Понятие стабильности и нестабильности. Проблема социальной безопасности

В реальной социальной жизни практически не бывает абсолютной стабильности. В любом обществе всегда имеют место нарушения равновесия внутри социальных систем и между ними, проявления реальной или потенциальной нестабильности. Под нестабильностью понимаются такие деформации структуры, функций или каких-либо процессов социальных систем (в том числе и социетальных), которые деформируют эти системы и угрожают их целостности. Такая нестабильность может быть и на уровне отдельных социальных систем (нестабильность экономики, государственной власти и т. д.), их взаимодействия друг с другом, наконец, на уровне всего общества.

Однако понятие нестабильности имеет и более широкий фундаментальный научный и философский смысл. Согласно современным представлениям, получающим все большее распространение среди ученых разных научных профилей, нестабильность в смысле неустойчивости является фундаментальной характеристикой всего мироздания. Такие представления можно отнести и к обществу. При этом под неустойчивостью следует понимать не социальный хаос, а незаконченность, незавершенность в каждый данный момент социальной эволюции, возможность и необходимость социальных изменений в той или иной точке социального бытия, даже непредсказуемость этих изменений, их конкретной направленности, времени и места возникновения.

В реальной социальной жизни нестабильность, как правило, является признаком каких-то нерешенных проблем, дисфункций и деформаций. Факторы нестабильности, как и факторы стабильности, могут быть внешними по отношению к социальной системе и внутренними. Внешние факторы, в свою очередь, могут быть подразделены на социальные (антропогенные)и природные. Воздействие внешних социальных факторов может существенно деформировать и даже разрушить социальную систему. Так, в период захватнических колонизаторских войн были разрушены многие общества в Африке, Азии, Америке, Австралии, уничтожены целые народы, нередко с высокой и уникальной культурой. Существенно нарушить стабильность социальных (социетальных) систем могут и природные катаклизмы. Под их воздействием нередко деформируются или совсем разрушаются некоторые социальные институты, например, экономика, система здравоохранения. Огромный ущерб народному хозяйству, различным системам жизнеобеспечения людей, их жизням наносят землетрясения, наводнения, тайфуны, цунами и т. д.

Внутренние социальные факторы нестабильности социальных систем также весьма многообразны. В целом можно сказать, что нестабильность системы -- это разрушение или по крайней мере нарушение ее целостности, деформация структуры и функций. Это положение подробнее можно проиллюстрировать на примере социальных институтов. Нестабильность деятельности социальных институтов проявляется прежде всего в существенном нарушении равновесия между структурными компонентами (например, дисбаланс отраслей народного хозяйства в экономике), в функциональной расстроенности вплоть до невыполнения необходимых общественных функций, деформации во взаимоотношениях между различными социальными институтами.

С социологической точки зрения социальная стабильность -- не синоним неизменности, неподвижности социальных систем и отношений. В обществе такая неподвижность является, как правило, не признаком стабильности, а признаком застоя, рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге к нестабильности. В бывшем СССР, например, в течение длительного времени, особенно в 1960- 1970-е гг., правительство старалось держать стабильными, т. е. неподвижными розничные цены на многие товары и услуги. Однако в итоге это привело к тому, что цены стали абсолютно не соответствовать затратам труда и сырых материалов на производство этих товаров, затратам труда на оказание услуг. В свою очередь такая ситуация привела к тому, что производить товары и оказывать услуги стало экономически невыгодно. В результате начало падать производство, затормозился научно-технический прогресс, стали расширяться области застоя. Так что неизменяемость каких-либо систем вовсе не означает их стабильности.

В социологическом смысле социальная стабильность - это такая устойчивость социальных структур, процессов и отношений, которая при всех их изменениях сохраняет их качественную определенность и целостность как таковых.

Она складывается из трех уровней:

§ внутренней стабильности социальных систем (институтов, организаций, сообществ и т. д.);

§ стабильности их взаимосвязей и их взаимодействий между собой;

§ стабильности всего общества, которую можно обозначить как социетальную стабильность.

Эта последняя уже будет включать в себя стабильность политическую, экономическую, идеологическую, культурную и т. д. на уровне всего общества. Стабильное общество -- это общество, развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость, общество, в котором налажен механизм изменений, сохраняющий его устойчивость, исключающий такую борьбу социальных сил, которая ведет к расшатыванию самих устоев общества. Соответственно, нестабильность также вызвана обществом и имеет способность устаиваться в течение длительного периода, а также иметь губительные последствия для всех слоев и строев социума. Во избежание ситуаций различной нестабильности я введу термин «социальная безопасность», и расскажу немного более подробно об этой теме.

Политическая нестабильность и отсутствие концептуальных стратегий в области развития внешних связей, национальных интересов, региональной политики России, недостаток выверенных социально-экономических программ приводят к неопределенности в сфере обеспечения безопасности российского общества.

Безопасность - социальная норма современного общества. Появление темы «безопасности» в горизонтах социологии нестабильности вызвано рядом обстоятельств. И среди них необходимо прежде всего выделить тесную связь и взаимообусловленность проблем обеспечения стабильного развития, социальных порядков общества и сохранения безопасности России. Далее немного раскроем тему социальной безопасности как ячейку в стабильном сосуществовании в нашей стране, и факторы, которые влияют на нее.

Социальная безопасность - это защищенность жизненно важных интересов личности, семьи и общества от внутренних и внешних угроз. Ее объекты - все основные элементы социальной системы обеспечения качества и уровня жизни народа, которые регулируются национальной и социальной политикой. И в этом плане социальная безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности. Как мы все помним, до недавнего времени в социальной политике отсутствовала стратегия социального развития. Следствием этого явились низкая продолжительность жизни, высокий уровень бедности, неоправданно высокая социальная дифференциация населения, региональная диспропорция в уровне жизни, снижение качества образования и здравоохранения, а также общего уровня духовности и культуры в нашем обществе. И, наконец, во весь рост обозначилась демографическая проблема.

Как известно, в 2005 году появились приоритетные национальные проекты, которые положили начало стратегическому повороту в социальной политике и послужили основой для формирования социальной стратегии в России. Важность этих проектов в том, что они были ориентированы на человека, на необходимость первоочередного решения проблем его образования, его здоровья, его благосостояния.

Для выработки принципов достижения долговременных целей социального развития, которые были провозглашены на известном заседании Госсовета Владимиром Путиным, были определены задачи выстраивания социально-экономической политики как политики управления будущим. И в этом плане необходимо, чтобы концепция социально-экономического развития нашей страны стала стратегией безопасного и устойчивого социального развития, направленного на совершенствование социальных отношений, обеспечение равных возможностей и социальной консолидации.

Это требует серьезных финансовых ресурсов и решения достаточно сложной задачи реализации двух взаимосвязанных, но вместе с тем разновекторных направлений - спроса на равенство и спроса на эффективность. Это требует, в свою очередь, одновременного накопления социальной мобильности и социальной справедливости внутри рыночной экономики, соответствующих уровню и темпу развития общества.

В этом плане социальная безопасность является ключевой гарантией сохранности и эффективности всех видов инвестиций в человеческий капитал. Для ее обеспечения нужны принятие и выполнение высоких социальных обязательств государства в рамках комплексной системы социальных стандартов.

Новая социальная политика требует постоянного создания и расширения для общества и для каждого гражданина инфраструктуры новых возможностей для самореализации, саморазвития собственных инвестиций граждан в свое будущее и будущее своей семьи. Это нужно осознать всем - и власти, и обществу, и каждому гражданину. Хотя на сегодняшний день существует и накапливается очевидный недостаток подобных возможностей, дефицит профессиональных инструментов: сберегать, страховать, накапливать и вкладывать.

Необходимость решения стратегических задач социального развития требует просчитанных, эффективных и обсужденных с обществом новых принципов финансирования социальной сферы, четкого представления о перспективах ее отдельных направлений, перестройки и повышенной ответственности правительства.

С этой целью, как мы знаем, Минэкономразвития был разработан проект Концепции социально-экономического развития до 2020 года, в котором недостаточно акцентируется внимание на преодолении дифференциации российского общества по качеству и уровню жизни, не предусматриваются обоснованные механизмы сокращения имущественных, территориальных, информационных и иных разрывов между слоями населения, расширения прав и свобод нуждающихся. В доработанном варианте концепции недостаточно обоснована политика доходов, жилищная политика, стандарты отнесения к среднему классу и возможности достижения его доли 50-60 % в общей численности населения страны.

