Т человек как результат биологической и социокультурной. Человек как результат биологической и социальной эволюции

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Человек как предмет познания по своей многогранности сравним с миром. В своем бытии он воплощает все лучшие стороны мира. Эту особенность человека выразил в своем определении представитель итальянского гуманизма Пико дело Мирандола. "Человек - это микрокосм, - говорит он на диспуте "О достоинстве человека", - соединяющий в себе все три части космоса: мир земной, небесный и божественный - надзвездный". Многочисленные попытки определить человека сводились к выделению какого-то признака, отличающего человека от других существ. "Человек, - писал немецкий философ XVIII века И. Гердер, - находится на высшей ступени развития потому, что человек ходит прямо - иной причины нет". Сложность человеческой природы не в состоянии отобразить ни одно определение. Это многообразие может найти более адекватное отражение в понятиях, соответствующих масштабу человеческого мира. Это понятия "бытие", "сущность", "существование", "природа человека" и др.

Вопрос о природе человека, его происхождении, назначении, жизни и деятельности, месте в окружающем мире является самым значимым в системе знаний об обществе. Человека изучают разные науки: социология, психология, физиология, педагогика и многие другие. Существует также особый раздел философского знанияантропология , занимающаяся исследованием феномена человека.

В истории человеческой мысли существовало множество ответов на вопрос: Кто такой человек и для чего пришел он в этот мир. Человек сложен и противоречив. В нем уживаются как высокие вдохновенные порывы, побуждающие его создавать шедевры искусства, совершать нравственные поступки, так и низменные страсти, пороки, толкающие на чудовищные преступления. Писатель Максим Горький утверждал: «Человек – это звучит гордо». С этим утверждением далеко не всегда можно согласиться. Порой люди совершают столь чудовищные поступки, что невольно задаешься вопросом, до какой глубины падения может дойти человек, насколько он бывает низок, груб, жесток, бесчеловечен, и его грех невольно отражается на многих и многих других людях. Но можно ли применять оценки «хорошо» или «плохо» по отношению к природе человека как такового?

Сложным и дискуссионным до нашего времени является вопрос о происхождении человеческого рода – антропогенезе и, формировании человеческого общества - социогенезе. Ученые подчеркивают, что возникновение человека, его выделение из животного мира столь же грандиозный скачек в эволюции, как возникновение живого из неживого. Предыстория человечества до сего дня остается во многом загадкой. Ясно одно, что антропосоциогенез представляет собой длительный этап, в котором можно выделить несколько стадий.

Ученые-марксисты являются сторонниками так называемой трудовой гипотезы, утверждая, что главную роль в эволюции человека сыграл именно труд, определивший возникновение и развитие рационального мышления, членораздельной речи, общественных отношений. Однако подчеркнем мысль о том, что сам труд в свою очередь эволюционирует во взаимодействии с развитием общества, сознания, нравственных норм.

Одним из ключевых вопросов социального знания является вопрос о «природе человека», то есть определенных постоянных качеств любой человеческой личности. Употребляя это понятие, ученые подчеркивают принципиальное отличие человека от животных. Американский ученый-социолог Джон Дьюи считает, что все многообразие значений понятия «природа человека» можно свести к четырем: 1) человеческая природа – это врожденная биопсихическая конституция, свойственная человеку как виду; 2) человеческая природа – это то, что определяет вечные и неизменные стремления и желания людей; 3) человеческая природа лишена врожденных мотиваций и стремлений, это просто специфический способ реакции на внешний мир, способ восприятия мира; 4) человеческая природа не является врожденной, напротив, она проявляется в том, что человек способен самостоятельно создавать культурные ценности, моральные идеалы, нормы.

Некоторые ученые понимают под человеческой природой комплекс основных способностей, обеспечивающих человеку удовлетворение его биологических потребностей и приспособление к окружающей среде. Что влияет на человеческую природу: наследственность, окружающая среда, общество?

Вся жизнь животного мира определяется и контролируется инстинктами. Всегда одним и тем же неизменным способом бобры строят свои плотины, ласточки вьют гнезда, белки заготавливают продукты на зиму. Это и есть проявление инстинкта – определенного врожденного способа реагирования, присущего всему биологическому виду.

Но человек знает сотни способов, как строительства жилища, так и удовлетворения потребностей в пище, безопасности и т.д. Следовательно, человек становится человеком не столько по рождению, сколько становится им в ходе социализации, то есть процессе освоения способов деятельности, правил и норм, выработанных обществом, освоения культуры.

Опыт показывает, что только в обществе человек может обрести свою человеческую сущность. Если же он формируется вне общества, к примеру, среди зверей, он становится зверем.

Человек принципиально отличается от животных своей разумностью, позволяющей сдерживать и контролировать телесные влечения и инстинкты. Благодаря разуму он постигает законы мироздания, открывает науки, преобразует природу и создает новую среду обитания. Кроме того, только у человека возникает вера в сверхестественные силы, различение добра и зла, осознание конечности своего существования в мире, своей смертности, память о прошлом, причем не только своем собственном, но и других людей, вера в будущее. Человек обладает богатым эмоциональным миром. Он может плакать и смеяться, любить и ненавидеть, сострадать чужому несчастью и, напротив, проявлять черствость и жестокость, давать оценки и выносить суждения о тех или иных явлениях, создавать новое, не имеющее аналогов в природе, творить.

