Потребности людей средства их удовлетворения. Способы удовлетворения потребностей

Потребность – это выражение нужды, недостатка в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом.

Сколько существует человечество, столько существуют и его потребности. По мере развития человечества происходит увеличение набора и качества его потребностей, что, в свою очередь, в немалой, если не в решающей степени предопределяет и требования к товарам и услугам, которые имеют место или необходимы обществу и каждому индивиду.

Существуют разные точки зрения на проблемы, связанные с потребностями. Например:

В каждой цивилизованной стране находятся приверженцы буддийской доктрины, которая гласит, что нерушимый покой составляет высший жизненный идеал, что предназначением мудреца является искоренение из своей натуры возможно большего числа потребностей и вожделений, что подлинное богатство заключается не в изобилии благ, а в минимуме потребностей. Этой точки зрения придерживался и древнегреческий философ Платон. Он считал потребности величайшим злом;

Крайней противоположной позиции придерживаются те, кто считает, что создание новых потребностей и желаний всегда полезно, так как оно побуждает людей затрачивать больше усилий.

Источником потребностей человека является необходимость (Н) в чем-либо, порождаемая биологической природой человека, его духовным миром, экономическими, социальными условиями жизни, научно-техническим прогрессом и т.д.

Развитие потребностей происходит по спирали. Потребность (П) определяет действия (Д), которые являются способом ее удовлетворения, затем возникает свобода (С) от потребности и формируется новая необходимость (Н) и т.д.

Н – П – Д – С – Н – П – Д – С …

Подобное развитие потребностей получило название закона возвышения потребностей. Процесс развития потребностей выражается в том, что к элементарным, врожденным потребностям присоединяются все новые и новые, возникшие на основе удовлетворения первых.

Классификация потребностей.

Потребности могут рассматриваться с точки зрения необходимости, размеров, времени действия и т.д. Эти условия и определяют различные подходы к классификации потребностей.

1. Действительные и мнимые.

Действительные (реальные) потребности возникают из правильного представления о целях и средствах к их достижению.

Мнимые основаны на ложном представлении о целях и средствах к их достижению.

2. Материальные и нематериальные.

Материальные (физические) ограничены уровнем производительных сил общества.

Нематериальные (духовные) в своем развитии не имеют ограничений.

3. Личные и общественные.

Личные потребности присущи человеку как отдельной личности и удовлетворяются, преимущественно, благодаря его частной деятельности.

Общественные потребности присущи человеку как члену трудового коллектива, общества, населения страны. Они касаются не только отдельного индивида, а группы людей, объединенных определенных определенными целями и задачами.

4. Общие и особенные.

К общим относятся потребности, во-первых, присущие всем людям в силу врожденной природы человеческого организма и, во-вторых, получившие всеобщее распространение в данном обществе (традиции).

К особенным относятся потребности отдельных личностей или отдельных групп населения.

5. Необходимые и роскоши.

6. Постоянные и периодически повторяющиеся.

Главным средством удовлетворения потребностей является трудовая (хозяйственная) деятельность, в результате которой создаются экономические блага. Наряду с этим имеет место перераспределение экономических благ через механизмы государственного регулирования социально незащищенным слоям населения.

Потребность является руководителем хозяйственной деятельности людей. Вся хозяйственная деятельность, ее очередность и последовательность вызвана потребностями. Люди не могут перестать производить, поскольку не могут перестать потреблять.

На ранних стадиях развития человеческой цивилизации деятельность человека определялась физиологическими потребностями и необходимостью их удовлетворения, например, в пище, одежде, жилище. По мере развития самого человека и человеческой цивилизации, усложнения и совершенствования многих видов человеческой деятельности, все больше и чаще сама человеческая деятельность, в частности в сфере производства, порождает все новые, качественно совершенные и немыслимые ранее потребности. Развитие потребностей, в свою очередь, вызывает к жизни новые виды человеческой деятельности, а последние обусловливают появление новых потребностей и т.д. до бесконечности.

Контрольные вопросы:

1. Что такое «потребность»?

2. Какие взгляды на развитие потребностей можно выделить?

3.В соответствие с какой закономерностью развиваются наши потребности?

4. Как можно классифицировать потребности?

Введение

Потребность определяется как состояние человека, создаваемое нуждой в объектах, необходимых для его существования, и выступающих источником его активности. Человек рождается как человеческий индивид, как телесное существо, и для поддержания жизни ему врожденны органические потребности.

Потребность - это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект - в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные шаги (осуществлять производственную деятельность).

Актуальность данной темы - одна из самых важных тем по этой дисциплине. Для того что бы работать в сфере сервиса необходимо знать основные методы удовлетворения потребностей клиентов.

Цель: является изучение методов удовлетворения потребностей сферой сервиса.

Объект исследования: метод.

Предмет исследования : методы удовлетворения потребностей сферой сервиса

Задачи , которые необходимо решить для достижения поставленной цели:

1. Рассмотреть понятие и сущность человеческих потребностей

2. Рассмотреть понятие сферы сервиса

3. Рассмотреть основные методы удовлетворения потребностей человека сферой деятельности.

Для исследования данной темы я использовала разные источники. Благодаря книге М. П. Ершова «Потребность человека» психологу А. Маслоу, философу Достоевскому я раскрыла основные определения потребности. Основные методы удовлетворения потребностей я узнала из учебного пособия «Человек и его потребности» под ред. Огаяняна К. М. А для определения методов к определённому характеру мне помогла книга «Основы общей психологии» Рубинштейн С. Л. И учебно-методическое пособие Каверина С. В.

Потребности человека

Понятие потребность и их классификация.

Потребности - это неосознанный побудитель активности личности. Отсюда следует, что потребность - компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она - структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Это, однако, не означает, что потребность отделена китайской стеной от деятельности. Как побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата.

Маркс определял потребность, как способность потребления в системе производительной деятельности. Он писал: "В качестве потребности, потребление само есть внутренний момент производительной деятельности, момент такого процесса, в котором производство есть действительно исходный пункт, а потому также и господствующий момент".

Методологическое значение этого тезиса Маркса состоит в преодолении механического истолкования взаимодействия потребности и деятельности. Как остаточный элемент натурализма в теории человека выступает механическая концепция, согласно которой индивид действует только тогда, когда его к этому побуждают потребности, когда нет потребностей, индивид пребывает в бездеятельном состоянии.

Когда потребности рассматриваются в качестве основной причины деятельности без учета посредствующих факторов, находящихся между потребностью и результатом деятельности, без учета уровня развития общества и конкретного индивида, формируется теоретическая модель человека-потребителя. Недостаток натуралистического подхода к определению потребностей человека состоит в том, что эти потребности выводятся непосредственно из естественной природы человека без учета определяющей роли конкретно-исторического типа общественных отношений, которые выступают в качестве опосредующего звена между природой и потребностями человека и преобразуют эти потребности в соответствии с уровнем развития производств, делая их истинно человеческими потребностями.

Человек относится к своим потребностям через отношение к другим людям и только тогда выступает как человек, когда он выходит за пределы присущих ему природных потребностей.

"Каждый индивид в качестве человека выходит за пределы своей собственной особой потребности...", - писал Маркс, и только тогда они "относятся друг к другу как люди..." когда "общая им родовая сущность осознана всеми".

В книге М. П. Ершова "Потребность человека" (1990 г.) без какой-либо аргументации утверждается, что потребность - первопричина жизни, свойство всего живого. "Потребностью я называю специфическое свойство живой материи, - пишет П. М. Ершов, - отличающее ее, живую материю, от материи неживой". Тут есть налет телеологизма. Можно подумать, что коровы пасутся на лугу, обуреваемые потребностью напоить молоком детей, а овес растет потому, что надо кормить лошадей.

