Основные механизмы социализации. Механизмы социализации: социально-психологические, по Фрейду и универсальная классификация

Механизмы социализации

Механизмы социализации являются помощниками для социализации личности при взаимодействии с различными агентами и факторами. Механизмы социализации указывают на то, в результате каких процессов, действий происходит социализация человека. Имеются разные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, например, Габриель Тард рассматривал в качестве основного механизма социализации - подражание. Наш советский и российский психолог, педагог и основатель научной школы «феноменология развития и бытия личности» - Мухина В.С. выделяет в качестве механизмов социализации - идентификацию и обособление личности, а другой не менее известный отечественный психолог Петровский А.В. - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации, и интеграции в процессе развития личности. Взгляды разных авторов на то, как рассматривать данные механизмы, весьма разносторонни и зачастую сильно расходятся. Однако если их все подытожить, то тем не менее можно обозначить единые для всех психологические и социально-психологические механизмы социализации индивида.

Итак, к чисто психологическим механизмам относятся:

Идентификация - во взаимодействии с влиятельными лицами или группами индивид отождествляет их модель поведения, нормы, ценности со своей моделью. В процессе идентификации человек осуществляет, в основном подсознательно, психическое уподобление себя другому человеку. Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям других людей, присвоению их ценностей и установок. С идентификацией тесно связан такой механизм, как интроекция. При интроекции качества и установки другого как бы «встраиваются» в структуру личности субъекта без специальной переработки, в неизмененном виде. Механизм интроекции - это путь построения собственной личности, а не просто приобретения знаний. Часто этот механизм действует подсознательно, но при самоанализе результаты интроекции становятся осознанными.

Интеллектуализация - проявляется ситуациях, когда индивид переживает страх и тревогу, «включается» и механизм интеллектуализации. Интенсивная интеллектуализация наблюдается в периоды подросткового и юношеского развития, когда возникают сильные сексуальные желания и сопровождающие их эмоции. Вместо того, чтобы предпринять какие-либо конкретные действия по разрешению конфликта индивид начинает абстрактно рассуждать о ней. Данный механизм обычно включается в тех случаях, когда человек сталкивается с жизненно важными проблемами. Чересчур интеллектуализирующий человек утрачивает полноценную эмоциональную жизнь, и видятся окружающим холодными и равнодушными.

Импринтинг - фиксация индивидом на уровне подсознания и рецепторов образов, объектов, ощущений, имеющих для него жизненную важность. Зачастую такая фиксация случается еще в младенчестве, но не обязательно, импринтинг возможен и в более позднем возрасте. Образование чрезвычайно устойчивых следов в психике после однократного переживания. Представляет собой форму очень быстрого и стойкого научения человека в некоторых ситуациях связанных с выраженным нервно-эмоциональным напряжением. Границы личного «Я» в импринтинге размыты, т.е. важны не только личностные проявления, но и система отношений со Значимыми Другими, втянутыми в ситуацию. Данный механизм может быть и благоприятным и неблагоприятным для социализации личности. Все зависит от характера реакции на возникающие характерные обстоятельства.

Подражание - имитирование стиля, поведения, манер на примере субъектов из реальной жизни или тем, которые предлагают телевидение, интернет и прочее, воспроизведение индивидами и социальными группами воспринимаемого ими поведения других индивидов и групп. Ещё Аристотель приписывал этому механизму важнейшую роль в формировании человека. За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий.

Рефлексия - когда внутри индивида ведется некий диалог, где он что-то анализирует, отрицает или соглашается. Подобное общение может проводиться человеком с другими людьми, реально существующими или вымышленными, или же с разными его «Я». Это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Сублимация - механизм, впервые изученный З. Фрейдом, подразумевающий перевод всякого инстинктивного влечения, потребности или мотива, удовлетворение которых блокировано условиями ситуации, в возвышенное стремление и социально приемлемую деятельность. Сублимационные формы деятельности, как правило, являются творческими, лежащими в основе инновационных достижений.

Экзистенциальный нажим - воздействие на овладение языками (родным и иностранным) условий жизни человека, а также инстинктивное усвоение человеком социальных жизненных норм.

