Уровни образования какие обязательны по 273 фз. Система образования рф

Образование в Российской Федерации представляет собой единый процесс, направленный на воспитание и обучение будущего поколения. На протяжении 2003-2010 гг. система отечественного образования подверглась серьезному реформированию в соответствии с положениями, содержащимися в Болонской декларации. Помимо специалитета и аспирантуры, были введены такие уровни РФ, как

В 2012 году в России был принят закон «Об образовании РФ». Уровни образования, сходные с европейскими государствами, дают возможность свободного передвижения для студентов и преподавателей между вузами. Еще один несомненный плюс - это возможность трудоустройства в любой из стран, подписавших Болонскую декларацию.

цель, функции

Образованием является процесс и результат передачи знаний и опыта, который был накоплен всеми предшествующими поколениями. Главная цель обучения заключается в приобщении новых членов социума к устоявшимся убеждениям и ценностным идеалам.

Основными функциями обучения являются:

  • Воспитание достойных членов социума.
  • Социализация и приобщение нового поколения к сложившимся в данном обществе ценностям.
  • Обеспечение квалифицированной подготовки молодых специалистов.
  • Передача знаний, которые касаются работы, с помощью современных технологий.

Критерии образованности

Образованным является человек, который накопил некоторый объем знаний, умеет четко определить причины и следствия того или иного события и может при этом логически мыслить. Основным критерием образованности можно назвать системность знаний и мышления, что отражается в способности человека, рассуждая логически, восстановить пробелы в системе знаний.

Значение обучения в жизни человека

Именно с помощью обучения осуществляется передача культуры общества от одного поколения другому. Образование влияет на все сферы жизни социума. Примером такого воздействия может быть совершенствование системы обучения. Новые уровни профессионального образования в РФ в целом приведут к улучшению качества имеющихся трудовых ресурсов государства, что, в свою очередь, окажет существенное влияние на развитие отечественной экономики. Например, получение профессии юриста будет способствовать укреплению правовой культуры населения, так как каждый гражданин должен знать свои законные права и обязанности.

Качественное и системное обучение, которое охватывает все сферы жизни человека, позволяет воспитать гармоничную личность. Существенное влияние оказывает обучение и на индивида. Так как при современной ситуации только образованный человек может подняться по социальной лестнице и добиться высокого статуса в обществе. То есть самореализация напрямую взаимосвязана с получением качественного обучения самого высокого уровня.

Система образования

В систему обучения в России входит ряд организаций. К ним можно отнести учреждения:

  • Дошкольного образования (центры развития, детские сады).
  • Общеобразовательные (школы, гимназии, лицеи).
  • Высшие учебные заведения (университеты, НИИ, академии, институты).
  • Средние специальные (техникумы, колледжи).
  • Негосударственные.
  • Дополнительное образование.

Принципы системы образования

  • Первоочередность общечеловеческих ценностей.
  • Основой являются культурные и национальные принципы.
  • Научность.
  • Ориентация на особенности и уровень образования в мире.
  • Гуманистический характер.
  • Направленность на защиту окружающей среды.
  • Преемственность образования, последовательный и непрерывный характер.
  • Обучение должно представлять собой единую систему физического и духовного воспитания.
  • Поощрение проявления таланта и личностных качеств.
  • Обязательное наличие начального (базисного) образования.

Виды образования

По уровню достигнутого самостоятельного мышления выделяют такие виды обучения:

  • Дошкольное - в семье и в дошкольных учреждениях (возраст детей составляет до 7 лет).
  • Начальное - осуществляется в школах и гимназиях, начиная с 6 или 7 лет, длится с первого по четвертый классы. Ребенка обучают основным навыкам чтения, письма и счета, большое внимание уделяется развитию личности и приобретению необходимых знаний об окружающем мире.
  • Среднее - включает в себя базовое (4-9 классы) и общее среднее (10-11 классы). Осуществляется в школах, гимназиях и лицеях. Завершается получением аттестата об окончании общего среднего образования. Учащиеся на данном этапе приобретают знания и навыки, формирующие полноправного гражданина.
  • Высшее - одна из стадий профессионального образования. Главной целью является обучение квалифицированных кадров по необходимым направлениям деятельности. Оно осуществляется в университете, академии или институте.

По характеру и направленности образование бывает:

  • Общее. Помогает приобрести знания основ наук, в частности о природе, человеке, социуме. Дает человеку основные знания об окружающем мире, помогает приобрести необходимые практические навыки.
  • Профессиональное. На этом этапе приобретаются знания и умения, которые необходимы для выполнения обучающимся трудовых и служебных функций.
  • Политехническое. Обучение основным принципам современного производства. Приобретение навыков пользования простейшими орудиями труда.

Уровни образования

В основе организации обучения лежит такое понятие, как «уровень образования в РФ». Он отражает разделение программы обучения в зависимости от статистического показателя изучения населением в целом и каждым гражданином в отдельности. Уровень образования в РФ- это оконченный образовательный цикл, для которого характерны определенные требования. Федеральный закон «Об образовании в РФ» предусматривает следующие уровни общего образования в РФ:

  • Дошкольное.
  • Начальное.
  • Основное.
  • Среднее.