Потребности - сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потребность не является структурным элементом акта деятельности, она не выходит за пределы соматического бытия человека, относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности.

Потребности и желания - понятия однопорядковые, но не тождественные. Желания отличаются от потребности легковесностью своего статуса в душевном мире человека. они не всегда совпадают в необходимости устойчивого функционирования к жизнестойкости организма и человеческой личности, и поэтому относятся к сфере иллюзорной мечты. Можно, к примеру, желать быть вечно молодым или быть абсолютно свободным. Но нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.

Гегель подчеркивал несводимость интереса к грубой чувственности, к естественной природе человека. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль». Интерес, по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерений, целей, он у него связан с хитростью мирового разума. Интерес связан с потребностями опосредовано через цель.

Психолог А. Н. Леонтьев писал: «... в самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность функцию, т.е. становится мотивом». Святитель Феофан так описывает побудительную сторону поведения человека: «Ход раскрытия сей стороны душевной таков. В душе и теле есть потребности, к которым привились и потребности житейские - семейные и общественные. Эти потребности сами по себе не дают определенного желания, а только нудят искать их удовлетворения. Когда удовлетворение потребности тем или другим способом дано однажды, то после того вместе с пробуждением потребности рождается и желание того, чем удовлетворена уже была потребность. Желание всегда имеет определенный предмет, удовлетворяющий потребность. Иная потребность разнообразно была удовлетворена: потому с пробуждением ее рождаются и разные желания - то того, то третьего предмета, могущего удовлетворить потребность. В раскрывшейся жизни человека потребностей за желаниями и не видно. Роятся в душе только сии последние и требуют удовлетворения, будто сами для себя» Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е. В. Шороховой. - М.: Наука, 1974. С.145-169. .

Потребность - это один из детерминантов поведения, состояние субъекта (организма, личности, социальной группы, общества), обусловленное испытываемой им необходимостью в чем-либо для своего существования и развития. Потребности выступают побудителем активности субъекта, направленной на устранение несоответствия между необходимостью и реальностью.

Потребность как испытываемая человеком нужда в чем-либо - это состояние пассивно-активное: пассивное, поскольку в нем выражается зависимость человека от того, в чем он испытывает нужду, и активное, поскольку оно включает в себя стремление к ее удовлетворению и тому, что может ее удовлетворить.

Но одно дело - испытывать стремление, а другое - осознавать его. В зависимости от степени осознания стремление выражается в виде влечения или желания. Неосознанная потребность выступает сначала в виде влечения.Влечение неосознанно и беспредметно. Пока человек лишь испытывает влечение, не зная, какой предмет это влечение удовлетворит, он не знает, чего он хочет, перед ним нет осознанной цели, на которую он должен бы направить свое действие. Субъектное переживание потребности должно стать осознанным и предметным - влечение должно перейти в желание. По мере осознания предмета потребности, превращения его в желание, человек понимает, чего он хочет. Опредмечивание и осознание потребности, превращение влечения в желание являются основой для постановки человеком сознательной цели и организации деятельности по ее достижению. Цель и есть осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено желание человека Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: МГУ, 1975. - 28 с..

Существует единственное обстоятельство, порождающее "потребность" - это случай, когда взрослый отказывается от события с ребенком, когда он подменяет себя, подставляет на свое место какой-либо предметный заместитель (не случаен поэтому фундаментальный родительский принцип: "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало"). Заместитель предметен лишь по форме, его содержанием всегда является другой человек.

Вот этой-то подменой, отчуждением взрослого и формируется впервые специфический функциональный орган - "потребность", которая впоследствии начинает жить своей собственной "жизнью": определяет, требует, принуждает человека к осуществлению определенной деятельности или поведения. Г. Гегель писал, что "... мы скорее служим нашим чувствам, влечениям, страстям, интересам и тем более привычкам, чем обладаем ими" Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1990. - с. 51. В психологии существуют различные классификации потребностей человека. Основатель гуманистической психологии А. Маслоу выделяет пять групп потребностей человека. Первая группа потребностей - витальные (биологические) потребности; их удовлетворение необходимо для поддержания человеческой жизни. Вторая группа - потребности в безопасности. Третья группа - потребности в любви и признании у других людей. Четвертая группа - потребности самооценки, самоуважения. Пятая группа - потребности самоактуализации.

Представитель факторной концепции личности Дж.Гилфорд выделяет следующие виды и уровни потребностей: 1) органические потребности (в воде, пище, сексуальное побуждение, общая активность); 2) потребности, относящиеся к условиям среды (в комфорте, приятном окружении); 3) потребности, связанные с работой (общее честолюбие, упорство и т.д.); 4) потребности, связанные с положением индивида (потребность в свободе); 5) социальные потребности (потребность в других людях).Зачастую предлагаемые классификации потребностей человека являются эмпирическими, основаны на здравом смысле. Это объясняется отсутствием обоснованной теории происхождения человеческих потребностей. Ниже приводится гипотеза природы человеческих потребностей, излагаемая в контексте содержательно-генетической логики.

В зависимости от субъекта потребностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные потребности. В зависимости от объекта потребностей: духовные, психические, материальные потребности. Возможны детальные описания указанных классов.

Одной из таких детальных классификаций является иерархия индивидуальных потребностей человека А. Маслоу (Maslow, Abraham Harold, 1908- 1970, психолог и философ, США) Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. - М.: Педагогика, 1986. С. 33-34.:

(а) физические потребности (в пище, воде, кислороде и т.д.);

(б) потребности в сохранении своей структуры и функции (физическая и психическая безопасность);

(в) потребности в привязанностях, любви, общении; потребности в самовыражении, самоутверждении, признании; когнитивные и эстетические потребности, потребность в самореализации.

Аналогично, в соответствии с трехчастной структурой сущности человека (духовное-психическое-физическое) все потребности человека (как и любого другого субъекта потребностей) можно представить в виде трех классов:

(1) высшие, определяющие результаты любого поведения человека, духовные потребности,

(2) подчиненные духовным - психические потребности,

(3) низшие, подчиненные духовным и психическим - физические потребности).

В цепи элементов составляющих любую из частей (духовное-психическое-физическое) человека потребности занимают центральную позицию: идеалы - мотивы - потребности - планы поведения - программы действий Каверин С.В. Психология потребностей: Учебно-методическое пособие, Тамбов, 1996. - с. 71.

Примеры потребностей, связанных с деятельностью: потребность в активности, познании, в результате (в достижении некоторой цели), в самоактуализации, в присоединении к группе, в успехе, в росте и т.д.

Потребности - это необходимость, нужда человека в определенных условиях жизни.

В структуре потребностей современного человека можно выделить 3 основные группы (рис.): элементарные потребности, потребности в общих условиях жизни, потребности в деятельности.

Таблица 1

Классификация потребностей современного человека

Для восстановления и сохранения своей жизни человеку необходимо прежде всего удовлетворять элементарные потребности: потребности в пище, потребности в одежде, в обуви; потребности в жилье.

К потребностям в общих условиях жизни относятся: потребности в безопасности, потребности в передвижении в пространстве, потребности в здоровье, потребности в образовании, потребности в культуре.

Социальные услуги, которые удовлетворяют и развивают потребности этой группы, создаются в отраслях социальной инфраструктуры (охрана общественного порядка, общественный транспорт, здравоохранение, образование, культура и др.).

