Политическая система общества: понятие, система, функции. Политическая система общества, её структура и функции

ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Сущность, структура и функции политической системы.

Политическая система является одной из систем об­щества наряду с социальной, экономической и духовной, которые определяются особенностями человеческой дея­тельности. Специфика политической системы проявляет­ся, во-первых, в том, что через нее осуществляется власть в обществе, принимаются решения, обязательные для все­го общества и каждой его системы. Во-вторых, располагая властью, она вместе с тем является частью надстройки об­щества, которая предопределяется экономическим бази­сом. В-третьих, она имеет относительную самостоятель­ность, которая обусловлена наличием специального механизма взаимодействия структурных элементов, фун­кций и ролей. Отношения в ней регулируются специаль­ными правовыми и политическими нормами.

Политическая система общества - это система по­литических организаций и институтов, политических идей, взглядов, политических, нравственных и правовых норм и традиций, избирательного права, общественного мнения и других специфических элементов, с помощью которых осуществляется власть или оказывается влияние на нее, это совокупность политической власти, политичес­ких субъектов и отношений, политической организации и политической культуры общества.

Для понимания сущности политической системы важное значение имеет уяснение ее функций. К ним мож­но отнести:

Определение целей и задач общества, разработка программ его жизнедеятельности;

Мобилизацию материальных и духовных ресурсов и всего общества на выполнение социально-политических целей и задач;

Политическую социализацию общества;

Формирование политического сознания граждан;

Политическую связь элементов системы, системы и среды;

Укрепление общественно-политического строя, обеспечение его безопасности;

Нормотворчество;

Легитимацию, т.е. достижение максимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.

В структуре политической системы выделяются следу­ющие ее основные элементы: политические организации и институты; политические и правовые нормы, политичес­кие отношения, политическое сознание и политическая культура В политическую систему в качестве подсистемы включается избирательная система.

Составной частью, фундаментом политической систе­мы является политическая организация общества. Она представляет собой совокупность конкретных институтов, которые взаимодействуют с массами, осуществляют волю определенных социальных групп. Политическая органи­зация цементирует политическую систему в целостный ор­ганизм, придает ей устойчивость, формирует средства воз­действия на общество, создает нормы политической жизни. Посредством политической организации обеспечи­ваются необходимые организационные формы и возмож­ности участия масс в управлении обществом, их влияние на принятие государственных решений.

Все структурные элементы политической системы вза­имосвязаны друг с другом. Например, партии тесно связа­ны с политической идеологией, государство - с правом. Политическая культура накладывает отпечаток на все эле­менты политической системы. Вместе с тем каждый из элементов политической системы обладает своей определен­ностью и самостоятельностью.

Политический институт - это самостоятельное яв­ление политической жизни, элемент политической систе­мы (государство, политические партии, общественные ор­ганизации, коллективы, избирательные системы).

Важный признак политических институтов состоит в том, что они активно взаимодействуют в процессе осущес­твления власти и социального управления, причем как по горизонтали (государство, партии, избирательные систе­мы и т д.), так и по вертикали (политические институты страны, области, района).

Среди политических институтов важнейшее место за­нимает государство, которое представляет все общество, обладает суверенитетом в рамках государственных границ и независимостью за их пределами.

Институтом любой развитой политической системы яв­ляются политические партии, играющие значительную роль в жизни современного общества. Для их деятельнос­ти характерны усилия на объединение различных соци­альных слоев и групп вокруг своих идей и программ для достижения политических целей.

На политическую жизнь того или иного общества силь­ное влияние оказывают такие элементы политической сис­темы, как общественные организации и движения, тру­довые коллективы, церковь, средства массовой информации . Без них невозможны ни эффективное управ­ление, ни развитие демократии. Чем более развиты в об­ществе разнообразные политические институты, тем бла­гоприятнее их влияние на общественное развитие.

Важным элементом политической системы является также совокупность социально-политических норм, осно­ву которых образует право. Именно право служит глав­ным нормативным регулятором всех общественных отно­шений, нормативной базой функционирования как государственных, так и общественных организаций.