Помимо этого, выделяют следующие уровни высшего образования РФ:

  • Бакалавриат. Зачисление производится на конкурсной основе после сдачи ЕГЭ. Степень бакалавра студент получает после того, как он приобрел и подтвердил основные знания по выбранной им специальности. Обучение длится 4 года. По окончании данного уровня выпускник может сдать специальные экзамены и продолжить обучение на специалиста или магистра.
  • Специалитет. Эта ступень включает в себя базовое образование, а также подготовку по выбранной специальности. На очной форме срок обучения составляет 5 лет, а на заочной - 6. После получения диплома специалиста можно продолжить обучение на магистра или поступить в аспирантуру. Традиционно данный уровень образования в РФ считается престижным и не особо отличается от магистратуры. Однако при трудоустройстве за границей он приведет к возникновению целого ряда проблем.
  • Магистратура. Эта ступень выпускает профессионалов, имеющих более глубокую специализацию. В магистратуру можно поступить по окончании бакалавриата и специалитета.
  • Подготовка кадров высшей квалификации. Подразумевается обучение в аспирантуре. Это необходимая подготовка для получения ученой степени Обучение на очной форме длится 3 года, на заочной - 4. Ученая степень присуждается по окончании обучения, защиты диссертации и сдачи выпускных экзаменов.

Уровни образования в РФ по новому закону способствуют получению отечественными учащимися дипломов и приложений к ним, которые котируются высшими учебными заведениями других государств, а значит, дают возможность продолжить обучение за границей.

Формы образования

Обучение в России может быть проведено в двух формах:

  • В специальных учреждениях образования. Может осуществляться в очной, заочной, очно-заочной, экстернатной, дистанционной формах.
  • Вне учреждений образования. Подразумевает самообразование и семейное обучение. Предусматривается прохождение промежуточной и итоговой

Подсистемы образования

Процесс обучения сочетает в себе две взаимосвязанные подсистемы: обучение и воспитание. Они помогают достигнуть основной цели процесса образования - социализации человека.

Главное различие между двумя данными категориями в том, что обучение направлено преимущественно на развитие интеллектуальной стороны человека, а воспитание, наоборот, - на ценностные ориентиры. Между этими двумя процессами существует тесная взаимосвязь. Кроме того, они дополняют друг друга.

Качество высшего образования

Несмотря на то что не так давно в системе образования РФ была проведена реформа, не наблюдается особого улучшения качества отечественного обучения. Среди основных причин отсутствия сдвигов по повышению качества образовательных услуг можно выделить следующие:

  • Устаревшая система управления в высших учебных заведениях.
  • Небольшое число иностранных преподавателей с высокой степенью квалификации.
  • Низкий рейтинг отечественных образовательных учреждений в мировом сообществе, что обусловлено слабой интернационализацией.

Проблемы, касающиеся управления системой образования

  • Низкий уровень оплаты труда работников сферы образования.
  • Недостаток кадров, имеющих высокую степень квалификации.
  • Недостаточный уровень материально-технического оснащения учреждений и организаций.
  • Низкий образования в РФ.
  • Низкий уровень культурного развития населения в целом.

Обязательства по решению данных проблем возлагаются не только на государство в целом, но и на уровни муниципальных образований РФ.

Тенденции в развитии услуг образования

  • Интернационализация высшего образования, обеспечение мобильности преподавателей и студентов с целью обмена передовым международным опытом.
  • Усиление направленности отечественного обучения в практическую сторону, что подразумевает введение практических дисциплин, увеличение количества преподавателей-практиков.
  • Активное внедрение в процесс образования мультимедийных технологий и иных систем визуализации.
  • Популяризация дистанционного обучения.

Таким образом, образование лежит в основе культурного, интеллектуального и нравственного состояния современного общества. Это определяющий фактор социально-экономического развития российского государства. Реформирование системы образования на сегодняшний день не привело к глобальным результатам. Однако небольшой сдвиг в лучшую сторону есть. Уровни образования РФ по новому закону способствовали появлению возможностей свободного перемещения преподавателей и студентов между вузами, что говорит о том, что процесс российского обучения взял курс на интернационализацию.

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Комментарий к Ст. 10 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемые положения не являются новыми для отечественного образовательного законодательства, поскольку нормы о структуре системы образования содержали системообразующие акты образовательного законодательства: и закон о высшем образовании (ст. 4). Между тем в рассматриваемой статье соответствующие положения указанных нормативных актов несколько переработаны и синтезированы в нормативный материл с учетом разноуровневого характера образования.

1. В комментируемом законе предложен новый подход к определению системы образования, учитывающий изменения в системе образовательных отношений в целом. Он заключается в том, что:

во-первых, в систему образования включены все виды существующих совокупностей обязательных требований к образованию: федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты и образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности.