Активная жизнь (деятельность) человека состоит из работы (труда), семейно-бытовой деятельности и досуга. Соответственно, потребности в деятельности включают в себя потребность в труде, потребность в семейно-бытовой деятельности и потребность в досуге.

Производство создает товары и услуги - средства удовлетворения и развития потребностей человека, роста его благосостояния. В производстве, работая, развивается и сам человек. Потребительские товары и услуги непосредственно удовлетворяют потребности человека, семьи.

Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, высших потребностей. Порой встречается выражение «человек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется в виду неразвитость высших потребностей, так как потребность в еде и питье заложена самой природой. Изысканная кулинария и сервировка свидетельствуют скоре всего о развитии потребностей высшего порядка, связанных и с эстетикой, а не только с простым насыщением желудка.

Определение человеческой природы как совокупности базовых потребностей человека открывает новые перспективы в ее проблемном анализе. Да и начинать приходится не на пустом месте - есть соответствующие разработки. В их числе наиболее плодотворной нам представляется концепция известного американского социального психолога, основателя так называемой гуманистической психологии Абрахама Маслоу. Его классификация базовых потребностей человека и будет положена в основу нашего дальнейшего анализа человеческой природы.

Каждая из базово-общих потребностей человека, рассматриваемых Маслоу, представляет собой блок или комплекс менее общих, частных человеческих потребностей и запросов, своеобразный синдром с массой специфических симптомов - его внешних, индивидуальных проявлений.

Исходной базовой потребностью человека, по Маслоу, является потребность в самой жизни, т. е. совокупность физиологических потребностей - в пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д. Удовлетворение этих потребностей, или этой базовой потребности, укрепляет и продолжает жизнь, обеспечивает существование индивида как живого организма, биологического существа.

Социальная безопасность - следующая по восходящей значимости базовая потребность человека. Симптомов у нее очень много. Тут и забота о гарантированном удовлетворении своих физиологических потребностей; тут и заинтересованность в стабильности условий жизнедеятельности, в прочности существующих социальных институтов, норм и идеалов общества, а также в предсказуемости их изменений; тут и обеспеченность работой, уверенность в завтрашнем дне, желание иметь счет в банке, страховой полис; тут и отсутствие тревоги за личную безопасность; и многое другое. Одним из проявлений этой потребности является также стремление иметь религию или философию, которая бы "привела в систему" мир и определила наше место в нем Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. - Т. 1. М.: Мир, 1992. С. 264. .

Потребность в привязанности, принадлежности к коллективу - такова, по Маслоу, третья базовая потребность человека. Проявления у нее тоже самые разнообразные. Это и любовь, и симпатия, и дружба, и другие формы человеческой близости. Это, далее, потребность в простом человеческом участии, надежда на то, что будут разделены ваши страдания, горе, несчастье, а также, конечно, - успехи, радости, победы. Потребность в общности-принадлежности является обратной стороной открытости или доверия человека к бытию - как социальному, так и природному. Безошибочный индикатор неудовлетворенности данной потребности - чувство одиночества, заброшенности, ненужности. Удовлетворение потребности в привязанности и причастности очень важно для полноценной человеческой жизни. Отсутствие любви и дружбы так же болезненно сказывается на человеке, как и, скажем, недостаток витамина C.

Потребность в уважении и самоуважении - еще одна базовая потребность человека. Человек нуждается в том. чтобы его ценили, - например, за мастерство, компетентность, ответственность и т. п., чтобы признавали его заслуги, его единственность и незаменимость. Но признания со стороны других еще недостаточно. Важно уважать самого себя, обладать чувством собственного достоинства, верить в свое высокое предназначение, в то, что занят нужным и полезным делом, занимаешь достойное место в жизни. Уважение и самоуважение - это также забота о своей репутации, о своем престиже. Чувство слабости, разочарованности, беспомощности - вернейшие свидетельства неудовлетворения данной потребности человека.

Самореализация, самовыражение через творчество - последняя, завершающая, по Маслоу, базовая потребность человека. Впрочем, завершающей она является лишь по критериям классификации. В действительности же с нее начинается подлинно человеческое, гуманистически-самодостаточное развитие человека. Имеется в виду самоутверждение человека через реализацию всех его способностей и талантов. Человек на этом уровне стремится стать всем тем, чем он может и по своей внутренней, свободной мотивации должен стать. Работа человека над самим собой - главный механизм удовлетворения рассматриваемой потребности Человек и его потребности. Учебное пособие. / Под ред. Оганяна К. М. Спб.: Изд-во СПбТИС, 1997. - с. 70.

Чем привлекательна пятичленка Маслоу? Прежде всего своей системностью, а значит, четкостью и определенностью. Она, правда, не обладает полнотой, не является исчерпывающей. Достаточно сказать, что ее автор выделял и другие базовые потребности, в частности - в знании и понимании, а также в красоте и эстетическом наслаждении, но так и не сумел вписать их в свою систему. Видимо, число базовых потребностей человека может быть и другим, скорее всего гораздо большим. В классификации Маслоу, кроме того, просматривается определенная, а именно субординационная или иерархическая логика. Удовлетворение более высоких потребностей имеет своей предпосылкой удовлетворение потребностей более низких, что вполне оправданно и понятно. Истинно человеческая деятельность начинается в действительности лишь после того, как удовлетворены физиологические, материальные потребности ее носителя и субъекта. О каком достоинстве, уважении и самоуважении человека может идти речь, когда он нищ, ему голодно и холодно.

Концепция базовых потребностей человека, по Маслоу, не накладывает никаких, кроме, пожалуй, моральных. ограничений на многообразие путей, форм и методов их удовлетворения, что хорошо согласуется с отсутствием всяких принципиально непреодолимых барьеров на пути исторического развития человеческого общества, с многообразием культур и цивилизаций. Эта концепция, наконец, органически увязывает индивидуальные и родовые начала человека. Потребности недостатка или необходимости, согласно Маслоу, являются родовыми (т. е. утверждаемыми самим фактом принадлежности к человеческому роду) качествами человека, потребности же роста - его индивидуальными, свободно-волевыми качествами Бережной Н.М. Человек и его потребности / Под ред. В.Д. Диденко, СГУ сервиса - Форум, 2001. - 160 с..

Базовые потребности человека объективно соотнесены с общечеловеческими ценностями, свидетелями возрастания интереса к которым в современном мире мы являемся. Общечеловеческие ценности добра, свободы, равенства и т. д. могут рассматриваться как продукты или результаты мировоззренческой спецификации содержательного богатства человеческой природы - в ее, разумеется, нормативном выражении. Предельно общий характер базовых потребностей человека, их диспозиционность и устремленность в будущее объясняет столь высокий, идеальный (от слова "идеал") статус общечеловеческих ценностей. Природа человека является своеобразным архетипом общества, общественного развития. Причем под обществом здесь следует понимать все человечество, мировое сообщество. Идея взаимосвязанного, взаимозависимого мира получает тем самым еще одно, антропологическое подтверждение - единство базовых потребностей людей, единую природу человека Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. - М.: Педагогика, 1986. - с. 63.

Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие - у психологов, третьи - у социологов. В итоге получается: каждая классификация - оригинальна, но узкопрофильна, непригодна для общего употребления. Так, например польский психолог Обуховский К. насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций. П. М. Ершов в своей книге "Потребности человека" считает наиболее удачными две классификации потребностей: Ф. М. Достоевского и Гегеля.

Не вдаваясь в обсуждение вопроса, почему Ершов находит сходство у двух совершенно далеких друг от друга по интеллектуальному развитию и интересам людей, рассмотрим вкратце содержание этих классификаций как их представил П. М. Ершов.

