и демонстранты были вынуждены разойтись.


1.5. Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР) (1960-1990)

С 1960 Чехословацкая республика стала называться Чехословацкой социалистической республикой (ЧССР). В этой аббревиатуре одному слову «Чехословацкая» соответствует две буквы - «ЧС ».

С 1962 г. экономика страны находилась в перманентном кризисе - пятилетний план 1961-1965 гг. был провален по всем показателям. Осенью 1967 г. в Праге прошли демонстрации протеста против курса правительства. В 1968 году попытка реформирования политической системы (Пражская весна) была подавлена войсками Варшавского договора (операция "Дунай"). С 1 января 1969 года в ЧССР было введено федеративное деление страны на Чешскую и Словацкую социалистические республики, (Чешская социалистическая республика) и (Словацкая социалистическая республика), по аналогии с республиками СССР и СФРЮ. Последующие двадцать лет, когда страной руководил Густав Гусак, были ознаменованы политикой «нормализации» (политического застоя при экономическом стимулировании). В 1989 коммунисты лишились власти в результате бархатной революции, а страну возглавил писатель-диссидент Вацлав Гавел c 31.12.1989 - последний президент Чехословакии и первый президент Чехии.

Чехословацкая социалистическая республика 1969-1989


1.6. Распад Чехословакии (1993)

Падение коммунистического режима в 1989 году привело к усилению тенденций политического размежевания Чехии и Словакии. Посткоммунистические элиты обеих частей государства взяли курс на независимость.

В 1990 году разгорелась так называемая «дефисная война». Чешские политики настаивали на сохранении прежнего написания «Чехословакия» в одно слово, словаки требовали дефисного написания: «Чехо-Словакия». В результате компромисса с 29 марта 1990 года страна стала официально именоваться «Чешская и Словацкая Федеративная Республика» (ЧСФР), сокращенное название «Чехословакия» по-словацки могло писаться с дефисом, по-чешски - без дефиса . В русском языке был принят вариант с дефисом.

1 января 1993 страна мирным путём распалась на Чехию и Словакию, произошёл так называемый бархатный развод (по аналогии с бархатной революцией).


2. Административное устройство

карта Чехословацкой Социалистической Республики 1969-1989

Столица - город Прага.

До 1945 года в состав Чехословакии входила территория Закарпатской области современной Украины. Первая Чехословацкая республика с 1928 делилась на четыре земли: Чехия, Моравия, Словакия и Подкарпатская Русь (с 1938 года именовалась Карпатской Украиной). Во Второй республике в 1938-1939 г. Словакия и Карпатская Украина получили статус «автономных земель». В 1949 году была проведена реформа и создано 19 краёв (14 в Чехии и 5 в Словакии)

С 1960 года страна состояла из Центральной, Западной, Северной, Южной, Восточной Чехии, Северной и Южной Моравии, Западной, Восточной, Центральной Словакии. Равноценный статус с краями имели также Прага и Братислава, а в 1968-1971 Брно, Острава и Пльзень. С января 1969 Чехословакия стала федеративным государством из двух социалистических республик - Чешской и Словацкой, каждая из которых в свою очередь делилась на области. В 1990 году слово «социалистическая» было убрано из названий обеих республик.


3. Политические партии

3.1. 1918-1939, 1945-1948

  • Коммунистическая партия Чехословакии
  • Немецкая социал-демократическая рабочая партия в Чехословакии
  • Национал-социалистическая партия судетских немцев
  • Национал-демократическая партия Чехословакии
  • Национал-социалистическая партия Чехословакии
  • Социал-демократическая партия Чехословакии
  • Чехословацкая народная партия
  • Республиканская партия крестьян

3.2. 1948-1989

  • Национальный фронт
    • Коммунистическая партия Чехословакии
      • Компартия Словакии
    • Чехословацкая народная партия
    • Чехословацкая социалистическая партия
    • Партия словацкого возрождения
    • Партия свободы

4. Демография

Население (1991): 15.6 миллионов, национальный состав: чехи - 62,8 %, словаки - 31 %, венгры - 3,8 %, цыгане - 0,7 %, силезцы - 0,3 %. Также в состав входили люди других национальностей - русины, украинцы, немцы, поляки и евреи.

Естественный прирост - 2,7 % в 1985 году, 1,7 % в 1990 году. В 1989 году продолжительность жизни составляла 67,7 лет для мужчин и 75,3 лет для женщин. 23,1 % населения было моложе 15 лет, а 19 % были в возрасте старше 60 лет.

Плотность населения в 1986 году составляла примерно 121 человек на квадратный километр. Наиболее населённый географический регион - Моравия, 154 человека на квадратный километр. Средний показатель для Чехии был около 120 человек, а для Словакии - около 106 человек. Крупнейшие города по состоянию на январь 1986 года были следующие:

  • Прага (Чехия) - 1,2 млн человек
  • Братислава (Словакия) - 417103 человек
  • Брно (Чехия) - 385684 человек
  • Острава (Чехия) - 327791 человек
  • Кошице (Словакия) - 222175 человек
  • Пльзень (Чехия) - 175244 человек.

5. Религия

По переписи 1991 года: католики - 46,4 %, евангелисты (лютеране) - 5,3 %, православные - 0,34 % (около 53 тыс. человек), мусульмане, буддисты, атеисты 29,5 %/16.7 % (имеются большие различия между республиками (см. Чехия и Словакия)).


6. Транспорт

Чехословакия была транзитной страной.

  • Железные дороги - 13141 километров.
  • Автомобильные дороги
    • всего - 74064 километров
    • с твёрдым покрытием - 60765 км
    • без твёрдого покрытия - 13299 километров.
  • Водные пути - около 475 километров.
  • Трубопроводы
    • 1448 километров - на сырую нефть.
    • 1500 километров - нефтепродукты
    • 8000 км - на природный газ.

6.1. Грузовые перевозки

В 1985 году около 81 % дальних перевозок осуществлялось по железной дороге. Автомобильные перевозки составляли 13 %, внутренние водные пути - 5 %, гражданская авиация - менее 1 % от общих грузовых перевозок.

