«Изобразительное искусство и художественный труд. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд КИМы по изобразительному искусству

Б.М. Неменский, И.Б. ПолЯкова, Т.Б. Сапожникова

Особенности обучения школьников по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство

и художественный труд»

Лекции 5–8

Педагогический университет «Первое сентября»

Борис Михайлович Неменский, Ирина Борисовна Полякова, Татьяна Борисовна Сапожникова

Материалы курса «Особенности обучения школьников по программе Б.М.Неменского

“Изобразительное искусство и художественный труд”»: лекции 5–8. – М.:

Педагогический университет «Первое сентября», 2007. - 136 с.

Учебно-методическое пособие

Корректор Г.М. Левина

Компьютерная верстка: Д.В. Кардановская

Подписано в печать 25.09.2007

Формат 60 Ч90/16. Гарнитура «Peterburg». Печать офсетная. Печ. л. 8,5

Тираж 150 экз. Заказ ¹ Педагогический университет «Первое сентября»,

© Б.М. Неменский, 2007 © И.Б. Полякова, 2007 © Т.Б. Сапожникова, 2007

© Педагогический университет «Первое сентября», 2007

Учебный план

Лекция 1. Особенности программы Б.М. Неменского «Изобразитель-

1 ное искусство и художественный труд» . Цели, задачи, принципы, структура и содержание программы. Связь общедидактических принципов и методов с принципами и методами художественной педагогики. Формы обучения искусству. Практикум: уроки

Лекция 2. Структурные принципы построения содержания про-

граммы . Принцип создания атмосферы увлеченности искусством. Прин-

1 цип выделения трех видов художественной деятельности (изобразительной, декоративной, конструктивной). Сравнение поэлементного и блоково-тематического принципов построения программ. Практикум: дидактические игры

Лекция 3. Методические принципы построения содержания программы. Принципы: установления и реализации связей искусства с жизнью

1 человека, целостности и неспешности эмоционального освоения, опоры на апогей явлений в искусстве, единства восприятия и созидания. Значение принципов в практических вопросах планирования уроков изобразительного искусства. Практикум: уроки.

Контрольная работа ¹ 1

Лекция4. Особенностиобученияязыкуискусства.Системаизобрази-

1 тельно-выразительных средств (линия, пятно, форма и т.д.). Единство художественного образа и языка искусства. Приемы обучения: учебно-ознакомительные упражнения, тренировка умений, рассказ, беседа, игра. Практикум: уроки

Лекция 5. Современный урок в художественной системе

2 Б.М. Неменского . Типы уроков: проблемный урок, урок-вос-

хождение, урок-образ, урок-вернисаж, урок-путешествие, урокэкскурсия, урок-праздник искусств. Алгоритм системного анализа урока. Практикум: уроки

Лекция 6. Взаимосвязь учебной программы с системой дополнительного образования. Дополнительноеобразование

2 как часть системы непрерывного художественного образования. Цели, задачи и формы приобщения детей к искусству. Способы активизации творческих знаний учащихся. Практикум: коллективные работы.

Контрольная работа ¹ 2 Лекция7. Педагогическое мастерство и специфика деятель-

2 ности учителя искусства . Профессиональные требования к учи-

телю искусства. Основные составляющие педагогической техники. Стили деятельности учителя. Практикум: уроки

Лекция 8. Воспитание личности ребенка в художественной системе Б.М. Неменского. Формирование средствами искус-

2 ства эстетической позиции в любой сфере жизни (быту, труде, спорте). Принцип «От родного порога в мир общечеловеческой культуры». Цели, задачи, подходы к воспитанию толерантности на уроках изобразительного искусства. Практикум: уроки.

Итоговая работа

Современный урок в художественной системе

Б.М. Неменского

Теоретическая часть

Современный урок искуссва. Триединая цель урока. Методы подачи материала

Урок изобразительного искусства является частью общего процесса обучения, и он в полной мере отвечает общедидактическим закономерностям, принципам и методам, но имеет и свои характерные особенности. Особенность урока искусства заключается в том, что его содержанием является эстетическая действительность, выраженная языком искусства.

В системе художественной педагогики Б.М. Неменского основным на уроке является момент общения ученика с искусством как живым явлением, как органичной частью окружающей жизни. Учитель должен донести до учащихся представление о том, что искусство - это особый, уникальный язык общения поколений, эпох, народов.

Результатами обучения является приобретение опыта творческой деятельности (в решении творческих задач) и опыта эмоциональноценностных отношений (т.е. опыта чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных, духовных отношений, выраженных в художественных образах). Общая функция современного урока - целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.

Цель современного урока имеет триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательного , связанного с расширением объема знаний, развивающего - с усложнением усваиваемого содержания, воспитательного - с формированием отношений. Цель достигается посредствомрешенияцелогорядаучебно-воспитательныхзадач,накоторыеона распадается. Эти задачи ставятся и решаются в каждом моменте урока согласно конкретной педагогической обстановке. Урок можно рассматривать как систему учебно-воспитательных задач, которые отражают логику достижения триединой цели урока, а также логику и закономерности последовательного, поэтапного изучения учебного материала.

