Как идеология и политическая психология влияют на политические поведение? В чем состоит опасность политического экстремизма. Политическое сознание

Тема: Политическое сознание. Политическая идеология и психология

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.62K | Скачано: 125 | Добавлен 17.10.12 в 13:09 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Смоленск 2012


Введение 3

1. Понятие «политического сознания», его структурные компоненты 5

2. Политическая идеология и психология. Их основные элементы, функции и особенности формирования 10

3. Практическое задание 17

Заключение 18

Список литературы 19

Введение.

Политическое сознание личности складывается в ходе переосмысления внешних для нее целей и ценностей политической системы, семьи, ближайшего окружения. Но определять поведение эти идеи, цели и убеждения могут только став ее собственными составляющими. Чтобы выработать у личности глубокие убеждения, которые «как закон» определяли бы ее поведение в политике, необходимо включить все «этажи» личности, все уровни ее сознания и деятельности. В современной психологической литературе выделятся три ведущих уровня структуры личности: биологический, психологический и социальный. Начиная с биологических элементов, мы поднимемся к психологическим, а затем к социальным, имея в виду, что высший уровень личности интегрирует свойства низших, управляет их функционированием. Свойства человека как индивида входят в структуру личности, подвергаясь при этом социализации.

Вопрос о том, влияет ли на политическое поведение личности ее биология, занимает ученых давно. Важно понимать, какое место в политике могут занимать такие биологические компоненты личности, как наследственность, темперамент, пол, возраст, состояние здоровья и телесная конституция. Не будучи самостоятельными, они определяют те аспекты политического поведения, в которых личность имеет существенное значение. Прежде всего, по этим факторам идет отбор тех, кто займет в политике активную, ведущую роль.

В психологический уровень личности включаются такие элементы, как эмоции, воля, память, способности, мышление и характер в целом. Каждый из них может оказать воздействие на политическое поведение. Так, трудно переоценить роль эмоций в политике: страх и радость, удивление и ненависть, зависть и корысть, солидарность и соперничество — все эти и многие другие эмоции не просто сопровождают политику, но нередко становятся ее движущими силами, особенно когда они принимают массовый характер. Будучи проявлением потребностей, эмоции входят в важнейшие механизмы мотивации политических действий. Так, политические психологи, изучающие проблему лидерства, отмечают огромную роль эмоциональной сферы политиков в их стремлении сделать карьеру. Среди мотивов они находят чувство долга и стремление к власти, желание быть признанным и чувство неполноценности, которое может быть компенсировано высоким социальным статусом.

Социальный уровень личности представлен наиболее тонкими личностными структурами: установками, ценностями, целями, мировоззрением. В процессе политической социализации индивид переосмысливает цели и ценности своей культуры. Так, сегодня граждане младших возрастов впитывают по преимуществу демократические ценности, между тем, как их родители получили в детстве иную ценностную структуру личности. Анализ политической структуры личности невозможен без выявления интересов, потребностей и мотивов, которые являются частью именно социальной структуры личности.

1.Понятие «политического сознания», его структурные компоненты.

Политическое сознание - это особая форма общественного сознания, в которой воспроизводиться в идеальном плане политическая реальность, а также осуществляется ее истолкование и оценка.

Политическое сознание включает в себя теории, идеи, чувства, представления, ценности, ожидания и т. д., складывающиеся у различных социальных групп и индивидов на основе их включения в систему политических отношений и участия в процессах осуществления политической власти.

В соответствии с глубиной и адекватностью постижения политической реальности выделяют следующие структурные компоненты политического сознания:

Политическая теория - воспроизведение существенных и закономерных сторон политической жизни общества в форме абстрактно-логических понятий, гипотез, концепций и т. д. Основная задача - выработка систематизированного знания о политике.

Обыденное политическое сознание - стихийно формирующиеся представления социальных групп и индивидуумов о политике. Обычно отличаются поверхностностью, стереотипностью, наличием множества иллюзий и противоречий.

Политическая идеология - система теоретических взглядов, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или изменение существующих общественных отношений.

Политическая психология - совокупность политических чувств, мнений, настроений у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов.

Объемы понятий «политическая идеология» и «политическая теория» частично перекрывают друг друга, поскольку идеология анализирует политическую реальность средствами теории - это систематизированное, логически последовательное, претендующее на объективность знание, вырабатываемое профессионалами сферы духовного производства. Однако идеология не укладывается целиком в рамки теории, потому что представляет знание не только о «сущем» (о том, что есть), но и о «должном» (о том, что должно быть) в обществе, что лишает ее твердой теоретической почвы. На первый взгляд может показаться, что здесь нет никакого несоответствия - любая теория обладает предсказательной силой и, следовательно, возможностью проникновения в будущее. Это, конечно, верно, но в применении к общественной жизни данный тезис требует существенных поправок в связи с субъективно-волевым фактором развития социальной реальности.

Например, если идеология предсказывает реализацию в будущем какой-либо социальной модели, то здесь возможны варианты, ибо осуществление того или иного социального проекта в немалой степени зависит от субъективно-волевого выбора человечества. Обосновать этот выбор строго теоретически невозможно, так как в его основании лежат определенные ценности, приемлемость или неприемлемость которых не может быть полностью научно обоснована. Поэтому-то теория (наука) в принципе должна быть одна, а идеологий - много.

Другим уровнем политического сознания, парным идеологическому, является политическая. Будучи несистематизированным и стихийно формирующимся духовным образованием, политическая психология представляет собой своеобразный аналог обыденного сознания. Но полного совпадения между ними нет, так как понятие «политическая психология» включает в себя наряду с рациональными также и иррациональные, т.е. неосознаваемые, не контролируемые сознанием элементы - мотивы, предпочтения, установки и т.д.

Таково в целом соотношение основных уровней политического сознания, различаемых по степени проникновения в сущность политической реальности и, как следствие, - по способу формирования, социальным функциям и пр. При таком структурном расчленении политическое сознание анализируется главным образом с точки зрения содержания заключенного в нем знания, т.е. определенного объема информации о мире политики. Но для объяснения многих политических процессов и явлений важны не только наличие у человека знания о политике, но и сам способ существования этого знания, его встроенность в механизмы политического поведения человека. По этому основанию в политическом сознании можно выделить такие элементы, как: политические убеждения, установки, ценностные ориентации, настроения, ожидания, стереотипы, предрассудки и т.д. Эти структурные элементы политического сознания характеризуют по большей части его эмоционально-волевую сторону и потому традиционно рассматриваются внутри политической психологии.