В целях обеспечения качества образования законодателем предусматриваются: федеральные государственные образовательные стандарты для основных общеобразовательных и профессиональных программ, в том числе для дошкольного образования, чего ранее не предусматривалось. Однако это не означает необходимость проведения аттестации для обучающихся на данном уровне. Закон вводит запрет на проведение как промежуточной, так и итоговой аттестации обучающихся в дошкольных образовательных организациях;

федеральные государственные требования - для дополнительных предпрофессиональных программ;

образовательные стандарты - для образовательных программ высшего образования в случаях, предусмотренных комментируемым законом или указом Президента Российской Федерации. Определение образовательного стандарта приводится в п. 7) ст. 2 Закона N 273-ФЗ, однако более точное его толкование мы обнаруживаем в ст. 11 Закона (см. ).

Образовательные программы также включаются в систему образования, поскольку представляют собой комплекс основных характеристик образования и организационно-педагогических условий. Такое их выделение обусловлено тем, что в случае, если разработаны либо федеральные государственные образовательные стандарты, либо федеральные государственные требования, либо образовательные стандарты, образовательная программа составляется на их основе. В том случае, если указанные отсутствуют (по дополнительным общеразвивающим и с определенными особенностями, по дополнительным профессиональным программам*(14); программы профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов), образовательные программы являются единственной совокупностью требований для получения такого рода образования.

Во-вторых, в систему образования включаются наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители) (до возраста совершеннолетия обучающегося), что делает их полноправными участниками образовательного процесса. Конечно, такая позиция должна подкрепляться конкретными правами и гарантиями для таких субъектов. С этой целью законодатель вводит главу 4, посвященную обучающимся и их родителям, и , посвященную педагогическим, руководящим и иным работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность ( и ).

В-третьих, в систему образования входят наряду с органами, осуществляющими управление в сфере образования на всех уровнях власти, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы. Признак подведомственности не выделяется, вместо него вводится признак создания органа органом, осуществляющим управление в сфере образования. Принципиальных различий такая замена не несет. Вместе с тем прежняя формулировка "учреждения и организации" могла не позволить отнести, например, общественные советы к системе образования.

В-четвертых, в систему образования включаются организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования. Указанное объясняется необходимостью понимания системы образования как единого неразрывного процесса движения знания от педагога (образовательной организации) до обучающегося. В этот процесс входят и расчетные центры обработки информации, и аттестационные комиссии и т.п. В этот круг не входят физические лица (эксперты, общественные наблюдатели и др.).

В-пятых, в систему образования помимо объединений юридических лиц, общественных объединений входят объединения работодателей и их объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Такая позиция обусловлена активизирующимся направлением интеграции образования, науки и производства; пониманием образования как процесса, завершающегося трудоустройством и ориентацией в связи с этим на запросы мира труда. Работодатели принимают участие в работе учебно-методических объединений (), привлекаются к проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, к проведению квалификационного экзамена (итог профессионального обучения) ( , ); работодатели, их объединения вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и составлять на этой основе рейтинги ().

Пункт 3 комментируемой статьи 10 Закона Об образовании в РФ вводит систему видов образования, подразделяя его на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.

Профессиональное обучение, несмотря на, казалось бы, отсутствующий "эффект" образовательной деятельности - повышение образовательного ценза обучающегося, предполагает и необходимость освоения образовательной программы среднего общего образования, если она не освоена.

Данная система должна позволить реализовывать образовательные потребности человека в течение всей жизни, то есть не только возможность получить образование в любом возрасте, но и получить другую профессию (специальность). С этой целью вводятся разнообразные образовательные программы.

Изменяется система уровней образования, согласно которым в структуру общего образования в соответствии с Законом входит:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование;

В структуру профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - подготовка специалиста, магистратура;

4) высшее образование - подготовка научно-педагогических кадров.

Главным новшеством является то, что: 1) дошкольное образование включено в качестве первого уровня общего образования; 2) начальное профессиональное образование не выделяется как уровень; 3) высшее профессиональное образование поглощает собой подготовку научно-педагогических кадров (ранее осуществляемую в рамках послевузовского профессионального образования).

Изменение уровней образования вызвано предписаниями Болонской декларации, Международной стандартной классификации образования.

Возникает вопрос: какие последствия несет за собой изменение системы уровней образования?

Модернизация системы уровней образования влияет на систему образовательных программ и типов образовательных организаций.

Изменения образовательных программ повторяют соответствующие изменения уровней образования.

Пугающим с первого взгляда выглядит введение дошкольного образования в систему уровней образования. По правилу это предполагает наличие федеральных государственных образовательных стандартов с подтверждением результатов освоения дошкольной образовательной программы в виде итоговой аттестации. Однако в этой ситуации Закон предусматривает "большое" исключение из правила, являющееся оправданным, учитывая уровень психо-физического развития детей в столь раннем возрасте. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. То есть подтверждение выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов должно выражаться не в форме проверки знаний, умений, навыков воспитанников, а в форме отчетности работников дошкольной образовательной организации о проделанной работе, направленной на реализацию требований стандарта. Дошкольное образование теперь является первым уровнем образования, однако законодатель не вводит его в качестве обязательного.