Изобразительное искусство, как и любой другой предмет, должно включать в свое содержание все три компонента образования, но в обратной последовательности по значимости.

Воспитательный аспект триединой цели урока. Ни один школьный предмет не может заменить великую силу искусства в формировании духовных, нравственных качеств личности, в самопознании, самооценке, самовоспитании и саморазвитии. На уроке искусства нас интересует прежде всего деятельность ученика как субъекта, личности, воспринимающей искусство, информацию, рефлексирующей и участвующей в активном осмыслении, творческом претворении полученного. Вне искусства не прорастает ни интеллект поколений, ни ассоциативное мышление, ни благотворная самоирония, ни отважная интуиция, ни внутренняя свобода, вне которой нет творчества. Только в художественной среде появляются и формируются люди, способные широко и свободно мыслить, способные создавать культурные ценности, остающиеся в веках. Воспитание не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, поэтому внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть активным и постоянным.

Развивающий аспект триединой цели урока связан со структурой личности ребенка, тех ее сфер, которые нужно развивать. Развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его воспитания и обучения и осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. В примерный перечень учебно-воспитательных задач, которые возможно осуществлять на уроках изобразительного искусства в аспекте развития личности ребенка, можно включить: развитие речи, мышления, сферы чувств, двигательной сферы и др.

С целью развития речи ребенка осуществляются: обогащение и усложнение словарного запаса; усложнение смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение выразительными средствами языка.

С целью развития мышления формируются умения: анализировать; выделять главное; сравнивать, строить аналогии; обобщать и систематизировать; доказывать и опровергать; определять и объяснять понятия; ставить и разрешать проблемы. Занятия способствуют развитию воображение и фантазии.

С целью развития сенсорной сферы усовершенствуются: глазомер, умение ориентироваться в пространстве и во времени; точность и тонкость различения цвета, света и тени, формы, звуков, интонаций.

С целью развития двигательной сферы - овладение моторикой мелких мышц; умение управлять своими двигательными действиями.

Познавательный аспект урока изобразительного искусства складывается из следующих требований: учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать умения и навыки, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.

По характеру подачи материала на уроках выделяются два типа методов: а) традиционные - объяснительно-иллюстративные и б) репродуктивные . К репродуктивным относятся следующие методы:

Метод проблемного изложения. Он является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

Частично-поисковый (эвристический) метод, сущность которого выражается в следующих его характерных признаках:

1) учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

2) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д.,

в результате чего у них формируются осознанные прочные знания. Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся

не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель - учащиеся - учитель - учащиеся и т. д. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа.

Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:

1) Учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени. Деятельность учителя сводится

к оперативному управлению процессом решения проблемных задач.

2) Учащиеся самостоятельно добывают знания в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся.

3) Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Современный урок в художественной системе Б.М. Неменского

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки - значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

Структура, этапы и типы уроков

Цели и задачи урока, используемые методы определяют его структуру. Структура урока зависит также и от типа обучения: традиционное, развивающее, проблемное, программированное и т.д. Структура урока - это его состав, определенная последовательность этапов и взаимосвязь между ними. Вспомним знакомые всем этапы - организационный, проверка домашнего задания, подготовка к усвоению нового материала, объяснение нового материала, закрепление новых знаний, итог урока.

Различные типы уроков предполагают различную последовательность этапов.

Современный урок искусства - это во многом творчество не только педагога, но и ученика. Тенденции развития урока изобразительного искусства в школе, построенного на основе технологий развивающего обучения, активизирующих творческую инициативу, художественное восприятие и свободу самовыражения личности, в значительной мере расширили понимание форм классно-урочного обучения.

В практику вошли разнообразные типы уроков: урок-игра, проблемный урок, урок-восхождение, урок-образ, урок-вернисаж, урок-праздник искусств, урок-путешествие, урок-экскурсия, урокдиспут, урок-экскурсия, урок-конференция и др.

Определение учителем типа урока или сочетания нескольких типов  - вопрос педагогической техники.

Проблемный урок

В педагогической практике проблемно-поисковая ситуация чаще всего понимается как изложение (обычно самим педагогом) для обсуждения двух или нескольких разных, в том числе и противоположных, точек зрения, среди которых в результате следует выбрать наиболее «верную» (как правило, с точки зрения педагога).

На самом деле, уже из самого определения понятия «проблема» (греч . - задача, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; задача, подлежащая исследованию) следует, что не всегда проблема - то, что должно быть решено. Иногда проблема обозначает то, что необходимо подвергнуть обсуждению (эмоциональ- но-эстетической оценке) - именно в этом состоит ее основной смысл (к примеру, так называемые «вечные» проблемы).