Классификация Достоевского:

1. Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни.

2. Потребности познания.

3. Потребности всемирного объединения людей.

У Гегеля 4 группы: 1. Физические потребности. 2. Потребности права, законов. 3. Религиозные потребности. 4. Потребности познания.

Первую группу, по Достоевскому и по Гегелю, можно назвать потребностями витальными; третью, по Достоевскому, и вторую, по Гегелю, - потребностями социальными; вторую, по Достоевскому, и четвертую, по Гегелю, - идеальными.

Потребностью называется определенная нужда действующего субъекта в совокупности окружающих обстоятельств его существования, привязанность к внешним условиям, исходящая из его личностной природы. Это существенное звено в системе отношений с другими людьми выступает причиной жизнедеятельности человека. Потребности распространяются на всю сферу социальной, материальной и органической жизни, указывая на тесные взаимосвязи между этими понятиями.

Проявление потребности

Потребность проявляется в избирательном отношении индивидуума к существующим условиям внешнего мира и является динамической и циклической величиной. Первичные потребности относятся к биологическим нуждам, помимо этого, человек испытывает необходимость пребывания в социуме. Особенность потребности такова, что она является внутренним побуждением и стимулом для деятельности, но одновременно работа становится предметом необходимости.

В то же время занятие каким-либо делом формирует новые потребности, так как нужны определенные средства и затраты для воплощения задуманного в жизнь.

Потребности в обществе

Общество, в котором не развивают и не воспроизводят обречено на деградацию. Нужды людей в разные эпохи соответствуют духу предпринимательства и развития, отражают недовольство и отчаяние, выражают коллективизм, общую веру в последующие дела, обобщают стремления людей, притязания, нуждающиеся в периодическом удовлетворении. Соотношение первичных и вторичных потребностей формируется не только в плане социального положения, но под действием принятого образа жизни, уровня духовного развития, разнообразия социальных и психологических групп в обществе.

Без удовлетворения насущных потребностей общество не может существовать, заниматься воспроизводством общественных ценностей на уровне исторических и культурных стандартов. Насущные потребности в перемещении, общении, владении информацией требуют от общества развития транспорта, средств общения, образовательных институтов. Люди заботятся о том, чтобы удовлетворить первичные и вторичные потребности.

Виды потребностей

Человеческие потребности настолько разнообразны, что для их обобщения в различных категориях требуется классификация по нескольким критериям:

  • по значимости разделяют первичные потребности и вторичные;
  • по группировке субъектов выделяют коллективные, индивидуальные, общественные и групповые;
  • по выбору направления их делят на этические, материальные, эстетические и духовные;
  • по возможности исполнения существуют идеальные и реальные потребности;
  • по сферам деятельности выделяют желание трудиться, физический отдых, общение и экономические направления;
  • по способу удовлетворения нужды подразделяют на экономические, требующие ограниченных материальных ресурсов для производства и неэкономические (потребность в воздухе, солнце, воде).

Первичные потребности

К этой категории относят врожденные физиологические потребности, без которых человек не может существовать физически. К ним относят желание есть и пить, необходимость дышать чистым воздухом, регулярный сон, удовлетворение сексуальных желаний.

Первичные нужды существуют на генетическом уровне, а вторичные возникают с увеличением жизненного опыта

Вторичные потребности

Имеют психологическую природу, к ним относят желание быть успешным, уважаемым членом общества, появление привязанностей. Первичные и вторичные потребности различаются тем, что неудовлетворение желаний второй категории не приведет индивидуума к физической смерти. Вторичные стремления подразделяют на идеальные, социальные и духовные.

Социальные потребности

В этой категории желаний превалирует потребность общаться с другими индивидуумами, проявить себя в общественной деятельности, получить общее признание. Сюда входит стремление принадлежать к определенному кругу или социальной группе, занимать в ней не последнее место. Эти желания развиваются у человека в связи с его собственными субъективными представлениями о структуре данного слоя общества.

Идеальные потребности

К этой группе относят стремления развиваться самостоятельно, проявляющиеся в желании получать новую информацию, исследовать ее и ориентироваться в социуме. Потребность изучать окружающую действительность приводит к осознанию места в современном мире, познание смысла жизни, ведет к пониманию своего предназначения и существования. Переплетаются с идеальными первичные потребности и духовные желания, которые представляют собой стремление к творческой деятельности и осознанию прекрасного.

Духовные стремления

Духовные интересы развиваются у человека в связи с желанием сделать богаче жизненный опыт, расширить кругозор, развить творческие способности.

Рост личностного потенциала заставляет индивидуума не только интересоваться культурой человечества, но и заботиться о представлении ценностей собственной цивилизации. Духовные стремления предполагают рост психологического напряжения при эмоциональных переживаниях, осознание ценности выбранной идеологической цели.

Человек, обладающий духовными интересами, повышает мастерство, стремится к высоким результатам в области деятельности и творчества. Индивидуум относится к работе не только как средству обогащения, но познает собственную личность через труд. Духовные, биологические и тесно переплетаются между собой. В отличие от животного мира, в человеческом обществе первичной является потребность биологического существования, но она постепенно превращается в социальную.

Природа человеческой личности многогранна, отсюда возникает многообразие видов потребностей. Проявление стремлений в различных социальных и природных условиях делает трудной их классификацию и разделение на группы. Многие исследователи предлагают различные разграничения, ставя во главе угла мотивацию.

Классификация потребностей другого порядка

Первичные потребности человека подразделяют на:

  • физиологические, которые заключаются в существовании и воспроизводстве потомства, еде, дыхании, крове, сне и других нуждах тела;
  • являющие собой желание обеспечить комфорт и безопасность проживания, труд для получения благ, уверенность в дальнейшей жизни.

Вторичные потребности, приобретенные в ходе жизненного пути, подразделяют на:

  • социальные стремления получить связи в обществе, иметь дружеские и личные привязанности, заботиться о сородичах, добиться к себе внимания, участвовать в совместных проектах и деятельности;
  • престижные желания (уважать самого себя, получить признание других лиц, достичь успеха, высоких наград, продвинуться по карьерной лестнице);
  • духовные - необходимость самовыражаться, реализовать свой творческий потенциал.

Классификация желаний по А. Маслоу

Если вы узнаете, что у человека есть нужда в крове, пище и здоровом образе жизни, то вы определите первичную потребность. Нужда заставляет индивидуума стремиться получить насущные блага или изменить нежелательное положение (неуважение, позор, одиночество, опасность). Потребность выражается в мотивации, которая в зависимости от уровня развития личности приобретает конкретную и определенную форму.

К первичным потребностям относятся физиологические нужды, например продолжение рода, желание пить воду, дышать и т. д. Человек хочет защищать себя и своих близких от врагов, помогать им в лечении болезней, уберечь от нищеты. Желание попасть в определенную социальную группу переправляет исследователя в другую категорию - социальных потребностей. Помимо этих стремлений, индивидуум испытывает желание нравиться окружающим и требует уважительного к себе отношения.

Постоянно меняются, в процессе эволюции человека постепенно происходит пересмотр мотивации. Закон Э. Энгеля гласит, что спрос на низкокачественные продовольственные товары снижается по мере роста доходов. Одновременно увеличивается спрос на продовольственные товары, которые требуются повышенного качества при улучшении уровня человеческой жизни.

Мотив поведения

О существовании потребностей судят по делам человека и его поведению. Нужды и стремления относят к такой величине, которую непосредственно измерить и наблюдать нельзя. Исследователи в области психологии определили, что некоторые потребности побуждают индивидуума к действию. Ощущение потребности заставляет человека действовать для удовлетворения нужд.

