Роль партийной системы в обществе. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Международный факультет управления

Реферат подготовил Фоменко В.

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Партия- это политическая общественная организация, которая за власть или за участие в осуществлении власти. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в Соединенных Штатах не ранее начала 19 века. Например, в тексте американской Конституции. Декларации прав и свобод гражданина, в других политических документах конца 18 в. нет даже упоминания о политических партиях.

Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально активно действовали только в период избирательных компаний. Они не имели постоянно действующих местных организаций.

Политические партии с привычными для нас признаками (оформленное членство в партии, партийные билеты, взносы, внутрипартийная дисциплина) появились в Европе с возникновением массового рабочего движения. Существование сейчас политические партии по организационной структуре можно к двум основным типам-организационно оформленным и организационно неоформленным. В партиях первого типа члены партии получают партийные билеты и платят партийные взносы. В организационно неоформленных партий нет официального членства, а для того чтобы считаться членом такой партии, достаточно проголосовать на выборах за выдвинутого ею кандидата. Наиболее известными примерами второго типа партий являются республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании.

Общее, что присуще современным политическим партиям и что отличает их от партии начала и первой половины 19 в., - наличие партийного аппарата, т.е. организованной группы людей, для которой партийная, политическая деятельность является профессией. Структура партийного аппарата отвечает прежде всего задачам ведения избирательной борьбы.

Каждая партия создавалась для защиты интересов определенной социальной группы. Постепенно она привлекала к себе все новые и новые слои избирателей В результате партии стали в большинстве своем объединениями, в которых в том или другом сочетании представлены интересы различных социальных групп. По этой причине партии, как правило, неоднородны и имеют внутри себя фракции- группы, выдвигающие программы, отличные от общей программы партии.

Существование в партии нескольких фракции, направлений не ослабляют партию, а наоборот, делают ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди разнообразных групп избирателей, учитывать многообразие социальных, экономических, политических интересов в обществе. Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной борьбы между различными фракциями и течениями.

Те слои общества, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают ее на протяжение длительного времени, составляют ее социальную базу, а избиратели, регулярно отдающие ей голоса на выборах,- ее электорат. Традиционной социальной базой социал-демократических партий в Европе был рабочий класс; либерально-демократические поддерживали средние слои (служащие, интеллигенция, мелкие предприниматели и т.д.); аграрные партии опирались на крестьянство; партии, занимавшие консервативные позиции, получали поддержку крупных собственников, части крестьянства и средних слоев. Примерно в середине 20 в. ситуация изменилась. Крупные партии получают на выборах голоса избирателей, принадлежащих к различным группам населения. Так, за социал-демократов голосуют не только рабочие, но и служащие, интеллигенция, мелкие и средние собственники. Партии консервативной ориентации поддерживают рабочие и служащие, члены профсоюзов и предприниматели.

В программах партий обычно подчеркивается их намерение служить интересам различных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах. Вместе с тем на выборах в европейских странах (в значительной мере в США) партии продолжают сохранять своеобразие, собственное политическое и идеологическое лицо. Например, от социал-демократов избиратели ожидают проведения сильной социальной политики, принятия новых или совершенствования существующих программ помощи социально незащищенных групп населения.

Политические партии вынуждены решать в своей деятельности очень разнообразные задачи, поэтому и количество приписываемых им некоторыми политологами функций перевалило за десяток.

Во-первых это функции звена между правящими и управляемыми. Партия всегда выступает как канал передачи информации, циркулирующей "сверху вниз" и "снизу вверх". Интенсивность этих двух информационных потоках может не совпадать. Скажем, в СССР при Сталине первый был исключительно мощным, второй почти иссяк. Но в условиях либеральной демократии не следует недооценивать значение партии в формировании общественного мнения. Другое дело, что здесь партия просто не может отвлечься от настроения рядовых членов и избирателей. Это позволяет партиям выражать социальные интересы.

Во-вторых партии выполняют функции аккумуляции социальных интересов. В обществе всегда существуют разнообразные и разнородные интересы, предпочтения, требования. Понятно, что трансформировать каждое из них в политическое решение невозможно, да и не нужно: это бы сделало политическую жизнь хаотической и непредсказуемой. Прежде всего, из совокупности интересов необходимо выделить наиболее социально значимые. Далее и эти "отборные" интересы необходимо увязать между собой, чтобы уже в виде последовательной программы поставить на политическую повестку дня. Этим и занимаются партии.

В-третьих важной функцией партий является постановка коллективных целей для всего общества. Было бы большим искажением истины считать, что партия способна преследовать лишь те цели, которые "носятся воздухе" и вытекают из обстоятельств повседневной жизни ее членов и сторонников. Ни в Китае, ни в России необходимость построения коммунизма не следовала из текущих интересов населения. Но, будучи сформулирована партией, эта цель воодушевила миллионы людей на реализацию программы радикального преобразования общества.

В-четвертых, партии занимаются рекрутированием властной элиты и способствует ее политической социолизации. под рекрутированием следует понимать подбор кадров как для самой партии, так и других организаций, входящих в политическую систему, в том числе и выдвижение кандидатов в представительные органы власти, исполнительный аппарат и бюрократию.

Наконец, партии имеют большое значение, выступая в качестве референтных групп- групп, на которые индивид ориентирует поведение своих сторонников. Во многих странах люди, повинуясь семейным традициям и воспитанию, испытывают сильную эмоциональную приверженность той или иной партии.

Классификация политических партии обычно начинают по признаку внутрипартийных структур. В рамках одной из них выделяются кадровые и массовые партии, различающиеся по количеству членов, основным направлениям деятельности, организационной стабильности и принципам руководства. Массовые партии отличаются прежде всего многочисленностью состава.

Массовые партии отличаются тесной и постоянной взаимосвязью их членов. Основная деятельность таких партий имеет идеологическую и воспитательную направленность. Они активно участвуют в избирательном процессе. Руководства в массовых партиях принадлежат профессиональным политикам, постоянной профессиональной бюрократии, причем центр власти находится в самой партийной организации. Иное дело- кадровые партии. Это объединение так называемых "нотаблей" с целью подготовки выборов и сохранение контактов с уже выбранными представителями.

Различают несколько категорий "нотаблей". Во-первых это люди, которые своим именем или престижем повышают авторитет кандидата в депутаты завоевывают ему голоса; во-вторых, умелые организаторы избирательных компаний; в-третьих, финансисты.

Кадровые партии действуют преимущественно в период предвыборных марафонов, а в промежутках их активность замирает. Как правило, они отличаются отсутствием механизма официального приема в эти партии. Руководство осуществляется "нотаблями", причем особенно широкие полномочия концентрируются в руках тех, кто от имени партии участвует в правительстве.

Ряд партий рассматривают, как полумассовые- промежуточный тип, не имеющие своего места в классификации. Это партии, состоящие только из коллективных членов, например британские лейбористы в первые годы своего существования. С финансовой точки зрения, это была массовая партия, так как выборные расходы покрывались за счет взносов членов тред-юнионов (которые и входили в партию на правах коллективного членства)

По характеру первичных организаций выделяют четыре разновидности: партии-комитеты; партии-секции; партии-ячейки; партии-милиции.

1. Партии-комитеты являются кадровыми. Это- организационно рыхлые ассоциации "нотабелей", и первичные организации здесь просто отсутствуют. Примерами может служить Консервативная и Либеральная партия Великобритании в 19в.

2. Партии-секции имеют разветвленную сеть местных организаций. Это централизованные партии с довольно жесткой внутренней дисциплиной, но в то же время допускающее "горизонтальные связи" между низовыми подразделениями.

3. Партии-ячейки отличаются еще более жесткой структурой. "Ячейки" создаются, как правило, на рабочих местах (по производственному или по территориально-производственному признаку) Внутрипартийные связи носят по преимуществу "вертикальный" характер: "сверху" идут директивы, "снизу"- отчеты об их исполнении. Фракционная деятельность запрещена, руководство носит строго централизованный и часто авторитарный характер. Члены партий обязаны активно участвовать в их работе.


В политической сфере носителями политической деятельности и политических отношений являются различные организации, а в первую очередь политические партии . Политическая партия - это организация, объединяющая на добровольной основе самых активных представителей тех или иных классов, социальных слоев и групп. Основным назначением партии является политическое просвещение масс и предоставления целенаправленного и организованного характера действиям этих масс для защиты собственных интересов. Как показывает историческая практика, политические партии во всех странах создавались как инструмент борьбы за власть и перенос интересов различных идейно-политических течений в реальную политику государства. Отсюда вытекает и главная цель их деятельности - защита социально-политических интересов определенных групп населения. Именно ради реализации этих интересов и ведется борьба за завоевание и удержание власти.