Среди социально-психологических механизмов социализации можно выделить следующие четыре механизма:

Традиционный механизм социализации - проявляется в усвоении индивидом стандартов поведения, норм и воззрений, которые являются традиционными для его ближайшего окружения (семья, друзья, соседи, одноклассники, коллеги). Все усвоенное фиксируется на уровне подсознания, когда основные стереотипы воспринимаются без какой-либо критики, человек запоминает их, применяя все вышеперечисленные психологические механизмы социализации, за исключением рефлексии. Традиции, обычаи, стереотипы поведения, принятые в данном окружении, могут носить как социальный, так и асоциальный характер.

Механизм социализации стилизованный функционирует исключительно в рамках той субкультуры, где живет индивид и ровно настолько, насколько эта субкультура и ее приверженцы имеют значение для него самого. Под субкультурой понимается слияние психологических, моральных признаков, специфического поведения, характерного для людей конкретной профессии, культуры, возраста. В итоге такого слияния появляется особый стиль жизни, способ мышления в группе (возрастной, социальной, религиозной, профессиональной, этнографической и т.д.).

Институциональный механизм социализации задействуется, когда индивид взаимодействует с разнообразными общественными институтами и группами, накапливая, в итоге, необходимые знания и опыт, которые помогают ему или вести себя так, чтобы его социальное поведение было одобрено обществом, либо избегать следования правилам социума без проблем и последствий для себя. Средства массовой информации, кино и Интернет как социальные институты, также воздействуют на социализацию личности и не только через передачу информации, а и через преподнесение норм поведения посредством влияния ярких положительных и отрицательных персонажей фильмов, литературы. В итоге индивид может отождествлять себя с теми или иными персонажами, примеряя на себя их образ жизни, их шаблон поведения.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе отношения человека с людьми, имеющими для него немалое значение (родители, друзья, просто уважаемые люди). Безусловно, что эти имеющие влияние личности принадлежат к какой-то организации, субкультуре, группе, но они не обязательно оказывают на индивида такое же влияние, как сама группа, организация или субкультура.

Соотношение воздействия на социализацию личности того или иного механизма зависит от его возраста, пола, принадлежности к какой-либо культуре. Всякий из механизмов социализации играет свою роль в определенной сфере социализации.

Имеет место также целый набор других механизмов, содействующих усвоению детьми социальных норм, которые также следует рассмотреть.

Среди наиболее значимых механизмов социализации следует выделить в первую очередь - подавление. Данный механизм проявляется как исключение из области сознания мыслей, влечений, чувств и желаний, которые причиняют ребенку чувства стыда, вины или душевные муки. Механизм подавления объясняет многие случаи забывания индивидом исполнения тех или иных обязанностей, которые по каким-то причинам ему не нравятся. Этот механизм в большинстве случаев осуществляется непроизвольно, но во многих случаях индивид прилогает определенные усилия, чтобы забыть какие-либо впечатления посредством переноса внимания на другие моменты. Подобный механизм произвольного подавления в психологии называется - вытеснением. Нередко индивид может ощущать чувство вины и внутренний конфликт по той причине, что его желания являются социально неприемлемыми. Причем данное чувство может быть осознанным или неосознанным. Механизмом подавления подобного чувства и разрешения конфликта между желаниями и присвоенной социальной нормой будет реакция на противоположную установку.

Следующий механизм социализации связан с тем, что индивид старается вытеснить некоторые эмоциональные составляющие каких-либо неприятных впечатлений - это механизм изоляции. В случае действия этого механизма мысль, осознается как нейтральная и безвредная для индивида. Данный механизм имеет место при разрешении людьми ролевых конфликтов, которые появляются вследствии того, что индивид вынужден играть две несовместимые роли в одной и той же ситуации. Чтобы такой конфликт был разрешен на психологическом уровне как раз и применяется механизм изоляции.