Эти нормы регулируют политические отношения в об­ществе, через них официально признаются и закрепляются определенные социальные интересы и политические ус­тои. Правовыми нормами являются прежде всего конституции, на которых базируются законы и другие нормативные акты. Важную роль в осуществлении поли­тической деятельности играют нормы, создаваемые общес­твенными организациями, прежде всего уставные, кото­рые регулируют отношения внутри них.

В систему социально-политических норм, кроме того, входят политические традиции и обычаи, моральные нор­мы, соблюдение которых особенно необходимо в условиях демократического общества.

В состав политической системы общества входят и по­литические отношения. Это отношения политических субъектов, разновидность общественных отношений, ко­торые формируются в процессе осуществления политичес­кой власти.

Политические отношения как элемент политической системы складываются в зависимости от наличия тех или иных классов, социальных групп, типа государственного устройства, однопартийной или многопартийной системы, формы управления, установившегося режима.

Один из элементов политической системы - полити­ческое сознание. Сюда входят политическая идеология и психология, которые влияют на мировоззрение и полити­ческие убеждения людей, на процесс формирования об­щественного мнения, а все вместе - на политические от­ношения и процесс функционирования политической системы.



Политическая система общества адекватно отражает изменяющиеся условия, рост политической и общей куль­туры.

Политическая культура - это элемент политичес­кой системы, определяющий уровень, характер и содер­жание политических знаний, идеологию, ценности, тради­ции, убеждения, навыки и действия.

Политическая система не должна уподобляться закры­той системе, где процесс принятия политических решений зависит от немногих людей, не контролируется народом.

Типология политических систем.

В отечественной полити­ческой литературе длительный период выделялись два ти­па политических систем: буржуазная и социалистичес­кая. Однако в наше динамичное время эта типология не может быть исчерпывающе объективной в силу ряда об­стоятельств, новых явлений жизни. В частности, многие капиталистические государства в настоящее время могут быть с достаточными на то основаниями по ряду призна­ков разделены на государства капиталистического класси­ческого типа и социал-демократической направленности. Во многих буржуазных странах уровень социализации капитала и обобществления производства достиг такой степени, что явно просматриваются элементы социализма. И поэтому анализировать и оценивать социально-эконо­мические структуры как чисто капиталистические было бы неправильно.

Политическая система общества – сложная разветвленная совокупность политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействия и взаимоотношения между ними реализуемая через политическую власть.

Политическую систему общества можно рассматривать узком и широком смысле.

В узком смысле под политической системой общества понимается совокупность институтов(государственных органов, политических партий,движений, профсоюзов, экономических структур и т.п), в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

В широком смысле под политической системой общества следует понимать систему(сферу) всех политических явлений, которые существуют в обществе.

Теории политической системы общества:

Теория Т. Парсонса. Она заключается в том, что общество взаимодействует как четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Всякая из этих подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне. Вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом.

Экономическая подсистема отвечает за реализацию потребностей людей в потребительских товарах.

Функция политической подсистемы заключается в определении коллективных интересов, мобилизации ресурсов на их достижение. Поддержание устоявшегося образа жизни, передача новым членам общества норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами мотивации их поведения, обеспечивает социальная подсистема.

Духовная подсистема осуществляет интеграцию общества, устанавливает и сохраняет связи солидарности между ее элементами.

Теория Д. Истона . Она рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. Политика - относительно самостоятельная сфера, основное значение которой -распределение ресурсов и побуждение к принятию этого распределения ценностей между индивидами, группами

Теория Г. Алмонда . характеризует политическую систему, с одной стороны, как способность осуществлять в обществе преобразования при поддержании стабильности; с другой стороны - как совокупность взаимозависимых элементов, при этом каждый элемент целого (государство, партии, элиты) выполняет жизненно важные функции для всей системы. Занимаясь сравнительным анализом политических систем, Г. Алмонд и Д. Пауэлл перешли от изучения формальных, институтов к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения. Из чего они определили политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам.