Сложность структуры политического сознания обусловлена еще и тем, что в ней присутствуют, если можно так выразиться, «внесистемные» элементы, которые хотя и считаются культурными анахронизмами, но все же не потеряли еще своей функциональной полезности. Речь идет о таких своеобразных феноменах, как политические мифы и утопии.

Мифологией, как известно, называют мистифицирующий способ объяснения природной и социальной реальности на ранних стадиях общественного развития. Это ассоциативно-образный, чувственный тип мировоззрения, оформляющий свое содержание с помощью метафор и символов. Мифу, например, свойственны принципиальная алогичность, безразличие к противоречиям, антропоморфизм (объяснение любых явлений через перенесение на них отношений между людьми), культ богов и героев и т.д.

Подобные черты можно обнаружить и у многих современных идей и доктрин. Идеи национальной или расовой исключительности, безусловного превосходства социализма, принципиальной непогрешимости политических вождей, существования мировых заговоров (сионистских, масонских) и прочее демонстрируют явное родство с мифологией. Эта архаичная форма сознания регулярно воспроизводится в политике ввиду своей простоты, логической непритязательности и одновременного требования благоговейного почтения к любому содержанию мифа. Фрагменты мифологии встречаются не только на уровне обыденного сознания. Порой не брезгует мифами и теоретически организованное сознание: вспомним хотя бы «вечно живое и всепобеждающее» учение марксизма недавних лет.

Своеобразной рационализированной формой мифа можно считать утопии - произвольно сконструированные образы (идеалы) желаемого общественного устройства. Утопическими эти образы называют потому, что их практическая реализация в принципе невозможна (слово «утопия» в буквальном переводе означает «место, которого нет»).

Утопия, по определению, осуществиться не может, но она может вдохновить и направить людей на борьбу за изменение существующей реальности. Служить препятствием абсолютизации современных порядков, догматизации мышления - вот главная функция утопических идей. Полное исчезновение утопий было бы вредно для общественного сознания, последнее стало бы чрезмерно статичным.

Однако преувеличивать необходимость утопий не следует: они полезны как лекарства - в малых дозах. В больших же количествах они дезориентируют общество, ведут к бессмысленной трате общественных сил и энергии. Главная же проблема, порождаемая существованием утопий, заключается в том, чтобы суметь отличить утопические социальные проекты от вполне реализуемых. Ставить какой-либо системе идей диагноз «утопия» бывает весьма рискованно. Как ни парадоксально, но те идеи, которые на момент своего появления выглядят абсолютной утопией (идея межпланетных путешествий во времена К. Э. Циолковского, например), имеют обыкновение осуществляться, а те концепции, которые представляются чуть ли не самоочевидными (идея всемирно-исторической миссии рабочего класса, допустим), часто оборачиваются в итоге разочаровывающей утопией. Впрочем, политические мифы, утопии - это «периферийные», «пограничные» элементы политического сознания. Сердцевину же его, центральную ось образуют политические идеологии.

Таким образом, политическое сознание является составной частью общественного сознания. В философии и психологии сознание определяется как способность идеального воспроизведения (отражения) действительности в мышлении. Как один из видов общественного сознания политическое сознание отражает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности общества. Это система взглядов, представлений знаний, установок, чувств о реальной и воображаемой политике, внутренняя «реакция» индивида или социальной общности на политическую жизнь.

2.Политическая идеология и психология. Их основные элементы, функции и особенности формирования.

Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания воздействующую на содержание властных отношений, то орудие «духовного княжения» (Макиавелли) определенной группы, которое задает направленность деятельности государства и других важнейших институтов власти.

Термин идеология, появившийся в XVIII в., первоначально означал «наука об идеях». А слово «идея» греческого происхождения, в переводе - понятие, представление. Однако в дельнейшем значение слова «идеология» менялось. В современной науке под политической идеологией понимается система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики (класса, нации, всего общества, политической партии, общественного движения).

Политическую идеологию часто называют «ядром» политического сознания. Аналогия с физическим миром здесь не случайна: подобно тому, как практически вся масса атома приходится на его ядро, так и в политическом сознании основная «тяжесть» идей и концепций сосредоточена в идеологиях. Именно они разрабатывают концептуальные политические схемы, объясняют и оправдывают возникающие политические коллизии, проявляют и рационализируют смутные и неопределенные политические «чувства» народных масс. Центральное положение идеологий в структуре политического сознания изначально обусловлено рядом отличительных особенностей их формирования и функционирования. К таким особенностям обычно относят следующие:

Целостность, систематичность представленного в идео-логии знания, использование средств познания теоретического уровня;

Появление на свет в результате деятельности идеологов, профессионалов интеллектуальной деятельности (стихийно, «сама собой» идеология не складывается);

Изначальная нацеленность на изменение или закрепле-ние существующих политических отношений и институтов;

Обусловленность интересами различных социальных групп (классов, слоев, сословий, элит и пр.);

Апелляция к целям и ценностям общественной жизни в качестве одного из главных аргументов;

Склонность к некоторой «лакировке действительности» (т. к. это взгляд на социум с позиций определенной социальной группы, преследующей свои интересы. Но в условиях идеологической конкуренции с другими социальными группами возникает большой соблазн обнаружить в мыслях и действиях соперников скрытые, корыстные мотивы, далекие от искреннего стремления к «чистой» истине. Поэтому любая критика «своей» идеологии рассматривается прежде всего как проявление предвзятости, ангажированности критикующей стороны интересами явно вненаучного порядка. Второе обстоятельство, придающее идеологическим построениям лакировочный блеск, связано с тем, что идеология стремится переустроить, преобразить мир в соответствии с определенным идеалом, она всегда нацелена в будущее.)

К числу ведущих функций идеологии относятся следующие:

Целеобразующая - формулировка целей общественного развития, придающих смысл и обоснование притязаниям социальных групп на власть;

Программно-практическая - перевод теории в практику: разработка конкретных программ, средств, методов достижения власти и ее использования;

Интегративная - сплочение, формирование единства социальной группы;

Мотивирующая - побуждение людей к политической активности;

Коммуникативная - формирование особого языка политического общения - знаков, символов, ритуалов, по которому приверженцы идеологии идентифицируют своих сторонников и отделяют «чужаков».