Закон N 279-ФЗ теперь предусматривает в качестве отдельных уровней образования начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование. В прежнем Законе N 3266-1 они являлись ступенями образования.

Поскольку уровень начального профессионального образования "выпадает", его замещают вводимые в среднее профессиональное образование две программы, представляющие собой удачное сочетание прививания навыков в области начального профессионального образования со знаниями и навыками, необходимыми для выполнения работ, требующих уровня среднего профессионального образования. В итоге основные программы среднего профессионального образования подразделяются на программы подготовки квалифицированных рабочих и программы подготовки специалистов среднего звена.

Изменение в системе высшего образования приводит к ее разделению на несколько подуровней:

1) бакалавриат;

2) подготовка специалиста, магистратура;

3) подготовка научно-педагогических кадров.

Сам термин "профессиональное" теперь не применяется к высшему образованию, последнее при этом все же входит в систему профессионального образования.

Ставшие для нас уже привычными бакалавриат, магистратура и специалитет сохраняют свое правовое значение, соседствуя теперь с подготовкой научно-педагогических кадров. Специалитет, как образовательная программа, предусматривается там, где нормативный срок освоения образовательной программы по конкретному направлению подготовки не может быть сокращен.

Следует отметить, что в системе уровней образования выделение подуровней продиктовано разными задачами. Если говорить о средней школе, то здесь получение начального образования рассматривается как неполное образование и родители обязаны обеспечить получение детьми начального, основного общего и среднего общего образования. Эти уровни являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Выделение же подуровней в высшем образовании продиктовано необходимостью обозначения самостоятельности каждого из них и самодостаточности. Каждый из них является свидетельством получения высшего образования без "сослагательных наклонений". Судебная практика по этому поводу, основываясь на законе об образовании 1992 года, в противовес подходит к оценке бакалавриата, как первого уровня высшего образования, недостаточного для занятия должностей, требующих высокой профессиональной подготовки, например, судьи. Такой подход реализован во всей системе судов общей юрисдикции, в том числе Верховном Суде РФ*(15).

Отсюда понятие неполного высшего образования может относиться только к факту неполного нормативного срока освоения той или иной образовательной программы определенного уровня образования. Следовательно, когда образовательная программа по конкретному направлению подготовки освоена не полностью, невозможно говорить о прохождении конкретного уровня образования с выдачей документа об образовании, что подтверждает и судебная практика*(16).

Следует отметить, что в региональном законодательстве имеются примеры ранжирования в зависимости от "уровня" образования (специалист, магистр), например, коэффициентов оплаты труда. Такая практика признана несоответствующей законодательству, поскольку в этом случае не учитываются положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ , ст. и 132 Трудового кодекса РФ , запрещающих дискриминацию в сфере труда, в том числе дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда.

Следуя той логике, что каждый из "видов" уровня высшего образования, будь-то бакалавриат, специалитет или магистратура, подтверждает завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (ст. 2 Закона, "Основные понятия"), то никакие ограничения не могут быть установлены для одного из видов по сравнению с другим.

Однако это утверждение требует уточнения: определенные ограничения уже предусмотрены самим Законом. Из каких нормативных предписаний это вытекает? Ответ мы обнаруживаем в ст. 69 "Высшее образование", где сказано, что к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование (виды приравниваются).

К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Тем самым подчеркивается более высокое положение магистратуры в иерархии высшего образования.

Однако далее мы видим, что подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, ассистентуре-стажировке возможна лицами, имеющими образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). То есть в этом случае мы видим, что специалитет "на финише" соответствует по уровню своей подготовки магистратуре. А вот подготовка научно-педагогических кадров является уже следующим уровнем высшего образования.

Таким образом, система образования согласно закону об образовании представляет собой единую систему, начиная с дошкольного образования и оканчивая подготовкой научно-педагогических кадров, как необходимого уровня образования для занятия отдельными видами деятельности или отдельных должностей (например, ординатура).

Изменение уровней образования обусловило изменение типов образовательных организаций: расширение возможностей по созданию различных видов организаций, осуществляющих обучение. Помимо собственно образовательных активно задействованы в системе образования, согласно Закону, организации, имеющие в своей структуре образовательные подразделения.

Дополнительное образование является видом образования и включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Каждый из них предполагает реализацию отдельных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Выделение различных видов образовательных программ, в том числе в рамках дополнительного образования, позволяет обеспечивать непрерывность образования в течение всей жизни. Предлагаемая система образовательных программ предоставляет возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ, учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования, обучение по сокращенной программе обучения.

Статья 10. Структура системы образования

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

КонсультантПлюс: примечание.