Политические партии, как правило, имеют свою программу, систему целей, которые они активно пропагандируют и защищают, более-менее разветвленную организационную структуру, они возлагают на своих членов определенные обязанности и устанавливают нормы поведения. Это дает возможность партиям стать мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни. В тех обществах, где существует развитая система политических партий, деятельность которых базируется на правовых нормах, господствует и политическая стабильность. Общество при таких условиях способно цивилизованно решать все политические проблемы, которые возникают, используя для этого различные средства, не боясь ни кризиса, ни анархии.

Вот почему ошибочными являются утверждения некоторых политиков о том, что партии в современных условиях не нужны, поскольку им на смену, мол, приходят «широкие социальные движения». Вот как, например, высказался по этому поводу лидер Ливии М. Каддафи: «партия - это современная диктатура, это власть части над целым, обесценивание демократии». «принадлежность к партиям - это предательство. Причем количество партий не меняет сути дела» . Попытка противопоставить политические партии «широким социальным движениям», как это делает практически М. Каддафи, выливается в господства жестокого тоталитарного режима, в котором нет не только политических партий, но и самой демократии.

Процесс становления политических партий как необходимых и влиятельных элементов политической структуры общества создает реальные возможности привлечения к политике все более широких слоев населения. Эффективность функционирования партий определяет возможность их реального влияния на политическую власть в государстве.

Известный немецкий политолог М. Вебер выделял три периода в развитии партий как субъектов политической деятельности: в XVI-XVII вв. в Европе - это аристократические группы, объединявших небольшое количество представителей политической элиты; в XVIII-XIX вв. - это уже политические клубы, которые ориентировались на привлечение к активной политической деятельности людей, влиятельных не только в политике, но и в других жизненно важных сферах общественной жизни; в XIX-ХХ вв. формируются современные массовые партии.

Содержание и сущность партий раскрывается через их классификацию. В основу классификации политических партий могут быть положены различные критерии: социальная база, идеологическое лицо, принципы организации и др. Исходя из природы социальной базы, можно выделить партии, выражающие интересы: 1) отдельных классов (буржуазные, пролетарские, крестьянские и т.п.); 2) отдельных социальных слоев и групп (интеллигенции, мелкой буржуазии); 3) нескольких классов и социальных групп (политические партии, которые возникают на основе национально-освободительных движений). С идеологической точки зрения различают: 1) идейно-политические или мировоззренческие партии, которые в своей деятельности руководствуются определенными идеологическими принципами; 2) прагматичные или партии избирательной кампании, которые не имеют определенных идеологических программ и берут себе за цель мобилизацию возможно большей части электората для победы на выборах. В свою очередь, среди идейно-политических партий можно выделить консервативные, что пытаются сохранить существующий строй, допуская лишь незначительные изменения; реформистские, что ориентируются на значительные преобразования существующего строя, но при условии сохранения его засадних принципов; революционные, что отрицают существующий строй и ставят себе за цель его полную замену другим; реакционные, что ориентируются на частичное или полное возвращение к старому укладу.

По принципам организации различают:

1) кадровые партии, объединяющие небольшое количество профессиональных политиков и опираются на финансовую поддержку привилегированных слоев общества;

2) массовые партии, ориентирующиеся на привлечение в свои ряды как можно большего количества членов с целью обеспечения посредством членских взносов финансовой поддержки своей деятельности;

3) партии, основанные на четких, формально определенных принципах членства (устав, формы и условия вступления в партии, партийная дисциплина и т.п.);

4) партии, в которых нет института официального членства, а принадлежность к партии оказывается, например, через голосование за ее кандидатов на выборах;

5) парламентские партии . Основные функции последних имеют много общего со всеми другими. Однако деятельность парламентских партий более разнообразна и охватывает все аспекты парламентской деятельности: разработку стратегии и тактики избирательных кампаний и программ, осуществлению которых они будут способствовать в органах власти; зондаж общественного мнения относительно ситуации в различных регионах и в стране в целом; оценку формальных и неформальных лидеров, отбор и выдвижение кандидатов и их соответствующую подготовку к участию в избирательной кампании, а впоследствии и к деятельности в органах власти; идеологическую и организационную работу среди населения по месту жительства для обеспечения победы своих кандидатов на выборах; решение технических и финансовых вопросов, связанных с избирательной кампанией; организацию различных акций для ослабления влияния конкурирующих партий и их кандидатов; осуществление соответствующего контроля за деятельностью избранных от партии депутатов и их фракций в парламенте, муниципалитетах и т. п. Современные парламентские партии характеризует наличие четкой организационной структуры и постоянно функционирующих органов управления. Организация их внутренней жизни позволяет деятельность различных течений и даже фракций внутри партии. Именно такой вид партий сейчас очень распространен во многих странах мира. Парламентскими партиями можно назвать и некоторые партии, возникшие в последние 2-3 года в Украине, государствах Восточной Европы и СНГ;

6) «карманные партии», - это очень малолюдные организации, которые создаются определенными лидерами «под свою программу» для осуществления «вождистских» и эгоистических устремлений. Такие партии, как правило, не имеют постоянной социальной базы и осуществляют свою деятельность, руководствуясь прежде всего установками самого лидера. В этих партиях лидеры, писал один из видных политологов прошлого Г. Михельс, «пользуются таким неограниченным влиянием», что влиять на членов партии можно только повлияв на лидера .

Политические партии различаются также по месту, которое они занимают в системе государственной власти. Здесь можно выделить легальные и нелегальные партии, а также правящие и оппозиционные.

До основных функций политических партий в обществе относятся: представительство социальных интересов, социальная интеграция, политическая социализация, создание идеологических доктрин, борьба за государственную власть и участие в ее осуществлении, разработка политического курса, формирование общественного мнения и т.д.

Роль и место политических партий в политической системе общества обстоятельно рассмотрел один из самых влиятельных политологов современности - французский теоретик М. Дюверже . Анализируя эти проблемы, Г. Дюверже рассматривает два главных вопроса: во-первых, насколько политические партии демократические, то есть насколько они реально выражают и отстаивают интересы и чаяния широких масс; во-вторых, какой является демократичным: партийный или беспартийный? Давая ответ на первый вопрос, Г. Дюверже подчеркивает, что организация современных политических партий во многом не соответствует демократическим принципам. Внутренняя структура этих партий в основных чертах автократической и олигархической.

Постоянную тенденцию к олигархизации структуры и деятельности партий, к противопоставлению интересов руководителей партии и рядовых ее членов заметил еще Г. Михельс: «призвание организации - это всегда проявление тенденции к олигархизации. Сущность любой организации (партии, профсоюзы и т. п.) содержит в себе аристократические черты. Организационная машина, которая создает массовые структуры, вызывает в организованных массах серьезные изменения. Отношения вождя и масс она превращает в свою противоположность. Организация завершает окончательное распределение любой партии или профессионального союза на управляющую меньшинство и управляемую большинство» . Руководители современных политических партий, как правило, определяются центром или кооптуються ним. А потому в партиях фактически возникают замкнутые группы, действия которых направлены не только на изоляцию от общества, но и от рядовых членов партии.

Такая эволюция современных политических партий оказывает существенное влияние и на их парламентскую деятельность. Ее все больше определяют партийные функционеры, а не избиратели. Реальная политическая жизнь складывается так, что на избирателей постоянно «давит» определенная группа членов партии и активистов, которая в то же время во всем подчиняется руководящим органам партии. Партийные функционеры формируют общественное мнение в выгодном для себя направлении с помощью телевидения, радио, прессы и других средств.

Усматривая в деятельности партии, которая действует на постоянной и организованной основе, источник формирования частного интереса руководителей, что отличается от интересов остальных членов партии, другой авторитет в теории политической партии - М. Острогорський вообще предлагал «отказаться от практики постоянных партий, которые имеют своей конечной целью власть и... сохранить истинный характер партий как групп граждан, что специально организованные для осуществления определенных политических требований» . Ограничения деятельности партии только реализацией конкретного политического задачи, проблемы, замена ее свободной и временной ассоциацией людей могли бы, по его мнению, предотвратить неминуемую олигархизации. В то же время современная политическая партия, чтобы быть влиятельным в обществе, должен серьезно заботиться о выявление и подготовку настоящих лидеров, способных занять высокие посты в партии и системе власти. Нехватка таких лидеров оборачивается трагедией для партии. По этому поводу Г. Вебер отмечал: если партия остается без обычно признанного вождя, то «поражения наступают одна за другой» .

Что касается вопроса о том, какой режим является более демократичным: партийный или беспартийный, то, отвечая на него, Г. Дюверже приходит к выводу, что при всех своих недостатков партийный режим все-таки является более предпочтительным, чем режим беспартийный. Режим без партий является гораздо дальше от демократии, чем партийный, потому что приводит к увековечению руководящих элит, созданных по праву рождения, богатства или должности, отвергает вековую традицию поиска народными массами тех организационных форм влияния на политическую жизнь, которые бы активно противостояли государстве. Вот почему, по мнению М. Дюверже, политические партии были и остаются гарантами прогрессивных изменений в политической жизни общества. А потому ограничения или даже полное исключение политических партий из активной политической жизни, как того желают политики типа М. Каддафи, означало бы усиление реакции в ее стремлении парализовать действие прогрессивных сил в обществе.