Я считаю, что надо исходить из совершенно другой парадигмы: из признания равной значимости для общества социальной и экономической политики. Это принципиальное положение, которое присутствует в социальных системах тех цивилизованных стран, где во многом решены проблемы социального обеспечения граждан, где приняты социальные стандарты.

Человеческое творчество - слишком сложный феномен, чтобы редуцировать его лишь к социальным и культурным условиям. Но и игнорировать влияние этих условий на творчество нельзя, поскольку они имеют большое значение, представляя собой среду, под воздействием которой находится любая человеческая деятельность.

Введение

Российский регион - это сложная многоуровневая структура, обладающая внутренней динамикой и являющаяся важнейшим элементом национальной экономики. Для региональных экономических систем характерно сочетание социальной, экономической, экологической, информационной и других составляющих, наличие множества сложных элементов, большого числа разнообразных связей, циркуляция больших потоков материальных, финансовых и информационных ресурсов. В России, являющейся федеративным государством, ключевыми являются проблемы экономической самостоятельности, безопасности и устойчивого развития регионов.

К социально-экономическим системам относят мировое сообщество, союзы государств, государства, административные единицы внутри государства, отрасли хозяйства, отдельные предприятия, группы людей.

Теория устойчивости социально-экономических систем

Будучи производной от некоторых других ветвей знания (кибернетики, теории систем и др.), вобрала в себя ряд междисциплинарных категорий. Среди них «система», которая характеризуется иерархией организованных подсистем, движением отдельных частей и, в совокупности, развитием, наличием или недостатком ресурсов развития. Важным понятием является «структура», под которой понимают части одной системы, определенным образом вступающие во взаимоотношения. В каждой системе имеется потенциал (ресурс, капитал), способствующий ее развитию. Развитием называют изменения, происходящие в системе, принимающие структурную, качественно-количественную форму, либо это изменения, отражающие характер функционирования. Социально-экономическая система способна эволюционизировать из одного вида в другой, в частности в такой, при котором потребленные ресурсы восстанавливаются, воспроизводятся, заменяются на другие, минимизируется их расходование, если невозможно продолжить развитие без невозобновляемых ресурсов.

Устойчивость социально-экономической системы значительно отличается от технической, физической устойчивости. Поскольку главной характеристикой в ней выступает не некоторое равновесное состояние и способность возвращаться к нему в случае возмущающих воздействий, или сохранение заданной траектории движения в случае противодействующих сил, а способность эффективно использовать, автономно видоизменять ресурсы своего развития, непрерывно наращивать показатели своего положительного изменения, не увеличивая или минимизируя затраты базовых, невозобновляемых ресурсов.

Формирование устойчивой социально-экономической системы должно базироваться на принципах устойчивого развития , основными из которых являются:



1. улучшение качества жизни;

2. гарантированное здоровье людей;

3. удовлетворение основных жизненных потребностей как населения, так и будущих поколений;

4. борьба с бедностью;

5. рациональные структуры производства и потребления;

6. рациональное природопользование;

7. сохранение экосистем, защита климата и озонового слоя;

8. обеспечение экологической безопасности;

9. устранение всех форм насилия над человеком и природой (предупреждение войн, терроризма и экоцида);глобальное партнерство.

В теории устойчивого развития можно выделить несколько подходов к оценке устойчивости социально-экономических систем. В качестве первого подхода можно определить методику расчета показателя "Истинных накоплений (Genuine saving)", разработанного исследователями Всемирного Банка для оценки устойчивости экономики. Он определяет благосостояние страны в более широком плане, чем национальные счета. Цель показателя - представить «стоимость чистого изменения в целом спектре активов, которые важны для развития: производственные активы, природные ресурсы, качество окружающей среды, человеческие ресурсы и иностранные активы». Коррекция валовых внутренних сбережений производится в два этапа. На первом этапе определяется величина чистых внутренних сбережений (NDS) как разница между валовыми внутренними сбережениями (GDS) и величиной обесценивания произведенных активов (CFC). На втором этапе чистые внутренние сбережения увеличиваются на величину расходов на образование (EDE) и уменьшаются на величину истощения природных ресурсов (DRNR) и ущерба от загрязнения окружающей среды (DME): GS=(GDS-CFC)+EDE-DRNR-DME.



Подход Genuine Saving имеет преимущества над многими другими типами национальных расчетов, поскольку дает странам единые, ясные, позитивные или негативные цифры. Постоянные отрицательные результаты могут быть интерпретированы как факт того, что страна идет по неустойчивому пути, что повлечет негативные эффекты в долгосрочной перспективе.

Следующий подход к оценке устойчивости предложен Йельским и Колумбийским Университетом для Всемирного Экономического Форума в Давосе - Расчет индекса устойчивости Окружающей Среды - Environmental Sustainability Index . Значение индекса рассчитывается по 22 индикаторам. Каждый индикатор определяется усреднением 2-5 переменных, всего выделено 67 переменных. Формально все переменные получают равный вес при расчете индекса, поскольку отсутствуют общепризнанные приоритеты в ранжировании экологических проблем. В «десятку» наиболее устойчивых стран вошли Финляндия, Норвегия, Канада, Швеция, Швейцария, Новая Зеландия, Австралия, Австрия, Исландия, Дания и США.

Заслуживает внимания методика расчета Индекса устойчивого экономического благосостояния (Index of Sustainable Economic Welfare ), рассчитанный в 1989 г. Коббом и Дэли (США) и представленный европейским странам (Германии в 1991г., Великобритании в 1994 г., Австрии, Шотландии, Дании и Нидерландам). Он представляет собой размер ВВП на душу населения, скорректированный на сумму затрат на социально-экономические и экологические факторы. Разработка этого индекса - это попытка построения агрегированного монетарного индекса, напрямую сравнимая со стандартами национальных счетов с учетом важных моментов, которые отрицаются в других методах из-за их высокой агрегированности. При расчете ISEW учитываются такие переменные как стоимость загрязнения воды, воздуха, шумового загрязнения, потеря сельскохозяйственных земель, компенсации будущим поколениям за потерю невозобновляемых источников энергии и т.д.

В ряде стран, таких как США, Великобритания, Дания, Португалия и других, для оценки устойчивости социально-экономических систем используется целая система показателей-индикаторов. Одна из самых полных по охвату систем индикаторов устойчивого развития была разработана Комиссией по устойчивому развитию ООН (UN CSD) в 1996 г. Были выделены четыре области: социальная, экономическая, экологическая и институциональная. Отбор индикаторов осуществлялся по схеме: давление, состояние, реакция. Первоначальный список включал 134 индикатора, затем этот список был уменьшен до 60 и добавилась классификация по темам.

Широкое признание в мире получила системаэкологических индикаторов Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Модель ОЭСР выявляет причинно-следственные связи между экономической деятельностью и экологическими и социальными условиями и помогает политикам и общественности увидеть взаимосвязь этих сфер и выработать политику для решения этих проблем.

Обилие терминов, описывающих понятие «устойчивого развития», при всей широкой палитре толкований сходятся в том, что оно учитывает необходимость учета и соотношения текущих и перспективных жизненных потребностей. Начавшаяся в середине 90-х годов в России мода на разработку региональных (и даже муниципальных) программ устойчивого развития, сохраняется до сих пор. В этих программах целевые установки имеют, как правило, региональную конкретизацию и непосредственно ориентированы на использование имеющихся предпосылок для стабилизации и улучшения социально-экономического положения соответствующих территорий. При этом практически открытым остается вопрос о показателях и критериях региональной устойчивости. Рекомендованные Минэкономразвития методики определения уровня социально-экономического развития регионов (с целью выявления асимметрии социально-экономического положения исследуемых административно-территориальных образований – АТО не устраняют дефекта универсального подхода, и требуют адаптивной корректировки. Следует отметить тот факт, что сложившаяся в России экономическая ситуация, действующие механизмы формирования финансово-экономической базы регионов и муниципальных образований - все это противодействует реализации стратегий устойчивого развития. Здесь воспроизводится «эгоистичная» модель поведения не отдельного человека, а территориального сообщества людей. Регионы вынуждены интенсифицировать эксплуатацию природных ресурсов как единственного, в некоторых случаях, источника формирования бюджета.

