Социально-экономическое и общественно политическое развитие ссср в. Социально-экономическое и политическое развитие ссср

ЭКОНОМИКА. С конца 1964 г. руководство страны вновь решило поощрить общественного производителя, начав стабилизацию общества с села и с/х. Этот курс был одобрен на двух пленумах ЦК КПСС 1965 г. - мартовским (по с/х) и сентябрьским (по промышленности). Решения партийных пленумов положили начало мерам, которые вошли в историю как «экономическая реформа 1965 гг.».

Мартовский пленум наметил следующие меры по с/х: повысить государственные закупочные цены на с/х продукцию, установить твердый план государственных закупок на 6 лет; ввести 50% надбавку к основной цене за сверхплановую продажу с/х продукции государству; увеличить капиталовложения в деревню и прежде всего в производство с/х техники; «рекомендовать» колхозам разработать новый Примерный Устав с/х артели.

Сентябрьский пленум наметил реформу управления промышленностью и меры экономического стимулирования промышленного производства: вернуться к отраслевому управлению; перевести предприятия на хозрасчет. Предполагалось, что реформа управления приведет не к возвращению к прежним министерствам, а к новым - партнерам и советчикам предприятий в условиях полного хозрасчета.

Реформа предполагала сократить число плановых показателей, спускаемых министерствами на предприятия до пяти. Основными показателями должны были стать: объем реализованной продукции; рентабельность производства; размер прибыли.

Экономическая ре6форма 1965 г. наиболее успешно проявила себя в годы 8 пятилетки. Объем промышленного производства вырос на 50%. С/х производство выросло на 21%.

Однако в 1970-е гг. вновь начался спад темпов развития народного хозяйства. Рыночные механизмы управления производством были задавлены командно-административной системой. С/х вновь отошло на второй план, а в промышленных отраслях несокрушимо нарастало административное давление на предприятия министерств и главков. Экономическая реформа, не подкрепленная реформой политической системы, была обречена.

Промышленность. Социально-экономическое развитие СССР в 1970-е - первой половине 80-х проходила под знаком усиления централизованного управления, роли центра в жизни обще6ства и ограничения экономической власти республик и местных советов.

Упор в промышленном развитии был отныне сделан на создание гигантских территориально-производительных комплексов (ТПК). Главное внимание руководство уделяло созданию и развертыванию Западно-Сибирского ТПК, именно там еще в 60-е гг. были обнаружены огромные залежи нефти газа. Сибирская нефть была относительно дешевой цены на нефть на мировом рынке были довольно высокими. Это стимулировало не только добычу энергетического сырья, но и продажу его за границу во все возрастающих размерах.

В 1970-е гг. ускорение получила угледобыча - было развернуто строительство двух ТПК по добыче угля открытым способом: в Казахстане и в Красноярском крае. Это был самый дешевый уголь страны.

Курс на строительство ТПК свидетельствовал, что экономика СССР развивалась экстенсивным путем, главным образом вширь. Руководство пыталось максимальным образом использовать естественное преимущество СССР перед другими странами: огромную территорию с колоссальными природным богатствами - использовать в сжатые сроки и часто варварским способом.

Но основные конкуренты СССР по экономическому соревнованию на мировой арене давно сделали упор на интенсивное развитие, на форсирование наукоемких отраслей, которые определяли НТП - электронику, кибернетику и т.п.

Но попытки руководства перевести страну на путь интенсификации потерпели неудачи.

Последняя крупная попытка переломить ситуацию в «эпоху Брежнева» была предпринята в 1979 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли специальные постановления по управлению народным хозяйством и повышению эффективности производства.

Сельское хозяйство. В области с/х упор делался на агропромышленную интеграцию, т.е. объединения с/х с отраслями, которые его обслуживают - промышленность, транспорт и т.д. Эту интеграцию громко назвали «2-й коллективизацией». Агропром рассматривался как главное направление двух форм собственности - государственной и кооперативно- колхозной, столбовая дорога к бесклассовому обществу.

Массовая ликвидация «неперспективных деревень» больно ударило по селу Европейской части Союза.

Также событием особой важности стало принятие в 1982 г. Продовольственной программы. Она предполагала решить продовольственный вопрос в СССР к 1990 г.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. В центре общественно- политической мысли 1960-х - первой половине 1980-х гг. находилась концепция «развитого социализма», согласно которой н6а пути к коммунизму лежит этап развитого социализма, когда социализм должен приобрести целостность. В 1977 г. эта концепция была юридически закреплена в новой Конституции СССР. Упор в конституции делался на провозглашение социальных прав граждан СССР, список которых стал шире. Конституция впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе, она провозглашалась «ядром политической системы».

Политическую жизнь страны этого периода лихорадила частая смена высшего руководства. Суслов, Брежнев, Андропов, затем Черненко… Общество жило от похорон до похорон, в ходе которых жизнь почти замирала. сталинский хрущев советский послевоенный

Важным событием в сфере международных отношений 1970-х гг. стало возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. В начале 70-х американское руководство признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т.е. примерное равенство вооружений. Благодаря этому паритету 1970-е гг. вошли в историю как эпоха разрядки международной напряженности.

Также в 70-е гг. углублялось сотрудничество СССР со странами «социалистического содружества». Особенно ярко это углубление проявилось в курсе на объединение экономических систем. В 1971 г. в рамках СЭВ была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции, предусматривавшая международное разделение труда, создание единого рынка социалистических стран, сближение народнохозяйственных систем, координацию планов, создание крупных интернациональных предприятий.

На фоне расширявшегося сотрудничества со странами содружества полной противоположностью выглядели советско-китайские отношения. Из недружественных они стали враждебными. Претензии КНР к СССР носили территориальный характер.

Во 2-й половине 60-х гг. возникла угроза раскола содружества, вызванная политикой нового руководства Чехословакии во главе с Дубчеком. Он стал инициатором строительства «социализма с человеческим лицом», что на практике привело к серьезной попытке выйти из-под советского влияния, а также из содружества. Попытка была пересечена силой внешнего вмешательства - по инициативе советского руководства в Чехословакию были введены войска СССР и других социалистических стран.