К числу основных функций идеологии можно также отнести познавательную, ценностную, пропагандистскую, защиты политического имиджа властвующей элиты и т.д. Таково в целом назначение идеологии в современном мире.

К наиболее влиятельным идеологиям современности принято относить либерализм, консерватизм и социализм. Все они имеют давние исторические традиции и ныне представляют собой разветвленные комплексы идей, принципов, установок, составляющие основу программ и стратегий различных политических сил. Данные системы воззрений оказываются настолько мощными, что фактически перешагивают формальные рамки собственно политической сферы и превращаются в своеобразные типы или способы мышления, определяющие отношение людей ко всему окружающему миру.

Однако, роль духовных факторов в политике отнюдь не ограничивается воздействием на людей идеологических доктрин и программ. Не менее, а нередко и более существенное значение для политики имеет другая форма политического сознания политическая психология. Она представляет собой совокупность по преимуществу эмоционально-чувственных ощущений и представлений людей о политических явлениях, складывающихся в процессе их (людей) политического поведения и непосредственного взаимодействия с институтами.

В целом сфера политической психологии включает в себя такие явления:

Социально-политические основания психологической активности (потребности, интересы, мотивы, стремления);

Психологические механизмы взаимодействия с политической средой (установки, стереотипы, предрассудки);

Психологические состояния людей, обусловленные политическими реалиями (настроения, ожидания, чувства, эмоции);

Устойчивые политико-психологические формы и продукты деятельности (традиции, навыки, привычки);

Психологические процессы политической коммуникации (внушение, подражание, убеждение, слухи) и др.

Все эти психологические феномены имеют особенности проявления на личностном, групповом и общесоциальном уровнях. Не имея возможности воспроизвести все это многообразие, охарактеризуем вкратце некоторые элементы политической психологии личности и социальных групп.

Исходным пунктом политико-психологической активности людей выступают соответствующие потребности и мотивы. Потребность вообще - это рассогласованное отношение субъекта со средой обитания, которое переживается как состояние нужды, недостатка в чем-либо. Политические потребности людей появляются, во-первых, как следствие проецирования базовых потребностей человека на политическую плоскость (потребности в еде, жилище, безопасности и прочем порождают необходимость в регуляции макросоциальных процессов, создающих требуемые условия для удовлетворения этих исходных нужд). Во-вторых, политические потребности возникают как результат функционирования самой политической сферы, ее организаций и учреждений. Осознанная, нашедшая свою цель потребность преобразуется в мотив, уже непосредственно стимулирующий политическую активность человека.

Мотивационный пласт нашей психики существует в единстве и взаимодействии с другими - познавательным, эмоциональным и коммуникационным. Познавательный горизонт политической психологии у непрофессионалов в этой области достаточно узок - это житейский, обыденный тип знания, добываемого в рамках доступного рядовому гражданину политического опыта. Получаемая им политическая информация как бы примеривается, приспосабливается к личным жизненным целям и задачам индивида. Оттого ее интерпретация часто бывает упрощенной, «приземленной», а то и просто искаженной.

Один из характерных приемов такого упрощения - например, персонификация политических процессов. Суть ее в том, что содержание политических событий сводится к действиям или намерениям видных политических фигур. Это похоже на мифотворчество, при котором значимые для людей явления природы объясняются проявлением злой или доброй воли божества.

Еще одним компонентом психики людей, корректирующим содержание мотивов политического поведения, являются эмоции. Эмоциональный окрас наших политических предпочтений (радость, гнев, возмущение, страх, апатия и пр.) свидетельствует о том, что последние переживаются нами, а следовательно, затрагивают жизненно важные для нас потребности и интересы. Эмоциональный компонент психики обладает способностью как многократно усиливать, так и предельно ослаблять значение различных политических мотивов и представлений.

Есть также в нашей психике и такие образования, в самоопределение которых входит понятие устойчивости, постоянства. Это установки, стереотипы, предрассудки. Их назначение заключается в своеобразной экономии затрат психической энергии. Они используются как готовый шаблон, алгоритм восприятия и реакции на внешние раздражители, который позволяет существенно уменьшить объем поисковой активности психики в неопределенных ситуациях.

Установка - это определенная предрасположенность человека осуществлять именно те действия, которые отвечают благоприятной или неблагоприятной оценочной реакции на что-либо или кого-либо. Если, например, человек считает, что все представители политического истеблишмента сплошь властолюбцы и мздоимцы, то этот критицизм обязательно проявится и в намерениях действовать негативным образом (не участвовать в выборах, не платить налоги и т.д.). При этом установки и реальное поведение как бы подпитывают друг друга: установка провоцирует поведение, а поведение усиливает исходную установку.

Психологическая установка - явление сложное. Она включает в себя как познавательный, так и аффективный (чувства) и поведенческий (намерения) компоненты. Устойчивость установки объясняется тем, что хотя она и формируется в опыте, но является внесознательным психическим процессом.

Люди вообще достаточно редко сознательно вырабатывают свое особое отношение к политической реальности. Как правило, они пользуются уже готовыми шаблонами, извлекаемыми из социально-культурного опыта, которые сначала фиксируются в сознании на вербальном (словесном) уровне, а затем уже закрепляются в аффективном и бессознательном пластах психики. Так что установка служит простейшим средством включения масс людей в политическую жизнь.

Той же цели упрощения реальности для скорейшей к ней адаптации служат и такие психологические феномены, как предрассудки и стереотипы. По сути дела предрассудки - это те же установки по отношению к чему-либо, только неоправданно негативные. Стереотипами же принято называть стандартизованное, обобщенное мнение о социальном или политическом объекте. В отличие от установки стереотип представляет лишь познавательный (когнитивный) аспект нашей психики. Стереотипы отражают типичные ситуации, и в большинстве случаев они действительно облегчают людям восприятие политической реальности. Однако в условиях резкой и радикальной перестройки политической системы они нередко играют негативную роль, мешая адекватно оценивать изменившуюся ситуацию и затрудняя формирование новых установок.