Многие мыслители разных эпох отмечали такую специфическую особенность человеческого существа как незавершенность, открытость. Человек от природы не наделен инстинктами, обеспечивающими выживание. У него нет страшных когтей, клыков, незаметной окраски, которая помогает животным избегать опасности. Как биологическое существо человек слабее многих животных и тем не менее благодаря своему разуму он стал самой могущественной на земле силой.

Российский философ Б.В.Марков подчеркивает, что природа человека не является чем-то заданным, а строится в каждой культуре по-своему.

«Осознание двойственности своей природы – фундаментальное свойство человека. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется физическим и биологическим условиям выживания, но с другой стороны, определяется социальными нормами, обладает сознанием свободы и стремится к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины…

Человеком не рождаются, а становятся, но что такое человек и кем он должен стать – эту загадку каждая историческая эпоха решает по-своему. Поэтому нет оснований говорить о врожденной агрессивности или наоборот солидарности, так как природные задатки, которые есть у каждого человека, успешно подавляются или же интенсифицируются обществом. Люди буквально всему должны научиться сами, и все, что они умеют – это продукт культурного развития, воспитания и образования. Человеком не рождаются, а становятся».

Ж.П.Сартр писал: «Сущность человека не предшествует его существованию, он проектирует себя сам и обречен на свободу и ответственность, которую уже не может перекладывать на Бога».

По мнению Б.Г.Ананьева единство биологического и социального в человеке проявляется в единстве таких его характеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.

Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность, генетически обусловленных свойств, результатом развития которых является биологическая зрелость человека.

Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, потому что именно в процессе взаимодействия с обществом индивид приобретает определенные свойства, качества, то есть социализируется. С другой стороны и личностью и субъектом деятельности человек может стать только при наличии определенных, заданных природой качеств.

Каждый человек проходит свой жизненный путь, взаимодействуя с другими людьми, формируется его социальная зрелость. Российский психолог В.А.Аверин определяет личность как совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых.

Аверин подчеркивает, что человек это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности.

Основу предметной деятельности человека составляет труд, и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет также рассматривать человека и как субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости.

Таким образом, каждый человек предстает в виде целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального.

Очевидно, что все люди различаются между собой по внешнему виду, способностям, характеру, интересам, стилем поведения. Поэтому к характеристике человека добавляется еще одна – индивидуальность. Под индивидуальностью в науке понимается неповторимое сочетание в человеке его черт и качеств как данных от природы так и приобретенных в ходе его жизни в обществе. Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным группам, типам. Но как индивидуальность он уникален, обладает только одному ему присущими свойствами. Каждый из нас – индивидуальность. Именно как индивидуальность человек добивается своих целей в жизни, реализует свои потребности и интересы.


Бытие человека

Бытие человека - наиболее общая категория философской антропологии. Она отражает все проявления человека, его индивидуальные и родовые признаки. По своей всеобщности и методологическому потенциалу бытие человека сопоставимо с бытием мира. Бытие человека представляет собой фрагмент и высшую ступень мира, оно есть бытие мира. Но в то время как бытие человека, как индивидуального, так и родового, ограничено во времени и пространстве, с неизбежностью превращается в небытие, бытие мира вечно во времени и бесконечно в пространстве. Мир был вчера, есть сегодня и будет завтра. Знание этого факта является источником оптимизма, уверенности в будущем. Огромное многообразие конечных, преходящих видов бытия не может исчерпать бесконечности бытия мира. Вместе с тем, мир нуждается в бытии человека как в своем высшем проявлении. Хотя бытие человека - временно и преходяще, в его лице мир обретает сознание и берет свое развитие в свои руки. Без человека мир был бы незаконченным, ограниченным и бессмысленным. Смысл бытия человека в придании смысла бытию мира.

С переходом отдельного человека в небытие мир осмысливается другим человеком, в бытии последующих поколений. В бесконечной смене поколений, в переносе бытия человека на другие космические объекты - залог бессмертия человечества, смысл жизни человека как представителя рода.

Будучи высшей ступенью бытия мира, бытие человека характеризуется качественно новыми по сравнению с природными признаками восходящего мира. Дифференциация человеческого бытия на отдельные формы открывает путь к познанию тех качественных особенностей человека, которые, вырастая из природных форм, качественно превосходят их по многим параметрам, внося новые краски в многоцветную картину мира. В рамках темы курса "Человек и его потребности" выделение видов бытия человека будет играть роль исходного методологического принципа для осуществления классификации потребностей, их взаимовлияния и трансформации. Ученые выделяют три вида бытия человека: биологическое, социальное и бытие человека как духовного феномена. От уяснения связи и субординации этих трех видов вытекает определение сущности человека.


Понимание смысла человеческой истории, современного состояния общества и перспектив его дальнейшей эволюции невозможно без проникновения в сущность, природу человека. Человек изучается различными частными науками. Среди них биология, медицина, психология, этика, юриспруденция и другие. Но ни одна из них не определяет сущность человека как особого представителя Природы, Вселенной. Сущность человека выявляется путем обобщения и анализа всех главных сторон, аспектов его существования. Вот почему проблема человека предстает как одна из основных, если не центральная проблема, во всей истории мировой философской и социологической мысли. Особенно она обостряется в переломные периоды развития общества, когда наиболее остро встает вопрос о смысле существования, как общества, так и каждого человека. Именно такой период переживает сегодня отечественная и мировая история. Однако во все времена человек был и является главным ресурсом для страны любого уровня.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

С глубокой древности и по сей день умы людей занимает вопрос о том, что такое человек. Мыслители разных эпох пытались найти ответы на вечные вопросы жизни о том, кто мы, откуда происходим, куда идем.