Кроме того, существенной проблемой обеспечения устойчивого развития является то, что источником действий, влияющих на развитие региона, является множество разных субъектов, принимающих управленческие решения самостоятельно, исходя из своих собственных целей и интересов. В числе таких субъектов – федеральные и региональные органы власти, другие регионы, муниципальные образования, корпорации, общественные организации и др. Политика устойчивого регионального развития не может предписывать этим субъектам общую линию поведения. Но она может помочь скоординировать их деятельность в той ее части, которая касается развития региона.

Обеспечение устойчивого развития региональных социально-экономических систем следует рассматривать как решение сложной социально-экономической, финансовой и организационной задачи. Принципы, на основе которых должен развиваться подход к устойчивому развитию региональных систем, включают:

обоснованный характер изменений в социально-экономических отношениях;

соблюдение интересов всех субъектов региональных отношений;

непротиворечивое решение экологических, социальных и экономических проблем в регионе.

Для успешного решения задачи устойчивого развития региона необходимо выделение ключевых факторов и обязательных условий их применения.

Ключевые факторы определяют потенциал социально-экономического развития региона, включая: наличие и состояние фактора трудовых ресурсов (ресурс знаний и квалификации, невовлеченный трудовой ресурс, неоцененный и неиспользуемый ресурс и т.д.); группу факторов природных ресурсов (которая также содержит оцененные и вовлеченные в оборот ресурсы, неиспользуемые и неоцененные ресурсы); группу факторов производственных ресурсов и т.д.

Однако реальное использование и превращение ключевых факторов в результат деятельности во многом зависит от условий, в числе которых выступают: политическая стабильность, законодательная и нормативно-правовая система, криминальная ситуация, уровень бюрократизации и административных барьеров в предпринимательстве, стабильность финансовой системы, налоговая и кредитная системы, конкурентоспособность продукции и т.д.

Повышение устойчивого развития региональных социально-экономических систем во многом связано с повышением эффективности использования экономического потенциала региона. Так, факторы повышения эффективности использования ресурсов приводят к изменению их количества и качества. Научно-производственные факторы могут обеспечить эффективность использования природных ресурсов. Трудовые факторы позволяют обеспечить повышение эффективности производства. В свою очередь финансовые факторы позволяют повысить эффективность использования природных ресурсов за счет активизации трудового потенциала.

В обеспечении устойчивого развития региональных социально-экономических систем России можно выделить ряд стратегических направлений: инерционный, эволюционный, мобилизационный.

Инерционность развития исторически сложившихся производительных сил региона является основой устойчивости экономических систем регионов.

Эволюционность означает постепенность и тщательную обоснованность перемен, накопления факторов и результатов изменений.

Мобилизационность показывает необходимость концентрации ресурсов и потенциалов на ключевых направлениях социально-экономического развития.

Применительно к России анализ практики и экономическая оценка потенциала регионов свидетельствуют о необходимости сочетания этих направлений для обеспечения их устойчивого социально-экономического развития.

Заключение

Таким образом, для продвижения России к устойчивому развитию необходима разработка и реализация последовательной и эффективной экономической, инвестиционной, экологической и региональной политики. Переход к устойчивому развитию - сложный и долговременный процесс, который затрагивает фактически весь комплекс проблем долгосрочного развития как страны в целом, так и её отдельных регионов.

Список использованной литературы

1. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 440 от 01.04.2012 г.

2. Рыбнов Е. И.Управление изменениями в организации для сохранения ее экономической устойчивости / Е. И. Рыбнов, М. А. Асаул // Вестник гражданских инженеров. - 2014. - № 4 (13). – С 24.

3. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения. – 2013. – 572 с.

4. Морковкин Д.Е. Проблемы обеспечения устойчивого промышленного развития региона в условиях экономической нестабильности // Материалы 11-й Международной межвузовской научно-практической конференции «Антикризисное управление, экономическая безопасность и борьба с коррупцией» 26-28 ноября 2009 г. - М.: ВГНА Минфина России, 2010. - С. 269-271.

5. Растворцева С.Н., Фаузер В.В., Каракчиев А.А., Залевский В.А. Социально-экономические основы инновационного развития региона / Отв. ред. С.Н. Растворцева, В.В. Фаузер. – М.: Экон-Информ, 2014. – 126 с.

II. Экономическая нестабильность.

Рынок не всегда стабилен. Периоды нестабильности чреваты инфляцией, безработицей, другими тяжелыми социальными последствиями. В то же время нестабильность может быть на руку части компаний. Сам рынок, конечно, постепенно стабилизируется, но на это может уйти довольно много времени. Государство не может полностью устранить рыночные колебания, но в состоянии их сгладить, снизить социальную напряженность.

В развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму.

III. Незаинтересованность рынка в решении социальных и глобальных проблем .

Рынок не станет заниматься социальными проблемами, так как это не приносит никакой выгоды. Только государство может за счет налогов выплачивать пособия, пенсии и т.д.

Рынок не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (рыбные богатства океана). Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

Всегда существовали такие виды производства, которые «отторгает» рыночный механизм. Прежде всего это производство с длительным сроком окупаемости капитала, без которых общество не может обойтись, а результаты которых нельзя соизмерить в денежной форме: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, поддержание занятости населения на необходимом уровне, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

Неравенство доходов и богатства порождается рыночным механиз­мом повсеместно и ежечасно. Сам этот механизм совершенно не наце­лен на преодоление слишком больших различий в благосостоянии граж­дан.

Изменить ситуацию можно лишь путем регулирования доходов и бо­гатства. Решить столь сложную задачу под силу только государству. Ведь это требует создания мощных систем перераспределения доходов и ре­ализации иных форм социальной политики в масштабах всей страны.

Таким образом, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач (рис. 1):

1) устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенством) рынка;

2) смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

Кроме того, необходимость государственного регулирования экономики обусловливается:

Обеспечением целостности территориального пространства хозяйствования;

Наличием естественных монополий;

Ограниченностью определенных ресурсов;

Созданием и поддержанием развитой инфраструктуры, особенно в условиях России;

Рисунок 1. Экономические функции государства

Обеспечением достоверности информации;

Обеспечением баланса экономических интересов субъектов хозяйствования;

§ правовым обеспечением функционирования рыночного механизма. Правовая защита производителей и потребителей является важнейшей функцией государства.

Прежде всего, должно быть обеспечено право собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал. Большое внимание обычно уделяется антимонопольному регулированию. Высчитывается возможность отдельных фирм диктовать свои цены на рынке и навязывать другие условия сделок, и определяются меры борьбы с этими явлениями.

В случае с естественными монополиями государство может прибегнуть к установлению/фиксированию цен на товары такого монополиста.

Государство также стремится предотвратить нечестные методы ведения конкурентной борьбы, так называемую разрушительную или деструктивную конкуренцию . Например, может быть введен запрет на демпинг , то есть продажу товара по бросовым ценам обычно с целью вытеснения соперников с рынка. После ухода с рынка конкурентов фирма, занимающаяся демпингом, увеличивает свою рыночную долю и поднимает цены для получения сверхприбыли.

Практически во всех государствах мира существуют законы, защищающие исключительные права (авторские, изобретательские), что тоже можно отнести к мерам обеспечения честной конкуренции. Доходы от произведений, изобретений должны получать их создатели. В России пока процветает нарушение авторских прав.

Очень важное значение имеют и законы, посвященные защите прав потребителей, так как их интересы и интересы предпринимателей далеко не всегда совпадают. Актуален вопрос защиты потребителей и в России.

Качество многих товаров, а также уровень обслуживания не всегда находится на высоком уровне;

§ тем, что не все отношения между людьми находятся в пределах рынка. Так, освоения дальнего космоса, мирового океана требуют очень больших затрат, но они находятся за пределами рынка и регулируются государствами.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государ­ственными учреждениями с целью приспособления существующей со­циально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйство­вания.