6.2. Порты

Морские порты отсутствуют, торговля по морю осуществлялась в соседних странах, например - Гдыня, Гданьск и Щецин в Польше; Риека и Копер в Югославии; Гамбург в Федеративной Республике Германия, в Росток в Германской Демократической Республике. Основные речные порты - Прага, Братислава, Дечин и Комарно.


6.3. Телекоммуникации

Телекоммуникация в Чехословакии была современная, автоматическая система с прямым набором подключений. В январе 1987 года были - 54 AM и 14 FM радиостанций, сорок пять телевизионных станций.

«Свою независимость, провозглашенную 1 января 1993 года, Чешская республика и Словакия отметили не шампанским, а кровью и слезами. Ход военного конфликта, известного как чешско-словацкая война, хорошо известен…» Так начинается вышедшая совсем недавно – к 20-й годовщине распада Чехословацкой федерации – книга журналиста Алеша Палана «Записки о чешско-словацкой войне».

Книга построена весьма оригинально: в ней сочетаются реальные и фиктивные воспоминания, сообщения информационных агентств (тоже настоящие и фальшивые) и другие материалы, посвященные событиям 1992–93 годов, когда прекратило существование то, что иногда в шутку называли dvojdomek, то есть «дом на двоих». Чехословакия – одно из трех многонациональных государств Восточной Европы, распавшихся в начале 90-х. Двумя другими были Советский Союз и федеративная Югославия. Чехословацкое расставание оказалось наиболее мирным из трех – настолько мирным, что его даже назвали «бархатным разводом», по аналогии с «бархатной революцией» 1989 года. Но был ли такой исход предопределен? Или возможны были и другие, менее приятные варианты – вроде антиутопии, созданной Алешем Паланом? А может быть, у Чехословакии были шансы сохраниться? Как чувствуют себя и относятся друг к другу жители Чехии и Словакии сейчас, через 20 лет после обретения обеими республиками независимости? Попробуем ответить на все эти вопросы.

СПРАВКА. Днем создания так называемой первой Чехословацкой Республики считается 28 октября 1918 года (в Чехии этот день до сих пор государственный праздник). Тогда в Праге произошли массовые выступления против австро-венгерского монархического режима. Вечером того же дня созданный местными политиками Национальный совет издал декларацию о провозглашении независимого чехословацкого государства. 14 ноября в Праге на заседании только что созванного Национального собрания была утверждена временная конституция, а президентом Чехословакии избран профессор Томаш Гарриг Масарик. Он возглавлял действовавший в эмиграции Чехословацкий национальный комитет, который в годы Первой мировой выступал за независимость чешских и словацких земель. Созданное в 1918 году государство просуществовало 20 лет, причем президент Масарик возглавлял его до 1935 года, когда ушел в отставку по состоянию здоровья. Его преемником был избран его ближайший соратник Эдвард Бенеш.

Межвоенная Чехословакия осталась к середине 30-х годов единственным демократическим государством в Центральной и Восточной Европе. Властям, однако, не удалось решить национальную проблему: немецкое и венгерское меньшинства проявляли нелояльность республике и заявляли об ущемлении своих национальных прав. Заметные трения возникли у Праги и с усилившимся словацким национальным движением. Осенью 1938 года в результате международного кризиса, завершившегося Мюнхенским соглашением четырех великих держав, от Чехословакии были отторгнуты приграничные районы, отошедшие к Германии, Венгрии и Польше. Несколько месяцев спустя, в марте 1939 года, нацистская Германия спровоцировала новый кризис, в результате которого оставшаяся территория Чехословакии была расчленена на «протекторат Богемия и Моравия», оказавшийся под немецкой оккупацией, и Словацкое государство, формально суверенное, но фактически попавшее в полную зависимость от Третьего рейха. Чехословацкая государственность была восстановлена в 1945 году после победы антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.

Та, «изначальная» Чехословакия была многонациональным государством, но задумывалась при этом как государство национальное, государство единого «чехословацкого народа». Немцы, которых в республике было свыше трех миллионов, и венгры, которых насчитывалось более 700 тысяч, фактически исключались из этого государствообразующего народа, хотя каждый из них в индивидуальном порядке обладал в Чехословакии всеми гражданскими правами. Проблема, однако, была еще и в том, что «чехословацкий народ» тоже, как выяснилось, существовал только в воображении основателей республики. В действительности были два народа – чешский и словацкий, и отношения между ними не всегда складывались идиллически, несмотря на официальную концепцию «чехословакизма». О том, почему так получилось, я побеседовал с моим коллегой, автором книги «Проект Чехословакия» Александром Бобраковым-Тимошкиным.

– Откуда взялась концепция «чехословакизма» и на чем она была основана?

– В данном случае можно говорить о смеси чистой идеологии и неких рациональных элементов. К моменту создания Чехословацкой республики чешская нация как политический субъект, как общность, осознающая себя этой самой нацией, уже была сформирована. В Словакии ситуация была другой, говорить о том, что к 1918 году словаки подошли как единая сформированная нация, нельзя. Словацкое национальное сознание было присуще довольно узкой прослойке этнических словаков, так что процесс формирования словацкой нации проходил как бы в ускоренном порядке, в то время когда Чехословакия уже существовала. Тем не менее рациональное зерно у этого чехословацкого проекта, как мне кажется, было. Это были идеи основателей государства, прежде всего, президента Масарика – и хотя еще в 1913 году вопрос о создании именно чехословацкого государства не ставился, уже в 1918-м большинство чехов смотрело именно на такое государство как на то, что необходимо создать.

– То есть можно сказать, что процесс формирования словацкой нации вышел из-под контроля тех, кто создавал Чехословакию – и в какой-то мере, хоть и не настолько, как конфликт между чехами и судетскими немцами, стал причиной краха межвоенной Чехословакии?

– Да, я согласен с этим. Неожиданными оказались те политические результаты, к которым этот процесс привел к середине 30-х годов. Тогда уже и на парламентских выборах в словацкой части республики большинство голосов на выборах стали получать националисты, причем весьма правоконсервативного толка. Очевидно, изначально предполагалось, что словаки будут плестись в хвосте, каким-то образом участвуя в политической жизни, в основном сосредоточенной в Праге… А получилось, что словацкое большинство, в том числе и многие интеллектуалы, этого не захотели.