В настоящее время философия ищет варианты объединения усилий разных философских воззрений на сущность человека, его связей с природой с целью определить наиболее эффективные стратегии выживания человечества перед лицом глобальных угроз. Наиболее волнующими оказываются проблемы космической, вселенской сущности человека и человечества. В связи с этим возрастает внимание к научным исследованиям антропосоциогенеза - идей о происхождении и эволюции человека и общества.

Как же возник человек? Различают несколько основных подходов к решению проблемы возникновения человека и общества. Исторически первым можно считать мифологический подход , связанный с представлениями о сотворении людей мифическими божествами (Зевс, Юпитер). Множество богов постоянно следит за поведением людей, требуют от них жертв, поклонений, вмешиваются в человеческие дела, вершат правосудие по собственным законам.

В противоположность мифологии развивался теологический, религиозный подход (иудаизм, христианство, ислам), в соответствии с которым человек появился на свет посредством акта творения единого Бога. Люди подчиняются законам божественного мироздания, существуя внутри созданной Богом живой и неживой природы. В то же время они способны сознавать социально-нравственные требования Создателя (не убей, не укради и др.) и на этой основе вырабатывать нормы нравственности и правовые нормы, выполнение которых гарантируется авторитетом государственной власти. Человек действует согласно высшим указаниям, но обладает и дарованной ему свободой воли, которая может направлять его на путь греха или вести по пути спасения души, оздоровляющего и облагораживающего человека и общество.

Существуют и философские концепции ангропосоциогенеза. Материалистическая естественнонаучная и философская мысль развивает идеи естественного происхождения человека и общества вследствие саморазвития природы, в основе которого лежит сложная диалектическая связь различных факторов. Наиболее распространенной является концепция происхождения видов живых организмов путем естественного отбора, выдвинутая английским естествоиспытателем Ч. Дарвиным. В ней обосновывается происхождение человека от животных предков. В современных условиях данная теория, хотя она столкнулась с серьезными трудностями, все же сохраняет свое мировоззренческое значение.

Современная антропология (наука о происхождении и эволюции человека) рассматривает процесс происхождения человека от высших обезьян. Согласно этой концепции процесс возникновения и развития человека был подготовлен переходом австралопитеков (ближайших предков человека - ископаемых обезьян, живших несколько миллионов лет назад) к наземному образу существования, всеядному питанию и использованию первоначально естественных предметов, а затем и специально изготовленных в качестве орудий труда. Это привело к систематическому изготовлению каменных, костяных и деревянных орудий, а, следовательно, к появлению зачатков общественного производства. В результате появлялись первобытные стада ранних формировавшихся людей, которые сообща охотились на животных, умели пользоваться огнем. Их потомки изготавливали уже более сложные по форме и назначению орудия, создавали первые искусственные сооружения, умели добывать огонь. Возникшее общественное производство обусловило появление сознания и речи, сформировало тело человека. Процесс становления общества и человека продолжался сотни тысяч лет и завершился превращением первобытного стада в первобытное общество. В настоящее время считается, что человек современного типа homo sapiens (человек разумный) возник примерно 30 тысяч лет назад. Несмотря на то, что биологически он в определенной степени уникален, его биологическую природу нельзя абсолютизировать, она представляет собой лишь предпосылку, материальную основу формирования собственно человеческих свойств, выделяющих его из совокупности других живых существ. К таким относят следующие свойства:

  • животное владеет только непосредственными чувственными образами окружающего мира, человек обладает абстрактными понятиями, разумом, способен мысленно отделить себя от окружающего мира, осмыслить свое отношение к нему;
  • человек научился приспосабливать окружающую среду к себе, преобразовывать ее;
  • человек способен существовать в не естественных для него областях природы (водная, подводная, подземная, воздушная, космическая);
  • некоторые животные эпизодически используют предметы природы, человек же создал огромный мир искусственных предметов, постоянно ими пользуется и производит новые;
  • животное подчиняется только физиологическим потребностям, человек может строить свое поведение в соответствии с духовными ценностями (мораль, религия, право и т.д.), способен определять цель и смысл своих действий.

Считать проблему антропогенеза окончательно разрешенной не следует. По мере развития науки возникают новые вопросы. Например, продолжается поиск биологических предшественников человека, ждет объяснения «избыточность» человеческого мозга, рассматриваются глубинные зависимости свойств сознания от орудийной активности человека и т.п. Не отбрасывается гипотеза «занесения» жизни и разума с других планет.

Одной из фундаментальных выступает проблема соотношения биологического и социального в человеке.

Человек- это форма бытия, обладающая специфической совокупностью свойств, придающих ему качество биосоциального существа. Рассмотрение человека в рамках только социального или только биологического подхода односторонне и ограниченно. Например, есть попытки объяснять все социальные процессы сугубо природными свойствами человека. Некоторые концепции при объяснении общественных процессов отводят исключительно важную роль факторам естественного отбора и борьбы за существование (социал-дарвинизм) или факторам наследственности (социал-биологизм). Одни исследователи оптимистически утверждают, что наследственная система человека полноценно отображает итоги его развития как уникального биологического вида. Другие, напротив, полагают, будто человек как биологический вид клонится к угасанию, причиной чему является длительное существование в искусственной (технизированной) среде, накопление мутаций и утеря свойств биологического приспособления. Есть ученые, считающие, что человек еще слишком близок к животному и его природа может быть исправлена благодаря достижениям генетики. При этом возникают нравственные проблемы: как определить, кто именно из людей обладает генотипом с желаемыми чертами и кто должен решать вопрос о полноценности других людей.