Острый кризис системы содружества разыгрался в Польше в конце 70-х, который явился началом распада социалистической системы в Европе.

ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

После окончания Великой Отечественной войны советский народ получил возможность приступить к мирному труду. Основные проблемы послевоенного времени: 1)демобилизация армии: из 11,5 млн военнослужащих в 1945–1946 гг. было уволено в запас около 8,5 млн человек, которых необходимо было обеспечить жильем, что в разоренной стране являлось неразрешимой задачей. Большое количество населения в послевоенные годы проживало в бараках; 2) необходима была срочная конверсия (перевод экономики на мирные рельсы), которая не могла не привести к спаду промышленного производства. Восстановления требовали предприятия южной металлургической базы, которые находились на оккупированной фашистами территории Украины. Переход страны на мирные рельсы осуществлялся с помощь следующих мероприятий.

1. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Все функции по управлению страной сосредоточивались в руках СНК (в марте 1946 г. преобразован в Совет Министров СССР).

2. Уже в августе 1943 г. ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Значительная часть восстановительных работ была проделана к концу войны.

3. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил план восстановления и дальнейшего развития хозяйства на 1946–1950 гг., согласно которому: планировалось в народно-хозяйственном развитии достигнуть довоенного уровня, а затем и превзойти его в значительных размерах; предусматривалось первоочередное развитие отраслей тяжелой промышленности; одним из условий выполнения плановых заданий считалось максимальное использование достижений научно-технического прогресса.

Главным источником восстановления страны, как и победы в войне, стал беззаветный энтузиазм советского народа: 1) за годы первой послевоенной пятилетки (1946–1950 гг.) было восстановлено и построено вновь 6200 промышленных предприятий; 2) в 1948 г. был достигнут довоенный уровень промышленного производства; 3) в 1950 г. уровень довоенного производства был превзойден на 73 %; 4) развернулось вновь стахановское движение. Так, например, токари Г. Бор-ткевич и П. Быков показали пример скоростных методов работы; 5) экономика страны и после войны не утратила милитаристской направленности: советское правительство и на новом этапе постоянно готовилось к войне за выживание в капиталистическом окружении; 6) руководство страны и лично И.В. Сталин проявляли к развитию военной промышленности и связанным с ним научным исследованиям большое внимание. Курировать работы по созданию ядерного оружия (под руководством академика И.В. Курчатова) было поручено лично Л.П. Берия; 7) первое испытание советской атомной бомбы произошло в 1949 г. на полигоне в Семипалатинске; 8) в 1947 г. произошло испытание первой советской баллистической ракеты, которая была разработана под руководством С.П. Королева.

Удовлетворение материальных потребностей людей, как и в довоенные годы, отодвигалось руководством страны на второй план. Но уже в 1947 г. была отменена карточная система на продовольственные товары. Ее отмена, ускоренная правительством с пропагандистскими целями, немногим облегчила дело: средняя зарплата трудящихся была низкой, а в магазинах процветала дороговизна. Для преодоления финансовых трудностей была проведена денежная реформа.

Деревня, как и в довоенное время, оставалась источником для выкачивания средств, которые получало государство за счет практически неоплачиваемого труда колхозников. В 1946–1947 гг. вследствие засухи наблюдался плохой урожай зерна. Деревня оказалась охвачена голодом.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

За годы войны экономике Советского Союза был нанесен огромный материальный урон, исчисляемый примерно в 3 трлн руб., или 30 % национального богатства. Погибло около 27 млн человек, значительно увеличилось число нетрудоспособных. Для восстановления промышленности и сельского хозяйства требовались огромные денежные ресурсы, которыми государство не обладало. Не приняв по политическим мотивам помощь США, советское правительство вынуждено было опираться только на внутренние резервы, что привело к снижению уровня жизни населения в первую очередь в деревне.

Перед страной стояла крайне тяжелая задача. Наиболее пострадавшими в ходе боевых действий были находившиеся под оккупацией территории. Промышленность и сельское хозяйство в этих районах были разрушены более чем наполовину. Помимо этого 1946 г. оказался неурожайным, в результате чего продукция сельского хозяйства сократилась по сравнению с довоенным уровнем примерно на 60 %. Производство промышленной продукции в 1946 г. составляло 77 % уровня 1940 г.

В июне 1945 г. страна начала переход к мирному времени – был принят закон о частичной демобилизации вооруженных сил. За три года армия была сокращена с 11,4 до 2,9 млн человек. Кроме 8,5 млн военнослужащих в народное хозяйство вливались и бывшие военнопленные, а также угнанные во время оккупации на работу в страны гитлеровской коалиции советские граждане – всего около 5,2 млн человек. В сентябре 1945 г. в стране было отменено чрезвычайное положение и формально восстановлен восьмичасовой рабочий день.

Процесс восстановления народного хозяйства занял примерно 5 лет. Валовые показатели промышленной продукции достигли довоенного уровня в 1948–1949 гг., важнейших отраслей сельского хозяйства – в 1950 г. К 1950 г. в основном был восстановлен железнодорожный транспорт. Такие темпы достигались за счет следующих факторов. Во-первых, в процессе конверсии, т. е. перевода экономики на мирное производство, был сохранен военно-промышленный комплекс страны. На его базе налажено гражданское машиностроение. Во-вторых, за счет трофейного и полученного согласно репарациям оборудования проведено техническое перевооружение многих отраслей индустрии. В-третьих, широко использовался труд заключенных советских граждан и военнопленных из стран бывшей гитлеровской коалиции. И, наконец, как уже отмечалось, восстановление народного хозяйства было достигнуто во многом за счет разорения жителей колхозной деревни.

Уровень жизни советских граждан после кризисных первых послевоенных лет начал постепенно расти В городах после отмены карточной системы (декабрь 1947 г.) несколько раз снижались цены на ряд продовольственных и промышленных товаров, росли доходы населения. В деревне улучшения были менее заметны, но и там постепенно увеличивались выплаты по трудодням, были снижены налоги на приусадебное хозяйство.