Побуждение определяется как недостаток чего-либо, который превращается в определенное направление действия, и человек концентрируется на достижении результата. Результат в своем конечном проявлении означает средство для удовлетворения желания. Если вы достигаете определенной цели, то это может означать полное удовлетворение, частичное или неполное. Тогда определите соотношение первичных и вторичных потребностей и попытайтесь изменить направление поиска, мотивацию при этом оставив прежней.

Величина удовлетворения, полученного в результате деятельности, оставляет след в памяти и определяет поведение индивидуума в будущем в похожих обстоятельствах. Человек повторяет те поступки, которые вызвали удовлетворение первичных потребностей, и не совершает действий, ведущих к невыполнению задуманного. Этот закон называют законом результата.

Менеджеры в современном обществе моделируют ситуации, позволяющие людям ощущать удовлетворение посредством такого поведения, которое выгодно им. Например, человек в процессе производственной деятельности должен представлять завершение работы в виде содержательного результата. Если построить технологический процесс таким образом, что индивидуум не будет видеть конечного результата работы, это приведет к исчезновению интереса к деятельности, нарушению дисциплины и прогулам. Это правило требует от администрации так развивать производственную сферу, чтобы технология не вступала в конфликт с человеческими потребностями.

Интересы

Могут проявляться как непосредственные и косвенные. Например, проявленный интерес каждого студента к отдельным аспектам своей дипломной работы, расчетам, чертежам является косвенным. Тогда как непосредственным интересом можно считать защиту полностью оформленной работы. Помимо этого, интересы бывают отрицательного и положительного характера.

Заключение

Некоторые люди имеют мало интересов, их круг ограничен только материальными потребностями, поэтому характеристика личности определяется желаниями человека и степенью его развития. Интересы банковского деятеля могут совсем не совпадать со стремлениями, например, художника, писателя, крестьянина и других людей. Сколько людей на свете, столько различных потребностей, нужд, стремлений и желаний возникает у них.

  • Проблема удовлетворения потребностей человека
  • План
  • Введение
  • 1. Общая характеристика потребностей
  • 2. Закон возрастающих потребностей
  • 3. Человек в первобытном обществе
  • 4. Первые цивилизации и "осевое время"
  • Заключение
  • Список литературы
Введение

Любое существо, живущее на земле, будь то растение или животное, полноценно живет или существует только при соблюдении им или окружающей миром определенных условий. Эти условия создают консенсус, который ощущается как удовлетворение, поэтому имеет место говорить о границе потребления , таком состоянии всех людей, при котором их потребности максимально насыщены.

Актуальность данной темы заключается в том, что удовлетворение потребностей - это цель любой деятельности человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. И даже деяние, которое, казалось бы, не несет никакой пользы для человека, на самом деле имеет причину. Например, милостыня, для того, кто её дает, является удовлетворением его высших потребностей, связанных с его психикой.

Потребности - это надобность в каком-либо благе, имеющем полезность для конкретного человека. В таком широком смысле потребности являются предметом исследования не только общественных, но и естественных наук, в частности биологии, психологии, медицины.

Потребности общества - это социологическая категория, в основе которой лежат коллективные привычки, то есть то, что пришло от наших предков, и укоренилось в обществе настолько сильно, что существует в подсознании. Этим и интересны потребности, зависящие от подсознания, не поддающиеся анализу, рассматривая конкретный индивид. Их необходимо рассматривать глобально, относительно общества.

Для удовлетворения потребностей необходимы блага. Соответственно экономические потребности это те, для удовлетворения которых необходимы экономические блага. Другими словами экономические потребности - та часть человеческой нужды, для удовлетворения которой необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Отсюда можно сделать вывод, что любой человек нуждается в экономической сфере для удовлетворения хотя бы его первичных потребностей. Любой человек, будь то знаменитость, ученый, певец, музыкант, политик, президент прежде всего зависит от своего природного начала, а значит касается экономической жизни общества, и не может создавать, творить, руководить не касаясь экономической сферы.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремиться преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность.

1. Общая характеристика потребностей

Состояние чувства нехватки характерно для любого человека. Первоначально это состояние носит расплывчатый характер, точно неясна причина такого состояния, но на следующем этапе оно конкретизируется, и становится ясно какие именно товары или услуги необходимы. Такое чувство зависит от внутреннего мира конкретной личности. В последний входят вкусовые предпочтения, воспитание, национальные, исторические предпосылки, географические условия.

Психология рассматривает потребности как особое психическое состояние индивида, ощущаемую им неудовлетворенность, которая отражается на психике человека как результат несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности.

Общественные науки изучают социально-экономический аспект потребностей. Экономическая наука, в частности, исследует общественные потребности.

Общественные потребности - потребности, возникающие в процессе развития общества в целом, отдельных его членов, социально-экономических групп населения. Они испытывают на себе влияние производственных отношений социально-экономической формации, в условиях которой складываются и развиваются.

Общественные потребности делятся на две крупные группы потребности общества и населения (личные потребности).

Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся потребности производственные, в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охранения окружающей среды, обороне и т. п Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Сервисология. Человек и его потребности: Учеб. пособие. - Новосибирск, 2002..

С экономической деятельностью общества наиболее связаны производственные потребности.

Производственные потребности вытекают из требований максимально эффективного функционирования общественного производства. Они включают потребности отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства в рабочей силе, сырье, оборудовании, материалах для выпуска продукции, потребности в управлении производством на разных уровнях - цеха, участка, предприятия, отрасли народного хозяйства в целом.

Эти потребности удовлетворяются в процессе хозяйственной деятельности предприятий и отраслей, которые связаны между собой как производители и потребители.

Личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Они выступают как осознанное стремление человека к достижению объективно необходимых условий жизни, обеспечивающих полное благосостояние и всестороннее развитие личности.

Являясь категорией общественного сознания, личные потребности выступают и как специфическая экономическая категория, выражающая общественные отношения межу людьми по поводу производства, обмена и использования материальных и духовных благ и услуг.

Личные потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека. Последняя в конечном счете всегда направлена на удовлетворение потребностей: осуществляя свою деятельность, человек стремиться полнее удовлетворить их.

Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки «разложить по полочкам» все многообразие потребностей людей. Так А. Маршалл, выдающийся представитель неоклассической школы, ссылаясь на немецкого экономиста Геммана, отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др. В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные(низшие) и вторичные(высшие). Под первичными подразумевается потребности человека в еде, питье, одежде т. д. Вторичные потребности главным образом связанны с духовной интеллектуальной деятельностью человека - потребности в образовании, искусстве, развлечении и т. п. Деление это в известной степени условно: роскошная одежда «нового русского» не обязательно связанна с удовлетворением первичных потребностей, а, скорее, с представительскими функциями или так называемым престижным потреблением. Кроме того деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого отдельного человека: для некоторых чтение - первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей в одежде или жилище(хотя бы частично).

Единство общественных потребностей (в том числе и личных), характеризующееся внутренними взаимосвязями, называется система потребностей. К Маркс писал: «…различные потребности внутренне связанны между собой в одну естественную систему…»

Система личных потребностей - иерархически организованная структура. В ней выделяются потребности первого порядка, их удовлетворение составляет основу жизнедеятельности человека. Потребности последующих порядков удовлетворяются после того, как наступает определенная степень насыщения потребностей первого порядка.