Характерным признаком 80-х годов ХХ в. стало значительное уменьшение влияния многих традиционных партий, в том числе и коммунистических, серьезное усиление в многих из них центробежных процессов: состоялась самоликвидация ряда партий, раскол в них или коренная реорганизация. Одной из причин этих процессов стала их бюрократизация, устарелость организационных структур и методов партийной работы, догматизація идеологических и программных установок, неспособность к самообновления, неумение учитывать в политике новые реалии. Сейчас руководство и актив многих политических партий проводят переоценку ценностей, ища способы модернизации партийных структур, программных установок, повышение эффективности политической работы.

Чрезвычайно важной проблемой сегодняшней политической жизни всех стран мира является соотношение однопартийности и многопартийности. Политический опыт свидетельствует: однопартийность присуща, как правило, политической жизни общества, где не хватает развитой социально-классовой структуры, функционирует отсталая экономика, наблюдается низкий уровень политической культуры большинства населения, а демократия находится в зачаточном состоянии. Такой характер отношений в обществе неизбежно порождает политическую пассивность граждан. Вот почему далеко не случайно в таком обществе формируется одна партия, которая сосредоточивает в своих руках не только функции политического руководства, но и административно-хозяйственные, что неизбежно приводит к ее слияния с государством. Именно такими были в недалеком прошлом КПСС и правящие коммунистические партии в так называемых странах реального социализма. Другие партии в этих странах, если и функционировали, то выступали в качестве филиала при правящих партиях. Именно в такой роли существовали демократические партии в недалеком прошлом в бывших ГДР, Чехословакии, Польше и в других странах.

Как показала политическая практика, главным недостатком однопартийности является торможение экономического и социального развития общества, замедление демократических процессов его развития, использования партией государственных методов воздействия на массы. Вся власть сосредотачивается в руках партийно-государственной бюрократии, а все это, в конечном итоге, «отрицает саму партию, ставит ее в положение просто ненужной» . Партия за таких условий, как отмечал известный в прошлом политический теоретик Дж. Милль, не может чувствовать своей «партийной веса», поскольку на ее весы «будет возложена и вес государства» .

Вот почему в современном мире в большинстве государств функционируют многопартийные политические системы, потому что именно такие является важным условием демократизации всех сторон жизни общества. Это наиболее развитая форма политического плюрализма, который отражает многообразие интересов классов, социальных групп и общностей, которые проявляются в политической сфере.

Существования и функционирования общественно-политических объединений - характерный признак любого демократического общества. Деятельность общественных организаций и движений, в отличие от государственных институтов, характеризуется тем, что эти организации и движения не имеют никаких властных полномочий. Они отличаются и от политических партий, потому что не имеют целью овладения государственной властью, хотя их деятельность при определенных условиях может набирать политического характера. Исходя из этой разницы, общественные движения и организации можно классифицировать как массовые добровольные объединения, возникающие в результате волеизъявления граждан на основе их общих интересов. В демократическом обществе государство не вмешивается в их деятельность, хотя и регулирует ее согласно действующему законодательству. Главные принципы деятельности общественных объединений - это добровольность, сочетание личных и общественных интересов, самоуправления, равенство всех членов, законности и гласности.

Очень важно в политической практике уметь отличать общественные организации от общественных движений. Общественные организации - это массовые объединения граждан для осуществления целей, которые уходят в далекую перспективу. такие организации принимают соответствующий устав, а их подразделения имеют четко определенную структуру.

В отличие от общественных организаций, общественные движения, имея также массовый характер, создаются преимущественно для реализации ближайших целей, а потому могут быть структурно не оформлены и объединять много организаций с различной социально-политической ориентацией. Как правило, общественные движения не всегда состоят из единомышленников, а могут включать группы объединяются лишь на короткое время из тактических соображений. Таким был в Украине в недалеком прошлом «Народный рух», объединивший тогда сторонников независимости и реформ из разных политических течений и организаций.

Необходимо также подчеркнуть, что существуют формы объединений, в которых сочетаются признаки общественных организаций и движений. Это так называемые фронты, например, Народный фронт, Фронт национального спасения, Патриотический фронт и т.д.

Важной проблемой в политологии есть критерии классификации общественных организаций. По наиболее важный обычно принимают характер взаимосвязей членов организации или род их деятельности. В основу типологии общественных организаций можно также положить задачи организации: защита гражданских, политических, экономических и культурных прав и свобод граждан (например, профессиональные союзы, Союз предпринимателей, общество потребителей и т. п.), удовлетворение профессиональных и любительских интересов (союзы журналистов, писателей, художников и т. п.), участие в благотворительной деятельности (общество милосердия, Фонд мира).

Разница в целях различных организаций дает возможность типологізувати и по видам их деятельности. По этому показателю можно выделить экономические, религиозные, научно-технические общества, общества в сфере образования и культуры, спортивные и туристические, здравоохранения и т.д.

Понятно, что базой для типологии общественных организаций могут быть и другие критерии: классовые и национальные признаки, демографические факторы, масштабы деятельности, методы и способы действий и т. д.

Наличие разнообразных целей общественных объединений порождает и многообразие их функций. Так, главными функциями общественных объединений могут быть: представления и защиты интересов граждан, поощрения людей к управлению государственными и общественными делами (политическая социализация). Все существующие в обществе объединения выполняют также функции связи с другими политическими институтами и организациями. Общей для всех общественных объединений можно считать функцию влияния и соответствующего давления на органы власти.

Все сказанное выше об роль и место политических партий и общественно-политических объединений в политической системе следует из анализа отечественного и мирового опыта. Для формирования в нашей стране политических партий и общественно-политических объединений, способствующих утверждению демократического, гуманного общества, эти рассуждения имеют не столько теоретическое, сколько практическое значение, потому что указывают основные способы укрепления их авторитета и повышения роли в общественной жизни.


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ульяновский государственный технический университет
гуманитарный факультет
Кафедра «Политологии, социологии и связей с общественностью»
                Реферат по политологии
                на тему:
«Политические партии: место и роль
в политической системе»
                Студент: Кашичкина Е.С. Сод-31
                Преподаватель: Сафонов В.Н.
                Ульяновск
Содержание
Введение………………………………………………………… …………………3
    а) Понятие, основные признаки и структура политических партий………..5
    б) Происхождение партий и процесс их становления……………………….15
    а) Функции политических партий…………………………………………….19
    б) Типология политических партий………………………………………......22
Заключение…………………………………………………… …………………..29
Библиографический список…………………………………………………….30

Введение
Политические партии исторически выполняют роль важного элемента политической системы: являются механизмом, соединяющим народ с правительством, гражданское общество с обществом политическим, с государством. В предполагаемой работе будут рассмотрены понятие, основные признаки и структура политических партий, происхождение партий и процесс их становления, функции политических партий, их типология.
Партия, пожалуй, самая политическая из всех общественных организаций: её целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль – согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе.
В исторической литературе укоренилось мнение о том, что партии (именно в том понимании, в котором мы привыкли их называть сейчас) родились с установлением всеобщего избирательного права, ознаменовавшем приобщение широких слоев населения к решению важнейшего вопроса политической жизни - утверждения государственной власти посредствам выборов. О причинах, сделавших необходимым появление политических партий, В. И. Ленин писал: «Для того, чтобы масса определенного класса могла научиться понимать свои интересы, свое положение, научиться вести свою политику, именно для этого необходима организация передовых элементов класса немедленно, и во что бы то ни стало» 1
Цель моей работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность политических партий, рассматривая их в некоторых основных аспектах, в частности как институт политической системы общества.
Нужно отметить, что в современной отечественной политологии исследованиям, посвященным проблеме политических партий отведено значительное место. Российские политологи, обобщая собственный и зарубежный опыт в подходах, на мой взгляд, высказывают большое количество очень ценных для мировой науки идей. Такие работы как «Слова и смыслы: опыт описания. Ключ: политические партии» М.В. Ильина, «Политические партии и гражданское общество» А.П. Кочеткова, многие работы Л.В. Смирнова, С. Заславского, В. Н. Краснова, Н.С Крылова, Ю. Коргунюка и др., имеют принципиальное значение при рассмотрении вопросов, связанных с политическими партиями.
В последнее время события, происходящие на российской политической арене, вызывают особый интерес. Наша страна переживает очень противоречивый, но судьбоносный период свой истории. Вновь воссозданная многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати сегодня открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности. Однако наряду с этим, возникает и ряд трудно разрешимых проблем, главной среди которых выступает проблема участия населения в политической жизни страны. Таким образом, рассматриваемая тема очень важна, особенно применительно к Российской Федерации, когда каждый гражданин должен ясно представлять роль партий в политическом процессе, поскольку в противном случае он не сможет сделать для себя правильный вывод о том, какую позицию по отношению к государственной власти он занимает и о том, что бы он желал в ней изменить.