95. РЕПРЕССИИ 1946–1953 гг. НАУКА И КУЛЬТУРА В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

После окончания войны многие советские граждане рассчитывали на изменения в социально-политической жизни общества. Они перестали слепо доверять идеологическим догмам сталинского социализма. Отсюда и многочисленные слухи о роспуске колхозов, разрешении частного производства и т. п. активно циркулировавшие среди населения в первые послевоенные годы. Отсюда и рост социальной активности общества, особенно среди молодежи.

Однако рассчитывать на демократизацию общества в условиях жесткой авторитарной власти было бессмысленно. Власть ответила репрессиями, направленными в первую очередь на интеллигенцию и молодежь. Отправной точкой новой серии политических процессов стало постановление ЦК ВКП (б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» (август 1946 г.). В том же году состоялось несколько судов над «антисоветскими» группами молодежи в Москве, Челябинске, Воронеже и др. Наиболее известные из сфабрикованных политических дел периода 1946–1953 гг. – «ленинградское», «мингрельское» и «дело врачей-отравителей».

Помимо оппозиционеров политических у советской власти были и противники с оружием в руках. В первую очередь это участники партизанских отрядов на Западной Украине и в Прибалтике, воевавшие против новой власти вплоть до середины 50-х гг. Кроме того, в первые послевоенные годы состоялись судебные процессы над участниками Русской освободительной армии генерала А.А. Власова, а также над нацистскими военными преступниками и пособниками оккупантов. Помимо действительных предателей были осуждены тысячи невиновных граждан, в том числе бывшие военнопленные, узники концлагерей. Продолжались акции по выселению людей в отдаленные районы страны по национальному признаку.

Несмотря на тяжелое экономическое положение в послевоенное время, советское правительство уделяло значительное внимание развитию науки и образования. В 1946–1950 гг. расходы на образование выросли в 1,5 раза, а на науку – в 2,5 раза. При этом упор делался на те отрасли науки, которые работали на нужды военно-промышленного комплекса. В этой сфере продолжали функционировать конструкторские бюро («шарашки»), в которых трудились заключенные специалисты; открывается ряд НИИ. Вместе с активной работой внешней разведки это позволило СССР разрушить монополию США на обладание ядерным оружием к 1949 г.

Одновременно с этим тяжелое положение складывается в отраслях науки, не связанных напрямую с военной промышленностью. Наиболее тяжелый удар приходится на кибернетику и генетику, которые были фактически запрещены. От идеологического диктата и нажима со стороны властей серьезно пострадали гуманитарные науки, литература и искусство. Определяющую роль в этом сыграла кампания по борьбе с «космополитизмом», развернутая после 1946 г. Под лозунгом противостояния «реакционной политике Запада» были подвергнуты репрессиям как отдельные деятели культуры (Д. Шостакович, А. Ахматова, М. Зощенко и др.), так и целые творческие коллективы (журналы «Звезда», «Ленинград» и пр.)

52 вопрос. Экономические и политические реформы Н.С.Хрущёва (1953-1964 гг.)

КУРС НА ЛИКВИДАЦИЮ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА. Н.С. ХРУЩЕВ

После смерти Сталина 5 марта 1953 г. произошло обострение борьбы в руководстве страны за власть. Попытка Л.П. Берии занять место вождя провалилась. 26 июня 1953 г. он был арестован и вскоре казнен, но не за свои преступления, а по сфабрикованным обвинениям в шпионаже. Наиболее удачливым в борьбе за власть оказался Н.С. Хрущев (с сентября 1953 г. он являлся Первым секретарем ЦК КПСС). Но для окончательного укрепления своего положения Н.С. Хрущеву пришлось преодолеть противодействие со стороны старой сталинской гвардии. Основными его оппонентами стали члены Президиума ЦК партии: В.М. Молотов, Н.А. Булганин, Л.М. Каганович.

Преодоление культа личности Сталина

Одно из центральных мест в деятельности Н.С. Хрущева занимала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм политического режима, сложившегося в стране, особенно по преодолению культа личности И.В. Сталина: 1) в печати началась критика этого явления; 2) проводилась реорганизация правоохранительных органов; 3) осуществлялась работа по реабилитации жертв репрессий; 4) генеральное значение в общественно-политической жизни страны имел XX съезд КПСС (февраль 1956 г.), на закрытом заседании которого Н.С. Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Этот доклад не был опубликован, хотя широко обсуждался в партийных организациях страны. (Текст доклада был впервые напечатан в СССР в 1989 г.)

С 1953 г. начались кардинальные преобразования в экономике страны.

Началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. С 1954 г.: 1)освоение целинных и залежных земель. Этого требовали интересы быстрейшего решения зерновой проблемы. К 1958 г. было освоено 42 млн га земель;

2) проведена реорганизация МТС;

3) взят курс на укрупнение колхозов;

4) проведено свертывание личных подсобных хозяйств. Но продовольственная проблема продолжала оставаться острой. СССР начал покупать зерно за рубежом. После кратковременного увеличения урожаи на целине резко упали из-за эрозии почвы, засух.

Переориентирование экономики на развитие аграрной сферы было кратковременным. Вскоре восстанавливается принцип приоритетного развития производства средств производства, что нашло отражение в планах шестой пятилетки и семилетки (1959–1965 гг.).

Курс на развитие промышленного сектора экономики:

1) большое внимание в эти годы уделялось внедрению в производство новейших научно-технических достижений;

2) в 1957 г. был принят Закон о перестройке управления промышленностью и строительством. Организационной формой управления стали советы народного хозяйства (совнархозы).

Были осуществлены социальные мероприятия:

1) развернуто массовое жилищное строительство;

2) повышены пенсии, а с 1964 г. они впервые стали выдаваться колхозникам;

3) в 1956–1957 гг. рабочие и служащие переведены на 7-часовой рабочий день.

В период руководства Н.С. Хрущева была принята новая программа КПСС, которая определила конкретные сроки и задачи коммунистического строительства.