Отличительной особенностью системы личных потребностей является то, что входящие в нее виды потребностей не взаимозаменяемы. Например, полное удовлетворение потребности в пище не может заменить необходимости удовлетворения потребности в жилье, одежде или духовных потребностей. Взаимозаменяемость имеет место лишь в отношении конкретных благ, служащих удовлетворению отдельных видов потребностей.

Существенность системы потребностей в том, что человек или общество в целом обладает набором потребностей, каждая из которых требует своего удовлетворения.

2. Закон возрастающих потребностей

Закон возрастающих потребностей - экономический закон движения потребностей. Проявляется в возрастании уровня и качественном совершенствовании потребностей.

Это всеобщий закон, действующий во всех общественно-экономических формациях. Ему подчиняются потребности всех социальных слоев и групп населения, и каждого их представителя в отдельности. Но конкретные формы проявления этого закона, интенсивность, сфера и характер его действия зависят от формы собственности на средства производства, уровня развития производительных сил и господствующих производственных отношений.

Смена формы собственности и рождение нового способа общественного производства всегда служат стимулом и условием для более полного проявления закона возрастающих потребностей, усиления интенсивности и расширения сферы его действия.

Под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса потребности постоянно растут в рамках одной общественно-экономической формации.

Основные направления, по которым развиваются личные потребности, обусловленные действием этого закона, следующие: рост общего их объема; усложнение, объединение в крупные комплексы; качественные изменения в структуре, выражающиеся в ускоренном росте прогрессивных потребностей на базе полного удовлетворения самых необходимых и настоятельных потребностей, ускоренный рост потребностей в новых высококачественных товарах и услугах; равномерность возрастания потребностей всех социальных слоев и связанное с этим сглаживание социально-экономических различий в уровне и структуре личных потребностей; приближение личных потребностей к разумным, научно обоснованным ориентирам потребления.

Стадии развития потребностей - этапы, которые проходят потребности, в процессе развития. Выделяют четыре стадии: зарождение потребности, её интенсивное развитие, стабилизация и угасание.

Понятие стадий наиболее применимо к потребностям в конкретных товарах. Потребность в каждом новом изделии проходит все эти стадии. Сначала при зарождении потребность существует как бы в потенции, в основном у лиц, связанных с разработкой и опытной проверкой нового изделия.

Когда оно освоено для массового производства, спрос начинает быстро возрастать. Это соответствует стадии интенсивного развития потребности.

Затем по мере роста производства и потребления товара потребность в нем стабилизируется, становясь привычкой для большинства потребителей.

Развитие научно-технического прогресса ведет к созданию более совершенных предметов, удовлетворяющих ту же потребность. В результате потребность в конкретном изделии переходит в стадию угасания, начинает сокращаться. Одновременно возникает потребность в, усовершенствованном изделии, которая так же, как и прежняя, попеременно проходит все рассмотренные стадии.

В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они характеризуют потребности всего общества. И в то же время этот закон является движущей силой экономического роста, в силу того, что человеку требуется всегда больше чем он достиг.