– Немного переместимся вперед во времени. Во время Второй мировой был шестилетний эпизод формальной независимости Словакии (де-факто она была сателлитом нацистской Германии). Как вы считаете, оставил ли этот эпизод некий след в национально-исторической памяти, прежде всего словацкой, и можно ли говорить о том, что, при всех негативных оценках режима Йозефа Тисо , этот период повлиял на дальнейшие отношения двух народов и на судьбу восстановленной после войны Чехословакии? Ведь при коммунистах она наконец стала федерацией, пусть и в какой-то мере формально…

– Во всяком случае можно говорить о том, что после войны, за исключением краткой всеобщей эйфории сразу после освобождения, уже никто не говорил о «едином чехословацком народе». То есть идея чехословакизма в том виде, в каком она существовала в Первой республике, тихо умерла, о ней уже не вспоминали. К федерализму Чехословакия должна была прийти, и как только в послесталинский период политический климат стал мягче, эта идея вышла на передний план. В массовом сознании два народа рассматривались уже отдельно, поэтому федерализация была лишь делом времени.

– Чехословацкий проект как таковой был утопией? Или же все-таки существовал исторический шанс сохранить это специфическое государство в центре Европы?

– Мне кажется, что сам по себе этот проект не был обречен. Просто слишком много событий произошло в ХХ веке, на которые ни чехи, ни словаки не могли повлиять. Скажем, карту словацкого автономизма и национализма изначально стали разыгрывать внешние силы, а потом, уже после 1989 года, ситуация была такой, что государство оказалось невозможно сохранить. Если теоретически представить себе, что Первая республика продолжала бы существовать, то там, может быть, какой-то шанс и существовал. Ведь в середине 30-х годов предпринимались какие-то шаги в сторону от жесткого централизма, к пониманию того, что те же словаки, видимо, являются народом сами по себе, а не частью единого чехословацкого народа… Но последующие события создали такую ситуацию, в которой всерьез говорить о подобных шансах нельзя.

На первый взгляд, равноправие двух народов в социалистической Чехословакии было полным, и официальная федерализация в 1969 году лишь закрепила его. Радио и телевидение вещало на двух языках, в обеих частях республики можно было купить книги как на чешском, так и на словацком, причем в Словакии по ряду обстоятельств цензурный режим был одно время более либеральным, в связи с чем чехи охотно покупали те (прежде всего переводные) словацкие издания, которых не было на их родном языке. Спортивные трансляции тоже были двуязычными, и когда чехословацкая футбольная сборная победила в финале европейского первенства 1976 года, торжествующий возглас «Мы – чемпионы Европы!» прозвучал на словацком языке: тот матч комментировал словацкий журналист. С середины 50-х годов, когда началась «оттепель», в судах заметно реже стали предъявляться обвинения в «словацком буржуазном национализме», весьма распространенные в эпоху Клемента Готвальда – чехословацкого «маленького Сталина». Пражский аппаратчик Антонин Новотны, занимавший пост лидера компартии и президента страны в 60-е годы, правда, по каким-то своим причинам недолюбливал словаков, но когда на волне реформ «пражской весны» в 1968 году Новотного вынудили уйти в отставку, на смену ему в качестве партийного вождя пришел словак Александр Дубчек. А после разгрома реформ Дубчека сменил во главе КПЧ другой представитель Словакии – Густав Гусак.

Тем не менее подспудно напряжение накапливалось. Чехия и Словакия не равны ни по населению (чехов примерно в два раза больше), ни по экономическому потенциалу – чешские земли всегда были более промышленно развиты. «Подкармливание» восточных регионов страны из федерального бюджета вызывало глухое раздражение у части чешской партийной и государственной элиты. В свою очередь, Братислава упрекала федеральные органы власти в чрезмерном централизме и подчинении экономического и социального развития Словакии представлениям Праги. Если в эпоху «нормализации», как называли в Чехословакии поздний социализм эпохи Гусака, эти конфликты протекали в основном на закрытых партийных совещаниях, то после «бархатной революции» 1989 года все противоречия выплеснулись наружу и стали предметом оживленных дискуссий – от обывательских кухонь до нового, уже демократического парламента.

Символом испортившихся чешско-словацких отношений стала комичная «дефисная война» – конфликт вокруг названия государства. После того, как из официального названия Чехословацкой республики в начале 1990 года было исключено слово «социалистическая», словацкие представители потребовали изменить и написание слова «Чехословацкая» – так, чтобы оно в большей степени отражало равноправное положение обоих народов. После нескольких месяцев препирательств государство получило довольно корявое название – «Чешская и Словацкая федеративная республика». ЧСФР, впрочем, просуществовала совсем недолго. На выборах 1992 года в обеих частях страны победили разнонаправленные политические силы: в Чехии – правые либералы во главе с Вацлавом Клаусом, в Словакии – национал-популисты Владимира Мечьяра. После этого стало ясно, что удержать единство федерации будет невозможно. Предотвратить распад ЧСФР не смогла даже демонстративная отставка ее последнего президента Вацлава Гавела летом 1992 года. Вскоре с подачи правительств обеих республик парламент одобрил закон о разделении федеративного государства, согласно которому Чехо-Словакия прекращала свое существование с 1 января 1993 года.

Об особенностях «бархатного развода», опыте самостоятельного развития обеих стран и нынешних отношениях между ними я поговорил с чешским дипломатом и историком Петром Вагнером (далее – П.В.) и словацким политологом, сотрудником братиславского Института политических наук Юраем Марушаком (далее – Ю.М.).

– Многие расценивают распад Чехословакии как явление «верхушечное»: референдум по этому вопросу, как известно, не проводился, все решалось на переговорах чешского и словацкого правительств. По вашему мнению, почему так произошло и была ли в этом ошибка?

П.В.: Думаю, что если решается вопрос о разделении страны, гораздо лучше провести по этому вопросу референдум. Но с другой стороны (тут я, правда, говорю, уже зная, как все закончилось – а закончилось хорошо), можно сказать, что, если бы тогда проводился референдум, сам процесс разделения очень затянулся бы и могли бы возникнуть некоторые неожиданные ситуации. Мне кажется, что весь секрет этого успешного, мирного разделения заключался именно в скорости.