Важно понять, что источником, внутренним двигательным механизмом проблемы является противоречие (как основа действия), то есть конфликт, возникающий, как правило, именно на сущностном уровне проникновения в проблему. Специфика проблемного мышления сходна со спецификой художественно-творческого мышления, поэтому, моделируя возникновение, формирование и разрешение ка- кой-либо учебной проблемы на уроке, учитель моделирует образ мышления, характерный для художественного творчества и восприятия. В одном случае проблема наиболее ощутимо определяется в области содержания, а в других случаях - формы. Важно иметь в виду, что проблема, сформулированная в связи с содержанием, должна при разрешении иметь выход в область формы (выразительных средств), и наоборот. Например, в начальной школе можно предложить следующие проблемы: «Если б все на свете было одинакового цвета?» (Стихотворение Е. Руженцевой «Сказка про краски»), «Что делать, если художник пришел писать поляну цветов, а у него оказалось всего три краски?», «Рассердилось и ушло за горизонт солнце. Каким мы увидим весь мир?», «Если бы не было на свете художников? А если бы не было мастеров?» «Как передать пушистую шерстку котенка, нежные перышки цыпленка, твердые иглы ежа? Как изобразить “пушистое”, “нежное”, “веселое” и др.?», «А если школу построить как сказочный замок?». В средней школе проще всего начинать с «интеллектуальных» конфликтов, переводя их в сферу формального языка искусства.

Проблемный урок включает в себя:

1. организацию учащихся, их психологическую подготовку;

2. создание проблемной ситуации;

3. формулировку проблемы;

4. выдвижение гипотезы;

5. поиск решения проблемы;

6. обсуждение результатов;

Анализ программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Б.М. Неменского (1-9 класс)

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

План: 1 Концепция Программа и ее особенности 2 задачи 3 основа программыпринципа 4 основные виды деятти 5 учебнометодич. Программа знакомит учащихся с тремя основными видами художественной деятельности: конструктивной изобразительной декоративной деятельностью. 4 Основные виды деятельности изображение на плоскости и в объеме с натуры по памяти и по представлению; декоративная и конструктивная работа; лепка; аппликация; объемнопространственное моделирование; проектноконструктивная деятельность; художественное...

Экзаменационный билет № 3
1. Анализ программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Б.М. Неменского (1-9 класс) .
План: 1) Концепция, Программа и ее особенности 2) задачи 3) основа программы-принципа 4) основные виды деят-ти 5) учебно-методич. обеспечение.

1) Разработана в 1970-1975 годах группой ученых: Научный руководитель - Неменский Б.М.
Концепция: «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной».

2) Цель программы: формирование художественной культуры как части культуры духовной. .

Задачи: Одной из главных задач программы является развитие у учащихся способности сопереживать, понимать, осознавать свои переживания в контексте истории культуры (другие: худож. развитие, формиров. Худож.мышления,усвоение эмоц.-чувст.опыта)

3) Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя разные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народные декоративные искусства, современные виды зрелищных и экранных искусств.

Программа знакомит учащихся с тремя основными видами художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной деятельностью.

Основные принципы программы: 1. Принцип "искусство как духовная культура", отношения в единстве мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку и обществу). 2. Принцип диалог культур (национальных и исторических форм). 3. Принцип обязательного приобщения к трем группам искусства: изобразительной, декоративной и конструктивной, т.е. ко всему богатству пластических искусств, реально, ежедневно окружающих ребенка в жизни. 4.Принцип связи с жизньюисистема заданий на осознание окружающей действительности сдиалог урока с жизнью). 5.Блоко-тематический принцип построения программы, когда: а) блок тем каждого учебного года является поэтапным раскрытием темы данной стадии обучения (начальная, средняя и старшая школа); б) тематические блоки четвертей являются поэтапным раскрытием темы года; в) темы каждого урока "по кирпичику" строят познание темы четверти, и "кирпичики" опять же не повторяются, а развивают шаг за шагом единую мысль четверти. 6. Принцип единства формы и содержания для программы также основополагающий. Ни одно задание не должно даваться без эмоционального содержания.

4) Основные виды деятельности изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению); декоративная и конструктивная работа; лепка; аппликация; объемно-пространственное моделирование; проектно-конструктивная деятельность; художественное фотографирование и видеосъемка; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; прослушивание музыкальных и литературных произведений

5) Учебно-методические комплекты по программе, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей. Все издания под редакцией Б.М.Неменского.

Вывод: целостная концепция преподавания в отличие от разрозненного учебно-тематического плана обеспечивает системность освоения содержания по предмету.

2. Активизация учебно-позновательной деятельности учащихся. Пути и средства активизации

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией . Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Активизация учебно-познав деят-ти уч-ся - совокупность приним-ых преподавателем мер, кот направлены на формир-е и использ-е в уч процессе методов и средств обучения. Цель – повыш-ие устойчивого интереса к знаниям, творч активности и самостоят-ти уч-ся, реализация приобретен умений и навык в изменен и нов ситуац-х. Методы Акт обуч–те методы,кот максим-но повышают уровень познават активности шк-ов, побуждают их к старат учению.