Таковы характеристики некоторых феноменов политической психологии. В целом же этому уровню политического сознания присущи следующие особенности:

Спонтанный, малоконтролируемый процесс формирования;

Преобладание чувственно-эмоциональных компонентов сознания;

Взаимоналожение рациональных и иррациональных духовных элементов;

Известная противоречивость и рассогласованность различных элементов;

Выполнение в основном адаптивной и мотивирующей функций;

Подвижность, изменчивость, быстрая приспособляемость к складывающейся ситуации и т.д.

Наличие в политической психологии личности и социальных групп устойчивых, медленно меняющихся элементов позволяет говорить о ее исторических и национальных типах.

Таким образом, духовная составляющая политической жизни общества - политическое сознание - предстает сложной, многоуровневой конструкцией, основной вес которой приходится на политические идеологии и психологию. Степень их развитости, а также характер взаимодействия между ними оказывают существенное влияние как на формы политического поведения граждан, так и на режимы функционирования политических институтов. Единство же всех этих компонентов позволяет говорить об определенном типе политической культуры общества.

Политические идеологии в современных обществах разнообразны. Они основываются на множестве представлений о социальной справедливости, форме государственного устройства, национальном интересе, этических нормах. Основные идеологии современного мира — консерватизм, либерализм, социализм — отразили аспекты и тенденции эволюции промышленной культуры.

3. Практическое задание

Объясните смысл запрета на создание государственной идеологии, записанного в конституции РФ.

Я считаю, что конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе. Ни одна из них не имеет и не может иметь приоритета перед другими, который бы закреплялся официально государством с помощью закона или иным способом. Граждане России вправе придерживаться той или иной идеологии,

принимать активные меры по ее реализации в жизнь. Но их выбор должен быть осознанным, добровольным и самостоятельным. Государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию, которую они обязаны под страхом уголовного и иного наказания разделять, изучать и пропагандировать. Отсутствие государственной или обязательной идеологии нельзя понимать, однако, в том смысле, что органы государственной власти вообще действуют вне и независимо от каких-либо идеологических взглядов, идей, находятся вне идеологической борьбы в обществе, стоят над нею. Напротив, государственные деятели и политические партии четко придерживаются своей идеологии. Именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь и заставляет социальные группы и партии весьма активно бороться за выдвижение своих сторонников в те или иные органы власти, что убедительно демонстрируют выборы в представительные органы власти. Кроме того, закрепленная в той же Конституции многопартийность полностью исключает возможность создания государственной идеологии кА единственно правильной и обязательной. В демократическом обществе этого быть не должно.

Заключение

Как показывает анализ, взаимодействие личности и политики подчиняется закономерностям разного уровня, которые, накладываясь друг на друга, образуют, с одной стороны, определенную ситуацию развития личности, а с другой, — воздействуют на ход политических событий. Сегодня личность развивается в сильно политизированной среде. Одновременно политика нуждается в личности нового типа: активном гражданине, способном к самостоятельному принятию решений и ответственности. Появление такого массового политического типа личности пробивает себе дорогу через борьбу противоречивых тенденций в современной политике: с одной стороны, активизация личности в политике становится общественной потребностью в современном мире, с другой — налицо процессы политического отчуждения, которые проявляются в росте неверия в политику как средство разрешения важных человеческих проблем. Политические философы усматривают в борьбе этих тенденций общую закономерность новейшего времени: происходящую смену регуляторов поведения человека. На место жесткого внешнего контроля государства и его институтов приходят внутриличностные регуляторы: совесть, убеждения, ценности, в которые человек верит.

Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Политическая психология и политическая идеология

В качестве специфических проявлений политического сознания выступают политическая психология и политическая идеология. Важнейшее проявление политического соз­нания масс - их политическая психология.

Политическая психология предстает как единство опреде­ленного осознания политической действительности и отношения к ней. Ее компонентами выступают не только представления людей о политических явлениях, выражающие некий уровень их понимания, но и политические побуждения и мотивы дея­тельности, сознательная политическая заинтересованность в чем-либо, равно как и политические цели, связанные с совер­шением каких-то политических действий.

Все эти проявления политической психологии заключают в себе определенное осмысление политической действительности и вместе с тем выражают направленность тех или иных соци­ально-политических групп, партий и отдельных личностей на вполне конкретные политические действия. Политическая пси­хология нередко характеризуется как некое состояние полити­ческого сознания больших масс людей, проявление психиче­ского склада классов, наций и народов.

Ее проявлением выступает богатая палитра политических чувств и настроений указанных субъектов, что составляет эмо­циональную сторону политического сознания, его, так сказать, эмоциональный фон. Но политическая психология заключает в себе также определенный интеллектуальный потенциал, т.е. некую глубину осмысления политической действительности. Это осмысление может быть более глубоким, чем на уровне обыденного сознания. Оно может включать в себя отдельные научные представления и понятия в несистематизированном виде. И все это концентрируется в тех или иных политических мотивах, умонастроениях, целях и убеждениях субъектов, будь то класс, нация или целое общество.

В конечном счете политическая психология предстает как некий сплав политических эмоций, настроений, мыслей и воли субъектов. Она как бы охватывает все области массового созна­ния и потому обладает большой побудительной и мобилизую­щей силой. Не случайно широко и глубоко мыслящие вожди и лидеры политических партий и движений всегда учитывали и учитывают политические настроения масс, направленность их политического сознания. Учет политической психологии масс, их политических настроений - весьма актуальная задача, кото­рая должна решаться в процессе деятельности государства, по­литических партий и, конечно, социологов.

Политическая идеология представляет собой теоретическое отражение политической действительности через призму инте­ресов классов, наций, политических партий и других полити­ческих сил. Она базируется на определенной политической теории или их совокупности. Так же как и политическая пси­хология, она выражает некий уровень понимания политиче­ской действительности и направленность на ее преобразова­ние, закрепление положения тех или иных субъектов в системе политических отношений.