Ю.М.: Можно напомнить, что референдум не проводился и при распаде Советского Союза. При геополитических потрясениях такого рода – вспомним конец Первой мировой войны, когда распалась австро-венгерская монархия, – население обычно пугается радикальных перемен. Могу предположить, что результатом референдума по Чехословакии было бы ее сохранение. Но при этом референдум не дал бы ответа на вопрос о том, каким должно быть это государство. А ведь в течение двух лет после «бархатной революции» вопрос стоял именно так: как мы, чехи и словаки, будем строить общее государство? Что это будет – федерация, конфедерация? В Словакии среди политической элиты пользовалась поддержкой идея конфедерации как союза двух государств – субъектов международного права, а это фактически тоже означало бы распад Чехословакии. В то же время чешские политики предпочитали более тесную федерацию. Для словацкой стороны такое решение было недопустимо.

– Позицию Вацлава Гавела, последнего президента Чехословакии, который выступал против разделения страны, можно понять эмоционально, но была ли она политически правильной?

П.В.: Нет, почему же, Гавел по-своему был прав: если мы хотим разделиться, то пусть народ скажет свое слово. Но есть, как я уже сказал, и другая сторона вопроса: при таком развитии событий дело могло бы, скажем, дойти до каких-то столкновений…

– Кто, по-вашему, больше выиграл от «бархатного развода» – Чехия или Словакия?

П.В.: Это очень сложный вопрос. Ясно, что политическая элита Словакии была больше заинтересована в том, чтобы получить максимальную самостоятельность. Но хотели ли они полностью независимого государства? Это вопрос. Дискуссии о взаимоотношениях Чешской и Словацкой республик были в начале 90-х очень долгими, и в рамках этих дискуссий словацкие представители поначалу практически не выдвигали вариант независимого государства в качестве цели этого процесса.

Ю.М.: Тогдашнее руководство Чешской республики с самого начала ожидало, что распад Чехословакии пойдет на пользу чешскому государству. После Первой мировой войны чехословацкое государство было создано для защиты обеих наций, с одной стороны, от немецкого империализма, с другой – от возможной экспансии со стороны Венгрии. Но после Второй мировой войны Германия перестала быть угрозой для народов Центральной и Восточной Европы. Но словацко-венгерские отношения оставались напряженными, и это проявилось и в период после «бархатной революции». Другой проблемой было то, что Словакия находится в бассейне Дуная, рядом, с одной стороны, с Украиной, с другой – с Балканским регионом, очень нестабильным в начале 90-х годов. Поэтому чешская элита ожидала, что распад федерации принесет Чехии международную стабильность, откроет путь к ускоренному вступлению в Евросоюз и НАТО и окончательно отделит Чешскую республику от постсоветского пространства и от Балкан. Ну и, наконец, проблема Владимира Мечьяра, тогдашнего словацкого премьера, авторитарного и конфронтационного политика, который пользовался очень негативной репутацией на Западе. Чешские политики хотели избавиться от этой проблематичной фигуры.

С экономической точки зрения для Словакии после распада федерации возникли проблемы. Тем не менее оказалось, что финансовые трансферы из федерального бюджета для республики не настолько жизненно важны. Словакия сумела относительно быстро переориентировать свой рынок на страны Евросоюза и ограничить экономическую зависимость от Чехии. Надо также заметить, что в Словакии демократические силы, сторонники либеральной демократии западного типа, победили только в 1998 году – за счет мобилизации словацкого гражданского общества. Поэтому для Словакии независимость стала и очень серьезным опытом модернизации. Словакия стала стандартной страной Центральной Европы.

– Сейчас, когда обе страны находятся в составе Евросоюза, их отношения в отличном состоянии. Во всяком случае, об этом заявил президент Словакии Иван Гашпарович в ходе недавнего визита в Прагу. Вы с этим согласны?

П.В.: Естественно, мы можем спорить о том, как нужно было делиться, стоило ли проводить референдум или нет, но важен результат. Если посмотреть на данные опросов общественного мнения, которые проводились сейчас, перед годовщиной, то мы увидим, что если непосредственно перед распадом около 60% словаков опасались его последствий, то сегодня с точностью до наоборот: почти те же 60% словаков уверены, что случившееся было правильно. Что касается чешско-словацких отношений, то если перед разделением были определенные не слишком приятные явления, разного рода перепалки, то сейчас отношения очень хорошие, и президент Гашпарович совершенно прав.

Ю.М.: Можно сказать, что и на политическом, и на гражданском уровне чешско-словацкие отношения – очень хорошие и динамичные. Но процесс обособления двух государств и народов идет непрерывно. Надо учитывать тот факт, что молодое поколение чехов уже с большими затруднениями читает тексты на словацком языке. Обратной проблемы нет: в Словакии примерно половина книг в книжных магазинах – на чешском. Но в целом чешско-словацкие отношения – одни из лучших в Европе.

Вторая республика и Вторая мировая война: 1938–1945.

Преданный своими союзниками, президент Бенеш, не желая вступать в конфронтацию с Германией, 15 октября 1938 ушел в отставку и эмигрировал в Великобританию. Правительство Чехословакии под руководством нового президента Эмиля Гахи вынуждено было проводить коллаборационистскую политику. Новая конституция, принятая под давлением Германии, предоставила широкую автономию Словакии и Закарпатской Украине, а Партия национального единства, в состав которой вошли аграрии, национальные социалисты, католики и партия мелких ремесленников, взяла на себя обязательство сотрудничать с Германией. Тем не менее Гаха, под угрозой воздушных налетов на Прагу, согласился 15 марта 1939 признать Чехию и Моравию протекторатом Германии. Гахе было разрешено по-прежнему занимать свой пост, но фактически «Протекторатом Богемия и Моравия» правил немецкий наместник. Словакия провозгласила свою независимость, но по существу стала союзником Германии; Закарпатская Украина отошла к Венгрии.

В ноябре 1939 в Париже был создан Чехословацкий национальный комитет, во главе которого встал Бенеш. После падения Франции в 1940 чехословацкие воинские части переправились в Великобританию; в Лондоне было создано временное правительство во главе с президентом Бенешем, премьер-министром Яном Шрамеком и министром иностранных дел Яном Масариком. В июле 1940 Великобритания и СССР признали это правительство, другие союзники последовали их примеру. США признали правительство Бенеша в ноябре 1942.