Теория К. Дойча (кибернетическая теория). Он рассматривал политическую систему как кибернетическую, в, которой политика понималась как процесс управление и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Формулировка целей и их коррекция осуществляется политической системой на основе информации о положении общества и его отношения к данным целям: о расстоянии, которое осталось до цели; о результатах предыдущих действий. Функционирование политической системы зависит от качества постоянного потока информации, поступающей из внешней среды, и информации о ее собственном движении.

Компоненты политической системы общества:

1. Институциональная (организационная)

а) государства

б) общественные движения

в) политические партии

2. Функциональная

а) формы и направления политической деятельности и политических институтов

б) методы политической деятельности

3. Нормативная

а) политические принципы

б) политические традиции

в) нормы морали, нормы права

4. Культурно- идеологическая

а) политическая психология

б) политическая идеология

в) политическая культура

5. Коммуникативная – совокупность всех связей между политическими институтами, подсистемами и др. сферами.

Функции политической системы общества:

1. Обеспечение политической власти, определение социальной группы или всех членов общества

2. Выявление и представление интересов различных субъектов политических отношений

3. Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений

4. Интеграция общества, создание условий необходимых для осуществления политической деятельности

5. Политическая социализация

Государство занимает центральное ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

1) Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединений в пределах его территории, границ по признакам государства.

2) Является единственным носителем суверенитета

3) Обладает специальным аппаратом (публичной властью) , предназначенная для управления обществом; имеет сословные структуры

4) Обладает монополией на правотворчество

5) Владеет специфическим набором материальных ценностей; собственный бюджет, валюта

6) Определяет главные направления развития общества

Источники:

1. учебник ТГП - Л.П.Рассказова 2. лекции М.А.Махотенко

Политические партии: понятие, функции, классификация. Понятие и виды партийных систем.

Политическая партия – непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Дефиниция, согласно российскому законодательству. Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Признаки.

Представляют собой организации общественные (негосударственные), ставящие перед собой вопрос о завоевании, осуществлении и удержании политической власти;

Являются достаточно устойчивыми политическими объединениями, имеющими свои органы, региональные отделения, рядовых членов;

Объединяют индивидов на основе общности взглядов;

Имеют свои корпоративные акты: программу и устав;

Имеют фиксированное членство (хотя, например, партии США традиционно не имеют фиксированного членства);

Опираются на определенные социальные слои населения.

Функции.

1. Социальная. Партия обобщенно выражает и защищает интересы той или иной социальной группы и доводит до уровня государственной власти.

2. Идеологическая. Разработка партийной идеологии (концепции. программы); распространение, пропаганда идеологии.

3. Политическая. Получение государственной власти. Подбор политического лидера, подготовка специалиста по различным проблемам общественной жизни, выдвижение кандидатов на выборные и невыборные должности.

4. Управленческая. Характерна для партий, стоящих у власти: организуют и направляют действия государства, осуществляют руководство различными сферами общественной жизни.

5. Электоральная. Активное участие в выборах, организуют избирательные кампании, пропаганда, выступают с предвыборными программами.

Партийная система – совокупность политических партий, взаимоотношений между ними.

ВИДЫ

1. Однопартийная (преобладает монополия 1 партиии на власть. Характерно для тоталитарного, авторитарного государства. (Куба)

2. Двухпартийная (существует конкуренция между двумя партиями)

3. Многопартийная (существует конкуренция между многими партиями)

Политическая система общества - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Основные формы политических систем:

Демократия

Взгляды на политическую систему

Понятие политической системы носит много аспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:

Если рассматривать систему в институциональном плане, то ее можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.

В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы, и её определение связывается главным образом с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.

В третьем - политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.

Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия...

Системность

Политическую систему можно рассматривать как социальную систему, для которой предполагается такая взаимосвязь её элементов, которая образует определённую целостность, единство. А это означает объединённость входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причём эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого.

Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, её характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В её фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей - идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.

Политическая система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами - правовыми и политическими.

Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри - взаимодействий её институтов, ценностей и т. д. {2}

В данной работе будут рассмотрены такие вопросы как:

1.Понятие «политическая система общества» ее структура и функции.