Существенное значение в процессах социализации имеет механизм самоограничения. Если индивид считает свои достижения незначительными по сравнению с достижениями других людей, то это начинает причинять ему душевную боль, а его самоуважение, при этом, сильно уменьшается. Он может даже в подобной ситуации прекратить свою деятельность. Происходит некий уход - отступление перед трудностями, ограничение своего «Я». Самоограничение оказывать влияние на всем протяжении социальной эволюции личности. Применение данного механизма в разных жизненных ситуациях вполне оправданно, так как способствует адаптации к конкретной ситуации. Тем не менее самоограничение может иметь и негативные последствия в социализации личности и ее развитии. Практический опыт свидетельствует о том, что если ребенок часто отказывается от учебных занятий, игр, то у него могут развиться стыдливость, робость, которые основываются на заниженной самооценке, а в некоторых случаях и комплексе неполноценности. Конечно, начальные усилия индивида в любой сфере деятельности не могут быть совершенными. Зачастую, не понимая своего потенциала, после первых же неудачных попыток индивид отказывается от дальнейших действий и переключается на другое дело. Причиной такого поведения может стать нетактичность, а порой и открыто издевательские замечания окружающих, в особенности значимых людей (родителей, учителей и др.). К сожалению довольно многие потенциально талантливые личности так и не смогли раскрыться из-за нетерпимого отношения окружающих к их первым неудачным шагам в чем-либо.

Сущность механизма проекции заключается в приписывании своих нежелательных черт другим людям. Данный механизм служит защитой для индивида от осознания этих же черт в себе. То есть он обращает отрицательные эмоции не против себя, а против других людей, посредством чего старается сохранить уважение к себе. Психологическая практика показывает, что люди с высоким уровнем самооценки, но с низким мнением о других проецируют на них собственные недостатки. Подобная тенденция, как правило, присуща индивидам с комплексом неполноценности или характеризуется авторитарностью.

Социализация - не прямой результат того, что человек видит и слышит. Человек может видеть одно, слышать другое, говорить третье, думать четвертое. Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний, реализующихся через определенные механизмы (традиционный, институационный, стилизованный, межличностный, рефлексивный), а с другой - отношением индивида ко всему этому.
Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.
Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации),
Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.
Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает решение.
Рефлексия - механизм взаимопонимания, т. е. осмысления человеком того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на других людей. Отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т. д.
С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
Социализация каждого человека осуществляется не только с помощью всех названных механизмов, но и конкретных средств.
Методы вскармливания младенцев, как считают этнологи, культурологи и психологи, закладывают основу формирования у взрослого человека особого отношения к себе, другим людям, развивают определенные организованность, дисциплинированность, ответственность.
Методы психологического воздействия в семье, группах сверстников, профессиональных организациях обеспечивают развитие у каждого человека устойчивых представлений о нормах и правилах взаимоотношений людей, традициях взаимопомощи и взаимодействия.
Общение, познание, деятельность в целом обеспечивают последовательное приобщение человека к многочисленным видам отношений в различных сферах его жизни. В ходе них формируется стиль отношений и деятельности личности, закрепляется стратегия и тактика его поведения в обществе.

Механизмы социализации личности

Механизм Характеристика
Традиционный усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального)
Институциональный действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями
Стилизованный действует в рамках субкультуры
Межличностный функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации
Рефлексивный связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает решение

Психология малых групп.

Личность в организации

По своей сущности психология малой группы представляет собой те непосредственные психологические реакции, которые формируются в результате межличностных взаимодействий ее членов и закрепившиеся как общепризнанные . Иными словами, это возникающий в процессе общения, совместной учебной, профессиональной и всякой другой деятельности комплекс психологических связей между людьми, благодаря которым они приобретают способность действовать как единое целое. Отдельные, не связанные в логическую схему представления, достаточны для поддержания нормальных будничных взаимоотношений, но они не позволяют глубоко ориентироваться и, должным образом, реагировать на происходящие общественные события, предвидеть и учитывать следствия совершенных действий и поступков. Здесь, несомненно, должно появляться психологическое явление нового типа, отражающее отношение к происходящим событиям и явлениям всего коллектива.

Если же говорить о структуре психологии коллектива , то есть о тех психологических компонентах, в которых заключено ее содержание, то ее можно представить двумя группами.

1. Группа личностных социально-психологических явлений , возникающих из непосредственного взаимодействия людей друг с другом. К ним относятся притязания, самоутверждение личности, лидерство, авторитет, психическое заражение, взаимные требования и внушения, подражание, конформизм, психологическая совместимость, идентификация, эмпатия, симпатия или антипатия и др. Нередко в психологической литературе перечисленные явления коллективной психологии используют при раскрытии содержания межличностных отношений.