В конце 1943, когда на советско-германском фронте началось крупное наступление Красной Армии, Чехословакия подписала соглашение с СССР сроком на 20 лет. Оно подтверждало договор 1935 о взаимопомощи в случае агрессии со стороны Германии. Стороны также брали на себя обязательство уважать независимость и не вмешиваться во внутренние дела друг друга.

Успехи советской армии в Восточной и Центральной Европе и реальность скорого освобождения большей части Чехословакии ускорили переговоры Бенеша с чехословацкими коммунистами, которые еще не были представлены в его лондонском кабинете. В марте 1945 Бенеш и Масарик прибыли в Москву, где советское правительство вновь выступило с заверениями об уважении независимости Чехословакии и ее территориальной целостности. После этого кабинет министров был реорганизован, и в него вошли ведущие представители КПЧ, некоторые из которых провели военные годы в Москве. Новый кабинет, прибывший в освобожденную Словакию в мае 1945 и разработавший т.н. Кошицкую программу, возглавил социал-демократ Зденек Фирлингер. Портфели министров внутренних дел, образования и информации достались коммунистам, их лидер Клемент Готвальд стал заместителем премьер-министра. Ян Масарик остался на посту министра иностранных дел, его заместителем стал представитель коммунистов. Правительство опиралось на партии Национального фронта, в состав которого вошли чешские и словацкие коммунисты, социал-демократы, национальные социалисты, представители Чехословацкой народной и словацкой Демократической партии. Деятельность всех остальных политических группировок была запрещена.

10 мая новое правительство переехало из Кошице в Прагу. За исключением небольшой территории в западной Чехии, освобожденной войсками США, всю страну вплоть до декабря 1945 занимала Красная Армия. Этим обстоятельством воспользовались коммунисты, которые получили непропорционально большое представительство в национальных комитетах. Используя подготовленный в Лондоне документ о привлечении к ответственности военных преступников и лиц, сотрудничавших с нацистами, коммунисты начали действовать через министерство внутренних дел, которое находилось под их контролем, в целях устранения некоторых своих политических противников, обвиняя их в сотрудничестве с Германией. Во временном правительстве, созданном на основе соглашения между партиями Национального фронта, коммунисты получили большое число мест, разделив свою партию на две партии: это дало им возможность выступить с требованием предоставить места в парламенте как для чешской, так и для словацкой фракции компартии.

На парламентских выборах, состоявшихся 27 мая 1946, к которым были допущены только партии Национального фронта, коммунисты получили 2,7 из 7,1 млн. голосов и 114 мест из 300. 19 июня президентом был избран Бенеш, 2 июля он предложил Готвальду сформировать кабинет министров.

Границы довоенной Чехословакии были восстановлены и даже несколько расширены за счет Венгрии, но Закарпатскую Украину пришлось уступить Советскому Союзу. Проблема немецкого меньшинства была решена путем массового выселения судетских немцев. Произошел обмен населением между Словакией и Венгрией.

С июля 1947 по февраль 1948 политическая обстановка в стране все больше накалялась. Коммунисты раскрыли «заговор» в Словакии, что повлекло за собой массовые аресты лидеров словацкой Демократической партии. Представители Коммунистической партии отказались сотрудничать со словацкими демократами и подали в отставку. Их поддержал премьер-министр Готвальд, и процедура назначения членов корпуса уполномоченных (правительства) была изменена. В ноябре 1947 съезд Чехословацкой социал-демократической партии сместил прокоммунистически настроенного Фирлингера и избрал лидером социал-демократов более независимого Богумила Лаушмана. В феврале 1948 большинство кабинета министров выступило с протестом против деятельности министра внутренних дел, члена КПЧ, который наводнил полицию коммунистами. Этот шаг, бросавший вызов коммунистам, привел к открытому столкновению. Двенадцать членов кабинета министров подали в отставку (представители Чехословацкой национально-социалистической, Чехословацкой народной партии и словацкой Демократической партии), надеясь привлечь внимание к сложившейся ситуации.

Успех их демарша зависел от позиции социал-демократов, реакции президента Бенеша и народной поддержки. Демарш потерпел неудачу. Социал-демократы не подали в отставку, одобрив тем самым действия коммунистического большинства; президент Бенеш был серьезно болен и опасался начала гражданской войны; коммунисты, под контролем которых находились полиция, профсоюзы и служба информации, оказались хозяевами положения. В каждой общественной организации и среди предпринимателей организовывались комитеты для подавления и искоренения любой оппозиции; премьер-министр Готвальд выступил с разоблачением подавших в отставку министров. 25 февраля Бенеш принял отставку министров-антикоммунистов, а двумя днями позже принял новое правительство, сформированное из коммунистов, представителей левого крыла социал-демократов и нескольких членов других партий. Единственный независимый министр, Ян Масарик, был вскоре найден мертвым – было объявлено, что он покончил жизнь самоубийством.

Получив неограниченную власть, коммунисты провели чистку в средствах массовой информации, университетах, общественных организациях и других учреждениях. Новый закон о выборах предусматривал единственный список кандидатов с заранее распределенными местами для партий Национального фронта. На выборах в мае 1948 этот единственный список кандидатов получил 90% голосов избирателей в чешских землях и 86% в Словакии. 6 июня президент Бенеш ушел в отставку, а 3 сентября умер. Новую конституцию подписал президент Готвальд, который назначил премьер-министром Антонина Запотоцкого.

В Чехословакии по примеру Советского Союза проводились чистки и показательные судебные процессы. Масарик и Бенеш изобличались как «лакеи западного империализма». Широкомасштабная чистка КПЧ (1950–1952) достигла кульминации, когда был осужден и казнен генеральный секретарь КПЧ Рудольф Сланский.

В марте 1953 умер Клемент Готвальд. Президентом был избран Антонин Запотоцкий, пост премьер-министра получил Вильям Широкий. В июне 1953 в Пльзене и других промышленных районах начались волнения, поводом для которых послужил значительный рост цен, результат проведения денежной реформы и отмены ограничений на приобретение продовольствия и потребительских товаров. Стремясь успокоить население, правительство приняло ряд мер по увеличению производства товаров массового потребления. В июле общественность потребовала от правительства отмены суровых наказаний за уход с работы. Чтобы успокоить крестьян, форсированная коллективизация была приостановлена, а крестьянам разрешили выходить из коллективных хозяйств. В мае 1956 в Праге студенты провели демонстрацию с требованием отмены контроля за культурной и интеллектуальной жизнью.