В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие "политическая система общества", вошедшее в научный оборот во второй половине ХХ в., показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Политическая система имеет ряд характерных черт:

1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;

2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

3) она обладает относительной самостоятельностью.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория "политическая система" позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных и этнических групп, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений. Политическая система, в конечном счете, регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней свое особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих задач общества.

В зависимости от природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Отсюда характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.

Выделяют следующие функции политической системы:

обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

политическая социализация (посредством нее формируется политическое сознание индивида, и он "включается в работу" конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др.

Таким образом, политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм. {1}

Политическая система общества – организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность отношений политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Формы политических систем:

· Демократия

· Теократия

Выделяют следующие компоненты политической системы, определяющие каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны:

· организационный (институциональный) компонент - политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

· культурныйкомпонент - политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороныполитической власти

И политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

· нормативный компонент - социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

· коммуникативный компонент - информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

· функциональный компонент - политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Выделяют следующие функции политической системы:

· Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества

· Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения

· Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач

· Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений

· Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества

· Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры

· Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

· Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).


8.Политические режимы, их классификация.

Политические режимы – совокупность средств и методов осуществления политической власти, отражающих степень демократичности взаимоотношений гос-ва с личностью и обществом.

Характер пол. режима определяется:

интересами политических групп, на которых опирается режим демократичностью средств и методов властвования ролью насилия и принуждения в гос. Управлении соблюдением правителем законов отношением власти к правам и свободам человека уровнем пол. Участия и пол. Культуры граждан возможностями свободного соперничества правящей и оппозиционной элит

Признаки демократического режима:

Источник власти – народ; наличие «среднего класса» - соц. Основа демократии; гос. Устройство по принципу «разделения властей»; разрешено все, что не запрещено законом; пол. Плюрализм, благоприятные условия для развития гражданского общества

Признаки тоталитарного режима:

Всеобъемлющий контроль гос-ва над обществом; доминирование адм.-командных методов управления обществом; глава гос-ва и правительства – лидер, не подотчетный гражданам; принцип «запрещено все, что не разрешено законом»; власть манипулирует общественным сознанием и поведением

Неограниченная власть одного лица или гос. Органа; методы принуждения, стремление к тотальному контролю над обществом; закрытые методы подбора и выдвижения гос. Лиц; система запретов; структуры гос-ва манипулируют сознанием и поведением граждан

Олигархия – власть немногих, форма гос. Управления, при кот. Управляет обществом небольшая группа представителей финансового капитала.

Полития – гос. Правление, сочетающее принципы монархии, аристократии и народовластия.

Понятие политики. В жизни современного общества политика занимает весьма важное место. Она связана с решением ключевых вопросов, затрагивающих интересы различных классов, социальных групп или даже общества в целом. Политическое решение этих вопросов предполагает использование государственной власти. Поэтому политику можно определить как деятельность, направленную на получение государственной власти и ее удержание, а также как деятельность по реальному осуществлению этой власти.

Власть – это способность человека или определенной группы людей управлять деятельностью и поведением других людей, достигая этим поставленных целей. В современном обществе мы часто встречаемся не только с политической, но и с экономической, военной, информационно-идеологической властью.

Экономическая власть представляет собой контроль над материальными и финансовыми ресурсами. Военная власть обеспечивает контроль над военно-техническими и людскими ресурсами, нужными для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Информационно-идеологическая власть связана с контролем над потоками информации, влиянием на процессы формирования представлений и убеждений людей.

Осуществление политической власти требует концентрацией ресурсов, нужных для управления обществом, в руках определенных людей или групп людей, объединенных в политические институты: государство, политические партии и др. Политическая власть включает в себя также использование экономических, военных, информационно-идеологических средств, необходимых для достижения политических целей.

Понятно, что в мире, где сталкиваются противоположные социальные интересы, и нередки острые конфликты с применением военной силы, политическая власть должна опираться и на военную силу. Одной ее, правда, недостаточно для проведения эффективной политики. Нужна также власть над экономическими ресурсами и над сознанием людей. Это не означает, что вся экономика или духовная жизнь общества поглощаются политикой. Очень многое в них протекает по собственным законам. Более того, экономическая, социальная и духовная жизнь общества оказывают огромное обратное воздействие на политику.