Словесные методы .1. Метод дискуссии, применяется по вопр-ам, требующим размышлений; учащ-ся должны свободно рассуждать.2. Метод самост работы с уч-ся. 3. Метод самост работы с дидактич матер-ми.4) Метод проблем излож-я. Создание на уроке проблем ситуации. Уч-ся не обладают знаниями или способами деят-ти для объяснения фактов и явлений, выдвиг свои гипотезы, решения данной пробл ситуации. Формир-ие у уч-ся приемов умствен деят-ти, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственх связей. Нагляд методы. 1. Частично-поиск. Организ-ся работа уч-ся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Сообщается лишь цель. А уч-ся путем наблюд-я и обсуждения решают пробл вопрос. Практич методы.1. Частично-поиск лаборат метод. Учащиеся решают пробл вопрос и добывают часть новых знаний путем самост выполнения и обсуждения ученич эксперимента. До лабор работы уч-мся известна лишь цель, но не ожид результаты.

В пед. практике используются различные пути активизации познавательной деятельности , основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор их сочетаний.

Факторы, побужд-щие уч-ся к активности : -творч характер учебно-познав деят-ти-мощный стимул к познанию. Исследовательский хар-р пробуждает у уч-ся творч интерес-> побуждает их к актив самост и коллект поиску нов знаний. -состязательность - побудитель к актив деят-ти уч-ся. (соревнование за лучш оценки, стремление показать себя с лучшей стороны перед однокл). Проявляется на занятиях, проводимых в игр форме. -игровой характер включает в себя и фактор профессион интереса, и фактор состяз.Представляет собой эффектив мотивац процесс мыслительной активности уч-ся. Любая игра побуждает её участника к действию.

Основные способы активиз познав деят-ти :-опираться на интересы уч-ся и одновременно формир мотивы учения, среди кот на 1 месте выступают познават интересы, профессион склонности;-включать уч-ов в реш-е проблем ситуаций, а проблем обучение, в процессе поиска и решения науч и практич проблем;-использовать дидактич игры и дискуссии;-использовать методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;-стимулир-ть коллектив формы работы, взаимодействие учеников в учении.
3. Выполнить изображение собаки мелом на доске с соответствующим словесным объяснением.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67164. Методологическая ситуация антропологии на рубеже 20 и 21 веков 30 KB
Сегодня в современной антропологии познавательная ситуация характеризуется проблемной ориентированностью она проявляется в том что в научных исследованиях не ставятся задача создания целостной теории общества и его культуры. Данное понятие включает в себя процесс адаптации и взаимоотношения культуры...
67165. МАТЕМАТИЧНІ МОДЕЛІ СИМЕТРИЧНИХ КРИПТОПЕРЕТВОРЕНЬ 249.4 KB
Найбільш загальною історично наукою про таємницю є криптологія. Криптологія як наука вивчає закономірності забезпечення конфіденційності, доступності, цілісності і т.д. критичної інформації в умовах інтенсивної протидії (крипто аналізу).
67166. 133.5 KB
Держава – основний інструмент політичної системи суспільства, який організує, направляє та контролює спільну діяльність і відношення людей, суспільний груп, класів, асоціацій. Саме поняття держава звичайно вживається в двох значеннях.
67167. Происхождение и химическая природа нейромедиаторов 115.5 KB
Поэтому у любого медиатора очень короткий путь до цели а его действие оказывается быстрым и точным. Но иногда действие медиатора не ограничено только соседней клеткой и в таких случаях он действует как модулятор с достаточно широким спектром деятельности. Существует специфический механизм удаления медиатора с места его действия.
67168. Омонимия. Понятие омонимии 87.5 KB
Лексические омонимы собственно омонимы это разные по значению слова которые совпадают по звучанию и написанию во всех почти во всех формах и относятся к одной и той же части речи. По степени полноты лексические омонимы делят на полные абсолютные неполные частичные.
67169. Оформлення списків та посилань 631 KB
Багато елементів на Web-сторінці є в деякій мірі “великодушними” з точки зору дизайну – якщо вони не “цілком правильні”, то це не має великого значення. У випадку списків і посилань зовсім інша історія – якщо записати їх неправильно...
67170. Ударение и тоны. Интонация 66.01 KB
В речевом потоке все фонетические единицы – звуки, слоги, слова, такты, фразы – представлены линейными отрезками (сегментами), которые последовательно располагаются друг за другом. Они называются сегментными единицами.
67171. Части речи. Понятие о частях речи 121.5 KB
Термин части речи возник в древнегреческой грамматике в которой предложение не отделялось от речи. Проблема осложняется и тем что термин части речи употребляется неоднозначно: в частности в круг ЧР включаются либо только знаменательные слова...

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИССКУСТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД

Пояснительная записка

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Общая характеристика учебного предмета

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах - искусстве книги, театре, кино и т. д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про­странственных искусств:


- изобразительная художественная деятельность;

- декоративная художественная деятельность;

- конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель , карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация , коллаж , монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.


Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности , т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии , т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра­зительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 - 4 класса начальной школы. На изучение предмета отводится: в 1-2 классах по 2 часа в неделю, в 3-4 классах по 1 часу в неделю (предмет «Изобразительное искусство»). Предмет изучается: в 1 классе - 66 часов в год, во 2 - 68 часов в год, в 3-4 классах - по 34 ч в год (при 1 ч в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма . Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека , роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека , способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживани я.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

§ чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

§ уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

§ понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

§ сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

§ сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

§ овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

§ умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

§ умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

§ овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

§ овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

§ использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

§ умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

§ умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

§ осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

§ знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

§ знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

§ понимание образной природы искусства;

§ эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

§ применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

§ способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

§ умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

§ усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

§ умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

§ способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

§ способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

§ умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

§ освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

§ овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

§ умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

§ умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

§ изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

§ умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

§ способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;

§ умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

§ выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

§ умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения . Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы).

ИСКУССТВО И ТЫ

Чем и как работают художники. Три основные краски – красная, синяя, желтая. Пять красок - все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия. Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

О чём говорит искусство. Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении: мужской образ. Выражение характера человека в изображении: женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в различных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшение. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство. Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности. Обобщающий урок года.

ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС

Искусство в твоем доме. Твои игрушки придумал художник. Посуда у тебя дома. Мамин платок. Обои и шторы в твоем доме. Твои книжки. Поздравительная открытка. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).

Искусство на улицах твоего города. Памятники архитектуры - наследие веков. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Фонари на улицах и в парках. Витрины магазинов. Транспорт в городе. Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).

Художник и зрелище. Художник в цирке. Художник в театре. Маски. Театр кукол. Афиша и плакат. Праздник в городе. Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).

Художник и музей . Музеи в жизни города. Изобразительное искусство. Картина-пейзаж. Картина-портрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы).

КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)

Истоки родного искусства. Пейзаж родной земли. Гармония жилья с природой. Деревня - деревянный мир. Образ красоты человека. Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей Земли. Древнерусский город-крепость. Древние соборы. Древний город и его жители. Древнерусские воины-защитники. Города Русской земли. Узорочье теремов. Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ - художник. Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Искусство народов гор и степей. Образ художественной культуры Средней Азии. Образ художественной культуры Древней Греции. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы. Все народы воспевают материнство. Все народы воспевают мудрость старости. Сопереживание - великая тема искусства. Герои, борцы и защитники. Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы).

Распределение основного содержания и количества часов по классам и темам представлено в тематическом планировании.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерные программы по изобразительному искусству для 5–7 классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2009 год издания).

Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:

Учебники:

– Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 -7 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008

Л.А. Неменская Искусство в жизни человека.М. Просвещение, 2008.

Технология обучения

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

^ Ц е л и художественного образования:

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Проверка знаний учащихся

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущие, итоговые)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов


  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы


  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности


  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
(базовый уровень)

учащиеся должны знать:

истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).

^ Учащиеся должны уметь:

различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);

различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).

^ Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
(базовый уровень)

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;

о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;

основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

особенности творчества и значение в отечественной культуре веливих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

^ Учащиеся должны:

уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

Иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.

^ Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
(базовый уровень)

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах: бытовом, историческом, о мифологической и библейской темах в искусстве;

о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, овыразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

о поэтической красоте повседневности, раскрываемой творчеством художников, о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

О роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

о роли художественной иллюстрации;

о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; ороли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий;

об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о роли существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

В процессе практической работы учащиеся должны:

иметь первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

развивать навыки наблюдательности, способности образно видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

иметь творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественнопознавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;

иметь навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Список методической литературы

1 Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008 – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).

2. Шаг за шагом. Искусство. – М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.

3.Правила рисования Билл Мартин. Минск 2010

4.Самоучитель по рисованию гуашью. Ольга Шматова. Москва 2011

5 Изобразительное искусство Н.М. Сокольникова Москва 2009

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

Цифровые образовательные ресурсы:

Компьютерные презентации;

«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;

«Рождение картины. В мастерской художника». Русский музей – детям. 2003-2005г. Студия «Квадрат Фильм»;

«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;

«Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»;

«Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;

«Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей;

Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;

Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006;

«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.

^ Интернет – ресурсы:

Музейные головоломки

Цель: Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями.

Содержание и средства. Представляет целостную систему введения в художественную культуру, включающую изучение всех основных видов пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн), декоративно-прикладных (традиционное народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство и синтетических (кино, театр и т.д.). На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания.

Особенности: Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт. Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя.

«Изобразительное искусство», Т.Я. Шпикалова и др.

Цель: Развитие личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественного и мирового искусства.

Представляет собой комплексный подход в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Структурированы в блоки, разделы и тематическое планирование содержания курсов, призванные обеспечить освоение учащимися 5-9 кл. основ художественного изображения (художественный образ и изобразительное творчество учащихся), а также основ народного и декоративно-прикладного искусства и художественной проектной деятельности.

Особенности. Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Учителю для реализации данной программы желательно иметь специализацию декоративно-прикладного направления.


6. Структура и содержание программ предметов художественного цикла для учреждений дополнительного художественного образования.

Характеристика программ «Клавишный синтезатор» (И.М. Красильников), «Ансамбль клавишных синтезаторов» (И.М. Красильников), «Студия компьютерной музыки» (И.М. Красильников), «Художественный шрифт» (Т.А. Копцева), «Студия изобразительного творчества» (Н.В. Гросул).