Смерть Запотоцкого в ноябре 1957 и избрание Антонина Новотного на пост генерального секретаря КПЧ и одновременно президента страны означало наступление новой волны репрессий. Политике репрессий помешали начавшиеся в Советском Союзе реформы Хрущева. В 1960 начались первые шаги в сторону десталинизации. Готвальд подвергся критике за «культ личности». В 1961 его тело было вынесено из мавзолея. Несколько высокопоставленных лиц, осуществлявших репрессии в период сталинизма, были выведены из состава руководящих органов, других заключили в тюрьму. Был демонтирован памятник Сталину в Праге.

Разоблачение культа Сталина было продолжено в 1962–1963. Коммунисты, подвергшиеся репрессиям в сталинскую эру, например Владимир Клементис и Рудольф Сланский, были посмертно реабилитированы, премьер-министр Широкий смещен, его пост занял Йозеф Ленарт. Для ликвидации «бюрократических методов» в КПЧ были созданы четыре специальные комиссии. Были нормализованы отношения с Католической церковью и Ватиканом, Йозефа Беран, архиепископ Праги, и несколько других священников были освобождены из-под ареста.

Продолжение политики либерализации привело к ряду политических изменений в 1968. В январе президент Новотный был отстранен от руководства партией, а в марте смещен с поста президента страны. Президентом стал Людвик Свобода, герой Второй мировой войны. Олдржих Черник сменил на посту премьер-министра Йозефа Ленарта. Александр Дубчек, первый секретарь Коммунистической партии Словакии, выступавший с критикой правительства Новотного, стал новым партийным лидером и главной политической фигурой в стране. Новые чехословацкие руководители, будучи приверженцами идеи «социализма с человеческим лицом», провозгласили планы дальнейшей либерализации экономики и разработки новой конституции, гарантирующей права национальных меньшинств.

Реформы, связанные в первую очередь с устранением цензуры в печати, встретили резкую критику в СССР, Польше, Венгрии, Болгарии и ГДР. Руководство Дубчека, однако, имело сильную поддержку со стороны как коммунистов стран Западной Европы, так и Румынии и Югославии. В июле в словацком городе Чьерна-над-Тисоу вблизи советско-чехословацкой границы чехословацкое руководство встретилось с политбюро ЦК КПСС, прибывшем почти в полном составе, а в начале августа – в Братиславе со своими критиками из стран Восточной Европы. Участники этих встреч договорились сохранить основные коммунистические принципы в сфере экономики, политики, военного сотрудничества.

Неожиданно в ночь на 20–21 августа 1968 крупные армейские соединения СССР, а также войска ГДР, Венгрии, Польши и Болгарии общей численностью 650 тыс. человек вторглись на территорию Чехословакии и оккупировали страну. Были арестованы ведущие деятели руководства страны, включая Дубчека, Свободу и Черника. Большинство оставшихся на свободе чехословацких лидеров отказалось от коллаборационизма. Население, не прибегая к насилию, оказывало стойкое сопротивление оккупантам. Подпольные радиостанции передавали антисоветские передачи, горожане снимали таблички с названиями улиц и указывали ложные направления командирам советских танковых частей. Около 25 чехословацких граждан были убиты во время антисоветских демонстраций. Пассивное сопротивление продолжалось до конца 1968 и достигло кульминации в начале 1969, когда один из чешских студентов совершил акт самосожжения на Вацлавской площади в Праге.

Советскому руководству, которому не удалось сформировать в Праге просоветское правительство, пришлось начать переговоры с находившимися в Москве интернированными чехословацкими лидерами. В результате переговоров правительство Дубчека было восстановлено, но инициаторам реформ пришлось согласиться с новыми ограничениями и размещением в Чехословакии войск стран Варшавского договора на границе с Западной Германией – в обмен на постепенный вывод оккупационных войск. Был подписан договор об условиях временного пребывания советских войск на территории Чехословакии, узаконивший оккупацию. Страну наводнили советские военные и гражданские советники. Была восстановлена цензура печати, расформированы некоммунистические организации; к концу 1969 большинство либеральных начинаний было ликвидировано. Важным исключением явилась возросшая автономия Словакии в рамках нового федеративного государства, официально провозглашенного 1 января 1969.

В апреле 1969, после антисоветских выступлений, связанных с победой чехословацких хоккеистов над командой СССР, Дубчек был вынужден покинуть пост партийного лидера и передать руководство партией Густаву Гусаку. Гусак – один из руководителей антигитлеровского восстания в Словакии в 1944 – оказался в тюрьме как ярый словацкий «националист» в период сталинских чисток в 1950-х годах. Он принимал участие в движении за демократизацию, которое возглавлял Дубчек в 1968, но придерживался просоветской ориентации после вторжения войск Варшавского договора. Гусак проводил просоветский курс во внешней политике и прилагал усилия к либерализации внутри страны. Эти усилия, однако, встретили сопротивление тех членов партии, которые склонялись к возврату сталинской политики и вынашивали планы мести лидерам реформ. В 1970 Черника на посту премьер-министра сменил Любомир Штроугал. Дубчека (после кратковременного пребывания послом в Турции) и Черника исключили из КПЧ. В результате среди высших руководителей страны из реформаторов остался только президент Свобода. В 1975 Свободу на его посту сменил Гусак, который одновременно занимал пост генерального секретаря партии.

В 1975 чехословацкая делегация присутствовала на конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки (Финляндия). Конференция зафиксировала существовавшие в послевоенной Европе границы государств, а страны-участницы взяли на себя обязательства уважать права человека в своих странах и способствовать установлению контактов и обмену мнениями между Востоком и Западом. 1 января 1977 ок. 500 граждан Чехословакии подписали петицию, в которой выдвигалось требование к правительству уважать права человека в соответствии с Хельсинкской договоренностью. Лидеры «Хартии 77» подвергались преследованиям и арестам; один из них, философ Ян Паточка, умер в марте 1977, сразу после длительного «допроса» в полиции.