Политическая система: понятие, типы, функции. Политическая жизнь общества представляет собой целостное единство определенных элементов, или систему. Политическая система общества – это совокупность политических институтов и организаций, соответствующих идей и взглядов, политических отношений, политико-правовых норм.

Политические организации и институты – это государство в целом, представленное законодательной, исполнительной и судебной властью, а также политические партии, общественные объединения политической направленности, ведущие идеологическую работу средства массовой информации.

Люди, участвующие в политической жизни общества, играющие в ней различные роли, руководствуются определенными идеями, ценностными установками и воззрениями. Политические взгляды и идеи людей выражают их основополагающие интересы, классов, социальных групп, связанные с получением и использованием власти.

Политико-правовые нормы регулируют политическую жизнь общества, фиксируют полномочия властных органов и должностных лиц, права и обязанности граждан. Эту роль выполняют прежде всего Конституция и законы страны.

Политические отношения складываются по поводу завоевания, перераспределения и использования политической власти в обществе. Это – отношения между политическими институтами и людьми, занимающими определенное политическое положение. Политические отношения между людьми могут характеризоваться либо сотрудничеством и взаимопомощью, либо соперничеством или даже враждебностью (например, ожесточенная борьба политических партий за власть).

Политическая система общества играет особую роль в общественной жизни в силу того, что политические решения, принимаемые государством законы имеют общеобязательный характер. Политическая система – единственная из всех общественных систем, которая имеет законное право наказывать, принуждать к исполнению принятых решений.

В наши дни обычно подчеркивают различия между такими крайними типами политических систем, как тоталитарные и демократические системы. Тоталитарная политическая система характеризуется всеобъемлющим (от латинского totalitac – весь, полный) и жестким политическим контролем за различными сторонами жизни общества, всевластием государства.

Для тоталитарных систем характерно подавление всякого инакомыслия. В таких обществах у власти, как правило, находится одна политическая партия, а все другие общественные организации подчинены ей и контролируются ею. Стабильность в обществе, здесь поддерживается насилием, террором. Такие государства иногда бывают крайне агрессивными (например, фашистская Германия).

Демократическая политическая система базируется на рыночной экономике, которой соответствуют политические идеи свободы частной инициативы, а также свободы в отношении определения людьми их общественной позиции. Государство здесь играет в основном роль регулятора отношений между различными социальными субъектами. Оно призвано обеспечивать права и свободы граждан, защищать их от произвола. Власть здесь завоевывается через участие в избирательных кампаниях. Главным институтом достижения политических целей является правопорядок.

В разных странах вырабатываются собственные представления о демократической организации общественной жизни. Попытки навязать какому-то народу, какой-то стране выработанные другими представления о демократии сами по себе являются недемократическими.

Политическая система общества выполняет ряд основных функций: целеполагания, интеграции, регламентации, контроля, коммуникации.

Функция целеполагания состоит в определении основных целей общественного и политического развития. Эти цели формулируются в партийных программах, политических декларациях, государственных программах экономического и социального развития и т.д.

Функция интеграции связана с объединением общества для решения важнейших задач. Разные общественные группы имеют неодинаковые интересы и цели. Эффективно действующая политическая система позволяет сопоставить их, определить баланс интересов и выработать конструктивную общую линию действий, достигаемую обычно путем компромиссов. В недемократических политических системах интеграция достигается путем подавления всякого несогласия с официальной точкой зрения, которая утверждается в качестве единственно правильной и законной.

Функция регламентации выражается прежде всего в установлении законов, управляющих жизнью общества, а также обеспечении исполнения законов и других, связанных с ними, норм. В первом случае говорят о законодательной власти, во втором – об исполнительной власти. Далее, здесь важна оценка выполнения различными людьми и организациями установленных норм, законов, осуществляемая судебной властью. Это уже контрольная функция, которую, в пределах своих полномочий, выполняют не только судебные органы, но и другие политические организации и институты.