2. Группа социально-психологических явлений , среди которых, прежде всего, выделяются коллективное мнение, коллективное настроение, коллективные потребности и коллективные традиции. Отдельные отечественные психологи в их число включают также коллективные привычки, запросы, ценности (интересы, взгляды, убеждения), психологическую готовность и устойчивость, нравственный климат коллектива и ряд других компонентов.

Некоторые результаты совместной умственной деятельности людей - общие взгляды и позиции по принципиальным вопросам, согласованные решения по текущим проблемам профессиональной деятельности, а также сам процесс их формирования называют групповым мнением. Иногда в этом случае говорят о групповой мысли или групповом разуме. По своей же сути групповое мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение малой группы или ее большей части к объектам, явлениям или событиям окружающего мира . Оно выражает позицию, взгляды, убеждения и ценностные ориентации объединенных в группы людей. К числу его основных видов можно, прежде всего, отнести официальное (высказываемое открыто) и неофициальное (скрываемое от других лиц, прежде всего из числа руководящего состава организации) групповое мнение. При этом необходимо учитывать, что именно неофициальное мнение наиболее существенно влияет на формирование других социально-психологических явлений в данной социальной общности.

Социально-психологический климат малой группы всегда проникнут сложной гаммой эмоций, чувств и страстей, которые овладевают ее членами и существенно влияют на его жизнь и деятельность. Это явление в психологии получило название группового настроения , представляющего собой эмоциональные реакции группы на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени . Оно обладает большой заразительностью, импульсивной силой и динамичностью. Рассматриваемое явление мобилизует или сдерживает групповое сознание, определяет характер общего мнения и межличностных отношений. Следовательно, настроение группы – это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью и от которых зависит степень готовности людей к тем или иным действиям. Бывает, что групповое настроение принимает форму возбуждения, которое превышает безопасные пределы и становится доминирующим фактором поведения, плохо поддающимся рациональному управлению со стороны руководителя (менеджера).

Следующим социально-психологическим явлением, проявляющимся в ходе межличностного взаимодействия, выступают групповые потребности . По своей сути это психологическое отражение объективной или субъективной нужды группы в материальных или духовных продуктах (ценностях) . Их содержание формируется под воздействием различных объективных и субъективных факторов, влияющих на функционирование определенной социальной общности людей. В основе формирования содержания коллективных потребностей находятся вполне конкретные объективные интересы, цели и стремления, достижение которых необходимо для полноценного решения задач, стоящих перед воинским коллективом. Однако они становятся реальной силой лишь тогда, когда преобразуются в субъективную потребность большинства членов малой группы. Обогащению арсенала потребностей людей способствуют широта и гармония их отношения к профессиональной деятельности в целом, своим сослуживцам и др.

Не менее важное влияние на функционирование малой группы оказывают групповые традиции . Они представляют собой относительно устойчивые сложившиеся на основе длительного опыта совместной служебной, учебной и т.д. деятельности правила, нормы и стереотипы поведения, действий и общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие потребностью каждого или большинства членов группы . К числу основных видов традиций относятся служебные, профессиональные, социальные, спортивные и ряд других.

Считается, что становление и развитие групповых традиций во многом определяются их характером и действенностью. Они становятся устойчивыми формами группового (корпоративного) поведения лишь в том случае, если соблюдаются определенные условия. Так, эмоционально привлекательные традиции стимулируют развитие малой группы, способствуют повышению сознательности и организованности. Их же утрата существенно затрудняет развитие коллектива, точно так же, как потеря памяти становится препятствием для полноценного развития личности. А это существенно влияет на проявление взаимоотношений в группе.

Личность в организации

Существуют два подхода к описанию и пониманию личности.