Под влиянием процессов либерализации в Польше, а позднее – в Советском Союзе росло недовольство населения. С января по сентябрь 1989 в Праге проходили многочисленные демонстрации протеста, все они были подавлены полицией, а лидеры диссидентов периодически подвергались арестам. Студенческая демонстрация 17 ноября 1989, в день 50-й годовщины студенческих выступлений против нацистов, привела к избиениям и вынесению смертных приговоров, закрытию всех чешских вузов, проявлениям грубости и жестокости со стороны властей. В последующие дни студенты университета и представители художественной интеллигенции начали забастовку. 20 ноября был создан союз всех оппозиционных сил страны, получивший в чешских землях название Гражданский форум (ГФ), а в Словакии – Общественность против насилия (ОПН), под руководством драматурга и правозащитника Вацлава Гавела, участника движения «Хартия 77», неоднократно подвергавшегося арестам. Постепенно нараставший и ширившийся протест достиг кульминации 25 ноября, когда на митинг в Праге собралось 750 тыс. человек, а всеобщая забастовка протеста 27 ноября охватила всю страну.

В результате этих событий наиболее одиозные партийные лидеры и министры в правительстве подали в отставку, и было сформировано новое коалиционное правительство. В начале декабря было отменено зафиксированное в конституции положение о «руководящей» роли КПЧ, а неделей позже президент Гусак подал в отставку.

28–29 декабря 1989 федеральное собрание, ставшее представительным органом после отставки многих коммунистов и кооптации в его состав членов ГФ и ОПН, избрало Вацлава Гавела президентом Чехословакии, а Александра Дубчека – своим председателем. В феврале 1990 Гавел посетил Москву и принял извинения советского правительства за вооруженное вторжение 1968, а также получил обещание о выводе из Чехословакии всех советских войск к июлю 1991. В следующем месяце федеральное собрание узаконило частное предпринимательство и в принципе одобрило приватизацию государственных промышленных предприятий. 20 апреля 1990 федеральное собрание из уважения к национальным чувствам словаков изменило официальное название Чехословакии, которая стала называться Чешской и Словацкой Федеративной Республикой (ЧСФР).

8 и 9 июня состоялись первые после 1946 свободные выборы, в которых приняло участие 96% избирателей. Кандидаты от ГФ и ОПН победили с большим преимуществом, получив более 46% голосов и большинство в федеральном собрании. Коммунисты оказались на втором месте, набрав почти 14% голосов, а коалиция из группировок христианских демократов заняла третье место. 5 июля 1990 новое федеральное собрание переизбрало Гавела на пост президента республики на двухлетний срок, а Дубчека – на пост председателя собрания.

В конце лета и осенью 1990 проходили переговоры между представителями Чехии и Словакии, закончившиеся подписанием конституционного акта о передаче основных полномочий республикам. В марте 1991 ОПН раскололась, и наиболее многочисленная из отколовшихся групп оформилась в партию Движение за демократическую Словакию (ДЗДС). Вскоре после этого произошел раскол в рядах ГФ с образованием трех группировок, в том числе Гражданской демократической партии (ГДП). В июне 1991 переговоры между лидерами Чехии и Словакии возобновились, но руководство ГДП уже понимало, что они ни к чему не приведут, и обратилось к рассмотрению варианта «бархатного развода».

В июне 1992 состоялись всеобщие выборы. ДЗДС получило большинство голосов в Словакии, а ГДП – в чешских землях. Предложение ДЗДС создать конфедерацию не встретило одобрения со стороны руководства ГДП. Несмотря на оппозицию со стороны большинства как чехов, так и словаков, ГДП и ДЗДС договорились о роспуске федерации в полночь 31 декабря 1992. 17 июля 1992 Словацкий национальный совет провозгласил суверенитет Словакии. Президент Гавел подал в отставку. Предложение провести референдум по вопросу о роспуске федерации было отклонено ГДП, недовольной тем, что граждане Словакии, принявшие участие в голосовании в июне, уже решили этот вопрос за ДЗДС. В октябре федеральное собрание передало большую часть государственных полномочий республикам. 25 ноября 1992 федеральное собрание ЧСФР с перевесом в три голоса приняло Закон о прекращении существования чехословацкой федерации. В полночь 31 декабря 1992 ЧСФР прекратила свое существование, а ее государствами-преемниками с 1 января 1993 стали Чешская Республика (ЧР) и Словацкая Республика (СР).

Прошло 10 лет после распада Чехословацкой федеративной республики. Сейчас, по прошествии стольких лет, можно смело говорить о том, что разделение было успешным политическим шагом. Во всяком случае, так считают президенты Чехии и Словакии - Вацлав Гавел и Рудольф Шустер. 1 января 1993 для Словакии и Чехии стало одной важнейших дат в их истории. 10 лет назад прекратила свое существование Чехословацкая федеративная республика, а народы Чехии и Словакии избрали путь самостоятельного развития.

Распад Чехословакии в 1992 году войдет в историю как пример мирного разделения государства без кровопролития, межнациональных конфликтов и международной напряженности. В то время образование нового государства нередко сопровождалось военными конфликтами.

Словацкая республика появилась по политической карте Европы 1 января 1993 года. Послушаем мнения тех, кто непосредственно участвовал в процессе разделения Чехословакии и в образовании независимого Словацкого государства. Бывший председатель Федерального собрания, а впоследствии первый президент СР Михал Ковач считает, что решающую роль в разделении Чехословакии сыграли депутаты федерального собрания, а не лидеры двух самых сильных в то время политических субъектов чешского ОДС и словацкого ХЗДС - Вацлава Клауса и Владимира Мечиара, которым до сих пор приписывается этот исторический акт. Политическая воля о разделении государства, по словам Ковача, могла осуществиться только в Федеральном собрании. И депутаты, которые голосовали за разделение ЧСФР, по мнению, первого президента СР, заслуживают высоких государственных наград. На вопрос, какие чувства тогда испытывали словацкие политики, Михал Ковач ответил:

- Кроме ощущения радости, счастья от того, что мы сумели договориться с чешскими партнерами о разделении федерации и о создании двух самостоятельных государств, у нас было чувство ответственности и долга за судьбу своего народа.