Характеристика программы «Клавишный синтезатор» (И.М. Красильников). Все программы И.М. Красильникова рассчитаны на 5 лет обучения – для детей 7-12 лет или 12-17 лет. Их освоение возможно без предварительной музыкальной подготовки.


Клавишный синтезатор – чрезвычайно ценное средство музыкального обучения. Широкий фронт музыкально-творческой деятельности позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления ребенка и развитию его музыкальных способностей. Простота и доступность позволяют значительно расширить круг вовлеченных в нее детей и подростков. Важно преодолеть односторонние представления о синтезаторе как об инструменте, связанном исключительно с молодежной развлекательной музыкой, сделать этот инструмент средством формирования хорошего музыкального вкуса.

Цель: приобщение детей к музицированию на клавишных синтезаторах в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности (электронная аранжировка и исполнительство, игра по слуху и в ансамбле, звукорежиссура, создание оригинальных электронных тембров, импровизация и композиция). Программа предполагает обучение музицированию в рамках не только специализированного учебного курса (музыкальный инструмент), но и дополнительного (предмет по выбору).

Предполагаемый результат обучения: формирование способности выпускника сделать электронную аранжировку и исполнить (или записать с помощью секвенсера) на синтезаторе музыкальное произведение, относящееся к классике, народной или современной музыке, а также развитие способности к игре по слуху и в ансамбле, формирование навыков импровизации и композиции, ознакомление с элементами звукорежиссерской деятельности.

«Ансамбль клавишных синтезаторов» (И.М. Красильников).

Ансамблевое музицирование развивает у детей способность к заинтересованному, продуктивному общению, чувство взаимной поддержки, коллективизма. Программа предполагает ансамблевое исполнительство, занятия импровизацией, аранжировкой, звукорежиссурой и другими формами музыкального творчества.

Задачи:

· Изучение художественных возможностей клавишных синтезаторов;

· Получение базовых знаний по музыкальной теории;

· Освоение исполнительской техники и навыков игры в ансамбле;

· Совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности.

Минимально необходимое оборудование: 2 и более клавишных синтезаторов. Для концертных выступлений усилитель и акустические колонки. В целях балансировки звучания ансамбля клавишных синтезаторов следует добавить микшерный пульт. Звуковой процессор, который позволяет облагородить электронное звучание и значительно расширить его выразительные возможности. Для записи и воспроизведения – магнитофон.

«Студия компьютерной музыки» (И.М. Красильников),

Цель: приобщение детей к музицированию на основе инструментов студии компьютерной в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности; (электронной аранжировки и исполнительства, игры по слуху и в ансамбле, звукорежиссуры, создания оригинальных электронных тембров, импровизации и композиции) и формирование музыкальных способностей и интересов, музыкального вкуса. Занятия в студии компьютерной музыки предполагают получение более сложных творческих навыков, ориентированных не только на любительскую музыкальную деятельность, но и на профессиональную.

Процесс изучения художественных возможностей цифрового инструментария идет от простого к сложному. Ознакомления с одним из «Музыкальных конструкторов». В этих редакторах музыка, подобно фигурке из детского конструктора, складывается из готовых фрагментов, что не требует ее создателя никакой музыкальной подготовки и доступно самым маленьким ученикам. Затем осваиваются редакторы – автоаранжировщики. Далее МИДИ-сеетвенсеры, предполагающие использование в музыкально-созидательном процессе готовых наборов тембров, и, наконец, более сложные в обращении программы – редакторы аудиофайлов виртуальные синтезаторы, дающие пользователю возможность более тонкой работы со звуком.

Результат обучения – способность выпускника сделать электронную аранжировку музыкального произведения, относящегося к классике, народной или современной музыке, способность к игре по слуху и; в ансамбле, навыки импровизации и композиции, знакомство с элементами звукорежиссерской деятельности.

«Художественный шрифт» (Т.А. Копцева).

Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и опыт в оформлении школьных праздников, стенгазет, классных уголков, диаграмм, стендов принять участие в оформлении студии изобразительного искусства.

· «Буквица» – 1-ый год обучения (возраст детей 6-10 лет). Дети 6-10 лет после рассматривания изображений буквиц, созданных художниками в разные исторические эпохи, сочиняют свой оригинальный образ буквы.

· «Художественный шрифт в истории изобразительного искусства» – 2-ой год обучения (возраст детей 11-13 лет). Содержание программы: расширяет представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве, знакомит с выразительными стилистическими особенностями разных шрифтов, с именами выдающихся художников.

· «Искусство шрифта» – 3-ий год обучения (возраст детей 14-15 лет) Программа предлагает искусство дизайна, оформительская деятельность.Задача:развитие у подростков интереса к высоким духовным образцам, которые они смогут воспринять через общение с искусством книги и, шире, с мировым изобразительным искусством, представленным в графике, искусстве плаката, дизайне.

«Студия изобразительного творчества» (Н.В. Гросул).