Политическая идеология имеет социально-классовый харак­тер. Таковы факты, от которых не уйти, остается лишь их осознать. Это не значит, что она всегда должна настраивать на классовую борьбу. Такой узкоклассовый догматический подход вообще неуместен. Идеология, в том числе и политическая, может ориентировать и на компромиссы, более того, - на со­трудничество различных социально-классовых сил. Но в любом случае политическая идеология предстает как теоретическое вы­ражение объективных социально-классовых интересов. Это же можно сказать и о политической психологии с той, однако, разницей, что в ней объективные интересы классов, других социальных групп и национальных общностей отражаются боль­ше стихийно, неполно и часто неглубоко, иногда лишь на уровне политических инстинктов и интуиции масс.


Политическая идеология и политическая психология - частично совпадают по содержанию соответственно с теоретическим и обыденным, но имеют и свою специфику. Различение политической идеологии и психологии идет по тому же основанию - глубине и адекватности воспроизведения политической реальности. Однако идеология не тождественна теории, а политическая психология выходит за рамки обыденного сознания.
Под идеологией обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или изменение существующих общественных отношений. Политическая идеология соответственно представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и пр.).
Объемы понятий «политическая идеология» и «политическая теория» частично перекрывают друг друга, поскольку идеология анализирует политическую реальность средствами теории - это систематизированное, логически последовательное, претендующее на объективность знание, вырабатываемое профессионалами сферы духовного производства. Однако идеология не укладывается целиком в рамки теории, потому что представляет знание не только о сущем (о том, что есть), но и о должном (о том, что должно быть) в обществе, что лишает ее твердой теоретической почвы.
Центральное положение идеологий в структуре политического сознания изначально обусловлено рядом отличительных особенностей их формирования и функционирования, к которым обычно относят: целостность, систематичность представленного в идеологии знания, использование средств познания теоретического уровня; появление на свет в результате деятельности идеологов, профессионалов интеллектуальной деятельности (стихийно, «сама собой» идеология не складывается); изначальную нацеленность на изменение или закрепление существующих политических отношений и институтов; обусловленность интересами различных социальных групп (классов, слоев, сословий, элит и пр.); апелляцию к целям и ценностям общественной жизни в качестве одного из главных аргументов; склонность к некоторой лакировке действительности.
К числу ведущих функций идеологии относятся: целеобразующая формулировка целей общественного развития, придающих смысл и обоснование притязаниям социальных групп на власть; программно-практическая - перевод теории в практику: разработка конкретных программ, средств, методов достижения власти и ее использования; интегративная - сплочение, формирование единства со-циальной группы; мотивирующая - побуждение людей к политической активности; коммуникативная - формирование особого языка политического общения - знаков, символов, ритуалов, по которому приверженцы идеологии идентифицируют своих сторонников и отделяют «чужаков».
К основным функциям идеологии можно также отнести познавательную, аксиологическую (ценностную), пропагандист- скую, апологетическую (защиты политического имиджа властвующей элиты) и др. Таково в целом назначение идеологии в современном мире.
К наиболее влиятельным идеологиям современности принято относить либерализм, консерватизм и социализм. Все они имеют давние исторические традиции и ныне это разветвленные комплексы идей, принципов, установок, составляющие основу программ и стратегий различных политических сил. Данные системы воззрений оказываются настолько мощными, что фактически перешагивают формальные рамки собственно политической сферы и превращаются в своеобразные типы или способы мышления, определяющие отношение людей ко всему окружающему миру.
Другим уровнем политического сознания, парным идеологи-ческому, является политическая психология - совокупность политических чувств, мнений, настроений, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов. Будучи несистематизированным и стихийно формирующимся духовным образованием, политическая психология представляет собой своеобразный аналог обыденного сознания. Но полного совпадения между ними нет, так как понятие «политическая психология» включает в себя наряду с рациональными также и иррациональные, т.е. неосознаваемые, не контролируемые сознанием элементы - мотивы, предпочтения, установки и т.п.
Сфера политической психологии включает в себя такие явления: социально-политические основания психологической активности (потребности, мотивы, интересы, стремления), психологические механизмы взаимодействия с политиче-ской средой (установки, стереотипы, предрассудки), психологические состояния людей, обусловленные политическими реалиями (настроения, ожидания, чувства, эмоции); устойчивые политико-психологические формы и продукты деятельности (традиции, навыки, привычки); психологические процессы политической коммуникации (внушение, подражание, убеждение, слухи) и др.
В целом же этому уровню политического сознания присущи следующие особенности: спонтанный, малоконтролируемый процесс формирования; преобладание чувственно-эмоциональных компонентов сознания; взаимоналожение рациональных и иррациональных духовных элементов; известная противоречивость и рассогласованность личных элементов; выполнение в основном адаптивной и мотивирующей функций; подвижность, изменчивость, быстрая приспособляемость к складывающейся ситуации и т.д.
В отличие от идеологии политическая психология хуже поддается теоретическому анализу ввиду наличия в ней множества иррациональных элементов. Но и они, как показало развитие науки психологии в XX в., могут стать объектом теоретического рассмотрения и практических рекомендаций.

Еще по теме 27. Политическая идеология и политическая психология, их отличительные черты, субъекты и характер взаимосвязи.:

  1. § 2. Политическая практика индусских националистических организаций. Идеология Хиндутвы на политической арене.

Одной из форм общественного сознания является политическое сознание. Политическое сознание имеет прямое отношение к мыслям и переживания участника политического процесса.

Политическое сознание

Субъективным внутренним отношением людей к объективным политическим условиями, функциям и ролям в политической жизни принято называть политическое сознание. Отражение политических явлений в мыслительном процессе людей, переживаниях и чувствах – это и есть политическое сознание.

В основе такого типа сознания находится отрицательное или положительное значение политических отношений. Причем политическое сознание каждого человека совершенно по-разному формируется и определенным образом отражает объективные политические процессы.

Отражение происходит на двух уровнях: обыденно-практическом или идеолого-теоретическом.

Политическая идеология

Интересы разных социальных групп находят свое отражение в политической идеологии. Такая идеология содержит в себе взгляды конкретной группы на действия власти, на саму власть, на политическую жизнь и на использование власти в своих интересах.

С помощью политической идеологии можно определить, какой должна быть государственная власть, и какая политика должна ею проводиться. Другими словами, политическая идеология представляет собой систему идей и понятий, отражающих взгляд на политическую жизнь определенного субъекта.