1. Формирование политических партий

    а) Понятие, основные признаки и структура политических партий
Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Партия - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении ее.
В основании деятельности партий могут лежать различные групповые потребности, и предъявляемые к высшим государственным институтам. Тем самым через партии население заявляет о своих групповых требованиях. Правящие структуры тоже используют партии для обращения к народу за поддержкой или решения тех или иных вопросов. Деятельность партии является важным механизмом распределения и перераспределения властных ресурсов.
Существует более 200 определений понятия «политическая партия». Наиболее приемлемое определение дал М. Вебер, который считал партии «общественными организациями, опирающимися на добровольный прием членов, ставящих себе целью завоевание власти для своего руководства и обеспечение активным членам соответствующих условий (духовных и материальных) для получения определенных материальных выгод или личных привилегий либо для того и другого одновременно.
В отличие от других организаций для партии характерны следующие признаки:
· Наличие постоянной организации на общенациональном и местных уровнях;
· Сознательная постановка целей, которые должны быть реализованы после прихода к власти;
· Стремление приобрести поддержку со стороны народа.
Названные признаки, раскрывающие специфику партий, отличают их от общественных движений, объединений и ассоциаций, религиозных обществ и групп, которые менее организованы и не ставят своей целью завоевание власти.
В структурном отношении в партии можно выделить четыре уровня.
Во-первых, самый неопределенный и размытый уровень - это тот блок избирателей, которые идентифицируют себя с данной партией и систематически голосуют за нее на выборах. Они составляют массовую базу, которая обеспечивает кандидатов партии поддержкой у избирательных урн. Во-вторых , сама официальная партийная организация. Естественно, организационная структура партии берет начало там, где находятся избиратели, поэтому, как правило, она начинается на уровне самой низшей первичной ячейки избирательного округа. В-третьих, почти все современные политические партии имеют партийный аппарат, представляющий собой особую группу людей, профессионально занимающихся организационными вопросами политической деятельности партии. Они занимаются административными вопросами, организуют предвыборные кампании кандидатов партий, устанавливают сроки, место и порядок проведения партийных съездов, обеспечивают соблюдение правил избрания делегатов на съезды и т.д. В-четвертых, речь идет о партии в системе правления, состоящей из должностных лиц в государственном аппарате, которые получили свои посты в силу принадлежности к соответствующей партии. Это - президенты, губернаторы, члены парламента, законодательных собраний областей, штатов, земель, местных органов и т.д. Естественно, такая иерархия во многом носит условный характер и в разных странах имеет свою национальную специфику.
Главная задача политических партий состоит в том, чтобы превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес путем сведения этих интересов к единому знаменателю. Будучи звеном вертикальной связи народа и государства, участвующим практически во всех фазах политического процесса, партия выступает одним из важнейших механизмов распределения (перераспределения) в обществе властных статусов. Партии, выдвигая собственную программу решения внутри- и внешнеполитических вопросов, могут выдвигать претензии и на изменение высшей политической власти (как в центре, так и на местах). Однако и при подобном характере политических требований партии чаще всего обеспечивают мирное перераспределение власти между различными общественными силами.
Организационная структура современных политических партий достаточно разнообразна и зависит от целого ряда факторов, в числе которых первостепенное значение имеют специфика самих партий, их исторические особенности и национальные традиции. Существуют два основных метода построения партий, которые получили почти всеобщее распространение. Соответственно им по организационной структуре принято различать организационно оформленные и организационно неоформленные партии. Организационно оформленные партии имеют централизованный партийный аппарат, который рекрутируется из числа партийных функционеров, рассматривающих свою политическую деятельность как профессию. В этих партиях существует организационная связь между партией и ее членами. Член партии получает партийный билет, уплачивает партийные взносы и подчиняется всем дисциплинарным требованиям, предусмотренным партийным уставом. Партии, относящиеся к данной группе, представляют собой, как правило, относительно небольшие по численности организации, обладающие четкой структурой ("кадровые партии"). Они строятся на принципах бюрократического централизма. Как правило, в этих партиях огромные полномочия принадлежат общенациональному руководству и непосредственно лидеру. Указанные партии могут строиться и на основе коллективного членства, которое рассматривается как органическое дополнение к членству индивидуальному. К числу таких партий (по данным на 1989 г.) можно было отнести либерально-демократическую партию Японии, Христианско-демократический союз ФРГ, Австрийскую народную партию, партию центра Швеции, ИНК и некоторые другие. Организационно неоформленные партии характеризуются тем, что у них отсутствует институт официального членства. Лица, считающиеся членами партии, организационно с ней не связаны. Они не имеют партийных билетов, не платят членских взносов; на них не распространяется партийная дисциплина. Отсутствие официального членства в партиях этого типа компенсируется наличием разветвленного аппарата профессиональных партийных чиновников, который представляет собой основное орудие осуществления партийной политики. Деятельность таких партий сводится прежде всего к избирательной борьбе, к "улавливанию голосов избирателей". Основная задача данных партий - добиться победы на выборах. Типичным примером организационно неоформленных партий являются главные политические партии США - республиканская и демократическая. Обе эти партии представляют собой громадные политические организации с довольно слабым центральным руководством. Формально членами партии считаются все те избиратели, которые проголосовали на предшествующих выборах за список соответствующей партии. Организационной связи между партией и ее членами не существует.
Организационная структура аппаратов республиканской и демократической партий весьма сложна и хаотична. В целом она приспособлена прежде всего к нуждам избирательной борьбы. Отсюда - совпадение территориальной партийной структуры с географией избирательных округов. Организационные принципы построения партийного аппарата содержатся в правилах, принимаемых национальными конвентами, в законах отдельных штатов. Официальный партийный механизм дополняется различного рода организациями самодеятельного характера. К их числу, например, относятся Калифорнийская республиканская ассамблея, Калифорнийский демократический совет. Во время президентских кампаний создаются организации такого типа, как "Независимые за Никсона", "Юристы за Хемфри", "Бизнесмены за Кеннеди" и т.д. Немаловажную роль играют различного рода партийные клубы, комитеты политических действий. Главным звеном партийной структуры является комитет избирательного участка, возглавляемый участковым партийным капитаном. Участковый партийный капитан и другие лидеры низовых организаций административно- территориальных единиц подчинены вышестоящим партийным инстанциям. Формально они избираются партийными избирателями либо на праймериз", либо на собраниях по избирательным участкам. Однако такая процедура формирования комитетов избирательных участков является далеко не универсальной. Участковые партийные комитеты составляют основу партийного аппарата как у республиканцев, так и у демократов. Они ведут политическую деятельность "у корней травы", т.е. непосредственно с избирателями своего участка. Задача участкового партийного капитана - добиться победы над противником любой ценой. В крупных городах участковый капитан имеет в своем распоряжении партийную машину или организацию, которые представляют собой механизм связи между избирателями и руководством партии. Участковому капитану предоставляется право назначения на местные должности в порядке патронажа. Он Праймериз - предварительные (первичные) выборы, в ходе которых выдвигаются кандидаты в депутаты центральных и местных представительных учреждений, кандидаты на другие выборные должности, делегаты национальных партийных конвентов, члены партийных комитетов главных политических партий США.
В зависимости от характера города или политической машины "блага" могут представлять собой широкий ассортимент - от практики вынесения неправосудного вердикта о невиновности до распределения продовольствия среди семей безработных. Следующим звеном партийного аппарата является комитет графства - самого крупного административно- территориального подразделения штата (в Луизиане - приходы). Графство является основной ареной избирательной борьбы в масштабах муниципалитета и штата. Поэтому партийный комитет графства считается ключевой партийной организацией. Он образуется из представителей всех избирательных участков соответствующего графства, за исключением тех, которые территориально входят в состав больших городов. Комитет графства формально является выборным органом. Он возглавляется председателем, который фактически единолично осуществляет все полномочия комитета. В крупных городах вышестоящей партийной организацией по отношению к избирательному участку является партийный комитет квартала. В некоторых штатах создаются партийные комитеты округов - избирательных, судебных и др. Округа по своим размерам различны. Они могут быть меньше графства, могут включать в себя несколько графств. Иногда в округах создаются комитеты по проведению избирательных кампаний, но такие комитеты считаются личной организацией кандидата и формально не включаются в состав партийного механизма. Высшей партийной инстанцией в штате является партийный комитет (иногда он носит название центрального комитета или исполнительного комитета), который создается на основе законодательства соответствующего штата. Партийные комитеты штатов отличаются друг от друга по размерам, методам формирования, организационной структуре. Партийные комитеты штатов формируются следующими способами: замещение мест по должности, избрание членов комитета нижестоящими партийными избирателями на праймериз. Реорганизуются партийные комитеты штатов обычно в год выборов губернатора. Председатель комитета штата номинально избирается партийным комитетом, но фактически он является ставленником кандидата в губернаторы от соответствующей партии. Комитет штата и его председатель играют важную роль в проведении избирательных кампаний. Они ориентируют и направляют деятельность нижестоящих партийных организаций. Особенно возрастает роль партийного комитета штата той партии, которая добилась победы на выборах губернатора. Партийные организации отдельных штатов практически самостоятельны и не подчинены вышестоящим общенациональным партийным органам - национальному партийному конвенту и национальному партийному комитету. Подобного рода партикуляризм является доминирующей чертой политической жизни США. Он медленно отступает в связи с широким использованием средств массовых коммуникаций и приданием федеральным выборам плебисцитарного характера. Формально вершиной партийного механизма как у республиканцев, так и у демократов является национальный партийный комитет, избираемый сроком на четыре года национальным партийным конвентом. В действительности конвент лишь утверждает предложения партийных комитетов отдельных штатов, которые, согласно действующей у них процедуре, назначают на предоставленные им места членов национального партийного комитета. Председатель национального комитета формально избирается самим комитетом; в действительности же он назначается кандидатом в президенты от данной партии тотчас по окончании работы национального партийного конвента. Именно "национальный председатель" и подчиненный ему штабной аппарат осуществляют функции национального партийного комитета. В число этих функций входят: организация и проведение президентской кампании, руководство штаб-квартирой партии, сбор денежных средств, созыв национального партийного конвента, заполнение вакансий в списках кандидатов и т.д. Должность председателя национального партийного комитета, несмотря не ее престижный характер, не сопряжена с теми властными полномочиями, которыми обладают лидеры политических партий в Европе. Другим высшим органом каждой из главных партий США является национальный партийный конвент. Он собирается раз в четыре года для выдвижения кандидатов в президенты и вице-президенты, принятия партийной платформы и выполнения некоторых других функций. Существовавшие до 1972 года методы формирования конвентов приводили к тому, что их делегатами становились либо партийные функционеры, либо политические фавориты. Массовые демократические движения молодежи, нег
ров, женщин вынудили партии внести такие изменения в методы назначения делегатов, которые привели к демократизации состава конвента. Однако до сих пор сохраняются правила, способствующие явной несправедливости при распределении делегатских квот между штатами. По признанию некоторых американских исследователей, американская партийная система переживает кризис. Вносятся различного рода предложения, направленные на введение в стране соответственных политических партий". Так, комиссии Фрейзера и 0"Хара предложили внести в структуру демократической партии следующие изменения: созывать в "промежуточные годы" (т.е. в период между президентскими выборами) национальные партийные конференции, реорганизовать национальные партийные комитеты, ввести партийные билеты, партийные взносы. Речь, таким образом, идет о попытках преобразования организационно неоформленных американских партий в политические партии европейского образца с четко оформленной структурой и членством. На европейском континенте наиболее типичным примером организационно неоформленной политической партии является консервативная партия Великобритании (Национальный союз консервативных и юнионистских ассоциаций). Эта старейшая партия первоначально возникла как внутрипарламентская политическая организация, которая лишь в середине XIX столетия, т.е. с того момента, когда в Великобритании стало вводиться всеобщее избирательное право (1867 г.), начала создавать внепарламентскую систему органов. В настоящее время консервативная партия Великобритании представляет собой централизованную систему органов, приспособленных для ведения избирательных кампаний. Организационно оформленного членства в этой партии не существует. Партийный аппарат консерваторов имеет весьма сложную структуру: он сложился в результате долголетнего приспособления партии к нуждам ведения массовых политических кампаний современного масштаба. Областной совет создается сроком на один год. Значительное число мест в совете замещается по должности партийными бюрократами, членами парламента, будущими кандидатами. Исполнительным органом совета является областной исполнительный комитет. Областной совет избирает также президента,ряд других должностных лиц и представителей в центральные органы партии консерваторов. Ассоциации избирательных округов и областные советы образуют Национальный союз консервативных и юнионистских ассоциаций, которые имеют свои руководящие органы. К ним относится центральный совет, который создается сроком на один год. В его состав входят как представители местной партийной бюрократии, так и целый ряд руководящих деятелей общегосударственного масштаба. Центральный совет является чисто совещательным органом. Он может лишь давать рекомендации лидеру партии. Органом, осуществляющим оперативное руководство деятельностью консервативной партии, является исполнительный комитет Национального союза консервативных и юнионистских ассоциаций. В его состав входят лишь представители областных советов и общенациональных организаций консервативной партии. Практически это означает, что в исполнительном комитете заседают наиболее видные деятели партии. Ему принадлежит целый ряд полномочий по руководству центральным аппаратом партии и деятельностью местных партийных организаций. Ежегодная конференция консервативной партии, формально являющаяся ее высшим органом, в действительности обладает чисто совещательными функциями. Окончательные решения по всем вопросам партийной политики принимает только лидер партии. Английские государствоведы Д. Харвей и К. Худ дают следующую оценку роли лидера консервативной партии: "Ни ежегодная конференция, ни исполнительный комитет Национального союза консервативных и юнионистских ассоциаций не имеют никакой возможности контролировать деятельность лидера и его парламентских коллег независимо от того, образуют они правительство или оппозицию. Обычно лидер даже не участвует в ежегодной конференции, а лишь произносит речь на ее заключительном заседании, причем обсуждение этой речи не допускается Лидер консервативной партии избирается парламентской фракцией этой партии. Он обладает колоссальными полномочиями. Его деятельность не подлежит никакому контролю.