Другими словами государственное регулиро­вание экономики – это целенаправленный координирующий про­цесс управленческого воздействия правительства на отдельные сег­менты внутренних и внешнего рынков посредством микро- и мак­роэкономических регуляторов в целях достижения экономического роста и стабильности экономической системы.

К объектам регулирования относятся национальная и международная экономика, отдельные сектора, отрасли и регионы, где возникают проблемы, не разрешаемые посредством рыночных регуляторов.

Субъектами регулирования выступают центральные (федеральные), региональные и муниципальные органы управления.

"Финансы: планирование, управление, контроль", 2011, N 5

Для экономических систем всех стран мира, основанных на рыночных механизмах, характерно циклическое развитие - после значительного экономического подъема всегда наступает экономический спад. Данное утверждение верно и для региональных экономических систем, которые являются подсистемами, элементами экономической системы страны. Как правило, состояние региональной экономической системы коррелирует с состоянием экономической системы страны.

Достичь постоянного экономического роста стремятся правительства всех государств, региональные администрации, отдельные предпринимательские структуры, однако пока это не удавалось никому. Практические исследования подтверждают, что в любой экономической системе, основанной на рыночных механизмах, происходят колебательные процессы, волнообразные движения по причине несовершенства данных механизмов. При этом колебания рыночной активности в разных экономических системах достаточно сильно различаются по регулярности, длительности и причинам возникновения. С периодом в несколько лет экономический рост и подъем деловой активности сменяются снижением макро-, мезо- и микроэкономических показателей роста. Возникает экономический спад, спрос и предложение сокращаются, и предпринимательская деятельность затухает.

Экономический спад характеризуется выявлением в экономической системе нестабильных явлений, которые сначала замедляют развитие всей системы, принуждая ее адаптироваться к новым условиям функционирования, а затем экономическая система начинает развиваться более быстрыми темпами, пока не накопит в своей структуре новые противоречия и нестабильные явления. Затем данный цикл опять повторяется.

Однако в экономической литературе более широкое внимание уделяется именно стабильному состоянию экономических систем, равновесию и устойчивости. При этом упускается тот момент, что без нестабильности не может существовать стабильность и порядок. Эти два противоположных состояния являются одним целым одного процесса - развития экономической системы.

Если экономическая стабильность определяется как устойчивое состояние экономической системы, обеспечивающее оптимальное функционирование и развитие данной системы, сохранение ее основных характеристик в условиях воздействия внутренних и внешних изменений, то экономической нестабильностью экономической системы является такое ее состояние, когда идет снижение темпов и динамизма ее развития, появление застойных процессов и явлений, возникновение напряженности в предпринимательских кругах, характеризуемой спадом деловой активности и ростом недоверия предпринимательских структур друг к другу.

Нестабильность конструктивна через разрушительность: стабильность возникает благодаря нестабильности и из нее, нестабильность, как и стабильность, лежит в основе развития экономической системы. Нестабильность разрушительна через конструктивность, так как возникшие к этому моменту сложные упорядоченные структуры становятся все более неустойчивыми.

Конструктивная роль нестабильности в процессе развития экономической системы проявляется следующим образом:

  • нарастание нестабильных явлений в экономической системе является сигналом для выхода системы на один из новых путей развития, на одну из возможных структур;
  • нестабильность лежит в основе механизма объединения простых структур в сложные, механизма согласования темпов их эволюции (коэволюция), т.е. приводит к необходимости согласования интересов всех экономических субъектов на разных уровнях экономической системы страны для преодоления сложившихся противоречий;
  • нестабильность может выступать как механизм переключения, смены различных режимов развития системы, переходов от одной относительно устойчивой структуры к другой.

Коэволюция - сопряженное, взаимообусловленное изменение систем или частей внутри целого. Это принцип глобальной эволюции. Само это понятие пришло из эволюционной популяционной теории.

Понятие коэволюции тесно связано с понятием самоорганизации. Самоорганизация имеет дело со структурами, состояниями развивающихся систем, а коэволюция - с отношениями между такими системами, с взаимосвязями эволюционных изменений.

Стабильность развития экономической системы любого порядка достигается через преодоление нестабильных явлений, накопившихся за определенный период развития и функционирования различных элементов системы. Понятие нестабильности развития экономической системы региона необходимо освободить от негативного оттенка, так как данная черта присуща таким сложным системам, как региональная экономика. Именно нестабильность может выступать условием стабильного и динамического развития. В региональной экономической системе, которая находится в равновесном состоянии продолжительное время, накапливаются противоречия, приводящие к нестабильному состоянию вследствие того, что система с данной структурой неспособна решать задачи по обеспечению жизнедеятельности человека. Экономика региона способна эффективно развиваться только после разрешения данных противоречий. Для устойчивых стационарных систем малое возмущение "сваливается" на то же самое решение, на ту же самую структуру. Без пары нестабильность-стабильность нет развития. Нестабильность дает толчок к новому этапу в развитии системы.

Как отмечает И.Р. Пригожин, "у термина "нестабильность" странная судьба. Введенный в широкое употребление совсем недавно, он используется порой с едва скрываемым негативным оттенком, и притом, как правило, для выражения содержания, которое следовало бы исключить из подлинно научного описания реальности. Порядок и беспорядок, таким образом, оказываются тесно связанными - один включает в себя другой. И эту констатацию мы можем оценить как главное изменение, которое происходит в нашем восприятии универсума сегодня... Да, мир нестабилен. Но это не означает, что он не поддается научному изучению. Признание нестабильности - не капитуляция, напротив, - приглашение к новым экспериментальным и теоретическим исследованиям, принимающим в расчет специфический характер этого мира".

Стабильность есть пребывание процесса в строгих пространственно-временных рамках. Примером стабильности в физике являются константы (константа Планка, первый закон Ньютона, скорость света в вакууме и т.д.). В экономике - это рыночное равновесие, совершенная конкуренция, свобода экономических субъектов. Стабильность отлична своей когерентностью, т.е. однородностью на больших пространственно-временных интервалах.

Стабильность - строгий набор свойств, где малейшие колебания рассматриваются как помехи, как срыв в нестабильность.

Нестабильность - состояние системы, характеризующееся неоднородностью и разновременностью каждого из протекающих процессов и всех изменений в целом. Это форма наблюдаемых взаимосвязей и причинной обусловленности всех явлений, противоположная стабильному состоянию.

Окружение человека, включая природу и общество с его надстройками, нестабильное, неустойчивое, неравновесное, развивающееся. При рассмотрении проблем такого мира надо учитывать два его противоположных и взаимосвязанных, взаимно обусловливающих друг друга качества, - стабильность и нестабильность, порядок и хаос, определенность и неопределенность.

Нестабильность выступает условием стабильного и динамического развития экономической системы региона, которое происходит за счет уничтожения, изъятия нежизнеспособных форм. Устойчивость и неустойчивость в системе, образование новых структур и разрушение старых, сменяя друг друга, развивают, эволюционируют систему. Стабильность и нестабильность возникают и существуют одновременно: одна включает в себя другую - это два аспекта одного целого, они дают нам различное видение экономических процессов и явлений.

Современная наука, в том числе экономическая, имеет дело со сложными системами, связь между которыми осуществляется не только через порядок, стабильность, но и через нестабильность. Только в единстве стабильности и нестабильности может быть исследована эволюция сложной экономической системы региона и ее элементов. Сложная региональная экономическая система - целое, состоящее из устойчивых и неустойчивых частей. Эволюция такой системы ведет к новому качеству, к новому витку динамического развития.

Эволюцию системы можно, как сказано выше, понимать как целенаправленное движение, изменение этой системы по некоторой траектории развития, состоящей из точек состояний стабильности и нестабильности.

В последние годы активно формируется новое направление исследований - эволюционная экономика. Волнообразный, циклический характер действия основных законов наблюдается в открытой экономической системе. Государственное регулирование, его масштабы и значение претерпевают существенные изменения по мере эволюции экономики. Уменьшение роли государства будет чередоваться с периодами ее волнообразного возрастания. Снижение роли и значения системы государственного регулирования при эволюции социально-экономической системы будет чередоваться с ее усилением на определенных этапах нестабильности в экономической системе, будут наблюдаться периоды либерализации и контроля над ценами и заработной платой.

Устойчивость системы - ее способность сохранять свое движение по траектории на таком уровне потребления ресурсов, который может самоподдерживаться, саморегулироваться достаточно долго.