Политическая идеология функционирует в сознании граждан и именно она в конечном итоге определяет политическое поведение граждан. А силу идеологии можно определить степенью ее освоения гражданами и мерой ее воплощения.

Политическая психология

Одним из главных элементов политического сознания является психологическая психология. Под этим понятием понимают политические чувства, настроения и эмоции, другие психологические компоненты политической жизни общества.

Политическая психология формируется в повседневной жизни, она образовывается в процессе взаимодействия граждан с различными институтами власти. Это происходит на уровне обыденного сознания.

О политической психологии можно говорить, как о практическом типе сознания. Такой тип сознания представляет собой несистематизированную и порой противоречивую совокупность воззрений и подсознательные элементы.

К относительно устойчивой части политической психологии относят нравы, здравый смысл, менталитет. К более изменчивой принято относить эмоции, настроения, ожидания и переживания.

Все перечисленные компоненты политической психологии оказывают прямое влияние на политическое поведение человека.

Выделяют такие виды политической психологии: психология личности (например, личность лидера), психология малой группы и психология большой социальной группы и общностей. Также выделяют политическую психологию масс и массовых настроений.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. П Л А Н 1. Общественное сознание и его структура. 2. Политическое сознание: уровни, функции, формы З. Политическая идеология и политическая психология как уровни политического сознания. 4. Основные идейно политические течения современности.

Сознание выступает необходимым атрибутом человеческой жизнедеятельности, и поэтому его проявления в обществе универсальны. Сознание общества функционирует в самых разнообразных формах, видах, состояниях, уровнях. На определенном этапе развития общества оно институализируется как духовное производство обретает относительную самостоятельность.

Познавательный (ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ) аспект общественного сознания основывается на оценке общественного сознания и его элементов как идеального отражения объективного мира, общественного бытия. Все уровни, виды обще ственного сознания здесь интегрируются, дифференцируются по тому, отражают они объективную истину или нет, а если отражают, то с какой глубиной, в каких формах.

Гносеологический аспект позволяет вы делить общественном сознании два в своеобразных полюса: науку и религию, различающиеся принципи ально противоположным отношением к объективной истине, теоретическое и эмпирическое сознание, раз личающиеся по уровням отражения действительности.

Социологический аспект общественного сознания предполагает оценку общественного сознания и его элементов с позиций их роли и значения для деятель ности общественного субъекта. Основным здесь является не объективная истина как таковая, а выражение интересов определенного общественного субъекта, роль в обосновании, развертывании его деятельности.

Выделение социологического аспекта общественного сознания позволило предло жить более глубокую интерпретацию идеологии как способа духовной деятельности человека, объяснить жизнестойкость всякого рода фетишистских форм об щественного сознания, разграничить целеполагание, мотивацию человеческой деятельности на теоретическом и обыденно практическом уровнях, решить ряд других проблем.

Раскрытие многокачествеыности обществен ного сознания ориентирует и на многоплановое выяв ление места и роли каждого его фрагмента, прежде всего таких, как обыденное сознание, общественная психология и идеология.

Обыденное сознание - повседневное, практическое сознание; оно представляет собой функцию непосред ственной практической деятельности людей и чаще всего отражает мир на уровне явлений, а не сущност ных го связей. е Обыденное сознание претерпевает из менения в процессе развития человеческого общества и испытывает воздействие таких уровней отражения, как наука, идеология; ассимилируя определенные их достижения, оно в то же время само активно влияет на них.

Высказываются предположения, что в перспективе обыденное сознание исчезнет за счет подъема его до уровня более сложных форм отражения. Но повсе дневная жизнь общества не требует обслуживания ее сознанием, находящимся на уровне науки. Например, акты купли продажи могут совершаться без обращения к экономическим категориям, а исполь зование электричества, техники, компьютеров в бы ту- без знания тех закономерностей, которые лежат в их основе.

Мир повседневных явлений, отражаемый обыденным сознанием, неразрывно связан с сущностью общественной жизни, поэтому и на уровне обыденного сознания в принципе возможно познание объективной истины. Что же касается вопроса о том, на каком уровне - обыденном или теоретическом - полнее от ражается истина, то здесь все зависит от конкретных условий. Бывает, что обыденное сознание ближе стоит к истине, чем теоретическое.

Например, в годы застоя обыденное сознание гораздо точнее оценивало небла гополучие в обществе, чем официальные деологиче ские и документы. Бывает и наоборот, когда в обыден ном сознании содержатся ошибочные оценки, как, например, активное неприятие форм индивидуальной трудовой деятельности некоторыми слоями нашего общества.

Общественная психология так же как и обыденное сознание, относится к числу генетически первичных форм отражения действительности. Она представляет собой совокупность общественных чувств, эмоций, на строений, переживаний, волеизъявлений и т. д.

Общественная психология складывается в резуль тате непосредственных и опосредованных воздействий общественной жизни. С одной стороны, общественная психология прямо зависит от реального положения дел в обществе. С другой стороны сущест венно зависит от теоретического сознания, идеологи ческого воздействия.

Общественная психология может как ускорять, так и замедлять ход общественных преобразований. Так, не в недалеком прошлом нам нехватило чувства стыда, по выражению К. Маркса, гнева, обращенного вовнутрь, за то состояние, в котором оказалось обще ство. ыло бы оно - Б может быть, раньше начались бы преобразования

И сегодня нам очень мешают и социальная апатия, и нетерпеливое желание немедлен но насладиться успехами, и склонность к разочарова ниям при первых трудностях и неудачах. Все это сов ременные реалии общественной психологии.

Идеология Это теоретически систематизи рованное сознание, выражающеее интересы опреде ленного класса, социальной группы, общности вообще. Пока у группы, общности, человечества есть какие то интере сы, есть необходимость их реализации-а это есть всегда, - до тех пор будет существовать идеология.

Идеология может су ществовать и на обыденном, социально психологиче ском уровне. Например, классовый инстинкт, психоло гические установки, определяющие отношение одной национально этнической общности к другой, не менее идеологичны, чем программы политических партий, ибо они выражают природу социального интереса и служат его реализации.

Основным водоразделом, позволяю щим выявить качественную специфику идеологии, является ее соотношение с наукой, познанием в целом. Если для научного познания главным является отражение объ ективных законов, объективной истины при определен ном отвлечении от интересов людей, то для идеологии, напротив, именно этот интерес, его выражение, реа лизация являются главными.