При сущностном подходе личность рассматривается как:

· психофизиологическое единство характеристик человека, включающее физиологические, психологические и социальные характеристики;

· система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности его в социальный контекст;

· множество черт, относительно устойчивых особенностей внутреннего мира человека, проявляющихся в его поведении, высказываниях, отношении к нему других людей. Одной из наиболее известных теорий данного типа является теория американского психолога Р.Б. Кэттелла;

· определенный тип человека с характерными особенностями поведения. Примерами наиболее известных в психологии типологий являются типологии Гиппократа, Э. Кречмера, У. Шелдона, К. Юнга, К. Бриггс, Майерс-Бриггс;

· система конструктов, где конструкт - это своеобразная оценочная ось, например «плохой работник - хороший работник», элементарная единица нашего восприятия, отношения, в которой соединены объективные сведения и их субъективная интерпретация;

· система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний;

· совокупность подструктур в структуре личности (инстанций). Примерами таких теорий могут быть теории, описывающие бессознательные аспекты психики: 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Берна.

При деятельностном подходе, преобладающем в отечественной психологии, личность рассматривается как:

· качества человека, приобретаемые им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения;

· субъект социальных отношений и сознательной деятельности;

· «сознательный индивид», т.е. человек, способный к сознательной организации и саморегуляции поведения.

Таким образом, личность - это индивид, который приобретает системные качества во взаимодействии с социальным окружением, протекающим в трех ведущих формах: общении, познании и совместной деятельности.

Всякий человек рождается индивидом, но только в процессе развития, формирования способности к сознательной деятельности, общению он становится личностью. На процесс развития личности влияют наследственные, биологические факторы, социальная среда и воспитание, собственная активность человека.

Личность - это многоуровневая система, объединяющая психофизиологический, психологический и социальный уровни. Кроме того, личность - система динамическая, в которой содержатся как координационный (взаимосвязь между качествами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязь между качествами личности, представленными на разных уровнях) принципы построения. Структура личности приведена на рис. 3.2.

На основе критерия соотношения социальных и биологических свойств в качествах личности в ее структуре выделяют пять иерархически соотносящихся подструктур (по мере убывания социальной составляющей).

Также в личности выделяются две общие интегративные подструктуры, которые, в отличие от иерархических подструктур, пронизывают все пять уровней иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня. Одновременно каждая из общих подструктур отражает определенный аспект проявления этих качеств:

Рис. 3.2. Структура личности

· в различных видах деятельности, тогда речь идет о характере личности,

· в каком-то конкретном виде деятельности, тогда речь идет о способностях личности к данному виду деятельности.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда механизмов. Рассмотрим различные подходы к пониманию механизмов социализации. Наиболее верным считается утверждение, что социализация личности происходит в общении и взаимодействии с другими людьми. Ч.Кули считал, что, взаимодействуя и интерпретируя мысли и чувства других, люди создают собственное «зеркальное Я» (наше мнение о том, как нас воспринимают другие; наше мнение о том, как другие реагируют на то, что видят; наш ответ на воспринятую нами реакцию других).

3.Фрейд в своей теории развития личности рассматривает отношения индивида с обществом как конфликт между биологическими побуждениями (особенно сексуальными) и нормами культуры, которые, по его мнению, обуздывает именно социализация. Он считал, что цивилизация требует от людей подавления своих биологически обусловленных сексуальных и агрессивных побуждений.

Американский ученый У.Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет.

В.С.Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В.Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Обобщая имеющиеся данные с точки зрения социальной педагогики, А.В.Мудрик выделяет несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.

Психологические и социально-психологические механизмы социализации:

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздейст­вующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг проис­ходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознавае­мое усвоение норм и правил социального поведения, обязательных в про­цессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу, непроиз­вольное усвоение человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматри­вает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представ­лять собой внутренний диалог нескольких видов: между различ­ными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменять­ся в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.



Социально-педагогические механизмы социализации:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение про­исходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереоти­пов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Эффективность традиционного меха­низма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостре­бованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуника­ции). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы (А.В.Мудрик). Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех выше названных механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.

Средства социализации определяются спецификой социума: язык и речь агентов социализации, бытовые умения и представления, продукты материальной культуры, элементы духовной культуры (народная культура, национальные традиции и обычаи), стиль и содержание общения в семье, группах сверстников и в образовательном учреждении, коммуникативное пространство ребенка, природная среда и пр. (А.В.Мудрик).