Но результаты реорганизации экономики и политических структурбольшей степени разделение партийных структур по производственному принципу) угрожали стабильному существованию партийного аппарата. В 1964 г. Н.С. Хрущев был снят с поста руководителя страны и отправлен в отставку.

80. «ОТТЕПЕЛЬ»

Десятилетие с 1954 по 1964 г. вошло в историю страны как время «оттепели». Смерть Сталина, устранение от власти Берии положило конец массовому террору в стране. Из лагерей и тюрем возвращались политические заключенные. Критика «культа личности Сталина» разбудила советское общество, порождала веру, надежду на изменение к лучшему. Изменения в общественной жизни дали мощный стимул к развитию культуры и искусства. Возник новый тип мировоззрения, новый тип человека – «шестидесятника» – романтика, которому не чужды принципиальность, готовность к социальной критике при беззаветной вере в идеалы ленинизма и революции молодого советского человека В СССР в 60-е гг. большое распространение среди молодежи получает бардовская песня. Авторские песни В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Галича и др. расходились по всей стране, часто в виде кустарных записей. Их распространению способствовало массовое обзаведение магнитофонами («магнитофонная революция»).

1. С середины 50-х гг. более демократичным стало руководство культурой: публиковались ранее запрещенные стихи С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой, рассказы М. Зощенко.

2. Начали издаваться 28 новых журналов, 7 альманахов, 4 литературно-художественные газеты, в которых печатались произведения на запретные ранее темы. Так, в журнале «Новый мир» вышла повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» о массовом терроре, сталинских лагерях.

3. Руководство партии признавало свои ошибочные решения по некоторым вопросам. Так, были приняты постановления ЦК КПСС от 28 мая 1958 г. «Об исправлении ошибок в оценке опер „Богдан Хмельницкий“, „От всего сердца“» и др.

4. Наряду с бардами молодежь 60-х гг. была охвачена поэзией молодых литераторов: Е. Евтушенко,

А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Р. Рождественского. Они снискали себе особенную популярность необычной для советской литературы манерой стихосложения. В частности, Евтушенко подражал поэтике В. Маяковского, Вознесенский писал в стиле западно-европейского авангарда.

5. Во время Международного фестиваля молодежи и студентов 1957 г., состоявшегося в Москве, впервые выставили свои работы художники и скульпторы «абстрактного» направления (Э. Неизвестный).

Вместе с тем руководством партии определялись границы десталинизации, продолжалось идеологическое давление в духе традиционной коммунистической пропаганды.

1. Цензурный пресс не ослабевал, продолжал свое существование. Хрущев неоднократно сам пытался определить степень свободы писателей.

2. Принципы советской литературы, а именно «партийность», которая должна «вдохновлять» писателя на творчество, были по-прежнему актуальны. Либерализация проходила в рамках коммунистической идеологии.

3. Противоречия идейно-политической жизни ярко отразились на отношении власти к творчеству Б. Пастернака, (роман «Доктор Живаго»), М. Хуциева (фильм «Мне двадцать лет»), Э. Неизвестного и др.

«Дело Пастернака» наглядно показало ограниченность хрущевской «оттепели». Б. Пастернака несправедливо исключили из Союза писателей СССР за то, что он напечатал за рубежом свой роман «Доктор Живаго». Чтобы избежать высылки из страны, ему пришлось отказаться от Нобелевской премии, которая была присуждена ему за это произведение.

Не менее сложной была судьба выдающегося поэта И. Бродского, чья поэтическая деятельность была объявлена тунеядством. В результате Бродский был сослан, а после возвращения был вынужден покинуть страну.


Похожая информация.


Хронология

  • 1964 г. Избрание Первым секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежнева (1966 — 1982 гг. — Генеральный секретарь ЦК КПСС)
  • 1965 г., сентябрь Постановление ЦК КПСС “Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании, планировании и усилении экономического стимулирования промышленного производства”
  • 1966 — 1970 гг. Восьмой пятилетний план развития народного хозяйства СССР
  • 1968 г. Ввод войск стран Организации Варшавского договора в Чехословакию
  • 1971 — 1975 гг. Девятый пятилетний план развития народного хозяйства СССР
  • 1972 г. Подписание между СССР и США Договора ОСВ-1
  • 1975 г. Совещание в Хельсинки по безопасности и сотрудничеству в Европе
  • 1976 — 1980 гг. Десятый пятилетний план развития народного хозяйства СССР
  • 1977 г. Принятие Конституции СССР
  • 1979 — 1989 гг. Война в Афганистане
  • 1980 — 1985 гг. Одиннадцатый пятилетний план развития народного хозяйства СССР
  • 1982 г. Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю.В. Андропова
  • 1984 г. Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС К.У. Черненко
  • 1985 г., март Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева

Социально-экономическое развитие СССР в 1965 — 1985 гг.

После отставки Н.С. Хрущева в 1964 г . к власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г. — Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев,

Л.И.Брежнев

главой правительства — А.И. Косыгин.

В руководстве страны в то время обозначились две тенденции дальнейшего внутриполитического развития. Часть руководителей (А.И. Косыгин, Ю.В. Андропов) считали необходимым продолжать реформаторский курс в экономике и либерализацию общественно-политической жизни, но в рамках существующей системы. Консервативный путь отстаивали Л.И. Брежнев, М.А. Суслов и др. В итоге сложился умеренно-консервативный курс , в котором возобладали тенденции отхода от десталинизации, была разработана концепция “развитого социализма ” как длительного этапа по совершенствованию социализма на пути построения коммунизма. Идея коммунистической перспективы становилась более отдаленной во времени по сравнению с принятой во времена Хрущева программой построения коммунизма, где ставилась задача уже к 80-м гг. вступить в эру коммунизма.

Для совершенствования социализма в середине 60-х гг. советским руководством было принято решение о проведении экономической реформы , более глубокой и продуктивной по сравнению с предыдущим периодом. В течение 1964 — 1965 гг. более чем на 100 предприятиях страны были проведены эксперименты. На страницах центральной печати развернулось обсуждение проблем совершенствования управления, причем акцент все больше делался на необходимость изменения общих условий хозяйствования, усиление экономических рычагов и стимулов.