Цель работы студии – это в первую очередь возможность интенсивного духовного роста, расширение художественного опыта ребенка, выявление и развитие у него творческих способностей и задатков в области живописи, графики, скульптуры. Задания в каждой из программ адаптированы к возрасту детей и построены с учетом их интересов, возможностей и предпочтений.

· «Образы и символы времени» (1-ый год обучения) дети выполняют различные задания – осуществляют своими силами постановку кукольного спектакля, работают над графической серией «Фантастический город», «Образ эпохи Античности», «Культура эпохи Средневековья», «Образы культуры народов Востока» и т.д.

· «Художественный образ и законы творчества» (2-ой год обучения) задания имеют индивидуальный характер, что обусловлено возрастными особенностями подростка 13-15 лет. В этом возрасте ребята с интересом работают в графических техниках, как в уникальных (тушь, палочка, перо, уголь), так и в тиражных (гравюра, граттаж, монотипия).

· «Изобразительное творчество в синтезе с другими искусствами» (3-ий год обучения) дети 16-17 лет создают индивидуальные работы в области живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства. Эскизы костюмов к спектаклю, моделирование атрибутов костюма, элементов оформления, разработка эскизов пригласительных билетов и тиражирование их в технике гравюры, создание афиши спектакля, роспись декораций.


7. Характеристика основных элементов содержания художественного образования.

Опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к искусству как основа художественного образования. Роль эстетического переживания при восприятии художественного произведения. Художественные знания как знания какого-либо вида искусства и как знания о каком-либо виде искусства. Художественно-теоретические и художественно исторические знания. Художественные умения и навыки. Организация художественно-творческой учебной деятельности школьников.

Опыт эмоционального отношения учащихся к искусству является основой художественного образования, так как без него невозможно дальнейшее обучение предметам художественного цикла. Эмоциональная составляющая присутствует в любом виде искусства и без нее невозможно полноценное восприятие любого произведения искусства.

Эстетические переживания складываются в нашем сознании как мозаика. Это сложное сочетание и переплетение различных, как правило, противоположно направленных, более элементарных эмоциональных реакций, образов, идей, которые закономерно выстраиваются в нашем сознании. Поэтому их нельзя охарактеризовать какой-либо одной простой эмоцией. Смех и слезы, любовь и ненависть, симпатия и отвращение, счастье и горе, печаль и радость – все эти эмоции в каждом отдельном эстетическом переживании у человека сочетаются своеобразно, дополняя, уравновешивая, умеряя и облагораживая друг друга.

Подобное многообразие и сложное переплетение эмоциональных реакций мы переживаем и при восприятии трагедий. Страх и сострадание, тяжёлое горе при осознании гибели близких нам людей и крушения идеалов вместе с наслаждением – вот далеко не полная картина эмоциональных реакций, входящих в состав трагического эстетического чувства. Это сложное взаимодействие переживаемых одновременно и сменяющих друг друга, взаимно усиливающих и тормозящих эмоций обусловливает ни с чем несравнимую прелесть эстетических чувств.

Художественные знания как знания какого-либо вида искусства представляют собой совокупность всех знаний о классификации, техниках данного вида искусства. Знания о каком-либо виде искусства подразумевают уровень фактических знаний человека о предмете.

Художественно-теоретические знания – знания о структуре, языке, техниках данного вида искусства.

Художественно-исторические знания – знания об истории развития вида искусства, ключевых исторических фигурах.

Умение – способность выполнять действия, приобретенная в результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык.

Навык – действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма.

Организация художественно-творческой деятельности школьников представляет собой порядок взаимодействия учителя и школьников в соответствии с целями непрерывного образования:

· учебный процесс строится на основе гуманизации;

· создается художественно обогащенная педагогическая среда, предполагающая сотворчество и творческую атмосферу;

· освоение содержания образования предметов художественно-эстетического цикла происходит с опорой на художественно-творческую деятельность детей;

· художественно-творческая деятельность организована как взаимодействие детей и педагогов в учебном процессе и во внеурочное время;

· процесс обучения детей художественно-творческой деятельности строится на основе их субъектного опыта.


8. Типы и виды уроков дисциплин художественного цикла.

Типы уроков дисциплин художественного цикла. В водно-информационные уроки: урок-беседа, урок-лекция (исследование, путешествие, репортаж, описание), проблемный урок. Уроки освоения художественных знаний и умений: урок творчества, урок- исследование, урок-дискуссия (регламентированная), урок-«мнемотурнир», урок-беседа, урок-ролевая игра (расследование, суд, путешествие, сочинение, составление тезауруса или опорно логического конспекта и т. д.), урок-концерт, урок-анализ, урок «открытых мнений», урок-«квазидиалог». Контрольные уроки.

Урок – отрезок времени образовательного процесса, где педагог взаимодействуя передает знания, умения, навыки учащимся; в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста и уровня подготовки.

Педогог на уроке преследует цели: образование, воспитание и развитие.

Дисциплины художественного цикла в школе : Музыка, театр, ИЗО и художественный труд, ритмика, МХК, литература.

Типы уроков дисциплин художественного цикла:

· Комбинированный;

· Монотематический.