К средствам социализации А.В.Мудрик относит набор позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций - способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. К средствам социализации также можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры; стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности - общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах. С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Регулятором социализации выступают социальные нормы, представляющие модели должного поведения людей. По назначению и содержанию социальные нормы подразделяются на организационно-технические, технологические, политические, правовые, моральные, эстетические, религиозные и др. Отдельные нормы регулируются законодательно (например, в отношении уголовных, административ­ных, экономических преступлений и т.д.). Однако большинство норм касается повседневной жизни (уважение старших, этикет и пр.).

Руководствуясь социальными нормами, человек взаимодействует с другими людьми. Обществу необходима нормативная регуляция потребностей. Однако процесс реализации потребностей далеко не всегда соответствует нормам, что в свою очередь нарушает адаптационный механизм социализации.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью так называемых механизмов. Перед раскрытием понятия механизм социализации необходимо кратко охарактеризовать факторы и агенты социализации.

Фактор социализации – это условие в которых она протекает. Факторы социализации в обобщенном виде можно выделить в четыре группы.

· мегафакторы: космос, планета, мир (Интернет можно отнести к мегафактру, поскольку он может влиять на социализацию всех жителей планеты)

· макрофакторы: страна, этнос,общество, государство

· мезофакторы: условия социализации больших групп людей, выделяемых по: местности и виду поселений (горд, село и т. д.), по принадлежности к тем или иным субкультурам

· микрофакторы: семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации и т. д.

Микрофакторы влияют на развитие человека через так называемых агентов социализации, т. е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь.

К психологическим механизмам социализации можно отнести:

импринтинг – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений.

экзистенциальный нажим – влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком (в раннем детстве) и неродными языками на других возрастных этапах (в ситуации изменения языковой среды), а так же неосознаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем.

подражание - произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (значимыми), а так же предлагаемым СМИ

идентификация (отождествление) – эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеческих норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми и референтными группами.

рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы и ценности. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и самого себя.

Социально-педагогические механизмы:

1) традиционный механизм социализации – представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Включает в себя: традиции, обычаи, распространенные в отдельных регионах; асоциальные, антисоциальные элементы (брань). Их усвоение происходит на неосознаваемом уровне с помощью запечатления (т.е. действует импринтинг, экзистанциальный нажим, подражание, идентификация).

2) институциональный механизм социализации – функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, в ходе которого происходит нарастающее накопление знаний и опыта социально одобряемого поведения, а так же опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного и бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

3) стилизованый механизм социализации – действует в рамках определенной субкультуры, но субкультура влияет на социализацию человека настолько и в той мере, насколько и в какой мере являющиеся ее носителями члены группы (сверстники, коллеги и т. д.) референтны (значимы) для него.

4) межличностный механизм социализации - функционирует в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лицами. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник, супруг и т. д.

Социализация человека происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой существенно.


Вопрос 36. История возникновения и развития социальной педагогики в России. (Настя)

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Понятие социализации. Термин <социализация>, несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки.

Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду (Андреева). При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

Содержание процесса социализации. Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

Деятельность. На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса.

1. Ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами.

2. Как следствие - центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей.

3. Освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Если кратко выразить сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, то можно сказать, что перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности.

Общение рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения - умножение контактов человека с другими людьми, возрастная специфика этих контактов. Углубление общения – переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Самосознание личности. Процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. В многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдных, установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. С точки зрения социальной психологии особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс. К сожалению, именно в этой сфере анализа особенно много противоречивых позиций. Это связано с наличием тех многочисленных и разнообразных пониманий личности.

Есть несколько различных подходов к структуре <Я>. Наиболее распространенная схема включает в <Я> три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе) (И.С.Кон).

Процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида <расширяющуюся действительность>, в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход; поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования.

Механизмы социализации

-Традиционный механизм социализации - усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему ему окружению человека.

-Институциональный механизм - реализуется в процессе взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов являются создавались специально для осуществления функции социализации (система бразования), другие являются неспециализированными, т. е. они выполняют эту функцию попутно, параллельно со своими основными функциями (армия).

- Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Субкультура - это совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для определенной группы людей, что обусловливает определенный стиль жизни этой группы.

- Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этом последние должны быть для него значимыми.

- Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог.

Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех этих механизмов. Но роль каждого из этих механизмов, их «удельный» вес в осуществлении процесса социализации различен. Так, решающая роль на первых стадиях социализации принадлежит традиционному механизму, в то время как в подростковом возрасте на первый план выходит институциональный механизм социализации.

Стадии процесса социализации. Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности.Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия о том, происходит ли в зрелом возрасте усвоение социального опыта. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ.

В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая:

а) ранняя социализация (до школы)

б) стадия обучения (школа, возможно вуз)

Трудовая: весь период трудовой деятельности человека. Акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.

Послетрудовая: начиная с ухода на пенсию. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. Крайним выражением этой точки зрения является идея <десоциализации>, наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста (общественные организации), в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Сюда же относится теория Эриксона.

Институты социализации. - т е конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения.

Что касается дошкольных детских учреждений, то их анализ до сих пор не получил прав гражданства в социальной психологии. <Оправданием> этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа. До сих пор детские дошкольные учреждения оказываются объектом исследования лишь возрастной психологии.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз.

Трудовая стадия: важнейшим институтом является трудовой коллектив. В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще недостаточно. Например, идея референтной группы наполняется новым содержанием, если ее рассмотреть в контексте институтов социализации, их силы и слабости, их возможности выполнить роль передачи социально-позитивного опыта.

Послетрудовая стадия: можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

Основные характеристики анализа социального развития личности: личностная зрелость, социальная адаптация, социальная адекватность, изоляция, депривация.

Личностная зрелость - Анализируя уровень развития личности человека важно разделить два понятия: взрослость и личностную зрелость. Взрослый человек – это человек достигший определенного возраста. Зрелость – это такой уровень развития личности, когда человек ориентируется на собственные ценности и принципы, обладающие при этом общечеловеческой широтой и универсальностью.

Понимание зрелой личности достаточно многообразно. Для одних авторов зрелая личность – это уникальное, единичное, редко встречающееся явление. Другие считают, что зрелось достигается многими людьми и широко представлено в социуме. Третьи воспринимают зрелую личность, как идеал, к которому человек должен стремиться и которое достигается лишь путем целенаправленной долгой работой над собой.

Личностная зрелость характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических сил. Личностно – зрелый человек, по мнению большинства исследователей, обладает следующими характеристиками:

Собственная развитая система ценностей;

Развитое чувство ответственности;

Потребность в заботе о других людях;

Активное участие в жизни общества;

Способность к психологической близости с другими людьми;

Высокий уровень жизнедеятельности;

Осознание смысла своей жизни;

Умение осуществлять личностный выбор в различных жизненных ситуациях;

Способность к эффективному использованию своего потенциала;

Стремление к самореализации.

Социальная адаптация – сложный процесс взаимодействия организма и окружающей среды, направленный на достижение гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности.

Социальная адаптация выступает как средство:

Достижение равновесия в динамичной системе «среда – личность»;

Повышение социальной активности личности;

Регулирование общения и взаимоотношений;

Формирование эмоционально – комфортных позиций личности;

Повышение сплоченности и стабильности социальной среды.

Существуют несколько классификаций адаптации .

По степени активности субъекта :

Прогрессивная: приводит к достижению целей и выполнению функций полной адаптации, в ходе реализации которой достигается единство интересов и целей личности, с одной стороны, и групп общества в целом – с другой.;

Регрессивная (проявляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества).

По форме проявления:

Внутренняя, проявляющаяся не только в изменении форм поведения и деятельность личности в соответствие с требованиями среды, но и в форме перестройки функциональных структур и систем. Это полная, генерализированная адаптация личности.

Внешняя - это поведенческая, приспособительная социальная адаптация, когда личность внутренне, содержательно не перестраивается. Это инструментальный вид адаптации.

По механизму осуществления: добровольная и принудительная. Принудительная влечет за собой деформацию интеллектуальных моральных качеств личности, развитию у нее ментальных и эмоциональных нарушений. Человек может адаптироваться к нежелательным, отрицательным для себя социальным явлениям, например к рабству, фашизму, диктатуре.