Создание и деятельность партий являются свободными в рамках Конституции и других законов. Их внутренняя структура и деятельность должны подчиняться демократическим принципам. Конституционные положения представляют собой основу для законодательной регламентации деятельности политических партий. Наиболее типичным примером в этом отношении является закон о партиях ФРГ 1967 года. В п. 1 параграфа 2 этого закона сказано, что партии представляют собой "объединения граждан, которые постоянно или в течение длительного времени оказывают влияние на формирование политической воли народа в масштабе Федерации или отдельных земель и имеют намерение содействовать представительству народа в немецком бундестаге или ландтаге, если они реально могут на это претендовать, судя по размерам и прочности их организации, по количеству членов и по их деятельности на внутриполитической арене".В последующие годы законы, регулирующие институализацию политических партий, были приняты в Финляндии, Италии, США, Португалии, Австрии, Испании и ряде других стран. Различного рода законы, касающиеся деятельности политических партий, были приняты в США (закон о контроле над коммунистической деятельностью 1954 года, законы об избирательных правах 1965 и 1970 гг., закон о федеральных избирательных кампаниях 1974 года), хотя в конституции США 1787 года и поправках к ней не содержится никаких намеков на создание и деятельность политических партий. Однако следует заметить, что в конституциях и избирательных законах отдельных штатов содержатся многочисленные положения, касающиеся организации и деятельности политических партий. К числу актов внешнего регулирования организации и деятельности политических партий относятся решения судов, обладающих правами конституционного надзора, что особенно типично для США и ФРГ. Внутренний метод регулирования осуществляется самими политическими партиями через их центральные и местные руководящие органы. Все партии вне зависимости от степени их организационной оформленности обладают определенной внутренней структурой, между различными партийными органами существуют институализированные отношения. Особым предметом регулирования в организационно оформленных партиях является членство. Руководящие органы партий - съезды, конференции, центральные и национальные комитеты и т. д. принимают программы, уставы, правила, инструкции по вопросам организационной структуры и партийной деятельности. Издаваемые в этом порядке партийные нормы не носят, конечно, правового характера, и их принудительное исполнение через суд невозможно. Необходимой гарантией соблюдения внутрипартийных норм являются различные средства собственно партийного принуждения (исключение из числа членов, взыскания, отказ в выдвижении в кандидаты и пр.). Любопытно отметить, что даже такие классические организационно неоформленные партии, как республиканская и демократическая в США, за последние годы приняли меры к укреплению своих партийных организаций. С этой целью в 1974 году был принят устав демократической партии, а в 1976 году национальный конвент республиканской партии одобрил специальные правила. Все это было сделано для укрепления организационной структуры и партийного единства. Для современного этапа характерна тенденция к более тесным контактам между аппаратом политических партий и государственным аппаратом. Сейчас в политических системах многих стран происходит дальнейшая институализация политических партий, усиливается их взаимосвязь с различными звеньями государственного механизма

Б) Происхождение партий и процесс их становления
История политических партий насчитывает много столетий. Большинство ученых ведет ее из античных времен, от появления первых аристократических кружков-коттерий и клиентелы до современных партий - уже институционализированных субъектов политики.
Термин происходит от латинского "part" - "часть". Производное от него понятие "партия" использовалось с давних пор, хотя и не в современном смысле. В основу выделения группы - партии могло быть положено территориальное деление, концентрация вокруг конкретного политика (к примеру, партия Гракхов), другой объединяющий признак (к примеру, в Византии выделяли партии венетов и прасинов - в основе было разделение болельщиков на ипподроме на синих и зеленых. Позже эти цвета стали основой для выделения групп во время мятежей или народных волнений.)