Абсолютизиро вать это различие, лишать идеологию познавательного момента, а познание - момента идеологического было бы неправильно, но все же природа идеологии как феномена общественного сознания определена обла стью общественного интереса.

Роль идеологии в общественной жизни Она очень велика. В настоящий момент в нашем обществе очень важно идеологически обеспечить реформирование общественных отношений. Для этого необходимо осознать и выра зить оренные к интересы народа, правильно сформули ровать основные цели, пути их достижения, выявить движущие силы преобразований и возможные силы торможения, сделать это знание достоянием всего об щества. От успеха идеологической работы в значи тельной степени зависит успех реформ.

Формы общественного сознания Общественное со знание отражает богатство общественной жизни, об щественного бытия в различных формах. К формам общественного сознания относятся: по литическое, правовое, нравственное, эстетическое, ре лигиозное, философское и научное сознание.

Они отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, если науку и философию интересуют как приро да, так и общество, то политическое сознание - отно шения между классами, нациями, социальными слоя ми и отношение каждого из этих образований к госу дарственной власти.

Каждая форма характеризуется специфическим соотношением обыденного сознания, психологии, тео ретического уровня освоения действительности. Неко торые формы выполняют сходные общественные функ ции, у других они принципиально различны. Филосо фии и религии, например, присуща мировоззренческая функция.

Важной отличительной чертой форм общественно го ознания является способ с отражения действитель ности. Для науки - это теоретико понятийные систе мы, для политики - политические программы и декла рации, ля морали - д нравственные принципы, для эстетического сознания - художественные образы и т. д.

В наши дни происходит дальнейшая дифференциа ция общественного сознания. Так, на современном этапе имеются веские основания для выделения эко номической формы общественного сознания, связан ной с экономическими отношениями людей.

2. Политическое функции, сознание: уровни, формы Одной из важнейших форм общественного сознания является политическое сознание. Политическое сознание - это осознание сферы полити ки социальными субъектами (индивидами, группами, общ ностями и др.). Политическое созна ние относится к числу наиболее общих понятий, характери зующих субъективную сторону

Оно представляет собой совокупность рациональных, ценностных, норматив ных, с одной стороны, и подсознательных, иррациональных, аффективных элементов, - с другой. На их основе форми руются политические ориентации и поведение, отношение индивидов и групп к государственным институтам и власти, участию в управлении и т. д.

Для того чтобы ориентироваться в политических событиях и отношениях, необходимо понимать, что происходит в обществе. Достичь своих целей в политике можно только при наличии соответствующей структуры вла сти, наличия адекватной политической формы.

Сознание вообще представляет собой спе цифическую способность человека и человечества так ориентироваться в окружающей среде, чтобы можно было существовать или адаптироваться твор ческим образом взаимодействуя со средой преоб разующим способом.

Политика занимается делами людей, а не приро ды. Поэтому политическое сознание направляет свое внимание на общество в целом, а его непосредствен ной задачей является осознание того, как можно ор ганизовать сообщество с максимальным учетом по требностей людей и минимальным уровнем насилия.

Политическое сознание всегда является ситуа тивным, оно осознает общество, исходя из его реаль ного одержания здесь и с сейчас. Это сознание всегда носит партийный характер, поскольку нет людей во обще, а существуют конкретные люди, выражающие в сознании не только предметы но и свою индивиду альную жизнь среди них. Это обстоятельство делает политическое сознание идеологией.

Политическое сознание носит всегда открытый характер, поскольку у всех людей по поводу политики не может быть единого мнения, это всегда борьба, диалог, компромисс, консенсус на любой вкус.

Реальное политическое сознание ищет ответы на вопросы: что такое политика, каковы интересы основных групп населения, какова общественно политическая по требность, как организовать эти группы населения, чтобы они выполняли свои функции, каково содержа ние законов, как обеспечить их исполнение, как со вместить статус человека и необходимость в его по литическом ограничении, как заставить население подчиниться всей политической организации и полю бить своих правителей, как избавиться от конкурен тов и претендентов на власть, как взаимодействовать с другими странами, с кем воевать и как побеждать, как обойтись без шпионов и т. д.

Политическое сознание выражает интересы, которые возникают в реальной жизни. Оно позволяет сформулировать ценности, на которые ориентируются люди, пытаясь реализовать свои ин тересы. В пределах политического сознания создают ся нормы, которые определяют условия социополитического взаимодействия людей.

Политическое сознание распределено среди всех людей, живущих в обществе. Такое сознание есть мас совое политическое сознание. Существуют также элитарные формы политического сознания, которые возникают в головах великих мыслителей и профес сионалов, занимающихся политикой и идеологией.

Уровни политического сознания 1. государственный, на котором осуществляются выра ботка и обоснование официальной политики. «Государствен ное» сознание регулирует политические отношения различ ными законопроектами, программами, конституцией и т. д. На данном уровне политического сознания наиболее последо вательно защищаются существующие политические поряд ки и принципы управления;

2. Теоретический - представлен различного рода кон цепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет: ставить и решать важнейшие политические цели и зада чи как фундаментальные (стратегические), так - и текущие, (тактические); определять средства и методы их достижения; определять направления и пути организацион но политического обеспечения решения назревших про блем; вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и це левых программ; корректировать политику с учетом данных практическо го опыта;

3. Эмпирический - базируется на непосредственной практике, участии а политическом процессе различных со циальных общностей. Данный уровень отражает политичес кую действительность в форме ощущений, иллюзий, пере живаний, представлений;

4. Обыденный - характеризует совокупность возникаю щих непосредственно из будничной жизни идей, взглядов общественного класса, социального слоя или группы лю дей. Данному уровню присущи ярко выраженные социаль но психологические черты: настроения, чувства, эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации.

Формы политического сознания Специализированное ПС - это, как правило, идеологически однородное сознание. Главное в этой форме - выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социаль ной руппы г и др. определенных ориентации и установок. Носители специализированного сознания - прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения.

Массовое политическое сознание выражает опосредо ванно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весь ма динамично. Оно испытывает на себе воздействие мно жества факторов: различные социальные потрясения, со держание конкретной исторической ситуации и многое дру гое.