В сельском хозяйстве усиливалось экономическое стимулирование труда: изменены условия заготовок и закупок сельскохозяйственной продукции, введено материальное поощрение ее сверхплановой продажи, усовершенствована оплата труда колхозников и работников совхозов. Эти меры обеспечивали заинтересованность работников в увеличении производства продукции, производительности труда, поощряли хозяйственную предприимчивость. Устанавливался многолетний (на 5 лет) план, исключавший произвольные его изменения. В колхозах вводилась гарантированная оплата труда, постепенно распространялось пенсионное обеспечение.

В сфере промышленного производства упразднялась территориальная система управления. Руководство отраслями передавалось созданным министерствам . Образованы Госкомитет по науке и технике СССР, Госснаб СССР, Госкомцен СССР. Все это создавало лучшие условия для развития научно-технического прогресса.

Однако главным для промышленности оставался курс на развитие и внедрение экономических методов руководства, на самостоятельность предприятий, уменьшение административного регулирования их деятельности.

Восьмая пятилетка

Восьмая пятилетка (1966 — 1970 гг.) была временем наиболее стабильного развития послевоенной экономики. Валовый общественный продукт вырос на 13 %, промышленная продукция — на 50 %. Увеличились масштабы капитального строительства, вводились новые предприятия. Но экономическая реформа не принесла ожидаемого результата, прежде всего потому, что продолжала сохраняться старая, неэффективная модель экономического, экстенсивного развития.

Неудачи реформы 1965 г. во многом определялись просчетами в ходе ее практического осуществления.

Одна из главных причин неудачи реформы 1965 г. состояла в том, что она была заблокирована силами бюрократического консерватизма. Преобразования в стране не были поддержаны изменениями в политической, социальной и культурной сферах. Начавшийся после ХХ съезда процесс демократизации общества не был доведен до конца, не пошел вглубь, а со второй половины 60-х гг. фактически остановился . Демократическая тенденция слабела, а консерватизм все больше укрепился в 70-е гг . Значительно возросли противоречия в экономической и социальной сферах.

В 1966 — 70-е гг . меняется в целом масштаб экономики (по сравнению с 50-ми гг.). В 1966 г. промышленность имела уже более 300 отраслей. В стране насчитывалось примерно 47 тыс. промышленных предприятий, 13 тыс. строительных организаций, 12 тыс. совхозов и 37 тыс. колхозов.

Девятая пятилетка

В годы девятой пятилетки (1970 — 1975 гг.) народнохозяйственный потенциал удвоился. Страна достигла нового технического уровня, развились отрасли промышленности, которые только еще формировались в предшествующее десятилетие (электроника, точное приборостроение, атомная промышленность и др.). Массовым явлением стало создание производственных, научно-производственных, агропромышленных, межколхозных объединений. Сформировалась единая энергосистема, транспортная система СССР, единая система автоматической связи, нефте- и газоснабжения. Более тесными стали хозяйственные связи республик и регионов. Однако административно-командная система управления, практика планирования и давления директивных органов над предприятиями сохранялась. В 70-е гг. несоответствие между уровнем развития производительных сил и устаревшими формами производственных отношений заметно усилилось. Все более очевидной стала необходимость выработки новых подходов к экономическим и социальным проблемам.

Десятая пятилетка

В период десятой пятилетки (1976 — 1980 гг.) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. “Пятилетка эффективности и качества” — так называлась она в официальных документах.

Характерной чертой индустриального развития в 70-е гг . являлось увеличение масштабов строительства — новые заводы в Курске, Костроме, Волгодонске; Волжский автомобильный завод (ВАЗ), КаМАЗ в Набережных Челнах. Высокими темпами развивалась энергетика, химия, электроника, нефте- и газодобывающая, атомная промышленность. Приоритетное положение занимала оборонная промышленность. Однако намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнены не были. Все более открытой становилась тенденция отставания во всех индустриальных отраслях.

Одиннадцатая пятилетка

На рубеже 70 — 80-х гг. условия народнохозяйственного развития еще более ухудшились. Неблагоприятная экономическая конъюнктура сложилась и на мировом рынке. Резко упали цены на нефть — важнейший предмет советского экспорта. Задания одиннадцатой пятилетки (1981 — 1985 гг.) не были выполнены ни по одному показателю. Резко сократились капиталовложения в социальную сферу.

В 1971 — 1985 гг . налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям. Темпы роста национального дохода составляли в восьмой пятилетке 41 %, в девятой — 28 %, в десятой — 21 %, в одиннадцатой — 17 %. Рост производительности труда в восьмой пятилетке был равен 37 %, в девятой — 25 %, в десятой — 17 %.

В 60-е гг. — первой половине 80-х возникла глубокая потребность в социально-экономическом обновлении, в выработке новой политики, новых приоритетов. Однако эта потребность не была реализована. В результате все более усиливались деформации в экономической и социальной жизни.

Социально-экономические деформации в сфере управления были прямо связаны с прогрессирующей бюрократизацией. Управленческий аппарат разросся почти до сотни союзных и восьмисот республиканских министерств и ведомств и практически стал диктовать свою волю и хозяйству, и политике.

Руководители высшего и среднего звеньев заняли особое привилегированное положение в системе распределения социальных благ. Номенклатура стала опорой проводимого политического курса.

В 1977 г . была принята Конституция СССР ,

Конституция СССР, принятая в 1977 г.

в основу которой была положена концепция “развитого социализма ”. По Конституции политическую основу государства составляли советы народных депутатов . Ядром политической системы общества “развитого социализма” называлась Коммунистическая партия . Статья шестая Основного закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества.

Однако в реальной жизни авторитет Коммунистической партии падал, в стране росло недовольство, а Генеральный секретарь коллекционировал награды и титулы, получал знаки Маршала Советского Союза и — в мирное время — четыре золотые звезды Героя Советского Союза и высший военный орден “Победы”. Абсолютная власть Генерального секретаря ЦК КПСС лишила его способности к критической самооценке.