Традиционная макроэкономика ориентируется на непрерывный и, чаще всего, количественный рост, а не на устойчивость развития, что не учитывает эффективность развития экономической системы.

Эффективность развития системы - результативность процесса развития системы, определяемая как отношение результата, эффекта от ее функционирования к затратам, обусловившим получение результата.

Для современных экономических систем актуальна разработка механизмов, которые обеспечивали бы их устойчивое развитие без количественного увеличения ресурсов, с помощью произведенного труда, стоимости и капитала.

Эволюция системы определяется борьбой организации и дезорганизации в системе, накоплением и усложнением информации, ее организацией и самоорганизацией, сложностью и разнообразием внутрисистемных процессов. Важным критерием эффективности системы является ее динамическая, структурная и организационная предсказуемость, отсутствие аномалий и обеспечение динамического роста, наличие и динамическая актуализация критериев оценки принимаемых решений.

Изучению стабильности и нестабильности развития банковской системы следует уделить особое внимание, так как именно данная система является главным барометром, показывающим состояние экономики. Банки и небанковские организации, входящие в банковскую систему, являются фундаментальным блоком, позволяющим хозяйствующим субъектам страны эффективно функционировать и развиваться. Состояние стабильности и нестабильности банковской системы напрямую связано с состоянием финансов реальной экономики, финансов национальной экономики, а также с состоянием финансовых связей секторов реальной экономики регионов друг с другом.

Банковская система находится в области стабильности, когда она способствует функционированию экономики, а не препятствует ему, и рассеивает финансовые дисбалансы, которые возникают как результат значительных негативных и неожиданных событий.

Состояние стабильности банковской системы характеризуется следующими основными чертами:

  • стабильность платежной инфраструктуры (бесперебойное осуществление расчетов в экономике);
  • стабильность финансовых институтов (банков и небанковских финансовых посредников);
  • стабильность процентных ставок на межбанковском рынке (отсутствие чрезмерной волатильности);
  • запас прочности в банковской системе, достаточный для того, чтобы она могла противостоять негативным экономическим шокам в будущем, абсорбировать негативные экономические шоки и не распространять их на реальную экономику;
  • эффективное распределение финансовых ресурсов в экономике;
  • эффективное управление финансовыми рисками в экономике (выявление, количественная оценка, определение цены и перераспределение рисков).

Стабильность банковской системы связана с проблемой обеспечения максимально возможного уровня финансовой стабильности в экономике, т.е. стабильности финансовых отношений всех секторов экономики.

Согласно определению Ф. Мишкина "финансовая нестабильность возникает, когда шоки, которые действуют на финансовую систему, препятствуют информационному потоку таким образом, что финансовая система не может больше выполнять свою работу по канализированию денежных средств туда, где имеются возможности для продуктивных инвестиций".

По мнению П.В. Каллаура финансовая нестабильность (дестабилизация) подразумевает такой баланс рисков и/или уязвимости в финансовой системе, при котором она перестает осуществлять свои функции, ключевые финансовые посредники не способны выполнять свои финансовые обязательства, а негативные шоки передаются через финансовую систему реальной экономике.

Х. Мински считал, что нестабильность в банковской системе является нормальным функционированием, внутренне порождаемым результатом поведения капиталистической экономики. Нестабильность, в соответствии со взглядами Х. Мински, эндогенно присутствует в рыночной экономике, связана с цикличностью динамики рынков и экономики в целом и может приводить к нестабильности даже без действия внешних шоков.

Рассмотрим процесс нарастания нестабильных явлений в экономической системе согласно концепции Х. Мински.

Фаза оживления делового цикла, которую Х. Мински называет "состоянием спокойного роста", стимулируется повышением оптимизма хозяйствующих субъектов экономики. Ожидаемый доход от использования капитальных активов растет, инвестиционный процесс усиленно набирает обороты. Однако риски еще высоки в силу того, что у предпринимателей и банкиров свежи в памяти недавние спад и депрессия. Поэтому большая часть инвестиций финансируется за счет внутренних источников, а это является причиной того, что в экономике преобладает, по терминологии Х. Мински, обеспеченное финансирование. По мнению Х. Мински, финансовая система в экономике с обеспеченным финансированием является "прочной" по отношению к внешним шокам и воздействиям.

Таким образом, "состояние спокойного роста" является идеальным для экономики. Совокупный спрос и реальный объем производства быстро увеличиваются, цены текущего выпуска если растут, то стабильно и медленно, уровень безработицы форсированно приближается к естественному, да и к тому же благодаря преобладанию обеспеченного финансирования финансовая система здорова и "прочна". Однако "состояние спокойного роста", рассматриваемое в качестве нормального для экономической системы, как состояние, к которому такая система естественно стремится, в реальности не является самоподдерживающимся, как это и показано в концепции Х. Мински.

Чем дольше экономика находится в "состоянии спокойного роста", т.е. чем дольше длится процветание, тем еще более оптимистичными становятся ожидания хозяйствующих субъектов и тем сильнее уменьшаются риски заемщика и заимодавца. Хозяйствующие субъекты все в большей степени проявляют "побуждение к инвестированию", но, ввиду нехватки собственных средств, они вынуждены переходить на внешнее финансирование. Другими словами, увеличивается готовность фирм выпускать пассивы с целью приобретения активов. Банки и другие финансовые институты реагируют на это, не только увеличивая количество денег в обращении, но и предлагая качественно новые их виды. В этот период происходит наибольшее число финансовых инноваций, изменяющих количество и качество денег: с одной стороны, усложняется структура денег за счет появления все менее ликвидных "квазиденег"; а с другой стороны, возрастает количество денег и/или скорость их обращения.

Если же Центральный банк, стремясь охладить конъюнктуру, поднимает учетную ставку процента и сокращает денежную массу в экономике, то это лишь подливает масло в огонь изобретательности финансовых посредников. Высокие и растущие процентные ставки служат вознаграждением за новаторство в финансовой сфере. Увеличение же резервных требований по отношению к традиционным формам кредитных денег (вкладам до востребования и т.д.) и иные подобные меры подталкивают финансовые институты к созданию новых форм денег, которые еще не поставлены под контроль Центрального банка. Особенно этому способствует применение "стратегии управляемых пассивов".

В результате такой финансовой эволюции денежная масса ускользает из-под опеки "творцов денежно-кредитной политики", так что ее эффективность ослабевает.

В результате как уменьшение рисков заемщика и заимодавца, так и финансовые инновации изменяют тип финансирования, который используется сектором хозяйствующих субъектов при осуществлении инвестиционной деятельности. Переход фирм на чрезмерное внешнее финансирование имеет следующие результаты:

а) спекулятивное финансирование , при котором текущие притоки наличности достаточны только для уплаты процентов, но их не хватает на амортизацию долга, и предпринимательский сектор вынужден прибегать к новым займам, осуществляя так называемый ролловерный кредит;

б) "Понци-финансирование" , при котором текущих притоков наличности не хватает даже на выплату процентов за кредит, и предпринимательский сектор вынужден увеличивать задолженность. "Понци-финансирование" представляет собой не что иное, как "финансовую пирамиду".

С преобладанием в экономике этих двух типов финансирования (и особенно последнего) финансовая система становится, по Х. Мински, "хрупкой"; нестабильность в экономике увеличивается, и в ней все сильнее раскачивается маятник деловой активности.

Следует отметить, что "Понци-финансирование" порождается отнюдь не мошенничеством фирм, а общей финансово-экономической обстановкой и, прежде всего, ростом процентных ставок. Их увеличение приводит к возрастанию текущих финансовых обязательств фирм при системе плавающих ставок процента или при использовании ролловерного кредита, т.е. при спекулятивном финансировании. В последнем случае рост процентных ставок неизбежно трансформирует спекулятивное финансирование в "Понци-финансирование".

Но "Понци-финансирование" недолговечно. Рано или поздно хозяйствующие субъекты, использующие этот тип финансирования, не смогут увеличить свою задолженность для выплаты обязательств по меньшей мере из-за риска заимодавца, а также ввиду общей нехватки ликвидности в экономике. Вот почему чем больше вес спекулятивного и "Понци-финансирования", тем больше хрупкость финансовой системы.