Но рассмотрение биологических факторов нельзя сводить только к учету генетики. Важно иметь в виду также телесные, физиологические и психические особенности отдельного человека, возможности для их совершенствования в процессе жизни. И вообще, преувеличенная оценка генетических факторов и селекционных технологий неоправданно умаляет роль социального начала в человеке.

Человек рождается как существо, относящееся к высшим животным. Он появляется на свет с неразвитыми физиологическими свойствами, которые могут развиться только в условиях социума, т.е. генетически они заложены именно как человеческие. Например, человеческая улыбка носит врожденный характер, но подлинно человеческой она становится лишь в процессе его воспитания, т.е. его социализации. Именно общество наполняет поведение человека социальным содержанием. В случае изоляции от общества ни в поведении, ни в психике ребенка ничего человеческого не проявится.

Сознание не является нашим природным достоянием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры.

Общественное воздействие преобразует психику (как элемент биологической системы) индивида, превращая его в биосоциальное существо. Именно обществу человек обязан такими свойствами, как преобразовательная орудийная активность, речь, способность к творчеству.

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Общество таково, каковы образующие его люди. Человек- субъект общественной жизни: он реализует себя в обществе, формирует его своей активностью, определяет его «лицо». Однако! Он является и продуктом общества, отражает особенности его биологического и социального развития. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей, начиная с рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свой творческий потенциал, создать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизни, или безответственно относящийся к своему здоровью посредством некоторых сомнительных социальных «достижений», теряет свои биологические свойства, деградирует физически. Последнее обстоятельство, как известно, может служить причиной антиобщественного поведения.

Поэтому наряду с биологическими и социальными факторами как таковыми необходимо выделить культуру как фактор развития личности. Совершенно очевидно, что человечество, возникшее примерно 30 тыс. лет назад, прошло с тех пор гигантский путь культурной эволюции, накопив огромный запас материальных и духовных ценностей. Ступени этой эволюции рассмотрены в предыдущем разделе.

Таким образом, биологическое и социальное начала тесно взаимосвязаны в человеке. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию, как общества, так и человека.

Одной из проблем, которая связана с сущностью человека, является вопрос о зарождении и развитии духовной жизни человека и общества. Существование этих явлений в науке принято связывать с наличием у человека сознания.

Что же такое сознание? Сознание многими людьми воспринимается как чудо. Над тайной этого чуда думают веками. С точки зрения религиозных концепций сознание представлялось как нечто привнесенное чем-то (или кем-то) сверхъестественным извне и неизменное. На основе этих представлений возникло понятие «душа». Такие взгляды теоретически обосновывались и закреплялись в различных идеалистических философских системах. Провозглашение сознания сверхъестественной сущностью фактически сняло вопрос о его природе и возможности познания его сущности.

Специфически трактовали природу сознания немецкие естествоиспытатели XIX в. (К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт). Они считали, что сознание есть сугубо материальный процесс: мозг выдает мысль так же, как печень желчь. По их мнению, содержание сознания определяется, главным образом, химическим составом продуктов питания человека. Данная позиция получила название вульгарного материализма.

Позиция диалектического материализма в решении проблемы сущности сознания :

  • 1. Сознание есть специфическое свойство только высокоорганизованной формы материи;
  • 2. Нельзя ни отрывать сознание от материи, ни отождествлять их;
  • 3. Возникновение сознания обусловлено как биологическими, так и социальными факторами.

Одним из самых критических мест данной концепции выступает объяснение, как из материи неживой, не чувствующей возникает материя живая, да к тому же ещё и мыслящая. Здесь эта трудность решается на основе принципа отражения, в соответствии, с которым вся материя обладает свойством отражения.

Отражение - способность одних материальных объектов воспроизводить особенности других - воздействующих на них объектов - путём изменения своих свойств и структуры.

Характер отражения определяется уровнем развития и сложностью организации материальных объектов. В связи с этим выделяют следующие стадии развития свойства отражения :

  • 1. Отражение в неживой природе (механическое, физическое, химическое);
  • 2. Отражение в живой природе (механическое, физическое, химическое, биологическое); биологическое отражение развивается по следующим ступеням:
    • раздражимость у растений и простейших организмов;
    • появление нервной системы и её развитие, усложнение рефлексов;
    • возникновение и развитие центральной нервной системы и головного мозга;
  • 3. Отражение в разумной природе (механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное).

Таким образом, эволюция форм материи привела к появлению у одной из ее форм специфического свойства сознания.

Сознание - это свойство головного мозга человека отражать воздействия окружающего мира в форме абстрактного мышления.

В результате развития самого сознания человек приобрёл способность контролировать своё состояние. Например: вызывать из памяти некоторые чувственные и логические образы; концентрировать внимание на каком-то предмете или мысли; принуждать себя к выполнению каких-либо действий или воздержанию от них; управлять проявлением своего душевного состояния и др.

Опираясь на эти рассуждения, можно назвать элементы сознания, их три.

Знания (память) - устойчивый след от воздействия окружающего мира.

Эмоции - реакции человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей. Эмоции проявляются в виде удовольствия или неудовольствия. В экстремальных условиях эмоции резко возрастают, они могут «выключить» действие рассудка , то есть способности строить логически непротиворечивую систему абстрактных понятий. Человек может перестать адекватно реагировать на ситуацию, у него развиваются аффекты - бурные кратковременные эмоции (возбуждение, восторг, ужас и т.п.). В этом случае срабатывает инстинктивный способ реагирования на такую ситуацию: повышенная активность, агрессия, истерика и т.д. Высший продукт развития эмоций человека - чувства. Это совокупность конкретных ситуативных эмоций.