Смерть Л.И. Брежнева в 1982 г. привела к власти Ю.В. Андропова,

Ю.В.Андропов

который был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР . Годы его правления (1982 — 1984 гг .) вошли в историю как кампания по наведению порядка и дисциплины. После его кончины в 1984 г . преемником стал К.У. Черненко.

К.У.Черненко

Год его пребывания у власти (1984 — 1985 гг.) не принес никаких ощутимых событий ни во внутренней, ни во внешней политике. В 1985 г . Генеральным секретарем после смерти К.У. Черненко стал самый молодой член Политбюро 54-летний М.С. Горбачев.

С приходом к власти М.С. Горбачева закончилась целая эпоха в развитии Советского государства. “Брежневский” период строительства “развитого социализма ” ассоциируется с понятием “застоя”. Именно этот термин появился в период перестройки для характеристики предшествующих полутора десятилетий. Однако время “застоя” было в реальности весьма противоречивым, полным контрастов. Говоря о нем нельзя не видеть, с одной стороны, добросовестного труда миллионов советских людей, позволившего создать целые отрасли промышленности, возводить новые предприятия, делать научные открытия, а с другой — снижения темпов экономического роста, стагнации, “остаточного принципа” в социальной сфере, сложной международной обстановки.

В 60 — 80-е г. резко усилилась роль партийно-административной бюрократии, серьезный кризис поразил Коммунистическую партию. Советское государство нуждалось в создании качественно новой политики, в кардинальных экономических, социальных и культурно-идеологических реформах.

Великая Отечественная война закончилась победой над сильным и жестоким противником. Но это было достигнуто ценой огромных людских и материальных потерь. Война создала сложные проблемы во всех сферах жизни советского общества. Общий экономический ущерб, нанесенный государству, составил 2,6 трлн. рублей. В стране полностью или частично были разрушены 1710 городов и более 70 тыс. сел и деревень, лишились крова свыше 25 млн. человек. Оккупанты сожгли и разрушили свыше 6 млн. зданий, 31850 промышленных предприятий. Колоссальный ущерб был причинен сельскому хозяйству, разорено и разграблено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 машинно-тракторных станций.

Проблемы, порожденные войной:

1) усиление потоков мигрантов, репатриированных. На 1 февраля 1946 г. в СССР было репатриировано 5,2 млн. человек, из них 1,8 млн. бывших военнопленных и 3,4 млн. гражданских лиц;

2) изменение соотношения мужского и женского населения. Число трудоспособных мужчин в 1946 г. уменьшилось по сравнению с 1939 г. в 2 раза;

3) необходимость трудоустройства миллионов демобилизованных военнослужащих тринадцати возрастов (к 1948 г. было демобилизовано более 8 млн. человек из 11,2 млн. находившихся в армии);

4) засуха 1946 – 1947 гг. породила проблему обеспечения продовольствием. По данным И.М. Волкова, план хлебозаготовок по СССР на начало 1947 г. был выполнен на 78,8%. Поголовье крупного рогатого скота сократилось на 1,5 млн. голов, свиней – на 2 млн., овец и коз – на 2,9 млн.;

5) необходимость приведения в порядок финансов, сокращения денежной массы, деноминации рубля, уменьшение размера гос. займов;

6) упразднение некоторых наркоматов оборонного комплекса, восстановление нормального рабочего дня, предоставление ежегодных отпусков;

7) упразднение деятельности чрезвычайных верховных органов власти, действовавших в годы войны, восстановление нормальной деятельности советских органов в центре и на местах.

Перспективные цели послевоенного экономического развития И.В. Сталин изложил в речи на собрании избирателей 9 февраля 1946 г. Судя по объявленным в этой речи приоритетам, предполагалось сохранить основные черты экономической модели, сложившейся в СССР до войны, так как она, по мнению советского руководства, доказала свою эффективность. Таким образом, сохранялся мобилизационный характер советской экономики.

Главной задачей экономики было восстановление разрушенной войной страны. Восстановление шло обычными сталинскими административно-командными методами: ежедневным, без выходных, трудом, сверхурочными работами; сверхнапряжением управленческого аппарата; обширным применением принудительного труда. Если до войны в качестве «рабов социализма» использовались миллионы обычных граждан, осужденных по ничтожным, часто надуманным поводам, то после войны их заменили военнопленные (1,5 млн. немцев и 0,5 млн. японцев), заключенные ГУЛАГа, «перемещенные лица», которых насчитывалось более 5 млн. человек (советские пленные, угнанные на работы в Германию и др.).

Восстановительный период в истории советского народного хозяйства начался в полном объеме в 1946 г. В годы 4-й пятилетки (1946 – 1950) было восстановлено и построено вновь 6,2 тыс. крупных промышленных предприятий. На 25% поднялась производительность труда. Довоенный уровень промышленного производства был достигнут уже в 1948 г., а в 1950 превзойден на 73%. Быстрому восстановлению предприятий в определенной степени способствовало и использование трофейной техники и оборудования, полученных из Германии согласно репарации. Новые предприятия возникали на Урале, Сибири, в республиках Закавказья и Средней Азии (Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Кутаисский автомобильный завод). Вступила в строй «Запорожсталь».

Наиболее быстрыми темпами восстанавливалась металлургическая и топливно-энергетическая база страны. В короткие сроки была восстановлена крупнейшая в Европе электростанция - Днепрогэс. Заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. Началось строительство целого каскада Волжских ГЭС. Построены первые газопроводы (Саратов – Москва и др.).

Денежная реформа, проводившаяся с 16 по 22 декабря 1947 г., стабилизировала денежное обращение. Деньги старого образца обменивались на новые в соотношении 1 новый рубль за десять старых. Это позволило сократить количество денег с 63,4 до 43,6 млрд. рублей. Общий государственный долг снизился со 158,8 до 58, 8 млрд. руб.