По мнению М.Р.Битяновой, результаты процесса социальной адаптации могут быть различны:

Собственно приспособление человека к окружающей среде жизнедеятельности, которое позволяет ему функционировать как участнику различных социальных ситуаций.

Активное утверждение человека в социальной среде, позволяющее ему не только активно функционировать, но и личностно развиваться в общении и деятельности.

Конфликтное взаимодействие человека и среды, приводящее к дезадаптации: нарушениями функционирования, высокой психической напряженности и т.д.

Социальная адекватность – это такое взаимодействие человека с окружающей средой, при котором имеет место реалистическая форма отражения окружающей действительности, усвоение, осмысление и личностная переработка системы социальных ценностей и норм.

Изоляция - обособление, уединение индивидов или социальных групп.
М.Ю.Кондратьев выделяет следующие формы изоляции по инициатору изоляции:

1) вынужденную изоляцию, в силу сложившихся обстоятельств, независимо от собственного желания или воли общества (например, заблудившаяся в тайге экспедиция);

2) принудительную изоляцию, когда общество сознательно обособляет людей, изолируя в рамках закрытых групп, примерами таких сообществ могут быть:

а) осужденные, подследственные, больные, подвергнутые принудительному лечению от наркомании, токсикомании, алкоголизма;

б) закрытие группы, членство в которых, во всяком случае официально, не предполагает ущемление в правах и не подразумевает низкий социальный статус человека - солдаты срочной службы, воспитанники домов ребенка, детских домов, школ-интернатов;

3) добровольную изоляцию, когда люди по собственному желанию сами объединяются в рамках закрытых групп (например, монахи, отшельники, сектанты);

4) добровольно-вынужденную, когда достижение какой-либо значимой для людей цели связано с тягостной необходимостью резко ограничить свои контакты с привычным окружением. Это могут быть профессиональные закрытые группы (команды подводных лодок), а также учебные учреждения интернатного типа элитарного характера (нахимовские и суворовские училища).

Человек долго находящийся в условиях изоляции может быть подвержен депривации.

Изоляция может привести к нарушениям нормальной психической жизни.

Депривация - термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, означающий психическое состояние человека, возникающее в результате длительного лишения или ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей, в достаточной мере и в течение длительного времени; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном развитии, нарушении социальных контактов.

Жизненная ситуация, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей определяется как депривационная ситуация.

В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют различные виды депривации .

Депривация сенсорная – пониженное количество сенсорных стимулов (зрительных, слуховых и т.д.) или их ограниченная изменчивость и модальностьНедостаток притока раздражителей приводит к своеобразному переживанию, получившему название сенсорного голода. Для ребенка он особенно губителен.

Депривация когнитивная – слишком изменчивая структура внешнего мира без четкого упорядочения смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать происходящее извне. Чаще всего данный вид депривации можно наблюдать в эксперименте.

Двигательная депривация - резкое ограничение движений. С этим видом депривации мы сталкиваемся когда имеем дело с травмами, не позволяющими осуществлять движения.

Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей.

Депривация эмоциональная – недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к кому-либо или разрыв подобной эмоциональной связи, если такова уже была создана (прежде всего с родителями)

Депривация социальная ограниченная возможность для усвоения социальной роли, осуществления общественной самореализации.

С социальной депривацией часто сталкиваются пожилые люди после выхода на пенсию, когда уходят ощущения своей нужности обществу. Подобная форма депривации встречается у молодых мам, ухаживающих за своими детьми, у водителей-дальнобойщиков

Чем богаче внутренний, духовный мир человека и чем сильнее он в своих жизненных помыслах, задачах, представлениях связан с миром, с культурой, тем более стойким и толерантным оказывается человек к возникновению депривационного синдрома (отшельники)

Депривационный опыт - это такой опыт, при котором человек уже ранее подвергался депривационной ситуации, и в каждую подобную ситуацию будет вступать с несколько видоизмененной, более чувствительной, или, напротив, более «закаленной», устойчивой психической структурой.

Анализ показывает, что чем старше ребенок, тем более в мягких формах проявляется социальная депривация, и тем более быстрее и успешнее происходит компенсация в случаях педагогической или психологической коррекции. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур.

Люди, перенесшие в детстве опыт социальной депривации, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, все время ждут подвоха со стороны других.