Воля - способность к выбору цели действий и к внутренним усилиям для её достижения.

Высшей ступенью развития абстрактного мышления является разум. Это способность человека синтезировать теоретические знания и практический опыт, проникать в глубинную сущность изучаемых объектов, делать не очевидные выводы, прогнозировать развитие вещей и их отношений.

На протяжении длительного времени в науке и философии господствовал принцип антропологического рационализма. Поведение человека рассматривалось только как воплощение его сознания, рациональности. Человек во всех его проявлениях представлялся исключительно мыслящим, сознательным существом, способным рационализировать как свое собственное поведение, так и общественную жизнь. Но, начиная с Нового времени, в учениях о человеке все большее место занимает проблема бессознательного.

Бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и процессов, лежащих вне сферы человеческого рассудка, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания.

Например, бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости и т.п. К сфере бессознательных явлений относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо несвободен. Инстинкты порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попасть в сферу сознания. Так, важную роль в психической и социальной жизни человека и общества играют такие инстинкты как инстинкт самосохранения, половой инстинкт, инстинкт голода и др.

Однозначной границы между сознательными и бессознательными явлениями не существует. Так называемые автоматизмы и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. Автоматизмы - достаточно сложные действия человека, которые первоначально действуют под контролем сознания, но в результате многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля: навыки вождения автомобиля, игры на музыкальных инструментах, пользования телефоном и т.д. Благодаря включению бессознательного, с одной стороны, уменьшается нагрузка на сознание, с другой - увеличиваются творческие возможности человека, когда знания строятся без влияния стереотипов, привычных схем рассуждения.

Вопросы для повторения:

  • 1. В чем смысл понятий «антропогенез», «социогенез» и «антропосоцио- генез»?
  • 2. Каковы признаки, отличающие человека от других существ?
  • 3. Каково соотношение биологического и социального в человеке?
  • 4. Что такое сознание?
  • 5. В чем разница между разумом и рассудком?
  • 6. Как охарактеризовать бессознательное?

Процесс возникновения и развития человека называется антропогенезом .

Основные отличия человека от животного

Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
– моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
– обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов; – выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своём поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт «вторую природу» – культуру. Животные приспосабливаются к окружающей среде.
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
Человек должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности, это связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
Человек обладает сознанием.

Сознание

Сознание – это форма психического отражения действительности и способность целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Свойства сознания:
– активность (отражает мир целенаправленно; служит основой преобразовательской деятельности человека);
– избирательность (различия в содержании как на личном, так и на общественном уровне);
– субъективность;
– творческое начало.

Бессознательное – явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в оговорках, описках, фантазиях, мечтах, сновидениях.
Общественное (коллективное) сознание – сознание группы общества, общественное мнение. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями.
Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в обществе, осознание себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.
Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Протекает в процессе деятельности и общения.
Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).

Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Поведение состоит из поступков.
Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Человек, индивид, индивидуальность, личность: определение и соотношение понятий

Человек – родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к человеческому роду.
Индивид – единичный представитель вида "homo sapiens". Индивидными признаками являются морфологические особенности (рост, телесная конституция и цвет глаз) и психологические свойства (способности, темперамент, эмоциональность)

Личность – это социальное свойство индивида, совокупность социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и характеризующих его как члена общества в труде, познании, общении.

Признаки личности: разумность, свобода, ответственность

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт)

Становление личности происходит в процессе социализации человека, в ходе которого индивид осваивает выработанные в обществе социальные функции и роли, социальные нормы и правила поведения, общения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в обществе.
Становление индивидуальности – это процесс индивидуализации объекта, самоопределения и обособления личности, её выделения из сообщества, оформление её отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

Деятельность

Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер).

Различия деятельности человека и активности животного

Активность животных Деятельность человека
приспособление к условиям природы не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды
действия на основе генетической программы, направленные на реализацию физиологических потребностей генетически заложенной программы не имеет, вырабатывает программу деятельности в процессе социализации, используя опыт предыдущих поколений
целесообразность, направляемая инстинктом не только целесообразность, но и способность к сознательному целеполаганию
использует готовые природные материалы создаёт орудия труда, новые мате- риалы, творит новую реальность – мир человеческой культуры и общественных отношений

Структура деятельности

Виды действий:
– целерациональное (поведение ориентировано на цель, осознаются средства и побочные результаты его действий.);
– ценностно-рациональное (индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.);
– аффективное (бессознательное, обусловлено эмоциональным состоянием индивида, внезапным помутнением в сознании);
– традиционное (автоматическое, основано на длительной привычке).

Основные типы деятельности:
игра (важен процесс, а не результат; двойственный характер игры: реальный и условный);
учение (целесообразная деятельность по усвоению знаний, умений, навыков, накопленных предыдущими поколениями);
труд (направлен на достижение цели, для него характерна практическая полезность, способность удовлетворять различные потребности людей).

В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и коллективная .
По характеру: репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная – творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).
По соответствию социальным нормам: законная – незаконная, моральная – аморальная.
По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная, созидательная – разрушительная.
По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.
По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя.

Общение

Общение – это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.

Структура общения
Субъекты Цель – то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях Содержание Средства общения – способы передачи, переработки и расшифровки информации

реально существующие партнёры;
иллюзорные партнёры – им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным);
воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)

– передача и получение знаний;
– согласование разумных действий людей;
– организация совместной деятельности людей;
– установление и прояснение межличностных отношений и др.