Вводно-информационные уроки:

Урок-беседа –диалогический метод обучения, в котором педагог передает новый материал или проверяет изученный материал педагог побуждает учащихся к беседе словами: расскажите, опишите, объясните, докажите, помогите, а как вы думаете.

Виды беседы :

· Эвристическая – педагог опирается на опыт учащихся подводит к пониманию и усвоению новых знания;

· Сообщающая – педагог передает новые знания;

· Закрепляющая – применяется после изученного материала;

· Индивидуальная (с 1человеком) и фронтальная (с аудиторией, классом);

· Собеседование – обсуждение проблем учащихся.

Урок-лекция – системное, последовательное монологическое изложение педагогом учебного, теоретического материала, преимущественно для старших классов

· исследование-форма при которой развивается активность, самостоятельность; путешествие-выезд на экскурсию где педагог превращается в гида, комментируя историю или события мест; репортаж- материал с места событий, беспристрастное (без оценок)

· освещение событий и подразумевается, что репортер является очевидцем или участником описываемого;

· описание-педагог описывает какое либо произведение искусства,

Проблемный урок – организованный учителем способ активного взаимодействия, в ходе которого учащиеся приобщаются к объективным противоречиям научного знания и способом их разрешения. Учатся мыслить творчески, усваивать знания.

Уроки освоения художественных знаний и умений:

· урок-исследование,

· урок-творчество,

· урок-изобретательства,

· урок-выставка,

· урок-сочинение,

· урок-творческий отчет и т.д.

Урок-дискуссия – стихийное рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждении, решении заданий и т.д. Правила: вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора; в споре не допускать тона превосходства; грамотно и четко ставить вопросы; формулировать главные выводы.

Урок-диспут –в отличие от урока-дискуссии – всегда проводится с предварительной подготовкой доказательных материалов для определенной точки зрения.

Урок-«мнемотурнир » – формируются группы, задаются вопросы (письменно, устно), каждый отвечает на вопрос и заносит в таблицу, затем все вместе отвечают и заносят в таблицу и сравнивают с эталоном. Вид проверки позволяет контролировать свои знания, формирует навыки сотрудничества, развивает умение отстаивать собственную точку зрения, позволяет в короткое время проверить уровень усвоения пройденного материала;

Урок-ролевая игра – моделирование жизненной ситуации в соответствии с сюжетом и распределенными ролями. Важна условность, и серьезность. Подразделяется на: имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия; ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации; условные, посвященные разрешению, напр.: учебных или производственных конфликтов и т.д. Этапы: подготовительный; игровой; заключительный; анализ результатов.

Урок-концерт это нерасторжимое единство трех составляющих: слова, звука и зрительного образа. Проходит в отдельно взятом классе или по параллелям. Присутствуют гости: учителя, родители учащихся, учащиеся других классов.

Урок-анализ Учащиеся проводят наблюдения. Делают определенные выводы, исходя только из материала наблюдений (тайна слова). Потом сравнивают свои исследования.

Урок «открытых мнений» – каждый высказывает свое мнение

Урок-«квазидиалог» (квази-нечто, вроде, как будто как-бы, яка-бы мнимый ложный) (диалог с самим собой). – педагог задает вопросы, но ответы и реакции он сочиняет за учеников.

Контрольные уроки – оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.

Формы урока :

· урок-зачет;

· викторина;

· конкурсы;

· смотр знаний;

· защита творческих работ, проектов;

· творческий отчет,

· контрольная работа;

· собеседование.

Цель урока контроля знаний и умений – осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков. Бывает устный письменный, и комплексный (сначала фронтальный опрос затем взаимный опрос в парах).


9. Методы обучения, их классификации и специфика применения на дисциплинах художественного цикла.

Дифференцированные подходы в художественном образовании. Многообразие методов обучения художественным дисциплинам. Методика организации творческой деятельности учащихся. Овладение образным языком искусства. Формирование ассоциативно-образного мышления. Художественное осознание мира. Классификации методов обучения. Общепедагогические информационно- рецептивные, репродуктивные, продуктивные методы и методы контроля. Методы проблемного обучения. Игровые методы обучения. Комплексные методы формирования творческой активности. Методы анализа произведений искусства. Единство восприятия и воображения. Переживание и сопереживание. Формирование отношения учащихся к произведениям искусства. Общение по поводу произведения искусства и рефлексия.

Основой дифференцированного обучения является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого ученика, изучение его индивидуальных особенностей. Дифференцированный подход позволяет исправлять наиболее нарушенные процессы художественно-изобразительной деятельности, а значит, дифференцированный подход – это одна из форм корректирующей работы. В результате обучения недостатки (ошибки в рисунках) у учащихся преодолеваются, благодаря чему дети быстрее продвигаются в своем творческом развитии. Формирование и развитие – единый, взаимосвязанный процесс. Таким образом, индивидуальный и дифференцированный подходы помогают решать задачи развивающего обучения. Дифференцированный подход – это учет педагогом индивидуальных особенностей группы учащихся в процессе обучения. Назначение дифференцированных заданий состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учебных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе рисования.