3. Человек в первобытном обществе Проведенные в Х1Х-ХХ вв. этнографические исследования племен, до сих пор живущих в условиях первобытного общества, позволяют довольно полно и достоверно реконструировать образ жизни человека той эпохи.Первобытный человек глубоко ощущал свою связь с природой и слитность с соплеменниками. Осознания себя как отдельной, самостоятельной личности еще не произошло. Задолго до ощущения своего «Я» возникло ощущение «Мы», чувство единства, слитности с другими членами группы. Наше племя -- «Мы» -- противостояло другим племенам, чужакам («Они»), отношение к которым обычно было враждебным. Кроме единства со «своими» и противопоставления «чужим» человек остро чувствовал свою связь с миром природы. Природа, с одной стороны, была необходимым источником жизненных благ, но, с другой стороны, таила массу опасностей и часто оказывалась враждебной к людям. Отношение к соплеменникам, к чужакам и к природе прямо влияло на понимание древним человеком своих потребностей и возможных путей их удовлетворения.За всеми потребностями людей первобытной эпохи (как, впрочем, и наших современников) стояли биологические особенности человеческого организма. Эти особенности нашли выражение в так называемых насущных, или витальных, первичных потребностях -- в пище, одежде, жилище. Главная особенность насущных потребностей состоит в том, что они обязательно должны удовлетворяться -- иначе человеческий организм вообще не может существовать. К вторичным, ненасущным относят потребности, без удовлетворения которых жизнь возможна, хотя и полна лишений. Насущные потребности имели исключительное, доминирующее значение в первобытном обществе. Во-первых, удовлетворение насущных потребностей представляло собой сложную задачу и требовало от наших предков большого напряжения сил (в отличие от современных людей, без труда пользующихся, например, продукцией мощной индустрии, производящей продукты питания). Во-вторых, сложные социальные потребности были развиты слабее, чем в наше время, и поэтому поведение людей больше зависело именно от потребностей биологических.В то же время у первобытного человека начинает формироваться вся современная структура потребностей, которая сильно отличается от структуры потребностей животных.Главные отличия человека от животных -- трудовая деятельность и развивавшееся в Процессе труда мышление. Для поддержания своего существования человек научился воздействовать на природу не только, своим телом (ногтями, зубами, как делают животные), а с помощью особых предметов, стоящих между человеком и предметом труда и многократно усиливающих человеческое воздействие на природу. Эти предметы получили название орудий труда. Поскольку человек поддерживает свою жизнь с помощью продуктов труда, сама трудовая деятельность становится важнейшей потребностью общества, Так как труд невозможен без знаний о мире, в первобытном обществе возникает потребность в познании. Если потребность в каких-либо предметах (пище, одежде, орудиях труда) является материальной потребностью, то потребность в познании -- это уже духовная потребность.В Первобытном обществе возникает сложное взаимодействие между индивидуальными (личными) и общественными потребностями.В XVIII в. французские философы-материалисты (П. А. Гольбах и др.) предложили для объяснения человеческого поведения теорию разумного эгоизма. Позже она была заимствована Н. Г. Чернышевским и подробно изложена в романе «Что делать?». Согласно теории разумного эгоизма, человек всегда действует в своих личных, эгоистических интересах, стремится удовлетворять только индивидуальные потребности. Однако если обстоятельно, логично проанализировать личные потребности человека, мы неизбежно обнаруживаем, что, в конечном счете, они совпадают с потребностями общества (социальной группы). Поэтому «разумный» эгоист, преследуя только правильно понятую личную выгоду, автоматически будет действовать в интересах всего человеческого сообщества.В наше время стало ясно, что теория разумного эгоизма упрощает реальное положение вещей. Противоречия между интересами личности и сообщества (для первобытного человека это было свое племя) на самом деле существуют и могут достигать огромной остроты. Так, в современной России мы видим множество примеров, когда те или иные потребности различных людей, организаций и общества в целом исключают друг друга и порождают Крупные конфликты интересов. Но общество выработало и ряд механизмов, позволяющих разрешать такие конфликты. Самый древний из этих механизмов возник уже в первобытную эпоху. Этот механизм -- мораль.Этнографам известны племена, у которых даже к Х1Х-ХХ вв. не успели возникнуть искусство и сколько-нибудь отчетливые религиозные представления. Но нет, ни одного племени, у которого бы не было развитой и эффективно действующей системы моральных норм. Мораль возникла у древнейших людей для согласования интересов личности и общества (своего племени). Главный смысл всех моральных норм, традиций, предписаний состоял в одном: они требовали от человека действовать в первую очередь в интересах группы, коллектива, удовлетворять сначала общественные, и лишь потом -- личные потребности. Только такая забота каждого о благе всего племени -- пусть даже в ущерб личным интересам -- делала это племя жизнеспособным. Мораль закреплялась через воспитание и традиции. Она стала первым мощным социальным регулятором человеческих потребностей, управляющим распределением жизненных благ.Моральные нормы предписывали распределять материальные блага в соответствии со сложившимся обычаем. Так, у всех без исключения первобытных племен действуют строгие правила раздела охотничьей добычи. Она не считается собственностью охотника, а распределяется среди всех соплеменников (или, по крайней мере, среди большой группы людей). Чарльз Дарвин во время кругосветного путешествия на корабле «Бигль» в 1831-1836 гг. наблюдал у жителей Огненной Земли простейший способ раздела добычи: она делилась на равные части и раздавалась всем присутствующим. Например, получив кусок материи, туземцы всегда делили его на одинаковые кусочки по числу людей, находившихся в этом месте в момент дележа. В то же время при чрезвычайных обстоятельствах первобытные охотники могли получить последние куски пищи, так сказать, сверх своей доли, если судьба племени зависела от их выносливости и способности вновь добывать пропитание. Наказания за опасные для общества действия также учитывали потребности и интересы членов общины, а также степень этой опасности. Так, у ряда африканских племен укравший домашнюю утварь не несет строгих наказаний, но укравший оружие (предметы, особенно важные для выживания племени) жестоко умерщвляется. Таким образом, уже на уровне первобытного строя общество вырабатывало способы удовлетворения общественных потребностей, которые не всегда совпадали с личными потребностями каждого индивида.Несколько позже морали в первобытном обществе возникают мифология, религия и искусство. Их появление -- это крупнейший скачок в развитии потребности в познании. Древняя история любого известного нам народа показывает: человек никогда не довольствуется только удовлетворением первичных, базовых, насущных потребностей. Крупнейший Специалист по теории потребностей Абрахам Маслоу (1908-1970) писал: «Удовлетворение базовых потребностей само по себе еще не создает системы ценностей, на которые можно опереться и в которые можно верить. Мы поняли, что возможными последствиями удовлетворения базовых потребностей могут быть скука, отсутствие цели, моральное разложение. Судя по всему, наилучшим образом мы функционируем, когда стремимся к чему-то, чего нам недостает, когда мы желаем чего-то, чего не имеем, и когда мы мобилизуем наши силы, стремясь к удовлетворению этого желания». Все это можно сказать уже о первобытных людях. Существование у них общей потребности в познании легко объясняется необходимостью ориентироваться в природной среде, избегать опасности, изготовлять орудия труда. По-настоящему удивительно другое. У всех первобытных племен возникла потребность в мировоззрении, т. е. в формировании системы взглядов на мир в целом и место человека в нем. Сначала мировоззрение существовало в форме мифологии, т. е. легенд и сказаний, осмысливавших устройство природы и общества в фантастической художественно-образной форме. Затем возникает религия -- система взглядов на мир, признающая существование сверхъестественных явлений, нарушающих обыденный порядок вещей (законы природы). В наиболее древних типах религий -- фетишизме, тотемизме, магии и анимизме -- понятие бога еще не сформировалось. Особенно интересным и даже дерзким видом религиозных представлений была магия. Это попытка найти наиболее простые и эффективные пути удовлетворения потребностей через контакт со сверхъестественным миром, активное вмешательство человека в происходящие события с помощью могущественных таинственных, фантастических сил. Только в эпоху возникновения современной науки (ХVI-ХVШ вв.) цивилизация окончательно сделала выбор в пользу научного мышления. Магия и колдовство были признаны ошибочным, неэффективным, тупиковым путем развития человеческой деятельности.Возникновение эстетических потребностей проявилось в зарождении художественного творчества, создании произведений искусства. Наскальные рисунки, статуэтки людей и животных, всевозможные украшения, ритуальные охотничьи танцы, казалось бы, никак не связаны с удовлетворением насущных потребностей, не помогают человеку выжить в борьбе с природой. Но это только на первый взгляд. В действительности искусство -- результат развития сложных духовных потребностей, опосредованно связанных и с потребностями материальными. Это, прежде всего, потребность в правильной оценке окружающего мира и в выработке разумной стратегии поведения человеческого сообщества. «Искусство, -- отмечает известный специалист по эстетике М. С. Каган, -- рождалось как способ осознаний, объективно складывавшейся в обществе системы ценностей, ибо укрепление социальных отношений и их целенаправленное формирование требовали создания таких предметов, в которых закреплялась бы, хранилась и передавалась от человека к человеку и от поколения к поколению эта единственно доступная первобытным людям духовная информация -- информация о социально организовавшихся связях с миром, об общественной ценности природы и бытия самого человека». Даже в самых простых произведениях первобытного искусства выражено отношение художника к изображаемому объекту, т. е. зашифрована социально значимая информация о том, что важно и ценно для человека, как следует относиться к тем или иным явлениям.Итак, в развитии потребностей первобытного человека обнаруживается ряд закономерностей.Человек всегда был вынужден удовлетворять насущные, первичные, преимущественно биологические потребности.Удовлетворение простейших материальных потребностей вело к формированию все более сложных, вторичных потребностей, имевших преимущественно социальный характер. Эти потребности, в свою очередь, стимулировали совершенствование орудий труда и усложнение трудовой деятельности.3. Древние люди на опыте убедились в необходимости удовлетворения общественных потребностей и начали создавать необходимые для этого механизмы регуляции социального поведения -- прежде всего мораль (нравственность). Удовлетворение индивидуальных потребностей могло жестко ограничиваться, если они вступали в конфликт с общественными.4. Наряду с базовыми, насущными потребностями у всех племен древних людей на каком-то этапе их развития появляется потребность в формировании мировоззрения. Только мировоззренческие идеи (мифология, религия, искусство) могли придать смысл человеческой жизни, создать систему ценностей, выработать стратегию жизненного поведения отдельного человека и племени в целом.Всю историю первобытного общества можно представить как поиск новых способов удовлетворения развивающейся системы материальных и духовных потребностей. Уже в это время человек попытался раскрыть смысл и цели своего существования, которое наши далекие предки не сводили к удовлетворению простых материальных нужд.4. Первые цивилизации и «осевое время» Экономической основой первых цивилизаций стали, так называемые раннеземледельческие культуры: В бассейнах крупных рек в теплом поясе Земли (Нил, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы, Тигр и Евфрат) около восьми тысяч лет назад стали возникать оседлые поселения. Благоприятные природные условия и строительство оросительных систем способствовали тому, что жители этих поселений впервые в истории человечества стали получать стабильный высокий урожай зерновых культур. Тем самым они приобрели, гарантированный источник белковой пищи.Более полное удовлетворение потребностей в продовольствии происходило параллельно с другой революцией в мире потребностей. Переход от кочевого образа жизни скотоводов к оседлому, без которого земледелие невозможно, вызвал взрывной рост мира вещей, окружавших человека в повседневной жизни. Охотник эпохи палеолита имел крайне скудный набор предметов для удовлетворения своих потребностей, так как должен был носить все имущество с собой. При оседлом образе жизни появляется возможность почти неограниченного создания и накопления вещей, удовлетворяющих все более изысканные потребности. «Богатство вещного мира культуры, которое уже начинает тяготить психологию человека XX в., начало стремительную эскалацию именно в эпоху первых земледельцев. Легко можно представить, насколько загроможденным различными предметами представился бы дом оседлого земледельца палеолитическому охотнику, только что покинувшему свое пещерное обиталище». Одновременно в раннеземледельческом обществе усиливается социальная дифференциация, означавшая различия в возможностях удовлетворения потребностей. Позже, с появлением общественных классов, эта дифференциация достигает огромных масштабов: рабы и свободные крестьяне часто оказываются на грани выживания из-за неудовлетворенности даже простых насущных потребностей, а рабовладельцы и жрецы приобретают возможность удовлетворять их в максимальном объеме. Удовлетворение потребностей все сильнее зависит не только от производства материальных и духовных благ, но и от места человека в общественной системе. В зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе люди имеют теперь разные возможности реализации потребностей. Более того, у людей из разных социальных слоев в процессе воспитания потребности формируются несколько по-разному.К очагам древнейших цивилизаций обычно относят Шумер, Египет, Хараппу (Индия), иньский Китай, крито-микенскую Грецию и древние цивилизации Америки. Переход в этих районах Земли к эпохе цивилизации связывают с тремя крупными нововведениями: возникновением письменности, монументальной архитектуры и городов. Такие скачки в развитии материальной и духовной культуры привели к усложнению мира техники и предметов быта (в результате развития ремесленного производства в городах), к усложнению хозяйственных связей и механизмов удовлетворения насущных потребностей. Земледелец и ремесленник теперь обмениваются продуктами своего труда, в том числе посредством торговли и формирующегося в эту эпоху денежного обращения. Возникновение письменности резко расширило возможности опосредованного общения между людьми с помощью знаковых систем (языка). Потребности в познании, общении, обучении, передаче и хранении информации обслуживаются теперь путем создания письменных текстов. Следующий скачок такого масштаба в обслуживании потребностей познания и обработки информации произошел, по-видимому, только в XX в., когда были разработаны компьютерные технологии и в дополнение к письменной культуре начала формироваться экранная культура.Крупный сдвиг в понимании человеком мира, самого себя и своих потребностей произошел независимо друг от друга в крупнейших цивилизациях Китая, Индии и Запада в период с 800 по 200г. до н. э. Этот период известный немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс (1831-1969) назвал «осевым временем». «Тогда произошел самый резкий поворот в истории, -- писал он об осевом времени. -- Появился человек такого типа, который сохранился по сей день». Раньше человек целиком находился в плену традиционного мифологического и религиозного мировоззрения. Теперь начинает формироваться наука, рациональное мышление, основанное на проверенном опыте. Оно позволяет людям по-новому осмысливать действительность. Возникает представление об отдельном индивиде как самостоятельной личности, а не безликой частичке человеческого сообщества. В Древней Греции и Риме постепенно формируется общество, состоящее из многообразия личностей, обладающих разными потребностями. Во многих греческих полисах человек получает право самостоятельно выбирать для себя род занятий, развивать и контролировать свои потребности. Однако полная самостоятельность отдельной личности достигается позже -- только в эпоху капитализма.У древних цивилизаций продолжала совершенствоваться система норм, позволяющих согласовывать потребности общества и личности, не допускать их столкновения. Если при первобытном строе это были моральные, а затем и связанные с ними религиозные нормы, то после возникновения государства человеческое поведение регулируют и нормы права. Правовые нормы устанавливаются государственной властью, которая следит за их исполнением, при необходимости используя принуждение.В эпоху первых цивилизаций усложнились отношения между личными и общественными потребностями. Появились потребности различных социальных групп, классов, слоев теперь уже неоднородного населения. Неудовлетворенность потребностей ряда социальных групп -- прежде всего класса рабов -- становится мощным стимулом социальных конфликтов.Развитие и удовлетворение потребностей человека остается противоречивым процессом. В нем одновременно действовало несколько тенденций. С одной стороны, решались проблемы производства продовольствия, строительства и обслуживания оросительных систем, обеспечения безопасности, снабжения населения необходимыми вещами. Производство, сохранившееся с первобытной эпохи, носило натуральный, нетоварный характер. Теперь развиваются простые формы обмена. Появление классовой структуры общества -- возникновение рабов, рабовладельцев, ремесленников и свободных крестьян -- привело к формированию значительного слоя людей, как мы бы сейчас сказали, профессионально занимавшихся сервисной деятельностью. Первым крупным социальным слоем, занятым фактически в сфере услуг, была домашняя прислуга (как правило -- рабы). Его главной задачей было личное домашнее обслуживание знати и всех состоятельных слоев общества.С другой стороны, экономика древних цивилизаций не сводилась к удовлетворению простых насущных потребностей. Попытка понять окружающий мир в целом привела, как уже отмечалось, к формированию мифологии, религии и искусства, удовлетворявших духовные потребности человека в понимании мира и своего места в нем. Мифология, искусство и религия стали первыми формами мировоззрения. В эпоху ранних цивилизаций мировоззренческие представления о жизни и смерти, загробном мире, последующем воскрешении умерших стали определять многие направления деятельности общества. Так, существует точка зрения, что главная причина ослабления цивилизации Египта в период древнего царства (298-475 гг. до н. э.) -- строительство пирамид и гигантских храмов, колоссальных сооружений, которые с современной точки зрения не имеют никакого практического значения. Тем не менее, общество испытывало потребность в таком строительстве, поскольку это соответствовало мировоззрению древних египтян (а не их сиюминутным материальным интересам). Согласно религиозным представлениям египтян, все умершие в далеком будущем смогут физически воскреснуть. Однако воскресить любого человека сможет только его фараон -- наместник богов на земле. Поэтому каждый египтянин глубоко чувствовал личную связь с фараоном, а сохранение его мумии и будущее воскрешение ощущались жителем Древнего Египта как насущная личная потребность. Это совершенно особая вера в связь между жителями страны и правителем, создававшая потребность заботиться о его погребении. Идеология Древнего мира могла порождать потребности, которые современному человеку кажутся странными и непонятными - подобно потребности в строительстве пирамид.Заключение