информация, передаваемая в процессе общения: знания, опыт, умения, эмоции, чувства

– органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание);
– устная речь;
письменная речь (чертежи, знаки, изображения);
– технические средства (радио, телевидение, компьютер)

Функции общения:
– социализаторская (формирование и развитие межличностных отношений);
– познавательная (получение новой информации);
– психологическая (эмоциональная поддержка);
– отождествления (выражение причастности человека к группе);
– организационная (распределение обязанностей, установление правил).

Потребности и интересы

Пирамида потребностей человека (по Маслоу)

Для обеспечения своей жизнедеятельности и в целях своего развития человек удовлетворяет различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность - это нужда человека в чём-либо.
Осознанная потребность становится мотивом деятельности человека.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Особенностью человека является способность ранжировать свои потребности в соответствии со своими принципами, убеждениями.
Потребности человека безграничны.
Разумные потребности - это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Мнимые потребности – искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение).
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес - целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту.
Склонность – направленность на определённую деятельность.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Свобода и ответственность в человеческой деятельности

Свобода – способность и возможность человека осознанно выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками.
Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Условия существования свободы

Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за пользование ею.
Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другого, т. е. свобода не может быть абсолютной.

Способности личности

Способности – индивидуальные особенности человека, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления отдельных видов деятельности. Способности имеют биологическую основу в форме задатков . Главным условием развития способностей является практическая деятельность человека.

Виды способностей:

  1. природные способности – связаны с врождёнными задатками (повышенная гибкость суставов, острый слух);
  2. общие интеллектуальные способности (развитая память, воображение, логическое мышление);
  3. специальные способности – определяют успех человека в специфических видах деятельности (математические, музыкальные, спортивные).
По уровню развития способностей различают людей:
– способных;
– с выдающимися способностями;
– талантливых;
– гениальных. Гении – люди, обладающие необыкновенным творческим потенциалом, способные к уникальным качественно новым открытиям и творениям. Признаки гениальности:
– оригинальность;
глубокий смысл, значение;
– это результат «озарения свыше».

Способности определяют жизнь человека – его вид деятельности, уровень образования, профессию, круг общения, образ жизни, физическое и психическое здоровье. Развитие способностей позволяет человеку повышать свой статус, самооценку и уровень жизни.

Видеоурок:

Лекция:


Центральным понятием курса обществознания является человек. Что же такое человек?

Человек - это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Рассмотрим биологические и социальные признаки человека.

Человек как биологическое существо

Как биологическое существо человек является результатом эволюционного развития (антропогенеза) и представляет собой вид Homo sapiens (человек разумный). Он обладает признаками общими для многих животных класса млекопитающих, среди которых: живорождение, млекопитание, использование предметов природы, инстинкты. Немного подробнее остановимся на инстинктах. Из курса биологии вам известно, что инстинкты – это врожденные акты поведения, которые помогают выжить в природной среде. Человеку свойственны такие животные инстинкты, как самосохранение, продолжение рода, "свой-чужой" и многие другие. Любое инстинктивное поведение человека или животного диктуется биологическими потребностями. Так, потребность в безопасном и удобном жилище удовлетворяется инстинктом построения жилья. Сравним этот инстинкт у животных и человека. К примеру, пчёлы строят соты, пауки плетут паутины, ласточки вьют гнёзда, бобры строят хатки. Но этому их никто не учил, умение строить жильё определённым образом передалось им по наследству. Человек строит дом, но в силу того, что он Homo sapiens к врожденному стремлению удовлетворить потребность в жилище подключает ещё и разум. И поэтому человек придумал тысячи способов строительства жилья.

Следовательно, человек как биологическое существо имеет общие для многих животных признаки, но отличается разумом, помогающим действовать вопреки своим биологическим потребностям.

Социальная сущность человека
В разумности человек проявляет свою социальную сущность. Если, как биологическое существо он приспосабливается к окружающей среде, то, как социальное способен преобразовывать её, созидая что-либо новое, ранее не существовавшее. Обретение человеком "человеческого" связано с его нахождением в социальной среде. То есть человек становится человеком не столько по рождению, сколько в ходе социализации. Это означает, что живя в окружении людей, он учится общаться, играть, приобретать знания, трудиться и осваивает много других форм поведения. Кроме того, человек усваивает правила и нормы, выработанные данным обществом и прочно устоявшиеся в нём. Так, с раннего детства его учат тому, как надо себя вести, а от какого поведения следует воздержаться. В итоге человек превращается в социальное культурное существо. Процесс социализации начинается с самого рождения, первого прикосновения, слова мамы и продолжается всю жизнь. Что же происходит с человеком, оказавшимся вне общества, к примеру, среди зверей? Результат жизни в "диких" условиях может быть разным и зависит от возраста человека, а если быть точнее, от того, прошёл человек хоть какой - то этап социализации или нет. Нам известны факты о детях - маугли, которых вскармливали животные. Вернувшись в общество они так и не научались говорить, пользоваться столовыми приборами, носить одежду, передвигаться на ногах. Они уподобились зверям. Взрослый же человек, прошедший социализацию, воспитанный обществом и умеющий использовать предметы окружающего мира в свою пользу, попав в "дикие" условия, обустраивает свой быт приблизительно в том виде, каком привык жить. А самое главное, он не теряет своей человеческой сущности. Этому есть яркий литературный пример - Робинзон Крузо - главный герой одноимённого рассказа Даниэля Дефо.