Менее значительны были успехи в восстановительный период в сельском хозяйстве. Положение в нем сильно усугубила засуха 1946/1947 гг., поразившая Украину, Молдавию, правобережные районы Нижнего Поволжья, Северный Кавказ, центральные черноземные области. В 1947 – 1948 гг. только в РСФСР от голода и связанных с ним болезней погибло около 1 млн. человек. Итогами восстановительного периода стали: отмена карточной системы, введение в строй 100 млн. кв. метров жилой площади, расширение сети вузов, успешная разработка многих фундаментальных вопросов науки и техники.

В послевоенный период сохранилась мобилизационная система, которая обеспечила кратковременную возможность форсированного развития экономики в первые послевоенные годы. В начале 50-х гг. ее возможности были практически исчерпаны. Страна стояла на грани значительных экономических потрясений, о чем свидетельствовали резко ухудшившиеся в 1951 – 1953 гг. все хозяйственные показатели, создававшие серьезную напряженность в обществе. Период 1945-1953 гг. следует считать логическим завершением экономической и политической линии, проводившейся после нэпа.

Переход на мирные условия жизни потребовал преобразования существовавшего государственного аппарата. В сентябре 1945 г. упраздняется ГКО, функции которого передаются СНК СССР. Был ликвидирован также ряд отделов исполкомов местных Советов. В марте 1946 г. СНК СССР переименован в Совет Министров СССР, СНК союзных и автономных республик – в Советы Министров соответствующих уровней, а наркоматы – в министерства республик. В 1947 г. проведены выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик, в конце 1947 – начале 1948 г. – очередные выборы в местные Советы. В марте 1950 г. в связи с истечением срока полномочий Верховного Совета СССР второго созыва состоялись очередные выборы в высший орган власти. В феврале 1947 г. созданы постоянные комиссии законодательных предложений Совета Союза и Совета Национальностей ВС СССР. На эти комиссии возлагалась задача предварительного рассмотрения и подготовки законопроектов для сессий Верховного Совета СССР.

В конце 1940-х – начале 1950-х гг. в СССР наметились две тенденции: с одной стороны – попытка реального отстранения партии от прямых управленческих функций, обострение внутренней борьбы в руководстве, медленное зарождение гражданского (небольшевистского) общества; с другой стороны – вторая (после 1937 – 1938 гг.) волна массовых политических репрессий. Сталинское руководство не могло смириться с возможностью появления инакомыслия, особенно среди кругов интеллигенции.

Лекция 7. Тема 7. СССР в 1953 – 1991 гг.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР

В 1964-1985 гг.

Основные характеристики периода. Социально-экономическое и политическое развитие нашей страны в период с 1964 по 1985 год характеризовалось наличием двух противоречивых тенденций. С одной стороны, руководство не могло отказаться от некоторых перемен, произошедших в обществе в середине 50-х годов, в первую очередь, от линии на повышение уровня жизни и от поддержания высоких темпов развития. Эти две задачи не могли быть осуществлены без проведения экономических реформ. С другой стороны, совершенно очевидным являлось желание политической элиты сохранить существующее положение, тенденция к консервативному курсу, направленному на сохранение в целостности советской системы, стабильности в высших эшелонах власти. В данной ситуации даже явно прогрессивные начинания в экономической сфере вступали в противоречие с господствующей в обществе командно-административной системой, устаревшей оргструктурой, закостеневшим экономическим мышлением.

Экономическое развитие. Реформы 60-х годов и их последствия. Нарастание «застойных явлений» в экономике. Начало периода отмечено попыткой реформирования экономики в духе преобразований предшествующего этапа (хрущевских реформ). Сентябрьский пленум ЦК КПСС (1965 г.) поставил задачу изменить соотношение между административными и экономическими методами управления предприятиями в пользу последних. Проводимая реформа была направлена на расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и усиление материальной заинтересованности рабочих в результатах своего труда. Произошли изменения в формах и методах управления народным хозяйством: восстанавливались отраслевые министерства. Осуществляется совершенствование системы планирования: выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции, то есть учитывалось только то, что действительно было продано. Оплата труда ставилась в зависимость от общих итогов работы предприятия. Вводилась взаимная ответственность предприятий за поставку продукции друг другу.

Сами предприятия получили некоторую свободу в вопросах планирования, заработной платы, распоряжении прибылью - все это создавало заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улучшении экономических показателей. Руководство уделило внимание решению проблем народного потребления: значительные финансовые ресурсы направлялись в сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность, нефтегазовую отрасль.

Несмотря на то, что реформа проводилась достаточно медленно, она дала ряд неплохих результатов. Восьмая пятилетка (1965-1970), совпавшая с началом реформ, оказалась лучшей за все послевоенные годы: значительно выросли валовой общественный продукт (на 43 %), национальный доход - на 45 %, продукция промышленности выросла на 50 %. Стабилизируются темпы роста производительности труда, растет средняя зарплата.

Все же инициатору реформ, тогдашнему председателю Совета министров А.Н. Косыгину, не удалось довести ее до конца. Хозяйственная реформа не получила дальнейшего логического развития. Расширение самостоятельности предприятии плохо сочеталось с параллельным увеличением количества министерств, усилением их административных и ведомственных полномочий. Уже в самом начале реформ наблюдалось охлаждение к ним со стороны партийной элиты. Партийный аппарат увидел в реформе попытку разрушить всю плановую систему, и от этой идеи тут же отступили. Постепенно ограничивались права предприятий, возрастало количество плановых показателей, участились корректировки планов. Начиная с девятой пятилетки, происходит прекращение роста жизненного уровня населения. Сокращается валовой, внутренний продукт, производительность труда, падает фондоотдача, эффективность капиталовложений. Страна погружается в застой.

Естественно, нельзя не отрицать некоторых успехов, достигнутых страной в рамках данного временного отрезка. Так, к началу, 1970-х гг. во много раз увеличилось производство электроэнергии, нефти, газа, станков. В ряде отраслей в непосредственную производительную силу превращается наука, ее достижения. В производство внедряются ЭВМ, кибернетические устройства, станки с программно-числовым управлением. Строятся атомные энергетические станции, работающие на ядерном топливе.