Со временем понятие "партия" изменялось. Существует множество подходов к определению сущности политических партий: Бенджамен Констан (французский мыслитель XIX столетия) определяет партию как "собрание людей, исповедующих одинаковые политические доктрины ". Согласно Эдмонду Берку: "партия - это организация людей, объединенных общностью интересов, совокупностью принципов, на основе которых они достигают каких-либо целей ". Есть трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (марксизм). Институциональное понимание политической партии как организации, действующей в системе государства (М.Дюверже).
В политологии широкую известность приобрела предложенная М. Вебером, периодизация истории партий на этапы 2:

    аристократической котерии (группировки)
    политического клуба
    массовой партии
В действительности же все три этих ступени прошли в своем развитии только две английские партии – либералы (виги) и консерваторы (тори). История остальных партий значительно короче, большинство из них формировалось сразу как массовые. Поэтому этапы котерии и клуба можно считать «предысторией» партий, которые в своей зрелой форме выступают лишь в виде массовой организации.
Возникновение партий было обусловлено совокупностью политических и институциональных изменений, произошедших в европейских странах в XIX в.
- Во-первых, возрастание роли парламента, а затем и укрепление парламентских и демократических режимов привели к необходимости формирования органов представительства устойчивых интересов в структурах власти. Таким органом стали парламентские группы. По мере усиления роли представительных ассамблей возрастало стремление депутатов, имевших одинаковые цели, к объединению для совместных действий.
- Во-вторых, универсализация избирательного права и распространение его на новые группы населения расширило возможности граждан влиять на выборы. Это обусловило появление избирательных комитетов разных уровней, призванных поддерживать кандидата в его избирательную кампанию, а после победы на выборах – помогать депутату держать постоянную связь со своим округом.
Координация и установление регулярных связей между парламентскими группами и избирательными комитетами стали основным способом формирования партий.
Такие партии называются электорального и парламентского происхождения.
Кроме них отдельно выделяются партии «внешнего происхождения», природа которых не связана ни с избирательным, ни с парламентским механизмом. Эти партии приемниками тех организаций и институтов, которые существовали ранее и действовали на политической сцене, но не участвовали в выборах.
Партии электорального и парламентского происхождения, как правило, менее централизованы. В них большую роль играют парламентарии, входящие в руководство партии. Они являются главными действующими лицами и практически определяют стратегию партии.
Партии «внешнего происхождения», при всём различии их политических целей, характеризуются большой централизованностью, высокой групповой сплочённостью, строгой партийной дисциплиной, стремлением подчинить парламентскую фракцию руководящим органам партии, недоверием к парламентской деятельности.
Со временем число партий, в своей деятельности ориентирующихся на привлечение широких слоев населения на свою сторону, начинает возрастать. Все они были партиями парламентского происхождения. Классическим примером здесь выступают партии Великобритании, или Республиканская и Демократическая партии США.
Несколько позже стали возникать партии, в основу организации которых было положено стремление объединить трудящихся массы для борьбы против своих эксплуататоров, существующих капиталистических порядков и создания нового, свободного от классовых антагонизмов, общества. К числу таких партий относятся в первую очередь социалистические и социал-демократические партии. Они развивались на основе марксистской идеологии и по своему происхождению были связаны со строго социальной и идеологической ориентированностью.
Наряду с социал-демократическими партиями появляются аграрные партии, как реакция против индустриального развития общества, христианские - в борьбе против секуляризации и антирелигиозных выступлений, фашистские - против демократии во всех ее формах и т.д.
Некоторыми специфическими особенностями отличался процесс формирования политических партий в России. Здесь в первую очередь следует назвать сохранение большого веса и влияния сословно-феодальных институтов, господство самодержавия, запоздалое развитие капитализма, отставание процессов становления гражданского общества, парламентаризма и правового государства. В конце XIX - начале XX в. современники отмечали "неутвержденность общественного состава", имея в виду недиффе-ренцированность и неопределенность интересов различных групп населения. Такой подход во многом объясним существующей в то время неразвитостью инфраструктуры гражданского общества, что действительно могло способствовать искажению реального представительства общественных интересов партиями в политической сфере.
Но тем не менее в конце XIX - начале XX в. партии стали фактором политической жизни России - особенно сильнейший толчок к формированию и консолидации их дала буржуазная революция 1905 г. Либеральные организации и партии формировались на основе сил, группировавшихся вокруг Вольного экономического общества, Юридического общества при Московском университете, Союзах взаимопомощи русских писателей, комитетов грамотности в Москве, земских организаций и т.д. К концу 1905 г. оформились "Союз 17 октября" (октябристы), Конституционно-демократическая партия (кадеты). Партия мирного обновления. Торгово-промышленная партия, Партия правового порядка. Сразу после манифеста 17 октября 1905 г. большинство из них заняли заметное место на политической арене, что, в частности, проявилось в их активности на первых свободных выборах в первую Государственную думу.
В тот же период на авансцену политической жизни вышла и та партия, которая, совершив в 1917 г. государственный переворот и разогнав в начале 1918 г. Учредительное собрание, смогла стать во главе всех остальных партий и организаций, нарождавшегося парламентаризма. Речь, разумеется, идет о Российской социал-демократической рабочей партии.
Таким образом, история формирования партий показывает, что в истинном смысле этого слова они возникли тогда, когда общество достигло соответствующего уровня социально-политической дифференциации, когда социальные слои и группы более или менее четко начали осознавать свои интересы.
Политические партии прошли длительный путь своего формирования и эволюции. Они явились продуктом социально- экономического и общественно-исторического развития каждого конкретного государства

2. Партии в политической системе общества
а) Функции политических партий
В современном обществе действует множество институтов, организаций и учреждений, являющихся составной частью его политической системы. Все они тесно связаны между собой и «никогда не существовали сами по себе, взятые в чистом, изолированном виде» 3 . Как уже отмечалось, партии занимают среди них особую роль. Целенаправленная деятельность партий предполагает наличие у них строго определенных функций.
Функции партии, которые наиболее ярко демонстрируют ее место в политической системе, выражают необходимость решения двух групп задач: внутренних и внешних. К внутренним функциям можно отнести:

    Организацию структуры партии и налаживание необходимых отношений между первичными организациями, а также между ними и вышестоящими партийными инстанциями.
    Функцию политического рекрутирования, т.е. пополнения рядов партии за счет новых членов.
    Решение финансовых проблем (контроль за положением партийной кассы).
    Подготовку из числа членов партии политических лидеров и лиц, обладающих знаниями государственного руководства для других структур политической системы, в том числе и для выдвижения кандидатов в представительные органы власти.
Внешние функции имеют более сложную структуру:

1. Социальные функции – одни из важнейших, так как партии являются ведущей частью системы социального представительства. Социальные интересы обретают форму политических целей, задач, решая которые, партии осуществляют связь различных социальных слоев, групп, как между собой, так и с государством и другими политическими институтами, способствуя при этом интеграции (или дезинтеграции) этих слоев и групп в существующую политическую систему. Таким образом, социальные функции включают в себя:

    Работу партии с массами с целью расширения своих сторонников - будущих избирателей;
    Разъяснение массам политической и социально – экономической ситуации, в которой живет общество, предложение платформы действий.
    Социально – политическое просвещение и сплочение граждан на основе общности интересов;
    Политическое воспитание (социализацию) граждан. Работу с молодежью с целью вовлечения ее в активную политическую деятельность, для обеспечения стабильности и преемственности в развитии общества.
2. Идеологические функции - связаны с разработкой партийной идеологии, программных документов, а также с осуществлением партийной пропаганды.
Современные крупные партии имеют свои научные центры, осуществляют социологические исследования, проводят эксперименты, определяют перспективы развития.
3. Политические функции - в первую очередь связаны с:
    Борьбой партии за политическую власть в обществе и ее осуществление на основе своих программных установок;
    Организацией различных форм участия в политической деятельности;
    Организацией оппозиции государственным органам, давлением на них, если их политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия.
    Налаживание контактов с другими политическими организациями и движениями как внутри страны, так и на международной арене.
При подготовке к выборам партии осуществляют и электоральные функции (организация избирательной кампании), а после выборов они, как правило, реализуют парламентские функции через деятельность своих депутатов, объединенных в парламентские группы и фракции.
4. Управленческие функции – осуществляются после победы на выборах, когда партии участвуют в формировании правительства или берут на себя ответственность по управлению государством, которая выражается в ответственности за деятельность лиц, выдвинутых ею. Поэтому партия должна контролировать деятельность своих лидеров независимо от надзора политических институтов.
Полнота реализации всех этих функций, как внешних, так и внутренних, в том или ином обществе различна. Она зависит главным образом от уровня развития конкретного общества, социально – классовой сущности партии, а также от профессиональных качеств ее лидеров.