О соответствии образовательных и образовательно-квалификационных уровней в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе см. ст. 2 Федерального закона от 05.05.2014 N 84-ФЗ.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;



4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих структур, в число которых входят:

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ

Определение понятия системы образования дается в ст. 8 Закона РФ «Об образовании». Она представляет собой совокупность изаимодействующих подсистем и элементов:

1) государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности и преемственных образовательных программ;

2) сети реализующих их образовательных учреждений; 3)

органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; 4)

объединений юридических лиц, общественных и государ ственно-общественных объединений, осуществляющих деятель ность в области образования.

Системообразующим фактором в данном случае выступает цель, которая заключается в том, чтобы обеспечить право человека на образование. Рассматриваемая система представляет собой определенную целостность, упорядоченность и взаимосвязь различных частей структуры такого сложного явления, как образование. Если образование понимать как процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, то систему образования в самом общем виде можно представить как упорядоченную совокупность отношений между субъектами образовательного процесса. Основным субъектом образовательного процесса является обучающийся. Неслучайно в определении образования, приведенном в преамбуле указанного закона РФ, на первое место поставлены интересы человека. Все названные элементы системы образования призваны обеспечить их реализацию.

В системе образования можно выделить три подсистемы: -

функциональную; -

организационно-управленческую.

Содержательная подсистема отражает суть образования, а также конкретное содержание образования того или иного уровня. Она в значительной степени определяет характер взаимосвязей между остальными подсистемами и элементами системы образования. Элементами данной подсистемы являются государственные образовательные стандарты и образовательные программы. Функциональная подсистема охватывает образовательные учреждения различных типов и видов, которые реализуют образовательные программы и непосредственно обеспечивают права и интересы обучающихся. Третья подсистема включает в себя органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации, а также объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения образовательной направленности. Очевидно, в контексте данной правовой нормы имеются в виду не образовательные, а прочие учреждения, находящиеся в ведении органов управления образованием (для их обозначения специалисты применяют термин «подведомственная инфраструктура образования»). Это могут быть научные и научно-исследовательские институты, полиграфические предприятия, издательские центры, оптовые базы и др. В системе образования они играют достаточно важную роль, организационно обеспечивая ее эффективное функционирование.

Включение в систему образования различных видов объединений, которые осуществляют свою деятельность в рассматриваемой сфере, отражает государственно-общественный характер управления образованием, развитие демократических институтов и принципов взаимодействия государства, муниципальных образований, общественных объединений и иных структур в области образования в целях наиболее эффективной реализации права личности на развитие посредством повышения образовательного уровня.

2. Формы, виды, уровни получения образования (ст 10 и 17)

2. Понятие «образование».

Термин «образование» может рассматриваться в разных значениях. Образование является одной из важнейших сфер общественной жизни. Образование - это отрасль социальной сферы и отрасль экономики. Часто говорят об образовании как о квалификационном требовании при замещении тех или иных должностей, при заключении трудового договора.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Таким образом, образование - это процесс, который отвечает следующим признакам:

1) целенаправленность;

2) организованность и управляемость;

3) завершенность и соответствие требованиям качества.

3. Уровни образования.

В образовательном законодательстве понятие «уровень» используется для характеристики образовательных программ (ст. 9 Закона РФ «Об образовании»), образовательных цензов (ст. 27). В ст. 46 предусматривается, что договор о предоставлении платных образовательных услуг должен помимо прочих условий определять также уровень образования.

Образовательный уровень (образовательный ценз) - это минимально необходимый объем содержания образования, определяемый государственным образовательным стандартом, и допустимая граница нижнего уровня освоения этого объема содержания.

В Российской Федерации установлено шесть образовательных уровней (образовательных цензов):

1. основное общее образование;

2. среднее (полное) общее образование;

3. начальное профессиональное образование;

4. среднее профессиональное образование;

5. высшее профессиональное образование;

6. послевузовское профессиональное образование (п. 5. ст. 27 Закона РФ «Об образовании»).

7. дополнительное образование.

Достижение того или иного образовательного ценза обязательно подтверждается соответствующими документами. Освоение определенного образовательного уровня является необходимым условием для продолжения обучения в государственном и муниципальном образовательном учреждении последующего образовательного уровня. Наличие профессиональных образовательных цензов является условием для допуска к определенным видам деятельности, к занятию определенных должностей.

Можно сделать вывод, что уровень образования определяется уровнем реализуемой образовательной программы. Общеобразовательные программы реализуются на таких уровнях образования, как дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, а профессиональные образовательные программы - на уровнях начального, среднего, высшего и послевузовского образования. Дополнительные образовательные программы (ст. 26 Закона РФ «Об образовании») осуществляются в пределах каждого уровня профессионального образования.

Дошкольное образование (ст. 18 Закона РФ «Об образовании») преследует цели воспитания детей раннего возраста, охраны и укрепления их здоровья, развития индивидуальных способностей детей и подготовки их к обучению в школе.

Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее и среднее (полное) образование. Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, обучение их чтению, письму, счету, основным навыкам учебной деятельности, элементам теоретического мышления, простейшим навыкам самоконтроля, культуры поведения и речи, а также основам личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование - это база для получения основного общего образования, которое должно создать условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Оно является базой для получения среднего (полного) общего образования, а также для начального и среднего профессионального образования. Среднее (полное) общее образование должно развить в обучающихся интерес к познанию окружающего мира, их творческие способности, сформировать навыки самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. На этой ступени обучения вводятся дополнительные предметы по выбору самого обучающегося в целях реализации его интересов, способностей и возможностей. Таким образом осуществляется первичная профессиональная ориентация школьников.

Начальное профессиональное образование (ст. 22 Закона РФ «Об образовании») обеспечивает подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного или полного общего образования.

Среднее профессиональное образование (ст. 23 Закона РФ «Об образовании») направлено на подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Базой для его получения могут быть основное или полное общее и начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование может быть осуществлено на двух образовательных уровнях - базовом и повышенном. Базовый реализуется по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена, которая должна включать в себя общие гуманитарные, социально-экономические, математические, общие естественно-научные, общепрофессиональные и специальные дисциплины, а также производственную (профессиональную) практику.

Срок обучения на базе основного общего образования составляет не менее трех лет. Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает подготовку специалистов среднего звена повышенного уровня квалификации. Основная профессиональная образовательная программа на этом уровне состоит из двух компонентов: программы обучения специалиста среднего звена по соответствующей специальности и программы дополнительной подготовки, которая предусматривает углубленную и (или) расширенную теоретическую и (или) практическую подготовку по отдельным учебным дисциплинам (циклам дисциплин). Срок обучения в данном случае составляет не менее четырех лет. В документе об образовании делается запись о прохождении углубленной подготовки по специальности.

Высшее профессиональное образование (ст. 24 Закона РФ «Об образовании») направлено на подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня. Оно может быть получено на базе среднего (полного) образования либо среднего профессионального образования.

Основные образовательные программы высшего образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.

Установлены следующие ступени высшего образования:

Неполное высшее образование;

Бакалавриат;

Подготовка дипломированных специалистов;

Магистратура.

Минимальные сроки обучения на указанных ступенях составляют соответственно два, четыре года, пять и шесть лет. Первый уровень является неполным высшим образованием, которое должно осуществляться по части основной образовательной программы. Завершение данной части программы позволяет продолжить высшее образование или, по желанию студента, без итоговой аттестации получить диплом о неполном высшем образовании. Второй уровень обеспечивает подготовку специалистов с квалификацией «бакалавр». Он завершается итоговой аттестацией и выдачей соответствующего диплома. Третий уровень высшего образования может осуществляться по образовательным программам двух типов. Первый из них состоит из программы обучения бакалавров по определенному направлению и специализированной научно-исследовательской или научно-педагогической подготовки в объеме не менее двух лет и завершается итоговой аттестацией, включающей в себя выпускную работу (магистерскую диссертацию), с присвоением квалификации «магистр», удостоверенной дипломом. Второй вариант образовательной программы предполагает подготовку и государственную итоговую аттестацию с присвоением квалификации специалиста (инженер, учитель, юрист и др.), что также подтверждается дипломом.

Послевузовское профессиональное образование (ст. 25 Закона РФ «Об образовании») обеспечивает повышение уровня образования, а также научной, педагогической квалификации на базе высшего образования. Оно может быть получено в аспирантуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях. Его также можно условно разделить на две ступени: подготовка и защита диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук по специальности.

От профессионального образования следует отличать профессиональную подготовку (ст. 21 Закона РФ «Об образовании»), которая преследует цель - ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося и может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях: в межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.

Особую подсистему образует дополнительное образование, но оно не включено в структуру уровней образования, поскольку призвано обеспечить дополнительные образовательные потребности граждан, общества и государства.

4. Формы получения образования.

Определяя образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах гражданина, общества и государства, необходимо принимать во внимание, что оно может быть получено в различных формах, наиболее полно отвечающих потребностям и возможностям субъектов образовательного процесса, прежде всего обучающегося. Форму получения образования в самом общем смысле можно определить как способ организации образовательного процесса. Классификация форм получения образования осуществляется по нескольким основаниям. В первую очередь в зависимости от способа участия образовательного учреждения в организации учебно-воспитательного процесса разграничивается получение образования в образовательном учреждении и вне его.

В образовательном учреждении обучение может быть организовано по очной, очно-заочной {вечерней), заочной формам. Различия между ними заключаются в основном в объеме аудиторной нагрузки, точнее - в соотношении между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой обучающегося. Например, если при очной форме обучения на аудиторную работу должно приходиться не менее 50 процентов всего объема часов, отведенных для освоения образовательной программы, то для обучающихся по очно-заочной форме - 20, а по заочной - 10 процентов. Этим обусловливаются и другие особенности организации образовательного процесса на разных формах обучения (в частности, определение количества консультаций, методического обеспечения и др.).