Биологическое и социальное в человеке тесно связано. Развитие определённых социальных качеств в человеке происходит благодаря тому, что в нём имеются биологические предпосылки. Давайте рассмотрим эти биологические предпосылки и социальные качества.

Биологические предпосылки

Социальные качества

Взаимосвязь

1

Развитый головной мозг

Разумность

Развитый головной мозг позволяет человеку приобретать знания, создавать предметы, преобразовать природу. Человек контролирует своё поведение и действует в зависимости от конкретной жизненной ситуации. Он различает добро и зло, верит, помнит, мечтает, творит. У него нет страшных когтей и клыков, маскирующей окраски, которые помогают многим животным избежать опасности. Но у человека есть разум, благодаря которому стал могущественной силой на Земле.

2

Прямохождение и особое строение кисти руки

Создание орудий труда

Гердер И.Г., немецкий философ XVIII века писал, что «человек находится на высшей ступени развития, потому что ходит прямо – иной причины нет». Прямохождение и развитие кисти рук позволило человеку совершать трудовые действия. Известны слова американского просветителя Б. Франклина: "Человек - это животное, создающее орудия труда". Именно создание орудий труда выделило человека из животного мира. Да, животные умеют использовать предметы природы (к примеру, палки и камни) для строительства норок. Но только человек может изготовлять одни орудия труда с помощью других.

3


Анатомо-физиологические механизмы (задатки), инстинкты

Мышление и деятельность

Человек преобразует окружающий мир под свои нужды благодаря деятельности. А формирование деятельности зависит от наличия у человека мышления. Потому, что прежде чем что-то сделать человек обдумывает идею и действия в голове. Более подробно о мышлении и деятельности вы узнаете после изучения темы .

4

Речь и общение

Жизнь в обществе – это каждодневное взаимодействие людей друг с другом. Это взаимодействие происходит в ходе общения, которое было бы не возможным без наличия членораздельной речи у человека. Общение и взаимодействие с другими людьми очень важно для человека, потому что только в группах он развивается, реализует себя и достигает социальной зрелости.

Подытожим, человек – это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью. Как биологическое существо он обладает признаками, присущими животным класса Млекопитающие: инстинкты, живорождение, млекопитание, использование предметов природы и отличительными признаками: развитый головной мозг, прямохождение, развитая кисть руки, инстинкты. Как социальное существо обладает характерными только для человека качествами: разумность, способность создавать орудия труда, деятельность, способность к членораздельной речи, общение.

Индивид, индивидуальность, личность.

В социологии, которая является частью предмета обществознания наряду с термином «человек» используются понятия индивид, индивидуальность и личность. Вы должны понимать значения этих понятий и уметь различать их.

Индивид – это один из представителей биологического вида Homo sapiens, имеющий генетически наследуемые биологические признаки.

Индивидом является каждый человек. Это понятие характеризует то, что в людях присутствуют одинаковые биологические особенности, относящие к виду Homo sapiens. Так, у каждого человека одна голова, две руки, 32 зуба, есть психика, строение внутренних органов одинаковое и т.д. Но в мире не найти абсолютно одинаковых индивидов, даже если они близнецы. Индивиды отличаются друг от друга внешними и внутренними признаками. Как вы знаете, к внешним относятся рост, цвет глаз, длина волос и другие, а к внутренним темперамент, характер, способности, знания, умения и другие. Отличия в этих признаках делают каждого из нас индивидуальным. Что же такое индивидуальность?


Индивидуальность – это совокупность неповторимых биологических и социальных качеств, присущих каждому человеку.

Согласитесь, для каждого человека очень важно, чтобы окружающие принимали его таким, какой он есть. Наверняка вы слышали, как в адрес какого-либо человека звучали слова: «Он – яркая индивидуальность». Эти слова подчёркивают "особенность" человека, его отличие от других. Очень дорожат такой оценкой люди творческого труда: художники, писатели, ученые.

А кого называют личностью? Личность – это человек, выделившийся на фоне других своими поступками. Человек становится личностью в обществе, в процессе социализации.

Личность – это социальный признак человека, связанный с наличием у него социально-значимых качеств, то есть таких, которые важны и необходимы обществу (к примеру, самостоятельность, ответственность, гражданственность, патриотизм, толерантность, альтруизм, гуманность и многие другие).

Личностью является не столько тот, кто обладает этими качествами, сколько тот, кто проявляет их в своем отношении к людям, обществу и природе. Иногда мы слышим: "Он – Человек с большой буквы". Так говорят о личности.

1.1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат био­логической и социокультурной эволюции.)

1.2. Мировоззрение, его виды и формы

1.3. Виды знаний

1.4. Понятие истины, ее критерии

1.5. Мышление и деятельность

1.6. Потребности и интересы

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

1.9. Основные институты общества

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

1.12. Образование, его значение для личности и общества

1.13. Религия

1.14. Искусство

1.15. Мораль

1.16. Понятие общественного прогресса

1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)

1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

1.1. Природное и общественное в человеке.

( Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Антропогенез - процесс происхождения и становления физического типа человека.

Антропосоциогенез - процесс становления социальной сущности человека.

Человек - биосоциодуховное существо , высшая ступень развития организмов на Земле.

В человеке сочетаются два начала, две природы: биологическая и социодуховная. Биологическая, природная составляющая проявляется в устройстве и особенностях человеческого тела, врожденных (генетиче­ских) задатках, способностях. Однако полноценным человеком можно стать только в обществе, взаимодействуя с другими людьми и социаль­ными институтами. Только в обществе формируется сознание, мышле­ние, навыки и знания.