Функция коммуникации , или общения, обусловлена необходимостью осуществлять обмен информацией между различными звеньями политической системы, а также между этой системой и обществом в целом. Люди должны знать, над чем работает и что решают политики, какие принимаются законы и т.д. В свою очередь участники политической деятельности должны знать, что думают граждане страны, что их заботит, как они оценивают деятельность политической системы и ситуацию в стране в целом.

Носители политической власти в обществе. В Конституциях ряда стран, других политических документах мы встречаем утверждение о том, что высшим носителем власти в обществе является народ. Эта демократическая идея противоположна идее монархического правления, исходящей из единовластия верховного правителя – монарха, или государя. Вместе с тем даже при демократическом общественном строе роль разных людей в осуществлении политической власти неодинакова.

Эту неодинаковость роли людей в осуществлении политической власти характеризует теория политической элиты. Слово «элита» в переводе с французского означает «лучший», «отборный». Политической элитой называют группу (или группы) людей, которая выделяется своей особой значимостью, наибольшим влиянием на политическую жизнь общества. Представители политической элиты постоянно и непосредственно участвуют в принятии политических решений, связанных с деятельностью государственной власти.

Макс Вебер выделял три типа лидерства: традиционное , легальное (основанное на законе) и харизматическое . В обществах, основанных на следовании традиции, политическую власть получают главным образом путем наследования от отца к сыну, иногда – от старшего брата к младшему. Это характерно, прежде всего, для монархических государств. Легальное получение власти связано с избранием при соблюдении определенных законных процедур. Власть такого руководителя основана на уверенности в том, что его полномочия получены строго законным способом, в условиях соревновательности и открытости. Харизматическое лидерство связано с наличием у некоторых людей необычных, исключительных качеств, которые позволяют им вести за собой людей. Слово «харизма» в переводе с греческого означает «благодать, божественный дар». Харизматические лидеры выдвигаются тогда, когда общество охвачено кризисом и вера людей в прежних руководителей расшатана. В прошлом такой властью обладали религиозные пророки; случалось, что харизма была присуща и политическим лидерам, в том числе и действовавшим в странах «старой демократии» (например, генерал де Голль во Франции).

Политическая идеология. Осуществление политической власти требует четкого определения ее целей, а также допустимых средств их достижения. Это означает, что политика всегда опирается на идеологию, является ее практическим осуществлением. Политическая идеология представляет собой совокупность идей, убеждений и ценностей, которые обосновывают право определенной социальной общности на власть или участие в реализации власти.

Политическая идеология имеет прежде всего теоретический уровень, связанный с обобщенной формулировкой основных идей, ценностей и целей данной социальной общности (класс, нация и т.д.). Второй уровень политической идеологии представлен программами, лозунгами и требованиями политических лидеров, партий, общественных движений и т.д. Третий уровень политической идеологии – это политические установки отдельных людей, существующие на обыденном уровне сознания. Этот третий уровень не следует недооценивать, потому что люди в своих практических делах как раз и руководствуются утвердившимися в их сознании стереотипами, убеждениями, политическими симпатиями и антипатиями.

Политическая идеология оказывает наиболее сильное воздействие на жизнь в общества в том случае, если она выражает в форме идей и лозунгов то, что люди непосредственно ощущают или знают из жизни. Идеологические пристрастия людей определяются не только их общественным положением, но и некоторыми индивидуальными чертами личности. Поэтому случается и так, что выходец из аристократической среды придерживается демократических убеждений, а «человек из народа» оказывается сторонником идей монархизма, национализма или тоталитаризма.

Теоретические политические идеи нужно уметь донести до сознания людей для того, чтобы эти идеи обрели действенность, реально повлияли на ход событий в обществе. Люди должны хорошо понимать, к чему ведет применение на практике тех или иных политических идей, программных установок.

Вопросы и задания:

1. Какова структура политической жизни общества?

2. Перечислите основные виды власти. На конкретных примерах покажите их взаимосвязь.

3. В чем главная особенность политической власти?

4. Охарактеризуйте роль политической системы в жизни общества.

5. Между кем складываются в обществе политические отношения?

6. Проиллюстрируйте примерами основные функции политической системы общества.

7. Руководствуясь текстом параграфа, составьте структурно-логическую схему «Политическая система общества».