В последние годы в связи с развитием информационных технологий (компьютеризация, Интернет-ресурсы и др.) все большее распространение получают дистанционные образовательные технологии. Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника, называются дистанционными (ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Она обеспечивает доступ к образованию для тех граждан, которые по каким-то причинам не имеют возможности получить образование в традиционных формах (проживающие в отдаленных местностях, страдающие теми или иными заболеваниями и др.). Дистанционные образовательные технологии могут использоваться при всех формах обучения. Порядок использования дистанционных образовательных технологий был утвержден приказом Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137. Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса дистанционного обучения используются специализированные учебники с мультимедийным сопровождением, учебные видеофильмы, аудиозаписи и т. п. Текущий контроль и промежуточная аттестация могут осуществляться традиционными методами или с использованием электронных средств, обеспечивающих идентификацию личности (цифровой электронной подписи). Обязательная итоговая аттестация проводится в форме традиционного экзамена или защиты дипломной работы. Производственные практики обучающиеся проходят в обычном режиме, в то время как учебные могут быть организованы с применением дистанционных технологий. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием дистанционных технологий или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением.

Вне образовательного учреждения организуется семейное образование, самообразование и экстернат. В форме семейного образования могут быть освоены только общеобразовательные программы. Такая форма образования актуальна для определенных категорий обучающихся, которые могут испытывать трудности в освоении образовательных программ в обычных условиях. Возможно, кроме того, получение помощи педагогов, работающих на договорной основе, или родителей. В любом случае обучающийся проходит промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательном учреждении.

Для организации семейного образования родители (иные законные представители) обучающегося заключают с общеобразовательным учреждением соответствующий договор, который может предусматривать обеспечение руководства по освоению общеобразовательной программы педагогами учреждения, проведение индивидуальных занятий по всем или нескольким предметам учителями данного учреждения либо самостоятельное их освоение. Образовательное учреждение согласно договору предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и другую необходимую литературу, оказывает ему методическую и консультативную помощь, предоставляет возможность выполнения практических и лабораторных работ на имеющемся оборудовании и осуществляет промежуточную (четвертную или триместровую, годовую) и государственную аттестацию. Труд учителей, которых образовательное учреждение привлекает для работы с обучающимся по данной форме, оплачивается на условиях почасовой оплаты исходя из тарифной ставки учителя. Порядок учета проведенных занятий определяется самим образовательным учреждением.

За освоение обучающимся образовательной программы родители совместно с образовательным учреждением несут ответственность в полном объеме. Родителям должны выплачиваться дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого обучающегося на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном учреждении. Конкретный размер определяется исходя из местных нормативов финансирования. Выплаты производятся в соответствии с договором из фонда экономии средств образовательного учреждения. Дополнительные расходы родителей на организацию семейного образования,

превышающие установленные нормативы, покрываются ими за счет собственных средств. Родители вправе на любом этапе обучения расторгнуть договор и перевести ребенка на другую форму освоения образовательной программы. Образовательное учреждение также имеет право расторгнуть договор в случае неуспеваемости обучающегося по итогам двух и более четвертей по двум и более предметам, а также в случае неуспеваемости по итогам года по одному или нескольким предметам. При этом повторное освоение программы в данной форме не допускается.

Самообразование представляет собой самостоятельное освоение обучающимся образовательной программы. Юридическое значение оно приобретает только в сочетании с экстернатом. Под экстернатом понимается аттестация лиц, самостоятельно осваивающих образовательную программу. Экстернат допускается как в системе общего, так и в системе профессионального образования. Положение о получении общего образования в форме экстерната было утверждено приказом Минобразования РФ от 23 июня 2000 г. № 1884. Любой обучающийся вправе избрать экстернат как форму обучения. Для оформления экстерната необходимо подать заявление руководителю общеобразовательного учреждения не позднее чем за три месяца до аттестации и представить имеющиеся справки о промежуточной аттестации или документ об образовании. Экстерну предоставляются необходимые консультации по учебным предметам (включая предэкзаменационные) в объеме не менее двух часов, литература из библиотечного фонда учреждения, возможность пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных и практических работ. Экстерны проходят промежуточную аттестацию в порядке, определяемом учреждением. Если они прошли аттестацию за полный курс переводного класса, их переводят в следующий класс, а по окончании определенной ступени обучения допускают к итоговой аттестации.