Биологические отличия человека от животных:

    прямосотояние, прямохождение;

    развитый артикуляционный аппарат (органы речи);

    отсутствие плотного волосяного покрова;

    большой объём головного мозга (в соотношении с телом);

    развитая кисть руки, способная к мелкой моторике.

Социодуховные отличия человека от животных:

    мышление и членораздельная речь;

    сознательная творческая деятельность;

    создание культуры;

    создание орудий труда;

    духовная жизнь.

Индивид - человек как представитель общества и человеческого рода (в первую очередь, биологическая составляющая).

Индивидуальность - специфические, уникальные, неповторимые свойства и качества, присущие только этому человеку (как врожден­ные, так и приобретенные в обществе).

Личность - высшая ступень развития человека, на которой он вы­ступает как субъект сознательной деятельности и как носитель со­циально значимых свойств и качеств.

К социально значимым качествам личности относятся:

    активная жизненная позиция;

    наличие собственного мнения и умение его отстаивать;

    развитые коммуникативные способности;

    ответственность;

    наличие образования и т.п.

Структура личности:

    социальный статус - положение человека в социальной иерархии;

    социальная роль - образец поведения, ожидаемый обществом от человека с определенным статусом;

    направленность - определенность поведения человека высшими ценностями, установками, смыслом жизни, мировоззрением.

Человек не является личностью с момента рождения, а становится ею и процессе социализации.

Важнейшей социальной характеристикой человека является нали­чие у него сознания.

Существует несколько основных пониманий термина сознание:

    совокупность всех знаний человека;

    направленность на определенный объект;

    самосознание, самоотчет - наблюдение ума за собственной дея­тельностью;

    совокупность индивидуальных и коллективных идей.

Поскольку в индивидуальном сознании большую роль играют идеи, характерные для всего общества, говорят об общественном сознании.

Общественное сознание - сознание, присущее большим группам людей, обладающее рядом сходных для большинства этих людей идей, принципов, отношений, привычек, нравов, традиций.

Общественное сознание формируется, во-первых, благодаря сбли­жению интересов и деятельности больших групп людей; во-вторых, благодаря широкому распространению идей, присутствующих в обще­ственном сознании с помощью образования, СМИ, деятельности пар­тий.

Общественное сознание формируется под влиянием общественной деятельности и во многом соответствует ей. Однако в отдельных слу­чаях, развитие общественного сознания может отставать от разви­тия социального бытия (пережитки сознания); а в других случаях - опережать (передовое сознание).

Формы общественного сознания передаются из поколения в поколе­ние и активно воздействуют на жизнь общества.

Структура общественного сознания:

    философия;

    политическое сознание;

    правовое сознание;

  • эстетическое сознание;

Соотношение индивидуального и общественного сознания .

Между индивидуальным и общественным сознанием нет жестких границ, они постоянно взаимодействуют.

Индивидуальное сознание, с одной стороны, формируется под воз­действием общественного сознания, а с другой - отбирает наиболее приемлемое для себя содержание общественного сознания.

Общественное сознание, с одной стороны, существует через инди­видуальное сознание, а с другой - перенимает только отдельные эле­менты, достижения индивидуального сознания.

Особо выделяют массовое сознание - совокупность представле­ний, настроений, идей, отражающих отдельные стороны общественной жизни. Общественное мнение - состояние массового сознания, отра­жающее отношение к определенным социальным фактам.

Помимо сознания существует пласт явлений и процессов, не осо­знаваемых человеком, но влияющих на его поведение. В обществознании это называется бессознательным (в психологии - подсознанием).

К проявлению сферы бессознательного относятся:

    сновидения,

    фантазии,

    творческое озарение,

  • оговорки,

    аф­фекты,

    забывания и т.п.

Отличия бессознательного от сознания:

    слияние субъекта с объектом;

    отсутствие пространственно-временных ориентиров;

    отсутствие механизма причинно-следственных связей.

Самосознание - определение человеком себя как личности, спо­собной принимать самостоятельные решения и нести за них ответ­ственность.

Самопознание - постижение человеком своей индивидуальности во всем ее многообразии (также и изучение обществом самого себя).

Рефлексия - размышления человека о происходящем в его сознании.

Самореализация - наиболее полное выявление и осуществление лич­ностью своих целей и идеалов, стремление к творческой реализации.

Самосознание и самореализация являются основой социального поведения.

Социальное поведение - целенаправленная активность в отноше­нии других людей.

Социальное поведение становится возможным при условии успеш­ной социализации личности.

Социализация - длящийся на протяжении всей жизни процесс вза­имодействия человека с обществом и его институтами, в результате которого он усваивает социальные нормы, осваивает социальные роли, приобретает навыки совместной деятельности.

Социализация личности проходит в два этапа:

1. Первичная социализация - неосознаваемое самим человеком и некритически воспринимаемое воздействие общества, его норм и институтов, приводящее к первичному усвоению норм и навыков социального взаимодействия. Первичная социализация заканчивается формированием личности.

2. Вторичная социализация - критичное и выборочное освоение личностью новых норм и образцов поведения в рамках социальных институтов.

Социализация в обществе происходит с помощью институтов социализации.

Институты социализации - социальные институты, ответст­венные за социализацию индивида в обществе. В качестве таковых выделяют:

Агенты социализации - люди, которые осуществляют социализа­цию в рамках определенных институтов (отец, командир (начальник), журналист).