б) Типология политических партий
Мир политических партий многообразен и изменчив: одни из них доминируют на политической сцене, другие только обозначают своё присутствие на ней; одни партии включают в свои ряды миллионы граждан, другие довольствуются несколькими тысячами членов. Никакая типология не может исчерпать всего богатства данного явления. Однако осмысление природы партий обусловило попытки их классифицировать и систематизировать. Переход от описательности на уровень теоретических обобщений позволил глубже проникнуть в природу партий и выявить их наиболее характерные признаки
и т.д.................

Среди негосударственных организаций главную роль в политической системе играют политические партии (подумайте, почему становление современных политических партий ученые относят к XIX в). Они отличаются от су в совместной-политических движений и групп давления наличием организации (профессионального аппарата, ведающего вопросами партийной деятельности), политической программы и идеологических основ групповой деятельности (партия соединить уе группу единомышленников), целью своей деятельности (завоевание, удержание и использование государственной власти для реализации интересов определенных социальных группп).

По организационному признаку партии условно разделяются на массовые и кадровые. Массовые партии - многочисленные объединения со сложной организационной структурой. Они имеют постоянное членство и источники финансирования. Л. Лейбористской партии, например, были созданы вне парламента по инициативе профсоюзов, которые являются коллективными членами этих партий и финансируют их. Кадровые (парламентские) партии характеризуются значительной в нутришньою свободой, отсутствием обычно фиксированного членства и постоянного источника финансирования. Так, членом республиканской или демократической партии в. США может объявить себя любой американец, щ в поддерживающий партию материально или голосует за неа неї.

По идеологическому признаку партии разделяются на консервативные, либеральные, социалистические, коммунистические, националистические, клерикальные (религиозные) и др.

В демократических странах в связи с ростом среднего класса значительно сокращается социальная база идеологических крайностей (подумайте, чем было вызвано возникновение фашистской идеологии в 30-е годы XX в в в. Германии и. Италии. Почему и сегодня в некоторых странах возникает волна неофашизма?). В новых социальных условиях наблюдается дальнейшее сближение идейно-политических основ большинства влиятельных партий. Они не ставят под сомнение государственно-общественное устройство, а расходятся в своих программах лишь по вопросу о путях совершенствования обществьства.

Главный признак политической партии - притязание на государственную власть, участие во власти. При этом целью партии, как мы выяснили, является реализация интересов определенных социальных сил. Современные партии приходят к власти ч через конкурентную борьбу друг с другом за голоса избирателей на выборах в парламент, другие властные структуры. Поскольку социальные интересы воплощены в программах, избиратель, по существу, делает выбор между их а льтернативнимы вариантами. Не случайно выработка своего варианта политики (политического курса) - одна из важнейших функций партий. Они тщательно изучают потребности и запросы социальных групп и слоев, в идиляють наиболее острые общественные противоречия. На основе обобщения разносторонних данных вырабатываются общие требования, которым предоставляется характер политических целей и путей развития общества. В политических программах обычно подчеркивается намерение партий служить интересам всего народа. Однако в них прослеживаются приоритеты, которые делают партии представителями тех или иных социальных групп. Так, программы соц иал-демократов (Ирландия,. Норвегия,. Швеция) направлены обычно на усиление социальной политики в интересах наиболее незащищенных слоев населения: женщин, молодежи, стариков, безработных. С приходом к вла ди социал-демократических партий, как правило, распространяется влияние профсоюзов, растут расходы на социальные нужды, увеличиваются налоги, что сокращает доходы части населения. Программные установки консерватив коров (республиканцев в. США,. ХДС в. ФРГ, консерваторов в. Великобритании), напротив, ориентированы на реализацию интересов наиболее состоятельных социальных групп и слоев, крупного бизнеса. Политика этих партий ож ивлюе деловую экономическую активность. Вместе с тем, сокращается пособие по безработице, усиливается социальное неравенствона нерівність.

Партии контролируют механизм выдвижения своих кандидатов на выборах и обеспечивают им всестороннюю поддержку. Четко очерчивая круг социальных проблем, они разъясняют избирателям свои подходы к их реше ния, раскрывают преимущества перед альтернативными вариантами, отвечают на вопросы, ведут дискуссии. Тем самым партии влияют на политические взгляды и ориентации людей, особенно молодежи, пополняют ряд и своих сторонников, приобщают их к политике. Иными словами, партии реализуют функцию политической социализации общинадян.

Многие молодые люди, обучающиеся в колледжах или университетах, активно включаются в политическую деятельность. Участвуя в предвыборных кампаниях и политических баталиях, работая в тех или иных комита тетах, молодой человек приобретает политический опыт, вырабатывает в себе качества, необходимые профессиональному политику. Именно так начинали свою карьеру многие известные политические деятели (приведите примеры). Итак, выхо ния кадров - еще одна функция партиитій.

Они выполняют также посредническую роль между обществом и государством за партии различные социальные группы имеют возможность выразить свое отношение к проводимой политике и даже свой протест, нередко ко приобретает форму партийных лозунгов и заяв.

Кроме государства и политических партий, в организационный компонент политической системы входят общественно-политические движения (молодежные, женские, экологические и др.). Они не имеют такого организованного оформления, как к партии, и является относительно аморфными и нестабильными образованиеми.

Важным объектом политологического анализа являются политические партии и партийные системы. Сегодня невозможно представить себе политическую жизнь общества без партии как одного из основных политических институтов. Особый интерес эта проблема представляет в условиях возникновения и развития политических партий и формирования партийного плюрализма и новой партийной системы в Российской Федерации.

Само название «партия» означает группа, доля, часть. Часть населения, социального слоя (слоев), часть класса. Этот термин получил распространение еще в Древнем мире. Приведём один из многочисленных определений политических партий. Политическая партия - это "организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия вес осуществлении".

Вообще, в политологии обозначились различия в подходах к определению политической партии. При одном подходе упор делается на особенности структуры партии, продолжительность ее существования, факторы социальной устойчивости. Типичным для этого подхода являются определения, в которых партия рассматривается как «объединение людей, имеющее свою особую структуру» (М. Дюверже). Как «относительно прочное, длительно существующее социальное формирование, стремящееся к овладению учреждениями государственной власти и имеющее такую структуру своей внутренней организации, которая соединяет партийных лидеров в центрах управления с их сторонниками на политической арене». Подобная формулировка выделяет важные для деятельности партии аспекты.

При другом подходе (функциональном) определение партии строится с точки зрения выполняемых ею функций. Сторонник данного подхода К.Лоусон полагает что, политическая партия определяется как «организация индивидов, которая стремится продлить путем выборов или помимо выборов полномочия народа или его частей для специальных представителей этой организации, чтобы осуществлять политическую власть данных представительных учреждений, утверждая, что такая власть будет осуществляться от имени этого народа»1. Нужно отметить, что Лоусон в своих трудах неоднократно подчеркивал, что ни одно определение политической партии не является исчерпывающим и вполне удовлетворительным.

П. Меркл считал партию таким «политическим образованием, которое регулирует и социализирует новых членов, избирает лидеров через внутренние процессы представительства и выборов, разрешает внутренние споры» .

Очевидно, что большинство подходов определяют партию исходя из целого ряда важнейших отличительных черт и связанных между собой критериев. Один из американских политологов Дж. Ла Паломбара попытался выделить четыре наиболее важных из них: 1) идеологического порядка - всякая партия есть носитель идеологии или, по меньшей мере, особого видения мира и человека. 2) партия - это структурно оформленная организация, т. е. относительно продолжительное по времени объединение людей, на самых разных уровнях политики от местного до международного. Это объединение единомышленников. 3) основной целью создания и функционирования политической партии является борьба за завоевание и осуществление власти. 4) каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа - от голосования до активного членства, стремятся к расширению связей с массами, борется за политическое влияние в них.

Итак, резюмируя, можно считать, что политическая партия является добровольным, долговременным союзом на идеологической основе, направленным на получение государственной власти либо участие в ней, преимущественно через избирательный процесс, причем власть для этого союза являться инструментом реализации политической программы.

В настоящее время в партиологии утвердилась идея о взаимосвязи политических партий со свободой и демократией. Все более распространенной становится трактовка партий не только и не столько как оппозиционной силы, сколько как организации, лояльной по отношению к государству, играющей позитивную роль в функционировании политической системы общества.