Понятие финансовой хрупкости является чрезвычайно важным в теории Мински. Не случайно, как уже отмечалось, его "гипотезу финансовой нестабильности" часто также называют "гипотезой финансовой хрупкости". На основе этих определений становится понятным, почему спекулятивное и "Понци-финансирование" порождает финансовую хрупкость. Понятно также, почему финансовая хрупкость является едва ли не основной причиной циклического спада. Однако главный вывод, который можно вывести на данной стадии анализа теории Мински, состоит в следующем. Повышение степени финансовой хрупкости (финансовая фраджиляция) экономики представляет собой неотъемлемый элемент развития экономики страны. Развитие экономики невозможно без финансовой фраджиляции. Но поскольку такая фраджиляция создает предпосылки для смены конъюнктурного подъема нестабильностью, развитие экономической системы имеет циклическую природу и не может протекать равномерно и сбалансированно.

По нашему мнению, концепция финансовой нестабильности Х. Мински является подтверждением единства аспектов стабильности и нестабильности в процессе развития экономики региона и, в частности, развития банковской системы региона.

Основными признаками нестабильности банковской системы на данном этапе развития экономики страны являются:

  • неспособность банковской системы в достаточной мере выполнять функции аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств;
  • неспособность удовлетворять потребность хозяйствующих субъектов и частных лиц в кредитных ресурсах, высокие процентные ставки на кредитные ресурсы;
  • неспособность обеспечения своевременного проведения расчетов и платежей в экономике;
  • недостоверная оценка и управление финансовыми рисками в банковской системе;
  • некачественное управление институтами банковской системы региона в сложившихся условиях экономической конъюнктуры;
  • высокая волатильность процентных ставок на межбанковском рынке вследствие недоверия институтов банковской системы к друг другу.

Нестабильность в банковской системе возникает в силу нарастания в определенный промежуток времени значительного числа негативных тенденций и противоречий макроэкономического и микроэкономического характера. Они являются следствием сочетания как внешних, по отношению к банковской системе, факторов, так и недостатков самой банковской системы.

Основными макроэкономическими факторами нестабильности развития банковской системы являются:

  • высокое соотношение внутреннего кредита и ВВП;
  • быстрый рост денежного предложения;
  • отток средств вкладчиков из банков вследствие недоверия к банковской системе страны в целом;
  • снижение экспорта, вызванное неблагоприятными шоками на мировых рынках;
  • переоценка национальной валюты в реальном выражении; значительный внешний долг;
  • слабое покрытие резервами краткосрочных обязательств; низкие темпы роста экономики;
  • негативные шоки на фондовом рынке;
  • низкие золотовалютные резервы;
  • высокие процентные ставки на мировом рынке капитала;
  • отток капитала из страны;
  • рост национальных процентных ставок.

Макроэкономические факторы и проблемы являются основными причинами нестабильности в банковской системе региона, поскольку макроэкономическая среда определяет поле деятельности банков. Однако нестабильность банковской системы возникает при синхронном проявлении накопленных проблем большинства банков (микроэкономических факторов) и мезоэкономических факторов, которые могут быть усугублены резкими изменениями макроэкономических факторов.

Социальные изменения являются привычной стороной повседневной жизни людей - они происходят непрерывно и чаще всего незаметно для невооруженного глаза. Однако те же социальные изменения становятся подчас причиной грандиозных социальных потрясений, которые оставляют свой драматический отпечаток на судьбах целых народов. Отсюда понятно то особое внимание, которое философы, историки, социологи и политики проявляют к социальным изменениям, их видам, источникам, движущим силам, к их возможным человеческим, гуманистическим последствиям.

Современные представления о социальных изменениях формируются на стыке социологии и целого ряда философско-исторических и общенаучных концепций – социальной синергетики, современного социального эволюционизма, мир-системного анализа и др. Эти представления охватывают широкий круг вопросов, связанных с исторической макросоциологией, мы же ограничимся здесь разбором основных, базовых понятий применительно к отдельно взятому обществу.

В самом общем виде социальные изменения и социальная стабильность представляют собой две взаимосвязанные категории (процесса, состояния). Первая обозначает переход социальных систем (общностей, институтов, организаций и др.) из одного состояния в другое, вторая характеризует устойчивое состояние социальной системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий (изменений).

Понятие социальные изменения охватывает собой самые различные перемены в социальных системах, безотносительно к их направленности, скорости протекания, масштабу, механизму и многим другим параметрам. Существует большое количество разновидностей социальных изменений, которые выделяются по различным основаниям.

Так, в зависимости от исходного решающего фактора, различают технологические, социально-экономические, социально-политические и социально-культурные изменения.

В зависимости от социального уровня, на котором происходят изменения, выделяют социальные изменения на микроуровне (малые и первичные социальные группы), на макроуровне (большие социальные группы и общество в целом) и глобальные, охватывающие все человечество.

В зависимости от системного характерасоциальныхизмененийразличают структурные, функциональные, процессуальные и мотивационные социальные изменения.

В зависимости от субъекта выделяют индивидуальные, коллективные (когда индивиды действуют в составе группы и непосредственно взаимодействуют между собой) и массовые социальные изменения (когда большое количество людей действует индивидуально, а не в составе группы).

В свою очередь массовые социальные изменения в зависимости от степени осознанности и организованности (сопряженности) действий индивидов делят на социальные процессы и социальные движения.

Под социальным процессом понимается совокупность однонаправленных, но неорганизованных индивидуальных действий, которые имеют место тогда, когда большое количество людей действует индивидуально, а не в составе группы, например, переезжает с места на место, приобретает потребительские товары, участвует в политической борьбе и т.п. Социальный процесс представляет собой некоторую тенденцию, которая складывается из множества отдельных, но частично совпадающих между собой социальных изменений.

Социальные движения возникают тогда, когда действия больших масс людей становятся организованными, скоординированными и направленными или на поддержку определенных социальных изменений или против них.

В зависимости от формы различают направленные и ненаправленные социальные изменения. Первые определенным образом упорядочены, имеют определенную форму или траекторию, вторые – носят случайный, хаотический характер.

Направленные социальные изменения бывают нескольких видов:однонаправленные (рост научных, технических знаний, совершенствование орудий труда) и многонаправленные (например, различные социальные и культурные формы перехода слаборазвитых стран от общества традиционного к обществу индустриальному); направленные обратимые, или циклические, которые периодически проходят сходные стадии и по форме напоминают синусоиду (периодическая смена поколений людей, техники, колебания спроса и предложения на сырье и энергоресурсы на мировом рынке, подъемы и спады в бизнесе, политике, расцвет и закат целых цивилизаций); направленные необратимые, которые иначе называются социальное развитие.

Основными типами социального развития являются прогресс и регресс. Под прогрессом обычно понимается такое направленное изменение, которое поднимает социальную систему (индивида, социальную группу, общество в целом) на более высокий уровень, увеличивает степень ее организованности, самостоятельности. Регресс – процесс противоположный прогрессу, который связан, как правило, с понижением уровня социальной организации, с ослаблением и затуханием социальных функций, с застоем и, в конечном счете, распадом социальной системы; разновидностью регресса являются так называемые тупиковые линии развития, которые приводят к гибели тех или иных социокультурных систем (культур, цивилизаций).

Проблема социального прогресса, при всей ее внешней "простоте", всегда была дискуссионной и в социальной философии, и в социологии с момента ее возникновения. Различные концепции социального прогресса стали складываться в социологии уже в ХIХ в. в связи с различной трактовкой его критериев. Для О. Конта социальный прогресс совпадал с прогрессом разума, с установлением господства науки во всех сферах жизни общества. Г. Спенсер связывал его с возрастающей сложностью внутренней организации и функционирования социальных систем. Для К. Маркса социальный прогресс определялся непрерывным ростом производительных сил, который в сочетании с освободительной борьбой эксплуатируемых классов должен был привести в будущем к становлению бесклассового коммунистического общества. М. Вебер видел критерий социального прогресса во всепроникающей тенденции к рационализации общественной жизни, а Э. Дюркгейм – в повышении степени социальной интеграции, сплоченности общества как следствий растущего разделения труда.