Однако в целом партийно-государственный аппарат оказался неспособным перестроить экономику страны в соответствии с новым этапом научно-технической революции («микроэлектронная революция»). В структуре экономики господствующее положение занимали устаревшие, традиционные отрасли (производство стали, чугуна, железной руды). Сказывалась предельная милитаризация экономики, чрезмерная военная нагрузка на народное хозяйство. Экономика развивалась в основном за счет экстенсивных факторов - министерства предпочитали строить новые предприятия, а не оснащать новые. В итоге вытеснение ручного труда в производстве шло очень медленно. Автоматические линии составляли в конце 70-х годов всего лишь 6 % от общего объема оборудования, при этом ручным и малоквалифицированным трудом было занято более половины всех работников материального производства (50 млн. человек). Политическая элита предпочитала наращивать экспорт нефти и газа, доходы от продажи которых позволяли снижать социальную напряженность, сглаживать последствия кризиса в легкой промышленности и других сферах народного хозяйства. Определенное значение имели и субъективные факторы: низкая дисциплина работников, недостаточная требовательность к кадрам.

В итоге уже в 1970-е гг. наметилось резкое отставание СССР от развитых капиталистических стран Запада по темпам экономического развития. Реальных попыток реформировать экономику в соответствии с требованиями научно-технической революции не производилось. Вместо этого проводились затяжные эксперименты с введением хозрасчета на предприятиях, предпринимались попытки изменить организацию промышленного производства путем создания научно-производственных объединений (НПО). Желаемого слияния науки и производства эти меры не принесли. Отличительным признаком данной эпохи стал рост масштабов незаконной промышленной и торговой деятельности, коррупции. В этой обстановке все проникающие на руководящие посты лица стремились обогатиться. Происходит сращивание государственных структур и спекулятивного капитала. В результате доходы теневой экономики исчислялись миллиардами рублей. К началу 1980-х гг. стала очевидной неэффективность ограниченного реформирования советской системы.



Состояние политической системы. Как считают многие современные ученые, нарастание кризисных явлений в экономике в данный период было связано с тем, что преобразования в социально-экономической сфере не были поддержаны реформированием политической и социальной сфер. Что представляло собой советское общество в период брежневского правления?

Политическое развитие общества характеризовалось всевластием партийно-государственного аппарата. Его роль в координации производства, распределении благ неимоверно выросла, о чем свидетельствует и резкий рост численности аппаратчиков (до 18 млн. человек). Быстрый рост бюрократии обеспечивался многочисленными льготами и привилегиями. Вследствие отсутствия механизма обжалования действий чиновников, растет их безнаказанность, аппарат часто даже не считал нужным руководствоваться Конституцией. Более того, руководители центральных и региональных комитетов партии издавали указы, инструкции, прямо противоречащие конституции. Такое положение вещей благоприятствовало быстрому развитию теневой экономики, расхищению государственной собственности, сращиванию преступных, уголовных элементов с органами государственной власти.

Основным противоречием в политической системе являлось расхождение между демократической формой и бюрократической сущностью советского строя, В Конституции 1977 г. подчеркивался общенародный характер советского государства, равноправие всех граждан. Нормы, прописанные в Конституции, расходились с реальной ситуацией. Формально, при выборах в Советы избиралось много депутатов, были народные контролеры, дружинники, профсоюзы. Однако фактически вся власть концентрировалась в верхних эшелонах: партия осуществляла контроль за деятельностью администрации, на руководящие должности назначались исключительно партийные работники.

Верховный совет не контролировал правительство, был по существу декоративным органом, призванным лишь одобрять подготовленные аппаратом решения. В местных советах все решал исполнительный комитет, над которым, в свою очередь, стоял секретарь райкома КПСС. Таким образом, реальная власть в стране полностью находилась в руках партийного аппарата.

В условиях коррупции власти, многочисленных фактов попирания закона со стороны аппарата, расхищения государственной собственности меняется весь жизненный уклад советского общества. Нарастают кризисные явления, выразившиеся в падении трудовой дисциплины, идейной мотивации труда, росте апатии, безразличия, воровства. В духовном развитии общества усиливается критический настрой, появляется диссидентское движение, представители которого выступили с резкой критикой командно-административной системы.

К началу 80-х годов советская тоталитарная система лишается массовой поддержки общества. Кризисные явления, характерные для советской экономики в 1970-е - начале 1980-х гг. были хорошо известны руководству, однако длительное время оно не могло решиться на радикальные реформы, тем более что продажа нефти на Запад позволяла отложить этот вопрос. Между тем кризис в экономике распространялся и на социальную систему, затронув и государственные органы власти в виде коррупционных процессов. Таким образом, стагнация экономической сферы угрожала в начале 1980-х гг. уже непосредственно государственному функционированию в СССР.

15 месяцев Андропова. Приход к власти в 1982 г. Ю.В. Андропова обусловил переоценку прежнего подхода к экономическим проблемам. Не ставя под сомнение основы политического устройства СССР, новое руководство взяло курс на борьбу с коррупцией, спекуляцией и другими проявлениями теневой экономики. Было проведено несколько показательных процессов над руководителями торговли, происходит активная чистка замешанных в коррупции партийных кадров. Устанавливается жесткий контроль за соблюдением рабочего режима, вводятся строгие меры наказания за пьянство и другие дисциплинарные нарушения на производстве. В целом указанные меры укрепили управляемость экономическими процессами и должны были послужить основой для более широкомасштабных реформ в ближайшем будущем. В начале 1983 г. Андропов поручил группе ответственных работников ЦК КПСС (в том числе будущим «архитекторам» перестройки - М.С. Горбачеву и Н.И. Рыжкову) подготовку принципиальных предложений по экономической реформе. Речь дала о возможном введении хозрасчета и предоставлении самостоятельности предприятиям, создании концессии и кооперативов, совместных предприятий и акционерных обществ. Смерть Андропова и приход к власти консервативного лидера Черненко заморозили имеющиеся планы реформ. Возобновление экономических, преобразований в СССР произошло после очередной смены руководства страны. С именем нового главы советского государства М.С. Горбачева связана политика перестройки как попытки обновления социализма. -