Функции политического сознания: 1. Когнитивная - по требность познании в человеком различных сторон мира по литики; 2. идеологическая -необходимость в сплочении политических партий, наций и государств, в сохранении за воеванных властных позиций; 3. коммуникативная - обес печение взаимодействия субъектов политики с институтами власти;

4 оценочная способствует ориентации в политической жизни, оценке политических событий; 5 регулятивная политического участия; дает ориентиры относительно 6 интегрирующая способствует объединению социальных групп обще ства на базе общих ценностей, идей, установок; 7 прогностическая создает основу для предвидения содержания и ха рактера политического процесса; 8 нормативная создает общепринятый образ будущего.

Политическая идеология. Термин "идеология" был введен в научный обо рот в VIII веке французским ученым X Антуаном Дестютом де Траси. Марксисты термин "идеология" использовали в трех значениях: 1 сознание определенного класса в целом; 2 теоретическое сознание; 3 ложное, извращенное сознание, вызванное противоречиями производственных отношений.

Д. Истон, М. Дюверже определяли идеологию как систе му енностей и ц предпочтений. Благодаря ценностям осу ществляется процесс дифференциации и иерархизации объектов по степени их значимости, что необходимо для стимулирования человеческих действий.

М. Вебер относил идеологию, как и другие мировоззрен ческие и религиозные образования, к области веры, отри цая тем самым даже саму постановку вопроса о ее научно сти. Современные политологи Э. Шилдс и У. Матц расценивают политическое мировоззрение как веру.

Большинство политологов определяют идеологию как си стематизированную овокупность с идей, выражающих интересы, цели и намерения больших социальных групп - классов, наций, партий и пр.

Любая идеология носит политический характер, но поня тие политическая идеология употребляется в специфичес ком смысле - как совокупность взглядов социальных групп на политическое устройство общества, на место политики в общественной жизни.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ 1 легитимация власти правящих сил или права на власть оппозиции; 2 артикуляция интересов групп и слоев общества; 3 мобилизация и интеграция граждан, стимулирование целенаправленных действий с их стороны; 4 компенсация социальной неудовлетворенности надеж дой на благополучное изменение социального бытия.

5 прогностическая - способность индивидов и групп к формулированию целей, перспективной оценке на правлений развития политических процессов; 6 воспита тельная - возможность влиять на политическое поведение в соответствии с определенными целями, идеалами.

Идеологизация политики делает ее нефункциональной, неспособной определять и решать общественно важные за дачи. Превалирование идеологических ценностей над практическо политическими и тем более социально экономическими целями, как известно, стало одной из причин краха тоталитарных режимов в СССР и стра нах Восточной Европы.

Идеологизация международных отношений в XX v особенно в период между 1945 и 1985 годами, означала их подчинение задачам межгосударственной борьбы по идео логическим мотивам. Мирное сосуществование социалис тических и капиталистических государств рассматривалось в Советском Союзе как специфическая форма классовой борьбы на международной арене. Такой подход не раз под водил человечество к грани мировой войны.

Уровни политической идео логии: 1 теоретико концептуальный. На нем формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы класса, слоя, нации, государства; 2 программно политический. Здесь социально фило софские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования;

3 актуализированный. Он характеризует степень усво ения гражданами целей и принципов данной идеологии и их воплощения в тех или иных формах политического учас тия. Этот уровень может охватывать довольно широкий спектр вариантов усвоения идеологии: от незначительного изменения позиций до формирования глубинных мировоз зренческих ориентиров.

Инструментом распространения идеологического влия ния служит пропаганда. Ее назначение заключается в целе направленном соединении теоретического и обыденного уровней политического сознания, в формировании у людей готовности к определенному типу политического действия.

Таким образом, существование социально структуриро ванного общества порождает потребность в идеологии как систематизированном, теоретически оформленном спосо бе социально группового мышления, являющегося существенным элементом отношений власти.

Политическая психология это неотъемлемая часть политического со знания, обрамляющая и фиксирующая политические отношения и ин тересы в общественно психологической форме и способствующая вы работке у субъекта непосредственных мотивов и установок политического поведения. Политическая психология это низший уровень политического сознания.

Она складывается на основе стихийного (теоретически несистематизированного и неосмысленного) отражения интересов и потребностей клас сов и проявляется в виде симпатий и антипатий, чувств ненависти и до верия, дружбы и вражды, настроений энтузиазма, подъема, активности и пассивности. В нее также входят иллюзии, предрассудки, предубеждения, по рожденные субъективными искажениями в оценках действительного классов в обществе.

Непосредственным источником формирования полити ческой психологии является обыденно практическое сознание, которое само вырастает из практической деятельности людей как отражение их эмпирических условий существования, труда и борьбы.

Оно представляет со четание рационального и эмоционального, переплетение рассудочных форм и эмоций, сегодняшних представлений и сложившихся традиций, привычек, взглядов, мировоззренческих элементов и проявляется в умонастроениях людей.

Все вышеназванное характерно и для политической психологии. Она выражает политические настроения, в которые включены представители данного класса или группы практику их контактов с представителями других классов и групп, общественно политических организаций, с государственной властью, социально психологическую реакцию на важнейшие политические события, государственные установ ления.

Политическая психология и есть необходимое условие направления мощных, потоков энергии масс, стимулирования их политической активности. Оно во многом формирует общественное мнение, оценки данного класса, социальной группы тех или иных по литических действий, политической линии в целом.

Особенности политической психологии 1. Формируются в процессе непосредственной активности граждан на основе их практического взаимодействия между собой и институтами власти; 2. Отражение политических событий и процессов носит поверхностный характер; 3. Доминирующую роль играют чувственные и эмоциональные элементы сознания; 4. Отражают преимущественно не перспективные, а насущные интересы людей, их повседневные нужды; 5. Испытывает влияние различных идеологий и складывается в процессе их противоборства; 6. Способна быстро изменяться и чутко реагировать на изменяющиеся политические условия.

Элементы политической психологии: 1. чувства и эмоции людей, создающие определенные мотивы их полити ческой деятельности; 2. индивидуально психические свойства (воля, память); 3. физиологические механизмы, обусловленные врожденными качествами че ловека (наследственностью) и проявляющиеся в психофизических свойствах, регулирующих темперамент, демографические и половозрастные черты.