Большинство современных социологов отрицают существование абсолютных или универсальных критериев общественного прогресса и выделяют целую иерархию таких критериев в соответствии с иерархией и разнородностью самих социальных явлений.

Существует группа социальных явлений, развитие которых однозначно оценивается как прогрессивное. Это развитие здравоохранения, улучшение условий труда, рост уровня жизни и связанное с ними увеличение средней продолжительности жизни людей; развитие средств передвижения, связи, рост знаний о мире. Другие социальные явления, такие как индустриализация, урбанизация и "технический прогресс" в целом, уже нельзя однозначно оценить как прогрессивные, поскольку они несут с собой побочные негативные эффекты, которые могут составить угрозу самому существованию человечества (например, проблема исчерпания природных ресурсов и загрязнения окружающей среды). Применение понятия прогресса к политическим, общественным порядкам оказывается еще более сложным – здесь все зависит от того, с позиций чьих интересов оценивается развитие того или иного явления. И, наконец, существуют сферы социальной жизни, по отношению к которым вообще нельзя применять понятие прогресса, хотя они и подвержены значительной эволюции. Это, прежде всего, сферы искусства, религии, философии.

Итак, понятие социального прогресса является многоплановым, неоднозначным и внутренне противоречивым. Источник этой противоречивости лежит в самой социальной действительности, и задача социологии состоит в том, чтобы выявить эту противоречивость путем анализа конкретных тенденций и форм развития.

Помимо прогресса и регресса выделяют и другие типы социального развития. В их числе: специализация – односторонний прогресс, с частичным регрессом или застоем на всех остальных направлениях развития (например, ориентация экономики на добывающие отрасли и импорт товаров широкого потребления, имеющая своим следствием усиление зависимости благополучия общества от конъюнктуры цен на мировом рынке); универсализация – развитие социальной системы одновременно по многим направлениям (такие возможности создаются в общественных системах, построенных на принципах плюрализма политических, экономических и других интересов); конвергенция – возрастание структурного и функционального сходства социальных систем (например, возникновение сходных черт в экономической, социальной областях, сферах образования, науки, культуры между развитыми странами Запада и СССР в 60-е годы в результате внедрения сходной техники и технологии); дивергенция – процесс обратный конвергенции, связанный с уменьшением структурного и функционального сходства между социальными системами; параллелизм – промежуточное между конвергенцией и дивергенцией состояние процесса развития, когда исходное соотношение между структурами и функциями двух или нескольких социальных систем сохраняется на протяжении определенного интервала времени.

В реальной общественной жизни различные виды социальных изменений тесно переплетены друг с другом, и их очень трудно выделить в чистом виде. В каждом конкретном случае мы имеем дело с результатом действия целой совокупности разнопорядковых социальных изменений, которые способны как поддерживать, так и нарушать стабильность общественной системы.

Общество как система всегда стремиться к стабильности, равновесию – устойчивому воспроизводству своих важнейших показателей. Вместе с тем, любая социальная система, какой бы устойчивой она не казалась, с течением времени выводится из равновесия под влиянием внутренних и внешних факторов. В тандеме «социальная стабильность – социальные изменения» последние всегда доминируют.

Социальная стабильность не является состоянием противоположным социальному изменению. Социальную стабильность можно определить как временное сочетание определенных социальных изменений, благоприятное для воспроизводства данной социальной системы.

Социальную стабильность нельзя отождествлять и с состоянием покоя или неподвижности. Внешнее отсутствие социальных изменений представляет собой лишь видимость, за которой всегда скрывается множество сил и тенденций, в том числе и социально опасных. Так было в период внешне благополучного «развитого социализма» 70-80-х гг. прошлого века - тогда, казалось бы, ничто не предвещало близкого краха всей общественной системы. Покой и неподвижность чаще всего являются признаком не стабильности, а застоя, который рано или поздно порождает кризисные явления в жизни общества – нарастание противоречий, конфликтов, социальной напряженности.

Итак, социальная стабильность представляет собой лишь момент, одну из форм проявления социальных изменений. Социальная стабильность всегда относительна, временна, а социальные изменения – абсолютны.

Но можно ли управлять социальной стабильностью? Можно ли намеренно вызывать, сохранять и продлевать состояние социального равновесия в обществе? Безусловно, да! Все изменения, происходящие в обществе, являются результатом деятельности людей, поэтому социальную стабильность можно поддерживать, если проводить нужные социальные изменения в нужное время и в нужном месте.

Какие факторы способствуют поддержанию социальной стабильности или, напротив, нарушают ее? Стабильность общества обеспечивается целой совокупностью факторов и механизмов, которые принадлежат к самым различным сферам его жизнедеятельности. Это – устойчивое функционирование экономической и политической системы, эффективное действие механизмов социального контроля, наличие единых для всех слоев общества культурных традиций, системы жизненных целей и ценностей и ряд других. Особо следует остановиться на двух условиях или факторах поддержания социальной стабильности, которые при неблагоприятном развитии событий попадают в сферу деятельности правоохранительных органов – это отсутствие или незначительные размеры среднего класса и дисфункция социальных институтов.

Наличие в обществе многочисленного среднего класса,заинтересованного в сохранении существующего порядка, служит надежной гарантией социальной стабильности. Если же средний класс мал, а центристские силы слабы, инициативу могут захватить крайние радикальные группы, что приведет к росту политической и социальной напряженности и повышению риска нестабильности.

Резкие социальные контрасты и большая доля бедных также не способствуют сохранению социальной стабильности. Особо серьезную угрозу представляет наличие в обществе значительных маргинальных слоев и деклассированных элементов (люмпенов). Направленность их деструктивных действий трудно предвидеть, поэтому в целях сохранения социальной стабильности необходимо всеми силами беречь общество от люмпенизации, вовремя разрабатывать необходимые социальные программы для поддержки социальных групп, попавших в трудное положение.

Для России, пережившей за два прошедшие десятилетия очень болезненные реформы, эта проблема является особенно актуальной. По результатам исследований, доля маргинальных слоев в составе трудоспособного населения России составляет сегодня 25% его общей численности. В России заканчивает свое формирование массовый низший класс (14-15% экономически активного населения), для представителей которого характерна временная или случайная занятость, постоянная угроза безработицы, семейная и жилищная неустроенность, низкий уровень жизни. В России, как и в других странах, имеется «социально дно» (бомжи, нищие, проститутки и беспризорники), которое по разным оценкам составляет от 5 до 10% городского населения.

Все эти категории российского населения являются потенциальным и реальным источником социальной нестабильности и нуждаются не только в адресной социальной помощи, но и в проведении эффективной социально-экономической политики, направленной на максимальное сокращение их численности.

Нарушать социальную стабильность может и дисфункция социальных институтов, которая возникает тогда, когда социальный институт не успевает перестроиться вслед за изменившимися общественными потребностями и выполнение им своих функций превращается в ритуальную деятельность, не связанную с реальными общественными проблемами. Дисфункция социальных институтов вызывает у людей стремление удовлетворить свои потребности в обход официальных законных структур, за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах такого рода активность может выражаться в противоправной деятельности. Так, большинство хозяйственных, имущественных, финансовых преступлений прямо связано с тем, что существующие государственные экономические и финансовые институты функционируют в отрыве от реальных общественных потребностей.

Правонарушения, возникающие в связи с дисфункцией социальных институтов, носят массовый характер и четко направлены к достижению определенной цели. Их отличают планируемость противоправной деятельности, систематичность, распределение ролей и т.п. Эта проблема приобрела особую остроту в нашем обществе в 90-е гг. Переход к рыночным отношениям сдвинул систему ценностных ориентаций населения в сторону достижения материального успеха. В то же время, кризисное состояние, в котором находилось тогда российское общество, не позволяло значительной части его населения добиться этого успеха законным путем. Результатом стало массовое уклонение населения от уплаты налогов, массовая уличная, в том числе организованная преступность, массовые злоупотребления государственных чиновников и т.п.

В современной социологии, наряду с понятием «социальная стабильность» используются понятия «безопасность социальной системы» или «национальная безопасность", которые конкретизируют «социальную стабильность» применительно к важнейшим сферам общественной жизни. Каждая из структурно-образующих подсистем общества - экономическая, политическая, духовная и др. - имеет некоторые устойчивые соотношения (элементов, параметров, связей), которые обеспечивают ее нормальное функционирование и которые можно оценить количественно в виде системы показателей. Приближение показателей развития основных подсистем к предельно-критическому уровню нарушает их нормальное функционирование и ведет к общей социальной нестабильности.