По аналогичной схеме (правда, с некоторыми особенностями) реализуются в форме экстерната профессиональные образовательные программы. Например, Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. № 2033, предоставляет право на получение высшего образования в такой форме лицам, имеющим среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование. Прием и зачисление в вузы осуществляются в общем порядке. Кроме студенческого билета и зачетной книжки экстерну выдается аттестационный план. Он бесплатно обеспечивается примерными программами учебных дисциплин, заданиями для контрольных и курсовых работ, другими учебно-методическими материалами. Текущая аттестация экстернов включает в себя прием экзаменов и зачетов по дисциплинам, предусмотренным основной образовательной программой по избранному направлению подготовки или специальности; рецензирование контрольных и курсовых работ, отчетов по производственной и преддипломной практикам; прием лабораторных, контрольных, курсовых работ и отчетов по практике. Прием экзаменов проводится комиссией из трех штатных профессоров или доцентов, назначаемой распоряжением декана факультета. Сдача экзамена протоколируется членами комиссии. К протоколу прилагаются письменные ответы и другой письменный материал, сопровождающий устный ответ. Другие виды текущей аттестации проводятся в устной форме. Оценка выставляется в специальной аттестационной ведомости, которая подписывается членами комиссии и визируется заведующим кафедрой. Положительные оценки проставляются затем председателем комиссии в зачетную книжку. Итоговая аттестация экстернов осуществляется в общеустановленном порядке и предусматривает сдачу государственных экзаменов и защиту дипломного проекта (работы). Аттестация может проводиться как в одном, так и в нескольких вузах.

В системе профессионального образования право обучающихся на выбор отдельных форм обучения может быть ограничено с учетом специфики подготовки по определенным специальностям. Например, постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 463 утвержден Перечень специальностей, получение которых в очно-заочной {вечерней) форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается; постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1473 был утвержден Перечень направлений подготовки и специальностей, по которым не допускается получение высшего профессионального образования в заочной форме и в форме экстерната. В частности, в такие перечни включены некоторые специальности в области здравоохранения, эксплуатации транспорта, строительства и архитектуры и др.

Образовательное законодательство допускает сочетание различных форм получения образования. При этом для всех его форм в рамках конкретной основной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

5. Заключение.

Таким образом, образование как система может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают:

– социальный масштаб рассмотрения,т. е. образование в мире, стране, обществе, регионе и организации, образование государственное, общественное и частное, образование светское и клерикальное и т. д.;

– ступень образования (дошкольное, школьное, среднее профессиональное, высшее профессиональное с различными уровнями, учреждения повышения квалификации, аспирантура, докторантура);

– профиль образования: общее, специальное, профессиональное, дополнительное.

В каждой стране образовательный процесс играет неоспоримо важную роль в формировании личности. Главной целью образования является воспитание и обучение человека, приобретение им новых знаний и умений, опыта и компетенции. Различные виды образования способствуют профессиональному, нравственному и физическому развитию индивидуума.

Какие бывают виды образования в России?

Закон «Об образовании» гласит, что образовательный процесс представляет собой непрерывную, последовательно связанную уровневую систему.

Различают следующие основные этапы образования:

  • дошкольное;
  • начальное школьное;
  • основное школьное;
  • среднее школьное (полное).

На заметку: согласно закону «Об образовании», с 01.09.2013г. дошкольное образование является частью общего образования, а термины «общее» и «школьное» перестали быть равнозначными (синонимичными) понятиями с юридической точки зрения.

2. Профессиональное:

  • среднее профессиональное;
  • высшее (бакалавриат, специалитет, магистратура);
  • подготовка кадров высшей квалификации.

Общее образование

Дошкольное (или предшкольное) образование предназначено для детей до 7 лет, целью которого является воспитание, общее развитие, обучение детей, а также контроль и уход за ними. Осуществляется в специализированных заведениях: яслях, детских садах, центрах раннего развития или дома.

Начальное общее школьное образование длится 4 года (с 1 по 4 класс), дающее ребенку базовые знания по основным предметам.

Основное – 5 лет (с 5 по 9 класс), предполагающее развитие ребенка по главным научным направлениям. После 9 класса ученики проходят обязательные испытания в виде ЕГЭ по определенным предметам.

Эти две ступени школьного образования являются обязательными для всех детей соответственно их возрасту. После 9 класса ученик вправе покинуть школу и продолжить обучение в выбранном средне-специальном учебном заведении (далее СПУЗ) (ответственность за такое решение возложена на родителей или опекунов).

Полное школьное образование подразумевает дальнейшее двухлетнее обучение в старших классах, основное назначение которых – подготовка будущих выпускников к поступлению в ВУЗ.

Профессиональное образование

СПУЗы подразделяются на техникумы и колледжи. В образовательных учреждениях (государственных и негосударственных) реализуется подготовка студентов по имеющимся специальностям в течение 2-3-х (иногда 4-х) лет. В одни СПУЗы можно поступить после 9 класса, в другие – после 11 (медицинские колледжи).

В ВУЗах России высшее образование можно осваивать после получения среднего школьного образования (после 11 классов) по программам бакалавриат и специалитет. После успешного освоения этих программ можно продолжить обучение в магистратуре.

Согласно Болонской системе образования, в скором времени специалитет должен прекратить свое существование.

Кроме среднего профессионального и высшего бывают виды образования, подготавливающие кадры высшей квалификации в аспирантуре (или адъюнктуре) и ординатуре. Также имеются программы ассистентуры-стажировки для подготовки творческих и педагогических деятелей высшей квалификации.

#Sтуденты. Доверчивый Алеша – видео