Важнейшей отличительной чертой политической партии является ее стремление к овладению государственной властью. Всякая политическая партия ставит перед собой задачу -- участие в общественной жизни через обладание властью в государстве, что обеспечивает ей наиболее эффективные возможности для реализации своих программных целей. Политические партии характеризуются также идейной общностью, добровольностью объединения, «партикулярностью» (отсутствием претензий на всеобщность, за исключением партий тоталитарного типа, которые, сращиваясь с государственным аппаратом, перестают быть партиями в полном смысле этого слова) и т.д.

«В научной классификации партий прослеживаются две основные традиции: марксистская, в основе которой лежит совокупность признаков, и так называемая «критериальная», опирающаяся, как правило, на какой-либо один всеобщий критерий» .

Важным вопросом, касающимся анализа политических партий, является вопрос о функциях современных политических партий. Обычно выделяют следующие функции:

Прежде всего, это функция социального представительства. Всякая политическая партия является выразителем определенных социальных интересов, опирается в своей деятельности на конкретные социальные группы и слои, является их представителем на политической арене. Сейчас, практически ни одна партия не имеет в качестве своей базы лишь один какой-нибудь социальный слой. Каждая партия стремится объединить по возможности широкие слои общества и представляет различные социальные группы. Успех может быть обеспечен только той партии, которая будет выражать не узкогрупповые, а общенациональные интересы, что отражается и в самом названии многих партий - народные, национальные и т.д. Другими словами, представительство -- это выражение и представление социально-политических интересов определенных общественных групп. Партии, имеющие своих депутатов в центральных и местных представительных органах, обладают возможностью артикулировать требования своих сторонников и в приемлемом виде доносить их до внимания властных структур. Кроме того, они используют в этих целях партийные печатные органы и СМИ местного или общенационального масштаба;

Следующая функция социальная интеграция -- одна из важнейших, так как партии являются ведущей частью системы социального представительства. Социальные интересы обретают форму политических целей, задач, решая которые, партии осуществляют связь различных социальных слоев, групп, как между собой, так и с государством и другими политическими институтами, способствуя при этом интеграции (или дезинтеграции) этих слоев и групп в существующую политическую систему. Таким образом, социальные функции включают в себя: работу партии с массами с целью расширения своих сторонников - будущих избирателей; разъяснение массам политической и социально - экономической ситуации, в которой живет общество, предложение платформы действий; социально -- политическое просвещение и сплочение граждан на основе общности интересов; политическое воспитание (социализацию) граждан. Работу с молодежью с целью вовлечения ее в активную политическую деятельность, для обеспечения стабильности и преемственности в развитии общества. Другими словами, социальная интеграция - это объединение своих сторонников. Партии посредством организаторской деятельности консолидируют сторонников определенных духовно-идеологических ценностей, придают их политической деятельности организованных и целенаправленный характер. Таким образом, деятельность значительных масс людей приобретает интегрированный вид и устойчивую, определенную форму, что позволяет строить политические связи и отношения в обществе на устойчивой и понятной основе. Речь здесь идет о достижении согласия с существующим строем, о социальном конформизме, примирении интересов конфликтующих социальных групп.

Третья функция - политическая социализация, то есть включение личности в мир политики, влияние на формирование ее ценностных ориентации, социальных и политических установок, навыков общественно-политической деятельности. Цель социализации - обеспечение стабильности и преемственности в развитии общества. Таким образом, политическая социализация представляет собой деятельность, направленную на формирование и развитие определенной политической культуры, передачу политических ценностей и традиций новым поколениям людей, придерживающимся позиций определенных партий и являющимся ее приверженцами;

Следующая группа функций показывает роль партии в политической системе. В первую очередь они связаны: с борьбой партии за политическую власть в обществе и ее осуществление на основе своих программных установок; организацией различных форм участия в политической деятельности; организацией оппозиции государственным органам, давлением на них, если их политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия; налаживание контактов с другими политическими организациями и движениями как внутри страны, так и на международной арене.

Четвертая функция политических партий идеологическая, она связана, прежде всего, с выработкой политической программы на основе определенного мировоззрения, выражающей в теоретической форме интересы значительных социальных и классовых сил общества. Кроме того, она означает проведение пропагандистской и агитационной работы, направленной на распространение своих идеалов и ценностей, а также привлечение к партийной деятельности новых сторонников. Серьезное внимание в деятельности партий уделяется функции политического рекрутирования, под которым понимаются подбор, подготовка и выдвижение кадров, как для самой партии, так и для других структур политической системы, в том числе выдвижение кандидатов в представительные органы власти и в исполнительный аппарат государства. Идеологические функции - связаны с разработкой партийной идеологии, программных документов, а также с осуществлением партийной пропаганды.

И, наконец, собственно политическая функция состоит, во-первых, в реализации политической стратегии, направленной на овладение властью с целью реализации интересов конкретных общественно-политических сил, проведения тех или иных социальных преобразований. Стратегическая линия партии обычно связана с определением основного направления политического действия, выбором союзников, поэтапным решением крупных политических проблем. Во-вторых, эта функция раскрывается через деятельность по выработке и реализации тактических действий партии, которые заключаются в конкретных способах и методах решения текущих вопросов политики. Управленческие функции осуществляются после победы на выборах, когда партии участвуют в формировании правительства или берут на себя ответственность по управлению государством, которая выражается в ответственности за деятельность лиц, выдвинутых ею. Поэтому партия должна контролировать деятельность своих лидеров независимо от надзора политических институтов.

Помимо перечисленных внешних функций, существуют и внутренние (Приложение 1). К ним можно отнести: 1) Организацию структуры партии и налаживание необходимых отношений между первичными организациями. А также между ними и вышестоящими партийными инстанциями. 2) Функцию политического рекрутирования, т.е. пополнения рядов партии за счет новых членов. 3) Решение финансовых проблем (контроль за положением партийной кассы). 4) Подготовку из числа членов партии политических лидеров и лиц, обладающих знаниями государственного руководства для других структур политической системы, в том числе и для выдвижения кандидатов в представительные органы власти.

Полнота реализации всех этих функций, как внешних, так и внутренних, в том или ином обществе различна. Она зависит главным образом от уровня развития конкретного общества, социально - классовой сущности партии, а также от профессиональных качеств ее лидеров. В зависимости от принципов, на которых строится деятельность той или иной партии, от ее роли в политической системе общества находится и сама организационная структура партии.

Партии имеют сложную внутреннюю структуру. Испанским политологом Л. С. Санистебаном выделяются следующие элементы: а) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль; б) стабильный бюрократический аппарат, исполняющий приказы руководящей группы; в) активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входящие в бюрократию; г) пассивные члены партии, которые, примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности. К перечисленным группам следует добавить лиц, которые поддерживают партию, не являясь ее членами, и меценатов. Они могут принадлежать к партии, а могут и не принадлежать.

Другими словами, в структуре политической партии можно выделить три уровня. Самый неопределенный и размытый уровень - это тот блок избирателей, которые идентифицируют себя с данной партией и систематически голосуют за нее на выборах. Они составляют массовую базу, которая обеспечивает кандидатов партии поддержкой у избирательных урн. Принадлежность к такой группе весьма трудно определить, поскольку она основывается больше на декларируемой приверженности, нежели на официальной вовлеченности в партийную организацию.

Второй уровень - это официальная партийная организация. Естественно, что структура партии берет начало там, где находятся избиратели. Поэтому, как правило, она начинается на уровне самой низшей первичной ячейки - окружной организации. Главная ее задача состоит в мобилизации на местном уровне избирателей в поддержку кандидатов своей партии. Ко второму уровню относится и партийный аппарат, представляющий собой особую группу людей, профессионально занимающихся организационными вопросами политической деятельности партии (организуют предвыборные кампании, устанавливают сроки, место и порядок проведения партийных съездов, обеспечивают соблюдение правил избрания делегатов на съезды и т.д.).

И третий уровень - где речь идет о партии в системе правления, состоящей из должностных лиц в государственном аппарате, которые получили свои посты в силу принадлежности к ней. Это президенты, губернаторы, члены парламента и т.д. Руководящее меньшинство принимает основные партийные решения, обладает обширной информацией, как правило, недоступной рядовым членам, нередко манипулирует сознанием и поведением партийных масс. Руководящая группа неоднородна. В ней могут быть представлены внутрипартийные течения, оспаривающие право контроля над всей организацией.

Различные течения в партиях возглавляются лидерами, пользующимися авторитетом у функционеров и рядовых членов. Они стремятся к единоличному руководству, чтобы направить партию по определенному ими программному пути. Конфликты между соперничающими лидерами иногда приводят к расколу партии или же соглашению между ними и восстановлению единства организации. Чем больше авторитет и влияние лидеров партии, тем большее расстояние отделяет руководящее ядро от рядовых партийцев.

Естественно, такая иерархичная структура во многом носит условный характер, поскольку в разных странах она имеет свою национальную специфику. Постоянным же остается главная задача всех политических партий - это защита и представительство интересов определенных социальных групп. И здесь важно отметить, что партии не только выражают интересы, но и активно участвуют в их формировании.