Не все в Словакии приветствовали разделения Чехословацкой федерации. Михал Ковач будучи в то время председателем Федерального собрания так оценивал сложившуюся ситуацию:

- Разумеется, я понимал, что словацкое общество было разделено минимально на две части с точки зрения политического спектра. Одни заявляли, что Словакия должна обрести суверенитет, другие полагали, что еще рано говорить о самостоятельном развитии Словакии и требовали сохранения общего государства чехов и словаков на федеративном принципе.

Разделение Чехо-словацкой федеративной республики по мнению бывшего председателя Нацинального Совета СР Ивана Гашпаровича не было легким, но это был очень важный шаг, который в дальнейшем определил место словаков в Европе.

- Однозначно говорить о том, что разделение было неизбежным, нельзя, - говорит Иван Гашпарович. В Словакии существовало мнение, что мы должны сделать все возможное для того, чтобы освободиться от административной и экономической зависимости чехов: почти все ключевые посты в ЧСФР, в том числе и в предсавительствах за рубежом, занимали граждане чешской национальности. В то время мы хотели создать единый высший орган федерации, который бы выполнял внешнеполитические задачи, включая оборону общего чешско-словацкого государства. Что касается экономических отношений, то по нашему мнению, каждая из республик должна была их строить самостоятелно. Но чешская сторона это предложение не приняла. На последнем совещании в Братиславе, бывший премьер ЧСФР Вацлав Клаус заявил, Чехословакия должна быть унитарным государством, а если нет, то пусть возникнут две самостоятельные республики. Его слова впоследствии привели к распаду Чехо-словацкой федерации. Но в Европе и во всем мире к этому решению отнеслись с пониманием.

Большая заслуга в разделении Чехословацкой федерации принадлежит лидеру ХЗДС - Движения за демократическую Словакию Владимиру Мечиару. Как он видел эту проблему со своей позиции. «У нас есть уже свое государство, что же дальше? - такой вопрос я получал чаще всего в 93 году. Я всегда был убежден в том, что разделение Чехословакии произойдет мирно. Я категорически опровергал утверждения некоторых западных политиков, что отделяясь от чехов, я хочу освободить словаков из-под их гегемонии и вернуть в Словакии тоталитарной режим. Но это было не так. Я всегда считал, что Словакия достойна самостоятельного развития и процветания, и что она является неоьъемлемой частью Европы, а потому в 1992 году вышла из Федерации и объявила о своей независимости. Что касается проведения референдума по вопросу о разделении Чехословакии, то я никогда не был против. Люди имеют право, данное им Конституцией, высказаться по этому поводу. Но всё было решено на основе политических договоренностей».

И в Словакии, и в Чехии существует мнение о том, что вопрос о разделении государства должны были решать не политики, а граждане во всенародном референдуме и что распад ЧСФР не принес пользы ни одной, ни другой стороне. Действительно ли это так? Вот что по этому поводу говорит действующий президент СР Рудольф Шустер:

Президент Шустер в своем выступлении по случаю 10 летия образования независимой СР сказал, что взаимодействие с нашим чешским соседом имеет особое для нас значение, потому что с Прагой нас связывает большая историческая эпоха.

- Надо признать, что Прага была местом, где был отменен Варшавский договор. С этой инициативой выступил Вацлав Гавел. Нельзя забывать, что в свое время он был и нашим президентом в рамках ЧСФР. Символичным является и то, что 10 лет спустя, после разделения Чехословакии, ни где-нибудь, а именно в Праге на саммите НАТО, СР была приглашена в Северо-атлантический альянс.

Оглядываясь назад, нужно признать, что в чешско-словацких отношениях были разные периоды. Не обошлось без упреков и взаимных претензий в процессе разделения имущества и полномочий. Пережили наши страны и малый «ледниковый» период, когда на официальных встречах тон был весьма сухим и холодным, а сотрудничество на всех уровнях оставляло желать лучшего. Но будем надеется, что это безвозвратно ушло в прошлое. Уже не за горами то время, когда Чехия и Словакия будут в составе большой европейской семьи, безопасность которой будет гарантирована со стороны НАТО.

Чехословакия была образована на территории Австро-Венгрии. Славянские народы годами страдали от притеснений со стороны австро-венгерской короны, что было причиной частых волнений и выступлений. После начала в 1914 году Первой Мировой войны участники славянских национально-освободительных движений особенно активизировались и стали налаживать связи со странами Антанты. Одним из таких борцов был и чех Томаш Масарик, создавший проект объединённого независимого государства чехов и словаков. Проект был поддержан не только этими народами, но и странами Антанты. Масарику и его соратникам также удалось создать вооружённые формирования — Чехословацкие легионы, которые получали снаряжение от стран Антанты и сражались против Австро-Венгрии.

После окончания войны в сентябре 1918 года чехи и словаки образовали своё независимое государство, президентом которого был назначен Масарик.

Процесс распада государства

В 1943 году чехословацкий президент Эдвард Бенеш, бежавший из страны после прихода нацистов, подписал договор о сотрудничестве и дружбе с СССР. После окончания Второй Мировой войны этот договор привёл к тому, что Чехословакия стала ориентироваться в своей политике, главным образом, на Советский Союз. К тому же руководство Чехословакии было благодарно СССР за помощь в восстановлении территориальной целостности страны после Мюнхенского сговора. Всё это привело к тому, что в Чехословакии утвердился социалистический режим.

Однако к концу 1980-х социализм в Чехословакии изжил себя, общество нуждалось в ликвидации этой системы. Одновременно с демонтажом социалистических институтов слабела и центральная власть. Всё чаще возникали трения между чешской и словацкой политическими элитами, каждая из которых решила взять курс на самоопределение.

В ночь с 31 декабря 1992 на 1 января 1993 в силу вступил закон о разделении страны и единая Чехословакия прекратила своё существование.

Распад Чехословакии стал своего рода феноменом, поскольку прошёл мирно, без кровопролитий и столкновений между сторонниками и противниками закона о разделении. События конца 1992 — начала 1993 года даже назвали «бархатным разводом», подчёркивая этим названием мирный характер разделения страны.