Вот примеры предельно-критических показателей по важнейшим сферам общественной жизни, полученных на основе обобщения опыта развитых западных стран.

В сфере экономики: уровень падения промышленного производства – 30-40%; доля импортных продуктов питания – 30%; соотношение минимальной и средней заработной платы – 1:3.

В социальной сфере: соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных – 10:1; доля населения, живущего за чертой бедности – 10%; уровень безработицы – 8-10%.

В политической сфере: доля граждан выступающих за кардинальное изменение политической системы – 40%; уровень доверия населения к центральным органам власти – 25%.

В духовной сфере: доля затрат на культуру в государственных расходах – 2,5%; доля государственных ассигнований на науку – 2%; доля студентов (на 100 тыс. населения) – 180 чел.

В демографической области: отношение числа умерших к числу родившихся – 1,0; коэффициент рождаемости – 2,14-2,15; доля лиц старше 65 лет к общей численности населения – 7%.

В сфере экологии: доля ВНП направляемая на экологическую безопасность – 5%.

В области поведенческих девиаций: преступность (на 100 тыс. чел.) – 5-6 тыс.; потребление алкоголя (на 1 чел. в год) – 8 литров; число суицидов (на 1000 чел.) – 20; распространенность психической патологии (на1000чел.) – 284.

Разумеется, перечисленные показатели не стоит абсолютизировать и применять механически. Многое зависит от уровня развития общества, сложившегося типа культуры и исторических традиций. Для стран слаборазвитых, мусульманских или, например, стран азиатского региона приведенная система показателей наверняка будет иметь другие значения.

Кроме этого следует иметь в виду, что и само общество представляет собой не механический агрегат, а сложную органическую систему с нелинейными зависимостями и многочисленными компенсаторными, кумулятивными и другими механизмами. Трудности в экономической жизни могут быть «скомпенсированы» позитивными внешнеполитическими процессами, благодаря которым (например, внешним инвестициям), экономика вновь заработает нормально, а всеобщий патриотический порыв способен «вытащить» общество из общенационального кризиса.

Не исключена, впрочем, и противоположная логика развития событий, когда незначительное превышение предельно-критических показателей в одной из сфер общественной жизни вызовет «цепную реакцию» во всех остальных сферах и приведет к структурному кризису. И все же, в большинстве случаев, приближение к предельно-критической величине и даже ее превышение не ведет автоматически к распаду всех связей и отношений, а говорит лишь о высокой степени вероятности подобного развития событий.

Очевидно, что степень криминализации общества оказывает самое непосредственное влияние на уровень его социальной безопасности и задача-минимум, которую призваны решать правоохранительные органы состоит в том, чтобы не дать уровню преступности подняться до величины его предельно-критических значений.

В реальной жизни бывает трудно отделить стабилизацию от дезорганизации - часто они выступают двумя сторонами одной медали. Причина в том, что каждая социальная система, прежде чем перейти на более высокую ступень развития, необходимо проходит стадию перестройки, которая всегда сопровождается элементами дезорганизации и потери управляемости. Российским реформам 1990-х гг. сопутствовало много ошибок, просчетов и злоупотреблений, но вряд ли стоило ожидать, что переход от административного регулирования экономики к рынку возможен без кризисных явлений вообще.

Способ существования человеческого общества связан с постоянным изменением окружающей природной среды и одновременной перестройкой социальных связей и отношений между людьми. Одним из универсальных механизмов поступательного развития общества и одновременно одним из наиболее фундаментальных видов социальных изменений является инновация (нововведение) .

Инновации (использование огня, приручение диких животных, изобретение колеса и т.п.) сопровождают всю человеческую историю, но само понятие "инновация" впервые вошло в науку в ХIХ в. при изучении процессов проникновения европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества. Тогда оно использовалось как некоторая противоположность понятию "традиция". Позднее, уже в ХХ в. его стали применять при разработке фирмами стратегии продвижения новых товаров на рынок, а также при внедрении достижений научно-технического прогресса в производство и совершенствовании системы управления.

Постепенно, по мере накопления и обобщения опыта, стала сложилась самостоятельная теория нововведений, – инноватика, – предметом изучения которой стали универсальные закономерности создания, освоения и распространения различного типа новшеств, независимо от того, в какой сфере жизни общества это происходит.

Инновация представляет собой простейший вид целенаправленных, управляемых социальных изменений. Обычно различают инновации вещественные (новые орудия, средства труда, материалы и т.п.) и социальные (новые формы организации экономической, политической и культурной жизни). Кроме того, говорят о радикальныхили базовых нововведениях, связанных с внедрением чего-то принципиально нового, и нововведениях производных, модифицирующих. Существуют и другие типологии нововведений.

Процесс внедрения инноваций в общественную жизнь редко протекает гладко и безболезненно. Если технические нововведения можно проверить за несколько часов, то с социальными инновациями дело обстоит гораздо сложнее. Как правило, они сталкиваются с уже существующими социальными нормами, и, даже будучи приняты, доказывают свою полезность не сразу, а иногда лишь спустя десятилетия.

В том, насколько безболезненно приживаются нововведения в обществе и приживаются ли они вообще, важную роль играет их совместимость с существующей культурой.

Инновации могут вступать в конфликт с существующей культурой. В этом случае они либо просто отвергаются обществом, либо, уступая давлению, принимаются вместе с их конфликтными чертами, которые время от времени вызывают протест, что делает нововведения неустойчивыми. Так было, например, в период реформ Петра I, когда европейские обычаи и традиции силой внедрялись в российскую повседневную жизнь.

Инновации могут не иметь аналога в существующей культуре и, следовательно, не вступать в противоречие с действующими нормами, однако и в этом случае общество воспринимает нововведения очень медленно и осторожно, придавая им, часто бессознательно, формы, сходные со старыми. Так, первые формы демократии выглядели как привычный совещательный орган при монархе. Сюда же можно отнести введение "пожизненного института президентства" в ряде бывших советских среднеазиатских республик в прошлом десятилетии, как компромисс новых западных форм демократии и привычных мусульманских традиций.

Некоторые инновации, для того чтобы войти в существующую культуру, должны обязательно вытеснить из нее ряд прежних устаревших элементов. Мы прекрасно воспринимаем, например, западную эстраду или западные традиции свободы слова, однако воспринять западные формы цивилизованного бизнеса или демократии нам значительно сложнее, поскольку этому мешают, хотя во многом и отжившие, но привычные для нас образцы культуры.

Иногда параллельно с инновационными сдвигами, или под их именем появляются «псевдо-» или «квазиинновации». Примером таких псевдоинноваций могут служить, в частности, переход контроля над собственностью в постсоветских странах из рук партийно-хозяйственной элиты (номенклатуры) в руки чиновничье-олигархической элиты, или массовая культура современного шоу-бизнеса, которая претендует на роль высокого искусства, освободившегося, наконец, от идеологического контроля.

Социальный эффект инноваций определяется, прежде всего, типом самой инновации. Базовые или радикальные инновации дают множественные социальные последствия, которые порождают цепную реакцию в самых разных областях общественной жизни и охватывают значительные периоды времени. Таким было изобретение парового двигателя, электричества, автомобиля, персонального компьютера, которые изменили общество снизу доверху.

Иногда социальный эффект становится следствием конвергенции или совместного соединенного воздействия нескольких инноваций. Технические возможности средств массовой информации в сочетании с достижениями психологических наук дали жизнь пропаганде, которая стала эффективным средством управления общественным мнением; атомный реактор, ракета с жидкостным топливом и электронная система, будучи соединенными вместе, породили оружие массового уничтожения.

Современное индустриальное общество – общество динамичное, и в основе этой динамики лежит постоянный поиск и освоение нововведений. Сегодня научный, технический и социальный прогресс уже невозможны без непрерывного потока нововведений, и, хотя значительная их часть несет с собой не только позитивные, но и негативные социальные последствия - для многих стран остановка этого процесса равнозначна социальному катаклизму.


Похожая информация.