Существенность системы потребностей в том, что человек или общество в целом обладает набором потребностей, каждая из которых требует своего удовлетворения. Этот казалось бы простой тезис приобретают серьезную окраску если проанализировать современное время и историю. То чего мы достигли в любой области, пусть ценой мировых войн, мировых кризисов в конечном счете является следствием из простого желания или чувства нехватки, или сдвигами внутреннего химизма. Параллельно лежит закон возрастающих потребностей. В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они характеризуют потребности всего общества. И в то же время этот закон является движущей силой экономического роста, в силу того, что человеку требуется всегда больше чем он достиг.

Диалектическая взаимосвязь деятельности и потребностей общества - коренной источник как их обоюдного развития так и всего общественного прогресса, она является абсолютным и вечным условием существования и развития общества. То есть их взаимосвязь носит характер общеэкономического закона. Человеческое общество, наряду с другими законами, в своем функционировании и развитии регулируется таким важнейшим законом, как законом подчиненности всей системы деятельности системе потребностей общества, требующим подчинения всей совокупной деятельности общества удовлетворению его общественно необходимых, объективно назревших, действительных потребностей общества, возникших в ходе деятельностного бытия общества. Поэтому абсолютная цель деятельности того или иного общества - это удовлетворение его потребностей.

Итак, потребности человека, есть отпечатки в его собственном сознании ощущаемой необходимости обеспечения соответствия комфортных и текущих условий его существования.

Список литературы

1. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности. (В.псих., 2001,№4)

2. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности.Л,2003

3. Маслоу А. Мотивация и личность.-М., 1999

4. Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленности личности (В псих 2003,№5) -

5. Дилигенский Г,Г. Проблемы теории человеческих потребностей (В.Ф 1999, № 4)

6. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность.М.. 2000.